Сходство человека с млекопитающими животными и отличие от них. Отличаем человека от других животных

«Человек является животным, но по многим своим качествам превосходит их настолько, что многие религиозные и философские течения выделяют его как нечто совершенно особенное. Различия человека и животных лежат как в количественном развитии некоторых признаков, так и в связанными с ними качественными скачками». Турчин В.Ф. Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции. Изд. 2-е. - М.: ЭТС. - 2000.

Рассмотрим сходства и отличия человека и животных.

Согласно биологической классификации человек относится к животным.

Животных и человека (как представителя этого царства) объединяют:

· клеточное строение

· гетеротрофный тип питания

· строение клеточной мембраны

· наличие клеточного ядра

· отсутствие вакуолей в клетках.

Человек относится к отряду приматов. Ближайшими ныне живущими родственными ему видами являются шимпанзе и бонобо.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии. Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами.

«Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад». Баранов П.А., Шевченко С.В., Воронцов А.В.: Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. - М.: АСТ, 2009.

Сходство человека с животными определяется вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животное, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем ближе его сходство с человеком. Человеческий зародыш в своем развитии проходит те же стадии, которые прошла эволюция животного. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя сейчас не нужны ему (например, аппендикс, копчик и др.).

Появление в процессе эмбрионального развития человека хорды, жаберных щелей в полости глотки, дорсальной полой нервной трубки, двухсторонней симметрии в строении тела определяют принадлежность человека к типу хордовых. Развитие позвоночного столба, сердце на брюшной стороне тела, наличие двух пар конечностей - к типу позвоночных. Теплокровность, развитие молочных желез, наличие волос на поверхности тела свидетельствуют о принадлежности человека к классу млекопитающих. Развитие детеныша внутри тела матери и питание плода через плаценту определяют принадлежность человека к подклассу плацентарных. Множество более частных признаков четко определяют положение человека в системе отряда приматов. Итак, с биологической точки зрения, человек - один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов, подотряду высших. Одинаковы также самые ясные и простые потребности: голод, жажда, тоска по свободе. Запросы тела: страх, размножение, самосохранение, инстинкт материнства, другие инстинкты. Похожим образом у человека и, например, волка проявляется инстинкт агрессии.

Однако у человека есть существенные отличия от животных:

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью .

Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его - действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.

Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

Животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

В отличие от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.

Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Таким образом, главные отличия человека от животных - понятийное мышление, речь, труд, разум и способность осознавать себя частью общества - стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.

Чарльз Дарвин считал, что «самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен».

Отличие человека от животных

Животные

Мышление и членораздельная речь

Характерны разные формы мышления (суждение, рассуждение, умозаключение). Обладает разными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение)

Мышление и коммуникативные возможности есть у некоторых высших (человекообразных) обезьян.

Например, советская исследовательница Ладыгина-Котс на основе многолетних экспериментальных исследований выделила у обезьян некоторые мыслительные операции (анализ и синтез).

С помощью членораздельной речи может передать информацию об окружающем мире через современные информационные средства, в том числе и Интернет.

«Разговор» животных -- различные сигналы, которые необходимы для выживания особи и вида; сигналы эти не несут никакой информации о прошлом и будущем, а также о каких-либо абстрактных понятиях.

Умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и др. образных форм.

Сознательная целенаправленная творческая деятельность

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли.

Подчиняются в своем поведении инстинкту, их действия изначально запрограммированы.

Не отделяют себя от природы.

Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов.

Выражает ценностное отношение к действительности.

Преобразование окружающей действительности, создание необходимых материальных и духовных благ

Производит материальные и духовные блага (практическая и духовная деятельность), творит «вторую природу» - культуру.

Приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Не могут производить коренные изменения в условиях своего существования.

Изготовление орудий труда и применение их как средство производства материальных благ

Способен воздействовать на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека.

Могут (высокоразвитые животные) использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда и применять их на практике.

Биологические, социальные, духовные потребности

Удовлетворяет не только биологические, но и социальные и духовные потребности. Духовные потребности связаны с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Удовлетворяют только биологические потребности, связанные с инстинктами.

«Человек - существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности) существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)». Баранов П.А., Шевченко С.В., Воронцов А.В.: Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. - М.: АСТ, 2009. Человек создал искусство и науку. Эволюция человека вышла из - под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.

Как часто люди бездумно повторяют: «Ну ты и животное!» А на самом деле, это так или нет? Выявлено ли сходство людей и животных? Давайте попробуем всесторонне рассмотреть этот вопрос и разобраться в фактах.

Сходство на клеточном уровне

Ученые давно собирают доказательства того, что человек и животные имеют единое происхождение. Основным доказательством родства считается сходство всех живых существ на клеточном уровне. Начнем с того, что все организмы в принципе построены из клеток.

По сути, каждая из них состоит из одних и тех же элементов и имеет одинаковые белки и нуклеиновые кислоты.

Признаки сходства человека и животных особенно сильно бросаются в глаза при рассмотрении видов, наиболее высоко поднявшихся по эволюционной лестнице. Так, например, обнаружено огромное сходство в составе ДНК человека и приматов. С макакой совпадение составило 66%, а вот с шимпанзе - 92%.

Однако столь высокий процент совпадения в ДНК на деле не делает человека и шимпанзе полностью идентичными. У примата на две хромосомы больше. А еще человек, в отличие от шимпанзе, имеет намного меньше генетических вариаций.

Сходство и различие в строении

Сходство людей и животных прослеживается уже на уровне строения тканей. Органы в основном состоят из многих ее слоев, имеющих анатомическую связь. Homo sapiens и представители фауны имеют аналогичные органы, а на высокой ступени эволюции - и аналогичные части тела. Кроме того, у них существует физиологическая связь между тканями органов, отвечающая за общую функциональность организма.

Хорошо прослеживаются сходства скелета человека и животного. У млекопитающих и людей он имеет одинаковые отделы - состоит из головы, корпуса, верхних и нижних конечностей.

Особенно это заметно при сравнении с обезьяной. Кисть руки у обоих способна свободно сжиматься и разжиматься. Есть идентичность и в противопоставлении большого пальца - он как бы в стороне от четырех остальных. К очевидному сходству кисти можно отнести наличие ногтей.

Рассматривая строение скелета человека и животного на примере примата, отмечают аналогичность плечевого пояса и сильное развитие ключиц, позволяющее выполнять сложные движения руками.

Продолжая исследование, ученые рассмотрели череп человека и примата. Здесь тоже присутствуют общие черты. Речь идет о размерах и расположении глаз.

Сходства и различия между человеком и животным проявляются в наличии могут служить аппендикс, эпикантус (третье веко) и копчик. У животных эти органы имеют вполне определенные функции, а человеку они фактически не нужны. Но их присутствие роднит homo sapiens с представителями животного мира.

Очень важным отличием считается прямохождение. Мускулатура ног человека сильно развита, а его позвоночник имеет несколько изгибов, что делает возможной вертикальную постановку туловища при ходьбе. Внутренние же органы поддерживаются благодаря особому положению таза, а стопа имеет свод, облегчающий ходьбу.

Шимпанзе тоже часто встает на ноги и двигается вертикально. Однако для этих животных предпочтительнее передвижение на 4-х лапах. При попытке сделать это на двух ногах корпус животного наклонен вперед, а таз не поддерживает внутренние органы.

Определяя сходства и стоит отметить, что у приматов строение стопы устроено иначе. Кроме высокого свода человек имеет расположенные впереди 5 пальцев, тогда как у шимпанзе большой палец ноги оттопырен. Это дает возможность животному держаться пальцами ног, хорошо лазить по деревьям и передвигаться по диагонали.

Сходство людей и животных - размер и развитие мозга

Мозг человека и животного имеет не только разный объем, но и разную структуру организации. Площадь его поверхности у homo sapiens больше, чем, например, у шимпанзе. Соответственно, у людей наблюдается большее количество извилин, а значит, что и связи между отделами мозга выше.

Лобная доля в человеческом мозге имеет больший объем, чем у примата, а это позволяет первым иметь абстрактное мышление и логику.

Внутриутробное развитие

Здесь можно проследить явное сходство людей и животных. Оба этих субъекта начинают развитие из оплодотворенного яйца. Быстрое деление клеток образует органы и ткани, а внешний вид человеческого эмбриона очень похож на зародыши других животных. Например, зародыш имеет зачатки жаберных щелей (наследие рыб). У него присутствует клоака (наследие яйцекладущих). Долгое время заметен хвостовой отдел.

Даже мозг человеческого зародыша проходит несколько стадий развития. Изначально он состоит из нескольких пузырей, чем сильно напоминает В процессе развития большие полушария увеличиваются, а на их коре появляются извилины.

Язык, речь

Фактически все животные имеют понятный внутри вида язык. И только человек имеет хорошо развитую речь. Для представителей фауны характерно общение при помощи жестов. В человеческом общении они также играют большую роль - помогают воспринимать речевую информацию, но не заменяют ее полностью.

Устное общение животных в основном состоит из криков, характерных звуков, шипения и вокала. Голосовые связки человека устроены гораздо сложней, что позволяет воспроизводить большее количество звуков, а развитие мозга дает возможность складывать их в связную речь.

Благодаря владению речью, homo sapiens имеет развитые язык и губы и выступающий подбородок. Большая часть его губных мышц закреплена на нижней челюсти под подбородком. Самое близкое по развитию к человеку животное - шимпанзе - обладает покатым подбородком, поскольку большинства губных мышц у него просто нет.

Мимика

Люди имеют явное сходство в выражении эмоций и мимике с приматами. Мимика и жесты для представителя фауны - большая часть общения. Для человека более существенна речь, но эмоции тоже играют большую роль.

Существует различие в выражении радости у животного и у человека, который улыбаясь показывает зубы. Для животного же это служит выражением агрессии и демонстрации силы.

Социализация

Немаловажную роль в определении сходства и отличия человека от животных играет социализация. Многие животные обитают стаями и общинами. Если наблюдать за семьей обезьян, то можно увидеть, что они ухаживают друг за другом, проявляют нежность и играют между собой или с потомством. Для шимпанзе, например, характерны проявления дружбы, они ухаживают за шерстью друзей и проводят вместе много времени.

Человек тратит на общение тоже очень много времени, но общается больше вербально, чем прикосновениями.

Приматы создают социальные группы, в которые могут входить до 50-ти близких друзей. Людям свойственно иметь более обширный круг знакомств. В его группу может входить до 200 знакомых. Эти цифры отражают соответствие размеров мозга у сравниваемых.

Труд и орудия труда

Занимаются почти все животные. Однако только человек может создавать сложные орудия труда и планировать свои действия. Кроме того, он способен быстро менять планы в зависимости от обстоятельств.

Для животных же доступны только простые орудия. Обезьяна, например, способна воспользоваться палкой или камнем.

Кроме того человек разделяет свою деятельность по возрастам и половой принадлежности. Самцы и самки животных так же могут выполнять разные задачи, но чаще всего срабатывает право сильного.

Использование огня

Ученые уверены, что развитие человека сильно подстегнуло получение и использование огня. Именно этот фактор позволил homo sapiens выделиться из естественной природной среды. Огонь позволил обрабатывать пищу и не зависеть от ухудшения климата. Человек начал активно заниматься земледелием, поскольку научился сохранять урожай. Кроме того, увеличилось общее количество населения Земли.

Для животных этот навык остается недоступным. Они видят в огне угрозу и воспринимают его как врага.

Религия

Развившись и получив множество полезных навыков, человек не захотел больше считать себя представителем мира животных. Гораздо приятнее было придумывать высшие силы и верить в происхождение от них. Робкие реплики ученых о и животных начали пресекаться. Но факты неумолимы - мы можем их подтасовать или проигнорировать, но изменить не можем.

Теперь вы знаете, в чем проявляется сходство человека и животных, также знаете и о различиях между ними. В эволюции заключена великая сила, позволившая нам стать разумными. Главное, используйте свой разум во благо.

Исследуя черты сходства и различия человека и животных, можно сделать вывод: homo sapiens имеет огромное количество факторов, которые отличают его от представителей фауны, но в то же время схожесть (особенно с приматами) дает четкую картину, что природа на первоначальном этапе эволюции вложила в них идентичные задатки.

1. Особенности скелета, свойственные только человеку
А) наличие ключиц
Б) наличие подбородочного выступа
В) облегчение массы костей верхних конечностей
Г) наличие пятипалых конечностей
Д) S-образная форма позвоночного столба
Е) сводчатая стопа

Ответ

2. В связи с прямохождением у человека
А) освобождаются верхние конечности
Б) стопа приобретает сводчатую форму
В) большой палец руки противостоит остальным
Г) таз расширяется, его кости срастаются
Д) мозговой отдел черепа меньше лицевого
Е) уменьшается волосяной покров

Ответ


3. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
A) прямой позвоночник без изгибов
Б) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
B) грудную клетку, сжатую с боков
Г) позвоночник S-образной формы
Д) сводчатую стопу
Е) массивный лицевой отдел черепа

Ответ

4. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?
А) позвоночник имеет пять отделов
Б) стопа имеет свод
B) мозговой отдел черепа больше лицевого
Г) имеются парные суставные конечности
Д) в шейном отделе семь позвонков
Е) форма позвоночника S-образная

Ответ

5. У человека в отличие от млекопитающих животных
A) тело расположено вертикально
Б) позвоночник не имеет изгибов
B) позвоночник образует четыре плавных изгиба
Г) грудная клетка расширена в стороны
Д) грудная клетка сжата с боков
Е) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым

Ответ

6. Человек, в отличие от животных
A) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности
Б) имеет S-образный позвоночник
B) образует различные популяции
Г) имеет первую сигнальную систему
Д) обладает второй сигнальной системой
Е) создает и использует орудия труда

Ответ

7. Какие признаки млекопитающих НЕ характерны для человека?
A) наличие диафрагмы
Б) наличие подшерстка
B) наличие семи шейных позвонков
Г) хвостовой отдел тела
Д) подвижная ушная раковина
Е) альвеолярное легкое

Ответ

8. Человек в отличие от животных
A) имеет кору больших полушарий
Б) образует различные природные популяции
B) обладает второй сигнальной системой
Г) может создавать искусственную среду обитания
Д) имеет первую сигнальную систему
Е) может создавать и использовать орудия труда

Ответ

Ответ

Тема: Доказательства сходства человека с млекопитающими.

Форма: Фронтальная с элементами индивидуальной.

Цель: показать родство человека с млекопитающими животными на основе сравнения.

Задачи: объяснить качественное отличие человека от животных; подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции; развивать способность критически рассматривать факты.

Оборудование: проектор.

ХОД УРОКА

I. Вступление

Приступая к изучению чрезвычайно интересного раздела «Происхождение человека», хочу предложить вам сравнительную оценку времени, в течение которого человек живет на Земле, и продолжительность некоторых важных периодов в истории Земли. Если принять возраст нашей планеты равным одному году, то в таком календаре один день составит 12,3 млн лет, а один час – 525 тыс. лет. Тогда история Земли и человечества может быть представлена в виде следующей таблицы.

Образование Земли (возраст вселенной – немногим более трех лет)

Появление первых бактерий

Время расцвета динозавров

Появление предка обезьяны и человека

Появление Люси и ее собратьев-австралопитеков

Появление первых людей - питекантропов

Появление неандертальцев

Возникновение христианства

По этой шкале – человек появился меньше чем за 6 ч до наступления Нового года, а средняя продолжительность жизни человека в наше время – полсекунды. Как говорил персидский философ и поэт О. Хайям:

Я пришел – не прибавилась небу краса,

Я ушел – так же будут цвести небеса...

Каково же происхождение человека, как он появился на Земле? По этому поводу существует множество мнений. Накопление научных данных, особенно в последние годы, когда были расшифрованы геномы человека и многих других организмов, позволило построить и обосновать теорию происхождения человека от животных. Сегодня мы рассмотрим доказательства происхождения человека от животных, лежащие в основе этой теории.

Запишите тему урока в тетрадь – «Сходство человека с млекопитающими».

II. Изучение нового материала

План лекции

1. Особенности человеческого организма – презентация учителя.

2. Доказательства родства с животными – доклады обучающихся.

а) череп, челюсти, зубы, кожа;

б) зрение;

г) прямохождение

д) Атавизмы и рудименты

3.Недостатки человеческого организма.

4. Сходство и различия человека и млекопитающих животных – самостоятельная работа, заполнение модулей, тест.

Особенности человеческого организма:

Организм человека разумного построен из тех же основных химических элементов, что и организм любого другого живого существа, т. е. из углерода, водорода , кислорода, азота и фосфора. Мы отличаемся от других млекопитающих лишь устройством и функционированием клеток, тканей и систем органов.

Организм человека обладает четырьмя важнейшими особенностями, сочетание которых присуще только ему, – это прямостоячий скелет, подвижные руки, способные манипулировать предметами, трехмерное цветовое зрение и уникальный по сложности мозг.

Прямостоячий скелет позволяет нам, в отличие от других животных, передвигаться на двух ногах. Не испытывая потребности опираться на передние конечности, мы пользуемся гибкими и чуткими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов.

Смотрящие вперед глаза обеспечивают бинокулярное зрение и позволяют нам точно фокусировать изображения, определять расстояние, различать не только цвет, но и форму. Мы можем следить за перемещением предмета, не поворачивая головы, – при помощи лишь движения глаз.

По сравнению с другими животными, головной мозг человека очень крупный относительно размеров тела. Благодаря ему человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому мышлению, управлению речью; координацией зрения и движений рук.

(Учитель поясняет презентацию, обучающиеся записываю главное в тетрадьмин.

Рассмотрим некоторые черты более подробно:

2.Доклады обучающихся – «Сходство человека с млекопитающими»:

1.Прямохождение. Ходьба на двух ногах.

Вес тела переносится с пятки через наружный край ступни на подушечки и большой палец. Нога и ступня действуют подобно рычагу: а – нагрузка передается через большеберцовую кость; б – точка опоры приходится на пальцы; в – усилие создается ахиллесовым сухожилием, которое при сокращении икроножной мышцы поднимает пятку

2. Бинокулярное (стереоскопическое) зрение. Оба глаза могут быть сфокусированы на объектах, расположенных в различных направлениях и удаленных на разные расстояния:

а – близко; б – слева; в – справа; г – далеко

3. Зубы, кожа, челюсти.

Наши череп, челюсти и зубы имеют разное и сложное происхождение.

Образование зубов из выростов плакоидной чешуи.

Наша кожа водонепроницаема, как и у рептилий, но от роговой чешуи, которой были покрыты тела пресмыкающихся, у нас остались только ногти – уплощенные щитки на пальцах рук и ног, развившиеся из когтей. Способствующие цепкости папиллярные линии на пальцах рук и ног остались у нас от жестких подушечек, помогавших нашим предкам ходить и лазать.

Головной мозг, в качестве координирующего центра, появился уже у таких примитивных животных, как плоские черви, а у ранних рыб мозг, как и у нас, состоял из трех основных частей: задней, средней, передней. У млекопитающих мозг становится значительно более крупным и сложным. Функция координации деятельности органов чувств передалась в переднюю часть, из которой развился крупный, обладающий многочисленными извилинами отдел головного мозга, управляющий процессами запоминания и обучения. Огромные большие полушария головного мозга человека – местопребывание разума – превосходят своими размерами остальные части мозга и обусловили изменения строения черепа.

5.Рудименты и атавизмы – 10 мин.

3.Недостатки человеческого организма - организм человека приспособлен к его образу жизни, сложившемуся в процессе эволюции. Всякое приспособление сопровождается улучшением одних функций организма и ослаблением других. В результате организм современного человека имеет несколько «слабых мест», или изъянов. Большинство из них связано с вертикальным положением скелета.

Зубы. Слишком тесное расположение зубов является следствием уменьшения размеров челюстей, которое произошло в процессе эволюции сравнительно недавно.

Выпадение диска. Заболевания нижней части позвоночника обычно являются следствием дегенеративных возрастных изменений, связанных с передачей нагрузки через позвоночник на две, а не на четыре конечности, как это было у наших древних млекопитающих предков.

Выпадение межпозвоночного диска. Выпадение хрящевого диска, являющегося буфером между двумя спинными позвонками, приводит к увеличению механической нагрузки на спинномозговой нерв (сопровождается болями) и уменьшает подвижность позвоночника.

Аппендикс. Аппендицит – заболевание, связанное с инфекционным заражением и воспалением аппендикса – рудиментарного червеобразного отростка слепой кишки.

Грыжа – выпячивание, например, участка кишок из брюшной полости под кожу через естественные или искусственно образовавшиеся в этой полости отверстия.

Варикозное расширение вен – заболевание, выражающееся в потере венами эластичности, вследствие чего они растягиваются и даже расширяются, образуя «узлы». Это приводит к

Плоскостопие. Ослабление свода стопы широко распространено и связано с тем, что вес человеческого тела распределяется только между ступнями ног – 5 мин.

4.Обучающимся выдаются бланки, которые необходимо заполнить:

Сходство и различия человека и человекообразных обезьян:

1. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных.

2. Укажите черты, общие для человека и млекопитающих.

3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

4. Назовите изъяны человеческого тела?

5. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

1.По какому принципу человека относят к классу млекопитающих?

А. Наличие хорды у эмбриона

Б. Бинокулярное зрение

В. Отсутствие хвоста

Г. Наличие диафрагмы

2.Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также образования общества – это…

А. Онтогенез

Б. Филогенез

В. Антропогенез

Г. Микроэволюция

3.Отличие человека от млекопитающих животных проявляется:

А. В наличии молочных желёз

Б. В наличии хорды у эмбрионов

В. В том, что клетки не имеют оболочек

Г. В наличии абстрактного мышления

4.Одно из доказательств родства человека и животных:

А. Наличие волос

Б. Наличие аппендикса у человека

В. Прямохождение

Г. Наличие четырёхкамерного сердца у человека

5.Что изучает палеонтология:

А. Общность и различии в строении

Б. Зародышевое развитие

В. Ископаемые останки

Г. Распределение организмов на Земле – 5 мин.

III. Заключение «Итог урока»:

Вместе со всем классом обсуждается вопрос: «У кого есть сомнения в нашем происхождении от животных?» - 3 мин.

Домашние задание - параграф 69, таблица «Сходство человека с млекопитающими».

Оценки за урок - докладчикам, и работавшим на уроке выставляются оценки, оценки также выставляются за самостоятельные работы – 2 мин.

1. Место человека в системе органического мира.

Царство животные

Подцарство млекопитающие

Тип хордовых

Подтип позвоночных (черепных)

Класс млекопитающих

Подкласс плацентарные

Отряд приматы

Семейство гоминиды (узконосые обезьяны)

Род человек

Вид человек разумный.

2. Сходство человека и млекопитающих животных:

Единый план строения организма

Высокий обмен веществ, постоянная температура тела

Вскармливание детенышей молоком

Внутриутробное развитие зародыша

3. Отличие человека от млекопитающих:

Высокое развитие нервной системы (вторая сигнальная симтема)

Мозговой отдел преобладает над лицевым, развитие головного мозга (по массе в среднем превышает мозг шимпанзе и гориллы в 3-4 раза)

Появление подбородка (развитие речи), прогрессивное развитие областей мозга, связанных с появлением членораздельной речи, усложнение строения аппарата голосообразования

Прямохождение, S-образная форма позвоночника с четырьмя изгибами – амортизация при ходьбе

Стопа имеет свод и пяточная кость

Кисть хорошо развита, большой палец противопоставлен всем

Грудная клетка более плоская

Расширенная форма таза

Развитие специфического для каждого человека узора на пальцах рук

Редукция волосяного покрова

3. Направления эволюции человека: усложнение мозга, форм поведения, формирование признаков, связанных с прямохождением, совершенствованием руки как органа труда.

четырехкамерное сердце, диафрагма, хорошо развитая кора головного мозга, млечные железы, матка, где происходит развитие плода, теплокровность.
3.Используя комнатные растения, укажите черты приспособленности их к выполнению функции воздушного питания.

Воздушное питание растений осуществляется через листья. Плоский зеленый лист представляет собой орган, оптимально приспособленный для усвоения световой энергии. Разнообразие форм листьев не уступает разнообразию жизненных форм: самих растений; прежде всего это относится к формам листовой пластинки и очертаниям края листа, которые кажутся созданными неистовой фантазией художника, одержимого манией поиска новых форм. Для нашего подхода это несущественно. Нас интересует сейчас внутреннее строение зеленого листа, который состоит, по существу, из одной основной ткани (ассимиляционной паренхимы ), в которую включены проводящие воду и вещества и опорные элементы. Эти проводящие сосуды, укрепленные механической тканью, выступают над поверхностью листа, как нервы или жилы, и в совокупности образуют характерную картину жилкования листа.

орган – лист

ткань – основная

клетки – столбчатые (меньше губчатые)

органоиды – хлоропласты

продукт – органические вещества

Вывод: наличие зеленых листьев