Три страны опек. Опек какие страны входят

Цели и задачи ОПЕК

Все двенадцать государств пребывают в глубочайшей зависимости от заработков собственной нефтяной индустрии. Наверное, единствен ная из государств, представляющая исключение, это Эквадор, кото рая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых материалов. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

ОПЕК организована государствами нефтеэкспортерами для исполнения последующих главных целей и задач:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств – членов;
  • Определение более действенных коллективных и личных средств охраны их интересов;
  • Внедрение нужных средств и методов обеспечивания устойчивости расценок на крупном рынке нефти;
  • Охрана интересов государств – изготовителей нефти методом обеспечивания им стойких прибылей;
  • Обеспечивание действенного, постоянного и выгодного снабжения нефтью государств – покупателей;
  • Обеспечивание получения объективных прибылей инвесторами от финансовложений в нефтяную промышленность;
  • Обеспечивание охраны среды;
  • Совместная работа со государствами, которые не считаются членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации крупного рынка нефти.

Сейчас члены организации держут под контролем приблизительно две третьих разведанных запасов нефти на планете. ОПЕК гарантирует 40% мировой добычи и половину крупного экспорта этого ценного сырья. Организация согласовывает политику нефтедобычи и крупное ценообразование на сырую , также устанавливает квоты на размеры производства нефти. И невзирая на расхожее мнение, что время ОПЕК прошло, она как и раньше остается одним из более авторитетных глобальных инвесторов в нефтяной отрасли, характеризующих ее предстоящее становление.

Совместные трудности становления всех государств ОПЕК

Потому что большая часть, если не все из стран-участников ОПЕК считаются развивающимися государствами со схожим муниципальным приспособлением, со схожей культурой, идеологией, политикой, то конечно, что они все на тернистом пути становления встречают одинаковые преграды. В основном, эти все преграды соединены с закоренелым складом ума народа данных государств. Так как очень нелегко перейти к новому виду публичного устройства, не успев отвыкнув от тех устоев и обыкновений, которые укреплялись в сознании народа веками.

Одним из главных недочетов ОПЕК состоит в том, что она соединяет воединыжды державы, интересы которых часто обратны. Саудовская Аравия и др державы Аравийского полуострова относятся к количеству малонаселенных, но владеют огромными припасами нефти, большими вложениями в следствии рубежа и поддерживают очень тесные дела с западными нефтяными компаниями. Для иных входящих в ОПЕК государств, к примеру Нигерии, свойственны высочайшая численность народонаселения и бедность, они продадут дорогие программы финансового становления и имеют гигантскую задолженность.

2-ой, казалось бы, простой неувязкой считается очевидная «куда деть средства». Так как не всегда просто верно воспользоваться хлынувшим на страну дождем нефтедолларов. Монархи и правители государств, на которые обвалилось достояние, рвались применять его «во популярность личного народа» и потому затевали разные «стройки века» и прочие сходственные планы, которые никак невозможно именовать осмысленным инвестицией денег. Исключительно позже, как скоро прошла эйфория от первого счастья, как скоро немного охладился пыл вследствие падения тарифов на нефть и понижения муниципальных заработков, средства муниципального бюджета стали расходоваться наиболее уместно и хорошо.

Третьей, неувязкой считается компенсация научно-технической отсталости государств ОПЕК от основных государств мира. Так как к моменту сотворения организации некие из государств, входящих в ее состав, еще не отделались от пережитков феодального строя! Решением таковой трудности имела возможность быть убыстренная индустриализация и урбанизация. Введение новейших технологий в создание и, в соответствии с этим, жизнь жителей нашей планеты не прошло безо всяких следов для народа. Главными шагами индустриализации были неких зарубежных фирм, к примеру АРАМКО в Саудовской Аравии, и интенсивное вербование частного капитала в промышленность. Это производилось методом многосторонней гос поддержки частному сектору экономики. К примеру, в этой же Аравии было сотворено 6 особых банков и фондов, которые оказывали помощь бизнесменам под гарантии страны.

4 неувязкой считается недостающая государственных кадров. Оказывается сотрудники в государстве оказались неподготовленными к введению свежих технологий и оказались неспособными обслуживать прогрессивные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, также иных заводах и предприятиях. Решением данной проблем стало вербование зарубежных профессионалов. Это было не так просто, как может показаться на первый взгляд. Так как скоро это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием сообщества.


Россия и ОПЕК

Начиная с 1998 года Россия считается наблюдателем в ОПЕК. За этот период времени стороны приобрели положительный навык партнерства. Сформировался многообещающий формат постоянных встреч российских министров с руководителями ОПЕК и сотрудниками из государств, входящих в данную компанию.

Сейчас ОПЕК просто идет на контакт не только лишь с официальными лицами российского топливно-энергетического комплекса, но и с вузами Рф, которые готовят проф кадры свежего уровня чтобы достичь желаемого результата .

Мир стоит перед опасностью «длительного нефтяного упадка» и обязан быть готов к тому, что стоимости на нефть станут высокими на протяжении долгого периода, сказал Международный валютный . Это - самое внезапное из официальных предостережений, которые до сего времени звучали в масштабах длительных мониторингов для энергетических поставок.

Наша родина уделяет существенное внимание ситуации на нефтяных рынках не только лишь в контактах со государствами ОПЕК, но и во содействии с ключевыми странами-потребителями. Для Рф, это, сначала, европейские державы (в пределах 90 процентов экспорта нефти). Так, в масштабах Энергодиалога Рф и Евросоюза державы условились, а именно, вместе проанализировать вопрос о воздействии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка.

Все державы ОПЕК присутствуют в глубочайшей зависимости от прибылей собственной нефтяной индустрии. Наверное, единственная из государств, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых которые были использованы. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

Из этого идет, что в отсутствии внешнего рынка говорить о развитии государств ОПЕК нет толку. Экспорт сырья, являясь главным источником заработка государств, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из данного следует, что экономика стран-участников картеля напрямую находится в зависимости от глобальных тарифов на углеводородное сырье.

Вроде как, стоимости на нефть обязаны покрывать производственные и главные опасности изготовителей. Если взглянуть под другим углом, расценки не могут оказывать негативного воздействия на становление мировой экономики и, а именно, обязаны разрешать осуществление вложений в становление нефтяной индустрии

ОПЕК и ВТО

Значение энергетики для финансового становления нереально переоценить, но этой неувязкой нередко третируют на уровне масштабных институтов, а нормы интернациональной торговли в энергетическом секторе фактически не срабатывают. Старания ВТО, к примеру, сначала концентрируются на преодолении барьеров для импорта, на тот момент как в области энергетики лимитирования в основном дотрагиваются экспорта.

В отличие от иных продуктов ископаемые виды горючего неповторимы. Они гарантируют огромную часть энергии во всем мире, хотя являют из себя окончательный ресурс. Опаски, связанные с нехваткой ресурсов, принуждают главных инвесторов принимать конструктивные меры, чтоб обеспечить доступ к источникам энергии. Может быть предстоящее обострение геополитических столкновений, в специфики с учетом мониторингов профессионалов о подъеме спроса на энергоресурсы на 50% к 2035 г., 80% данного роста обязаны покрыть ископаемые виды горючего.

Значимость ископаемых видов горючего для удовлетворения возрастающего спроса в странах-потребителях отражается и в значимости данных ресурсов для стран-экспортеров. Заключительные оценивают энергетику как принципиальный инструмент личного становления - во всех качествах данного понятия. Вследствие этого они нередко предпринимают шаги, противоречащие основам независимой торговли. Исключительность энергетики возрастает в связи растущей озабоченности, связанной с экологией. Страны, бравшие на себя обещания по сокращению выбросов, употребляют для производства другой энергии дотации и , что противоречит основам независимой торговли и ВТО.

Нормы интернациональной энергетической торговли обязаны избегать последних подходов - как внедрения всех основ вольной торговли, так и однобокого муниципального либо регионального регулирования.

Соглашение о сокращении добычи нефти было достигнуто странами ОПЕК 30 ноября 2016 года в Вене. Альянс договорился сократить нефтедобычу на 1,2 миллиона баррелей в день - до уровня 32,5 миллиона баррелей. 10 декабря к этой инициативе присоединились 11 стран вне ОПЕК, в том числе Казахстан, которые согласовали сокращение своей добычи суммарно на 558 тысяч баррелей в сутки. Это было сделано для восстановления цены на нефть и баланса спроса и предложения на рынке. Что такое ОПЕК, как она влияет на мировые цены на нефть и почему нужны эти соглашения - в материале Tengrinews.kz.

1.Что такое ОПЕК и зачем она создавалась?

Название ОПЕК (OPEC) произошло от английской аббревиатуры Organization of Petroleum Exporting (Организация стран - экспортеров нефти). Это международная и межгосударственная организация, которую создали ряд крупнейших нефтедобывающих стран для контроля за нефтяным рынком и ценами на нефть. Фактически ОПЕК является нефтяным картелем, однако в последние несколько лет его роль как нефтяного картеля и даже регулятора нефтяного рынка ставится под сомнение. В картель ОПЕК входят Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Иран, Ирак, Кувейт, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея и Эквадор. ОПЕК была создана в 1960 году по инициативе Венесуэлы. Ее поддержали четыре страны - лидера нефтяного рынка по запасам и добыче нефти - Саудовская Аравия, Иран, Ирак и Кувейт. Позднее к ОПЕК присоединился и ряд других стран. Сегодня в ОПЕК входят страны, которые контролируют около 2/3 мировых запасов нефти и почти 35 процентов от всемирной добычи, или половину мирового экспорта нефти.

2 Как ОПЕК влияет на мировые цены на нефть?

ОПЕК влияет на нефтяной рынок путем распределения между странами-участниками квот на добычу нефти в каждой стране и контроля за их выполнением. Цены на нефть реагируют на сообщения ОПЕК, так как чаще всего в них содержатся заявления о событиях на нефтяном рынке, которые наступят в ближайшее время или в среднесрочном аспекте, и это ориентир для трейдеров фьючерсного рынка нефти, где и определяется биржевая цена черного золота.

3 Как менялись цены на нефть с момента создания ОПЕК?

1973 год: цена на нефть за баррель - 3,3 доллара

После того как началась "война Судного дня" между Египтом, Сирией и Израилем, арабские члены ОПЕК (кроме Ирака) анонсировали сокращение производства на 5 процентов и повышение отпускных цен на нефть на 70 процентов. Затем все страны ОПЕК объявили эмбарго на поставки нефти в страны, поддерживавшие Израиль. В результате этих действий цены на нефть подскочили с 3 до 12 долларов за баррель. Нефть в диапазоне от 12 до 15 долларов за баррель была вплоть до конца 1970-х годов.

1978 год: цена на нефть за баррель - 14 долларов

Революция в Иране привела к полной остановке импорта нефти из этой страны. На эти действия мгновенно отреагировали рынки. Цена за баррель к следующему году выросла в два с половиной раза.

1980 год: цена на нефть за баррель - 36,8 доллара

Ирано-иракская война повлияла на сокращение поставок нефти из Ирана и остановку поставок из Ирака. В это время на Западе начинается экономический кризис.

С 1982 по 1983 год: цена на нефть за баррель - 30 долларов

С апреля 1982 года по март 1983 года впервые был установлен общий лимит добычи в 17 миллионов 350 тысяч баррелей в день. Из-за увеличивающегося избытка нефти конкуренция между производителями росла. В связи с этим они были вынуждены выходить на спотовый рынок и продавать нефть по свободным ценам, что было в среднем на 10 процентов ниже цены ОПЕК. В этот период в Нью-Йорке началась торговля первым в мире фьючерсом на нефть WTI.

1986 год: цена на нефть за баррель -14,4 доллара

ОПЕК установила самую низкую квоту в истории организации - 14,8 миллиона баррелей в день. Это совпало с рекордным падением цен на нефть с 30 до 15 долларов за баррель.

1990 год: цена на нефть за баррель - 23,7 доллара

После того как Ирак вторгся в Кувейт, Запад ввел против этих стран эмбарго. Цены взлетели до 30 долларов за баррель, затем незначительно снизились.

1998 год: цена на нефть за баррель - 12,7 доллара

ОПЕК увеличила квоту до 27 миллионов баррелей, после этого цены на нефть упали вдвое.

2005 год: цена на нефть за баррель - 54,2 доллара

После 11 сентября 2001 цена на нефть начала снижаться - с 29,12 доллара за баррель до 16 долларов. В связи с этим в ноябре 2001 года ОПЕК на встрече в Каире договорилась о сокращении добычи с 23,2 до 21,7 миллиона баррелей в день. К маю 2002 года цены вернулись на прежний уровень.

С 2005 года по 2008 год на фоне роста нефтяных котировок ОПЕК плавно увеличила общую квоту с 25,5 до 29,2 миллиона баррелей в сутки. В конце 2007 года члены организации объявили о возможном отказе от доллара при расчетах, стоимость нефти марки Brent подскочила на 2,7 процента - с 91,59 до 94,13 доллара.

​2008 год: цена на нефть за баррель - 97,2 доллара

3 июля нефть марки Brent достигла абсолютного максимума цены - 148,4 доллара за баррель. В США, а затем и в мире начался экономический кризис.

2009 год: цена на нефть за баррель - 61,7 доллара

ОПЕК сокращает квоту до 24,8 миллиона баррелей в день. Это, а также рост потребления в Китае постепенно стабилизирует цену на нефть.

2011 год: цена на нефть за баррель - 111,3 доллара

Началась "арабская весна". Поставки из Ливии упали в три раза. Среднегодовая цена на нефть впервые в истории превысила 100 долларов за баррель. ​

2014 год: цена на нефть за баррель - 99 долларов

Рост добычи в США и замедление потребления в Китае привели к падению цен. В ответ ОПЕК начала "ценовую войну", отказываясь снижать квоту на добычу и повышая свою долю на рынке.

2015 год: цена на нефть за баррель - 52,3 доллара

Саудовская Аравия добывала 10,17 миллиона баррелей в сутки (максимальное значение в истории), что практически не повлияло на рост добычи в США. ОПЕК отказалась от целевого ориентира добычи нефти, фактически разрешив странам-участницам добывать нефть без ограничений. Цены упали до уровня 2004 года.

2016 год: цена на нефть за баррель - 52,3 доллара

Страны ОПЕК в течение всего года вели переговоры о заморозке добычи нефти, но окончательная договоренность была достигнута только 30 ноября.

4 Какие основные проблемы есть у ОПЕК?

Основной проблемой является дисциплина внутри картеля, которая сильно ухудшилась из-за геополитических причин в последние несколько лет. Если ранее эта организация, принимая, например, решение о сокращении добычи нефти, действовала как единый картель, то во время недавнего мирового кризиса оказалось, что ряд стран более не считает решения ОПЕК обязательными для выполнения. В частности, это Иран (по причине введенного против него эмбарго США на импорт иранской нефти), Ливия (по причине гражданской войны в стране) и Нигерия, которая из-за внутриполитических и экономических причин не всегда способна следовать установленным квотам.

Другой проблемой является конкуренция и усиление геополитического влияния независимых (не входящих в ОПЕК) производителей нефти. В первую очередь это Россия. Кроме того, теперь и США стали крупным производителем и экспортером нефти. Соответственно, увеличение предложения нефти в мире при довольно слабом спросе требует согласованных действий с независимыми производителями. Если с Россией, как оказалось, и рядом других производителей договориться о совместном сокращении добычи нефти было не так уж трудно, то с разрозненными производителями сланцевой нефти в США договариваться будет намного сложнее. Поэтому и для нефтяного рынка решения ОПЕК сегодня уже не являются таким значимым ориентиром, как еще в 2009-2010 годах.

ОПЕК - международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене.

ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960.

В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле.

Целью ОПЕК являются:

· Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.

· Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.

· Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.

· Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

· Сотрудничество со странами, не являющимися членами ОПЕК, в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Министры энергетики и нефти государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.

Организационная структура ОПЕК

Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.

Высший орган ОПЕК - Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров , в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке.

Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.


Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента. Генеральный секретарь (с 2007 г.) - Абдалла Салем аль-Бадри.

Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

Межминистерский комитет по мониторингу был основан в Марте 1982 на 63 (внеочередной) встречи конференции. Комитет занимается мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем.

Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.

Фонд международного развития ОПЕК

В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающимися странами. Помощью Фонда могут пользоваться международные финансовые институты, оказывающие помощь развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны. Фонд ОПЕК предоставляет займы на льготных условиях в основном трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Финансовые средства Фонда формируются за счет добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет кредитных и инвестиционных операций Фонда.

Его ценовое значение является средним арифметическим cпотовых цен для сортов нефти, производимых участниками организации.

Реализацией международных товарных соглашений, регулирующих деятельность в отдельных сегментах рынка, занимаются Международные товарные организации (МТО) в форме:

  • Международных организаций;
  • Международных советов;
  • Международных консультативных комитетов;
  • Международных исследовательских групп (МИГ).

Все указанные институты занимаются изучением состояния мировых товарных рынков, а именно: сложившимся соотношением спроса и предложения на конкретные сырьевые товары, динамикой цен и условий .

В настоящее время функционируют Международные советы по оливковому маслу, олову, зерну.

Действуют МИГ по каучуку, свинцу и цинку, меди.

Действует Международный консультативный комитет по хлопку, Комитет по вольфраму.

Иран обладает вторым по объёму после Саудовской Аравии запасом нефти (18 млрд тонн) и занимает 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. Особенное внимание уделяется диверсификации экономики благодаря развитию точного машиностроения, автомобильного машиностроения, ракетно-космической промышленности, а также информационных технологий.

Крупным экспортером нефти является Кувейт . Добыча нефти обеспечивает 50% ВВП Кувейта, ее доля в экспорте страны составляет 90%. В стране развиты также нефтепереработка и нефтехимия, производство стройматериалов, удобрений, пищевая промышленность, добыча жемчуга. Осуществляется опреснение морской воды. Удобрения составляют важную часть экспорта страны.

Ирак обладает вторыми по величине запасами нефти в мире. Иракские государственные компании North Oil Company и South Oil Company обладают монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Южные месторождения Ирака, находящиеся в управлении SOC, добывают порядка 1,8 миллиона баррелей нефти в день, что составляет почти 90 % всей добываемой в Ираке нефти.

Таким образом, большинство стран ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности . Пожалуй, единственная из стран-членов организации, представляющая исключение, — это Индонезия , которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

В период кризиса стратегический путь для стран, зависящих от экспорта нефти, — диверсификация экономики, причем за счет освоения новейших ресурсосберегающих технологий.

Огромную роль в международной торговле играет нефть и получаемые из нее нефтепродукты. Повышение или понижение добычи этого ценнейшего сырья способно серьезно влиять на экономическую ситуацию во многих странах.

Как известно, немалое влияние в этой сфере оказывает международная организация, называемая ОПЕК. Что скрывается за этой аббревиатурой и почему ОПЕК обладает таким влиянием в мире?

Что такое ОПЕК? Расшифровка аббревиатуры.

Организация, название которой известно практически каждому, кто хотя бы немного интересуется международной политикойОПЕК – является объединением ряда стран, занимающихся добычей нефти и продающих это сырье на международном рынке. Эта аббревиатура является прямой транслитерацией английской ОРЕС , которая расшифровывается как Organization of Petroleum Exporting Countries .

Перевод названия на русский язык – Организация стран-экспортеров нефти . В нее входят государства, роль которых в нефтяной торговле достаточно велика, а ценовая политика способна в той или иной степени в нефтяной отрасли.

История создания ОПЕК

Образование ОПЕК напрямую связано с процессом деколонизации, охватившим нашу планету после второй мировой войны. Небольшие государства, ранее не имевшие влияния на мировой арене, а зачастую пребывавшие под колониальным гнетом, осознали, что обладают определенным рычагом влияния на мировую политику.

Этим рычагом для них стала добыча и продажа нефти – ценнейшего ресурса, на котором до сих пор базируется мировая экономика. В 1960 году в Багдаде состоялось учредительное заседание ОПЕК, в котором приняли участие несколько арабских стран – Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт и Иран, а также Венесуэла, правительству которой, собственно говоря, и принадлежала инициатива создания организации.


Объединение нефтедобывающих стран изначально ставило своей целью уменьшение издержек, связанных с добычей нефти, и противостояние могущественным нефтяным корпорациям, которые вступили в картельный сговор с целью снижения стоимости нефти.

Корпорации таким путем надеялись довести нефтедобывающие отрасли бедных стран до банкротства и сделать их своей собственностью или хотя бы усилить влияние на правительства этих государств. Объединение экспортеров «черного золота» позволяло эффективно противостоять корпорациям, удерживая цены на экономически обоснованном уровне.

Расширение ОПЕК и ее влияния

Несмотря на то, что ОПЕК объединила преимущественно арабские страны, ее руководящий орган, Секретариат ОПЕК, расположился вначале в Женеве (Швейцария), а затем был перенесен в Вену (Австрия). В последующие годы к организации присоединились:

— в 1961 году – Катар;

— в 1962 году – Ливия и Индонезия;

— в 1967 году – ОАЭ;

— в 1969 году – Алжир;

— в 1971 году – Нигерия;

— в 1973 году – Эквадор;

— в 1975 году – Габон;

— в 2007 году – Ангола.

Впоследствии две страны покинули организацию – Габон в 1994 году, а Индонезия в 2008 году. Сегодня в ОПЕК входит 12 государств, в той или иной степени оказывающих влияние на мировую добычу нефти и стоимость «черного золота».

По подсчетам экспертов, сегодня страны-участники ОПЕК контролируют от 60 до 70 процентов всей мировой добычи нефти и имеют возможность влиять на ее стоимость.

Почему Россия не входит в ОПЕК?

Несмотря на то, что ОПЕК создавалась как противовес транснациональным корпорациям, влияние западных политических структур на правительства стран, входящих в организацию, и на проводимую ими политику, трудно переоценить. С того момента, как Россия (тогда еще СССР) вышла на мировой рынок торговли нефтью, между нею и странами ОПЕК ведется конкурентная борьба, поддерживаемая ведущими странами Запада.

Одним из наиболее драматических эпизодов этой борьбы стало снижение нефтяных цен в 80-х годах ХХ века, после запуска в эксплуатацию в СССР нефтепровода, транспортирующего «черное золото» в Европу.

Многие политологи считают, что ухудшение мировой конъюнктуры нефтяной торговли серьезно подорвало экономику СССР и во многом способствовало его распаду. На самом деле не имели столь серьезного воздействия на экономику СССР, поскольку составляли в ней гораздо меньшую долю, чем в современной России.

Так или иначе, но экономическая политика ОПЕК долгое время находилась под управлением стран Запада и во многом противоречила интересам России. Перелом в этих взаимоотношениях наступил в середине 2000-х годов, когда безудержный рост спроса стал причиной стремительного роста нефтяных цен.


С этого момента наметилась тенденция сближения ряда стран ОПЕК с Россией по многим позициям. Кризис нефтяной отрасли в 2014-15 годы только способствовал упрочению взаимодействия между Россией и государствами ОПЕК, интересы которых вошли в серьезное противоречие с интересами их западных партнеров.