В чем человек уступает животным? В чем животные лучше человека? Что могут животные и чего не могут люди.

Человек - это животное или нет? Давайте порассуждаем о сходстве и различии между нами и "братьями меньшими". Под животными в данном случае подразумеваем класс млекопитающих.

Разумеется, самое очевидное и наглядное, что нас объединяет, - оба представителя природного мира относятся к живым организмам и существуют в конкретных земных условиях. Если рассматривать ответ на вопрос: "Человек - это животное или нет?" - исключительно с биологической точки зрения, то ответ, скорее всего, будет положительным. Ведь в человеческом и животном организме масса общего - в строении скелета, дыхательной и пищеварительной функции, устройстве репродуктивных органов. Даже болезни человека и животных порой очень схожи. Но на самом деле не все так просто. И на вопрос: "Человек - это животное или нет?" - ответ не столь однозначен.

Давайте разбираться

Любой живой организм для продолжения бытия нуждается:

1. В питании.

2. Защите от опасных и просто неблагоприятных факторов окружающей среды.

3. Размножении, то есть воспроизводстве подобных себе особей.

Чем человек отличен от животного по каждому из приведенных пунктов? В рамках данной небольшой статьи мы не имеем возможности подробно осветить всю совокупность сложных физиологических, психических и социальных факторов, влияющих на поведение живых существ. Но попытаемся дать хотя бы краткую характеристику основным из них.

Поговорим о питании

Здесь можно рассуждать о двух его сторонах - видах пищевых источников и способах добывания пищи. В качестве источников выступают объекты растительного мира либо живые существа. Те животные, что питаются лишь растениями, считаются травоядными. К отряду хищников принадлежат те виды, пища которых - другие животные. И третья группа - всеядных - состоит из видов, рацион которых является смешанным.

Мы не будем сейчас затрагивать классификацию животного мира с подразделением на зоологические семейства, классы, отряды и т. п. Обратим внимание лишь на динамическое равновесие, предусмотренное природой между травоядными и хищниками с поддержанием нужного численного отношения. Количество тех или иных особей в животном мире регулируется самой природой наличием тандема "жертва - хищник". То есть убийство и поедание одних представителей животного мира другими не что иное, как закономерный процесс, существующий для поддержания равновесия в мире живых существ. И с этой точки зрения человек является животным.

На заре своего существования человек относился главным образом к группе хищников. Собираемые им растительные плоды составляли относительно малую долю людского рациона. Не имея зубов и когтей - средств выживания в мире хищников, человек заменил их ручным оружием (камнями, стрелами, ловушками). Таким образом, первобытная охота на протяжении веков и тысячелетий обеспечивала род человеческий пропитанием и, соответственно, позволяла рассматривать людей как млекопитающих хищников.

Что же потом?

Но постепенно произошла так называемая неолитическая революция, суть которой - в переходе к первому примитивному земледелию и скотоводству. С этих пор жизнь людей и животных стала коренным образом различаться. Между человеком и природой стали складываться принципиально иные отношения. И хотя продолжался переход очень и очень долгое время, в течение которого охота продолжала играть огромную роль в выживании человечества, рассматривать человека всего лишь как представителя животного мира уже не представлялось возможным.

Наряду с земледелием развивалось и скотоводство, которое стало результатом приручения и одомашнивания диких животных (лошадей, свиней, гусей, коров). Человек выращивал их для получения и потребления мяса, яиц, молока. То есть продолжал оставаться хищником, но убийство других животных на лоне природы (охота) сменилось на целенаправленное выращивание и разведение "корма". Таким образом, возникновение земледелия и скотоводства можно поставить в ряд основных факторов, резко отделивших человека от прочих представителей животного мира.

Поговорим о выживании

Что общего у человека и животного в данном вопросе и чем разнятся у них способы защиты от опасностей и тягот жестокого внешнего мира? Здесь тоже имеются весьма существенные отличия. Естественные способы, существующие в мире млекопитающих, - укрытие в пещерах и норах, наличие подкожного жира или шерстяного покрова.

На заре человечества наши предки спасались от холода и диких зверей подобным образом - заворачивались в шкуры и прятались в пещерах. Затем появились первые хижины из дерева или камней. Как все мы знаем, данный процесс эволюционировал к современному строительству комфортных многоэтажных домов, призванных удовлетворить большинство человеческих потребностей. То есть умение строить искусственные жилища можно назвать вторым существенным отличием людей от представителей животного царства.

Вопросы репродукции

В половой жизни можно обнаружить много общих признаков животного и человека. И у того, и у другого она основана на действии природных инстинктов, задача которых - обеспечить сохранность вида путем реализации репродуктивной функции. В чём же тогда отличие?

Человечество в процессе своего развития данный процесс смогло "окультурить". Если основой половых потребностей человека и животного был и остается природный инстинкт, то цивилизация в процессе развития человеческого общества привела к украшению последнего множеством условностей и нюансов, недоступных представителям животного царства.

Основные этапы репродуктивных процессов человека и высших млекопитающих достаточно схожи. Состоят они в завоевании самки в ходе соперничества за неё самцами, спаривании и последующей заботе о потомстве. Если в животной среде соперничество носит любую форму - от ненавязчивого привлечения внимания до яростных баталий, нередко ведущих к убийствам, то в людской среде существуют понятия о приемлемом диапазоне поведения. Хотя порой сторонники теории сходства человека и животного это и отрицают.

Хотя многое зависит от культурного уровня действующих лиц (примитивные индивидуумы опускаются до драк, порой с поножовщиной, в борьбе за понравившуюся женщину), в человеческом социуме в целом принято завоевывать избранницу более цивилизованными методами - достижениями и демонстрацией успехов в карьере, науке или спорте, проявлениями человеческой симпатии и заботы.

Признаки в вопросах репродукции

Биологическая цель соревнований в борьбе за самку состоит в отсеивании неполноценных особей с тем, чтобы гены их не переходили последующим поколениям. Человек, выбирая себе пару, бессознательно следует тем же самым законам природы.

Как и в животном мире, среди людей приняты ритуальные испытания будущего избранника на щедрость (способен ли "самец" обеспечить будущее семейство) и мужество (будет ли он достаточной опорой и защитой своей женщине и их общим детям), только вместо примитивных поединков с соперниками здесь используются иные, более изощренные формы демонстрации собственной состоятельности - от преподнесения дорогих подарков до помощи в решении сложных жизненных вопросов.

Процесс спаривания у человека и животного достаточно схож. Эмоциональные реакции, часто приписываемые исключительно человеческим особям, при внимательном рассмотрении можно наблюдать и в животной среде.

Когда появляется потомство, в родительской паре устанавливаются отношения, завязанные на заботе о нём. И здесь при сравнении человека и животного прослеживается много совпадений. Две основные формы существующих брачных отношений - моногамный либо полигамный брак - можно проследить как в человеческой среде, так и в животном мире. Считается, что полигамные отношения более присущи миру животных (примеры встречаются у большинства видов). Но и в человеческом обществе подобные формы всегда имели место. Например, мусульманская религия не только не запрещает, но и предписывает своим последователям отношения многоженства (пример - знаменитые восточные гаремы).

И у людей, и у животных встречаются порой такие формы отношений, при которых после оплодотворения самки самец устраняется и никак не участвует в воспитании потомства. Таким образом, физиологическая основа репродуктивных отношений в животном и человеческом мире приблизительно одинакова.

Тогда чем человек отличен от животного?

Если говорить о психологической стороне отношений между людьми и животными, разница выглядит довольно существенной. Речь идёт о той самой любви, феномену которой до сих пор не найдено максимально точного определения. В зависимости от того, что понимается под любовью, не утихают споры - возможно ли подобное явление в животном мире. Если делать выводы, опираясь лишь на гармонию половых отношений, то понятие любви вполне применимо и к представителям звериного мира. Но если говорить об эмоциональной привязанности, душевной общности, взаимном совпадении интересов и прочих присущих только людям особенностях, то следует признать - любовь в высшем ее понимании существует лишь среди представителей мира людей. Да и то даётся далеко не каждому из нас.

Хотя этология (наука о животном мире) описывает случаи поистине человеческой привязанности в некоторых животных парах друг к другу, в целом взаимоотношения среди млекопитающих длятся ровно столько, сколько требуется для спаривания, производства потомства и минимально необходимой заботы о его выживании.

В дополнение к сказанному следует лишь отметить, что явление так называемой платонической любви свойственно исключительно человеку и не имеет аналогов в животном мире. Когда же речь идет о родительской любви к потомству (особенно материнской), то данное явление присуще и тем, и другим, так как основано на физиологическом инстинкте.

Перейдем к мыслительной деятельности

Само данное понятие достаточно расплывчато и состоит из ряда более узких категорий, четких определений которых, в свою очередь, не существует. Речь идёт о рассудке и разуме, мышлении, языке, воображении, знаковой системе, сознании, восприятии и т. п. В философском словаре разум и рассудок характеризуются как категории, рождающие способности к развитию мышления (нравственного и художественного), а также научного познания. Если попытаться сформулировать данные понятия более конкретным образом, то под разумом (интеллектом) следует понимать способность к различению предметов и явлений окружающего мира с установкой их свойств и соотношений, нахождением причинно-следственных связей между ними.

Помимо этого данная категория подразумевает способность к использованию информации в целях планирования и осуществления собственной деятельности по достижению намеченных целей. Интеллект считается тем более развитым, чем большее число предметов и отношений между ними способен связать воедино.

Кто умнее?

Что же из сказанного выше можно непосредственно отнести к теме нашей статьи? Попробуем уточнить, в чём существенное отличие человека от дельфинов и шимпанзе (примеры животных, наиболее "продвинутых" в плане интеллекта). Эксперименты, проводимые этологами и зоопсихологами с представителями упомянутых видов, выявили достаточно развитые способности к мышлению. В частности, у дельфинов обнаружены несомненные способности к усвоению абстрактных понятий, например о форме предметов (круглый, квадратный) и т. п.

Шимпанзе продемонстрировали способность к решению логических задач. В частности, в эксперименте с подвешиванием на высоте связки бананов в помещении, где имелись ящики, шимпанзе соображал, как получить доступ к бананам - поставить ящики друг на друга. И таких примеров достаточно много. Пределы данных способностей вместе со степенью их приближения к уровню человека исследовались многими учеными.

Но существует явление, проводящее резкую грань между миром животных и людей. Речь идет о языке. Тот же самый философский словарь понимает под языком знаковую систему различной физической природы, выполняющую общения и познания в процессе деятельности человека. Он может быть естественным, нужным в повседневной жизни для выражения мысли и общения, либо искусственным, созданным для удовлетворения определенной узкой потребности (математическая символика и т. п.).

То есть данное определение базируется на понятии знаковой системы. Точного определения у данной категории не существует, но суть ее можно кратко выразить как соотношение между явлениями и их абстрактными знаковыми обозначениями. Первые знаковые системы появились ещё в первобытном человеческом обществе как результат развития процесса совместной деятельности. Речь относится к звуковым знаковым системам. Позже человек - - на основе ее сотворил письменность (знаковую систему, использующую материальные носители). Первыми примитивными письменными символами служили наскальные изображения, картинки на шкурах животных, папирусе, глиняных дощечках, появившейся гораздо позже бумаге. Затем, с развитием цивилизации, на магнитных носителях и прочих видах запоминающих устройств.

Язык как знаковая система

Общее между всеми знаковыми системами то, что они являются выражением абстрактного моделирования мира, который нас окружает. Таким образом, знаковая система - неотъемлемый элемент определения понятия интеллекта. Что же можно сказать на эту тему применительно к высшим представителям животного мира? Существует ли язык животных?

Если говорить о шимпанзе, то у них отсутствует даже речь как звуковая знаковая система. Обезьяны издают звуки, каждый из которых - отдельный сигнал без взаимосвязи с предыдущими. Грамматических предложений такая речь не содержит. Взаимодействие сводится к сигналу, крику об опасности или угрозе сопернику в виде рычания либо рева. Те, кто работает с дельфинами, утверждают о существовании особого дельфиньего языка в ультразвуковом диапазоне акустических волн. Но даже при наличии подобного данная система звуков не позволяет осуществлять накопление информации.

Из поколения в поколение дельфины передают друг другу одни и те же сигналы без каких-то изменений, что не дает им никаких возможностей дальнейшего развития. Именно наличие или отсутствие знаковой системы на материальном носителе с возможностью накопления знаний и передачи их последующим поколениям принципиально отличает так называемый язык животных от человеческого.

Перейдём к общественным отношениям

Животному миру и человеческому обществу присуще явление объединения в группы отдельных особей. Делается это с целью облегчения усилий по выживанию в мире дикой природы. Свойственно объединяться в сообщества, как правило, травоядным. Это помогает им успешнее защищаться от хищников. Последние же главным образом относятся к индивидуалистам, и в основном сообщество их ограничивается "семьёй" - самцом с самкой и детёнышами. Объясняется это тем, что хищникам практически некого бояться.

Первобытному человеческому обществу, как и травоядным, свойственно было объединение в целях борьбы с хищными зверями и совместной охоты на мамонтов и прочих крупных животных. С развитием цивилизации спустя сотни и тысячелетия деятельность человеческих сообществ значительно менялась. Изменения эти зависели не только от хода исторического развития, но и от огромного числа прочих факторов, например климата, географического положения и т. п.

В течение веков и тысячелетий сменилось несколько общественно-экономических формаций, различающихся между собой способами производства и формами власти, но любая из них рассматривалась как вариант существования человеческого общества в виде единого "социального организма". Действия и стремления отдельных индивидуумов сводились к действиям крупных масс или классов и определялись позицией в существующей системе общественных отношений.

По закону джунглей

В самых общих чертах весь процесс жизнедеятельности каждого конкретного индивидуума и всего общества в целом (неважно, идет ли речь о животных или о людях) сводится к поддержанию жизни в условиях ограниченных природных ресурсов и ведется в форме естественной борьбы за выживание, удел одних в которой - погибнуть, других - выжить и дать потомство. Результатами многовекового процесса приспособления к жестким условиям существования стал высокоразвитый инстинкт самосохранения наряду со способностью к регулированию собственного поведения при изменившихся условиях внешней среды, а также приобретение достаточного уровня агрессивности для противостояния конкурентам.

Природный инстинкт ведет к владению чем-либо, например ареалом охоты для львиной семьи или отдельным тщательно охраняемым жилищем для любого млекопитающего. Примеров этому в животном мире не перечесть. Каждая птица охраняет собственное гнездо, стая бездомных собак в городе изгоняет чужаков с территории своего квартала. Любое из этих явлений имеет отношение к инстинкту собственности.

То же самое мы можем наблюдать и у людей. Уже приглядываясь к поведению малышей на детской площадке, можно видеть борьбу за игрушки и стремление лидировать среди себе подобных. Любой взрослый человек стремится к обладанию имуществом и всеми силами пытается обеспечить себе отдельное жильё - ютиться в коммуналке с соседями не хочет никто. Отсюда вывод - всё вышеперечисленное составляет глубинную природную сущность человека, заложенную в психике на уровне основных инстинктов.

О различии между людьми и животными в данном смысле говорить не приходится. И вопрос: "Человек - это животное или нет?" - в данном контексте даже не ставится. Лишь людей мы имеем в виду, говоря о духовности, развитии личности и индивидуальности, вере в Бога, нравственности и прочих высших категориях. Само собой разумеется, что данные понятия к животному миру неприменимы по определению.

Люди могут становиться жертвой как хищников, так и травоядных. Некоторых животных мы боимся больше других. Но в большинстве случаев человек сам является виновником их агрессивного поведения.

Волк

Волка традиционно считают свирепым и опасным хищником, а народная молва зачастую приписывает ему агрессию в отношении человека. В этом есть доля правды, так как случаи нападения волков на людей фиксировались неоднократно.

Но все же опасность волка для человека, по мнению зоолога из США Дэвида Мэча, сильно преувеличена. Ученый считает, что нападение волка на человека может состояться только в исключительных случаях.

Угрозу для людей представляют или голодный альфа-самец выгнанный из стаи, или животное, больное бешенством.

Впрочем, контроль над бешеными волками в последние годы стал более эффективным чем еще лет 30 назад.

Если речь идет о жертве, превышающей размерами волка, то даже стая хищников предпочитает нападать не на здоровое животное, а на больную, ослабленную или старую особь. Человек для волка чаще всего оказывается слишком сильным противником. По словам Мэча, «в большинстве мест обитания волков люди, наоборот, сами охотятся на них и ставят на них ловушки».

Акула

Несмотря на множество опасностей подстерегающих человека в океанских глубинах нет животного, которое бы внушало нам больший страх, чем акула. Неприязнь к этому морскому хищнику имеет давнюю историю. Еще в трудах Плиния Старшего повествуется о драматичных схватках между акулами и ловцами губок.
Но так ли уж опасны акулы?

Согласно статистике, за последние несколько десятилетий жертвами нападения акул стали чуть более тысячи человек.

Эта цифра ничтожно мала по сравнению, скажем, с количеством пострадавших в результате нападения собак или столкновений с гиппопотамами.
Более того, далеко не все акулы представляют опасность для человека: из 460 видов акул потенциально опасны немногим более 50, и только 20 видов, среди которых большая белая и тигровая акула, несут несомненную угрозу для здоровья и жизни людей. Однако, в состоянии стресса отличить опасную акулу от неопасной врядли возможно. Поэтому биологи советуют избегать контакта с любой акулой, чья длина превышает 1 метр.

Змея

Только одно упоминание змеи может вызвать в человеке если не панический ужас, то как минимум негативную реакцию. Близкие встречи с этим пресмыкающимся не редкость, так как ареал его распространения непосредственно граничит со средой проживания человека. Насколько же серьезна опасность случайного контакта человека со змеей?

На территории бывшего СССР обитает около 55 видов змей, 5 из них ядовиты – гадюка, эфа, щитомордник, гюрза и кобра.

Однако среди потенциально опасных видов наиболее вероятна встреча человека только с гадюкой. Предположим, гадюка вас все же укусила –летальный исход даже при отсутствии своевременной медицинской помощи мало вероятен: наиболее неблагоприятным результатом нападения гадюки может стать некроз тканей вокруг укушенного места.

Иногда человек по неосторожности может подвергнуться нападению желтобрюхого полоза, который одним прыжком способен преодолеть расстояние до 2-х метров. «Это довольно агрессивная, но не ядовитая змея», – успокаивает мариупольский серпентолог Саак Кубелян.
Впрочем, змея никогда не нападает пока не почувствует угрозу со стороны человека. Если придерживаться простых правил безопасности в местах предположительного обитания змей, то риск укуса ядовитого пресмыкающегося будет сведен к нулю.

Слон

Несмотря на то, что слон кажется мирным травоядным животным, благодаря своим габаритам и скорости бега (до 40 км/ч) он представляет серьезную угрозу для жизни человека, даже находящегося в автотранспорте.

Охотники на крупных животных пугают слушателей рассказами о той опасности, которой они подвергались при встрече со слонами. Однако в своих историях они опускают главное: речь обычно идет о животных, которых они же и ранили.

Слоны очень чутко улавливают связь между болью и человеком, который в этот момент попал в их поле зрения.

Как отмечают сотрудники национальных парков, слоны, даже если это большое стадо, предпочитают уступать дорогу человеку. В заповедниках животные привыкли видеть людей, а поэтому могут подпустить их на близкое расстояние. Опасным может быть самец-одиночка, изгнанный из стада или животное в состоянии «муста» (полового перевозбуждения), которые без видимых причин способны напасть на человека.
В подавляющем большинстве случаев виновником конфликтов между человеком и слоном, (в частности, разорение слонами плантаций) является сам человек, так как его поле жизнедеятельности все ближе подбирается к местам постоянного обитания травоядных гигантов.

Белый медведь

Полярный медведь – грозный хищник с прекрасно развитым слухом, зрением и обонянием. Он способен учуять добычу даже на расстоянии в несколько километров. Его жертвами становятся практически все обитатели арктической зоны: от птиц и мелкой рыбы до тюленей и белух.

Отличительная черта белого медведя это его любопытство: именно оно, а не хищнический интерес движет зверем, когда он приближается к жилищу человека. Встреча с белым медведем, конечно, небезопасна – каждый год жертвами его острых зубов и мощных лап становятся около 15 человек. Однако, хищник может напасть только в случае неадекватного поведения человека или угрозы с его стороны.

Человек зачатую сам становится виновником частых визитов белых медведей, подкармливая их ради забавы всевозможными лакомствами. Приученный к человеческой пище медведь может больше не уйти с прикормленного места.
Нужно отметить, что от рук браконьеров ежегодно погибает гораздо больше полярных медведей, чем людей от нападения этих хищников. Более того, белые медведи очень чувствительны к изменению экологической обстановки. Загрязнение окружающей среды каждый год приводит к гибели нескольких сотен животных. В некоторых странах, в том числе и в России, охота на белых медведей воспрещена законом.

В мире существуют миллионы видов животных, все они очень сильно отличаются от людей. Практически любые животные имеют разнообразный внешний вид. Можно встретить животных без конечностей, хвоста, крыльев, глаз и т.д.

Часть животных смогла адаптироваться для выживания, остальные погибли и вымерли. В этой статье мы попробуем разобраться, в чем человек уступает животным.

В чем человек уступает животным?

1. Сила

Хотя люди и считают себя самыми сильными существами на Земле, однако это не так. К примеру, навозный жук может поднимать груз, который в более, чем 1000 раз тяжелее его собственного веса. Также африканские слоны способны перевозить несколько тысяч кг грузов. Такая огромная сила заключена в их массивных телах.

2. Скорость

Наверное многие люди знают самого быстрого человека на земле — Усэйн Болт (Usain Bolt, ямайский легкоатлет). На отрезке в 100 метров, знаменитый рекордсмен мира способен развить скорость до 44,72 км в час. Но существует одно животное — гепард, он может разгоняться до 120 километров в час всего за 3 секунды. Животным необходимо быть быстрыми, чтобы выживать, человеку это качество уже не нужно.

3. Зрение

У многих животных зрение намного лучше человеческого. Даже очки, линзы, различные телескопы не меняют того факта, что животные обладают улучшенным зрением и видят намного дальше и четче, чем человек. Людям нет необходимости выживать посреди открытых и широких местностей, однако существам, у которых нет доступа к сельскому хозяйству и прочее, необходимо иметь хорошее зрение.

4. Общение

Человек способен общаться с другими людьми с помощью телефона, компьютера и других устройств. Муравьи для общения применяют феромоны. С помощью особенных рецепторов, насекомые могут распознавать разные запахи в зависимости от их типа и предназначения, после чего анализируют полученное «сообщение». К примеру, для защиты своей колонии, муравей испускает особый феромон, который и предупредит всех остальных насекомых об опасности.

  • Также читайте —

«Наш мир так же сложен и так же легко уязвим,

как паутина. А мы не просто касаемся паутины,

мы оставляем в ней зияющие дыры, ведём, можно сказать,

биологическую битву против окружающей среды».

Дж.Даррелл

Человек как существо разумное давно объявил себя венцом творения, и озвучил своё безусловное право на использование окружающего мира как живого, так и не живого в своих целях. Этот антропоцентрический подход кажется нам, людям, вполне логичным. Однако, если задуматься, так ли верно наше ощущение собственного превосходства над другими существами, живущими на нашей планете?

Кроме нас на земле есть огромное количество живых существ, имеющих такое же право на жизнь, как и мы с вами. Они созданы Вселенной для каких-то определённых целей, и не нам с вами решать их судьбу. Ещё не так давно проблемы животных совершенно не занимали людей, поскольку они считались чем-то не столь важным, не заслуживающим пристального внимания человека.

Однако сегодня, эта ситуация изменилась. Повсеместно во всём мире возникают различные общества охраны животных, заявляющие о том, что поскольку человек существо наделённое разумом , он несёт прямую ответственность за всё, что происходит на Земле. Человек должен выполнять свой долг по отношению к животным, а именно, помогать, поддерживать жизнь и охранять её, если в том возникает необходимость.

Убивая и эксплуатируя животных, человек пользуется правом сильного, которое не имеет ничего общего с этическими нормами, присущими разумному существу . Об этом говорят активные деятели и учёные всего света. Человечество наконец-то начинает поворачиваться лицом к братьям своим меньшим, осознавая тот факт, что мы не одни на этой планете и здесь есть ещё кто-то кроме нас, для кого планета Земля также является домом.

В нашем мире существует определённый баланс, нарушение которого способно привести к необратимым последствиям. Именно поэтому нужно особенно бережно относиться к диким животным, исчезающим видам. Сегодня этот вопрос находится под контролем государств и мировой общественности, что помогает следить за тем, чтобы число таких животных не сокращалось. Однако, ситуацию вряд ли можно серьёзно изменить, если не поменять мировоззрения каждого отдельно взятого человека. Каждый из нас должен почувствовать свою ответственность за братьев наших меньших.

Невозможно заботиться о диких животных, если не испытывать подобных чувств к тем, кто живёт с нами бок о бок. Домашние питомцы сегодня есть во многих семьях и в этой ситуации особенно страшно слышать о жестокости хозяев, которые считают животных бесчувственными и бездушными предметами, с которыми можно делать то, что заблагорассудиться. В то же время, отношение человека к животным всегда было показателем здоровья общества, поэтому можно с уверенностью сказать, что наше общество на сегодняшний день серьёзно больно. Если люди не видят ничего страшного в том, чтобы покалечить или убить животное, то их вряд ли можно назвать людьми в том смысле, который мы вкладываем в это слово.

В общей массе человечество осознаёт, что ситуацию пора менять. Это выражается в том, что практически в каждом городе создаются движения в поддержку прав животных. Активисты таких движений проводят акции, в которых может принять участие любой желающий, который солидарен с идеями защиты и заботы о животных.

Сегодня очень остро, например, встаёт вопрос о нравственных и физических страданиях у животных. О том, что используя животных для различного рода опытов, мы тем самым причиняем им непоправимый вред, решая при этом свои личные проблемы. Имеем ли мы на это право? Если следовать этическим нормам, то нет. Стоит ли нам осуждать тех, кто издевается над животными? Конечно, стоит, ведь они причиняют боль и страдания живому существу. В наши дни движение защиты прав животных распространилось так глубоко, что за жестокое отношение с животными можно попасть за решётку. Это очень важный показатель здорового общества, где нет места насилию, на кого оно не распространялось бы.

Воспитывать правильное отношение к животным нужно начинать с детства . Нужно внушать ребёнку, что животные – это такие же живые существа, как и мы с вами, им тоже может быть больно, страшно, они также могут хотеть есть и мерзнуть от холода. Ребёнок гораздо быстрее взрослого научится любить животных, станет относиться к ним бережно и помогать им. Именно так мы сможем создать здоровое общество, в котором человек по праву сможет называться хозяином природы, поскольку будет беречь её и нести ответственность за всё живое, созданное на нашей планете.

А как Вы относитесь к животным?

На вопрос — «животное ли человек» — сразу хочется ответить «конечно!», и естественно это будет правильный ответ, так как все живущее на этой Земле вышло из природы, совершило долгий путь эволюции, кто то

остался в самом низу длинной эволюционной лестницы, а кто-то как человек забрался на самый верх и является единоличным лидером всего остального мира планеты.

Во многом мы похожи на зверей, нам присущи стадные чувства, зависимость от питания и продолжения рода, нам свойственна агрессия, зависть, желание подавить слабейшего и стать лидером в своем стаде, то есть обществе. Быть главным, вожаком. Это есть у нас, это есть у слонов, это есть у макак, рыб, да у кого угодно. То, что мы животные, не вызывает сомнения.

Вопрос в другом, чем мы НЕ животные, в чем человек отличается от всех остальных, или, по крайней мере, должен отличаться? Понятно, что человек не совершенен, и идеального образа сложить не получится, чтобы гордо сказать - мы, люди, абсолютно другие существа, по сравнению с другими животными. Получив абсолютное и неоспоримое право решать судьбу мира, перестав бояться исчезновения нашего вида и безраздельное царство над всей планетой, человек потихоньку теряет грань реальности и как ни странно опять становится ближе к братьям нашим меньшим.

Нас много. Мир становится все теснее и уже, приходится все сильнее толкаться и что-то пробивать, чтобы выжить. В древние века воевали в основном не из-за ресурсов, а из-за людей, рабов, которых не хватало. Ресурсов было много - работать было некому. В современном мире ресурсов осталось намного меньше, а людей наоборот перенасыщение, в некоторых странах типа Индии и Китая людские ресурсы значительно превышают природные.

Появляется новое поколение людей, к сожалению разрастающееся с колоссальной скоростью, люди «пробиватели». Что хотят все живущие на Земле? Денег. Сколько? Чем больше, тем лучше. И уже покатились на второй план моральные ценности, взаимное человеческое уважение, забота о ближнем, мечты о сохранении нашего мира и поддержании всего мирового баланса.

Мы превращаемся обратно в животных. Мир катится в пропасть. Одна страна типа США решает, что она самая главная на планете и может дубиной карать всех неугодных. Другие страны, европейские, сваливаются в национальный и гендерный хаос, когда уже перейдя все возможные формы удовлетворении самолюбия они теряют свой генофонд на фоне приезжих мигрантов, рабов, не хранят культурные и семейные ценности, вся эта политика толерантности с всевозможными гей парадами и однополыми браками. Некоторые страны просто сваливаются в хаос и тихо откатываются в средние века - возьмите Афганистан и Ирак.

Мир трещит по швам, и тут уже всплывают наши звериные качества. Порвать, отобрать, загнать, как и свойственно животным мы делимся на травоядных, которых все доят, и хищников, которые решают, кому и как жить. Опять начинает побеждать не умный, а сильный. Важнее уже не способ борьбы, а победа - любыми способами, важно не средство, а результат, и тут уже рыцарство и взаимоуважение не в чести.

Человек, не достигнув высшей точки своего развития, покатился назад, к своим истокам. Если бы человек все-таки перестал быть животным, мир был бы прекрасным, где все жили бы в процветании и гармонии, в заботах о ближнем своем и братьях наших меньших. Не случилось. Сплошь и рядом именно животные демонстрируют образцы верности, заботы, гуманности, сохраняя верность своим истокам и заботу о нашем общем доме, планете.

Человек серьезно разрушил мировое равновесие и баланс сил, именно оставаясь животным, причем глупым, агрессивным и недалеким. Так что вопрос «животные ли мы» — да, животные. К сожалению. И очень неприятные.

Возможно ли что-то исправить - наверное да. У нас есть качества, которые могут нам помочь, и преимущества. Мы можем общаться. Тигры всей земли не могут собраться вместе, чтобы решить, что им делать, и слоны с китами не встретятся для решения проблемы развития нашей цивилизации. А мы, люди, можем. Хотя это утопия.

Только если прилетят инопланетяне, отберут все у всех, поделят, накормят, заставят одних помочь другим, что-то пророют и починят, где-то запретят и куда-то отправят. Скажут что такое хорошо и что такое плохо.

Это даже не инопланетяне, а Боги, разрешающие и карающие одновременно.

А человек слишком слаб, чтобы справиться с тем подарком, который подарила ему судьба, а судьба подарила нам нашу прекрасную планету.

Потому что мы не Боги, а действительно обыкновенные животные, решившие, к сожалению, что это наш мир, и мы можем делать в нем что хотим.

Остается только надеяться, что мир нам это простит.

От меня:

Эту статью для вас подготовил мой друг Сергей Крылов. Очень интересный и разносторонний человек. Я всегда говорил ему, что у него есть дар писать и рассуждать. Он также помогает мне редактировать мои тексты. За что ему огромная благодарность, не он бы… наверно никто бы не читал мои статьи, в которых после моих-то проверок уйма найденных ошибок. Так что я повторюсь. Очень ему благодарен. Пусть его талант в написании статей и текстов развивается.