Военное обозрение и политика. "Буратино", "Ураган", "Смерч", "Тайфун": система залпового огня

Реактивная система залпового огня 9К57 "Ураган"

Реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган» имеет калибр 220 мм. Она предназначена для поражения любых групповых целей, уязвимыми элементами которых являются открытая и укрытая живая сила, небронированная, легкобронированная и бронированная техника мотопехотных и танковых рот, подразделения артиллерии, тактических ракет, зенитных комплексов и вертолетов на стоянках; командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной структуры. Принята на вооружение в 1976 году.

Боевая машина имеет шестнадцать направляющих для неуправляемых реактивных снарядов. В состав боекомплекта входят реактивные снаряды 9М27Ф с моноблочной фугасной головной частью, 9М27К с 30 осколочно-фугасными элементами, 9М27К2 с 24 противотанковыми минами, 9М27КЗ с 312 противопехотными минами и 9М59 с 9 противотанковыми минами.

В состав комплекса входят: боевая машина 9П140, транспортно-заряжающая машина 9Т452, комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381, учебно-тренировочные средства, комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 «Капустник-Б», автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М и радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44.

РСЗО Ураган имеет высокие эксплуатационные характеристики. Критическая температура (от -50 до +50 °С), высокая влажность воздуха (98% при температуре 20-25°С), запылённость приземного воздуха (до 2г/м3) - нормальные условия работы комплекса. Такие показатели позволяют использовать Ураган в любых климатических условиях. Комплекс позволяет вести стрельбу на высотах до 3000 метров над уровнем моря и приземном ветре до 20 м/с.

Тактико-технические характеристики

    Калибр, мм 220

    Дальность стрельбы, км:

    • Максимальная 35

      Минимальная 10

    Число направляющих боевой машины (БМ), шт 16

    Масса снаряда, кг 270..280

    Время залпа, с 20

    Расчет БМ, чел 4

    Расчет транспортно-заряжающей машины, чел 3

    Время заряжания БМ, мин 20

    Время развёртывания БМ не более, мин 3

    Время свёртывания комплекса не более, мин 1,5

Состав РСЗО

В состав РСЗО «Ураган » входят следующие боевые средства:

    Боевая машина БМ 9П140 (см.схему)

    Транспортно- заряжающая машина 9Т452 (см.схему)

    Реактивные снаряды

    Комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 «Капустник-Б»

    Учебно- тренировочные средства

    Автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М

    Радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44

    Комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381

Боевая машина 9П140 выполнена на шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колесная формула 8х8). Артиллерийская часть включает пакет из шестнадцати трубчатых направляющих, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспособлениями, уравновешивающего механизма,а также электротехническую и гидравлическую аппаратуру. Снабженные силовыми приводами механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости от 5° до максимального угла возвышения +55°. Угол горизонтального наведения ±30° от продольной оси машины. Для повышения устойчивости пусковой установки при стрельбе в кормовой части шасси смонтированы две опоры, оснащенные домкратами с ручным приводом. Реактивные снаряды могут транспортироваться непосредственно в направляющих. БМ оборудована средствами связи (радиостанция Р-123М) и прибором ночного видения.

РСЗО Ураган. Вид установки сзади.

Трубчатые направляющие представляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому при выстреле скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом обеспечивается первоначальная раскрутка снаряда для придания ему необходимой устойчивости в полете. При движении по траектории вращение снаряд поддерживается с помощью лопастей раскрывающегося стабилизатора, установленных под определенным углом к продольной оси снаряда. Залп одной БМ накрывает площадь более 42га. Основной способ стрельбы - с закрытой позиции. Возможно ведение стрельбы из кабины. Расчет БМ 9П140 - 6 человек (в мирное время - 4): командир БМ, наводчик (старший наводчик), механик-водитель, номер расчета (3 чел).

Пакет направляющих смонтированы на люльке - сварной прямоугольной платформе (см. компоновочную схему). С верхним станком люлька соединена двумя полуосями, вокруг которых она поворачивается (качается) при наведении по углу возвышения. Совокупность пакета направляющих, люльки, ряда деталей и узлов механизма стопорения, системы воспламенения, кронштейна прицела и пр. составляет качающуюся часть. Вращающаяся часть БМ служит для придания пакету направляющих нужного азимутального угла и включает в себя качающуюся часть, верхний станок, уравновешивающий, подъемный и поворотный механизмы, погон, площадку наводчика, ручной привод наведения, механизм стопорения качающейся части, гидрозамок качающейся части, механизм стопорения вращающейся части. Уравновешивающий механизм служит для частичной компенсации момента веса качающейся части и состоит из двух торсионов и деталей крепления. Подъемный и поворотный механизмы служат для наведения пакета направляющих по углу возвышения и в горизонтальной плоскости. Основной способ наведения - электроприводом. В случае отказа и при ремонте используется ручной привод. Механизмы стопорения фиксируют подвижные части устанвоки при движении. Гидрозамок качающейся части предотвращает сбиваемость наводки по углу возвышения и разгружает подъемный механизм при стрельбе.

На боевой машине установлен механический панорамный прицел Д726-45. В качестве визирного и угломерного устройств в прицеле используется штатная орудийная панорама ПГ-1М.

Система запуска БМ 9П140 обеспечивает:

    безопасную работу расчета, обслуживающего БМ при стрельбе,

    ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в кабине,

    ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в укрытии на расстоянии до 60м от БМ,

    ведение огня при выходе из строя основных блоков цепей стрельбы и источников питания.

Система запуска обеспечивает возможность залповой стрельбы с постоянным темпом (все 16 ракет запускаются с темпом 0.5с), а также т.н. «рваного» темпа стрельбы (первые 8 ракет с темпом 0.5с, остальные 8 ракет с темпом 2с). Благодаря применению «рваного» темпа стрельбы удается значительно снизить амплитуду и частоту колебаний БМ, а, следовательно, улучшить кучность стрельбы.

РСЗО «Ураган» Машина заряжания

Заряжание пусковой установки производится с помощью транспортно-заряжающей машины 9Т452, разработанной на таком же колесном шасси, что и боевая машина. Каждая ТЗМ 9Т452 перевозит 16 реактивных снарядов и обеспечивает заряжание и разряжание без специальной подготовки позиции в т.ч. с любой транспортной машины, с другой ТЗМ и с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, его длительность составляет 15 минут. Грузоподъемность крана ТЗМ 300кг.

Оборудование ТЗМ состоит из рамы, лотка с досылателем, крана, грузовых тележек, площадки оператора, грузозахватного приспособления, приспособления для стыковки, редуктора поворота крана, штанги, механизма выверки, электрооборудования, ЗИП. Лоток с досылателем представляет собой складную балку, по которой перемещается толкатель с ракетой. Механизм выверки предназначен для выравнивания оси ракеты, находящейся в лотке, с осью направляющей трубы. Тележки левая и правая предназначены для размещения ракет. На ТЗМ имеются три электропривода: подъема (опускания) ракет, поворота крана, досылания ракет в направляющие.

Заряжание БМ производится с верхнего яруса в следующей последовательности: поднять ракету и уложить в лоток, отцепить грузозахватное приспособление и произвести досылку ракеты в направляющую (см. схему взаимного расположения БМ 9П140 и ТЗМ 9Т452 при заряжании и схему расположения батареи БМ на огневом рубеже).

Особенность четырехосного колесного шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМП - расположение силовой установки позади четырехместной кабины экипажа. Эта силовая установка состоит из двух V-образных восьмицилиндровых карбюраторных двигателей ЗИЛ-375. Каждый из этих двигателей при 3200 об./мин развивает максимальную мощность 180 л. с. Трансмиссия выполнена по бортовой схеме: колеса каждого борта приводятся во вращение от самостоятельного двигателя через отдельную коробку передач, раздаточные коробки и бортовые редукторы. Колеса первой и четвертой осей - управляемые, имеют независимую торсионную подвеску с амортизаторами. Колеса средних осей сближены, упругой подвески не имеют и крепятся к раме жестко. Машина оборудована централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Машина обладает очень высокой проходимостью и хорошими скоростными характеристиками. При движении по шоссе с полной нагрузкой она развивает скорость до 65 км/час, без предварительной подготовки преодолевает броды глубиной 1,2 м. Запас хода по топливу - 500км.

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

Ракетное оружие еще со времен СССР, а сейчас и в РФ продолжает оставаться главной козырной картой не только в вооруженных конфликтах, но и в международных переговорах.

Впрочем, до такого доходит нечасто. Куда нужнее в повседневных армейских делах системы реактивного залпового огня. Одной из наиболее распространенных является «Ураган». РСЗО широко распространена в войсках, она достаточно дешевая в производстве. Учитывая ее надежность и неприхотливость, не приходится удивляться стремлению современных ВС РФ к модернизации данного комплекса, история которого началась еще в 60-х годах прошлого века!

История создания

Принято считать, что все отечественные разработки такого типа имеют одного прародителя - РСЗО «Катюша». В каком-то смысле это действительно так, но никогда не нужно забывать о том, что современные системы залпового огня кардинально отличаются от легендарного комплекса.

К примеру, в качестве направляющих отечественные конструкторы уже давно отказались от рельсовой системы: это ненадежно, так как траектория движения снаряда получается во многом произвольной, да и шанс на схождение заряда довольно высок.

А потому настоящим пращуром РСЗО 9к57 «Ураган» следует считать установку М-21В, которая была поставлена на вооружение в далеком 1963 году.

Несмотря на приличные характеристики этой РСЗО, военные были не до конца ею удовлетворены. А потому в 1963 году в Тулу поступил гособоронзаказ на разработку новой перспективной модели, у которой бы не было недостатков М-21В. К таковым военные относили сравнительно малую маневренность, да и поражающее действие ее штатного снаряда было неудовлетворительным. Учитывая уроки Великой Отечественной, наши военные уже хорошо понимали, что танковые колонны противника желательно «размалывать» загодя, а потому еще одним требованием, которое предъявлялось к новой разработке, было эффективное действие хотя бы по легкобронированным целям.

Забегая вперед, отметим, что РСЗО 9к57 «Ураган» прекрасно справляется с этой задачей.

Наброски

С 1963 по 1964 год специалисты Тульских ЦКБ занимались всесторонним изучением поставленной перед ними задачи. Основной проблемой, которая тогда стояла перед ними, было создание РСЗО, которая бы позволяла поражать живую и моторизированную силу противника на расстоянии до 40 километров.

Результатом этих исследований и стал появившийся уже в середине 1964 года проект «Ураган». РСЗО этого типа предполагала поражение неприятеля на расстоянии до 35 километров. Ее преимуществом была высокая маневренность, которая позволяла быстро производить залп с закрытой позиции и уходить, не будучи обнаруженным врагом.

В конце 1966 - начале 1967 года в Туле начали проводить масштабную исследовательскую работу, посвященную перспективам принятия новой системы на вооружение. Ее результатом стала всесторонне проработанная концепция данного комплекса, включавшая все необходимые сведения относительно характеристик снарядов и условий их использования.

К 1970 году Министерство промышленности поручило составить окончательный проект новой РСЗО 9к57 «Ураган». Следует заметить, что к тому времени в разработке участвовали инженеры и ученые далеко не одной только Тулы. Так, в Московских и Подмосковных ЦКБ проводилось всестороннее изучение бризантных зарядов и систем взрывателей. В Казани же создавали вышибные заряды для снарядов с кассетным типом боевой части.

Результат предварительных испытаний

Непосвященный читатель может удивиться тому, сколько же времени понадобилось советской промышленности для создания одного только опытного образца такого рода техники. Нужно помнить, что в те годы попросту не было масштабных наработок в этой области. В результате напряженной работы и опытов, которые проводились в конструкторских бюро по всей стране, была получена уникальная система «Ураган». РСЗО эта до сих пор используется в десятках стран по всему миру.

В частности, с ее помощью воюют даже в Сирии. Вообще время, которое было потрачено для этих изысканий, даром точно не прошло. К примеру, та же реактивная система залпового огня «Смерч» была разработана и принята на вооружение в кратчайшие сроки именно благодаря тому, что львиная доля всех расчетов уже была готова.

Вернемся к испытаниям. В 1972 году на суд специалистов был представлен практически готовый прототип системы, который прошел все заводские испытания. Основные характеристики были таковы:

  • РСЗО оснащалась неуправляемыми реактивными снарядами кассетного и фугасного типа, которые несли по 80 и 105 килограммов взрывчатого вещества соответственно.
  • БМ 9П140, для которой все-таки решили использовать стандартное шасси ЗИЛ-135ЛМ (из-за трудоемкости и отсутствии договоренностей был отклонен проект гусеничного шасси).
  • Машина для транспортировки и заряжания 9Т452, которая ставится на шасси все того же ЗИЛ-135ЛМ.
  • В состав комплекса входило также оборудование для ремонта и обслуживания машин.

Еще пару лет проходила заводская докатка, в результате которой и появился нынешний «Ураган». РСЗО эта в 1974 году имела приблизительно те же ТТХ, что и в настоящее время. Наконец, в 1976 году комплекс был окончательно принят на вооружение.

Два года отняло устранение некоторых незначительных недостатков. Кроме того, за это время специалисты разработали несколько новых и перспективных типов снарядов.

Какие компоненты входят в состав готового комплекса?

  • Сама боевая машина 9П140.
  • Машина для зарядки и транспортировки снарядов 9Т452.
  • Реактивные заряды.
  • Аппаратура автоматического управления огнем и его коррекции 1В126 «Капустник-Б».
  • Средства для обучения и тренировки личного состава в условиях, максимально приближенных к боевым.
  • Машина для топографической 1Т12-2М.
  • Комплекс для пеленгации и исследования метеорологической обстановки 1Б44.
  • Комплект для обслуживания и ремонта оборудования 9Ф381.

Большая часть всех систем дублирована, так что даже повреждение их или полный вывод из строя огнем противника не является препятствием для выполнения боевой задачи. Кроме того, основная часть операций может быть выполнена вручную.

Характеристики силовой установки

Машину в движение приводят два V-образных двигателя ЗИЛ-375Я, каждый из них по 180 л. с. Колеса на бортах приводятся в движение от своего движка, имеют независимую коробку передач и трансмиссию. На первой и четвертой оси установлены управляемые колеса.

Машина оборудована не только централизованной системой контроля давления в шинах, имеется возможность их автоматической подкачки прямо на ходу. Проходимость и скоростные характеристики очень хорошие. На одной заправке можно проехать около 600 км, выдавая максимальную скорость в 65 км/ч. Машина легко преодолевает водные препятствия до 1,2 м глубиной без всякой дополнительной подготовки.

Сведения о расчете и заряжании

В мирное время назначается расчет из четырех человек: командир машины, наводчик и пара бойцов, которые ответственны за ручное наведение и техническое обслуживание. В военное время группу увеличивают до шести человек, так как многие операции приходится выполнять вручную.

Как уже говорилось, подвозка и заряжание снарядов производятся при помощи специальной машины 9Т452, которая построена на том же шасси. Каждая такая машина не только перевозит по 16 снарядов, но и обеспечивает их снаряжение без привлечения дополнительной техники. Процесс полностью механизирован, занимает не более 14 минут. Используется кран ТЗМ, который может быть применен для подъема грузов до 300 кг весом.

Кстати говоря, такой же использует и реактивная система залпового огня «Град».

Оборудование заряжающей машины

В оснащение самой заряжающей машины входит рама для перевозки снарядов, досылатель, кран и грузовые тележки. Для работы оператора имеется отдельная площадка, захват снарядов осуществляется при помощи отдельной «клешни». Все операции по досылке снарядов, повороту крана и подсобных механизмов выполняются автоматически, но при необходимости их можно осуществлять вручную.

Сам досылатель - это специальная направляющая с толкательным механизмом, который и заводит снаряд в нужное место. Благодаря простому и эффективному механизму выверки оператор избавлен от необходимости вручную стыковать направляющую и досылатель. Вся механика работает от электрических приводов, генераторы которых полностью автономны, а потому для своей работы не нуждаются в запуске основного двигателя машины.

Используемые снаряды

Нужно заметить, что больше всего времени у инженеров отняло не конструирование шасси, а создание принципиально новых типов снарядов. Необходимо заметить, что работы по их проектированию оказались чрезвычайно плодотворными. Так, до 90% наработанных сведений были с успехом использованы в разработке системы «Смерч».

В результате многочисленных опытов было создано восемь-девять основных типов снарядов. В настоящее время некоторые из них уже не используются, так как им на смену пришли новые модели. Многие из них являются засекреченными.

Наиболее распространенным стал снаряд 9М27Ф, оснащенный обычной осколочно-фугасной головной частью. Он универсален, предназначен для уничтожения как живой силы противника, так и бронированной техники. Масса составляет только 49 кг при весе всего снаряда в 180 кг.

Примерно с той же частотой реактивная система «Ураган» использует заряды марки 9М27К, оснащенные уже кассетной головной частью, «нафаршированной» поражающими элементами. Они чрезвычайно эффективны при борьбе против вражеской пехоты и легкой техники.

Сам снаряд весит около 271 кг, содержит 30 основных элементов. В каждом из них - по 350 поражающих частей со взрывчатым веществом. Даже на расстоянии 100 метров от эпицентра взрыва осколок снаряда легко пробивает 2 мм качественной гомогенной стали.

Очень похожа на этот заряд модель 9М27К1, также использующая кассетную часть с множеством поражающих элементов. Разница только в том, что разделяющиеся элементы (тоже около 30 штук) при ударе об землю дополнительно подскакивают, в десятки раз увеличивая площадь поражения. В частности, такими же оснащается реактивная система залпового огня «Торнадо», она же «Смерч».

Изюминкой комплекса и настоящей гордостью конструкторов является снаряд 9М27К2, предназначенный для дистанционной установки противотанковых минных полей. В нем применяются стандартные противотанковые мины ПТМ-1. В одном снаряде 24 мины. Они предназначены для быстрой установки заграждений при атаке вражеских танков. Отличительной чертой мин является то, что через 3,4 часа они самоуничтожаются, что дает возможность пускать в атаку собственные танковые части.

Примерно для тех же целей был разработан 9М27К3. Различие в том, что в нем используются мины ПФМ-1С, предназначенные для поражения живой силы противника. В одном снаряде содержится по 312 противопехотных мин. Залп одной машины накрывает по 60 Га. Нужно сказать, что это очень грозное оружие. «Ураган» именно за возможность дистанционной установки полноценных минных полей прямо перед носом у противника заслужил немало отличных отзывов в Афганистане.

Специально для сноса вражеских укрепленных оборонительных пунктов создан снаряд 9М51. Головная часть оснащена жидким взрывчатым веществом, предназначенным для термобарического взрыва. Недостатком этой модели является то, что максимальная дальность стрельбы не превышает 13 км.

Снаряд 9М27C - зажигательный. Специально предназначен для массового уничтожения не только живой силы противника, но и ценной материальной части (машин в ангарах, складов со снаряжением).

Как можно заметить, реактивные системы залпового огня (обзор одной из них представлен в статье) могут быть использованы не только для накрытия окопавшейся пехоты или техники на марше, но и для решения более тонких и долговременных задач.

Современные перспективы и модернизация комплексов

Как мы уже неоднократно отмечали, сам комплекс постоянно модернизируется, идет разработка новых типов снарядов. Сегодня реактивная система залпового огня «Ураган» стоит на вооружении даже армии Йемена, не говоря уже обо всем бывшем СНГ. Министерство обороны ежегодно заключает контракты на поставку и обслуживание этих комплексов по всему миру, так что об отсутствии популярности говорить точно не приходится.

В свое время украинцы перенесли РСЗО на КрАЗ-6322.

Боевое применение

С рассматриваемая РСЗО просто отлично показала себя в боевых условиях. Кроме того, ее неоднократно применяли сирийские военные еще в 1980-х годах при многочисленных конфликтах с Израилем. Система эта неоднократно использовалась нашими ВС против незаконных вооруженных формирований боевиков на территории Чеченской республики.

Как говорят сами военные, в последний раз реактивная система залпового огня этого типа эффективно использовалась во время печально известных грузинских событий 2008 года.

Какие есть перспективы?

Многие эксперты говорят о том, что РСЗО «Ураган» к настоящему времени несколько устарели. Поводом для такого утверждения служит то обстоятельство, что максимальная дальность поражения противника сравнительно невелика - только 35 км. Тот же «Смерч» дает уже 80-90 километров.

Но здесь следует сделать важное замечание. Дело в том, что назначение у этих комплексов все-таки разное. Не следует путать снаряды калибром в 200 мм с их аналогами в 300 мм. Последние (для «Смерча») не только больше, но и куда тяжелее. Их длина на метр-другой превышает таковую для «Урагана». Соответственно, времени на перезарядку и боевое развертывание комплекса требуется существенно больше.

Зато «Ураганы» являются отличной альтернативой традиционной дальнобойной артиллерии. Даже самоходные гаубицы (как «Мста-С») стреляют не дальше 13-30 км, а действие их снарядов намного слабее. РСЗО же позволяет в крайне сжатые сроки развернуть действительно смертоносную систему.

Одна батарея (шесть машин) способна уничтожить сразу несколько танковых рот или даже "засеять" сотни гектаров противотанковыми или противопехотными минами.

Не будет также преувеличением сказать, что техническое обслуживание более дальнобойных вариантов РСЗО затратнее с экономической точки зрения, да и выучка их операторов занимает больше времени.

Будучи модернизированными, системы залпового реактивного огня «Ураган» не только приобретают новые системы прицеливания и наведения на цель, но и могут эффективно взаимодействовать с БПЛА. В настоящее время включает в себя все больше и больше так что такая возможность точно не лишняя.

Словом, у этих систем и по сей день масса перспектив.

Боевые машины мира № 2

Реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган»

После завершения разработки системы «Град», в конце 1960-х годов, началось проектирование более дальнобойного комплекса, получившего впоследствии название 9К57 «Ураган». Необходимость увеличения дальности обосновывалась тем, что в быстро меняющейся боевой обстановке реактивные системы залпового огня не всегда успевали обеспечить своевременный «маневр колесами» - требовалось расширить их возможности «маневра огнем».

Тактико-технические характеристики

Боевая машина 9П140

Масса в боевом положении, т: 20

Колесная формула: 8x8

Количество направляющих, шт.: 16

Калибр направляющих, мм: 220

Дальность стрельбы максимальная, км: 35

Время перезарядки, мин.: 15

Время перевода из походного положения в боевое, не более, мин.: 3

Время срочного оставления боевой позиции после залпа, не более, мин.: 1,5

Машина 9П140-В боевом положении, вид сбоку.

Начало разработки будущей реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Ураган», которая в то время носила название «Аванпроект "Ураган"», относится ко второй половине 1960-х годов. В 1969 году - начале 1970 года составили и откорректировали тактико-технические требования на опытно-конструкторскую работу: «Армейская реактивная система залпового огня "Град-3"» (с начала 1970 года - «Ураган»).

Артиллерийская часть боевой машины 9П140.

Требования к системе

В состав РСЗО должны были входить боевая, транспортная и командирская машины и арсенальное оборудование. Предлагались следующие типы головных частей: фугасная (с заданным дроблением корпуса), кассетная осколочного действия и кассетная для дистанционного минирования местности. Решение о разработке боевых частей других типов (кумулятивной, зажигательной, агитационной и в специальном наполнении) должны были принять Министерство обороны и Министерство машиностроения по результатам аванпроекта во втором квартале 1970 года.

В конструкции снарядов использовался один для всех типов боевых частей реактивный двигатель на твердом топливе с нерегулируемым соплом (соплами) во всем интервале температур эксплуатации. Сменные сопла не допускались. В качестве базы предлагалось шасси ЗИЛ-135ЛМ.

На стадии эскизного проектирования нужно было создать варианты боевой и транспортной машин на шасси гусеничного транспортера- тягача МТ-С. При использовании шасси ЗИЛ-135ЛМ предусматривалось 20 направляющих и 24 - при использовании шасси МТ-С. Однако точное их количество следовало утвердить после рассмотрения эскизного проекта. В качестве базы транспортной машины также рассматривалось колесное шасси грузового автомобиля KpA3-253. Главным конструктором системы назначили А. Н. Ганичева, разработкой боевой и транспортной машин руководил Ю. Н. Калачников. Комплекс 9К57 «Ураган» приняли на вооружение постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 марта 1975 года.

Контекст

Как известно, в годы правления Н. С. Хрущева основной упор делался на развитие различных видов ракетного вооружения. Ствольные артсистемы явно недооценивали. Однако с середины 1960-х годов их разработку, включая и реактивные системы залпового огня, возобновили.

Выстрел реактивным снарядом с боевой машины 9П140.

Назначение и состав

Реактивная система залпового огня «Ураган» предназначена для поражения живой силы, легкобронированной и бронированной техники мотопехотных и танковых подразделений противника в местах сосредоточения и на марше, разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной инфраструктуры, дистанционной установки противотанковых и противопехотных минных полей в зоне боевых действий на удалении от 10 до 35 км.

В состав РСЗО «Ураган» входят следующие боевые средства: боевая машина (БМ) 9П140, транспортно-заряжающая машина 9Т452, реактивные снаряды, комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 «Капустник-Б», учебно-тренировочные средства, автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М, радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44 и комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381. Эксплуатация комплекса возможна в условиях применения противником ядерного, химического, бактериологического оружия в любое время года и суток, в различных климатических условиях при температуре окружающего воздуха от -40 до +50 °C.

Основные сведения

Вид: реактивная система залпового огня

Заказчик: Советская армия

Разработчик: Тульский государственный НИИ точного машиностроения (ныне ФГУП «ГНПП «Сплав»), Пермский машиностроительный завод им. В. И. Ленина (ныне ОАО «Мотовилихинские заводы») и другие

Производитель: ФГУП «ГНПП «Сплав», ОАО «Мотовилихинские заводы»

Годы производства: с 1975

Годы эксплуатации: с 1976

Количество выпущенных машина свыше 1000 единиц

Основные даты

¦ Март 1975 г. - принятие на вооружение

¦ С 1980 Г. - боевое применение в Афганистане

¦ 1980 г. - принятие на вооружение реактивных снарядов для дистанционного минирования местности

¦ 1982 г. - боевое применение сирийскими войсками в ходе Первой ливанской войны

¦ 2008 Г. - боевое применение в ходе грузино-югоосетинского конфликта

Заряжание боевой машины 9П140 с ТЗМ 9Т452.

Боевая машина 9П140

Боевая машина 9П140 выполнена на шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колесная формула 8x8), производившемся впоследствии на Брянском автомобильном заводе под маркой БАЗ. Для повышения устойчивости пусковой установки при стрельбе в кормовой части шасси смонтированы две опоры, оснащенные домкратами с ручным приводом. Реактивные снаряды могут транспортироваться непосредственно в направляющие. Боевая машина оборудована средствами связи (радиостанция Р-123М) и прибором ночного видения. Трубчатые направляющие представляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому при выстреле скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом обеспечивается первоначальная раскрутка снаряда для придания ему необходимой устойчивости в полете. При движении по траектории вращение снаряда поддерживается с помощью лопастей раскрывающегося стабилизатора, установленных под определенным углом к его продольной оси.

Залп одной БМ накрывает площадь более 42 га. Основной способ стрельбы - с закрытой позиции. Возможно ведение стрельбы из кабины. Расчет БМ 9П140 - шесть человек (в мирное время - четыре): командир БМ, наводчик (старший наводчик), механик-водитель и три номера расчета.

На боевой машине установлен механический панорамный прицел Д726-45. В качестве визирного и угломерного устройств в нем используется штатная орудийная панорама ПГ-1М. Система запуска обеспечивает возможность залповой стрельбы с постоянным темпом (все 16 ракет запускаются с интервалом 0,5 с), а также с так называемым «рваным» темпом стрельбы (первые 8 ракет с интервалом 0,5 с, остальные 8 - через каждые 2 с). Благодаря применению такого темпа удается значительно снизить амплитуду и частоту колебаний боевой машины, и, следовательно, улучшить кучность стрельбы.

Транспортно-заряжающая машина 9Т452

Заряжание пусковой установки производится с помощью транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) 9Т452, разработанной на таком же колесном шасси, что и боевая машина. Каждая ТЗМ 9Т452 перевозит 16 реактивных снарядов и обеспечивает заряжание и разряжание без специальной подготовки позиции, в том числе с любой транспортной машины, с другой ТЗМ и с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, его длительность составляет 15 минут, Грузоподъемность крана ТЗМ - 300 кг.

Боекомплект

В боекомплект РСЗО «Ураган» входят следующие реактивные снаряды: 9М27Ф, с осколочно- фугасной головной частью; 9М27К, с кассетной головной частью в снаряжении осколочными боевыми элементами; 9М27С, с зажигательной головной частью; 9М59, с кассетной головной частью в снаряжении противотанковыми минами; 9М27К2, с кассетной головной частью в снаряжении противотанковыми минами; 9М27КЗ, с кассетной головной частью в снаряжении противопехотными минами; 9М51, с головной частью объемно-детонирующего действия (показал высокую эффективность во время войны в Афганистане).

Максимальная дальность стрельбы составляет 3 км. Для стрельбы на меньшие дистанции на реактивный снаряд надевают кольца, тормозящие его в полете. С малым кольцом дальность полета кассетных снарядов составляет от 11 до 22 км, осколочно-фугасных 9М27Ф - от 8 до 21 км. При использовании большого тормозного кольца дальность полета кассетных снарядов - от 9 до 15 км, 9М27Ф - от 8 до 16 км. Особенностью четырехосного полноприводного шасси ЗИЛ-135ЛМП является расположение силовой установки за четырехместной стеклопластиковой кабиной экипажа. Силовая установка состоит из двух восьмицилиндровых V-образных карбюраторных двигателей ЗИЛ-375Я мощностью 180 л. с. при 3200 об/мин. каждый. Трансмиссия имеет бортовую схему: от двигателей крутящий момент через два сухих двухдисковых сцепления, две пятиступенчатые коробки передач и две одноступенчатые раздаточные коробки передается на две бортовые системы одноступенчатых колесных редукторов. Одновременное управление обеими системами обеспечивают специальные синхронизирующие устройства. Колеса первой и четвертой оси - управляемые, с независимой торсионной подвеской и телескопическими гидроамортизаторами двойного действия. Колеса средних осей сближены, не имеют упругой подвески и к раме крепятся жестко. Машина оборудована централизованной системой регулирования давления в шинах, имеет очень высокую проходимость и скоростные характеристики. При движении с полной нагрузкой по шоссе максимальная скорость составляет 65 км/ч, без предварительной подготовки может преодолевать броды глубиной до 1,2 м. Полная масса шасси составляет 19,2 т. Запас хода по топливу составляет 520 км.

Двухдверная четырехместная кабина массой 490 кг оборудуется регулируемым сиденьем водителя, автономным отопителем, средствами радиационного контроля, местами для крепления личного оружия, двумя светомаскировочными фарами и одной поисковой.

Боевая машина 9П140. Пакет направляющих в боевом положении, домкраты опущены.

Ходовая часть. Колеса первой и четвертой осей - управляемые, имеют независимую торсионную подвеску с амортизаторами. Колеса средних осей сближены, упругой подвески не имеют и крепятся к раме жестко.

Артиллерийская часть включает в себя пакет из 16 трубчатых направляющих, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспособлениями, уравновешивающий механизм, электротехническую и гидравлическую аппаратуру.

РСЗО 9К57 «Ураган»

Боевая машина 9П140 реактивной системы залпового огня 9К57 «Ураган». Один из вариантов парадной окраски, использовавшийся в Советской армии. Иногда его можно встретить и в Российской армии.

1 Кабина. Двухдверная четырехместная стеклопластиковая кабина оборудуется регулируемым сиденьем водителя, автономным отопителем, средствами радиационного контроля, местами для крепления личного оружия, двумя светомаскировочными фарами и одной поисковой.

2 Моторный отсек. В моторном отсеке размещена силовая установка, состоящая из двух восьмицилиндровых V-образных карбюраторных двигателей ЗИЛ-375Я мощностью 180 л. с. при 3200 об/мин каждый.

3 Пакет направляющих. Шестнадцать трубчатых направляющих расположены в люльке в три ряда, при этом в верхнем ряду установлены всего четыре направляющих. Максимальный угол возвышения составляет 55°.

4 Трубчатая направляющая. Трубчатые направляющие представляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому при выстреле скользит штифт реактивного снаряда, обеспечивая ему первоначальную раскрутку.

5 Домкрат.

Для повышения устойчивости боевой машины при стрельбе в кормовой части шасси смонтированы две опоры, оснащенные домкратами с ручным приводом, с помощью которых осуществляется вывешивание кормовой части.

6 Передний управляемый мост. Независимая торсионная подвеска, телескопические гидроамортизаторы двойного действия, диагональные камерные шины И-159 размером 16,00–20 с централизованной системой регулирования давления воздуха.

7 Рама. Рама шасси ЗИЛ-135ЛМП - сварная лонжеронная. Открытая часть рамы, предназначенная для монтажа вооружения, имеет длину 5200 мм, погрузочная высота - 990 мм.

8 Средние неуправляемые мосты. Жесткое бесподвесочное крепление к раме. Диагональные камерные шины И-159 размером 16,00–20 с централизованной системой регулирования давления воздуха.

9 Задний управляемый мост. Независимая торсионная подвеска, телескопические гидроамортизаторы двойного действия, диагональные камерные шины И-159 размером 16,00–20 с централизованной системой регулирования давления воздуха.

Из книги Техника и вооружение 1997 11-12 автора

Из книги Техника и оружие 1996 03 автора Журнал «Техника и вооружение»

Системы залпового огня Пусковые установки С-39, БМ-14-17 и WM-18Как известно, в годы Великой Отечественной войны неуправляемые снаряды (в основном М-8 и М-13) нашли широкое применение. Поэтому и после войны неуправляемым реактивным снарядам НУРС уделялось достаточно большое

Из книги Техника и вооружение 2003 03 автора Журнал «Техника и вооружение»

Зарубежные реактивные системы залпового огня Успехи Советского Союза в создании РСЗО, несомненно, оказали влияние на другие государства, наиболее развитие из которых только в 1970–1980 гг. смогли создать современные образцы этого грозного оружия.РСЗО является одним из

Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

9П140 «Ураган» Новая дальнобойная 220-мм система залпового огня разрабатывалась в СССР в конце 60-х годов вначале под названием «Град-3», однако затем она была переименована в «Ураган». Первый опытный образец изготовили в 1972 году, а четыре года спустя реактивная установка

Из книги Первые русские мониторы (сборник статей и документов) автора

Из книги Артиллерия Вермахта автора Харук Андрей Иванович

Артиллерийские опыты на мониторах «Колдун» и «Вещун» в Транзунде. Приход в Кронштадт мониторов «Броненосец» и «Ураган» (Из журнала “Морской сборник” № 10 за 1864 г.)3 и 4 сентября на Транзундском рейде Управляющий Морским министерством делал смотр эскадре, собранной там

Из книги Маршал Блюхер автора Кондратьев Николай Дмитриевич

Испытание поворотливости 2-х башенной лодки «Смерч» и монитора «Ураган» (Из журнала “Морской сборник” № 1 за 1865 г.)Летом прошлого года мы не имели сведении о том, что делалось на эскадре броненосных судов в Кронштадте, и потому поневоле должны были оставлять на страницах

Из книги Техника и вооружение 2014 01 автора

Реактивная артиллерия Реактивная артиллерия, как и ракетное оружие, вообще, не подпадали под ограничения Версальского трактата - к моменту его подписания лишь писатели-фантасты могли предположить, насколько эффективным окажется это оружие в будущей войне. Германские

Из книги 1991. Хроника войны в Персидском заливе автора Лаури Ричард С.

Реактивная артиллерия Работы по созданию реактивного оружия в Германии начались ещё в 1929 г., причем поначалу наибольший интерес к этому виду оружия проявило Морское министерство. В 1931 г. при Военном министерстве был создан специальный отдел, ведающий вопросами

Из книги Неизвестный «МиГ» [Гордость советского авиапрома] автора

IV. НА ЛИНИИ ОГНЯ 1К концу мая обстановка резко изменилась. Восстал чехословацкий корпус, следовавший по Сибирской магистрали во Владивосток для отправки на родину. 27 мая белочехи захватили Челябинск и начали наступление на Троицк. 8 июня пала Самара.Назначенный

Из книги Реактивные первенцы СССР – МиГ-9, Як-15, Су-9, Ла-150, Ту-12, Ил-22 и др. автора Якубович Николай Васильевич

Зенитный ракетный комплекс М-22 «Ураган» Ростислав Ангельский,Владимир Коровин В конце 1960-х гг. основой противовоздушной обороны отечественного флота стали два корабельных ЗРК - М-1 «Волна» и идущий ему на смену М-11 «Шторм» (о комплексах М-1 и М-11 см. «ТиВ» № 11,12/2013 г.). Оба

Из книги Опричнина [От Ивана Грозного до Путина] автора Винтер Дмитрий Францович

16. Прекращение огня G+4 ЧЕТВЕРГ 28.02.91Незадолго до 4 часов утра первого лейтенанта Дэниела Х. Грейбила и его экипаж разбудили, выдав приказ вылетать на эвакуацию раненых. Они быстро подготовили свой вертолёт UH-1 «Хьюи» и полетели на восток над территорией противника. Через

Из книги автора

Несостоявшийся «Ураган» На основании постановления правительства от 3 июня и приказа МАП от 8 июня 1953 года самолет И-3 должны были передать на государственные испытания в марте 1955 года. Разработка эскизного проекта началась в июне 1953 года и к 1 декабря 1954-го машину собрали

Из книги автора

Реактивная спарка Одной из первых модификаций Як-15 стала спарка, получившая обозначение Як-21 (Як-ЮМО вывозной, Як-15В или Як-21В). Названий много, а машина была одна. Як-21 № 31001 впервые облетал летчик-испытатель завода № 31 П. У. Фокин (ведущий инженер В. Г. Григорьев и механик

Из книги автора

Из книги автора

Ураган над Россией Как уже говорилось, сначала были смещены Адашев и Сильвестр – их обвинили в отравлении первой жены Грозного Анастасии Романовны. Семьи опальных и даже их друзья были казнены, лишь немногие отделались ссылкой. Однако вскоре попали в опалу и

Современные реактивные системы залпового огня (РСЗО) являются сегодня одним из главных огневых средств Сухопутных войск России. В период с 1941 по 1945 годы их знаменитая прародительница «Катюша» наводила ужас на немецкие войска и превосходила их буксируемые установки РСЗО Nebelwerfer и Wurfrahmen (были приняты на вооружение в 1940 году) по мобильности и дальности поражения. Для мгновенного поражения различных целей на больших площадях Российская армия оснащена известными РСЗО и их модифицированными вариантами «Град» («Торнадо-Г»), «Ураган» и «Смерч» («Торнадо-С»).

В настоящее время реактивная система «Ураган» считается одной из самых известных и распространенных в армиях мира. Свое могущество и эффективность воздействия по целям высокомобильный «Ураган» убедительно доказал в реальных боевых действиях в Афганистане, на Северном Кавказе и Украине, на Ближнем Востоке и в Африке.

История создания

РСЗО 9К57 «Ураган» создана по инициативе тульского Центрального НИИ точного машиностроения. На базе полевой реактивной системы М-21 в начале 60-х годов прошлого столетия здесь была разработана более мощная по огневому воздействию и дальности боевая машина реактивной артиллерии. На основании проекта (1964 года) в 1967-м научная работа «Создание высокоточного ракетного комплекса залпового огня «Ураган» (НВ-121-66) подтвердила возможность создания такой РСЗО с заданными характеристиками.

Во второй половине 1968 года был разработан аванпроект, в 1969–1970 годах уточнены тактико-технические требования для опытно-конструкторской работы. Проект предусматривал создание боевой (БМ) и транспортно-заряжающей (ТЗМ) машин на колесном (ЗИЛ-135ЛМ) и гусеничном (МТ-С) шасси. Рассматривался также вариант ТЗМ на базе автомобиля КрАЗ-253. Практические работы позволили определить типы боевых частей для реактивных снарядов. Главным конструктором системы в целом стал Александр Ганичев, боевой машины - Юрий Калачников. В окончательном варианте РСЗО «Ураган» была принята на вооружение и эксплуатируется с 1975 года. Серийно реактивную артиллерийскую систему «Ураган» производило ГНПП «Сплав» (Тула) в период с 1975 по 1991 годы.

Реактивная система залпового огня «Ураган» на параде. Фото: Сергей Субботин/РИА Новости

Особенности

Советская реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган» предназначена для поражения открыто расположенной и укрытой живой силы, бронированной и небронированной техники, а также площадных (артиллерийских, ракетных и зенитных подразделений, командных пунктов, узлов связи, складов, мест базирования) и других объектов противника на дальностях от 8–10 до 35 километров. Кроме того, реактивная система «Ураган» может использоваться для сплошного минирования местности с использованием противопехотных и противотанковых мин.

Для решения указанных задач комплекс имеет боевые, обеспечивающие и учебно-тренировочные средства. Боевые элементы РСЗО «Ураган» включают боевую (БМ, 9П140) и транспортно-заряжающую (ТЗМ, 9Т452) машины, 220-мм реактивные снаряды и комплекс автоматизированного управления огнем (1В126) «Капустник-Б». Средства боевого обеспечения - автомобиль для топографической съемки (1Т12-2М), радиопеленгационный метеорологический комплекс (1Б44), комплект специального арсенального оборудования и инструмента (9Ф381).

Боевая машина (пусковая установка) боевой массой 20 тонн служит для транспортировки 16 реактивных снарядов, их пуска и поражения целей на площади не менее 42 гектаров. Артиллерийская часть - блок из 16 трубчатых направляющих с прицельными приспособлениями, механизмами наведения, средствами связи и управления - размещена на шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колесная формула 8х8). Блок может наводиться на цель в вертикальной (5–55 град.) и горизонтальной (до 240 град.) плоскостях. Направляющие с П-образным винтовым пазом придают первоначальное вращение снаряду для устойчивого полета по траектории. Реактивные снаряды могут запускаться залпом (интервал 0,5 секунды) и в «рваном» темпе (первые восемь через 0,5 секунды, последующие - через 2 секунды). В последнем случае снижается частота колебаний БМ и повышается кучность стрельбы. Расчет из четырех человек (в мирное время) обеспечивает перевод установки в боевое положение, оставление ею огневой позиции и перезарядку боекомплекта в течение 3, 1,5 и 15 минут соответственно.

ТЗМ (9Т452) на аналогичной колесной базе обеспечивает заряжание и разряжение пусковой установки. Перезарядка БМ боекомплектом из 16 реактивных снарядов производится в течение 15 минут. При полной загрузке БМ и ТЗМ могут передвигаться по шоссе с максимальной скоростью до 65 км/час и без предварительной подготовки преодолевать броды глубиной до 1,2 метра. Запаса топлива хватает на 500 километров пути.

Для решения задач пусковая установка может применять реактивные снаряды с осколочно-фугасной (9М27Ф), кассетной (9М27К) с осколочными боевыми элементами, зажигательной (9М27С) и объемно-детонирующей (9М51) головными частями. В зависимости от решаемой задачи их масса составляет от 89,5 до 99 кг. Для дистанционного минирования местности используются реактивные снаряды с кассетной головной частью для противотанковых (9М59) или противопехотных (9М27К2, 9М27К3) мин. Для морально-психологического воздействия на противника «Ураган» может применять снаряд (9М27Д), головная часть которого оснащается агитационными материалами.

Артиллерийская реактивная система «Ураган» безотказно работает при внешних температурах от –40 до +50ºС, ветре до 20 м/с, высокой влажности и запыленности воздуха на высотах до 3 тысяч метров над уровнем моря. Она может решать боевые задачи в условиях применения противником ядерного, химического и биологического оружия в любое время года и суток в погодно-климатических условиях любого региона мира, куда может быть доставлена любым видом транспорта. Система постоянно модернизируется с целью повышения боевых возможностей.

В настоящее время РСЗО «Ураган» является штатной огневой системой Российской армии. Кроме того, эта мощная огневая система имеется в армиях Украины, Афганистана, Чехии, Узбекистана, Туркмении, Белоруссии, Польши, Ирака, Казахстана, Молдавии, Йемена, Киргизии, Гвинеи, Сирии, Таджикистана, Эритреи, Словакии и других стран.

Боевое применение РСЗО «Ураган»

Боевое крещение РСЗО «Ураган» прошла в Афганистане - моджахеды называли ее «шайтан-труба» и очень боялись. Свою эффективность «Ураган» продемонстрировал в ЮАР и в войне Сирии с Израилем в начале 80-х годов. Огневая система использовалась против незаконных вооруженных формирований сепаратистов в Чеченской Республике и во время грузино-южноосетинского конфликта 2008 года. В 2014–2015 годах реактивную систему «Ураган» на автомобилях КрАЗ-6322 активно применяли вооруженные силы Украины на юго-востоке страны, а также ополченцы, которые захватили несколько пусковых установок в боях.

Высокие эффективность и эксплуатационная надежность РСЗО «Ураган» гарантируют ее применение в качестве огневого средства поражения в ближайшие 10–15 лет.