Приемы фехтования Katana Club. Как появился самурайский меч катана: мифы и действительность

На другом конце земли в Японии, искусство владения клинком развивалось по несколько иным законам, тесно привязанным к качеству оружия.

Пока мечи были тяжелыми и прямыми - ими кололи, как только стали изготавливать сталь для легких и острых клинков - катана - ими стали больше рубить. Катана - легкий изогнутый клинок, который легко и быстро можно было выхватить из ножен (одновременно с ударом), что часто спасало жизнь бойцу. Первый удар играл важнейшую роль в схватке. Фехтование в европейском смысле, катана " не любил", так как не выдерживал сильных ударов по своей боковой поверхности и был хрупким оружием.

Недостатки катаны в сравнении с шашкой.

1) Стандартная катана короче.
2) Школа фехтования подразумевает, что противник также вооружен катаной и не сможет сделать укол с вытянутой руки, парировать который катаной еще можно, а вот противопоставить что - либо - нет, из - за длинны клинка и двуручной техники.
3) Сила удара. Шашка тяжелее, размашистее, иначе сбалансирована, удар, обрушиваемый на противника, парировать очень сложно, катану же отбить ввиду ее легкости проще.
4) То, что каждый самурай был мастером единоборств - это миф, он был обычным служакой в лучшем случае, в худшем - просто землевладелец, у которого был меч. Ввиду того, что мастерское владение японским мечом подразумевает несколько лет упорных тренировок, а базу шашки/сабли можно освоить гораздо быстрее у европейцев явное преимущество. Ну и масса условностей, национального характера, окружающая японскую фехтовальную технику, сильно влияет на ее качество.
5) Самураи - конные лучники. Меч стал развиваться гораздо позднее и как вспомогательное оружие.
6) Основная масса солдат в армиях японских императоров - далеко не самураи, а обычные вооруженные и немного обученные крестьяне и наемники. Сравните их с казаками или регулярной европейской армией.
7) Катана делалась из дрянной стали. Как бы она не превозносилась в кино, настоящий японский меч очень редко можно было противопоставить европейскому оружию, ибо в Японии металла нет, и нормальные мечи они стали делать только из привозной стали.

В защиту катаны скажу, что для своего времени и внутри японии - это было грозное, но гражданское оружие. Плюс сама идеология и красота фехтования часто вызывает восхищение.

Катана - результат намеренного облегчения меча для повседневного ношения, в бою часто использовали меч тати, он длиннее, тяжелее, более изогнут и носился лезвием вниз, а не вверх, как катана или шашка. Основная задача этого меча была - свалить сильным ударом противника на землю и колющим ударом добить. Зачастую, добивали даже не этим мечом, а кодзукой - маленьким ножом, похожим на перочинный. Удар в сердце или в глаз.

Преимущества катаны.

Катана была очень удобна своей универсальностью. Это и одноручное, и полуторное (хват усилен второй рукой) оружие одновременно, в зависимости от того, как лучше ее владельцу. Во время битвы в конном строю самураи пользовались только одной рукой, но когда им приходилось спешиваться, они, чтобы воспользоваться преимуществом большого веса своего меча, задействовали уже обе руки.

Первоначально техника боя при использовании катаны состояла только из широких круговых рубяще-режущих движений мечом, но со временем, по мере ее развития, количество приемов в арсенале самураев значительно возросло. Весомым преимуществом катаны перед обычным мечом европейского образца является возможность наносить при помощи нее как колющие и рубящие удары, так и режущие, а ее длинная рукоять позволяет более активно маневрировать мечом. Благодаря этому, самурай мог при использовании в бою обоих рук, описывать мечом круги с достаточно большой амплитудой, при этом, не затрачивая больших усилий.

В общем, различных техник боя на мечах в Японии существует огромное количество. Некоторые из них основной упор делают на умение мгновенно уходить с линии атаки противника, нанося при этом вертикальный удар по нему в то время как другие развивают технику блокировки при помощи меча. Но эти способы мы рассмотрим позже.

Фехтование катаной - искусство

Фехтование с использованием катаной изначально называлось кэн-джитсу, но это название уже устарело и очень редко используется. Сейчас фехтование с катаной чаще называют просто кэндо.. Главной особенностью этого искусства является то, что мастера совершают минимальное количество движений во время боя. Настоящий мастер фехтования на катанах должен уметь побить противника одним только движением, он должен за несколько секунд успеть выхватить катану из ножен, ударить противника и вернуть катану в ее ножны.

Существует легенда, связанная с фехтованием на катанах. В ней рассказывается о том, что однажды молодой человек по имени Ходзе Дзинсукэ основал фехтовальную школу. Главной целью этого юноши, к осуществлению которой он шел целых три года, было совершить месть за смерть его отца. Для этого он очень долго тренировался, и в итоге стал столь быстр, что мог убить человека тогда, когда тот только еще дотрагивался до своего меча.

Мастера боя на катанах

Сейчас возможности, которыми обладают мастера, занимающиеся фехтованием на катанах, нам - не посвященным людям - кажутся просто уникальными. К примеру, человек, отменно владеющий катаной, может разрубить летящую в воздухе каплю воды на две части, и еще до того, как частички капли упадут на пол, успеет спрятать катану в ножны.

В прошлом слава мастеров, которые прекрасно владели катаной, «гремела» на всю Японию. Таких людей ставили в пример каждому самураю, ведь один известный мастер в бою мог принести столько же пользы, сколько несколько десятков бойцов более низкого класса мастерства.

Одним из самых известных воинов, великолепно фехтовавших на катанах, имя которого помнят и сегодня, был Такэда Синген, живший в шестнадцатом веке. Однажды этот человек с помощью всего десяти самураев три месяца оборонялся от вражеских воинов, численность которых достигала полторы тысячи. Вражеский отряд так и не смог победить Такэда Сингена с его соратниками, и отступил. В истории Японии есть имена еще многих людей, настолько же хорошо владевших знаменитым японским мечом.

Самурайское воинское искусство

Начало искусству владения мечом самураев было положено еще в десятом-одиннадцатом веках. Между искусством фехтования у японцев и у европейцев существовала огромная разница.

Японское фехтование содержит в себе достаточно мало элементов, при помощи которых принято сражаться в европейском фехтовании. Обычно боец в начале поединка занимал определенную стойку, при этом в руках он держал поднятую катану. После перемещения на исходную позицию, боец стоял, не шевелясь и ничего не делая. Он просто ждал, пока его соперник не выдержит и откроется. Когда это происходило, боец наносил молниеносный удар, иногда таких ударов было сразу несколько, но в большинстве случаев даже одного из них хватало для того, чтобы убить противника.

В десятом-одиннадцатом веках в Японии существовало около 1700 школ, в которых изучали боевое искусство кэн-дзюцу, то есть фехтования на катанах. И в каждой из этих школ бои проводили именно описанным выше способом. При этом меч зачастую держали сразу обеими руками, хотя его вес вполне позволял орудовать лишь одной рукой.

Современное фехтование на катанах

Начало современному фехтованию на катанах было положено в двенадцатом веке, после объединения Японии под властью дома Токугава. Именно тогда кэндзюцу преобразилось в кэндо, и стало не просто боевым искусством, а настоящей школой по самоусовершенствованию личности, и не только с физической, но и с нравственной стороны. В настоящее время кэндо является одним из самых популярных видов спорта в Японии, в котором используется не настоящее оружие, а его спортивные муляжи из дерева и бамбука.

Самые первые деревянные мечи, носившие названия боккэн или боку-то и по своему внешнему виду ничем не отличавшиеся от настоящих, были сделаны в Японии в семнадцатом веке. Эта идея пришла в голову одному из известнейших тогдашних мастеров меча - Миямото Мусаси. Правда, стоит отметить, что этот меч был весьма опасным оружием, так как при помощи него можно было без особого труда проломить голову противника, либо переломать ему руки или ноги. Именно поэтому многие самураи хранили их у себя в изголовье, так как в случае внезапного нападения они могли обезоружить и захватить своего противника без лишнего кровопролития, просто сломав ему что-либо.

Способы вызова на бой

Самураи могли вызывать на бой другого самурая, не произнося не слова. Для этого достаточно было сделать определенный жест или поступок. К примеру, если к катане одного самурая прикоснулась катана другого самурая, он мог воспринять этот как вызов на бой.

Когда самурай замечал, что его собеседник прикасается к ручке своей катаны, или что он ее осторожно поглаживает, он немедленно вынимал свою катану из ножен. Так же поступал самурай и в том случае, когда кто-либо случайно (или специально) отталкивал его ножны.

Такое поведение считалось оскорбительным, и воин обязан был немедленно защитить свою честь и честь своей главной святыни - катаны.

Также вызовом на бой для самурая было клацанье об ножны гардой. И если самурай не замечал этого, и не успевал подготовиться к защите, то он мог быть даже убит на месте. Поэтому самурай всегда должен был быть чрезвычайно внимательным, чтобы заметить опасность, ведь очень часто, невнимательность могла стоить ему жизни.

Катана «для всех случаев жизни»

Известно, что фехтование при помощи катаны состоит из немногих движений, но это не всегда так. К примеру, самураям нужно было уметь при помощи катаны сбивать летящие со всех сторон стрелы, при этом не забывая уклоняться от них. Для этого нужно было уметь очень быстро вращать мечом, описывая круги и восьмерки. В идеале самурай должен был создать вокруг себя практически невидимую, стремительно вращающуюся «веерную защиту».

Работа с катаной

Хотя вес катаны сравним с весом прямого европейского меча, техники боя, тем не менее, у этих двух видов холодного оружия абсолютно различны. Так, при работе с европейским мечом, предполагается использование его инерции движения, а сам удар наносится с «проносом», таким образом, получается, что человек движется за своим мечом, что создает значительные проблемы воину при попадании по цели.

В противоположность этому, при использовании катаны, все происходит с точностью до наоборот, то есть человек имеет полную власть над своим мечом. Удар катаной также наносится с использованием массы тела, но не с привычного обыкновенного шага, а с приставного, при котором тело получает значительно больший толчок в сторону движения, чем даже при развороте тела. Сам удар при этом наносится фиксированно, на необходимый вам уровень, а лезвие меча при ударе останавливается строго в том месте, где необходимо мастеру.

Таким образом, даже если удар не попадет в цель, меч не тянет за собой своего владельца, как в случае использования европейского меча, а позволяет ему мгновенно изменить направление движения для защиты, либо для последующего удара.

Особенности фехтования катаной

Одной из главных особенностей ведения боя катаной можно считать практически полное отсутствие разделения техники боя на привычные в европейском фехтовании «блок-удар». Дело в том, что даже защита при помощи катаны сводится к уходу с линии атаки и нанесению мечом по оружию своего противника ударов, известных под названием «слив» (или «сбив»). Уход от атаки противника при этом происходит не назад, а вперед и в сторону, с последующим нанесением атакующего удара.

Также стоит не забывать о том, что при нанесении прямого удара катаной, можно разрубить практически все, и в этом случае японский доспех, впрочем, как и европейский, не является надежной защитой. А значит, результат поединка при разнице умений противников определяется буквально в течение первых ударов. Другое дело - поединок двух равных по силе мастеров, которые могут долго завораживать зрителей своим «танцем».

Интересно, что в современном «кэндо» существует особый вид поединка, так называемый, «поединок сердец», при котором мастера просто без движения стоят либо сидят и смотрят друг на друга. При этом проигравшим считается тот, кто первый не выдержит и потянется к оружию. Это еще одно подтверждение тому, что кэн-до - искусство не только физического, но и нравственного совершенствования.

Если сравнивать технику боя катана с поздним европейским фехтованием.

Техника боя катана сходна с немецкой школой - рубящий удар по плечам и голове важнее уколов в корпус. Соответственно, подобный подход делает ее менее эффективной по сравнению с общеевропейской техникой.

КТО КОГО?

Встречи мастеров запада и востока в поединках отмечены крайне редко потому нельзя судить и противопоставлять школы, но те не многие факты говорят о преимуществе европейских мастеров.

В войне России с Японией 1903-1905 года, японцы всегда проигрывали сабельный бой в конном строю. Они особенно сильно недолюбливали казаков. Один из генералов японской армии говорил: "К этим русским самураям невозможно подступиться". Разговор шел или о черкесах или о казаках, но и те и другие имели на вооружении шашки.

Казакам и другим европейцам, кстати, традиционно проигрывали не только японцы, но и китайцы.

Есть интересные сведения, что после революции Мейдзи, японцы неоднократно проводили соревновательные командные встречи, против сборной европейцев, проживавших в Японии. На традиционном для каждой стороны оружии - катана против европейских шпаги или лёгкой сабли.
Так вот, как показали первые встречи, для того что-бы на этих соревнованиях побеждать, японцы должны были собирать сборную из самых лучших мастеров меча со всей Японии. Сразу выяснилось, что среднему уровню европейского фехтовальщика - добротному любителю (верхний предел любительского уровня - ну, откуда тогда взяться в Японии европейцу фехтовальщику-профессионалу, и тем более чемпиону?) даже самурай, владеющий кен-дзюцу сильно выше среднего (профи!), в большей части случаев, проигрывает.
Т.е. недостатки своего оружия японцы были вынуждены компенсировать не просто высоким, а высочайшим классом своих бойцов.
И именно по итогам этих встреч, японцами было принято психологически тяжёлое решение - офицерский состав и кавалеристов, в реформируемой японской армии, вооружать лёгкими саблями европейского типа.
И никаких катан!

Недостатки японского фехтования.

Удержание оружия двумя руками (потеря скорости), меньшая длина клинка, широкие замахи (В Европе в индивидуальной схватке (дуэли) палаш всегда проигрывал шпаге) , малоподвижная стойка, убогое парирование, слабая техника уколов (а то и вовсе ее отсутствие), хрупкие клинки.

Шпага против катаны.

У японцев техника уколов развита слабо, они, в основном, рубят. Рубить одной рукой легче. Как бы то ни было, против шпаги катана - ничто. Ну не сможет ничего сделать шпажисту человек, держащий обеими руками катану и пытающий ею рубить. Шпажист просто будет отходить назад и делать рывок вперед (техника бокса). При этом удерживая катану в двух руках теряется поворотливость, радиус действия, ловкость (отходить от ударов сложнее).
Можете сами проверить. Возьмите ровную палку длиной примерно с катану, такую же дайте напарнику (при условии что уровень подготовки у вас одинаково хороший, ну или одинаково плохой). Держите свою палку наподобие самурайсекого меча, а напарник пусть держит её как шпагу. И посмотрите кто первый сможет нанести удар - укол.

"Превосходство японского оружия" - это очередная легенда (карате, медитация, Брюс Ли, плейер, ниндзя и Sony).
Качество холодного оружия, которое в Японии считается превосходным, для Европы того же периода - типовое.
А самое страшное холодное оружие, - французские дуэльные шпаги, начала 19 века.

МИФ О БИТВЕ СТИЛЕЙ.

Уникальная битва, демонстрирующая эффективность боевого фехтования испанцев, произошла в 1574 году у побережья Манилы. Испанский гарнизон из трёхсот человек, большая часть которых не успела надеть доспехи, противостоял отряду пиратов, состоящему из японцев и китайцев, вдвое превышающему количество испанцев. По словам историка Тена Датуса и филиппинского этнографа Оттли Бейера, в отряде пиратов насчитывалось несколько сотен хорошо подготовленных самураев и бывших военных китайской армии. Из нескольких тысяч пиратов был создан десантный отряд, состоящий из шестисот наиболее подготовленных бойцов, который и высадился на берег. Испанцы такой возможностью не располагали, и в бой пошли все, включая даже 50 - 60-летних ветеранов. К концу боя пираты были вынуждены отступить, потеряв более четырёхсот человек, у испанцев оказались убитыми около пятидесяти. При этом японский отряд, отказавшийся отступать, следуя кодексу чести самурайского сословия, был уничтожен почти полностью.
Примечательно, что исход сражения решило именно холодное оружие: каких-либо укреплений в Маниле не было, характер боя не позволял применить мушкеты и аркебузы, а гарнизонные пушки просто не успели пустить в ход, так как нападение произошло неожиданно.

На самом деле:

Форт китайцам взять не удалось - испанцы всё же умели воевать, но фехтования как такового там, судя по описаниям, не было - при первой высадке пиратов потрепали аркебузеры (потери испанцев там были связаны как раз с тем, что некторые из них ввязались в рукопашную)... при атаке города и форта были перестрелки и схватки на древковом оружии.

Итак, что же эффективней - евро - стиль или японское искусство? Здесь как в извечном споре бокса и борьбы - ответ у каждого свой.

Мы проводим тренировки как по обучению классике владения клинком (катана, мачете, нож), так и по боевым вариантам фехтования.

Если вы новичок - мы научим вас держать меч или нож, научим правильно двигаться, отражать и наносить удары.

Подвинутым фехтовальщикам мы предлагаем углубленную программу боевого практического фехтования.

Проводим семинары по повышению квалификации техники владения клинковым оружием. Мы учим людей самообороне и умению защищать себя в критической ситуации.

Katana Club - это наработанные уникальные методики, позволяющие владеть клинком людям с совершенно разными физическими данными.

Не секрет, что в большинстве современных школ фехтования огромное внимание уделяют чисто физической подготовке.

Многочасовые, отупляющие тренировки с тяжелыми клинками, не встроенные в общую систему обучения мастерству владения клинком, не учитывающие индивидуальные особенности каждого отдельного человека - это как правило основа современных школ фехтования.

Комплекс упражнений, для мускулистого качка и хрупкой девушки - как правило - один и тот же. Побывав во многих фехтовальных клубах, наблюдаем одну и ту же картину - полтора часа изнуряющей тренировки, которую не всегда выдержит инструктор по спортивному фитнесу, а потом попытки заставить фехтовать человека так, как умеет сам мастер, который фехтует часто уже лет так двадцать.

Подгонка под свои стандарты фехтования - обычная практика учителей фехтования в Москве и других городах. Ах, не получается, не можешь, иди качай физуху.

Замечу, ни один из этих тренеров не задает простого вопроса - а КАК фехтовали клинками в средние века и во времена Ренессанса?

В ходу обычное объяснение - "вот были люди в наше время" - то есть воинам сратого времени приписываются НЕСУШЕСТВУЮЩИЕ характеристики. При малом росте, рахите, скалиозе, хроническом недоедании, отсутствии витаминов и прочих радостах тогдашней жизни им приписываются способности которым позавидует Супермэн и Бетмен вместе взятые....

Однако... Однако ФАКТЫ говорят об обратном. Люди Средних Веков и Ренессанса были низкорослые и болезненные. И они не были силачами. Недоедание, плохая, некачественная пища, почти без витаминов приводила к ранним смертям. Средняя продолжительность жизни была 35 - 40 лет. Подросток считался мужчиной в 14 - 15 лет.

Вы поверите, что такой мальчик мог ворочать тяжелым мечом как Буденный, с плеча нанося им удары. Да ни в жизнь... К слову, мечи были вовсе не такими тяжелыми, как это любят утверждать иные "историки" и любители древностей. Средний вес одноручного меча был 0,8 - 0,9 кг, полуторный меч "bastardsword" был 1,3 - 1,5 кг, а двуручные мечи, которые носили могучие по тем временам рыцари весили до 2 кг, чаще 1,8 кг, иногда даже 1,6 кг.

Следовательно, победа достигалась не массой оружия. Но чем тогда? Лихим ударом, на скаку, на лихом коне?

Тоже не выходит. Во первых на лихом коне на скаку НЕЛЬЗЯ наотмаш ударить мечом - на скаку вывернешь себе руку из плеча.... Если и рубились - то только с шага лошади. Во вторых - а вы представляете СКОЛЬКО на воина было всего надето? Помимо доспехов - часто кольчуга, поддоспешник - сродни толстенной телогрейке, нижняя кожанная броня или рубаха, нательная рубаха из толстой ткани. На голове был подшлемник, кожананный шлем, кольчужный, на нем стальной.

Читатель, ты веришь что все это можно разрубить с плеча так,как тебе обычно рассказывают?

Следовательно, боьлшая часть приемов фехтования были основаны не на грубой силе. Не было этой силы у воинов тех времен. Но было умение пользоваться клинком и той относительно небольшой силой, что у них была.

Меч - это продолжение руки. Все слышали эту фразу, но ктото задумывался над ней? Об этом писали великие учителя фехтования Ренессанса - Мароццо, Наварес,Агриппа.

Katana Club старается воссоздать утеряннные нынче приемы и техники владения клинком.

По гравюрам прошлого, по старым трактатам, по многочисленным тренировкам и отработкам приемов в зале и на природе. Да да, на природе. Если вы хотите научиться фехтовать, то основную массу занятий вы просто ДОЛЖНЫ находиться на природе. А вовсе не в уютном зале.

Мы стараемся дать нашим ученикам премы, которые потребуют от них мастерства, владения своим телом, но восе не грубой силы. Сила - она тоже потребуется, но не потребуется для ее достижения ихнурять себя на тренажерах. Особенно это касается девушек. В древности каждая свободная женщина умела сражаться хотя бы в минимальной степени. Муж часто был на войне, на охоте, просто далеко. И уметь защитить себя от грабителя, насильника или лихого человека должна была не только дворянка, но и крестьянка. и они УМЕЛИ это делать.

Нелепо думать, что у них было больше силы, чем у их мужчин. Однако они часто отлично владели клинками, что зафиксированно в хрониках того времени.

При правильном подходе меч - это действтиельно продолжение руки. Вы уроните руку, потому что кисть тсала тяжелой? Конечно нет. И мы учим приемам, когда за счет правиьлного положения, правильных движений меч становится невесомым. рука толко направляет его движение вперед на противника.

"Глазомер, быстота, натиск" - об этом писал великий Суворов. Однако и до него эти же максимы были в ходу у фехтовальщиков. Бусидо повторяет их в слово в слово. Еще раньше подобные максимы написал Сунь Цзы:

"Правила для воина заключаются в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю его нападение на себя невозможным для него" .

Правило фехтовальщика - сделать нападение на себя невозможным. Бить когда противник не ждет, упреждать его атаку своей.

Оборону от нападения сделать СВОИМ нападением. Использовать силу удара противника, для нанесения своего решающего удара. Бой с противником - это не игра по его правилам. Лучше один верный и мощный удар, чем десять комариных укусов.

Ты должен поразить врага так, чтобы самому остаться целым. Это - аксиома боя исповедуемая Katana Club.

Вот основные постулаты принципов фехтования, которые мы применяем в Katana Club.

Разумеется, Katana Club четко делит классическое и боевое фехтование. В классике - мы учим людей базовым приемам владения клинком (катаной, мачете, ножом). Без изучения основ классики - невозможно постижение боевого фехтования. Те, кто постиг классику фехтования, переходят на более продвинутый уровень.

В классическом фехтовании основные навыки направлены на правильное выполнение приемов, они сделаны более размашистыми, движения не экономные.

В боевом фехтовании движения коротки и неуловимы. Это не красивая классика - это эффективный способ защитить себя и отразить нападение противника. Однако не овладев азами фехтования, не стоит пытаться научиться приемам боевого фехтования, это просто невозможно.

Katana Club учит умению предельной концентрации в максимально короткий промежуток времени. В битве нет возможности красиво и картинно нанести удар, основной упор делается на эффективность, ведь перед вами может быть вовсе не один противник, и тогда скорость, быстрота, глазомер, натиск возможно спасут вам жизнь.

И разумеется, фехтование - это не только сила и умение, это еще и дух. Именно посреднее наиболее часто забывают всякие ремесленники от фехтования. Только сочетание всех величин вместе, даст на выходе хорошего фехтовальщика.

Катана применялась преимущественно как режущее оружие, иногда как колющее, допускающее как двуручный, так и одноручный хваты. Старейшие школы искусства владения мечом катаной берут своё начало в XV-XVI веках.

Главная идея японского искусства владения мечом (кэндзюцу) и основывающихся на нём техник (например иайдо) заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти к цели не под прямым углом, а вдоль своей плоскости, нанося режущие удары. Поэтому здесь уместнее говорить не об ударах - в том виде, в каком они свойственны западным техникам меча, - а о разрезах. Именно поэтому клинки имеют изогнутую форму.

Знаменитый японский мастер меча Миямото Мусаси написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), в которой он раскрывает свою технику двух мечей (нитэн-рю) и в эзотерическом ракурсе объясняет её. Работа с катаной и вакидзаси похожа на приёмы эскримы (современное название - Arnis de mano). Кэндзюцу, практическое искусство фехтования мечом, переродилось в современный вид - гэндай будо. Искусство внезапной атаки и контратаки называется иайдо и является медитативной разновидностью боя, который ведется с воображаемым противником. Кэндо - искусство фехтования бамбуковым мечом (синай), при котором обязательно ношение комплекта защиты, аналогичного фехтовальному европейскому и состоящего из шлема с решёткой, закрывающей лицо, и доспехов. Данный вид фехтования на мечах, в зависимости от конкретного стиля (рю), может практиковаться как спортивная дисциплина.

В Японии до сих пор действуют многочисленные традиционные фехтовальные школы, которым удалось выжить после всеобщего запрета императора Мэйдзи на ношение мечей. Самыми известными являются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Катана в средствах массовой информации (СМИ)

Со второй половины XX века романтизация Средневековья, Дальнего и Ближнего Востока и в особенности японской культуры стала набирать бешенную популярность. Контакт с японской культурой на Западе происходит главным образом через аниме, мангу и японский кинематограф; тем самым киношные самурайские поединки и дуэли героев аниме являются основным фундаментом представлений европейцев о Японии, которые воспринимаются часто вообще без всякой критики. В наше время заметна тенденция романтизации японского кузнечного искусства, которая значительно отразилась в научно-популярных документациях, выпускаемых National Geographic, Discovery Channel, History Channel, а так же и в российском популярном формате «Военное Дело».

Известнее всего мнение, которое поддерживается многими специалистами-популяризаторами, которое гласит, будто бы японский меч - абсолютная вершина кузнечного искусства во всей истории человечества. Данное мнение, всё же, не выдерживает никакой археологической, исторической и металлографической критики. Составные японские клинки на самом деле не представляют собой ничего «необычного» или «исключительного», так как археологами обнаружены кельтские клинки V века до н. э. (то есть почти на тысячу лет старше японских), состоящие из разных целенаправленно сваренных сортов стали. Исследования римских гладиусов и римско-германских спат выявили сложные сварные структуры и селективную закалку многих мечей. Например, отдельные римские гладиусы не только оказались селективно закаленными, но и показали твёрдость лезвия до 60 единиц по шкале Роквелла. В особенности сварные клинки раннего Средневековья сделаны на очень высоком уровне мастерства. Это доказывают в первую очередь работы Штефана Медера, который в рамках специального проекта совместно с японскими полировальщиками высших рангов отполировал европейские раннесредневековые клинки (два скрамасакса и одну сварную спату) по японскому методу. Результаты однозначно показывают, что даже скрамасаксы германцев состояли из отлично рафинированной стали, сложенной и прокованной ничуть не меньше, чем японские стальные клинки. Также были обнаружены селективная закалка и как минимум два сорта стали. Это доказывает, что составные клинки из различных сортов стали, методы рафинации и селективная закалка никогда не были чем-то исключительно японским. Ближневосточные и центральноазиатские кузнецы владели всеми этими методами в той же мере, что и их европейские и японские коллеги. Мечи и ножи такого же качества, как и японские, делались в Европе со времён Римской Империи, то есть в то время, когда в Японии только начиналось развитие местной технологии сыродутной печи. С исторической и металлографической точки зрения превосходство японского меча над всеми другими недоказано и является продуктом западной популярной культуры XX века.

Свойства материала

Часто упоминается, что как будто из-за мягкого обуха (сердцевины) и очень твёрдой режущей кромки японские мечи почти не подвержены разрушению и режут с одинаковой эффективностью твёрдую сталь и органические материалы. На самом деле данное мнение появилось под влиянием аниме и романтической интерпретации японских легенд. С точки зрения физики термообработанная сталь в 45-60 единиц Роквелла не может быть разрезана (а не просто сломана) точно такой же сталью. Железо как материал не сравнимо со сталью, поэтому популярные шоу, где катаной рубили мягкие жестяные листы толщиной в полмиллиметра, не являются доказательством. Также полностью отсутствуют исторические источники, подтверждающие способность каких бы то ни было мечей «резать как масло» стальные пластины от 1 мм и выше 30 единиц Роквелла, поэтому данные мнения рассматриваются как чистый продукт кинематографа, фэнтези и романтической литературы. Вместе с этим существует ряд европейских и японских историческо-литературных источников, сообщающих о погнутых, иззубренных и сломанных мечах. Мягкий обух катаны разрешает ей сравнительно легко гнуться в случае «перенапряжения», ибо таким образом ферритная сердцевина амортизирует внутренние напряжения и очень твёрдая мартенситная кромка катаны останется неповреждённой, что и требовалось от японского меча. Этим и объясняются изгибы и зазубрины на оригиналах японских мечей. Существуют также сообщения о использовании меча против твёрдых металлических вещей с плачевными последствиями для клинка. Вышеуказанные свойства катаны (способность гнуться, но не ломаться) являются источником мифа о её «неразрушимости». Сцены из фильмов, аниме и многочисленных компьютерных игр, где герои одним ударом разрезают камни, пластинчатые доспехи и твёрдые металлические предметы без видимого сопротивления материала, являются фантазией, что на фоне пределов прочности железа, камня и стали фундаментально противоречит физике.

Феноменальная острота как исключительное свойство японского меча часто встречается в популярных изданиях о катане. Это свойство чаще всего объясняется чрезвычайно высокой твёрдостью режущей кромки катаны (согласно Х. Танимура 60-65 HRC японской катаны против 50-58 HRC европейских мечей). Здесь ошибка появляется из-за перепутывания остроты и стабильности заточки. Катана может сравнительно долго держать заточку, но не является «самозатачивающейся» - этот миф возник главным образом из-за ошибочного приписывания катане свойств тиглевого булата с карбидными микрозазубринами и недавно обнаруженными микроструктурами. В результате способность меча «резать сталь как масло» или «рассекать в воздухе шёлковые платки» исторически недоказуема. Так часто цитируемая «одновременная твёрдость и упругость» являются не комбинацией взаимоисключающих свойств, а компромиссом в рамках законов физики.

Фехтование и сфера применения

Довольно часто искусство владения японской катаной кэндзюцу (одна из самых древних школ которого Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю), не отличают, а порой и смешивают с современными видами спорта как кэндо или айкидо, тем самым ошибочно называя, например, кэндо как «древнее боевое искусство». Это происходит главным образом из самурайских фильмов, голливудских экранизаций и (что типично для детей и подростков) таких аниме-сериалов как «Блич» или «Бродяга Кэнсин». Благодаря до сих пор весьма живучим популярным мифам о европейском оружии, исходящим из XVIII и XIX веков, очень распространено мнение, что японская катана превосходит все другие виды меча по скорости и точности благодаря своему якобы малому весу и малой толщине лезвия. Это утверждение само по себе неверно, если принять во внимание, что среднестатистическая катана так же, как и европейский боевой меч (типов X-XIV по классификации Еварта Окшотта), весила 1100-1200 граммов. Существуют сохранившиеся экземпляры сабли (0,9-1,1 кг), рапиры (до 1,4 кг), шашки и римско-германской спаты (0,6-1,2 кг), они весят меньше восьмисот грамм. Тем самым катана обладает скорее средним, чем малым весом. Толщина японского клинка колеблется в среднем от 6 до 9 мм и, как правило, почти не убывает по направлению к острию, что характерно для клинка сабельного типа. Европейские же мечи имеют у гарды в среднем 4-8 мм, которые плавно убывают до 2 мм у острия. Тем самым европейские мечи фактически являются более тонкими, чем японские, что однако исторически не отображается в виде необычных рубящих достоинств. С точки зрения физики, острота и стабильность лезвия зависят от его геометрии, которая, в принципе, зависит от толщины лезвия лишь косвенно. Двуручный хват слабо искривлённого клинка длиной между 70 и 80 см также имеет в других частях света свои аналоги (к примеру немецкий гросс-мессер). Тем самым доказательств того, что катана в какой-то мере более быстра или совершенна, с логической точки зрения нет. Аргументы вроде исторического отсутствия полноценных боевых искусств и качественных мечей у других народов вне японо-китайской культуры не берутся во внимание, так как с научной точки зрения не соответствуют археологическим и историческим фактам.

Существуют популярные заблуждения, которые идут также в обратную сторону: часто озвучивается мнение, что катана - исключительно режущее оружие для дуэлей бездоспешных воинов. Это вызвано тем, что сегодня подавляющее большинство аутентичных клинков, произведённых заслуженными мастерами Японии, предназначаются для коллекций или спорта вроде «Тамэсигири» или «Иайдо». Японские мечи, произведённые до периода Эдо («Ко-То» - «старые мечи»), однако очень разнообразны в отношении геометрии лезвия, искривления, центра тяжести, веса и пр. при одновременном сохранении концепта нихон-то на протяжении веков. Эти мечи были отлично приспособлены для поражения традиционных японских доспехов и имели для этого, как правило, требуемую упругость клинка и геометрию режущей кромки. Катана, какой её показывают в СМИ (довольно мягкая сердцевина и очень острая твёрдая режущая кромка), появилась только в период Эдо. Таким образом, японские мечи являются исторически мультифункциональными и не ограничивались только рубкой бездоспешных противников. В СМИ почти всегда опускается факт, что фехтовальная катана, какой мы её знаем сегодня возникла только в XVII веке из утигатана, которая в XV веке произошла из тати. Боевые мечи до периода Сэнгоку и Эдо не являлись фехтовальной катаной как таковой и не были использованы соответствующим образом - необходимо отличать эти два вида мечей.

Конкретная сфера использования катаны в большинстве случаев или недостаточно точно озвучивается, или же искажается. Так рождаются тезисы, которые гласят, что катана не только идеально приспособлена для поражения всех сортов доспеха, но и применима в любой боевой ситуации. В подобных предположениях, однако, явно видно влияние современных фильмов про ниндзя и самураев, которые, как правило, не имеют ничего общего с историческими боевыми искусствами, вооружением и тактикой. До периода Эдо самураи главным образом были конными лучниками, которые применяли меч только в крайних случаях, если копьё яри или нагината были вне досягаемости или утеряны. Только указом сёгуна Токугава Иэясу катана стала «душой самурая» и его личным фехтовальным и статусным оружием, аналогично рапире и шпаге в Европе, в процессе чего былые гражданские войны и сражения в полном доспехе на коне навсегда ушли в прошлое. Таким образом классическая катана самурая начиная с XVII века изначально являлась дуэльным оружием, рассчитанным на бездоспешных противников, и, как правило, не соприкасалась в дуэлях с традиционными японскими доспехами - пригодность катаны для прорубания или прокалывания доспехов или её абсолютная универсальность тем самым не имеют исторических основ. Кавалерийские мечи тати (часто унаследованные) оставались парадным оружием самураев, но носились они по-другому и собственно катаной не являлись. Европейское, ближневосточное и центральноазиатское клинковое оружие было приспособлено для поражения чешуйчатых, кольчужных и пластинчатых доспехов, причём должно было выдержать для этого экстремальную нагрузку. Японские доспехи не содержали столько металла, так как являлись скорее доспехом лучника, нежели копейщика, поэтому японскому мечу не нужно было выдерживать подобные испытания.

Существуют две главные системы боя на мечах Японии: “Кенджутсу” и “Яйджитсу”. Через эти две системы все искусство владения японским мечом можно понять и охватить одним взглядом. Кенджутсу является агрессивным стилем, содержащим семь основных техник, четыре для длинного меча и три для короткого. В кенджутсу мало фехтовальных элементов, большое место уделяется выбору уязвимого участка противника и нанесения решающего удара (или серии ударов), ведущего к летальному исходу. Меч принято держать двумя руками, но существует и техника фехтования двумя мечами (малым и большим) одновременно – так называемое “рёто-дзукай”.

В технику боя мечом входят также и всевозможные техники работы против других видов оружия, таких как другие виды мечей, алебарды, палки, копья и проч. Легендарный Миямото Мисаси ввел в тренировочный процесс деревянный меч “боккен” - точную копию настоящего меча из твердой древесины. Впрочем, н такой меч мог привести не только к серьезной травме, но и к смерти при неосторожном ударе. Поскольку тренировки велись в условиях максимально приближенных к схватке, то такие тренировки были опасны, пока знаменитый мастер Оно Тадаки не ввел употребление на тренировках защитных доспехов - шлема, забрала, нагрудника и проч., а также облегченного бамбукового меча - “синая”. Синай состоит из перевязанного в нескольких местах пучка бамбуковых полос. Вес этого учебного оружия около полутора кг., а длина - чуть меньше метра. Параллельно с контактными методами тренировки развивалось искусство “кенджутсу ката” - формальных упражнений - объединившее безопасные методы тренировки и отшлифовывавшее движения. В ката использовались настоящие мечи, и мастера демонстрировали высокую технику владения, разрубая на лету стрекозу или перерубая волос.

Существует также мастерство работы с завязанными глазами, в котором используется “внутреннее виденье”, единицы могли работать с завязанными глазами будто с развязанными. Постепенно кенджутсу трансформировалось в кен-до, где “до” символизирует “путь”, “искусство” и означает окончательный поворот от жестокого прикладного искусства к спортивно-духовному началу.

Другой веткой японского искусства фехтования является “яйджитсу” - “искусство мобилизации разума”. Это искусство воспитывало навыки мгновенной концентрации при переходе от пассивного, расслабленного состояния и стремительной атаке. Легенда гласит, что юноша Ходзе Дзинсуке, мечтая отомстить выдающемуся мастеру фехтования, убившему его отца, нашел уникальный путь к победе. Он понимал, что обычный поединок с первым фехтовальщиком Японии равносилен самоубийству. После долгих размышлении он пришел к выводу, что единственной возможностью выполнить задуманное не прибегая к убийству из-за угла, было успеть вынуть меч из ножен и нанести решающий удар до того, как это сделает противник - опередить его на первом этапе, пока он будет извлекать меч из ношен. В течение трех долгих лет оттачивал молодой самурай свое мастерство, единственное движение - обнажение меча, доводя его до немыслимой быстроты. И его расчет оказался правильным - пальцы врага еще только коснулись рукояти меча, а он уже упал, разрубленный быстрым ударом. По сегодняшний день мастери яйджитсу могут разрубить надвое падающую каплю воды и вложить меч в ножны до того, как обе половники капли коснутся земли. Существует много школ этого направления, но все они объединялись общими требованиями - быстрота, неожиданность, четкость исполнении.

В яйджитсу весь расчет строится на одном, от силы двух ударах. Поединок начинается из положения сидя на коленях, воин должен молниеносным, почти невидимым движением выхватить меч и атаковать, при этом он может даже резко подпрыгнуть с колеи вверх н нанести удар и прыжке. Скорость должна быть такой, чтобы противник не успел опомниться н уклониться в сторону. Такое искусство требовало исключительной физической, психической и духовной подготовки. Традиционно считается, что искусство яйджитсу носит оборонительный характер, и в тренировке значительное внимание уделяется ментальному тренингу. Однако, часть мастеров были сторонниками первого, упреждающего удара, который не оставляет шансов противнику. “Разить прежде чем поразят тебя” - таков принцип применения яйджитсу и практическом поединке.

В настоящее время все школы яйджитсу объединены в единой федерации кен-до, которое сохранилось как национальный вид спорта и способ физического воспитания.

Здравствуйте, друзья!

В предыдущей статье я начал рассказывать вам о катане, сегодня хочу подробнее рассказать вам об этом интересном оружии. Начнем, пожалуй, с истории возникновения.

По древнему японскому преданию, первая катана самурайский меч был создан кузнецом Амакуни в 7 веке, жившим в Ямато (древнем государстве, впоследствии в 670 году переименованном в Японию). Легенда гласит, что кузнец наблюдал за возвращавшимися с поля брани воинами и заметил, что многие выкованные им мечи сломаны - это разбило сердце мастера. Он и его сын Амакура поклялись, что смогут выковать такой прочный меч, который не подведет в самом яростном сражении.

Они закрылись в своей кузнице и целую неделю молились богам Синто, что бы те помогли им в создании совершенного меча. Сколько времени они потратили на создание меча доподлинно не известно, но в результате их стараний и появилась боевая катана. И когда в следующем году воины возвращались с войны — все мечи, выкованные Амакуни были целы. Сам император поблагодарил кузнеца за его работу.

Прародителем смело можно назвать японский меч тати (тато), повсеместно используемый японскими воинами. Тати отличается от катаны более длинным (от 75 см) и более изогнутым лезвием. Необходимо упомянуть, что тати уступает катане в качестве изготовления. Постепенно, к 15 веку японская катана вытесняет тати и становится главным оружием самурая.

Культура ношения катаны сформировалась в японском обществе к 17 веку, когда закончился период Сэнгоку («эпоха воюющих провинций»). Период, в который власть династии Асикага в Японии ослабла и появлялись княжества на периферии, которые вели постоянные междоусобные войны. Самураи носили катану обязательно в паре с коротким мечом вакидзаси. Такое парное ношение называется — дайсё («длинный -короткий» в переводе с японского). Подробно о вакидзаси мы поговорим в следующей статье.

Носить катану следует только на левой стороне, обязательно в ножнах (сая), заложенных за оби (узкий пояс, завязываемый простым узлом) лезвием вверх. Ношение самурайской катаны требует исполнения особых ритуалов. Так, входя в дом, самурай вынимал катану из-за оби и если чувствовал, что ему угрожает опасность, держал её в левой руке и был готов в любую секунду нанести удар. В знак особого уважения и доверия, самурай держал катану правой рукой. Садясь, самурай клал катану на пол, но она всегда находилась в пределах его досягаемости.

28 марта 1876 года в Японии был принят закон о запрете ношения мечей для всех, кроме военных и полицейских, а также людей в церемониальной одежде. Многие были недовольны этим запретом, поэтому в то время получило распространение ношение катаны в необработанных деревянных ножнах (сарасая) и без каких либо украшений и инкрустаций. Таким образом боевая катана становилась похожей на деревянный меч — бокуто. В 20 веке появились катаны, лезвия которых хранились в ножнах, выглядящих как деревянный посох.

Кэндзюцу — японское искусство владения мечом

Кэндзюцу появилось более 12 веков назад, когда в Японии появился класс воинов. Упор в этом искусстве ведения боя делается на мастерстве владения мечом. Зачастую, мастерство достигается многотысячным повторением ката. Ката — это последовательность движений, которые можно назвать боевыми приемами. Так, тренируясь долгое время, воин доводил знание приемов до автоматического и в бою использовал их бессознательно, на уровне рефлексов.

В древние времена тренировки часто проходили с использованием боевых мечей, из-за чего они были жестокими и травмоопасными. В более поздние времена и в современном мире используются деревянные модели мечей.

Основную идею кэндзюцу можно сформулировать следующим образом — во время атаки меч должен идти к цели не под прямым углом (нанося удар), а вдоль своей плоскости, таким образом нанося порезы. В этом и заключается уникальность и одно и основных отличий от западных техник владения мечом.

Пожалуй, самая известная и впечатляющая техника Кэндзюцу - иайдо.

Иайдо (дословно означает искусство встречать сидя) — это техника боя, которая заключается в мгновенной атаке или контратаке противника. В иайдо нет фехтования как такогого, здесь изучается именно моментальное поражение противника мечом, который изначально был в ножнах. Все приемы и движения иайдо просты. Но владение этой техникой требует не только физических способностей, но и острого ума, так как нельзя допустить ни единой ошибки и необходимо одним выверенным движением, в считанные секунды закончить поединок.

Так как бой на катанах был скоротечным (обычно от нескольких секунд до минуты), хитрость была залогом успеха. Всем своим видом (мимикой, взглядом) и поведением самурай показывал противнику, что собирается действовать в определенной манере, вынуждая противника подстраиваться под него. В этот момент самурай молниеносно атаковал противника неожиданным приемом, не давая шансов на защиту. И сражение заканчивалось.

Использование катаны

Изначально, самураи не использовали меч как основное оружие — предпочтение отдавалось лукам и копьям. катаны и другие самурайские мечи использовались, как оружие самообороны. Так же применялись для обезглавливания поверженного противника или для совершения ритуального самоубийства — сэппуку. Лишь в 15 веке, когда официально самураям разрешили использовать только мечи, катаны выходят на передний план. Именно в это время особую популярность приобретают техники владения мечом.

Катаны занимали важное место в жизни самурая, поэтому считалось необходимым иметь не одну катану а несколько. Так, в арсенале уважающего себя самурая, были боевые катаны (которые обычно выполнялись в аскетичном стиле, без украшений), катаны для торжеств и праздников (пышно украшенные). Богатую инкрустацию (драгоценными металлами и камнями) можно объяснить тем, что самураям запрещалось носить украшения. Таким образом они могли показать свой достаток и положение.

Масамунэ и Мурамаса — великие Мастера

Первый Мастер — Масамунэ. Родился в конце 11 века в провинции Сагами, где и работал. Его по праву можно считать самым известным оружейником Японии. Приобрел известность тем, что создал свою технику изготовления мечей — Сосю. Оружие по этой технологии изготавливалось по строгим канонам. Основой меча являлись четыре сваренные между собой полоски стали, которые складывались вместе и выковывались пять раз, в итоге количество слоев в клинке становилось равно 128. Этой техникой пользовалось не одно поколение его учеников. По преданиям, Масамунэ отказывался подписывать свои клинки, так как их нельзя было подделать.

Второй Мастер — Мурамаса. Основатель целой династии оружейников из провинции Исэ. Его мечи славились своей невероятной остротой. Мастер был недоволен политикой проводимой тогдашним правителем Японии и в каждый свой меч вкладывал проклятья для императорской семьи. По этой причине в 17 веке мечи Мурамаса были запрещены и их уничтожали, а хранившие их люди подвергались гонениям вплоть до смертной казни. Возможно поэтому ходит преданье, что мечи Мурамасы — кровавые мечи и могут пробудить жажду крови во владельце. До наших дней сохранились лишь четыре меча Мурамаса, один из которых носит титул самого острого меча в мире, который состоит из 25000 слоев стали.

Этих мастеров связывает одна легенда — каждый из оружейников воткнул свой меч в дно реки поросшей лотосом, цветы лотоса проходили невредимыми мимо меча Масамунэ, тогда как меч Мурамасы разрезал их на мелкие части. В данном поединке Мурамаса признал победу Масамунэ, так как по японской философии меч не является оружием агрессии, а оружием мира и создан, что бы прекращать войны.

Катана ручной работы Samurai Sword Katana, стоимость — 5248,37 руб.