Калининградская региональная общественная организация федерация джиу-джитсу и киокушинкай карате. Кобудо: что это такое, стиль и правила, приемы и оружие, история возникновения

沖縄古武道 ) - традиционные окинавские боевые искусства работы с холодным оружием . Наиболее характерными видами используемого оружия являются бо , нунчаку , кама , тонфа , сай , кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло) и тимбэй .

Кобудо является эффективным методом противостояния вооружённому человеку или группе вооружённых/невооружённых противников. Эффективность заключается в умении использовать и быстро манипулировать различными предметами, даже если у мастера кобудо не окажется под рукой одного из стандартных для этого вида боевых искусств предметов, всегда существует возможность использовать иной предмет.

Другие названия - Рюкю-кобудо и Окинава кобудо.

Кобудо объединяет в себе боевые системы, зародившиеся на островах архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) и использующие в бою орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей данных островов.

Кобудо является неотъемлемой частью каратэ-до , уникальной системы самозащиты от вооруженного противника, которая обучает мужчин и женщин любого возраста и уровня подготовки виртуозному владению различными видами традиционного оружия.

История

В средние века жители Окинавы, из-за действовавшего на тот момент закона лишённые возможности иметь какое-либо оружие , стали использовать в качестве него различные предметы быта и инструменты повседневного назначения, в основном сельскохозяйственные. Таким образом в течение нескольких столетий сформировался и стал неотъемлемой частью традиционного карате стиль кобудо - работа с оружием. Так орудия труда , под воздействием нового метода их использования превратились в грозное оружие.

Теорий об истории возникновения кобудо на Окинаве множество. Сколько приверженцев этого вида единоборств, столько и мнений.

Многие считают, что оружие появилось, как дополнение к технике различных школ каратэ. Другие же полагают, что оружие кобудо было привилегией высших слоёв общества и использовалось для демонстрации приёмов, а не для боевого применения. Но все мнения сводятся в одном - кобудо пришло с острова Окинава.

Согласно одной из легенд, школы кобудо создавались в условиях противостояния невооружённого простолюдина с вооружённым самураем . В средние века жители Окинавы, лишённые возможности иметь какое-либо оружие, для защиты стали использовать различные предметы повседневного пользования. В основном использовались сельскохозяйственные орудия труда, превращённые в грозное оружие - посох-бо , трезубец-сай , рычаг-тонфа , серп-кама , цеп-нунчаки и другие.

Крестьянское оружие значительно уступало по своим возможностям снаряжению воина того времени, но тем не менее бытовые предметы становились почти без доработок грозным и универсальным оружием, навсегда занявшим место в арсенале боевых средств. Таким образом, в течение нескольких столетий, сформировалось новое боевое искусство - кобудо.

В современном мире кобудо развивается как самостоятельный вид единоборств, который включает в себя лучшие качества боевого направления. И это не случайно, ведь кобудо с самого начала было представлено для реальной, надёжной и эффективной защиты от агрессора.

Философия оружия

Существует большое количество различных видов оружия и предметов, которые сами по себе не являются оружием, а представляют собой орудия труда, изменённые для боевого использования без каких-либо изменений.

Ниже перечислены основные виды оружия КОБУДО:

Бо - (другие названия: рокусяку бо, кон, кун ) - наиболее распространённое оружие, деревянный шест (бо) длиной шесть сяку (року сяку). Японская мера длины сяку составляла около 30,3 см. То есть длина шеста составляла около 182 см. Окинавские названия шеста «кон» или «кун».

Тонфа (тунфа, туйфа, туйха, тункуа ) - палка длиной около 40 см с поперечной рукоятью, первоначально рычаг для вращения жернова ручной мельницы. Парное оружие.

Сай - металлический трезубец, прообразом которого служила ваджра - один из символов буддизма. Другая версия относит происхождение саи к вилам для рыхления почвы, прообразу человека, а также кактусу или заколки для волос. Парное оружие.

К родственным видам сай относятся: мандзи-но-саи (саинути саи в форме свастики) и (орудие закреплённое на вершине остроги, похожее по форме на мандзи-но-саи).

Нунчаку - две палки длиной около 30 см, соединённые верёвкой длиной около 10 см. Прообразом нунчаку послужили, по различным версиям, конские удила или цеп для обмолота риса.

Кама - серп, сельскохозяйственное орудие для сбора риса. Применяется в одиночном и парном вариантах. При использовании в парном варианте - нитёгама (два серпа).

Еку - (эку, уэку, иэку, кай ) - весло.

Суручин - верёвка или цепь с укреплёнными по обоим концам металлическими или каменными грузилами. Приспособление для причаливания и крепления лодок к пристани. Существует два вида: нага суручин (длиной 3 м.) и тан суручин (1,5 м.).

Нунтибо - острога , шест длиной около 210 см с нунти на одном конце.

Сансецу кон - деревянный трёхзвенный цеп со звеньями длиной около 65 см, соединёнными верёвками или цепью длиной около 5-7 см.

Тинбэ-рочин или тинбэ-сэйрюто - непарное оружие, изначально представляющее из себя крышку от большой кастрюли (то хай ) в сочетании с лопаткой для перемешивания риса (хэра ). То хай использовали как щит, хэрато хай - как дубинку.

В настоящее время то хай трансформировался в щит: металлический круглый (диаметром около 60 см.) или костяной, приблизительно овальной формы изготовленный из панциря большой морской черепахи.

Вместо хэра используют рочин или сэйрюто . Рочин представляет из себя короткий дротик с копейным навершием и, часто, раздвоенным хвостовиком. Сэйрюто - секач (мачете) для разделки крупной рыбы.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кобудо" в других словарях:

    Тадаси Ямасита (яп. 山下 正 Ямасита Тадаси?, род. 1942) мастер окинавского карате (9 й дан Кобаяси Сёрин рю карате) и кобудо (10 й дан Матаёси кобудо). Создатель боевой системы … Википедия

    Тадаси Ямасита (Tadashi Yamashita, род.1942) мастер окинавского каратэ (9 й дан Кобаяси Сёрин Рю карате) и кобудо (10 й дан Матаёси кобудо). Создатель боевой системы Суйкэндо. Биография Тадаси Ямасита родился в 1942 году в Японии на главном… … Википедия

    Тадаси Ямасита (Tadashi Yamashita, род.1942) мастер окинавского каратэ (9 й дан Кобаяси Сёрин Рю карате) и кобудо (10 й дан Матаёси кобудо). Создатель боевой системы Суйкэндо. Биография Тадаси Ямасита родился в 1942 году в Японии на главном… … Википедия

    Тадаси Ямасита (Tadashi Yamashita, род.1942) мастер окинавского каратэ (9 й дан Кобаяси Сёрин Рю карате) и кобудо (10 й дан Матаёси кобудо). Создатель боевой системы Суйкэндо. Биография Тадаси Ямасита родился в 1942 году в Японии на главном… … Википедия

    Разновидность японские Нунчаки с двумя палками. Нунчаку до общее название техники использования нунчаку, сводиться к комбинации ударной техники нунчаку, захватов с использованием нунчаку, бросков с использованием нунчаку, блоков, удушений и т.д.… … Википедия

    - (剛速流) стиль каратэ, основанный Сокэ Кубота Такаюки. Gosoku Ryu жёсткий и быстрый стиль, сочетающий в себе как технику быстрого и динамичного стиля Сётокан, так и мощного стиля Годзю Рю. Содержание 1 Сокэ Кубота Такаюки … Википедия

    Разновидность японские Нунчаки с двумя палками. Нунчаку до общее название техники использования нунчаку, сводится к комбинации ударной техники нунчаку, захватов с использованием нунчаку, бросков с использованием нунчаку, блоков, удушений… … Википедия

    Олимпиада боевых искусств международный проект, начавшийся в Санкт Петербурге (Россия) в июне 1993 года. Тогда, впервые был проведён Международный фестиваль боевых искусств «Свободная Россия». В рамках фестиваля проходили соревнования по… … Википедия

    - 剛速流 Девиз: Правила Додзё: Each seek perfection of character! Each be faithful! Each endeavor! Each respect others! Each refrain from violent behavior! Страна … Википедия

Книги

  • Восточное боевое единоборство - спортивная дисциплина "КОБУДО" . Примерные программы спортивной подг , Кузьменко Галина Анатольевна, Ким Татьяна Константиновна, Валентик В. Г.. Программа подготовлена авторским коллективом в составе: Валентик Владимир Геннадьевич - обладатель черного пояса, 4 дан по кобудо, каратэ, джиу-джитсу, главный судья Федерации кобудо России…
  • Восточное боевое единоборство - спортивная дисциплина КОБУДО. Примерные программы спортивной подг , Кузьменко Галина Анатольевна, Ким Татьяна Константиновна, Валентик В. Г.. Настоящая программа предназначена для подготовки спортсменов кобудо в группах начальной подготовки (нп) и учебно-тренировочных (ут) группах, группах спортивного совершенствования (сс) и…

Одним из видов единоборств, практикуемых в клубе является КОБУДО.

Кобудо можно перевести с японского, как «старый военный путь”.

В современном кобудо имеется большое количество разделов, включающих в себя, как работу с оружием, так и без него.

В Саратове её членом является Федерация Кобудо Саратовской области http://саратов-кобудо.рф/

ВФК регулярно проводит региональные и национальные чемпионаты и кубки, семинары и аттестации на ученические пояса и мастерские степени.

За спортивные достижения спортсменам присваиваются спортивные разряды от 3-го юношеского и спортивные звания до "Заслуженного мастера спорта России" в соответствии с ЕВСК.

Соревнования проводятся в нескольких дисциплинах:

Боевые разделы

Ниппон-кемпо. С японского можно перевести, как "японских рукопашный бой". Один из современных видов дзю-дзюцу, основанный в 1932 году. Стоит на вооружении японской полиции.

Поединки проводятся в защитной амуниции, состоящей из шлема с металлической маской, жёсткого нагрудника, перчаток для бокса. Разрешены удары руками и ногами и коленями, броски, болевые приёмы в положении лёжа (в японском варианте разрешены болевые приёмы в стойке), удары руками и ногами по лежачему противнику, в т.ч. в положении лёжа. Особенностью поединков является то, что к технике и силе выполнения ударов предъявляются повышенные требования. Кроме того, любое эффективное техническое действие, будь то удар или или болевой приём, оцениваются в 1 бал (иппон), что существенно снижает преимущество борцов, которые традиционно имеют преимущество в поединках по смешанным правилам, где болевой приём приводят к чистой победе. Бой ведётся до 3-х очков. Приближаясь к реальному бою, в ниппон-кемпо броски не оцениваются. Оцениваются только действия после броска (добивание или болевой приём)

Нунчаку.

Поединки на нунчаку. Экипировка спортсменов состоит из шлема с маской и специализированных спортивных (мягких) нунчаку. Особенностью поединков является то, что спортсмен имеет право нанести удар только после того, как сделает определённое количество перехватов (как правило не менее 4-х). Таким образом поединки превращаются практически в цирковое зрелище, когда спортсмены стремятся максимально быстро и разнообразно вращать, перехватывать и фехтовать нунчаку. Естественно, что для участия в поединках на нунчаку требуется специализированная подготовка по овладению техникой этого вида спортивного оружия.

Демонстрационные разделы

Ката.

Демонстрация традиционных формальных упражнений с традиционными видами окинавского и японского оружия (бо, нунчаку, тонфа, сай, кама и т.п.).

Тайхо-дзюцу.

Парная демонстрация приёмов с оружием и без оружия (дзю-дзюцу) .



Спортсмены клуба регулярно выступают в соревнованиях по кобудо, являются чемпионами и призёрами Саратовской области и России.

"Таура Мусо Рю" - классическое "японское" кобудо ("кобудзюцу"). Это семейная школа, в которой вся основная информация передавалась от отца к сыну вплоть до нынешнего 16 главы школы - Икубо Мотому. Таура Мусо Рю имеет специфичный характер, так как члены семьи Икубо были профессиональными пограничниками, что наложило определенный отпечаток на технику школы.

История зарождения кобудзюцу берет начало с XII века, когда Ёритомо Минамото разбил своего противника Тайра, учредил Сегунат Камакура и назначил управляющим ("дзито") своего сына Симадзу-сё. Клан Иноуэ, сопровождавший нового правителя, сначала разместился в Сакамото-тё, а позже члены клана служили пограничниками.

Основателем школы, изначально называвшейся "Мусо Рю", является Хатироуэмон Иноуэ. Настоящий 16 глава школы Мотому Икубо (Дзуичо Инокубо) собрал воедино и организовал семейное будзюцу, которое было на грани умирания. Он также изменил название на "Таура Мусо Рю Кобудзюцу", добавив название его родного города как приставку, и открыл публике прежде секретную систему обучения, которая всегда передавалась только одному преемнику - обычно члену семьи.

Самураи клана, защищавшие границы области Симадзу между Осуми и Хюга усердно тренировались и передавали тем, кто приходил после них, комплексное будзюцу, включавшее помимо разных техник, изучение тактики и стратегии, а также использование подручных средств, например, дубовых палок и частей бамбука, которые легко можно было использовать в качестве оружия. Так, бамбук использовался для изготовления "доки" - вид лука в западном стиле.

Исторически главы школ искусств знали, что даже самая маленькая утечка информации школы могла привести к гибели их клана и других последователей. По этой причине, искусство преподавалось и сохранялось в тайне, и обучение на самом высоком уровне было доступно только одному преемнику - обычно члену семейства - в одно время. К сожалению, по этой причине нет ни одного "макимоно" (свиток) школы или другого вида доказательства ее подлинности. Однако, превосходство будзюцу этой школы, неоспоримо, и именно это превосходство позволяет философии системы подчеркивать принцип "выживания самых пригодных".

Вскоре после рождения Мотому Икубо стал жить у своего деда, 15-го "торе". Уже в возрасте 3 лет он впервые начал тренироваться в Мусо Рю Кобудзюцу. В тот год на Тихом океане вспыхнула война. Все молодые люди деревни были призваны на войну, в деревне остались только дети и старики. Старого Икубо волновало то, что его внук мог быть единственным кандидатом в преемники, и он тренировал мальчика очень строго. Среди бедности и трудностей, последовавших после войны, никто в Японии особо не заботился о такой "старомодной" вещи как будзюцу.

Именно в этот период, период Второй мировой войны и последующие годы американского контроля в Японии, погибло огромное количество старых боевых школ - многие мастера и лучшие ученики, призванные в армию, погибли, а после войны преподавание боевых искусств было под строжайшим запретом.

Молодой Икубо и его дедушка, однако, продолжали их довольно уникальные отношения "преподаватель - ученик». Обучение продолжалось 15 лет, пока молодой человек не вступил в японские наземные силы самообороны, которые стали великолепной средой для шлифовки полученных знаний будзюцу. В дополнение к упорной работе над искусством его семейства, Икубо также старательно практиковал каратэ, которое он начал изучать в возрасте 10 лет. В 1977 году Икубо-сенсей основал Федерацию Каратэ сил самообороны Хоккайдо.

В 1983 году Икубо был поставлен диагноз - рак печени. В это время будучи полностью уверенным, что он скоро умрет, Икубо-сенсей понял, что Мусо Рю Будзюцу, которое его дед преподавал ему, по существу, умрёт вместе с ним. Но он пережил свою болезнь и решил восстанавливать семейное искусство. Как мастер будзюцу и человек, который знает о том, что смерть стоит у него за плечом, Икубо-торе имеет свою собственную, уникальную точку зрения на жизнь и смерть.

С середины и до конца 1980-х гг. Икубо отдает все свое время систематизации и возрождению семейного будзюцу. Являясь 16 патриархом школы, Икубо-сенсей имеет, подобно его предшественникам, унаследованное имя Дзуичо Инокубо. Осев на северном японском острове Хоккайдо, он в память о своем родном городе добавил название города к названию фамильного искусства, назвав его "Taura Muso-ryu Kobujutsu", и представил секретное до сих пор искусство широкой публике.

Термин «кобудо» в переводе с японского языка означает - «старинный воинский путь». Первоначальное название - «кобудзюцу» - «старинные

воинские искусства (умения)». Под этим термином сегодня представлены искусства владения различными видами восточных видов холодного оружия.

В настоящее время существует разделение кобудо на два автономных самостоятельных направления:

1. Нихон-кобудо - направление, объединяющее системы распространенные на основных островах Японии и использующие в своем арсенале холодное оружие самурайского происхождения и оружие из арсенала ниндзюцу.

2. Кобудо (другие названия Рюкю-кобудо и Окинава-кобудо) - направление, объединяющее системы ведущие происхождение с островов архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) использующие в арсенале орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей указанных островов.

Федерация кобудо России ориентирована на распространение кобудо, в основном, окинавского происхождения.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОБУДО.

С некоторой натяжкой можно сказать, что первый человек, начавший использовать наряду с первобытным оружием и различные подручные предметы для противодействия себе подобным, был основателем кобудо. Но, если говорить о кобудо в современном смысле слова, то вышеуказанное утверждение будет верным только отчасти. Понятно одно, что самые первые сведения о происхождении кобудо теряются в глубине веков.

Сегодня существуют две версии появления и развития кобудо на Окинаве: легендарная и современная, более реалистичная, основанная на последних исторических сведениях.

Следует иметь ввиду, что история кобудо (кобудзюцу) неразрывно связана с историей каратэ-до, так как разделение окинавских систем рукопашного боя на безоружные и использующие оружие, произошло сравнительно недавно - на рубеже 19-20 в.в.

К слову сказать, и сейчас ряд школ каратэ на Окинаве имеет в своих аттестационных программах требования по знанию не только каратэ, но и кобудо одновременно. Но, мы отвлеклись.

Итак, история каратэ и кобудо гласит, что эти виды рукопашного боя начали развиваться на островах Рюкю с незапамятных времен и первоначально были объединены в рамках некоей системы «Тэ» или «Окинава-тэ», что означало соответственно «Рука» и «Рука Окинавы».

Указанная система на протяжении своего существования неоднократно дополнялась и расширялась. Так, в XII в. (эпоха Тайра-Минамото) потерпевший поражение клан Тайра откатился из Японии на юг и, частично, осел на Рюкю. Он принес на острова большой багаж военных знаний, в том числе и в области боевых искусств.

В 1350 году, с установлением официальных отношений с Китаем, на Окинаву прибыло посольство с целью распространения на острове китайской культуры. В число передаваемых знаний вошли и боевые искусства, отлично разработанные к тому времени в Китае. Китайские боевые искусства смешались с более ранними окинавскими разработками, дав новый толчок для развития боевых систем на острове.

К началу 15 века остров Окинава, которым правили многочисленные феодальные князья, был разделен на три крупных государства: Хокудзан (на севере), Тюдзан (в центре) и Нандзан (на юге), - известные как «Три Королевства». В 1429 году они были объединены под властью одного правителя - Сё Хаси, со столицей в городе Сюри. Его потомок Сё Син (1477-1526) окончательно ликвидировал феодальную раздробленность, основал государство, базировавшееся на принципах конфуцианства, и собрал всех феодальных князей Окинавы (андзи) в Сюри. Одновременно был наложен запрет на ношение мечей и владение оружием. Это государство, известное как Королевство Рюкю жило и процветало благодаря торговле с Китаем, Кореей, Японией и другими государствами Юго-Восточной Азии.

В 1609 году на Окинаву вторглись самураи японского клана Сацума с острова Южный Кюсю и захватили ее. Новые правители ужесточили действие «Указов об оружии» введенных Сё Сином, а в 1699 году запретили ввоз любого оружия.

Далее, легендарная версия гласит, что в это время гнет достиг такого уровня, что на целую деревню выдавался один нож для хозяйственных нужд. Вот тогда-то искусство каратэ (безоружного боя) и кобудо (боя с применением предметов обихода, не являвшихся на тот момент оружием) достиг своего пика.

В целях борьбы с оккупантами из клана Сацума крестьяне и рыбаки стали создавать тайные сообщества, целью которых было изгнание японцев с острова. Для этой благородной цели члены сообществ изучали каратэ и кобудо, упражняясь днем и ночью. И через некоторое время в боях с вооруженными самураями островитяне убедительно и не раз доказывали высочайшую эффективность каратэ и кобудо.

Более современная историческая версия излагает, что в 1724 году по различным причинам в Сюри сконцентрировалось большое количество представителей дворянского сословия Рюкю (сидзоку). Чтобы освободить от них столицу, было принято решение разрешить сидзоку заниматься торговлей, ремеслами, рыболовством и сельским хозяйством на отдаленных островах и вдали от городов Окинавы. В новые поселения дворяне привносили свою культуру, в том числе и знания в области кобудо. Однако, местное население, особенно крестьяне, загруженные работой почти круглосуточно, пребывали в состоянии, близком к рабскому. Поэтому развитие кобудо происходило крайне медленно и, в основном, в среде выходцев из дворянства.

После реставрации Мэйдзи (1848) острова были аннексированы новым правительством Японии. В 1879 году последний король Рюкю Сё Тай был сослан в Токио. Правительство Японии создало новую префектуру - Окинава. Начался процесс японизации коренного населения и искоренения традиций и обычаев, считавшихся чуждыми исконно японским, который закончился только по окончанию II Мировой войны.

В период конца 19 - начала 20 веков кобудо Окинавы было практически забыто, им владел очень небольшой круг мастеров, зачастую обладавших разрозненными знаниями по отдельным видам оружия.

В современном мире распространено небольшое количество традиционных школ окинавского кобудо. Основными из них являются различные версии Рюкю-кобудо мастера Тайра Синкэн (1897-1970), Матаёси-кобудо мастеров Матаёси Синко (1888-1947) и его сына Матаёси Синпо (1923-1997) и Ямани-рю кобудо мастера Тинэн Массами (1898-1976).

ОРУЖИЕ КОБУДО.

Существует большое количество различных видов оружия (в основном китайского происхождения) и предметов, изначально оружием не являющихся, которые представляют собой орудия труда измененные для боевого использования или без каких-либо изменений. Ниже перечислены основные виды оружия кобудо:

- бо (другие названия: рокусякубо, кон, кун) - наиболее распространенное оружие, деревянный шест (бо) длиной шесть (року) сяку. Японская мера длины сяку составляла около 30,3 см. Т.е. длина шеста составляла около 182 см. Окинавские названия шеста «кон» или «кун»;

- сай - металлический трезубец, прообразом которого служила ваджра - один из символов буддизма. Другая версия относит происхождение сай к вилам для рыхления почвы. Парное оружие. К родственным видам сай относятся: мандзи-но сай (сай в форме свастики) и нунти (навершие остроги, похожее по форме на мандзи-но сай);

- тонфа (тунфа, туйфа, туйха, тунфуа, тонфуа, тойфуа, тонкуа, тункуа, таофуа) - палка длиной около 40 см. с поперечной рукоятью, первоначально рычаг для вращения жернова ручной мельницы. Парное оружие.

- нунчаку - две палки длиной около 30 см, соединенные веревкой длиной около 10 см. прообразом нунчаку послужили, по различным версиям, конские удила или цеп для обмолота риса;

- дзё (цуэ, сутику, сансякудзё, ёнсякудзё, ханбо) - палка (посох) длиной 90-120 см.

- кама - серп, сельскохозяйственное орудие для сбора риса. Применяется в одиночном и парном вариантах. При использовании в парном варианте - нитёгама (два серпа);

- эку (уэку, иэку, кай) - весло;

- сурутин - веревка или цепь с укрепленными по обоим концам металлическими или каменными грузилами. Приспособление для причаливания и крепления лодок к пристани. Существует два вида: нага-сурутин (длиной 3 м.) и тан-сурутин (1,5 м.);

- куэ (кува) - мотыга, кетмень;

- нунтибо - острога, шест длиной около 210 см. с нунти на одном конце;

- тэкко - металлический шипастый кастет, прообразом могло служить седельное стремя. Парное оружие;

- сансэцу-кон - деревянный трехзвенный цеп со звеньями длиной около 65 см. соединенными веревками или цепью длиной около 5-7 см.

- тинбэ-ротин или тинбэ-сэйрюто - непарное оружие, изначально представляющее из себя крышку от большой кастрюли (то-хай) в сочетании с лопаткой для перемешивания риса - хэра. То-хай использовали как щит, хэра - как дубинку. Однако, приемы с то-хай и хэра не были своевременно канонизированы и поэтому впоследствии были утрачены. В настоящее время то-хай трансформировался в щит: металлический круглый (диаметром ок. 60 см.) или костяной, приблизительно овальной формы изготовленный из панциря большой морской черепахи. Вместо хэра используют ротин или сэйрюто. Ротин представляет из себя короткий дротик с копейным навершием и, часто, раздвоенным хвостовиком. Сэйрюто - секач (мачете) для разделки крупной рыбы;-

-танбо (тамбо, нитётанбо) - две толстые неровные палки длиной по 60-70 см. Парное оружие;

- тэттю (титтю) - спицы, короткие металлические пруты, заостренные с двух сторон с кольцами в средней части или без таковых, с поперечными выступами или без них. Парное оружие кастетного типа;

Другие виды;

В ФКР в перечень оружия, кроме перечисленных видов входит боккэн, деревянный макет самурайского меча.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящее время кобудо переживает своеобразный период ренессанса. Большое количество школ каратэ и других боевых искусств без оружия, из разного рода соображений (часто коммерческих), вводит в свой арсенал работу с оружием, заимствуя информацию из всех доступных источников. В ряде случаев оружейная традиция перенимается целиком от одной из известных направлений кобудо, но чаще школы каратэ вырабатывают свой оружейный арсенал, компилируя его по своему усмотрению.