Военно-воздушные силы Российской Федерации: их структура и общая характеристика. Военно-воздушные силы российской федерации

Во всём мире всем хорошо известно, что российская армия - одна из самых мощных на нашей планете. И она считается таковой по праву. Военно-воздушные входят в состав ВС РФ и являются одним из ключевых звеньев нашей армии. Потому о ВВС надо рассказать более подробно.

Немного истории

История в современном понимании начинается с 1998 года. Именно тогда и сформировались ВВС, которые известны нам сегодня. А образовались они в результате слияния так называемых войск и ВВС. Правда, и сейчас их как таковых уже нет. С прошлого, 2015 года, существует ВКС - Воздушно-космические силы. Соединив подразделения космических и воздушных войск, удалось сплотить потенциал и ресурсы, а также сконцентрировать командование в одних руках - за счет чего увеличилась и эффективность сил. Во всяком случае, именно так и обосновывалась необходимость образовать ВКС.

Эти войска выполняют немало задач. Они отражают агрессию в воздушной и космической сфере, защищают землю, людей, страну и важные объекты от ударов, поступающих оттуда же, и обеспечивают авиационную поддержку боевых действий других военных подразделений России.

Структура

Российской Федерации (всё-таки многим привычнее называть их пока по-старому, чем ВКС), включают в себя немало подразделений. Это авиация, а также радиотехнические и зенитные в первую очередь. Это роды сил ВВС. Ещё в структуру входят специальные войска. К ним относятся разведывательные, а также связи автоматизированных систем управления и радиотехнического обеспечения. Без этого Военно-воздушные силы России не могут существовать.

К специальным войскам также входят метеорологические, топогеодезические, инженерные, РХБЗ, воздухоплавательные, а ещё инженерные. Но и это ещё не полный список. Он дополняется также обеспечения, поиска и спасания, а еще метеорологическими. Но, помимо перечисленного, есть подразделения, главная задача которых заключается в охране органов военного управления.

Другие особенности структуры

Следует отметить, что структура, которой отличаются военно-воздушные силы Российской Федерации, имеет ещё и подразделения. Первая - это дальняя авиация (ДА). Вторая - военно-транспортная (ВТА). Третья - оперативно тактическая (ОТА) и, наконец, четвертая - армейская (АА). Но и это ещё не всё. Подразделения могут в своем составе иметь специальную, транспортную, разведывательную, истребительную авиацию, а ещё штурмовую и бомбардировочную. И у каждой - свои задачи, которые их обязуют осуществлять Военно-воздушные силы.

Состав же всё равно имеет определенную основу, на которой держится вся структура. Естественно, это авиационные базы и бригады, относящиеся к Войскам воздушно-космической обороны.

Ситуация в XXI веке

Каждый человек, хоть немного разбирающийся в данной теме, прекрасно знает, что в 90-х годах военно-воздушные силы Российской Федерации активно деградировали. А все из-за того, что численность личного состава войск и уровень их подготовки был очень мал. Плюс ко всему, техника не отличалась особой новизной, а аэродромов не хватало. К тому же структура не финансировалась, в связи с чем практически не было полётов. Но в 2000-х ситуация стала налаживаться. Если быть точнее, то прогрессировать всё начало в 2009-м. Именно тогда начались плодотворные и капитальные работы, касающиеся ремонта и модернизации всего парка российских ВВС.

Возможно, толчком для этого послужило заявление главнокомандующего войск - А. Н. Зелина. В 2008-м он сказал, что воздушно-космическая оборона нашего государства находится в катастрофическом состоянии. Потому стала производиться закупка техники и совершенствование всей системы в целом.

Символика

Флаг Военно-воздушных сил очень яркий и приметный. Это полотнище голубого цвета, по центру которого располагается изображение двух серебристых пропеллеров. Они между собой будто бы перекрещиваются. Вместе с ними изображена и зенитная пушка. А фон им составляют серебристые крылья. В общем, довольно-таки оригинально и символично. Ещё с центра полотнища будто бы расходятся золотистые лучи (их количество - 14 штук). К слову, расположение их строго регламентировано - это не хаотичный выбор. Если включить фантазию и воображение, то начинает казаться, словно эта эмблема находится посредине солнца, перекрывая его - оттого и лучи.

А если заглянуть в историю, то можно понять, что так и есть. Потому что в советское время флаг представлял собой голубое полотнище с солнцем золотистого цвета, посреди которого изображалась красная звезда с серпом и молотом по центру. А чуть ниже - серебристые крылья, которые будто крепятся на черном кольце пропеллера.

Стоит отметить, что Федерации вместе с ВВС США в 2008 году планировали проведение совместных антитеррористических учений. Это должно было произойти на Дальнем Востоке. Сценарий планировался такой: террористы захватывают в аэропорту самолет, а войска предотвращают последствия. Российская сторона должна была привести к действиям четыре истребителя, поисковые спасательные службы и самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. От ВВС США требовалось участие гражданского лайнера и истребителей. Плюс пресловутый самолёт. Однако незадолго до запланированного события, буквально за неделю, сообщилось, что учения решено отметить. Многие считают, что причиной послужили обострившиеся отношения между НАТО и Россией.

- (ВВС) высокоманёвренный вид вооруженных сил государства, предназначенный для поражения самостоятельно и во взаимодействии с объединениями других видов вооруженных сил авиационных, сухопутных и морских группировок противника, подрыва его военно… … Энциклопедия техники

Военно-воздушные силы - Военно воздушные силы. 1) Самолет Илья Муромец. 2) Штурмовик Ил 2. 3) Истребитель МиГ 31. 4) Транспортный самолет Ан 124 Руслан. ВОЕННО ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ (ВВС), вид вооруженных сил, предназначенный для самостоятельных действий, а также для… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (ВВС) вид вооруженных сил. ВВС ряда крупных государств состоят из стратегической, тактической, военно транспортной авиации и авиации ПВО. В США в ВВС входят также соединения межконтинентальных баллистических ракет и военно космические средства … Большой Энциклопедический словарь

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ - (ВВС) вид вооруженных сил, предназначенный для самостоятельных и совместно с другими видами вооруженных сил действий по разгрому авиационных, сухопутных и морских группировок противника, подрыву его военно экономического потенциала,… … Юридическая энциклопедия

- (ВВС), вид вооруженных сил, предназначенный для самостоятельных действий, а также для поддержки других видов вооруженных сил, высадки (выброски) воздушных десантов, ведения воздушной разведки и воздушных перевозок. ВВС включают соединения и части … Современная энциклопедия

военно-воздушные силы Энциклопедия «Авиация»

военно-воздушные силы - (ВВС) — высокоманёвренный вид вооруженных сил государства, предназначенный для поражения самостоятельно и во взаимодействии с объединениями других видов вооруженных сил авиационных, сухопутных и морских группировок противника, подрыва его… … Энциклопедия «Авиация»

- (ВВС) вид вооружённых сил государства, предназначенный для самостоятельных действий при решении оперативно стратегических задач и для совместных действий с другими видами вооружённых сил. По своим боевым возможностям современные ВВС… … Большая советская энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. ВВС (значения). Самолёт 5 поколения Сухой Т 50 … Википедия

- (ВВС) вид во оружейных сил гос ва; название воен. авиации в СССР, США и др.; с 1918 по 1924 сов. ВВС назывались Красным Воздушным Флотом. В 1 ю мировую войну ВВС вспомогат. род войск, в годы 2 й мировой войны превратились в один из основных видов … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Демонстрационный материал. Армия России. Военно-воздушные силы , Вохринцева С.. Издание содержит 6 высокохудожественных сюжетных картин формата А 2. Предназначено для: рассматривания картин; проведения бесед; составления рассказов; оформлениякомнаты ребёнка;С…
  • Комплект плакатов. Вооружённые Силы РФ. ФГОС. ФГОС ДО , . Комплект из 4 плакатов с методическим сопровождением. Вооружённые Силы РФ. Сухопутные войска Военно - воздушные силы Военно - морской флот Рода войск Вооруженные силы…

Военно-воздушные силы (ВВС) - вид Вооружённых Сил, предназначенный для защиты органов высшего государственного и военного управления, стратегических ядерных сил, группировок войск, важных административно-промышленных центров и районов страны от разведки и ударов с воздуха, для завоевания господства в воздухе, огневого и ядерного поражения противника с воздуха, повышения мобильности и обеспечения действий формирований разных видов Вооружённых Сил, ведения комплексной разведки и выполнения специальных задач.

ВВС России состоят из объединений, соединений и воинских частей и включают рода авиации: дальнюю, военно-транспортную; фронтовую (в её состав входит бомбардировочная, штурмовая, истребительная, разведывательная авиация), армейскую, а также рода противовоздушных войск: зенитно-ракетные войска, радиотехнические войска.

Дальняя авиация - главная ударная сила ВВС, способная эффективно поражать важные объекты авиационных группировок, корабли-носители крылатых ракет морского базирования (КРМБ), энергетические объекты и объекты высшего военного и государственного управления, узлы железнодорожных, автомобильных и морских коммуникаций.

Военно-транспортная авиация - основное средство десантирования войск и боевой техники в интересах операций на континентальных и океанских театрах войны, она является самым мобильным средством доставки в заданные районы материальных средств, боевой техники, продовольствия, частей и подразделений.

Фронтовая бомбардировочная и штурмовая авиация предназначена прежде всего для осуществления авиационной поддержки Сухопутных войск во всех видах военных действий.

Фронтовая разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки в интересах всех видов и родов войск.

Фронтовая истребительная авиация предназначена для уничтожения средств воздушного нападения противника при решении задач прикрытия группировок, экономических районов, административно-политических центров, военных и других объектов.

Армейская авиация предназначена для огневой поддержки Сухопутных войск. На неё также возлагаются задачи боевого и тылового обеспечения. В ходе боя армейская авиация наносит удары по войскам противника, уничтожает его воздушные десанты, рейдовые, передовые и обходящие отряды, обеспечивает высадку и поддержку с воздуха своих десантов, ведёт борьбу с вертолётами противника, уничтожает его ракетно-ядерные средства, танки и другую бронированную технику.

Зенитно-ракетные войска предназначены для прикрытия войск и объектов от ударов средств воздушного нападения противника.

Радиотехнические войска предназначены для обнаружения средств воздушного нападения противника в воздухе, опознания их, сопровождения, оповещения о них командования, войск и органов гражданской обороны, для осуществления контроля за полётами своей авиации.

Вооружение и военная техника Военно-воздушных сил

Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Ту-160 - предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удалённых военно-географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Стратегический ракетоносец Ту-95МС - предназначен для решения ударных задач по поражению наиболее важных целей в удалённых военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Тяжёлый военно-транспортный самолёт Ан-22 («Антей») - предназначен для перевозки на большие расстояния тяжёлой и крупногабаритной боевой техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способом.

Тяжёлый дальний военно-транспортный самолёт Ан-124 («Руслан») - предназначен для доставки войск со штатной боевой техникой и вооружением из глубокого тыла страны на театры военных действий (ТВД), перевозки войск между ТВД и внутри тыловых зон, усиления воздушных десантов тяжёлой боевой техникой, доставки грузов силам флотов на океанские ТВД, перевозки тяжёлых и крупногабаритных народно-хозяйственных грузов.

Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-24М - Предназначен для уничтожения наземных и надводных целей в любых метеоусловиях днём и ночью, в тактической и ближайшей оперативной глубине территории противника.

Самолёт-штурмовик Су-25 - предназначен для уничтожения малоразмерных подвижных и неподвижных наземных объектов в условиях визуальной видимости днём и ночью, а также малоскоростных воздушных целей на переднем крае в тактической и ближайшей оперативной глубине.

Выводы

  1. ВВС состоят из дальней и военно-транспортной авиации, фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации, фронтовой разведывательной авиации, фронтовой истребительной авиации, армейской авиации, зенитно-ракетных и радиотехнических войск.
  2. Военно-воздушные силы предназначены для воздушных ударов по группировкам противника, его тылу и транспорту.
  3. Военно-воздушные силы ведут воздушную разведку и организуют воздушные перевозки.
  4. Военно-транспортная авиация Военно-воздушных сил способна осуществлять высадку и выброску воздушных десантов, перевозку войск и военной техники на большие расстояния.

Вопросы

  1. Какие рода авиации входят в состав Военно-воздушных сил?
  2. Какие рода противовоздушных войск входят в состав Военно-воздушных сил?
  3. Какие основные самолёты состоят на вооружении дальней авиации?
  4. В какой разновидности фронтовой авиации служили легендарные герои Великой Отечественной войны Александр Покрышкин и Иван Кожедуб?

Задания

  1. Подготовьте краткое сообщение о предназначении противовоздушных войск и их вооружении и военной технике.
  2. Подготовьте сообщение о героических подвигах и рекордах знаменитого русского лётчика Первой мировой войны Петра Нестерова.
  3. Используя историческую литературу, напишите реферат на тему «Главный маршал авиации А. А. Новиков - командующий Военно-воздушными силами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
  4. Используя специальные материалы и Интернет, подготовьте сообщение об одном из современных военных лётчиков.

Российская военная авиация и сегодня вынуждена полностью полагаться на советские запасы авиационных вооружений, в то время как за прошедшие 20 лет развитые иностранные государства совершили фактически

Военно-воздушные силы России в ходе происходящего с 2008 г. процесса реформирования подверглись наиболее глубоким и масштабным преобразованиям. Главным образом это является следствием большого количества застарелых проблем, накопившихся в этом виде Вооруженных Сил.

Сформировавшийся к началу реформ облик ВВС без значительных изменений просуществовал еще с конца прошлого века, когда в 1997–2000 гг. прошла предыдущая масштабная волна слияний и расформирований полков ВВС и ПВО, а сами ВВС и ПВО были объединены в единый вид Вооруженных Cил РФ.

Передача в состав ВВС армейской авиации в 2003 г. существенно не повлияла на их общий облик. К началу реформы осенью 2008 г. ВВС и ПВО России по-прежнему являлись чрезвычайно внушительной силой, по крайней мере на бумаге. В их составе числилось до 2800 самолетов и вертолетов и около 100 дивизионов ЗРС/ЗРК С-300 и С-400.

Главнейшей проблемой ВВС РФ к 2008 г. являлось практически полное отсутствие закупок для них новой техники. Поставки новых самолетов и вертолетов резко сократились в первые же годы после распада СССР и сошли на нет в 1994–1995 гг. Таким образом, даже самая молодая авиационная техника к 2008 г. имела возраст не менее 15–20 лет. Основная же часть летательных аппаратов и комплексов ПВО имела и по-прежнему имеет еще больший возраст. За время, прошедшее с прекращения массовых поставок, техника физически и морально устарела, выработала свой ресурс. Даже без учета этого за последние 15 лет только в авариях и катастрофах, произошедших по боевым и небоевым причинам, ВВС потеряли до двухсот самолетов и вертолетов.

Накапливающееся техническое отставание российских ВВС особенно наглядно демонстрируется на примере наиболее динамично развивавшегося два последних десятилетия рода ВВС – многоцелевых истребителей.

Ко времени начала поставок их в войска, в 1982–1984 гг. советские истребители Су-27 и МиГ-29 были выдающимися самолетами, способными на равных тягаться с любыми соперниками того времени. Но после принятия на вооружение этих самолетов прошло более 20 лет. Их потенциальные противники не стояли на месте. Совершенствовались сами истребители, принимались на вооружение новые модели авиационного вооружения для них. В США разработаны и приняты на вооружение истребители F-22 нового, пятого поколения, обеспечивающие радикальное превосходство в бою даже над их собственными модернизированными истребителями F-15 и F-16.

Даже самая молодая авиационная техника к 2008 г. имела возраст не менее 15–20 лет
Фото: Леонид ЯКУТИН

В США заканчивается разработка истребителя пятого поколения F-35, который потенциально может стать основным противником российских самолетов в конфликтах будущего. В отличие от истребителя F-22, экспорт которого не планируется, F-35 будет активно поставляться США на внешний рынок. В качестве его потенциальных покупателей рассматриваются не только страны НАТО, но и соседи России, такие, как Финляндия, Япония, и другие.

Помимо появления этих революционных истребителей происходила и непрерывная эволюция зарубежных ровесников и даже предшественников Су-27 и МиГ-29, придавшая зарубежным истребителям, кроме возросших истребительных возможностей, качества многофункциональных ударных самолетов.

Другие соседи России, такие, как Китай и Индия, обзавелись сотнями единиц многофункциональных истребителей российской разработки. Поставленные в эти страны модернизированные самолеты усовершенствованного четвертого поколения и боеприпасы к ним значительно превосходят то, что стояло на вооружении российских ВВС.

За прошедшие 20 лет развитые иностранные государства совершили фактически революцию в насыщении авиации современной авионикой и высокоточными средствами поражения, которые позволили значительно расширить возможности даже старых типов самолетов. Российские же ВВС были вынуждены полностью полагаться на советские запасы авиационных вооружений. Для них не закупались даже современные отечественные системы оружия, массово поставляющиеся за рубеж, такие, как ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ) с активным радиолокационным самонаведением.

К сожалению, в составе российских ВВС как для истребительной, так и для прочих родов авиации время как будто застыло на уровне середины восьмидесятых годов. К 2008 г. они по-прежнему в основном оставались теми же самолетами с тем же вооружением, что были произведены еще в СССР.

Возраст большинства нынешних российских боевых самолетов в 20–25 лет сам по себе не является критичным. Но из-за многолетнего недофинансирования потребностей в ремонте и техобслуживании в девяностые и в начале двухтысячных годов они находились в плачевном состоянии. В результате при штатной численности (с 1998 г.) обычных авиационных полков в 24 самолета (без учета учебно-боевых машин) в воздух способны были подниматься далеко не все.

К примеру, на 2007 г. в 14-м истребительном авиаполку (Курск) летали лишь 15 МиГ-29, да и те имели крайне малый оставшийся ресурс двигателей. Такая ситуация, особенно по двигателям, и для остальных ВВС РФ являлась скорее правилом, чем исключением.

Начавшиеся с середины двухтысячных годов программы модернизации составляющих наличный авиапарк Су-27СМ, Су-25СМ, Су-24М2, Ми-24ПН из-за ограниченности выделенных финансовых ресурсов не смогли переломить ситуации в целом по ВВС, улучшив ситуацию только в отдельных авиаполках, которые оснащались модернизированными самолетами весьма низкими темпами.

В результате неудовлетворительного технического состояния имеющегося парка авиатехники начавшееся с середины двухтысячных годов существенное улучшение финансирования боевой подготовки не могло радикально улучшить ситуацию с налетом. Даже при выделении полкам достаточного количества топлива экипажи не могли обеспечить себе достаточный налет. Во фронтовой авиации обычной ситуацией являлось то, что всем экипажам полка приходилось летать лишь на нескольких самолетах, имеющих максимальный оставшийся ресурс.

Это делало физически невозможным обеспечение высокого налета для всех летчиков или экипажей полка. Ситуация усугублялась тем, что имеющие малый налет летчики не могли вести подготовку в сложных метеоусловиях. Это дополнительно уменьшало количество дней в году, доступных для подготовки летчиков. Низкий налет мешал отработке группового боевого применения и сложных его видов, таких, как применение управляемого оружия бомбардировщиками и штурмовиками.

Одним из наиболее серьезных сигналов о неудовлетворительном состоянии российского авиапарка стали сразу два крушения истребителей МиГ-29 в 2008 г., произошедшие из-за разрушения в полете их хвостового оперения. В результате последующих проверок всех состоящих на вооружении самолетов этого типа коррозия в хвостовом оперении была выявлена у 80% из них. Не менее трети общего парка МиГ-29 с наиболее опасными повреждениями оказалось на несколько месяцев приковано к земле до проведения ремонта.

Глубину накопившихся проблем в ВВС РФ продемонстрировал конфликт с Грузией в августе 2008 г. Потеря сразу шести самолетов в пятидневных боевых действиях против относительно слабого противника стала полной неожиданностью. Невысокой оказалась и эффективность авиаударов, наносившихся в основном неуправляемым оружием. Авиация не сумела обеспечить эффективного подавления грузинской артиллерии или нанести существенный урон войскам противника, даже находящимся на марше и двигавшимся в составе колонн. Это проявило как недостатки состоящей на вооружении техники, так и проблемы с боевой подготовкой ВВС и в управлении ими в условиях реальных боевых действий. Анализ итогов применения авиации в этом конфликте стал одной из движущих сил последовавшего масштабного реформирования ВВС.

СТРУКТУРНАЯ РЕФОРМА ВВС РОССИИ

Наиболее значимым этапом начатого осенью 2008 г. перехода ВВС РФ к новому облику явилась коренная реформа их структуры. По своему масштабу она является беспрецедентной с девяностых годов прошлого века, когда шло сокращение избыточных сил ВВС, доставшихся России после распада Советского Союза. Практические мероприятия по реорганизации ВВС были начаты уже 1 декабря 2008 г. и в основной своей части произведены всего за год – к 1 декабря 2009 г., хотя во многих аспектах процесс реструктуризации не был завершен и к концу 2010 г.

Прежде всего по замыслу реформирования ВВС и ПВО было принято решение отказаться от существовавшей структуры «воздушная армия – дивизия (корпус) – полк». На смену воздушным армиям пришли самостоятельные командования Военно-воздушных сил и ПВО, командования дальней и военно-транспортной авиации. Корпуса и дивизии ПВО сменили сформированные на их базе бригады воздушно-космической обороны.

В сами командования теперь входят авиационные базы, бригады воздушно-космической обороны и более мелкие части обеспечения. В свою очередь авиационные базы состоят из основной тактической единицы ВВС – эскадрилий, а бригады воздушно-космической обороны – из полков. Таким образом, осуществлен переход к трехзвенной структуре «командование – авиабаза (бригада) – эскадрилья (полк)».

По функциональному признаку на основе бывшей 37-й воздушной армии Верховного главнокомандования (стратегического назначения) было сформировано Командование дальней авиации, объединяющее все стратегические и дальние бомбардировщики и самолеты-заправщики. Изначально планировалось передать в состав командования также и всю морскую ракетоносную авиацию ВМФ РФ (самолеты Ту-22М3), однако пока этого не произошло.

На основе 61-й воздушной армии Верховного главнокомандования (военно-транспортная авиация) создано Командование военно-транспортной авиации.

На основе Командования специального назначения (и входившей в его состав 16-й воздушной армии) создано обладающее особым повышенным статусом Оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны, отвечающее за зону ПВО Москвы, а также почти всю территорию Московского военного округа. Командование было официально активировано 2 июля 2009 г.

Четыре командования созданы по территориальному принципу, заменяя шесть бывших армий ВВС и ПВО, подчинявшихся шести соответствующим военным округам. Хотя в целом система соответствия военным округам остается, однако в ряде случае производится объединение сил бывших армий ВВС и ПВО либо частичное перераспределение зон ответственности.

1-е Командование ВВС и ПВО создано на основе 6-й армии ВВС и ПВО (Ленинградский военный округ). Кроме того, в зону ответственности командования перешла часть западной территории Московского военного округа и вся ударная авиация бывшей 16-й воздушной армии.

2-е Командование ВВС и ПВО создано на основе 14-й армии ВВС и ПВО (Сибирский военный округ, включающий территорию бывшего Забайкальского военного округа).

3-е Командование ВВС и ПВО создано на основе 11-й армии ВВС и ПВО (Дальневосточный военный округ).

4-е Командование ВВС и ПВО создано на основе двух армий ВВС и ПВО – 4-й (Северо-Кавказский военный округ) и 5-й (Приволжско-Уральский военный округ), распространяя тем самым свою ответственность на громадную территорию трех бывших советских военных округов.

В 2010 г. эти четыре командования ВВС и ПВО вошли в состав четырех соответствующих созданных новых военных округов (объединенных стратегических командований): 1-е Командование ВВС и ПВО – в состав Западного военного округа, 2-е Командование ВВС и ПВО – в состав Центрального военного округа, 3-е Командование ВВС и ПВО – в состав Восточного военного округа, 4-е Командование ВВС и ПВО – в состав Южного военного округа.

Одно из основных мероприятий реформы ВВС России – переход к авиационным базам, которые стали основным структурным подразделением ВВС, и бригадам воздушно-космической обороны в ПВО. В результате осуществлено упразднение существовавшей с 1938 г. полковой структуры авиационных частей. Сформированные на месте авиационных полков авиационные базы объединили в себе собственно авиаполки и вспомогательные части, обеспечивающие их функционирование, которые ранее были самостоятельными. В состав авиабаз включены ранее отдельные батальоны аэродромного обеспечения, а также батальоны связи и радиотехнического обеспечения.

Такое переподчинение позволило обеспечить принцип единоначалия в рамках авиабазы. Идея заключается в интеграции под одним руководством командования авиабазы всех авиационных и наземных подразделений. Подобная структура уже длительное время существует в ВВС Белоруссии, откуда, по некоторым данным, и была позаимствована. За счет ликвидации статуса отдельных частей в них были значительно сокращены управленческие структуры и сокращено число командного персонала. Ранее самостоятельные их командиры получили статус заместителей командира авиабазы. Это изменение было произведено в общем духе реформы Вооруженных сил РФ, одной из заявленных задач которой стало сокращение в них доли офицеров.

Многие сформированные авиабазы существенно возросли в численности по сравнению с прежними авиаполками. Они были укрупнены за счет расформирования части имевшихся на начало реформы авиаполков и отдельных эскадрилий и передачи их техники и личного состава в формируемые авиабазы. Произведено и объединение полков, базировавшихся на одном и том же аэродроме.

Например, в Буденновске в 6971-ю авиационную базу были объединены 368-й штурмовой авиационный полк и 487-й отдельный вертолетный полк, а также части их обеспечения. Кроме того, в состав этой авиабазы включили и соседний 960-й штурмовой авиационный полк, дислоцировавшийся в Приморско-Ахтарске. В результате оценочно общая численность техники авиабазы может достигать ста самолетов и вертолетов. Базы подобного масштаба являются базами первого разряда. В подчинении у них могут находиться одновременно несколько аэродромов, на каждом из которых постоянно базируется авиагруппа, включающая одну или более эскадрилий, организационно входящих в состав авиационной базы. Таким образом, авиационная база первого разряда фактически эквивалентна прежней авиационной дивизии.

Существуют вновь сформированные базы и меньшего размера, по численности техники примерно соответствующие бывшим полкам, как правило, базирующиеся на одном аэродроме. Такие базы классифицируются как базы второго разряда.

Количество планируемых к формированию в ходе реформы авиационных баз неоднократно сокращалось. В итоге небольшое количество новых авиабаз заменило насчитывавшиеся в ВВС на 2008 г. суммарно 72 авиационных полка, 14 прежних авиационных баз и 12 отдельных авиационных эскадрилий и отрядов. В общей сложности количество частей и соединений ВВС и ПВО в ходе реформы планировалось сократить с 340 до 180. Руководством ВВС заявлялось, что «в связи с организационными мероприятиями потребуется реформировать 84% воинских формирований ВВС, в том числе расформировать – 10%, передислоцировать и переформировать – 22%, перевести на другие штаты – 68%».

Все образованные авиационные базы и бригады ВКО стали частями постоянной боевой готовности, развернутыми по штатам военного времени. Это подразумевает возросшие требования к исправности техники ВВС и ПВО и повышенное внимание к ее обеспечению. Заметное положительное влияние оказано на части зенитных ракетных войск ПВО, некоторые из которых до проведения реформы были кадрами полков.

Поскольку в ходе реформирования широко используется практика объединения в рамках одной авиационной базы частей двух или даже более бывших авиационных полков, то это сопровождается значительными перемещениями техники и личного состава. Масштабные перемещения личного состава в рамках реформы вызвали множество чисто житейских проблем. Особенно сложная ситуация на крупных авиабазах, сформированных слиянием нескольких полков. Главной проблемой является обеспечение жильем переведенных на такие базы военнослужащих и их семей, а также увольняемых при переформировании офицеров. В увеличившихся в численности гарнизонах ощущается и нехватка объектов социально-культурной инфраструктуры. Такая ситуация сохранится по крайней мере до 2013 г. – к этому времени планируется обеспечить жильем всех офицеров.

Система подготовки личного состава ВВС также претерпела реформирование. 1 сентября 2008 г. два ведущих высших военно-учебных заведения ВВС – Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина в Монине (Московская область) и Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского в Москве были объединены в единую структуру – Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, которая располагается в Монине. Подготовка летного состава ВВС окончательно централизуется в составе Краснодарского авиационного института. Сокращается количество учебных заведений по подготовке специалистов. Следует отметить, что учебная авиация военных училищ сохраняет прежнюю полковую структуру, хотя и претерпевает сокращения (с 13 до 10 полков).

НЫНЕШНЯЯ СТРУКТУРА ВВС РОССИИ

Структурная реформа ВВС и ПВО России на конец 2010 г. не завершена. До сих пор продолжаются передислокации людей и техники. Более того, вносятся изменения даже в такие базовые параметры, как само количество авиабаз. Последняя крупная волна сокращений и передислокаций была произведена к 1 декабря 2010 г. Это создает некоторые трудности в определении точной и окончательной картины послереформенной структуры ВВС.

Известны лишь самые общие параметры. Согласно заявлению главнокомандующего ВВС России (на тот момент) генерал-полковника А. Н. Зелина на ноябрь 2010 г. российские ВВС и ПВО состоят из главного командования, семи оперативных командований, семи авиационных баз первого разряда и восьми авиационных баз второго разряда, а также 13 бригад воздушно-космической обороны. Кроме того, восемь авиационных баз армейской авиации были переданы в подчинение Объединенных стратегических командований, но ВВС по-прежнему отвечают за их боевую подготовку. Неясно, вошли ли в названное генерал-полковником Зелиным количество авиабаз базы командований дальней и военно-транспортной авиации. Общая численность личного состава ВВС – около 170 тысяч человек (в том числе офицеров – 40 тысяч, военнослужащих контрактной службы – около 30 тысяч).

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПОСЛЕРЕФОРМЕННЫХ ВВС РФ НА ОСЕНЬ 2010 Г. (без учета частей центрального подчинения)
Оперативно-стратегическое командование воздушно- космической обороны (управление – Москва):
  • 4-я бригада воздушно-космической обороны (Долгопрудный);
  • 5-я бригада воздушно-космической обороны (Петровское);
  • 6-я бригада воздушно-космической обороны (Ржев);
  • 6963-я авиационная база – на вооружении самолеты МиГ-29СМТ (Курск);
  • 6968-я истребительная авиационная база – Су-27, МиГ-31 (Хотилово).
1-е командование ВВС и ПВО (Воронеж):
  • 1-я бригада воздушно-космической обороны (Североморск);
  • 2-я бригада воздушно-космической обороны (Хвойный);
  • 6961-я авиационная база – Су-27 (Бесовец);
  • 6964-я авиационная база – Су-24М, Су-24МР (Мончегорск);
  • 6965-я авиационная база – Ми-8, Ми-24 (Вязьма);
  • 7000-я авиационная база – Су-24М, Су-24МР, Су-34 (Воронеж).
2-е командование ВВС и ПВО (Екатеринбург):
  • 9-я бригада воздушно-космической обороны (Новосибирск);
  • 10-я бригада воздушно-космической обороны (Чита);
  • 6979-я авиационная база – МиГ-31 (Канск);
  • 6980-я авиационная база – Су-24М (Челябинск);
  • 6982-я авиационная база – МиГ-29 (Домна).
3-е командование ВВС и ПВО (Хабаровск):
  • 11-я бригада воздушно-космической обороны (Комсомольск-на-Амуре);
  • 12-я бригада воздушно-космической обороны (Владивосток);
  • 6983-я авиационная база – Су-25, Ми-8, Ми-24 (Воздвиженка);
  • 6987-я авиационная база – Су-27СМ (Дземги);
  • 6988-я авиационная база – Су-24М, Су-24М2, Су-24МР (Хурба);
  • 6989-я авиационная база – Су-27СМ (Центральная Угловая);
  • 265-я транспортная авиационная база (Хабаровск).
4-е командование ВВС и ПВО (Ростов-на-Дону):
  • 7-я бригада воздушно-космической обороны (Ростов-на-Дону);
  • 8-я бригада воздушно-космической обороны (Екатеринбург);
  • 6970-я авиационная база – Су-24М (Морозовск);
  • 6971-я авиационная база – Су-25СМ, Ми-8, Ми-24, Ми-28 (Буденновск);
  • 6972-я авиационная база (Крымск);
  • 6974-я авиационная база – Ми-8, Ми-24, Ми-28 (Кореновск);
  • 6977-я авиационная база – МиГ-31 (Пермь);
  • 999-я авиационная база – Су-25, Су-27, Ми-8 (Кант);
  • 229-я транспортная авиационная база (Ростов-на-Дону).
Командование военно-транспортной авиации (Москва):
  • 6955-я авиационная база – Ил-76 (Тверь);
  • 6956-я авиационная база – Ил-76 (Оренбург);
  • 6958-я авиационная база – Ил-76 (Таганрог);
  • 6985-я авиационная база – Ил-76 (Псков).
Командование дальней авиации (Москва):
  • 6950-я авиационная база – Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160 (Энгельс);
  • 6952-я авиационная база – Ту-95МС (Украинка);
  • 6953-я авиационная база – Ту-22М3 (Средний).

Количество авиатехники, числящейся по штату в ВВС и армейской авиации после реформы, не раскрывается. Однако известно, что ее численность в ходе реформы планировалось сократить не менее чем на треть. По всей видимости, фактическое сокращение стало еще более значительным. Произошедшие в рамках реформы ВВС передислокации частей и их слияния позволили избавиться от части авиатехники, формально числившейся в составе полков, но уже неспособной подниматься в воздух.


Для российских ВВС время как будто застыло на уровне середины 1980-х гг.
Фото: Леонид ЯКУТИН

Особенно показательна тут 6961-я авиабаза 1-го Командования ВВС и ПВО в Бесовце. Эта единственная оставшаяся истребительная авиабаза на северо-западе Российской Федерации образована слиянием сразу трех истребительных авиационных полков: 941-го (Килп-Явр), 159-го (Бесовец) и 177-го (Лодейное поле). После объединения этих полков, насчитывавших по штату шесть эскадрилий, в составе базы осталось только две эскадрильи, в которые были сведены наиболее сохранившиеся истребители из этих трех полков. Но даже это не спасает от технических проблем с устаревшей и испытывающей хронические проблемы с обслуживанием материальной части.

В результате преобразований ВВС штатная численность в них самолетов всех типов заметно сократилась, но это является лишь признанием давно сложившейся фактической ситуации. В противоположность этому силы ПВО существенному сокращению не подверглись и практически сохранили дореформенное количество полков и дивизионов.

Министерство обороны РФ в целях экономии отказалось от использования большинства аэродромов, находившихся на его балансе до реформы. С 245 эксплуатируемых аэродромов их количество уменьшилось до 27. Еще на нескольких десятках будут оставлены авиационные комендатуры, которые станут поддерживать их в готовности к приему самолетов. Остальные окажутся фактически заброшенными, отражая, впрочем, их реальное состояние. Для того чтобы компенсировать такое сокращение, планируется принять закон, позволяющий ВВС при необходимости использовать для своих нужд любой гражданский аэропорт на безвозмездной основе.

Продолжение следует

Антон Владимирович ЛАВРОВ
независимый военный аналитик, окончил Тверской государственный университет, один из авторитетных исследователей российско-грузинской войны

ВВС России по размеру флота уступает только ВВС США.

По состоянию на 2010 год, численность личного состава ВВС России составляет около 148 000 человек. В эксплуатации Военно-воздушных сил находятся более 4 000 единиц военной техники, а также 833 на хранении.

После реформы, авиаполки были сведены в авиабазы, общим количеством 60 АБ.

Тактическая авиация имеет в своём составе следующие эскадрильи:

  • 38 истребительных аэ)
  • 14 бомбардировочных аэ,
  • 14 штурмовых аэ,
  • 9 разведывательных аэ,
  • учебные и испытательные - 13 аэ.

Дислокация авиабаз тактической авиации:

  • КОР - 2 АБ
  • ГВЗ - 1 АБ
  • ЗВО - 6 АБ
  • ЮВО - 5 АБ
  • ЦВО - 4 АБ
  • ВВО - 7 АБ

В конце 2003 года, генерал-лейтенант Виктор Николаевич Сокерин, подав в отставку с должности Командующего ВВС и ПВО Балтийского флота так охарактеризовал ситуацию в ВВС на тот момент: «ВС испытывают неконтролируемый распад своей боевой авиации». «…Авиационные полки укомплектованы офицерами, которые на протяжении пяти лет обучения имели всего несколько часов учебного налёта, причем главным образом с инструктором. Только 3 процента лётчиков 1-го и 2-го классов имеют возраст моложе 36 лет и только 1 процент штурманов 1 класса ВВС БФ моложе 40 лет. 60 процентов командиров экипажей старше 35 лет, половина из них старше 40 лет.»

По итогам 2006 года средний налёт в ВВС России составил 40 часов. Показатель налёта зависит от вида авиации. В военно-транспортной авиации он был 60 часов, тогда как в истребительной и фронтовой авиации составил 20-25 часов. Для сравнения, за тот же год данный показатель в США составил 189, Франции 180, Румынии 120 часов. В 2007 году в результате улучшения снабжения авиатопливом и активизации боевой подготовки, среднегодовой налёт увеличился: в Дальней авиации он составил 80-100 часов, в авиации ПВО - примерно 55 часов. Молодые лётчики нередко имеют налёт свыше 100 часов.

Помимо ВВС, имеется военная авиация и в других видах и родах войск Вооружённых Сил России: ВМФ, РВСН. Авиация ПВО и авиация сухопутных войск входят в состав ВВС. Авиация Ракетных войск стратегического назначения к 1 апреля 2011 года будет передана в состав Военно-воздушных сил РФ.

План по сокращению численности баз предусматривает уменьшение до 33 авиабаз, и списание около 1000 ЛА, до 2000 ЛА.

Точный количественный и качественный состав ВВС ВС России является секретной информацией. Приведённые ниже данные собраны по открытым источникам и могут содержать существенные неточности.

Источники

МиГ-31 - тяжёлый скоростной перехватчик

МиГ-29 - лёгкий многоцелевой истребитель

Су-35БМ - тяжёлый многоцелевой истребитель поколения 4++

Ту-22М3 - средний бомбардировщик-ракетоносец

Ту-160 - тяжёлый стратегический бомбардировщик-ракетоносец и Су-27 - истребитель-перехватчик

Ил-78 - воздушный танкер и пара Су-24 - фронтовых бомбардировщиков

Ка-50 - ударный вертолёт

Назначение, наименование Количество в регулярных ВВС Количество в резерве ВВС Общее количество Количество поставленных машин
Стратегическая и дальняя авиация: 204 90 294
Ту-22М3 124 90 214
Ту-95МС6/Ту-95МС16 32/32 64
Ту-160 16 16
Фронтовая авиация: 655 301 956 39
Су-25 / Су-25СМ 241/40 100 381
Су-24 / Су-24М / Су-24М2 0/335/30 201/0/0 566 0
Су-34 9 9 23
Истребительная авиация: 782 600 1382 66
МиГ-29 / МиГ-29СМТ/УБТ 242/34 300 570
МиГ-31 / МиГ-31БМ 178/10 200 388
Су-27 / Су-27СМ / Су-27СМ2/СМ3 252/55/4 100 406 0/0/8
Су-30 / Су-30М2 5/4 9
Су-35С 0 0 48
Боевые вертолёты: 1328 1328 130
Ка-50 8 8 5
Ка-52 8 8 31
Ми-24П/Ми-24ПН/Ми-24ВП-М 592/28/0 620 0/0/22
Ми-28Н 38 38 59
Ми-8/Ми-8АМТШ/Ми-8МТВ-5 600/22/12 610 0/12/18
Ми-26 35 35
Ка-60 7 7
Разведывательная авиация: 150 150
Су-24МР 100 100
МиГ-25РБ 30 30
A-50/A-50У 11/1 8 20
Транспортная авиация и танкеры: 284 284 60
Ил-76 210 210
Ан-22 12 12
Ан-72 20 20
Ан-70 0 60
Ан-124 22 22
Ил-78 20 20
Зенитно-ракетные войска: 304 304 19
С-300ПС 70 70
С-300ПМ 30 30
С-300В/С-300В4 200 ПУ 200 ПУ 0/?
С-400 4 4 48
Учебно-тренировочная и учебно-боевая авиация: >980 980 12
МиГ-29УБ/ МиГ-29УБТ ?/6
Су-27УБ
Су-25УБ/ Су-25УБМ 0/16
Ту-134УБЛ
Л-39 336 336
Як-130 8 8 3
Ансат-У 15 15
Ка-226 0 6

Перевооружение

В 2010 году Министерству обороны России российской авиационной промышленностью был поставлен 21 самолёт и 57 вертолётов.

В 2011 году Министерство обороны России получит от промышленности минимум 28 самолётов и более 100 вертолётов. Также в этом году продолжится модернизация парка штурмовиков Су-25 до стандарта «СМ».

На май 2011 года на вооружение поступило 8 серийных вертолётов Ка-52. В месяц завод может собирать до 2 Ка-52

По данным МО России в 2011 году будет закуплено 35 самолётов, 109 вертолётов и 21 зенитно-ракетная система.

По состоянию на начало 2011 года, 8 из 38 авиационных эскадрилий истребительной авиации были перевооружены на новые и модернизированные самолёты; штурмовой авиации - 3 из 14 аэ; бомбардировочной авиации - 2 из 14 аэ. В этом же году на Су-34 будет перевооружена одна бомбардировочная аэ авиабазы Балтимор под Воронежом.

Стало известно о заказе МО РФ 100 вертолётов Ка-60 со сроком начала поставок в 2015 году.

Стало известно, о том, что на авиасалоне МАКС-2011, планируется подписать контракт на поставку дополнительной партии Як-130 в объеме 60 машин.Контракт по модернизации МиГ-31 в вариант МиГ-31БМ в объеме 30 машин.Контракт на поставку МиГ-29К в объеме 24 машины для Авиации ВМФ РФ.

Количество авиатехники поступившей в ВВС за последние годы в рамках программы перевооружения:

Наименование Количество
Истребительная авиация: 107
МиГ-29СМТ 28
МиГ-29УБТ 6
МиГ-31БМ 10
Су-27СМ 55
Су-27СМ3 4
Су-30М2 4
Штурмовая/бомбардировочная авиация: 87
Су-25СМ 40
Су-25УБМ 1
Су-24М2 30
Су-34 13
Учебно-тренировочная авиация: 6
Як-130 9
Вертолётная авиация: 92
Ка-50 8
Ка-52 11
Ми-28Н 38
Ми-8АМТШ 32
Ми-8МТВ5 19
Ансат-У 15

Заключенные контракты на поставку авиатехники для ВВС и ВМФ РФ:

Наименование Количество Справка
МиГ-29К 24 планируется подписание контракта на МАКС-2011
Су-27СМ3 12 выполнен на треть, последние 8 бортов поступят в 2011
Су-30М2 4 выполнен
Су-35С 48 первые два борта поступят в 2011, срок выполнения до 2015 года
Су-34 32 4 бортов поставлено, в 2011 поступят ещё 6, в дальнейшем по 10-12 машин ежегодно
Су-25УБМ 16
Ка-52 36 8 серийных борта поставлено, в 2011 поступят ещё 10
Ми-28Н 97 38 бортов поставлено, включая 15 в 2010, в 2011 поступят ещё 15
Ми-26Т ? 4 до конца 2011 года
Як-130 62 9 серийных борта поставлено, летом поступят ещё 3
Ан-140-100 11 Будут поставлены в течении 3-х лет
Ка-226 36 6 в 2011
Ка-60 100 поставки с 2014-2015 года, возможна часть в корабельном исполнении

Беспилотные летательные аппараты

В составе ВВС России имеются два полка БПЛА, исследовательская эскадрилья и Центр боевого применения БПЛА в Егорьевске. В то же время, развитие БПЛА в России значительно отстаёт от аналогичных программ стран НАТО. В 2010 году МО РФ заказало у Израиля 3 вида разведовательных беспилотных самолёта для нужд своей армии. Общее количество аппаратов оценивается в 63 единицы. В России планируется открыть совместное с Израилем предприятие по производству БПЛА.

Виды закупленных БЛА:

  • IAI Bird-Eye 400
  • IAI I-View
  • IAI Searcher 2

Из отечественных БЛA на вооружении доподлинно известно находятся:

  • ZALA 421-08
  • Пчела-1Т
  • Типчак
  • Ту-243

Учебные заведения

Учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для Военно-воздушных сил России:

  • Военно-воздушная академия имени проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина
  • Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова
  • Краснодарский филиал ВУНЦ ВВС «ВВА»
  • Военный авиационный инженерный университет г. Воронеж