Как писать конспекты. Основные требования, которые необходимо учитывать

Необходимость усваивать большие объемы информации, озвученные на лекциях и содержащиеся в научной литературе, заставляет учащихся вырабатывать навык фиксировать эти сведения, записывать их в более кратком и понятном виде. Кроме того, конспектирование научных статей и монографий является одной из основных форм самостоятельной работы и подготовки к практическим занятиям. Поэтому умение «правильно» написать конспект является одним из самых важных в процессе обучения.

Инструкция

1 Прежде чем начинать писать конспект научной статьи, вы должны четко понимать, что конспектирование целостной, законченной работы довольно серьезно отличается от конспектирования под диктовку в реальном времени, к примеру, на лекции. В этом случае ставится задача не просто зафиксировать изложение материала автором, а составить на его основе целостное, логически связанное изложение.

2 Начинайте работу с внимательного прочтения всей статьи целиком. В процессе чтения отметьте основные части статьи. Как правило, они включают в себя введение с постановкой проблемы, основную часть работы и заключение, содержащее выводы. В каждой части выделите основные мысли автора. Для этого удобно делать пометки на полях статьи карандашом, которые потом не трудно стереть.

3 Уяснив для себя основную суть статьи и выводы, сделанные автором, переходите к непосредственному написанию конспекта. Обратите внимание, что конспект предполагает краткое изложение материала и ваша работа по объему должна быть значительно меньше оригинальной статьи. Это значит, что не нужно переписывать авторский текст подряд. Выбирайте только самое необходимое.

4 Начинайте конспект с вводной части, содержащей постановку научной проблемы и основные исходные положения. Прежде чем писать, еще раз перечитайте первую часть (как правило, несколько абзацев) и выделите в тексте главные мысли, отбрасывая все сторонние рассуждения. При составлении конспекта не очень желательно переписывать текст дословно, цитировать его подряд. Будет намного лучше, если вы сможете переформулировать выделенные мысли своими словами.

5 Записав основные положения первой части статьи, переходите к следующему разделу и повторите с ним весь описанный ранее алгоритм действий. Если в статье содержатся какие-либо научные выкладки, формулы, постулаты, обратите на них особое внимание. Это тот фундамент, на котором строится вся доказательная база научной работы. Постарайтесь зафиксировать эти данные максимально точно.

6 Законспектировав основную часть статьи, особое внимание обратите на ее заключение и содержащиеся в нем выводы. Обычно в научных работах итоговые выводы излагаются в виде последовательных списков или тезисов. Но если этого нет, желательно самостоятельно привести заключительную часть к максимально формализованному виду. В дальнейшем такое изложение материала очень поможет при его усвоении и обработке.

Полезный совет

Если в конспектируемой статье содержатся какие-либо отсылки к другим авторам или научным работам, зафиксируйте их также. Это может быть важно для теоретических построений автора статьи.

Не знаете, как писать конспект по параграфу? Все не так и сложно.

Любой конспект является кратким изложением параграфа или отдельного раздела. От того, как будет изложено содержание темы, напрямую зависит качество лично ваших знаний и их оценка преподавателям.

Вы думаете, что конспекты на дом задаются от нечего делать? А не тут-то было. Дело в том, что ваш конспект – это словно лакмусовая бумажка, по которой можно определить, насколько вы, как сейчас модно говорить, «в теме». Педагогу будет интересно узнать, что именно вы выписали, какие мысли вы увидели в тексте.

Бывает так, что конспект есть, конспект красивый, но выписал студент не то, что нужно. Поэтому, дорогие студенты, конспектирование – это не только тренаж чистописания, но и в определенной мере средство повышения ваших компетенций, которые, собственно говоря, и делают из студента настоящего специалиста-эксперта.

Главное правило хорошего конспекта

Поэтому, отсюда вытекает правило первое, оно же самое главное – писать мало, но по делу. Текст нужно как бы просеивать на предмет важных мыслей, важные – фиксировать в тетрадку, а побочные – просто принимать к сведению.

Кстати, это правило – универсальное. Его нужно придерживаться и тогда, когда вы сели писать конспект по параграфу, и тогда, когда перед вами большущие кипы книг.

Что еще вам поможет?

Считается, что необходимо не только выделять все требующие того фразы и определения по параграфу, но и попытаться структурировать весь текст в общем, располагая важную информацию в последовательности расставленных заранее приоритетов.

Необходимость конспекта возникает тогда, когда нужно переработать большой объём информации за короткое время. Записи помогают воспроизвести в памяти необходимую и самую важную информацию по изученному параграфу.

Что такое свободный конспект?

Существует так называемый, свободный конспект, который сочетает в себе выписки, цитаты, план и тезисы. Данный тип является самым качественным. С его помощью студент может быстро привести нужный пример и сориентироваться в вопросе, который ему был поставлен.

Плюс свободного изложения материала в том, что можно воссоздать в памяти содержание параграфа даже спустя длительный промежуток времени. Но такой конспект подходит для учебы не всегда, например, для выступления на конференции лучше делать конспект, больше напоминающий план или тезисную форму.

А вот конспект с большими выписками нужен тогда, когда вы перерабатываете литературу по теме реферата, курсовой или дипломной работы. В таком случае, кроме самих выписок обязательно нужно указывать название источников, откуда они взяты, а также желательно на полях ставить и конкретные страницы. Это поможет не только найти цитату позже в книге, но и сделать на нее ссылку в дипломе или в том же реферате.

Как писать конспект по параграфу?

Перед тем как приступить к оформлению конспекта, можно прочесть параграф целиком, дабы понимать содержание текста в целом. Можно, конечно, и работать параллельно – читая и что-то выписывая.

Следует обязательно найти и выделить самые важные моменты, основные мысли, идеи, формулы. Не стоит дословно записывать всё то, что вам говорят или то, что написано в учебнике. Своими словами изложите содержание той или иной статьи. Подберите соответствующие примеры. Можно даже составить таблицу, по которой вам легче будет ориентироваться.

Как только прочтёте информацию, мысленно разбейте её на пункты и по раритетам важности. И вы быстро сможете сориентироваться, как писать конспект по параграфу. Чтобы полностью раскрыть суть изучаемой информации, выделите основные понятия и запишите важные цитаты. В конце конспекта следует написать выводы, привести примеры и факты.

Очень комфортно и практично использовать для написания конспекта самые разные схемы. Они позволяют наглядно показывать нужную информацию. Для этого подбирают материал, чтобы составить схему и выделяют общие понятия. При помощи ключевых фраз и слов раскрывают суть понятия. Рисунки также могут стать подсказкой к содержанию темы. Не забывайте о том, чтобы информация, написанная в конспекте, была легкой для восприятия и имела логическую структуру.

Для зрительного восприятия, применяйте цветные маркеры, фломастеры или пасту. Если есть формулы, понятия, определения лучше всего заключить их в рамки. Использование сокращения, обозначения и разные виды шрифта облегчит конспектирование. Именно так должен выглядеть конспект по параграфу.

Теперь у вас не должно больше возникать вопрос о том, как писать конспект по параграфу. Будьте внимательны, и конспект станет личной энциклопедией всей необходимой и важной информации.

#Sтуденты. Старики-разбойники – видео

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Каждый студент должен писать конспект. Это одна из главных обязанностей студента. Это его работа, если хотите. Однако часто бывает так, что молодые люди не могут успеть за лектором, из-за чего их конспект выглядит как набор несвязных отрывков фраз.

Студентов учат разным наукам, но одной из самых важных наук -правильном написании конспекта почти никогда никто нигде вас не научит. Естественно, не существует единственно правильного способа записывать лекции. Однако мы постарались подобрать для вас самые ценные рекомендации, которые позволят вам облегчить написание конспекта.

Для того чтобы у вас в голове информация, полученная из данной статьи, лучше отложилась в памяти, мы распишем каждую рекомендацию под отдельным пунктом.

Кстати, это одна из главных хитростей в написании конспекта - правильное структурирование материала. Ведь всегда проще найти вещь, когда она лежит на своем месте, где она и должна лежать, чем ту вещь, которая заброшена черт, знает куда.

Список хитростей при написании конспекта

1. Человеку не дано делать несколько дел одновременно.

Когда вы сидите на лекции и записываете новый материал и при этом параллельным ходом разговариваете с другом и сидите с телефона в Интернете, то тогда забудьте о добротно написанном конспекте. Человек не может делать несколько дел одновременно.

Нет, конечно, может, но некачественно. Что происходит, когда вы делаете несколько дел в одно и то же время? Вы распыляете внимание на всё сразу. Это приводит к тому, что вы как бы находитесь везде (слушаете и записываете лекцию, беседуете с соседом по парте, общаетесь в Интернете), но на самом деле вы находитесь нигде.

В школе часто бывают случаи, когда учитель просит встать и повторить, что он только что сказал. Наверняка у вас была подобная ситуация.

В ВУЗе, конечно, вас вряд ли заставят повторить материал лекции, в высшей школе учатся люди взрослые, самостоятельные, за ними не нужно приглядывать.

Хотя как показывает практика, нужно, да ещё и как нужно.

Вам дана внешняя свобода для того, чтобы вы становились быстрее взрослыми, а не для того чтобы делать то, что вам хочется. Пока вы студент, будьте добры учится. И причём учится не шаляй-валяй, а отдавая себя полностью процессу обучения.

Только так можно получить необходимые знания для того, чтобы потом всё было дольче вита (сладкая жизнь). Об этом же многие мечтают. Только немногие знают, чтобы в будущем всё было в порядке, нужно, чтобы уже сейчас в голове был порядок и соответственно порядок в конспекте.

Делаем вывод : Для того чтобы добротно вести конспект, нужно концентрировать своё внимание на том, о чём повествует преподаватель.

Всё посторонние дела оставьте на потом. Это краеугольный камень правильного написания конспекта .

2. Пишите только то, что считаете нужным.

Очень часто студенты совершают грубейшую ошибку - стараются записать всё дословно. При этом они естественно прерывают преподавателя, просят его повторить ранее проговорённый материал.

Скажем вам по большому секрету - от того, что у вас будет больше написано в конспекте, в голове не прибавиться. Если вы любите вникать в подробности, лучше прочтите книгу по интересующему вас вопросу. Зачем изобретать велосипед в стотысячный раз?

Главный вывод, который вы должны сделать - лекция вам дана для того, чтобы вы поняли законы и принципы функционирования изучаемого предмета, а не для того, чтобы вы в подробностях разобрали различные следствия явления.

Всегда старайтесь понять причину (почему он болеет? почему он богатый?), а не следствие (откуда у него такая дорогая машина?)

Законов много, суть (причина) у них всех одна и та же - люди должны жить быть счастливыми.

Делаем вывод : Не старайтесь записать всё подряд, что говорит преподаватель.

Пытайтесь уловить суть сказанного, и тезисно записывайте основные мысли лекции. У вас всегда есть возможность восполнить недостающие (не столь важные) факты, прочитав парочку учебников по нужному вам учебному предмету.

3. Создайте собственную систему сокращений.

Хотя мы в предыдущем пункте и говорили о том, что нужно записывать только самое необходимое, однако всё же бывают ситуации, когда стоит записать очень большой объём информации за одну лекцию.

Когда перед студентами встаёт такая проблема, часто они не способны поспевать за диктовкой преподавателя. Что же делать? Как же быть?

Тут большого секрета нет. Вам просто стоит создать свою собственную систему сокращений, которой вы будете пользоваться на всех предметах.

Как сокращать слова? Да как хотите, главное, чтобы а) слова реально становились короткими и б) вы смогли бы разобрать, что стоит под тем или иным сокращением. Старайтесь сокращать самые часто употребимые слова и словосочетания.

Приведём несколько примеров. Слово «который» вполне можно сократить до «к-й», «самостоятельно» до «сам-но», «государство» до «г-во», «через» до «ч/з», словосочетание «друг за другом» до «д/за/д» и т.д.

Скорее всего, у вас будут собственные варианты по сокращению слов. Мы тут не претендуем на роль первой инстанции. Каждый по-своему привык сокращать слова, это понятно.

Делаем вывод : Старайтесь как можно часто использовать сокращения. Это, во-первых, позволяет успевать записывать за преподавателем, во-вторых, не так сильно устаёт рука, и, в-третьих, вы экономите место в тетради. Оно вам ещё может пригодиться - учебный год долгий. Вот вам ещё один секрет того, .

4. Выделяйте основные моменты лекции цветом.

Это не пожелание, это реальная необходимость, скажем вам. Вот представьте, до сессии осталось несколько дней, а вам нужно найти какой-то сложный момент, который вы не поняли на лекции.

Вы помните, что вы не помните, но найти именно то, что вам нужно доскональнее изучить, вы не можете. Время ограничено, а ещё и другой материал стоит повторить.

Начинается паника, стресс и т.д. Зачем доводить себя до подобного состояния. Помните, мы вам говорили в своей предыдущей статье Непредвиденная ситуация: к этому должен быть готов любой человек! , что люди сами по большому счёту создают себе проблемы.

Поэтому не наступайте на одни и те же грабли - выделяйте цветом самые главные моменты лекции. Как выделять? Выделять нужно так, чтобы вы потом легко смогли найти тему лекции и интересующий вас момент в этой теме (который вы бы в панике искали, не будь выделен цветом).

Однако, лучшее враг хорошего, поэтому не утруждайте себя в изрисовывании конспекта цветными ручками и карандашами. Вам потом будет очень трудно найти нужный материал.

Выделено должно быть всё САМОЕ ОСНОВНОЕ, а именно: тема лекции (обязательно), определения, формулы, тезисы и т.п. Не делайте из своей тетради радугу-дугу.

Не стоит заниматься художествами в своём рабочем документе. Для этого есть другие места.

Делаем вывод : Выделяйте в конспекте цветными ручками и выделителями самые главные вещи, а именно тема лекции (обязательно), определения, формулы, тезисы и т.п.

Только не перестарайтесь Сделайте свою собственную систему выделений на подобие той, которая у вас есть при сокращении слов. В любой тетради выделяйте по одному и тому же принципу.

5. Структурируйте материал.

Ваш конспект должен чётко показывать, о чём в нём идёт речь. Нет ничего проще, чтобы сделать ваш конспект более наглядным, чем структурировать материал лекции.

Когда вы пишете всё слитно, не разделяя текст лекции на параграфы, подпункты и т.д., то в итоге у вас получается бесформенная каша из слов. Попробуйте быстро найти необходимую информацию через месяц - замучаетесь искать!

Поэтому старайтесь всегда записывать лекцию, руководствуясь хоть какой-нибудь логикой. Разбивайте текст на параграфы. Для того чтобы правильно определить момент, когда стоит делать новый параграф, прислушивайтесь к интонации голоса преподавателя.

Делаем вывод : Пишите конспект не «сплошняком», а с определённой структурой. В то время, когда вам предстоит готовиться к экзаменам, подобным образом структурированная информация вам очень сильно пригодится!

6. Пишите аккуратно и разборчиво.

Помните, мы в самом начале статьи говорили вам о том, что человек не может качественно делать несколько вещей одновременно.

Это заявление очень хорошо иллюстрирует корявый почерк того, кто хочет объять необъятное за один промежуток времени. Что получается в итоге?

Это называется «да я всё успевают делать, профессор». Конечно, если вы учитесь для того, чтобы получить корочки, то вам просто наличие конспекта будет вполне достаточно для того, чтобы к вам не смог придраться преподаватель.

Однако мы очень надеемся на то, что наш читатель приходит каждый день в университет за знаниями. Поэтому не усложняйте свою собственную студенческую жизнь, пишите конспекты аккуратно и разборчиво. Ведь для студента конспект - это его хлеб. А хлеб, как известно, всему голова.

Делаем вывод : «Растите» качественный «хлеб», т.е. пишите конспекты как можно более аккуратно и разборчиво.

Общий вывод:

В рамках данной статьи мы рассмотрели вопрос, как правильно писать конспект студенту. Надеемся, что вы почерпнули для себя что-то новое и полезное для того, чтобы применить полученные знания на практике.

Пишите конспекты, ведь они вам очень пригодятся при подготовке к экзаменам!

Многим студентам известно, как трудно бывает конспектировать лекции. Успеть записать всё, что говорит преподаватель, просто невозможно. Но простые советы помогут делать конспекты быстро и грамотно.

Как конспектировать быстро?

Итак, как научиться быстро писать конспекты?

  1. Прежде всего, следует научиться быстро писать. Такой совет может показаться странным, но некоторые пишут очень медленно, аккуратно выводя каждую букву. С таким подходом записать всё точно не получится. Стоит сделать упор не на качество, а на количество записанного, то есть скорость написания. Но, конечно, в любом случае буквы должны быть понятными.
  2. Тренируйтесь. Особенно непросто приходится студентам первого курса, ведь они не знакомы с конспектированием и просто не привыкли к такой скорости речи педагога (зачастую школьные учителя говорят медленно, да и записывать много на уроках не приходится.). Чтобы быстрее освоиться, можно писать дома: записывать монологи родственников или тексты передач и фильмов, переписывать главы из книг или журнальные статьи.
  3. Научитесь выделять и записывать всё самое главное. Не стоит записывать каждое слово преподавателя, это ни к чему. Обычно около 20% лекции – это, по сути, не столь важная и ненужная информация, фиксировать и запоминать которую просто ни к чему. А вот самые важные мысли и тезисы конспектировать необходимо.
  4. Чтобы быстро писать на лекциях, внимательно слушайте преподавателя и не отвлекайтесь, так как посторонние дела помешают вам уловить суть и выделить главное. Сконцентрируйтесь на речи лектора, абстрагируйтесь от остальных звуков.
  5. Предложения и фразы можно сокращать, убирая из них все лишние слова. Но всё же при этом предложение должно остаться осмысленным, убирать важные слова не стоит, вы просто упустите суть всего текста.
  6. Если вы услышали то, что уже записывали или хорошо знаете, не включайте это в свой конспект, вы просто потратите время впустую.
  7. Если вы чувствуете, что не успеваете записать что-то, то можно оставить свободное место и воспроизвести недописанное позже. Но сделать это нужно как можно быстрее (во время паузы преподавателя или сразу после лекции), пока информация свежа в памяти.
  8. Если вам приходится много писать на работе или на учёбе, сокращайте слова. Например, можно написать первую часть слова и окончание, поставив между ними дефис. Можно сократить слово, поставив в конце точку. Также можно использовать и общепринятые сокращения, такие как «тыс.», «чел.», «млн» и так далее. Но помните о том, что все сокращения должны быть понятными, иначе вы просто не сможете воспроизвести информацию.
  9. Часто используемые и основные слова можно сократить до букв или аббревиатур. Например, словосочетание «информационные технологии» может выглядеть как «ИТ». Но чтобы не запутаться при изучении конспекта, после лекции сразу же запишите все аббревиатуры и их расшифровки, это поможет быстро сориентироваться.
  10. Можно использовать символы. Например, слово «повышение» можно обозначить стрелкой, направленной вверх, а «понижение» может выглядеть как стрелка вниз. Слово «следовательно» можно обозначать стрелкой вправо. Слово «примерно» или «приблизительно» обозначьте волнистой линией.
  11. Можно создать собственную систему символов. Например, вы можете сократить часто используемые слова или самые простые. Символ может быть неким знаком или схематическим изображением или же сочетанием нескольких букв или их элементов. Но сразу же запишите все придуманные обозначения, чтобы ничего не забыть. Такой способ подойдёт для натур творческих и мыслящих креативно.
  12. Если ваша фантазия работает не очень хорошо, и придумать символы вы не можете, то используйте готовую и уже разработанную систему. Сначала изучите и запомните все обозначения, а потом начинайте использовать их.
  13. Есть ещё один способ. Если преподаватель диктует лекции очень быстро, то попробуйте пропускать некоторые буквы. Пусть это будут гласные, так как их в словах гораздо меньше. Как показывает практика, слова без гласных воспринимаются и воспроизводятся вполне нормально. Но всё же стоит писать гласные в конце слов и в начале, так вам будет проще разобраться и учесть окончания, а они порой важны.

А теперь полезные советы по поводу того, как не только писать быстро, но и делать конспекты понятными и максимально удобными для восприятия:

  • Не стоит писать в каждой строчке, лучше оставлять свободное место. Во-первых, сплошной текст сложен для восприятия, во-вторых, в оставленных участках после лекции вы сможете сделать важные пометки или же вписать то, что не успели, позаимствовав тетрадь у одногруппника или задав вопрос преподавателю.
  • Особенно важные слова следует выделять цветом или подчёркиванием. Да, это требует усилий, но, во-первых, они минимальны, во-вторых, лишняя чёрточка не отнимет много времени. Зато при изучении написанного вы сможете быстро найти всё самое важное.
  • Не занимайте поля, на них удобно делать пометки. Кроме того, они должны быть достаточно широкими.
  • Если после лекции вы вспомните какую-то важную мысль, которую не успели записать, непременно запишите её.
  • Если записи – не ваш конёк, но вы прекрасно набираете тексты на компьютерной клавиатуре, попробуйте попросить преподавателей брать с собой на лекции ноутбук.

Удачи вам в конспектировании! И пусть ваши записи будут понятными.

В процессе обучения студенты постоянно что-то конспектируют и пишут лекции. По сути, это является их основным занятием и первостепенной обязанностью. Однако далеко не каждый умеет правильно выполнять эту работу. В вузах преподают многие дисциплины, но не предусмотрены никакие вводные курсы, где научили бы грамотно писать конспекты. В этом есть определенная несправедливость. Правильное написание конспекта является наиболее важным умением студентов. Хорошее конспектирование лекций - почти половина успеха на экзамене/зачете.

Из-за такого неверного подхода к устройству рабочего процесса, большинство обучающихся попросту не готово к выполнению своих прямых обязанностей. Бывшие школьники, привыкшие работать по учебникам, начинают теряться в длинном монологе лектора. Им не хватает времени, чтобы осмыслить и тут же записать услышанное. В итоге, лекции пишутся наскоро, неаккуратно и неразборчиво, в них много бессвязного, а ценность такого труда практически сводится к нолю.

Безусловно, не существует четкой техники правильного составления конспектов. Возможно, по этой причине и нет вводных курсов по их написанию. Тем не менее, решить проблему все-таки можно. Мы подготовили ряд советов, в которых каждый найдет для себя что-тоновое и полезное.

Самое главное правило - материал должен быть четко структурирован. Согласитесь, если известно место какой-то вещи, то найти ее проще. Возьмем за основу структурирование текста и теперь более подробно рассмотрим общие положения успешного составления конспекта.

Занимайтесь только одним делом

Человек - не Юлий Цезарь и не может делать несколько дел одновременно. Если студент сидит на лекции, параллельно с этим разговаривает с соседом, периодически берет в руки телефон, чтобы зайти в интернет, и при этом еще пишет конспект, то ничего хорошего из этой затеи у него не выйдет.Дело в том, что человеческое внимание очень нестабильно. Уделяя свое внимание разным вещам, человек не может должным образом сфокусироваться на чем-то одном. Получается, что энергия на все эти дела будет израсходована впустую, ведь результат будет нулевым.В механическом бездумном записывании нет никакого смысла. Здесь можно привести в пример ситуацию, которая будет знакома многим. Когда школьный учитель во время урока неожиданно спрашивал болтливых хулиганов о том, что было только что сказано. Обычно ответом было молчание и потупленный взгляд. Наверняка, и вы хоть раз, но попадали в такое положение.

Скорее всего, такой ситуации не возникнет в стенах высшего учебного заведения, ведь подразумевается, что студент - взрослый и самостоятельный человек, который пришел сюда получать образование. Тем не менее, недавние школьники по-прежнему нуждаются в присмотре, но преподавателям до этого нет никакого дела, а зря. Студенты чувствуют свободу и отсутствие тотального контроля, поэтому начинают халатно относиться к учебному процессу, им становится не до лекций.

Все хотят хорошей жизни, но не все осознают, что успех зависит только от нас самих. Длятого, чтобы достичь желаемого необходимо прилежно учиться. Безусловно, хорошую подготовку строят не только на конспектах. Нужно собственное размышление, анализ, активность на парах, работа с литературой. Все это поможет стать ближе к высоким успехам в учебе. Главное, чтобы в голове был четкий порядок. То же самое можно сказать и про конспекты. В них все должно быть разложено по полочкам. Поверьте, это очень выручит вас на ближайшей сессии и в дальнейшем.

Конспектирование помогает закреплять информацию в памяти и развивать ум. Внимательно слушая и записывая лекцию, у человека активизируется умственная деятельность. Сосредоточенность невозможна без усилий воли. Важно, чтобы студент периодически контролировал и проверял уровень своей сосредоточенности во время лекций. Если студент потерял концентрацию на теме и начал просто писать все, что диктуют, то это можно назвать деградацией.

Вывод: Для хорошего ведения конспекта важно внимательно слушать лекцию преподавателя и не отвлекаться на что-то постороннее. В таком случае информация будет усвоена в голове и грамотно записана в тетради.

Записывайте только самое важное

Многие студенты часто допускают ошибки при конспектировании. Одна из таких - писать абсолютно все, что было услышано. Это приводит к тому, что лекцию прерывают на повторы. Как следствие, отведенного времени может не хватать для того, чтобы донести до аудитории всю информацию. Записывать нужно только ключевые моменты. Представим, что конспект - фундаментдома или компас, ведущий на путь овладения знаниями. На лекциях дается общая и важная информация, которую надо фиксировать. Все остальное студент должен черпать из учебников, чтобы достроить «дом» самостоятельно и таким образом освоить дисциплину.

Вывод: Не старайтесь успеть записать каждое слово из лекции преподавателя. Выделяйте суть и тезисно отмечайте главные моменты.

Придумайте свою систему сокращений

В предыдущем пункте мы говорили, что конспектировать нужно только ключевые моменты. Может показаться неразумным, использовать еще и сокращения. Впрочем, бывают случаи, когда одна лекция преподносит очень большую порцию информации. Студенты довольно сильно устают морально и физически, когда всю пару только и делают, что работают ручкой. Есть способ, который может значительно сократить нагрузку на руку и позволит усвоить весь материал, не упустив ничего важного. Помимо известных сокращений, типа «сантиметры - см», «год - г.», «область - обл.», можно создать собственную систему. Однако не перестарайтесь, иначе ваш конспект будет выглядеть, как шпионская шифровка. Плюс, не всегда можно вспомнить обозначения всех, записанных вами ранее, сокращений.

Есть несколько правил сокращения слов:

  • Они должны быть широко распространенными и общеизвестными,
  • Сокращать - значит делать слова максимально возможно короткими («классический - классич. - клас.»);
  • Не стоит сокращать слова и словосочетания, входящие в состав заглавия;
  • Нужно быть уверенным в том, что спустя время удастся расшифровать сокращение;
  • Если тема о глаголах, то не обязательно каждый раз писать это слово. Вместо этого можно воспользоваться сокращением до первой буквы и писать ее заглавной («глагол - Г»);
  • К примеру, в скорописи слово «который» заменяют значком «альфа».

Вывод: Используя свою систему сокращения слов можно успеть конспектировать за лектором, при этом экономя место в тетради и не нагружая руку.

Ключевые положения - в цвете

Выделение цветом основных моментов текста является одним из важных правил составления конспектов. Представьте ситуацию начала сессии, когда студент достает тетрадь по предмету. Он начинает долго вычитывать и искать необходимую часть среди многочисленных рукописных листов. С учетом стресса и нехватки времени, эти поиски превратятся в нудное и лихорадочное занятие. Чтобы избежать таких неприятностей и упростить себе подготовку к экзаменам, нужно выделить главные моменты. Причем, лучше всего это сделать в тот день, когда была проведена лекция. Во-первых, вы не запутаетесь в том, что конкретно надо выделить. Во-вторых, перечитывая дома текст, материал будет повторяться, а значит, лучше усвоится в голове.

Не стоит брать фломастеры и цветные карандаши для выделения, иначе можно превратить свою тетрадь в художественную галерею. Тем более, фломастеры имеют свойство отпечатываться на других страницах, что может подпортить аккуратность. В идеале, это должны быть маркеры-выделители одного или двух цветов. Они оставляют текст читабельным, не закрашивая лишнего.

Вывод: Главные моменты (тема, определения, формулы, тезисы) выделяйте маркерами-выделителями, но не перестарайтесь, а то получите обратный эффект.

Четкая структура материала

Вернемся к структурированию конспекта. Оно важно для того, чтобы написанное полностью раскрывало тему лекции и было доступно для понимания.Разбивайте текст на абзацы и подпункты, поскольку сплошной текст сложно воспринимается человеческим мозгом. Чтобы что-то разобрать/найти в большом куске текста придется вдумчиво его читать. Для успешного формирования абзацев непосредственно во время лекции, прислушивайтесь к интонации и паузам лектора. Обычно это выделяется голосом. Правильно структурировать текст лекции можно и с помощью оформления. Вот несколько советов по оформлению конспекта:

  • Используйте тетрадные поля (если их нет - начертите сами) для проставления даты, обозначения сокращений, отмечания важных мест лекции, оформления пунктов плана;
  • Лучше писать через клетку. Это дополнительное место для новых сведений или исправления ошибок. При чтении такого текста глаза будут меньше уставать;
  • Старайтесь не писать мелко. Крупные буквы немного замедлят скорость написания, но разборчивость важнее. Мало написать конспект, надо суметь потом его разобрать.

Вывод:Хорошо структурированный и оформленный текст быстро читается и легко откладывается в памяти. На сессии это сэкономит драгоценное время и упростит процесс подготовки.

Аккуратность и понятный почерк

Наверное, не стоит подробно объяснять, почему это важно. Во-первых, это упрощение подготовки самому себе. Согласитесь, читать конспект, который написан разборчивым почерком, гораздо приятнее и проще, чем разбирать каждое кривое слово. Во-вторых, аккуратное ведение тетради складывает положительное мнение об ее обладателе. Это будет очень кстати, если у вас попросят переписать лекции или преподаватель на сессии будет проверять вашу посещаемость.

Конспекты очень много значат для студентов. Теперь вы знаете, как правильно их писать. Желаем удачи в учебе!