Сообщение о в высоцком. Последние дни и смерть

"

Владимир Семенович Высоцкий

Родился 25 января 1938 в городе Москва.Советский актёр, поэт и автор-исполнитель песен, автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (посмертно). Это имя сегодня знакомо каждому русскому человеку. Он вошел в нашу жизнь в “магнитофонную эпоху”. Его голос с хрипотцой, нехитрый гитарный перебор слышались повсюду. Песни Высоцкого, доходчивые, простые, близки и понятны всем. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.

Бард

Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир Семёнович не причислял себя к «бардовскому» движению. Но, тем не менее, среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и Лжи", посвященную Окуджаве.

Начало поэтической деятельности

Стихи Высоцкий начал писать очень рано, не бросил это занятие и в юности, поощряемый своими близкими друзьями, для которых и писал, и пел ("Я видел, что моим товарищам нужно, чтобы я им пел, и они хотят услышать, про что я им расскажу в песне..."). Первую песню написал в Ленинграде в 1961. Впервые услышав исполнение Окуджавы, поразился, насколько такая манера излагать стихи под гитару воздействует на слушателей. Стал пытаться делать это сам. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез.И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась." За свою короткую жизнь Высоцкий написал около тысячи песен в разных жанрах: сказки, бурлески, шутки, маршевые ритмы и др. Много песен было написано им для кино. Снялся в 30 художественных фильмах. Официально непризнанный, поэт был любим миллионами людей; минуя радио, телевидение, печать, благодаря магнитофонным лентам, песни Высоцкого становились известны всем. Он нашел для себя устную, песенную форму, в которой его творчество свободно жило в течение двадцати лет. Каждую "роль", сочиненную в песне, автор проживал сам. С помощью жены, Марины Влади, смог в 1979 совершить концертное турне по США, побывать в разных странах, "повидать мир".

Спасибо, что живой!

При жизни поэта не было напечатано ни одного его стихотворения, не было разрешено ни одного открытого концерта. После смерти В. Высоцкого, в Москве, был издан сборник стихов поэта - "Нерв" (1981), составленный Р. Рождественским; позже - небольшой томик его прозы.

За особые заслуги в творчестве Владимиру Высоцкому на территории бывшего СССР были установлены более 20 памятников (и столько же памятных досок); ещё 4 памятника поэту установлено в странах дальнего зарубежья.

Памятники Владимиру Высоцкому поставлены в нескольких городах России (в Барнауле, Воронеже, Калининграде, Москве, Новосибирске, Самаре, Покачах, Набережных Челнах), а также на Украине (Мелитополь, Одесса, Мариуполь) и в Черногории (Подгорица). В 2013 г. заложен памятник в г. Ростове-на-Дону. "Кому сказать спасибо, что - живой!" - написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями...

Я когда-то умру - мы когда-то всегда умираем, -

Как бы так угадать, чтоб не сам - чтобы в спину ножом:

Убиенных щадят, отпевают и балуют раем, -

Не скажу про живых, но покойников мы бережем.

В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок -

И ударит душа на ворованных клячах в галоп,

В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок...

Прискакали - гляжу - пред очами не райское что-то:

Неродящий пустырь и сплошное ничто - беспредел.

И среди ничего возвышались литые ворота,

И огромный этап - у ворот на ворота глядел.

Как ржанет коренной! Я смирил его ласковым словом,

Да репьи из мочал еле выдрал и гриву заплел.

Седовласый старик что-то долго возился с засовом -

И кряхтел и ворчал, и не смог отворить - и ушел.

И огромный этап не издал ни единого стона,

Лишь на корточки вдруг с занемевших колен пересел.

Здесь малина-братва оглушила «малиновым звоном»,

Всё вернулось на круг и Распятый над кругом висел.

И Апостол-старик (он над стражей кричал-комиссарил),

Он позвал кой-кого и затеяли вновь отворять.

Кто-то палкой с винтом, поднатужась, об рельсу ударил

И как ринулись все в распрекрасную ту благодать

Я узнал старика по слезам на щеках его дряблых:

Это Петр старик - он апостол, а я - остолоп.

Вот и кущи-сады, в коих прорва мороженных яблок...

Но сады сторожат - и стреляют без промаха в лоб.

Всем нам блага подай, да и много ли требовал я благ?!

Мне - чтоб были друзья, да жена - чтобы пала на гроб,

Ну, а я уж для них наворую бессемечных яблок...

Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.

В онемевших руках свечи плавились, как в канделябрах,

А тем временем я снова поднял лошадок в галоп.

Я набрал, я натряс этих самых бессемечных яблок -

И за это меня застрелили без промаха в лоб.

И погнал я коней прочь от мест этих гиблых и зяблых, -

Кони головы вверх, но и я закусил удила.

Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок

Я тебе привезу: ты меня и из рая ждала!

"Кому сказать спасибо, что - живой!" - написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями...

Владимир Высоцкий на протяжении всей своей жизни выделялся из окружающего общества. Благодаря своему сильному и целеустремленному характеру, он оставил след в душах многих людей, поселив в них любовь и уважение к его творчеству и жизненному подходу.

Владимир Высоцкий: биография, личная жизнь

Володя появился на свет 25.01.1938 года. С самого рождения врачи нашли у него в сердце шумы, поэтому он был освобожден от армии. В 1941 году на фронт отправляется Семен Высоцкий – отец 3хлетнего мальчика. Вообще в его семье было множество военных, поэтому большое количество песен обращено именно этой теме.

В 1945 году Володю отправили в школу, где он считался отчаянным хулиганом, плохо учился. За его выдумку мальчишку прозвали «талантливым лентяем».

Спустя год Володины родители разводятся: Нина Максимовна принимает предложение от другого мужчины, а Семен Владимирович создает семью с женщиной, с которой он познакомился на фронте. Отношения отчима и Владимира были через чур натянутыми, поэтому его решают отправить вместе с отцом по назначению в Группу советских войск в Германию.

Выбор профессии
После возвращения на родину Высоцкий заканчивает школу, и твердо решает стать артистом. Однако его желанию начинает препятствовать отец, которых хочет, чтобы у сына была «нормальная» профессия. Прислушавшись к отцовским доводам, он отправляется учиться в инженерно-строительный МИСИ, но обучаться там ему не нравилось – никак ему не давалось чертить чертежи и расписывать расчеты, поэтому проучился он там всего один семестр.

На следующий учебный год юноша поступает в школу-студию МХАТ. Поступление далось ему сложно из-за хриплого голоса. В эти годы он знакомится с девушкой Изой Жуковой, которая сразу же обратила внимание на «особенного» новичка. Девушка отмечала, что Владимир Высоцкий в свои 19 лет был настоящим мужчиной, чем и отличался от остальных богемных учеников студии.

Личная жизнь
Первое знакомство с Изой произошло на вечеринке. Володя, взяв девушку за руку, просто ушел вместе с ней. С тех пор они не расставались. Поженившись в 1957 году, они поселяются в доме, где прожимала его мать, однако этому браку будет суждено разрушиться через 4 года.
После артист влюбляется в Людмилу Абрамову, вскоре после женитьбы у них рождается сын Аркадий, а через 2 года появляется Никита.

Владимир Семенович Высоцкий - знаковая личность своего времени, поэт, актер и автор песен, исполняемых на семиструнной гитаре. Он был кумиром миллионов в нашей стране, и до сих пор его песни знают и любят. Он награжден посмертно Государственной премией СССР.

Детство и юность Владимира Высоцкого

Владимир Высоцкий родился в Москве, в большой коммунальной квартире на 1-ой Мещанской улице. Его отец был родом из Киева, полковник и ветеран Великой отечественной войны. Мама работала переводчиком-референтом.

В возрасте четырех лет, когда началась война, Владимир вместе с мамой уехал в Оренбургскую область, где они прожили два года. После эвакуации, Владимир Высоцкий с Урала вернулся в Москву. Через два года после окончания войны родители Владимира Семеновича развелись, прожив в браке всего 5 лет.

Отец снова женился, и в 9-летнем возрасте вместе с отцом Владимир попал в оккупированную послевоенную Германию. Впечатления артиста даже издалека не напоминали жизнь его сверстников в послевоенной столице. Здесь он брал уроки игры на фортепьяно.

Мама музыканта также вышла замуж во второй раз. Владимир Высоцкий общался и с отчимом, и с мачехой. Однако отношения с первым сложились хуже, чем со второй. В 1949 году, вернувшись из Германии, Владимир Семенович поселился в центре Москвы с новой супругой отца на Большом Каретном переулке.


Там то Высоцкий и «спелся» с компанией городской молодежи 50-х годов, чье детство протекало в военные годы. В юности Высоцкого в моде была блатная романтика. В каждой дворовой компании была гитара и под нее пели душещипательные песни о Воркуте, Колыме, Мурке. И именно в это время у Высоцкого начался «роман» с гитарой.

Учеба Владимира Высоцкого

10-классник Владимир Высоцкий начал ходить в драматический кружок в Доме учителя. Но он не сразу понял, что хочет стать актером. После школы будущий артист поступил в Московский Инженерно-Строительный институт, и бросил его через полгода. Неожиданное решение он принял в новогоднюю ночь 1956 года.

Он вместе со школьным другом Игорем Кохановским решил встретить Новый год за рисованием чертежей, без которых они не смогли бы сдать сессию. Сразу после боя курантов студенты принялись за дело и за два часа покончили с чертежами. И тут Высоцкий внезапно стал поливать тушью свои бумаги со словами: «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...».


Владимир Высоцкий поступил в Школу-студию при МХАТе на актерское отделение. Через три года он сыграл свою первую роль в учебном спектакле «Преступление и наказание» и впервые попал на телеэкран. Он сыграл небольшую роль в картине «Сверстницы».

Театральная карьера Владимира Высоцкого

После окончания МХАТА Высоцкий работал в театре имени Пушкина. Правда недолго. Потом он перешел в Театр миниатюр. Играл в эпизодах, массовке и особой радости от сцены не получал. Он также пытался пробиться в театр «Современник»

«Свой» театр Владимир Семенович нашел в 1964 году. Им стал Театр на Таганке. Именно в этом театре Владимир Семенович проработал до самой смерти.

Юрий Любимов вспоминал, как Высоцкий пришел к нему устраиваться на работу. Артист предложил послушать несколько своих песен и Любимов, вместо плановых пяти минут, слушал барда полтора часа.


На Таганке Высоцкого ждала целая палитра образов – Гамлет, Пугачев, Галилей, Свидригайлов. В театре, впрочем, дела шли не очень гладко. Любимов часто по-отечески закрывал глаза на проступки Высоцкого, чему завидовали коллеги. Но здесь у него были и друзья - Валерий Золотухин , Леонид Филатов и Алла Демидова .

Вместе с актерами Театра на Таганке Высоцкий ездил с гастролями за границу: в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу.

За неделю до своей смерти Владимир Высоцкий сыграл свою последнюю роль - образ Гамлета в одноименной постановке по Шекспиру.

Творчество и песни Владимира Высоцкого

Владимир Семенович считал своим учителем Булата Окуджаву . Именно его творчество пробудило у Высоцкого интерес к авторской песне. После он посвятит Окуджаве «Песню о Правде и Лжи».

Владимир Высоцкий - Баллада о Любви

Первые композиции артист написал в начале 60-х. Это была «дворовая романтика». Ее не воспринимал всерьез ни сам Высоцкий, ни первые слушатели. Считается, что первая песня, написанная Высоцким, была «Татуировка». Год ее создания - 1961, место - Ленинград. Но только через несколько лет после этого творчество музыканта приобрело более зрелые формы. В 1965 году певец написал свою знаменитую песню «Подводная лодка», которая, по заявлению его друга Игоря Кохановского, ознаменовала окончание творческой юности поэта.

Владимир Высоцкий написал множество песен к кинофильмам, в которых снимался. Как человек разносторонний и творческий он принимал активное участие в создании кинолент. Его песни звучат в таких фильмах как «Вертикаль», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Опасные гастроли», «Я родом из детства» и другие.


Репертуар Владимира Высоцкого состоит из более 600 песен и 200 стихов, которые до сих пор остаются популярными и не теряют актуальности. На его концерты приходило огромное количество людей. Он заряжал всех своей энергетикой, искренностью, его песни были близки почти всем слоям общества и не оставляли никого равнодушным. Он для всех был «своим человеком», в его песнях отражались разные темы - военные, блатные, юмористические, сказочные, романтические и лирические, песни сказки или песни-диалоги.

Владимир Высоцкий - Кони привередливые

При жизни артиста было выпущено всего 7 мини-альбома по 4 песни, а так же где-то 11 пластинок со сборниками песен разных исполнителей, на которых были записаны и его композиции, в основном саундтреки к фильмам.

Уже после смерти Владимира Семеновича с 1987 года была выпущена серия грампластинок «На концертах Владимира Высоцкого» на 21 диске. А в 1993-1994 годах компания «Апрелевка Саунд Инк» записала 4 пластинки с редкими и ранее не издававшимися песнями.

Владимир Высоцкий и съемки в фильмах

Кино и театр шли в жизни Высоцкого параллельно. В 1961 году Владимир Семенович сыграл небольшую роль в картине «Карьера Димы Горина».

В то время актеру доставались небольшие серые роли второго плана, пустые и скучные. Утешение Высоцкий начал находить в пьянстве. Это стало причиной разлада на работе и в семье.

Успех пришел к Высоцкому в 1967 году. На экраны вышла картина «Вертикаль». Особенно полюбились зрителям песни из фильма, написанные артистом.


Владимир Высоцкий в конце 60-х годов много снимался. Он работал над фильмами «Короткие встречи», «Интервенция», «Служили два товарища», «Хозяин тайги», «Опасные гастроли».

В это время по СССР начали распространяться магнитофоны. Неофициальные записи Высоцкого стали появляться практически в каждом доме. Артист стал настоящим кумиром, но он стал неугоден советской власти. Высоцкого часто не утверждали на роли, а песни не допускались на радио.

Поэтому в 70-е годы Высоцкий снимался мало. Но все же на экранах можно было услышать его песни и песни на его стихи: в драме «Сыновья уходят в бой», фильмах «Контрабанда» и «Одиножды один», драме «72 градуса ниже нуля». Были и роли в кино: «Плохой хороший человек», «Сказ про то, как царь Петр Арапа женил».

В театре на Таганке Высоцкому то достаются главные роли, то выгоняют с работы за пьянку. Артист не раз побывал на волоске от смерти – он попадает в реанимацию из-за напряженной нервной деятельности, больного сердца и злоупотребления алкоголем.

Владимир Высоцкий и Глеб Жеглов

Самую значительную роль Владимир Высоцкий сыграл в 1979 году. Это был Глеб Жеглов в сериале «Место встречи изменить нельзя». Это была и самая любимая роль актера. Однако от нее Владимир Семенович отказывался, говоря, что ему мало осталось и не хочется тратить год жизни на Жеглова. Кстати, в «Месте встречи» Высоцкий попробовал себя и в качестве режиссера. Он занял место Станислава Говорухина , когда тот уехал на фестиваль.

Фильм с Владимиром Высоцким «Место встречи изменить нельзя» - спор Жеглова и Шарапова

В этом фильме Владимир Семенович не поет, хотя изначально хотел. Против был режиссер, который считал, что образ певца затмит образ оперативного работника.

Несостоявшиеся роли Владимира Высоцкого

У Владимира Высоцкого достаточно не сыгранных ролей. Так, он мог бы сыграть Степана в «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского . Когда режиссер собирал информацию о Рублеве, то узнал, что он учился иконописи в монастыре Высоцком. Тарковский любил мистические совпадения и решил снимать в картине Высоцкого. Однако, этого не случилось. По одной версии, не разрешили чиновники Госкино, по другой – Высоцкий запил.

Не утвердили Высоцкого и на роль в картинах «Над Тисой» и «Аннушка». В 1969 году Высоцкий сам попросился к Эльдару Рязанову в «Сирано де Бержерак». Однако тот отказал, ссылаясь на то, что ему надо снимать поэта, а не актера.

Пытался Высоцкий попасть и в картину «Софья Перовская», приключенческий фильм «Дерзость» и мелодраму «Дорога домой». Режиссеры разными способами пытались пробить в Госкино разрешение снимать актера. Однако чиновники боялись артиста как огня.

Личная жизнь Владимира Высоцкого

На первом курсе Владимир Семенович познакомился со студенткой Изой Жуковой. Она стала его первой женой, они поженились весной 1960 года. Правда брак был недолгий, с супругой артист поссорился, и она покинула Москву.

Через год Высоцкий на съемках фильма познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой. Она стала его второй женой и родила Высоцкому двоих детей – Аркадия и Никиту. В 1968 году они разошлись.

Третьей супругой Владимира Высоцкого стала Марина Влади (Марина-Катрин Владимировна Полякова-Байдарова). Она появилась в жизни артиста в 1967 году. Владимир Семенович влюбился в нее после фильма «Колдунья». Смотрел ленту несколько раз в день и мечтал об актрисе многие годы.


Знакомство произошло в ресторане ВТО, куда Высоцкий пришел после спектакля. Молча взял руку Марины Влади, сел напротив и не сводил глаз с возлюбленной. Через несколько лет, в 1970 году они поженились. И были вместе 10 лет.

Марина Влади ввела супруга в круг европейских знаменитостей. На западе Высоцкий выпустил несколько пластинок. Она была его музой и надежной опорой.

Смерть Владимира Высоцкого

Жизнь Владимира Семеновича неожиданно оборвалась 25 июля 1980 года в 4:10 утра. Артист умер во сне, в своей московской квартире. Точная причина смерти не установлена до сих пор, потому что не было произведено вскрытие по просьбе близких. По одной версии причиной смерти был инфаркт миокарда, по другой - асфиксия, удушье, как следствие чрезмерного применения седативных средств.

Выс о цкий Владимир Семенович - выдающийся советский поэт, бард, автор-исполнитель собственных песен, пользующихся до настоящего момента огромной популярностью, актер театра и кино, одна из системообразующих фигур советской культуры.

Родился в Москве в семье военного связиста, полковника, участника Великой Отечественной войны Семена Владимировича Высоцкого и Нины Максимовны Серегиной. После окончания школы поступает в Московский инженерно-строительный институт (МИСИ), который бросает после первого семестра, приняв решение поступать в театральный институт. В 1955-1960 г. - студент актерского отделения школы-студии МХАТ.

Работа в театрах

После окончания обучения непродолжительное время служил в ряде московских театров, с 1964 г. и до последнего дня жизни - актер театра драмы и комедии на Таганке, главный режиссер которого Ю. П. Любимов сыграл огромную роль в становлении Высоцкого как артиста. На сцене театра на Таганке Высоцкий участвовал в 15 спектаклях и сыграл несколько по-настоящему выдающихся ролей, среди которых выделяются роли в знаменитых спектаклях Ю. П. Любимова «Добрый человек из Сезуана» по Б. Брехту (летчик Ян Сонг), с которого фактически начался «любимовский» «политический» театр (1964): «Добрый человек…» имел резонанс огромный. И потянулись все. Приходили поэты, писатели», - вспоминал Ю. П. Любимов; «Десять дней, которые потрясли мир», по Д. Риду (1965) (Керенский и несколько других ролей) «(Я носился с идеей поставить спектакль по книге Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» давно. У меня иногда какое-то упрямство: это книга, с которой ничего нельзя сделать, это какая-то шарада; как это можно сделать - совершенно непонятно. И в спектакле ничего общего с книгой-то нет. Этот спектакль - набор аттракционов. Это был спектакль чисто полемический против театрального однообразия», - писал Любимов; «Жизнь Галилея», по Б. Брехту, (1966), Галилей; «Пугачев» (1967), по С. А. Есенину, роль Хлопуши («Высоцкий прекрасно играл», - вспоминал режиссер спектакля Юрий Любимов; «Преступление и наказание», по Ф. М. Достоевскому, роль Аркадия Ивановича Свидригайлова, (1979); «Вишневый сад», по пьесе А. П. Чехова (постановка А. Эфроса), роль купца Лопахина (1976); крупнейшей же театральной работой Высоцкого, по общему мнению критиков и зрителей, было исполнение им роли Гамлета в одноименном спектакле Ю. Любимова, премьера которого состоялась в 1971 году. Особый эффект спектаклю придавало одновременное участие трех поэтов - Шекспира, перевод трагедии которого выполнил Б. Л. Пастернак, а заглавную роль играл поэт Высоцкий. «У Любимова и Высоцкого Гамлет, скорее, олицетворение мысли, связывающей незримый мир сущностей и видимый мир явлений. Внешне он слит со всем, внутренне - отъединен от всех и всего («я - один, все тонет в фарисействе»), но именно «земная ежедневность», вывихнутый, расшатавшийся век, порвавшаяся связь времен (недаром в спектакле приводятся один за другим несколько переводческих вариантов этого места трагедии) направляют его мысль в глубины мироздания, заставляют доискиваться законов всеобщего, чтобы через них объяснить смысл человеческого существования и понять источник земного зла. Это зло не удивляет его, не открывается ему вдруг. Он не юноша, на плечи которого трагедия обрушивается внезапно, на наших глазах меняя чувства, поступки и мысли Гамлета, само его существо. Нет, личность этого Гамлета сформировалась задолго до начала событий, которым мы стали свидетелями. Она - плод трагичного, трудного времени, когда человек и в незначительной «ежедневности» натыкается на грань всеобъемлющей катастрофы. Гамлет сразу входит в спектакль, уже зная, он - сразу Знающий Человек. Его дальнейший путь - не познание непосредственно окружающего, а попытка обнаружить - почему это окружающее может быть таким, каково оно есть. Этот Гамлет не вызывает традиционных размышлений о силе и слабости воли, его существование не привязано к необходимости отомстить Клавдию. Эта задача слишком узка и утилитарна для него: расшатавшийся век не обретет устойчивость, если станет одним негодяем меньше. «Негодяйство», опутавшее героя, от этого не исчезнет. Этот Гамлет мог бы сказать: «Мыслю - следовательно, действую»… Чтобы проникнуть в тайну бытия и через нее объяснить всеобщее непотребство, Гамлет, как дотошный экспериментатор, вглядывается в себя, караулит свой собственный внутренний мир, его реакция на соприкосновение с миром внешним. Это - не рефлексия, а именно опыт, поставленный на самом себе. Опыт жестокий и трезвый, требующий, быть может, большего мужества, чем решимость мстить, и причиняющий большую боль, чем удар отравленной шпаги», - писала о спектакле Любимова и о Гамлете-Высоцком критик Р. Кречетова.

«Занавес был придуман до репетиций. Он казался огромным, хотя был девять метров на пять с половиной. Таганка же - маленький театр. Он очень многозначен: просто театральный занавес - он так и начинался - он стоял сбоку, потому что Гамлет сидел у стены, а они все выходили с траурными повязками: как бы сразу после смерти отца. Потом он шел вперед, отделяя от всех Высоцкого и могилу на авансцене. Тут меч стоял очень большой кованый, на котором они клялись потом. И Высоцкий пел пастернаковские стихи: «Гул затих, я вышел на подмостки…». Но мне важны были очень строчки: «Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку»… Рассуждая и думая над «Гамлетом» и очень много говоря с Владимиром, я старался, чтобы он все время глубже шел в роль, потому что он поначалу очень плохо понимал всю христианскую линию, что вот Гамлет первый настоящий интеллигент», - говорил Ю. П. Любимов.

«Гамлет - любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываешься каждый раз на пределе. Иногда кажется: это в последний раз, больше не выдержу… Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть, - себя. Но какой же это был трудный путь к себе», - рассказывал о своей трактовке Гамлета сам В. С. Высоцкий. В роли Гамлета Высоцкий вышел на сцену и в последний раз, за неделю до своей смерти, в июле 1980 года.

Отношения с труппой театра на Таганке были у Высоцкого в последние годы напряженными. «В труппе к нему относились по-разному, были такие, кто откровенно ненавидел, шипел за спиной. А что толку? Володя мог сыграть Гамлета, его завистники - нет», - вспоминал Ю. П. Любимов. К концу жизни сошла на нет прежняя дружба и с артистами Таганки В. Б. Смеховым, В. С. Золотухиным; товарищеские отношения сохранялись лишь с артистом Таганки И. С. Бортником. Вместе с тем к художнику театра Д. Л. Боровскому и главному режиссеру Ю. П. Любимову Высоцкий до самой смерти сохранил чувство глубокой привязанности и уважения. Именно Любимов, вопреки желанию властей, сыграл ключевую роль в организации масштабных похорон Высоцкого в дни Московской Олимпиады 1980 года. Высоцкий обладал обширным кругом знакомств среди людей, принадлежавших к самым разным социальным слоям - артисты, писатели, спортсмены. Среди людей, с которыми в разное время был близок Высоцкий, режиссер С. С. Говорухин, артист В. О. Абдулов, писатель, артист и режиссер В. М. Шукшин, администратор театра на Таганке В. П. Янклович, киносценарист Э. Я. Володарский, художник М. М. Шемякин. Поэт был трижды официально женат, двое детей от второго брака - Аркадий (1962 г. р.) - актер и киносценарист, Никита (1964) - актер, режиссер и директор Государственного культурного центра-музея В. С. Высоцкого.

Роли в кино

Сыграл заметные роли в нескольких десятках советских фильмов; начал стабильно сниматься в кино с начала 1960-х гг. Широкая известность Высоцкому-киноартисту пришла после съемок фильма «Вертикаль», 1967, (реж. С. С. Говорухин) - радист Володя, в которой прозвучали несколько песен Высоцкого, в том числе знаменитая «Песня о друге». Большую популярность приобрела работа Высоцкого в фильме реж. Г. Полоки «Интервенция», 1968 (подпольщик Бродский), (фильм «лег на полку», выпущен в прокат лишь в 1987). Огромное впечатление на зрителя произвела эпизодическая роль Высоцкого (белогвардейский поручик Брусенцов) в фильме Е. Карелова «Служили два товарища» (1968), посвященная завершающему этапу Гражданской войны - захвату Красной армией Перекопа и оставлению белой армии Крыма в 1920 году, превращенная, благодаря выдающемуся мастерству Высоцкого, в одну из наиболее заметных в картине. Жесткий и интересный рисунок роли фон Корена удалось создать Высоцкому в фильме И. Хейфица «Плохой хороший человек» (1973), по повести А. П. Чехова «Дуэль». Незадолго до смерти Высоцкого на телеэкранах страны был показан фильм М. Швейцера «Маленькие трагедии» (1979), по мотивам сочинений А. С. Пушкина, в котором Владимир Семенович ярко сыграл роль Дона Гуана. Несомненно, что самой знаменитой работой Высоцкого в кино стала роль капитана милиции Глеба Жеглова, сыгранная им в фильме С. С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979), по роману А. и Г. Вайнеров «Эра милосердия». «Жеглов», немедленно, по выходу картины на киноэкраны, разошелся на цитаты и сразу же полюбился народу.

Высоцкий - поэт

Наибольшую известность Высоцкому принесла его многолетняя деятельность как поэта и автора-исполнителя собственных песен.

Всего Высоцким за годы творческой деятельности было написано около 250 стихотворений и 600 песен, несколько неоконченных прозаических произведений, одно из которых, «Роман о девочках», обладало известной автобиографичностью. Песни и стихотворения Высоцкого затрагивали почти все стороны жизни советской эпохи: Великую Отечественную войну, быт рядового советского человека, любовная лирика, шуточные спортивные песни, песни на политические темы, песни-монологи от неодушевленных предметов («Песня микрофона»), фольклорные песни, песни-монологи, рассказывающие о переживаниях человека в экстремальных ситуациях. По его собственному признанию, примерами таких песен могут быть такие выдающиеся произведения, как «Парус», «Привередливые кони» и «Охота на волков». Характерная черта творчества Высоцкого - исповедальность, обращенность к слушателю, стремление рассказать ему о том, что волнует и беспокоит автора, удивительное чувство внутреннего достоинства и желание всегда и при любых обстоятельствах оставаться свободным, попытка найти способ быть независимым от внешних обстоятельств или переломить их в свою пользу. Еще одной особенностью творчества Высоцкого, находившей отклик у многомиллионной аудитории его поклонников, было настойчиво высказываемое им желание добиться более справедливого устройства жизни, человеческих и общественных отношений, составляющее одну из ментальных особенностей русского человека. Неистовая самоотдача и надрыв, с которым Высоцкий исполнял свои песни на многочисленных концертах, с которыми он исколесил весь Советский Союз, делали его подлинным кумиром народа. Масштаб и влияние Высоцкого на советскую культуру определил в своем дневнике выдающийся актер и режиссер Р. А. Быков: «Значение и значимость Володи я понимал давно. Пока факт его смерти в меня не вмещается. Не думаю о нем как о мёртвом, как о прошлом. Но, думаю, после смерти Шукшина — удар по нашему искусству самый мощный. Володя будет энциклопедическим словарём нашего времени. Так сказать, краткий энциклопедический словарь. Если от А до Я составить темы его песен, то встанет время во всей своей красе и неприглядности. При этом, как ни странно, картина жизни при всей своей обличительности не будет картиной уныния: Высоцкий — победитель во всех темах, у него очень высок и даже романтичен его нравственный идеал. И тут он наш современник. Вот Володю не назовешь инакомыслящим. Он мыслил так, как подобает. Все остальные именно инакомыслят. Его творчество сугубо нравственно, сугубо гуманно, оно сугубо рыцарское. И это — в наш век глобальной безнравственности, антигуманности, антирыцарства — не оторвано от жизни, а наоборот. Ибо в наши дни безнравственный плачет о нравственности, подонок — о рыцарстве, злодей печалится о гуманности. Володя народен, народен, народен! Высоцкий весь фольклорен — по сути, по смыслу, по факту. Если бы у фольклорных произведений был определенный осадок, который можно было бы «выпарить», вдруг оказалось бы, что 80 процентов содержания его песен выпало бы в этот осадок. А некоторые произведения оказались бы на поверку самородками фольклора. «Изо рта у него самородки падали!»

Володя не только в «Лукоморье» - тут он внешне пародиен. Но только внешне. Володя фольклорен в «хулиганском» цикле, в военном, в спортивном, в бытовом. Герой, отсутствие официального ханжества, сюжет, язык, живость темы, подход — всё демократично, всё свято, всё нужно людям. Высоцкий защищает, Высоцкий нападает и Высоцкий благородно защищается! Его борьба со злом ведётся им с рыцарских позиций — это подвиг! Рублев в ужасах средневековья открыл Троицу, Милосердие. Живая нравственность Высоцкого в век демагогических достоинств — подвиг среди литераторов и людей. Володя из тех поэтов, которые похожи на себя... Да еще и актёр! Очень хороший актер. Володю жаль, и жаль всех, кто не прочтёт и не услышит его новых произведений, всего, что он не написал и не напишет. Вот уж действительно осиротели мы без нашего барда, без друга сердечного, без защитника. Его стихи не вопили, не истеричничали по поводу прав человеков — они эти права исповедовали. Он прожил жизнь в «своей» деревне и прошёл своей «колеёй». Это самый большой художник из всех, с которыми мне пришлось сталкиваться, это художник, значение которого ещё скажется, и творчество его ещё скажется».

Последние годы жизни Высоцкого

Всенародная популярность, сопутствовавшая Высоцкому еще при жизни, никак не отражалась на его официальном статусе. До конца жизни Высоцкий не имел никаких государственных отличий, будучи обычным артистом театра на Таганке, даже не удостоенным звания заслуженного артиста РСФСР. Безуспешны были и попытки Высоцкого получить статус члена Союза советских писателей или издать в СССР свой поэтический сборник. По слухам, творчество Высоцкого не нравилось Л. И. Брежневу и министру культуры СССР П. Н. Демичеву. Парадоксом положения Высоцкого было то, что он не был официально запрещен, но независимый нрав поэта, равно как и сам характер его остросоциальных песен, предопределяли то, что их автор слыл «диссидентствующим», и пропуска к официальному признанию от властей так и не получил. Вместе с тем, несмотря на сказанное, Высоцкий, благодаря тому, что был женат третьим браком на популярной французской актрисе М. Влади, обладал уникальной для обычного советского человека возможностью посещать Европу и США, выступая в уникальной роли своеобразного культурного посредника между Советским Союзом и русской эмиграцией. Именно за границей, благодаря помощи друга Высоцкого, всемирно известного художника М. М. Шемякиным, в студии последнего, была сделана самая лучшая в профессиональном отношении, запись более 100 песен Владимира Семеновича. Эти пластинки нередко называют «золотой коллекцией» В. С. Высоцкого. Подчеркнем, однако, что официальное признание, равно как и издание на родине текстов Высоцкого многомилионными тиражами, пришло к поэту только после смерти; в частности, в 1987 году Высоцкий посмертно был удостоен государственной премии СССР за исполнение роли капитана Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя». На данный момент, спустя более трети века ухода Высоцкого из жизни, Владимир Семенович остается одним из самых популярных и узнаваемых певцов, обладающим стопроцентной узнаваемостью.

Высоцкий скончался в ночь на 25 июля 1980 года в своей квартире в Москве. На протяжении многих лет артист страдал от алкогольной зависимости, которая в последние годы была усугублена практически неизлечимой в те годы наркоманией. Официальное отрицание наличия наркомании в СССР было одной из причин того, что Высоцкий не имел возможности пройти легальный и качественный курс лечения от наркотической зависимости в московской клинике. Спорным остается вопрос о непосредственной причине смерти Высоцкого. Выдвигаются разные версии: инфаркт миокарда, асфиксия. По настоянию С. В. Высоцкого, отца поэта, вскрытия тела не производилось, а факт наркотической зависимости Высоцкого долгие годы был неизвестен широкой публике.

28 июля 1980 г. проститься с В. С. Высоцким пришло несколько десятков тысяч человек; олимпийскую Москву, да и весь советский народ, охватила глубокая неподдельная скорбь. Как писали очевидцы, с момента похорон Сталина, прощание с покойным не было таким многолюдным. В. С. Высоцкий был упокоен на Ваганьковском кладбище столицы.

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ – ПАРЕНЬ С ТАГАНКИ

Всю масштабность таланта Владимира Высоцкого трудно или даже почти невозможно передать простыми фразами. Значение его личности в истории культуры XX века столь безгранично, насколько глубока была его душа.

Ему повезло, большинство современников Владимира Семеновича понимали его творчество и обожали самого поэта, исполнителя авторской песни и актера. Он кумир ушедшего века, чье искусство живо и актуально.

Из интеллигенции

Родился в Татьянин день – 1938 года в Москве. Его семья не была обычной и среднестатистической. Дедушку по отцу тоже звали Владимиром Семеновичем, хотя при рождении ему дали имя Вольф Шлиомович. Он был родом из Бреста, потом переехал в Киев, получил три высших образования – экономическое, юридическое и химическое. А бабушка – Дебора Бронштейн – работала косметологом и души не чаяла в своем внуке. Она была страстной поклонницей его творчества.

Отец Владимира Высоцкого родился в Киеве, стал военным связистом, воевал в годы Второй Мировой, дослужился до полковника и стал почетным гражданином городов Праги и Кладно. Не менее образованной и интеллигентной была и мать Владимира . Нина Максимовна окончила институт иностранных языков, потом работала переводчиком-референтом немецкого языка. Когда началась война, ее перевели в бюро транскрипции Главного управления геодезии и картографии МВД СССР.

На Большом Каретном

Несколько военных лет Владимир с мамой провел в эвакуации в Оренбургской области, но в школу он уже пошел в Москве, в год победы. К сожалению, так сложилось, что родители Высоцкого развелись. Отец жил в Германии, где его оставили по службе, туда же он забрал и Володю на пару голодных послевоенных лет. У мальчика сложились прекрасные отношения с новой женой отца. Евгению Степановну он называл «мамой Женей». Под ее пристальным вниманием Высоцкий начал учиться играть на фортепиано. В 1949 году Владимир вернулся в Москву и пошел в школу на Большом Каретном переулке, который впоследствии увековечил в своей песне под названием «Большой Каретный».

Тяга к искусству

Театром Высоцкий увлекся в школьные годы, он ходил на занятия драмкружка под руководством артиста МХАТа Владимира Богомолова, но после выпускных экзаменов послушал родителей и поступил в Московский инженерно-строительный институт. Благо, после первого же семестра он понял, что это не его стезя и покинул вуз.

С этим решением связана одна из многочисленных историй, вот только правдивых или вымышленных, уже разобраться трудно. Перед зимней сессией со своим другом Игорем Кохановским готовили необходимые чертежи. Ночью они были завершены, но Владимир вдруг взял тушь и вылил на свои труды, объявив, что теперь попробует поступить в театральный вуз.

Двери перед ним распахнула Школа-студия МХАТ, где он занимался у знаменитых Бориса Вершилова, Павла Массальского и Александра Комиссарова. Уже в 1959 году Высоцкий исполнил свою первую театральную роль в студенческом «Преступлении и наказании», а вскоре последовал и дебют на экране в эпизодической роли в фильме «Сверстницы».

«Блатные» песни Владимира Высоцкого

Получив диплом Школы-студии МХАТ, Владимир пришел служить в московский Театр имени Пушкина, потом всего пару месяцев работал в театре миниатюр, безуспешно пытался устроиться в «Современник», после чего пошел в театр, который навсегда стал для него «своим». Это был только что открывшийся Московский театр драмы и комедии. Когда он пришел наниматься к Юрию Любимову, тот спросил, что он будет читать руководителю театра. Высоцкий без лишней скромности сказал, что недавно написал несколько песен и хотел бы их исполнить. Любимов настроился закончить собеседование за пять минут, но не смог оторваться от творчества Высоцкого полтора часа.

Писать стихи Владимир начал еще в школьные годы. Тогда поводом для первой пробы пера послужила смерть Сталина. Своим поэтическим сочинением юный Высоцкий решил выразить чувство скорби по вождю народов. Первой же его песней принято считать «Татуировку», которую он сочинил летом 1961 года. Она же стала основой цикла «блатной» тематики. Тогда он подписывал их псевдонимом Сергей Кулешов.

Но те, кто серьезно исследовал его творчество, утверждают, что вовсе не «Татуировка» стала первой песней Владимира Высоцкого . За год до этого он написал композицию «49 дней», которую посвятил подвигу солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Известно и отношение автора к этой песне. Высоцкий весьма критично о ней отзывался и называл пособием для начинающих и законченных халтурщиков, намекая на то, что по этому шаблону могут создаваться стихи на любые злободневные темы, заменяя лишь фамилии героев.

Не форма, а содержание

Написал 100 стихов и около 600 песен. Несколько песен он создал специально для фильмов. К сожалению, большинство из этих произведений и по техническим причинам, и по причине бюрократического давления не входили в окончательный вариант кинолент.

Утверждение, конечно, очень спорное, но ценители таланта Высоцкого говорят, что песни – самая яркая грань творчества Владимира Семеновича . Он всегда исполнял их вживую, голос с хрипотцой завораживал зрителей так, что они не могли оторвать глаза от артиста. Однажды кто-то заметил, что сцена как бы пружинит от нервного удара ноги, которой Высоцкий отбивает ритм. Его сосредоточенный взгляд всегда останавливался на одном месте, а публика, затаив дыхание, слушала своего кумира, ведь он пел именно о том, что занимало умы думающих людей.

Песни Высоцкого принято называть бардовскими, хотя и тематика, и манера исполнения этих композиций разнились с творчеством других бардов. Просто в отличие от многих советских исполнителей авторской песни Высоцкий был профессиональным актером и именно поэтому никогда не относил себя к самодеятельности.

Наверное, не было такой темы, которую бы Высоцкий не затронул в своих композициях – балладах, лирических, сатирических или юмористических песнях. Он пел в неподражаемой манере о простой жизни обычных людей, своих современников, чем и заслужил широкую популярность. Зрителям нравилась особая экспрессивность его исполнения, искренность и неподдельность эмоций артиста, даже события из песен о войне казались им собственным опытом Владимира Семеновича . Высоцкий не зацикливался на форме своих песен, гораздо важнее для него было содержание.

Киногерои и несыгранные роли

В своем любимом Театре на Таганке исполнял главные роли в постановках «Гамлет» и «Жизнь Галилея», участвовал в спектаклях «Добрый человек из Сезуана», «Павшие и живые», «Вишневый сад», «Пугачев» и «Преступление и наказание». Он сыграл десятки ярких и запоминающихся ролей.

Каждая его творческая сторона была неразрывно связана с другой. Песни Высоцкого являются маленькими монологами от лица разных персонажей. Та же вариативность прослеживается и в созданных им персонажах в театре и кино – Галилеем и Гамлетом он был на сцене, а на экране стал геологом в фильме «Короткие встречи», белогвардейским офицером в «Служили два товарища» и легендарным Глебом Жегловым в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Он участвовал в 30-ти художественных и телефильмах, а первая киноизвестность пришла к Высоцкому после выхода на экраны «Вертикали». Песня «Если друг оказался вдруг» сделала фильм народным.

Но, несмотря на эти образы, талант Владимира Семеновича как киноактера сполна не раскрылся. Многие роли обошли его в силу нескольких причин, главной из которых было нежелание властных структур допускать артиста на экран. Режиссеры шли на разные уловки, чтобы пробить разрешение на съемки Высоцкого в кино. Его имя действовало на чиновников, как дрожащая мулета на быка во время корриды.

Одним из образов, который мог пополнить фильмографию Владимира Семеновича , был Степан в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Одни говорят, что режиссеру спустили запрет из Госкино, другие уверены, что Тарковский не стал работать с актером из-за того, что тот в очередной раз начал сильно пить. В 1964 году Василий Шукшин хотел снимать Высоцкого в фильме «Живет такой парень», однако роль досталась Леониду Куравлеву.

Трагедия Владимира Высоцкого

Невозможно говорить о творчестве такого выдающегося человека, не упомянув о его взаимоотношениях с женщинами. Еще на первом курсе Школы-студии МХАТ он познакомился с Изольдой Жуковой, которая и стала его первой женой в 1960 году. Но уже через год на съемках киноленты «713-й просит посадку» у него завязался роман с Людмилой Абрамовой. Она стала матерью двоих его сыновей – Аркадия и Никиты. Через несколько лет супруги расстались, а официальный развод оформили, когда вся Москва уже шепталась о том, что Высоцкий добился благосклонности французской актрисы с русскими корнями Марины Влади. Их отношения были не идеальными – Владимир Семенович часто уходил в запой, скандалил и проявлял агрессию. Он выкуривал по пачке сигарет в день и не раз лечился от алкогольной зависимости. У него отказывали почки, были серьезные проблемы с сердцем, которые он пытался лечить с помощью наркотиков – морфия и амфетамина. Сначала это были разовые уколы, а потом дозы стали увеличиваться и уже к концу 1977 года это стало регулярным.

Однажды у него случился приступ, в горле лопнул сосуд, началось кровотечение. От смерти его спасла именно Марина. Она вовремя вызвала врачей, которые потом еще 18 часов боролись за его жизнь в Институте скорой помощи.

с Мариной Влади

Марина Влади говорила, что ее попытки избавить мужа от этой зависимости не давали ожидаемых результатов, а во время гастролей летом 1979 года Владимир Семенович пережил клиническую смерть.

Последнее его выступление на публике было 18 июля 1980 года на сцене Театра на Таганке. Через семь дней, Владимира Высоцкого не стало. Это произошло во сне, когда он был в своей квартире. В Москве вовсю гремела Олимпиада, но попрощаться с любимым артистом пришло неимоверное количество людей, хотя о его кончине сообщали лишь в маленькой заметке газеты «Вечерняя Москва». За полтора месяца до этого написал свои последние поэтические строки:

«Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним».

ФАКТЫ

Над театральной кассой Театра на Таганке повесили объявление о смерти Высоцкого . Вокруг здания сразу же собралась толпа народу и не расходилась несколько дней, заполнив даже крыши ближайших домов. Никто не сдал билеты на спектакль с его участием. Во время похорон Марина Влади сказала, что видела похороны принцев и королей, но такого количества людей даже представить себе не могла.

Обновлено: Октябрь 22, 2016 автором: Елена