Значение слова эссе. Советы по написанию

Нас учат писать эссе с детства, с первых классов. Вы этого, возможно, и не подозревали, но те самые сочинения на вольные темы («Как я провел лето», «Кем я хочу стать», «Что для меня школа») – первая проба пера начинающего эссеиста. Первый опыт, который вы наверняка имеете.

Написать эссе несложно, если вы соблюдаете правила жанра. Но перед тем, как знакомиться с правилами, нужно понять, что такое эссе.

Итак, в переводе с французского essai означает «очерк, проба, попытка». Это слово произошло от латинского exagium – «взвешивание».

В «Большом энциклопедическом словаре» под эссе понимают жанр прозы – философской, публицистической, литературно-критической или историко-биографической. В «Краткой литературной энциклопедии» эссе прямо называют сочинением широком смысле этого слова), а в «Толковом словаре иноязычных слов» – очерком . Во всех определениях подчеркнуты ключевые признаки эссе – свободная форма, индивидуальная трактовка и субъективность.

Основные признаки эссе:

  1. Малый объем: две-три или десять страниц – решать вам. Главное – раскрыть тему. Ну и, конечно, не нацеливаться на эпопею – никто ваших стараний не оценит.
  2. Свободная форма: вплоть до разговорной речи. Эссе не претендует на научность, не требует введения и заключения, не делится на главы и параграфы. В отношении стилистики автору оставляют полную свободу творчества. Впрочем, переходить на сленг и допускать речевые ошибки все-таки не стоит. Особенно если вы учитесь на лингвиста.
  3. Наличие конкретной темы, которую и раскрывает эссе. Тема может быть любой – от «Кем я хочу стать, когда вырасту» (вы же помните эти сочинения) до «Основная причина проблем с трудоустройством молодого специалиста». Если вы хотите опубликоваться в местной газете, выбирайте конкретный вопрос. Если вы пишете по заданной теме, будьте добры – раскрывайте именно ее.
  4. Субъективность: личность автора – главное. Помните: вы не претендуете на истину в последней инстанции. Вы выражаете свое личное мнение. И вас никто не обязывает раскрывать тему до конца.
  5. Новизна: скажите новое слово по теме. Главное, чтобы это слово было вашим. Не нужно прописных истин. Поверьте, ваших читателей давно тошнит от «вуз – это второй дом», «моя главная мечта – мир во всем мире» и тому подобных фраз.
  6. Честность: фиксируйте свои мысли и эмоции по теме. Конечно, если вы ненавидите родной вуз или устраиваетесь на работу в крупную компанию исключительно из-за денег и «плюшек», вашу честность вряд ли оценят. В остальных случаях субъективный взгляд будет гораздо интереснее для читателей, чем хвалебные оды.

Для кого пишут эссе?

Оставим в стороне эссе публицистов, философов, докторов наук и писателей. До этих высот еще нужно дорасти. На повестке дня у студента – эссе в качестве проверочной работы в вузе и альтернативы собеседованию.

Таким образом, главным (подчас – единственным) читателем является преподаватель или работодатель.

Что оценивают в эссе?

Умение грамотно формулировать мысли и писать без ошибок – это, конечно, хорошо. Более того, это само собой разумеющееся. Может быть, работодатель и пропустит мимо ушей одну-две ошибки, но текст, написанный кое-как, даже без проверки в Word, охарактеризует вас не лучшим образом.

Форма и стиль для эссе скорее вторичны. Да, креатив может понравиться работодателю. Но если в тексте – исключительно прописные истины, ваши старания пропадут даром.

Эссе характеризует вас, вашу личность, ваши умения, ваш темперамент и характер. Аккуратный почерк (если вы сдаете работу в письменной форме), отсутствие ошибок, идеальный стиль охарактеризуют вас как ответственного, усидчивого человека. Необычная форма покажет вашу креативность. Четкая структура и последовательное изложение мыслей укажут на рациональность, способность к концентрации и логику. Наконец, крупица негатива расскажет работодателю о вашей честности и смелости.

Стоит ли учиться писать эссе и как это делать правильно?

Студлансеру может показаться удивительным неумение писать на заданную тему. Но есть и такое. Если все школьные сочинения вы заказывали за деньги или благополучно скатывали с интернета, эссе может показаться недосягаемой вершиной. Отчаиваться не стоит. Напишите так, как вы бы сделали это для блога. Перечитайте, исправьте все, что нужно, дайте на проверку другу.

Стоит только в том случае, если у вас нет времени, а тема навевает тоску. В эссе не всегда вчитываются, увы. Иногда письменные работы нужны «для галочки». Впрочем, именно на таких работах и стоит учиться – умение грамотно излагать мысли вам еще пригодится.

Эссе представляет собой уникальный литературный жанр. По существу, это любое краткое произведение-сочинение, написанное в частном порядке по какому-либо вопросу. Ключевой особенностью эссе является его авторское оформление - в отличие от стилей научных и публицистических, имеющих строгую спецификацию стилистики. В то же время эссе стоит на ранг ниже художественных произведений.

Терминология

Кратко можно сформулировать такое определение эссе - это обоснование личностной точки зрения человека в письменной форме. Тем не менее стоит учитывать, что произведение данного литературного жанра не претендует на то, чтобы быть базисом рассматриваемого вопроса или его исчерпывающим информационным источником. Такое сочинение содержит авторские умозаключения и выводы. Поэтому то, образец его написания и требования - являются лишь рекомендациями или сводом правил (относится к последнему), а основную часть должны занимать свои мысли.

Историческая справка

Эссе происходит от французского "попытка", "проба", "очерк". И зародился этот жанр также в этой прекрасной стране, еще в эпоху Возрождения. Французский писатель и философ впервые попытался написать "обо всем и ни о чем, не имея предварительной тематики и плана действий". Он утверждал, что ему нравится смягчать смелость своих мыслей, добавляя в предложения умеренно подвергающие сомнению домыслы "может быть" и "вероятно". Так "возможно" - стало выражением формулы эссеистики в принципе. Эпштейн, в свою очередь, определил этот жанр как некую метагипотезу, со своей оригинальной действительностью и способом изображения этой действительности.

Отличия от романа

Жанр эссе развивался параллельно с жанром романа. Последний, однако, более привычный для русской литературы, особенно классической. Эссе же, в свою очередь, оказало огромное влияние на западную прозу.

В отличии от романа, эссе монологично и представляет индивидуальность автора. Это сужает его рамки, как жанра, а картина мира представлена крайне субъективным образом. В то же время эссе неизбежно интересно тем, что раскрывает внутренний мир конкретного человека, не вымышленного, а целиком реального - с его достоинствами и недостатками. Стилистика такого литературного произведения всегда содержит отпечаток души человека. Роман же раскрывает характеры всех персонажей и героев, вышедших из-под пера автора, не менее интересно, но виртуально, нереально.

Зачем пишут эссе?

У студентов и абитуриентов в предверии экзаменов нередко возникает вопрос о том, как написать эссе. Образец написания этого вида работы ищут тоже часто, и, стоит сказать, найти его не составляет труда. Но зачем в принципе его писать? На этот вопрос также есть ответ.

Написание эссе развивает творческое мышление, навыки письменного изложения мыслей. Человек учится выявлять причинно-следственные связи, структурировать информацию, формулировать то, что ему хотелось бы высказать, аргументировать свою точку зрения, иллюстрируя ее различными примерами, подытоживать изложенный материал.

Обычно эссе посвящают философской, интеллектуальной и морально-этической проблематике. Последнее часто используется для задания сочинений школьникам - к ним не предъявляют строгих требований, ссылаясь на недостаточную эрудицию и неофициальное оформление работы.

Классификация

Условно эссе делят по таким признакам:

  • По содержанию. Сюда относят художественные и художественно-пблицистические, исторические и философские, духовно-религиозные и пр.
  • По литературной форме. Среди них могут быть письма или дневник, заметки или рецензии, лирические миниатюры.
  • По форме. Такие как: описательные, повествовательные, рефлексивные, аналитические, композиционные и критические.
  • По форме описания различают субъективные и объективные. Первые отражают особенности личности автора, вторые нацелены на описание предмета, явления, процесса и так далее.

Отличительные особенности

Эссе можно "опознать" по следующим признакам:

  • Небольшой объем. Обычно до семи страниц печатного текста, хотя в разных учебных заведениях могут быть свои собственные требования по этом поводу. В некоторых вузах эссе - полноценная работа на 10 страниц, в других ценят краткое изложение всех своих мыслей на два листа.
  • Конкретика. Эссе обычно отвечает на один определенный вопрос, который зачастую формулируется в теме задания. Трактовка же ответа субъективна и содержит авторские выводы. Опять же, в зависимости от спецификации сочинения, может понадобиться рассмотреть проблему со всех углов, даже если половина из описанных мнений ни в коем случае не относится напрямую к автору.
  • Вольная композиция. Эссе отличается ассоциативным повествованием. Логические связи продумывает автор, следуя своему мышлению. Напомним, в эссе открывается его внутренний мир.
  • Парадоксы. Причем явление парадоксов имеет место быть не только в самом тексте, но и в принципах самого эссе: ведь данный литературный жанр, хоть и представлен в свободном повествовании, обязан иметь смысловую целостность.
  • Согласованность тезисов и утверждений автора. Даже если автор противоречивая натура, он обязан объяснить, почему не может выбрать одну точку зрения, а не терять нить повествования, то обрывая ее, то начиная заново. В конечном итоге, даже страницы дневника, переделанные под эссе, обрамляются литературными нормами. Ведь итоговое сочинение прочитает не только сам автор.

Как написать эссе?

Образец работы может ввести новичка в заблуждение: один или пара примеров мало чем помогут автору, который не может понять, что от него собственно требуется.

Прежде всего, стоит упомянуть, что для написания так называемого очерка, необходимо свободно владеть темой. Если при написании приходится обращаться за информацией к многим источникам, эссе перестает быть таковым. Это правило выходит из того, что в своей "пробе" автор выражает истинно свою точку зрения, хотя, конечно, он может подчеркнуть ее цитатами великих людей и т. п. Конечно, чтобы данные были достоверные, необходимо их проверять. Но эссе пишется не на основе материала, а отталкиваясь от него, приходя к своим выводам и итогам.

Почему возникают проблемы с написанием?

Многие студенты пытаются найти образец эссе, из-за того, что в школах уделяют недостаточно времени для написания подобного типа работ. Школьные сочинения, хоть и причисляют к этому жанру, а некоторые учителя формулируют задание, используя именно эту терминологию, все же не имеют конкректной спецификации. Как уже было упомянуто ранее, школьные эссе даже не всегда величаются таковыми. В средних учебных заведениях дети лишь начинают учиться формулировать свои мысли в литературном формате. Вот почему многие приходят сдавать Единый Государственный Экзамен со страхом - им предстоит в сжатые сроки выразить свою точку зрения, в то время как они этого совершенно не умеют.

Структура эссе

Темы сочинения обычно подаются в виде цитат известных людей, с которыми пишущий может согласиться или не согласиться, аргументируя свое мнение.

Именно поэтому рекомендуется начинать эссе со слов "я солидарен(на) с данным мнением" или "не могу сказать, что думаю так же, как автор", или "данное утверждение кажется мне спорным, хотя по некоторым пунктам я присоединяюсь к этому мнению".

Второе предложение должно содержать объяснение того, как было понято утверждение. Писать нужно от себя - что, по мнению пишущего, хотел сказать автор и почему ему так кажется.

Основная часть эссе - это развернутое изложение авторской точки зрения, по принципу "я считаю так, потому что...". Можно обращаться за помощью к другим цитатам и афоризмам, с которыми солидарен пишущий.

Заключение очерка - итоги работы. Это обязательный пункт, делающий произведение завершенным.

Рассмотрим основные предметы, по которым пишутся эссе.

Обществознание

Обществознание - предметом изучения которой является комплекс общественных наук. Рассматривается тесная взаимосвязь социальных учений, а не каждое из них по отдельности.

Так, в курс обществознания могут входить:

  • социология;
  • политология;
  • философия;
  • психология;
  • экономика.

Изучаются основы данных дисциплин.

Образец эссе по обществознанию зачастую необходим выпускникам при написании ЕГЭ. Структура этого сочинения полностью соответствует поданной выше структуре. На проверке знаний учащимся могут предоставить в качестве темы высказывания известных философов, социологов и прочих деятелей общественных наук.

Ниже представлен образец написания эссе по обществознанию (в кратком виде).

Тема: "Во время войны законы молчат. Лукан"

"Прочитав это высказывание впервые, я решил, что абсолютно согласен с данным утверждением. Но немного позже мне пришло в голову, что эта цитата, как практически все в нашем мире, не так проста.

С высказыванием Лукана у меня ассоциируется другой небезызвестный афоризм - "В любви и на войне все средства хороши." Наверно, потому, что многие безоговорочно следуют этому правилу, считая его верным, и получается, что в военное время все законы предпочитают помалкивать.

Но есть и другая сторона медали: во время войны действует сам закон войны. "Убей или будешь убит". А славные герои следуют законам, которые подсказывают им их сердца. Во имя любимых, родных и близких.

Вот и получается, что война создает новые законы. Более жесткие и бескомпромиссные, чем мирное время.

Конечно, я могу понять Лукана: все его цитаты наводят на мысль, что этот человек придерживался пацифисткой точки зрения. Миролюбивым себя считаю и я. Но конкретно это высказывание не проходит логической проверки с моей стороны, поэтому сказать, что я с ним согласен, я не могу."

На самом ЕГЭ ставят ограничение по количеству слов в интервальном виде. Очень важно их придерживаться, иначе даже четко выверенная структура эссе не пройдет верификацию экзаменатора.

История

Историю причисляют к наукам об обществе и природе. Несмотря на то что в придерживаются разделения этой дисциплины на две отдельные: всемирная и той страны, в которой проходят обучение, основы написания эссе для обоих предметов аналогичны друг другу.

В выборах темы для написания сочинения по истории, чаще могут отходить от афоризмов и цитат. С равным успехом это могут быть размышления о глобальных последствиях войн, оценка действий небезызвестных декабристов или диссидентов, авторское мнение по поводу какой-либо исторической личности или явления. Для написания эссе по истории студенту (или абитуриенту, или ученику) необходимо иметь твердые знания по заданной тематике. При этом в качестве примера не подойдет образец эссе по обществознанию, ведь данная дисциплина нередко рассматривает морально-этическую проблематику. Хотя для написания очерка по этому предмету требуется достаточная эрудиция во многих сферах.

Но немаловажен вопрос о том, как оформить эссе. Образец исторического эссе по своей структуре, опять же, не отходит от заданных правил. Однако же к нему могут предъявляться дополнительные требования в виде использованного списка литературы и титульного листа.

Пишем эссе по истории

Даже если образец эссе по истории в данный момент не под рукой, можно написать отменное сочинение, следуя таким правилам:

  • Для начала ищется информация по заданной теме: даже если она хорошо знакома, не мешает повторить материал.
  • Далее его нужно структурировать, выявить причинно-следственные связи, примерно расписать план, по которому будет продвигаться рассуждение.
  • Важно продумать аргументы и контраргументы.
  • По поводу стиля: лучше спросить у преподавателя, какой рекомендуется использовать. В редких, но имеющихся, случаях необходимо писать в научном стиле.
  • Не забыть о выводе (важность итогов работы рассказана в описании структуры эссе).

Русский язык

Эссе по русскому языку несколько походит на школьное сочинение-рассуждение, но на таких проверках знаний, как ЕГЭ, включает большее количество правил написания. В этом и состоит его сложность.

Эссе необходимо написать по предложенному экзаменаторами тексту, потому необходимо:

  • Выявить проблематику данного текста.
  • Описать аспекты этой проблемы.
  • Аргументировать свою точку зрения по поводу того, что хотел сказать автор.
  • Сделать выводы.

Как видно, к обычной структуре эссе прибавляется уточнение: тема (в данном случае - проблематика) выявляется пишущим и формулируется им же. Кроме того, при проверке сочинения по русскому языку больше внимания уделяется речевым, грамматических и пунктуационным ошибкам. Дополнительные баллы в пользу автора в глазах проверяющего добавляются и при использовании литературных аргументов, известных примеров и так далее. Последовательность в данном случае также играет важную роль. Образец эссе по русскому языку должен четко следовать всем вышеуказанным требованиям.

Английский язык

В языку в постсоветских странах, где он не родной, полностью отходят от правила давать как тему высказывание или цитату. В переводе на русский они зачастую очень просты, а само написание эссе направлено на проверку использования иностранного языка при изложении своих мыслей.

Большое внимание следует уделить грамматике, разным временам, сложным конструкциям, синонимайзу простых слов.

Эссе по английскому: классификация

Сочинения на английском принято делить на три вида:

  • "за" и "против" какого-либо явления, представляющего собой тему эссе;
  • эссе-мнение, в котором очень важно взглянуть на тему с разных сторон;
  • предложение решения какой-нибудь проблемы (часто дают нечто глобальное).

Написание эссе по английскому

И вот дано конкретное задание: написать эссе по английскому. Образец того, как это можно сделать, представлен ниже.

  • Используйте вводные слова: moreover, indeed, generally, mostly, usually, recently, besides.
  • Вставляйте шаблонные фразы, с которых можно начать абзац: to begin with, doubtless, one argument is support of.
  • Пользуйтесь английскими клише, устойчивыми словосочетаниями, идиомами, фразеологизмами и поговорками: long story short, one cannot deny, one does not simply, nail drives out nail.
  • Не забывайте о том, как по-английски можно сформулировать вывод: in conclusion, I can say that although , so it’s up to everybody to decide whether … or not.

Оформление

Выше было подробно изложено, как правильно написать эссе. Образец, формально хоть и был предоставлен только один, отражает суть происходящего и того, что хочет увидеть проверяющий в сданном ему опусе.

Но после того как сочинение было написано, возникает проблема с его оформлением.

Обычно такая спецификация уточняется у преподавателя. А препятствие заключается конкретно в том, как оформить в эссе титульный лист.

Образец представлен ниже.

Наверху страницы, посередине, построчно:

Министерство образования и науки (название страны),

полное название высшего учебного заведения,

факультет,

В центре листа:

дисциплина,

тематика эссе.

С правой стороны страницы:

студента (ки) группы (название группы),

фамилия, имя, отчество.

Внизу страницы, посередине:

город, год написания работы.

Из чего следует, что оформить в эссе титульный лист (образец очень хорошо показывает это) - несложно. Требования близки к аналогичной спецификации реферата.

Например, если рассаматривать образец эссе по истории, то можно убедиться, что в данном случае работа пишется на основе использованных источников. Так что иногда требуется библиография. Но даже это не приносит особо трудностей в то, как оформляется эссе. Образец написания списка использованной литературы такой же, как и у докладов, рефератов и прочих подобных работ.

Например:

Ратусь Л. Г. "Философия в период Нового времени". — 1980, № 3. — С. 19—26.

Мишевский М. О. "Историческое влияние психологии". — П.: Мысль, 1965. — 776 с.

Кегор С. М. "Ужас и трепет". — К.: Республика, 1983 — 183 с.

Ярош Д. "Личность в понятии социума". — М.: Рослит, 1983. — 343 с. (Все предоставленные источники являются вымышленными и отражают лишь пример их оформления).

Заключение

В начале статьи была предоставлена подробная классификация видов эссе. Подытожив, можно выявить ее упрощенный раздел, учитывая все упоминаемые здесь. Итак, условно выделим:

  • Эссе, которые пишут при сдаче ЕГЭ (имеют четкие границы объема, вплоть до количества слов, пишутся в точно оговоренные сроки, измеряющиеся в часах или даже минутах, не имеют спецификации в виде титульного листа и библиографии, в свою очередь, делятся попредметно, в зависимости от учебной дисциплины).
  • Эссе, которые пишут студенты различных ВУЗов (объем определяется в страницах, от двух до семи, сроки выделяют исходя из периодичности занятий, семинаров, лекций, оформляются согласно вышеизложенным сведениям вместе с титульным листом и списком использованных источников).

В статье имеются: терминология, история, оформление эссе, образец работы, структура и требования. Все это поможет удачно написать и оформить данную работу.

Эссе

Любинский А. На перекрестье. - СПб.: Алетейя, 2007, с. 165-170

Монтень в главе «О силе нашего воображения» пишет: «...Я заклятый враг всяческих обязательств, усидчивости, настойчивости; нет ничего столь противоречащего моему стилю, как пространное повествование; я постоянно сам себя прерываю, потому что у меня не хватает дыхания; я не обладаю способностью что-либо стройно и ясно излагать; я превосхожу, наконец, даже малых детей своим невежеством по части самых обыкновенных, употребляемых в повседневном быту фраз и оборотов».

Право, не знаю, как отнестись к этому заявлению... Думается, все же, Монтень не лукавит, и тому доказательства - его сочинения. Например, в той же главе он повествует о самых разнообразных предметах, смешивая вероятное с фантастическим, постоянно уходя прочь от темы, но по-видимому нисколько об этом не заботясь. Мысль его не повествовательна: она не идет последовательно от события к событию, которые расположены по степени возрастания и убывания их значимости, но словно кружит вокруг да около, подхватывая частности, вспоминая бесконечное количество относящихся или вовсе не относящихся к делу забавных и нравоучительных примеров. Повествование можно оборвать на любом месте - и возобновить на любом. А названия глав так мало связаны с содержанием, что их можно тасовать как колоду карт.

Чем больше я думаю об этом странном стиле, тем более убеждаюсь, что Монтень говорит правду. Ведь нельзя же в самом деле вообразить, что такой хаос можно создать искусственно! Есть вполне определенный сорт писателей, неспособных подчинять свою мысль какому-либо правилу. Но и вовсе без правил сочинять нельзя. Изобретать пространные повествования этим растрепанным стилем невозможно, но повествовательный момент все же должен присутствовать, поскольку если сам писатель не устает от своих побасенок, то читатель имеет полное право утомиться.

Тем не менее, именно это вольное обращение с любым предметом, мыслью, словом составляет главное обаяние такого стиля. Можно даже сказать, что его определяет правило отсутствия каких-либо правил... Человеческие
165

Существа так нелогично устроены, что, создавая, они стремятся к разрушению. И хаос их притягивает не менее, а может быть даже более, чем порядок. «Опыты» Монтеня появились тогда, когда один, средневековый порядок уходил в прошлое, а новый только зарождался. Именно здесь, на этом разломе, возникло чувство абсолютной внутренней свободы, каковое и есть истинный нерв того жанра, который с легкой руки Монтеня был назван «эссе».

Итак, эссе - пограничный жанр. Пограничный во всех смыслах этого слова. Монтень совершенно прав: эссе - не способ сочинительства, это стиль жизни, отношения к жизни, когда главное в ней составляет это восхитительное, опасное, безрассудное чувство абсолютной свободы. Я не исключаю, что в стане людей практических, озабоченных приобретением благ мира сего, это чувство может толкнуть на проступки, а может быть и преступления! Человек переступает невидимые границы, отмеренные ему обществом, и несет за свое преступление кару. Справедливо ли это? Далеко не всегда. Границы эти создаются людьми, а вернее, - кланами, отстаивающими свои клановые интересы. Хорошо, если эти интересы не слишком расходятся с интересами большинства... А если границы защищают лишь корысть небольшой группки людей? Революция - всегда преступление. Даже бескровная, мирная. Ибо она преступает считавшиеся ранее священными рубежи. И создает новые.

С этой точки зрения революция и есть самое свободное и опасное поведение, а эссе - самый безрассудный жанр. Эссе - взрывоопасно. Оно возникает как некое новое пространство свободы вне признанных жанровых границ; более того, оно разрушает эти границы. Как воронка, оно втягивает в себя старые жанры. Оно устанавливает новые демаркационные линии и самим своим существованием отвергает и преодолевает их.

Мы говорим: философское эссе, поэтическое эссе, критическое или публицистическое эссе. В самом деле, эссе все идет на пользу. Более того, смешение жанров и есть его главный принцип. Оно может размышлять о философских предметах, но не в рамках академической философии. Оно может толковать о предметах исторических, но без ссылок на авторитеты. Оно размышляет о литературе, но вне правил той или иной литературной школы.
166

Эссеист говорит только от себя и за себя. Это опасно. Ведь точно так же, как в обществе определенные группы людей стремятся узурпировать власть, и нужно предпринимать чрезвычайные меры, чтобы помешать этому, точно так же и в области идей создаются кланы и группировки, узурпирующие те или иные направления мысли, вводящие их в определенные узаконенные берега.

Существуют академическая философия, история, филология, литературоведение. Существуют устойчивые правила написания, а вернее - тиражирования романов, пьес, стихов, критических стаей... И есть кланы, которые защищают и внушают чувство едва ли не святости этих правил. И они правы! В самом деле, в гуманитарной области, как и в любой другой, человек не может ориентироваться, судить и понимать вне рамок каких бы то ни было установлений. Если я беру в руки книгу, написанную определенным образом, то есть, если в ней наблюдается повышенное содержание таких слов, как «экзистенция» и «трансцендентальность», я отношу ее к разряду философских. Если же она пересыпана многочисленными цитатами с обязательными и подробными ссылками на источники, каковые ссылки составлены определенным образом; если в ней упоминается академическая и университетская символика («ученый совет», «типография университета», «рецензенты» и т.д), а сам автор имеет научное звание, то тогда я уже не сомневаюсь, что имею дело с профессионалом в своей области, и даже испытываю легкое головокружение от причастности к высшим сферам.

Ствовать. И общество готово ради этого идти даже на определенные жертвы и кормить чудака-профессора и его учеников, ведущих невидимую, но жестокую борьбу с другими псевдо-чудаками, стремящимися доказать, что предлагаемое ими сочетание базисных идей «более истинно».

Мы говорим - жанр эссе, а значит, подразумеваем некую стилистическую определенность? Разумеется. Ведь это свободное обращение с любой мыслью, любым предметом, этот ни к чему не обязывающий разговорный тон столь же поддаются мимикрии, копированию, размножению, как и любой другой стиль. Его можно усвоить, его можно изучать. О нем можно писать диссертации. А почему бы и нет? Есть множество способов использовать чужие идеи. И этот - не самый худший.

Однажды, невыносимо жарким иерусалимским днем, я вошел в букинистический магазин, расположенный в проулочке возле Бен-Иегуда. Бородатый продавец, говоривший с неискоренимым англо-ивритским акцентом, обратил на меня не более внимания, нежели на сонную муху, сидевшую на карте Палестины.

Я прошел мимо него к книжной полке, и вдруг... Что же было дальше? Не правда ли, это может стать началом рассказа. О чем? Что может случиться в букинистическом магазине, который держит флегматичный американец, сам похожий на сонную муху?

Я ведь уже произнес это обязывающее слово «вдруг»... Скажу сразу: я нашел - книгу! Koму это неинтересно, тот может прекратить чтение. Тем же, кто не вовсе утратили интерес, я сообщу, что книга называлась «Great essays». Она была составлена Хаустоном Петерсоном, защитившим докторскую диссертацию в Колумбийском университете и преподававшим философию в университете Ратгерс. Кроме того, Хаустон Петерсон написал несколько книг, названия которых озадачили и - признаюсь - взволновали меня. Например, «Хавелок Эллис: философ любви, мелодия хаоса», или «Одинокие беседы», (а может быть, разговоры, обсуждения? Право, не знаю, как перевести это «Lonely debate»). В пользу книги был и тот факт, что она стоила не дороже питы с фалафелем. Как бы то ни было - я купил ее. Американец никак не прореагировал на это, хотя я, несомненно, внес посильный вклад в процветание его бизнеса.

Я вышел на улицу и тут же, отыскав относительную тень, стал изучать свое сокровище... Здесь были представлены эссе от зачинателя жанра Монтеня до авторов наших дней. Правда, Монтень, а
168

Также Сент-Бев и Шопенгауэр были единственными иностранцами, слегка портившими трогательную картину англо-американского эссеистического единства. Я бы погрешил против истины, если бы не сказал, что в книге содержались замечательные образцы жанра! Англичане, столь традиционные в своей нетрадиционности (и наоборот), довели до совершенства это изобретение французов. Воистину, столько изящества, продуманной небрежности стиля, глубоких моральных обобщений и тщательно отмеренной авторской свободы редко можно встретить под одной обложкой. Я бы издал эту книгу не в мягком, мгновенно разлетающемся, но в твердом переплете, да еще с золотым тиснением. Такая книга вполне могла бы стоять на полке рядом с позолоченным Паскалем, посеребренным Бальзаком, скромно и благородно одетым в сафьян Ларошфуко... Эти книги совсем не предназначены для чтения, и именно поэтому они уже давно заменены обоями со своими изображениями или красивыми картонными обрезами, продающимися на вес. Раньше они служили украшением кабинетов, но это уже - дело прошлое. Так, могу засвидетельствовать, что закусочная «Макдональдс», (напротив Люксембургского сада), от пола до потолка заполнена этими муляжами, что придает ей известное очарование, а гамбургерам - более изысканный вкус.

Поразительно, как безукоризненно точно Хаустон Петерсон изъял авторов, которые могли бы помешать приятному послеобеденному сну читателя, с трудом одолевшего несколько страниц... Нет ни Кьеркегора, ни Ницше, ни Беньямина... Отсутствуют даже французы - какие-нибудь Камю или Бланшо. Прирученная свобода. Пустота банальности. Вечное повторение.

Эссе - пограничный жанр, и именно поэтому вновь и вновь, наперекор тривиальностям академизма, оно оживает на разломах эпох, на границах культур, на перекрестье исторических дорог. Эссеизм - это способ существования. Я говорю не о тех, кто занят мумификацией стиля, игрой в судьбу. Я веду речь о немногих, чья абсолютная свобода была оплачена нищетой, изгнанием, гибелью...

В прекрасных строках Ницше пропел гимн этой свободе: «...И кажется ему, что его глаза только сейчас открылись тому, что вблизи. Он удивленно молчит. Где же он был? Эти близкие, ближайшие предметы. Как изменились они! Какое цветение, магия... Он благодарно оглядывается назад: благодарно вспоминает свои поиски, свою жесткость, самоотдаление... Его взгляду открыта даль
169

И птичий полет в холодных высотах. Как хорошо, что он не всегда оставался «дома», «под своей крышей», словно деликатный, апатичный бездельник... Как он любит сидеть неподвижно, плести кружево терпения, лежать на солнце. Кто поймет, что он ловит счастье зимой, эти пятна света на стене... И вот, наконец, может случиться, что в мгновенном озарении еще подавленного, еще нестойкого здоровья свободный, вечно свободный дух начинает разворачивать загадку этого освобождения, которое до поры ждало в путанной, почти недосягаемой темноте его памяти...».

Что это - проза, поэзия, клиническое описание выздоровления? А может быть, философия, поскольку речь идет о вещах глубочайших? Глубочайших - и трудноопределимых. Именно поэтому то, что мы - весьма приближенно - называем эссеистическим стилем, есть не что иное, как попытка выйти за пределы прежнего, затверженного знания; назвать, угадать, закрепить летучим словом некий новый опыт.

Да, эссеист совершает дальние путешествия, не двигаясь с места, плетя «кружево терпения». Скорее даже не он путешествует, но вести сами со всех сторон устремляются к нему, сообщая о будущем, словно о надвигающейся буре... Он не выбирает, не стремится, он - никуда не идет.

То, что он записывает - отрывочно, загадочно, словно торопливая скоропись на обрывках бумаги. Это даже не слова, а скорее, птичья клинопись, нотные знаки, обретшие плоть метафоры, образа... Ему ближе всего поэт, но не тот, для кого всего важнее общение с читателем, а значит, удобопонятный, конвенциональный язык, но тот, кто, как и он, в темноте выздоровления к свободе - мучительно ищет слова для еще невыразимого опыта.

Именно поэтому он всегда - вовне. Вне группировок и клик, вне профессиональной карьеры, вне кафедр и диссертаций... Вне партий, вне любых привязанностей. Он - никто и ничей.

Должны пройти годы, чтобы его молчащее слово обрело, наконец, голос. И оно начинает говорить уже людям иной эпохи, живущим в центре той катастрофы, того выплеска лавы, о котором оно неслышно предостерегало все эти годы. И вот уже его пробуют приручить и начинают растолковывать птичий щебет, нотные знаки; перелагают в толстые диссертации, малюют на транспарантах и, чтобы окончательно обезвредить, обряжают в сафьяновый переплет...

Кажется, уже совсем приручили. До новой беды.

Если поэзия - это музыка сердца, то эссе - это музыка мысли.

У каждого человека есть, что сказать. Есть те струны, которые постоянно звучат в нём, волнуя, вдохновляя и двигая его вперёд и до самого последнего дня жизни. Именно эта музыка воплощается в жанре эссе.

Эссе - самый свободный жанр. Услышав это, многие начинают думать, что достаточно отпустить свою мысль на свободу и писать о том, что взбредёт в голову. Конечно, нет.

Мысль должна быть оформлена, и её ограничивает уже то, что нужно выразить себя словом, сложить свои мысли в предложения, которые будут правильно поняты читателем. Ведь не просто так человек передаёт другим людям свои мысли, а с определённой целью - быть услышанным.

Эссе - это спор с миром. В эссе можно поспорить и засомневаться в том, что другие считают правильным и целесообразным. Можно замахнуться на авторитеты. Вызвать из прошлого великих людей, чтобы вступить с ними в полемику, чтобы доказать им узость их взглядов или наоборот поддержать их правоту.

Эссе - это тренировка. В любом ремесле без упражнений сложно достичь совершенства. Эссе - самое лучшее упражнение для пишущих людей. Но с другой стороны, эссе - это полноценный жанр, в арсенале которого есть масса гениальных произведений, принадлежащих писателям, учёным, врачам, педагогам и обычным людям.

К тому же само слово "эссе" с французского означает "попытка, проба, опыт" . Может быть, поэтому в зарубежных школах эссе - это обычное упражнение, позволяющее ученикам не только показать уровень своих знаний, но и выразить себя.

Для эссе неважен размер. Оно, как и любая мысль, может ограничиться одним предложением, а может просторно расположиться на двух сотнях страниц. Даже в этом проявляется свобода!

Три главных правила эссе

Написать эссе помогут три простых правила, которые для начинающих писателей вывел Виктор Кротов.

  • Во-первых , нужно писать о том, что тебя действительно интересует, то есть выбрать интересную ТЕМУ .
  • Во-вторых , нужно писать о том, что ты действительно чувствуешь и думаешь, то есть определиться с МЫСЛЯМИ .
  • В-третьих , нужно писать так, как хочется, не оглядываясь на других, не опираясь на существующие примеры и образцы, то есть выбрать собственную ИНТОНАЦИЮ .

Эссе имеет массу разновидностей. Это может быть размышление, зарисовка, рассказ, свидетельство, провокация, этюд, медитация, очерк, отступление, исследование, прогноз, расширение.

Эссе по плану

Конечно, для того, чтобы написать эссе можно воспользоваться планом. Чаще всего такая помощь нужна при написании научного эссе. Например, сейчас эссе пишут те выпускники, которые сдают ЕГЭ по обществознанию.

В этом случае эссе строится по тому же принципу, что и любой другой текст, который легко разделить на три части: вступление, основная часть и заключение.

  • Во вступлении объясняется тема предстоящего рассуждения и высказывается основная мысль.
  • В основной части приводятся аргументы и доказательства высказанной мысли, а также объясняется собственная точка зрения на проблему.
  • В заключении делаются выводы.

Классика жанра

К жанру эссе обращались многие писатели. История жанра началась с "Опытов" Мишеля Монтеня. Из зарубежных писателей можно обратиться к творчеству Филдинга, Лессинга, Гердера, Эмерсона, Гейне, Честертона, Карлейль, Ромена Роллана, Бернарда Шоу, Уэллса, Томаса Манна, Оруэлла, Сартра, Андре Моруа.

В русской литературе элементы эссе встречаются в произведениях "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева и "Дневник писателя" Ф.М. Достоевского. Обращались к этом жанру писатели Серебряного века русской литературы Андрей Белый, Д.С. Мережковский, И. Иванов, философы Василий Розанов и Лев Шестов.

Сегодня эссе - один из самых популярных жанров, не теряющих своей актуальности.