Взрыв бомбы 50 мегатонн. Кузькина мать: история самой мощной «царь-бомбы» в мире

От Хиросимы до Казахстана

В 1943 году США приступили к реализации проекта «Манхэттен» по созданию первого в истории оружия массового уничтожения — атомной бомбы. 16 июля 1945-го американцы провели первое испытание на полигоне Аламогордо в штате Нью-Мексико, а 6 и 9 августа сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Примерно в это же время СССР начал разработку своего ядерного оружия.

Первые испытания советской ядерной бомбы прошли в августе 1949 года в Семипалатинской области Казахской ССР. Мощность взрыва бомбы РДС-1 составила 22 килотонны в тротиловом эквиваленте. В 1950-е годы обе сверхдержавы приступили к разработке термоядерного устройства, в несколько раз превосходящего по мощности атомную бомбу. С 1952 по 1954 год сначала США, а потом и СССР испытали такие устройства. Энерговыделение при взрыве американского «Кастл Браво» составило 15 тыс. килотонн в тротиловом эквиваленте. Первая советская водородная бомба РДС-6с уступала в своих показателях конкуренту из США в несколько тысяч раз.

Шпион Пауэрс

К концу 1950-х годов сверхдержавы пытались договориться о взаимном разоружении. Однако ни переговоры лидеров СССР и США, ни обсуждения этого вопроса на XIV и XV сессиях Генеральной Ассамблеи ООН (1959—1960 годы) не принесли результатов.

Обострение противостояния между США и СССР предопределил ряд событий. Во-первых, обеим державам не давал покоя вопрос, связанный со статусом западного Берлина. СССР не устраивало, что европейские страны и США разместили в этом секторе свои войска. Никита Хрущёв требовал демилитаризации западного Берлина. Страны планировали обсудить этот вопрос на Парижской конференции в мае 1960 года, но события 1 мая помешали это сделать. В тот день американский самолёт-разведчик, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом, в очередной раз нарушил воздушное пространство СССР. В задачу пилота входила фотосъемка военных предприятий, в том числе и относящихся к атомной промышленности. Самолёт Пауэрса был сбит над Свердловском ракетой класса «земля — воздух».

Последующие события лета 1961 года — возведение Берлинской стены и американская военная интервенция на Кубу с целью свержения социалистического режима Фиделя Кастро — привели к тому, что 31 августа 1961 года советское правительство решило возобновить испытания ядерного оружия.

«У нас будет бомба»

Разработка термоядерного оружия в СССР велась с 1954 года под руководством Игоря Курчатова и группы физиков: Андрея Сахарова, Виктора Адамского, Юрия Бабаева, Юрия Смирнова, Юрия Трутнева и других. К 1959 году подготовка к испытанию завершилась, но Никита Хрущёв велел отложить запуск — он надеялся наладить отношения с США. Как показали события 1959—1961 годов, западные страны и американское руководство не хотели идти навстречу друг другу. СССР принял решение возобновить подготовку к испытанию оружия. Мощность созданной бомбы АН602 достигала 100 мегатонн. На Западе из-за огромных размеров и мощности её прозвали Царь-бомба. Также она была известна как Кузькина мать — это название связывали с известным выражением Никиты Хрущёва, который на встрече с вице-президентом США Ричардом Никсоном обещал показать кузькину мать Западу. Официального же названия у бомбы не было. Сами создатели термоядерного устройства обозначали его кодовым словом «Иван» или просто «изделие В».

Испытания решили проводить на полигоне архипелага Новая Земля, а сама бомба была собрана на засекреченном режимном предприятии Арзамас-16. 10 июля 1961 года один из разработчиков бомбы Андрей Сахаров направил Хрущёву записку, в которой отмечал, что возобновление ядерных испытаний грозит эскалацией конфликта и похоронит идею договора о взаимном отказе от ядерных испытаний. Хрущёв не согласился с академиком и настоял на продолжении подготовки к испытаниям.

8 сентября 1961 года в американской газете The New York Times появились первые сообщения о готовящемся взрыве. Никита Хрущёв заявлял:

«Пусть знают те, кто мечтает о новой агрессии, что у нас будет бомба, равная по мощности 100 миллионам тонн тринитротолуола, что мы уже имеем такую бомбу и нам осталось только испытать взрывное устройство для неё».

  • Копия «Царь-бомбы», представленная в экспозиции выставки «70 лет атомной отрасли. Цепная реакция успеха»
  • РИА Новости

«Взрывать такую бомбу мы не будем»

В течение сентября — первой половины октября в Арзамасе-16 велись последние приготовления к испытанию бомбы. На XXII съезде КПСС Никита Хрущёв сообщил об уменьшении мощности бомбы наполовину — до 50 мегатонн:

«...Хочу сказать, что очень успешно идут у нас испытания и нового ядерного оружия. Скоро мы завершим эти испытания. Очевидно, в конце октября. В заключение, вероятно, взорвём водородную бомбу мощностью в 50 миллионов тонн тротила. Мы говорили, что имеем бомбу в 100 миллионов тонн тротила. И это верно. Но взрывать такую бомбу мы не будем, потому что если взорвем её даже в самых отдалённых местах, то и тогда можем окна у себя выбить».

Параллельно велась подготовка самолёта-носителя. Из-за своего размера — около 8 метров в длину и 2 метров в поперечнике — бомба не помещалась в Ту-95. Чтобы всё же разместить её в самолёте, конструкторы вырезали часть корпуса Ту-95 и установили в нём специальное крепление. Даже несмотря на это, бомба наполовину торчала из самолёта. В 20-х числах октября термоядерное устройство в условиях строгой секретности доставили из Арзамаса-16 на авиабазу Оленья на Кольском полуострове, где её погрузили на Ту-95.

«Непривычно велика была бомба»

Утром 30 октября с авиабазы по направлению к Новой Земле вылетели два самолёта: Ту-95, носитель Царь-бомбы, и самолёт-лаборатория Ту-16, на котором находились кинодокументалисты. Бомба весила более 26 тонн (собственная масса с парашютом), что вызывало определённые трудности при её транспортировке. Виктор Адамский вспоминал:

«Внутри бомбы сидел по грудь рабочий и что-то припаивал, у меня возникло невольное сравнение с лётчиком в истребителе — так непривычно велика была бомба. Размеры её поражали и воображение конструкторов».

Через два часа после вылета бомбу сбросили на высоте примерно 10 тыс. метров в пределах ядерного полигона Сухой Нос. В 11:33 мск, когда парашютная система опустилась до высоты 4,2 тыс. метров, бомба была приведена в действие. Последовала ослепительная вспышка, вверх поднялась ножка ядерного гриба. Сейсмическая волна от взрыва три раза обогнула земной шар. За 40 секунд гриб вырос до 30 км, а затем разросся до 67 км. Самолёт-носитель находился в этот момент приблизительно в 45 км от места сброса. В 270 км от точки взрыва ощущалось воздействие светового импульса. В близлежащих посёлках были разрушены жилые дома. На сотни километров от полигона пропала радиосвязь. Об этом вспоминал один из разработчиков бомбы Юрий Трутнев:

«Уходили последние секунды перед взрывом... И вдруг связь с экипажем самолёта и наземными полигонными службами полностью прекратилась. Это было знаком, что бомба сработала. Но никто точно не знал, что произошло на самом деле. Предстояло пережить долгие 40 минут тревоги и ожиданий».

«Зрелище было фантастическое»

Только после того как самолёты благополучно вернулись на базу, подтвердилась информация, что термоядерное устройство сработало. Один из кинооператоров, находившихся на борту Ту-16, вспоминал:

«Жутковато лететь, можно сказать, верхом на водородной бомбе! Вдруг сработает? Хотя и на предохранителях она, а всё же... И молекулы не останется! Необузданная сила в ней, и какая! Время перелёта к цели не очень большое, а тянется... Бомба пошла и утонула в серо-белом месиве. Тут же захлопнулись створки. Пилоты на форсаже уходят от места сброса... Ноль! Под самолётом снизу и где-то вдали облака озаряются мощнейшей вспышкой. Вот это иллюминация! За люком просто разлился свет-море, океан света, и даже слои облаков высветились, проявились. Зрелище было фантастическое, нереальное... во всяком случае неземное».

Привлечённые к разработке Царь-бомбы учёные прекрасно понимали, что она не будет использована в военных целях. Испытание устройства такой мощности было не более чем политической акцией. Юлий Харитон, главный конструктор и научный руководитель Арзамаса-16, отмечал:

«Всё-таки чувствовалось, что это больше демонстрация, чем начало использования таких мощных ядерных устройств. Несомненно, Хрущёву хотелось показать: Советский Союз хорошо владеет вопросами конструирования ядерного оружия и является обладателем самого мощного в мире заряда. Это было скорее политическое, чем техническое действие».

Царь-бомба произвела ошеломляющий эффект на руководство многих стран. Она остаётся самым мощным взрывным устройством в истории. Японский премьер-министр Хаято Икэда направил Никите Хрущёву телеграмму, где рассказал, в какой неописуемый ужас и шок повергло его это событие. В США на следующий день после взрыва вышел номер газеты The New York Times, где говорилось, что такими действиями Советский Союз хотел ввергнуть в ужас и панику американское общество.

5 августа 1963 года СССР, США и Великобритания подписали в Москве договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

Эдуард Эпштейн

Поначалу планировалось создать бомбу весом 40 тонн. Но конструкторы Ту-95 (который должен был доставлять бомбу до места падения) отвергли эту идею сразу. Самолет с такой нагрузкой просто не смог бы долететь до полигона. Заданная масса "супербомбы" была уменьшена.

Тем не менее, большие габариты и огромная мощность бомбы (первоначально планировалась длина восемь метров, диаметр два метра при массе 26 тонн) потребовали существенных доработок Ту-95. В результате получился, по сути дела, новый, а не просто доработанный вариант старого самолета, получивший обозначение Ту-95-202 (Ту-95В). Самолет Ту-95-202 был оборудован двумя дополнительными пультами управления: один — для управления автоматикой "изделия", другой — для управления его системой обогрева. Очень сложной оказалась проблема подвески авиабомбы, так как из-за своих габаритов она не помещалась в бомбовый отсек самолета. Для ее подвески было сконструировано специальное устройство, обеспечивавшее подъем "изделия" к фюзеляжу и закрепление его на трех синхронно управляемых замках.

В самолете заменили все электрические разъемы, крылья и фюзеляж покрыли светоотражающей краской.

Для обеспечения безопасности самолета-носителя московские конструкторы парашютно-десантной техники разработали специальную систему из шести парашютов (площадь самого большого равнялась 1,6 тысячи квадратных метров). Они выбрасывались из хвостовой части корпуса бомбы один за другим и замедляли снижение бомбы, так что самолет успевал к моменту взрыва отойти на безопасное расстояние.

К 1959 году носитель супербомбы был создан, но в связи с некоторым потеплением отношений между СССР и США до практических испытаний дело не дошло. Ту-95-202 сначала использовался как учебный на аэродроме в городе Энгельсе, а затем был списан за ненадобностью.

Однако в 1961 году, с началом нового витка "холодной войны", испытания "супербомбы" вновь стали актуальными . После принятия постановления Правительства СССР о возобновлении испытаний ядерного заряда в июле 1961 года началась авральная работа в КБ-11 (ныне Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, РФЯЦ-ВНИИЭФ), которому в 1960 году была поручена дальнейшая разработка супербомбы, где ей было присвоено обозначение "изделие 602". В конструкции самой супербомбы и ее заряда было применено большое число серьезных новшеств. Первоначально мощность заряда составляла 100 мегатонн тротилового эквивалента. По инициативе Андрея Сахарова мощность заряда была снижена вдвое.

Самолет-носитель из списанных возвратили в строй . На нем срочно заменили все разъемы в системе электроавтоматики сброса, сняли створки грузоотсека, т.к. реальная бомба по габаритам и массе оказалась несколько больше макета (длина бомбы — 8,5 метра, ее масса — 24 тонны, парашютной системы — 800 килограмм).

Особое внимание было уделено специальной подготовке экипажа самолета-носителя. Никто не мог дать летчикам гарантию благополучного возвращения после сброса бомбы. Специалисты опасались, что после взрыва может возникнуть неконтролируемая термоядерная реакция в атмосфере.

О предстоящих испытаниях бомбы объявил Никита Хрущев в своем докладе 17 октября 1961 года на XXII съезде КПСС. Руководила испытаниями Государственная комиссия.

30 октября 1961 года Ту-95В с бомбой на борту, взлетев с аэродрома "Оленья" в Мурманской области, взял курс на полигон, находящийся на архипелаге Новая Земля в Северном Ледовитом океане. Следом взлетел самолет-лаборатория Ту-16 для записи явлений взрыва и полетел ведомым за самолетом-носителем. Весь ход полета и сам взрыв снимались с борта Ту-95В, с сопровождавшего Ту-16 и с различных точек на Земле.

В 11 часов 33 минуты по команде барометрического датчика бомба, сброшенная с 10 500 метров, взорвалась на высоте 4000 метров. Огненный шар при взрыве превысил радиус четыре километра, достичь поверхности земли ему помешала мощная отраженная ударная волна, отбросившая огненный шар от земли.

Огромное облако, образовавшееся в результате взрыва, достигло высоты 67 километров, а диаметр купола из раскаленных продуктов — 20 километров.

Взрыв был такой силы, что сейсмическая волна в земной коре, порожденная ударной волной, три раза обошла вокруг Земли. Вспышка была видна на расстоянии более 1000 километров. В брошенном поселке, расположенном на расстоянии 400 километров от эпицентра, были вырваны деревья, выбиты стекла и снесены крыши домов.

Ударной волной самолет-носитель, который к тому времени находился на расстоянии 45 километров от точки сброса, скинуло до высоты 8000 метров, и в течение некоторого времени после взрыва Ту-95В был неуправляем. Экипаж получил некоторую дозу радиации. За счет ионизации, на 40 мин была потеряна связь с Ту-95В и Ту-16. Что случилось с самолетами и экипажами, все это время никто не знал. Через какое-то время оба самолета вернулись на базу, на фюзеляже Ту-95В виднелись подпалы.

В отличие от американского испытания водородной бомбы "Кастро Браво", взрыв "Царь-бомбы" на Новой Земле оказался относительно "чистым". Участники испытаний прибыли в точку, над которой произошел термоядерный взрыв, уже через два часа; уровень радиации в этом месте большой опасности не представлял. В этом сказались конструктивные особенности советской бомбы, а также то, что взрыв произошел на достаточно большом удалении от поверхности.

По итогам самолетных и наземных измерений энерговыделение взрыва было оценено в 50 мегатонн тротилового эквивалента, что совпало с ожидаемым по расчетам значением.

Испытание 30 октября 1961 года показало, что разработки в области ядерного оружия могут быстро перешагнуть критический предел. Основной целью, которая ставилась и была достигнута этим испытанием, стала демонстрация возможности создания СССР неограниченных по мощности термоядерных зарядов. Данное событие сыграло ключевую роль в установлении ядерного паритета в мире и предотвращении использования атомного оружия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

50 лет назад 30 октября 1961 года на полигоне на Новой Земле в СССР произошло эпохальное событие - была взорвана бомба в 58 мегатонн тротилового эквивалента. Это больше, чем было использовано за всю историю человечества, включая предшествующие атомные и водородные бомбы. И, скорее всего, тот взрыв так и останется мировым рекордом на все последующие времена. Не потому, что есть технические и физические ограничения на мощность взрыва, а за полной бессмысленностью такой мощности.

Юбилейная бомба имела наименование АН602, но в официальной переписке того времени ее просто называли «изделие В».

Эти маркировки забылись. Остались «Иван» (советское название), «Большой Иван», «Царь-бомба», «Кузькина мать» - присвоенные бомбе на Западе.

В группу разработчиков входили многие десятки или даже сотни человек, но главными были Андрей Сахаров, Виктор Адамский, Юрий Бабаев, Юрий Трутнев, Юрий Смирнов.

Работа над бомбой началась давно, еще в 1954 году. В 1959 году, перед поездкой Хрущева в Америку, работу приостановили - намечалась разрядка. Но 1-го мая 1960 года под Свердловском был сбит шпионский самолет У-2 американского пилота Пауэрса. На американцев неприятное впечатление произвели слова Хрущева «мы вас закопаем». Доверяй, но проверяй, решил президент Эйзенхауэр. Никита Сергеевич не на шутку разгневался, отменил ответный визит Эйзенхауэра и обещал показать Америке «Кузькину мать». Поступил высочайший приказ: ускорить разработку бомбы.

На встрече-совещании с разработчиками и создателями советского ядерного оружия Никита Сергеевич сказал: «Пусть это изделие висит над капиталистами как дамоклов меч...».

В сентябре 1961 года бомба была почти готова. Никита пылал праведным гневом против империализма. Настолько, что вопреки всей традиционной советской закрытости сам об этом рассказал одному американскому политику, пришедшему к нему на прием со своей взрослой дочерью. Рассказ об этой встрече появился 8 сентября 1961 года на страницах американской газеты «Нью Йорк таймс», которая воспроизвела слова Хрущева: «Пусть знают те, кто мечтает о новой агрессии, что у нас будет бомба, равная по мощности 100 миллионам тонн тринитротолуола, что мы уже имеем такую бомбу, и нам осталось только испытать взрывное устройство для нее». Газета сообщала, что дочь политика, услышав о таком намерении Хрущева, расплакалась прямо у него в кабинете.

Советские люди узнали о таком эпохальном событии чуть позже - 17 октября, в первый день работы XXII съезда КПСС, когда Хрущев в отчетном докладе, перестав читать текст, с переходом на фальцет гвоздил кулаком и почти что кричал: «...Хочу сказать, что очень успешно идут у нас испытания и нового ядерного оружия. Скоро мы завершим эти испытания. Очевидно, в конце октября. В заключение, вероятно, взорвем водородную бомбу мощностью в 50 миллионов тонн тротила. (Аплодисменты.) Мы говорили, что имеем бомбу в 100 миллионов тонн тротила. И это верно. Но взрывать такую бомбу мы не будем, потому что если взорвем ее даже в самых отдаленных местах, то и тогда можем окна у себя выбить. (Бурные аплодисменты.) Поэтому мы пока воздержимся и не будем взрывать эту бомбу. Но, взорвав 50-миллионную бомбу, мы тем самым испытаем устройство и для взрыва 100-миллионной бомбы. Однако, как говорили прежде, дай Бог, чтобы эти бомбы нам никогда не пришлось взрывать ни над какой территорией. (Бурные аплодисменты.)»

Бурные аплодисменты делегатов съезда показывали, что народ ждет обещанного взрыва с ликованием как апофеоза борьбы за мир.

Бомба в 50 мегатонн тротила

Почему же не взорвали 100 мегатонн, хотя такой заряд был готов? Немного о конструкции бомбы. «Кузькина мать» («Царь-бомба») имела трёхступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени (расчётный вклад в мощность взрыва - 1,5 мегатонны) запускал термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва - 50 мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала ядерную «реакцию Джекилла-Хайда» (деление ядер в блоках урана-238 под действием быстрых нейтронов, образующихся в результате реакции термоядерного синтеза) в третьей ступени (ещё 50 мегатонн мощности), так что общая расчётная мощность бомбы составляла 101,5 мегатонн.

Главную причину отказа от такой мощности назвал Хрущев: нет на территории СССР места для такого испытания.

Когда стали прикидывать масштаб поражения от 100 мегатонной кузькиной матери при взрыве на Новой Земле, равный радиусом 1000 километров, то зачесали затылки. В этих пределах находились города Воркута, Дудинка, важный промышленный центр Норильск. А, скажем, порт Диксон и вовсе находился в 500 километрах от полигона. Какой-нибудь поселок Дровяной было не жалко, но вот норильский медно-никелевый комбинат очень берегли.

В общем, как ни крутили и ни рядили, но получалось, что взрывать чудовищную мамашу негде. Разве что в Антарктиде. Но, во-первых, там не было оборудования и приборов, а завоз их обошелся бы слишком дорого - уж дешевле спалить Диксон, испарить поселок Дровяной и подразрушить Норильск. А во-вторых, Антарктида была международной территорией, и взрывать там, как говорится, не позволила бы международная общественность.

Как ни жаль, но заряд бомбы решили уполовинить, дабы не эвакуировать население и оборудование названных городов. Корпус бомбы остался прежним, а заряд снизили вдвое.

Была и еще одна причина. Взрыв третьей ступени, при котором протекает реакция деления урана-238, повлек бы за собой чрезвычайно высокий уровень радиоактивного загрязнения, отчего нужно было бы выселять весь Север, да и не только Север. Поэтому около 2 тонн урана-238 в третьей ступени заменили примерно таким же количеством свинца. Это уменьшало расчетную общую мощность взрыва со 100 с лишним мегатонн до 51,5 мегатонн. Забегая вперед, отметим, что реальная мощность оказалась даже выше расчетной и достигла 58 мегатонн.

Что это за мощность? Если бы такая бомба была взорвана над Москвой, то Москва просто бы исчезла. Ее центр бы испарился (именно: не разрушился бы, а испарился), а остальное превратилось бы в мелкий щебень среди гигантского пожара. Равно как испарился бы центр Нью-Йорка вместе со всеми его небоскребами. То есть от огромных городов осталась бы оплавленная гладкая поверхность диаметром в двадцать километров, окруженная мелкими обломками и пеплом.

Испытание «Кузькиной матери»

Для доставки бомбы приспособили турбовинтовой бомбардировщик Ту-95В, в котором сняли створки бомбоотсека: при своей массе 26,5 тонн, включая парашютную систему весом 0,8 тонн, габариты бомбы оказались бо льшe размеров бомболюка - 8 метров в длину и 2,5 метра в диаметре. Для испытания был подготовлен и второй самолет-лаборатория Ту-16, в котором находились приборы и кинооператоры. Самолёты были покрыты специальной светоотражающей краской белого цвета.

Бомбу везли из Арзамаса-16, где ее собирали, спецлитерным поездом. Поезд по дороге несколько раз менял направление, делал заячьи скидки, чтобы в принципе нельзя было бы определить, с какой станции он отправился.

На станции Оленья все было готово. Бомбу переместили на большегрузный автомобильный прицеп и под усиленной охраной, с машинами прикрытия спереди и сзади, доставили на военный аэродром, в специальное здание.

На испытания прибыли маршал, заместитель министра обороны СССР, главнокомандующий ракетными войсками Кирилл Москаленко и министр среднего машиностроения Ефим Славский. Они специально прилетели из Москвы, где участвовали в работе XXII съезда КПСС.

С большими предосторожностями на мощном подъемнике бомбу подвесили к брюху Ту-95.

Все готово.

Участник группы разработчиков бомбы Юрий Смирнов рассказывает:

«Раздался могучий рокот, и Ту-95, тяжело разбежавшись по казавшейся нескончаемой бетонной полосе, а за ним и Ту-16 поднялись в серое, низкое, затянутое сплошной облачностью небо. Нам сказали, что вскоре к самолетам, взявшим курс на Новую Землю, присоединились истребители сопровождения. Мы снова оказались во власти ожидания...

В комнате, где накануне заседала Государственная комиссия, собралось несколько человек. Мы обменивались шутливыми репликами. Но, кажется, всеми овладело плохо скрываемое напряжение. Время от времени поступали известия, что связь с летчиками нормальная, и все идет по графику. Приближалась критическая минута... Прошло сообщение, что в заданной точке бомба отделилась от самолета, парашют раскрылся, и экипажи уходят из района предстоящего взрыва...

Наконец нам передали, что в 11 ч. 33 мин. московского времени связь с экипажами и пунктами наблюдения за экспериментом прервалась полностью. Это означало: взрыв состоялся».

Руководитель группы разработчиков бомбы Андрей Сахаров в своих «Воспоминаниях» пишет:

«В день испытания «мощного» я сидел в кабинете возле телефона, ожидая известий с полигона. Рано утром позвонил Павлов (крупный чин КГБ, курирующий испытания, фактически - начальник испытания) и сообщил, что самолет-носитель уже летит над Баренцевым морем в сторону полигона. Никто не был в состоянии работать. Теоретики слонялись по коридору, входили в мой кабинет и выходили. В 12 часов позвонил Павлов. Торжествующим голосом он прокричал:

Связи с полигоном и с самолетом нет более часа! Поздравляю с победой!

Смысл фразы о связи заключался в том, что мощный взрыв создает радиопомехи, выбрасывая вверх огромное количество ионизированных частиц. Длительность нарушения связи качественно характеризует мощность взрыва. Еще через полчаса Павлов сообщил, что высота подъема облака - 60 километров (или 100 километров? Я сейчас, через 26 лет, не могу вспомнить точного числа)».

Правильное число - около 67 километров.

Детали испытания

Самолетом ТУ-95 управляли летчики: командир корабля А.Е.Дурновцев, штурман И.Н.Клещ, бортинженер В.Я.Бруй. Бомбардировщик вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю.

Главная проблема заключалась в том, чтобы бомбардировщик успел уйти из зоны поражения до взрыва бомбы. Бомбу взрывали на высоте 4,2 километра, а сбросили с высоты, предельной для ТУ-95 - 10,5 километров. Парашюты раскрылись почти сразу, но бомба сначала летела вниз быстро (из-за малой плотности воздуха), затем ее скорость стала замедляться. В общем, у экипажа оставалось 188 секунд. Самолет со снижением и на форсаже двигателей на максимальной доступной ему скорости порядка 800 км в час (это были дозвуковые бомбардировщики) стал уходить от места сброса бомбы и до взрыва бомбы успел удрать на расстояние 39 километров. Вспышка взрыва, которая длилась около минуты, залила кабину белым ослепительным светом - экипаж заблаговременно надел темные очки. В самолете подскочила температура. Самолет стремительно продолжал уходить, но еще стремительнее его настигала ударная волна. И настигла, когда самолет улетел на 115 километров. Это произошло через 8 минут 20 секунд после сбрасывания ядерного заряда. В момент взрыва появилась яркая вспышка, которая длилась около минуты. Сзади разрастался бело-красный огненный шар. То была настоящая заря коммунизма. Ударная волна бросила самолет вниз, вверх, снова вниз. Но обошлось, хотя экипаж получил до сих пор засекреченную дозу радиации. Это был чудовищный, никогда ранее не виданный никем из землян атомный гриб...

Командир второго самолета-лаборатории Ту-16, который в момент прихода ударной волны успел удрать на 205 км, получил приказ вернуться к грибу и произвести подробные съемки и измерения. Но чем ближе подлетал самолет, тем больший ужас охватывал экипаж. Впереди метались оранжевые вихри, мелькали огромные молнии, гриб стремительно уходил в стратосферу и расширялся. Их ждал гигантский огненный смерч, больше всего похожий на вход в «геену огненную». Командир не решился приближаться еще ближе и повернул обратно, не выполнив приказа партии подойти к облаку вплотную. Вот командир Ту-95 Андрей Дурновцев выполнил бы.

У меня когда-то в Минске был сосед (вернее, соседями были его родители) по имени Володя, служивший на Новоземельском полигоне. Он раз в год приезжал в отпуск к родителям и рассказывал мне за бутылкой свои впечатления об испытаниях ядерных бомб. Тяжелый паковый лед толщиной до 2 метров испарялся в районе диаметром километров пятнадцать-двадцать (а надо учесть, что взрывы производили не над океаном, а над сушей). На поверхности воды плавали пачки белой пены. Сами испытатели отсиживались за пару сотен километров в подземных бункерах, и то там их подбрасывало, и слышен был низкочастотный мощный рев, от которого холодело сердце, и сами собой приходили мысли о конце света. «В эти минуты, - рассказывал Володя, - многие произносили какие-то слова, вроде «Господи, пронеси и спаси». А ведь там все были атеистами, комсомольцами и партийными». От танков, строений и прочей техники, оставленной ради эксперимента ближе 30 километров от эпицентра взрыва, ничего не осталось...

Ненцы, отселенные на время испытания «Царь-бомбы» за 500 километровый рубеж, видели на небе яркую вспышку, затем до них донесся мощный рев и гул, которого они ранее никогда не слышали. Ненецкие старики (а стариками там считаются те, кому удается дожить до 50 лет) говорили, что этот рев издавал местный злой дух Омоль, пытающийся высвободиться из подземного кувшина. Местные партийные органы получили указание не разубеждать их в этом заблуждении и не вести борьбу с пережитками шаманизма в ненецкой тундре.

А потом в течение многих дней на небе полыхало нечто вроде Северного сияния. Олени, которые оказались ближе 500 километров от эпицентра, потеряли свою шерсть и погибли. По слухам, из поголовья в 15 миллионов голов осталось менее половины. Опять все свалили на гнев ненецкого несознательного божка.

Вот как описывают этот полет операторы, сидевшие в обоих самолетах.

«Жутковато лететь, можно сказать, верхом на водородной бомбе! Вдруг сработает? Хотя и на предохранителях она, а все же... И молекулы не останется! Необузданная сила в ней, и какая! Ноль! Под самолетом снизу и где-то вдали облака озаряются мощнейшей вспышкой. Вот это иллюминация! За люком просто разлился свет-море, океан света, и даже слои облаков высветились, проявились... В этот момент наш самолет вышел между двух слоев облачности, а там, в этом прогале, снизу, появляется громаднейший шар-пузырь светло-оранжевого цвета! Он, как Юпитер, - мощный, уверенный, самодовольный, - медленно, беззвучно ползет вверх... Разорвав беспросветную, казалось бы, облачность, он рос, все увеличивался. За ним, как в воронку, казалось, втянется вся Земля. Зрелище было фантастическое, нереальное... во всяком случае неземное».

Другой кинооператор увидел над горизонтом мощную белую вспышку, а через большой промежуток почувствовал глухой, тяжелый удар: «А-ааххх! Будто Землю убили!» -писал он.

Затем, спустя какое-то время после взрыва, они снимали район центра взрыва, то место, где огненный шар разрыва («фаейрбол») достиг диаметра около 10 км: «Поверхность острова так оплавило, вымело и вылизало, что не поверхность стала - каток! Неровностей и в помине нет... Снимаем прямо с воздуха, на облете и зависании... Вот и эпицентр. Над этой точкой буйствовал термояд. Все сметено, вылизано, подчищено, все оплавлено и продуто!»

Эффект «Царь-бомбы»

Никита Сергеевич в последний день партийного съезда сиял как начищенный медный таз. Коммунисты слов на ветер не бросают. Делегаты были в восторге. Вот она, зримая примета коммунизма, программу построения которого к 1980 году тогда же на XXII съезде и приняли. Коммунизм нельзя совместить с отжившим свое капитализмом. Сказали - закопаем, значит, так и будет. Ну, с поправкой - не закопаем, а сожжем в крематории. Так современнее.

На эстраде два «сатирических» куплетиста Шуров и Рыкунин весело пели: «Сто мильонов тонн тротила, нам и этого хватило, чтоб кондрашка их хватила!» Публика была в восторге...

Интересно, что и сейчас 90 процентов всех комментариев «простых пользователей» по поводу юбилея бомбы наполнены гордостью за свершение, эх, как нас тогда боялись, а сейчас все про... ли.

Отснятый 20-минутный фильм о создании 50-мегатонной бомбы, о подготовке и проведении ее испытания позднее был показан высшему руководству страны. Фильм заключал дикторский текст: «На основе даже самых предварительных данных стало очевидным, что произведенный взрыв является рекордным по своей силе».

Ликующий голос диктора перечисляет смертоносные эффекты взрыва: «Вспышку видели на расстоянии до 1000 км, а ударная волна три раза обогнула Землю! Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон и была слышна как сильный гул на расстоянии около 800 километров. Впервые в мире столь огромная мощность!.». Голос диктора дрожал от счастья.

После испытания газета «Правда» сказала свое слово мира: «50 мегатонн - вчерашний день атомного оружия. Сейчас созданы еще более мощные заряды».

Они созданы не были, но в проекте, действительно, находилась 150 мегатонная бомба.

На самом же деле, и это хорошо понимали теоретики, ни 100 мегатонная, ни 50-мегатонная бомбы не были и не могли быть оружием. Это было единичное изделие для политического давления и устрашения.

Да, политическое воздействие произвели несомненное. Именно под устрашающий эффект взрыва Хрущев отдал приказ завезти на Кубу ракеты, отчего разразился самый серьезный кризис за все тысячелетия цивилизации. Мир стоял на пороге Третьей мировой термоядерной войны.

«Кузькина мать» явно продвинула переговоры о запрещении испытаний атомного оружия в атмосфере и под водой - ущерб экологии, а также условиям жизни людей и их технике от таких опытов стал очевиден даже для выдающихся борцов за мир. Этот договор был подписан в 1963 году.

В общем, более Хрущев не рисковал взрывать «Царь-бомбу». Взамен стали показывать академика Мстислава Келдыша, президента академии наук СССР, который учено повторял, что советская наука работает исключительно на благо мира.

Андрей Сахаров

Отчет об успешном испытании «изделия» первым подписал Андрей Сахаров. В конце отчета стояла фраза: «Удачный результат испытаний этого изделия открывает возможность конструировать изделие практически неограниченной мощности».

И тогда же окрыленный успехом Сахаров имел беседу с начальником 6-го управления Военно-Морского Флота инженер-вице-адмиралом Фоминым Петром Фомичем. То был крупный начальник и весомая фигура: в его ведении были все флотские ядерные боеприпасы, ему же подчинялся ядерный полигон на Новой Земле. Сахаров поделился сокровенным с адмиралом Фоминым. Академик, трижды герой соцтруда Сахаров, придумал способ эффективной доставки сверхмощного заряда, пусть и в 1000 мегатонн, к цели. Он предложил запускать заряд на большой торпеде, привезенный к берегам противника на подводной лодке. И там, у берегов, взорвать. Такой заряд поднимает гигантскую волну, которая накрывает прибрежный город. Сахаров писал: «Он (Фомин) был шокирован «людоедским характером» проекта и заметил в разговоре со мной, что военные моряки привыкли бороться с вооруженным противником в открытом бою и что для него отвратительна сама мысль о таком массовом убийстве. Я устыдился и больше никогда ни с кем не обсуждал этого проекта».

Судя по хронологии, именно эта реакция Фомина стала отправной точкой, импентом ко все бóльшему покаянию академика. Создание смертоносного оружия, апофеозом которого стали «Царь-бомба» и идея подводного взрыва совсем уж чудовищного заряда, стала толчком к его дальнейшей правозащитной деятельности.

Похоже, однако, что адмирал таким жестом миролюбия просто отшил академика от плодотворной идеи. Подводный ядерный взрыв - это ж как раз по его ведомству! Значит, ему и предлагать ее. Именно так позднее и произошло. К счастью, расчеты и эксперименты показали, что из этой затеи ничего бы не вышло.

30 октября 1961 года на полигоне острова Новая Земля было проведено испытание мощнейшей бомбы в мировой истории. Термоядерная бомба, получившая название «Царь-бомба», мощностью 58 мегатонн была разработана группой ученых, в которую входили такие светила, как А.Д. Сахаров, В.Б. Адамский, Ю.А. Трутнев и другие. SmartNews расскажет о пяти испытаниях СССР, заставивших содрогнуться весь мир.

30 октября 1961 года состоялось испытание термоядерной авиационной бомбы, разработанной группой физиков-ядерщиков под руководством И.В. Курчатова. В мире АН602 больше известна как «Кузькина мать» и «Царь-бомба». Первое прозвище появилось из-за высказывания Хрущева: «Мы еще покажем Америке кузькину мать». А вот «Царь-бомбой» АН602 назвали потому, что она стала самым мощным и разрушительным оружием за всю историю человечества. Так, во время испытаний, самолет-носитель, успевший отлететь от места взрыва почти на 40 километров, приземлился обгоревшим и с оплавленными деталями. Стоит ли говорить о том, что творилось в радиусе 20 километров от взрыва? Важнейшим пунктом в испытании АН602 был показ того, что СССР отныне владеет неограниченно мощным оружием массового поражения. В тротиловом эквиваленте мощность «Кузькиной матери» была в четыре раза мощнее любого оружия США.

29 августа 1949 года успешно прошло испытание первой советской атомной бомбы РДС-1. Такое название бомба получила после правительственного постановления, в котором бомба была записана как «реактивный двигатель специальный». В народе же бомбу прозвали «Реактивным двигателем Сталина». Мощность этого оружия составляла 22 килотонны. При испытании башня, высотой почти в 40 метров, на которой была установлена бомба, не просто стерлась с лица земли – на ее месте образовалась воронка полтора метра глубиной. Взрыв погубил пятую часть подопытных животных и 10 автомобилей, находящихся на расстоянии километра от эпицентра событий. Бревенчатые дома в радиусе 5 км были разрушены полностью. В начале пятидесятых годов было изготовлено пять таких бомб, которые составили весь ядерный арсенал страны на тот период.

12 августа 1953 года на Семипалатинском полигоне прошло испытание первой советской водородной бомбы, которую разрабатывала группа ученых под руководством А.Д. Сахарова и Ю.Б. Харитона. Им удалось опередить весь мир и создать первое оружие огромной разрушительной мощности, которое было бы мобильным и поднималось бомбардировщиком. Для сравнения, у США на тот момент лучшее термоядерное устройство было величиной с трехэтажный дом. Кроме того, наши ученые были первыми, кто использовал «сухое» термоядерное горючее, что стало огромным прорывом в области технологий. Результат испытаний РДС-6с превзошел ожидания даже своих создателей. Зафиксированная мощность взрыва была равна 400 килотонн. В радиусе 4 км обрушились все постройки из кирпича. А тяжелейший железнодорожный мост, весивший несколько сотен тонн, был отброшен от своей первоначальной точки на 200 м.

Испытание торпеды Т-5 - первое советское подводное ядерное испытание. Когда у Советского Союза появилось собственное ядерное оружие, ученые занялись проблемой противоатомной защиты кораблей и необходимости проведения ядерного испытания в морских условиях. Местом испытаний была назначена губа Черная. Одной из причин такого выбора было то, что водообмен с Баренцевым морем в том районе крайне слаб, и это могло бы создать некое препятствие для выхода радиации в море. В назначенный день из-за тумана испытание торпеды пришлось отложить. Заряд подорвали на следующий день - 21 сентября 1955 года. Взрыв произошел на глубине примерно в 57 м. Его тротиловый эквивалент составил 3,5 килотонны. По результатам эксперимента ученые пришли к выводу, что корабли становятся наиболее уязвимыми, если находятся близко друг к другу. Если же корабли будут находиться на максимальном расстоянии друг от друга, то одной торпедой можно будет сбить только один корабль. Полученные в результате испытания данные были учтены в последующем строительстве кораблей.

Первая двухступенчатая термоядерная бомба Советского Союза, хоть и обладала невиданной до того момента мощностью более 1 Мт, во время испытаний доставила немало проблем. Одной из неприятностей, случившихся с РДС-37, стала нештатная ситуация на Семипалатинском полигоне. Когда самолет с бомбой уже поднялся в воздух, погода испортилась. Два часа понадобилось командованию, чтобы принять твердое решение о посадке самолета с бомбой обратно на землю. Повторное испытание было решено провести через сутки, 22 ноября 1955 года. Вторая попытка оказалась успешнее, но повлекла за собой ряд незапланированных жертв. Так, в 36 км от взрыва оказались засыпаны землей шестеро солдат, один из которых скончался. Из-за обвала потолка в одном местном ауле погибла девочка. Десятки людей получили ранения от разбившихся стекол. А различные травмы и ранения людей были зафиксированы почти в 60 населенных пунктах, находящихся в радиусе 200 км от взрыва.