Танк на подводных крыльях. Необычные танки росcии и ссср


Немцы - люди действительно творческие. К сожалению, как показывает история, они далеко не всегда направляли свой «творческий потенциал» в русло созидания. В годы войны тамошние инженеры и ученые создали множество чудовищных инструментов войны, единственной задачей которых было уничтожение людей. Для ненавистной Великобритании, «спрятавшейся» на островах, коварные нацисты готовили кое-что особенное.


Великобритании очень повезло в истории относительно географического вопроса. После (пускай и кровопролитного) объединения в единое государство страна получила невероятный бонус на мировой арене, оказавшись «спрятанной» на островах. Эта территориальная особенность подпортила немало крови всем историческим противникам державы, а также помогла стать ей одним из мощнейших государств в мире.


В тревожные годы мировых воин XX века Великобритания вновь выиграла от своего местоположения. Возможно, именно Ла-Манш уберег Соединенное Королевство от стремительного марша гудерианских танковых кулаков. Выражаясь современным языком, у Гитлера (да и у всего командования Рейха) «горело» от «британских трусов», которые окопались за проливом с внушительной группировкой союзных войск. На пути к мировому господству Германии не очень хотелось оставлять такой «подарок» у себя в тылу.


Немцы любили свои новые танки, вот только морские операции и гусеничная техника – вещи не совместимые. И тогда немецкие инженеры решили придумать кое-что действительно особенное для Великобритании - подводные танки, которые должны были пройти по дну Ла-Манша.

В 1940 году в рамках подготовки военной операции «Морской лев» (операция по высадке морского десанта в Великобританию) был создан танк Tauchpanzer III с функцией подводного хождения. За основу боевой машины был взят средний танк вермахта Panzerkampfwagen III. Внутри машины появилась помпа для откачки воды, все щели надежно закрывались, охлаждаться машина должна была морской водой, наконец, на башню была установлена дыхательная труба с длинным рукавом, на конце которого крепился специальный буй.


Таким образом, танк должен был не тонуть и получать приток свежего воздуха. В экипировку танкистов также вошли индивидуальные средства дыхания, позаимствованные у подводников. Ориентироваться под водой было намного сложнее, поэтому на Tauchpanzer III поставили еще и гирокомпас, а также усиленную радиостанцию для координации действий (направления движения) при помощи связи с кораблями.

С июля по октябрь 1940 года немецкие заводы выпустили 168 таких танков. Однако, на испытаниях оказалось, что танки не очень хорошо чувствуют себя на морском дне. Речь о пересечении Ла-Манша больше не шла. Второй план оказался более реалистичным. Машины должны были доставлять к Великобритании на баржах, опускать на дно, а уже оттуда танки должны были двигаться вперед к побережью.


Побывать на пляжах Британии Tauchpanzer III так и не удалось. Операция «Морской лев» постоянно откладывалась, а вскоре началась война с Советским союзом. К этому моменту почти все 168 танков были переброшены на восточный фронт, где использовались для формирования рек. Оборудование, нужное для езды, по морскому дну было почти полностью снято с танков, от него осталась лишь герметизация щелей и дыхательная труба на башню. Во время операции «Барбаросса» Tauchpanzer III форсировали Западный Буг. После этого машина использовалась вермахтом как обычный танк.

Об устройстве морского скоростного танкодесантного плавсредства «проекта 80» нам рассказали сотрудники КБ «Вымпел» (в те времена — КБ «Волгобалтсудопроект») и Навашинского судостроительного завода, ныне заслуженные инженеры, а тогда — молодые конструкторы и механики. Технические данные мы получили в некогда секретных архивах КБ «Вымпел». Лишь один вопрос так и остался без ответа: кому и для каких целей понадобился танк на подводных крыльях, способный обогнать любой движущийся объект на воде?

Понтон-трансформер

С этим вопросом можно было бы обратиться к полковнику Мургалеву, который составлял техническое задание и был первым военным куратором проекта. Павел Михайлович Мургалев — легендарная личность. Именно он изобрел противоминный трал для танка Т-34, принятый на вооружение в 1942 году и прошедший всю Вторую мировую войну. ТЗ для скоростного танкодесантного плавсредства предусматривало способность быстро принимать на борт танк Т-54 (позже Т-55), скорость движения свыше 50 км/ч и высокую мореходность, в частности способность двигаться при волнении до пяти баллов. Важным и, пожалуй, сложнейшим требованием была возможность вести огонь прямо с воды.

Разработка плавсредства началась в конце 1950-х годов. Танковый понтон, оснащенный собственным двигателем и подводными крыльями, конструировался на КБ «Волгобалтсудопроект» под руководством Михаила Щукина. Крылья разрабатывались в ЦКБ по судам на подводных крыльях завода «Красное Сормово» (ныне ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева) — там же, где родились скоростные теплоходы «Ракета» и «Метеор». Аппарат получил и двигатель от «Ракеты» — дизель М-50, способный развивать пиковую мощность 1200 л.с.

Морское скоростное танкодесантное плавсредство «проекта 80»

Комплект скоростного танкодесантного плавсредства состоял из двух катеров. Подобно обычным немоторизированным понтонам, они навешивались по бокам на танк, оснащенный специальными проушинами. На каждом катере имелось по два гидроцилиндра, с помощью которых плавсредства приподнимались над землей. В таком положении танк входил в воду до определенной осадки.

В транспортном положении подводные крылья на катерах были подняты и напоминали скорее антикрылья гоночного автомобиля. Подняты и прижаты к борту были и крылья-стяжки впереди и позади танка. По достижении водоизмещающего положения половинки стяжек опускались и защелкивались, образуя жесткие поперечные перекладины на уровне днища плавсредства. Благодаря стяжкам катера могли нести танк, не расходясь в стороны. В следующее мгновение гидроцилиндры уже поднимали танк над уровнем воды и понтоны начинали водоизмещать.

Гребной винт и рулевая колонка катера были совмещены с задним подводным крылом, поэтому глубину погружения винта можно было регулировать. Плавсредство отходило на глубину в водоизмещающем положении, затем подводные крылья опускались полностью. Поперечные стяжки, погруженные в воду даже в водоизмещающем положении, также имели профиль крыла и помогали катерам подняться над водной поверхностью.

Важно, что и навеска катеров на танк, и смыкание крыльев-стяжек происходило с помощью гидравлики и не требовало ручного труда. Полное комплектование плавсредства перед выходом на воду занимало 45 минут, а освободиться от понтонов, выйдя на берег, танк мог всего за 3 минуты.


На катера «проекта 80» устанавливали малопогруженные подводные крылья конструкции Ростислава Алексеева. Они обеспечивают высокое гидродинамическое качество и малую осадку, а следовательно — высокую скорость движения. Главный недостаток таких крыльев состоит в том, что им противопоказано сильное волнение

Жизнь только миг

К 1966 году на Навашинском судостроительном заводе был изготовлен макет плавсредства на подводных крыльях в масштабе 1:2, который проходил испытания на скромной речке Тёше. А уже в следующем году полноразмерный опытный образец отправился на большую воду — в Севастополь. «Экипаж каждой машины был небольшой, всего два человека — водитель и моторист, — рассказывает ведущий специалист Навашинского завода Валентин Борисович Галин, — причем один водитель мог управлять как собственным катером, так и плавсредством в целом. Управление рулями и двигателями осуществлялось с помощью электродвигателей и синхронизировалось по кабелю».

На воде плавсредство «проекта 80» сразу же превысило проектную скорость, разогнавшись до 58 км/ч. А вот с прочностью конструкции возникли проблемы. Во время одного из испытаний лопнула стяжка. Катера разошлись, и танк ушел под воду. К тому времени аппарат еще не успел уйти на глубину, поэтому ни экипаж, ни сам танк не пострадали. Для расследования инцидента в Севастополь прислали группу специалистов из «Волгобалтсудопроекта». «Мы наклеивали на крылья-стяжки множество датчиков, закрепляли их эпоксидной смолой, подключали к контрольному оборудованию в специально установленной рубке и выходили в море, — говорит Павел Семенович Карпов, работавший тогда конструктором 1-й категории в секторе прочности. — В результате удалось обнаружить, что в зоне максимальной концентрации напряжения на крыле был пропилен паз, который и стал причиной разрыва».

Не совсем гладко все было и с мореходностью. Да, аппарат мог двигаться по воде при волнении до пяти баллов, но только в водоизмещающем положении, с соответствующей низкой скоростью. Парить на подводных крыльях плавсредство могло при волнении не более трех баллов. При попытке штурмовать неспокойное море полным ходом понтоны буквально ныряли в волну. Вода попадала в воздухозаборники двигателей, и дизели глохли. Как правило, после остановки моторы удавалось быстро завести вновь. Во время одного из испытаний жизни членов экипажа понтона оказались под угрозой: люк воздухозаборника закрылся, и двигатель стал быстро откачивать воздух из внутренних помещений. К счастью, моторист вовремя догадался перекрыть подачу топлива и заглушить мотор.


В транспортном положении подводные крылья, рулевые колонки, гребной винт и крылья-стяжки поднимались вверх. На суше гидроцилиндры приподнимали катера над землей, позволяя танку двигаться

Задача, которую изначально можно было считать невыполнимой, — это ведение огня с воды. Танковый прицел на такой характер стрельбы не рассчитан. Стрельба с движущегося судна по береговым целям требует совершенно иных систем наведения и стабилизирующих устройств. Ударная волна, образующаяся при выстреле, оказывает колоссальную динамическую нагрузку и на узлы самих понтонов, и на механизмы крепления их к танку. Стоит ли говорить об угрозе здоровью экипажей неукрепленных алюминиевых катеров…

Надо отметить, что столь впечатляющие выстрелы выплывающих из трюма десантного корабля танков ПТ-76 — это всего лишь эффектная показуха: стрельба ведется вхолостую с уменьшенными более чем в половину пороховыми зарядами. Это при том, что калибр там всего 76 мм (против 100 мм у Т-54/55), а танк изначально плавающий. И все же испытания стрельбы на ходу в рамках «проекта 80» проводились. Разумеется, они не увенчались успехом.

Проблемной оказалась угловая передача ведущего вала — та, что позволяла винту подниматься из воды вместе с подводным крылом. Сложный узел не выдерживал нагрузок, и его то и дело приходилось переделывать. И все же конструкторам удалось довести машину до ума. На судостроительных заводах в Навашино, Рыбинске, Астрахани было построено 13 комплектов скоростных танкодесантных плавсредств «проекта 80». Экспериментальный батальон крылатых танков базировался в Севастополе. Ходили слухи, что часть машин отправилась на Балтику. А в 1971 году проект закрыли. Почему — не смог ответить ни один из наших сегодняшних консультантов. Правда, догадаться не сложно.


Летим на Босфор

Автономность скоростного плавсредства «проекта 80» составляла 350 км. 350 км по воде — это вовсе не то же самое, что 350 км по дорогам, как минимум из соображений морской навигации. Для морских походов жизненно необходим квалифицированный штурман, а на понтонных катерах помещались лишь водитель да моторист.

На Черном море дни, когда волнение не превышает трех баллов на удалении 10 км от берега, случаются от силы три-четыре раза в месяц. Поэтому те же «Ракеты» и «Метеоры» курсируют там только в прибрежной зоне. Учитывая места базирования экспериментальных батальонов, плавсредства «проекта 80» предназначались для оперативного захвата берегов балтийских проливов и Босфора. Причем во главу угла ставилась не столько скорость, сколько внезапность появления необычного транспорта. В случае с Босфором танкам пришлось бы преодолевать банки (полосы мелководья, идущие параллельно берегу на удалении 5−10 км от него) и высаживаться на каменистый обрывистый берег.

Паром вместо танка

Катера «проекта 80» могли использоваться в конфигурации грузового парома для транспортировки танков, не оборудованных специальной системой крепления, а также других сухопутных транспортных средств. Для этого к их гидроцилиндрам крепился специальный грузовой понтон, на который поперек хода устанавливался танк. Чтобы транспортируемое ТС могло заехать на паром и покинуть его, предусматривались четыре подъемные колеи или две подъемные аппарели. Для подъема грузов паром оснащался двумя кран-балками.

В технических данных, любезно предоставленных КБ «Вымпел», скромно умалчивается масса катеров «проекта 80». При автономности 350 км аппарат должен нести запас топлива минимум на семь часов хода. Двигатель каждого понтона развивает мощность 1200 л.с., тогда как у теплохода «Комета» «лошадок» всего 900. Следовательно, расход топлива у «проекта 80» больше, чем 400 кг/ч, — порядка 600 кг/ч. На семь часов требуется 2,8−3 т топлива в каждом катере. Понтон парка ПМП, перевозимый на Краз-255, весит 8,5 т. Рискнем предположить, что катер «проекта 80» с топливом, двигателем, трансмиссией и крыльями весит не меньше 15 т. Это косвенно подтверждается тем, что он не грузится на Краз-255, а буксируется на спецприцепе.

Чтобы танк мог нести на себе два 15-тонных катера, на него должны быть установлены крепежные узлы, масса которых, по скромным оценкам, составит 2−5% массы самого танка. Это около тонны мертвого металла, который, возможно, понадобится танку один-единственный раз, но который он должен возить с собой всегда.


Подвеска танка не рассчитана на такие нагрузки: считается, что даже вес ножевого трала КМТ-6 (800 кг) приводит к быстрому разрушению подшипников передних катков. Если ходовая часть будет рассчитана на дополнительный вес 30−40 т, то, освободившись от судов после выхода из воды, танк будет иметь слишком жесткую подвеску, что приведет к полной потере ее амортизирующих свойств. Танк не сможет нормально двигаться по суше и вести огонь.

Удельное давление на грунт гусениц танка Т-54 (Т-55, Т-62) составляет порядка 0,78 кг/см2. С подвешенными понтонами оно возрастет до 1,5−1,8 кг/см2. Танки с самым большим в мире удельным давлением на грунт (немецкий PzKpfw VI «Тигр») с давлением всего 1,04 кг/см2 утром 5 июля 1943 года не смогли пойти в атаку и ждали около 8 часов только потому, что ночью прошел дождь и земля немного размякла. Если учесть, что грунт дна у берега не отличается плотностью и обычно выдерживает удельное давление не более 0,5−0,64 кг/см2, то ясно, что, оказавшись у берега, танк с навешенными катерами выйти из воды не сможет.


Один в поле не танк

И все же главные проблемы «проекта 80» — тактические. Десантная операция предполагает одновременное участие нескольких сотен или хотя бы десятков судов, двигающихся по строгому графику. На берег в определенном порядке должны высаживаться танки, пехота, артиллерия, саперы, средства обеспечения. К моменту приближения батальона «проекта 80» к берегу он должен прикрываться огнем корабельной артиллерии. Для обычных высадочных средств этот вопрос решается просто — часть артиллерии находится на самих десантных судах, часть на судах артподдержки, которые движутся вместе с десантными судами. А как быть с «проектом 80»? Суда артподдержки сопровождать такой батальон не смогут, поскольку скорость у них вдвое-втрое ниже. Значит, они должны выдвинуться к месту десантирования раньше. А в этом случае теряется сам смысл скоростного десантирования танков: противник, увидев корабли артподдержки, будет готов встретить «крылатые танки» огнем.

Что такое танки без пехоты, без артиллерии, без саперов, без боепитания? Боекомплекта хватит на 30 минут боя, если до этого танки не пожгут гранатометчики противника. Пожалуй, танк на подводных крыльях мог бы неожиданно подойти к зоне боевых действий в качестве подкрепления, высадившись чуть поодаль на неохраняемой части берега. Но, согласитесь, это весьма скромная роль для столь амбициозного проекта.

Создатели «проекта-80» сосредоточились на решении одной очень узкой задачи — создании плавсредства, способного транспортировать танк по воде с высокой скоростью. Они оставили вне поля зрения многие технические и тактические вопросы, что в конечном счете привело к краху проекта. Безусловно, у войны свои законы. И все же «проект 80» — это потрясающе изящное и совершенное произведение советской инженерной мысли, которому, к сожалению, суждено быть забытым. Вместе с людьми, которым довелось увидеть катера собственными глазами, умирают и сами машины. Последний «сохранившийся» понтон, а точнее его корпус, хранится в закрытом фонде Музея бронетанковых войск в Кубинке. При всем желании сотрудников музея восстановить его не удастся: все навесное оборудование машины, в том числе крылья и стяжки, безвозвратно утеряно. Ведь катера «проекта 80» делались из высококачественного и дорогого алюминия.

Были ли в Германии плавающие танки накануне 2 мир. войны?

Данный вопрос волнует множество людей интересующихся историей 2 мировой войны – это подтверждает тот факт, что в Интернете очень много форумов посвященных этой теме. Я также заинтересовался этой проблемой и решил высказать свое мнение в этом сочинении.

Впервые этот вопрос поставил бывший сотрудник ГРУ В.Суворов, утверждавший, что наличие в Советской Армии плавающих танков свидетельствовало о том, что руководство СССР, в лице И. Сталина, готовило планы по вторжению в Европу, с целью установления там коммунистического строя. В этой же книге Суворов утверждает, что в германских танковых войсках плавающих танков не было, что неприемлемо при ведении наступательной войны. В то же время Гудериан, в своих мемуарах писал о наличии в германских танковых войсках плавающих танков, предназначенных для форсирования водных препятствий.

Прежде чем приступить к вопросу о плавающих танках, я хотел бы рассмотреть общее состояние танковых войск Германии.

Состояние германских бронетанковых войск 1939-1945 г.г .

О состоянии Panzerwaffe в разные периоды Второй Мировой Войны можно судить по числовым данным о материальной части. Наиболее полно по танкам, истребителям танков, штурмовым и артиллерийским самоходным установкам они представлены в трудах Б. Мюллера-Гиллебранда.

Итак, на 1 сентября 1939 года (начало Второй Мировой Войны) Вермахт располагал 3190 танками, из них Pz Kpfw I - 1145, Pz Kpfw II - 1223, Pz Kpfw 35(t) - 219, Pz Kpfw 38(t) - 76, Pz Kpfw III - 98, Pz Kpfw IV - 211, 215 - командирскими, 3 - огнеметными, 5 штурмовыми орудиями. Безвозвратные потери в Польской кампании составили 198 машин.

На 1 мая 1940 года (канун вторжения во Францию) имелся 3381 танк, из них Pz Kpfw I - 523, Pz Kpfw II - 955, Pz Kpfw 35(t) - 106, Pz Kpfw 38(t) - 228, Pz Kpfw III - 349, Pz Kpfw IV - 278, 135 - командирских, 6 - штурмовых орудий.Из них на Западе к 10 мая - 2574 машины.

На 1 июня 1941 года: 5639 боевых машин, в том числе 377 штурмовых орудий. Из них 4575 боеспособных. Для войны против СССР предназначалось 3582 машины.

На 1 марта 1942 года: 5087 машин, из них 3093 боеспособных. Это самый низкий показатель за всю войну.

На 1 мая 1942 года (канун летнего наступления на советско-германском фронте): 5847 машин, из них 3711 боеспособных.

На 1 июля 1944 года: 12990 боевых машин, в том числе 7447 танков. Из них боеспособных 11143, в том числе 6087 боеспособных танков.

На 1 февраля 1945 года приходится максимум количества германской бронетехники: 13620 боевых машин, в том числе 6191 танков. Из них боеспособных 12524, в том числе 5177 боеспособных танков.

И, наконец, добавим, что на советско-германском фронте постоянно находилось от 65 до 80% германских бронетанковых сил.

Необходимо заметить, что ни один из вышеперечисленных танков не является плавающим, но следует ли из этого вывод о том, что в Германии их не было?

Скажем просто, они действительно были! Прежде всего необходимо уточнить, что же мы понимаем под термином «плавающий танк». Это танк, который помимо ведения наземного боя, способен форсировать водные преграды (реки и т.д.). Действительно, танки приспособленные к этому в Германии были и довольно давно.

Подводное форсирование немецким танками ( Tauchpanzer III )

16 июля 1940 немецкое командование приняло план вторжения германских войск в Англию - "Морской лев" ("Seelove") с готовностью на 15 августа. Срок начала операции неоднократно переносился, пока в конце концов её не отменили. Тем не менее, немцы успели основательно подготовиться к десантированию. Были разработаны и изготовлены морские транспорты, и десантные суда. Согласно утверждённому плану немецким танкам предписывалось пройти участок от транспортной баржи до берега своим ходом. Для этого был сформирован 18-й танковый полк укомплектованный специальными танками с оборудованием для подводного вождения. За основу взяли PzKpfw III Ausf F,G,H и успели переоборудовать 168 машин. Со временем операцию "Морской лев" отменили и решили перепрофилировать "плавающие" танки для форсирования рек. Первое боевое крещение немецкие танки-амфибии получили 22 июня 1941, когда форсировали р.Южный Буг недалеко от Бреста. Форсирование совершил 1-й батальон Манфреда Штрахвица 18-го ТП. В 04.45 танк №1 унтер-офицера Виршина первым вошёл в реку.

Изначально, подводное оборудование устанавливалось для конкретной операции, и являлось явным техническим успехом. Однако, позднее, эта идея сыграла злую шутку с немецким танкостроением. Начиная с PzKpfw Ausf VI Tiger I, на германских танках стал быстро прогрессировать избыточный вес. Тяжёлые машины уже не всегда могли пройти по капитальным мостам и совсем не могли по наплавным. А о форсировании реки на пароме теперь не было и речи. Тактическое применение новых танков заметно ухудшилось. В качестве выхода, немецкие конструкторы предложили интегрировать устройства подводного форсирования ещё на стадии проектирования танка. Звучало заманчиво, а на практике, оказалось обычной отговоркой неумения контролировать рост веса и мощности. Подводное оборудование заняло ограниченные внутренние объёмы танка. В итоге, перегруженные двигатели находились в тесных отсеках и не получая достаточного обдува, часто перегревались. А движение по холмистой местности стало серьёзной проблемой для новых танков и сопровождалось постоянными перегревами. Но, что самое интересное, все эти беды не компенсировались подводным форсированием. В боевых условиях, из-за абсолютной бесполезности, ОПВТ просто снималось с танков экипажами. Это подтверждает, тот факт, что командование даже не рассчитывало в своих планах на "водолазные" способности тяжёлых танков. Иначе оно не позволило бы ремонтным мастерским демонтировать ОПВТ. А позднее, уже и на заводах перестали снабжать танки ОПВТ, это удешевило производство, но ни как не улучшило надёжность. Такой шаг производителей явился прямым признанием того, что ОПВТ оказалось вредной и даже преступной уловкой немецких конструкторов, к которой прибегли, чтобы протащить свои несовершенные проекты в серийное производство.

Как видно, эти танки тоже можно отнести к «плавающим», хотя они на самом деле и не плавают, а предназначены для передвижения по дну рек и др. водных препятствий.

Плавающие танки

Работы по созданию плавающих танков в Германии велись очень интенсивно. Еще в двадцатые годы были созданы тяжелые танки, названные в целях конспирации мирным именем «Большой трактор», умеющие плавать, несмотря на свою внушительную массу. Но в 1937 г., Управление вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) сочло изготовление специальных дорогостоящих плавающих танков, имеющих к тому же ограниченные боевые возможности, нецелесообразным. Для оснащения вермахта в 1939 г. была выбрана иная концепция преодоления водных рубежей танковыми подразделениями. Для этого все легкие танки (а также некоторые PzKpfw III) должны были быть оборудованы быстросъемными мореходными поплавками, а средние и тяжелые иметь возможность преодолевать водные преграды по дну. Но если о последних известно немало, то первые незаслуженно остались «в тени», тем более что успехи «Блицкрига» и первой фазы «Барбаросса» отменили необходимость массового производства таких «плавунцов». А к концу 1941 г. фактически прекратили свое существование и сами легкие танки, как полноценные боевые единицы.

Рис1 Танк PzKpfw II с присоединенными поплавками (испытания 1940 г.)

Именно поэтому, порой трудно найти точные цифры о количестве плавающих танков в армии Вермахта.

Как видно, заявления В.Суворова не соответствуют истине. Плавающие танки в Германии были и в довольно больших количествах, однако их техническое несовершенство не позволило заявить о себе, как о серьезной разновидности бронетанковых войск.

Теперь рассмотрим наличие плавающих танков в СССР.

Малый плавающий танк Т-37А

В 1933 г. был принят на вооружение Красной Армии под названием «малый плавающий танк Т-37А». Танк имел клепаный или сварной герметичный корпус из катаных броневых листов. Трансмиссия располагалась в передней части корпуса: боевое отделение и отделение управления были выполнены совмещенными, механик-водитель находился слева, командир – справа по ходу движения. Автомобильный двигатель «Форд-АА» размещался сзади, вдоль оси танка. Для увеличения плавучести к надгусеничным полкам слева и справа крепились поплавки, заполненные пробкой. Движение на плаву обеспечивалось гребным винтом, маневрирование – рулем. При этом лопасти гребного винта могли поворачиваться, позволяя, таким образом, осуществлять реверс хода на плаву. При движении по суше танк преодолевал подъем до 35°, ров шириной 1,4 м и стенку высотой до 0,5 м.

За время серийного производства было выпущено 1909 линейных танков, 643 радиотанка Т-37ТУ с радиостанциями, а также 75 так называемых химических танков с огнеметной установкой.

Танк состоял на вооружении танковых рот разведывательных батальонов танковых мотострелковых и стрелковых дивизий. В каждой роте было 3 взвода по 5 машин.

Малый плавающий танк Т-38

В 1935 году была проведена модернизация танка Т-37А, направленная на улучшение его ходовых характеристик. При сохранении прежней компоновки новый танк, получивший обозначение Т-38, стал ниже и шире, что повысило его устойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Вместо автомобильного дифференциала на танке Т-38 использованы в качестве механизма поворота бортовые фрикционы. При производстве танка широко использовалась сварка. Машина была принята на вооружение Красной Армии в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939 года. Кроме стандартных машин выпускались командирские танки с радиостанциями 71-ТК-1, танки модификаций Т-38М и Т-38М1 с рулевым управлением планетарного типа, а также танки наиболее совершенной модификации Т-38М2 с более мощным двигателем и улучшенной коробкой передач, что позволило повысить скорость танка.

В последние годы Второй мировой войны клонившийся к упадку Третий Рейх терпел все больше поражений от союзников на море. Понимая, что с Германия не в силах тягаться с Великобританией и США в крупных сражениях, немецкие стратеги решили перейти к тактике "малой морской войны". Так на свет появился проект Зеетойфель - миниатюрная подводная лодка с гусеницами, причудливый гибрид танка и субмарины, предназначенный для диверсионной войны.

Итальянский "предок"

Идея создания подобной машины была впервые воплощена в жизнь еще в 1918 году в Италии. Правда, за основу был взят катер, к которому приделали гусеницы. Предполагалось, что гибрид сможет успешно действовать как на море, так и на суше.

Определенные успехи действительно были. На завершающем этапе Первой мировой войны "Грилло", как назвали свое изобретение итальянцы, едва не потопил крупный австро-венгерский линкор "Вирибиус Унитис". "Катер-танк" смог пройти через несколько заграждений на главной базе императорских ВМС и выпустить пару торпед, попавших точно в цель. Но гигантский корабль устоял.

Несмотря на то, что главной цели достичь не удалось, концепция гибридной машины была в целом признана успешной. Спустя пару десятков лет наработки итальянских инженеров пригодились уже Третьему Рейху.

Стратеги германского флота - Кригсмарине - полагали, что оснащенные гибридами диверсионные отряды смогут нанести большой ущерб британскому и американскому флотам в местах их стоянки.

"Морской черт"

Вместо катера за основу для Зеетойфеля, который переводится с немецкого как «морской черт», была взята мини-субмарина с дизель-электрическим двигателем. В Кригсмарине рассчитывали, что "подводный танк" сможет выполнять как атакующую функцию, выпуская торпеды по флоту противника, так и транспортную, доставляя группы пловцов-диверсантов к месту сосредоточения кораблей противника.

Со стороны Зеетойфель напоминал огромную 14-метровую сигару на коротких гусеницах. Изначально гибрид был оснащен 80-сильным мотором, грибной винт приводился в действие электромотором. На вооружение "морской черт" имел две торпеды, которые можно было заменить на мины, а также огнемет или пулемет.

Машина должны была с одинаковым успехом действовать под водой и на суше, погружаясь и выходя на берег в любом месте. Таким образом, Зеетойфель мог атаковать как морские, так и наземные цели. Один из вариантов действия был следующим: машина успешно маскируется под цистерну у пирса в дневное время, а с наступлением темноты принимает на борт диверсантов, которые скрытно подводят ее к кораблям противника и уничтожают их.

При этом скоростным "подводный танк" назвать было нельзя: 25 километров в час по земле и 10 морских миль в воде. Максимальная дальность плавания "морского черта" - тысяча миль, а воздуха экипажу из двух человек хватало максимум на 100 часов - чуть больше четырех суток.

Бесславный конец

Немцы спешили провести испытания Зеетойфеля и начать серийный пуск «подводных танков» в первой половине 1944 года. В первую очередь предполагалось укрепить ими северо-западное побережье Франции, где германское командование ожидало скорой высадки союзников. Но нацисты промедлили, и к тому моменту, когда англо-британские войска вступили на пляжи Нормандии, испытания даже не начинались.

Стартовали они лишь в июле 1944 года. В ходе испытаний выяснилось, что дизель-двигатель мощностью 80 лошадиных сил оказался слишком слаб, а гусеницы были чрезмерно узкими, из-за чего Зеетойфель застревал в песке. Было принято решение поставить на машину двигатель в 250 лошадиных сил и провести другую "работу над ошибками".

Из-за этого было потеряно драгоценное время. Немцы рассчитывали запустить гибрид в серийное производство в 1945 году, но тогда Германии было уже не до "морского дьявола". Тотальный разгром на всех фронтах делал обстановку для Третьего Рейха безнадежной. Спасая Зеетойфеля от англо-американцев, немцы перевезли опытный образец в Любек, в порту которого он и был вскоре затоплен перед приближением союзных войск.

В конце лета 1940 года немецким высшим военным командованием был утвержден план десантной высадки на Британские острова. Операция носила кодовое название «Морской лев». Немаловажная роль отводилась танкам. Специально для этого вторжения был сформирован 18-й танковый полк, на вооружении которого находились танки,специально оборудованные для преодоления водных преград.

Согласно утвержденному плану, последний участок пути от транспортных барж до берега танкам предстояло преодолеть своим ходом, частично под водой.

Для этого танки PzKpfw III Ausf F, G, H были переоборудованы для подводного движения по дну.

Прежде всего на все люки уст анавливали специальные резиновые и брезентовые уплотнители, затем битумной массой обрабатывали зазор между корпусом и башней, потом покрывали специальным герметиком маску пушки и гнезда пулеметов.

Воздухозаборники силового отделения также были закрыты и загерметизированы.


Немецкие плавающие танки на базе Pz III (Tauchpanzer III)

Глубина погружения составляла 15 метров, свежий воздух подавался специальным шлангом длиной 18 метров и диаметром 20 см, а отработанные газы отводились при помощи двух длинных трубок плавающий танк мог находиться под водой в течение 20 минут.

После высадки танков из десантных барж они должны были двигаться по дну, ориентируясь по гирокомпасу.

Поскольку операция «Морской лев» была вначале отложена, а затем и вовсе отменена, решено было переоборудовать большую часть из 168 плавающих танков в специальные машины для форсирования речных преград. Опыты с погружением были продолжены, на этот раз уже с 3,5-мм трубой - шнорхелем, установленным в специальном гнезде в командирской башенке.

«Звездный час» плавающих танков наступил 22 июня 1941 года, когда несколько машин из состава 18-го танкового полка форсировали (частично под водой) Буга. Так начиналась реализация плана «Барбаросса».

Примерно 30 плавающих танков из 18-го танкового полка приняли участие в форсировании реки Буг в районе Бреста.

«В 04.45 унтер-офицер Виршин вошел в Буг на плавающем танке № 1. Пехотинцы с изумлением наблюдали за этим чудом. Вот волны сомкнулись над башней танка. Танк в роли подлодки!.. А тем временем 1-й батальон 18-го танкового полка, под командованием графа Манфреда Штрахвица, танк за танком погружался в реку».

Погружение и форсирование прошло очень успешно. Карелл так описывает этот момент:


Немецкие плавающие танки на базе Pz III (Tauchpanzer III)

«Вот уже первые танки, как гигантские сказочные амфибии, выбираются на противоположный берег. С мягким хлопком с орудий снимаются резиновые чехлы. Заряжающие обдувают башни струей воздуха из камер… Восемьдесят танков преодолели реку под водой. Восемьдесят танков вылезли на берег и двинулись навстречу противнику».

Самое любопытное описание «плавающих танков» принадлежит немецкому офицеру, взятому в плен 1 декабря 1944 года под Саарбрюккеном. Это описание относится не только к PzKpfw III, но и к «Пантерам», также принимавшим участие в подводных операциях.

«Практика вождения плавающих танков»

Общие сведения. "Пленный утверждает, что работы по созданию плавающих танков начались сразу же после завершения французской кампании. Экспериментальный центр был дислоцирован на территории нанковой школы в Путлосе Для потенциальных членов экипажа танков-амфибий были установлены строгие критерии отбора. От танкистов требовались не только отменное здоровье, физическая выносливость, способность выдерживать высокое давление, но и общий высокий интеллектуальный и образовательный уровень. Источник информации оказался в Путлосской танковой школе осенью 1941 г., причем его 12-дневное пребывание пришлось как раз на тот период, когда все работы по подготовке экипажей плавающих танков были в целом завершены.


Немецкие плавающие танки на базе Pz III (Tauchpanzer III)

Личный опыт погружения. Источник информации не получал каких-либо официальных инструкций из Путлоса. Он участвовал в двух погружениях, первое из которых длилось 15 минут, второе -5. Для спуска танков в воду в танковой школе на 6epeгу был установлен специальный подъездной путь. Информант лично оба раза опускался на глубину порядка 25 м, однако слышал о случаях погружения на 40м.

Организация и структура частей плавающих танков. По утверждению источника информации, осенью 1941 г. в Германии были созданы экспериментальные батальоны плавающих танков. Ими стали третьи батальоны 3-го, 18-го и 6-го танковых полков, получив соответствующие наименования А, В и С. Каждый экспериментальный батальон насчитывал порядка 60 танков типа PzKpfw III, переоборудованных для движения под водой. В 1941 Г. танки PzKpfw III 3-го батальона 6-го танкового полка (или экспериментальный батальон С) под командованием кавалера Рыцарского креста капитана Шнейдеркостеллки принимали участие в форсировании Днепра.
Источник информации подчеркивает, что река в месте форсирования составляла порядка 3000 м в ширину и примерно 10-15 м в глубину Во время форсирования два танка завязли в грязи и временно вышли из строя. Информатор утверждает, что точно таким же способом виюне 1941 г. немецкие танки преодолели Буг.


Немецкие плавающие танки на базе Pz III (Tauchpanzer III)

Источник информации лично не принимал участия в форсировании водных преград и никогда не был членом экипажа танков экспериментальных танковых батальонов.

Экспериментальный батальон плавающих танков С потерял в России все свои танки, поэтому был переформирован в обычный 3-Й танковый батальон 6-го танкового полка.

По утверждению информанта, крупным специалистом по плавающим танкам был обер-лейтенант Вишневски, погибший во время боевой операции.


Немецкие плавающие танки на базе Pz III (Tauchpanzer III)

Типы плавающих танков. По утверждению источника, "подводные" танки создавались на базе боевых машин PzKpfw II, PzKpfw III, PzKpfw IV. PzKpfw V и PzKpfw VI, причем танки типа PzKpfw II и PzKpfw IV в основном использовались для обучения экипажей и экспериментальных целей, тогда как PzKpfw III специально преобразовывались под плавающие машины.

Подача воздуха. Источник утверждает, что на «плавающих» "Пантерах" используется резиновый шланг с поплавками. Он лично видел соединения для шланга на заднем отверстии воздухозаборника, однако никогда не видел эту систему в действии.
Радиостанция на танках PzKpfw III. Источник утверждает, что радиостанция плавающих «троек» снабжена воздушной трубой с поплавком. Поплавок имеет специальный крючок для радиостанции. Источник не знает, применялись ли подобные приспособления во время форсирования Днепра, однако они реально использовались в Путлосе во время испытаний танков на водонепроницаемость. По поплавку и мачте радиостанции легко проследить траекторию подводного продвижения танка.

Кислородные баллоны. По сведениям источника, на глубине порядка 30 м предусмотрено обязательное использование кислородных баллонов, однако он лично никогда не видел этой процедуры в действии.

Остановка двигателя под водой. Источник сообщил, что проводились специальные эксперименты, в ходе которых предпринимались попытки запустить под водой заглохший двигатель танка, однако все попытки окончились неудачно, поэтому в таких случаях экипажу приходилось срочно подниматься на поверхность, бросая танк. В Путлосе затонувшие танки поднимали с помощью специальных ремонтных судов, но в ходе боевых операций такие машины навсегда оставались на дне.


Немецкие плавающие танки на базе Pz III (Tauchpanzer III)

Обеспечение водонепроницаемости танка. По информации источника, маска пушки, люки и прочие соединения деталей танка запечатывались специальным герметикой на резиновой основе. Танковая пушка закрывалась резиновым чехлом, при этом ствол оставался открытым, так что на берегу, прежде чем начать стрельбу, приходилось опускать ствол и сливать набравшуюся внутрь воду.

Подводное движение. Направление подводного движения определялось с помощью обычного гирокомпаса, которым снабжены все наземные танки.

Откачивание воды. Когда уровень воды в башне поднимается выше 5 см, водитель начинает откачку с помощью помпы.

Ведение огня под водой. В танках не предусмотрено никаких специальных приспособлений для jткрытия огня под водой.

Опасность отравления окисью углерода. В течение всего времени погружения танка в обязанность заряжающего входит обязательное проведение замеров уровня концентрации окиси углерода в танке. При малейшей угрозе экипаж должен немедленно всплывать на поверхность, используя предусмотренные люки и средства спасения. Перед чем как открыть люки и всплыть, экипаж должен затопить боевое отделение, чтобы выровнять внутреннее и внешнее давление на корпус танка.


Немецкие плавающие танки на базе Pz III (Tauchpanzer III)

Натяжение гусениц под водой. Источник объяснил, что перед тем как форсировать реку, необходимо предварительно исследовать поверхность дна. Для прохождения танков дно должно быть достаточно твердым. Действующая на танк выталкивающая сила уменьшает его давление на поверхность, что, в свою очередь, ведет к ослаблению сцепления гусениц с грунтом. В качестве иллюстрации к своим словам источник рассказал, что во время своего первого погружения он с изумлением обратил внимание на вращающуюся стрелку гирокомпаса. Оказывается, они слишком забрали влево, и танк сделал полный оборот вокруг своей оси.

Подготовка к погружению. Источник лично принимал участие в подготовке экипажа танка PzKpfw III к погружению. Процедура, в которой принимали участие все пять членов экипажа, заняла в общей сложности 45 минут. Вначале нужно отключить привод к вентилятору радиатора, затем закрыть пространство под башней и мотором, а также все остальные уязвимые для воды места танка, предварительно обработанные герметизирующим веществом.
Источник пояснил, что даже под водой во внутренних отсеках танка никогда не бывает слишком жарко. Холодная вода является превосходной охлаждающей системой как для двигателя, так и для остальных отделений танка. (Цитируется по докладу источника PWOS 95 типа из состава 5-го танкового батальона 25-й танковой дивизии. CSDIC (UK) sir 1364.)

__________________________________________________________________
Источник данных: Журнал "Бронеколлекция" М.Братинский (1998. - № 3)