Сын не любит школу и совсем не хочет учиться. Сын не хочет учиться

Здравствуйте! Мой сын Иван не хочет учиться. Ну вот нет у него желания и интереса к какому-либо предмету. Есть два репетитора по математике и английскому, потому что говорил, что ему трудно и он не понимает. Но и с репетиторами толку в учебе нет. Сразу скажу, что по английскому репетитор ему нравится, а по математике сменили трёх, пока не нашли ту, с которой ему комфортно. У него, видимо, стойкое ощущение, что репетиторы должны за него делать домашнюю работу, хотя я с самого начала объясняла, что репетитор помогает понять тему и разобраться в трудностях, а дальше ты уже сам. Но нет... Самостоятельные и контрольные работы практически всегда переписывает, а то и не по разу. Домашнее задание по другим предметам дома приходится помогать. Даже устные предметы после того, как он прочитает, как правило, я перечитываю (говорит, ему так лучше запоминается на слух). А сейчас перешёл в 7 класс, добавились новые предметы: физика, информатика, геометрия... Предполагаю, что и Вы скажете сакраментальную фразу «Оставьте ребёнку его ответственность! Учеба - это его ответственность!»... Оставляла я ему эту его ответственность в прошлом году: списанная из интернета домашка, устные вообще только пролистывал в лучшем случае... В общем, была я вызвана в школу и имела там неприятный разговор с учителем. Не исключаю, что проблема и во мне, но что со всем этим сейчас делать, я не знаю. Каждый вечер как день сурка! Всю неделю мы с ним по вечерам вымучиваем уроки.

Диана

Здравствуйте, Диана.

Когда нет мотивации и интереса к учебе, учиться действительно сложно.

Как появляется желание сделать что-то? В момент, когда подросток уверен, что у него это получится. Он с удовольствием выполняет задание, чтобы испытать радость успеха. Гордость за себя. А если рядом есть одноклассники, успех подростка поднимает его самооценку и положение в группе. Окружающие обращаются к нему за помощью, просят списать. Учитель выделяет его в классе и вызывает к доске, когда задание не из легких. Подросток начинает испытывать ощущение собственной значимости и популярности. Хочет ли он после этого взяться за новое сложное задание? Конечно, да! Это один из вариантов появления мотивации к обучению.

Желание узнавать новое закладывается родителями в детстве. Когда у ребенка что-то не получается, родители учат его не сдаваться. Пробовать снова и находить другие способы решения. Ошибкой является выполнение задания за ребенка. Важным компонентом для достижения результата является поддержка ребенка, одобрение и вера в его успех. Так малыш учится верить в себя.

Без ошибок тоже нельзя. У каждого ребенка свой уровень развития вне зависимости от класса и возраста. Начинать нужно с заданий, к которым он готов, которые может решить, постепенно увеличивая уровень сложности. Если у подростка не получается сделать задание, объясните еще раз и дайте подобное. Не стоит переходить к следующим, пока не поняты эти. В процессе обучения важно поддерживать подростка, замечать его успехи и сравнивать его только с собой. Обратите внимание, что ещё вчера/неделю назад он не мог решить такую-то задачку, а сегодня уже решает в 2 раза сложнее. Ваша поддержка должна заключаться в вере в него и в его способности. Он поймет, что сможет справиться сам, когда увидит свой личный прогресс, свои результаты.

Отношение учителей к неуспевающим детям бывает разным. Если от учителя ребенок слышит только слова «неправильно» и «два», для подростка учитель становиться врагом. Желания исправиться не возникает. Поэтому важно, чтобы хоть изредка подросток слышал слова одобрения от учителя в свой адрес. Если при одноклассниках будет обращаться внимание на прогресс вашего сына, а не на его неудачи, то результат будет лучше. Возможно, среди одноклассников найдутся те, кто будет поддерживать, и помогать справляться со сложным материалом.

Когда в классе есть друзья, которые учатся, интерес к учебе действительно возрастает.

Терпения вам и успехов вашему сыну в обучении!

Елизавета Тиунова,
психолог сайта «Я - родитель»

Комментарии наших горожан были разные - от банального «сами виноваты» до «ему нужна поддержка». Ну и камень в женский огород не преминули бросить, мол, сами женщины таких сыновей воспитывают, а потом дочери (будущие жены) страдают. Давали и советы – от оплаты сыну ЕГЭ, чтоб поступил в вуз, до полного лишения его материальных благ.

Мнение первое. Камень в огород: «Сами виноваты!»

Прозвучали обвинения в адрес матерей, которые своей любовью и гиперопекой «сделали» из сыновей безвольных и эгоистичных сыновей.

вас женщины стыд не мучает? - А

Когда спрашиваете, откуда берутся слабые мужики, а? Так это же вы, женщины, отрастили таких слабаков. Вы их специально так воспитали? Чтоб потом у вас было над кем смеяться, или чтоб потом их от души высмеивать, унизить или оскорблять? Так это же вы их такими воспитали.

Наверное ничего не давали сыну делать, поднять тебе ничего нельзя, сынок - и

убраться не надо, мусор вынести - боже упаси, вот и выросло что выросло и теперь настало время с этим «выросло» мириться, уже ничего не сделаете. У моей знакомой сыну 15 лет, такое растет, она ему трусишки до 10 лет одевала, и сейчас еще в ванную к нему лезет, переодевает его, в жизни мусора не вынес, ни одной кружки не помыл, ни одной игрушки не убрал, она говорит – «Мой сын красавчик, девки табунами за ним будут бегать, и нечего ему утомляться, я султана ращу». Моя подруга у своих дочек и племянниц спрашивает про него – «Хотите такого мужа как К?». «Нет, нам такого не надо». Девчонкам от 12 до 15 лет, а они уже соображают, что парень не мужественный.

Мнение второе. «Не спонсируйте!»

Были и приверженцы более жестких методов против иждивенца – от голодного пайка до школы выживания.

Вот так мы, родители. До 20-ти лет холим, лелеем, пылинки сдуваем, а потом не можем понять, откуда он у нас такой. И сейчас сюсюканием ничего не сделаете. Возможности есть, снимите комнату, квартиру, купите продукты на месяц, а остальное его проблемы. Только жесткий метод даст какие-то результаты. А так бесполезно, ни уговоры, ни угрозы не помогут.

это наша нынешняя общая проблема

Такие дети привыкли к готовому, у них нет понятия, что останутся одни и решать проблемы придётся самим, у них иждивенческий характер. Надо ограничить еду (скажете - это за деньги покупается), не покупайте, что он хочет, часто напоминайте, что денег не хватает ни на что, приведите пример, как вы в молодости добились своего, скажите, что надежда ваша только в нём. В конце концов, отправьте в армию, в армии парни чувствуют, что кроме матерей нет ближе человека, и он хоть приобретёт опыт школы выживания. Пусть любую работу найдёт, узнает, что без образования никуда. Хватит нянчиться, он уже взрослый. И не давайте денег на развлечения, на его нужды.

Не спонсируйте. - астрея

Не кормите. Не одевайте. Если угрожает, то чемодан за дверь и – в свободное плавание.

Мнение третье. «Купите квартиру и отселите»

Были и люди, которые «за» более мягкие решения.

В Вашей ситуации - 789

Его нужно отселить. Если у Вас есть такая возможность, надо разменять квартиру на две и к его приходу из армии Вы подарите ему квартиру, только пусть она будет в Вашей общей совместной собственности, чтобы он ее не потерял. Все. Начнется его самостоятельная жизнь, пусть сам добывает себе деньги на жизнь. А Вы на какое-то время притворитесь, что очень плохо себя чувствуете, прибаливаете, ну, ничего не можете – ни поесть приготовить, ни в магазин сходить, пусто в холодильнике и денег нет. Придет, покрутится, взять нечего, Вы лежите, стонете. Делать нечего, пойдет на работу.

Мнение четвертое. «Нужны не пинки, а понимание!»

Люди не только обвиняли, но и говорили слова поддержки, пытались анализировать, почему получилось именно так.

Многое упущено в воспитании, плюс он не находит поддержки, понимания, нет рядом старшего наставника - Спирит

Отсюда и все проблемы. Он же не гений, чтобы справиться со всеми жизненными вопросами, проблемами, с которыми в жизни сталкивается. С детства не научен. Только сюсюкали его, наверно. Вот и потому многие взрослеющие, подростки так и не выйдут во взрослую жизнь – немощность, непонимание. Винят родителей и ещё больше увязают в болоте. Помогите ему сейчас. Ему не пинки нужны, а старший товарищ рядом.

Вашему сыну нужна помощь. Он ведь не работает не потому что - анюта

вас не любит, а потому что боится не справиться. И еще, наверное, потому что боится встретить своих одноклассников. А он – дворник.
Вы вспомните все, что говорили в школе: «вот не будешь учиться, станешь дворником». А когда я на форумах говорила, что так стимулировать детей к учебе нельзя, мамы форумские ругались. А орет и кричит, наверное, в ответ. Автор, вы на него кричите, вот он и отвечает.
Пусть сейчас подготовится к ЕГЭ хорошо и с осени начнет учиться заново. Заявку на ЕГЭ пишите, не опоздайте.

Мы не умеем справляться с мальчиками!

Некоторые женщины признавались, делясь собственным опытом: «Да, мы сами понаделали ошибок».

Я пожилая женщина. Послушайте меня внимательно. У меня есть сын - люба

Ему 34 года. До сих пор обвиняет меня во всем. Я кругом виновата. Пропивает, пьет ежедневно. Чуть что - агрессия. Вы знаете – а ведь мы не умеем воспитывать мальчиков... Из них должны вырасти настоящие мужчины. А у нас не получается? Мужья – либо их нет, либо пьющие. Мы сами в своей жизни столько ошибок наделали. Но все это от незнания. Именно знание может вам помочь. Учитесь, не повторяйте нас. Может вы успеете исправить сына. Ведь у сына когда-нибудь тоже будет семья. И какое воспитание он может дать своим детям? Посмотрите, в какое время я пишу. Пришел пьяный, разбудил. Я дальше не могла заснуть вот и сижу – ни сна, ни покоя...

Все зависит от воспитания

Но женщины не только обвиняли себя – они объясняли, почему смогли при таких же условиях вырастить нормальных сыновей.

за что нам эта участь?! -

За то, что мужики слабые, безответственные, никчемные алкоголики!
Я тоже разведённая, имею двоих взрослых сыновей. Развелась тоже от пьянства мужа, когда младшему было 1,5 годика. А сейчас ему 24 года. Я их воспитала одна, обоих поставила на ноги. При этом ни алиментов не брала, ни от кого помощи не ждала. Разве только мать, сестра поддерживали. Может, и бог помог, что они стали у меня хорошими людьми. От воспитания очень много зависит. Я заменяла и отцовскую роль - где-то строго, где-то жёстко – если того ситуация требовала. Это, наверное, помогло. Не хочу пересчитывать хорошие качества, достижения моих сыновей. Главное: я их без конца люблю и они меня тоже. Главное любите друг друга!

анонимно

Добрый день! Моему сыну 9 лет. Перешел в третий класс. После первого класса мы сменили школу, в связи с переездом. В первом классе, он охотно шел в школу (иногда, правда, по утрам пытался возмущаться, что устал и не хочет так рано вставать, хотя режим сна мы соблюдали). Еще в первом классе, заметила, что ребенок склонен к лени. Все, что касалось уроков делал без энтузиазма. Я ему старалась помогать, но в середине года первые выводы учителя были не очень хорошие. Она сказала, что ребенок хороший, неконфликтный, но все время витает в облаках. Смотрит на доску, а как будто сквозь нее. Я стала все уроки делать с ним, но все время говорила ему что это неправильно. Ребенок должен быть самостоятельным, ответственным, уметь сам контролировать и уроки, и портфель, и состояние школьной формы, а мама может помочь, если что-то совсем не получается. Я помню себя в детстве, и теперь понимаю, как маме было легко, потому что школьные вопросы я решала все сама, и была отличницей. Второе полугодие первого класса, Даня подтянулся и стал в тройке лидеров в классе. Учитель стала его хвалить. Мы перешли во второй класс, переезд был вынужденным, и я опять же старалась ребенка поддержать, чтобы он быстрее адаптировался к новому городу, к новому классу. Он очень сильно скучал по дому, по родным, по бабушкам, по дедушкам. Мы с мужем старались сделать все, чтобы дети не замечали перемен. Ездили гулять, купили им велики и все в таком духе. Но второй класс стал для меня просто кошмаром. Он совсем расхотел учиться. Уроки нехотя, сотня отговорок, растягивание времени до глубокой ночи. Я его и ругала, и объясняла, что учеба это же интересно, и разговаривала с ним как с товарищем, и лишала каких-то детских радостей. Все бес толку! Ему не нравились дети, учительница (именно конкретная), остальные учителя нормально (во втором классе у них в этой школе было 5 учителей, которые менялись по каждому предмету). Он говорил, что дети его обзывают, что он хочет домой, а уроки это просто адский ад для всей семьи. Муж приходит вечером с работы, я измотанная, нервная, ребенок в таком состоянии, будто вагон с кирпичами разгрузил, а младший сам по себе с гаджетами, потому что до него времени нет. В общем нехорошо все было в этом году. В разговоре с педагогами я слышала одно и тоже, что в первом классе: "Он витает в облаках". Мальчик очень смышленый, но ему вроде бы не интересно учиться. Простите, что я столько много написала, просто не знаю, как дальше быть. Я себя считаю достаточно строгой мамой. Но я не могу ребенка поколотить, я могу только накричать, или объяснять, вести долгие беседы, что правильно, а что нет. Я пытаюсь быть ему другом, чтобы во мне он не видел злую маму, а видел друга. Хотя чем он старше, тем больше я замечаю, что он замыкается в себе. Он очень доверчив к совершенно чужим людям, а меня побаивается. Все только из за этих уроков. Летом на каникулах, все замечательно, нет ссор у меня с ним, нет разногласий, но только стоит мне сказать об уроках, он тут же начинает показывать недовольство (иногда даже не удерживает гнев). Как только я не вижу, он все бросает и играет. Он может уйти в другую комнату, включить мультики, как только я иду, он с улыбкой до ушей кидается к тетрадкам. Я ему пытаюсь объяснить что-то, а он мне хихикает. Если видит, что я начинаю сердится, говорит, мама я ненавижу уроки, мне надоело их делать. И смысл в том, то он сам их превращает в долгую рутину. В огромную проблему. Как только он вникает в задание, максимум пять минут на решение задачи. Я вижу, что в третьем классе меня ждет все тоже самое. А я больше не хочу. Я не представляю как я буду с младшим первоклашкой и со старшим вместе заниматься. Что мне делать? Спасибо, что уделили внимание.

Здравствуйте. Некоторые ученые склонны считать,что мотивации к учению у детей до 4 класса собственной не бывает. Они учатся для значимых взрослых. Во первых,для родителей,во вторых для любимых учителей. Получается,что вашему мальчику трудно предъявлять результаты своей работы и вам и учителям-не поняла как вы его поощряете впринципе.. Без помощи учителей вам не обойтись. Задача учителей эту самую мотивацию выстроить.Надо сесть с каждым из пятерых и детально продумать, как действовать сообща,чтобы нащупать мотивацию и усилить. Условно: в литературе больше всего ему нравится учить наизусть и декламировать - вот через этот прием и давать все задания на дом,ну может 80 процентов. Знаете,это так называемый дифференцированный подход к ученику. Обязательно в классе надо найти,прямо-таки отыскать! друзей! А дома вы можете попробовать и прием "научу - научусь сам". Малыш идет в первый класс - старший помогает и осуществляет наставничество. Это,вам кажется невозможным,вы не верите ему,он де сам ничего не делает а где уж,...Но какой руководитель делает то,что надо сделать подчиненному? может вообще мужчин в доме,начиная с самого старшего, замкнуть на школу? А Вам отвечать за другие вещи в семье? ситстему надо пересмотреть, которая сложилась и дает сбои. Подумайте и не отчаивайтесь. Только думайте не одна, по крайней мере вдвоем с мужеми и через связь-сотрудничество с учителями. Удачи,пишите.

02.09.2011 21:19 Врач: Юлия (психолог)

Если вы работаете ваш сын обеспечен,он привык к такой жизни. Возможно одеть есть что поесть тоже он и не считает пока нужным работать.Нужно аккуратно подвести его к тому, чтобы он устроился на работу.Что б он понимал что родители не заработают ему на интернет или на еще что,что он должен сам это сделать.Когда он увидит что вы не можете содержать его и себя он захочет сам содержать не только себя но и вам помочь.Когда он выйдет за пределы домашнего обитания он поймет сам что учёба и работа это то что нужно.Эму станет это интересно.Я предполагаю что проблема именно в этом.

02.09.2011 21:47 Пользоватлель: Татьяна

Совершенно согласна со всем, что вы написали. Но к сожалению асолютно не понимаю, как его подвести к необходимости зарабатывать себе на жизнь. Потребности его ограничиваются наличием интернета, не интересует ни новая одежда, ни еще что то. Не кормить его я не могу, просто потому, что мы живем втроем, и естесственно в доме есть что поесть. А от разговоров о жизни, о своем будущем он просто уходит. И в том то и беда, что он никак не хочет выходить за пределы домашнего обитания. Просто замкнутый круг какой то

02.09.2011 22:56 Врач: Юлия (психолог)

Вы сами пытались с ним поговорить? Или вдвое м с мужем?
Друзья у вашего сына есть но он не гуляет? Или он не гуляет пото му что нет с кем? На самом деле очень тяжело что то говорить и делать выводы не пообщавшись с ним самим.Он у вас все время такой был домашний весь в интернете или с какого то определенно момента это с ним случилось?

03.09.2011 09:37 Пользоватлель: Татьяна

Конечно поговорить пытались и я, и муж,и вдвоем. Сын с детства не очень общительный,друзей было мало,но лет до 13 общались, гуляли вместе.Потом с появлением компьютера приходили к нему в гости(пока своими компьютерами не обзавелись)И постепенно общение вне стен школы сошло на нет.Учился слабенько,и из за этого отошел от своих бывших друзей,т.к. они были более сильными учениками.Мы живем в Ревде,это достаточно небольшой городишко,школа у нас одна,нацелена не выпуск учеников,которые буду продолжать высшее образование и таких как мой сын хорошо обрабатывали на предмет того,что им одна дорога- в ПТУ. Сын все таки хотел закончить 11кл. Но его вынудили уйти после 10 кл. По здоровью он не идет в армию,и по этой же причине его не пропускает мед.комиссия в ПТУ или на работу в наш ЛГОК (у него бронх.астма и дерматит)Отучился 1,5курса в колледже,сам ущел оттуда, сказал, что не способен все выучить и запомнить, хотя не 1курсе его хвалила куратор за успеваемость.Учился в Мурманске,общался(хоть и не очень близко)с однокурсниками,стал сам заниматься спортом.А на втором курсе стал просто не ходить не ряд занятий и после Нов. года ущел совсем. При этом обещал,что будет учиться дальше, просто на др.специальность. И вот сейчас не второй день учебы уже не пошел на занятия, не могу добиться ответа почему.Конечно, я понимаю,что очень тяжело входить в новый коллектив, при его замкнутости,но он не хочет сделать даже попытки. И больше всего меня тревожит,что он сам не видит впереди никакой перспективы,и не строит абсолютно никаких планов на будущее.Мужу 55лет, мне скоро 49, я объясняю ему, что мы не будем работать вечно, что бы обеспечить его,но он как будто меня не слышит. Извините за пространное письмо,спасибо что ответили.

03.09.2011 11:24 Врач: Юлия (психолог)

Знаете в коллектив входить не легко как вы сказали но еще и коллектив должен принять человека.Если на него посмотрят косо,скажут что то не приятное согласитесь не очень хочется возврашаться обратно.Знаете ко мне обратилась раз женшина с похожей проблемой сын был только в компьютере.Но мне удалось поговорить с ним самим,я молодая девушка по этому наше общение проходило интересно даже для него.Я училась на психолога в Испании сейчас работаю в Москве.Парень со мной поделился тем что по интернету он познакомился с девушкой его мать очень вузмутилась но я посоветовала не трогать его.Ему я сказала что это конечно странно но все же она в соседнем городе предложила ему встретится.Знаете после он стал другим ему хахотелось работать,он захотел жить отдельно только от родителей.Я общаюсь с ним до сих пор он снял квартиру живет с гражданской женой и мало того иногда дает деньги родителям.Если ваш сын старается сходить на новое место обучения то пусть даже если на следующий день он не пойдет это уже хорошо что он понимает что нужно же себе что то найти.Обещания с него брать не стоит иногда просто можно пообещать и переоценить свои возможности.Вы не переживайте все у него наладится.Вы пробовали выключать компьютер? Если компьютера нет то чем же он займется на этот момент.Ему нужно найти к чему стремится,пока он этого не нашёл он будет убивать время за тем что ему интересно.

03.09.2011 11:37 Врач: Юлия (психолог)

Еще вы же плотите за интернет,а почему б вам не перестать это делать. Если ему нужен интернет пусть и стоит перед целью пойти на работу и заработать,оплатить интернет.Если вы уж так обеспокоены,но если хотите можете просто подождать пока он не определится сам.Возможно у него есть уже планы на будущее он просто по каким либо причинам не может с вами поделится.С уважением Юлия icq 601445690