Особая организация обучения. Понятие и признаки государства

ГОСУДАРСТВО КАК ОСОБАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

государство политический принуждение социальный

Понятие государства, его признаки и функции

Государство можно определить как всеохватывающую политическую организацию господствующего класса, служащую главным орудием обеспечения его интересов.

Сформированное определение государства относится к государству в собственном смысле этого слова. Таковыми в первую очередь являются рабовладельческое и феодальное государство.

Раскрывая содержание понятия государство, мы прежде всего подводим его под такое рядовое понятие, как политическая организация. Тем самым мы переносим признаки, присущие общему понятию, на определяемое понятие "государство". Поэтому их не надо перечислять. Остается только указать основные особенности государства как особой политической реальности. Таковыми будут: 1) всеохватывающий характер государства; 2) существование государства как политической организации господствующего класса; 3) его служебная роль.

Государство, являясь основным политическим институтом, призвано осуществлять управление обществом, охрану экономической и социальной структур, поддержание общественного порядка и функционирование всех социальных институтов.

Государство - продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В различные эпохи, в различных условиях государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, а появилось лишь на финальном этапе его развития в силу многообразных причин, прежде всего связанных с новыми организационно-трудовыми нормами существования людей.

Государство, его механизм (система государственных органов) не остаются неизменными, застывшими.

Государство изменяется вместе с обществом как политическая форма его организации. Мы можем говорить об особенностях государственного механизма рабовладельческого, феодального, буржуазного общества и др. Это один подход к классификации государств, существуют и другие. Например, можно выделить государства авторитарные, тоталитарные, демократические.

Следовательно, государство можно определить как особую организацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающим волю и интересы господствующего класса, иной социальной группы или всего народа.

Если говорить о демократическом типе государства, то его становление и развитие в европейских странах относится к концу XVIII-XIX вв. Строительство качества демократического государства начато сегодня и Россией. Развитие России как правового демократического государства предполагает, что:

  • 1) носитель суверенитета и единственный источник государственной власти РФ есть его многонациональный народ;
  • 2) демократия (народовластие) осуществляется на основе политического и идеологического многообразия, многопартийности;
  • 3) государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части, ответственны перед человеком и гражданином;
  • 4) человек, его права и свободы - высшая ценность;
  • 5) система государственной власти основана на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий (компетенции) между РФ, составляющими ее республиками, краями, областями, автономными округами и местными органами самоуправления;
  • 6) верховенство закона или связанность с правом, основанном на воле общества.

В понятии "государство вообще" фиксируют общие признаки, свойственные всякому государству независимо от его характера.

Можно вести речь о признаках, отличающих государство от первобытной организации общества, и можно говорить о признаках, благодаря которым оно отличается от всякой общественной организации, объединения, движения.

Государство отличается от социальной организации первобытного общества следующими признаками.

Во-первых, оно обладает политической властью, то есть организованным концентрированным принуждением одной части общества другой.

Во-вторых, характеризуется распределением населения по административно-территориальным единицам.

Характерное для государства территориальное деление населения:

  • а) закрепляет разрыв кровных связей бывшего рода, разрыв, вызванный подвижностью и переменчивостью местожительства населения, и связи с развившимся товарообменом, переменой занятий и отчуждением земельной собственности;
  • б) делает общепринятой организацию людей лишь по месту жительства, вне зависимости от их родовых связей;
  • в) превращает всех людей независимо от их положения в подданных государства;
  • г) четко определяет внешние границы государства, а также его внутреннее административно-территориальное строение.

В-третьих, государство устанавливает налоги, благодаря которым содержится его аппарат.

Государство отличается от других общественных организаций, объединений и движений следующими основными особенностями.

Во-первых, государство охватывает все население, проживающее в пределах его территории. Общественные же организации, объединения и движения охватывают только определенную часть общества.

Во-вторых, государство отличается наличием особого разряда лиц - чиновников, особого аппарата, наделенного властными полномочиями.

В-третьих, государство выступает в качестве официального представителя всего общества, является его концентрированным выражением и воплощением.

В-четвертых, государство отличается от других организаций наличием суверенитета.

Под государственным суверенитетом следует понимать самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач.

Указанные признаки государства получили всеобщее признание в юридической литературе. Они являются существенными.

А чтобы безошибочно установить общественный признак, надо руководствоваться положением, согласно которому между явлением и его главным признаком существует неотъемлемая двусторонняя зависимость, а именно: отсутствие указанного признака неизбежно влечет за собой и отсутствие явления, признаком которого оно является. В свою очередь, без явления не может существовать такой признак.

Промежуточный вывод - существенными признаками государства являются:

  • 1. Наличие публичной власти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть. Ее осуществляет особый слой людей, выполняющих функции управления и принуждения. Этот особый слой людей составляет аппарат государства, который наделен государственно-властными полномочиями, то есть возможностью издавать обязательные для исполнения акты, прибегать в необходимых случаях к государственному воздействию, чтобы подчинить поведение людей воле, нашедшей свое выражение в принятых государственными органами решениях.
  • 2. Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих здесь. В первобытном обществе подчиненность людей власти была обусловлена их принадлежностью к роду, то есть кровно-родственной связью. Признак же государства характеризуется распространением его власти на всех людей, находящихся на территории данного государства.
  • 3. Государственный суверенитет, то есть независимость государственной власти от новой иной власти внутри страны и вовне. Государственный суверенитет, дающий право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает государство, наряду с другими его признаками, от других организаций общества (например, политических партий), территориальных образований.
  • 4. Деятельность всех государственных органов основана на нормах права. Государство - единственная организация, которая осуществляет правотворчество, то есть создает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения.
  • 5. Существование системы принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей.

Социальное назначение государства, характер и содержание его деятельности находят свое выражение в функциях государства, которые связаны с основными направлениями его деятельности.

В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, то есть те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно подразделить на внутренние и внешние.

1. Внутренние функции - это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К ним относятся охранительные и регулятивные.

Осуществление охранительных функций предполагает деятельность государства по обеспечению и защите всех закрепляемых и регулируемых правом общественных отношений. В этих целях государство заботится:

  • а) об отстаивании прав и свобод граждан, о соблюдении законности и правопорядка;
  • б) об обеспечении гражданского согласия в обществе;
  • в) о равной защите всех форм собственности;
  • г) об охране окружающей среды и т. д.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы признаются в качестве неотчуждаемых, принадлежащих человеку от рождения. Государство гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Регулятивные функции характеризуют роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для формирования личности. В этих целях государство осуществляет регулирование экономической среды жизни в интересах человека и общества, заботясь о материальном благосостоянии и духовном развитии людей. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную функции, функцию налогообложения и взимания налогов и другие.

Экономическая функция государства сводится к:

В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поощрение конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ).

Осуществление социальной функции государства предполагает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия (статья 7).

Налогообложение и взимание налогов - важнейшая функция государства. Это обусловлено тем, что бюджет государства состоит из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. В 1992 году принят Закон об основах налоговой системы в Российской Федерации, где регламентируются права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В Российской Федерации создана и действует налоговая служба, налоговая полиция РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

  • 2. Внешние функции проявляются во внешнеполитической деятельности государства, его взаимоотношениях с другими странами. К числу внешних функций относятся: взаимовыгодное международное сотрудничество, обеспечение обороны государства от нападения извне и другие. Международное сотрудничество осуществляется по двум направлениям:
    • а) внешнеполитическая деятельность;
    • б) внешнеэкономическая деятельность и сотрудничество в гуманитарной сфере, области охраны природы и др.

Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации основывается на принципах признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, равноправия и невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказе от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и прочих общепризнанных принципов и норм международного права. Российская Федерация - член ООН, постоянный член Совета Безопасности ООН. Она взаимодействует со многими иными международными организациями.

Функция обороны Российской Федерации основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности России, обеспечения целостности и неприкосновенности ее территории. В 1992 году был принят Закон Российской Федерации об обороне, в котором определяются принципы, лежащие в основе организации обороны страны, а в 1993 году издан Указ Президента Российской Федерации об основных положениях военной доктрины Российской Федерации.

Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Государство - это особая форма организации общества, обладающая определенными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливающая определенный порядок взаимоотношений между членами общества, установленная на определенной территории, и вовлекающая в свою деятельность все население на установленной территории.

Основным средством сохранения установленного порядка является применение власти. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.

В любом обществе существует колоссальный разброс общественного мнения - от абсолютизации роли государства как единственного источника общественного благополучия до такого же абсолютного отрицания всякого государства. И обе эти крайности существуют в общественной мысли и практике со времен Платона и Аристотеля, т.е. в течение всей истории развития государства и общества.

Сконцентрируем внимание на сущности государства, имея в виду, что сущность - это та "самостоятельная сила" (Гегель), без которой явления как такового нет; это главное, определяющее, основное в явлении (предмете); это повторяющиеся свойства, противоречия и тенденции развития явления; это совокупность внутренних, необходимых сторон и взаимосвязей явления.

Государство есть необходимый способ жизнедеятельности общества, иного человечество не придумало. Любое общество имеет общие (публичные) дела, общий интерес и потребности в самосохранении, обеспечении своей жизнедеятельности. Неслучайно у Платона и Аристотеля появились от слова полис (город, государство) однокоренные понятия: политика - общие дела, "искусство жить вместе" (Платон), полиция - управление внутренними делами полиса. Тогда же возник институт гражданства как способ правовой связи отдельного человека с обществом и властью, определяющий юридическое состояние, статус, взаимные права и ответственность гражданина и государства. Само слово "государство" (англ, state, нем. staat, франц. e"tat) с XVI века употребляется в форме stato (Макиавелли), в число значений которого входят положение, статус общества.



Государство как организация общества - необходимое условие, предпосылка решения общих дел. Потребности и интересы людей часто противоречивы, порой взаимоисключающие и могут создавать социальную напряженность, противоборство. "... обществу надлежит содействовать всестороннему развитию личностей, ограничивая себя от распада путем укрепления солидарности между его сочленами. В этом, и только в этом должна быть задача организованного общества, именуемого государством" (В.М. Бехтерев ученый-психолог.). И.А. Ильин подчеркивал: "Государство, в его духовной сущности, есть не что иное как родина, оформленная и объединенная публичным правом; или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознании".

Государство - это не просто организация общества, а высшая форма общности. Поколения людей прошли через несколько этапов развития. Народ создал государство как новую форму общности более высокого уровня - национально-территориальной и политико-правовой организации. Таким образом, государство предстает как форма, содержанием которой является народ, и через эту форму каждый народ-нация представляет себя в мировом сообществе как единое целое. Можно сказать: государство - это мы, граждане.

Государство - это конечно, политическая организация общества. Любое общество заинтересовано в том, чтобы успешно управлять своими делами, решать проблемы публичные, отражающие общий интерес и потребности, организовывать, упорядочивать, регулировать поведение, отношения людей, поддерживать общественный порядок.. Государство и создавалось как механизм публичной власти, воплощающей право и силу

Различные стороны (аспекты) государства могут стать основанием для определения государства различными авторами.

Социолог может охарактеризовать его как определенным образом организованное население, форму организации общества.

Политолог подчеркнет, что это - важнейший элемент политической системы общества, механизм публичной власти.

Правовед не забудет отметить определенный нормативный порядок, интегрирующий жизнедеятельность людей, определит государство как юридическую персонификацию нации.

Все указанные характеристики имеют право на существование, они акцентируют внимание на каком-нибудь одном из компонентов, присущих государству: народ (важнейшая составляющая), территория, система права, система государственной власти, институт гражданства.

По Четвернину помимо людей никакого государства не существует. Государство-иносказательное про людей (этнос).

Ф.Бастиа «государство это величайшая фикция, по средствам которой, все стараются жить за счет других»

Государство есть особая организация силы, есть организация: насилия для подавления какого-либо класса. Какой же класс надо подавлять пролетариату? Конечно, только эксплуататорский класс, т.-е. буржуазию.

Трудящимся нужно государство лишь для подавления сопротивления эксплуататоров, а руководить этим подавлением, провести его в жизнь в состоянии только пролетариат, как единственный до конца революционный класс, единственный класс, способный объединить всех трудящихся и эксплуатируемых в борьбе против буржуазии, в полном смещении ее.

Эксплуататорским классам нужно политическое господство в интересах поддержания эксплуатации, т.-е. в корыстных интересах ничтожного меньшинства, против громаднейшего большинства народа. Эксплуатируемым классам нужно политическое господство в интересах полного уничтожения всякой эксплуатации, т. e. в интересах громаднейшего большинства народа против ничтожного меньшинства современных рабовладельцев, т.-е. помещиков и капиталистов.

Мелкобуржуазные демократы, эти якобы социалисты, заменявшие классовую борьбу мечтаниями о соглашении классов, представляли себе и социалистическое преобразование мечтательным образом, не в виде свержения господства эксплуататорского- класса, а в виде мирного.подчинения меньшинства понявшему свои задачи большинству. Эта мелкобуржуазная утопия, неразрывно связанная с признанием надклассового государства, приводила на практике к предательству интересов трудящихся классов, как это и показала, напр., история французских революций 1848 и 1871 годов, как это показал опыт «социалистического» участия в буржуазных министерствах в Англии, во Франции, в Италии и других странах в конце XIX и в начале XX века.

Маркс всю свою жизнь боролся с этим мелкобуржуазным, социализмом, ныне возрожденным в России партиями эс-эров и меньшевиков. Маркс провел учение о классовой борьбе последовательно вплоть до учения о политической власти, о государстве.

Свержение господства буржуазии возможно только со стороны.

пролетариата, как особого класса, экономические условия существования которого подготовляют его к такому свержению, дают ему возможность и силу совершить его. B то время как буржуазия раздробляет, распыляет крестьянство и все мелкобуржуазные слои, она сплачивает, объединяет, организует пролетариат. Только пролетариат, - в силу экономической роли его в крупном производстве, - способен быть вождем всех трудящихся и эксплуатируемых масс, которые буржуазия эксплуатирует, гнетет, давит часто не меньше, а сильнее, чем пролетариев, но которые не способны к самостоятельной борьбе за свое освобождение.

Учение о классовой борьбе, примененное Марксом к вопросу о государстве и о социалистической революции, ведет необходимо к признанию политического господства пролетариата, его диктатуры, т.-е. власти, не разделяемой ни с кем и опирающейся непосредственно на вооруженную силу масс. Свержение буржуазии осуществимо лишь превращением пролетариатав господствующий класс, способный подавить неизбежное, отчаянное, сопротивление буржуазии и организовать для нового уклада хозяйства все трудящиеся и эксплуатируемые массы.

Пролетариату необходима государственная власть, централизованная организация силы, организация насилия и для подавления сопротивления эксплуататоров и для руководства громадной массой населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле «налаживания» социалистического хозяйства.

Воспитывая рабочую партию, марксизм воспитывает авангард пролетариата, способный взять власть и вести весь народ к социализму, направлять и организовывать новый строй, быть учителем, руководителем, вождем всех трудящихся и эксплуатируемых в деле устройства своей общественной жизни без буржуазии и против буржуазии. Наоборот, господствующий ныне оппортунизм воспитывает из рабочей партии отрывающихся от массы представителей лучше оплачиваемых рабочих, «устраивающихся» сносно при капитализме, продающих за чечевичную похлебку свое право первородства, т.-е.

Отказывающихся от роли революционных вождей народа против буржуазии.

«Государство, то-есть организованный в господствующий класс пролетариат»,4 - эта теория Маркса неразрывно связана со всем его учением о революционной роли пролетариата в истории. Завершение этой роли есть пролетарская диктатура, политическое господство пролетариата.

Ho если пролетариату нужно государство, как особая организация насилия против буржуазии, то отсюда сам собой напрашивается вывод, мыслимо ли создание такой организации без предварительного уничтожения, без разрушения той государственной машины, которую создала себе буржуазия? K этому выводу вплотную подводит «Коммунистический манифест», и об этом выводе говорит Маркс, подводя итоги опыту революции 1848-^- 1851 годов.

Главное в учении Марксаесть классовая борьба. Так говорят и иишуточеньчасто.Ноэто не верно. И из этой неверности сплошь Да рядом получается оппортунистическое искажение марксизма, подделка его в духе приемлемости для буржуазии. Ибо учение о классовой борьбе яе Марксом, а буржуазией до Маркса создано и для буржуазии, вообще говоря, приемлемо. Кто признает только борьбу классов, тот еще не марксист, тот может оказаться еще невыходящим из рамок буржуазного \"мышления и буржуазной политики. Ограничивать марксизм учением о борьбе классов- значит урезывать марксизм, искажать его, сводить его к тому, что приемлемо для буржуазии. Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. B этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. Ha этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма. И неудивительно, что когда история Европы подвела рабочий класс практически к данному вопросу, то не только все оппортунисты и реформисты, но и все «каутскианцы» (колеблющиеся между реформизмом и марксизмом люди) оказались жалкими филистерами и мелкобуржуазными демократами, отрицающими диктатуру пролетариата. Брошюра Каутского «Диктатура пролетариата», вышедшая в августе 1918 r., т.-е. много спустя после первого издания настоящей книжки, есть образец мещанского искажения марксизма и подлого отречения от него на деле, при лицемерном признании erO\" на словах (см. мою брошюру: «Пролетарская революция и ренегат Каутский», Петроград и Москва 1918 г. .

Современный!оппортунизм в лице его главного представителя, бывшего марксиста К. Каутского, подпадает целиком под приведенную характеристику буржуазной позиции у Маркса, ибо этот оппортунизм ограничивает область признания классовой борьбы областью буржуазных отношений. (А внутри этой области, в рамках ее ни один образованный либерал ме откажется «принципиально» признать классовую (борьбу!). Оппортунизм не доводит признания классовой борьбы как раз до самого главного1, до периода перехода от капитализма к коммунизму, до периода свержения буржуазии и полного уничтожения ее. B действительности этот период неминуемо является периодом невиданно ожесточенной классовой борьбы, невиданно острых форм ее, а следовательно, и государство этого периода неизбежно должно быть госу- дарстом по новому демократическим\" (для пролетариев и неимущих вообще) и по новому диктаторским (против буржуазии).

ко для пролетариата, свергнувшего буржуазию, но и для целого исторического периода, отделяющего капитализм от «общества без классов», от коммунизма. Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии. Переход от капитализма к коммунизму, конечно, \"pe может не дать громадного обилйя и разнообразия политических форм, но сущность будет при ѳтом неизбежно одна: диктатура пролетариата.

Еще по теме 1. КАНУН РЕВОЛЮЦИИ:

  1. § 4. Революции цен.- Революция цен в XVI веке.-Революция цен в 50 г.г. XIX в.- Революция цен в 1914- 1922 г.г.
  2. В. И. ЛЕНИН ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ УЧЕНИЕ МАРКСИЗМА O ГОСУДАРСТВЕ И ЗАДАЧИ ПРОЛЕТАРИАТА B РЕВОЛЮЦИИ
  3. Политическая агитация в электронных СМИ в канун выборов и в период между выборами.
  4. C точки зрения государственников, революция и анархия - антиподы, а с точки зрения анархистов антиподы - революция и власть коммунистов
  5. ЭВОЛЮЦИИ И РЕВОЛЮЦИИ ВО ВСЕМИРНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
  6. § 3. Современная иностранная историография «славной революции»
  7. Особенности и основные этапы американской буржуазной революции.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

"Государство есть особая организация силы, есть организация насилия для
подавления какого-либо класса. Какой же класс надо подавлять
пролетариату? Конечно, только эксплуататорский класс, т.е. буржуазию.
Трудящимся нужно государство лишь для подавления сопротивления
эксплуататоров, а руководить этим подавлением, провести
его
в жизнь в состоянии только пролетариат, как единственный до конца
революционный класс, единственный класс, способный объединить всех
трудящихся и эксплуатируемых в борьбе против буржуазии, в полном
смещении ее.
Эксплуататорским классам нужно политическое господство в
интересах поддержания эксплуатации, т.е. в корыстных интересах
ничтожного меньшинства, против громаднейшего большинства народа.
Эксплуатируемым классам нужно политическое господство в интересах
полного уничтожения всякой эксплуатации, т.е. в интересах громаднейшего
большинства народа, против ничтожного меньшинства современных
рабовладельцев, т.е. помещиков и капиталистов.
Маркс всю свою жизнь
боролся с этим мелкобуржуазным социализмом, ныне возрожденным в России
партиями эсеров и меньшевиков. Маркс провел учение о классовой борьбе
последовательно вплоть до учения о политической власти, о государстве.
Свержение
господства буржуазии возможно только со стороны пролетариата, как
особого класса, экономические условия существования которого
подготовляют его к такому свержению, дают ему возможность и силу
совершить его. В то время как буржуазия раздробляет, распыляет
крестьянство и все мелкобуржуазные слои, она сплачивает, объединяет,
организует пролетариат. Только пролетариат, - в силу экономической роли
его в крупном производстве, - способен быть вождем всех трудящихся и
эксплуатируемых масс, которые буржуазия эксплуатирует, гнетет, давит
часто не меньше, а сильнее, чем пролетариев, но которые не способны к
самостоятельной борьбе за свое освобождение.

Воспитывая
рабочую партию, марксизм воспитывает авангард пролетариата, способный
взять власть и вести весь народ к социализму, направлять и
организовывать новый строй, быть учителем, руководителем, вождем всех
трудящихся и эксплуатируемых в деле устройства своей общественной жизни
без буржуазии и против буржуазии. Наоборот, господствующий ныне
оппортунизм воспитывает из рабочей партии отрывающихся от массы
представителей лучше оплачиваемых рабочих, «устраивающихся» сносно при
капитализме, продающих за чечевичную похлебку свое право первородства,
т.е. отказывающихся от роли революционных вождей народа против
буржуазии".
В. И. Ленин, из книги "Государство и революция".

Государство отличается от первобытной организации по следующим признакам:1. Если первобытнообщинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплемённого объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является нетерритория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определённому государству.2. Государство – это особая организация публичной власти, которая несовпадает со всем населением, носит государственный характер. Её специфика в следующем:– если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересыопределённой части, социальной группы, класса;– реализация государственной власти осуществляется особым аппаратомгосударственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не занятынепосредственно в общественном производстве выполняют управленческие функции,получая за это денежное вознаграждение;– обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью специального карательного аппарата насилия;3. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих,представляющих государственную власть, необходимы налоги, сборы, различныеобложения.

1. Государство - это политико-территориальная организация общества. Государственная территория - это территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, устанавливается и закрепляется в соответствии с историческими реалиями, международными соглашениями. Государственная территория -это не только объявленная каким-то государственным образованием территория, а признанная в международном порядке территория оп-

ределенного государства. Речь идет о политологическом понимании понятия "территория", а не национальной (азербайджанцев, например, в Иране больше, чем в Республике Азербайджан) или административной территории. Государственная территория объединяет население в определенную политическую общность. Эта территория имеет официально признанную границу, которая обозначена и охраняется. На этой территории живут в основном граждане этого государства, что не характерно при определении административной территории.

Политико-территориальную организацию общества (народа) следует отличать от национальной организации государства. В условиях распада имперской, колониальной системы проблема образования национальных государств приобретает особую актуальность. В принципе этническая общность может быть положена в основу организации государства в мононациональных странах. Но там, где национальности смешаны, попытки создания этнократического государства объективно ведут к межнациональным противоречиям и к неустойчивости государства. Да и в мононациональных странах государство должно организовываться на политико-правовой, а не на национальной основе. Выпячивание национального признака ведет к сегрегации (отделению, обособлению по национальному, расовому и д.р. признакам), и этнократическому государству всегда будет трудно найти свое место в международном сообществе. К тому же, когда человечество уже нашло более оптимальную, совершенную форму государства - правовое государство, стремление к организации государства на национальной основе не только не способствует прогрессу, но и отбрасывает общество назад, в прошлое.

2. Государство отличается от других организаций общества тем, что оно представляет собой публичную власть, содержащуюся на налоги и сборы с населения. Государство как публичная власть: во-первых, является учрежденной (в отличии от социальной власти в догосударственный период) властью; во-вторых, публичная власть, отделяется от гражданского общества, в ней сосредотачиваются люди, занимающиеся только государственными делами; в-третьих, публичная власть представляет все общество, а не часть его (как скажем, религиозные учреждения, которые представляют верующих, профсоюзы - членов профсоюза и т.д.), в-четвертых, публичная власть,

выступает в качестве особого органа управления обществом, состоит из особых учреждений. Хотя публичная власть характеризуется всей совокупностью государственных структур, однако главную функцию публичной власти в государстве выполняют его высшие органы. По моему мнению, наиболее оптимально эту функцию выполняют представительные, органы государственной власти.

3. Государство отличается наличием специального аппарата принуждения. Только государство имеет право содержать армию, органы безопасности и органы общественного порядка, суды, прокуратуры, тюрьмы, места заключения и т.д. Это сугубо государственные атрибуты, и не одна другая организация в государствообразую-щем обществе не имеет права образовать и содержать такой специальный аппарат принуждения.

4. Государство, только оно может облекать свое веление в общеобязательную форму. Закон, право - это атрибуты государства. Только государство имеет право издавать законы, обязательные для всех. В то же время и само государство отличается от других организаций наличием права, то есть системы заранее им установленных правил поведения, обязательных для всех членов общества. Без публично принятых законов государство как организация не будет отличаться от шайки воров или разбойников. Поэтому там, где есть государство, там обязательно должно быть право, законы, официально доведенные до сведения всего населения.

5. Государство, в отличие от всех других организаций в обществе, обладает суверенитетом. Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела. Двух одинаковых властей в одной стране не бывает. Государственная власть - верховная и неделимая с кем-либо власть. В историческом плане идея государственного суверенитета, как раз и возникла в период, когда церковь пыталась вмешиваться в дела государства, диктовать государственной власти свои условия. В борьбе за освобождение государственной власти от влияния церкви и возникла идея государственного суверенитета и в классическом смысле она означает независимость государственной власти в обществе. В этом плане проблема государственного суверенитета была актуальной в нашем

обществе, когда необходимо было освободиться от партийного руководства государством. Однако в последующем слово «суверенитет» у нас стало использоваться в различных смыслах и по разным поводам и причинам. Но, несмотря на все это, есть классическое, общечеловеческое понятие суверенитета, которое означает независимость именно государства в отправлении своих функций и задач от какой-либо другой власти в обществе. Другое толкование понятия государственного суверенитета или использование этого термина для обозначения иных понятий, нам представляется, некорректным. Поэтому мы не можем согласиться с утверждением о полном или неполном суверенитете, о французском или российском подходе к понятию суверенитета.