Значение слова леший в краткой биографической энциклопедии. Кто такой Леший на самом деле

Леший - дух-хозяин леса в мифологии восточных славян. Сложно сказать, кто такой Леший: отдельное ли существо, бывший ли человек (из проклятых, умерших детей, подменышей). Он не добрый и не злой - зависит от его настроения. Может помочь заблудившемуся грибнику или ягоднику выйти из своих владений, а может завести в самую чащу, погубить. Но обычно он вредит тем, кто не соблюдал правил поведения в лесу. Лесовик способен устраивать опасные природные явления, вплоть до ураганов. Ему также подчинены птицы и звери, деревья и травы в лесу:

Хозяин грибов, мха есть. Хозяин везде должен быть. Он вроде бы выйдет, такой старичок старенький выйдет с-под корня или с земли, окрикнет мальчишек: «Зачем так делаете неладно!», если они грибы неправильно собирают. Это лесовой хозяин, он бережет, сторожит лес.

Рассказывали, что Лешак стремится иметь семью и детей, поэтому, бывало, похищает девиц и женщин, заманивает их в лес, а иногда приходит чин-чином свататься в обличии человека. Детьми его становятся похищенные в колыбели младенцы, которые, вырастая, сами могут стать Лешими.

Леший руководит жизнью всех лесных обитателей, особенно волков, которых он пасет, как скот.

Как распознать Лешего?

Образ Лешего, которого также называют Лесовиком, Лешаком, очень многосторонен. Он способен менять облик. Иногда предстанет человеком, причем то высоким, размером с дом, то, наоборот, карликом:

У нас отец зимой впотемни поехал за дровами, вдруг видит, человек идет, большой, выше сараев, длинной. То леший был, наверно.

Иногда лесовик похож на зверя или птицу, а может предстать могучим природным явлением, например, ветром:

А как ветер, вихорь, дак это уж самый леший. Вот здесь позапрошлый год, такой был ураган, крыши сняло, а град с маленькое яичко был. А где он шел, этот вихорь-то, дак столько лесу навалило, вы и не поверите. Все сосны вповалочку леший-то выворотил.

Подобно другим персонажам славянской мифологии, Лесовик неоднозначен: может погубить кого-либо, а может помочь. В поверьях про Лешего речь часто идет о лесе, как о стихии, к человеку враждебной, месте, где необходимо быть начеку.

Часто обликом Лешак напоминает обычного мужчину, только с особенностями облика и костюма. Он часто синюшен (так как в его жилах льется синяя кровь), застегивает одежду на левую сторону, нет правого уха, бровей и ресниц, от него не падает на землю тень, он ходит неподпоясанным. Показывается в виде старушек. Были поверья: если есть сомнения, что встреченный человек может быть лесовиком, надо посмотреть на него через правое ухо коня, тогда он покажется в своем настоящим обличии.

Какой вред может причинить Лесовик?

Чаще всего Леший представляет опасность для человека. Может увести в чащу леса, водить кругами, заморочить. Иногда проказничает, подстраивая разные кляузы. Но неприятности от Лесовика ждут в лесу тех, кто идет туда без благословения, охранных амулетов, не спрашивает разрешения у Лешего на сбор ягод или грибов, охоту. Строго-настрого запрещалось ругать кого-либо, особенно ребенка, с упоминанием Лешего, говорить о нем в лесу, иначе дух не заставит взять к себе того, кто его призвал. Особенно оберегали от нападений Лешего детей, идущих в лес. Идя в лес, советовали всегда запоминать, какое первое слово произнес случайно встреченный по дороге человек. Такой случайный прохожий может оказаться Лесовиком, и если придется обращаться к нему за помощью, потеряв в лесу дорогу, он спросит это слово. Не удастся его припомнить - с собой заберет. Нельзя было кричать в лесу, откликаясь на эхо, свистеть и всячески шуметь. Если все же Леший завел в глухую чащу, чтобы найти дорогу, надо было снять с себя одежду, вывернуть наизнанку или задом наперед, так и надеть, обуть левый сапог на правую ногу.

Лешие и пастухи

Пастухи умели договариваться с Лешаками. Для этого они специально вызывали Лесовиков особым заговором или обрядами. В обмен на то, что Леший будет охранять стадо, приносили дань - обычно одну корову из стада. Но об этом уговоре надо было молчать, иначе пастух мог стать жертвой лесного духа. После заключения договора Леший не только не трогал скотину, наказывал своим подопечным-волкам ее не трогать, но и помогал пастуху в работе. За это пастух выполнял множество условий, которые ставил Лесовик, - их называли «отпуском». В заключении подобных договоров пастухам помогали Ведуны.

Лесовик - воплощение леса: непознанного, темного, грозящего многочисленными опасностями. Наши предки одухотворяли силы стихий в образах подобных существ. Такие поверья открывают нам волшебный мир природы!

Подробнее о славянской мифологии.

Один из наиболее распространенных и неоднозначных образов славянской мифологии – леший. Его история уходит корнями в глубокую древность.

Леший — персонаж древней славянской мифологии

Образ лешего в восточнославянской мифологии

Леший – это лесной дух в восточнославянской мифологии. Лесовик появился как воплощение человеческих страхов и результат попыток объяснить явление, не поддающиеся пониманию людей того времени. Сейчас сложно сказать, что в древних легендах истина, а что – фантазия напуганных людей.

В давние времена леса казались людям таинственными и пугающими, каждый непонятный звук или движение, прикосновение или дуновение ветра пугали и настораживали. Леший появился как собирательный образ всех страхов, связанных с таинственностью лесной чащи.

Внешний вид лешего

Невозможно с точностью сказать, как выглядит леший, т.к. его образ многогранен и единого мнения просто не существует. Наиболее распространёнными чертами внешности считают:

  • Внешне лесовик напоминает обычного мужчину, который может быть как обычного человеческого роста, так и гигантом или карликом. Некоторые считают, что существо способно изменять свой рост. Обычно духу приписывают образ старика с длинной бородой.
  • Цвет кожи бледный, почти белоснежный. Но в некоторых легендах его описывают как существо с синей кожей и кровью.
  • Волосы чудища длинные, лохматые и спутанные. Они могут седыми или тёмно-зелёными как листва деревьев.
  • У лешего человеческие глаза, которые вовсе не моргают. Вариантов цвета глаз существует большое множество: от абсолютно белых глазниц до насыщенного синего или жёлтого цвета.
  • Брови и ресницы могут быть густыми и неухоженными, а могут и вовсе отсутствовать.
  • Могут отсутствовать некоторые части лица: ухо, глаз, губы или даже ноздри.

В некоторых былинах леший злой. Это демоническая сущность, что не отбрасывает тени и не оставляет следов.

Владыка леса предпочитает скрывать свой истинный облик от людей и пугать их, будучи невидимым. Ещё в древности люди придумали способ справляться с магией невидимости лешего – нужно заглядывать через право ухо коня или лошади. Иногда использовали магические растения и травы (например, цветов адамова голова).

Некоторые путники, чтобы справиться с пугающим колдовством лесного духа, снимали одежду, выворачивали ее наизнанку и надевали внутренней стороной наружу.

Одежда

Лесной дух носит человеческую одежду. Его можно встретить одетым в кафтан из шерсти или простую рубаху, заправленную в льняные брюки. Из обуви леший предпочитает плетёные лапти или передвигается босиком. Также существо носит такие головные уборы:

  • шляпа с широкими полями;
  • шерстяная русская шапка;
  • вытянутый колпак.

Он предпочитает зелёные, синие и бурые цвета. В некоторых легендах и былинах лешего описывают нагим безобразным существом.

Облики

Помимо традиционного образа лесного духа у лешего есть множество других обличий, с помощью которых он может явиться блуждающему в его владениях человеку. Среди них:

  • Растения – берёза, дуб или любое хвойное дерево. Иногда он принимает облик куста, цветка или гриба. В некоторых легендах лешего изображают как человекоподобное существо с некоторыми растительными элементами во внешности. Это могут волосы, напоминающие ветки кустов, кожа, покрытая зарослями мха и т.д.
  • Животное, обитающее в его лесу – лисы, зайцы, волки, медведи и пр. звери.
  • Получеловек-полузверь. Одно из проявлений лешего напоминает черта и выглядит как человек с козлиными рогами и копытами. Также это может быть старик, кожа которого покрыта густой звериной шерстью.
  • Природные явления и звуки, которые путник слышит в лесу – крик птиц, страшный смех и пение непонятных существ, свист ветра, необъяснимые шорохи. Также он может физически воздействовать на человека: хлестать по рукам ветвями кустов и деревьев, запутывать ноги в густой траве.

Образ жизни лешего

В восточнославянской мифологии про лесного духа ходят самые разные легенды, из которых можно узнать, кто такой леший и какой образ жизни он ведет:

  • Главная цель лесовика – охрана своей территории от любого негативного воздействия.
  • Леший любит пугать и издеваться над людьми, заблудившимися в его владениях. Это могут быть страшные звуки, необъяснимые прикосновения чего-то невидимого и пр. Также он может явиться перед человеком в одном из своих проявлений.
  • Существо может воровать детей и молодых красавиц из поселений, что находятся неподалёку от его леса. Девушек он принуждает становиться своими жёнами, а детей воспитывает как собственных.
  • Обычно лесовики живут в одиночестве, но встречаются упоминания о целых семьях и даже деревнях леших.

В самой глубине чащи, куда не может добраться простой человек, находится дом лешего. Он окружен особой, необъяснимой магией, отталкивающей незваных гостей.

Согласно некоторым легендам, домом для лешего служит дупло самого старого дерева в лесу. Своё предпочтение лесной дух отдаёт хвойным деревьям. В других былинах и народных сказках лесовик обитает в пещерах. Некоторые строят себе лесные избушки или небольшие дома на деревьях.

Дом лешего расположен в глубокой чаще

Лешачиха и семья лешего

Иногда в фольклоре встречается родственный лесному духу образ лешачихи, которая своим образом жизни и поведением во многом напоминают лешего. Часто лешачих изображают в виде уродливой старухи с грудями до пола, которые им приходится укладывать на плечи во время ходьбы, дабы не мешали передвижению. В некоторых легендах её называют супругой лесного царя.

Также распространены легенды, в которых лешачиха является к юношам, идущим сквозь лес, в образе молодой и очаровательной красавицы. Они соблазняют мужчин, вступают с ними в интимную близость, после чего жертва лесной женщины погибает в муках.

Отношения с другими существами

В славянском фольклоре леший – воинственный и недружелюбный персонаж. Помимо того, что он обожает мучить, изводить и вводить в ужас людей, он находится во враждебных отношениях со многими мифическими существами.

Особенно сильная вражда у лесовиков с водяными и домовиками. Каждый из них не позволяет другому попасть на свою территорию.

Согласно славянскому фольклору, леший может спокойно уживаться в одном лесу с такими мифическими существами, как Баба-Яга и Кощей Бессмертный, но на деле вместе они встречаются довольно редко.

Способы одолеть лешего

Про лешего ходят легенды, что человеку не по силам убить это сверхъестественное существо. Однако древние славяне придумали несколько способов, как на время избавиться от злого духа, чтобы была возможность сбежать. Одним из наиболее действенных методов – применение меди, т.к. этот металл способен отпугивать любую нечистую силу. Можно выстрелить в лешего медной пулей из ружья. Также против духа может помочь святая вода или крест. Молитва отпугивает нечисть. Заблудившейся в лесной чаще группе людей достаточно поменяться своей одеждой.

Способы вызвать лешего

Чтобы вызвать лешего, нужно провести следующий обряд:

  • Отправиться в лес, взяв с собой нож, выпечку из дома, жилет из шерсти, водку и сало.
  • В лесу нужно найти перекрёсток из тропинок и положить угощения на землю.
  • Отойти на несколько шагов и, начертив с помощью ножа круг, встать в него и произнести слова призывающего заговора:

«Царь лесной, батюшка лесовой, на зов мой откликнись, на зов мой приди, с добром ко мне явись, правдой поделись».

Ритуал для вызова лешего

Образ лешего у других народов

Образ лесного царя и нечистой силы, что запугивает людей в лесу, пользуется большой популярностью во многих других культурах. Часто его можно встретить в мифологии соседних к славянскому народов.

Арзюри в чувашской мифологии

Согласно чувашским легендам, арзюри – это души самоубийц или убитых в лесу людей, которые вынуждены блуждать по чаще и наводить ужас на заблудившихся людей. Особенности внешнего вида:

  • Часть арзюри изображают в виде безобразной женщины, тело которой полностью покрыто густой шерстью чёрного цвета.
  • У неё огромная голова и четыре больших чёрных глаза.
  • Грудь арзюри свисает до колен, поэтому она завязывает их за спиной или кладёт на плечи.
  • Считают, что у этого лесного чудища три длинных тощих руки и три ноги с длинными, неухоженными ногтями.

Арзюри питают особую нежность к человеческим детям. Они играют с ними, кормят, убаюкивают. Но над взрослыми они издеваются и пугают, преследуя их в образе всевозможных зверей и чудовищ, издавая ужасающие звуки. Они могут схватить человека и защекотать его до смерти или вырвать все зубы.

Чтобы уберечь себя от издевательств арзюри достаточно иметь при себе кинжал, т.к. они боятся железа. Повстречав на своём пути такое чудище, нужно бросить в неё куском хлеба.

Арзюри — духи погибших в лесу людей

Ворса в мифологии коми

В легендах и былинах народов коми, обитающих на севере русской земли, можно встретить описание лесного чудища, называемого Ворса. Ворса оберегает лес от людей, не позволяя им вырубать деревья и убивать животных. С этим существом можно поладить, если сделать ему подарок или рассказать сказку.

Существует множество вариантов описания внешнего вида Ворсы. Среди них:

  • Ворса может принимать обличие домашних животных и скота. Излюбленным обликом духа является кошка.
  • Существо выглядит как огромный обнажённый человек, со ступнями, вывернутыми в обратную сторону, с волосатыми ушами и с полным отсутствием бровей.
  • Ворса – это дух, который появляется в образе воздушного вихря или других природных явлений.

Вирява в мордовской культуре

Вирява оберегает лес от людей

Менквы в ханты-мансийской мифологии

В мифологии народов ханты и манси есть легенда об ужасных великанах, которые населяли Землю задолго до появления людей и были первой попыткой богов создать настоящего человека.

Менквы обладают человеческой внешностью, но они могут обладать несколькими головами одновременно, тело их выполнено из металла. Менквы отличаются невероятной физической силой и выносливостью, но интеллектуальные способности ниже среднего.

Такие чудища обитают небольшими селениями, заводят семьи и поклоняются своему вождю. Ходят легенды, что они обладают тайными знаниями о местонахождении источника живой водицы.

Шурале в башкирской мифологии

Особенностями башкирского духа леса считают:

  • Выглядит как старый карлик с огромным горбом и длинными, худыми, скрюченными пальцами.
  • Длинная густая борода, которая волочится следом за ним по земле, а в центре лба расположен рог.
  • Дух крадёт скот в человеческих поселениях, особую страсть питает к верховой езде на лошадях.
  • Людей, потерявшихся в лесу, Шурале ловит и может защекотать до самой смерти.
  • Главный страх лесного чудища – вода. Он никогда не приближается к рекам и озёрам в страхе утонуть.

Заключение

Леший – злой дух леса и один из самых популярных мифических существ у восточных славян. Он обитает в лесах и оберегает его от бед, любит пугать людей, может даже убить, если тот провинился. Существует много версий внешнего вида лешего. В мифологии соседних народов можно встретить упоминания о лесных чудищах, образы которых тесно пересекаются с легендами о славянском лешем.

Образ лешего, лесного хозяина – один из центральных в поверьях русских крестьян, он многопланов и складывался на протяжении столетий (само же привычное нам название лесного владетеля – леший – упоминается в историко-литературных памятниках лишь начиная с XVII в.). Образ лешего впитал в себя и черты стихийного духа (олицетворяющего не столько ветер, сколько шумящий под ветром лес), и черты божества – зверя, птицы, растения, «хозяина» определенной территории и обитающих на ней зверей, одновременно и предка-покровителя живущих среди лесных просторов людей. Леший – существо могущественное, вездесущее, обладающее властью не только над лесом, но и над многими важнейшими сторонами человеческого бытия. Не случайно образ лешего, по мнению некоторых исследователей, соотносим и с образом Волоса (Велеса) и с образами св. Георгия, св. Николая, властвующих и над растительностью, водой, плодородием, и над зверями, и над судьбой человека.
Наиболее ярко в русских поверьях XIX-XX вв. проявились представления о лешем-стихии, лешем-судьбе и представления о лешем – «хозяине» зверей, покровителе пастухов и охотников.

Леший – стихийный дух – производит ветер, вихрь, бури. В Вологодской губернии действиям лешего приписывали вихрь, прошедший узкой полосой, а в Архангельской губернии череду вырванных с корнем деревьев считали следом свадьбы лешего с лешухой.

Леший-вихрь – это нередко и воплощение судьбы человека. Леший «подхватывает вихрем» и уносит с собой проклятых. Порой он уносит (под видом кучера на тройке, всадника) и припозднившихся путников, особенно пьяниц, мгновенно пролетая с ними огромные расстояния (например, от северной деревни до Казани, оттуда – до Москвы и обратно). Если леший хочет просто «пошутить», то возвращает унесенных: в рассказе, записанном на Вологодчине, замороченный лесным духом путник в конце концов оказывается на вершине дерева с шишкой в руке.
Леший «водит», сбивает с пути людей, пугает их шумом, хохотом, свистом, может даже защекотать или загрызть.


Леший становится пнем и кочкой (Арх.), он может превращаться в птицу и зверя, а точнее – быть птицей и зверем, издревле одушевляемыми и боготворимыми обитателями и владетелями леса. Лесной хозяин оборачивается медведем (Вятск.); тетеревом (Тульск.); диким козлом, жеребцом (В. Сиб.); он появляется в облике зайца (Орл., Сургут.), но может быть собакой (Арх., Тульск., Сургут.) и даже теленком (Арх.), поросенком, петухом (Орл.) и кошкой (Тульск.).

Нередко леший представляется мохнатым, его облик соединяет черты зверя и человека или напоминает облик нечистого духа, черта (с небольшими рогами, крыльями, хвостом).

Достаточно часто леший «водит» не в наказание за какую-либо оплошность, неправильное поведение в лесу, а без причины, «просто так».

Кознями лешего крестьяне объясняли непонятные, трагические происшествия: в тех случаях, когда человек без видимой причины долго блуждал или исчезал в лесу, говорили, что его «обошел» лесовик, что он попал «на дорогу лешего», которая и увела его прочь с человеческих путей, сгубила.

Проклятых и заблудившихся, не сумевших найти дорогу домой или не «отведенных», не спасенных родными лесной хозяин забирает себе «в присягу».

Избавиться от морочащего людей лесного духа можно было посредством молитвы или, напротив, матерной брани; рассмешив лешего; крикнув «овечья морда, овечья шерсть»; перевернув, перетряхнув одежду на левую сторону, переобувшись. По поверьям, леший страшился также соли и огня, очищенной от коры липовой палочки (лутошки) или рябиновой палочки, которую не мог перешагнуть. Напугать или убить лешего можно было, выстрелив в него медной пуговицей. Пропавших «отводили» с помощью молебнов, нередко обращались к колдунам, относили лесному духу дары. В Архангельской губернии, надеясь возвратить уведенных, лешему предназначали зерно, серебро, кусок шелка. Все это бросали, стоя спиной, «через себя», чтобы, не дай Бог, не увидеть лешего, приходящего за ними «бурей и облаком».

Опасаясь быть «уведенными» лесным хозяином, крестьяне старались соблюдать определенные правила (избегали произносить проклятья, особенно «Веди, леший!», входили в лес, благословясь, испросив разрешения у лесовика, старались не шуметь, не оставаться в лесу в сумерки и т.д.) Но поскольку и «след лешего», и «недобрая минута», в которую могло «увести», представлялись в принципе невидимыми и невычислимыми, то лес всегда таил в себе множество непредсказуемых опасностей и случайностей, облик которых нередко принимали лесные духи.

Проклятые и «уведенные», заблудившиеся люди поступают на попечение лешего. Пока их участь не определена окончательно, они кружат с лешим-вихрем, а затем могут поселиться в его избе (большом доме в лесу). Отсюда лесной хозяин посылает их в деревни добывать неблагословленную еду, а также раздувать пожары. (Пожар, огонь, по поверьям, также находятся в ведении лешего – стихийного духа. В рассказе из Вологодской губернии во время сильного лесного пожара крестьянин вдруг замечает лешего, старательно раздувающего огонь.)
Кроме проклятых и потерявшихся в лесу людей, в подчинении у лесного духа находятся также самоубийцы и похищенные лешим (то есть неведомо как погибшие) дети. Таким образом, лес, издревле почитавшийся обителью мертвых (которых иногда и хоронили в лесной чаще), остается местом пребывания умерших неестественной смертью и в поверьях XIX–XX вв. Все эти покойники, по мнению крестьян, могут сами стать лесными духами, лешими; представления о лешем-стихии объединены здесь с представлениями о лешем – старшем покойнике, «лесном патриархе», предке, от которого могут зависеть жизнь и смерть человека. В Олонецкой губернии «уводящих» детей лесовиков называли «лесные старики», «лесные отцы».

Среди русских крестьян XIX-XX вв. популярны рассказы о том, как лесной хозяин не просто забирает к себе проклятую девушку, но и заботливо растит ее, выдавая затем замуж и возвращая людям. Возможно, что в подобных повествованиях отразились воспоминания о некогда бытовавшем обычае временной изоляции подростков, подготавливаемых к переходу в иную возрастную группу и вступлению в брак. Так или иначе, но лесовик и в этих рассказах выступает как умудренный особыми знаниями «хозяин» и леса, и человеческой судьбы.

Не случайно поэтому, что леший, по поверьям крестьян многих районов России, ведает будущее, наделен даром пророчества. «Мужик Кузьмин рассказывал мне и божился, – сообщает П.С. Ефименко из Архангельской губернии, – что выходит каждый год в лес на Святки, а он [леший] выйдет и спрашивает: «Что тебе надо?» А Кузьмин начинает расспрашивать: «Каков год? Каков хлеб? Будет ли солдатчина? Будет ли в море рыба?» Леший говорит – будет или нет; так до трех раз. За третьим разом леший захохочет и, сказавши: «Ах, дурак, все одно слово помнит!» (то есть все спрашивает об одном) – уйдет в лес» [Ефименко, 1864]. Лесной дух может помогать и в святочных гаданиях.

В Новгородской губернии считали, что если в четверг Пасхальной недели сесть в лесу на старую березу и громко три раза крикнуть: «Царь лесовой, всем зверям батько, явись сюда!» – то леший явится и скажет будущее.

Крестьяне верили, что леший может научить ворожить побывавших у него людей. В Олонецкой губернии полагали, что лесовик «и вся его стихийная братия» являются человеку исключительно перед бедой. По рассказам крестьян других районов России, нередко погибают и случайно встретившиеся с лесным хозяином люди.

Однако это лишь одна из граней образа многоликого лесного духа. Предсказать действия лешего-судьбы, договориться с ним действительно трудно, но в целом он не столько грозен, сколько «причудлив» и даже «любит тех, кто пожелает ему добра» (Новг.). Леший, невидимое и видимое бытие которого (как и сам лес) издревле сопутствовало жизни крестьян, наделен в поверьях многими человеческими чертами, даже слабостями. Он похож на людей, участвует в жизни крестьянской общины. С ним можно познакомиться, расположить его к себе.
Лесные хозяева под предводительством своего атамана любят забавляться, подвешиваясь на деревьях (Тульск.); они не прочь выпить и посещают «царевы кабаки» (Самар., Олон,); лесовики играют в карты «на зверей». (В 1852 году, по рассказам крестьян, сибирские лешие проиграли русским и гнали проигрыш (лесных зверей) через Тобольск на Уральские горы.) У леших есть солдатчина, они воюют между собой и с водяными.

Лесные хозяева нередко появляются и в деревнях. Они пытаются соблазнять девушек, женщин. В Новгородской губернии записан рассказ о крестьянке, неосторожно пожелавшей видеть на месте пьяного мужа лешего. После этого лесной хозяин начинает каждый вечер ходить к ней через трубу. Измученная женщина избавляется от лесовика лишь с помощью святого угодника. Лешие подменяют своими и похищают оставленных без присмотра крестьянских детей, но, по повествованию из Мурманской области, лесной хозяин в благодарность за уважительное отношение возвращает матери забытого на сенокосе младенца и становится ее «кумом», помогает пасти коров.

В рассказе из Вятской губернии леший изводит крестьянина, настойчиво посещая его дом. В материалах из Новгородской губернии лесной дух крадет в деревне гвозди на постройку своей избы, дразнит и пугает крестьянок, появляясь на деревенской ограде. По поверьям, лесовик любит музыку и может попросить человека обучить его игре на гармони.

Появляющийся в деревне леший не только проказит, вредит или дразнится, но и следит за соблюдением важнейших правил поведения, например, наказывает за работу в праздники, посылает своих «подручных-проклятых» похищать еду, оставленную нерадивыми хозяйками без благословения.

Иногда лесной хозяин даже участвует в полевых работах, В Вятской губернии записан рассказ, напоминающий известную сказку о крестьянине и медведе: леший помогает поселянину вспахать поле (таскает на себе плуг) – в награду за «вершки» урожая (т. е. за ботву выращенной репы).
Есть рассказы и о лешем, нанимающем человека к себе на службу (например, шить сапоги) (Вятск.).
Лесовик ценит доброе отношение. Когда проходящий по лесу человек снимает с дерева подвешенного на нем лешего, то лесной хозяин в благодарность помогает ему разбогатеть (Волог.). В Вятской губернии бытует сюжет о портном, попавшем в солдаты и сбежавшем со службы; герой видит в лесу водяных, дерущихся с лешими. Он выручает леших, сказав им «Бог помочь», за что лесовик, приняв облик генерала, отправляет его в отставку и относит домой «на крошках».

Лесной хозяин может и пригласить, повести к себе в гости; иногда он «шутит» со своими гостями, но иногда обходится с ними «по чести». В один из праздников мужик, пожелавший «погостить у лешова», встречает на дороге старичка, который приводит его в дом-особняк: «Пришли, смотрит мужик – на столе всего-то понаставлено: и пива, и вина, и пирогов-то всяких. Посадили мужика за стол, угощают. Мужик выпил рюмку, а сам думает: «К лешему, к лешему я попал, наверное, – надо выбираться». И говорит хозяину: «Спасибо, дедушко, на угощении, – всем доволен, только ты уж, пожалуйста, проводи меня на дорогу: надо домой идти, боюсь, не заблудиться бы». – «Ладно, пойдем». Идут они тихонечко, и мужик все думает: «Эх! Заведет меня леший куда-нибудь, а делать нечего, пошел, дак иди». Вдруг старик и говорит: «Теперь, дядя, не заблудишься». И не стало старика. Мужик смотрит, а он у самого своего дома стоит на крыльце» (Волог.).

Лесной дух вездесущ, разнолик, но наиболее важной для крестьян остается его роль «хозяина леса и зверей», от которого особенно зависит удача охотников, благополучие пастухов.

Лесной хозяин следит за поведением людей в своих владениях; он не переносит шума, ночной работы в лесу, да и вообще «не любит, когда часто поминают его из пустого или ругаются им. Вреда большого за это он никому не сделает, зато досыта напугает» (Вятск.), Леший охраняет лес от ворующих его (Тульск.); раскалывает поленницы нарубленных в лесу дров (Новг.). Особенно опасен лесовик вечером, ночью; оставаясь на ночь в лесу, нужно просить благословения у лесного хозяина (Олон.). Человек, собирающийся переночевать в лесной избушке, также непременно должен обратиться к ее «хозяевам» – лешему и лешачихе с почтительными словами, например: «Большачок и большушка, благословите ночевать и постоять раба Божия < имя >!» (Олон.). Если же не сделать этого и затопить печь не благословясь, в избу «налезут» нечистые духи.

Неугодных ему людей леший не только пугает и уводит; он может вызывать тяжелую, порой смертельную болезнь. Откупиться от лесовика, смягчить его гнев можно подношениями, оставляемыми на пне, на лесном перекрестке. Крестьяне многих районов России считали, что в подарок лешему нужно обязательно положить яйцо. Если олонецкий крестьянин знал, что захворал в лесу, он должен был взять яйцо в левую руку и, встав на перекрестке, произнести: «Кто этому месту житель, кто настоятель, кто содержавец, тот дар возьмите, а меня простите во всех грехах и всех винах, сделайте здраву и здорову, чтобы никакое место не шумело, не болело» (яйцо оставляли на перекрестке) (Олон.).

Подчиненными лесовику, лесному царю считались звери и птицы, особенно медведи, волки: «Медведь у лешего любимый зверь. Леший, всегдашний охотник до вина, никогда почти не выпьет ни одного ведра, не попотчевав зауряд и медведя. Леший никого, кроме медведя, не берет в услужение себе. Подкутивший леший любит соснуть часок-другой, и медведь в это время ходит около него дозором <... > Леший угощает медведя вином, а медведь лешего – медом» (Вятск.). По поверьям Смоленщины, волки находятся под властью честного леса или лесного царя (иногда в облике белого волка) и св. Егория. Чтобы расположить к себе лесных обитателей, в лесу оставляли специально предназначенную им на съедение овечку.

Согласно общераспространенным представлениям, леший, «хозяин» зверей, обладает способностью и губить домашнюю скотину, напускать на нее медведей, волков, и охранять стадо по договору с крестьянами. Леший, лешачиха могут и похитить, увести скот, и, при правильном обращении с ними, помочь его отыскать.
Обычно когда стадо первый раз по весне выходило в поле, то его поручали невидимому надзору св. Егория, но при этом пастух нередко заключал (или «подновлял») договор с лесным хозяином, лешим. Хороший пастух, по понятиям крестьян, должен был знать условия заключения и соблюдения такого соглашения (включавшего относ, жертву лесному духу). Знающиеся с нечистыми духами пастухи во многих районах России почитались колдунами. На Терском Берегу Белого моря местные жители еще недавно вспоминали о пастухах-поморах, «сильных» колдунах, которые сумели «закрыть» их скот, сделать его невидимым для зверей.

Завести добрые отношения с лесным хозяином старались и охотники, также подносившие ему дары (чаще всего – блины, «христовские» (пасхальные) яички). Дружный с охотником лесовик мог выгнать зверя под выстрел охотника, направить его руку, сделать метким стрелком.

Порою леший сам начинает помогать соблюдающему все правила поведения в лесу или расположившему его к себе человеку. В рассказе из Архангельской области (Пинега) охотник жалеет, не убивает «медведицу с медвежатами, волчицу с.волчатами, зайчиху с зайчатами»: «И пошел дальше, да и заблудился. Блуждал, блуждал, до болота дошел. Совсем деться некуда. Туг вдруг леший пришел. «Ты, – говорит, – мое стадо пожалел, а я, – говорит, – тебя пожалею», Взял его на спину и понес. Несет, несет, аж в зубах свистит, Стали уж деревни. «Ну, – леший говорит, – свой дом узнай». Тот и уцепился за трубу. Да и проснулся на печке, за горшок с кашей держится».

Лесной хозяин доброжелателен и нейтрален по отношению к тем, кто помнит о нем и старается почтить; разгневавшись, леший выгоняет охотников с солонцов (В. Сиб.), заводит в лесные чащобы (Олон.), «выбрасывает» из лесных избушек (Мурм., Олон.).

Нередко лесовик, как и другие духи, «озорничает бессмысленно и зло», вредит без видимых причин или губит охотящихся в пределах его владений. В северных районах России популярен сюжет о ненасытном лешем-людоеде, поедающем охотников, которые останавливаются на ночлег в лесной избушке (он съедает сначала ужин охотников, а затем собак и самих охотников).

В рассказе, записанном на Пинеге, охотник случайно ранит лешего-зверя. Он догадывается о том, что нанес рану не обычному животному, и принимает меры предосторожности: одевает в кафтан и шапку березовый чурбан, укладывая его на свое место. Ночью появляется лесовик с огромной дубиной и с размаху бьет по пню, считая, что разделался с обидчиком. Подобные сюжеты в различных вариантах популярны среди крестьян и охотников-промысловиков, особенно севера России. В них отразились представления о необходимости искупительных жертв «хозяину зверей» за наносимый его владениям урон. И хотя в рассказе, записанном на Вологодчине, тяжбу охотника и лешего разбирает даже «суд леших», образ неумолимого лешего-людоеда сходен скорее с образом лешего – стихийного духа, вольного и необузданного обитателя лесов, поступки которого не всегда предсказуемы, объяснимы.

По некоторым поверьям, человек мог заключить и особый договор с лесным хозяином, отрекшись от Бога и близких (в частности, сняв крест, «заделав св. Дары в березу» и выстрелив в них через левое плечо) (Тульск.). Решившийся на это становился «сильным» колдуном. Крестьяне Архангельской губернии верили, что если в ночь перед Ивановым днем идти в лес, срубить осину вершиной на восток и, стоя на пне (глядя меж ног на восток), произнести: «Дядя леший, покажись не серым волком, не черным вороном, не елью жаровою: покажись таким, каков я!», то появится леший в образе мужика. В обмен на душу человека он заключит с ним договор, обязуясь помогать, запретив, однако, об этом рассказывать.

Жители Сургутского края считали, что увидеть лешего (если он путает в дороге лошадей) можно, посмотрев вперед «сквозь дугу, меж ушей лошади, и тогда леший примет свой настоящий вид: страшного, огромного, выше леса человека в белом одеянии» (от молитвы леший удалится «с шумом и грохотом»).

Образ лешего в поверьях так же разнообразен, как лес, окружавший крестьянина с рождения до смерти. Многоликий лесной хозяин, вызывающий к себе двойственное отношение, в поверьях большинства районов России все же не представляется злокозненным существом, противным Богу и людям. Как и лес, он неизбежный и необходимый участник бытия крестьян; леший небезопасен, но в чем-то и привычен. Благодаря вере в «живой» лес, лесных духов таинственные лесные пространства оказываются приближенными к человеку, а человек, растения, звери, птицы нередко становятся не противниками, а родственниками, соседями, союзниками.

Старожилы лесовики перед отправлением на сплав или рубку умеют предохранять себя, знают, как "заклясть леса". Они отыскивают лядину, т. е. такую возвышенность, которая обросла мелким лесом и где, между прочим, присоседилась рябина. В ней-то и вся сила обороны. Вырубается такая ветка, у которой есть "отростелина" (отпрыск), и еще несколько рябиновых палочек. Одни кладут против сердца, другие на спинной хребет, а без тех и других заговор царю Мусаилу не действителен, и прошение он оставит у корня рябины без последствий и никаких угроз не побоится.

Кому удавалось видеть лешего, хотя бы и через лошадиное ухо, те рассказывают, что у него человеческий образ. Так, например, в Новгородчине видали лешего во образе распоясанного старика в белой одежде и белой большой шляпе. Олончане же настолько искусились в опознавании всей лесной нечисти, что умеют отличать настоящих леших в целых толпах их от тех "заклятых" людей, которые обречены нечистой силе в недобрый час лихим проклятьем. Леший отливает синеватым цветом, так как кровь у него синяя, а у заклятых на лицах румянец, так как живая кровь не перестает играть на их щеках. Орловcкий леший - пучеглазый, с густыми бровями, длинной зеленой бородой; волосы у него ниже плеч и длиннее, чем у попов. Но, впрочем, в черноземной Орловской губернии лешие стали редки, за истреблением их жилищ (т. е. лесов), а потому за наиболее достоверными сведениями об этой нечисти следует обращаться к жителям севера. Здесь эта нечисть сохраняется местами в неизменном старозаветном виде (например, в Вятской и Вологодской губ.).
Настоящий леший нем, но голосист: умеет петь без слов и подбодряет себя хлопаньем в ладоши. Поет он иногда во все горло (с такой же силой, как шумит лес в бурю) почти с вечера до полуночи, но не любит пения петуха и с первым выкриком его немедленно замолкает. Носится леший по своим лесам как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки. Бровей и ресниц у него не видно, но можно ясно разглядеть, что он - корноухий (правого уха нет), что волоса на голове у него зачесаны налево. Это удается заметить, когда он иногда подходит к теплицам дроворубов погреться, хотя в этих случаях он имеет обыкновение прятать свою рожу. Владея, как и прочая нечисть, способностью перевертываться, леший часто прикидывается прохожим человеком с котомкой за плечами. При этом некоторым удавалось различать, что он востроголовый, как все черти. С последним показанием, однако, сведущие люди не соглашаются, признавая в лешем, как и в домовом, нечисть, приближающуюся к человеческой природе, а многие прямо-таки видят в нем "оборотня", т. е. человека, обращенного в лешего.(...)

Лешие умеют хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски, и если они делаются бессловесными, то только при встрече с настоящими живыми людьми. Во Владимирской губернии, где леших крестьяне называют "гаркунами", прямо уверены в том, что эта нежить произошла от связи женщин с нечистой силой и отличается от человека только тем, что не имеет тени.

Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят, и в этом случае вполне уподобляются своим родичам - домовым. Проказят они грубо, как это и прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло, потому что все-таки они не свой брат крещеный человек. Самые обычные приемы проказ и шуток леших заключаются в том, что они обводят человека, т.е. всякого, углубившегося в чащу с целью собирать грибы или ягоды, они либо "заведут" в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте. Но зато, выбравшись кое-как из чащи, натерпевшийся страху искатель грибов непременно потом будет рассказывать (и может быть, вполне чистосердечно), что он видел лешего живым, слышал его свист, его ауканья и хлопанье в ладоши.
Однако во всех таких приключениях, нередких в деревенской жизни (особенно после гулянок со сватами и пиров с кумовьями), шаловливый и сам гульливый леший все-таки не ведет людей на прямую погибель, как делает это настоящий дьявол. Притом же от проказ лесного можно легко отчураться, конечно, прежде всего молитвой и крестным знамением, а затем при помощи известных приемов, которым учат с малолетства по заповедям отцов и прадедов. Так, заблудившемуся рекомендуется присесть на первой колоде, снять с себя и выворотить наизнанку носильное платье и затем в таком виде надеть на себя. Обязательно при этом также левый лапоть надеть на правую ногу или правую рукавицу на левую руку. Если же в беду попали двое или трое, то нм следует всем перемениться одеждой, предварительно выворотив ее наизнанку (в этом случае рекомендуется подражать обычаю того же лешего, у которого все навыворот и наизнанку). Можно точно также вызволиться из беды, проговоривши любимую поговорку лешего, которую удачливые люди успели подслушать у него издали: "Шел, нашел, потерял". А кто спохватится закричать: "Овечья морда, овечья шерсть", перед тем леший исчезает с криком: "А, догадался!"

Бывают, впрочем, случаи, когда все способы борьбы с лешими оказываются бессильными. Это случается раз в год, в тот заповедный день, когда лешие бесятся (4 октября). В этот день знающие крестьяне в лес не ходят.
На Ерофея мученика указано лешим пропадать или замирать. Перед этим они учиняют неистовые драки, ломают с треском деревья, зря гоняют зверей и наконец проваливаются сквозь землю, чтобы явиться на ней вновь, когда она отойдет или оттает весною, и начать снова свои проказы все в одном и том же роде.

Вообще, побаиваясь злых и неожиданных затей лешего, лесной народ не прочь над ним посмеяться, а пользоваться его именем как ругательным словом вся крещеная Русь считает первым удовольствием ("иди к лешему", "леший бы тебя задавил" и т. п.).

Существование "лесовых" внесло в жизнь и быт лесных обитателей своеобразные верования, не лишенные некоторых нравственных правил, так что миф о леших недаром просуществовал на Земле тысячелетия. По народным воззрениям, леший служит как бы бессознательным орудием наказания за вольные и невольные грехи человека. Так, помимо того, что он заставляет бесконечно блуждать по лесу рассеянных людей, забывших осенить себя крестным знамением при входе в глухие трущобы, - он же является мстителем и во многих других случаях. В Никольском уезде (Вологодская губ.), например, леший на виду у всех унес мужика в лес за то, что тот, идя на колокольню, ругался непотребным словом. Еще сильнее карает леший за произнесение проклятий, и если случится, например, что роженица, потерявши в муках родов всякое терпение, проклянет себя и ребенка, то ребенок считается собственностью лешего с того момента, как только замер последний звук произнесенного проклятия. Обещанного ему ребенка леший уносит в лес тотчас по рождении, подкладывая вместо него "лесное детище" - больное и беспокойное. В случае же, если каким-нибудь чудом заклятого ребенка успеют окрестить ранее, так что взять его сразу нельзя, то леший ждет до 7 лет отрочества и тогда сманивает его в лес. (Лешему дана одна минута в сутки, когда он может сманить человека.) В лесу проклятые живут обыкновенно не долго и скоро умирают. А если и случится, что кто-нибудь из них, по усиленным молитвам матери, выживет, то находят его в самом жалком виде: ходит он одичалым, не помнит, что с ним было, и сохраняет полнейшее равнодушие ко всему, что его может ожидать при совместной жизни с людьми. Деревенские слухи очень настойчиво приписывают, между прочим, лешим страсть к женщинам и обвиняют их в нередких похищениях девушек. Кое-где рассказывают об этих связях с мелкими подробностями и уверяют, что похищенные девушки никогда не рожают детей. В Тульской губернии (в Одоевском уезде) указывают на окрестности села Анастасова и уверяют, что в старину, когда около села были большие леса, девушки сами убегали к лешим, жили с ними года два-три и затем возвращались домой с кучей денег и т. п. Едва ли, впрочем, во всех подобных рассказах лешие не смешиваются с заведомо сладострастными чертями дьявольской породы. Лешим также навязывают жен одинаковой с ними породы (лешачиха, лешуха) и детенышей ("лешеня"), но в этих духах отчасти подозревают живущих в камышах русалок из некрещеных младенцев, отчасти проклятых людей, которые в ожидании светопреставления от безделья также проказят (отчего и зовутся, между прочим, "шутихами").

Каждый народ и национальность имеет свою мифологию. В ней собрана мудрость человечества. В славянской мифологии существует много разнообразных созданий. Они проживают в домах, на полях и лугах, в лесах. Наиболее неоднозначным персонажем в мифах и легендах славян является леший. Он имеет множество имен, которые отличаются в зависимости от региона обитания. Наиболее распространенными являются лесовик и леший. В отдаленных регионах его величали батюшкой или царем.

Описание персонажа

Кто такой леший: он представляет собой духа лесной чащи, это ее хозяин. В его владениях не водятся люди, т. к. это непроходимые леса. Из этого места леший контролирует жизнь лесных существ на вверенной ему богами территории, помогает зверям и птицам. Он защищает маленьких зверушек, никому не позволяя причинить им вред. Ему подвластна вся лесная природа, каждая травка и деревце.

Леший не только присматривает за животными и растениями в лесу, но и активно с ними контактирует. Белки и зайчата выполняют его мелкие поручения, выступая в роли прислуги. Часто по поведению этих зверьков люди определяли настроение лесовика.

  1. Если животные были суетливы и беспокойны, это значило, что хозяин леса раздражен.
  2. Если зверушки спокойно относились к путникам и грибникам, значит существо настроено благосклонно.

Леший также взаимодействовал с медведями, но для них он был другом, а не хозяином. Множество преданий рассказывает об этой удивительной дружбе.

К остальным жителям леса относится равнодушно и нейтрально. Каждый лесовик обязан понимать язык деревьев, когда ветер шумит в их листве. Так он получает весточки из других лесов и других леших. Повсеместно про лешего говорят, как про хранителя леса.

Отношение хозяина леса к человеку

Лесовики всегда остаются в пределах своей территории. Это связано с тем, что за каждой непроходимой чащей закреплен свой леший, и нарушать границы друг друга у них не принято. То же правило действует и в отношении других мест: по договору с водяными, домовыми и полевиками, существа не переходят на чужие территории.

Леший - это сверхъестественное существо из народных поверий и сказаний древних славян. Живет он в небольшом скрытом от глаз домике. Дом лешего обычно с низкой крышей и крохотными окошками. Его жилище замаскировано от людей и большинства животных, чтобы никто не нарушал его покой во время отдыха. Предпочитают находиться в одиночестве, иногда в обществе медведя.

Леший добр к животным, а к человеку относится настороженно.

  1. Если заходить в его владения с добрыми намерениями и оставить ему какое-либо угощение, можно получить от него небольшой дар: поляну с ягодами или множество белых грибов.
  2. Если заходить в лес с плохими мыслями, можно попасть в неприятности. Леший может наказать неугодного ему человека, запутав все тропинки или заведя его в болото. Однако его шалости безобидны: он может поменять белые грибы в лукошке на мухоморы или положить вместо ягод в котомку мелкие камушки.

Лешие бессмертны, т. е. умереть они физически не могут. Они призваны оберегать лес всегда. Если ему не по душе такая жизнь, он может обратиться к большому раскидистому дереву - дубу или иве. Леший не покидает лес на произвол судьбы: перед превращением он находит неподалеку маленького ребенка и готовит его на свое место.

Внешность духа

Все народы по-разному описывают внешность лесного хранителя. Никто не знает, как выглядит леший. Наиболее распространенным вариантом является человекоподобный облик существа. Сказания гласят, что лесовик показывается людям в образе древнего старца, однако не слабого или хилого, а жилистого и стройного.

На его косматых седых волосах обычно широкополая шляпа, которая скрывает изумрудно-зеленые, словно молодая трава, глаза. Его кустистые брови часто нахмурены, взгляд из-под длинных ресниц настороженный. Нос его длинный и крючковатый. Уши у лесовика заострены кверху, за них он обычно заправляет выбившиеся пряди волос.

Одевается леший своеобразно: вся его одежда, как будто перепутана. Левый ботинок надет на правую ногу, одежда наизнанку. Цвета в одежде он предпочитает нейтральные - серый, коричневый, белый. Ходят поверья, что кровь у этих существ голубого цвета.

На деле леший может принимать разные обличья: от зверей до растений и насекомых. Перед незадачливым заплутавшим путником может он ради забавы выглядеть медведем или волком, затем резко стать безобидным еловым деревцем или вертким шершнем.

Известно, что лесной дух может обращаться в явления природы: если деревья гнет внезапно появившийся из ниоткуда ветер, в чаще кто-то завывает или началась буря, возможно, это разбушевался леший.

4 октября - день, когда в лес ходить не стоит. По поверьям, в этот день лесной дух может творить все, что ему будет угодно. Он может даже устроить потасовку со своими соседями-лешими, поэтому от похода за грибами в этот день лучше воздержаться, особенно на закате.

Если хозяин леса станет чем-то недоволен, в нем пробудится злой леший. Он может навредить жителям близлежащих деревень, красть детей и молодых девушек и наводить мор на скотину. С таким существом бороться очень трудно, это подвластно только опытным магам и колдунам. Однако злым он бывает не очень часто, только по какой-то серьезной причине.

Как призвать лешего

Лесной дух издавна славится своей мудростью и знаниями. К нему обращаются жрецы и колдуны для получения тайных знаний. Он страшно злится, когда приходит к людям, вызвавшим его без причины. Всех провинившихся ждет страшная кара. Намеренно он никогда не убивает, а заставляет человека почувствовать собственную вину и раскаяться.

Для вызова лешего идеально подойдет лесная опушка вдали от грибных троп или прогулочных дорог. Чем пустыннее место, тем лучше - больше вероятность, что хозяин леса покажется на глаза.

Чтобы призвать лешего, понадобятся такие предметы:

  • острый перочинный нож или топор;
  • выпечка - кексы или пироги;
  • емкость со спиртом, можно использовать водку;
  • сало или утиный жир;
  • толстая жилетка или пиджак на меховой подкладке.

На выбранном заранее месте выкладывается еда: непосредственно на траву. Потом вызывающий должен отойти на 7 шагов и заключить себя в круг, очертив его ножом. Одежду обязательно нужно надеть наизнанку. После всех приготовлений необходимо хорошенько сконцентрироваться, очистить мозг от посторонних мыслей и произнести магические слова:

«О великий дух лесной, объявись скорей, родной, на опушку выходи, мне смотри не навреди».

Заговор повторяется 7 раз. После завершения прочтения необходимо выждать, т.к. леший нетороплив. Он является каждому человеку в своем особенном образе и выглядит по-разному. Кому-то посчастливилось лицезреть его в виде человека, а кому-то привиделся зверь. Лесовик может дать ответ на вопрос, не принимая физической формы, а лишь порывом ветра.

После завершения разговора нужно выждать какое-то время в защитной зоне: леший не прочь притаиться и зло пошутить.

Вызвать лешего удается далеко не всем даже раз в жизни. Для этого нужно владеть огромным магическим потенциалом и неиссякаемым запасом энергии. Леший не станет показываться всем подряд, он выберет лишь тех, кто действительно достоин получить ответы на интересующие его вопросы.

Заключение

Леший в мифологии описывается по-разному. Это лесной дух, который ревностно оберегает свои владения, не допуская до них чужаков с темными мыслями. Лесовики испокон веков живут одиночками, изредка контактируя с людьми. Дружбу держат лишь с медведями, а в подчинении у них - зайцы и белки.

Лешие запросто могут обратиться в любого зверя или птицу, для них не проблема даже превращаться в растения. К лесному духу нужно относиться с уважением: при походе на природу или за грибами необходимо запасти вкусненький подарок хозяину леса, несколько конфет или печенье. Так он будет благосклоннее относиться к гостям и даже может одарить их орехами и ягодами.

Леший в славянской мифологии встречается очень часто. Это хозяин леса, который бережет свои владения и охраняет их от злых людей. Наши предки приписывали этому мифическому персонажу самые разнообразные способности, боялись его и почитали.

В статье:

Леший в славянской мифологии

У славян были особенные духи, нечисть, которые управляли силой воды, ветра, полями, лесами, помогали в делах или, наоборот, устрашали людей. Леший - это наверное один из самых популярных персонажей славянской мифологии.

Это существо, которое руководит всем лесом, чаще всего одинокое. Отношение к такому персонажу в народе всегда было двойственным. С одной стороны его уважали, почитали, к нему отправляли за советом и помощью. С другой стороны Лешего демонстрировали как представителя нечистой силы, целенаправленно вредящего людям, пугающего, ворующего детей.

Считалось, что если человек не будет просить у Лешего помощи, задабривать перед выпасом скота, собирательством грибов и ягод, то дух очень сильно рассердится и сделает так, чтобы человек в лесу потерялся.

В далекие времена этому духу приписывали самые разнообразные способности. Одна из них - это возможность видеть будущее. В некоторых легендах указано, что Леший мог даже обращаться за помощью к людям, и если они сотрудничали с ним, то мог хорошенько наградить их и даже раскрыть некоторые тайны будущего.

Данный дух имеет множество имен, которые распространены в различных регионов. Кстати, уважительно к нему обращались называя «Лесной хозяин». Слово «леший» считалось очень неуважительным (точно так же, как слово , правильно говорить - «Дедушка»). Духи любят, чтобы к ним относились с уважением.

Слово «Леший» весьма часто начинает упоминаться в некоторых текстах заговоров начиная только с 17 века.

Внешний облик хранителя леса

В легендах дух леса описывается абсолютно по-разному. Можно сказать одно, Леший очень многолик. Иногда он может напоминать человека, но его выдает серая кожа, темно-зеленые волосы и зеленая борода.

В некоторых сказаниях встречается и другое описание - что это одновременно и животное, и растение. Можно встретить описания, указывающие на то, что Леший - это безликий дух.

У данного персонажа есть весьма важное качество - он может превращаться во что угодно. Чаще всего он принимает образ дерева. Это демоническая осина, дуб, липа или сосна. Также стать дух может пнем, грибом либо мхом. Иногда в сказаниях описывается обросшая мхом одежда и лицо духа, плотная грубая кожа.

В легенде указывается, что иногда, прежде чем показаться человеку, Леший пугает его. При приближении хозяина леса начинают трещать деревья, ветви хватают человека за руки, лес начинает гудеть и шуметь. В некоторых случаях существо является персонификацией всего леса . Превращаться Леший может в любое животное. Такое тотемное, как медведь, филин либо волк, а также демоническое - сорока, лягушка.

Мифический козлоногий и рогатый бог – Пан

В некоторых случаях Лешего ассоциировали с древнегреческим богом Паном, так как представляли его в виде получеловека-полукозла. Нередко перед путником магическая сущность может появиться в виде знакомого человека. Часто это усопший родственник.

В одних сказаниях описывается сущность как великан, в других - как маленький человечек. Считалось, что в зависимости от того, в какую сторону дует ветер, можно узнать, куда движется Леший.

Нашим предкам был известен действенный способ, который позволяет увидеть эту сущность. Для этого необходимо было посмотреть через правое ухо лошади либо через хомут. Согласно одному из преданий, хозяин леса носит шапку невидимку и с ее помощью скрывается от людей.

Где живет леший?

Как правило, обитают существа в любой точке леса. Иногда появляться дух может в полях либо деревнях. Самое любимое место Лешего - это старые ели. Свой дом он поможет обустроить также в дупле, лесных домиках либо в тайных пещерах. Рядом с домом хозяина леса человек обязательно заблудится.

Вместе с сущностью обязательно живут различные животные. Считается, что к дому Лешего приходят звери перед смертью. В некоторых легендах указывается, что хозяин может жить со своей женой. Нередко ею является похищенная девушка. В некоторых мифах указано, что в такой семье могут быть даже дети (свои, либо похищенные у людей).

Люди верили, что у данного существа есть даже свое хозяйство. Все животные, птицы, которые находились на территории леса принадлежали ему. Миграцию зверей люди объясняли тоже с магической точки зрения - Леший проиграл кого-то из животных другому Лешему и поэтому звери уходили к новому хозяину в другие места.

Ритуалы и обряды

Различные легенды содержат некоторые упоминания о ритуалах, которые проводились для того, чтобы пообщаться с Лешим. В одной из них указано, что для того, чтобы встретиться с хозяином леса, необходимо было срубить несколько берез, сложить их по кругу так, чтобы все верхушки сошлись в центре, расположиться в середине круга и громко позвать дедушку.

Был еще один весьма распространенный способ. Необходимо было срубить сосну так, чтобы она повалила две осины. После этого на дерево нужно было стать лицом к северу и позвать духа.

Большой популярностью пользовался обряд призыва в . Человеку нужно было срубить осину так, чтобы она рухнула на восток. После этого человек становился на нее, поворачивался лицом к востоку, нагибался и смотрел на землю.

В древности люди также обращались к Лешему за помощью и советом. Считалось, что на Святки можно погадать на перекрестке. Для этого необходимо было взять лучину и нарисовать вокруг себя (стоя на перекрестке) три круга. Далее принести с собой кусок хлеба. Иногда брались и другие дары.

Лешего следовало позвать, после чего задать вопрос. Звуки, доносящиеся из леса, и будут ответом на вопрос. Таким образом можно было получить 3 ответа. Если человек не брал ничего с собой в дар, то мог за это поплатиться.

Кроме этого, узнать, что ждет человека в будущем, можно было внезапно столкнувшись с хозяином леса. Считалось, что он не откажет путнику в помощи, если будет в хорошем расположении духа.