Самый большой танк в мире.

Современное развитие бронетанковых войск направлено на увеличение компактности и маневренности машин, то есть, на их облегчение. При их создании на первый план выходит высокая проходимость и подавляющая огневая мощь. Немаловажна также возможность быстрой замены повреждённых модулей. Но ещё относительно недавно конструкторы стремились создавать большие машины с толстой бронёй. В наследство от тех времён нам остался топ самых больших танков в мире.

10. «Объект 279»

Завершает десятку самых огромных танков в мире машина с таинственным названием «Объект 279», появившаяся в 1957 году со следующими характеристиками:

  • длина 9,8 м;
  • высота 3,6 м;
  • боевой вес более 60 т.

Его корпус сделали сплюснутым, как у летающей тарелки. У танка была гидравлическая подвеска и двойные широкие гусеницы, благодаря чему снижалась нагрузка на грунт и повышалась проходимость машины. Но плохая маневренность стала непреодолимым препятствием для допуска танка к испытаниям.

9. TOG I

Это ещё один английский танк, который был создан чуть раньше - в 1940 году. Но при его разработке использовали устаревшие к тому моменту технологии, поэтому собранный единственный экземпляр TOG I для ведения боевых действий оказался бесполезным. Вот что он из себя представлял:

  • длина 10,1 м;
  • ширина 3,1 м;
  • высота 3 м;
  • снаряжённая масса 65 т.

Несмотря на свой солидный вес, этот танк обладал достаточно слабой бронёй.

8. Т-28 Turtle

Американцы задумали сделать свою «Черепаху» и также приступили к её разработке в 1943 году, ещё только готовясь активно ввязаться в боевые действия на западноевропейских фронтах. Габариты громадины должны были быть следующими:


Чтобы покорять природу, человек создаёт мегамашины - самые невероятные в мире техники, возможности и размеры которых поражают воображение. Их да...

  • длина более 10 м;
  • ширина 3,2 м;
  • высота 2,8 м;
  • снаряжённая масса 86 т.

Перед разработчиками стояла задача сделать такую лобовую броню танку, которая выдерживала бы выстрел немецких «Тигров» и «Пантер». Но и в США возможны бюрократические проволочки, из-за которых танк так и не добрался до реальной службы в американской армии, хотя по пути и сменил название на Т-95.

7. А-30 Tortoise

Следующим идёт британский танк А-30 Tortoise, что означает «черепаха». Его первый прототип появился в 1943 году и имел следующие параметры:

  • длина 10 м;
  • ширина 3,9 м;
  • высота 3м;
  • снаряжённая масса не более 78 т.

Этот танк был способен разгоняться всего до 19 км/ч. Медлительным был не только сам танк, но и его разработка, которая затянулась до окончания II мировой войны, а затем уже за ненужностью «Черепахи» она была и вовсе свёрнута.

6. Е-100

Тяжёлый немецкий танк Е-100 попал на шестую позицию. Кстати, его разработка оказалась наиболее продвинутой, но до испытаний дело всё-таки не дошло, поскольку Германия проиграла войну раньше. У Е-100 были следующие параметры:

  • длина более 12 м;
  • ширина 4 м;
  • высота 3,2 м;
  • снаряжённая масса 140 т;
  • главное вооружение - орудие калибром 152 мм.

5. Maus

Далее следует немецкий танк периода II мировой войны, который получил ироничное название «Мышь». Его разработали по личному указанию фюрера, которому пришла в голову мысль усилить вермахт несколькими десятками стальных гигантов. Параметры танку и правда придали впечатляющие:

  • длина 10,2 м;
  • ширина 3,5 м;
  • высота 3,6 м;
  • масса в снаряжённом состоянии 180 т.

Красная армия в конце войны смогла захватить пару опытных образцов танка Maus и отправить их в Советский Союз. Впоследствии из них был собран один экземпляр, которая попала в экспозицию бронетанкового музея в Кубинке.


С древних времён люди странствовали по морям, постепенно совершенствуя свои суда. Современное кораблестроение очень развито, а ассортимент судов стал...

4. FCM F1

Это ещё один французский танк, который начали разрабатывать в 1939 году. Его снабдили сразу двумя башнями, находящимися на разных уровнях. Параметры этого монстра впечатляют:

  • боевая масса 145 т;
  • толщина лобовой брони 120 мм;
  • длина свыше 12 м;
  • ширина более 3,6 м.

В более высокой задней башне должна была стоять 105-миллиметровая пушка, а в передней - 47-миллиметровая противотанковая скорострельная пушка. Французы намеревались изготовить прототип этого танка в конце весны 1940 года, но стремительное наступление вермахта разрушило все эти планы. Осталась неизвестной дальнейшая судьба собранных наполовину прототипов.

3. Kolossal-wagen (K-Wagen)

На третье место попал этот немецкий танк, предназначенный для прорыва вражеских оборонительных линий. Его опытный образец был собран в 1918 году, но когда войска Антанты приблизились к заводским цехам, то немцы решили уничтожить новинку. Параметры его были таковы:

  • длина 13 м;
  • ширина 3 м;
  • высота 3,5 м;
  • боевой вес 150 т.

Как и все первые танки времён Великой войны, он был скорее похож на массивную стальную подвижную крепость. Даже если бы он пошел в серийное производство, то вряд ли смог бы существенно повлиять на ход боевых действий, скорее, отвлекал бы внимание и ресурсы самих немцев. Но, несмотря на это, K-Wagen стал заметной вехой в становлении мирового танкостроения и одним из крупнейших металлических танков.

2. Char 2C

Эта махина была уже французского производства, и именно она стала самым большим танком, запущенным в серийное производство. Весила она 75 тонн и по замыслам проектировщиков должна была с лёгкостью прорывать заградительные линии на передовой. Параметры у танка также были очень внушительными:


Формула 1 - это не просто самый дорогой и зрелищный вид спорта. Это новейшие технологии, это лучшие конструкторские и инженерные умы, это любая...

  • длина 10,2 м;
  • ширина 3 м;
  • высота 4 м.

Но танк получился крайне неповоротливым, кроме того, он уничтожал невероятное количество топлива (на 100 км требовалось свыше 1000 л). Поэтому в 1940 году его сняли с вооружения. Характеристики Char 2C стали венцом развития концепции тяжёлого танка, способного прорывать позиционную оборону, но это было характерно для I мировой войны. Большой проблемой этих машин была огромная масса, делающая их очень медлительными. В случае позиционной войны, для которого этот танк и разрабатывался, это не было большой проблемой, но в начале 1930-х годов стала меняться военная тактика, где уже не было места стабильным линиям фронта. Пришло время маневренной войны, в которой сверхтяжёлые танки были бесполезны. Их было невозможно быстро перебросить на новый плацдарм, а тактическое применение требовало подготовленного тылового обеспечения.

1. «Царь-танк»

Создать такой танк решила Россия в разгар I мировой войны - в 1915 году. Как его только не называли: громко - «царь-танк», «мастодонт», «мамонт», либо скромно - «машина Лебеденко». Параметры крепости на колёсах впечатляют:

  • длина 17,8 м;
  • ширина 12 м;
  • высота 9 м;
  • боевой вес 60 т.

Такого монстра можно было заметить за несколько километров. Орудийная башня этого прототипа покоилась на лафете, поставленном на два огромных колеса. К созданию чертежей этой махины приложили руку знаменитые русские инженеры Стечкин и Микулин. Обслуживать танк должны были минимум 15 человек экипажа. По ровной дороге он мог бы двигаться со скоростью до 17 км/ч. Был выпущен всего один пробный экземпляр подобного танка, но он не прошёл первичных испытаний. Это сооружение трудно было использовать в тактической маневренной войне, скорее это была крепость на колёсах. Обнаруженные серьёзные недостатки поставили крест на всей задумке, в первую очередь они были обусловлены огромными габаритами машины. Поэтому «царь-танк» так и не пошёл в серию, а его пробный экземпляр ждала незавидная участь - в 1923 году его разобрали на металлолом.

Чешского производства было весьма популярно еще в начале XX века. Артиллерийские орудия фирмы Škoda пользовались спросом и за пределами Австро-Венгрии, в состав которой Чехия входила до 1918 года. После образования Первой Чехословацкой республики начались экспортные поставки теперь уже чехословацкого вооружения. Как правило, оно имело удачную конструкцию и обладало вполне адекватной ценой.

В середине 30-х годов к пушкам добавились и танки. По объемам экспортных поставок бронетанковой техники Чехословакия умудрилась занять в межвоенный период второе место в мире, вплотную подобравшись к Великобритании. Первым и одновременно самым массовым образцом чехословацкого экспортного бронетанкового вооружения стала танкетка Praga AH-IV.


На английской основе

Первыми танками чехословацкой армии стали семь французских Renault FT, которые к середине 20-х годов значительно устарели. Особенно это касалось их подвижности, а как раз она начала играть все более и более важную роль на поле боя. Чехословацкие военные не стали изобретать велосипед и обратились к зарубежным специалистам. Далеко идти не пришлось: в соседней Германии, которая с 1920 года по условиям Версальского договора не могла строить и разрабатывать танки, быстро нашелся человек, который предложил свои услуги. Им стал Йозеф Фольмер, разработавший колесно-гусеничную платформу.

С 1923 года в Чехословакии была запущена программа разработки колесно-гусеничного танка KH-50. Продолжалась она до 1929 года, но ничем хорошим так и не закончилась. Разработанный при участии Фольмера танк оказался неудачным, дальше опытных экземпляров на этом направлении дело не продвинулось.

Одна из танкеток CL-P, 1930 год. Именно с этих машин, построенных по лицензии, началось полноценное танкостроение в Чехословакии

«Виновниками» будущего триумфа чехословацкой танковой промышленности стали англичане, а если точнее – чиновники британского военного министерства. В 1929 году они устроили натуральный погром танковым силам своей страны. Поставки танков в войска резко сократились, от чего сильно пострадал один из основных их производителей, фирма Vickers-Armstrongs Limited.

Приоритеты предприятия сместились в сторону экспортных поставок. Основной экспорта стали две машины – легкий танк Vickers Mk.E и танкетка Carden-Loyd Mk.VI. Английские военные, «отпустившие» Vickers-Armstrongs на вольные хлеба, сами едва ли поняли, что натворили. Продавая за рубеж эти машины, английские танкостроители поделились своими передовыми технологиями со всем миром. Прямые «потомки» английских экспортных машин появились в США, СССР, Германии, Польше, Франции, Италии, Швеции и Японии.


Танкетка Škoda MU-2 на испытаниях. Несмотря на весьма прогрессивную конструкцию, чехословацких военных она не устроила

Оказалась в этом списке и Чехословакия. В 1929 году компания ČKD приобрела лицензию на танкетку Carden-Loyd Mk.VI. На следующий год один образец прибыл в Чехословакию. Согласно исследованиям Юрия Тинтеры, на ČKD построили две танкетки, которые получили обозначение CL-P (Carden-Loyd-Praga). Такое обозначение машина получила потому, что в структуру ČKD входила фирма Praga, выпускавшая легковые автомобили и грузовики. CL-P стали первыми танками ČKD, построенными фирмой самостоятельно. Контракт с англичанами подразумевал, что за каждую танкетку ČKD платила правообладателю 75 фунтов стерлингов. Неудивительно, что массовой танкетка CL-P так и не стала.


Škoda MU-4, также оставшаяся за бортом конкурса

Впрочем, гораздо сильнее денежного вопроса на судьбу CL-P повлиял вердикт чехословацких военных. Осенью 1930 года танкетки приняли участие в маневрах, проходивших в Миловице. Английская танкетка военным не понравилась, ее конструкция требовала переделки. Была запущена программа по созданию собственной танкетки, причем на конкурсной основе.

Первой с заданием справилась фирма Škoda, представившая в 1931 году танкетку MU-2. От изначальной танкетки Carden-Loyd в ней осталось немного. MU-2 выглядела как полноценный танк: вместо рубки на ней была установлена одноместная башня. Правда, рубка для механика-водителя значительно перекрывала сектор обстрела справа от башни. MU-2 испытания провалила: брони толщиной до 5,5 мм было явно маловато, да и один пулемет в качестве вооружения чехословацких военных не устроил. Слабоватым для машины оказался и установленный на ней двигатель.

Второй попыткой фирмы Škoda стала улучшенная танкетка, получившая обозначение MU-4. Характеристики машины выглядели значительно лучше. Ее броню усилили до 10 мм, вооружение было увеличено до двух пулеметов ZB vz.26, машина получила 40-сильный мотор. MU-4 представили в 1932 году, а ее доводка продолжалась до 1934 года. Время оказалось упущено.


Опытный образец танкетки P-I на заводских испытаниях. Надпись M.N.O. означает «ministerstvo národní obrany», то есть «министерство обороны»

В отличие от конкурента, на ČKD предпочли взять уже имеющиеся машины и их переделать. Компоновку Carden-Loyd Mk.VI здесь трогать не стали, серьезной переделке подверглось боевое, оно же моторное отделение. От тесной конструкции с колпаками на ČKD отказались, разработав корпус безо всяких карманов по бортам. Место механика-водителя перенесли вправо, впереди был установлен смотровой прибор, который в походном положении откидывался. Командир получил пулеметную установку с относительно широким сектором обстрела. Всего на танке стояло два пулемета ZB vz.26: один использовался командиром, второй располагался справа от механика-водителя.

На крыше боевого отделения появились большие люки, более продуманной оказалась и система вентиляции. Мотор поменяли на двигатель Praga AHN мощностью 30,7 л.с. Боевая масса танкетки, получившей обозначение P-I, выросла до 2,4 тонн, но более мощный мотор позволил сохранить неплохую подвижность. При этом защита машины оказалась вполне приличной: толщина лобовой брони достигала 12 мм, что надежно защищало танкетку от пуль винтовочного калибра.


С точки зрения удобства для экипажа Tč vz. 33 была большим шагом вперед по сравнению с исходной танкеткой Carden-Loyd Mk.VI

Переделанные танкетки получили номера NIX 223, NIX 224 и NIX 225. Также на ČKD построили четвертую танкетку, которая осталась собственностью завода. Испытания P-I начались в 1932 году, по их итогам в конструкцию вносились различные изменения.

17 октября 1933 года в Миловице отправились опытные образцы, а вскоре было принято решение о принятии танкетки на вооружение чехословацкой армии. Официально машина получила обозначение Tč vz. 33 (танкетка образца 1933 года). Опытные экземпляры получили серийные номера 13.359–13.361. Также с ČKD был заключен контракт на выпуск 70 танкеток. Tč vz. 33 стал первым образцом чехословацкой бронетанковой техники, запущенным в массовое производство. Поставки начались в ноябре 1933 года и закончились 10 октября 1934 года. Серийные машины имели номера 13.420–13.489.


Tč vz. 33 на маневрах в Миловице. К концу 30-х годов эти танкетки использовались в основном как учебные машины
Tč vz. 33 стала первой и последней танкеткой чехословацкой армии. Она нашла свое место в системе вооружения чехословацкой армии, но в целом рассматривалась скорее как учебная машина. 23 апреля 1934 года ČKD сдала первые шесть легких танков P-II, позже принятых на вооружение как LT vz.34. Эта машина по всем параметрам превосходила Tč vz. 33. Чехословацкая армия сделала ставку на легкие танки с пушечным вооружением.

Экспортная мелочь

Взгляды чехословацких военных разделяли далеко не во всех странах. Миниатюрные бронемашины активно «разводили» во многих государствах, считая, что маленькие и дешевые пулеметные танки все еще хороши с точки зрения поддержки пехоты. Германия, Италия, Япония, США, Польша – в этих странах танкетки, а также малые и легкие пулеметные танки составляли основу бронетанковых сил.


Иранская делегация и опытные образцы танков для Ирана. Машины еще не имеют вооружения, а роль башен выполняют макеты

При таком положении дел неудивительно, что танкетки и малые пулеметные танки закупались многими государствами. Одним из них стала Персия (с 22 марта 1935 года сменившая официальное название на Иран). В начале 1935 года в Европу отправилась закупочная комиссия во главе с генералом Исмаилом Ханом, имевшая задачу приобрести 3-тонные танкетки. В Париже были проведены переговоры с представителями чехословацких фирм. Иранцы заинтересовались предложениями ČKD, чему поспособствовал агент компании Эмиль Оплатка. В мае иранская делегация прибыла в Прагу. После осмотра продукции ČKD 15 мая впечатленные иранцы заключили договор на приобретение 26 лёгких танков TNH.

От танкеток, впрочем, иранские военные тоже не отказались: по тому же договору закупалось 30 танкеток AH-IV. Хотя оба образца бронетехники пока даже не существовали в металле, проведенная демонстрация внушила закупочной комиссии уверенность в том, что все будет хорошо. Не забыли и о подарке: фирма ČKD вручила иранской делегации опытный образец танкетки P-I. Так чехи попросту избавились от ненужной машины.


Та же танкетка с установленным вооружением и полноценной башней

Если в случае с Praga TNH речь шла о модернизации не очень удачного легкого танка P-II-a, то танкетку для Ирана стали разрабатывать практически с нуля. Ведь даже в модернизированном виде P-I к тому времени выглядела анахронизмом. На ČKD закипела работа, и перед прибывшей в сентябре 1935 года иранской комиссией предстала совсем другая машина. Боевая масса AH-IV выросла до 3,5 тонн, машина стала длиннее на полметра, а по конструкции танкетка стала больше напоминать легкие танки ČKD. Командир получил полноценную башню с круговым сектором обстрела, при этом курсовой пулемет справа от механика-водителя сохранился. На опытной машине, впрочем, поначалу вооружение отсутствовало.

Конструкцию ходовой части, включая разработанную Алексеем Суриным подвеску, танкетка позаимствовала у Praga TNH. На опытном образце использовался такой же двигатель, что и на P-I, но более совершенная трансмиссия и ходовая часть позволили машине разогнаться до 40 км/ч.


Серийный вариант AH-IV. Конфигурация башни несколько изменилась, есть отличия и по корпусу

Иранские военные оказались впечатлены демонстрацией. На момент создания AH-IV была лучшей танкеткой, по боевым возможностям вплотную приближаясь к легким танкам. Ничего удивительного, что заказ был расширен до 50 машин. Цена одной танкетки составляла 1 629 фунтов стерлингов, что было дешевле немецкого Pz.Kpfw.I Ausf.B. В эту сумму не входила стоимость прицелов и пулеметов, их иранцы заказывали у фирмы Československá zbrojovka (ZB) в Брно. Согласно договору, сроком окончания поставок определялся концом октября 1936 года.


Эта же машина сверху. В таком ракурсе AH-IV больше похожа не на танкетку, а на маленький танк

В отличие от TNH, выпуск Praga AH-IVорганизовали не в Праге, а на предприятии в Слани (Slaný), что к северо-западу от столицы Чехословакии. Основной проблемой сборки стало то, что уровень механизации производства здесь был низким. Это не могло не сказаться на скорости исполнения контракта. Еще одной серьезной проблемой стал брак со стороны фирмы POLDI Hütte, которая выпускала броневые листы. Броня оказалась хрупкой.

Поставки затянулись, от чего выиграла, прежде всего, иранская приемочная комиссия, шиковавшая в это время в Праге. В определенном смысле компенсацией для иранцев стала установка в серийные AH-IV более мощных двигателей Praga RH. Мотор объемом 3,47 литра и мощностью 55 лошадиных сил разгонял танкетку до 44 км/ч. В конце концов контракт выполнили почти в срок: к 3 ноября 1936 года Слани покинуло 48 танкеток. Оставшиеся 2 машины, а также опытный образец отправились в Иран уже в 1937 году.


Иранская приемная комиссия на фоне Praga AH-IV, 1937 год. Судя по лицам, иранские военные остались довольны

Чехословацкие танкетки очень понравились иранским военным. В 1938 году начались переговоры о поставках еще 300 машин, но после оккупации Чехии Германией они стали заходить в тупик. Максимум, что удалось иранцам – это приобрести радиостанции Telefunken, которые установили на танкетки. Впрочем, ни рации, ни сами танкетки шаху Пехлеви не помогли. Когда в августе 1941 года была проведена советско-английская операция по оккупации Ирана, танки бездействовали. К слову, уже после войны, в 1947 году, Иран пытался закупить на ČKD запчасти для бронемашин, но, судя по всему, безрезультатно.


Опытный образец танкетки AH-IV-R на испытаниях

Иранский успех чехословацких танкеток, как и в случае с танком Praga THN, был замечен и другими странами. В январе 1936 года после неудачного тура по Европе в Чехословакию прибыла румынская закупочная комиссия. Первоначально речь шла о закупке, аналогичной иранской. Румыны желали приобрести легкие танки TNH (по цене 375 000 чешских крон за штуку), а также танкетки AH-IV (307 000 крон). Позже, в апреле 1936 года, был заключен контракт на поставку 100 Praga P-II-aJ и 35 AH-IV. Легкий танк, впрочем, быстро исчез из контракта, поскольку проиграл конкурс Škoda Š-II, принятому на вооружение чехословацкой армии под названием LT vz.35.


Серийный вариант AH-IV-R, он же R-1

6 августа 1936 года был подписан контракт на поставку 35 улучшенных танкеток, получивших заводское обозначение AH-IV-R. В Румынии эти машины получили обозначение R-1. Цена немного выросла – до 320 585 чешских крон. На эти машины был установлен более совершенный двигатель Praga RHP, планетарная коробка передач Praga-Wilson, а боевая масса выросла до 3,9 тонн. Максимальная скорость выросла до 45 км/ч, увеличился запас хода. Чуть изменилась установка пулемета в башне, а внизу появился специальный «воротник», прикрывавший подбашенный погон от пуль и осколков.


Боевое отделение R-1. Нельзя сказать, что внутри можно танцевать, но для танкетки достаточно просторно и комфортно

Первые 10 R-1 покинули завод в Слани 27 сентября 1937 года. Пока проходили доводочные испытания, были готовы оставшиеся танкетки. Несмотря на некоторую задержку, румынские военные в целом оказались довольны машиной, которую предполагалось использовать как танк-разведчик. В мае 1938 года начались переговоры о лицензионном производстве R-1 в Румынии. 22 февраля 1939 года было подписано соглашение о выпуске R-1 на заводе Malaxa в Решице. Этот автомобильный завод уже имел опыт сборки транспортеров Renault UE.
Предполагалось, что Malaxa соберет 382 танкетки, но реально здесь построили всего одну машину, получившую серийный номер Sr.301.


Финал боевой карьеры танка №31. Где-то под Одессой, сентябрь 1941 года

R-1 активно использовались румынской армией в войне против СССР. В частности, применялись они и в боях за Одессу. Даже в условиях острой нехватки танков и противотанковых средств у Красной Армии на этом участке румынским R-1 сильно досталось. Безвозвратные потери составили 6 машин, из них несколько было захвачено бойцами Красной Армии. Судя по тому, что почти все остальные танкетки требовали ремонта, общая картина потерь выглядела еще более печально.

К лету 1942 года все уцелевшие танкетки вернулись в строй, из них 14 штук к декабрю оказалась потеряно. Морально устаревшие R-1 вывели в резерв. К 1 сентября 1943 года 13 из них находились в кавалерийском училище в Сибиу. Правда, из этого числа только 5 было на ходу. В ноябре возникла идея сделать из них самоходные установки с 45-мм пушками, а башни поставить на ДОТ-ы. От этой идеи румыны отказались, поскольку «сорокопятка» уже не была эффективным средством борьбы с танками. Тем не менее, R-1 довелось повоевать еще раз. После того, как Румыния перешла на сторону Антигитлеровской коалиции, танкетки вновь были задействованы. По иронии судьбы, одним из последних случаев их применения стали бои на территории Чехии.

Палочка-выручалочка для Швеции

Следующими после румын клиентами, которые заинтересовались танкетками AH-IV, оказались крайне неожиданными. Ими стали шведы. Уж в чем, а в отсталости шведскую танковую промышленность в середине 30-х годов обвинять было крайне сложно. Конструкторское бюро Landsverk под руководством Отто Меркера разработало несколько танков передовой конструкции. Landsverk L-60 активно продвигался на экспорт. Имелся в запасе у шведов и более легкий танк, L-120, который предполагалось использовать в качестве разведчика. Его, к слову, шведы также предлагали на внешних рынках.


Опытный образец AH-IV-Sv, осень 1937 года

При этом, однако, шведская армия на тот момент находилась в непростой ситуации. Кроме 10 устаревших Strv m/21 и 3 Strv m/31, ей похвастаться было нечем. Между тем, к середине 30-х годов возрастающее напряжение в Европе стали ощущать и в Швеции. Плотные экономические связи с Германией вовсе не гарантировали безопасности с этого направления, но еще больше шведы опасались СССР. 11 июля 1936 года шведский парламент выделил на модернизацию армии 130 миллионов крон.

Из выделенных денег 6 миллионов шведских крон предназначались на закупку 50 танков. Предполагалось, что машины будут двух типов: пулеметные танкетки боевой массой 4 тонны, а также легкие танки боевой массой 7 тонн, вооруженные пушками. Предлагаемые Landsverk отечественные танки не до конца соответствовали требованиям шведской армии, к тому же они оказались дорогими. Военные все внимательнее поглядывали на зарубежную технику. Могло даже случиться, что вместо Landsverk L-60 шведы, по примеру финнов, могли бы приобрести Vickers Mk.E. Но английский танк быстро вычеркнули из списка, поскольку L-60 был явно лучше.

Тем не менее, в конце 1936 года была организована закупочная комиссия. В нее вошли капитан Эрик Гиллнер из KAAD, подполковник Андерс Бергквист, представлявший пехоту, и майор Йёста Братт из Готаландского лейб-гвардейского танкового батальона. В январе-феврале 1937 года эти офицеры посетили Францию, Польшу и Германию. Во Франции им предложили Renault ACG-1 (AMC-35), Renault YR, а также AMR 35ZT, но эти машины шведов не устроили. В Польше комиссия осмотрела легкий танк 7TP и танкетку TK-S, энтузиазма они также не вызвали. Наконец, в Германии шведским военным продемонстрировали Pz.Kpfw.I Ausf.A. Комиссию он тоже не устроил.


Компоновочная схема AH-IV-Sv. Внутри вполне просторно, особенно для машины такого класса

Наконец, в январе 1937 года начались переговоры между ČKD и директором фирмы Ackumulator AB Jungner из города Оскарсхамн. Обе фирмы были связаны друг с другом: выпускавшиеся в Швеции аккумуляторы (они же NiFe battery) использовались чешской компанией. Jungner решила внести свой вклад в программу перевооружения шведской армии и выступить посредником между ČKD и шведскими военными.

Такой активности аккумуляторного гиганта удивляться не стоит. В состав Ackumulator AB Jungner входила также верфь в Оскарсхамне, то есть имелись производственные площади, позволявшие стоить танки. Не следует упускать из виду и тот факт, что во вновь образованную комиссию, помимо Гиллнера, входили капитан Хельг Юнг, чей брат работал в КБ Jungner¸ а также капитал Фале Бурман, также имевший отношение к фирме.


Серийный образец AH-IV-Sv, она же Strv m/37. Для своего времени это была лучшая танкетка, по ТТХ сравнимая с иными танками

2 марта 1937 года между Ackumulator AB Jungner и ČKD было заключено соглашение о закупке танков на общую сумму в 80 миллионов чехословацких крон. За день до того Гиллнер и Бурман направились в Чехословакию. Они участвовали в испытаниях танков, которые проходили в Исполиновых горах (Krkonoše). Помимо AH-IV, шведским военным представилась возможность испытать и TNH, который произвел на низ большое впечатление. 9 марта на ČKD им показали различные танки и проекты. Среди них был AH-IV-C, пушечный вариант танкетки.
По возвращении в Швецию Гиллнера посетил чехословацкий военный атташе. Мнение Гиллнера было однозначное – необходимо закупать именно чехословацкие танкетки. Они идеально вписывались в принятую в шведской армии концепцию.

В конце марта состоялось совещание, на котором шведское военное руководство еще раз обсудило вопрос, какие танки закупать. L-120, который на испытаниях показал себя не с лучшей стороны, оказался отвергнут. Кроме AH-IV, других кандидатов не осталось. Впрочем, шведы настояли на том, что вооружение и броня должны быть шведские, и это стало только началом переделок. 2 июня 1937 года Сурин представил увеличенную версию танкетки, получившую внутреннее обозначение AH-IV-D. Машина получала более мощный двигатель Volvo. 8 июня последовал еще один визит шведской комиссии. Помимо Гиллнера и Братта, в Прагу прибыл подполковник Эренсверд из генерального штаба. Комиссии показали опытный образец R-1. В ходе испытаний у танкетки заглох мотор, но это не повлияло на решение комиссии. Даже Братт, считавшийся человеком Landsverk, остался доволен.


AH-IV-Sv была несколько больше и значительно мощнее, чем другие танкетки этого семейства

Итоговый вариант машины получил обозначение сначала AH-IV-S, а затем AH-IV-Sv. Было принято решение закупить 48 танкеток стоимостью 37 500 шведских крон за штуку, позже это число снизилось до 46, а цена поднялась до 42 240 крон. Также на 75 000 крон закупались запчасти. Первый опытный образец был готов в сентябре, а в ноябре его проверяла шведская комиссия. Очень довольные результатами тестов, шведы подписали протокол о закупке.

Прототип шведы разобрали и использовали как лекала для подготовки чертежей серийной танкетки. Чехословацкая промышленность изготавливала лишь часть машины, производство остальных агрегатов осуществлялось в Швеции. Броню для танкеток поставлял сталелитейный завод из Авесты, а сборку осуществляли на верфи в Оскарсхамне. Общее руководство производством осуществляли инженер ČKD Гарри Йосс и еще 20 сотрудников чехословацкой фирмы.


На начало Второй мировой войны Strv m/37 были самыми массовыми танками шведской армии

Первые танкетки были готовы в сентябре 1938 года. Шведский вариант получился на 20 см длиннее и на 10 см шире, а его масса выросла до 4680 кг. Толщина брони выросла до 15 мм. На танкетку установили мотор Volvo FC от грузовика LV93–95. Рядная «шестерка» объемом почти 4,4 литра развивала мощность 90 л.с., благодаря чему AH-IV-Sv разгонялась до 60 км/ч. С самого начала машина получила радиостанцию. Более совершенными были смотровые приборы, а башня получила командирскую башенку. Наконец, все вооружение бронемашины, состоявшее из спарки пулеметов ksp 8 mm m/36 strv, находилось в башне. На тот момент это была лучшая танкетка в мире, по характеристикам вполне сопоставимая с некоторыми легкими танками.


Надежность и очень неплохие для своего класса характеристики обеспечили Strv m/37 долгую карьеру в шведской армии

Полностью контракт по выпуску AH-IV-Sv удалось выполнить в феврале 1939 года, тогда же шведы приняли машину на вооружение как Strv m/37. Доводочные работа продолжались и в марте, когда из Чехии пришли об оккупации страны Германией. Йосс принял решение остаться в Швеции.

Что же касается новых танкеток, то они получили серийные номера 131–178. Первоначально они поступили в Готаландский лейб-гвардейский пехотный полк (Göta livgarde, I 2). Strv m/37 оказались наиболее массовым типом шведских танков на начало Второй мировой войны.

Насыщение танкового батальона танками посволило провести первые по-настоящему массовые учения. Осенью 1939 года танки распределили между пехотными полками I 9 (Скараборк) и I 10 (Стренгнес). Как и многие шведские танки, Strv m/37 оказались долгожителями – списали их только в 1953 году. До наших дней дожило 10 таких машин, из них половина находится в ходовом состоянии.

Последняя гастроль

Окончание Второй мировой войны стало началом возрождения экспортных поставок чехословацкой оружейной промышленности. В случае с танками базой стали работы над машинами либо немецкой, либо советской разработки. Для собственной армии началась разработка перспективного танка TVP и ряда проектов легких танков. Постепенно, впрочем, работы свелись к выпуску лицензионных образцов советского происхождения, включая Т-34–85. Тем не менее, первый коммерческий успех ČKD после войны был напрямую связан с довоенной чехословацкого танкостроения.


Модифицированный прототип R-1 на испытаниях, сентябрь 1949 года. На машине испытывался мотор Tatra воздушного охлаждения

В июне 1947 года на Ближнем Востоке начал работать агент ČKD инженер Бальтазар Гермаркян, задачей которого стало продвижение чехословацкого вооружения. Деньги он получал не зря: базируясь в Каире, инженер смог провернуть несколько крупных сделок. В 1948 году он посетил Эфиопию, где смог встретиться с императором Хайле Селассие I. Интерес монарха вызвала, как ни странно, танкетка, которая выглядела устаревшей уже в начале Второй мировой войны. Выбор этот объяснялся просто: крупных танковых баталий в Эфиопии не намечалось, а для противопартизанских функций танкетки вполне хватало.

Император выдвинул следующие требования: машина должна была иметь боевую массу 3,5–4,5 тонны, двигатель воздушного охлаждения, а также хорошо работать в условиях жаркого климата с большим количеством пыли. В ходе дальнейших переговоров, которые проходили весной 1948 года, Эфиопия запросила 20 танкеток. Чехословацкие военные с оговорками, но все же одобрили эту сделку. В случае с легкими танками TNH чехословацкие военные сделку заблокировали, чем, к слову, воспользовались американцы.


В целом AV-IV-Hb мало отличалась от R-1, основные отличия были внутри

Финальной точкой в переговорах стало подписание 24 июня 1948 года в Аддис-Абебе соглашения о поставке 20 AH-IV по цене 26 750 долларов за штуку. Со стороны ČKD договор подписал Гермаркян. С самой танкеткой дело оказалось не слишком сложным: конструктор ČKD Сурин взял за основу прототип R-1 и немного его доработал. На машину был установлен дизельный мотор Tatra 114 воздушного охлаждения. При объеме почти в 5 литров он развивал мощность 65 лошадиных сил. Потяжелевшая до 3930 кг машина развивала вполне приемлемую скорость 43 км/ч. Модифицированная танкетка получила обозначение AV-IV-Hb.


Одна из эфиопских танкеток, 80-е годы. Машина все еще находилась на вооружении

Первые 5 танкеток для Эфиопии были готовы к январю 1950 года. После испытаний в горах танки отправились к заказчику. В течение мая 1950 года было организовано обучение экипажей. В 1951 году Эфиопия заказала запчасти, но тут в дело снова вмешалась политика. Участие Эфиопии в войне в Корее на стороне контингента ООН заблокировало дальнейшие контакты между этой страной и социалистической Чехословакией.

Можно сказать, что чехословацкие коммунисты стали могильщиками чехословацкого танкостроения с точки зрения разработки собственных образцов. Отказ ряду стран в экспортных поставках привел к тому, что в начале 50-х годов чехословацкое танковое производство свелось к лицензионной постройке советских Т-34–85 и СУ-100, причем позже оно переместилось в словацкий Мартин. Этот тот самый случай, когда политика и здравый смысл оказались не совместимы.

Что же касается эфиопских танкеток, то они продолжали служить как минимум до 80-х годов.

ТОП 10 самых больших танков в мире

Современные военные танки становятся все более маневренными, легкими и портативными. На первый план при создании такой техники выходит подавляющая огневая мощь, высокая проходимость, а также возможность быстро восстанавливать поврежденные модули. Тем не менее, еще совсем недавно при конструировании танков главными параметрами были солидные габариты и толстая броня, что позволило создать настоящих «монстров» инженерной мысли.

Десятку самых больших танков в мире открывает «Объект 279», созданный 1957 году. Машина весила свыше 60 тонн, а ее длина составила 9,8 м, при высоте в 3,6 м. Корпус модели был максимально сплюснут и внешне походил на летающую тарелку. Агрегат оснастили двойными гусеницами с каждой стороны наряду с системой гидравлической подвески, которая помогла снизить нагрузку на почву. Из-за плохой маневренности танк не был допущен к техническим испытаниям.

Девятая позиция досталась британскому танку TOG І, созданному в 1940 году. При конструировании машины применялись устаревшие технологии, поэтому единственный экземпляр оказался малоэффективным при ведении боевых действий. Максимальная скорость машины не превышала 8 км/ч, длина танка составила 10,1 м, ширина – 3,1 м, высота – 3 м. Боевая масса машины оценивалась в 65 тонн, при этом бронирование TOG І оставляло желать лучшего.

Восьмую строчку занимает американский танк Т-28 Turtle («Черепаха»). Его создание началось еще в 1943 году, когда США активно готовились к вступлению в войну. Масса рассматриваемой машины составила 86 тонн, а ее длина превысила 10 м, ширина – 3,2 м, высота – 2,8 м. Бронированная лобовая часть должна была помочь союзникам в борьбе с «Тиграми» и «Пантерами», однако из-за бюрократических проволочек Т-28 (позднее переименованный в модель Т-95) так и не поступил на вооружении американской армии.

Седьмая строчка принадлежит британскому танку А-30 Tortoise («Черепаха»), первый прототип которого был создан в 1943 году. Его боевая масса не превышала 78 тонн, длина оценивалась в 10 м, ширина – в 3,9 м, высота – в 3 м. Максимальная скорость машины не превышала 19 км/ч. Разработка танка велась крайне медленно, а после окончания военных действий в Европе все работы по созданию «Черепахи» были свернуты.

На шестой позиции оказался тяжелый немецкий танк Е-100. Разработка этого агрегата продвинулась дальше всего, однако из-за поражения Германии все испытания были свернуты. Масса прототипа составила 140 тонн, при этом в качестве основного вооружения была выбрана 150-мм пушка. Длина корпуса Е-100 превышала 12 м, ширина – 4 м, а высота – 3,2 м.

На пятом месте оказался еще один немецкий танк времен Второй мировой войны – Maus («Мышь»). Он был сконструирован по личному указанию Гитлера, который хотел усилить свою армию несколькими десятками таких гигантов. Размеры танка действительно впечатляли: длина составила – 10,2 м, ширина – 3,5 м, а высота – 3, 6 м. Боевая масса машины оценивалась в 180 тонн. Два опытных экземпляра «Мыши» были захвачены советскими войсками и переправлены в СССР, где впоследствии из них была собрана одна машина, которая была выставлена Бронетанковом музее Кубинки.

Четвертое место принадлежит французскому танку FCM F1, разработка которого началась в 1939 году. Машина получила две башни, располагавшиеся на разных уровнях, лобовую броню в 120 мм и боевую массу в 145 тонн. Длина «монстра» должна была составить более 12 м, а ширина – превысить 3,6 м, однако из-за стремительного наступления немецких войск разработка машины была свернута, а судьба единственного прототипа осталась неизвестной.


Тройку лидеров открывает немецкий танк K-Wagen, главной задачей которого стал прорыв вражеских оборонительных линий. В 1918 году был собран опытный образец, но после продвижения войск Антанты к заводу было принято решение его уничтожить. Масса машины составила 150 тонн, а длина – порядка 13 м, ширина – 3 м, высота – 3,5 м.


На второй позиции оказался французский танк Char 2C – самая большая машина, когда-либо запущенная в серийное производство. По замыслу создателей эта 75-тонная машина должна была прорывать любые заградительные линии противника. Преодолению преград способствовали внушительные размеры «монстра»: длина составила 10,2 м, ширина – 3 м, высота – 4 м. Огромный расход топлива (более 1000 литров на 100 км), а также неповоротливость машины предопределили снятие машины с вооружения в 1940 году.


Безоговорочным лидером по габаритам стал российский «Царь-танк», созданный в 1915 году. Его длина должна была составить 17,8 метра, ширина – 12 м, высота – 9 м, а заметить такого «монстра» можно было с расстояния в несколько километров. Боевая масса машины превысила бы 60 тонн, однако планы разработчиков остались нереализованными. Внешний вид прототипа представлял собой орудийную башню, установленную на лафет, поддерживаемый двумя огромными колесами.

В итоге, современные танки значительно уступают в габаритах историческим моделям, созданным в эпоху Первой и Второй мировой войны. Эти уникальные «монстры» до сих пор поражают воображение своими размерами, массой и толщиной брони.

С момента появления первых танков этот вид военной техники постоянно пытаются модернизировать. Одни разработчики уделяют большое внимание вооружению, другие – броне, а третьи – скоростным характеристикам. Обычно танки не отличаются высокими скоростями. Редко кто из них может преодолеть барьер в 70 км/час (по шоссе). Сегодня мы рассмотрим, какая носит звание «самый быстрый танк в мире».

FV101 «Скорпион»

Одной из самых быстроходных машин среди танков является продукт британского военного производства – танк FV101 «Скорпион». Он выпускался в течение двух с половиной десятков лет прошлого столетия (с 1971 по 1996 года). Этот танк классифицируется как легкий разведывательный, его также называют «боевой разведывательной машиной», сокращенно - БРМ. Несмотря на то, что выпуск данного вида техники давно завершен, танк «Скорпион» все еще находится на вооружении многих армий. Он выгодно отличается своими компактными размерами, маневренностью и высокими скоростями. Эта машина имеет двигатель, выпускаемый известной фирмой «Ягуар». Он способен развивать мощность в 195 лошадиных сил, разгоняя танк до 80 км/час, что делает его одним из самых скоростных в мире. Размеры «Скорпиона»:

Точные данные о толщине брони танка FV101 неизвестны, но предполагается, что она варьируется в пределах от 20 до 60 мм. Оснащен «Скорпион» полуавтоматической пушкой, которая имеет диаметр ствола в 76 мм. Устанавливается она в лобовой части башни.

Т-14

Танк Т-14 – это современная боевая техника российского производства. По классификации эту машину относят к основным танкам (этот термин означает многоцелевую технику, сочетающую в себе такие характеристики, как высокая огневая мощь, защищенность и подвижность). Разработку Т-14 начали в 2009 году, в 2014 году его запустили в производство, и в настоящее время он проходит военные испытания. В ближайшем будущем ожидается, что эта машина появится на вооружении нашей армии. Танк Т-14 славится своей высокой скоростью. По шоссе он способен разогнаться до скорости, превышающей 80 км/час. Мощность его двигателя составляет от 1 350 до 1 800 лошадиных сил – она меняться в зависимости от форсировки. Размеры машины довольно внушительные – ее длина (с учетом пушки) составляет 10,8 м, ширина – 3,5 м, высота – 3,3 м. По сравнению с другими современными танками, Т-14 имеет ряд серьезных преимуществ:

Еще одна боевая машина, которая способна развить скорость по шоссе до 80 км/час, а по пересеченной местности - до 60 км/час, – это танк китайского производства Тип 99. Он относится к категории основной боевой танк и находится на вооружении Китайской Народной Республики с 2001 года. Количество экземпляров, выпущенных с начала производства, превышает 750 штук. Этот танк является улучшенной версией своего предшественника – танка Тип 98. На новой модели был установлен более мощный дизельный двигатель с мощностью в 1,5 тыс. лошадиных сил. Кроме того, по сравнению с танком Тип 98, Тип 99 имеет усовершенствованную систему управления огнем, а на лобовые проекции башни и корпуса танка установлена встроенная динамическая защита. Основным вооружением этой машины является гладкоствольная 125-миллиметровая пушка – копия орудия советского производства 2А46. Габаритные размеры танка Тип 99:

История Леопардов началась в далеком 1956 году, и с тех пор этот танк претерпел немало изменений. Леопард 2А7, поступивший на вооружение армии Германии в 2014 году, отличается высокой скоростью, хотя он и медленнее, чем танки, рассмотренные нами ранее. Он оборудован двигателем в 1,5 тыс. лошадиных сил. Скорость Леопарда 2А7 по шоссе способна достигать 72 км/час. Этот танк представляет собой последнюю, седьмую по счету модификацию танка, известного под именем Леопард 2. Он отличается от предыдущей версии (Леопард 2А6) улучшенной противоминной защитой, накладными элементами, которые защищают башню, лобовую часть корпуса танка и две трети борта от снарядов, усовершенствованной системой связи, реализацией технологии «цифровая башня», добавлением в боекомплект современных снарядов и еще целым рядом нововведений. С каждой новой модификацией танк увеличивал свою массу. Последняя версия весит порядка 70 тонн. Вооружен Леопард 2А7 120-миллиметровой пушкой. Размеры этого танка составляют:

Еще один танк, скорость которого превышает 70 км/час (около 71 км/час по шоссе), – это основной боевой танк французского производства, известный как Леклерк. Его серийное производство было начато еще в 1990 году, а уже два года спустя он появился в войсках французской армии. Разработчиками особое внимание уделялось именно скоростным качествам танка. В результате Леклерк, за счет замены традиционной брони на активную, значительно уменьшил свою массу (весит он порядка 54,5 тонны), что позволило улучшить его скоростные характеристики. Этот танк также отличается довольно компактными размерами:

Главное этого танка – 120-миллиметровая гладкоствольная пушка. Леклерк оборудован современной электроникой, которая значительно упростила работу всего экипажа и повысила эффективность танка.

Скорость для танка – это важный показатель, но далеко не единственный. Поэтому даже самый быстрый танк в мире может по своим характеристикам значительно уступать другим, более медленным машинам.

Современный танк представляет собой боевую машину, без которой сложно представить хоть одну более или менее серьезную военную компанию. Несмотря на то, что времена массовых танковых сражений, которые помнят поля Второй мировой войны прошли, все ведущие страны мира продолжают развивать свою технику.

В этой статье мы рассмотрим все самые современные боевые танковые единицы и выясним, какая машина представляет собой самый лучший танк в мире.

Первое место - М1А1 Абрамс (США)

Несмотря на то, что эта машина была выпущена ещё в восьмидесятых годах, до сих пор она является самой грозной силой в танковых баталиях. Естественно, за тридцать лет танк пережил несколько серьезных модификаций, что сделало его не только конкурентоспособным, но и вывело на первое место среди всех танков мира.

Танк обладает английским нарезным орудием М86А1 (105 миллиметров) или немецким гладкоствольным орудием М256 (120 миллиметров, которое спаривается с 7.62 миллиметровым пулеметом М240. У люка размещается 7.62 миллиметровый пулемет, а у командирской башни - 12.7 миллиметровый пулемет и пара шестиствольных гранатометов, заряжающихся дымовыми гранатами).

Абрамс - не только самый лучший танк в мире. Он имеет самый большой опыт в практическом применении. Очень хорошо он показал себя во время войны в Ираке, где американские танки с легкостью уничтожали Т-72, стоящие на вооружении армии Саддама Хуссейна.

Второе место - Леопард (Германия)

Первое поколение данной боевой машины было создано в шестидесятых годах прошлого века с целью противопоставления мощным танкам стран Варшавского договора. Уже тогда он представлял собой грозную силу, но сразу же после его выпуска компания Porshe приступила к разработке новой генерации. Уже в 1979 году он поступил на вооружение. Мало какой еще танк конца 70-х годов способен конкурировать с современными моделями.

Машина имеет сложную многослойную броню композитного типа, которая сделана из смеси стали и вольфрама. При этом ее полости заполняются пластиком и керамикой. Леопард имеет 120-миллиметровую пушку и два пулемета, один из которых спаривается с установленной в башне пушкой.

Танк служит в армиях 18-ти стран мира по всей планете.

Третье место - T-90 (Российская Федерация)

Самый лучший танк в Российской Федерации, не считая показанного в этом году на праздновании 70-летия Победы танка Т-14 на базе “Арматы”, который еще не заступил на боевую службу, а потому в этом рейтинге не учитывается. Он снаряжен 125-миллиметровой пушкой, которая способна вести огонь с помощью бронебойных, кумулятивных, осколочно-фугасных снарядов и противотанковых ракет. Крыша оборудована 12,7-миллиметровым пулеметом, который стреляет со скоростью 700-800 выстрелов в минуту. Он предназначен для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям. С пушкой спаривается 7.62-миллиметровый пулемет, который бьет на расстояние двух километров.

Т-90 не только широко используется в российской армии, но и очень хорошо покупается многими странами. Он является самым продаваемым танком в период с 2001-го по 2010-й год. Машина имеет множество разных модификаций.

Четвертое место - Merkava IV (Израиль)

Израильской армии из-за ее географического положения пришлось очень много воевать в 20-м веке, доказывая состоятельность своего государства. Именно поэтому в этой стране достаточно много внимания уделяют военной технике. Машина Меркава имеет очень хороший уровень защиты экипажа, напоминая крепость на гусеницах. Установленное 120-миллиметровое орудие позволяет стрелять противотанковыми ракетами. Кроме того, установлены два 7.62-миллиметровых пулемета.

Тем не менее, у Меркавы есть и недостатки, главным из которых является то, что его можно эффективно использовать исключительно на твердой земле при отсутствии осадков.

Пятое место - Challenger-2 (United Kingdom)

2-ое поколение английских боевых машин, выпуск которых был налажен в 1994 году. Несмотря на то, что им уже более 20-ти лет, они до сих пор показывают свою эффективность. Защищенность экипажа Челенджеров немногим уступает своим израильским аналогам. Из боевых орудий имеется 120-миллиметровое нарезное орудие, способное поражать цели на расстояниях до двух километров с высокой точностью. Также имеется спаренный пулемет (7.62 миллиметра), который установлен у башни. Он способен вести огонь по противнику в воздухе. Кроме того, имеется 40-миллиметровый миномет.

Шестое место - AMX-56 Леклерк (Франция)

Французская боевая машина имеет звание самого быстрого и маневренного танка. Его скорость может достигать 76 километров в час. Броня состоит из сплава титана, вольфрама и керамики. Также имеется и неплохое вооружение: 120-миллиметровое орудие, имеющее в обойме 22 снаряда. Кроме того, Леклерк оснащен двумя пулеметами, нацеленными на огонь по наземным и воздушным целям. Танк не только является самым быстрым, но и самым дорогим. Производство одной единицы обходится в шесть миллионов евро.

Седьмое место - Type 99 (Китай)

Народная армия Китая также может похвастаться достаточно мощным танком. Таковым является Type 99. Он сделан на базе советского Т-72, однако отличается от него значительно. Главным отличием является более совершенная броня, которая обеспечивает ему сохранность при ракетном ударе. Кроме того, Type 99 имеет систему ослепления вражеских танков-лазеров, что позволяет сбить вражескую прицельность.

Из оружия имеется 120-миллиметровое орудие, которое позволяет выполнять залпы снарядами, содержащими необогащенный уран, а также контролируемыми ракетами. Кроме того, имеется пулемет и пара гранатометов, оснащенных гранатами.

Восьмое место - 1A1 (Республика Корея)

Мощный танк, стоящий на вооружении южнокорейской армии, имеет высокий показатель защищенности экипажа, благодаря разделению экипажного отделения с боекомплектом. Машина является улучшенной версией первых Абрамсов, которая более адаптирована для применения в азиатских условиях. Имеется 7.62 и 12.7-миллиметровые пулеметы и 120-миллиметровая пушка.

Девятое место - Т-84 (Украина)

Т-84, который был произведен на Украине, прослыл как достаточно быстрый танк. По расчетам, на 1 тонну массы машины приходится 24 лошадиные силы, благодаря чему Т-84 может разгоняться до 70 километров в час. Танк является сильно модифицированной версией советского Т-80. Из оружия имеются пулеметы и гладкоствольное орудие. Башня имеет зенитное орудие, нацеленное на борьбу с воздушной угрозой. Кроме всего прочего, Т-84 может быть оснащен орудием, отвечающим стандартам армий стран НАТО.

Некоторые эксперты и вовсе считают, что Т-84 являются самыми лучшими танками на постсоветском пространстве.

Десятое место - Зульфикар (Иран)

Иранская военная техника является весьма внушительной силой на Ближнем Востоке. Не зря Израиль считает своим стратегическим противником именно эту страну. Данная модель является результатом серьезной модификации, проведенной над советским Т-72. Танк имеет 125-миллиметровую пушку, спаренные пулеметы и зенитное орудие. Зульфикар (на иранском это означает “меч”) способен выпускать 20-килограммовые снаряды со скоростью в 800 метров в секунду, что является впечатляющим результатом.