Беседа с детьми летняя пора младший возраст. Картотека на тему "беседы на весь год"

Летом в лесу, на лугу

В начале занятия попросите детей вспомнить информацию, полученную ими в прошлом году.

Задачи занятия: познакомить детей с изменениями, происходящими в жизни растений и насекомых с наступлением лета, установить связь между наступлением теплого периода, появлением насекомых (питание) и прилетом птиц. Важно сформировать знания у детей о сезонных изменениях в жизни животных, связанных с изменениями в неживой природе.

Деревья и кустарники летом

В парках, скверах и лесах трава, кусты и деревья стоят зеленые. Рассмотрите с детьми, какие деревья растут поблизости, как они изменились с приходом лета. Попросите детей подумать, почему иву называют плакучей, а березку - белоствольной. Сравните ее с сосной. Сосна выше березы. Хвоя у сосен длинная, темно-зеленая. На кончиках темных лап елей появляются светло-зеленые пучки мягоньких иголок - так растут ели. Дуб-великан оброс вырезными листьями, расправил во все стороны могучие ветви и греется под солнышком. Скоро на нем созреют желуди, и к корням дуба станет осторожно наведываться кабан, прилетать сойка, чтобы отведать вкусного угощения. Напомните о строении дерева: корни, ствол, ветви, которые образуют крону, листья.

Подчеркните необходимость бережного отношения к деревьям. Леса - зеленые легкие Земли, без них не будет воздуха. Поэтому, вырубая деревья, люди сажают новые.

Как красиво каждое дерево! И чем-нибудь полезно - одно листвой или хвоей, другое цветами, третье ростом и осанкой, четвертое цветом коры. Березовые почки любят лесные птицы. Не только птицам, но и людям они полезны. Из почек изготавливают лекарство, а из листьев - желтую и зеленую краски. Из бересты получаются замечательные туеса, корзинки, шкатулки, резные картинки. Из сосновой древесины делают прекрасно звучащие музыкальные инструменты: гитары, скрипки. Из сосновых бревен строят дома, а из хвои и почек получают лекарства. Из осины делают срубы для колодцев и для погребов, ушаты, бочки и корыта. А горькой-прегорькой осиновой корой с удовольствием лакомятся зимой лоси и зайцы, козы и мыши, все, кто способен обглодать кору, потому что она содержит полезные и даже целебные вещества.

Предложите детям сравнить окраску, величину, форму листьев с одного дерева, с разных деревьев. Соберите с ребенком плоды и семена некоторых деревьев (каштан, рябина, дуб, клен, сосна).

Цветы и насекомые летом

Рассмотрите травянистые растения, спросите, какого они цвета, формы. Отличать одно растение от другого ребенок может научиться не только по цветам, но и по листьям, стеблю. Учите детей беречь цветы, не рвать и не мять их.

Познакомьте детей с растениями, растущими вдоль дороги. Многие из них лекарственные: крапива, пижма, медуница, подорожник. Почему подорожник так называется? Познакомьте с растением иван-чай. Цветы у него яркие, малиновые. Иван- чай очень полезен. Он дает обильный нектар. Из его листьев делают салат, а цветки сушат и заваривают как чай. Иван-да- марья - лесной цветок, он обильно выделяет нектар и вполне заслуженно считается хорошим медоносом. Прислушайтесь к этому слову - «медонос», о чем оно говорит? А где медоносы, там и пчелы. Понаблюдайте, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Расскажите о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов.

Летом можно увидеть много насекомых: бабочек, божьих коровок, мух, комаров, пчел, шмелей. Понаблюдайте за ними с детьми. Рассмотрите, как ползают жуки, некоторые из них - летают. Покажите божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотрите бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Предложите понаблюдать за блестящей на солнце паутинкой. Кто же здесь живет? Чуть тронешь паутинку стебельком - сразу же выбегает паучок. Это он сделал паутинку-сеть, ловит в нее мух, комаров, мошек.

В лесу рассмотрите муравейник. Куда ползут мураши? Что несут? Веточки, кора, комочки почвы - все это притащили они в свой дом. Маленькие дырочки - это ходы. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге и никого не обижают. За это их все уважают - и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать - пусть трудятся.

Ягодка за ягодкой

Привольное лето разгорается все краше и ярче. По вырубкам и полянам рдеет земляника. «Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдет - всяк поклон подает» - говорится об этой ягоде в загадке.

Охотники говорят, что тем, кто идет в лес по землянику, нельзя брать с собой собаку. Почему? (На земле у многих птиц устроены гнезда. В то время, когда поспевает земляника, в них выводятся птенчики. Птиц в это время нельзя беспокоить. Маленькие зайчата и лисята тоже напугаются.)

Попозже лесной земляники нальется дикая клубника, ее ягоды покрупней да и кустик повыше. Созревает и черника, а там и костянике, малине, черемухе срок подойдет. У черемухи мякоть черных плодов набралась сахару, налилась с избытком вяжущего сока. В садах зреет вишня, смородина, крыжовник. В конце лета созревают ягоды ежевики, брусники, клюквы, плоды шиповника, дают нам знать о приближении осени.

Обратите внимание детей на то, что ягоды могут созревать на кустах - малина, смородина, на низких кустиках - черника, голубика, брусника, а могут быть травянистыми растениями, как земляника. Напомните, что нужно помнить при сборе ягод? Как их собирать? (Аккуратно, не повредив листочки.) Где растут ягоды? (В лесу, в огороде, в саду.)

Какого цвета бывают ягоды? Догадайтесь по названию: черника, малина, голубика. А где растет клюква? Растет она на болоте, во мху. В клюкве много витаминов, и тем, кто заболеет, особенно полезен клюквенный морс. Черника - тоже замечательная ягода. Она улучшает зрение, из нее варят варенье, а из листьев готовят отвар. Ароматная малина очень полезна при простуде, из малиновых листьев заваривают чай.

Но в лесу надо быть осторожными. Там растет растение, похожее на чернику, - называется оно вороний глаз. Ягода тоже черная, но крупнее черники и растет по одной. Если съесть эту ягоду, то можно отравиться и даже умереть. Надо быть осторожными с растениями, не пробовать все подряд.

В царстве птиц и зверей

Угомонились, примолкли птахи, хлопоты не дают распевать. «Трудовой день» птиц - от зари до зари, с рассвета до заката. В начале лета еще можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Рябчики, глухари, тетерева защищают своих птенцов, кормят их и водят за собой до тех пор, пока они не станут самостоятельными. Утята, гусята, цыплята сразу же после появления на свет могут плавать, бегать и питаться сами.

Расскажите о том, что птицы выкармливают своих птенцов насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Обратите внимание детей на то, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Покажите гнездо ласточек, отметьте, как часто они прилетают к гнезду с кормом для птенцов.

Июнь называют еще месяцем тишины. В это время дикие животные выводят детенышей. Но называют его не потому, что тишина стоит в лесу, в поле или в долине реки. А потому, что человеку необходимо соблюдать тишину: не беспокоить животных, не мешать им заботиться о своих малышах.

В овсах, по кустарникам подрастают зайчатки первого приплода. А к концу месяца зайчиха принесет еще около дюжины крошечных заек. Всего полторы недели нуждаются новорожденные в помощи, затем сами добывают пропитание. Летняя их одежда не так красива, как зимняя, зато в ней легче спрятаться. Лисичка-сестричка тоже наряжается летом поскромнее, чем зимой, в этом наряде в догонялки бегать не так жарко. У лисы подрастают лисята, играют возле норы и понемногу учатся охотиться.

Тем же заняты все чаще покидающие свое логово волчата. Ушел от своей коряги, где была зимой берлога, медведь, бродит в лесной чаще. Медвежий мех день ото дня становится все более блестящим и красивым, да и сам мишка, весной такой худой после зимней спячки, постепенно нагуливает жирок. У каждого в лесу своя жизнь, свои дела.


Беседа о лете.
Программное содержание:
Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных.
Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих.
Воспитывать желание делится своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.
Развивающая среда:
Иллюстрации о временах года, карты с изображением леса, поля, огорода, сада, карточки с изображением растений, букетов цветов.
Модель « Условия для роста растений».
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение Е.Трутневой:
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы,
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета Вся вода в реке до дна-
Значит это уже - (лето),
Значит, кончилась- (весна).
Предлагает вспомнить времена года. Напоминает, что каждое время года длится три месяца. Просит назвать летние месяцы.Что же за месяц – июнь?
Какие приметы июня вы можете назвать? (можно использовать календарь погоды для характеристики летних примет), как сейчас выглядят леса, скверы, парки? Чем заняты и как ведут себя птицы, животные?Каких насекомых вам приходилось наблюдать?
Вопросы:
Какой же месяц приходит на смену июню?
Что вы знаете об июле?
Как светит солнце в это время года?
Какая вода в реке?
Какие осадки выпадают летом?
Что вам приходилось наблюдать на небе после дождя?
Какие работы приходится выполнять людям в огородах, садах, полях?
Июль-середина лета. Стоят жаркие, тихие дни. Прольется крупный теплый дождь – и опять жара. На небе часто появляется радуга: солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. За частые грозы июль называют « грозовиком », а за жаркие дни « жарником». В полях отцветают хлеба, но еще цветет греиха и подсолнечник, на лугах – сенокос. В лесу и саду поспевают ягоды. Упадут на землю тяжелые росы – пора за грибами в лес отправляться: сыроежками, маслятами, подберезовиками. В садах, огородах много работы:прополка, окучивание, полив. Что необходимо для роста растений именно летом? После июля наступает последний месяц лета август. Август – хлебосол, припасиха. Как вы думаете, за что люди называли так этот месяц? Каким трудом занимаются люди в августе в садах и огородах? Как ведут себя в августе звери и птицы? Какие изменения произошли в погоде?
В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. В августе они ещё жаркие, а ночи уже прохладные. На деревьях появляются первые желтые листочки. В садах поспевают фрукты, в огородах – овощи. Начинается уборка урожая. Убирают с полей рожь, пшеницу, овес. Запахи у августа не те что у июля. В садах пахнет спелыми яблоками, а в лесу – бурундуки запасают орешки в зимних кладовках. Медведь усиленно питается и накапливает жир. Готовятся к отлету и птицы: ласточки, грачи, журавли. Вот и заканчивается лето.
Воспитатель задает вопросы детям: дети вы летом ходили на поле, луг, в сад, огород? Сейчас мы с вами поиграем в игру и вспомним, что, где растет (дети соревнуются, кто скорее отберет карточки с растениями и закроет пустые клетки на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород и луг).
Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки мелькают
Раз, два, три, четыре,
Полетели закружились.(имитация движений.)
Вопрос: для того чтобы эти растения выросли, необходимо что? (тепло, влага, свет).
Рассказ детей по модели «Условия для роста растений».
Анализ деятельности детей.

1. Беседа по сюжетной картинке о летнем времени года.

Какое время года изображено на картинке? Расскажите о летних признаках.

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

2. Задание: послушайте и запомните приметы лета.

Летние месяцы - июнь, июль, август. Стоят длинные теплые дни, короткие летние ночи.

В жаркие дни разражаются грозы с сильными теплыми дождями. Во время дождя, если светит солнце, на небе появляется разноцветная радуга. В жаркие дни утром и вечером на траву падает роса. Поспевают в лесу ягоды и грибы. Много цветов. Созревают овощи, фрукты, ягоды.

3. Задание : прослушайте рассказ «Лето», ответьте на вопросы.

Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни - в лиловых колпачках, другие — в белых веночках. А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.

Как вы думаете, какие цветы изобразил он? Видели вы их?

Расскажите о них.

4. Упражнения для развития мелкой моторики.

а) Выложите из ярких ниток солнышко на бархатной бумаге.

б) Выложите солнце из счетных палочек.

в) «Бабочка». (Ладони соедините тыльной стороной, помашите пальцами, плотно сжатыми вместе.)

г) Раскрасьте рисунок так, чтобы на нем получилось лето.

д) Дорисуйте солнышко: какое оно летом?

5. Задание : составьте предложения с прилагательными.

Весной погода теплая, а летом еще... (теплее).

Зимой нужна зимняя одежда, а летом - ... (летняя).

6. Дидактическая игра «Лето».

Цель : закрепление умения: пересказывать текст; пользоваться в речи глаголами, обозначающими противоположные действия; образовывать от глаголов третьего лица глаголы первого лица (по аналогии); правильно использовать существительные в косвенных падежах с предлогами.

Текст

Таня и Оля гуляли на лугу. Они цветы собирали, венки плели. А недалеко текла речка.

Побежали Таня и Оля к речке. Водичка в ней чистая, теплая. Ну как тут не искупаться!

Сейчас они будут раздеваться и купаться.

а) Ответьте на вопросы по тексту:

Что делали девочки на лугу?

Куда побежали Таня и Оля?

б) Перескажите текст.

в) Сопоставьте противоположные действия, например:

Таня одевается - Оля... (раздевается); Таня обувается - Оля... (разувается); Таня завязывает - Оля... (развязывает).

г) Назовите действия по аналогии:

Оля купается, и я... (купаюсь).

Оля одевается, и я... .

Оля умывается, и я... .

д) Скажите правильно:

Дети пошли купаться (куда?) на речку. Дети купаются (где?) в речке. Дети переплывают (что?) реку. Лодки плывут (где?) по реке.

7. Отгадайте загадки:

Солнце печет, липа цветет, рожь колосится, золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Летом.)

Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все... (солнце).

Неизвестно, где живет, налетит - деревья гнет.

Засвистит - по речке дрожь. Озорник, а не уймешь. (Ветер.)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем - ищем, ищем, не найдем. (Роса.)

Меня ждут не дождутся, а как завидят - разбегутся. (Дождь.)

Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес - прохудился и исчез. (Туча и дождь.)

Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния.)

На дворе переполох - с неба сыплется горох. (Град.)

Крашеное коромысло над рекою повисло. (Радуга.)

8. Знаете ли вы летние приметы?

Лето дождливое - зима будет снежная, морозная.

Месяц в тусклой дымке - к затяжному ненастью.

Красноватая луна - на большой ветер.

Соловей всю ночь поет - перед солнечным днем.

Воробьи среди дня нахохлились - быть дождю; вороны под тучами летали, галки разыгрались в воздухе - к ненастью.

С вечера туман опускается, ложится на землю - на следующий день можно не ждать дождя.

Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана - к ненастью.

Если утром трава сухая - к ночи ожидай дождя.

Если летом часто были туманы - грибов было много.

Больше гроз - больше грибов.

Лето

Отчего цветы в лугах?

Отчего шмели в цветах?

Отчего так раскраснелись

Вишни в солнечных садах?

Отчего зеленый лук

На полметра вырос вдруг,

А на старенькой осине

Распушился каждый сук?

Отчего среди листвы

Столько яркой синевы?

Отчего в полях пшеница

Стала выше головы?

Отчего шумят леса?

Отчего поет коса?

Отчего везде и всюду

Происходят чудеса?

Слева - лето,

Справа - лето,

Прекрасно это!

Н. Садовский

10. Запомните пословицы и поговорки:

Одна пчела много меду не наносит.

Клади по ягодке - наберешь кузовок.

Июльское приволье — для пчел раздолье.

В июле на поле густо, а в амбаре пусто.

В июле стрекоза и муравей не понимают друг друга: муравей трудится, а стрекоза красуется.

Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает.

У коровы молоко на языке.

11. Нетрадиционные формы по изобразительной деятельности (игровые упражнения).

«Разноцветные сказки».

Цель:

Детям предлагается нарисовать летний пейзаж в одном цвете (зеленом, желтом или красном).

Каждый ребенок составляет рассказ о своем рисунке, придумывает сказку своего цвета.

«Радужные сказки».

Цель: развитие творческого воображения; совершенствование коммуникативных навыков; развитие произвольности и самоконтроля.

Все дети делятся на группы и сочиняют сказку о цветах радуги. Каждое предложение сказки начинается с нового цвета, по порядку цветов радуги. Таким образом, получается «радужная сказка».

Каждый сочиняет и рисует сказку о своем любимом цвете.

Воспитатель предлагает использовать в своих рисунках как можно больше оттенков выбранного цвета.

«Размытый рисунок».

Цель: развитие воображения и фантазии, умений самостоятельно и творчески подбирать теплые цвета, отражать в рисунках свои впечатления о наблюдениях за летней природой, рисуя на листе мокрой бумаги.

Лист бумаги дети смачивают водой и по мокрому листу рисуют. Подсохнет - снова смачивают. Особенно хорошо получается изобразить море, дождь.

Подвижная игра «День и ночь».

Цель : развитие умений действовать по сигналу, подражать движениям животных, выбирать ведущих считалкой:

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий,

Выше тучи ходит он,

Кто не верит — выйдет вон.

Татьяна Безменова
«Лето, какое ты?» Беседа с детьми о лете. Детские тематические рисунки

Цель. Обобщение знаний детей о лете.

Задачи.

Учить детей отвечать полным ответом на вопросы по содержанию сюжетных картинок;

Развивать слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук,умение отражать свои впечатления в рисунке, фантазию детей;

Познакомить детей с приметами лета.

Интеграция образовательных областей.

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа.

Рассматривание картинок, иллюстраций в книгах на летнюю тематику; чтение стихов о лете.

Материал и оборудование.

Сюжетные картинки из серии «Лето»; фломастеры, альбомные листы по числу детей.

Ход беседы

1. Оргмомент

Ребята, я сейчас вам прочитаю загадку. Послушайте её внимательно и скажите, о каком времени года идёт речь?

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собой я.

Я реки согреваю.

«Купайтесь!» - предлагаю.

И любите за это

Вы все меня. Я….(лето)

(Ответы детей)

Правильно, молодцы. Загадка моя про лето. Ребята, а я ведь не зря начала беседу с загадки по лето. Кто знает, какое сегодня число?

(Ответы детей)

2. Рассказ педагога о лете.

Лето – одно из четырёх времён года. Это время отличается высокой температурой воздуха. Солнышко сильно пригревает и радует нас с вами своим теплом. Лето – любимая пора не только детей, но и взрослых. Летом можно купаться, загорать, ловить рыбу, кататься на велосипеде и роликах. В лесу, с приходом лета, происходят большие изменения – муравьи начинают строить муравейники, пауки плетут паутину, птенцы учатся летать, распускаются красивые цветы, повсюду растут грибы и ягоды. В середине июня начинает поспевать малина, которую очень любят медвежата. А белочки уже летом начинают заготавливать припасы на зиму.

Ребята, я знаю одно чудесное стихотворение про лето, послушайте.

Скажите, дети, лето –

Оно какого цвета:

Зелёное, бордовое,

А может быть, лиловое?

А лето очень разное:

Коричневое, красное,

Лимонно-золотистое,

Как облачко пушистое,

Как яблочко румяное,

Как мята к чаю пряное.

Весёлое и звонкое,

С мальчишками, с девчонками.

От дождика – прохладное.

От солнца – очень жаркое,

Счастливое и яркое!

Всем нам необходимое –

Оно всегда любимое!

Понравилось вам стихотворение? А ещё, ребята, я знаю несколько народных примет про явления, которые происходят летом.

Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.

Лягушки расквакались – к непогоде.

Ласточки низко летают – перед дождём.

Сильная роса – к ясному дню.

Радуга вечером – к хорошей погоде.

Радуга утром – к дождю.

3. Составление детьми рассказов о лете (с опорой на сюжетные картинки)

Ребята, я вам рассказала о лете, а сейчас хочу показать несколько картинок, где художник нарисовал лето, всё, чем можно летом заниматься. Давайте посмотрим.

(Педагог последовательно показывает несколько картинок на летнюю тематику, даёт детям возможность рассмотреть каждую картинку)

Ребята, теперь вы мне расскажите, какое оно лето?

(Рассказы детей о лете)

4. Рисование – «Каким мы себе представляем лето».

Педагог предлагает детям нарисовать лето таким, каким они его себе представляют. Перед детьми педагог ставит мольберт с несколькими картинками с летними сюжетами, дети фломастерами рисую свои впечатления и представления о лете.

5. Итог. Выставка детских рисунков.

Педагог вместе с детьми рассматривает работы детей, оценивает каждую работу, предлагает рассказать, что они нарисовали.

Летом у людей забот прибавляется. Нужно посадить, вырастить и собрать урожай, запасти сено домашним животным на зиму и себя не забыть: грибов собрать и посолить, варенье сварить. А это ежедневные хлопоты, и кажется, что им нет конца. Ну да не беда: летом дни длинные, многое можно успеть, даже на речку вечерком сбегать искупаться.

Ох, лето красное, любил бы я тебя..

... «Когда б не зной да пыль, не комары да мухи...» А.С. Пушкин, конечно, был прав, говоря о том, что лето приносит не только одни удовольствия и развлечения. Обсудите с детьми, что беспечность и невоздержанность могут стать причиной неприятностей и даже болезней. Конечно, прежде всего это касается пребывания на солнце. Летняя жара так и манит на улицу, к реке. Но загорать и находиться на солнце нужно в меру, иначе можно получить солнечный или тепловой удар. Дети должны твердо усвоить, что находиться у воды и купаться им можно только в присутствии взрослых и только в местах, отведенных для купания.

Летом, в жару, нужно внимательно относиться и к пище, строго соблюдать правила личной гигиены, а также не употреблять бесконтрольно скоропортящиеся продукты.

Вместе с тем надо знать элементарные правила, соблюдение которых снижает риск заболеть кишечными инфекционными заболеваниями:

Перед приемом пищи обязательно мыть руки, причем непременно с мылом;

Продукты необходимо держать в холодильнике или быстро реализовать, в жаркое время они очень быстро портятся;

Собираясь в лес, необходимо правильно одеться. Одежда должна быть легкой, а обувь - высокой. Желательно чем- то прикрыть и шею. Ни в коем случае нельзя отправляться в лес в шортах, в майке без рукавов и без головного убора, поскольку укусы клещей очень опасны. Клещ опасен не только в лесу. Это насекомое может попасть в дом с букетом цветов, ветками деревьев, травой, на шерсти домашних животных, а также на верхней одежде человека, вернувшегося из леса. Поэтому, выходя из леса, нужно внимательно осмотреть свою одежду, и еще раз сделать это дома.

Как мы летом одеваемся

Спросите детей, зачем нужна разная одежда. (Для того, чтобы уберечь человека от погодных условий.) Зимой мы носим одежду, чтобы закрыться от мороза и холодного снега. Почему же летом мы одеваемся, ведь жарко? Объясните, что если зимой мы защищаем свою кожу от мороза, то летом стараемся спрятать ее от палящего солнца, от жары. Наша кожа очень чувствительна к переменам температур, и если мы не скроем ее под тканью или мехом, можем обморозиться или получить тепловой удар.

Одежда бывает летняя, зимняя и демисезонная (она требуется весной и осенью). В каждом сезоне есть специальная одежда для работы, отдыха, занятий спортом и праздников. (Одежда для праздников еще называется нарядная, она нужна для красоты, чтобы у нас было хорошее настроение.)

Рабочая одежда очень отличается в разные времена года. Например, строители, которые работают на улице, зимой носят плотные куртки или ватники, брюки, часто валенки, теплые шапки. А летом - легкие куртки и брюки. Форменная одежда (у полиции, военных и т.д.) тоже меняется в зависимости от времени года. Понаблюдайте с ребенком за этими изменениями.

Какую одежду мы носим летом? Платья и рубашки с короткими рукавами, сарафаны и футболки, шорты и легкие брючки, гольфы, сандалии, босоножки, легкие кроссовки, панамки, косынки, бейсболки. Купальники и плавки - ведь это тоже одежда (для отдыха и занятий спортом). Вспомните, какие детали бывают на одежде: карман, пояс, рукава, воротник, пуговицы, молнии. Из чего шьется летняя одежда? В основном, из хлопчатобумажных и льняных тканей и из шелка. Они хорошо предохраняют от палящего солнца и в них не жарко.

Почитайте ребенку рассказ К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» и сказку Х.-К. Андерсена «Лен». Покажите картинки с изображением льна, хлопковой коробочки, тутового шелкопряда. Составьте коллекцию из лоскутков разной ткани.

Труд людей летом

Летом люди ухаживают за посевами на полях и огородах. В это время года надо бороться с сорняками, насекомыми- вредителями, поливать и подкармливать растения, рыхлить почву. Для того чтобы растения не выгорали от засухи, в степных районах строятся каналы, на полях устанавливаются дождевальные машины. Это дает возможность выращивать кукурузу, дыни, арбузы, различные овощи.

Летом люди заняты заготовкой кормов для домашних животных. Одним из таких кормов является силос. Это скошенная трава, заложенная в специальные ямы. Ямы закрывают так, чтобы в них не проникал воздух.

Только прошел в июле сенокос, а у крестьян появляется еще больше новой нелегкой работы. Недаром говорят, что август - это горька каторга, да после будет сладка маковка. В теплой земле спеют крахмалистые клубни картофеля и сладкие корни свеклы. В полях широко волнуется нива, спелый ржаной колос отяжелел, в молотилку просится. В садах наливаются яблоки, не отошла еще малина и поздняя земляника. В огородах уже завиваются кочаны капусты, сочно разрастается морковь, зреют бокастые помидоры. «Август - густарь, густоед, разносол: всего вдоволь». Щедроты августа несметны. На весь год запасают хлеб, добывают корма, заготавливают разносолы: «У зимы - рот велик». Обсудите пословицы:

Август варит, сентябрь к столу подает.

Август - венец лета.

Август и у рыб сытная пора.

В августе баба хребет в поле гнет; да житье-то ей мед: дни короче, дольше ночи; ломота в спине, да разносол на столе.

На зимний стол август готовит разносол.

Что соберет мужик в августе, тем и зиму зимскую сыт будет.

Что в апреле зародится, то в мае взрастет, в июне - июле расцветет, созреет, в августе в закрома и амбары схоронится.

Летние забавы

Ах, какое хорошее время - лето! Солнышко ласкает, так и зовет на улицу. Летом у мамы и папы бывает отпуск, и тогда можно всем вместе поехать к морю, купаться и греться на солнышке, собирать на пляже камешки и ракушки, покататься на катере или настоящем корабле.

У бабушки на даче тоже замечательно. Столько друзей, с которыми бегаешь, играешь, катаешься на велосипеде... Можно даже брызгаться водой из водяного пистолета, и взрослые не будут запрещать. Можно возиться в песке, а потом мама поможет забраться в надувной бассейн, заботливо поставленный папой. Можно мастерить любые поделки из веток, листьев, травы, выкладывать узоры из камешков, повесить с папой кормушку, пускать мыльные пузыри... Спросите детей, во что они играют летом, какие игры самые любимые.

На дачном участке дел хватает. Так интересно посадить свою грядку, например, с огурцами или лучком, поливать ее, пропалывать сорняки, а потом собрать урожай - крепкие луковички или зеленые пупырчатые огурчики.

Выдумщица-мама спросит: «Какое дерево тебе нравится больше всего?» И предложит: «Давай сделаем яблоньке хорошее настроение», поможет из бумаги вырезать глазки, носик, ротик и прикрепить на ствол. Яблоня теперь улыбается, а на ней зреют яблочки. В конце лета яблоки созреют, и яблонька ими угостит.

На лугу, куда можно пойти с мамой или бабушкой, столько цветов, трав, столько жуков, бабочек, которые, как живые цветы, порхают и переливаются всеми красками. Интересно понаблюдать за работягой-муравьем, понять, куда он тащит на себе травинку или веточку.

Самые красивые цветы и листики можно засушить и оставить, как память о лете. А слякотной осенью или зимой рассматривать их вместе с мамой.

Поговорите с детьми о том, чем они занимаются летом, есть ли у них любимое дерево, грядка, клумба и т.д.