Проект "безмолвная антарктида". Природные условия и ресурсы антарктиды

Антарктида - самое холодное и загадочное место на всей планете. Континент полностью покрыт коркой льда, поэтому данные о полезных ископаемых на территории этой ледяной пустыни весьма скудные. Известно, что под толщей снега и льда находятся залежи угля, железной руды, драгоценных металлов, гранита, хрусталя, никеля и титана.

Столь незначительные познания о геологии континента объясняются трудностью проведения исследовательских работ по причине низких температур и слишком толстого ледяного панциря.

Особенности рельефа Антарктиды

99,7% поверхности материка покрыто льдом, средняя толщина которого составляет 1720 м. Подо льдами Антарктиды рельеф неоднороден: в восточной части материка выделяют 9 регионов, различающихся по периоду формирования и своей структуре. Восточная равнина имеет перепады от 300 метров ниже уровня моря до 300 м выше, Трансантарктические горы проходят через весь континент и достигают 4,5 км в высоту, немного меньший горный хребет Земли Королевы Мод тянется на 1500 км вдоль и подымается до 3000 м вверх, равнина Шмидта заняла высоту от -2400 до +500 м, Западная равнина расположилась примерно на уровне моря, дугообразный горный хребет Гамбурцева и Вернадского растянулся на 2500 км, Восточное плато примыкает к равнине Шмидта (+1500 м), горная система принц Чарльз находится в долине МГГ и гряда Земли Эндерби достигает высоты в 3000 м.

В западной части расположились три горных системы (массив Элсуорт, горы м. Амундсена, хребет Антарктические полуострова) и равнина Бэрда, расположенная на 2555 метрах ниже уровня моря.

Теоретически, наиболее перспективными для добычи можно считать регионы на периферии континента - внутренняя часть Антарктиды изучена мало, а любые исследовательские работы осложняются удаленностью от берега.

Виды полезных ископаемых

Первые данные о залежах минералов, руд и металлов появились еще в начале прошлого века - тогда удалось обнаружить пласты каменного угля. На данный момент их более чем двухсот точек по территории Антарктиды только две доподлинно определены как месторождения - это залежи железной руды и каменного угля. Производственная добыча из обоих месторождений в условиях Антарктиды считается абсолютно не рентабельной, хотя и каменный уголь и руда являются востребованными материалами для добычи во всех странах.

Среди прочих минералов и руд в Антарктиде присутствуют медь, титан, никель, цирконий, хром и кобальт. Драгоценные металлы представлены золотом и серебром на Западном побережье Антарктического полуострова. На шельфе моря Росса обнаружены газопроявления в буровых скважинах, что свидетельствует о возможных залежах природного газа, однако их объем не установлен.

Ресурсы и месторождения

(Озеро Восток на глубине более 3.5 км подо льдами Антарктики )

Доподлинно известно, что в Море Содружества месторождение каменного угля включает в себя более 70 пластов и может достигать нескольких миллиардов тонн. Кроме того, пласты угля, хоть и в меньшем количестве, присутствуют в Трансантарктических горах.

Несмотря на возможность нахождения других месторождений, геологические исследования Антарктиды развиваются только в направлении определения наличия полезных ископаемых в определенных зонах.

Более тщательные разведывательные миссии или промышленная добыча ископаемых на территории Южного Полюса нерентабельна, требует огромных материальных затрат, человеческих ресурсов и законодательных тяжб, т.к. правовой статус Антарктиды определяется «Договором об Антарктике» и предусматривает использование региона только в мирных и научных исследованиях, без права на территориальную принадлежность какой-либо из стран. Таким образом, любая добыча полезных ископаемых возможна только при условии международной кооперации и больших дотаций, направленных на исследовательскую работу, а не на получение прибыли от реализации найденных ископаемых.

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО» Кафедра физической географии и ландшафтной экологии Природные ресурсы Антарктиды АВТОРЕФЕРАТ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ студента 4 курса 421 группы направления География географического факультета Рассоха Алексея Николаевича Научный руководитель доцент Зав. кафедрой профессор, д.г.н. Т.Д. Крысанова В.З. Макаров Саратов 2016

2 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время изучение Антарктиды является актуальной темой, так как материк и его прибрежные территории являются резервом полезных ископаемых всей планеты. Здесь находятся уникальные площадки для научных исследований, как истории изменения климата на Земле, так и современных проблем глобального потепления и загрязнения антарктических ландшафтов. Целью выпускной бакалаврской работы является анализ природных ресурсов Антарктиды. В рамках поставленной цели решались следующие задачи: - проанализировать литературные, картографические и электронные источники; - дать общую характеристику Антарктиды; - проанализировать минеральные, водные и биологические ресурсы; - выявить особенности использования природных ресурсов в рекреационных целях; - проанализировать экологические проблемы Антарктиды. Основными методами исследования являлись: метод теоретического анализа и картографический метод. Исследован 31 источник. Из них 9 литературных, 21 электронный, 1 картографический. Работа состоит из 3 разделов. Первый раздел называется общая характеристика Антарктиды. Второй, природные ресурсы Антарктиды. Третий, экологические проблемы Антарктиды. Основное содержание работы 195 лет назад завершилась первая русская антарктическая экспедиция под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева, доказавшая существование шестого материка. Работа посвящена этому событию. 2

3 Общая характеристика Антарктиды. Антарктида имеет особый международно-правовой статус, который был определѐн международным Договором об Антарктике в 1959 году. Он определил использование Антарктиды в интересах всего человечества исключительно в мирных целях. Материк не может являться предметом международных разногласий.некоторые страны всѐ же имеют территориальные претензии на него. Но Договором об Антарктике они заморожены. Отличительной чертой материка является то, что на нѐм нет постоянного населения. Есть только небольшие поселения - научные станции, предназначенные для проведения наблюдений за погодой, состоянием окружающей среды и научных исследований по метеорологии, гляциологии, геофизике, биологии, геологии. Согласно договору любая страна в научных целях имеет право создать свою станцию южнее 60 о южной широты (сайт РАЭ [электронный ресурс]). Общее количество человек, находящихся в Антарктиде, составляет летом человек, зимой человек. Ещѐ примерно 1000 человек, включая экипажи судов и ученых, присутствуют в водах Антарктики (статистика стран мира [электронный ресурс]). Российская Федерация имеет в Антарктиде 5 действующих научных станций (рисунок 1). К ним относятся: Беллинсгаузен, Мирный, Новолазаревская, Восток, Прогресс. Кроме действующих станций есть законсервированные: Ленинградская, Дружная, Союз, Русская, Молодѐжная, Полюс Недоступности, Советская. 3

4 Рисунок 1 Карта Российских Антарктических станций (сайт РАЭ [электронный ресурс]) Природные ресурсы Антарктиды. Антарктида богата разнообразными природными ресурсами, среди которых наибольшее значение имеют: минеральные, водные и биологические. Растѐт интерес к рекреационным ресурсам. В Антарктиде известны практически все виды полезных ископаемых. Проявления и признаки полезных ископаемых обнаружены более чем в 170 пунктах Антарктиды (рисунок 2). Докембрийские щиты наиболее богаты месторождениями металлов - железа, титана, хрома, марганца, никеля, меди, 4

5 золота, платины и других. А также месторождений слюды, драгоценных камней и самоцветов . Но согласно договору их добыча запрещена до 2048 года. Рисунок 2 Карта полезных ископаемых Антарктиды (горная энциклопедия [электронный ресурс]) Среди водных ресурсов большое значение имеют антарктические льды, в них сконцентрировано около 80% всей пресной воды Земли. Они представляют особый интерес с точки зрения перспектив использования их в качестве резерва пресной воды. Под ледяным щитом Антарктиды расположено более 140 подлѐдных озѐр, самым крупным из которых является озеро Восток. В работе 5

6 отмечается, что озеро находится в зоне пристального внимания учѐных всего мира, поскольку проводимые исследования смогут дать ответы на вопросы относительно естественных изменений климата, которые происходили, и будут происходить на планете (Зотиков, 2011). Биологические ресурсы материка очень бедны. В работе даѐтся краткая характеристика растительного и животного мира прибрежных островов и льдов, прибрежных оазисов, нунатаков и ледникового щита. Биологические ресурсы имеют большое значение для научных исследований. Один из видов цветущих растений луговик антарктический используют для выведения новых морозоустойчивых сортов пшеницы или ржи. В рекреационных целях в Антарктиде используются следующие природные ресурсы: геоморфологические, водные, биологические и ландшафтные (природно-континентальные и природно-аквальные). К числу наиболее используемых геоморфологических рекреационных ресурсов относятся: массив Винсон, пик Ульветанна, вулканы Эребус и Сидлей. Рельеф Антарктиды также благоприятен для осуществления спортивной рекреации. На ледяном плато проводятся легкоатлетические марафоны и велотуры. Водные ресурсы используются в таких видах рекреации как яхтинг, каякинг, подлѐдный дайвинг, купания в озѐрах. Ежегодно в водах Южного океана проводится гонка на яхтах вокруг материка. Также с водными ресурсами связано образование такого уникального рекреационного объекта как «кровавый водопад». Биологические ресурсы используются в познавательной рекреации. Антарктические оазисы используются в спортивной и познавательной рекреации. Несмотря на суровость климатических условий, интерес к Антарктиде постоянно растѐт, что подтверждается диаграммой (рисунок 3). 6

7 Рисунок 3 Динамика посещений туристами Антарктиды (IAATO [электронный ресурс]) В период с 2009 по 2012 год наблюдалась отрицательная динамика в связи глобальным экономическим кризисом. По данным IAATO число туристов на сезон гг. составило человек (IAATO [электронный ресурс]). Наибольшую популярность материк вызывает у американских туристов (таблица 1). Доля туристов из России составляет около 1%. Таблица 1 Количество туристов разных стран, прибывающих в Антарктиду (составлено автором по данным IAATO) Страна Количество туристов США Австралия 3833 Китай 3558 Великобритания 2313 Канада 1569 Германия 1479 Франция 911 7

8 Япония 715 Нидерланды 624 Другие 4426 Большая часть мест посещений расположена на Антарктическом полуострове. Всего же туристами посещается около двухсот мест, из которых менее 10% посещают более туристов. Экологические проблемы Антарктиды. Основной экологической проблемой Антарктиды является увеличение антропогенной нагрузки на материк, в связи с расширением человеческой деятельности на станциях и с увеличением потока туристов. Влияние туристической деятельности представлено в таблице 2. Таблица 2 Потенциальное воздействие туризма на природу Антарктиды (Коростелѐв, 2013) Деятельность Круизные путешествия Яхтинг Поведение суше на Потенциальные воздействия Воздействие на морскую фауну (пингвины, киты, тюлени) Подводное шумовое загрязнение Деградация окружающей среды от совокупного воздействия сточных вод и случайных загрязнителей (мусора, нефти, вредных жидкостей и пр.) Распространение неантарктических видов флоры и фауны Потенциальные морские аварии (например, столкновение судов) Вещи, случайно оказывающиеся за бортом Столкновения птиц с элементами морских судов (особенно ночью) Воздействие на морскую фауну (пингвины, киты, тюлени) Подводное шумовое загрязнение Фактор беспокойства для представителей фауны Нарушение репродуктивной активности животных Привыкание животных Случайно оставленные вещи (полиэтиленовые пакеты, камеры, бумага и пр.) 8

9 Воздействие на ландшафт (повреждѐнная растительность, нарушение снежного покрова и пр.) Воздействие на бентос при постановке на якорь Для решения экологических проблем большую роль играет создание охраняемых районов Антарктиды. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение Антарктиды имеет большое значение для мировой науки. Проводятся исследования метеоритов в Антарктиде. Ведѐтся постоянный мониторинг состояния окружающей среды Антарктики. В России вручаются государственные гранты на проекты по изучению современной динамики Антарктического ледникового щита. Формируется новая федеральная целевая программа по исследованиям в Антарктиде. В Антарктиде существуют перспективы освоения потенциальных минеральных ресурсов, но по Конвенции регулирования освоения минеральных ресурсов (1998), их добыча запрещена до 2048 года. В настоящее время в наибольшей степени используются рекреационные ресурсы Антарктиды. Представленные материалы в бакалаврской работе, характеристика природных ресурсов Антарктиды, картографический и разнообразный графический материал могут использоваться туроператорами при разработке туристических маршрутов в Антарктиду. 9


Антарктида Антаркти да континент, расположенный на самом юге Земли, центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом. Антарктиду омывают воды Южного океана. Площадь континента составляет

МБОУ Верхне-Любовшенская ООШ имени В.Г.Куликова учитель географии Чекулаева О.А. Тема урока: «Природа Антарктиды» Цель урока: развивать творческое воображение на основе создания представлений о своеобразии

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!,. -, ;,., ;, - ; -,.?? -?? -,???, -? -?, -.,.,. -,. 4 С ОДЕРЖАНИЕ 6-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17. 18-19 20-21 22-23 24-25 26-27 28-29 30-31 32-33? 34-35. 36-37 38-39 40-41 - 42-43

Название команды Название доклада Тема доклада «Восток» Шестой континент Ж i Мы встревожены тем, что Антарктида может повторить судьбу остальных пяти континентов и потерять свой первозданный облик, будучи

VI. Примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся * Примерное тематическое планирование уроков географии в 7-м классе по учебнику «География. Земля планета людей» 1 Введение. Что изучают

Тестовые задания для проведения вступительных испытаний по географии разработаны на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования администрации Артинского городского округа Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Сухановская

Тематический план по географии 7 класс Всего 68 ч, 2 час в неделю Наименование разделов, тем Кол. часов Тема 1 «Введение» 3 ч 2 В том числе на работы практические контрольные примеч ание Тема 2 «Население

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4» г.белгорода «Согласовано» Руководитель МО Рогуля Л.И. Протокол 1 от «28» августа 2015 г. «Согласовано» Заместитель

Недавно я прочёл книгу Елены Ленковской «Повелители времени. Две кругосветки». Её главные герои - современные подростки попадают в прошлое, в 1819-1820г.,и становятся участниками антарктической экспедиции

ГЕККОН_Доклад 1 2 Название команды Название доклада Тема доклада Морошка Мы в раздумье! Ж На уроках в 7 классе наш учитель географии интересно рассказывал об Антарктиде. Мы решали вопрос о том, что будет

Приложение к Образовательной программе на 2016-2017 учебный год (7-11 классы), утвержденной приказом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 21» г. Калуги 145/01-08 от 26.08.2016 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета

Календарно тематический план Тема раздела, урока Кол-во Сроки п/п часов Введение 3 Что изучает физическая география материков. Материки и части света. 2 Практическая работа: Обучение приемам работы с источниками

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ» ФАКУЛЬТЕТ БИОТЕХНОЛОГИИ КАФЕДРА БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА вступительных

Тема: Антарктида: географическое положение, открытия и исследования, природа. Цели урока: 1) образовательная сформировать представление об особенностях ГП материка; познакомить учеников с историей открытия,

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ от 23 июня 2015 года 336 Об утверждении Порядка создания (объявления) особо охраняемых природных территорий регионального значения В соответствии со статьей

Пояснительная записка Рабочая программа по географии для курса 7 класса учитывает требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта. За основу взята программа А.И.Алексеева, В.В.Николиной

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. 7 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч) ВВЕДЕНИЕ (2 ч) Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.

Аннотация к рабочей программе по географии для 7 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 35 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района города Казани (общеобразовательный уровень)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Лавы Елецкого муниципального района Липецкой области Урок географии в 7 классе тема: Антарктида. Географическое

Тестовая работа по теме: «Биосфера. Географическая оболочка» Базовый уровень 1. Оболочка жизни 1) географическая оболочка 2) биосфера 3) литосфера 4) гидросфера 5) атмосфера 2. Первым (нижним) высотным

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Туристские регионы мира» 1. Опишите физико-географические и экологические предпосылки, населенческий и историко-культурный факторы развития 2. Дайте оценку природно-рекреационного

Модули по предмету «География», функционирующие под Linux 1. Австралия и Океания материк и острова. Природа Австралии и Океании. П2 2. Антарктида - ледяной континент. Тематическая контрольная работа. К2

Содержание образования по географии в 6 9 классах Изучение географии направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы,

Билеты по географии 9 класс Билет 1 1.Формы, размеры, движение Земли и их географические следствия. 2. На территории Азиатской части России находятся крупнейшие угольные бассейны мира. Но при этом многие

Приказ от «29» августа 206 г.. 43 Рабочая программа География 6 класс на 206 207 учебный год Козлов А.Е. Первая квалификационная категория г. Скопин, 206г. Предметным результатом изучения курса «География»

Адаптированная рабочая программа для 7 класса VII вида по географии для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа

Приложение к рабочей программе УТВЕРЖДАЮ Директор И.А. Пудов Приказ от т Календарно-тематическое планирование по географии в 8 классе урока Тема урока 1 Что изучает физическая география Сроки проведения

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ 1. Стандарт общего образования по географии для поступающих в вузы. 2. Основание: подготовка предэкзаменационных материалов. 3. Цели: Изучение географии на

Уро ка Дата Календарнотематическое планирование по географии для 7 классов на 2015 2016 учебн год Учебник: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев «География материков и океанов» 7 класс. Изд. «Дрофа»,

Предметными результатами изучения курса «География» 8 классе являются следующие умения: осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять основные географические закономерности взаимодействия

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях,

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI VII классы)/, опубликованной в сборнике нормативных

Календарно-тематическое планирование по географии. С использованием учебника Душиной И.В., Коринской В.А., Щенева В.А. «География. Материки, океаны, народы и страны». Москва, «Дрофа», 2009 год урока 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 127 с углубленным изучением отдельных предметов» г.перми Рабочая программа по географии для обучающихся 7 классов

Региональная комплексная контрольная работа ВАРИАНТ 1 Прочитай текст. Ещѐ в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. О ней ходили легенды. Говорили

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 1. Источники географической информации. 1.1 План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы 1.1.1 Сравнение свойств географической

1. Географическая характеристика Африки Климат - климатические зоны, морской климат или континентальный, осадки, температура. Водные ресурсы и их характеристика. Типы ландшафта - растительные зоны, их

ФОРМА_2 Название команды Название доклада Тема доклада Эковзгляд Антарктида последний резерв человечества?! Ж 1 28 января отметили очередную годовщину открытия Антарктиды, почти 200 лет назад российские

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения географии в основной школе учащиеся должны знать/понимать географические особенности природы материков и океанов, географию народов

География билеты/билеты 10, 10-11 Билет 1. 1. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира. 2. ЭГХ Зарубежной Европы Билет 2. 1. Основные формы государственно- территориального

Разработка теоретических основ экологически чистых технологий и технических средств бурения и реализация их в условиях ледников Антарктиды с целью определения закономерностей изменения палеоклимата и биосферы

Часть 1 К каждому из заданий 1 12 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии отводится 45 минут. Абитуриенту разрешается

Карты география 6-7 классы 1 Великие географические открытия 1 Экологические проблемы Мира 2 Народы России 2 Народы Мира 3 Антарктида (физическая карта) 3 Арктика (физическая карта) 4 Природные зоны. Растения

Разработка урока географии в 7 классе. География материков и океанов. Тема: «Природа Антарктиды». Цели урока: 1. Обучающие: познакомить с особенностями природы Антарктида: объяснить влияние географического

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «География», входящего в перечень вступительных испытаний по основной образовательной программе высшего образования. Программа составлена

ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ для поступающих в Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова в 2014 году Пояснительная записка Содержание вступительных испытаний определяется на основе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия 69 имени С. Есенина г. Липецка Рассмотрена на заседании кафедры социальных дисциплин Протокол от Утверждена приказом МАОУ гимназии 69 г.

АРКТИКА И АНТАРКТИКА ТЕРРИТОРИЯ ОТКРЫТИЙ Художественнопросветительский проект Твой полярный круг Идея С помощью современных художественных приемов, основанных в первую очередь на технологии мультимедиа,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По учебнику В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков океанов, 7 класс М.: Дрофа,2013 2014-2015 учебный год урока Раздел Тема урока Количество часов

Планируемые результаты Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: показывать материки и части света; приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов; давать характеристику

Паспорт учебного проекта по географии Учебный проект «Загадочная Антарктида» Автор: Язовских Наталья Илларионовна, учитель географии МКОУ «Восточная средняя общеобразовательная школа» Частоозерского района

Еще в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. О ней ходили легенды. Говорили всякое, но чаще всего о том, что богата она золотом и алмазами.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 10 КЛАСС НА 2016/2017учебный год сроки урок а план 1 Сент- 5.09 факт Раздел. Тема урока Введение. (1 час) Что изучает экономическая и социальная география

РАЗВИТИЕ ЭКОТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИРАКСКОГО КУРДИСТАНА Абдулрахман Ю.О. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург Экологический туризм имеет широкие перспективы развития, и в современном

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях

1 Пояснительная записка Рабочая программа по Географии материков и океанов 8а, 9в, 9б классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по Географии материков и океанов, соответствующей

Календарно-тематическое планирование Физическая география. Материки и океаны. 7 класс Название темы урока Содержание темы Характеристика видов учебной деятельности Дата п/п план факт примечание Раздел

Название курса: «Человек и океан» Название на английском языке: Ocean and Mankind Трудоемкость (объем в аудиторных часах) 24 ч (12 лекций). Форма отчетности зачет. Аннотация Курс посвящен изложению широкого

«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МКОУ «СОШ 1» / / ФИО 20 г. «Согласовано» Руководитель МКОУ «СОШ 1» / / ФИО Приказ от 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Мартыновой Любови Сергеевны, 1 квалификационная

Министерство образования Республики Беларусь Белорусский государственный университет Географический факультет Демографические риски XXI века (к Международному дню народонаселения) Материалы III Межвузовской

Планируемые результаты освоения учебного предмета Рабочая программа составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения, примерной программы основного

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 22 г. Орла РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя высшей квалификационной категории Шишковой Марины Альбертовны ПО ГЕОГРАФИИ 6 класс (базовый уровень) 2014-2015

Тематическое планирование по географии для 8 класса учитель Миронова С.А. урока Тема урока Количество часов Что изучает физическая география России (час) Что изучает физическая география России Наша Родина

География 6 класс Содержание раздела (темы) Планируемые результаты изучения раздела (темы) Раздел «Географическое познание нашей планеты» Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни

Страница: 1 ТЕСТ 25 Фамилия, имя Прочитай текст. Класс ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ Ещё в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. Отважные моряки отправлялись

Пояснительная записка Рабочая программа по географии составлена на основе программы География. 6- классы. / Сост. Сиротин В.И. - М., Просвещение, 2006. Данная программа составлена для обучающихся 7а

30.08.2016г. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ФГБУ «ВНИИ ЭКОЛОГИИ» Разделы Наименование УДК 1 Научная литература 1700-1914гг. 1.1 Произведения классиков марксизма-ленинизма 1.2 Произведение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 73» Рассмотрено на заседании МС Протокол 1 от 28 августа 2017г. Принято на заседании Педагогического совета Протокол

Материально-техническое обеспечение кабинета географии (20) Оборудование кабинета: А) п/п Наименование оборудования Количество (штук) 1. Ученические парты 13 2. Ученические стулья 26 3. Стол учителя 1

География и рельеф Антарктиды

Замечание 1

Антарктида – материк с экстремально низкими температурами, лежащий на южном полюсе земного шара. Вся территория континента покрыта льдами (исключение – небольшие районы в западной части). Общая площадь материка – более млн. кв. км.

Территория Антарктиды расположена в двух поясах – субантарктическом и антарктическом, лежит на Антарктической плите. В результате тектонических разломов значительная часть территории приподнялась. Из-за плотного ледяного покрова поверхность материка сильно расчленена.

Континент омывают Атлантический, Тихий и Индийский океаны, моря Росса, Амудсена, Беллинсгаузена и Уэдделла.

Крупные острова континента – Земля Александра I, Кларенс и Десепшен. К северу от южной границы простирается Арктический полуостров. К крупным полуостровам Антарктиды относятся: полуостров Хат-Пойнт, полуостров Эдуарда VII, полуостров Моусона.

Трансарктические горы делят территорию на Западную и Восточную Антарктиду:

  1. Западные территории отличаются более сложным рельефом, ледяной наст прорывают многочисленные хребты. Территория, прилегающая к Тихому океану, отличается наличием небольших равнин и нунатаки – горных вершин, высящихся над ледяным покровом.
  2. В восточной части горы чередуются с глубокими впадинами. Толща льда скрывает Горы Гамбурцева, сопоставимые п размеру с Альпами.

Замечание 2

Самая чистая вода на планете находится в море Уэдделла. Она позволяет увидеть с поверхности на глубине до 70 м различных представителей растительного и животного мира.

Протяженность береговой линии составляет 30 тыс. км, она слабо изрезана. Берега в виде шельфовых ледников или высоких ледяных обрывов. В Антарктиде есть активные и спящие вулканы.

Природные ресурсы

В Антарктиде много разнообразных природных ресурсов, наибольшее значение среди которых имеют:

  1. Минеральные ресурсы. В Антарктиде встречаются практически все полезные ископаемые. Признаки и проявления залежей полезных ископаемых обнаружены более чем в 170 местах территории. Здесь есть богатые месторождения титана, железа, марганца, хрома, меди, никеля, платины и золота, драгоценных камней и самоцветов, угля, слюды. На континенте значительные запасы нефти.
  2. Водные ресурсы. В антарктических льдах сконцентрировано порядка 80% всей пресной воды земного шара, что представляет огромный резерв. Вглубь континента преграждают путь шельфовые ледники. Встречаются горные и покровные ледники. Под ледяным щитом находится порядка 140 подледных озер. Самое крупное озеро – о. Восток имеет глубину 1200 м.
  3. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир беден.
  4. Рекреационные ресурсы. В качестве данных ресурсов используются геоморфологические (пик Ульветанна, массив Винсон, вулканы Сидлей и Эребус), биологические (познавательная рекреация), водные (каякинг, яхтинг, купание в озерах, подледный дайвинг) и ландшафтные (природно-аквальные и природно-континентальные) ресурсы, спортивная рекреация (легкоатлетические велотуры и марафоны).

Климатические условия

На материке очень холодные, как зима, так и лето. Средняя годовая температура равняется -60 ºС. Абсолютный минимум был зарегистрирован в1983 году и составил -89,2 ºС. В зимний период температура колеблется от -60 до -75 ºС, а летом поднимается до -50 ºС. На побережье климат более мягкий, средняя температура колеблется от 0 до -20 ºС.

Континент расположен внутри Южного полярного круга, поэтому в зимнее время наблюдается круглосуточно полярная ночь, а летом – полярный день.

Материк сильно отдален от экватора, поэтому получает намного меньше тепла, чем остальные континенты Земли.

Антарктида – ледяная пустыня, ее поверхность отражает в пространство около 80% света.

С высокогорных массивов дуют сильные ветры (в отдельных районах до 320 км/ч). Количество выпавшего снега в год, как правило, не превышает 10 см.

Растительный и животный мир

В антарктической пустыне растительность отсутствует. Она встречается на окраинах континента, в антарктических оазисах. На местности, свободной ото льда, растут грибы, лишайники, мхи, низкорослый кустарник. Больше всего водорослей – около 700 видов. Из цветущих растений только антарктический луговик и колобантус кито. Луговик – злаковое светолюбивое растение. Небольшие кустики могут достигать 20 см. Хорошо переносит заморозки, поэтому используется для выведения новых морозоустойчивых сортов ржи и пшеницы. Колобантус относится к семейству гвоздичных. Высота взрослого растения не превышает пяти см, оно имеет подушкообразную форму с маленькими белыми и бледно-желтыми цветками.

Животный мир Антарктиды представлен млекопитающими, насекомыми, птицами, ракообразными и др. животными. Животные обитают только в местах, где есть растительность. Окружающие континент воды богаты зоопланктоном. В чрезвычайно холодной воде живут ледяные рыбы.

Замечание 3

Одним из самых крупных животных, обитающих у Антарктиды является синий кит, привлекаемый туда большим количеством креветок.

На побережье обитают морские леопарды, тюлени, морские слоны, синий полосатик и горбач. На северном побережье можно встретить императорских пингвинов, пингвинов Адели, пингвинов Склатера. Иногда к берегам континента заплывают черно-белого или песочного цвета дельфины, называемые также морскими коровами. Основу питания крупных животных составляют рыба, кальмары, криль.

Морские леопарды могут достигать длину 3,8 м и более. Осенью они подходят близко к берегу, где охотятся на пингвинов и молодых морских котиков.

Колонии пингвинов и морские котики чаще всего дрейфуют на льдинах вдоль побережья, а к началу зимы собираются у Южной Георгии.

В пресных озерах материка обитают дафнии, рачки, круглые черви и сине-зеленые водоросли.

На скалах гнездятся чайка, буревестник, бакланы. Материк является родным домом для поморников и полярных крачек.

Природа Антарктиды хорошо подходит беспозвоночным членистоногим. Здесь обитает около 70 видов клещей и 4 вида вшей. Из насекомых на островах обитают бабочки, жуки и пауки. Встречаются блохи, пухоеды, комары. Только на материке живут черно-угольного цвета комары-звоны. Основная часть насекомых и беспозвоночных была занесена на континент птицами.

Статья содержит информацию, которая позволяет лучше понять особенности и отличительные черты материка. Дополняет данные из курса географии за 7 класс. Объясняет сложности, которые не позволяют начать добычу полезных ископаемых на территории Антарктиды.

Природа Антарктиды

Природа Антарктиды завораживающая, и в то же время загадочная. Это самый малоизученный материк планеты. Объясняется это уникальными климатическими условиями. Территория почти полностью покрыта льдом.

Сложные климатические условия также влияют и на возможность использование природных богатств материка.

Льды Антарктиды имеют в своем составе 80% пресной воды планеты. Основная материковая территория находится за полярным кругом, поэтому здесь можно наблюдать такое явление как полярный день и полярная ночь.

Интересно: На полюсе длительность такого явления достигает 6 месяцев. Лишь раз в год в этой местности происходит восход и заход солнца.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Крайне жесткие природные условия и особенности климата стали причиной того, что большая часть материка не имеет флоры и фауны. Такое явление в научном сообществе именуется как ледяная антарктическая пустыня.

Основу видового разнообразия Антарктики составляют:

  • бактерии,
  • лишайники,
  • грибы,
  • водоросли,
  • несколько видов покрытосеменных растений.

Рис. 1. Антарктические грибы.

Более богат видовой ряд побережья. Южный океан содержит в своих водах достаточно рыбы, и поэтому на берегах гнездится масса птиц: пингвинов, поморников, буревестников, бакланов.

Рис. 2. Птица буревестник.

В морских водах обитают синие киты, кашалоты, водятся ластоногие.

Многие из представителей животного мира находятся под охраной защитников живой природы.

Природные зоны Антарктиды

Большая часть материка находится во власти ледяной антарктической пустыни.

Представители местной фауны по большей части являются обитателями океанских глубин.

Рис. 3. Ледниковый рельеф.

Материк условно разделяется на две природные области. Западная оконечность материка представлена подледным горноподобным и ледниковым рельефом. Восточная Антарктида отвоевала большую по площади территорию материка.

Более полутора десятков государств (16), и Россия не исключение, основали здесь научные базы, на которых осуществляется исследовательская деятельность относительно природы материка. В 1959 г. по предложению СССР был ратифицирован Международный договор об Антарктиде, который категорически запрещает здесь испытания любых видов вооружения.

Заманчивыми для большинства стран являются перспективы, которые позволят в будущем добывать, пока скрытые во льдах, природные ресурсы Антарктиды.

Некоторые государства проявляли инициативу в вопросах разработки месторождений полезных ископаемых. С 1991 г. внесено предложение о запрете подобных видов деятельности. Причина в том, что вторжение человека в хрупкую экосистему материка может стать фактором, который приведет к необратимым последствиям.

Геологическая разведка все же проводится для того, чтобы выяснить точное количество запасов, которые могут находиться в недрах материка.. Всего получено оценок: 178.

Раздел 2 МАТЕРИКИ

Тема 4. Антарктида

§38 Растительный и животный мир. Природные богатства

Вспомните

Какие растения и животные встречаются в полярных широтах?

Рис. 137.Антарктическая лишанка и антарктический аир - единственные цветковые растения Антарктики

Рис.138. Пингвины

Своеобразие растительного и животного мира. Антарктида расположена в зоне антарктических пустынь. Поэтому видовой состав растений и животных небогатый. Жизнь, как и в любых других пустынях, сосредоточенное преимущественно в оазисах Антарктиды. Однако они не имеют ничего общего с африканскими или австралийскими оазисами. К антарктических оазисов принадлежат области на краях материка, где изредка встречаются участки без ледникового покрова, который летом здесь успевает немного оттаять. Поэтому только в оазисах можно встретить лишайники и мхи. А в расположенных здесь небольших озерах распространены сине-зеленые водоросли. На Антарктическом полуострове обнаружено даже цветочные растения (рис. 137).

Жизнь большинства животных материка связано с антарктическим побережьем и океаном. Самые распространенные животные Антарктиды - пингвины. Это птицы, которые не летают, но хорошо плавают (рис. 138). Рядом с маленькими пингвинами Адели есть императорские, масса которых достигает 50 кг, а высота - более 1 м.

Факты сегодня

Пингвины и люди. На острове Питерман поселилась одна из наиболее интересных колоний пингвинов. их разрешено фотографировать на расстоянии 20-50 м. Однако такая надоедливая любопытство со стороны людей нарушает покой и влияет на жизнь пингвинов, которые тысячи лет живут и выводят птенцов именно в этой местности. Есть опасения, что пингвины-за наплыва туристов могут изменить свое место жительства.

Настоящим королем воздуха Южного полушария называют альбатроса, который сопровождает судна (рис. 139). Много здесь и других птиц - буревестников, чаек, бакланов, которые на скалах устраивают птичьи базары.

В прибрежных водах Антарктиды обитают тюлени (рис. 140), морские слоны и морские леопарды. В антарктических морях много китов, среди них и крупнейшие животные мира - синие киты, длиной около 33 м и массой до 150 тонн. Питаются они преимущественно крилем - мельчайшими рачками. За прошедшие десятилетия через чрезмерный промысел количество морских млекопитающих в прибрежных водах материка значительно сократилась. С 1967 года они находятся под охраной.

Природные богатства. Материк богат на минеральные и водные ресурсы. В его недрах найдены значительные залежи железной руды, никеля, хрома, меди, слюды, горного хрусталя. Велика вероятность залегания здесь нефти и алмазов. В Антарктиде сосредоточено 80 % запасов пресной воды мира, законсервированной в ледниках. Уже существует первый опыт транспортировки антарктических айсбергов к берегам Кувейта (страна Персидского залива).

В будущем ресурсы Антарктиды, возможно, будут использоваться. А пока что, согласно международному соглашению, добыча полезных ископаемых на материке не ведется. Что же стоит на пути? На любом другом материке во время добычи полезных ископаемых в местах добычи остаются огромные терриконы пустой породы или карьеры. А в Антарктиде такие выбросы породы на поверхность вызовут таяние материкового льда, что неизбежно приведет к катастрофе в Антарктиде и на земном шаре в целом. Ведь если в Антарктиде бросить на лед или снег любой, даже небольшой предмет, например кусок дерева, лед под ним начнет просто на глазах таять и предмет погружаться вглубь. Это происходит через значительное солнечное излучение, которое концентрирует тепло на предмете. Итак, добыча полезных ископаемых в Антарктиде возможно только за новых технологий, которые разрабатывают в настоящее время отдельные развитые страны мира (Япония, США).

Рис. 139. Альбатрос

Рис. 140. Тюлень Ведделла

Факты современности

Запрет на разработку полезных ископаемых на материке. Хотя соглашение относительно разработки природных богатств Антарктиды не была принята, однако ее положения внесены в протокол об охране окружающей среды континента, который был принят в сентябре 1991 года в Мадриде. Протоколом предусмотрен запрет на коммерческую разработку полезных ископаемых на материке на 50 лет. Сейчас острой необходимости разрабатывать залежи полезных ископаемых в Антарктиде нет, а новые технологии еще несовершенны.

Антарктический международный туризм. В последнее время растет количество туристов, посещающих Антарктиду (рис. 141). Преимущественно это побережье Антарктического полуострова. Среднее количество туристов в год составляет 15 000, что для материка Антарктида является настоящим туристическим бумом. Они прибывают на материк морским путем. Такой значительный по антарктическими меркам поток туристов обусловлен насыщенностью побережья интересными природными и историческими объектами времен первых исследований и освоения материка.

Рис. 141. Туристы в Антарктиде

На побережье есть старая станция Порт-Локрой - историческое место, которое переоборудовано под музей. Там даже существует магазин сувениров. Сюда заходят практически все суда, посещающие этот район Антарктиды.

Бывают иностранные туристы и на украинской станции «Академик Вернадский».

Факты современности

Чем интересуются туристы в Антарктиде. Больше всего привлекает туристов экзотика, в частности колонии пингвинов. Фирмы, которые организовывают такие путешествия, проводят инструктаж среди туристов по поведению в Антарктиде, который сводится к таким рекомендациям: после себя не оставлять любого мусора; ни в коем случае не наступать на растения, поскольку след на поверхности будет сохраняться 10-15 лет; не приближаться слишком к животным, чтобы их не потревожить. Туристы в Антарктиде должны обязательно придерживаться этих правил.

Органический мир Антарктиды очень беден, что объясняется преобладанием на материке зоны ледяных пустынь.

Антарктида богата на минеральные и водные природные ресурсы.

В Антарктиде быстро развивается международный туризм.

Вопросы и задания для самопроверка

В Антарктиде в последние годы интенсивно развивается туризм. Составьте краткий путеводитель для тех, кто посещает материк.

Справедливо ли утверждение «Антарктида - пустыня»?

В чем заключается опасность использования природных богатств Антарктиды?

Охарактеризуйте своеобразие органического мира материка.