Танковые войска сша во второй мировой войне. Танки сша времен второй мировой войны

В США, как и во всех других странах, к созданию танков в начале военные отнеслись весьма прохладно, тем более что до весны 1917 года официально придерживались нейтралитета. Но среди гражданских лиц такая идея была весьма популярна. Например, к германскому консулу обращался некий К. Шафер, американец немецкого происхождения, с проектом создания одноместной бронированной машины на основе садового трактора, консулу идея не понравилась.

В 1915 году одновременно с предложениями о продаже тракторов М.Виллока, бизнесмен С.Лоув предлагал Вили Вильсону готовые чертежи 30-тонной бронированной машины на базе тех же тракторов. Ответа не последовало. Позже Виллок и Лоув обвинят англичан в копировании тяжелых танков с их чертежей, но специально созданная для этого комиссия установила, аутентичность английского изобретения.

В 1917 году тракторная фирма «Холт» представила машину внешне похожую на «Маленького Вилли»: коробка с гусеницами по периметру, пушка в носовом отделении и пулеметами в спонсонах. Нельзя не упомянуть о так званом «скелете» — гусеничные обводы соединены балками, а между ними кубическая бронированная кабина, увенчанная конической башенкой.

Как часто это бывает, на свои образцы внимания не обратили, а подрались выпускать чужие модели. Планировалось выпустить 4440 штук «6-тонных танков модели 1917 года» образцом выступал Рено FT и 3000 английских Мк VIII которые назвали «Либерти». До конца войны первых выпустили всего 3 штуки, а вторых 7 штук.

Танки США во время Первой мировой войны

Во время американский военный корпус получил от союзников не только материальные части, но и некую тактическую концепцию танковых войск. Согласно ей войска должны состоять из легких и тяжелых машин. Легкие для выполнения разведывательных задач, а медленные тяжелые для непосредственной поддержки атакующей пехоты. Такое не вполне правильное понимание привело к акту правительства 1920 года, в котором категорически запрещалось организация танковых войск. Вся работа по совершенствованию ложилась на созданную при начальнике пехоты танковую комиссию.

Последствия – до 1935 года создано всего(!) 31 танк и не одного серийного. Созданные образцы, скрывая от командования, предаются в кавалерию, но так как танки должны быть с пехотою, то эти называют «боевыми машинами».

Именно вмешательство кавалерии сдвинуло дело, они на маневрах наглядно показали боевую эффективность подразделения только при комбинированном применении. Это официальная версия, кулуарная – пришли к таким выводам, наблюдая за учениями Красной армии. Как бы там ни было, в 1932 году генеральным штабом сухопутных сил принимается программа механизации армии. Нужно сказать, что все образцы танков, которые проходят стандартизацию, получают букву «М», а экспериментальные модели «Т».

До 40-го приняли на вооружение только легкий танк М1 и средний М2, позже наработки по обоих танкам используют в создании среднего М3. Конструкция гениального инженера У.Кристи, которую применяли в танках многих стран, очень нравилась военным, но из-за непонимания генералитетом, в войска направили только несколько образцов.

Танки США времен Второй мировой войны

На лето 40–го, когда в Европе разгорелась война, в рядах США насчитывалось 300 легких и 20 средних танков, тяжелых не было вовсе.
Командование уже прекрасно понимало, что не быть вовлеченными в эту мясорубку им не удастся. Не имея наработок по новым танкам войска, поначалу начали комплектоваться только легкими и средними бронемашинами, причем некоторые выходили в серию, не пройдя даже испытаний. Тяжёлым стал разработанный до войны пехотный танк прорыва, получивший во время стандартизации М6.

Попытки модернизации старых образцов ни к чему не приводят, и принимается решение создания новых образцов. Первые танки имели слабое бронирование и вооружение, в новых моделях пытаются решить в первую очередь именно эти проблемы. Появляется легкий М3 «Стюарт» и средний М3 «Грант/Ли». Но и эти танки довольно посредственны, они не могут на равных противостоять германским машинам. После появления среднего М4 «Шерман» ситуация несколько меняется.

Применение германцами Тигров вынуждает США выпускать тяжелый М26 «Першинг», на котором закончилась серия М2. Одновременно с появлением М26 происходит замена легких танков первого образца на М24 «Чеффи».

До конца войны американцы сконструировали и выпустили авиадесантные танки М22 «Локаст» и плавающие LVT. В большом количестве выпускались истребители танков, и зенитные САУ. Всего за годы войны промышленность США выпустила 103 096 танков и самоходных установок.

Современные танки США

Основываясь на боевом опыте, американское командование в 1946 году принимает обширную программу усовершенствования танков и их агрегатов. Обязательными условиями было: уменьшением размера, веса и стандартизацией запасных частей, чтобы повысить возможности использования танков в самых разных климатических зонах и условиях местности при минимальном использовании дополнительных приспособлений, для увеличения простоты полевого ремонта и обслуживания в целом, а также для достижения экономии в изготовлении танков. Поставленные задачи определи черты будущих боевых машин.

В войсках планировалось использовать легкие, средние и тяжелые танки. Легкие предназначались для разведки и воздушно-десантных войск, а также использования в охранении. В целях повышения мобильности они имели противопульную броню и вооружение достаточное для самозащиты. Под эти цели используют М1 «Уокер Бульдог». Средний танк М46 «Патон» становится основным средним, а последним тяжелым американским танком становится М103.

Опыт боевых действий в конфликтах 50-х показывает несоответствие характеристик танков первого поколения новым военным требованиям: они не могут вести прицельный огонь с ходу, при большом весе и больших габаритах не могут быть авиатранспортабельные (М21), имеют слабую защищенность от радиоактивного излучения и кумулятивных зарядов, довольно ограниченный запас хода и т.д. Анализируя вышеперечисленные проблемы, появляется новая квалификация, уже не по весу, а по огневой мощи. Танки начали делить на легкопушечные, среднепушечные и тяжелопушечные.

Принятая США в 1957 программа танкостроения состояла с двух частей. Первая часть подразумевала создание трех типов танков:

  • Легкопушечных для разведки и боевого охранения.
  • Улучшенных среднепушечных (основной тип).
  • Тяжелопушечных для борьбы с танками противника.

Во время второго, более длинного этапа, планировалось создание двух типов танков:

  • Боевого (основного).
  • Нового типа разведывательного авиатранспортабельного танка.

Во время реализации первой части программы на смену приходят легкий М55 «Шеридан» и средний М47 «Патон II».

Не дожидаясь окончания второго этапа, в начале 60-х военные теоретики предлагают новую концепцию применения танков, а соответственно и новую квалификацию в соответствии с боевым назначением. По новой теории должно быть три вида танков:

  • для ведения боя,
  • для охранения,
  • для разведки.

«Боевой танк» — маневренный, хорошо бронированный и главное — имеет мощное вооружение для ведения огня по противнику в любых условиях.
«Разведывательный танк» должен характеризироваться высокой подвижностью и обладать надежными средствами дальней связи.
«Танк охранения» для борьбы с танками противника должен иметь в первую очередь мощное пушечное вооружение.

Исходя из перечисленных требований, с 1960 года средние и легкие танки заменяют основным боевым М60, а для разведывательных целей применяют бронемашины пехоты.

После 1980 года основным боевым танком становиться танк третьего поколения М1 «Абрамс».

Серийные танки США

Название танка Год выхода
М1 1934
М2 1935
М3 Стюарт 1940
М3 Гранд 1941
М6 1941
М22 Локаст 1942
М5 Стюарт 1942
LVT 1943
М4 Шерман 1943
М24 Чаффи 1944
М 26 Першинг 1945
М 46 Патон 1948
М41 Уокер Бульдог 1951
М47 Патон II 1951
М47 Патон III 1953
М103 1956
М60 1959
М1 Абрамс 1980
Стингрей 1984
ТСМ 1985

Легкий танк М3

Созданный на базе М2/М3 легкий танк М3А1 был одним из самых массовых танков на вооружении американской армии ко времени вступления США во Вторую мировую войну. Основное вооружение состояло из 37-мм пушки.

Американские легкие танки ведут свою историю с 1920-х годов, когда было создано несколько легких бронированных машин непосредственной поддержки пехоты. В начале 1930-х был разработан легкий танк М2, который послужил базой для семейства машин, имевших индекс М2. Танк был вооружен пушкой калибра 37 мм и для своего времени считался довольно совершенной конструкцией, но к 1940 году серия, последней модификацией в которой стал танк М2А4, уже устарела.

Усиление бронирования

Командование американской армии внимательно следило за событиями, происходившими в Европе в 1940 году. В США понимали, что необходимо усилить броневую защиту бронетехники, в том числе легких танков. Усиление бронирования влекло увеличение массы. Соответственно возникала необходимость усилить подвеску. Все эти требования были воплощены в новом легком танке М3, созданном на базе М2А4. В начале 1941 года было организовано серийное производство М3, а с вступлением США в войну была разработана модификация М3А1. Были внесены значительные изменения в конструкцию корпуса и башни. Всего было выпущено 5811 танков М3 всех модификаций. Вооружение М3А1 включало пушку калибра 37 мм и пять 7,62-мм пулеметов - спаренный, зенитный и три курсовых (один в башне и два в корпусе). Толщина брони варьировалась от 15 до 43 мм.

Надежность

Танки М3 участвовали во всех кампаниях, которые вели в то время американские сухопутные войска. Машина оказалась весьма надежной и пользовалась среди танкистов уважением. Такие легкие танки массово поставлялись некоторым американским союзникам, в первую очередь Великобритании, где им присвоили обозначение «Стюарт». Сточки зрения британских специалистов, это была несколько тяжеловатая для легкого танка машина, однако танкисты быстро оценили ее надежность и неприхотливость. Единственное, что вызывало недовольство англичан, -танки поставлялись с различными силовыми установками. Обычно устанавливался бензиновый 7-цилиндровый двигатель «Континентал» (танк с таким мотором англичане назвали «Стюарт I»), но в целях скорейшего удовлетворения всех заявок в США стали на некоторые машины устанавливать дизельные двигатели Т-1020 фирмы «Гилберсон» («Стюарт II»), что создавало проблемы в снабжении ГСМ и запчастями. Впрочем, эти трудности были преодолены.



Модификации

Модификация М3А1 («Стюарт III» и «Стюарт IV» с бензиновым или дизельным двигателем) отличалась ги- ростабилизированной пушкой и силовым приводом поворота башни, а М3А3 («Стюарт-V») имела увеличенный объем отделения механика-водителя и усиленную броневую защиту. Поскольку 37-мм пушка оказалась откровенно слаба для боя, с 1944 года некоторые М3 были переоборудованы в разведывательные и команд- но-штабные (с танков были сняты башни), другие переданы Красной Армии. В модификации М3А5 были установлены два двигателя «Кадиллак». В Великобритании их называли «Стюарт V», впрочем, как и более позднюю модель М5А1, которая отличалась усовершенствованной башней с характерным удлинением ее задней части, где разместили радиостанцию.

Танки М3 и М5 использовались союзниками в качестве разведывательных. На снимке, сделанном в Бельгии в конце лета 1944 года, танк М3 преодолевает импровизированное заграждение.

Легкий танк М24 «Чаффи»

Танк М24, вооруженный пушкой калибра 75 мм, стал поступать в войска в конце 1944 года. После войны на его базе было создано семейство новых бронированных машин.

К 1942 году стало окончательно ясно, что время 37-мм танковой пушки в качестве основного вооружения безвозвратно прошло, из войск поступали заявки на легкий танк, вооруженный орудием калибра 75 мм. Попытки установить его на М5 оказались неудачными и фирма «Кадиллак» приступила к созданию новой машины. Прототип был изготовлен к концу 1943 года. В нем была применена та же компоновочная схема, что и в М5, оставили и прежние два двигателя. Основные изменения коснулись башни и вооружения. В башне установили пушку требуемого калибра - 75 мм. Первоначально это было французское полевое орудие, которое пытались приспособить не только к танкам, но и (облегченный вариант) к бомбардировщикам В-25. Танковая пушка получила индекс Т13Е1.

Базовая версия

Прототип нового легкого танка получил обозначение Т24, но в серийное производство он был запущен как М24, позднее за ним закрепилось имя «Чаффи». В войска новые машины стали поступать лишь к концу 1944 года, поэтому «Чаффи» не довелось проявить себя в полной мере. Эти танки участвовали лишь в нескольких операциях, проведенных в Европе в 1945 году. Однако усилия конструкторов не пропали даром - М24 стал базой, на основе которой было создано многочисленное семейство бронированных машин различного назначения. На шасси М24 были созданы самоходные артиллерийские установки, в том числе зенитные, и другие машины. Надо признать, что с окончанием войны интерес к бронетанковой технике угас и танки М24 вновь оказались в центре внимания только с началом войны в Корее в 1950-х годах.

Подвижность

Танк М24 имел довольно мощное по тем временам вооружение, а толщина брони составляла от 12 до 37 мм. Сравнительно небольшая масса при неплохой мощности силовой установки позволяла обеспечить высокую маневренность машины. К удивлению многих, экипаж этого легкого танка состоял из пяти человек (командир, наводчик, заряжающий, стрелок-радист и механик-водитель).

Дополнительное вооружение

Помимо пушки танк был вооружен тремя 7,62-мм пулеметами - спаренным, курсовым и турельным. Устанавливались также дымовые гранатометы калибра 51 мм. Для танка, который выполнял в основном разведывательные задачи, это было довольно мощное вооружение. Как бы там ни было, это было лучшее, что могла предложить американская танкостроительная промышленность в те времена.

После войны танки М24 поступили на вооружение армий ряда государств, которые вскоре столкнулись с серьезными проблемами, связанными с необходимостью замены силовой установки и установки систем управления огнем.

Средний танк М3

Конструкция танка М3 была разработана в спешке, однако 75-мм пушка на первых порах обеспечила союзникам возможность на равных бороться с немецкими танками.

Тактика действий немецких войск, вторгшихся во Францию в 1940 году, внимательно изучалась американскими военными экспертами. Они сделали вывод, что танки нового поколения должны иметь в качестве основного вооружения орудие калибром не менее 75 мм. Вывод оказался обескураживающим, поскольку подготовленный к производству новейший американский танк был вооружен 37-мм пушкой, то есть устарел до поступления в войска.

Доработанная конструкция

В США нашли простое и быстрое решение этой проблемы - они установили на прототип пушку калибра 75 мм - усовершенствованную версию французского полевого орудия,которая могла применять новые боеприпасы, в том числе бронебойные. Башня прототипа, уже получившего обозначение средний танк М2, но которому не суждено было поступить в производство, не могла вместить мощное орудие, и пушку разместили в корпусе танка, впереди справа. При этом башню с 37-мм пушкой оставили без изменений.

Помимо двух орудий танк был вооружен четырьмя 7,62-мм пулеметами - один в верхней башенке, спаренный с 37-мм пушкой в башне и два курсовых в передней части корпуса.

Массовое производство

Полученную конструкцию назвали средний танк М3. Его производство развернули на заводе, где раньше все было подготовлено к выпуску М2. Вскоре в США прибыла с ознакомительной поездкой британская военная делегация, которая проявила к новой модели повышенный интерес - необходимо было восполнить потери в технике, которые английская армия понесла во Франции. Английские эксперты изъявили желание приобрести такие машины, но попросили убрать верхнюю башенку с пулеметом и удлинить кормовую часть башни, чтобы установить там радиостанцию. Доработанные в соответствии с пожеланиями танки стали поступать в Великобританию, где им присвоили обозначение «Генерал Грант I», или просто «Грант I». Боевое крещение они получили в ливийской пустыне в районе Газали в мае 1942 года. Для немецкого Африканского корпуса появление этих танков явилось полной неожиданностью, и они оказались весьма эффективными на поле боя, имея довольно мощное вооружение и броневую защиту толщиной от 12 до 50 мм.

Популярная машина

Позднее в британские войска стали поступать и немо- дифицированные танки М3, которым дали обозначение «Генерал Ли I», а также последующие модели - М3А1 с усиленным бронированием («Ли II»), М3А3 («Ли IV») с двумя дизельными двигателями мощностью 280 кВт (375 л.с.), М3А4 («Ли V») с многотопливным двигателем А-57 фирмы «Крайслер» мощностью 276 кВт (370 л.с.), а также М3А5 с клепаным корпусом. К концу 1942 года, когда производство М3 было прекращено, было выпущено 6258 танков всех модификаций, которые участвовали в боях на разных театрах военных действий. Немало таких танков поступило на вооружение Красной Армии по программе «ленд-лиз». Танки М3 оказались достаточно надежными, однако орудие калибра 37 мм было явно маломощным. Другим недостатком стал высокий силуэт, который позволял экипажу относительно комфортно чувствовать себя на марше, однако в бою танк быстро обнаруживал себя и привлекал огонь огневых средств противника. Эти конструктивные недочеты объясняются тем, что на стадии проектирования вопросов было больше, чем ответов, а войска требовали танков как можно быстрее. Многие технические решения, примененные в подвеске и силовой установке, впоследствии получили развитие и были применены на машинах следующего поколения. Главная заслуга М3 состоит в том, что на его примере американская промышленность продемонстрировала способность в кратчайшие сроки разработать новую модель и наладить ее массовый выпуск.

С началом производства М4 танки М3 стали постепенно снимать с вооружения или переоборудовать в специальные машины, например БРЭМ. Однако на Дальнем Востоке танки «Грант» и «Ли» принимали участие в боевых действиях и в 1945 году.

Британский вариант М3 «Генерал Грант» имел удлиненную сзади башню, где установили радиостанцию, а также более низкий силуэт, поскольку сняли башенку с пулеметом.

Средний танк М4 «Шерман»

Одна из последних моделей танка «Шерман» - М4А3 - была вооружена 76-мм пушкой и имела новую подвеску. Такие машины активно применялись на фронте в 1945 году.

Когда был организован массовый выпуск среднего танка М3, конструкторы уже завершали работы по созданию новой модели с орудием калибра 75 мм. Чтобы сэкономить время, было принято решение использовать корпус и ходовую часть модели М3 (корпус при этом пришлось незначительно переделать под новую башню). Прототип был готов в сентябре 1942 года и в документах именовался как средний танк Т6. Считалось, что благодаря литой башне удастся быстро наладить массовый выпуск новой техники.

Производство

В серийное производство машина пошла под обозначением средний танк М4. Вооружение включало 75-мм пушку и три пулемета - спаренный и курсовой калибра 7,62 мм и 12,7-мм зенитный. Толщина брони в базовой модели составляла от 15 до 76 мм. Новая машина прекрасно зарекомендовала себя в войсках США и их союзников и выпускалась большими партиями. К 1945 году, когда выпуск М4 был прекращен, было построено более 40 000 таких танков в различных вариантах и модификациях. Так, устанавливали разные силовые установки, пушки калибров 75, 76 и даже 100 мм, на базе М4 были созданы и выпускались саперный танк, танковый мостоукладчик, истребитель танков, огнеметный танк, БРЭМ, САУ, машина разминирования и другие варианты. Можно сказать, что М4 был для союзников аналогом советского Т-34.

Британская модель

Британская армия получила значительное количество танков М4 по «ленд-лизу». Боевое крещение английских танков этого типа произошло под Эль-Апамейном в октябре 1942 года. В Великобритании М4 присвоили обозначение «Генерал Шерман» (или просто «Шерман»), и эти танки стали самыми массовыми на вооружении британской армии вплоть до окончания Второй мировой войны. Английские специалисты разработали на его базе несколько модификаций, наибольшую известность среди которых получил «Шерман-Файрфлай». Эта модель, созданная в 1944 году, была вооружена 17-дюймовой пушкой и оказалась единственной среди английских танков,которая в ходе операции в Нормандии могла на равных соперничать с немецкими «Тиграми» и «Пантерами».

На танке М4 («Шерман I») устанавливался двигатель «Райт Уайрлвинд» мощностью 263 кВт (353 л. с.) или «Континентал» R-975 (298 кВт, 400 л.с.), на М4А1 («Шерман II») - 9-цилиндровый дизельный двигатель «Катерпиллер» мощностью 336 кВт (450 л. е.), модель М4А2 («Шерман III») отличалась клепаной башней и силовой установкой в составе двух дизельных двигателей 6-71 «Дженерал Моторс» мощностью 313 кВт (420 л. с), на М4А3 («Шерман IV») устанавливали двигатель «Форд» GAA мощностью 373 кВт (500 л.с.) и новую подвеску, а на М4А5 («Шерман V») - двигатель фирмы «Крайслер» мощностью 317 кВт (425 л. с.) и пять топливных баков. В обозначении английских танков буквами обозначали установленное основное вооружение. Если стандартное вооружение включало пушку калибра 75 мм, то литера А означала, что данный танк вооружен 76-мм пушкой, В - 105-мм гаубицей, а С - 17-фунтовой противотанковой пушкой. Индекс W в обозначении модели американского М4 означал, что в данном танке боекомплект хранится в увлажненной боеук- ладке (для снижения риска возгорания). По мере появления новых, более совершенных модификаций изменялась и броневая защита. Так, если в модели М4А2 минимальная толщина брони составляла 13 мм, а максимальная - 103 мм, то в М4А3 эти показатели равнялись 15 и 100 мм, а в М4А4 - 20 и 85 мм соответственно.

Вверху. Танк-разградитель «Шерман» из состава 79-й бронетанковой дивизии. Несколько таких машин было передано американским войскам. Они использовались во время высадки в Нормандии идо конца войны.

Вверху. К зиме 1944/45 года большинство американских танков М4 были перевооружены 3-дюймовыми пушками. На снимке танк М4 из состав 4-й бронетанковой дивизии 1 -й полевой армии ВС США.

Слева. Американский танк М4 в ходе городского боя. После высадки союзников в Европе немало таких машин было переброшено на фронт, где они успешно использовались до конца войны.

Побеждать числом

К концу войны в Европу были переброшены тысячи танков М4, они имели безусловное, подавляющее численное преимущество на поле боя, что и сделало их «героями войны». М4 был весьма далек от идеального танка. Когда немцы стали применять танки с мощными пушками, союзники предпочитали держать свои М4 в тылу, поскольку в танковом бою у них не было шансов выжить. Экипажи были вынуждены обкладывать корпус и башню мешками с песком, чтобы хоть как- то повысить живучесть. Это утяжеляло машину и снижало ее подвижность. Высокий силуэт также способствовал тому, что противник обнаруживал М4 еще до того, как танки вышли на рубеж перехода в атаку. Много нареканий вызывали далекие от комфорта условия работы экипажа и крайне стесненный объем боевого отделения. Многочисленные типы силовых установок создавали большие проблемы со снабжением запчастями и проведением ремонтно-восстано- вительных работ.

Тяжелый танк М26 «Першинг»

В начале Второй мировой войны американские специалисты явно недооценили роль и значение тяжелых танков. В результате все усилия танкостроения в США были сконцентрированы на массовом выпуске средних танков М3 и особенно М4. Представленный прототип тяжелого танка М6 не вызвал энтузиазма, и к идее разработать тяжелый танк вернулись только после того, как на Восточном фронте появились мощные немецкие тяжелые «Тигры» и «Пантеры».

Длительные испытания

Вскоре был разработан прототип тяжелого танка Т20, имевший пушку калибра 76 мм и усовершенствованную (торсионную) подвеску. В ходе испытаний было решено заменить орудие на более мощное, калибра 90 мм, изменить форму башни, внести другие изменения в конструкцию. Последовали модификации Т22,Т23,Т25и Т26. Удовлетворительные результаты показал Т26ЕЗ, который и было решено запустить в производство под обозначением М26 «Генерал Першинг». Поскольку испытания затянулись, во Второй мировой войне приняли участие лишь считанные такие танки.

М26 в Европе

Первые М26 были доставлены в Европу в начале 1945 года, и они практически не участвовали в боях. Некоторое количество М26 было переброшено на Тихоокеанский театр военных действий, где они участвовали в боях по захвату острова Окинава.

В целом можно сказать, что М26 внесли небольшой вклад в победу во Второй мировой войне. Однако его заслуга состоит в том, американские конструкторы смогли извлечь уроки истории и впервые создали танк, в котором удачно сочеталось надежное бронирование(от 12 до 102 мм) и мощное вооружение - 90-мм орудие, созданное на базе зенитной пушки, и три пулемета (два калибра 7,62 мм и зенитный 12,7-мм).

Недостатки

Конструкция М26 имела и немало недостатков. Особой критике подверглась конфигурация башни, анахронизмом был признан курсовой пулемет (впоследствии от него отказались). Тем не менее в дальнейшем на базе М26 были разработаны М47 и получивший широкую известность М48 «Паттон». Тяжелые танки М26 активно применялись в войне в Корее, одно время они составляли костяк американских бронетанковых войск в Европе после образования НАТО. Эти машины производились в различных модификациях и вариантах.

Саперы 1-й полевой армии США готовят танк М26 к переправе через Рейн. Танк «Першинг» не уступал немецкому «Тигру» в огневой мощи, но был гораздо мобильнее.

М4А2 «Шерман III»

Средний танк М4А2 стал третьей модификацией базовой модели «Шерман». В отличие от своего предшественника М4А1 с клепаной башней в этой машине решили вернуться к сварной башне, аналогичной той, что устанавливали на первых выпусках М4. Силовая установка М4А2 типа 6046 фирмы «Дженерал Моторс» включала два дизельных двигателя 6-71, которые приводили в движение гусеничные ленты через приводы своего борта. Производство танков М4А2 было организовано на заводах корпорации «Дженерал Моторс», «Пульман Стандарт» и «Федерал Уэлдер». Всего было построено 11 283 танка этого типа, в том числе 8053 машины с пушкой калибра 75 мм и 3230 - с 76,2-мм орудием. Танки М4А2 поставлялись в СССР и Великобританию по ленд-лизу. В Великобритании им присвоили обозначение «Шерман III» (с 75-мм пушкой) и «Шерман ША» (с 76,2-мм пушкой). Ниже приводятся рисунки и описание модели «Шерман III».

На боковой проекции хорошо видно, что броневой корпус сделан зауженным к корме. Башня, вращающаяся на 360°, был установлен как электрогидравлический привод, так и ручной. Пушка и спаренный с ней пулемет имели угол наведения по вертикали от -10° до + 25°, наведение могло осуществляться с помощью гидравлики или вручную. У всех членов экипажа, кроме стрелка курсового пулемета, имелись свои поворотные перископы, обеспечивавшие неплохой обзор из танка при закрытых люках. У наводчика визирная линия перископа совпадала с линией прицеливания оружия. Ходовая часть включала по три установленные на амортизаторах тележки с каждого борта с двумя парными опорными катками, а также ведущее колесо, ленивец, три поддерживающих ролика и гусеничную ленту, состоящую из 158 траков шириной 419 мм.

Вид сверху демонстрирует расположение люков членов экипажа. В башне располагались три человека: слева заряжающий, справа от казенной части орудия и впереди - наводчик, за ним командир. Между люками на башне установлен зенитный пулемет М2НВ калибра 12,7 мм. С левой стороны башни имелся специальный лючок, через который загружались боеприпасы и выбрасывались стреляные гильзы, а при необходимости заряжающий мог вести через этот открытый лючок огонь из личного оружия. Справа от 75-мм пушки М3 устанавливался спаренный пулемет М1919А4 калибра 7,62 мм. На башне часто устанавливали дымовой гранатомет калибра 51 мм.

Лобовая проекция показывает угловатость форм корпуса, что было обусловлено необходимостью быстрого и массового производства. В корпусе имелись три люка: один в днище танка, предназначенный для аварийного покидания машины, и два в верхней передней части - для механика-во- дителя (слева) и стрелка курсового пулемета (справа). В качестве курсового обычно применяли пулемет М1919А4 «Браунинг» калибра 7,62 мм.

Одним из малоизвестных фактов Второй мировой войны является то, что США поставляли вооружение «освободительной французской армии». Эти танки М4 поступили на вооружение французских танкистов в Северной Африке. Снимок сделан перед началом учений.

М4 «Шерман» В действии

Танк М4 отнюдь не обладал уникальными боевыми возможностями, но этот недостаток с лихвой компенсировала его надежность, а также большое количество произведенных машин. Базовая модель М4 («Шерман I») оснащалась сварной башней и двигателем R-975 «Континентал», было выпущено 8289 таких машин. Модификация М4А1 («Шерман II») отличалась клепаной башней, было произведено 9677 единиц. Модель М4А2 («Шерман III‹ ) имела сварную башню и дизельный двигатель 6046 «Дженерал Моторс», было построено 11 283 таких танка. Модификация М4А3 («Шерман IV») оснащалась бензиновым двигателем «Форд GAA», всего было выпущено 11 424 таких образца. Модель М4А4 («Шерман V») имела удлиненный корпус, в кормовой части которого на одной платформе были установлены пять 6-цилиндровых автомобильных бензиновых двигателей фирмы «Крайслер». В Канаде на базе М4 выпускали танк М4А5. Последней в серии стала модель М4А6 («Шерман VI»), которая отличалась от М4А4 дизельным двигателем RD-1820 фирмы «Орднанс». Было построено всего 75 таких танков.

Вверху. К моменту высадки в Нормандии в 1944 году экипажи М4 уже были наслышаны о том, что немцы располагают мощными противотанковыми средствами. Для повышения живучести использовались различные решения, в том числе усиление защиты лобовой части корпуса путем размещения запасных траков гусеницы, как на этом танке.

Внизу. Батальон американских средних танков М4 во Франции. Судя по расположению техники, в январе 1945 года союзники уже не опасались внезапной атаки немцев или налетов авиации противника и не маскировались.

Вверху. Колонна британских плавающих танков «Шерман» модели DD с двумя гребными винтами запечатлена накануне высадки в Нормандии 6 июня 1944 года. На корпусе танка видны опоясывающие надувные понтоны, которые при движении на плаву увеличивали плавучесть танка. Плавающие танки модели DD позволили ускорить высадку войск союзников с десантных кораблей, однако они имели многочисленные технические недочеты и немало машин при высадке пошло ко дну.

Тем не менее при форсировании небольших водных преград эти танки показали себя неплохо. Система гребных винтов могла устанавливаться и на другие типы танков, однако в Великобритании стандартным плавающим танком стал именно «Шерман».

Слева. Реактивный миномет Т34, установленный на шасси танка М4, представлял собой мощное средство непосредственной огневой поддержки. В состав установки входили 60 направляющих калибра 114 мм, огонь можно было вести как одиночными выстрелами, так и залпом. Четыре пакета направляющих монтировались на башне танка, наведение по горизонтали осуществлялось поворотом башни, а по вертикали - подъемом пушки.

Средние танки М4 активно использовались американскими войсками с лета 1944 года, особенно в операциях на северо-западе Европы. Сзади слева виден полугусеничный транспортер М3. Конечно, М4 уступали по своим боевым возможностям немецким «Тиграм» и «Пантерам», но их было много и у союзников не было проблем с топливом.

ТАНК ПОБЕДИТЕЛЬ

Вне всякого сомнения, средний танк М4 ‹Шерман» стал победителем во Второй мировой войне. Он применялся на разных театрах военных действий, от африканских пустынь и бездорожья Восточного фронта до жаркого и влажного Тихоокеанского региона. Танк выпускался в многочисленных модификациях и, развеяв миф о превосходстве немецкой бронетанковой техники, стал тем бронированным кулаком, которым войска союзников разгромили Третий рейх.

Боевое крещение танков «Шерман» состоялось в битве при Эль-Аламейне в октябре 1942 года. До этого немцы имели дело лишь с устаревшими танками М3 «Грант» с размещенной в спонсоне 75-мм пушкой, и появление на поле боя танков «Шерман» с 75-мм пушкой во вращающейся башне оказалось для германских войск неожиданностью. Орудие М4 было способно поразить любой из немецких танков того времени, но вскоре немцы обнаружили и слабое место в его конструкции - недостаточную броневую защит)". В результате немецкий танк T-IV был способен пробить броню М4 с таких дистанций, на которых американская 75-мм пушка не представляла для него большой угрозы. После того как на вооружение немецких танковых частей стали поступать тяжелые танки «Тигр», вооруженные мощной 88-мм пушкой и имевшие самую надежную броневую защит)" в мире, задачей американских конструкторов стало наращивание брони и повышение огневой мощи своих танков.

Проблему с броней так и не удалось решить в том объеме, в каком это задумывалось. Что касается вооружения, то на смену 75- мм орудиям вскоре пришли 76- мм пушки с удлиненным стволом. Не успели американцы наладить массовый выпуск новых машин с этими пушками, как в немецкие войска стали поступать тяжелые танки «Пантера», вооруженные длинноствольной 75-мм пушкой. Дальность прямого выстрела немецкой пушки превышала дальность эффективной стрельбы 76-мм американского танкового орудия, поэтому «Пантеры» без труда уничтожали танки «Шерман» на максимальной дальности, не подвергаясь при этом особому риску. Конструкция танка М4 ‹Шер- ман» не позволяла разместить более мощное орудие - погон башни и так занимал практически все пространство между бортами бронированного корпуса в центральной части танка, поэтому экипажу оставалось довольствоваться все той же 76-мм пушкой. Правда, существовала модификация с 1015-мм орудием, но это была модернизированная гаубица с низкой начальной скоростью полета снаряда и она не могла применяться для борьбы с танками противника, но лишь для разрушения долговременных защищенных объектов и оказания непосредственной поддержки пехоте.

Модернизация вооружения

Решение проблемы было найдено в 1944 году и воплотилось в модели «Шерман-Файрфлай». В башне танка ‹Шерман» установили новую английскую противотанковую пушку калибра 76 мм. Сама башня была также видоизменена - ее удлинили в кормовой части, что было вызвано необходимостью сбалансировать центр тяжести и пространство для работы противооткатного устройства пушки и размещения радиостанции.

В ходе городских боев на танки нередко возлагались и инженерно-саперные задачи. Навесное оборудование нередко использовалось так же часто, как штатное вооружение. На снимке М4 с бульдозерным отвалом из состава 1-й полевой армии США расчищает проход на улице немецкого города.

КВ-1 — первый серийный тяж СССР

Однако сила советской армии была не только в тяжелых танках. Очень важную роль в сражениях играли средние танки, которых у СССР тоже было очень много, причем зачастую они превосходили зарубежные аналоги. Совершенно особую роль в войне сыграл , и его модификация Т-34-85. Этот танк был не только самым массовым, но и, по оценкам советских и зарубежных экспертов, самым лучшим танком Второй мировой войны.


Т-34 — главный танк Второй мировой

Было в СССР немало и легких танков, причем как довоенных, так и произведенных и разработанных уже во Вторую мировую. Правда, в этой войне легкие танки уже неспособны были справиться со многими задачами, однако при их грамотном использовании они оказывали серьезную поддержку пехоте. Из советских легких танков особенно выделялся , признанный одним из лучших легких танков того времени. Однако его было выпущено очень мало по многим причинам, и гораздо активнее Красной армией применялись Т-60 и Т-70.


Т-70 — советский легкий танк

Также стоит сказать о Т-37А, Т-38 и Т-40 – единственных во Второй мировой плавающих танках. К сожалению, в основном их применяли просто как легкие танки, хотя известны и случаи их применения по назначению, то есть для форсирования водных преград.


Также стоит отметить, что лишь у СССР и у Германии на вооружении состояли современные САУ.

В целом можно сказать, что во Вторую мировую СССР обладала самым обширным и, без сомнения, самым мощным танковым парком во всем мире. Кроме того, советские конструкторы очень быстро реагировали на усовершенствование вражеской техники, тут же выпуская новые, более прочные танки с увеличенной огневой мощью.

До Второй мировой Япония в основном только закупала и исследовала зарубежные танки. В 20-30-х годах было разработано несколько машин, однако Япония сильно отставала как от СССР и Германии, так и даже от США, да и танков здесь выпускалось совсем немного. Одной из наиболее совершенных машин был танк Чи-Хе и его модификация Чи-Ну. Также была создана САУ на базе Чи-Хе. Активно японцы применяли танки только против американцев, правда, безуспешно.


Танки Италии

Легкие Средние САУ
Carro CV3/33 – танкетка, практически идентичная британской Карден-Лойд; М-11/39; L40 – САУ на базе L6/40;

М-42 – САУ на базе М-13/40.

В начале 30-х годов у Италии не было развитой танковой промышленности и более-менее современных танков, однако такие танки были чрезвычайно нужны. Для их создания у будущих противников закупили танкетку МKVI, модернизировали ее и стали выпускать под именем С-V-29. Затем появились С-V-33 и С-V-35 (L3/35), которые назывались танками, но фактически были танкетками.

В 1939 году в производство запустили М11/39, годом позже — М13/30, а в ходе войны еще две машины — М14 и М15. Последние относили к классу средних танков, хотя фактически они были легкими.

В итоге в начале Второй мировой у итальянцев было около полутора тысяч танков, но их боевая мощность была чрезвычайно низкой. До капитуляции в 1943 итальянская промышленность выпустила 2300 машин, но в бою они были малоэффективны и применялись неумело, так что особой роли в сражениях не сыграли.

Танки других государств

Другие страны также активно участвовали во Второй мировой, однако своих танков у них в то время практически не было. Танки закупались у других стран и активно модернизировались.

Несмотря на то что основную тяжесть ударов войск Вермахта взяли на себя Красная армия и советский народ, американские союзники все же успели повоевать. Конечно, для них та война (чтобы о том не говорили новейшие блокбастеры) развернулась в основном на Тихоокеанском направлении.

Во многом сломить сопротивление японцев и неплохо подзаработать на ленд-лизе им помогли танки Второй мировой войны. Американские машины не столь известны, но все же некоторые из них отличались неплохими характеристиками.

Легкие танки

Учитывая, что легендарный инженер Кристи как раз-таки был американцем, не стоит удивляться обилию легких танков в США. Всего их было четыре, не считая приличного количества самых разнообразных модификаций.

М3 "Стюарт"

Эти американские легкие танки были созданы еще в 1940 году, причем в качестве базы использовался "кавалерийский" М1 и легкий танк М2А4. Компоновка была классической: МТО располагалось в задней части корпуса, боевое отделение и органы управления находились в средней части машины, ведущие катки располагались на носу.

В ходовой части было использовано типичное американское решение на тот период: четыре малых спаренных катка на каждый борт, а также направляющие колеса, укрепленные при помощи мощных рессор. Корпус и башня изготовлялись из обычной листовой брони методом сварки и клепки. Вооружение - пять «Браунингов» 7,62 мм и пушка калибром 37 мм.

Последняя его модификация, М3А3, была выпущена в 1942 году. Вместо пяти пулеметов оставили только три. При изготовлении этой модели использовалась в основном сварка, листы брони были расположены с рациональным наклоном. Считается наиболее массовым легким танком во всем мире, так как всего за пару лет было выпущено почти 24 тысячи машин. Очень много «Стюартов» поставлялось в СССР по ленд-лизу. В отдельных южноамериканских странах «старичков» можно было увидеть в строю аж до 90-х годов 20 века.

М5 "Стюарт"

Представляет собой дальнейшее развитие идей, заложенных еще в М3А3. В принципе, эта американская ветка танков вообще очень схожа, так как инженеры старались использовать только проверенные решения (массовость производства). На вооружении стояла все та же 37 мм пушка и три «Браунинга» 7,62 мм. На этот раз пушку оснастили стабилизатором линии прицеливания.

Танк отличался от предшественника принципиально новой силовой установкой, представленной двумя V-образными бензиновыми моторами с жидкостным охлаждением, принципиально новой конструкцией всего корпуса и башни, а также новыми приборами управления.

М22 "Локаст"

В 1944 году ввиду острой нужды десантных подразделений в собственной бронетехнике был разработан и принят на вооружение М22 "Локаст". В принципе, эти американские легкие танки мало чем отличались от М3. Компоновка осталась абсолютно идентичной: трансмиссия, управление и ведущие катки находились в передней части корпуса, отделение для экипажа - посередине, а двигатели располагались сзади.

Полностью переосмыслена была только конструкция силовой установки, в качестве нее использовался шестицилиндровый карбюраторный двигатель, изюминкой которого было горизонтальное расположение цилиндров. Это позволило сделать весь танк намного компактнее, уменьшив его силуэт и габариты. Пушка осталась прежней. Расположение и конструкция катков были унаследованы от М3. Только направляющие колеса были сделаны более массивными, сопряженными с более качественными рессорами.

М24 "Чаффи"

Эти американские танки Второй мировой начали выпускаться также в 1944 году. Ввиду переосмысления роли легких танков использовались преимущественно в качестве разведывательных и десантных. В них было много деталей и узлов от М3 и М5 (гидромуфта и коробка передач были позаимствованы полностью), но по своей форме и вооружению танки резко отличались от всех предшественников. Корпус и башня выполнялись исключительно сварным способом. Листы брони расположены под максимально низкими углами.

В верхнем лобовом листе и корме были сделаны массивные люки для облегчения жизни ремонтным частям. На сей раз использовалось уже пять пар катков и индивидуальная подвеска торсионного типа. Основным орудием стала мощная 75 мм пушка. С ней был спарен 7,62 мм пулемет системы Браунинга. Еще один аналогичный пулемет устанавливался в лобовой части танка. Впервые на крышу стали монтировать 12,7 мм Browning М2НВ. Чтобы стрельба из пушки была точнее, использовался стабилизатор гидравлического типа системы "Вестингауз".

Средние танки

Это были более надежные, лучше бронированные танки Второй мировой войны. Американские машины этой категории сделали имя за счет «Шермана», который был любим и нашими солдатами. Как считают ветераны, которые воевали на союзной технике, это был Т-34 в люксовом исполнении. Впрочем, обо всем по порядку.

М3 "Грант"

Стал первым средним танком, массово поступавшим на вооружение. Часто М3 «Грант» путают с М3 «Стюарт». Конечно же, эти американские танки (фото есть в статье) относятся к совершенно разным классам. Главной особенностью являлось трехуровневое (!) расположение вооружения. В спонсоне, на нижнем ярусе, была установлена 75 мм пушка с углом наведения по вертикали в 32 градуса.

На втором ярусе - башенка с 37 мм орудием и курсовым пулеметом. Третий уровень представлен еще одной башенкой с пулеметом, из которого можно было эффективно подавлять как наземные, так и воздушные цели. Таким образом, развитие американских танков (как и советских в свое время) шло по пути увеличения количества башен, но это направление быстро было признано ошибочным.

Для поворота башенки с 37 мм орудием мог быть использован не только механический, но и гидравлический привод. По вертикали пушку наводили с помощью только механического привода. Прицелы телескопические, приборы наблюдения выполнены по призматической схеме. В ходе изготовления использовались отливка, сварка и клепка. Башня, спонсон и вся передняя часть были литыми.

В результате эти американские танки 2 мировой получились крайне неубедительными: слишком слабая броня, слишком большая высота, неудачное расположение вооружения, невысокие характеристики звездчатых авиационных движков (которых хронически не хватало).

Несмотря на огромное количество вооружения огневая мощь в практических условиях оказалась очень невысокой. По массе машина была практически идентична немецким «Тиграм», но по боевой эффективности была на уровне легкого танка.

Впрочем, танк все равно массово выпускали с 1939 по 1942 годы, пока его не начали массово заменять на М4 - более удачные танки Второй мировой войны. Американские машины этого поколения оказались куда лучше.

М4 "Шерман"

Наиболее массовый средний американский танк, которым вооружались как американцы, так и англичане и Красная армия. Последней он массово шел по ленд-лизу. Сильно отличался компоновкой и системой вооружения от предшествующих машин. Компоновка и конструкция силовой установки и подвески во многом остались прежними, так как в условиях войны требовалось максимально сохранить высокие темпы производства. Пожалуй, это был лучший американский танк.

Шасси было полностью скопировано с M3. Впрочем, исключая наиболее ранние типы, тележки подвески все же были сильно изменены: так, поддерживающие ролики отныне крепились сзади. Корпуса выполнялись с использованием сварки и/или литья. Лобовая часть собиралась из сварных и литых частей на сварке, а пушка калибром 75 мм устанавливалась в башню, выполняемую исключительно методом литья.

Сперва на эти американские танки (фото выше) ставили движки "Континенталь" с охлаждением воздушного типа, но их массово потребляла авиационная промышленность, а потому американцам постоянно приходилось искать альтернативные типы двигателей. В результате количество серийных модификаций резко увеличивалось. требовал экипажа в пять человек. Среди отечественных танкистов, которые воевали на этой «иномарке», танк заслужил хорошие отзывы.

Танкистам, в частности, нравилась качественная внутренняя отделка и запас продуктов (а также виски и хорошие сигареты), который упаковывали в машину в качестве подарка. Немало жизней спасла также вязкая броня, которая (в отличие от Т-34) не выкрашивалась даже при ее пробитии, чем предохраняла экипаж от ранений отлетевшими кусками окалины.

Тяжелые танки

Как ни странно, но многие военные историки считают, что американские тяжелые танки не существовали в принципе. Тот же «Першинг», который считался тяжелым танком, по массе сильно уступал немецкому «Тигру». Впрочем, у нас была примерно та же ситуация. Разгадка проста - Вермахт классифицировал бронетехнику по калибру, а мы с американцами - по ее массе.

Танк М6

Выпуск ограничился малой серией в 1941 и 1942 годах. На вооружении стояло сразу два орудия: 76,2 мм и 37 мм пушки, спаренные между собой. Кроме того, оснащался тремя В ходовой части были использованы сразу четыре пары двойных малых катков.

Существовало три модификации, у первой из которых корпус выполнялся методом литья, тогда как впоследствии перешли исключительно на высококачественную сварку, отличавшую далеко не все танки Второй мировой войны. Американские машины в этом отношении намного превосходили отечественную бронетехнику.

Использовались силовые передачи как гидромеханического, так и электрического типа. Башня изготавливалась исключительно методом литья. Чтобы уравновесить крайне неуклюжую и неустойчивую сдвоенную орудийную систему, заднюю часть башни пришлось серьезно удлинить. Была предусмотрена командирская башенка, а также крепление для монтажа зенитного пулемета.

Для переговоров использовались довольно качественная рация и внутреннее созданное на ее же основе. В общем и целом, конструкция оказалась явно неудачной: вооружение для такого типа танка было слабым, броня была тонкой, а высота - слишком большой. А потому всего было выпущено только 40 единиц новой техники, а в качестве «тяжелых» машин использовали М26.

Танк М26 "Першинг"

Эти американские танки Второй мировой были приняты на вооружение в 1944 году. Изначально относились к классу тяжелых танков (по всем статьям проигрывая немецкой технике этого класса), но из-за недостаточно мощного вооружения вскоре были «разжалованы» в средние. Имели массу в 41,5 тонны. Корпус сварной, собирался из готовых отливок и деталей. Днище - корытообразное. Передняя часть корпуса изготовлена методом литья, имеет рациональный наклон поверхностей. Башня имеет вытянутую форму, предусмотрена командирская башенка и крепление для зенитного «Браунинга».

Что касается ходовой части, то были использованы классическая торсионная подвеска и шесть опорных катков. Именно ходовую часть очень уважали танкисты, так как она оказалась чрезвычайно надежной. Двигатель - бензиновый восьмицилиндровый "Форд", относившийся к типу GAF-V. Охлаждение жидкостное, трансмиссия - гидромеханическая. Она обеспечивала танку высокий темп разгона и отличную плавность хода.

Основным орудием является 90 мм пушка M3, из которой бронебойный вылетал со скоростью 810 м/с. Дополнительно оснащался парой 7,62 мм пулеметов, причем один из них был курсовым, спаренным с пушкой. На башню ставили 12,7 мм зенитный пулемет. Имел квадрант-угломер, который позволял вести довольно точную стрельбу с закрытых позиций. М26 успели поучаствовать в завершающем этапе Второй мировой. Всего было выпущено около полутора тысяч машин.

Современное состояние дел

Современные американские танки имеют мало общего со своими предшественниками. На их развитие немалое влияние оказали немецкие специалисты. Нынешний «Абрамс» отличается высоким профилем, массивной броней и большим объемом заброневого пространства. В отличие от танков времен Второй мировой он имеет довольно грубые формы и мощное вооружение, основой которого является 120 мм нарезная пушка. Главным отличием от предшественников является классическая подвеска и

Таким образом, современные американские танки лишь в небольшой степени схожи со своими предшественниками.

Танки Второй мировой войны стали скачком в развитии бронетехники, показав, насколько важна её роль на поле боя. Немецкие генералы первыми поняли силу быстрых ударов, сминающих пехоту и укрепления противника. Гудериану и Манштейну удалось за пару недель победить польскую армию, применив боевые машины, после чего настала очередь французской. Англо-французские войска держались более месяца, но не смогли ничего противопоставить немецким танкам и были прижаты к Дюнкеру, откуда смогли эвакуироваться.

История танков Второй мировой войны началась с 1939 года, когда исход боёв часто решался рассекающими ударами лёгких и средних танков, их прорывом и уничтожением тылов. В период до 1941 года практически отсутствовали противотанковые средства и опыт борьбы с бронированными машинами. Позже начали появляться тяжёлые танки с противоснарядным бронированием, например, советский КВ-1, почти неуязвимый для немецких пушек, но ненадёжный и с плохой проходимостью. Германия в 1942 году применила один из самых мощных танков Второй мировой войны – Тигр, обладающий мощной бронёй и великолепной пушкой.

Ответ СССР

Несмотря на появление многотонных монстров, средние танки оказались по-прежнему востребованы. Именно они выполняли роль рабочих лошадок, совершая дерзкие прорывы флангов, спешно перебрасывались на опасные участки фронта, уничтожая колонны противников на марше. Лучший танк Второй мировой войны Т-34 был именно средним, массой около 30 тонн, тонкой наклонной бронёй, пушкой среднего калибра и скоростью более 50 км/ч. Американцы классифицировали свой Першинг как тяжёлый, хотя по характеристикам он являлся средним. Разумеется, стоит упомянуть Вермахт, кинувший в 1943 году в бой Пантеру, ставшую одной из самых массовых и опасных немецких военных машин, благодаря сочетанию подвижности, брони и огневой мощи.

На протяжении многих лет между СССР и Германией шло своеобразное соперничество за создание наиболее совершенной машины. Немцы сделали ставку на технологии и характеристики, стараясь дать возможность уничтожить любого противника ещё издалека и выдержать любой ответный выстрел. Недостатками такого подхода оказались сложность и цена производства. Советские инженеры сделали ставку на технологичность и массовость, даже при создании легендарной тридцатьчетвёрки. Такой подход себя оправдывал во время кровопролитных танковых сражений, а позже, когда Германия начала испытывать дефицит ресурсов, советские танки окончательно победили.

Другие страны

Бронетехника других стран значительно отставала в развитии. Японские танки не обладали серьёзной защитой и вооружением, как и итальянские с французскими и выглядели гостями из прошлого.

Великобритания, помимо Черчилля, отличившегося великолепной бронёй, но плохими подвижностью и надёжностью, также выпускала и другие машины. Массовый Кромвель отличался хорошей подвижностью, мощным орудием, и мог противостоять Пантерам. Комета, появившаяся под конец войны в результате модификации Кромвеля, была ещё удачнее и удачно сочетала в себе необходимые характеристики.

США создали 49 234 средних Шерманов, оставивших заметный след во Второй мировой войне. Не отличающийся защитой или огневой мощью танк стал самым массовым после Т-34 благодаря своей удачной конструкции и простоте производства.

Интересны экспериментальные танки Второй мировой войны вроде построенного Мауса, ставшего самым большим танком Второй мировой войны или гигантского Ратте, так и оставшегося на чертежах.

За годы войны было выпущено огромное количество бронетехники, часть которой малоизвестна и находится в тени истории.

На этой странице вы найдёте список танков второй мировой войны с фотографиями, названиями и описанием, ничуть не уступающий энциклопедии, и помогающий узнать интересные подробности и не запутаться в многообразии боевых машин.