Водяной любит чтобы ему было рядом с. Водяной - как выглядит и где живет? Жилье и среда обитания водяного

В ОДЯНОЙ - хозяин вод, водяной дедушка, хранитель рек, озер и рыбных запасов. Пасет на водных просторах, особенно в омутах, стада лещей, сомов, налимов и другой водной живности. Покровительствует и птицам, обитающим на воде. Подчинен, как и все водяные духи, богу .

В дальнейшем водяные изображаются как водяная нежить, полудухи, власть которых распространялась над водами. Нечистая сила, живущая в омутах, в водоворотах, под мельницами, в речных ямах, где она имеет роскошные Хоромы и куда затаскивает купающихся, особенно мальчиков, и готовит из них своих преемников. Других превращает в кабальных рабочих: заставляет их переливать воду, перетаскивать и перемывать речной песок.

Водяного называют и бесом, и водяным дедушкой. Представляется он раздутым, нагим, косматым, с зеленой бородой, опутанным речной тиной. Лапы у него с перепонками, хвост - рыбий, а глаза горят, как уголья. Ездит на соме или на коряге. Может показаться в виде заросшей мхом щуки, а может предстать и в собственном виде. Когда луна молодая, водяной выглядит молодо, при старой луне - старо.

С другими водяными он нередко враждует. Чаща всего из-за того, что стараются рыбьи стада друг у друга угнать. А бывает, что пытаются и территорию соседа захватить. Иногда, враждуя друг с другом, даже мужиков деревенских себе на помощь зовут.

Водяной считается злее и опаснее леших полевых (водная среда для человека более опасна ), но все же является их товарищем, а во домовому он недруг.

«Раньше, говорят, Водяной с Лешим бы. очень близкими друзьями. Часто встречались беседовали. А однажды медведь - подопечный Лешего - забрался в озеро, ну и понятно дело, как медведь, устроил шум, гам и тарарам. Воду взбаламутил, рыбу гоняет-ловит. И приключилось тут быть сому из свиты Водяного. Не стерпел он такого безобразия и вцепился всеми своими зубами в пасть медведя.

Взревел медведь от боли, на берег выскочил, а сом так на морде у него и висит. Содрал он его с себя лапами, разорвал на куски да и сам сдох. С тех пор Леший с Водяным не то чтобы рассорились, но и такими близкими друзьями перестали быть: Леший на всякий случай стал леса от берегов рек и озер отодвигать».

Водяниху отчасти напоминает русалка , образ которой, впрочем, весьма варьируется по регионам. В значительной части северных районов вовсе не знают такого образа, а если знают, то представляют ее старой безобразной женщиной с отвислыми грудями, напоминающей лихачиху и не связанной с водной стихией. Более известный нам тип речной или лесной красавицы, чешущей волосы, чарующей мужчин и губящей девиц, распространен в Южной и Центральной России, а также на Украине.


Водяному приносили жертвы самого разного рода - от животных (например, черной свиньи или ворованной лошади) до табака, который поморы на Русском Севере бросали в воду с бранью: староверы считали, что «табак и ругань как порождение „нечистого" должны были служить угодным ему подношением». Поморы, кстати, верили, что и в море живет враждебный человеку дух - «морской сотан», мешающий промыслу и губящий рыбаков. Водяной, как леший, женолюбив и вообще склонен похищать людей, которые навсегда остаются в его подводных хрустальных чертогах.

Водяной пасет на дне рек и озер стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Вообще-то он добрый, но иногда любит водяной побаловаться: затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники, кстати, тоже ходят в услужении у водяного.

Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьет из ручья или колодца, требует у захваченного царя или купца сына в залог и т. п.

Водяной часто пытается перевернуть, затопить лодку с людьми. Об этом говорится в севернорусском «Житии Иова Ущельского» (XVII в.): «Ехали через Мезень-реку в лодке Фока с братьями, Петровы дети, на пашню свою и переправляли лошадь, и выехали до половины реки, и нашел на них дух нечистый, водный и начал лошадь топить. Они же лошадь держали, а нечистый дух въяве ходил волнами, как большая рыба, и нападал на лошадь и за лодку хватал, потопить хотя. Они же веслами его отогнали...»

По словам С. Максимова, кровоподтеки, раны и царапины, замечаемые на телах вынутых из воды утопленников служат наглядным свидетельством, что эти несчастные побывали в лапах водяного. Трупы людей он возвращает не всегда, руководясь личными капризами и соображениями, но трупы животных почти всегда оставляет для семейного продовольствия.

Хорошо осведомленные люди не едят раков и голых рыб (налимов и угрей), так как это любимые блюда на столе водяного, а также и сомовину за то, что на сомах, вместо лошади, ездят под водой водяные.


«Приходит водяной к попу и просит одной вещи, а какой - выговорить не может, обещает только шапку золота. Поп догадался, что у него просят, взял крест и отправился к озеру. Пришли на самую середину озера и стали спускаться в водяное царство. Тут водяной указал попу на крест и велел выпустить его из рук. Лишь только тот выпустил, поднялся крик, шум, визг. Загорелось все водяное царство и сгорело дотла. Разбежались все тамошние жители. Водяной велел опять взять крест, дал попу шапку золота и сказал: „Ну, спасибо, поп. Сюда переселился водяной из соседнего озера и совсем выгнал меня из моего жилища. Сжег ты его водяное царство, а я вновь его построю. Если тебе что понадобится - приходи. Я буду твоим вечным слугой"».

Водяной тоже требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека.

Удачи рыболовов также находятся во власти водяных. Старики до сих пор из первого улова часть или первую рыбу кидают обратно в воду, как дань и жертву. Идучи на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны.

Плотогоны и рыбаки почитали и боялись водяного: проплывая над местом, где могло быть его жилище, они снимали шапки. Полагали, что почитающих его рыбаков и моряков водяной оберегает: спасает во время бури, помогает при ловле рыбы. Чтобы задобрить водяного, рыбаки бросали в воду соль, табак и лапти с портянками и кричали: «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!»

С водяными делились собственной едой и даже чаем, отливали немного в воду. Рыбак мог заключить договор с водяным, и тот обязывался доставлять человеку много рыбы и вообще служить ему. Но условия были жестокими: рыбак должен был бросить в воду нательный крест и отречься от родни. Такой рыбак рано или поздно тонул, а его душа поступала в распоряжение нечистой силы.


С водяным старались дружить и пасечники: они считали его покровителем пчел. Согласно легенде, первый рой пчел отроился от лошади, заезженной водяным. Поскольку недовольный водяной мог затопить ульи, которые часто ставили на прибрежных лугах, или же наслать на пчел сырость и этим погубить их, то когда начинали вынимать соты с новым медом, пасечники «кормили» водяного медом и дарили воском понемногу от каждого улья.

Считалось, что если пасечник заключит договор с водяным, тот даст ему кукушку, которую следует посадить в отдельный улей. Пока такая кукушка живет у пасечника, у него пчелы дают много меда, но стоит ее выпустить, как следом за ней улетит весь рой. Однако мед от таких пчел не слишком хорош и вкусен, а отличить его можно по тому, что обычные пчелы строят соты крестиками, а пчелы водяного - кружочками.

Образ водяного как хозяина и охранителя вод присутствует в мифах всех славянских народов. У народов западной Европы его аналогом служит морской царь. Однако морской царь это одно существо, которое управляет всеми водами Земли. Водяных же много, каждый из них живет в своем крупном водоеме, а также в мелких, но особо важных, например, в родниках.

Особенно, как утверждают народные сказания, водяные любят водоемы при мельницах. Падающая с мельничного колеса вода обязательно вымывает глубокий омут, куда водяной и приходит жить со своим окружением. В услужении у него находятся русалки, которые очень любят кататься на мельничном колесе. Выглядят водяные по-разному. Они умеют менять свой облик, могут прикинуться ребенком или девушкой. Но обычно это бородатый мужчина с зелеными усами и набившейся в бороду тиной. Народные предания зачастую связывают облик водяного с фазой луны. Считается, что пока луна «молодая», то водяной выглядит как молодой человек. Вместе с «ростом» луны он стареет, и наконец, когда луна «полная», водяной выглядит как глубокий старик. И этот цикл повторяется из месяца в месяц. Зимой водяной постоянно спит в глубоком омуте. Однако его можно разбудить, если нужна помощь. Так делают в основном на святки. В прорубь опускается угощение для него, чтобы водяной помог девушкам в святочных гаданиях. В целом к людям водяной относится нейтрально. Однако он любит проявление уважения к себе и не терпит, когда наносится вред водоему. Водяной топит тех, кто купается после заката и до рассвета, а также кто входит в воду, не осенив себя крестным знамением. Утопленников он обращает в своих слуг. Причем он забирает только душу, а тело выбрасывает на берег, чтобы оно не загрязняло воду.
По народным поверьям, под водой жизнь у водяного жизнь налажена, как у зажиточного крестьянина. Он имеет просторную избу и даже домашний скот: коров и лошадей, все эти животные - черного цвета. Больше всего от водяного зависят мельники, рыбаки и пчеловоды. Последние потому, что широкий и бурный разлив может подтопить ульи. Кроме того, пчелы крайне чувствительны к влаге, и несколько капель косого дождя могут уничтожить целую пчелиную семью. А так как всей водой заведует водяной, то опытный пчеловод обязательно стремится задобрить водяного. В омут бросают крупные куски меда в сотах от первого сбора, и даже топят первый отделившийся рой. По поверьям, водяной за это дает пасечнику кукушку, которую следует поселить в отдельном улье в сторонке от остальных. Улей этот ни в коем случае нельзя открывать. Если же его откроют, то кукушка улетит, а вслед за ней разлетятся и все пчелы. По-другому ублажают водяного дедушку рыбаки. Считается, что после зимней спячки водяной просыпается голодным и злым. О своем недобром расположении духа он дает знать крупной рябью на поверхности вод и подземным гулом. Три дня водяной готов подождать угощения, если же его не умилостивить за это время, то он разгонит всю рыбу по другим водоемам, и рыбаки останутся без добычи.
Для угощения водяного надо купить обязательно у цыган и обязательно не торгуясь, самую негодную и худую черную лошадь. Лошадь три дня откармливают хлебом. А потом, привязав ей на шею два старых мельничных жернова, загоняют в воду, стремясь утопить ее на самой середине водоема. Если водяной примет жертву, то уловы будут богатыми. Иначе сети все время будут путаться и рваться, а пойманная рыба - портиться. Не любит водяной и когда рыба выбирается в слишком больших количествах. Так что рыбакам следует себя ограничивать в ловле, иначе водяной может и лодку опрокинуть, и самого рыбака забрать к себе в услужение. Самыми зависимыми от водяных являются мельники. В каждом мельничном пруду есть свой водяной, и если его своевременно не умилостивить, то каждый год он будет ломать плотину и мельничное колесо. Чтобы задобрить водяного, в омут бросают хлеб и льют водку. На Пошехонье рассказывают, что в старые времена мельники частенько приносили водяному и человеческие жертвы. Для этого они выбирали одиноких подгулявших прохожих. Их-то и топили в омуте, а потом все объясняли несчастным случаем. Мол, шел пьяный, упал с плотины, утонул. В наше время мельники ограничиваются киданием в омут трупов животных обязательно в шкуре. Кроме того, они носят при себе шерсть черного козла, это животное считается особенно милым водяному. При постройке водяных мельниц, под будущей дверью закапывается живой черный петух и три стебля ржи, имеющие по два колоса. Кроме того, на мельницах обязательно растят черных котов и петухов, это жертвы на случай, если водяной вдруг осерчает на хозяина и начнет ему пакостить.
Водяной тесно взаимодействует с лешим. Леший хранит покой и чистоту в лесах и оберегает местную живность. Водяной выполняет те же функции в водоеме. Если водяному захочется мяса, то леший загонит в воду кабана или косулю. Когда же лешему захочется рыбы, то водяной вынесет на берег сома, леща или налима. Не шумите у водоемов, не мутите воду без надобности, не купайтесь от заката до рассвета, не снимайте крест и не заходите в воду, не перекрестившись. А, главное, не ходите по ночам пьяным мимо мельницы. И ваши отношения с водяным будут хорошими.

где живет водяной?

Альтернативные описания

Вишневый... - роман М. Н. Алексеева

Водоворот на реке, образуемый встречным течением

Водоворот, с которым сравнивал бабье лето поэт Игорь Кохановский

Глубинная часть озера

Глубокая яма на дне реки или озера

Глубокое место реки, озера

Синоним бочаг

Тихая резиденция чертей

Тихое место, в котором водиться всякая нечисть

Черти водятся

Чертовски тихое место

Пресноводная бездна

Тихое место водоема, где водятся черти

Водоворот страстей (перен.)

. «в... танца с головой» (песен.)

Роман американского писателя Фрэнка Норриса

Роман российского писателя М. Алексеева «Вишневый...»

. «от беды бежал, да в... попал» (посл.)

Место, куда можно кинуться с головой

Яма, вырытая водоворотом

Роман русского писателя К. Станюковича

Тихое местожительство чертей

Глубокая яма на дне водоема

Чертовски тихая заводь

Водоем для рисковых

Водоворот с чертями

Водоворот

Яма на дне озера

Водоворот на реке

Пристанище чертей

Водное пристанище чертей

Тихая «чертовщина»

В нем черти водятся

Тихий с виду водоворот

Затягивающая яма

Речной приют для чертей

Тихий приют чертей

Водная яма с чертями

Яма на дне пруда

. «от беды бежал, да в... попал»

Тихое место концентрации чертей

Яма на дне водоема

Тихое местечко для всех чертей

Обитель всех чертей на речке

В нем, тихом, все черти водятся

Тихое место тусовки всех чертей

Речная обитель всех чертей

Яма на дне реки

Речная яма как обитель чертей

Речная яма, вымытая водоворотом

Яма в реке с чертями

Речная яма, вымытая течением

Тихая обитель всех чертей

Речное тихое чертово местечко

Глубокая яма в реке

Место в реке для чертей

Тихое место, где водятся все черти

Речной приют для нечисти

Чертовски тихое речное место

Речной водоворот

Яма, где черти водятся

Самое глубокое место в озере

Гиблое место реки

Место, где черти водятся

Опасное место в реке

Где в реке черти водятся?

. «чертова» яма на дне реки

Речная яма

Место в реке

Бочаг, водоворот

Яма в реке

Глубокое место в реке

Речной бочаг

Тихое место для козлоногих

Место для тихих чертей

Глубокое место реки, озера

Глубокая яма на дне реки или озера

Водоворот на реке, образуемый встречным течением

. "В... танца с головой" (песен.)

. "От беды бежал, да в... попал"

. "от беды бежал, да в... попал" (посл.)

Где в реке черти водятся

Где живет водяной

М. омутина ж. омутник м. пск. омуток, омутец, омутинка, омутица: омутишка; вероятво в начале значило бучало (см. буча), падь под мельницею, где быстрина мутит и вымывает ямину; вообще, яма под водою, в реке, озере; обрывистые, глубокие места в воде. Водяной в омуте сидит. тихом омуте (болоте) черти водятся. *Попасть в омут с головою, в беду. тихой воде омуты глубоки. Омут, говоря о человеке, хитрый и скрытный бестолковый. Омутной и омутовой невод, стенистый, глубокий ногами. Омутистая река дань берет, топит. Речка наша каршиста и омутовата. Омутковый вологодск. о месте, пустопорожний, глухой, бесплодный; о человеке, пустой, вздорный враль. Омучать, омутить воду, помутить, взмутить; -ся, помутиться. Омутеть, смутиться

Роман российского писателя М. Алексеева "Вишневый..."

Тихая "чертовщина"

В нём черти водятся

Самое глубокое место на реке

В нём, тихом, все черти водятся

Тихая заводь для всех чертей

(также водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик ; чеш. vodník ; в.-луж. wodby muž, wodnykus ; словен.povodnj, vodni mož ) - в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды, как отрицательного и опасного начала.

Мифологический образ

Хотя водяной имеет отдельный образ, представления о нём часто сливались с русалками и чёртом.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной или одет в красную рубаху, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Имеет звериные или рыбьи черты - рыбий или коровий хвост, гусиные лапы с перепонками или коровьи копыта, кожа, как у налима, рог на голове. Мог обернуться крупной рыбой, зверем, птицей, сомом, щукой, карпом, большой чёрной рыбой или рыбой с крыльями, гусём, уткой, петухом, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью.

Считается, что водяной живёт в омутах, водоворотах, в полыньях, на заброшенных водяных мельницах, под мельницами или шлюзами, на дне реки, где у него есть свой дворец. Водяной любит высовываться по пояс из воды, хлопать в ладоши или по воде, хохотать, ржать, как лошадь, кричать выпью, блеять бараном.

Любимое время водяного - полдень, на вечерней заре, полночь, а также при луне. Он особенно опасен во время или накануне больших праздников: в ночь на Ивана Купала, в Троицкую субботу, во время цветения ржи (когда души мёртвых находятся на земле), в Ильин день. В эти дни, а также перед грозой старались не купаться. Водяной не может вредить людям от Крещенья до Пасхи.

Украинцы рассказывают вот что. Водяной не всё время живёт в воде, так как его гоняет Бог: до Крещенья водяной сидит в воде, а потом переходит в лозу, отчего зовется «лозовиком», потом он переходит на сушу, в прибрежную траву и только после Спаса снова попадает в воду. Белорусы верят, что накануне Крещенья водяной приходит к крестьянам и просит у них сани, чтобы вывезти своих детей из воды перед её освящением. И вот перед Крещеньем сани и телеги переворачивали вверх ногами, чтобы водяной не мог ими воспользоваться. У русских считалось, что зимой водяной спит на дне реки, просыпается 1 апреля голодным и злым и потому ведёт себя очень бурно - ломает лёд и мучает рыбу.

Левкиевская Е. Е.

На Русском Севере считают, что у водяных есть водяной царь - старик с палицей, который может подниматься к небу в чёрной туче и творить новые реки и озера. Его называют царь Водяник или Водян царь. Славянские поверья о водяном сопоставимы с легендой о морском царе.

Водяному приписывают то же значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками, ундинами и прочими водяными жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества.

Водяные пасут на дне рек и озёр стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы.

От водяных чертей доводится терпеть и всего больше страдать, конечно, мельникам. Привычные всю свою жизнь иметь дело с водой, мельники достигают таких удобств, что не только не боятся этих злых духов, но вступают с ними в дружеские отношения. Они живут между собой согласно, на обоюдных угождениях, руководясь установленными приёмами и условленными правилами. Осторожные и запасливые хозяева, при постройке мельницы, под бревно, где будет дверь, зарывали живым чёрного петуха и три «супорыжки», то есть стебля ржи, случайно выросших с двумя колосьями; теперь с таким же успехом обходятся лошадиным черепом, брошенным в воду с приговором. В тех же целях, на мельницах все ещё бережно воспитываются все животные чёрной шерсти (в особенности петухи и кошки). Это - на тот случай, когда водяной начнет озлобленно срывать свой гнев на хозяев, прорывая запруды, и приводя в негодность жернова: пойдет жернов, застучит, зашепчет да и остановится, словно за что-нибудь задевает Пословица говорит, что «водой мельница стоит, да от воды и погибает», а потому-то все помыслы и хлопоты мельника сосредоточены на плотине, которую размывает и прорывает не иначе, как по воле и силами водяного черта. Оттого всякий день мельник, хоть дела нет, а из рук топора не выпускает и, сверх того, старается всякими способами ублажить водяного по заветам прадедов. Так, например, упорно держится повсюду слух, что водяной требует жертв живыми существами, особенно от тех, которые строят новые мельницы. С этой целью, в недалекую старину, сталкивали в омут какого-нибудь запоздалого путника, а в настоящее время бросают дохлых животных (непременно в шкуре). Удачи рыболовов также находятся во власти водяных. Старики до сих пор держатся двух главных правил: навязывают себе на шейный крест траву Петров крест, чтобы не «изурочилось», то есть не появился бы злой дух и не испортил всего дела, и из первого улова часть его, или первую рыбу кидают обратно в воду, как дань и жертву. Идя на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны. Некоторые старики-рыболовы доводят свои угождения водному хозяину до того, что бросают ему щепотки табака («на тебе, водяной, табаку: давай мне рыбку») и, с тою же целью подкупа, подкуривают снасть богородской травкой и т. д.

- Максимов С. В.

У пасечников водяные считались покровителями пчёл. Повсеместно известен обычай ставить пасеку у реки. В ночь на Яблочный Спас некоторые пчеловоды приносили водяному жертву - бросали в пруд или болото свежий мёд и воск, понемногу из каждого улья, топили в мешке первый рой или лучший улей. По поверьям, в награду за это водяной оберегал пчёл. Позже роль покровителя пчёл унаследовали русские святые Зосима и Савватий.

Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. С добряками-домовыми водяные не схожи характером, оставаясь злобными духами, а потому всеми и повсюду причисляются к настоящим чертям. Недоброжелательство водяного к людям и злобный характер этого беса выражается в том, что он неустанно сторожит за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырых и мокрых владениях. Он уносит в свои подземные комнаты, на безвозвратное житье, всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озёрах, после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. (Эти «дневные уповоды» считает он преимущественно любимыми и удобными для проявления своей недоброй и мощной силы.) Кроме того, на всем пространстве громадной Великороссии, он хватает цепкими лапами и с быстротой молнии увлекает вглубь всех забывших, при погружении в воду, осенить себя крестным знамением. С особенным торжеством и удовольствием он топит таких, которые вовсе не носят тельных крестов, забывают их дома или снимают с шеи перед купанием. Под водой он обращает эту добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т. д. Сверх того, водяной замучивает и производит свои злые шутки с проходящими, забывшими перекреститься во время прохода нечистых мест, где он имеет обычай селиться и из водных глубин зорко следить за оплошавшими. Людям приносят они один лишь вред и радостно встречают в своих владениях всех оплошавших, случайных и намеренных утопленников (самоубийц). На утопленницах они женятся, а ещё охотнее на тех девицах, которые прокляты родителями, Кровоподтеки, в виде синяков на теле, раны и царапины, замечаемые на трупах вынутых из воды утопленников, служат наглядным свидетельством, что эти несчастные побывали в лапах водяного. Трупы людей он возвращает не всегда, руководясь личными капризами и соображениями, но трупы животных почти всегда оставляет для семейного продовольствия

- Максимов С. В. , Нечистая, неведомая и крестная сила

Из воды выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом около водяных мельниц. Любит ночевать под мельничным колесом, где струя воды вымывает глубокие омуты.

Водяной тоже требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома в народе называют «чёртова лошадь».

Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьёт из ручья или колодца, требует у захваченного царя или купца сына в залог, и т. п. В славянских поверьях о водяном и морском царе можно видеть отражение на более низком уровне мифологической системы представлений, некогда относившихся к особому богу моря и вод (ср. Аутримпса в прусской мифологии, Нептуна в римской и т. п).

Спутники

  • Водяницы - водяные девы - бывают жёнами водяных.

Водяница - утопленница из крещённых, а потому и не принадлежит к нежити. Считается, что водяницы предпочитают лесные и мельничные омуты, но больше всего любят пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Под мельничными колёсами они будто бы обыкновенно собираются на ночлег вместе с водяными. Водяницы вредничают: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами или прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с ними - рвут сети, портят жернова.

  • Блудички - в словацкой и чешской мифологии болотные и водяные духи, которые появляются поблизости воды в виде блуждающих огоньков.

Водяной – хозяин воды. Вид у водяного не совсем привлекателен. Его описывают как толстого старика с усами ярко-зеленого цвета, весь опутанный ряской и водорослями. Вместо ног имеет рыбий хвост. Водяной может превратиться в лошадь, ребенка, большую рыбу. Но распознать его можно по капающей с полы воде.

Ареал обитания водяного – это омуты, озера. Любит спать под колесом мельницы – там особо глубокое место.

Считается, что водяной управляет всеми остальными обитателями подводного царства. Любит разъезжать на соме. Сом является своеобразным помощником в поиске утопленников. Не зря же его называют «чертов конь». Водяной пасет рыбу.

Водяной любит расчесывать свои волосы. У него есть гребень. Если гребень этот попадется какому-либо человеку, то стоит его сразу вернуть. В противном случае, беды не избежать.

Водяной не стремиться напакостить людям. Но если, же человек его обидит, то он может и отомстить. Чаще всего, месть проявляется в разгоне рыбы или порче мельницы.

Бывали случаи, что Водяные старались утащить на дно купающихся. Если Водяной утопит человека, то он становится его слугой.

У Водяных могут быть жены. Ими становятся молодые утопленницы, прошедшие обряд . Их называют водяницами. Они вместе с Водяными спят под колесами мельниц. Но могут сильно расшалиться и сломать его, запутать сети рыбаков.

Никогда и никому еще не удавалось распутать сети, которые запутывала водяница – жена Водяного. Женой водяного может стать девушка, которую родители долго не могут отдать замуж. После такой свадьбы, девушка живет с Водяным и умирает после родов. Водяной может ходить к вдовам, которые рожают ему детей. Он забирает их с собой.

Иногда, рыбаки могут выловить сетью ребенка Водяного. Распознать его легко. Он весел в воде и плохо переносит сушу.

В зимнее время Водяной спит. Река сковывается льдами. А в апреле он просыпается и начинает ломать лед, наводить волны.

Водяной есть в каждом озере, реке, море и даже в болоте. Чаще всего, поселяется глубоко под водой.

В старину, девушки часто использовали Водяного при святочных гаданиях. Девушки приносили к проруби кожу теленка, садились на нее и очерчивали крест вокруг. В определенное время, из проруби появлялись черти и несли кожу вместе с сидящей на ней девушкой в дом будущего жениха. Потом со страшной скоростью неслись назад. Если девушка не успевала сказать специальные слова, то черти топили ее и, она попадало в царство Водяного.

От Водяного зависит улов рыбаков, участь людей, которые находятся в воде или около нее, пчеловодов.

Водяного модно задобрить. Для этого люди кидали в воду хлеб, выливали вино, крошили табак. При ловле рыбы, выпускали назад самую первую рыбу.

Чтобы весной не случилось наводнения, люди кидали в реку сдохших лошадей, головы баранов, петухов, мед или масло.

Водяной наказывает людей, которые не следуют правилам у воды. Не любит он кричащих, поминающих Бога и попа, людей.

Водяной мог порвать сети рыбаков, если они были неправильно сплетены или сделаны в святой праздник.

Перед тем, как построить мельницу, Водяного задабривали, чтобы он не ломал колесо.

Люди, которые заходили в воду пьяными, платили своей жизнью. Водяной таких людей не любит, поэтому топит.