Новейшие российские беспилотники потрясли абсолютно всех. Беспилотники России: современные и перспективные модели

В данной статье будут рассмотрены основные существующие беспилотники России , дан краткий анализ состояния отечественной сферы создания БПЛА, перспектив внедрения беспилотников в российских силовых структурах.

БЕСПИЛОТНИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЕ

Беспилотники как средство ведения современной войны «дебютировали» в 1982 г. над долиной Бека в ходе войны между Сирией и Израилем. Сирия имела сильную эшелонированную систему ПВО, выстроенную советскими военными специалистами. Даже для израильской авиации, которая к тому времени была оснащена современной американской техникой и получила солидный боевой опыт в предыдущих войнах, это был серьезный противник. Однако израильтяне, применив БПЛА, сумели вскрыть расположение сирийских ЗРК. По данным, полученным с беспилотников, израильские самолеты нанесли мощный удар по сирийской ПВО в долине Бекаа. В результате 18 зенитно-ракетных батарей сирийцев было уничтожено.

С того времени БПЛА значительно усовершенствовались, а их функциональность и роль в боевых действиях постоянно возрастают. Более подробно о боевом применении БЛА можно почитать здесь.

Сейчас сфера строительства БПЛА переживает «бум». Создается широкая номенклатура машин – от стратегических аппаратов до мини-БПЛА, рассчитанных на индивидуальное применение военнослужащим на поле боя. Беспилотность также рассматривается как необходимое свойство боевых самолетов 6-го поколения. То есть каждый истребитель 6-го поколения уже должен будет создаваться в двух вариантах: пилотируемом и беспилотном. Но здесь речь идет о сложных дорогостоящих машинах с ударными возможностями. В то же время уже и относительно небольшие БЛА, помимо разведывательных функций, РЭБ и т.п. получают ударные возможности, сопоставимые с возможностями истребительной и штурмовой авиации.

В настоящее время армия, не имеющая в своем составе достаточного количества БПЛА и не умеющая эффективно применять их, уже не может считаться современной. К сожалению, в сфере создания и применения беспилотников Россия пока еще значительно отстает от передовых в военно-техническом отношении государств, и прежде всего, США и Израиля. Следует вспомнить, что в 80-е гг. СССР был одним из лидеров в сфере разработки беспилотных аппаратов, правда, советский ВПК ориентировался на создание крупных аппаратов типа разведывательного Ту-143 «Рейс». Однако в девяностых и нулевых все эти разработки были утрачены, и Россия в сфере создания беспилотников откатилась буквально в «каменный век». Отсутствие современных разведывательных БПЛА было, в частности, одной из проблем, затруднявших действия российской армии в «Пятидневной войне» с Грузией. Однако сейчас российское военно-политическое руководство стремится наверстать упущенное в этой сфере. Российская промышленность уже имеет определенные наработки по БПЛА.

Итак, чем же в настоящее время располагает Россия в сфере беспилотников? Достаточно показательна в этом отношении выставка «Интерполитех-2012».

БЕСПИЛОТНИКИ РОССИИ НА ВЫСТАВКЕ «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2012»

Международная выставка полицейской и военной техники «Интерполитех» проводится с 1992 г. Ее целевой аудиторией являются МВД, ФСБ и Погранслужба.

В 2012 г. на выставке достаточно широко были представлены беспилотники отечественного производства. Следует заметить, что ударные БПЛА в России пока не производятся. Беспилотники России создаются как аппараты с функциями боевого обеспечения: разведка, обеспечение связи, радиоэлектронная борьба и т.д. Именно такие БПЛА были представлены на «Интерполитехе-2012».

Одна из ведущих российских компаний в сфере создания БПЛА – ZALA AERO – представила разработанный на базе радиоуправляемой модели беспилотный комплекс «Серафим» . Летательный аппарат выполнен по схеме «шестикоптера» (вертолет с шестью винтами). Комплекс состоит из автомобиля с управляющим компьютером, системами GPS и связи, а также 6 БПЛА. Он применяется в МВД России, в частности, в ГИБДД, для поиска угнанных автомобилей. Стоимость комплекса – 15 млн. рублей, а одного аппарата – 500 тыс. Вес аппарата 1,2 кг, его запуск осуществляется с руки. Питание – электрическое, заряда аккумулятора хватает на 15-30 мин. полета. Оптика «Серафима» способна различить нужный автомобиль на расстоянии до 500 м. Аппарат управляется на расстоянии до 5 км от автомобиля с аппаратурой.

Более крупная машина, выполненная уже по схеме классического геликоптера, - «Горизонт Эйр S-100» производства ОАО «Горизонт» (Ростов-на-Дону). Правда, этот беспилотник можно назвать российским лишь условно. В России производится лишь отверточная сборка этих машин. Фактически это астрийский БПЛА Camcopter S-100.

БПЛА "Горизонт Эйр S-100"

Его взлетный вес – до 200 кг. Это чисто разведывательный аппарат, но с весьма серьезными возможностями. В состав разведывательной аппаратуры входят дневные/ночные видеокамеры на гиростабилизированной платформе, датчик с синтезирвоанной апертурой, лазерный сканер, мультиспектральный поисковый прибор, радиолокатор обнаружения наземных целей. Главный транспортный отсек беспилотника рассчитан на 50 кг полезной нагрузки. Есть еще дополнительные точки крепления. Состав авионики аппарата может быть расширен, например, аппаратурой опознавания «свой – чужой». Полет программируется по путевым точкам и затем выполняется автоматически с помощью инерциальной и спутниковой систем навигации. В случае утраты связи с аппаратом он возвращается в исходную точку. Минимальная длительность полета – 6 часов. Управление осуществляется с двух компьютеров: один отвечает за маршрут движения, второй – за разведывательную аппаратуру. Дальность передачи данных с БПЛА S-100 – 180 км. Крейсерская скорость – 100 км/ч, максимальная – 220 км/ч. В 2011 г. данный комплекс уже прошел испытания на море и в горной местности. Возможно, в будущем он будет включен в автоматизированный комплекс контроля береговых участков границы «Рубеж». Также технические характеристики аппарата S-100 позволяют думать о его доработке в ударный беспилотник.

БПЛА «Сокол» самолетного типа, выполненный по схеме «биплан», может нести до 2,5 кг полезной нагрузки при взлетном весе. В состав оборудования входит дневная камера или тепловизор и цифровая ли аналоговая линия связи. Дальность полета в пределах прямой видимости – 50 км, продолжительность полета – 4 ч, потолок – 4000 м, крейсерская скорость – 70 км/ч.

Мини-БПЛА «Воздухоплаватель» разработки КБ «Луч» (г. Рыбинск), выполненный по схеме «летающее крыло», оснащен электродвигателем и толкающим винтом. Данный БПЛА создавался не как «свободное творчество» разработчиков, а по конкурсу, объявленному НПО «Специальная техника и связь» МВД России. Старт беспилотника осуществляется при помощи катапульты с резиновым шнуром, а посадка – на парашюте. БПЛА разработан в двух вариантах: весом 5,1 и 3,8 кг. В первом варианте продолжительность полета – 3 ч, во втором – 2 ч. Радиус действии более 30 км, скорость 50-120 км/ч, потолок 3000 м. Беспилотник несет курсовую ТВ-камеру и линию связи. В будущем в его системе управления планируется реализовать функцию автоматического предупреждения столкновения с объектами по ходу движения за счет облета преград. Высокая маневренность аппарата позволяет это сделать. Это повышает живучесть беспилотника при использовании в городе и на местности со сложным рельефом.

Белорусский БПЛА «Гриф-1» пока находится в стадии испытаний. На выставке был представлен его прототип. Это достаточно крупный БПЛА со взлетным весом более 100 кг, продолжительностью полета 8 ч и максимальной скорость 200 км/ч.

Компания ЭНИКС из Казани представила на выставке малоразмерную воздушную мишень E-95 . Она предназначена для имитации маневрирующих дозвуковых целей: крылатых ракет, БПЛА. Аппарат оснащен пульсирующим реактивно-воздушным двигателем. Запуск осуществляется с буксируемой пневматической катапульты, посадка –на парашюте. БПЛА может летать в диапазоне скоростей – 200-300 км/ч на высотах 100-3000 м. Полезной нагрузкой являются мишени: уголковый отражатель, линза Люнеберга, дымовой трассер. Без средств увеличения радиолокационной заметности БПЛА E-95 примерно соответствует крылатой ракете, с уголковым отражателем – обычному «нестелсовому» беспилотнику или большой управляемой авиабомбе, с линзой Люнеберга площадь рассеивания увеличивается до уровня истребителя 3-го или 4-го поколения. Комплекс может обеспечивать одновременный полет четырех мишеней.

РОССИЙСКИЕ И ИЗРАИЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ БПЛА

В настоящее время ситуация с внедрением БПЛА в Вооруженных силах России не совсем понятная. С одной стороны, известно об определенных наработках в этой сфере, с другой стороны, руководство Вооруженных сил критически оценивает достижения отечественной оборонной промышленности.

По состоянию на 2009 на вооружении ВС РФ состояли БПЛА «Стриж» и «Рейс», значительно устаревшие. Более-менее эффективным российским беспилотником оставалася лишь комплекс артиллерийской разведки «Типчак» с дальностью действия 40 км, и то, лишь потому, что призван был решать достаточно узкий круг задач.

В 2009-2010 г. Минобороны РФ потратило на разработку российских беспилотников 5 млрд. руб. В апреле 2010 замминистра обороны РФ генерал-полковник В. Поповкин заявил, что желаемого результата достичь не удалось, и представленные российской промышленностью образцы существенно уступают иностранным аналогам, ни один из представленных образцов не выдержал программу испытаний. Такое же мнение озвучил в 2009 г. командующий ВВС России генерал-полковник А.Зелин. «Принимать на вооружение такие беспилотники – это преступление», - сказал он.

В 2010 г. компания «Оборонпром» подписала с израильской компанией IAI контракт, согласно которому в Россию были поставлены комплектующие для сборки БПЛА. Сообщалось, что сборочное производство планируется начать в Татарстане. Также с 2012 г. сборочное производство БПЛА по израильской лицензии должно было начаться на Уральском заводе гражданской авиации. Однако не совсем понятно, как Россия может получить передовые технологии военного назначения от Израиля, деятельность военно-политического руководства которого находится под контролем США.

РОССИЙСКИЕ ТАКТИЧЕСКИЕ БЕСПИЛОТНИКИ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Собственно российские беспилотники разрабатывались рядом КБ: ОКБ «Яковлева», ОКБ МиГ и «Климов» (проект «Скат», ныне закрытый), ОКБ «Сухой» (тяжелый ударный БПЛА), ОКБ «Сокол», «Транзас».

На сегодняшний день наиболее «доведенными до ума» военными беспилотниками России являются «Орлан-10» разработки компании «Специальный технологический центр» и «Дозор-600» разработки компании «Транзас».

«Орлан-10» является тактическим разведывательным беспилотником малого радиуса действия. Его взлетная масса 14 кг, из них масса полезной нагрузки – 5 кг. Беспилотник оснащен двигателем внутреннего сгорания, работающем на обычном бензине А-95. Старт осуществляется с разборной катапульты, посадка – на парашюте. Максимальная скорость – 150 км/ч. Аппарат отличает значительная продолжительность полета – 16 ч. Максимальная дальность – 600 км. «Орлан-10» успешно прошел Государственные испытания и получил высокую оценку руководства Сухопутных войск и ВДВ. Серийное производство аппарата планируется начать в 2014 году.

«Дозор-600» относится к тяжелым разведывательно-ударным БПЛА. По боевым характеристикам и тактическому применению он, вероятно, сопоставим с американским MQ-1B. Взлет и посадка аппарата осуществляются по-самолетному. Основу полезной нагрузки должны составить: РЛС, видеокамера, тепловизор и фотокамера. При соответствующей доработке «Дозор-600» сможет выполнять и ударные функции. В настоящее время аппарат находится в разработке. Неизвестно, пойдет ли «Дозор-600» в серию, или наработки по нему будут использованы для создания каких-то других, возможно, еще более крупных БПЛА.

БПЛА "Дозор-600"

В то же время роль БПЛА в Вооруженных силах России еще до конца не определена. С одной стороны, в последние годы российские разработчики проявляли определенный интерес к теме БПЛА, включая тяжелые ударные беспилотники, с другой – в ноябре 2013 г на совещании, посвященном развитию российских ВВС Президент РФ В. Путин заявил, что масштабного, сравнимого с другими странами, использования беспилотников в ВС РФ не будет. В. Путин отметил, что беспилотники – «это не компьютерная игра, а серьезные боевые комплексы». В то же время, по его словам, использование беспилотников имеет хорошую перспективу.

Может показаться, что глава государства сказал две взаимоисключающие вещи. На самом деле, скорее всего, он имел в виду отказ от ударных беспилотников – с этими функциями отлично справляются пилотируемая авиация и крылатые ракеты. Действительно, жизнь это не компьютерная игра, и с моральной, да и военной точки зрения является сомнительным доверять принятие решения на поражение «цели» автоматизированному комплексу. Уже известно немало случаев ошибочного применения оружия против мирных жителей американскими беспилотниками в Афганистане и Пакистане. В то же время беспилотники России в качестве средств разведки и целеуказания имеет хорошие перспективы в Вооруженных силах.

(Подготовлено по материалам журнала «Оружие», сети Интернет для http:// www. modernarmy. ru)

В настоящее время беспилотный авиационные системы переживают бурный рост во всем мире. На рынок этого сегмента современной техники выходят страны, ранее не осуществлявшие научной разработки и производства данных высокотехнологичных комплексов, а именно: Индия , Пакистан , Иран , Сирия , Польша , Чехия , Норвегия . Бесспорными лидерами являются США , Израиль , Германия , которые оставили далеко позади себя Россию . Отличительной чертой отечественного рынка беспилотных систем является слабое финансирование со стороны государства. Значительные средства на разработку и производства беспилотных комплексов выделяются только Министерством обороны.

Однако, востребованность современного российского рынка в беспилотных системах проявляется не только в потребности силовых структур, но и в других, сугубо гражданских сферах, а именно: экологический мониторинг; мониторинг трубопроводов и газопроводов; картографирование; лесоохрана, рыбоохрана. Даже небольшое применение беспилотных систем в этих сферах дает ощутимые результаты. В эпоху Советского Союза разработкой беспилотных систем занимались крупные авиационные производители, такие, как КБ им.Туполева, сейчас этим занимаются множество фирм, изначально не связанных с авиацией, которые пришли в этот сегмент из других смежных отраслей. Научную разработку и производство беспилотных комплексов проводят концерн «ВЕГА» , «Аэрокон» , «Транзас» , «Иркут» , «Рисса» и др.

EXперименты. Беспилотники

По классификации Министерства обороны выделяют 4 класса беспилотных комплексов

  1. комплексы ближнего радиуса действия (до 25 км.);
  2. БПЛА малой дальности (до 100 км);
  3. средней дальности (до 500 км.);
  4. большой дальности (более 500 км).

Востребованы как дорогостоящие аппараты с большой длительностью полета (более суток), так и малобюджетные, представляющие собой пневматическое ружье, выстреливающее на высоту 200 метров целевую нагрузку с фото-, видеокамерой и системой передачи данных, опускаемую на землю с помощью парашюта в течение 20-30 секунд.

Среди БЛА 1 класса хорошую оценку специалистов Минобороны получили комплексы «Элерон-3СВ» и «Элерон-10СВ» казанской компании «Эникс». Эти системы рекомендованы для использования в Сухопутных войсках РФ. Их планеры выполнены по интегральной схеме.

Беспилотники ближнего радиуса действия

Масса аппарата «Элеон-3СВ» без целевой нагрузки – 4,3 кг. Его можно транспортировать в заплечном контейнере или автотранспортом. Продолжительность полета – около 2 часов, высота полета – 5 км. Максимальная дальность передачи данных по цифровому видеоканалу – 25 км. Пуск аппарата происходит с помощью резинового жгута или пневматической направляющей, посадка – на парашюте, отцепляющемся при посадке по радиокоманде.

«Элерн-10СВ» имеет продолжительность полета 2,5 часа при диапазоне скоростей 75-135 км/ч, передает данные на расстояние до 50 км. Садится аппарат с помощью парашюта в перевернутом на спину положении, что обеспечивает сохранность информации и хрупкой полезной нагрузки. Аналогичным образом приземляется израильский БЛА BirdEye-400 , который закуплен российским Министерством обороны для изучения.

Для нужд МЧС и МВД для применения в городских условиях Московским авиационным институтом разработан мини-вертолет «Ворон» взлетной массой 32 кг. (масса полезной нагрузки до 16 кг). При 2-часовой продолжительности полета со скоростью 100-120 км/час, комплекс позволяет различать людей, номера машин… «Ворон» может применяться в сложных метеоусловиях, акустически мало заметен.

Сильными конкурентами вертолетам являются беспилотники турбинного типа, которые относятся к аппаратам вертикального взлета и используются для выполнения задач, требующих видеонаблюдения с близкого расстояния, точной посадки в заданную точку. Они могут быть использованы где угодно, в т.ч. в условиях городской застройки и в лесу, т.к. несущий винт в таких аппаратах находится внутри корпуса. Одной из не многих компаний, разрабатывающих подобные перспективные БЛА, является компания «Рисса». Наиболее известна ее разработка «Тайфун» . Аппарат рассчитан на 50 минут полетного времени, может быть незаменим для исследования состояния зданий при неразрушающем контроле, для подъема аппаратуры на небольшие высоты, контроля движения на магистралях.

Элерон-3СВ Элерон-10СВ Bird-Eye 400
Мини-вертолет «Ворон» Рейс-Д Иркут-200
БПЛА «Юлия» Дозор-2 Дозор-3
Дозор-4

Беспилотники средней дальности

Беспилотные комплексы среднего радиуса действия «Рейс-Д» , находящиеся на вооружении российской армии, разработаны КБ им. Туполева. Сейчас ведется разработка проекта БЛА средней дальности на основе разведывательно-ударного комплекса с аппаратом Ту-300 (стартовая масса – 3 т., скорость до 950 км/ч., дальность полета – 300 км., способен нести вооружение массой до 1 т.).

Компания «Иркут» разработала комплекс «Иркут-200» (длина 4,53м, размах крыла-5,34м, дальность действия – до 200км). Конструктивно представляет собой высокоплан. Использование композитных материалов позволило снизить массу аппарата. БЛА берет нагрузку массой до 30кг. и до 60 кг. топлива, что позволяет совершать полеты продолжительностью до 12 часов. Взлет и посадка производится на площадку длиной до 250м. Достоинством комплекса является высокая степень автономности, а также низкая стоимость жизненного цикла и эксплуатации.

Более крупный аппарат – БПЛА «Юлия» взлетной массой 550 кг. при полезной нагрузке до 100кг. – разработан Московским НИИ «Кулон». Беспилотник рассчитан на полет в течение 12 часов и передачу информации на расстояние до 250 км. Взлёт и посадка осуществляются «по-самолетному».

КОГДА НАШИ БЕСПИЛОТНИКИ НАЧНУТ БОМБИТЬ ИГИЛ?

Беспилотные комплексы дальнего радиуса действия

Вопросу обеспечения высокого качества передаваемой БЛА информации большое значение придают в компании «Транзас», являющейся разработчиком морских и авиационных навигационных систем. Эта проблема стала ключевой при создании комплекса «Дозор-3» , относящегося к классу тяжелых средневысотных БЛА большой продолжительности полета. Полезной нагрузкой БЛА могут быть: видеокамеры и РЛС переднего и бокового обзора, тепловизор, автоматическая цифровая фотокамера высокого разрешения, система управления целевой нагрузкой и накопители информации. Для патрулирования морских и сухопутных границ, мониторинга стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, обеспечения поисково-спасательных операций «Транзас» предлагает «Дозор-2» и «Дозор-4» . «Дозор-4», в частности, используется пограничной службой ФСБ для облета магистральных газопроводов и аэрофотосъемки.

Использование «Транзасом» нанотехнологий позволяет сделать аппараты более устойчивыми и менее заметными для радиолокаторов.

Новый российский беспилотный аппарат ОРИОН Копия беспилотного аппарата США MQ-9 Reaper

Проблемы и перспективы развития отрасли

Российские производители зависимы от комплектующих импортного производства (двигатели внутреннего сгорания, электронные элементы оборудования и др.). Отставание также относится к малогабаритным обзорным системам, источникам питания большой емкости, поршневым и электрическим силовым установкам. Не достаточно развито производство дешевых перспективных композитных материалов. Тем не менее, работы в области беспилотной авиации продолжаются. По мнению специалистов, при достаточном финансировании отставание России от ведущих стран-разработчиков и производителей БЛА может быть преодолено за 5-6 лет. Сейчас по заказу Министерства обороны компания «Сухой» ведёт разработку двух БПЛА самолётного типа – разведывательного и ударного. «Транзас» разрабатывает БПЛА весом до 1 т.. Над созданием БПЛА весом в 5 т. работает казанское предприятие ОКБ “Сокол”. По гособоронзаказу разработку 3х беспилотников, но уже вертолетного типа (БЛА малой дальности массой 300 кг, беспилотник взлетной массой 700 кг и тяжелый ударный беспилотный вертолет) ведет холдинг “Вертолеты России”. Испытания комплексов, созданных этими компаниями, следует ожидать не ранее 2014 года.

Ведение работ по разработке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) считается одним из самых многообещающих курсов в развитии нынешней боевой авиации. Применение беспилотников или дронов уже привело к немаловажным переменам в тактике и стратегии военных конфликтов. Более того, считается, что в самое ближайшее время их значимость существенно приумножится. Некоторые военные эксперты считают, что положительный сдвиг в развитии беспилотников является самым важным достижением авиастроения последнего десятилетия.

Однако беспилотники применяются не только в военных целях. На сегодняшний день их активно задействуют и в «народном хозяйстве». С их помощью производится аэрофотосъемка, патрулирование, геодезические изыскания, мониторинг самых разнообразных объектов, а кое-кто даже доставляет покупки домой. Тем не менее, самые перспективные разработки новых беспилотников сегодня проводятся для военных нужд.

С помощью БПЛА решаются многие задачи. Главным образом, это разведдеятельность. Большая часть современных беспилотников создавались собственно для этого. В последние годы появляется все больше ударных беспилотных аппаратов. Отдельной категорией можно выделить дроны-камикадзе. Беспилотники могут вести радиоэлектронную борьбу, они могут быть ретрансляторами радиосигналов, корректировщиками для артиллерии, воздушными мишенями.

Впервые попытки создать летательные аппараты, неуправляемые человеком, предпринимались сразу же с появлением первых аэропланов. Однако практическое их осуществление произошло лишь в 70-х годах минувшего века. После чего начался подлинный «бум беспилотников». Дистанционно управляемую авиационную технику довольно-таки долго не получалось реализовать, но на сегодняшний день она производится в изобилии.

Как часто это бывает, лидирующее положение в сотворении дронов занимают американские компании. И это не удивительно, ведь финансирование за счет американского бюджета создания беспилотников было по нашим меркам просто астрономическим. Так в течение 90-х годов на аналогичные проекты затратили три млрд. долларов, тогда как в одном лишь 2003 году на них потратили больше одного млрд.

В наши дни ведутся работы по созданию новейших беспилотников с большей длительностью полета. Сами аппараты должны быть тяжелее и решать задачи в нелегкой обстановке. Разрабатываются дроны, предназначенные для борьбы с баллистическими ракетами, беспилотными истребителями, микродронами, способными действовать в составе больших групп (роев).

Работы над разработкой беспилотников ведутся во множестве стран мира. В этой индустрии задействована не одна тысяча компаний, но самые перспективные разработки идут прямиком к военным.

Беспилотники: достоинства и недостатки

Преимуществами беспилотных летательных аппаратов являются:

  • Существенное уменьшение габаритов в сравнении с обычными летательными аппаратами (ЛА), ведущее к уменьшению стоимости, повышению их живучести;
  • Потенциал по созданию малых БПЛА, которые могли бы выполнять самые разнообразные задачи в местах ведения боевых действий;
  • Способность проведения разведки и передачи информации в реальном времени;
  • Отсутствие ограничений по использованию в крайне тяжелой боевой обстановке, связанной с риском их утраты. При проведении важнейших операций легко можно принести в жертву несколько беспилотников;
  • Снижение (не на один порядок) летного эксплуатирования в мирное время, которое потребовалось бы традиционным ЛА, подготавливая летный состав;
  • Наличие высокой боеготовности и мобильности;
  • Потенциал по созданию малых, несложных мобильных комплексов беспилотников для формирований неавиационного характера.

К недостаткам БПЛА можно отнести:

  • Недостаточную гибкость использования в сравнении с традиционными ЛА;
  • Сложности решения вопросов со связью, посадкой, спасением аппаратов;
  • По надежности дроны все еще уступают обычным ЛА;
  • Ограничение полетов беспилотников в мирный час.

Немного из истории беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)

Первым дистанционно управляемым самолетом стал Fairy Queen, построенный в 1933 году в Великобритании. Он был самолетом-мишенью для истребительной авиации и зениток.

А первым серийным беспилотником, участвовавшим в реальной войне, была ракета Фау-1. Это немецкое «чудо-оружие» обстреливало Великобританию. Всего изготовили до 25 000 единиц такой техники. Фау-1 обладала импульсным реактивным двигателем и автопилотом с данными о маршруте.

После войны над беспилотными разведсистемами работали в СССР и США. Советские беспилотники были самолетами-разведчиками. С их помощью проводилась аэрофотосъемка, радиоэлектронная разведка, а также ретрансляция.

Немало для развития беспилотников сделал Израиль. С 1978 года у них появился первый беспилотник IAI Scout. В ливанскую войну 1982 года израильская армия при помощи дронов целиком разбила сирийскую систему ПВО. В итоге Сирия потеряла почти 20 батарей ПВО и почти 90 самолетов. Это отразилось на отношении военной науки к БПЛА.

Американцы пользовались БПЛА в «Буре в пустыне» и в югославской кампании. В 90-х годах лидерами в разработке беспилотников они же и стали. Так с 2012 года у них было почти 8 тыс. единиц БПЛА самых разнообразных модификаций. В основном это были малые армейские разведдроны, но были и ударные БПЛА.

Первый из них в 2002 году ракетным ударом по автомашине ликвидировал одного из глав Аль-Каиды. С той поры применение БПЛА для ликвидации ОВО неприятеля или его подразделений стало обычным делом.

Разновидности беспилотников

В настоящее время имеется масса беспилотников, отличающихся своими размерами, внешним видом, дальностью полетов, а также функционалом. БПЛА отличаются способами управления и своей автономностью.

Они могут быть:

  • Неуправляемыми;
  • Дистанционно управляемыми;
  • Автоматическими.

По своим размерам беспилотники бывают:

  • Микродронами (до 10 кг);
  • Минидронами (до 50 кг);
  • Мидидронами (до 1 тонны);
  • Тяжелыми дронами (массой более тонны).

Микродроны, могут пребывать в воздушном пространстве до одного часа, минидроны – от трех до пяти часов, а мидидроны – до пятнадцати часов. Тяжелые дроны, могут пребывать в воздухе более двадцати четырех часов с совершением межконтинентальных перелетов.

Обзор зарубежных беспилотных летательных аппаратов

Основной тенденцией в развитии современных беспилотников является уменьшение их размеров. Таким примером может быть один из норвежских дронов компании Prox Dynamics. Вертолетный беспилотник обладает длиной 100 мм и массой 120 гр., дальностью до одного км, а длительностью полета до 25 мин. Он имеет три видеокамеры.

Серийно эти беспилотники начали выпускаться с 2012 года. Так, британскими военными было закуплено 160 комплектов PD-100 Black Hornet на сумму 31 млн. долларов, для проведения спецопераций на территории Афганистана.

Разрабатывают микродроны и в Соединенных Штатах. Они работают над специальной программой Soldier Borne Sensors, направленной на разработку и внедрение разведдронов с потенциалом добывать информацию для взводов или рот. Имеются сведения о планировании американским армейским руководством обеспечить индивидуальными дронами всех бойцов.

На сегодняшний день самым тяжелым дроном в армии США считается RQ-11 Raven. Он располагает массой 1,7 кг, размахом крыльев 1,5 м и полетом до 5 км. С электродвигателем беспилотник развивает скорость до 95 км/ч, а пребывает в полете до одного часа.

Он обладает цифровой видеокамерой с ночным видением. Запуск производится с рук, а для посадки не нужна спецплощадка. Аппараты могут летать по заданным маршрутам в автоматическом режиме, ориентирами для них могут служить GPS-сигналы, либо управляться операторами. Эти беспилотники пребывают на вооружении более десятка государств.

Тяжелым американским армейским БПЛА является RQ-7 Shadow, ведущий разведку на бригадном уровне. Серийно стал производиться с 2004 года и обладает двухкилевым оперением с толкающим винтом и несколькими модификациями. Эти беспилотники оснащаются обычными или инфракрасными видеокамерами, радиолокаторами, подсветкой целей, лазерными дальномерами, а также мультиспектральными камерами. К аппаратам подвешиваются управляемые пятикилограммовые бомбы.

RQ-5 Hunter является среднеразмерным полутонным дроном, совместной американо-израильской разработки. В его арсенале имеется телевизионная камера, тепловизор третьего поколения, лазерный дальномер и прочее оборудование. Его запускают со спецплатформы ракетным ускорителем. Зона его полетов находится в радиусе действия до 270 км, в течение 12 часов. Некоторые модификации Хантеров обладают подвесками для небольших бомб.

MQ-1 Predator — самый известный американский БПЛА. Это «перевоплощение» разведывательного дрона в ударный, располагающий несколькими модификациями. «Хищник» ведет разведку и наносит высокоточные наземные удары. Обладает предельной взлетной массой более тонны, станцией РЛС, несколькими видеокамерами (в т. ч. и ИК-системой), прочим оборудованием и несколькими модификациями.

В 2001 году для него создали высокоточную ракету с лазерным наведением Hellfire-C, которую в следующем году применяли на территории Афганистана. В комплексе есть четыре беспилотника, станция управления и терминал спутниковой связи, а стоит он более четырех млн. долларов. Самая продвинутая модификация — MQ-1C Grey Eagle с большим размахом крыльев и более совершенным двигателем.

MQ-9 Reaper — следующий американский ударный БПЛА, имеющий несколько модификаций, известный с 2007 года. Он обладает большей длительностью полета, управляемыми авиабомбами, более совершенной радиоэлектроникой. MQ-9 Reaper превосходно зарекомендовал себя в иракской и афганской кампании. Его преимущество перед F-16 — меньшая закупочная и эксплуатационная цена, большая длительность полета без риска для жизни пилота.

1998 год — первый полет американского стратегического беспилотного разведчика RQ-4 Global Hawk. В настоящее время это самый большой БПЛА с взлетной массой более 14 т, с полезной нагрузкой в 1,3 т. Может пребывать в воздушном пространстве 36 часов, преодолевая при этом 22 тыс. км. Предполагается, что эти дроны заменят самолеты-разведчики U-2S.

Обзор российских БПЛА

Что же в наши дни находится в распоряжении российской армии, и какие имеют перспективы российские БПЛА в ближайшее время?

«Пчела-1Т» — советский дрон, впервые взлетел в 1990 году. Он был корректировщиком огня для систем залпового огня. Обладал массой 138 кг, радиусом действия до 60 км. Стартовал со спецустановки ракетным ускорителем, садился на парашюте. Использовался в Чечне, но устарел.

«Дозор-85» -разведдрон для погранслужбы с массой 85 кг, время полета до 8 часов. Разведывательно-ударный БПЛА «Скат» являлся перспективной машиной, но пока работы приостановлены.

БПЛА «Форпост» является лицензионной копией израильского Searcher 2. Он разрабатывался еще 90-х. «Форпост» обладает взлетной массой до 400 кг, дальностью полета до 250 км, спутниковой навигацией и телекамерами.

В 2007 году на вооружение приняли разведдрон «Типчак» , со стартовой массой 50 кг и длительностью полета до двух часов. Имеет обычную и инфракрасную камеру. «Дозор-600» является многоцелевым аппаратом, разработанный «Транзасом», был представлен на выставке МАКС-2009. Его считают аналогом американского «Хищника».

БПЛА «Орлан-3М» и «Орлан-10» . Их разрабатывали для проведения разведки, поисково-спасательных работ, целеуказаний. Беспилотники чрезвычайно похожи по своему внешнему виду. Однако незначительно отличаются своей взлетной массой и дальностью полета. Стартуют они при помощи катапульты, а совершают посадку на парашюте.

Робот не может причинить человеку вред или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
- А. Азимов, Три закона роботехники


Айзек Азимов ошибался. Совсем скоро электронный «глаз» возьмет человека на прицел, а микросхема бесстрастно прикажет: “Огонь на поражение!”

Робот сильнее пилота из плоти и крови. Десять, двадцать, тридцать часов непрерывного полета - он демонстрирует неизменную бодрость и готов к продолжению миссии. Даже когда перегрузки достигнут страшных 10 «же», наполняя тело свинцовой болью, цифровой дьявол сохранит ясность сознания, продолжая невозмутимо счислять курс и следить за противником.

Цифровому мозгу не требуется обучение и регулярные тренировки для поддержания квалификации. Математические модели и алгоритмы поведения в воздухе навечно загружены в память машины. Простояв десятилетие в ангаре, робот в любой момент вернется в небо, взяв штурвал в свои крепкие и умелые «руки».

Их час еще не пробил. В вооруженных силах США (лидера в данной области техники) беспилотники составляют треть парка всех находящихся в эксплуатации летательных аппаратов. При этом лишь 1% БПЛА способны применять .

Увы, даже этого хватает с избытком, чтобы посеять ужас на тех территориях, что отданы под охотугодья для этих безжалостных стальных птиц.

5 место - General Atomics MQ-9 Reaper (“Жатка”)

Разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой около 5 тонн.

Продолжительность полета: 24 часа.
Скорость: до 400 км/ч.
Потолок: 13 000 метров.
Двигатель: турбовинтовой, 900 л.с.
Полный запас топлива: 1300 кг.

Вооружение: до четырех ракет “Хэллфайр” и две 500-фунтовые управляемые бомбы JDAM.

Бортовое радиоэлектронное оборудование: радиолокатор AN/APY-8 с режимом картографирования (под носовым обтекателем), электронно-оптическая прицельная станция MTS-B (в сферическом модуле) для работы в видимом и ИК-диапазонах, со встроенным целеуказателем для подсветки целей для боеприпасов с полуактивным лазерным наведением.

Стоимость: 16,9 млн. долл.

К настоящему времени построено 163 БПЛА “Рипер”.

Наиболее громкий случай боевого применения: в апреле 2010 в Афганистане ударом БПЛА MQ-9 “Рипер” был убит третий человек в руководстве «Аль-Каиды» Мустафа Абу Язид, известный как Шейх аль-Масри.

4 место - Interstate TDR-1

Беспилотный бомбардировщик-торпедоносец.

Макс. взлетный вес: 2,7 тонны.
Двигатели: 2 х 220 л.с.
Крейсерская скорость: 225 км/ч,
Дальность полета: 680 км,
Боевая нагрузка: 2000 фн. (907 кг).
Построено: 162 ед.

«Помню охватившее меня возбуждение, когда экран зарябил и покрылся многочисленными точками - мне показалось, что система телеуправления дала сбой. Через мгновение я понял, это стреляют зенитки! Скорректировав полет дрона, я направил его прямо в середину корабля. В последнюю секунду перед моим взором мелькнула палуба - настолько близко, что я мог разглядеть детали. Внезапно экран превратился в серый статичный фон… Очевидно, взрыв убил всех находившихся на борту».


- Первый боевой вылет 27 сентября 1944 г.

“Проект Опцион” предусматривал создание беспилотных торпедоносцев для уничтожения японского флота. В апреле 1942 года состоялось первое испытание системы - «беспилотник», дистанционно управляемый с борта летящего в 50 км самолета, вышел в атаку на эсминец «Уорд». Сброшенная торпеда прошла точно под килем эсминца.


Взлет TDR-1 с палубы авианесущего корабля

Ободренные успехом, руководство флота рассчитывало к 1943 году сформировать 18 ударных эскадрилий в составе 1000 БПЛА и 162 командных “Эвенджеров”. Однако японский флот вскоре был разгромлен обычными самолетами, и программа потеряла приоритет.

Главным секретом TDR-1 была малогабаритная видеокамера конструкции Владимира Зворыкина. При весе 44 кг она обладала возможностью передачи изображения по радиоканалу с частотой 40 кадров в сек.

“Проект Опцион” потрясает своей смелостью и ранним появлением, но у нас впереди еще 3 удивительные машины:

3 место - RQ-4 “Глобал Хок”

Беспилотный самолет-разведчик с макс. взлетной массой 14,6 тонны.

Продолжительность полета: 32 часа.
Макс. скорость: 620 км/ч.
Потолок: 18 200 метров.
Двигатель: турбореактивной с тягой 3 тонны,
Дальность полета: 22 000 км.
Стоимость: 131 млн. долл (без учета затрат на его разработку).
Построено: 42 единицы.

Беспилотник оснащен комплектом разведывательного оборудования HISAR, подобным тому, что ставится на современные разведчики U-2. HISAR включает в себя РЛС с синтезированной апертурой, оптическую и тепловую камеры, а также спутниковый канал передачи данных со скоростью 50 Мбит/сек. Возможна установка дополнительного оборудования для ведения радиотехнической разведки.

Каждый БПЛА имеет комплекс защитных средств, включающий станции предупреждения о лазерном и радарном облучении, а также буксируемую ловушку ALE-50 для отвода выпущенных по нему ракет.


Лесные пожары в Калифорнии, снятые разведчиком "Глобал Хок"

Достойный преемник разведчика U-2, парящий в стратосфере, распластав свои огромные крылья. Среди рекордов RQ-4 полеты на большое расстояние (перелет из США в Австралию, 2001 г.), самое продолжительный полет среди всех БПЛА (33 часа в воздухе, 2008 г.), демонстрация дозаправки беспилотника беспилотником (2012 год). К 2013 году суммарный налет RQ-4 превысил 100 000 часов.

На базе “Глобал Хока” создан беспилотник MQ-4 “Тритон”. Морской разведчик с новым радаром, способный обследовать за сутки 7 млн. кв. километров океана.

“Глобал Хок” не несет ударного вооружения, но заслуженно попадает в список самых опасных дронов, за то что слишком много знает.

2 место - X-47B “Пегас”

Малозаметный разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой 20 тонн.

Крейсерская скорость: 0,9 Маха.
Потолок:12 000 метров.
Двигатель: от истребителя F-16, тяга 8 тонн.
Дальность полета: 3900 км.
Стоимость: 900 млн. долл. на научно-исследовательские работы по программе X-47.
Построено: 2 концепт-демонстратора.
Вооружение: два внутренних бомботсека, боевая нагрузка 2 тонны.

Харизматичный беспилотник, построенный по схеме “утка”, но без использования ПГО, роль которого выполняет сам несущий фюзеляж, выполненный по технологии “стелс” и имеющий отрицательный угол установки по отношению к воздушному потоку. Для закрепления эффекта нижняя часть фюзеляжа в носовой части имеет форму, подобную спускаемым аппаратам космических кораблей.

Год назад X-47B повеселил публику своими полетами с палуб авианосцев. Сейчас этот этап программы близится к завершению. В перспективе - появление еще более грозного дрона X-47C с боевой нагрузкой свыше четырех тонн.

1 место - “Таранис”

Концепт малозаметного ударного БПЛА от британской компании BAE Systems.

О самом дроне известно немного:
Дозвуковая скорость.
Технология “стелс”.
Турбореактивный двигатель с тягой 4 тонны.
Облик, напоминающий российский экспериментальный БПЛА “Скат”.
Два внутренних отсека вооружений.

Что же такого ужасного в этом “Таранисе”?

Целью программы является отработка технологий для создания автономного малозаметного ударного дрона, который позволит наносить высокоточные удары по наземным целям на большой дальности и автоматически уклоняться от средств поражения противника.

До этого споры о возможном “глушении связи” и “перехвате управления” вызывали лишь сарказм. Теперь они полностью утратили смысл: “Таранис”, в принципе, не готов к общению. Он глух ко всем просьбам и мольбам. Робот равнодушно ищет того, чей облик попадает под описание врага.


Цикл летных испытаний на австралийском полигоне Вумера, 2013 г.

“Таранис” - всего лишь начало пути. На его базе планируется создание беспилотного бомбардировщика-штурмовика с межконтинентальной дальностью полета. Кроме того, появление полностью автономных дронов откроет дорогу к созданию беспилотных истребителей (т.к. существующие дистанционно управляемые БПЛА не способны вести воздушный бой, ввиду задержек в их системе телеуправления).

Британские ученые готовят достойный финал всему человечеству.

Эпилог

У войны не женское лицо. Скорее, не человеческое.

Беспилотная техника - это полет в будущее. Она приближает нас к извечной человеческой мечте: перестать наконец рисковать жизнями солдат и отдать ратные подвиги на откуп бездушным машинам.

Следуя эмпирическому правилу Мура (удвоение производительности компьютеров каждые 24 месяца), будущее может наступить неожиданно скоро…

Россия восстанавливает недостающее звено в системе Воздушно-космических сил


Российская армия в 2016 году начнет получать новые беспилотники (БЛА), способные преодолевать сверхдальние расстояния. В частности, аппараты поступят в подразделения беспилотной авиации Восточного военного округа. Ранее в СМИ появилась информация о том, что в 2016 году на вооружение будут приняты перспективные БЛА, способные преодолевать до тысячи километров.

Как предполагают эксперты, речь идет о тяжелых ударных комплексах массой от примерно 1 до 20 тонн. Тяжелые аппараты могут нести на борту несколько бомб и даже ракет «воздух - земля». В настоящий момент ударных и перспективных аппаратов, способных выполнять разведку на дальние расстояния, у российской армии нет.

Работы по созданию таких дронов российский оборонно-промышленный комплекс начал в середине 2000-х годов, однако при Анатолии Сердюкове дело ограничивалось демонстрацией прототипов или попыткой купить БЛА у Израиля. Полностью восполнить недостающее звено в системе Воздушно-космических сил РФ планируется к 2020 году.

«Охотник», «Иноходец» и «Альтиус-M»

В январе 2015 года замминистра обороны Юрий Борисов объявил о том, что в России создан тяжелый БЛА, способный вести разведку и уничтожать цели. Тактико-технические характеристики аппарата держатся в секрете. По данным СМИ, над проектом тяжелого беспилотника работают «ОКБ Сухого» (Москва), ОКБ «Сокол» (Казань) и ЗАО «Транзас Авиация» (Санкт-Петербург).

В начале октября 2011 года в конкурсе Минобороны на создание БЛА массой до 1 тонны одержали победу проект «Иноходец», а до 5 тонн - проект «Альтиус-M». Ударный БЛА массой до 20 тонн разрабатывает «ОКБ Сухого» на основе проекта «Скат», которым с 2005 года занимался РСК «МиГ». Новый проект получил название «Охотник».

По неподтвержденным данным, «Охотник» одновременно будет истребителем шестого поколения. Первый его полет ожидается в 2018 году, а поступление в войска - в 2020-м. Подобно «Скату», новый дрон получит форму летающего крыла (так называемая «летающая тарелка»).

Одновременно с «Охотником» «Сухой» ведет опытно-конструкторские работы по созданию аппарата средней дальности «Зеница», скорость которого составит 800 километров в час. Предположительно, данный БЛА создается на основе разработанного в 1970-е годы Ту-143 «Рейс», который предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе.

Еще одним проектом российских ВКС является «Дозор-600», который относится к классу тяжелых средневысотных беспилотников с большой продолжительностью полета. Эксперты предполагают, что аппарат - прямой аналог американского MQ-1 Predator. Несмотря на то что вес «Дозор-600» составляет 720 кг, он способен выполнять функции ударного БЛА.

Россия догоняет США

Спектр применения беспилотной авиации чрезвычайно широк, но особое значение она имеет на современном театре военных действий. Эксплуатация самолетов обходится дороже, а их полет сопряжен с риском для жизни летчика: ПВО и ВВС противника не дремлют, и в небе случается всякое.

Потому разведывательный и ударный беспилотник - отличный помощник боевой авиации и сухопутных сил. В будущем дроны смогут выполнять наиболее рискованные миссии, на которые сейчас опасаются отправлять самолеты, наземную разведку и спецназ.

Значение БЛА для эффективности действий вооруженных сил в Минобороны РФ осознали после конфликта с Грузией в августе 2008 года, в котором противник достаточно успешно использовал комплексы израильского производства. Первоначально ликвидировать отставание в сфере БЛА было решено путем импорта аппаратов у компании Israel Aerospace Industries.


Модель БЛА «Альтиус-М». Фото: Марат Хусаинов / prav.tatarstan.ru


Однако практика закупки зарубежной техники, которую широко применял Сердюков, была вскоре прекращена. Израильская сторона после поставки России малых и средних БЛА Bird-Eye-400, I-View и Sercher Mk.2 отказалась продавать более востребованные тяжелые беспилотные системы.

В 2012 году вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о том, что у российской армии появится собственный ударный БЛА, который не будет уступать американскому аналогу. Массовое поступление беспилотников в вооруженные силы РФ началось уже в 2013 году. Пока на вооружении российских ВКС стоят дроны малой и средней дальности (в основном «Орлан», «Рейс», «Стриж»).

Полноценной ударной беспилотной авиацией обладают только США и Израиль. Россия вместе с Китаем - в списке догоняющих стран. В СССР беспилотники стали создаваться с 1950-х годов. БЛА в основном использовали в интересах ГРУ. Это были малогабаритные сверхзвуковые высотные аппараты, отличавшиеся высокой для своего времени технологичностью. Кроме того, в СССР БЛА активно использовали в качестве «самолетов-мишеней» для тренировки истребительной авиации и учебных стрельб с зенитных установок.

Ударные БЛА в помощь Сирии

В беседе с «Русской планетой» основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев отметил, что на Западе несколько раньше осознали возможность более широкого применения БЛА. В Советском Союзе «бум» на дроны произошел позже - в середине 1980-х годов. В этот период ОКБ Яковлева создало передовой на тот момент аппарат «Шмель-1».

«С распадом СССР опытно-конструкторские и производственные работы были, естественно, прекращены. Ориентированные на Минобороны предприятия не создавали беспилотники, так как не было заказа, а частные производители в РФ появились лишь в конце 1990-х годов - начале 2000-х годов», - констатировал Корнев.

Ликвидация СССР привела к деградации оборонно-промышленного комплекса и, как следствие, беспилотной авиации. Россия пропустила ключевой тренд в сфере БЛА - уход от миниатюризации в сторону создания тяжелых дронов. За период лихолетья в нашей стране сильно просели столь важные для развития перспективных БЛА сектора, как микроэлектроника и робототехника. Также у российского ОПК существуют проблемы с разработкой софта и операционных систем, необходимых для функционирования беспилотников.

Дмитрий Корнев считает, что в Минобороны извлекли уроки, и необходимые работы уже идут. Одним из вариантов дополнительного стимулирования отрасли БЛА, по мнению эксперта, могут стать инвестиции государства в коммерческие производства, так как универсальность функций разведывательных беспилотников не предполагает особого режима секретности.

Отличным «полигоном» для испытания в бою ударных беспилотников может стать воздушная операция в Сирии. В настоящее время в сирийском небе выполняют задачи только дроны-разведчики. Учитывая озвученные Минобороны планы, можно рассчитывать, что в 2016 году тяжелые беспилотники будут применяться в сирийской операции. О необходимости скорейшего поступления ударных БЛА на вооружение ВКС лишний раз свидетельствует трагический инцидент с Су-24M.