Внешний вид съедобных грибов. Как отличить съедобные грибы от ядовитых по фото и описанию

Специалисты давно установили примерный возраст ребенка, в котором он должен начать говорить. Отклонения от нормы могут быть обусловлены индивидуальными особенностями развития. Однако явление может возникать и в результате алалии. Это речевые нарушения, требующие лечения.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Что такое «алалия»?

Алалией называют полное отсутствие речи или ярко выраженную дефицитарность. При этом интеллект ребёнка и слух не повреждены. Это позволяет таким детям успешно познавать мир и обучаться. Частыми признаками заболевания выступают повреждения области левого полушария мозга, контролирующего языковые способности, при родах. Аналогичное явление приводит к заболеванию органа или его травме, с которой ребенок столкнулся в младенчестве.

Заболевание проявляется поздним проявлением речевых реакций, бедным словарным запасом, нарушением слога, дефектами в звукопроизношении и проблемами с кинематическими процессами. При развитии патологии детям в возрасте старше 3 лет не могут полностью произнести слово или составить предложение. Ребёнок путает звуки, также может менять их местами. Способность общаться с окружающими отсутствует.

Заболевание развивается в результате нарушения передачи импульсов между органами речевого аппарата и центром головного мозга. В результате появляется так называемая мозговая дисфункция. Она возникает из-за замедленного созревания нервных клеток.

Алалия способна привести к возникновению задержки развития интеллекта. Патология значительно затрудняет социальную адаптацию. Она может стать причиной развития неврозов.

Интересный факт. Алалия очень похожа на . Заболевания часто путают. Отличие патологии состоит в том, что она не представляет собой первоначальную неспособность ребенка научиться говорить. называется состояние, при котором пациент перестает разговаривать уже после того, как научился нормально общаться.

Нужно учитывать, что алалия не имеет никакого отношения к аутизму. Такое название получила патология, при которых ребенок утрачивает интерес к общению с другими людьми и не может эмоционально воспринимать происходящее вокруг него.

Виды алалии

Важную роль в том, чтобы выявить формы алалии, выступает определение зоны поражения головного мозга. Так, если травмирована лобно-теменная часть, специалисты говорят о развитии у ребенка моторной алалии. В случае повреждения височной области возможно развитие сенсорной разновидности заболевания. Форма патологии характеризуется разной клиникой и возможностями ребенка в будущем. Однако отделение является условным. В клинической практике присутствует сочетание проявлений моторной и сенсорной алалий - речевая алалия.

Моторная алалия

Патология появляется из-за недоразвития области Брока. Какое название получила часть коры головного мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При этой форме заболевания у ребенка наблюдается слабое развитие моторики. Явление выражается в следующем:

  1. У ребенка нарушена артикуляция. Пациент с трудом произносит согласные звуки путем работы языка, губ и зубов, также опускания нужного количества воздуха.
  2. Пациент не может выполнять действия, которые связаны с манипуляциями с мелкими предметами. Так, у таких детей наблюдается проблема с зашнуровыванием ботинок или застегиванием пуговиц на одежде. Всё это приводит к тому, что человек, страдающий патологией, не может самостоятельно себя обслуживать.
  3. Присутствует проблема и с совершением других движений. Пациент не может сохранять равновесие, когда двигается по бревну или прыгает на одной ноге. Такой ребёнок не ощущает ритм во время танца.
  4. Наблюдается проблема с концентрацией и вниманием. Ребёнку трудно на чём-либо сосредоточиться. Он не может понять грамматических особенностей языка. Пациент путает единственное число с множественным. Он не различает падежи и неправильно произносит окончания слов. Словарный запас ребенка очень ограничен.

В случае развития этой разновидности заболевания, ребёнок хорошо понимает речь, обращенную к нему. Однако пациентам трудно запомнить нужную последовательность звуков и воспроизвести их. В зависимости от сложности патологии, ребенок может не разговаривать до 5-10 лет. Если лечение отсутствует, болезнь может прогрессировать.

Речевая алалия

Существует третий тип патологии, объединяющий особенности первых двух из них. Заболевание именуют сенсорно-моторной алалией. Смешанный тип подразумевает присутствие тех же симптомов, как и в случае первых двух разновидностей патологии. Пациент нуждается в коррекции со стороны логопеда и невролога.

Сенсорная алалия

К развитию сенсорной алалии приводят патологии височной области. Нарушения возникают в так называемом центре Вернике. Эта корковая область головного мозга отвечает за способность воспринимать смешанную речь, понимать сказанное и различать звуки. При выявлении патологии у ребёнка отсутствует восприятие речи. При этом слух ребёнка не нарушен.

Разновидность патологии характеризуется тяжёлой формой речевых нарушений. Больные дети хорошо слышит речь, однако практически не воспринимают и не понимают видео. Говорить самостоятельно они также не могут. Такие дети бессмысленно произносят звуки или их сочетания, а также жестикулируют. Речь у больных отличается навязчивым повтором звуков и слогов, а также звуковой заменой. Дети могут повторять чужие слова, однако не понимают их значение. Может присутствовать способность объединения отдельных словесных отрезков в одно целое.

Пациенты, у которых выявлена патология, отличаются повышенной речевой активностью. Однако их речевое воспроизведение напоминает так называемый словесный салат. Смысл в том, что говорит ребёнок, отсутствует.

Если у пациента выявлена более легкая форма заболевания, он может воспринимать звучащую речь. Однако происходит понимание не указанных звуков, а тембра, словоформ. Иногда на помощь таким пациентам приходит чтение по губам.

Первые признаки алалии

Дети, у которых присутствует алалия, не имеют каких-либо внешних отклонений. Нарушения в развитии также не наблюдаются. У ребенка возникают лишь проблемы с восприятием речи и ее воспроизведением. При этом слух не нарушен. Умственное развитие также находится в норме. Всё это приводит к тому, что выявить алалию до того момента, как ребенок заговорит, достаточно сложно. Первым признаком патологии может выступать молчание пациента в возрасте, в котором он должен начать говорить. При воспроизведении речи может наблюдаться аграмматизм, нарушение слоговой структуры слов или расстройство их поиска. Ребенок медленно усваивает язык.

В зависимости от разновидности патологии, признаки могут меняться. Так, при сенсорной разновидности нарушения возможно неосознанное повторение чужих слов, объединение нескольких слов в одно и навязчивые бессмысленные произнесения звуков и их сочетаний. Ребенок не понимает речь, которая обращена к нему.

Симптомы алалии

Симптоматика, присущая патологии, напрямую зависит от его разновидности. Так, моторной алалии характерно:

  • настроение у ребёнка часто меняется;
  • имеет место быть низкая работоспособность и повышенная утомляемость;
  • ребёнку трудно сконцентрировать внимание;
  • имеет место быть нарушение мелкой моторики;
  • мимика и жестикуляция ярко выражены;
  • присутствует скудный словарный запас, что обуславливает непонимание речи окружающих;
  • ребёнок не может говорить, или присутствует неясное воспроизведение звуков;
  • чрезмерная активность может быстро смениться заторможенностью и малоподвижностью.

Если присутствует сенсорная алалия, характерные симптомы меняются. Патология сопровождается:

  • имеет место быть нарушение памяти;
  • присутствует повышенная восприимчивость к звукам;
  • ребенок широко используют в общении мимику и жесты;
  • пассивность может быстро смениться активностью, а импульсивность - замкнутостью;
  • ребёнок может пропускать буквы в словах, неправильно произносить окончания или соединять два слова в одно;
  • пациент воспроизводит бессмысленный и непонятный для окружающих набор звуков и слов.

Дети с такой патологией с трудом запоминают новые слова. У некоторых пациентов подобный процесс вообще отсутствует. Из-за того, что ребёнок не может различить обращенную к нему речь, у него появляются способности к чтению по губам.

Причины и профилактика алалии

Алалия может быть врожденной или рано приобретенной. Вторая разновидность заболевания возникает в речевом виде. Именно в первые три года жизни ребенка наблюдается интенсивное формирование клеток коры головного мозга. Если патология имеет врожденный характер, к ее развитию способны привести следующие факторы:

  • мать страдала сильным токсикозом во время беременности;
  • имела место быть асфиксия плода;
  • во время беременности возникала угроза самопроизвольного выкидыша;
  • произошло внутриутробное инфицирование ребенка;
  • у матери присутствовали хронические соматические болезни.

В анамнезе заболевания прослеживается целый ряд факторов и провокаторов. Патология может развиться на фоне , которая отягощена осложнениями во время родов, преждевременных родов или недоношенности. Ребёнок может получить травму во время неправильного использования инструментальных акушерских приспособлений. Некоторые исследователи нашли связь заболевания с наследственностью. Операции с применением общего наркоза в первые годы жизни также могут стать причиной появления алалии. Спровоцировать патологию могут и этиопатогенетические причины, в перечень которых входят:

  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • гипотрофия;
  • осложненные вирусные заболевания.

В результате происходит повреждение речедвигательного анализатора. У ребенка наблюдается замедленное созревание нейронов. Очень часто они остаются нейробластомами. В результате таких нарушений присутствует снижение возбудимости нервных окончаний, функциональная истощаемость и инертность основных процессов головного мозга.

Профилактические меры заключаются в обеспечении условий для благоприятного протекания беременности и родов, а также раннего физиологического развития ребенка. Если патология всё же выявлена, проводится коррекционная работа по преодолению проблемы. Это позволит предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

Коррекция алалии

Если ребенку поставили такой диагноз, важно как можно скорее начать лечение. Терапия зависит от тяжести и формы патологии. Лечение проводится по нескольким направлениям. Так, ребенку назначают логопедические упражнения. Они могут проводиться в индивидуальном порядке или во время совместных занятий. Достигнуть положительного результата удается лишь в случае систематических продолжительных занятий. Работа ведется под руководством логопеда, который поможет ребенку овладеть правильным произношением отдельных слогов и слов, а также позволит начать распознавать речь по его звучанию.

Дополнительно проводится логопедический массаж. Метод считается эффективным дополнением к упражнению. Он способствует развитию отдельных мышц полости рта, которые отвечают за правильное произношение. Процедура может выполняться вручную или с использованием специального зонда.

Применяется и медикаментозная терапия. Ребенку назначают лекарственные препараты, которые стимулируют кровоснабжение мозга. Дополнительно выписывается витамины B12 и B15. Большое внимание уделяется рациону. Питание должно быть сбалансированным.

Ребёнка могут направить на физиотерапевтические процедуры. Лечение назначается курсами. Оно проводится в зависимости от состояния ребенка. Возможно осуществление водолечения, лазеротерапии, магнитотерапии и ряда других физиотерапевтических воздействий.

Иногда проводится рефлексотерапия. Суть метода состоит в стимулировании участков мозга электрическими импульсами. Это приводит к созданию новых нервных связей, которые способствуют облегчению обучения. Однако метод используется только в отношении детей, возраст которых больше 9 лет.

Дальнейший прогноз напрямую зависит от времени начала лечения, подходов к его осуществлению и системности воздействия на все речевые компоненты. Речевой процессор должен формироваться вместе с психическими функциями. Наиболее благоприятный прогноз врачи дают при моторной алалии. В случае остальных разновидностей заболевания прогноз неоднозначен. Всё зависит от того, насколько сильно поражён головной мозг.

«Ой, муж/брат/отец вообще в 5 заговорил» - как часто Вам доводилось слышать подобные фразы? Большая часть мам с волнением ждёт, когда её малыш произнесёт первые слова, но по разным причинам этого может не произойти. В таких случаях врачи ставят диагноз «алалия», которая может быть сенсорной и моторной. Что такое моторная алалия? Рассмотрим подробнее.

Описание заболевания

Моторная алалия (дальше просто алалия) - патология, при которой плохо развита экспрессивная речь. Данное недоразвитие заключается в затруднениях овладевания основными навыками речи (грамматического строя, словарём и прочим) при нормальном её восприятии. То есть ребёнок говорит плохо или вообще не говорит, но вашу речь понимает нормально.

Механизм патологии основан на расстройстве аналитико-синтетической функции речедвигательного анализатора. Основной причиной для появления такого расстройства служит патологии центра Брока и относящихся к нему проводящих путей.

Алалия встречается в 2,5 раза чаще у мальчиков, нежели у девочек. Если считать от общего числа дошкольников, то это примерно 0,2–0,6%.

Признаки и симптомы моторной алалии

Развитие речи у алаликов может быть различным, на это влияет:

  • возраст, когда было обнаружено заболевание;
  • степень поражения мозга;
  • общее развитие ребёнка;
  • работа родителей с болеющим;

Бывает, что алалик долго молчит, а затем его речь приобретает бурное развитие и быстро исправляется. Бывает наоборот: ребёнок с младенчества гулит, начинает рано говорить, но речь его долго остаётся скудной. Возможно и другое развитие событий.

Ниже перечислены основные симптомы и признаки патологии, для удобства восприятия поделённые на речевые и неречевые.

Речевые

На самом деле, алалики имеют всё необходимо, чтобы нормально говорить. Однако они не могут воспользоваться данными возможностями. Это выражается в:

  • Литеральной парафазии (когда звук в слове заменяется на другой).
  • Рассеянной и непрекращающейся речи (персеверация).
  • Выпадении звуков из слова (элизия).
  • Ограничениях словарного запаса. По большей части это касается глаголов и отглагольных форм.
  • Замене слов на похожие по звучанию или смыслу.
  • Объединении слогов слов (контаминация). Например: кодёт - кот идёт.
  • Неправильном согласовании слов.
  • Выпадении при разговоре предлогов.

Неречевые

Неречевые симптомы алалии могут проявляться не всегда и не все сразу.

Со стороны нервной системы симптоматика выражена:

  1. Нарушениями движений мускулатуры лица (апраксией).
  2. Нарушениями равновесия.
  3. Неловкостью, из-за чего дети часто падают/бьются о преграды.
  4. Нарушениями пространственного гнозиса.
  5. Минимальной мозговой дисфункцией.

К симптоматике психопатологической можно отнести:

  1. Общее отставание в развитии.
  2. Расторможенность и импульсивность в действиях.
  3. Повышенную агрессию и нервозность.
  4. Плохую адаптацию к окружающим условиям.
  5. Пониженное внимание.
  6. Быструю утомляемость.

Диагностика

Прежде всего, для диагностирования заболевания необходимо посетить логопеда. Основной вид диагностики, применяемый в данном случае, это дифференциальная. Она помогает отличить моторную форму алалии от сенсорной.

Поставить диагноз можно, оценив:

  • Восприятие речи, которое не должно быть сильно нарушено.
  • Понимание речи, опять же, не должно быть сильно нарушено.
  • Слуховое восприятие. Должно быть сохранено.
  • Отсутствие эхолалии.
  • Затруднение в повторении услышанного.
  • Желание говорить.
  • Активное использование мимико-жестикулятивной речи.
  • Компенсирование недостатков речи звукоподражанием, мелодикой или «звуковыми жестами».
  • Динамичность улучшений.

Рассматривается также на каком уровне находится:

  • активный и пассивный словари;
  • грамматический строй речи;
  • звукопроизношение;
  • слоговая структура;
  • фонематическое восприятие;

Помимо посещения логопеда, алалики нуждаются в консультации:

  1. невролога;
  2. отоларинголога;
  3. психолога;
  4. нейрохирурга;

Чтобы оценить степень поражения мозга врач может назначить:

  • эхоэнцефалографию;
  • рентгенографию;

Чтобы исключить сопутствующие заболевания могут назначаться дополнительные исследования.

Лечение и коррекция

Коррекционные работы должны быть комплексными и включать:

  • Медикаментозную терапию . Многие логопеды отрицают эффективность такого лечения, поскольку достоверных данных нет. Ребёнку могут назначать:
    1. Гаммалон;
    2. Кортексин;
    3. Когитум;
    4. Витамины В12, В15;
  • Логопедические занятия . Включают и домашнюю гимнастику и занятия с врачом, направленную на развитие речи.
    Рекомендуем посмотреть видео занятия с логопедом:
  • Массаж . Способствует нормализации тонуса лицевой мускулатуры.

В качестве дополнительного лечения может применяться рефлексотерапия, магнитотерапия, ДМВ, электростимуляция, лазеротерапия, водолечение, ИРТ и прочее.

Прогноз и профилактика

Лечение моторной алалии проходит медленнее, чем у детей с сенсорной формой такой же тяжести. Однако прогноз может быть благоприятным, если не задерживать начало коррекционной работы, занимать с ребёнком ежедневно и комплексно. Здесь всё зависит от степени поражения мозга. Если оно несильное, то речь ребёнка восстановится полностью.

Болезнь всегда проще предупредить, чем лечить. Чтобы избежать появления моторной алалии требуется:

Обеспечить нормальное протекание беременности. Для этого:

  • постоянно посещайте гинеколога и строго выполняйте его рекомендации;
  • сдавайте все анализы вовремя;
  • максимально оградите себя от травмоопасных занятий;
  • при посещении больницы носите маску, чтобы минимизировать риск заражения инфекционными заболеваниями;
  • откажитесь от лишних нагрузок;
  • начните делать щадящие упражнения;

Обеспечить ребёнку нормальное развитие:

  • посещать педиатра и других врачей по необходимости/графику;
  • не отказываться от прививок;
  • заниматься с ребёнком развивающими упражнениями;
  • максимально минимизировать травмы (закрыть острые углы, убрать травмоопасные предметы и прочее);

Итоги

В последние годы этот диагноз всё чаще ставится детям по причине универсальности и широкой симптоматике. Однако не всех «молчащих» можно отнести к алаликам, о чём многие врачи забывают. Так что если Вашему ребёнку ставят алалию, а сильных нарушений у него нет, и должного обследования не проводилось, это повод перепроверить диагноз у другого врача. В случае подтверждения возможно оформление инвалидности.

Не стоит паниковать раньше времени. При должном лечении и Вашем усердии ребёнок может заговорить так же, как и его сверстники.

Алалия у детей – в строгом понимании означает полное отсутствие либо ярко выраженная дефицитарность речи, которая проявляется при слухе, соответствующем норме, и первично неповрежденном интеллекте, что позволяет малышам успешно познавать мир и обучаться. Частыми причинами данного недуга выступает повреждение при родах областей левого полушария мозга, которые контролируют языковые способности, заболевания мозга или его травмы, перенесенные малышом в младенчестве, иными словами в доречевом периоде.

Проявляется алалия поздним появлением речевых реакций, аграмматизмом, бедностью словарного запаса, нарушениями слогового строения, фонематических процессов и дефектами в звукопроизношении. Весомым значением для выявления формы алалии обладает определение зоны повреждения головного мозга. Так, к примеру, когда травмирована лобно-теменная часть, можно диагностировать у крохи моторную алалию, при повреждении височной области – сенсорную алалия. Различные формы дефицитарности речи характеризуются совершенно разной клиникой и возможностями малышей в будущем. Однако при этом подобное деление недуга условно, так как в клинической практике встречаются сочетания проявлений сенсорной и моторной речевой алалии.

Симптомы алалии

Нарушение функционирования определенных частей мозга ведет к зарождению у малышей алалии, которая может проявляться легкими дефектами речи, средними либо тяжелыми нарушениями (ребенок не разговаривает до десяти, иногда до двенадцати лет или речь его ограничена довольно убогим словарным запасом и характеризуется аграмматичностью, несмотря на продолжительное обучение).

Моторная алалия у детей выражается:

— в расстройстве экспрессивной речи на фоне неплохого понимания обращенной речи;

— в запоздалом формировании фразовой речи, которая начинает развиваться после четырехлетнего возраста;

— в скудности предречевых этапов, нередко лепет отсутствует совершенно.

Данному недугу сопутствует грубые дефекты грамматического строения, проявляемые в дефиците согласованности слов в падеже, роде и числе, перестановкой слогов внутри слова, неверности употребления предлогов в речи, отсутствии отглагольных форм и т.п.

Моторная алалия у детей характеризуется выраженной скудностью словарного запаса и является фундаментом нарушений учебных навыков по типу дисграфии и дислексии, расстройства пространственного гнозиса и дефектов моторики в форме апраксии. Кроме этого алалия протекает в сочетании с очаговой и рассеянной неврологической клиникой, поражением доминантного полушария, обусловливающего возможности экспрессивных речевых навыков. У ребенка с подобной патологией в психическом состоянии зачастую наблюдаются признаки психоорганического синдрома разной степени выраженности, которые проявляются нарушением работоспособности в комплексе с дефектами интеллектуального развития, расстройством внимания, двигательной расторможенностью.

Сенсорная речевая алалия проявляется в дефицитарности понимании обращенной речи, грубом расстройстве ее фонетического аспекта с отсутствием отделения звуков. Дети характеризуются затрудненностью и замедлением формирования сопоставления между словом и объектом. Они не в состоянии осмыслить произносимое окружением, вследствие чего у них и экспрессивная речь весьма ограничена. Такие малыши коверкают слова, спутывают звуки сходные по произношению, не вслушиваются в речь окружения, не отзываются на зов, но при этом на отвлеченные шумы реагируют. У них отмечаются эхолалии, слуховое внимание резко нарушено, наряду с этим интонации и тембр речи остаются не измененными. В психическом развитии наблюдаются проявления органического поражения мозга, зачастую они могут обнаруживаться в сочетании с умственным недоразвитием.

Характеристика алалии. Последствия алалии могут оставаться продолжительное время, нередко даже всю жизнь. У алаликов все речевые компоненты появляются с опозданием. Грамматическая структура и лексический запас, произношение формируются своеобразно, медленно и дисгармонично. К окончанию периода младенчества малыши могут иметь запас слов от девяти до 100, но это не определяет прогноз заболевания. Словарь пополняется очень медленно и на каждой стадии развития довольно беден. Кроме этого характерны искаженные конструкции слова:

— перестановки (вместо «молоко» – «моколо»);

— персеверации – (вместо «волосы» – «вововосы»);

пропуски («моко»);

контоминации (вместо слов «белок и желток» получается «белток»).

Также многие исследователи отмечают искажение слогового строения слова. Количество подобных искажений увеличивается по мере речевого развития и по мере утомляемости крохи. Выделяют два типа аграмматизмов: импрессивный и экспрессивный. У алаликов с моторной формой выявляется практически всегда экспрессивный аграмматизм, а с сенсорной – импрессивный аграмматизм. Грамматическая структура речи формируется поздно, дисгармонично и не имеет стадийности.

Все формы алалии характеризуются разладом между вербальными и неречевыми структурами психической деятельности. Неречевые задачи производятся малышом в соответствии с возрастным периодом без выраженных затруднений (значение и последовательность сюжетных образов, графические аналогии и др.). Замедление темпа формирования речи выражаются запоздании наступления определенных доречевых этапов. Проще говоря, гуление, лепет, отдельные слова и фразы у таких крох формируются с отставанием, также отмечается свернутость этапов или полное отсутствие. Кроме растягивания сроков выработки функции, свойственно продолжительное сохранение ранее освоенных этапов формирования речи: эгоцентрическая речь, подмена речи жестикуляцией либо громкими несловесными криками. Также нередко наблюдается скудность словарного запаса, аграмматизм и косноязычие.

Зачастую у малышей с алалией отмечаются невротические реакции, являющиеся ответом на наличествующий дефект речи. Кроме этого, дети, страдающие данной патологией, характеризуются повышенной утомляемостью, сниженным вниманием и пониженной работоспособностью. У них отмечается вторичная задержка развития психики. В разные периоды речевого формирования при моторной алалии наблюдается отсутствие плавности речи и возникает заикание.

Коррекционная работа при алалии должна учитывать специфику речевого расстройства, особенности личности малыша, его интересы и компенсаторный потенциал. Большое внимание уделяется устранению невротических аспектов в характере крохи и воспитанию сознательной целеустремленной личности.

Моторная алалия

Моторная речевая алалия возникает вследствие поражения центра Брока, то есть лобно–теменной области мозга. Подобная патология чаще возникает у малышей, подверженных гиперопеки со стороны близкого окружения. Гиперопека может иметь под собой основания. Так, например, кроха, будучи новорожденным или младенцем, перенес серьезное заболевание либо получил травму в связи с тяжелыми родами. В таких семьях малыши характеризуется излишним упрямством, повышенной раздражительностью и капризностью.

Характеристика моторной алалии.

Моторная алалия проявляется отставанием в развитии моторики артикуляционного аппарата. Детям довольно сложно произвести артикулярные движения: поднять вверх язык и удерживать его в такой позиции, облизать губы и др. Кроме этого, у ребенка, страдающего моторной алалией, отмечается отсутствие умений самообслуживания: завязывание шнурков, самостоятельное застегивание пуговиц. Также наблюдается расстройство движений. Больные дети не в состоянии совершать прыжки на одной ноге, не могут пройти по бревну, чаще спотыкаются и падают, под музыку двигаться ритмично не способны. Речь детей, страдающих моторной алалией, характеризуется несколькими стадиями речевого развития: от абсолютного отсутствия речи, до развернутой речи с наличием небольших отклонений.

Речь малышей с алалией первой стадии для рядового слушателя полностью непонятна, так например, «тя бах» означает, что чашка упала. Для понимания высказываний ребенка необходимо учитывать конкретную ситуацию, его жестикуляцию и мимику. Зачастую малыши с данной патологией не способны выразить при помощи слов собственные чувства, указать на то, что ему необходимо.

Для второй стадии речевого развития характерно появление умения выражать в более ясной для окружения форме некоторые наблюдения, например, «тятя кутил сяик», что означает: «папа купил шарик».

Малыши с третьей стадией развития речи употребляют более развернутые фразы, содержащие ошибки лексической и грамматической направленности.

Особенностью этой формы алалии является понимание детишками речи, обращенной к ним. Они в состоянии выбрать нужную картинку с предметом либо живым существом, которую родитель просит показать. Больные малыши понимают лишь лексический смысл слова и не способны воспринимать их окончания, предлоги и приставки.

В связи с адекватным реагированием малышей на обращения взрослых, выполнением ими простых поручений, существует опасность пропустить и запустить недуг. Ведь родители считают, что раз их чадо все понимает, но не говорит, следовательно, он просто ленится.

Диагностика алалии моторной формы основывается на работе с дитем, когда выявляются его речевой потенциал. С целью уточнения и дополнения диагноза применяют электроэнцефалограмму. Также проводится проверка слуховых возможностей ребенка и интеллектуальное развитие.

Коррекция алалии направлена, в первый черед, на выработку механизмов речевой деятельности, создание у малыша речевой базы, которая в дальнейшем позволит речи развиваться спонтанно и сформироваться в систему. На всех этапах коррекции значительное внимание следует уделять формированию знаний у ребенка об окружающей среде соответственно его возрастной норме.

Моторная алалия прогноз ее зависит от своевременности диагностирования, тяжести основной патологии, степени нарушения речи, наличия грамотной коррекционной и лечебно-восстановительной работы.

Сенсорная алалия

Малыши, страдающие сенсорной алалией, имеют способность к формированию активной речи и неповрежденный слух. Однако при этом такие дети характеризуются наличием разрыва между смыслом и звучанием слов, вследствие чего понимание речи страдает. Малыши не понимают речь, поэтому и не используют ее, что провоцирует возникновение сопутствующих нарушений: затрудненность установления контактов с окружением, искаженность зрительного восприятия, замедление в умственном развитии.

Зачастую больным деткам ставится неверный диагноз, например, могут диагностировать или . Вследствие ошибочного диагноза проводимая коррекционная работа будет неадекватной.

Ребенок с сенсорной формой алалии невнимателен к звукам, он может слышать негромкие звуки, а может совершенно не реагировать на акустические раздражители. Такие малыши с большой сложностью заучивают отдельные слова. Им трудно сберегать их в памяти. Пассивный словарь детей с данной патологией обогащается очень медленно, наблюдается диссоциация между обозначаемым предметом и пониманием значения слова, которое его обозначает.

Зачастую дети способны лучше воспринимать окружающую речь утром, поскольку непосредственно после сна способность к рабочему функционированию коры мозга значительно выше. По мере усиления утомления понимание речи малышами значительно ухудшается. Реже встречаются случаи, когда ребенок лучше воспринимает вечером речь, так как после ночного отдыха может действовать тормозной фон.

Понимание речи детьми не улучшается при увеличении ее громкости, что позволяет отличить детей с сенсорной формой алалии от слабослышащих малышей. Сильные раздражители провоцируют появление в головном мозге запредельно охранительного торможения, вследствие чего недоразвитые клетки исключаются из деятельности. Спокойная негромкая речь воспринимается больным крохой значительно лучше, нежели громкая речь либо окрик. Применение слуховых аппаратов у детей-алаликов также не способствует улучшению речевого восприятия.

Часто у малышей с данной патологией отмечается гиперакузия, выражаемая в увеличенной восприимчивости к звукам, которые окружению безразличны, например, звук сминаемой бумаги или капающей воды. Обычно у здоровых , слышащих подобные звуки, не отмечается реагирования на них. Исключением служит утомленность человека либо раздраженное состояние.

Дети, страдающие алалией с сенсорной формы, воспринимают подобные звуки обостренно, вследствие этого болезненно реагируют на них: выражают беспокойство и жалобы на ушную либо головную боль, плачут.

Дети-алалики характеризуются высокой речевой активностью, проявляемой логорреей, при которой кроха бессвязно повторяет все слова, известные ему. Малыш, не понимая значения, проговаривает слова и словосочетания, ранее или в данную минуту услышанные им, а произнесенные подобным образом слова и фразы не осознаются детьми и не закрепляются.

Кроха с алалией сенсорной формы может с восторгом слушать собственную речь и голосовые интонации. Речи алалика сопутствует живая мимика и жестикуляция. Сама речь характеризуется выразительной интонацией.

Сенсорные алалики не способны управлять собственной речью. Высказывания их ошибочны по содержанию и не точны по форме. Довольно часто вызывает затруднение понимание их «пламенной» речи. Парафразия (замена) присутствует в большом количестве. Также речь наполнена пропусками, соединением частей разных слов друг с другом. Речь сенсорного алалика, в целом, характеризуется повышенной речевой активностью, которая происходит на фоне сниженного внимания к произносимому окружающими и отсутствия контроля над своей речью. Речь сенсорных алаликов невозможно использовать в качестве средства общения.

Кроме перечисленных симптомов малышей с сенсорной формой алалии наблюдаются расстройства личности; различные трудности поведения, вторичное отставание в умственном развитии. Речевые навыки не могут служить ни регулятором, ни саморегулятором поведенческих действий и деятельности больного ребенка.

Коррекционная работа при алалии, в первый черед, должна учитывать, что у сенсорных алаликов возможности развития речи не страдают, у них затронута возможность речевому обучению на основе слуха. В этом и заключается основная специфика коррекционной работы.

Сенсорная алалия прогноз ее имеет непосредственную зависимость от тяжести недуга и своевременности начала коррекционной работы. При грамотном и адекватном вмешательстве врачей, регулярных логопедических занятиях, а также соответственных действиях близкого окружения, дети овладевают речевыми навыками на бытовом уровне, что подарит возможность для коммуникативного взаимодействия, обучения и познания мира.

Алалия у детей

Первичные проявления алалии вне зависимости от ее формы становятся явными у малышей в двухлетнем возрасте, когда области мозга до некоторой степени развиты, а малыши пытаются произносить слова. Если своевременно не начать лечение, то данный недуг будет продолжать развиваться у подростков.

К существенным признакам алалии у малышей относят:

— нарушение движения;

— повышенную раздражительность;

— непонимание речи взрослых;

— отсутствие элементарных навыков самообслуживания;

— ошибки в падежах и склонениях, неразборчивость в числах;

— замедление умственного развития;

— коммуникативное взаимодействие с взрослыми лицами на уровне жестов.

Алалия коварный недуг. Зачастую дети, не понимая, о чем говорит окружение, начинают отдаляться от них, дистанцируются и становятся необщительными, что может стать причиной для неверной постановки диагноза. Нередко таким детям приписывают аутизм либо умственную или психическую отсталость. Кроме этого, порой не удается выявить уровень слуха.

Поэтому, в первый черед, именно на родительские плечи ложится задача своевременного выявления проблемы. А для этого необходимо усвоить этапы речевого развития малышей.

Также существенным признаком дефекта речевого развития является чересчур медленное освоение речевыми навыками, замедленный прогресс или его полное отсутствие на протяжении длительного времени.

Дифференциальная диагностика алалии основывается на нескольких критериях сравнения, представленных ниже:

— при моторной форме алалии на перцептивном уровне восприятие речи сохранно, а при сенсорной форме алалии глубоко нарушено;

— у моторных детей-алаликов понимание речи соответствует их возрастной норме, а у сенсорных алаликов понимание речи нарушено, но может немного улучшатся при визуальном восприятии артикуляции говорящего субъекта;

— слух у малышей с моторной формой алалии сохранен, а с сенсорной – нарушен;

— моторная алалия характеризуется отсутствием эхолалии, при сенсорной алалии, наоборот, эхолалия присутствует;

— моторные алалики испытывают трудности в повторении слова либо фразы, сенсорные алалики повторяют без труда, но не осознают значения проговоренного слова;

— дети с моторной формой алалии стремятся к невербальной и речевой коммуникации, малыши с сенсорной формой алалии либо не желают, либо просто не могут вступать в общение.

Работа с детьми с алалией, особенно речевые упражнения, должны проводиться в форме игры. Лишь в такой форме коррекция будет ощутимой, и не будет излишне утомлять малыша. Занятия с логопедом должны быть сосредоточены на развитии памяти и внимания, умений отличать одни предметы от других, способности соотнесения и обобщения предметов.

Также для формирования речевых навыков незаменимы физические нагрузки и любые упражнения, способствующие выработке мелкой моторики.

Лечение алалии

В ряде случаев алалия может пройти без лечения по мере взросления крохи. Но зачастую невозможно обойтись без медицинского и логопедического вмешательства. Если коррекция алалии проводится грамотно и на достаточном уровне, если начата своевременно, то речевые навыки формируются полностью, также улучшаются умственные способности малыша, он лучше адаптируется в реальном мире. Своевременная коррекция позволяет крохам в дальнейшем налаживать контакты со сверстниками и адекватно взаимодействовать с взрослыми.

Обследование должно проводиться комплексно, при непосредственном взаимодействии педиатра, невропатолога и логопеда. Наиболее важным является выявление степени мозгового поражения, поскольку от этого зависит степень тяжести патологии.

Легкая степень алалии ограничивается логопедическими занятиями и домашними упражнениями, позволяющими довольно быстро обучить кроху словам и грамматике. Логопедическая коррекция различных форм алалий способствует расширению словарного запаса и делает речь крохи более грамотной. Однако подобный вид лечения эффективен исключительно при систематических занятиях.

В тяжелых случаях, когда существуют грубые поражения речевых центров, терапия может быть малоэффективной.

Для достижения максимальной эффективности для лечения алалии применяют комплексную терапию, которая включает три компонента:

логопедические занятия;

— логопедический массаж (воздействие на артикуляционную мускулатуру для нормализации тонуса речевых мышц, что облегчает произношения звуков);

— микротоковая рефлексотерапия, целью которой является активизация зон коры мозга, отвечающих за желание говорить, дикцию, словарный запас и т.п.

Эффективность медикаментозного лечения научно не доказана, но работа над формированием речевых навыков ведется на фоне лекарственной терапии, обращенной на активизацию созревания мозговых компонентов. Также используют физиотерапию лазеротерапию, водолечение. При алалии любой формы важно начинать работу с развития общей и мелкой моторики, формирование когнитивных психических функций, таких как память, мыслительная деятельность, внимание. Большим значением в терапии алалии обладает занятия и работа с детьми с алалией в домашних условиях с применением наглядных материалов.

Алалия – это отсутствие или глубокое недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первичном интеллекте. Заболевание может возникнуть в период внутриутробного развития, во время родов или на первых годах жизни ребенка. Причиной болезни является повреждение центров головного мозга, отвечающих за формирование собственной речи или восприятие слов других людей. Раннее выявление симптомов и адекватное лечение позволяют большинству детей справиться с патологией и успешно обучаться по школьной программе.

Следует отличать детей с несформированной речевой функцией от глухих или умственно отсталых. При алалии не наблюдается отсутствие слуха, малыши активно реагируют на звуки. Снижение интеллекта является вторичным симптомом, и вызвано отчуждением ребенка от коллектива из-за невнятной речи, слабой памяти, плохого восприятия материала.

Причины

Поражение речевых центров головного мозга может быть спровоцировано несколькими факторами:

Во внутриутробном периоде

  • Проникновение инфекций от матери к плоду.
  • Резус-конфликт (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору).
  • Маточно-плацентарная недостаточность (нарушение кровообращения между матерью и ребенком).
  • Хроническая гипоксия (недостаточное снабжение кислородом) плода.
  • Токсикоз или гестоз.
  • Угроза самопроизвольного прерывания беременности.
  • Хронические соматические болезни матери (гипер- или гипотония, легочная или сердечная недостаточность).
  • Травмирование плода при падениях беременной.
  • Вредные привычки матери (курение, злоупотребление алкоголем).

При родах

  • Функциональная незрелость вследствие недоношенности (рождения раньше срока).
  • Преждевременные, затяжные или стремительные роды, приведшие к внутричерепной травме или кислородному голоданию.
  • Острая гипоксия в результате раннего излития околоплодных вод, слабой родовой деятельности или обвития шеи ребенка пуповиной.
  • Травмирование акушерскими инструментами.

В возрасте до 3 лет

  • Черепно-мозговые травмы.
  • Тяжелые вирусные инфекции (краснуха, менингит, энцефалит).

  • Частые длительные болезни (ОРВИ, пневмония, рахит, эндокринопатии).
  • Операции с применением общего наркоза.
  • Гипотрофия (дефицит массы тела из-за недостаточного поступления или плохого усвоения питательных веществ).
  • Двуязычие в семье.
  • Конфликтные отношение в семье, нелюбовь матери к ребенку.
  • Плохие социальные условия (нехватка речевых контактов, педагогическая запущенность, дефицит навыков самообслуживания).

Классификация

Алалия бывает нескольких видов:

Моторная (экспрессивная)

Связана с поражением участков головного мозга, отвечающих за продуцирование речи. У детей возникают проблемы с произнесением звуков, овладением активным словарем, правильным построением фраз. При этом способность к восприятию чужой речи сохраняется.

В зависимости от зоны повреждения моторная алалия бывает:

  • Афферентная . Представляет собой поражение постцентральной зоны коры головного мозга, которая находится в нижнем теменном отделе левого полушария и отвечает за артикуляционные позы. Ребенок не может правильно открыть рот, растянуть или вытянуть в трубочку губы, опустить или поднять язык, и начинает заменять сложные звуки простыми или пропускать их.
  • Эфферентная . Является поражением премоторной зоны коры головного мозга – центра Брока, задней трети нижней лобной извилины. Этот участок отвечает за организацию и последовательность сложных комплексов. Ребенок затрудняется выполнить серию движений – удается воспроизвести отдельный звук, но не получается произнести группу звуков, целое слово или предложение. Тяжело происходит переход с одной артикуляционной позы на другую, меняется последовательность слогов в слове.

Сенсорная (импрессивная)

Встречается в 10 раз реже, чем моторная, и вызвана повреждением коркового отдела речеслухового анализатора – центра Вернике, расположенного в задней трети верхней височной извилины и отвечающего за первичный анализ звуков речи.

При этой форме алалии отсутствует связь между смыслом слов и их звуковой оболочкой. Имея хороший физический слух и способность к воспроизводству речи, ребенок не может понять значение слова и связать его с конкретным предметом или явлением.

Смешанная (мотосенсорная или сенсомоторная)

Сочетает в себе признаки обеих форм с преобладанием нарушений развития экспрессивной или импрессивной речи, что доказывает связь речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Симптомы

Клиническая картина при заболевании может быть различной – от легких нарушений речи до тяжелых, когда до 10-12 лет ребенок не говорит или имеет очень скудный словарный запас.

Признаки алалии отличаются в зависимости от формы патологии:

Моторная

Проявляется характерными отклонениями:

Неврологические

  • Двигательные расстройства – неловкость, плохая координация движений, частые падения.
  • Плохая мелкая моторика – проблемы со складыванием мозаики, паззлов.

  • Трудности с навыками самообслуживания – неспособность застегнуть пуговицы, завязать шнурки.
  • Нарушение тонуса некоторых групп мышц, в частности, лицевых – их паретичность (вялость) или спастичность (напряженность).
  • Нарушение осанки.
  • Вынужденная леворукость.
  • Горизонтальный нистагм – бегающие зрачки.
  • Односторонний птоз – подвисание одного века.
  • Расстройство зрительного узнавания – ребенок не различает цифры, части, лево и право.
  • Астереогноз – неспособность узнать предмет наощупь.

Психологические

  • Нарушение памяти.
  • Проблемы с концентрацией внимания.
  • Затрудненное восприятие.
  • Примитивизм и конкретность мышления – упрощенный подход к сложным заданиям, нарушение способности абстрагирования и обобщения.
  • Нарушения эмоционально-волевой сферы – инфантилизм (незрелость развития), частая смена настроения, излишняя доверчивость или немотивированная агрессия, раздражительность, избирательность отношений.
  • Заторможенность (малоподвижность) или расторможенность (гиперактивность).
  • Сниженная работоспособность и высокая утомляемость.
  • Речевой негативизм – нежелание говорить.
  • Отказ от выполнения задания при затруднениях и доведение начатого до конца, если заметен успех.

Речевые

  • Проблемы с произношением звуков.
  • Плохая ритмическая организация слов.
  • Нарушения регуляции высоты и силы голоса.
  • Замедленная речь с произношением по слогам.
  • Обедненная лексика, пропуски предлогов и окончаний, перестановка слогов.
  • Обозначение разных понятий одним и тем же словом («ам» – есть и еда).
  • Несформированность связной речи из-за нарушения грамматики – замена всех глаголов инфинитивом (птица лететь), неправильное употребление рода (кошка бежал), числа (коровы ест) и падежа (люблю мама).
  • Бедность словарного запаса – фразовая речь состоит из простых предложений.
  • Неспособность последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить причину и следствие.

  • Проблемы с овладением навыков чтения и письма.

Сенсорная

В чистом виде встречается крайне редко, обычно наблюдается сенсомоторная форма заболевания.

Проявлениями сенсорной алалии являются:

  • Эхолалия – пассивное повторение отдельных слов или фраз, без понимания их значения (вместо ответа на вопрос ребенок повторяет вопрос, часто цитирует дикторов и рекламу на телевидении).
  • Логорея – многословие в сочетании с ускорением темпа и бессвязностью речи, набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов.
  • Ошибки произношения – навязчивые повторения или пропуски звуков и слогов, объединение частей разных слов друг с другом, неправильные ударения, причем характер искажений нефиксированный (одно и то же слово ребенок может произносить по-разному).
  • Гиперакузия – повышенная чувствительность к неречевым звукам (шуршанию бумаги, звучанию инструментов), при этом может наблюдаться болезненная реакция – плач, крики, закрывание ушей.
  • Нарушение фонетического восприятия – невозможность различить слова со схожим звучанием, привязать слово к предмету.
  • Потеря смысла фразы при изменении темпа речи или порядка слов в предложении.
  • Плохая память – для запоминания новых слов необходимо не менее 20 повторений.
  • Проблемы с удержанием внимания, повышенная отвлекаемость, быстрая истощаемость.
  • При грубом искажении развития речи развиваются вторичные нарушения личности, поведения, умственная отсталость.

При всех формах алалии наблюдается разница между выполнением вербальных (с помощью речи) заданий и невербальных (представленных графическими изображениями, рисунками, предметами, когда знание языка необходимо лишь для понимания инструкций).

Диагностика

Для постановки диагноза ребенок должен пройти обследование у нескольких врачей:

  • детский невролог;
  • детский психолог;
  • детский отоларинголог (или сурдолог);
  • дефектолог;
  • логопед.

Обследование состоит из нескольких этапов:

Оценка степени и характера повреждения головного мозга

Проводится с помощью следующих методов:

  • Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – получение графических изображений электрической активности мозга.
  • Магниторезонансная томография (МРТ) – получение изображений органов при воздействии на организм магнитным полем и радиочастотными энергиями.
  • Рентгенографическое исследование – воздействие на ткани головы рентгеновских лучей. Позволяет определить травмы и патологии развития костей черепа, проверить сосудистую сетку головного мозга.
  • Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) – исследование головного мозга с помощью ультразвуковой эхографии.

Исследование слуховой функции

Предназначено для исключения тугоухости и осуществляется при помощи следующих методик:

  • Отоскопия – осмотр наружного слухового прохода и барабанной перепонки с использованием специальных инструментов. В современной практике применяют отоскоп – прибор, снабженный источником света и камерой. Во время манипуляции может выполняться туалет уха, удаление инородных тел и полипов, различные операции.
  • Аудиометрия – методика определения остроты слуха, то есть чувствительности к звуковым волнам различной частоты. Результатом проверки является аудиограмма, по которой врач диагностирует наличие или отсутствие проблем со слухом.

Нейропсихологическое исследование

Предполагает диагностику слухоречевой памяти – восприятия речи на слух. Проводится с помощью различных тестов, например, найти на картинках названных животных, повторить произнесенные слова или звуки в той же последовательности.

Логопедическое обследование

Включает комплекс мероприятий:

  • Сбор анамнеза – опрос матери о течении беременности и родов, этапов и особенностей развития ребенка.
  • Диагностика устной речи. Предполагает уточнение степени сформированности компонентов языковой системы – связной речи (описывание картинки), грамматических процессов (образование и изменение слов, правильность построения предложений), объема словарного запаса.
  • Изучение звуковой составляющей речи – строение и подвижность речевого аппарата, способность распознавать, воспринимать и произносить звуки, звуковая наполненность слов.

Дифференциальная диагностика

Проводится с целью отличить алалию от следующих заболеваний:

  • Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание темпов формирования речи без ее нарушения.
  • Дизартрия – затруднение в произношении некоторых звуков, вызванное ограниченной подвижностью органов речи (губ, мягкого неба, языка). Заболевание возникает из-за поражения нервной системы.
  • Тугоухость – стойкое ослабление слуха, вплоть до полной его потери.
  • Аутизм – расстройство психического характера, вызванное нарушением развития головного мозга. Отличается дефицитом общения и социального взаимодействия.
  • Олигофрения – умственная отсталость.

Лечение

Алалия – это сложный комплекс расстройств языкового и неязыкового характера, оказывающий негативный эффект не только на речевую коммуникацию, но и на развитие познавательной деятельности, осложняя процесс обучения, воспитания, социализации детей.

Терапевтический подход коррекции заболевания должен быть комплексным, с участием логопеда, психолога, родителей. В некоторых случаях актуально применение лекарственных препаратов. Лечение проводится в домашних условиях, а также в специализированных учреждениях – детских садах, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

Медикаментозное

Призвано стимулировать развитие структур головного мозга и снимать невротические проявления:

  • Ноотропные препараты – улучшают работу мозга, восприятие и память.
  • Витамины – необходимы для нормального развития организма. Часто назначают прием витаминно-минеральных комплексов.

Физиотерапия

Максимальный лечебный эффект достигается при использовании нескольких методик. Физиотерапевтические процедуры проводятся курсами, применение их на постоянной основе недопустимо.

  • Транскраниальная электростимуляция (ТЭС-терапия) . Представляет собой метод избирательной и дозированной активации определенных структур мозга, в результате которого в них вырабатываются эндорфины. Эти нейрогормоны обладают обезболивающим эффектом, усиливают защитные функции иммунной системы, противодействуют стрессу, способствуют заживлению тканей и улучшению качества жизни в целом. Во время процедуры к голове пациента прикрепляются электроды, через которые проходят импульсные токи малой мощности.
  • Водолечение . Воздействие на организм водой стимулирует работу нервной системы, оказывает влияние на кровообращение, ускоряет обменные процессы. С помощью процедур можно достичь желаемого эффекта – успокаивающего и расслабляющего, тонизирующего и возбуждающего. Также водолечение является иммуностимулирующим и общеукрепляющим средством.
  • Лазеротерапия . Применение лазера оказывает противовоспалительный, обезболивающий, иммуностимулирующий эффекты, улучшает клеточный метаболизм и микроциркуляцию крови, стимулирует восстановительные процессы, при воздействии на различные органы и системы усиливает их рефлекторный ответ.
  • Магнитотерапия . Благодаря воздействию на организм низкочастотных постоянных или импульсных магнитных полей повышается проницаемость клеточных мембран, ускоряются окислительно-восстановительные процессы, усиливается активность ферментов и местное кровообращение. Процедура снимает боль и воспаление, замедляет свертывание крови, уменьшает отек в тканях и стимулирует их питание и восстановление.
  • Электрофорез . Предполагает воздействие на организм постоянных электрических импульсов. Обладает лечебным эффектом, схожим с другими физиопроцедурами, увеличивает секреторную активность – выработку биологически активных веществ и выброс их в кровоток.
  • ДМВ-терапия . Применение электромагнитных волн дециметрового диапазона расширяет сосуды, улучшает кровообращение и обменные процессы, снимает спазмы, способствует нормализации работы эндокринных желез.
  • Иглорефлексотерапия (ИРТ) . Акупунктура или иглоукалывание, то есть введение в биологически активные точки специальных игл, позволяет стимулировать нервную, эндокринную, нейрогуморальную, иммунную систему организма.
  • Электропунктура . Воздействие на точки акупунктуры электрическим током для усиления эффекта.
  • Остеопатия . Представляет собой мягкое ручное воздействие на структуры тела (череп, позвоночник, крестец, мышцы, связки, внутренние органы) для исправления их положения и восстановления функций всего организма.

Логопедическое

Представляет собой работу по развитию всех сторон речи.

При моторной алалии упор делается на следующие аспекты:

  • Правильное звукопроизношение.
  • Стимулирование речевой активности, то есть способности воспринимать и понимать слова окружающих, пользоваться речью при общении, активно овладевать языком.
  • Формирование активного и пассивного словаря – слов, используемых ребенком в разговоре, и не используемых, но узнаваемых при беседе окружающих.
  • Развитие фразовой речи, включающей умение составить предложение, его завершенность, грамматическое построение.
  • Развитие связной речи – умения излагать мысли выразительно и последовательно, без отвлечения на ненужные подробности.
  • Логоритмические занятия – комплекс упражнений, в котором движения сочетаются с произношением языкового материала под звуковое сопровождение. Развивают общую и мелкую моторику, координацию движений, способность расслаблять мышцы, чувство ритма, мимику, голос, правильное произношение звуков, слуховое внимание и память.
  • Логопедический массаж – стимулирует мышцы, участвующие в формировании звуков (губ, мягкого неба, скул, щек, языка). Выполняется пальцами или специальными зондами. Также включает специальные упражнения – надувание щек, вытягивание губ в трубочку, поднятие языка.

При сенсорной алалии необходимо развивать следующие способности:

  • Умение отличать неречевые звуки от речевых.
  • Выделение слов, соотнесение их с конкретными предметами и действиями.
  • Понимание фраз и речевых инструкций, грамматического строя речи.
  • Развитие собственной речи.

В домашних условиях

У детей с алалией необходимо стимулировать желание говорить. Родители должны разговаривать с ребенком постоянно, описывать каждое действие и событие – таким образом формируется пассивный словарный запас.

Однако просто слушая речь дикторов на радио или по телевидению, малыш не научится говорить – очень важно видеть работу артикуляционного аппарата, движение губ, мимику лица. В обязательном порядке родителям нужно наладить с ребенком зрительный контакт.

Диета

Специфических рекомендаций по питанию при алалии не существует. Оно должно быть здоровым, разнообразным, сбалансированным и соответствующим возрасту ребенка. В рацион нужно включить большое количество богатых витаминами, минералами и клетчаткой продуктов. Полезные вещества помогают организму ребенка правильно развиваться, укрепляют иммунитет, улучшают настроение и сон.

Прогноз

Залогом успеха в лечении алалии является его раннее начало – в 3-4 года, а также комплексный подход, воздействие на все компоненты речи в сочетании с развитием психических функций.

Большое значение имеет степень поражения мозга. Моторная форма заболевания легче поддается коррекции и, при своевременной и адекватной терапии, позволяет ребенку наладить речь и адаптироваться в социуме. При сенсорной и сенсомоторной алалии прогноз неопределенный.

Инвалидность

В зависимости от степени тяжести алалии, уровня недоразвития речи, сопутствующих психоневрологических и церебрально-органических патологий, возможно оформление инвалидности на ребенка. Для этого необходимо пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ) и получить соответствующее заключение. Направление на МСЭ выдают лечащие врачи детской поликлиники. Для оформления инвалидности ребенку до 5 лет обычно требуется заключение психиатра (психоневролога).

У взрослых

Алалия является недоразвитием речи, это детское заболевание, которое поддается коррекции при регулярных занятиях. Для взрослых людей более характерно проявление афазии – локального отсутствия или нарушения уже сформировавшейся речи. Вызвана афазия повреждением речевых центров в результате травмы, опухоли, инсульта, воспалительного процесса или психического заболевания.

Профилактика

Чтобы предупредить нарушения речевого развития у ребенка, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Обеспечить условия для благоприятного протекания беременности и родов – своевременно посещать гинеколога и сдавать анализы, полноценно питаться, избегать чрезмерных физических и психологических нагрузок, заниматься упражнениями для беременных (специальной гимнастикой, йогой).
  • Следить за здоровьем ребенка – регулярно проходить осмотр у педиатра, делать прививки, обеспечить безопасность, заниматься физическими упражнениями. Желательно пройти несколько курсов общеукрепляющего массажа,
  • Обращаться к врачу при малейших признаках задержки речи у ребенка. Своевременное лечение позволяет предупредить появление вторичной интеллектуальной недостаточности.