Как писать эссе. Эссе в русской литературе

Эссе

Любинский А. На перекрестье. - СПб.: Алетейя, 2007, с. 165-170

Монтень в главе «О силе нашего воображения» пишет: «...Я заклятый враг всяческих обязательств, усидчивости, настойчивости; нет ничего столь противоречащего моему стилю, как пространное повествование; я постоянно сам себя прерываю, потому что у меня не хватает дыхания; я не обладаю способностью что-либо стройно и ясно излагать; я превосхожу, наконец, даже малых детей своим невежеством по части самых обыкновенных, употребляемых в повседневном быту фраз и оборотов».

Право, не знаю, как отнестись к этому заявлению... Думается, все же, Монтень не лукавит, и тому доказательства - его сочинения. Например, в той же главе он повествует о самых разнообразных предметах, смешивая вероятное с фантастическим, постоянно уходя прочь от темы, но по-видимому нисколько об этом не заботясь. Мысль его не повествовательна: она не идет последовательно от события к событию, которые расположены по степени возрастания и убывания их значимости, но словно кружит вокруг да около, подхватывая частности, вспоминая бесконечное количество относящихся или вовсе не относящихся к делу забавных и нравоучительных примеров. Повествование можно оборвать на любом месте - и возобновить на любом. А названия глав так мало связаны с содержанием, что их можно тасовать как колоду карт.

Чем больше я думаю об этом странном стиле, тем более убеждаюсь, что Монтень говорит правду. Ведь нельзя же в самом деле вообразить, что такой хаос можно создать искусственно! Есть вполне определенный сорт писателей, неспособных подчинять свою мысль какому-либо правилу. Но и вовсе без правил сочинять нельзя. Изобретать пространные повествования этим растрепанным стилем невозможно, но повествовательный момент все же должен присутствовать, поскольку если сам писатель не устает от своих побасенок, то читатель имеет полное право утомиться.

Тем не менее, именно это вольное обращение с любым предметом, мыслью, словом составляет главное обаяние такого стиля. Можно даже сказать, что его определяет правило отсутствия каких-либо правил... Человеческие
165

Существа так нелогично устроены, что, создавая, они стремятся к разрушению. И хаос их притягивает не менее, а может быть даже более, чем порядок. «Опыты» Монтеня появились тогда, когда один, средневековый порядок уходил в прошлое, а новый только зарождался. Именно здесь, на этом разломе, возникло чувство абсолютной внутренней свободы, каковое и есть истинный нерв того жанра, который с легкой руки Монтеня был назван «эссе».

Итак, эссе - пограничный жанр. Пограничный во всех смыслах этого слова. Монтень совершенно прав: эссе - не способ сочинительства, это стиль жизни, отношения к жизни, когда главное в ней составляет это восхитительное, опасное, безрассудное чувство абсолютной свободы. Я не исключаю, что в стане людей практических, озабоченных приобретением благ мира сего, это чувство может толкнуть на проступки, а может быть и преступления! Человек переступает невидимые границы, отмеренные ему обществом, и несет за свое преступление кару. Справедливо ли это? Далеко не всегда. Границы эти создаются людьми, а вернее, - кланами, отстаивающими свои клановые интересы. Хорошо, если эти интересы не слишком расходятся с интересами большинства... А если границы защищают лишь корысть небольшой группки людей? Революция - всегда преступление. Даже бескровная, мирная. Ибо она преступает считавшиеся ранее священными рубежи. И создает новые.

С этой точки зрения революция и есть самое свободное и опасное поведение, а эссе - самый безрассудный жанр. Эссе - взрывоопасно. Оно возникает как некое новое пространство свободы вне признанных жанровых границ; более того, оно разрушает эти границы. Как воронка, оно втягивает в себя старые жанры. Оно устанавливает новые демаркационные линии и самим своим существованием отвергает и преодолевает их.

Мы говорим: философское эссе, поэтическое эссе, критическое или публицистическое эссе. В самом деле, эссе все идет на пользу. Более того, смешение жанров и есть его главный принцип. Оно может размышлять о философских предметах, но не в рамках академической философии. Оно может толковать о предметах исторических, но без ссылок на авторитеты. Оно размышляет о литературе, но вне правил той или иной литературной школы.
166

Эссеист говорит только от себя и за себя. Это опасно. Ведь точно так же, как в обществе определенные группы людей стремятся узурпировать власть, и нужно предпринимать чрезвычайные меры, чтобы помешать этому, точно так же и в области идей создаются кланы и группировки, узурпирующие те или иные направления мысли, вводящие их в определенные узаконенные берега.

Существуют академическая философия, история, филология, литературоведение. Существуют устойчивые правила написания, а вернее - тиражирования романов, пьес, стихов, критических стаей... И есть кланы, которые защищают и внушают чувство едва ли не святости этих правил. И они правы! В самом деле, в гуманитарной области, как и в любой другой, человек не может ориентироваться, судить и понимать вне рамок каких бы то ни было установлений. Если я беру в руки книгу, написанную определенным образом, то есть, если в ней наблюдается повышенное содержание таких слов, как «экзистенция» и «трансцендентальность», я отношу ее к разряду философских. Если же она пересыпана многочисленными цитатами с обязательными и подробными ссылками на источники, каковые ссылки составлены определенным образом; если в ней упоминается академическая и университетская символика («ученый совет», «типография университета», «рецензенты» и т.д), а сам автор имеет научное звание, то тогда я уже не сомневаюсь, что имею дело с профессионалом в своей области, и даже испытываю легкое головокружение от причастности к высшим сферам.

Ствовать. И общество готово ради этого идти даже на определенные жертвы и кормить чудака-профессора и его учеников, ведущих невидимую, но жестокую борьбу с другими псевдо-чудаками, стремящимися доказать, что предлагаемое ими сочетание базисных идей «более истинно».

Мы говорим - жанр эссе, а значит, подразумеваем некую стилистическую определенность? Разумеется. Ведь это свободное обращение с любой мыслью, любым предметом, этот ни к чему не обязывающий разговорный тон столь же поддаются мимикрии, копированию, размножению, как и любой другой стиль. Его можно усвоить, его можно изучать. О нем можно писать диссертации. А почему бы и нет? Есть множество способов использовать чужие идеи. И этот - не самый худший.

Однажды, невыносимо жарким иерусалимским днем, я вошел в букинистический магазин, расположенный в проулочке возле Бен-Иегуда. Бородатый продавец, говоривший с неискоренимым англо-ивритским акцентом, обратил на меня не более внимания, нежели на сонную муху, сидевшую на карте Палестины.

Я прошел мимо него к книжной полке, и вдруг... Что же было дальше? Не правда ли, это может стать началом рассказа. О чем? Что может случиться в букинистическом магазине, который держит флегматичный американец, сам похожий на сонную муху?

Я ведь уже произнес это обязывающее слово «вдруг»... Скажу сразу: я нашел - книгу! Koму это неинтересно, тот может прекратить чтение. Тем же, кто не вовсе утратили интерес, я сообщу, что книга называлась «Great essays». Она была составлена Хаустоном Петерсоном, защитившим докторскую диссертацию в Колумбийском университете и преподававшим философию в университете Ратгерс. Кроме того, Хаустон Петерсон написал несколько книг, названия которых озадачили и - признаюсь - взволновали меня. Например, «Хавелок Эллис: философ любви, мелодия хаоса», или «Одинокие беседы», (а может быть, разговоры, обсуждения? Право, не знаю, как перевести это «Lonely debate»). В пользу книги был и тот факт, что она стоила не дороже питы с фалафелем. Как бы то ни было - я купил ее. Американец никак не прореагировал на это, хотя я, несомненно, внес посильный вклад в процветание его бизнеса.

Я вышел на улицу и тут же, отыскав относительную тень, стал изучать свое сокровище... Здесь были представлены эссе от зачинателя жанра Монтеня до авторов наших дней. Правда, Монтень, а
168

Также Сент-Бев и Шопенгауэр были единственными иностранцами, слегка портившими трогательную картину англо-американского эссеистического единства. Я бы погрешил против истины, если бы не сказал, что в книге содержались замечательные образцы жанра! Англичане, столь традиционные в своей нетрадиционности (и наоборот), довели до совершенства это изобретение французов. Воистину, столько изящества, продуманной небрежности стиля, глубоких моральных обобщений и тщательно отмеренной авторской свободы редко можно встретить под одной обложкой. Я бы издал эту книгу не в мягком, мгновенно разлетающемся, но в твердом переплете, да еще с золотым тиснением. Такая книга вполне могла бы стоять на полке рядом с позолоченным Паскалем, посеребренным Бальзаком, скромно и благородно одетым в сафьян Ларошфуко... Эти книги совсем не предназначены для чтения, и именно поэтому они уже давно заменены обоями со своими изображениями или красивыми картонными обрезами, продающимися на вес. Раньше они служили украшением кабинетов, но это уже - дело прошлое. Так, могу засвидетельствовать, что закусочная «Макдональдс», (напротив Люксембургского сада), от пола до потолка заполнена этими муляжами, что придает ей известное очарование, а гамбургерам - более изысканный вкус.

Поразительно, как безукоризненно точно Хаустон Петерсон изъял авторов, которые могли бы помешать приятному послеобеденному сну читателя, с трудом одолевшего несколько страниц... Нет ни Кьеркегора, ни Ницше, ни Беньямина... Отсутствуют даже французы - какие-нибудь Камю или Бланшо. Прирученная свобода. Пустота банальности. Вечное повторение.

Эссе - пограничный жанр, и именно поэтому вновь и вновь, наперекор тривиальностям академизма, оно оживает на разломах эпох, на границах культур, на перекрестье исторических дорог. Эссеизм - это способ существования. Я говорю не о тех, кто занят мумификацией стиля, игрой в судьбу. Я веду речь о немногих, чья абсолютная свобода была оплачена нищетой, изгнанием, гибелью...

В прекрасных строках Ницше пропел гимн этой свободе: «...И кажется ему, что его глаза только сейчас открылись тому, что вблизи. Он удивленно молчит. Где же он был? Эти близкие, ближайшие предметы. Как изменились они! Какое цветение, магия... Он благодарно оглядывается назад: благодарно вспоминает свои поиски, свою жесткость, самоотдаление... Его взгляду открыта даль
169

И птичий полет в холодных высотах. Как хорошо, что он не всегда оставался «дома», «под своей крышей», словно деликатный, апатичный бездельник... Как он любит сидеть неподвижно, плести кружево терпения, лежать на солнце. Кто поймет, что он ловит счастье зимой, эти пятна света на стене... И вот, наконец, может случиться, что в мгновенном озарении еще подавленного, еще нестойкого здоровья свободный, вечно свободный дух начинает разворачивать загадку этого освобождения, которое до поры ждало в путанной, почти недосягаемой темноте его памяти...».

Что это - проза, поэзия, клиническое описание выздоровления? А может быть, философия, поскольку речь идет о вещах глубочайших? Глубочайших - и трудноопределимых. Именно поэтому то, что мы - весьма приближенно - называем эссеистическим стилем, есть не что иное, как попытка выйти за пределы прежнего, затверженного знания; назвать, угадать, закрепить летучим словом некий новый опыт.

Да, эссеист совершает дальние путешествия, не двигаясь с места, плетя «кружево терпения». Скорее даже не он путешествует, но вести сами со всех сторон устремляются к нему, сообщая о будущем, словно о надвигающейся буре... Он не выбирает, не стремится, он - никуда не идет.

То, что он записывает - отрывочно, загадочно, словно торопливая скоропись на обрывках бумаги. Это даже не слова, а скорее, птичья клинопись, нотные знаки, обретшие плоть метафоры, образа... Ему ближе всего поэт, но не тот, для кого всего важнее общение с читателем, а значит, удобопонятный, конвенциональный язык, но тот, кто, как и он, в темноте выздоровления к свободе - мучительно ищет слова для еще невыразимого опыта.

Именно поэтому он всегда - вовне. Вне группировок и клик, вне профессиональной карьеры, вне кафедр и диссертаций... Вне партий, вне любых привязанностей. Он - никто и ничей.

Должны пройти годы, чтобы его молчащее слово обрело, наконец, голос. И оно начинает говорить уже людям иной эпохи, живущим в центре той катастрофы, того выплеска лавы, о котором оно неслышно предостерегало все эти годы. И вот уже его пробуют приручить и начинают растолковывать птичий щебет, нотные знаки; перелагают в толстые диссертации, малюют на транспарантах и, чтобы окончательно обезвредить, обряжают в сафьяновый переплет...

Кажется, уже совсем приручили. До новой беды.

Эссе – это литературное прозаическое произведение. Его отличают небольшой объем, свободная форма и разговорный, иногда задушевный стиль изложения. В эссе событие, факт или явление не описывается в деталях, а лишь берется за отправную точку для того, чтобы автор мог высказать свои мысли и суждения. Взгляды автора в эссе важнее подачи объективного факта или новости, на тему которых автор размышляет. Поэтому твердых правил, как писать эссе, нет. Но это не значит, что можно просто записать поток сознания и представить его как эссе. Есть характерные признаки, позволяющие отличить эссе от чего-нибудь другого.

Чаще всего эссе путают с очерком, путевыми заметками и философским трактатом. Какая между ними разница?

  • В очерке упор делается на факт, на событие. Автор описывает его, не внося ничего от себя. У очерка есть четкая логическая структура: описание события, его начало, кульминация и финал. В эссе событию уделяется мало внимания; оно просто есть как повод поразмышлять над абстрактными, философскими истинами. У эссе нет четкой структуры, обязательной для всех произведений этого жанра.
  • Путевые заметки имеют сюжет. Кроме того, в них тоже больше описывается происходящее, и только фоном звучат размышления автора на тему того, что он видит и что с ним происходит. У эссе нет сюжета, нет динамики, оно вне времени. А размышления составляют суть, самую важную часть эссе.
  • От философского трактата эссе отличается большей художественной направленностью, развернутой образностью, употреблением эпитетов, художественных литературных приемов. Кроме того, эссе может касаться тем, не относящихся к области философии: социальных, научных, экологических и пр. Это роднит его с публицистикой.

Эссе в прошлом и сегодня

Произведения в жанре эссе встречаются еще у античных авторов. Но «официальным рождением» жанра принято считать XVI век, а родиной – Францию. Во второй половине этого столетия французский философ М. Монтень опубликовал труд под названием «Опыты» (что звучит на французском как «эссе»). В это же время в жанре эссе была написана работа другого знаменитого философа – Ф. Бэкона.

А еще через несколько лет сначала в литературную критику, а затем и в обиход вошло слово «эссеист» как обозначение автора, пишущего в определенном жанре – жанре эссе. Так это слово из имени собственного отдельных произведений стало нарицательным.

Затем эссе набрало популярность и в других странах. Несмотря на то что термин появился во Франции, с XIX века и вплоть до нашего времени по количеству знаменитых авторов, пишущих в жанре эссе, лидировала Англия: вспомним имена Б. Шоу, Г. Уэллса, Дж. Оруэлла и еще не менее десятка столь же прославленных прозаиков. В России эссе не было особо популярным, хотя несколько работ можно найти и у русских писателей: А. Радищева, Н. Лескова.

В последние годы вопросы о том, как грамотно составить план и написать эссе, стали актуальными потому, что его написание входит в задание ЕГЭ по русскому языку (а также оно нужно для получения высоких баллов по социальным наукам: истории, обществоведению). К школьному эссе предъявляют такие требования:

  • Объем до 160 слов.
  • Четкая тема или узкая проблема (а не освещение широкого круга вопросов).
  • Отсутствие плагиата. Цитаты использовать можно только для подтверждения или отрицания авторской точки зрения.
  • Образность, легкий и индивидуальный стиль.

Что должно содержать эссе

Во-первых, нужно позаботиться о его стиле. Эссе пишется легким и живым языком, в нем автор делится с читателями своими мыслями, чаяниями, опасениями. Он ничего не доказывает, а предлагает поразмышлять вместе с ним или даже поспорить. Для создания такого эффекта в эссе используются эпитеты, аллегории, афоризмы.

Во-вторых, обратите внимание на структуру эссе. Мысли не должны растекаться, беседа с читателем не должна уходить от первоначально заявленной темы к другой. Для этого нужно составить план эссе.

  1. Заголовок. Его следует сделать интригующим, заманчивым. Возможно, стоит использовать каламбур, загадку, но не вводить читателей в заблуждение.
  2. Вступление. Оно занимает 30% текста. Его цель – пробудить интерес к эссе. Можно использовать цитаты, афоризмы, статистику, необычный факт. Во вступлении обозначается (но не раскрывается) главная мысль эссе.
  3. Основная часть. Она занимает 60% текста. В ней раскрывается главная мысль, подкрепленная размышлениями, интересными фактами, яркими, образными описаниями. Если вступление должно быть по возможности простым и ясным, то в основной части нужно использовать все лексическое и стилистическое богатство русского языка.
  4. Заключение. Оно занимает оставшиеся 10%. В нем подводятся итоги или высказывается основная мысль, к которой автор пришел через размышления на протяжении эссе.

Как подготовиться к написанию эссе

Если заранее подготовиться, то перед вами не возникнет вопроса, как грамотно написать эссе. Предварительная подготовка заключается в следующем:

  1. Выясните параметры эссе. Если это задание на ЕГЭ, то вам будут даны его объем и тема, вы знаете и читательскую аудиторию (преподаватели). Если вы пишете эссе для блога, для журнала, то первым делом определитесь с тем, каким будет объем, кто будет читать эссе и, соответственно, в каком стиле лучше всего донести свою мысль до аудитории, какую тему, повод, факт вы возьмете для размышлений.
  2. Соберите информацию. В черновике запишите известные вам по теме факты, статистику, цитаты и другой материал, который может пригодиться.
  3. Напишите план эссе.
  4. Определите главные мысли, вехи, которые будут освещаться в эссе одна за другой. Это поможет вам сохранить внутреннюю логику текста.
  5. Легче всего работать над эссе, если написать вначале основную часть, затем вступление и последним – заключение. Потом скомпонуйте их в нужном порядке.
  6. Перечитайте готовую работу, проверьте ее. В пылу полемического вдохновения люди часто делают ошибки, которые при повторном прочтении легко заметить и исправить.

Эссе (от франц. essai, англ. essay, assay)–попытка, проба, очерк; (от латинского exagium)–взвешивание. Создателем жанра эссе считается М. Монтень («Опыты», 1580 г.).

Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или общественно значимой проблеме и заведомо не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Эссе – это жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Главной функцией эссе является формирование социологического воображения у студентов. Эта способность позволяет соотносить знания, полученные в процессе обучения с изменениями, происходящими в окружающем мире, в социуме.

Для того, чтобы понять те или иные реалии, отношение к ним людей, специалисту недостаточно знать постулаты теории, уяснить ее методологические принципы. Необходимо проявить неординарность мышления, особый интерес к тем проблемам, которые для рядового наблюдателя не заслуживают внимания. Для студента необходимо умение за привычным видеть более содержательные смыслы.

Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Особенности эссе

Выделим наиболее характерные особенности эссе.

1. Ярко выраженная субъективная окрашенность позиции автора на обсуждаемую проблему. Эта особенность позволяет не столь тщательно обосновывать важность обсуждаемой проблемы и научно прорабатывать аргументы; позволяет привлечь внимание общественности к проблеме, которая, допустим в данный момент, не актуальна; при обращении к научному сообществу эссе предоставляет возможность расширить круг специалистов, ученых.

2. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, а также свободным применением метафор, аналогий.

3. Эссе, в каком-то смысле, является «литературным синтезом» сходных приемов, имеющих место в других сферах человеческого творчества:

проблематизации устоявшейся точки зрения;

подготовки к решению некоторой фундаментальной проблемы (смена парадигмы в науке, создание художественного полотна, подготовка музыкантов и т.п.)

В этом смысле эссе является родственным таким формам выражения, как этюд, дневник, рассказ, очерк, бицзи, исповедь, речь, письмо, заметки, слово и др.

4. Эссе требует от автора не только демонстрировать какую-то «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своей личной позиции к тому, о чем он пишет. Это позволяет увидеть яркую индивидуальность автора, мнение которого уважается в каком-либо сообществе.

5. Границы жанра довольно размыты. Его определяют иногда как записки, наброски, раздумья, фрагментарный рассказ.

Таким образом, вышесказанное позволяет отметить следующие особенности жанра эссе:

— небольшой объем и конкретность темы;

— личностный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждения;

— самостоятельно проведенный анализ изучаемой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме;

— свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями;

— свободное использование языка – от слов высокого стиля до разговорной лексики;

— атмосфера доверия к читателю, разговорная интонация.

В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель – побуждать к размышлению.

Структура эссе

Эссе, как и другие виды письменных работ, имеет свою структуру.

1. Титульный лист.

2. Актуальность, которая прописывается в первом абзаце текста. Она должна отражать суть и обоснование выбора темы. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своей творческой работы. При написании актуальности могут помочь ответы на следующие вопросы: «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

3. Основная часть раскрывает теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает аргументацию и анализ, а также их обоснование. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина–следствие, общее–особенное, форма–содержание, часть–целое, постоянство–изменчивость.

В процессе построения эссе необходимо помнить, что один абзац должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство.

Хорошо проверенный способ построения любого эссе – использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Подзаголовки, их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

4. Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения. Заключение подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл, и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Требования к фактическим данным и другим источникам

При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники. Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту. Соответствующая спецификация данных по времени и месту – один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может, например, стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утверждением).

Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом.

Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.

Иван Котва

В XVIII –XIX вв. эссе – один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали в Англии Дж.Эддисон , Г.Филдинг , во Франции – Дидро и Вольтер , в Германии – Г.Лессинг и И.Гердер . Эссе было основной формой философско-эстетической полемики у романтиков и романтических философов (

Эссе представляет собой уникальный литературный жанр. По существу, это любое краткое произведение-сочинение, написанное в частном порядке по какому-либо вопросу. Ключевой особенностью эссе является его авторское оформление - в отличие от стилей научных и публицистических, имеющих строгую спецификацию стилистики. В то же время эссе стоит на ранг ниже художественных произведений.

Терминология

Кратко можно сформулировать такое определение эссе - это обоснование личностной точки зрения человека в письменной форме. Тем не менее стоит учитывать, что произведение данного литературного жанра не претендует на то, чтобы быть базисом рассматриваемого вопроса или его исчерпывающим информационным источником. Такое сочинение содержит авторские умозаключения и выводы. Поэтому то, образец его написания и требования - являются лишь рекомендациями или сводом правил (относится к последнему), а основную часть должны занимать свои мысли.

Историческая справка

Эссе происходит от французского "попытка", "проба", "очерк". И зародился этот жанр также в этой прекрасной стране, еще в эпоху Возрождения. Французский писатель и философ впервые попытался написать "обо всем и ни о чем, не имея предварительной тематики и плана действий". Он утверждал, что ему нравится смягчать смелость своих мыслей, добавляя в предложения умеренно подвергающие сомнению домыслы "может быть" и "вероятно". Так "возможно" - стало выражением формулы эссеистики в принципе. Эпштейн, в свою очередь, определил этот жанр как некую метагипотезу, со своей оригинальной действительностью и способом изображения этой действительности.

Отличия от романа

Жанр эссе развивался параллельно с жанром романа. Последний, однако, более привычный для русской литературы, особенно классической. Эссе же, в свою очередь, оказало огромное влияние на западную прозу.

В отличии от романа, эссе монологично и представляет индивидуальность автора. Это сужает его рамки, как жанра, а картина мира представлена крайне субъективным образом. В то же время эссе неизбежно интересно тем, что раскрывает внутренний мир конкретного человека, не вымышленного, а целиком реального - с его достоинствами и недостатками. Стилистика такого литературного произведения всегда содержит отпечаток души человека. Роман же раскрывает характеры всех персонажей и героев, вышедших из-под пера автора, не менее интересно, но виртуально, нереально.

Зачем пишут эссе?

У студентов и абитуриентов в предверии экзаменов нередко возникает вопрос о том, как написать эссе. Образец написания этого вида работы ищут тоже часто, и, стоит сказать, найти его не составляет труда. Но зачем в принципе его писать? На этот вопрос также есть ответ.

Написание эссе развивает творческое мышление, навыки письменного изложения мыслей. Человек учится выявлять причинно-следственные связи, структурировать информацию, формулировать то, что ему хотелось бы высказать, аргументировать свою точку зрения, иллюстрируя ее различными примерами, подытоживать изложенный материал.

Обычно эссе посвящают философской, интеллектуальной и морально-этической проблематике. Последнее часто используется для задания сочинений школьникам - к ним не предъявляют строгих требований, ссылаясь на недостаточную эрудицию и неофициальное оформление работы.

Классификация

Условно эссе делят по таким признакам:

  • По содержанию. Сюда относят художественные и художественно-пблицистические, исторические и философские, духовно-религиозные и пр.
  • По литературной форме. Среди них могут быть письма или дневник, заметки или рецензии, лирические миниатюры.
  • По форме. Такие как: описательные, повествовательные, рефлексивные, аналитические, композиционные и критические.
  • По форме описания различают субъективные и объективные. Первые отражают особенности личности автора, вторые нацелены на описание предмета, явления, процесса и так далее.

Отличительные особенности

Эссе можно "опознать" по следующим признакам:

  • Небольшой объем. Обычно до семи страниц печатного текста, хотя в разных учебных заведениях могут быть свои собственные требования по этом поводу. В некоторых вузах эссе - полноценная работа на 10 страниц, в других ценят краткое изложение всех своих мыслей на два листа.
  • Конкретика. Эссе обычно отвечает на один определенный вопрос, который зачастую формулируется в теме задания. Трактовка же ответа субъективна и содержит авторские выводы. Опять же, в зависимости от спецификации сочинения, может понадобиться рассмотреть проблему со всех углов, даже если половина из описанных мнений ни в коем случае не относится напрямую к автору.
  • Вольная композиция. Эссе отличается ассоциативным повествованием. Логические связи продумывает автор, следуя своему мышлению. Напомним, в эссе открывается его внутренний мир.
  • Парадоксы. Причем явление парадоксов имеет место быть не только в самом тексте, но и в принципах самого эссе: ведь данный литературный жанр, хоть и представлен в свободном повествовании, обязан иметь смысловую целостность.
  • Согласованность тезисов и утверждений автора. Даже если автор противоречивая натура, он обязан объяснить, почему не может выбрать одну точку зрения, а не терять нить повествования, то обрывая ее, то начиная заново. В конечном итоге, даже страницы дневника, переделанные под эссе, обрамляются литературными нормами. Ведь итоговое сочинение прочитает не только сам автор.

Как написать эссе?

Образец работы может ввести новичка в заблуждение: один или пара примеров мало чем помогут автору, который не может понять, что от него собственно требуется.

Прежде всего, стоит упомянуть, что для написания так называемого очерка, необходимо свободно владеть темой. Если при написании приходится обращаться за информацией к многим источникам, эссе перестает быть таковым. Это правило выходит из того, что в своей "пробе" автор выражает истинно свою точку зрения, хотя, конечно, он может подчеркнуть ее цитатами великих людей и т. п. Конечно, чтобы данные были достоверные, необходимо их проверять. Но эссе пишется не на основе материала, а отталкиваясь от него, приходя к своим выводам и итогам.

Почему возникают проблемы с написанием?

Многие студенты пытаются найти образец эссе, из-за того, что в школах уделяют недостаточно времени для написания подобного типа работ. Школьные сочинения, хоть и причисляют к этому жанру, а некоторые учителя формулируют задание, используя именно эту терминологию, все же не имеют конкректной спецификации. Как уже было упомянуто ранее, школьные эссе даже не всегда величаются таковыми. В средних учебных заведениях дети лишь начинают учиться формулировать свои мысли в литературном формате. Вот почему многие приходят сдавать Единый Государственный Экзамен со страхом - им предстоит в сжатые сроки выразить свою точку зрения, в то время как они этого совершенно не умеют.

Структура эссе

Темы сочинения обычно подаются в виде цитат известных людей, с которыми пишущий может согласиться или не согласиться, аргументируя свое мнение.

Именно поэтому рекомендуется начинать эссе со слов "я солидарен(на) с данным мнением" или "не могу сказать, что думаю так же, как автор", или "данное утверждение кажется мне спорным, хотя по некоторым пунктам я присоединяюсь к этому мнению".

Второе предложение должно содержать объяснение того, как было понято утверждение. Писать нужно от себя - что, по мнению пишущего, хотел сказать автор и почему ему так кажется.

Основная часть эссе - это развернутое изложение авторской точки зрения, по принципу "я считаю так, потому что...". Можно обращаться за помощью к другим цитатам и афоризмам, с которыми солидарен пишущий.

Заключение очерка - итоги работы. Это обязательный пункт, делающий произведение завершенным.

Рассмотрим основные предметы, по которым пишутся эссе.

Обществознание

Обществознание - предметом изучения которой является комплекс общественных наук. Рассматривается тесная взаимосвязь социальных учений, а не каждое из них по отдельности.

Так, в курс обществознания могут входить:

  • социология;
  • политология;
  • философия;
  • психология;
  • экономика.

Изучаются основы данных дисциплин.

Образец эссе по обществознанию зачастую необходим выпускникам при написании ЕГЭ. Структура этого сочинения полностью соответствует поданной выше структуре. На проверке знаний учащимся могут предоставить в качестве темы высказывания известных философов, социологов и прочих деятелей общественных наук.

Ниже представлен образец написания эссе по обществознанию (в кратком виде).

Тема: "Во время войны законы молчат. Лукан"

"Прочитав это высказывание впервые, я решил, что абсолютно согласен с данным утверждением. Но немного позже мне пришло в голову, что эта цитата, как практически все в нашем мире, не так проста.

С высказыванием Лукана у меня ассоциируется другой небезызвестный афоризм - "В любви и на войне все средства хороши." Наверно, потому, что многие безоговорочно следуют этому правилу, считая его верным, и получается, что в военное время все законы предпочитают помалкивать.

Но есть и другая сторона медали: во время войны действует сам закон войны. "Убей или будешь убит". А славные герои следуют законам, которые подсказывают им их сердца. Во имя любимых, родных и близких.

Вот и получается, что война создает новые законы. Более жесткие и бескомпромиссные, чем мирное время.

Конечно, я могу понять Лукана: все его цитаты наводят на мысль, что этот человек придерживался пацифисткой точки зрения. Миролюбивым себя считаю и я. Но конкретно это высказывание не проходит логической проверки с моей стороны, поэтому сказать, что я с ним согласен, я не могу."

На самом ЕГЭ ставят ограничение по количеству слов в интервальном виде. Очень важно их придерживаться, иначе даже четко выверенная структура эссе не пройдет верификацию экзаменатора.

История

Историю причисляют к наукам об обществе и природе. Несмотря на то что в придерживаются разделения этой дисциплины на две отдельные: всемирная и той страны, в которой проходят обучение, основы написания эссе для обоих предметов аналогичны друг другу.

В выборах темы для написания сочинения по истории, чаще могут отходить от афоризмов и цитат. С равным успехом это могут быть размышления о глобальных последствиях войн, оценка действий небезызвестных декабристов или диссидентов, авторское мнение по поводу какой-либо исторической личности или явления. Для написания эссе по истории студенту (или абитуриенту, или ученику) необходимо иметь твердые знания по заданной тематике. При этом в качестве примера не подойдет образец эссе по обществознанию, ведь данная дисциплина нередко рассматривает морально-этическую проблематику. Хотя для написания очерка по этому предмету требуется достаточная эрудиция во многих сферах.

Но немаловажен вопрос о том, как оформить эссе. Образец исторического эссе по своей структуре, опять же, не отходит от заданных правил. Однако же к нему могут предъявляться дополнительные требования в виде использованного списка литературы и титульного листа.

Пишем эссе по истории

Даже если образец эссе по истории в данный момент не под рукой, можно написать отменное сочинение, следуя таким правилам:

  • Для начала ищется информация по заданной теме: даже если она хорошо знакома, не мешает повторить материал.
  • Далее его нужно структурировать, выявить причинно-следственные связи, примерно расписать план, по которому будет продвигаться рассуждение.
  • Важно продумать аргументы и контраргументы.
  • По поводу стиля: лучше спросить у преподавателя, какой рекомендуется использовать. В редких, но имеющихся, случаях необходимо писать в научном стиле.
  • Не забыть о выводе (важность итогов работы рассказана в описании структуры эссе).

Русский язык

Эссе по русскому языку несколько походит на школьное сочинение-рассуждение, но на таких проверках знаний, как ЕГЭ, включает большее количество правил написания. В этом и состоит его сложность.

Эссе необходимо написать по предложенному экзаменаторами тексту, потому необходимо:

  • Выявить проблематику данного текста.
  • Описать аспекты этой проблемы.
  • Аргументировать свою точку зрения по поводу того, что хотел сказать автор.
  • Сделать выводы.

Как видно, к обычной структуре эссе прибавляется уточнение: тема (в данном случае - проблематика) выявляется пишущим и формулируется им же. Кроме того, при проверке сочинения по русскому языку больше внимания уделяется речевым, грамматических и пунктуационным ошибкам. Дополнительные баллы в пользу автора в глазах проверяющего добавляются и при использовании литературных аргументов, известных примеров и так далее. Последовательность в данном случае также играет важную роль. Образец эссе по русскому языку должен четко следовать всем вышеуказанным требованиям.

Английский язык

В языку в постсоветских странах, где он не родной, полностью отходят от правила давать как тему высказывание или цитату. В переводе на русский они зачастую очень просты, а само написание эссе направлено на проверку использования иностранного языка при изложении своих мыслей.

Большое внимание следует уделить грамматике, разным временам, сложным конструкциям, синонимайзу простых слов.

Эссе по английскому: классификация

Сочинения на английском принято делить на три вида:

  • "за" и "против" какого-либо явления, представляющего собой тему эссе;
  • эссе-мнение, в котором очень важно взглянуть на тему с разных сторон;
  • предложение решения какой-нибудь проблемы (часто дают нечто глобальное).

Написание эссе по английскому

И вот дано конкретное задание: написать эссе по английскому. Образец того, как это можно сделать, представлен ниже.

  • Используйте вводные слова: moreover, indeed, generally, mostly, usually, recently, besides.
  • Вставляйте шаблонные фразы, с которых можно начать абзац: to begin with, doubtless, one argument is support of.
  • Пользуйтесь английскими клише, устойчивыми словосочетаниями, идиомами, фразеологизмами и поговорками: long story short, one cannot deny, one does not simply, nail drives out nail.
  • Не забывайте о том, как по-английски можно сформулировать вывод: in conclusion, I can say that although , so it’s up to everybody to decide whether … or not.

Оформление

Выше было подробно изложено, как правильно написать эссе. Образец, формально хоть и был предоставлен только один, отражает суть происходящего и того, что хочет увидеть проверяющий в сданном ему опусе.

Но после того как сочинение было написано, возникает проблема с его оформлением.

Обычно такая спецификация уточняется у преподавателя. А препятствие заключается конкретно в том, как оформить в эссе титульный лист.

Образец представлен ниже.

Наверху страницы, посередине, построчно:

Министерство образования и науки (название страны),

полное название высшего учебного заведения,

факультет,

В центре листа:

дисциплина,

тематика эссе.

С правой стороны страницы:

студента (ки) группы (название группы),

фамилия, имя, отчество.

Внизу страницы, посередине:

город, год написания работы.

Из чего следует, что оформить в эссе титульный лист (образец очень хорошо показывает это) - несложно. Требования близки к аналогичной спецификации реферата.

Например, если рассаматривать образец эссе по истории, то можно убедиться, что в данном случае работа пишется на основе использованных источников. Так что иногда требуется библиография. Но даже это не приносит особо трудностей в то, как оформляется эссе. Образец написания списка использованной литературы такой же, как и у докладов, рефератов и прочих подобных работ.

Например:

Ратусь Л. Г. "Философия в период Нового времени". — 1980, № 3. — С. 19—26.

Мишевский М. О. "Историческое влияние психологии". — П.: Мысль, 1965. — 776 с.

Кегор С. М. "Ужас и трепет". — К.: Республика, 1983 — 183 с.

Ярош Д. "Личность в понятии социума". — М.: Рослит, 1983. — 343 с. (Все предоставленные источники являются вымышленными и отражают лишь пример их оформления).

Заключение

В начале статьи была предоставлена подробная классификация видов эссе. Подытожив, можно выявить ее упрощенный раздел, учитывая все упоминаемые здесь. Итак, условно выделим:

  • Эссе, которые пишут при сдаче ЕГЭ (имеют четкие границы объема, вплоть до количества слов, пишутся в точно оговоренные сроки, измеряющиеся в часах или даже минутах, не имеют спецификации в виде титульного листа и библиографии, в свою очередь, делятся попредметно, в зависимости от учебной дисциплины).
  • Эссе, которые пишут студенты различных ВУЗов (объем определяется в страницах, от двух до семи, сроки выделяют исходя из периодичности занятий, семинаров, лекций, оформляются согласно вышеизложенным сведениям вместе с титульным листом и списком использованных источников).

В статье имеются: терминология, история, оформление эссе, образец работы, структура и требования. Все это поможет удачно написать и оформить данную работу.

Основная идея высказывания Я. Коломинского заключается в том, что по потребностям человека можно оценить его значимость для социума: чем выше потребности человека, тем большую пользу он может принести обществу, и, наоборот, чем потребности ниже, тем незначительней будет его общественная ценность.

Все мы знаем, что личность – это индивид, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни. Однако какие именно свойства личности определяют ее ценность в обществе? Я думаю, что к этим свойствам относятся знания о мире, обществе, себе, познавательные и практические умения, социальный опыт, моральные ценности и идеалы… Эти социально значимые качества человек приобретает как в процессе социализации, так и в процессе деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Различают потребности подлинные и мнимые. Первые побуждают человека к активной жизни, к самосовершенствованию. Мнимые же ведут к деградации, разрушению личности. Также в соответствии с теорией Маслоу потребности подразделяют на высшие (духовные, социальные и престижные) и низшие (экзистенциальные и физиологические). Человек, чьи потребности в еде, сне, комфорте и крыше над головой (т.е. низшие, первичные потребности) преобладают над потребностями в самосовершенствовании, познании, уважении и признании, (т.е. высшими) не обладает высокой общественной значимостью. Такие люди ничего не могут дать обществу – они только потребляют. И, наоборот, те, кто ставит высшие потребности над низшими, в процессе их удовлетворения осуществляют социально – полезную деятельность: они приобретают опыт, знания, умения, важные как для личностного, так и общественного развития. Таким образом, общественная ценность личности прямо пропорциональна высоте её потребностей.

Я согласна с позицией Я. Коломинского, ведь из школьного курса истории мне известно о великом ученом М. Ломоносове, который проявил себя практически во всех отраслях науки: в физике, химии, литературе, географии. Именно стремление к познанию, саморазвитию подталкивало его к совершению новых научных открытий. Удовлетворяя свои высшие потребности, М. Ломоносов приносил колоссальную пользу обществу. Он оказал огромное влияние на развитие науки и культуры России, а также основал Московский университет.

Кроме того, из журнала «Культура России» я знаю о российском меценате П. Третьякове. Он, испытывая потребность в познании, освоении культурных ценностей, творчества, начал собирать произведения русского искусства. Для собранной им коллекции он построил отдельное здание - галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. Впоследствии меценат передал своё поистине грандиозное собрание картин вместе со зданием галереи - городу в дар. За это он получил звание Почётного гражданина Москвы. Бесспорно, П. Третьяков, обладатель высших потребностей, являлся очень значимой для общества личностью.

Таким образом, все вышесказанное подтверждает справедливость высказывания Я. Коломинского. Действительно, от потребностей личности напрямую зависит то, какую пользу она сможет принести обществу и какой ценностью для социума будет обладать.