Штаб организации стран экспортеров нефти расположен. Страны опек: цели, влияние, возможности

Термин ОПЕК появился с одновременным объединением ряда стран, ключевых игроков на экспортном нефтяном рынке, в единое сообщество. Задачей международного сообщества стало управление квотами на разработку нефтяных месторождений.

Что такое ОПЕК простыми словами

Понятие произошло от сокращенного наименования - The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC). Страны, включенные в список объединения, контролируют до 2/3 всех месторождений нефти, что позволяет диктовать условия остальным участникам рынка. По добыче на них выпадает до 35% объема - почти половина мирового экспорта нефтепродуктов.

Организация ОПЕК является ключевым партнером государств, экспортирующих нефть

Помимо контрольных функций, члены ОПЕК занимаются следующим:

  • Разработка единой политической линии по разработке нефтяных месторождений.
  • Поддержание предсказуемой стоимости нефтепродуктов.
  • Максимальная стабильность перевозок нефти к заказчикам.

Ключевым моментом является получение прибыли от вложений в нефтяную промышленность. Два раза в год руководящие лица по линии энергетики стран-участников встречаются для анализа всех произошедших на мировом рынке событий и составляют прогноз на будущее.

В состав ОПЕК вошли в первую очередь страны, экономика которых зависит от добычи нефти. Сырьевая база многих государств сильно израсходована, что вынуждает искусственно регулировать объемы экспорта, чтобы в будущем не оказаться без источника пополнения государственного бюджета.

История появления организации ОПЕК

Впервые с необходимостью расшифровки термина ОПЕК столкнулись в 1960-х годах XX века, когда было принято решение о создании данной организации. Это событие произошло в Багдаде при участии пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Венесуэлы, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана, Ирака. С сентября 1960 года началась история ОПЕК, состав которой со временем стал расширяться.

Инициатива появилась по причине снижения закупочной цены на нефть в одностороннем порядке. Произошло это по единоличному решению руководства картели «Семь сестер», на который в то время приходился значительный процент нефтяного рынка. Так, отсутствие единого управленческого звена приводило к избытку сырья, что для добывающих компаний равнозначно убыткам.

Начиная с 1968 года, когда приняли Декларацию «О нефтяной политике стран - членов ОПЕК», деятельность стран-участников ОПЕК стала похожей на урегулированную и предсказуемую. Со временем организация лишь увеличивала влияние на мировом рынке и привлекала все больше государств, заинтересованных в повышении уровня контроля над собственными ресурсами и сырьем стран-конкурентов.

Какие страны входят в ОПЕК сегодня

Состав списка стран ОПЕК менялся преимущественно в сторону увеличения количества участников. Так, в 1960-х годах к сообществу присоединились Алжир, Индонезия, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты. В следующем десятилетии решение о входе в состав ОПЕК приняли страны: Нигерия, Эквадор, Габон.

В последний состав организации были включены государства:

  • Венесуэла.
  • Иран.
  • Ирак.
  • Кувейт.
  • Саудовская Аравия.
  • Ангола.
  • Индонезия.
  • Ливия.
  • Алжир.
  • Нигерия.
  • Катар.

Российская Федерация выступает лишь наблюдателем, оставаясь независимой от любых решений союза, но постоянно участвуя в общих обсуждениях. Принятие России в состав ОПЕК возможно, но для этого придется выполнить ряд условий вроде возврата партийных запасов золота Бухаресту, признания ошибки в поддержании режима Чаушеску.

Политика организации

С момента создания ОПЕК работает над улучшением благосостояния стран, участвующих в ней. Фактически было создано сообщество, позволяющее противостоять крупным игрокам, ранее представляющих настоящие монополии на нефтяном рынке. Для объединения появилась возможность противопоставлять совокупные интересы политике конкурентов, настаивать на развитии рыночной ситуации во благо небольших стран.

Ключевыми направлениями политики ОПЕК являются:

  • Повышение справочных цен на нефть.
  • Рост налоговых ставок на прибыль с нефтедобычи.
  • Исключение разницы в справочных ценах различных государств, создаваемой из-за различного месторасположения источников сырья.

По сути, все мероприятия сводились и продолжают сводиться к устранению монополии со стороны крупных добытчиков. Последние не раз пытались разобщить участников ОПЕК и сохранить свое влияние, но появление единой политики стало для них весьма непосильным препятствием, и постепенно к организации стали прислушиваться.

Единственным недостатком сообщества является попытка приравнять условия работы на нефтяном рынке для всех участников независимо от личного вклада в общее дело. Иногда внешние политические интересы этих государств противопоставляются, приходится искать компромиссы уже внутри самой ОПЕК.

Структура ОПЕК

Помимо общего состава ОПЕК, важным является организационная структура. Система становится эффективной лишь при наличии четко определенной схемы принятия решений и точном определении ключевых фигур, участвующих в их разработке/озвучивании. Для ОПЕК высшим органом управления является Конференция. Она состоит из делегаций от стран-участников, главой которых обычно становится Министр энергетики или подобной государственной структуры.

Продуманная структура управления ОПЕК позволяет упростить процесс принятия решений

Сбор конференций объявляется два раза в год в штаб-квартире ОПЕК, расположенной в Вене. В экстренных случаях допускается внеочередная сессия, она собирается по просьбе большинства государств и с одобрения «Совета управляющих». Последние занимаются как оперативным управлением, так и составлением текущих докладов, проведением научных исследований, принятием решений о приеме новых членов, утверждением членов «Совета управляющих».

После утверждения состава «Совета управляющих» каждый его член получает двухлетний мандат, в течение данного срока он является полномочным исполнительным органом. По истечении указанного периода кандидатуры пересматриваются. В работе ОПЕК опирается на целый перечень комиссий. Такая схема позволяет избежать монополии при принятии ключевых решений, создает атмосферу объективности при обсуждении любых вопросов.

Что такое Корзина ОПЕК

С 1987 года появилось понятие Корзина ОПЕК (от англ. - OPEC Reference Basket). Его значение равно средневзвешенной цене основных сортов нефти, добываемых внутри «стран-участниц» (по одному от каждого представителя). Состав корзины систематически изменяется согласно смене списка участников и изменению тенденций на мировом рынке.

Последний среднеарифметический показатель корзины рассчитывался из сортов нефти следующих стран:

  • Алжир - сорт Saharan Blend.
  • Ангола - Girassol.
  • Эквадор - Oriente.
  • Иран - Iran Heavy.
  • Ирак - Basra Light.
  • Кувейт - Kuwait Export.
  • Ливия - Es Sider.
  • Нигерия - Bonny Light.
  • Катар - Qatar Marine.
  • Саудовская Аравия - Arab Light.
  • ОАЭ - Murban.
  • Венесуэла - Merey.

Исторический максимум стоимости корзины ОПЕК зафиксирован в 2008 году. Ценовая отметка в $140.73 за баррель нефти была достигнута 3 июля 2017 года, но впоследствии стоимость упала. На январь 2017 года она составила всего $52.91 за баррель. Перерасчет производится ежедневно по завершении очередного торгового дня на бирже.

При оценке корзины учитываются мировые запасы нефти, снижение резерва отдельных стран и изменения способов добычи. Но прогнозы до сих пор сохраняются прежними - уровень $60 за баррель в пятилетней перспективе. Резко изменить ситуацию сможет любое политическое, экономическое или природное явления. При сохранении тех же тенденций прогноз останется прежним.

Квоты ОПЕК

Одним из основных инструментов влияния ОПЕК на нефтяной рынок является назначение квот на добычу. По результатам общего решения обычно публикуются объемы (отдельно для каждой из стран), в итоге все стороны имеют возможность реализовать собственные интересы без нарушения прав остальных государств.

При обсуждении очередного изменения квот/сохранения прежних объемов учитывают:

  • Производственную мощность.
  • Исторические объемы производства.
  • Внутреннее потребление нефти.
  • Затраты на производство.
  • Население.
  • Зависимость от экспорта нефтяного сырья.
  • Наличие и размер внешнего долга.

Полностью данные о назначенных квотах ОПЕК не публикует. О распределении долей на мировом рынке можно судить преимущественно по докладам, озвучиваемым по итогам каждого календарного года. Из-за систематического изменения состава организации часть данных не рассматривается как объективный показатель.

Основные проблемы ОПЕК

Организация ОПЕК объединяет страны лишь по признаку наличия экспорта нефти, но у многих из них периодически возникают внутренние проблемы, мешающие исполнению требований по тем же квотам. Если Саудовская Аравия и все соседствующие с ней страны имеют высокий уровень жизни населения, малую заселенность территории, огромные запасы нефти с невысокой себестоимостью добычи, то Нигерия или Венесуэла постоянно испытывают проблемы с перенаселением и бедностью.

Влияние ОПЕК на мировом рынке высоко, его можно воспринимать в качестве весьма эффективного политического и экономического оружия. Контроль цен выгоден лишь при наличии единого мнения внутри организации, в последнее время этого не хватает. Это влияет на могущество сообщества - при охвате минимум трети всего объема добыча нефти негативно отражается на стабильности цен на сырье.

На протяжении практически пятидесяти лет ОПЕК удавалось сохранять единство между ее членами, но в последнее время появилось недоверие, разрушающее картель. При быстром развитии «добычи дешевой сланцевой нефти» в США и падении спроса в Азии на нефтяном рынке наблюдается неопределенность. Появляются сигналы о приближении еще больших проблем. Так, агрессия ИГИЛ на Ближнем Востоке оказывает подавляющее действие на международную экономику. Сокращение энергетического рынка приводит к недовольству участников ОПЕК, получающих раз за разом уменьшающиеся квоты.

ОПЕК и Россия

Отдельно рассматривается вопрос о взаимодействии ОПЕК и России. Стороны понимают, что ключевым моментом является стабильный рынок энергетики, но временное сотрудничество малоэффективно в направлении работ по росту предсказуемости цен на сырье. Несмотря на независимость РФ от ОПЕК, у нефтяного картеля с Россией много общего.

Когда в 1990-х годах ОПЕК пыталась увеличить рыночную стоимость нефти, стало ясно, что в результате она потеряет значительную часть нефтяного рынка, но этого позволить себе никто не может. В результате очередного собрания «Совета управляющих» было принято решение подключить независимых производителей, включая Россию, но польза от этого появилась лишь в 2000-х годах после «экономической войны».

В начале ОПЕК пыталась в ультимативной форме вынудить Россию снизить количество добываемой и экспортируемой нефти. Россия прислушалась (на словах) к мнению организации и уменьшила объемы экспорта, но на деле наша страна продолжала наращивать мощность добывающего сектора. После ряда последующих конфликтов и различных событий в мире вроде иракского кризиса было принято решение о сотрудничестве.


ОПЕК (Организация стран — экспортёров нефти) была образована в 1961 году на конференции в Багдаде.

Что такое ОПЕК — это межгосударственная организация, которую создали добывающие нефть страны для того, чтобы установить контроль над добычей нефти в своём регионе, объединить усилия стран и контролировать цены на нефть.

Предложили создать такую организацию пять стран: Венесуэла, Саудовская Аравия, Кувейт, Иран и Ирак.

Связано это было с тем, что в 60-е годы XX века начался процесс деколонизации, на карте мира стали появляться новые независимые государства, а основной мировой долей добычи нефти владели 7 транснациональных корпораций, которые устанавливали свои правила и в один момент значительно снизили закупочные цены на нефть.

Появившиеся независимые государства желали самостоятельно управлять своими природными ресурсами и делать это только на благо своего государства и общества. Так как предложение на нефть в то время было избыточным, были необходимы меры, предотвращающие последующее падение цен. В связи с чем, ОПЕК утвердила свою программу по добыче нефти и создало свой орган — Секретариат, который в наше время находится в Вене.

Мнение: ОПЕК это следствие . Желание сосредоточить управление нефтянной отраслью в едином блоке, унифицировать процессы, обеспечить бесперебойную поставку сырья в развитые страны и в мировые фабрики. Также это мощный инструмент воздействия на мировую экономику, на Россию, через манипуляции объёмами добычи нефти и ценами.

Изначально в состав ОПЕК входило 5 стран-основательниц. В последствии к ним присоединились ещё 5: ОАЭ, Катар, Ливия, Индонезия и Алжир. На данный момент, в ОПЕК представлены 12 государств: Венесуэла, Кувейт, Иран, Ирак, ОАЭ, Ливия, Алжир, Эквадор, Экваториальная Гвинея, Габон и Ангола.

Индонезия стала импортером нефти и вышла из ОПЕК. В 2018 Катар объявил о выходе из ОПЕК. В 2015 году России было предложено войти в ОПЕК, но РФ отказалась.

В последнее время стала важным инструментом политического влияния. Экономики некоторых стран очень сильно зависят от актуальных цен нефть и при их снижении терпят колоссальные убытки.

Некоторые страны ОПЕК (Нигерия, Ангола, Ирак, Кувейт) при больших объёмах добычи нефти имеют слабые экономические системы, большие внешние долги и нередко вступают в неоправданные военные конфликты (например, вторжение Кувейта в Ирак в 1990). В Венесуэле долгое время была диктатура Уго Чавеса, сменившаяся его последователем Мудуро. Поэтому страны ОПЕК сталкиваются с большими трудностями, и даже контроль на 2/3 запасами мировой нефти не позволяет стабилизировать ситуацию в экономике и политической сфере.


Часто тиражируется мнение, что ОПЕК никакой ни картель, и эта организация давно потеряла реальные рычаги влияния на стоимость нефти. Меж тем, наблюдения за рынком контексте заседаний и решений ОПЕК показывают ошибочность указанного мнения.

Мнение: сговоры ОПЕК для роста нефтяных цен — вызывают негатив в развитых странах ( не в счёт), обратная реакция — рост альтернативной энергетики: ветер, солнце. Ускоряется переход на электромобили. Миру надоело зависеть от кучки стран.

В сентябре прошлого года организация ОПЕК отметила свой юбилей. Она была создана в 1960 году. Сегодня страны ОПЕК занимают лидирующую позицию в области экономического развития.

ОПЕК в переводе с английского «OPEC» — «Организация стран-экспортёров нефти». Это международная организация, созданная для того чтобы контролировать объёмы продаж сырой нефти и установления цены на неё.

Ко времени создания ОПЕКа на нефтяном рынке были существенные излишки чёрного золота. Появление лишнего количества нефти объясняется стремительной разработкой обширных её месторождений. Основным поставщиком нефти был Ближний Восток. В середине 50-х годов ХХ столетия на рынок нефти вышел СССР. Объёмы добычи чёрного золота в нашей стране увеличились вдвое.

Результатом этого стало возникновение серьёзной конкуренции на рынке. На этом фоне цены на нефть существенно упали. Это и способствовало созданию организации ОПЕК. 55 лет назад эта организация преследовала цель поддержания адекватного уровня цен на нефть.

Какие государства входят

На сегодняшний день в эту организацию входит 12 держав. К ним относятся государства Ближнего Востока, Африки и Азии.

Россия членом ОПЕК в 2019 году не является. Характеристика держав, находящихся в составе этой организации — дело непростое. С уверенностью можно сказать только одно: как и 55 лет назад, сегодня страны, находящиеся в составе списка, объединяет нефтяная политика.

Инициатором создания этой организации была . Изначально в список вошла она, а также ведущие государства-экспортёры нефти. После этого список пополнился и . Ливия вошла в список не во времена полковника Каддафи, как думают многие, а при короле Идрисе, в 1962 году. вошли в список только в 1967 году.

В период 1969-1973 гг. список пополнили такие члены, как , и . В 1975 году список пополнил Габон. В 2007 году в список вошла . Пополнится ли список ОПЕК в ближайшее время, доподлинно неизвестно.

Что представляют собой страны

Государства, находящиеся в составе этой организации в 2019 году, производят только 44% от объёмов добычи нефти во всём мире. Но эти страны оказывают огромное влияние на рынок чёрного золота. Это объясняется тем, что государства, находящиеся в составе этой организации, владеют 77% всех разведанных запасов нефти во всём мире.

В основе экономики Саудовской Аравии находится экспорт нефти. Сегодня это государство-экспортёр чёрного золота располагает 25% запасов нефти. Благодаря экспорту чёрного золота страна получает 90% доходов. ВВП этого крупнейшего государства-экспортёра составляет 45 процентов.

Второе место по добыче золота отдано . Сегодня это государство, являющееся крупным экспортёром нефти, занимает 5,5% на мировом рынке. Не менее крупным экспортёром следует считать . Добыча чёрного золота приносит стране 90% прибыли.

До 2011 года завидное место по добыче нефти занимала Ливия. Сегодня ситуацию в этом, некогда богатейшем государстве, можно назвать не просто сложной, а критической.

Третьим по величине запасов нефти является . Южные месторождения этой страны могут добывать до 1,8 млн чёрного золота в одни только сутки.

Можно сделать вывод, что большая часть государств, входящих в ОПЕК, находится в зависимости от прибыли, которую приносит их нефтяная промышленность. Единственным исключением из этих 12 государств является Индонезия. Эта страна получает доходы ещё от таких отраслей, как:


Для остальных держав, находящихся в составе ОПЕК, процент зависимости от продажи чёрного золота может составлять от 48 до 97 показателей.

Когда наступают сложные времена, то у государств, имеющих богатые запасы нефти, есть только один выход - как можно скорее диверсифицировать экономику. Происходит это за счёт осваивания новых технологий, способствующих сбережению ресурсов.

Политика организации

Кроме цели унификации и координации нефтяной политики, у организации есть не менее приоритетная задача — считать стимуляцию экономичных и регулярных поставок товара членами тех государствам, которые являются потребителями. Ещё одной важнейшей целью является получение справедливой доходности на капитал. Это актуально для тех, кто активно вкладывает средства в промышленность.

К основным органам управления ОПЕК следует отнести:

  1. Конференцию.
  2. Совет.
  3. Секретариат.

Конференция является высшим органом этой организации. Высшей должностью следует считать должность генерального секретаря.

Встречи министров энергетики и специалистов по чёрному золоту происходят два раза в год. Главной целью заседания является оценивание, в каком состоянии находится международный рынок нефти. Ещё одной приоритетной задачей является разработка чёткого плана по стабилизации ситуации. Третьей целью собрания является прогнозирование ситуации.

О том, каков прогноз организации, можно судить по ситуации на рынке чёрного золота в прошлом году. Представители стран-участниц этой организации утверждали, что цены будут сохранены в размере 40-50 долл.США за 1 баррель. При этом представители этих государств не исключали, что цены могут вырасти и до 60 долл. Это могло произойти только в случае интенсивного роста экономики Китая.

Судя по последней информации, в планах руководства этой организации нет желания сократить количество добываемых продуктов нефти. Также организация ОПЕК не вынашивает планов относительно вмешательства в деятельность международных рынков. По мнению руководства организации, необходимо дать международному рынку шанс самостоятельной регуляции.

Сегодня цены на нефть близки к критичной точке. Но ситуация на рынке такая, что цены могут как стремительно падать, так и возрастать.

Попытки решить ситуацию

После начала очередного экономического кризиса, который охватил весь мир, страны ОПЕК приняли решение снова собраться. До этого 12 государств собирались, когда произошло рекордное падение фьючерсов на чёрное золото. Тогда размер падения был катастрофическим — до 25 процентов.

Судя по прогнозу, который дали эксперты организации, кризис не затронет только Катар. В 2018 году цена на нефть марки Brent составляла около 60 долл.США за 1 баррель.

Ценовая политика

Сегодня ситуация для самих участников ОПЕК выглядит следующим образом:

  1. Иран -цена, при помощи которой обеспечивается бездефицитный бюджет государства — 87 долл.США (доля в организации составляет 8,4%).
  2. Ирак — 81 долл. (доля в организации — 13%).
  3. Кувейт — 67 долл. (доля в организации — 8,7%).
  4. Саудовская Аравия — 106 долл. (доля в организации — 32%).
  5. ОАЭ — 73 долл. (доля в организации — 9,2%).
  6. Венесуэла — 125 долл. (доля в организации — 7,8%).

По некоторым данным, на неофициальной встрече, Венесуэла выступила с предложением сократить текущие объёмы производства нефти до 5 процентов. Эта информация пока не подтвердилась.

Ситуацию внутри самой организации можно назвать критической. Год изрядно подешевевшего чёрного золота сильно ударил по карману государств ОПЕК. По некоторым данным, суммарный доход государств-участников может снизиться до 550 миллиардов долларов США в год. Предыдущая пятилетка показывала куда более высокие показатели. Тогда годовой доход этих стран составляет 1 трлн. долл. США.

Предпосылкой для создания Организации Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК, исходная аббревиатура на английском языке — OPEC) стало отсутствие возможности у государств Ближневосточного региона и Среднего востока самостоятельно противостоять неоколонистской политике, проводимой вопреки их интересам, а также перенасыщение мирового рынка нефтью. Результат — резкое снижение цен и устойчивая тенденция для дальнейшего падения. Колебания стоимости нефти стали ощутимы для устоявшихся экспортеров, были неконтролируемы, а последствия непредсказуемы.

Чтобы избежать кризиса и спасти экономику представители правительств заинтересованных сторон Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы встретились в Багдаде (10 — 14 сентября 1960), где приняли решение учредить Организацию Стран Экспортеров Нефти. Спустя полвека для мировой экономики это объединение остается одним из самых влиятельных, но уже не ключевым. Количество стран ОПЕК периодически изменялось. Теперь это 14 государств-нефтедобытчиков .

Историческая справка

До Багдадской конференции цены на «черное золото»; диктовал нефтяной картель из семи нефтяных компаний западных держав, называемый «семь сестер». Став членами объединения ОПЕК, страны-участники организации совместными усилиями могли влиять на ценообразование и объем реализации нефти. История развития организации поэтапно выглядит следующим образом:

  • Август 1960 г. Цена падает до критической отметки после выхода на нефтяную арену новых игроков (СССР и США).
  • Сентябрь 1960 г. В Багдаде проводится встреча представителей Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Последняя выступила инициатором создания организации ОПЕК.
  • 1961-1962 г. вхождение Катара (1961), Индонезии (1962), Ливии (1962).
  • 1965 г. Начало сотрудничества с Экономическим и Социальным советом ООН.
  • 1965-1971 г. Численность объединения пополнилась за счет вступления Арабских Эмиратов (1965), Алжира (1969), Нигерии (1971).
  • 16 октября 1973 г. Введение первой квоты.
  • 1973-1975 вступление в организацию Эквадора (1973) и Габона (1975).
  • 90-е годы. Выход из ОПЕК Габона (1995 г.) и добровольное приостановление участия Эквадора (1992 г.).
  • 2007-2008 г. Возобновление деятельности Эквадора (2007), приостановка членства Индонезии (январь 2009 стала импортером). Вхождение в союз Анголы (2007). Наблюдателем становится Российская Федерация (2008 г.) без обязательства получить членство.
  • 2016г. Индонезия возобновила членство в январе 2016 года, но решила вновь приостановить свое членство 30 ноября того же года.
  • июль 2016 г. Габон вновь присоединился к организации.
  • 2017 г. присоединение Экваториальной Гвинеи.

В течение 10 лет с момента основания члены ОПЕК ощущали стремительный экономический подъем, пик которого приходится на 1974-1976 гг. Однако следующее десятилетие ознаменовано очередным падением цен на нефть, причем вдвое. Несложно отследить взаимосвязь описанных периодов с переломными моментами истории мирового развития.

ОПЕК и мировой рынок нефти

Объект деятельности ОПЕК нефть, а если быть точным, ее стоимость. Возможности, которые предоставляет совместное управление сегментом рынка нефтепродуктов, позволяют:

  • защищать интересы государств, входящих в состав организации;
  • обеспечивать контроль стабильности стоимости нефти;
  • гарантировать бесперебойные поставки потребителям;
  • обеспечить экономике стран-участников стабильный доход от нефтедобычи;
  • прогнозировать экономические явления;
  • вырабатывать единую стратегию развития отрасли.

Имея возможность контролировать объемы реализуемой нефти, организация ставит перед собой именно эти цели. Сейчас уровень добычи странами-участниками составляет 35% или 2/3 от общего количества. Все это возможно благодаря четко выстроенному, отлаженному механизму.

Структура ОРЕС

Организовано сообщество таким образом, чтобы принятые решения не противодействовали интересам ни одной из стран участников ОПЕК. Структурированная схема с учетом значимости подразделений выглядит так:

  • Конференция ОПЕК.
  • Секретариат с генеральным секретарем во главе.
  • Совет управляющих.
  • Комитеты.
  • Экономическая комиссия.

Конференция — это собрание, проводимое два раза каждый год, на котором министры стран членов ОПЕК обсуждают ключевые стратегические аспекты и принимают решения. Здесь же назначаются представители, по одному от каждого входящего государства, которые формируют совет управляющих.

Секретариат назначается в результате совещания комиссии, а задачей генерального секретаря является представление позиции организации при взаимодействиях с другими объединениями. Какая бы страна не входила в ОПЕК, ее интересы представит один человек (генсекретарь). Все его действия — продукт принятых руководством организации решений после коллегиального обсуждения на конференции.

Состав ОПЕК

В ОПЕК входят страны, финансовое благополучие которых напрямую зависит от колебаний мирового нефтерынка. Подать заявку может любое государство. На сегодняшний день геополитический состав организации выглядит следующим образом.

Страны Азии и Аравийского полуострова в ОПЕК

Эта часть карты мира представлена в ОПЕК Ираном, Саудовской Аравией, Кувейтом, Ираком, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами и Индонезией (до выхода в январе 2009). Хотя последняя имеет иное географическое расположение, ее интересы непрерывно пересекаются с другими азиатскими партнерами с момента возникновения Азиатско-Тихоокеанского форума Экономического Сотрудничества (АРЭС).

Для стран на Аравийском полуострове характерно монархическое правление. Противостояния не прекращаются веками, а с середины ХХ века люди гибнут за нефть по всему миру. Череда конфликтов лихорадит Ирак, Кувейт, Саудовскую Аравию. Войны разжигаются, чтобы дестабилизировать нефтяной рынок, и как следствие увеличить количество зарабатываемых нефтедолларов, увеличив спрос на нефть.

Страны Южной Америки, входящие в ОПЕК

Латинская Америка представлена Венесуэлой и Эквадором. Первая — инициатор создания ОПЕК. Государственные долги Венесуэлы за последние годы выросли. Причина — политическая нестабильность и падение цен на мировом нефтяном рынке. Это государство процветало, только если стоимость барреля нефти была выше среднего показателя.

Эквадор также нестабилен ввиду наличия госдолга в 50% от ВВП. А в 2016 г. правительству страны пришлось по результатам суда заплатить 112 млн. дол. американских корпораций Chevron за невыполнение обязательств принятых 4 десятка лет назад, в рамках разработки южноамериканских нефтяных месторождений. Для небольшого государства это значительная часть бюджета.

Страны Африки и ОПЕК

Действия ОПЕК защищают благосостояние 6 стран Африки из 54. А именно, интересы:

  • Габона;
  • Экваториальной Гвинеи;
  • Анголы;
  • Ливии;
  • Нигерии;
  • Алжира.

Этому региону присущи высокие показатели численности населения, а также безработица и количество людей, находящихся за чертой бедности. Опять же виной тому низкая цена барреля нефти, высокий уровень конкуренции и перенасыщение нефтяного рынка сырьем.

Квоты ОПЕК- рычаги влияния на мировую экономику

Квота добычи сырья — это установленная для членов сообщества норма экспорта нефти. Октябрь 1973 года стал моментом подписания соглашения о снижении выпуска на 5%. Принятое решение об изменении объема добычи предполагало поднятие цены на 70%. Эти шаги стали последствием развязывания «войны Судного дня», в которой участвовали Сирия, Египет, Израиль.

Очередным соглашением о снижении уровня добычи нефти, принятым на следующий день после введения первой квоты. В адрес США, Японии и некоторых Западноевропейских стран было наложено эмбарго. В течение месяца вводились и отменялись квоты, определяющие кому, сколько баррелей нефти в день выставлять на продажу, по какой цене продавать добытое сырье.

За десятилетия практика неоднократно подтверждала эффективность этих рычагов воздействия, доказывая мощь сообщества экспортеров. Решения ОПЕК о добыче нефти принимаются после обсуждения вопроса представителями стран-участников организации.

Россия и ОПЕК

Влияние сообщества экспортеров за последние годы снизилось, что привело к невозможности вести монопольную политику, навязывая другим невыгодные условия. Это стало возможным после выхода на арену нефтедобытчиков из Китая, Соединенных Штатов, Российской Федерации. Для того чтобы действия сообщества стран-экспортеров нефти были подконтрольными (не выходили за рамки, когда могли бы нанести вред государствам, не имеющим членства), Российская Федерация в лице правительства взяла на себя роль наблюдателя. Россия является официальным наблюдателем в ОПЕК, одновременно представляя собой противовес. Она имеет возможность снизить цену барреля методом увеличения уровня добычи, тем самым повлиять на мировой рынок.

Проблемы ОПЕК

Основные сложности, с которыми приходится бороться, заключены в следующих тезисах:

  • 7 из 14 членов находятся в состоянии войны.
  • Технологическое несовершенство, отставание от прогресса, феодальный атавизм государственного строя некоторых стран-участников.
  • Необразованность, отсутствие квалифицированных кадров на всех уровнях производства большинства стран-участников.
  • Финансовая безграмотность правительств большинства стран — членов OPEC, неспособных достойным образом распорядиться крупной прибылью.
  • Рост влияния (сопротивление) государств, не входящих в число членов коалиции.

Под действием этих факторов ОРЕС перестал быть лидирующим регулятором стабильности сырьевого рынка и ликвидности нефтедоллара.

Организация стран-экспортеров нефти, основанная в 1960 году рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла) с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть.

Благодаря тому, что ОПЕК контролирует примерно половину мирового объема торговли нефтью, она способна значительно влиять на уровень мировых цен. На долю нефтяного картеля,который в 1962 году зарегистрирован в ООН в качестве полноправной межправительственной организации, приходится около 40% мировой добычи нефти.

Краткая экономическая характеристика государств - членов ОПЕК (в 2005 году)

--
Алжир Индонезия Иран Ирак Кувейт Ливия Нигерия Катар Саудовская Аравия ОАЭ Венесуэла
Население (тыс. человек) 32,906 217,99 68,6 28,832 2,76 5,853 131,759 824 23,956 4,5 26,756
Площадь (тыс. км 2) 2,382 1,904 1,648 438 18 1,76 924 11 2,15 84 916
Плотность населения (человек на км 2) 14 114 42 66 153 3 143 75 11 54 29
ВВП на душу населения ($) 3,113 1,29 2,863 1,063 27,028 6,618 752 45,937 12,931 29,367 5,24
ВВП в рыночных ценах (млн $) 102,439 281,16 196,409 30,647 74,598 38,735 99,147 37,852 309,772 132,15 140,192
Объем экспорта (млн $) 45,631 86,179 60,012 24,027 45,011 28,7 47,928 24,386 174,635 111,116 55,487
Объем экспорта нефти (млн $) 32,882 9,248 48,286 23,4 42,583 28,324 46,77 18,634 164,71 49,7 48,059
Текущий баланс (млн $) 17,615 2,996 13,268 -6,505 32,627 10,726 25,573 7,063 87,132 18,54 25,359
Подтвержденные запасы нефти (млн баррелей) 12,27 4,301 136,27 115 101,5 41,464 36,22 15,207 264,211 97,8 80,012
Подтвержденные запасы природного газа (млрд куб. м) 4,58 2,769 27,58 3,17 1,557 1,491 5,152 25,783 6,9 6,06 4,315
Объем добычи сырой нефти (1,000 барр/день) 1,352 1,059 4,092 1,913 2,573 1,693 2,366 766 9,353 2,378 3,128
Объем добычи природного газа (млн куб. м/день) 89,235 76 94,55 2,65 12,2 11,7 21,8 43,5 71,24 46,6 28,9
Мощности по переработке нефти (1,000 барр/день) 462 1,057 1,474 603 936 380 445 80 2,091 466 1,054
Поизводство нефтепродуктов (1,000 барр/день) 452 1,054 1,44 477 911 460 388 119 1,974 442 1,198
Потребление нефтепродуктов (1,000 барр/день) 246 1,14 1,512 514 249 243 253 60 1,227 204 506
Объем экспорта сырой нефти (1,000 барр/день) 970 374 2,395 1,472 1,65 1,306 2,326 677 7,209 2,195 2,198
Объем экспорта нефтепродуктов (1,000 барр/день) 464 142 402 14 614 163 49 77 1,385 509 609
Объем экспорта природного газа (млн куб м) 64,266 36,6 4,735 -- -- 5,4 12 27,6 7,499 --

Основные цели ОПЕК

Основными целями создания Организации являются:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
  • Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
  • Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
  • Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
  • cтрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Организационная структура ОПЕК

Высший орган ОПЕК - Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров, в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.

Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента.

Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

История развития и деятельности ОПЕК

Задачей ОПЕК с 1960-х годов являлось представление единой позиции стран-производителей нефти в целях ограничения влияния крупнейших нефтяных компаний на рынок. Однако реально ОПЕК в период с 1960 по 1973 гг. расстановку сил на нефтяном рынке изменить не могла. Существенные коррективы в расстановку сил внесла внезапно начавшаяся в октябре 1973 г. война между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем, с другой. При поддержке США Израилю удалось довольно быстро вернуть утраченные территории и уже в ноябре подписать соглашения о прекращении огня с Сирией и Египтом.

17 октября 1973г. ОПЕК выступила против политики США, введя эмбарго на поставки нефти в эту страну и увеличив на 70% отпускные цены для западноевропейских союзников Соединенных Штатов. В одну ночь баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. (В январе 1974 г. ОПЕК поднял цену за один баррель до $11,65). Эмбарго было введено в тот момент, когда уже около 85% американских граждан привыкли добираться до рабочего места на собственном автомобиле. Хотя президент Никсон ввел жесткие ограничительные меры по использованию энергоресурсов, ситуацию спасти не удалось, и для западных стран наступил период экономического спада. На пике кризиса цена галлона бензина в США поднялась с 30 центов до $1,2.

Реакция Wall Street была мгновенной. Естественно, на волне суперприбылей акции нефтедобывающих компаний пошли вверх, однако все остальные акции в период с 17 октября до конца ноября 1973 г. потеряли в среднем 15%. Индекс Dow Jones за это время снизился с 962 до 822 пунктов. В марте 1974 эмбарго против США было снято, однако эффект, который оно произвело, сгладить не удалось. За два года, с 11 января 1973 г. до 6 декабря 1974 г. Dow упал почти на 45% - с 1051 до 577 пунктов.

Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта - с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака - с $1,8 млрд. до $23,6 млрд.

На волне высоких доходов от нефти в 1976 году ОПЕК создала Фонд международного развития ОПЕК - многосторонний финансовый институт в области развития. Его штаб-квартира также расположена в Вене. Фонд призван содействовать сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающи­мися странами. Международные институты, чья деятельность приносит пользу развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны могут пользоваться помощью фонда. Фонд ОПЕК предоставляет займы (на льготных условиях) трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Ресурсы состоят из добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет инвестиционных и кредитных операций фонда.

Однако к концу 70-х потребление нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий спад экономики западных стран. В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления. Кроме того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти, высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться.

Несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году цена на нефть достигла $40 за баррель.

Слабость ОПЕК в полной мере проявилась в начале 1980-х годов, когда в результате полномасштабного освоения новых нефтяных месторождений за пределами стран ОПЕК, широкого внедрения энергосберегающих технологий и экономической стагнации спрос на импортную нефть в промышленно развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое. После этого на нефтяном рынке в течение 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть. Однако когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти – до 18 млн барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. Ее результатом стало то, что в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза – с 27 до 12 долл. за баррель.

Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции “Буря в пустыне”, завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны. Несмотря на постоянное перепроизводство нефти в большинстве стран ОПЕК и возросшую конкуренцию со стороны других нефтедобывающих стран, цены на нефть на протяжении 1990-х годов оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х годах.

Однако в конце 1997 года началось падение цен на нефть, а в 1998 году мировой рынок нефти охватил беспрецедентный кризис. Аналитики и эксперты приводят множество различных причин этого резкого падения цен на нефть. Многие склонны возлагать всю вину на решение ОПЕК, принятое в конце ноября 1997 года в Джакарте (Индонезия), о повышении потолка добычи нефти, вследствие чего на рынки якобы были выброшены дополнительные объемы нефти, и произошло понижение на нее цен. Усилия, предпринятые странами-членами и нечленами ОПЕК в 1998 году, вне всякого сомнения, сыграли важнейшую роль в предотвращении дальнейшего обвала мирового нефтяного рынка. Не будь предпринятых мер, и цена на нефть, по оценке некоторых экспертов, могла бы упасть до 6-7 долларов за баррель.

Проблемы развития стран ОПЕК

Одним из основных недостатков ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.

Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность.

Второй, казалось бы, простой проблемой является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно.

Третьей, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства.

Четвертой проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества.

Таким образом, все одиннадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран ОПЕК, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого - 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.