Региональные системы коллективной безопасности. ликвидация иностранных военных баз

Учитывая тематическую направленность настоящего исследования, вначале необходимо дать наиболее адекватное определение таких понятий, как "коллективная безопасность" и "система коллективной безопасности".

Большой юридический словарь даёт следующее разъяснение термина "коллективная безопасность": "система совместных действий государств в целях поддержания международного мира и противодействия актам агрессии, установленная Уставом ООН и осуществляемая в рамках этой всемирной организации, региональных организаций безопасности, организаций и соглашений по коллективной самообороне".

Под системой коллективной безопасности, в свою очередь, понимается "система безопасности, созданная усилиями нескольких государств или всего мирового сообщества для предотвращения или нейтрализации различного рода угроз (экономических, военных, экологических и др.) существованию и развитию человеческой цивилизации на региональном или глобальном уровне".

В книге "People, States and Fear: An Agenda for International Security Studies in the Post-Cold War Era" Барри Бузан рассматривает комплекс региональной безопасности (КРБ) как "группу единиц, у которых главные процессы секьюритизации, десекьюритизации, или того и другого столь тесно взаимосвязаны, что их проблемы безопасности не могут быть рационально проанализированы или решены без взаимного учета". Одна из особенностей концепции Бузана, о которой упоминалось выше, - многоаспектность анализа региональной безопасности, которая достигается благодаря разложению КРБ на три уровня: международный, региональный и отдельных государств.

В этой связи представляется целесообразным дать краткую характеристику и выявить основные особенности данных уровней, которые также определяются некоторыми исследователями как системы международной безопасности. Первый уровень является системой универсальной международной безопасности, фундамент которой был заложен в Уставе ООН (1945). Концептуальным лейтмотивом документа стала установка не допустить возникновения в будущем военных конфликтов. При её практической реализации государствам необходимо руководствоваться следующими принципами: суверенное равенство членов ООН; разрешение международных споров мирными средствами; неприменение силы и угрозы силой; всеобщее и максимальное разоружение и др. Наряду с этим не должны нарушаться остальные принципы международного права, закреплённые в Декларации о принципах международного права (1970) и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975). Устав ООН также предписывает Совету Безопасности ООН организацию совместных действий государств-членов ООН в случае возникновения угрозы миру и безопасности или при совершении актов агрессии.

Второй уровень - система региональной безопасности, создание которой также было предусмотрено Уставом ООН (глава VIII). Устав предъявляет следующие требования к данной системе:

) составлять эту систему могут государства только одного политико-географического региона;

) деятельность, связанная с подписанными региональными соглашениями, должна осуществляться в пределах этого региона;

) эта деятельность должна быть совместима с Целями и Принципами ООН.

Базис региональной коллективной безопасности - мирное разрешение региональных споров. В соответствии с Уставом ООН (глава VII, статья 51), прибегнуть к военным действиям возможно лишь в случае отражения прямой агрессии, и завершиться они должны тогда, когда Совет Безопасности ООН примет соответствующие меры, необходимые для поддержания международного мира и безопасности.

К наиболее ярким примерам систем региональной безопасности следует отнести альянс НАТО, создание которого было предусмотрено Североатлантическим договором 1949 г., ныне уже не существующую Организацию Варшавского договора, созданную в 1955 г. в противовес НАТО. Среди действующих в настоящее время систем региональной безопасности также стоит выделить ШОС и ОДКБ.

Наконец, третий уровень обеспечения безопасности подразумевает индивидуальные системы безопасности государств. Право государств на обеспечение собственной безопасности является одним из индикаторов их независимости и самостоятельности и основывается на первоочередном принципе международного права - принципе государственного суверенитета.

На всем протяжении человеческой истории чрезвычайную актуальность имела проблема безопасности, недопущения и прекращения войн. XX век, принесший две мировые войны, еще более обострил вопрос о международной безопасности средствах и путях разрешения конфликтов, о создании такого миропорядка, в котором не осталось бы места войнам и все государства в равной мере находились в полной безопасности. Характер современного оружия не оставляет ни одному государству надежды обеспечить свою безопасность лишь военно-техническими средствами. Ясно, что в ядерной войне, если она будет развязана, не будет победителей, а под угрозу будет поставлено существование всей человеческой цивилизации. Таким образом, стало очевидно, что безопасность государств может быть обеспечена с помощью не военных, а политических и юридических средств.

МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ система международныхотношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающая решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощьюсилы или угрозы .

Обеспечение международной безопасности является одной из важных задач, стоящих перед мировым сообществом. Безопасность ныне рассматривается не только с традиционной точки зрения, предполагающая жесткий военный характер, вместе с тем в современное время стали распространяться такие формы безопасности, как политическая, экономическая, информационная, экологическая и т. д.

Международная безопасность в широком смысле включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности. Международная безопасность в узком смысле включает в себя только ее военно-политические аспекты.

В самом общем виде современное понима­ние международной безопасности было сформулировано при создании ООН в первой статье Устава этой организации, где определяется ее глав­ная задача: «1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предот­вращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут при­вести к нарушению мира».

Система международной безопасности включает в себя широкий комплекс международно-правовых средств обеспе­чения международной безопасности, и в частности:

мирные средства разрешения международных споров;

системы коллективной безопасности (универсальную и регио­нальные);

меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению;

неприсоединение и нейтралитет;

коллективная безопасность (всеобщая и региональная);

меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;

действия международных организаций;

ликвидация иностранных военных баз;

меры по укреплению доверия между государствами

Режим поддержания, а равно восстановления международного мира и безопасности , не связанный с использованием вооруженных сил (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений);

- режим принуждения к миру с использованием вооруженных сил (совокупность действий и мер воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания и (или) восстановления международного мира и безопасности; в их числе демонстрация, блокада и другие операции воздушных, морских и сухопутных сил членов ООН);

- режим разоружения, сокращения и ограничения вооружений (режим нераспространения ядерного оружия, создания безъядерных зон, режим запрета разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и их уничтожения и многие другие);

- режим международного контроля;

Основным моментом в обеспечении международной безопасности является сотрудничество между субъектами международного права.

Одной из самых важных мер поддержания международного мира является система коллективной безопасности.

С точки зрения международного права коллективная безопас­ность представляет собой совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по предотвращению и устранению угрозы международному миру и безопасности и пресече­нию актов агрессии и других нарушений мира.

Роль международного права в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению двуединой задачи:

* обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержания мира, которым мировое сообщество уже располагает, максимальное использование заложенного в действующих нормах потенциала, укрепление существующего международного правопорядка;

* выработка новых международно-правовых обязательств, новых норм.

Юридически система международной безопасности оформлена международными догово­рами. Различают универсальную и региональные системы коллектив­ной безопасности.

Универсальная (основные органы ООН (Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Международный суд, Секретариат), вспомогательные органы (Комиссия международного права, ПРООН, ЮНКТАД и др.), специализированные учреждения ООН, а также международные организации, приобретающие в силу большого количества членов характер универсальности (такие, как МАГАТЭ, которое реализует режим международного контроля над обязательствами 187 государств));

Региональные соглашения и организации (созданные и функционирующие в соответствии с гл. VIII Устава ООН (Европейский Союз, ОБСЕ(57 государств, Вена, СБСЕ – 1973, Хельсинки(Финляндия, 35 государств, 1975, Парижская хартия – 1990, ОБСЕ – 1995), СНГ и ряд других));

Соглашения о коллективной обороне (созданные в соответствии со ст. 51 Устава ООН: Договор Рио-де-Жанейро (1948 г.), Вашингтонский договор о создании НАТО (1949 г.), Договор АНЗЮС (1952 г.), Договор о коллективной безопасности Лиги арабских государств (1952 г.), Договоры СЕАТО (1955 г.) и многие другие).

В свете современного развития указанных институциональных механизмов обеспечения международной безопасности наиболее остро сегодня стоят проблемы реформирования и повышения эффективности ООН, особенно Совета Безопасности ООН как главного международного органа, ответственного за обеспечение мира и безопасности, за которым необходимо сохранить функции контроля и руководства при осуществлении операций по поддержанию мира, в первую очередь связанных с использованием вооруженных сил. Несмотря на то что Устав ООН приветствует вовлеченность региональных структур в решение проблем безопасности, на практике такие оборонительные союзы, как НАТО, фактически присваивают себе статус и возможности ООН, чем полностью подрывают авторитет и нормальное функционирование всей системы международной безопасности, что, в свою очередь, приводит к многочисленным нарушениям норм и принципов международного права.

Система международной безопасности, состоит из универсального и регионального компонентов.

Впервые термин "национальная безопасность" (который фактически означал безопасность государственную) был использован в 1904 г. в послании президента Т. Рузвельта Конгрессу США.

Региональная безопасность - составная часть международной безопасности, характеризующая состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества как свободное от военных угроз, экономических опасностей и т.п., а также от вторжений и вмешательств извне, связанных с нанесением ущерба, посягательств на суверенитет и независимость государств региона.

Региональная безопасность имеет общие черты с безопасностью международной, в то же время отличается множественностью форм проявления, учитывающих особенности конкретных регионов современного мира, конфигурации баланса сил в них, их исторические, культурные, религиозные традиции и т.п. Отличается она,

во-первых, тем, что процесс поддержания региональной безопасности могут обеспечивать как специально созданные для этого организации (в частности, в Европе Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ), так и объединения государств более универсального характера (Организация американских государств - ОАГ, Организация африканского единства - ОАЕ, и др.). Например, ОБСЕ провозгласила в качестве своих основных целей следующие: «Содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира; поддержка разрядки международной напряженности, признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами; признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире».

Во-вторых , отличием в обеспечении безопасности в различных регионах мира является неодинаковая степень вовлеченности великих держав в обеспечение региональной безопасности.

Высокой динамикой и незавершенностью отличается процесс фор­мирования нового качества региональной безопасности в регионе, ко­торый принято обозначать как «постсоветское пространство». Термин «постсоветское пространство» сравнительно адекватно (с учетом, прав­да, выпадения из него трех стран Балтии) отражает лишь общее насле­дие. Другое его обобщающее определение как «страны СНГ» в после­дние годы все меньше отражает происходящие здесь процессы. Попытки рассматривать этот регион в ракурсе анализа политики Российской Федерации и ее «ближнего зарубежья» в большой степени оправданы, поскольку политика России по вопросам военно-политической безопас­ности в глобальном масштабе и по отношению к этому «ближнему зару­бежью» по-прежнему является ведущим системообразующим фактором для региона. Вместе с тем нельзя не замечать того, что в военно-полити­ческой области в этом регионе зарождаются новые, нередко разновекторные тенденции, идут процессы новой самоидентификации военно-политических интересов ряда новых независимых государств и их субрегиональных групп, возрастает влияние внерегиональных держав. По разным причинам все менее приемлемым политически становится и сам термин «ближнее зарубежье».

Более адекватным содержательно становится обозначение региона как «евразийского». Но при этом также возникают проблемы. Одна из них касается определения линий его разграничения и взаимодействия с Европейским и Азиатско-Тихоокеанским регионами. Не исключено, что некоторые страны этого региона могут влиться в системы безопасности соседних регионов. Еще одна проблема связана с тем, что «евразийскость» нередко ассоциируется с идеологией одной из школ геополити­ки, проповедующей исключительность этого пространства в мировых делах. Тем не менее, представляется оправданным дальнейшее рассмотрение проблем безопасности в этом регионе под рубрикой «Формиро­вание региональной безопасности на евразийском постсоветском про­странстве».

Центральными проблемами безопасности в африканском регионе остаются внутренние вооруженные конфликты и усилия по их урегу­лированию. Однако происходящие в этом регионе процессы в основном имеют локальный характер и в меньшей степени, чем процессы в дру­гих регионах, оказывают влияние на международную безопасность гло­бального масштаба.

Военно-политическая ситуация в регионе Латинской Америки ос­тается в основном стабильной и традиционно в большой степени авто­номной от процессов, происходящих в мире и в других регионах.

Отличаются регионы и по степени формализации и институционализации систем региональной безопасности, включающих региональ­ные организации, договоры, соглашения, режимы в области контроля над вооружениями, меры доверия, взаимной помощи и т.п. Самая высокая степень такой институционализации присуща системам евро­пейской безопасности, безопасности в Латинской Америке, аналогич­ная система постепенно формируется на евразийском постсоветском пространстве, предпосылки ее формирования наблюдаются в усилиях Африканского Союза. Наименьшая степень институционализации ха­рактерна для процессов безопасности в регионе Ближнего и Среднего Востока и в АТР.

Очевидно, что все вышеуказанные процессы и факторы, определя­ющие новые параметры международной безопасности, находятся в ста­дии изменений. Их удельный вес в глобальной международной безо­пасности неодинаков и также изменяется. Одновременно «работают» тенденции сотрудничества и конфликтности. Но для понимания фор­мирующегося нового качества международной безопасности в глобаль­ном масштабе и выявления определяющего вектора ее долгосрочного развития необходимо, насколько возможно, объективное и комплекс­ное рассмотрение этих параметров. Выводы могут отличаться друг от друга. Но, по крайней мере, дискуссия будет вестись по более или менее единой повестке дня.

В последнее десятилетие все большее значение в обеспечении региональной безопасности придается ее субрегиональному подуровню. Прекращение «холодной войны», переход от конфронтационных к кооперативным формам поддержания стабильности в различных регионах мира способствуют углублению этого процесса, его переходу в более компактные и ограничено взаимосвязанные субрегионы. В Европе такой процесс особенно активизировался в субрегионах Балтийского и Черного морей.

В субрегионе Балтийского моря за последнее десятилетие произошла серьезная разрядка международной напряженности, значительно возросла политическая однородность входящих в субрегион государств. Существенно увеличилась роль децентрализованного субрегионального сотрудничества. Это создает благоприятные условия для решения на субрегиональном уровне не только традиционных фундаментальных вопросов международной политики (сохранение мира, предотвращение экологической катастрофы и т.п.), но и более тонких, требующих нетрадиционных подходов проблем. К данным проблемам, как правило, относят борьбу с организованной преступностью, нелегальной миграцией, незаконным оборотом наркотиков, оружия и радиоактивных материалов и некоторые другие. Однако обеспечение безопасности на субрегиональном уровне является составной частью процесса реализации региональной безопасности и осуществляется в его рамках. «Региональное сотрудничество в области безопасности начинается с осознания перспективы, что европейская безопасность является неделимой, т.е. безопасность в пространстве Балтийского моря может быть достигнута только в рамках общеевропейского процесса».

Сходные процессы протекают и в субрегионе Черного моря, где основанная в 1993 г. Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЕС), в состав которой входят 11 государств (Членами ПАЧЕС являются: Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Греция, Молдова, Румыния, Россия, Турция и Украина), ставит одной из своих целей развитие «более тесных контактов между народами региона, способствуя преобразованию Черноморского региона - как части новой европейской архитектуры - в зону стабильности, процветания и мира».

Источниками права международной Б являются международный договор, международный обычай, обязательные решения международных организаций, прежде всего Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

Основу права международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного международного права, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами.

Нельзя оставить без внимания тот факт, что обеспечение национальной безопасности одного конкретного государства находится в тесной взаимосвязи с обеспечением международной безопасности.

Рио - де - Жанейро конференция 1947 , межамериканскаяконференция, созванная по инициативе США , проходила в Рио-де-Жанейро (Бразилия) с 15 августа по 2сентября. Обсудила межамериканский договор «О взаимной помощи» (подписан 2 сентября 1947, вступил всилу в декабря 1948). Ст. 3 его гласит, что «... вооружённое нападение со стороны любого государства наодно из американских государств будет рассматриваться как нападение на все американские государства...»и каждое из них «... обязуется оказать помощь при отражении нападения...». Ст. 6 под предлогом борьбы скосвенной агрессией даёт возможность подавления в любой латиноамериканской стране демократическихдвижений, квалифицируя их как угрозу «миру в Америке». В целом договор направлен на дальнейшееусиление влияния США в странах Западного полушария.

АНЗЮС (ANZUS) Пакт о взаимной обороне, подписанный в 1951 г. Австралией, Новой Зеландией и США. Цель пактапредотвращение коммунистической экспансии и усиление влияния США в Тихоокеанском регионе. Насмену АНЗЮС пришел СЕАТО (SEATO), объединивший большое число стран. США использовали этуорганизацию для давления на Австралию и Новую Зеландию с целью их более широкого вовлечения воВьетнамскую войну (Vietnam War). Поражение в войне и рост выступлений в Новой Зеландии противядерного оружия свидетельствуют о том, что, формально оставаясь действующей организацией, АНЗЮС неимеет большого влияния.

Африка́нский сою́з (сокращённо АС ) - международная межправительственная организация, объединяющая 54 государства Африки , правопреемникОрганизации африканского единства (ОАЕ). Основана 9 июля 2002 года . Важнейшие решения в рамках организации принимаются на Ассамблее Африканского союза - собрании глав государств и правительств государств - членов организации, которое проводится раз в полгода. Секретариат Африканского союза и Комиссия Африканского союза расположены в Аддис-Абебе , столице Эфиопии . Историческими предшественниками Африканского союза считаются Союз Африканских Государств (англ. Union of African States ), (англ. African Economic Community ), основанное в 1991 году .

(ПАЧЕС) Парламентская Ассамблея Организации Черноморского Экономического Сотрудничества:

Парламентская Ассамблея Черноморского Экономического Сотрудничества (ПАЧЭС) была создана в результате крупных политических изменений в конце 1980-х годов, когда государства Черноморского региона вновь появились на мировой арене. Поиск странами региона путей национального развития и европейской интеграции проложил дорогу к объединению их усилий, направленных на преобразование Черноморского региона в зону стабильности, процветания и мира. Используя преимущества общих знаменателей, таких как географическая близость и общее культурно-историческое наследие, страны региона ускорили установление двусторонних и многосторонних отношений.
Декларация Саммита о Черноморском Экономическом Сотрудничестве и Босфорское Заявление, подписанные в Стамбуле 25 июня 1992 г., определили основные принципы и задачи Черноморского Экономического Сотрудничества (ЧЭС), официально создав новый региональный процесс сотрудничества с участием двенадцати стран.
Восемь месяцев спустя, 26 февраля 1993 г. в Стамбуле, главы парламентов девяти стран – Албании, Армении, Азербайджана, Грузии, Молдовы, Румынии, Российской Федерации, Турции и Украины – приняли Декларацию о создании Парламентской Ассамблеи Черноморского Экономического Сотрудничества (ПАЧЭС). Греция вступила в Ассамблею в качестве десятого полноправного члена в июне 1995 г. Болгария стала одиннадцатым членом в июне 1997 г. Парламентская Ассамблея состоит из 70 парламентариев, представляющих все одиннадцать стран-членов ЧЭС. Народное Собрание Египта, Французский Парламент, Немецкий Бундестаг, Кнессет Государства Израиль и Национальный Совет Словацкой Республики имеют статус наблюдателей.
ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ АССАМБЛЕИ:

Генеральная Ассамблея Постоянный Комитет Бюро
Комитеты Председатель Генеральный секретарь
Международный секретариат

ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Сессии, проводимые дважды в год
Каждое пленарное заседание является форумом для живого обсуждения и дебатов, а также для оценки деятельности ПАЧЭС и утверждения докладов и конкретных рекомендаций, деклараций и решений на основе абсолютного большинства голосов. Эти документы направляются на заседания министров иностранных дел ЧЭС, в национальные парламенты и правительства стран-членов и международные организации. Обычно, президенту принимающей страны, председателям одиннадцати национальных парламентов и Председателю ЧЭС предлагается выступить перед участниками Генеральной Ассамблеи ПАЧЭС.

Сотрудничество с другими международными организациями:

ПАЧЭС обрела свое собственное лицо на международной арене, установив сотрудничество с другими европейскими и международными межпарламентскими организациями, такими как Европейский Парламент, Парламентская Ассамблея Совета Европы, Парламентская Ассамблея ОБСЕ, Парламентская Ассамблея НАТО, Ассамблея Западно-Европейского Союза (Межпарламентская Ассамблея Европейской Безопасности и Обороны), Межпарламентская Ассамблея Сообщества Независимых Государств, Межпарламентская Ассамблея Евразийского Экономического Сообщества, и Межпарламентский Союз, имеющими статус наблюдателей в ПАЧЭС.
Были установлены контакты с Парламентским Измерением Центрально-Европейской Инициативы, Парламентским Собранием Союза Беларуси и России, Северным Советом, Балтийской Ассамблеей, Парламентской Сетью Всемирного Банка, ЮНЕСКО, Верховным Комиссаром ООН по делам беженцев и Международной Организацией Миграции.

Системы региональной безопасности основаны на международных договорах и характеризуются следующими чертами:

закрепляется обязательство участников договора решать споры между собой исключительно мирными средствами;

предусматривается обязанность участников оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению извне;

о принятых мерах коллективной обороны немедленно извещается Совет Безопасности ООН;

в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах заранее определенного района, указанного в соглашении сторон;

принятие новых государств в установленную договором систему безопасности возможно лишь с согласия всех ее участников.

Организация американских государств

Организация американских государств (ОАГ) была создана на основании Межамериканского договора о взаимной помощи 1947 г., Устава ОАГ 1948 г. и Межамериканского договора о мирном разрешении международных споров 1948 г. В 60-80-х гг. в Договор 1947 г. и Устав ОАГ были внесены существенные изменения.

Членом ОАГ может быть любое американское государство, ратифицировавшее его Устав. В настоящее время в ОАГ участвуют все американские государства, за исключением Канады и Кубы.

Целями ОАГ являются достижения мира и безопасности на американском континенте, укрепления солидарности и сотрудничества, защиты территориальной целостности, организации совместных выступлений в случае агрессии, мирного разрешения споров.

В соответствии со ст. 25 Устава ОАГ любая агрессия против одного из американских государств рассматривается как агрессия против всех остальных.

Устав дает расширительный перечень случаев, когда государства вправе применять меры «законной коллективной самообороны»: если неприкосновенность или целостность территории, или суверенитет, или политическая независимость любого американского государства будут нарушены посредством вооруженного нападения или акта агрессии, не представляющего собой вооруженного нападения, или внутриконтинентального конфликта между американскими государствами, или в результате ситуации, которые могут поставить под угрозу мир в Америке.

В отличие от других региональных систем коллективной безопасности Устав ОАГ не предусматривает обязанности ОАГ извещать Совет Безопасности ООН о принятых мерах военного характера, что, на мой взгляд, не согласуется с положениями Устава ООН.

Структура ОАГ более сложна, чем у других региональных организаций.

Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея, в которой представлены все государства - члены ОАГ.

Для рассмотрения проблем срочного характера создано Консультативное совещание министров иностранных дел. При нем учрежден Консультативный комитет обороны для координации деятельности участников по вопросам военного сотрудничества.

В функции Совета ОАГ, состоящего из представителей государств - членов ОАГ, входит ознакомление со всеми межамериканскими договорами, заключаемыми государствами ОАГ, разработка проектов конвенций в рамках ОАГ, обеспечение работы т.н. Панамериканского Союза, оказание содействия связям с ООН и т.д.

Генеральный секретариат ОАГ (ранее - Панамериканский союз) возглавляет Генеральный секретарь ОАГ, избираемый на пять лет.

Помимо главных органов, в ОАГ существуют вспомогательные структуры" специализированные конференции и специализированные организации (Межамериканская комиссия по правам человека, Межамериканский юридический комитет и т д.).

Местопребывание ОАГ - г. Вашингтон.

Организация Североатлантического договора (НАТО)

Североатлантический договор был подписан в 1949 г. Первоначальными участниками НАТО являлись США, Великобритания, Франция, Италия и др., всего 12 государств. В настоящее время количество членов НАТО - 16 Вопрос о том, является ли НАТО региональной международной организацией, достаточно спорен: ведь в ее состав входят государства трех континентов.

Согласно положениям Североатлантического договора (ст. 5 и 7), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение против всех них, если такое нападение произойдет, каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая применение вооруженной силы.

Нападение включает в себя вооруженное нападение как на территории государств-членов, так и на их суда и самолеты в определенном районе.

Обо всяком таком нападении и всех принятых мерах немедленно сообщается Совету Безопасности ООН. Меры прекращаются, когда Совет Безопасности принимает меры для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

В соответствии с Договором был создан Совет НАТО (высший политический и военный орган), в котором представлены все члены НАТО на уровне глав государств, правительств и министров иностранных дел. В качестве постоянного органа Совет собирается раз в неделю на уровне постоянных представителей в ранге послов.

Совет учреждает вспомогательные органы, в частности, Военный комитет заседает не реже двух раз в год.

В 1991 г. создан Совет Североатлантического сотрудничества, в котором государства представлены министрами иностранных дел.

Вступить в НАТО согласно положениям Договора может любое европейское государство, которое в состоянии проводить в жизнь принципы этого Договора, с согласия остальных участников.

В начале 90-х гг. НАТО сделала ряд заявлений относительно деятельности этой организации в новых условиях (например, Брюссельское заявление с приглашением о присоединении к программе «Партнерство во имя мира» и др.). Римская декларация сессии Совета НАТО о мире и сотрудничестве 1991 г., в частности, определила новую структуру безопасности, отношения с РФ и странами Восточной и Центральной Европы, проведение Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе, меры по контролю над вооружениями.

Сегодня представители НАТО утверждают, что «Североатлантический союз был создан с двумя целями: для обороны территории стран, являющихся его членами, и для защиты и поощрения ценностей и идеалов, которые они разделяют... наши ценности и идеалы разделяет все большее число стран, мы с радостью воспользуемся возможностью соответственно пересмотреть свою оборону, сотрудничать и консультироваться с нашими новыми партнерами, помочь укрепить уже не разделенный более Европейский континент и внести вклад нашего Союза в новую эру доверия, стабильности и мира». Однако действия НАТО в бывшей Югославии, по моему мнению, представляли серьезное нарушение положений Устава ООН. Существуют также проблемы во взаимоотношениях НАТО и России, особенно в связи с предполагаемым расширением НАТО на восток.

Местопребывание НАТО - г. Брюссель (Бельгия).

Система коллективной безопасности в рамках СНГ

В соответствии с Договором о коллективной безопасности 1992 г. и Соглашением об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992 г (участвуют Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан) в рамках СНГ учрежден Совет коллективной безопасности.

В состав Совета входят главы государств-участников и Главнокомандующий ОВСС. Решением Совета назначается Генеральный секретарь Совета, а также Главнокомандующий Вооруженными Силами государств - участников Договора.

Совет, в частности, устанавливает и предпринимает меры, которые он найдет необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. О таких мерах немедленно извещается Совет Безопасности ООН.

В рамках СНГ созданы также Объединенные Вооруженные Силы Содружества - войска, силы и органы управления ими, выделенные из Вооруженных Сил государств Содружества и оперативно подчиненные Главному командованию ОВСС, остающиеся, однако, в непосредственном подчинении органов военного управления своих государств.

Уставом СНГ предусматривается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности члены Содружества осуществляют взаимные консультации для принятия мер по устранению возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН.

Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств или заинтересованными членами СНГ.

Системы региональной безопасности основаны на международ­ных договорах и характеризуются следующими чертами:

закрепляется обязательство участников договора решать споры между собой исключительно мирными средствами;

предусматривается обязанность участников оказывать индивиду­альную или коллективную помощь государству, подвергшемуся во­оруженному нападению извне;

о принятых мерах коллективной обороны немедленно извещается Совет Безопасности ООН;

в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах заранее определенного района, указанного в соглашении сторон;

принятие новых государств в установленную договором систему безопасности возможно лишь с согласия всех ее участников.

Организация американских государств

Организация американских государств (ОАГ) была создана на основании Межамериканского договора о взаимной помощи 1947 г., Устава ОАГ 1948 г. и Межамериканского договора о мирном разре­шении международных споров 1948 г. В 60-80-х гг. в Договор 1947 г. и Устав ОАГ были внесены существенные изменения.

Членом ОАГ может быть любое американское государство, рати­фицировавшее его Устав. В настоящее время в ОАГ участвуют все американские государства, за исключением Канады и Кубы.

Целями ОАГ являются достижения мира и безопасности на аме­риканском континенте, укрепления солидарности и сотрудничества, защиты территориальной целостности, организации совместных вы­ступлений в случае агрессии, мирного разрешения споров.

В соответствии со ст. 25 Устава ОАГ любая агрессия против одно­го из американских государств рассматривается как агрессия против всех остальных.

Организация Североатлантического договора (НАТО)

Североатлантический договор был подписан в 1949 г. Первона­чальными участниками НАТО являлись США, Великобритания, Франция, Италия и др., всего 12 государств. В настоящее время коли­чество членов НАТО - 16 Вопрос о том, является ли НАТО регио­нальной международной организацией, достаточно спорен: ведь в ее состав входят государства трех континентов.

Согласно положениям Североатлантического договора (ст. 5 и 7), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение против всех них, если такое нападение произойдет, каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая при­менение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооружен­ное нападение как на территории государств-членов, так и на их суда и самолеты в определенном районе.



Обо всяком таком нападении и всех принятых мерах немедленно сообщается Совету Безопасности ООН. Меры прекращаются, когда Совет Безопасности принимает меры для восстановления и поддер­жания международного мира и безопасности.

В соответствии с Договором был создан Совет НАТО (высший политический и военный орган), в котором представлены все члены НАТО на уровне глав государств, правительств и министров ино­странных дел. В качестве постоянного органа Совет собирается раз в неделю на уровне постоянных представителей в ранге послов.

Сегодня представители НАТО утверждают, что «Североатланти­ческий союз был создан с двумя целями: для обороны территории стран, являющихся его членами, и для защиты и поощрения ценнос­тей и идеалов, которые они разделяют... наши ценности и идеалы разделяет все большее число стран, мы с радостью воспользуемся возможностью соответственно пересмотреть свою оборону, сотруд­ничать и консультироваться с нашими новыми партнерами, помочь укрепить уже не разделенный более Европейский континент и внести вклад нашего Союза в новую эру доверия, стабильности и мира». Однако действия НАТО в бывшей Югославии, по моему мнению, представляли серьезное нарушение положений Устава ООН. Суще­ствуют также проблемы во взаимоотношениях НАТО и России, осо­бенно в связи с предполагаемым расширением НАТО на восток. Местопребывание НАТО - г. Брюссель (Бельгия).

Система коллективной безопасности в рамках СНГ

В соответствии с Договором о коллективной безопасности 1992 г. и Соглашением об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992 г (участвуют Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан) в рамках СНГ учрежден Совет кол­лективной безопасности.

В состав Совета входят главы государств-участников и Главноко­мандующий ОВСС. Решением Совета назначается Генеральный сек­ретарь Совета, а также Главнокомандующий Вооруженными Силами государств - участников Договора.



Совет, в частности, устанавливает и предпринимает меры, кото­рые он найдет необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. О таких мерах немедленно извещается Совет Безопасности ООН.

В рамках СНГ созданы также Объединенные Вооруженные Силы Содружества - войска, силы и органы управления ими, выделенные из Вооруженных Сил государств Содружества и оперативно подчи­ненные Главному командованию ОВСС, остающиеся, однако, в не­посредственном подчинении органов военного управления своих го­сударств.

Уставом СНГ предусматривается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности члены Содружества осуществляют взаимные консультации для принятия мер по устранению возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллек­тивную самооборону по ст. 51 Устава ООН.

Решение о совместном использовании вооруженных сил прини­мается Советом глав государств или заинтересованными членами СНГ.

Место пребывания Совета - г. Москва.

Наряду с универсальной системой коллективной безопасности Устав ООН допускает возможность создания аналогичных систем регионального характера «для разрешения таких вопросов по поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий» (ст. 52). Их действия не должны противоречить целям и принципам ООН.

Важнейшими элементами указанных систем являются следующие региональные организации коллективной безопасности: на Американском континенте - ОАГ; на Африканском континенте - АС; на Ближнем и Среднем Востоке - ЛАГ; в Европе и северной части Евразии - ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, ШОС. Уставные акты указанных организаций содержат правовой механизм обеспечения безопасности на региональном уровне. Признаками региональных систем коллективной безопасности в той или иной степени обладают ЕС, АСЕАН и некоторые другие объединения.

Для того чтобы исключить возможность подмены СБ ООН, Устав четко определяет положение региональных организаций безопасности по отношению к органу ООН, на который возлагается главная ответственность за поддержание международного мира. Совет Безопасности ООН должен быть полностью информирован о действиях, не только предпринятых, но и намечаемых в силу региональных соглашений для поддержания международного мира и безопасности (ст. 54). Кроме того, последствия деятельности региональных организаций не должны затрагивать интересы как государств, принадлежащих к другим регионам, так и всего мирового сообщества в целом.

Одной из важнейших функций региональных организаций является обеспечение мирного разрешения споров между их членами до передачи споров в СБ, который, в свою очередь, должен поощрять такой метод разрешения споров.

Принудительные меры с применением вооруженной силы могут предприниматься для отражения уже совершенного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности, т. е. в соответствии со ст. 51 Устава ООН, либо региональными органами по уполномочению и под руководством СБ.

Начало формированию системы коллективной безопасности в Европе было положено на СБСЕ, состоявшемся в Хельсинки в 1975 г. В принятом на нем Заключительном акте содержится свод международно-правовых принципов, определены практические меры по обеспечению европейской безопасности. Положения Заключительного акта, касающиеся проблем безопасности, получили дальнейшее развитие в документах, принятых в ходе хельсинкского процесса.

Так, в документе, принятом в 1994 г. на Будапештской встрече СБСЕ на высшем уровне, преобразовавшей Совещание в Организацию, отмечается: целью преобразования явилось «увеличение вклада СБСЕ в безопасность, стабильность и сотрудничество региона СБСЕ с тем, чтобы оно играло центральную роль в развитии пространства общей безопасности, основанной на принципах Хельсинкского Заключительного акта».

В ноябре 1999 г. в Стамбуле на саммите ОБСЕ была принята Хартия европейской безопасности. В ней подчеркивалось, что уважение прав человека и основных свобод, демократии и верховенства закона, разоружение, контроль над вооружениями и меры укрепления доверия и безопасности занимают центральное место в принятой ОБСЕ концепции всеобъемлющей безопасности.

Деятельность ОБСЕ не всегда соответствовала ее предназначению обеспечивать равную и неделимую безопасность для всех. Она не смогла предотвратить противоправное применение вооруженной силы НАТО на Балканах в 1999 г. и Грузией в Южной Осетии в 2008 г.

Целям создания правовой основы системы коллективной безопасности СНГ служат Устав СНГ, а также ряд соглашений, принятых в его развитие; СНГ отвечает требованиям, предъявляемым гл. VIII Устава ООН к региональным организациям, и само прямо и недвусмысленно провозглашает себя таковой.

Вопросам военно-политического сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности посвящен разд. III Устава СНГ. В нем, в частности, подчеркивается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности государства-члены незамедлительно прибегнут к использованию механизма взаимных консультаций в целях координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы. Такими мерами могут быть операции по поддержанию мира, а также использование в случае необходимости вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН. Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств или заинтересованными государствами - членами СНГ с учетом их национального законодательства (ст. 12).

Впрочем, документы, направленные на развитие военно-политического сотрудничества в рамках СНГ, зачастую имеют декларативный характер. Само сотрудничество не приобрело необходимых масштабов. До сих пор не удалось полностью остановить дезинтеграци- онные процессы в указанной области. Так и не были реализованы планы создания Объединенных вооруженных сил, а значительно сокращенный за годы существования СНГ Штаб по координации военного сотрудничества занимается решением второстепенных вопросов.

Более перспективным военно-политическим региональным органом представляется ОДКБ. Основы для ее образования были заложены Договором о коллективной безопасности 1992 г., подписанным в рамках СНГ. Впоследствии стороны Договора приняли Устав новой организации и Соглашение о правовом статусе ОДКБ 2002 г. В настоящее время в состав ОДКБ входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.

В соответствии с Уставом ОДКБ преследует цели международной и региональной безопасности, коллективной защиты независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, отдавая приоритет политическим средствам. Наряду с формированием эффективной военной составляющей системы коллективной безопасности члены ОДКБ координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности. Деятельность ОДКБ имеет развитую нормативную основу, которую составляют заключенные между государствами-членами договоры и соглашения, и систему органов, включающих Совет коллективной безопасности, советы министров иностранных дел и министров обороны, Комитет секретарей советов безопасности, Секретариат, Объединенный штаб, а также Парламентскую Ассамблею.

Несомненными признаками организации региональной коллективной безопасности наделена ШОС. Декларация о создании ШОС, принятая в Шанхае 15 июня 2001 г., провозгласила в качестве целей организации среди прочего укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической и иных областях, совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе. С учетом новых вызовов и угроз, в первую очередь терроризма, в рамках ШОС были приняты Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом 2001 г., Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - членов ШОС 2006 г., а в системе органов образована Региональная антитеррористическая структура.

С преобразованием в 2000 г. ОАЕ в АС обновленная организация заявила о своем стремлении более активно заниматься вопросами обеспечения регионального мира и безопасности. Учредительный Акт АС предусматривает проведение общей оборонной политики АС. Значительными полномочиями в этой области наделен Совет мира и безопасности АС - региональный аналог СБ ООН. В соответствии с Протоколом об образовании Совета от 9 июля 2002 г. он является «коллективным органом по безопасности и раннему предупреждению для принятия своевременных и эффективных мер в ответ на конфликтные и кризисные ситуации в Африке». Одним из первых мероприятий АС в сфере безопасности стало его участие в попытках урегулирования внутреннего вооруженного конфликта в Дарфуре (Судан).

Возрастающее внимание вопросам безопасности уделяют региональные организации, первоначально создававшиеся для целей сотрудничества в иных областях. Иллюстрацией может служить ЕС, в сферу деятельности которого Маастрихтский договор 1991 г. привнес вопросы внешней политики и безопасности. Вопросы региональной безопасности стоят в повестке дня АСЕАН.