Основные характеристики минерально-сырьевой базы российской федерации. Минеральное сырьё

Козловский Е.А.,

вице-президент РАЕН,

член Высшего горного совета России,

д.т.н., профессор

Минерально-сырьевой комплекс (МСК) является базовым сектором в экономике нашей страны и играет определяющую роль в перспективе её развития. Обладая высокой устойчивостью к выживанию в условиях реформирования по сравнению с другими отраслями экономики, МСК оказался в критическом состоянии. Тем не менее, он продолжает сохранять фундаментальное значение для народного хозяйства, сдерживая углубление экономического кризиса.

Основные тенденции развития минерально-сырьевого комплекса в условиях глобализации

Развитие мировой экономики сопровождается прогрессирующим увеличением объёмов потребления минерально-сырьевых ресурсов. За последние 40 лет было использовано 80-85% нефти и газа от общего объёма их добычи за весь исторический период. Объёмы использования других видов минерального сырья за эти годы выросли примерно в 3-5 раз. Промышленно развитые страны, в которых проживает 16% населения земного шара, добывают в стоимостном выражении около 35%, а потребляют более 55% добываемого в мире минерального сырья.

В настоящее время из недр извлекается более 200 видов полезных ископаемых. Наиболее высокими темпами добычи и переработки характеризуются нефть, газ, бокситы, медь, никель и др. За последнее десятилетие добыча нефти увеличилась в 1,1 раза, газа – в 1,4, урана – в 1,6, марганцевой руды – в 2,5, кобальта – в 2,3, вольфрама – в 2,5 раза и т.д. При этом количество подтверждённых запасов за последние 20 лет значительно возросло: нефти в 1,7 раза, газа – в 1,4, марганцевой руды - в 1,6, меди – в 1,4, никеля – в 1,5, фосфатов – в 4,6 раза и т.д. Обеспеченность мировой добычи большинства видов полезных ископаемых подтверждёнными запасами находится на достаточно высоком уровне, превышая разрабатываемые запасы нефти в 63 раза, газа – в 63, бокситов – в 125, хромовых руд – в 52, фосфатов – более чем в 300 раз, золота – в 23 раза и т.д.

Мировой рынок в настоящее время насыщен всеми видами минерального сырья. В этих условиях крупнейшие мировые продуценты из индустриальных стран, способные влиять на торговую политику своих государств, не заинтересованы в появлении новых продавцов, предлагающих сырьё по низким ценам.

Добыча и переработка минерального сырья характеризуются длительным сроком окупаемости инвестиций и всегда являлись рискованной сферой вложения капитала. Поэтому в условиях жёсткой конкуренции и падения цен на сырье транснациональные корпорации стремятся минимизировать риски, осваивая месторождения в странах с предсказуемой экономикой и стабильным политическим положением. Большинство развитых индустриальных государств, руководствуясь разными соображениями и используя различные способы воздействия, постепенно ликвидируют на своих территориях предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых, ориентируясь на импорт сырьевых продуктов из других стран. Исключением из этого правила являются пока Австралия, ЮАР и, в меньшей степени, Канада.

В этих условиях всё большее число стран «третьего мира» берёт курс на развитие сырьевых отраслей промышленности за счёт средств иностранных инвесторов. Это обстоятельство, с одной стороны, предоставляет крупным корпорациям возможность выбора объектов для инвестирования, а с другой – ведёт к постепенному снижению мировых цен на большинство видов сырьевой продукции, главным образом, за счёт экономии на оплате труда. Поэтому конъюнктура мирового рынка объектов недропользования складывается в последние годы таким образом, что востребованными для инвестиций являются лишь месторождения нефти и газа, цветных и благородных металлов, алмазов и урана. Месторождения иных видов минерального сырья менее привлекательны для потенциальных инвесторов, поскольку уже имеющаяся ресурсная база позволяет обеспечить потребности мировой промышленности на десятилетия вперёд.

Технологическая революция, затронувшая также добычу и переработку минерального сырья, приводит к существенным изменениям в структуре мирового минерально-сырьевого комплекса. Высокорентабельной может стать разработка некоторых видов месторождений, которые еще два десятилетия назад считались невыгодными для эксплуатации.

В последние годы в нашу жизнь вошло понятие глобализации, при этом речь идёт о попытках утверждения «нового мирового порядка». Первая задача глобализации рынка – передача национальных минеральных ресурсов под контроль стран «первого мира» и устранение национальных экономических границ. Этому во много способствует ВТО. Сегодня транснациональные корпорации концентрируют сырьевые мощности, 500 из них контролирует 3/4 торговли сырьевыми ресурсами и 4/5 - новейшими технологиями. Таким образом идеологи глобализации достаточно «специфически» подходят к перестройке мировой экономики и международного права.

Минерально-сырьевой комплекс России

Россия обладает огромными природными ресурсами, которые являются прочным фундаментом для устойчивого развития экономики и привлекательны для международного сотрудничества. Особенность природно-ресурсного потенциала России – его крупномасштабность и комплексность. Ни у одной страны мира нет такого спектра минерально-сырьевых месторождений – от нефти, газа, угля до практически всех металлических и неметаллических полезных ископаемых.

Россия унаследовала от СССР положение страны, самой обеспеченной в мире минерально-сырьевыми ресурсами. Доля России в мировых запасах нефти составляет 13%, газа – 32, угля –11, свинца, цинка, кобальта, никеля, железа от 10 до 36% и т.д. Валовая ценность разведанных и предварительно оцененных запасов составляет около 28,5 трлн. долларов. Минерально-сырьевой комплекс страны в ее экономике занимает ведущее место - в сфере недропользования сосредоточено около 40% всех основных фондов промышленных предприятий и 13% балансовой стоимости всех основных фондов экономики России. При этом добывающими и геологоразведочными отраслями обеспечиваются 30% ВВП и около 50% объёма экспорта. За счёт экспорта минерального сырья и продуктов его переработки обеспечивается около 80% валютных поступлений страны.

По добыче нефти и газа, производству стали и чугуна, первичного алюминия, рафинированной меди, никеля, цинка, титана Россия занимает одно из ведущих мест в мире, обеспечивая по большинству из них не только свои внутренние потребности, но и поставляя значительное их количество на внешний рынок. Такие виды полезных ископаемых как нефть, газ, уголь, железные руды, медь, никель, золото, платиноиды, алмазы, апатиты, калийные соли и асбест обладают прочной и достаточно освоенной минерально-сырьевой базой и развитыми горнодобывающими и перерабатывающими мощностями. Менее заметную роль Россия играет в мировом производстве марганцевого и хромового сырья, свинца, олова, вольфрамовых и молибденовых концентратов.

В последние годы влияние России на состояние мирового рынка нефти, газа, чёрных и цветных металлов заметно усилилось. Экономический кризис и спад промышленного производства, вызванные «глубоким реформированием» российской экономики и переходом к рыночным отношениям, привели к резкому падению внутреннего спроса практически по всем видам минерально-сырьевой продукции. Так в последние десятилетия внутреннее потребление первичного алюминия снизилось втрое, меди рафинированной – в 3,4 раза, свинца – в 3,3 раза, цинка – в 2,7 раза, никеля – в 5,7 раза, олова – в 4,2 раза, вольфрамовых и молибденовых концентратов – соответственно в 8,4 и 6,4 раза. Эта тенденция нарастае.

Падение внутреннего спроса на цветные металлы обусловлено, главным образом, глубоким спадом производства в основных отраслях, их потребляющих, таких как машиностроение и ВПК, на долю которых приходится более 85% общего потребления этих металлов. Значительно снизилось их потребление в электротехнической и радиотехнической промышленности и автомобилестроении, что связано с насыщением внутреннего рынка более качественной импортной продукцией этих отраслей.

После развала Советского Союза проблема самообеспечения минеральным сырьем встала и перед Россией: по 21 его виду образовался почти полный (марганец, хром, стронций, ртуть, цирконий и др.), или весьма значительный (свинец и цинк, флюорит, барит, каолин и др.) дефицит. В связи с этим перед страной со всей остротой возникала дилемма: или интенсифицировать поиски источников недостающих видов полезных ископаемых, или же ориентироваться на импорт дефицитного сырья из стран ближнего и дальнего зарубежья, развивая одновременно экспорт других его видов и продуктов переработки.

К сожалению, в последние годы минерально-сырьевая база России целенаправленно разваливалась и добыча полезных ископаемых не компенсируется их приростом по ряду видов сырья. Разведанные запасы большинства полезных ископаемых значительно уменьшились. Следует трезво взглянуть на положение дел в нефтегазовом секторе: резко ухудшилась структура разведанных запасов нефти. Доля активных (высокопродуктивных) запасов нефти в балансе составляет около 45%, а доля низкорентабельных запасов возросла до 55%. Свыше 70% запасов нефтяных компаний находится на грани рентабельности добычи. Продолжается многолетняя негативная тенденция снижения проектной нефтеотдачи.

Резкое сокращение внутреннего рынка заставило российских продуцентов расширять позиции на внешних рынках. За рубежи России вывозится 41-45% добываемой в стране нефти и 30-35% производимых нефтепродуктов, 30-33% газа, а по алюминию, никелю, меди, металлам платиновой группы и алмазам Россия занимает ведущее место среди стран-экспортёров, оказывая значительное влияние на конъюнктуру мирового рынка.

Непомерный рост экспорта продукции минерально-сырьевого комплекса негативно влияет на экономику России. Возросший экспорт минерально-сырьевой продукции при резком снижении объемов добычи минерального сырья не только усиливает диспропорции между его производством и потреблением, но и ухудшает структуру экономики, приблизив ее к модели экспортно-сырьевого типа.

Гипертрофированное увеличение экспорта топливно-энергетических ресурсов и основных ликвидных металлов повлекло за собой снижение сырьевой обеспеченности национальной промышленности и ограничило возможности ее эффективного функционирования. При этом экспорт стратегических и критических видов минерального сырья не сопровождался эффективным использованием валютных поступлений в промышленном секторе экономики. Рост объемов поставок продукции минерально-сырьевого комплекса на мировой рынок повлек за собой падение мировых цен на эту продукцию и, как следствие, снижение доходности экспортных операций, а также усилил зависимость социально-экономического положения России от цен мирового рынка и дискриминационных действий в отношении российских компаний-продуцентов.

За истёкшие годы мировые инвестиционные потоки, направляемые в минерально-сырьевой комплекс, большей частью миновали Россию. Если в это время за рубежом только в новые горнорудные проекты по добыче золота, меди, свинца и цинка было вложено около 7 млрд. долларов, то в России не более 20 млн. долларов. Иначе говоря, оцениваемая в треть от мировой минерально-сырьевая база России привлекла не более 0,3% мировых инвестиций, что требует глубокого анализа причин происходящего.

Столь мизерные - 0,3% от мировых затраты на геологоразведочные работы слишком малы для России. Имея территорию, составляющую 10-11% площади земной суши, наша страна должна тратить на эти цели, по оценкам, не менее 1,8-1,9 млрд. долларов в год. Столь значительная диспропорция в затратах свидетельствует, что организация геологоразведочных процессов у нас в стране далека от идеала. То же наблюдается в геологической науке. По абсолютным затратам на науку Россия более чем в 7 раз уступает Японии и в 20 раз - США.

В российской экономике наблюдается значительный разрыв между разработками новых технологий и их использованием в массовом производстве. По оценкам, Россия занимает лидирующие позиции или имеет разработки мирового уровня только по трети из 34 важнейших технологических направлений. При этом до коммерческого использования доведено лишь 16% технологий, из которых только половина соответствует мировому уровню. Продолжающийся спад производства минеральных ресурсов и продуктов их переработки, ухудшение сырьевых баз действующих предприятий, ожидаемое выбывание добывающих мощностей, катастрофическое снижение объёмов геологоразведочных работ чреваты дальнейшими разрушительными последствиями для всей экономики страны. До 2025 г. произойдёт почти полное исчерпание разведанных запасов нефти, газа и свинца, почти трёх четвертей запасов молибдена, никеля, меди, олова.

Значительный прирост запасов различных видов полезных ископаемых обеспечивался в Советском Союзе опережающими добычу геологическими исследованиями. Сейчас в России практически исчерпан прежний поисковый задел, являющийся единственной научной основой для последующего наращивания разведанных запасов. Зарубежный подход к решению проблем воспроизводства минерально-сырьевой базы характеризуется долевым участием государства в финансировании программ поисковых и геологоразведочных работ. Долевой вклад государства составляет, к примеру, в Австралии 30-40%, Великобритании – 33-35%, Канаде – 38-40%, США – 50-50%, Японии – 75-80%. Восстановление роли государства в финансировании – настоятельная необходимость, которая, к сожалению, еще не получила признания в современной России.

Таким образом, минерально-сырьевой комплекс России, созданный в Советском Союзе и обладающий высокой устойчивостью в условиях реформирования, оказался в критическом состоянии. Нынешнее сокращение минерально-сырьевой базы – это результат развала государственной геологической службы, повлёкшего за собой снижение объёмов геологоразведочных работ и объёмов финансирования. Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что за период перестройки геологоразведочные работы сократились в три раза, поэтому прирост запасов уже не компенсирует добычу почти всех видов полезных ископаемых.

В СССР была создана комплексная система исследования недр и обеспечения прироста запасов. Она включала 50 научно-исследовательских институтов, 60 научно-производственных организаций, в том числе территориальных, 30 заводов по выпуску геофизического, бурового и др. оборудования. Это обеспечило опережающее исследование недр и чёткую ориентацию на открытие новых залежей необходимых полезных ископаемых.

В период перестройки произошло резкое снижение научного обеспечения поиска полезных ископаемых, материальная база геологии оказалась подорванной, распались многие региональные геологические организации, потерян уровень кадровой подготовки, многие организации непродуманно переориентировали. Именно это привело к тому, что в последние 20 с лишним лет воспроизводство запасов минерального сырья резко отстаёт от объемов его добычи. Из-за резкого сокращения геологоразведочных работ добыча полезных ископаемых уже не компенсируются приростом их запа-сов, обострилась проблема восполнения запасов на добывающих предприятиях в основных горнопромышленных районах страны. А это, как известно, не может не повлиять на базовые отрасли экономики страны и её экономическую безопасность.

Минерально-сырьевая база по большинству полезных ископаемых за последние десятилетия уменьшилась, особенно это касается олова и свинца, запасы которых снизились соответственно на 50 и 30%. При этом уменьшение сырьевой базы произошло несмотря на то, что объёмы добычи по сравнению с 1990 г. снизились по всем полезным ископаемым значительно, в частности, по олову – почти на 90%, вольфраму – на 80%, по свинцу – на 60%. Так как поисковые и разведочные работы проводятся крайне низкими темпами, это в итоге может привести к полному истощению разведанных запасов действующих предприятий.

Приватизация предприятий в геологии в последние годы шла непродуманно и в ущерб государственным интересам. По оценкам, из 650 полевых предприятий приватизировано 300, при этом многие из них были акционированы по частям и изменили профиль своей деятельности. Следует иметь в виду, что акционирование и приватизация в других странах проводились в зависимости от эффективности для экономики различных форм собственности и особенностей объектов собственности. Геология имеет достаточно выраженную научную фундаментальность и государственную значимость, её результатами пользуются многие отрасли. Геологоразведочные работы имеют научно-производственный характер. Поэтому для организаций, выполняющих исследования стратегического характера, целесообразно иметь государственную форму собственности или акционерную с контрольным пакетом у государства.

Правительство должно с вниманием отнестись к опыту создававшейся в течение 300 лет отечественной системе исследования недр. В советское время, несмотря на громоздкость Министерства геологии СССР, она была ориентирована на открытие новых месторождений и обеспечивала на перспективу развитие всего горнопромышленного комплекса. Поэтому преобразования, акционирование и приватизация геологических должны были проводиться с осознанием их целей и компетентно. Однако этого, к сожалению, не происходило и не происходит. Действия Росимущества не поддаются объяснению. По какому принципу идет акционирование и приватизация геологических организаций? Почему первоначально не была рассмотрена принципиальная схема управления исследованиями недр, обеспечивающими перспективу развития экономики и безопасность страны?

Всё это привело к тому, что объёмы добычи полезных ископаемых в России за последние десятилетия существенно снизились: газа, никеля, цинка, железных руд - на 7-17%, нефти, угля, урана, меди, бокситов, платиноидов, калийных солей - на 20-35%, хромовых руд, свинца, олова, молибдена, сурьмы, ниобия, золота, серебра, апатитов - на 40-60%, вольфрама, титана, фосфоритов, плавикового шпата - в 3 и более раз.

Как отмечалось, непомерный рост экспорта продукции минерально-сырьевого комплекса негативно влияет на развитие экономики России. При резком снижении объемов добычи не только усиливаются диспропорции между производством и потреблением различных видов минерального сырья, но и ухудшается структура экономики, которая превратилась в экспортно-сырьевую. Продолжающийся спад производства минеральных ресурсов и продуктов их переработки, ухудшение сырьевых баз действующих предприятий, ожидаемое выбытие добывающих мощностей, катастрофическое снижение объёмов геологоразведочных работ – все это чревато дальнейшими разрушительными последствиями для экономики. По оценкам экспертов, до 2025 г. произойдёт серьёзное снижение разведанных запасов нефти, газа и свинца, почти трёх четвертей запасов молибдена, никеля, меди, олова и т.д.

Опыт освоения территорий России показывает, что для подготовки ресурсной базы в объемах, рентабельных для промышленного освоения, требуется 10-15 лет при условии концентрации значительных средств. Современная ресурсная база даже в освоенных районах характеризуется сложной структурой, и при действующей налоговой системе не менее 50% подготовленных запасов оказываются нерентабельными для промышленного освоения.

Итак, следует констатировать:

- минерально-сырьевая база России вступила в фазу прогрессирующего кризисного состояния и с точки зрения государственных интересов используется неэффективно;

- сохранение или дальнейшее наращивание дисбаланса в цепочке «производство-потребление-экспорт добытого сырья и продуктов его переработки» закрепляет статус России как сырьевого придатка промышленно развитых стран Запада;

- низкая эффективность действующей налоговой системы, не учитывающей уровня ликвидности полезных ископаемых, технического состояния действующих предприятий, приоритетности сохранения рабочих мест в дотационных северных районах, а также особых геополитических интересов страны, не обеспечивает максимально возможного использования имеющейся минерально-сырьевой базы и требует реформирования;

- отсутствие государственной стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы, основанной на принципах самообеспечения с необходимой долей экспорта и ограниченного импорта, является угрозой национальной безопасности страны и ведёт к утрате Россией геополитических приоритетов в минерально-сырьевом секторе мира.

Все вышеизложенное является результатом провала минерально-сырьевой политики правительства и крайне неудовлетворительным состоянием законодательной базы в области недропользования. Ликвидацию отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы следует считать крупнейшей политической ошибкой правительства. Законодательные и нормативно-правовые акты в сфере недропользования не обеспечили благоприятных условий ни для нормальной работы действующих предприятий, ориентированных на добычу минерального сырья, ни для освоения многих, открытых ранее, месторождений, ни для проведения геологоразведочных работ для повышения прироста запасов.

Что делать

Социально-экономическое развитие, а также геополитическое положение и роль России в мировом сообществе в значительной мере определяются ее минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его использования. Поэтому,

учитывая ситуацию в недропользовании, необходимы уточнение стратегии нашей национальной безопасности и разработка научно обоснованной долгосрочной программы развития производительных сил страны, в том числе топливно-энергетического комплекса. Особое значение приобретает отношение к Энергетической хартии с учетом сегодняшних геополитических, военно-стратегических, демографических и социально-экономических факторов, и особенно наших проблем на Дальнем Востоке.

Так называемые развитые страны, каковых 10 – 15, стремятся закрепить существование двух типов экономик - постиндустриальной и сырьевой. Поэтому следует тщательно оценивать внешнеполитические угрозы и тот нажим, который оказывают на Россию страны Запада, лишенные стратегических запасов полезных ископаемых и не способные обойтись без экспортных поставок энергоресурсов, в частности, российских.

Однако, невзирая на складывающиеся обстоятельства в сырьевой базе страны, вот уже почти два года в «Роснедрах» дорабатывается важнейший документ геологической отрасли «Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации». Но в нем как раз и отсутствует та самая стратегическая линия, которая позволила бы определить инновационные пути развития минерально-сырьевой базы страны. Решения по свертыванию государством наукоемких поисковых работ и раздаче всевозможных налоговых преференций компаниям-недропользователям в качестве компенсации за низкое качество остающихся в нераспределенном фонде запасов приведут к окончательному краху отечественной рудной геологии и в науке, и на производстве.

Все это подрывает авторитет геологии, нарушает стратегические основы исследований геологических организаций на перспективу, они работают в нервозной обстановке, авторитет научных специалистов падает, и в результате деградация отрасли нарастает.

Современное состояние прикладной геологической науки, охарактеризованное в протоколе заседания Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по безопасности в экономической и социальной сфере, как «катастрофически деградировавшее» (№3 от 14 ноября 2014 г.), практически полностью соответствует действительности: более чем за 20 лет ни одной конкурентоспособной разработки, принудительный перевод отраслевых институтов на выполнение рядовых задач геологоразведки, практически полное отсутствие государственных заказов на НИОКР и тематические исследования по наиболее актуальным проблемам... Вопрос о судьбе отраслевых институтов решается сегодня без учета их важной роли в воспроизводстве минерально-сырьевой базы.

Следует признать, что проведённая реформа управления экономикой страны себя не оправдала, она породила лишь новую форму бюрократизма нижайшего уровня профессионализма. Была создана система надуманных органов управления, в том числе в сфере исследования и использования недр, которые не отвечают за конечный результат своей деятельности. Нынешняя система управления исследованиями недр, когда «Роснедра» входят в состав Министерства природных ресурсов РФ, себя не оправдала. Она привела к снижению научно-практического потенциала геологии, потере серьёзного научного задела, развалу территориальных геологических организаций и их производственно-технического обеспечения, потере квалифицированных кадров.

Для обеспечения эффективной и оперативной деятельности по исследованию недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы страны необходимо создать новую систему управления исследованием недр, которой следует поручить выбор научно-обоснованных направлений геологоразведочных работ и выполнение конкретных целевых задач. Система должна включать в себя опорные базы по исследованию недр в минерально-сырьевых регионах и существующие геологические организации. Одной из главных организационных задач должна являться реструктуризация и укрепление геологических организаций с целью формирования конкурентоспособного научно-производственного сектора отрасли.

Чтобы поднять качество исследования недр, необходимо образовать федеральный орган - Министерство геологии и недропользования на базе АО «Росгеологии», «Роснедр», частично МПР РФ, а также других организаций геологического профиля.

Новому органу исполнительной власти нужно будет поручить выполнение следующих задач и функций:

- восстановление системы стратегического исследования недр с целью создания перспективного задела для обеспечения страны важнейшими видами полезных ископаемых;

- научно-аналитическую разработку минерально-сырьевой политики на длительную перспективу;

- разработку научных программ поиска и добычи каждого вида полезного ископаемого, что оправдало себя в «прошлой» жизни;

- пересмотр концепций формирования федеральных программ воспроизводства минерально-сырьевой базы страны и изучения месторождений с учетом того, что новые подходы потребуют средств недропользователей;

- анализ и оценку перспектив внутреннего потребления, экспорта и импорта минерального сырья, а также разработку предложений по покрытию его дефицита, включая исследование недр в других государствах, представляющих интерес с точки зрения поставок в страну дефицитных видов минерального сырья;

- разработку предложений по созданию запасов минерального сырья и материалов для обеспечения деятельности государства в особых условиях;

- анализ и оценку действующих нормативно-правовых документов в области исследования недр и недропользования на их соответствие стратегическим целям государства и выработку предложений по их усовершенствованию;

- контроль и оценку государственного минерально-сырьевого баланса;

- выработку предложений по обеспечению защиты геологических интересов России за рубежом и др.

Функциональная схема управления исследованием недр, воспроизводством минерально-сырьевой базы и недропользованием должна представлять собой вертикально интегрированную систему, включающую в себя региональные (территориальные) органы управления, производственные организации различных форм собственности и научно-производственные предприятия и объединения, им подведомственные. Они должны добиваться повышения эффективности геологоразведочных и добычных работ, внедрения современных технических средств и технологий. Следует помнить, что увеличение, в частности, на 1% объёмов запасов нефти и газа за счёт повышения эффективности геофизических исследований сопоставимо с годовым приростом добычи углеводородов. Необходимо учитывать, что зарубежные запасы ряда высоколиквидных полезных ископаемых могут быть исчерпаны на 50% в ближайшей перспективе. Поэтому по мере выработки месторождений полезных ископаемых проблема обеспечения зарубежных экономик сырьем будет обостряться.

Исходя из изменений в мире, необходимо выработать новые приоритеты национальной безопасности с учетом обеспечения страны стратегическим минеральным сырьем и продуктами его переработки, для чего потребуется соответствующая законодательная база. Как представлялось, Федеральный закон «О недрах» в новой редакции должен был определить исследование недр как предмет государственной политики с государственным финансированием всего этого многогранного процесса. Он должен был вобрать в себя лучший отечественный и зарубежный опыт эксплуатации недр с учётом новейших технологий и экологической защиты, и регламентировать экономические предпосылки, которые бы обеспечили государственную целесообразность изъятия минерального сырья и заинтересованность при этом организаций различных форм собственности.

В законе следовало бы также чётко определить отношение государства к вопросам, которые беспокоят предпринимателей и специалистов: законодательно гарантировать недропользователю право на разработку месторождений, открытых им на условиях риска; ввести конкурсную форму выдачи лицензий на геологическое изучение недр; ввести дифференцированную плату за добычу полезных ископаемых в зависимости от горно-геологических условий; гарантированно обеспечивать передачу прав на недропользование, создав условия для развития вторичного рынка лицензий, и др.

Очевидно, многочисленные неудачные попытки разработать новую редакцию Федерального закона «О недрах», частая смена разработчиков законопроекта в лице федеральных органов исполнительной власти, десяток альтернативных версий законопроекта, неоднократные слушания в палатах Федерального собрания были обусловлены отсутствием научно обоснованной концепции этого акта.

На фоне справедливых требований руководства страны по наведению порядка в сфере исследования недр и недропользования, принятие новой редакции закона «О недрах» было воспринято его разработчиками как некий политический заказ. Именно поэтому в качестве безусловного приоритета закон предусматривает формальный переход на гражданско-правовое регулирование отношений в недропользовании и практику широкого использования судебного регулирования конфликтов, возникающих между недропользователями и федеральными органами исполнительной власти. В связи со слабостью юридической конструкции закона его нормы изобилуют отсылками в судебные органы. Но из практики известно, что низкая эффективность действующего закона «О недрах» во многом обусловлена именно нормами отсылочного характера, предусматривающими выработку соответствующих механизмов на уровне подзаконных актов.

Возникает естественный вопрос: кому этот закон нужен и почему в течение ряда лет тратились силы и средства на создание этого бездарного документ?! Не лучше ли было начать с чистого листа, создав обстоятельную концепцию закона и открыть этим, по примеру наших предков, путь к Горному кодексу – своду законов о горно-геологическом производстве.

Однако бюрократия и воинствующий непрофессионализм навязывают новые «правила игры», чуждые здравому смыслу и логике научного исследования недр. Действия руководства «Роснедр» привели к уничтожению административной системы управления геологическим изучением недр на местах, а также к уничтожению ВИЭМСа – головного института в экономике минерального сырья и геологоразведочных работ, и «Геоинформсистем» - головного института в области создания информационно-аналитических систем, которые были присоединены к «кладбищу» мёртвых материалов – «Росгеолфонду». В результате геологическая отрасль осталась без необходимых и отвечающих рыночным условиям инструментов - программно-целевого планирования, экономических исследований и эффективных информационных технологий.

Недавно, (04.02.16.), также вопреки всякой логике на совещании у министра МПР С. Е. Донского было принято решение о «преобразовании» головных отраслевых НИИ - ФГУП «Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт», ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт геологии нерудных полезных ископаемых» и ФГУП «Институт минералогии, геохимии и кристаллографии редких элементов». Речь идет не об их модернизации, способствующей повышению эффективности геологического изучения недр, а о простом механическом разделении упомянутых НИИ на две части – «коммерческую» и «экспертно-геологическую», которые должны обслуживать бюрократическое функционирование Роснедр и МПР.

Такое «преобразование» старейших системообразующих в геологической отрасли научных организаций, где представлены все виды и стадии геологоразведочных работ, вызывает крайнее удивление, так как оно приведёт к полному уничтожению сути и смысла деятельности этих организаций, которые проявили себя в геологии множеством открытий практического значения. Я не нахожу объяснения этим спонтанным решениям и рассматриваю их как продолжение подрыва экономики нашей страны. Всё это отвлекает специалистов от проблем обеспечения минерально-сырьевой безопасности страны, парализует научно-производственную деятельность и наносит ущерб государству.

В связи с изложенными обстоятельствами считаю необходимым привлечь также внимание к насущным проблемам состояния прикладной геологической науки с определением ее первоочередных задач и целей. Они должны быть изложены в подпрограмме «Воспроизводство и использование минерально-сырьевой базы и геологическое изучение недр» государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов России до 2020 г.».

Геологоразведка сегодня не соответствует тем условиям, которые диктует экономика рыночных отношений. Поэтому необходимо разобраться в сложившейся с отраслевыми геологическими институтами обстановке, пересмотреть решения по их «преобразованию», дать поручения по разработке стратегической концепции развития научно-производственной деятельности геологической отрасли, определить предметные направления деятельности отраслевых научных организаций с учетом необходимости решения накопившихся острых проблем, и

решить организационные вопросы создания эффективной системы управления исследованиями недр по упомянутой выше схеме: центральный федеральный орган – территориальный орган – геологическое предприятие.

По большинству основных полезных ископаемых Россия в будущем может столкнуться с масштабной проблемой дефицита рентабельных запасов, если в ближайшее время не будут реализованы радикальные меры в сфере стратегического исследования недр, недропользования и создания эффективных экономических механизмов. Политика национальной минерально-сырьевой безопасности безотлагательно требует учёта влияния на нашу экономику глобализации и определения роли нашей страны на мировом минерально-сырьевом рынке.

ВВЕДЕНИЕ

минеральный сырьевой ресурс экономика

В Российской Федерации традиционно многие социально - экономические проблемы регионов решаются за счет использования имеющейся в них минерально-сырьевой базы (МСБ). Основное внимание уделяется развитию крупных месторождений, которые приносят максимальный коммерческий эффект. Однако такие месторождения имеются не в каждом регионе и далеко не по каждому виду минерально-сырьевых ресурсов (МСР).

В настоящее время минерально-сырьевой сектор обеспечивает ресурсную независимость государства и занимает одно из центральных мест в экономике России (25-30% ВНП). Минерально-сырьевые ресурсы были явно недооцениваемыми, сегодня необходимы все возрастающие затраты по их воспроизводству, восстановлению, замене невозобновляемых ресурсов искусственными. Чтобы оценить роль минерально-сырьевых ресурсов региона как составной части экономического потенциала его развития, необходимо проанализировать некоторые особенности их функционирования, определить их составляющие и оценить факторы, влияющие на эффективность их использования.

Объектом данной работы являются минерально-сырьевые ресурсы России.

Предметом являются основные характеристики, проблемы минерально-сырьевого комплекса, а также значение ресурсов в экономике России.

Целью данной работы является анализ характеристик минерально-сырьевых ресурсов России и особенности их размещения по территориям.

Задачи работы:

1. Проанализировать основные характеристики минерально-сырьевой базы РФ.

2. Изучить программу минерально-сырьевой базы РФ и значение в экономике.

Теоретической и методологической основой данной контрольной работы являются труды Иванова О.П., (в книге рассматривается государственное управление природными ресурсами и их особенности).

В данной работе использовались методы анализа и синтеза источников литературы, Интернет - ресурсы.

Этапы работы:

1. Изучение научной литературы по теме исследования.

2. Подбор материала.

3. Работа над содержанием.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух пунктов, четырех подпунктов, заключения и библиографического списка.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Минерально-сырьевые ресурсы

Под минерально-сырьевыми ресурсами (минеральными ресурсами) понимается совокупность полезных ископаемых, выявленных в недрах земли в результате геологоразведочных работ и доступных для промышленного использования. Минеральные ресурсы относятся к числу невозобновляемых видов природных ресурсов. Извлеченное из недр минеральное сырье и продукты его переработки обеспечивают получение подавляющей части энергии, 90% продукции тяжелой индустрии, порядка одной пятой от всех предметов потребления.

Минеральные ресурсы являются минерально-сырьевой базой промышленного потенциала, обеспечивают экономическую и оборонную безопасность страны. Полученные в результате их добычи и последующей переработки минеральное сырье и минерально-сырьевые продукты составляют основную статью российского экспорта. Акимова, Т.А. Экология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002. - С. 134 - 136.

На долю предприятий и организаций, связанных с разведкой и добычей полезных ископаемых, в России приходится порядка 10% валового внутреннего продукта (ВВП), а с учетом тепло - и атомной энергетики и первичной переработки минерального сырья - почти 20% ВВП страны. В первом случае в соответствующих отраслях занято примерно 1,5 млн. человек, а включая перерабатывающие виды деятельности - порядка 3 млн. человек.

Минерально-сырьевую базу отраслей промышленности страны (черной и цветной металлургии, энергетики, топливной, химической, строительной) составляет совокупность месторождений с разведанными и предварительно оцененными запасами. Разведанные запасы - это запасы полезного ископаемого, выявленные в недрах в результате проведения комплекса геологоразведочных работ и оцененные с полнотой, достаточной для их отработки, проектирования и экономической оценки целесообразности строительства горнодобывающего предприятия. К предварительно оцененным запасам относятся запасы полезного ископаемого, выявленные единичными выработками и оцененные путем геологически обоснованной интерполяции параметров, использованных при подсчете разведанных запасов. Они являются первоочередным резервом для воспроизводства разведанных запасов.

Отличительной чертой минерально-сырьевой базы России является ее комплексность - она включает в себя практически все виды полезных ископаемых: топливно-энергетические ресурсы (нефть, природный газ, уголь, уран); черные металлы (железные, марганцевые, хромовые руды); цветные и редкие металлы (медь, свинец, цинк, никель, алюминиевое сырье, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, титан, цирконий, ниобий, тантал, иттрий, рений, скандий, стронций и др.); благородные металлы (золото, серебро, платиноиды) и алмазы; неметаллические полезные ископаемые (апатиты, фосфориты, калийная и поваренная соли, плавиковый шпат, слюда-мусковит, тальк, магний, графит, барит, пьезооптическое сырье, драгоценные и поделочные камни и др.). Минерально-сырьевой потенциал России в целом достаточен для проведения независимой и эффективной экономической политики.

Потребность промышленности России в марганце, хроме, ртути, сурьме, титане, уране и ряде других полезных ископаемых ранее почти полностью обеспечивалась поставками из бывших союзных республик СССР. Качество руд основных полезных ископаемых в целом по России существенно уступает по сравнению с аналогичными зарубежными месторождениями. В связи с этим, а также из - за резкого роста стоимости энергии и энергоносителей, многократного увеличения транспортных тарифов и неупорядоченной налоговой системы в современной экономической обстановке значительная часть разведанных запасов оказывается нерентабельной при эксплуатации.

Наличие природных ресурсов, их количество качество и сочетание определяют природно-ресурсный потенциал территории и являются главным условием размещения производительных сил на данной территории.

Под природно-ресурсным потенциалом понимается совокупная величина, выражающая размер природно-ресурсного богатства страны. Природные ресурсы являются фундаментом развития народного хозяйства. Они подразделяются на два основных вида: источники средств существования людей и источники средств производства. Ресурсы также классифицируются по принципу исчерпаемости:1. возобновимые - растительность, почвы, вода, животный мир. 2 . – неисчерпаемые – например, энергия солнца, мирового океана, ветра. 3. исчерпаемые – полезные ископаемые. По происхождению и природным свойствам Ресурсы подразделяются на группы: минеральные (полезные ископаемые), водные, земельные, биологические, климатические (солнечное тепло, свет, осадки),ресурсы природных процессов (внутреннее тепло земли, солнечное излучение, энергия ветра и т.п.)

Особое значение для производства имеют Минеральные ресурсы. Они включают почти 200 видов, и они исчерпаемы. По направлению использования минеральные ресурсы делятся на три группы: топливно-энергетические (нефть, газ, уголь, горючие сланцы, торф); металлорудные (руды черных, цветных, редких, благородных металлов); неметаллические (химическое сырье, технические руды, строительное сырье).

По степени разведанности и изученности запасы полезных ископаемых подразделяются на четыре категории - А, В, С1, С2. Запасы категории А изучены и детально разведаны, В и С1 - разведаны с относительно меньшей детальностью. С2 - оценены предварительно. Кроме того, выделяются прогнозные запасы для оценки новых месторождений, бассейнов и перспективных территорий. Разведанные и прогнозные запасы объединяются в общие геологические запасы.

По народнохозяйственному значению запасы минеральных ресурсов делятся на балансовые – А,В,С1 и в отдельных случаях С2. И забалансовые – С2, прогнозные и общегеологические.

Россия полностью обеспечена всеми видами минерального сырья и по их разведанным запасам занимает ведущее место среди крупнейших стран мира.

В России сосредоточено более половины мировых запасов угля и торфа – 8трл.т, 1/3 нефти и газа, 2/5 железных руд, 2/5 калийных солей, 1/4 фосфоритов и апатитов, 1/15 гидроэнергетических ресурсов и половина мировых запасов древесины.

Топливно-энергетические ресурсы – нефть, газ, уголь, торф, горючие сланцы, ядерное сырье, энергии воды, ветра, солнца.

Главная особенность топливно-энергетических минеральных ресурсов - их неравномерное размещение по территории страны. В основном они сосредоточены в восточной и северной зонах России (свыше 90% их суммарных запасов). В то же время потребление топлива на ¾ сосредоточено в западной и центральной зонах страны.

Россия занимает 1 место в мире по запасам газа. – ок. 48 трл. кубометров (37 % мировых запасов).

В Восточной и Северной зонах находятся наиболее крупные в стране изученные и прогнозные запасы нефти и газа. Общая перспективная площадь по этим видам в Западно-Сибирской и Тимано-Печорской провинциях составляет соответственно 1,5 и 0,6 млн. км 2 . Выявлены значительные прогнозные запасы газа на западе Якутии.

Месторождения нефти и газа расположены в основном на территории Западной Сибири, Восточной Сибири. Поволжья, Урала, Республики Коми и Северного Кавказа.

В Западно-Сибирском регионе открыто свыше трехсот месторождений нефти и газа. Крупнейшие месторождения нефти расположены в среднем течении реки Оби. К ним относятся: Самотлорское, Федоровское, Западно-Сургутское, Мегионское, Советско-Соснинское, Черемшанское и др. Западная Сибирь содержит почти 2/3 запасов нефти страны.

Месторождения нефти Западной Сибири имеют исключительную концентрацию запасов. Этим объясняется высокая эффективность геологоразведочных работ. Затраты на подготовку 1 т нефти в Западной Сибири в 2,3 раза ниже, чем в Татарии, в 5,5 раза ниже, чем в Башкирии, в 3,5 раза ниже, чем в Коми, и в 8 раз ниже, чем на Северном Кавказе.

Обширная территория между Волгой и Уралом также богата нефтью – ее добывают в Башкортостане, Татарстане, в Пермской обл. и др. Себестоимость ее невысока – добывапется фонтанным способом, но обладает невысоким качеством.

В Западной Сибири сосредоточено 68% промышленных (кат. А+В+С1) и 72% потенциальных запасов природного газа России. Уникальна Северная газоносная провинция Западной Сибири. Она занимает территорию в 620 тыс. км 2 . Здесь расположены крупнейшие месторождения - Уренгойское, Ямбургское, Медвежье и Тазовское.

Помимо этого, к крупным месторождениям газа относятся Оренбургское (Урал), Астраханское. Попутно с газом в них содержатся ценные компоненты: сера и газоконденсат. На территории республики Коми разведано Вуктыльское месторождение газа.

На Северном Кавказе выделяются две нефтегазоносные области: Грозненская и Дагестанская. Наиболее значительные месторождения природного газа Северного Кавказа - "Дагестанские огни" (Дагестан); Нефтегазоносные месторождения: Северо-Ставропольское и Пелагиадинское (Ставропольский край); Ленинградское, Майкопское, Минское и Березанское (Краснодарский край).

В Восточной Сибири крупнейшим месторождением является Марковское.

НА Дальнем востоке крупные месторождения нефти находятся на Сахалине, в Якутии.

Перспективными являются разработки месторождений нефти и газа на континентальном шельфе, территория которого на 70% богата этими полезными ископаемыми.

К настоящему времени высокопродуктивные запасы крупных месторождений в значительной мере выработаны и по крупным залежам происходит интенсивное

снижение объемов добычи нефти. Практически весь фонд нефтяных скважин переведен с фонтанного на механизированный способ добычи. Начался массовый ввод в разработку мелких, низкопродуктивных месторождений.

Россия обладает крупными неразведанными ресурсами нефти и газа, объем которых кратно превышает разведанные запасы. Результаты анализа качественной структуры неразведанных ресурсов в России свидетельствует об их неидентичности разведанным. Ожидается, что открытие новых крупных месторождений возможно главным образом в регионах с низкой разведанностью – на шельфах северных и восточных морей, в Восточной Сибири. Не исключена вероятность открытия подобных месторождений в Западной Сибири. В этом регионе прогнозируется открытие еще нескольких тысяч нефтяных месторождений.

Россия занимает одно из первых мест в мире по разведанным запасам угля. – 30% мировых запасов. Уголь служит топливом и сырьем для химической промышленности и металлургии. Угольяные ресурсы размещены на территории страны неравномерно -95% в восточных районах и только 5% - в европейской части. Важным показателем экономической оценки угольных бассейнов является себестоимость добычи. Наиболее низкая себестоимость добычи – в Восточной Сибири, наиболее высокая – на европейском Севере.

Основные угольные бассейны:

Печерский – расположен в северном экономическом районе на территории республики Коми и Ненецкого автономного округа. Общая площадь – 100 тыс кв.км. балансовые Запасы угля – 210 млрд.т Угли отличаются высоким качеством, глубина залегания – 470м, мощность пластов до 1м. Условия добычи – сложные – вечная мерзлота и значительная водоносность толщи.

В европейской зоне помимо Печорского бассейна угольные ресурсы расположены в Ростовской области (восточное крыло Донецкого бассейна), в Подмосковном бассейне с геологическими запасами в 19,9 млрд т, в Кизеловском, Челябинском и Южно-Уральском бассейнах - свыше 5 млрд т. Угли отличаются большим разнообразием состава и свойств. Почти 35% всех общероссийских запасов представлены бурыми углями.

По эффективности добычи угля на общероссийском фоне резко выделяются два бассейна: Канско-Ачинский и Кузнецкий.

Кузнецкий бассейн- В западной Сибири в Кемеровской области. Площадь – 70тыс. кв.км. Балансовые запасы- 600млрд.т. Глубина залегания 300-600м,можность пластов от 6 до 25м.Угли различные. Большая часть – ценные коксующиеся угли (металлургия). Более 50% угледобывающих предприятий нуждаются в срочной реконструкции.

Канско-Ачинский буроугольный бассейн – на территории Красноярского каря (Вост.Сибирь) и Кемеровской обл. Вытянут вдоль транссибирской ж/д магистрали – 800 км. Общегеологические запасы до глубины 600м -610млрд.т, до глубины 1800м – 1200млрд.т. Мощность пластов – от 14 до 100м. Они расположены горизонтально и близко к поверхности. Себестоимость добычи – невысокая. 24 месторождения.

Южно-Якутский бассейн. Запасы – 40 млрд.т, Высокое качество – коксующиеся. Глубина залегания – 300м, мощность 27м, добыча ведется открытым способом. В Якутии размещаются крупнейшие, но слабо разведанные угольные бассейны: Тунгусский (общие геологические запасы 2,34 трлн т), Ленский (1.65 трлн т),

На Сахалине общие геологические запасы угля составляют 12 млрд т, в Магаданской области - 103 млрд т, в Камчатской области – 19,9 млрд т.

Следует отметить, что природные условия в северной зоне России определяют значительный рост затрат, затрудняют и удорожают все виды работ. Затраты на строительство наземных транспортных путей в 3-5 раз, а промышленных сооружений - в 4-7 раз выше. Необходимы значительные дополнительные капиталовложения для поддержания экологического равновесия в связи с неустойчивостью природной среды. Несмотря на это, разработка природных богатств в северной и восточной зонах дает стране значительный эффект. Затраты на добычу угля по ведущим бассейнам востока (Канско-Ачинский и Кузнецкий) в 2-3 раза, а тепловой электроэнергии в 3-4 раза ниже, чем в европейской зоне, нефть Западной Сибири в 1,5 раза, природный газ в 2 раза дешевле, гидроэнергия в Восточной Сибири в 4-5 раз дешевле, чем в европейской части.

УДК 55(091): 351.711:338:327.8

Козловский Е.А.

Минерально-сырьевой комплекс и национальная безопасность России

Козловский Евгений Александрович, доктор технических наук, профессор, министр геологии СССР (1975-1989 гг.), руководитель Группы советников РГГРУ им. С.Орджоникидзе; президент XXVII Международного геологического конгресса; академик Российской академии естественных наук, вице-президент РАЕН, академик Международной академии минеральных ресурсов; лауреат Ленинской и Государственной премий; Герой Социалистического Труда

Минерально-сырьевой комплекс (МСК) России является основой ее экономической и национальной безопасности. Созданный до начала 90-х годов и обладающий более высокой устойчивостью в условиях реформирования по сравнению с другими отраслями экономики, МСК сохраняет фундаментальное значение для всего народного хозяйства. В период либеральных реформ использование ресурсного потенциала страны определялось интересами частных корпораций, что нанесло ущерб стратегическим национальным интересам и безопасности России.

Ключевые слова: геологическое изучение недр, минеральные ресурсы, минеральносырьевая база, национальная безопасность, полезные ископаемые, экономическая безопасность.

Под национальной безопасностью понимается такое состояние страны, при котором защищены жизненно важные интересы граждан, общества, государства, а также национальные ценности и образ жизни населения от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе - политических, экономических, военных, экологических, дезинформационных, психологических и др.

В начале 1992 г. Указом Президента Российской Федерации был утвержден Закон «О безопасности», а Указом от 17 декабря 1997 г. утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 одобрена Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения).

В качестве цели Государственной стратегии определено обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социальноэкономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Об экономической безопасности России идет речь и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г. , и в проекте нового Федерального закона «О безопасности».

В условиях глубокого экономического кризиса в нашей стране крайне важно определить те критические параметры, выход за которые грозит разрушительными процессами и необратимой деградацией. Одним из таких важнейших параметров, определяющих безопасность страны, является ее минерально-сырьевая база.

Высокий уровень потребления полезных ископаемых является материальной основой экономики и национальной безопасности ведущих государств мира. Россия занимает в этой области особое место. Процветающие ныне страны, не обладающие горным потенциалом, могут оказаться через несколько десятилетий совсем в иной экономической ситуации. Страны, обладающие развитой горной промышленностью и минеральными ресурсами, имеют возможность выйти на передовые рубежи современной цивилизации. Определяющим фактором здесь становится стратегия развития минерально-сырьевой базы.

В конце XX в. Россия оказалась в сложнейшем политическом, экономическом, экологическом и социальном положении, обусловленном переходом к новой общественной формации со сменой форм собственности.

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/.

2 Козловский Е.А. Россия: минерально-сырьевая политика и национальная безопасность. М.: Изд-во МГГУ, 2002.

3 Козловский Е.А. Экономическая безопасность и исследование недр // Маркшейдерия и недропользование. 2008. № 5.

Многократно сократились ассигнования на науку и культуру. Развился процесс технологической деградации экономики, вымывания высокотехнологичной, наукоемкой продукции. Высокими темпами росла инфляция. Не оправдались надежды и на структурную перестройку и улучшение финансового положения в ходе акционирования и приватизации предприятий. Вся эта кампания проводилась в срочном порядке и была подчинена не экономическим, а политическим целям. В ходе приватизации не удалось решить ни одной из поставленных задач, в том числе и по финансовому оздоровлению предприятий, привлечению инвестиций, повышению технического уровня производства и конкурентоспособности продукции.

За последние пятнадцать лет отечественная минерально-сырьевая база умышленно или бездумно разваливалась: добыча полезных ископаемых не компенсировались приростом запасов, разведанные запасы резко снизились. Доля активных запасов от разведанных составляет: по железным рудам, меди, свинцу, цинку 69-78%; никелю, бокситам, титану, апатитам - 60-88%; урану, олову, вольфраму, молибдену - 29-50%; фосфоритам - 25%, калийным солям - 90%. Продолжает расти доля трудноизвлекаемых запасов нефти (560% от разрабатываемых), некоторые месторождения газа вступили в стадию падающей добычи.

С 2001 г. ликвидирован целевой бюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы России. Минфин РФ из 14,3 млрд. р., поступивших в федеральный бюджет на воспроизводство МСБ, выделил по целевому назначению всего 41%, а с 2002 г. был упразднен действовавший механизм воспроизводства МСБ, федеральные задачи в области геологии переведены на бюджетное финансирование, и субъекты РФ практически лишились источников инвестирования в изучение недр. Такова динамика событий.

Г осударство не имеет долгосрочного плана укрепления МСБ, что, безусловно, осложняет и сдерживает развитие экономики страны и сказывается на ее национальной безопасности. При этом федеральные органы власти не располагают ориентированной на интересы страны концепцией законотворчества в сфере недропользования.

Минерально-сырьевой комплекс России, созданный до начала 90-х годов и обладающий более высокой устойчивостью в условиях реформирования по сравнению с другими отраслями экономики, оказался в критическом состоянии. Тем не менее, он продолжает сохранять фундаментальное значение для народного хозяйства, спасая его от еще более глубокого кризиса. Именно в сфере недропользования сосредоточено около 40% фондов промышленных предприятий и 13% балансовой стоимости основных фондов экономики России, а добывающими и геологоразведочными отраслями обеспечивается не менее 33% ВВП и около 70% объема экспорта страны.

Россия унаследовала от СССР положение самой обеспеченной минерально-сырьевыми ресурсами страны. По уровню обеспеченности разведанными запасами выделяются четыре группы полезных ископаемых:

Запасов хватит на длительный период: газ, алмазы, никель, платина, бериллий, каменная и калийные соли, хризотил-асбест, местные стройматериалы;

Интенсивный уровень добычи обеспечен на 5-7 лет: нефть, свинец, цинк, сурьма, олово, вольфрам, молибден, ниобий, тантал;

Современный уровень добычи обеспечен, однако масштаб запасов явно недостаточен: марганец, титан, рудное золото, ртуть, редкие металлы, редкоземельные элементы, бокситы, каолиновые и бентонитовые глины, плавиковый шпат;

Разведанные запасы ограничены, но имеется возможность их расширения: уран, вольфрам, цирконий, рений, стронций.

После распада СССР явный дефицит в России образовался по 21 виду минерального сырья: марганец, хром, стронций, ртуть, цирконий и др. - почти полный дефицит; свинец, цинк, флюорит, барит, каолин и др. - весьма значительный.

В последнем десятилетии XX в. на фоне устойчивой мировой тенденции роста разведанных запасов, производства и потребления минеральных ресурсов в России происходили диаметрально противоположные процессы. Так, современная структура топливно-энергетического баланса России резко отличается от аналогичных структур других стран в худшую сторону, и это не может не сказаться на будущей экономической перспективе. Большие разведанные запасы природного газа, сконцентрированные в основном в крупных и уникальных месторождениях, позволяют обоснованно рассчитывать на преимущественное развитие газовой промышленности, но не следует забывать при этом о переходе основных месторождений газа в режим падающей добычи. Несмотря на заявление Д.А.Медведева: «Энергетика- это не конфликтное поле, это наш общий бизнес, ключевой момент сотрудничества », сугубая экспортная ориентация газовой добывающей промышленности приводит к жесткой конкуренции с другими добывающими странами. Основным получателем российского газа являются промышленно развитые страны Европы, где львиная доля потребляемого газа - импорт. Почти половина этого импорта - из России. Серьезные политические и экономические осложнения возникают в отношениях со странами, по территории которых проходят, прокладываются или проектируются газопроводы, несущие российский газ к потребителям. Неожиданным и чувствительным ударом для российского газового экспорта оказался ввод в США в эффективную добычу сланцевого газа, который вызвал существенную перестройку мирового газового экспорта.

В сложном положении находится нефтедобывающая промышленность - свыше 70% разведанных запасов нефти находятся на грани рентабельности. Если десять лет назад доля вовлеченных в разработку запасов с дебитом скважин более 25 т/сут. составляла 55%, то сейчас такую долю составляют запасы с

1 Беневольский Б.И., Кривцов А.И. и др. Проблемы отечественной минерально-сырьевой безопасности. М.: «Г еоинформмарк», 2001.

2 Козловский Е.А. Геология как жертва экономических реформ // Промышленные ведомости. 2004. № 1-2.

3 Медведев Д. А. У нас нет выбора, жить или не жить в глобальном мире // Экономическая и философская газета. 2008. N° 24-25.

дебитами скважин до 10 т/сут. Запасы нефти высокопродуктивных месторождений, дающих около 60% добычи, выработаны более чем на 50%. Доля запасов с выработанностью свыше 80% превышает 25%, а доля с обводненностью в 70% составляет свыше трети разрабатываемых запасов. Доля трудноизвлекае-мых запасов достигла уже 55-60% от разрабатываемых.

Проблемы угольной отрасли порождены определенной недооценкой ее роли в народно-хозяйственном комплексе страны: освоение угольных сырьевых ресурсов осуществляется темпами, не соответствующими их потенциалу.

Прогнозируемое развитие атомной энергетики на первую половину XXI в. сбалансировано с имеющейся сырьевой базой урана только до 2025 г., да и то только на 50%. Дальнейшее поддержание и развитие атомной энергетики потребует производства урана из новых, еще не открытых месторождений.

Сырьевая база железорудной промышленности России весьма разнообразна по типам и масштабам месторождений, степени концентрации запасов в регионах, условиям добычи руд, их обогащаемости, удаленности от потребителей и прочим факторам. Вместе с тем ряд железорудных предприятий имеют неблагополучные сырьевые базы.

После распада СССР Россия осталась практически без промышленных месторождений марганцевых руд. Преобладающим типом руд является труднообогащаемый карбонатный, на долю которого приходится около 91% балансовых запасов, остальная часть - легкообогащаемые оксидные и окисленные руды.

Россия не имеет разведанных запасов металлургических сортов хромитов и алюминиевого сырья. Свыше половины разведанных запасов бокситов сосредоточено в северном регионе и около 28% на Урале. Более 84% бокситов добывается на Урале, в том числе 73,6% - в Северо-Уральском бокситоносном районе.

Характерной особенностью минерально-сырьевой базы меди в России является главенствующая роль в запасах и добыче месторождений сульфидного медно-никелевого и колчеданного геологопромышленных типов. Она (база) характеризуется высокой степенью промышленного освоения балансовых запасов, достигшей к настоящему времени 52%. Крупные медные месторождения стратиформно-песчаного типа, выявленные в Восточной Сибири, пока не разрабатываются.

Несмотря на кризисные явления, охватившие в последние годы никелевую промышленность, наша страна по-прежнему занимает первое место в мире по разведанным запасам и добыче этого важного металла. В начале 1990-х годов на долю России приходилось 95% разведанных запасов и 91% добычи никеля в странах СНГ.

В ближайшие годы еще более ухудшится состояние собственного производства свинца и цинка. Помимо выбытия мощностей по добыче цинка на уральских медно-цинковых месторождениях, запасы на разрабатываемых свинцово-цинковых месторождениях в других районах уменьшились к 2010 г. на 8085%, при том, что перспективные объекты находят в охранной зоне оз. Байкал.

Потребность в олове почти на треть превышает его производство, разница покрывается за счет импорта. Сложившееся в оловодобывающей промышленности положение представляется достаточно трудным. Ряд предприятий плохо обеспечен разведанными запасами, причем в рудах низкого качества.

Вольфрам-молибденовая отрасль обеспечена запасами от 8 до 40 лет. Обеспеченность запасами пяти рудников на богатых месторождениях и одного со средним качеством руд составляет всего 8-14 лет.

Стоимость балансовых (разведанных) запасов неметаллических полезных ископаемых России сравнима со стоимостью запасов руд металлов и алмазов. На нерудные полезные ископаемые приходится 15%, а на черные, редкие, благородные металлы и алмазы - 14,3% валовой потенциальной стоимости.

В целом оценка минерально-сырьевой базы вызывает глубокую тревогу по следующим причинам:

1. В СССР за период с 1960-х до начала 1990-х годов эффективность энергопотребления систематически повышалась - до 9 т условного топлива на человека в год, при ВВП на душу населения, превышавшем 15000 долл., что соответствовало тогда уровню развитых стран. За последние четырнадцать лет эти показатели в России уменьшились более чем вдвое, в то время как в высокоразвитых странах производство ВВП на душу населения достигло 30000 долл., при том же уровне потребления энергетических ресурсов, что и в России.

2. Расчеты показывают, что для того, чтобы переломить тенденцию падения добычи углеводородного сырья, требуется освоить месторождения, содержащие 3,5 трлн. м газа и 4,5 млрд. т нефти. Для обеспечения роста добычи только нефти в ближайшем пятилетии потребуется от 9 до 22 млрд. долл. при условии, что это будет происходить в старых нефтедобывающих районах.

3. В стране искажены ценовые соотношения на взаимозаменяемые энергоресурсы, что привело к деформации структуры спроса с чрезмерной ориентацией его на газ и со снижением конкурентоспособности угля.

4. Из-за резкого снижения объемов геологоразведочных работ уровни добычи полезных ископаемых не компенсируются приростом запасов, обострилась проблема восполнения запасов на добывающих предприятиях в основных горнопромышленных районах страны. За последние 10 лет восполнение извлекаемых из недр запасов минерально-сырьевых ресурсов их приростами составило: по нефти - до 73%, газу - 47, меди - 33, цинку - 57, свинцу - 41% и т.п.

5. Объемы добычи полезных ископаемых в России за этот же период существенно снизились: газа, никеля, цинка, железных руд - на 7-17%,; угля, урана, меди, бокситов, платиноидов, калийных солей - на 20-35%; хромовых руд, свинца, олова, молибдена, сурьмы, ниобия, золота, серебра, апатитов - на 40-60%; вольфрама, титана, фосфоритов, плавикового шпата - в 3 раза и более. Несколько возросла, после крупного спада, лишь добыча нефти.

6. Особо следует отметить роль экспорта полезных ископаемых в экономике страны. За рубежи России вывозится 45 и 33% добываемых в стране нефти и газа, 34% нефтепродуктов, 90% меди, до 97% никеля, до 99% алюминия. Значительная часть минеральных ресурсов экспортируется в сыром виде (нефть,

товарная руда, концентраты). Возросший экспорт минерально-сырьевой продукции при резком снижении объемов добычи усиливает диспропорции между производством и потреблением и ухудшает макроструктуру экономики, все более приближая ее к модели экспортно-сырьевого типа.

На саммите G8 в Петербурге «восьмерка» утвердила проект «Глобальная энергобезопасность». В нем указывается из каких месторождений и куда пойдут основные потоки сырья. Россия подписала разработанную экспертами МВФ «Энергетическую хартию» обеспечения свободного доступа всех потребителей к трубопроводам России. После ее ратификации Г осдумой ТНК США и ЕС получают право разведки, добычи, транспортировки и реализации ресурсов России, в том числе гражданами других стран, по мировым ценам. В то время как по статье 9 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Доминирование сырьевого фактора в международной специализации современной России обусловило низкую степень диверсификации ее экспорта. Так, в 2001 г. объем поставок за рубеж пяти основных видов сырья - нефть, природный газ, драгоценные металлы и камни, необработанный алюминий и рафинированный никель - достиг 60% от общей стоимости российского экспорта.

Чрезмерная зависимость отраслей топливно-сырьевого комплекса от внешнего рынка приводит к их зависимости от состояния мировой конъюнктуры. Так, в последние годы дважды отмечалось значительное падение мировых цен на нефть (в 1998 г. - на 29%, в 2001 г. - на 13%), никель (соответственно на 31 и на 25%), а также рафинированную медь (на 25 и 15%). Потери валютной выручки от снижения мировых цен компенсировались (не полностью) увеличением физических объемов экспортных поставок.

Однако сырьевая специализация российского экспорта носит временный характер, что может привести к падению экспортных доходов и, в конечном итоге, снизить эффективность экономики России. В занимаемой нише сырьевых товаров и продукции первого передела Россия испытывает возрастающую конкуренцию многих развивающихся стран, в которых добыча сырья и производство первичной продукции требует меньше затрат, чем в России.

По мере выработки месторождений полезных ископаемых в развитых государствах проблема явно будет обостряться. Страны, не обладающие природными ресурсами того или иного вида минерального сырья, не могут воспользоваться периодом благоприятной конъюнктуры мирового сырьевого рынка, в отличие от экспорта товаров глубокой переработки, где каждая страна имеет возможность наладить производство изделий, пользующихся постоянным спросом. Необходимо учитывать, что зарубежные запасы ряда высоколиквидных полезных ископаемых могут быть исчерпаны на 50% уже к 2015 г.

Социально-экономическое развитие, геополитическое положение и роль России в мировом сообществе в настоящее время и в перспективе определяются ее минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его использования, что позволяет нам утверждать:

1) стратегия развития энергетического и минерально-сырьевого комплексов, должны формироваться на основе стратегии политического и экономического развития всего государства. Однако руководство страны до сих пор не провозгласило целей общенационального развития - какое государство мы строим, какие экономические параметры сопровождают политические цели. Правительство должно осознать, что нельзя говорить о развитии государства и общества, не имея прогнозных параметров развития по таким важнейшим показателям, как валовой внутренний продукт, пропорции развития промышленности и сельского хозяйства, социальная ориентация и т.п. С начала реформ (цель которых, кстати, никогда не раскрывалась!) правительством ни разу не разрабатывался энергетический баланс страны на перспективу.

2) безопасность - это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала. Необходимое состояние субъекта определяется конкретным сочетанием параметров жизнедеятельности и в зависимости от изменения этого сочетания, будет меняться и понятие изменения.

3) России всегда была присуща общенациональная система управления геологическими исследованиями. В последние годы из-за снижения финансирования государственная геологическая служба страны разрушена, что привело к сокращению геологоразведочных работ в три раза. Если не будет наведен порядок в их финансировании, то в ближайшие годы геологоразведочные работы сократятся еще, как минимум, на 30% от уровня 1997 г., а прирост запасов снизится до 40%.

4) продолжающийся спад производства минеральных ресурсов и продуктов их переработки, ухудшение сырьевых баз действующих предприятий, ожидаемое выбытие добывающих мощностей, катастрофическое снижение объемов геологоразведочных работ чреваты дальнейшими разрушительными последствиями для всей экономики. До 2025 г. произойдет почти полное исчерпание разведанных запасов нефти, газа и свинца, почти трех четвертей запасов молибдена, никеля, меди, олова. Запасы алмазов и золота могут оказаться полностью исчерпанными к 2015 г., серебра и цинка - к 2020 г.

В период либеральных реформ использование ресурсного потенциала Российской Федерации определялось интересами частных корпораций, получивших в собственность необъятные ресурсы по ценам, несопоставимым с реальной стоимостью, и, соответственно, ничтожным вкладом в государственный бюджет. Это привело к стратегическому ущербу национальных интересов России.

5) разрыв кооперационно-технологических, инфраструктурных, информационных связей между государствами - бывшими республиками СССР, создал принципиально иные политические и экономические

реалии на постсоветском пространстве.

Положение с обеспеченностью минеральными ресурсами в начале XXI в. может ухудшиться, что скажется на снижении экономической и оборонной мощи Российского государства. Если в ближайшее время не будут реализованы радикальные меры в сфере отечественной системы недропользования и создания эффективных экономических механизмов, то по большинству основных полезных ископаемых Россия столкнется с масштабной проблемой дефицита рентабельных запасов.

Именно минерально-сырьевые ресурсы нашей страны являются главным рычагом выхода из затянувшегося кризиса и перехода к новым технологиям, а также огромной оборонительной силой России. В этой связи необходимо себе представлять и угрозы национальной безопасности России:

Гипертрофированное развитие экспорта топливно-энергетических ресурсов;

Экспансия на внутренний рынок России зарубежного оборудования, товаров и услуг;

Рост экспорта стратегических видов сырья;

Исчерпание сравнительно легко доступных и богатых по минеральному содержанию месторождений полезных ископаемых;

Наблюдаемое уже в настоящее время 15-20-летнее отставание от развитых горнодобывающих государств в научно-технических и технологических разработках в важнейших направлениях (дегазация угольных шахт и утилизация метана в промышленных целях, создание технических и технологических комплексов с дистанционным управлением - горная робототехника, микробиологическое обогащение полезных ископаемых и др.).

Современная ресурсная база даже в освоенных районах характеризуется сложной структурой, для промышленного освоения рентабельной является только половина подготовленных запасов, другая половина нерентабельна при мировых кондициях качества полезных ископаемых и при действующей налоговой системе. В целом же экономическая переоценка балансовых месторождений показала, что от 30 до 70% объектов (!), числящихся на Государственном балансе, не отвечают мировым кондициям.

Особенно остро в сложной экономической ситуации проявляются объективные проблемы. Одна из них - неблагоприятное размещение запасов по регионам. К настоящему времени содержимое недр только 20% территории страны отражено на государственных геологических картах масштаба 1:200000, отвечающих современным требованиям. 55% территории нуждается в геологическом доизучении, а 25% - в выполнении всего современного комплекса работ по геологическому картированию. Таким образом, для создания геологической основы развития сырьевой базы (это касается всех видов сырья) в период до 2015 г. около 30% всей территории страны должно быть доизучено!

Суммируя изложенное, следует констатировать:

Минерально-сырьевая база России вступила в фазу прогрессирующего кризисного состояния и с точки зрения государственных интересов используется неэффективно;

Сохранение или дальнейшее наращивание дисбаланса в системе производство - потребление - экспорт добытого сырья и продуктов его переработки фактически закрепляет статус России как сырьевого придатка промышленно развитых стран Запада;

Низкая эффективность действующей налоговой системы, не учитывающей уровня ликвидности полезных ископаемых, технического состояния действующих предприятий, приоритетности сохранения рабочих мест в дотационных северных районах, а также особых геополитических интересов страны, не обеспечивает максимально возможное использование имеющейся минерально-сырьевой базы и требует дальнейшего реформирования;

Отсутствие государственной стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы, основанной на модели самообеспечения с необходимой долей экспорта и ограниченного импорта, является угрозой национальной безопасности страны и ведет к утрате геополитических приоритетов в минерально-сырьевом секторе мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беневольский Б.И., Кривцов А.И. и др. Проблемы отечественной минерально-сырьевой безопасности. М.: «Геоинформмарк», 2001

2. Козловский Е.А. Мировые рынки сырья и минерально-сырьевой комплекс СНГ в условиях глобализации // Пространство и Время. 2010. №2.

3. Козловский Е.А. Россия: минерально-сырьевая политика и национальная безопасность. М.: Изд-во МГГУ, 2002.

4. Козловский Е.А. Г еология как жертва экономических реформ // Промышленные ведомости. 2004. № 1-2.

5. Козловский Е.А. Страны СНГ: исследование недр - стратегическая проблема. М.: ООО «Центр информационных технологий в природопользовании», 2007.

6. Козловский Е. А. Экономическая безопасность и исследование недр // Маркшейдерия и недропользование. 2008. № 5.

7. Медведев Д.А. У нас нет выбора, жить или не жить в глобальном мире // Экономическая и философская газета. 2008. № 24-25.

8. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: Геополитика, глобализация, самосохранение и развитие: книга четвертая / Институт экономики РАН. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002.

9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/

1 Козловский Е.А. Мировые рынки сырья и минерально-сырьевой комплекс СНГ в условиях глобализации // Пространство и Время. 2010. № 2. С. 140-151; Козловский Е.А. Страны СНГ: исследование недр - стратегическая проблема. М.: ООО «Центр информационных технологий в природопользовании», 2007.