Племенной союз восточных славян - история, описание и интересные факты.

Если мы двинемся по Восточно-Европейской равнине с севера на юг, то перед нами последовательно появятся 15 восточнославянских племен:

1. Ильменские словене, центром которых был Новгород Великий, стоявший на берегу реки Волхов, вытекавшей из озера Ильмень и на чьих землях стояло немало других городов, отчего соседние с ними скандинавы называли владения словен «гардарикой», то есть «землей городов».

Это были: Ладога и Белоозеро, Старая Русса и Псков. Свое имя ильменские словене получили от названия озера Ильмень, находящегося в их владениях и называвшегося также Словенским морем. Для жителей, отдаленных от настоящих морей, озеро длиною в 45 верст и шириною около 35 казалось огромным, потому и носило свое второе название - море.

2. Кривичи, жившие в междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска и Изборска, Ярославля и Ростова Великого, Суздаля и Мурома.

Их название происходило от имени основателя племени князя Крива, по-видимому получившего прозвище Кривого, от природного недостатка. Впоследствии кривичем называли в народе человека неискреннего, лживого, способного кривить душой, от которого не дождешься правды, но столкнешься с кривдой. (На землях кривичей впоследствии возникла Москва, однако об этом вы прочтете дальше.)

3. Полочане расселялись на реке Полоти, при ее впадении в Западную Двину. На месте слияния двух этих рек и стоял главный город племени - Полоцк, или Полотск, название которого производят и по гидрониму: «река по границе с латышскими племенами» - латами, летами.

К югу и юго-востоку от полочан обитали дреговичи, радимичи, вятичи и северяне.

4. Дреговичи жили на берегах реки Принять, получив свое имя от слов «дрегва» и «дряговина», означающих «болото». Здесь находились города Туров и Пинск.

5. Радимичи, обитавшие в междуречье Днепра и Сожи, назывались по имени их первого князя Радима, или Радимира.

6. Вятичи являлись самым восточным древнерусским племенем, получив свое название, подобно радимичам, от имени своего прародителя - князя Вятко, что представляло собою сокращенное имя Вячеслав. В земле вятичей располагалась старая Рязань.

7. Северяне занимали поречье Десны, Сейма и Суды и в древности были самым северным восточнославянским племенем. Когда же славяне расселились до Новгорода Великого и Белоозера, они сохранили свое прежнее название, хотя изначальный его смысл оказался утраченным. В их землях стояли города: Новгород Северский, Листвен и Чернигов.

8. Поляне, населявшие земли вокруг Киева, Вышгорода, Родни, Переяславля, назывались так от слова «поле». Обработка полей стала главным их занятием, что привело к развитию сельского хозяйства, скотоводства и животноводства. Поляне вошли в историю как племя, в большей степени, чем другие, способствовавшее развитию древнерусской государственности.

Соседями полян на юге были русь, тиверцы и уличи, на севере - древляне и на западе - хорваты, волыняне и бужане.

9. Русь - название одного, далеко не самого крупного восточнославянского племени, которое из-за своего имени стало наиболее знаменитым и в истории человечества, и в исторической науке, ибо в спорах вокруг его происхождения учеными и публицистами было поломано множество копий и пролиты реки чернил. Многие выдающиеся уче-ные -лексикографы, этимологи и историки - производят это название от почти повсеместно принятого в IX-Х веках имени норманнов - русы. Норманны, известные восточным славянам под именем варягов, завоевали около 882 года Киев и окружающие его земли. Во время своих завоеваний, происходивших 300 лет - с VIII по XI век - и охвативших всю Европу - от Англии до Сицилии и от Лиссабона до Киева, - они оставляли иногда за покоренными землями свое имя. Так, например, территория, завоеванная норманнами на севере Франкского королевства, получила название Нормандия.

Противники этой точки зрения считают, что название племени произошло от гидронима - речки Рось, откуда впоследствии и вся страна стала называться Россией. А в XI-XII веках Русью стали называть земли руси, полян, северян и радимичей, некоторые территории, населенные уличами и вятичами. Сторонники этой точки зрения рассматривают Русь уже не как племенной или же этнический союз, но как политическое государственное образование.

10. Тиверцы занимали пространства по берегам Днестра, от его среднего течения до устья Дуная и берегов Черного моря. Наиболее вероятным кажется происхождение, их названия от реки Тивр, как древние греки называли Днестр. Их центром был город Червень на западном берегу Днестра. Тиверцы граничили с кочевыми племенами печенегов и половцев и под их ударами отошли на север, смешавшись с хорватами и волынянами.

11. Уличи были южными соседями тиверцев, занимай земли в Нижнем Поднепровье, на берегах Буга и побережье Черного моря. Их главным городом был Пересечень. Вместе с тиверцами они отошли на север, где и смешались с хорватами и волынянами.

12. Древляне жили по течению рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра. Их главным городом был Искоростень на реке Уж, а кроме того, были еще и другие города - Овруч, Городск, несколько иных, названий которых мы не знаем, но следы их остались в виде городищ. Древляне были самым враждебным восточнославянским племенем по отношению к полянам и их союзникам, образовавшим древнерусское государство с центром в Киеве. Они были решительными врагами первых киевских князей, даже убили одного из них - Игоря Святославовича, за что князь древлян Мал, в свою очередь, был убит вдовой Игоря, княгиней Ольгой.

Древляне жили в густых лесах, получив свое имя от слова «древо» - дерево.

13. Хорваты , жившие вокруг города Перемышль на реке. Сан, именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноименного с ними племени, жившего на Балканах. Название племени производят от древнеиранского слова «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном его занятии - скотоводстве.

14. Волыняне представляли собою племенное объединение, образовавшееся на территории, где ранее проживало племя дулебов. Волыняне селились по обоим берегам Западного Буга и в верховьях Припяти. Их главным городом был Червень, а после того как Волынь была завоевана киевскими князьями, на реке Луге в 988 году был поставлен новый город - Владимир-Волынский, который дал название образовавшему вокруг него Владимир-Волынскому княжеству.

15. В племенное объединение, возникшее на месте обитания дулебов, входили кроме волынян и бужане, размещавшиеся на берегах Южного Буга. Существует мнение, что волыняне и бужане были одним племенем, а их самостоятельные названия произошли только вследствие различных мест обитания. По данным письменных зарубежных источников, бужане занимали 230 «городов» - скорее всего, это были укрепленные городища, а волыняне - 70. Как бы то ни было, но эти цифры свидетельствуют о том, что Волынь и Побужье были заселены довольно плотно.

То же касается пограничных с восточными славянами земель и народов, то эта картина выглядела так: на севере жили финно-угорские племена: черемисы, чудь заволочская, весь, корела, чудь; на северо-западе обитали балто-славянские племена: корсь, земигола, жмудь, ятвяги и пруссы; на западе - поляки и венгры; на юго-западе - волохи (предки румын и молдован); на востоке - буртасы, родственная им мордва и болгары волжско-камские. За пределами этих земель лежала «терра инкогнита» - неведомая земля, о которой восточные славяне узнали лишь после того, как их познание мира очень сильно раздвинулось с появлением на Руси новой религии - христианства, а вместе с тем и письменности, которая была третьим признаком цивилизации.

- … Википедия

Союз Русского Народа Лидер: А. С. Турик Дата основания … Википедия

Союз Русского Народа Союзъ Русскаго Народа Дата основания: 1905 год, восстановлен в 2005 году … Википедия

- «Союз зелёных России» (другое равноправное название «Зелёная Россия») российская зелёная политическая партия, созданная на учредительном съезде 5 июня 2005 года в подмосковном городе Королёве. Инициатива по регистрации партии в министерстве… … Википедия

- «Союз людей за образование и науку» Лидер: Игрунов, Вячеслав Владимирович Дата основания: 16 ноября 2002 год Дата роспуска: февраль 2007 г … Википедия

Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. СПС (значения) … Википедия

Общероссийское общественное движения Союз социал демократов Лидер: Горбачёв, Михаил Сергеевич Дата основания: 20 октября 2007 Штаб квартира: Москва, Россия Идеология … Википедия

Советский Союз/СССР/Союз ССР Союзное государство ← … Википедия

- («Семь родов» или «Семь племен» по греч. έπτά γενεάς) межплеменное объединение славян в VII в. на балканском полуострове, ставшее ядром будущего государства Первого болгарского царства, и болгарского народа. Содержание 1 … Википедия

- (СПЦ) некоммерческое партнёрство, специализированная юридическая служба по оказанию правовой помощи религиозным организациям и гражданам. Основан в 1993 году путём объединения «Христианского юридического центра» (ХЮЦ) и Института… … Википедия

Книги

  • Выбраковка , Олег Дивов. Вашему вниманию предлагается новейшая авторская редакция романа, которую писатель считает окончательной. …В этой стране больше нет преступности и нищеты. Ее столица – самый безопасный город… электронная книга
  • Славянский союз: необходимость и возможность , Юрий Асеев. В настоящее время рушатся многие наши иллюзии 20-летней давности – о событиях в Украине, западной демократии, либерализме и рыночной экономике, о свободе западной прессы и просвещенном…

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»

Том 3. Неоязычество

Неоязыческие организации - по названиям с «С» по «Я»



Другие названия: «Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры», «Московский союз славянских языческих общин». Используется также аббревиатура названия организации - ССО.

Председатель ССО - Вадим Казаков . Главным волхвом был избран (см. соответствующий раздел).

Месторасположение центров: Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Обнинск, Рязань, Рыбинск, Смоленск, Орел, Тамбов.

Вероучение «Союза Славянских Общин» - славянское неоязычество.

Коллизии по поводу разных объектов поклонения неоязычники, вошедшие в «Союз Славянских Общин», решили просто: «Впредь не будут делить богов по национальным квартирам. Нет больше Русских богов, Украинских богов, богов Приднестровской Молдавской Республики и т.п. Есть лишь Славянские боги».

«Союз Славянских Общин» - неоязыческая религиозная организация и, одновременно, ассоциация неоязыческих религиозных организаций центральных регионов России. Ставит своей целью распространение неоязычества.

«Союз Славянских Общин» был создан 19 июля 1997 г. в Калуге, на Вече представителей славянских неоязыческих религиозных общин России, главным образом - общин .

Включает в себя следующие сообщества: , Община , (см. соответствующие разделы) и др. из развных городов России - Калуги, Москвы, Обнинска, Рязани, Рыбинска, Смоленска, Орла, Тамбова и др.

В свою очередь, «Союз Славянских Общин» состоит в «Союзе Балтийских Славян».

Главная задача «Союза Славянских Общин» - «восстановление славянского вероисповедания в качестве полноценной религиозной конфессии».

Общие задачи союза: духовная и материальная реконструкция языческих традиций славян; возрождение духовной и культурной общности русского народа; восстановление духовных и культурных связей с другими славянскими и иными национально-историческими общностями.

Общины союза регулярно проводят совместные открытые и закрытые праздники и обряды, согласно древним языческим обычаям: «Общины востанавливают духовный и физический облик пращуров, владевших древними ведическими знаниями о себе и мире, и поразительным умением выживать в самых трудных условиях. Национальные костюмы, обряды, заговоры, былины, исторические хроники, археологические данные - области изучения общинниками древнего наследия предков».

Печатный орган ССО - ежемесячная газета «Вятич», выходящая тиражом 950 экземпляров .

Вадим Казаков так комментирует деятельность, цели, задачи и планы «Союза Славянских Общин» на одном из неоязыческих сайтов в Интернете:

«Удалось создать организацию. Общины сами созрели для объединения. Примечательно также, что центр, Славянская столица, расположен не в Москве, а в Калуге, городе гораздо более здоровом в духовном отношении, чем столица России. Хотя и Калуга была когда-то крепостью-пригородом столицы Вятичей. История, таким образом, развивается по спирали. Удалось избавиться от недальновидных руководителей. Со дня основания из ССО были исключены 3 таких деятеля (к сожалению, вместе с общинами). Вред, который был нанесён Союзу их действиями, бездействиями и просто глупостью, сравним лишь с вражеской диверсией. Мы потеряли целый год на внутренние разборки. Известно, что организации, от империй до мелких спортивных обществ, гибнут от внутренних раздоров, а не от внешних угроз, которые, наоборот, укрепляют. После чистки рядов удалось сделать вещи, значение которых будет оценено лишь спустя некоторое время, а именно: была впервые в России создана Славянская религиозная организация с единой обрядностью, единой отчётностью, со своими средствами печати и со своими священнослужителями, прошедшими или проходящими жреческое обучение. Введён единый календарь и летоисчисление. ССО, по сути, является правопреемником дохристианской Славянской Веры IX-XII вв., причём древняя Славянская Вера отлично приспособилась к современным условиям и есть все предпосылки для её успешного укрепления и развития. И, наконец, ССО стал первой и единственной организацией, представленной во Всемирном Конгрессе Этнических Религий. Улучшения же требует ССО материальная база. Отсутствие средств затрудняет превращение «любительской» организации в юридически признанную государством. Нет денег, нет газет, нет пропаганды, нет юридической помощи, нет связи, а всё это вместе тормозит деятельность. Вот пример: в прошлом году я был избран членом совета WCER, а в этом году не смог поехать в Литву, где проходил второй конгресс этой организации. Итог плачевный: при выборах в Совет Славяне потерпели поражение, ни один Славянин не был избран в него. Таким образом, интересы земель от Одры до Сахалина некому отстаивать. Проблемы две: это неорганизованность и отсутствие средств. Причём вторая проблема решается после решения первой по поговорке «с миру по нитке – голому рубаха». При наших расстояниях и пособиях по безработице, которые именуются «зарплатой», иметь несколько организаций – непозволительная роскошь. Это могут позволить себе немцы, например, или французы. Ежегодный взнос организации в WCER составляет 100 долларов, а индивидуального члена – 25. Мы же не можем себе позволить швырять деньги направо и налево, поэтому повторю, что объединение независимых общин в единую организацию: а) освобождает средства на привлечение новых членов; б) с привлечением новых членов увеличивается материальная и идеологическая база, что в свою очередь даёт возможность привлекать новых сторонников (они есть, их много, несколько тысяч по России только); в) после объединения общин 45 субъектов РФ будет сделан другой шаг, шаг к государственному признанию, организация выйдет на конфессиональный уровень со всеми вытекающими отсюда последствиями (время на ТВ, радио, СМИ и т.д.). На Вече, которое состоялось 17 июля 1999 г. в Калуге, впервые после сотен лет христианства, были представители разных концов Славянской Земли. Всего в торжествах приняло участие 102 человека, только на Зачине в День Перуна стояло 80 человек. Это первое такое большое собрание Славян в России. Причём были не случайные люди, а полномочные представители следующих организаций: Союз Славянских Общин, WCER, Romuva, Русское Освободительное Движение, Pagan Federation, Европейская Синергия, Красноярские независимые Общины, Община , Община «Родолюбие», на Зачине были представители Федерации Славяно-Горицкой борьбы. Почти единогласно был признан волхвом Доброслав. Теперь мы имеем признанного народом волхва, а не многочисленных самозванцев, которые только позорили нас. Остальные вопросы касались только деятельности ССО. Был избран Глава Союза, Главный Скарбник, Председатель Проверочного Совета. Были намечены цели на следующий 14000 год, последний год уходящего тысячелетия. Решено в следующем году провести более расширенное Вече, пригласить поляков, словаков, американцев славянского происхождения. Будет предпринята попытка создания конфедерации российских, чешских, словацких и польских организаций. Также попытаемся послать делегацию на III конгресс WCER, который состоится в Польше. Если всё задуманное получится, то в своём развитии ССО перейдёт на качественно новый уровень. В перспективе – вхождение в ССО некоторых уже существующих языческих организаций. С «партизанщиной» надо заканчивать. К тому же, по данным разведки, у нас осталось мало времени для объединения. Пусть над этим задумаются те руководители общин, которые упорно держатся за свою независимость. Часто под «независимостью» скрывается просто недееспособность и недальновидность руководителей. Большинство независимых Общин вскоре разваливаются, увы. Поэтому объединяйтесь, объединяйтесь и ещё раз объединяйтесь. Наше дело Правое. Мы победим!»

«Своей целью ССО видит дальнейшее укрепление своих рядов и создание новых общин в городах России. Для восстановления Славянской религиозной конфессии согласно «Закону о религии» РФ необходимо объединить общины в 45 субъектах Российской Федерации. Это и является важнейшей задачей на ближайшие 10 лет. Вместе с тем, руководство ССО выступает за налаживание международных связей с родственными религиозными организациями. Это позволит преодолеть информационную блокаду со стороны средств массовой информации. Блокада со стороны СМИ, равно как и отсутствие средств (Русским принадлежит лишь 5% капитала в России), является основной опасностью для дальнейшего развития ССО» .

«Союз Славянских Общин» квалифицирован как неоязыческая деструктивная религиозная организация в:

● ответе директора Пермской общественной организации Православное общество «Панагия» М.Медведева №14 от 12 декабря 1999 г. профессору Кафедры государственного строительства и права РАГС при Президенте РФ М.Н.Кузнецову по поводу неоязыческих сект в РФ;

● письме председателя Миссионерского отдела Ярославской епархии священника Олега Разумова от 24 января 2000 г. руководителю Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священнику Олегу Стеняеву;

● заявлении заместителя исполнительного директора Общественной организации «Севастопольский Центр Православного Просвещения» Оксаны Гроник №10 от 3 августа 1999 г. по поводу неоязычества.

Он назначает встречу на севере Санкт-Петербурга, в темном парке за заброшенным кинотеатром. Он — высокий и худой блондин в черном пальто. Дмитрий Михайлов выглядит как обычный парень из Северной столицы России, бывшего города царей. На самом деле он – региональный лидер организации «Славянский Союз».

«Да, Гитлер действительно был врагом Советского Союза, — говорит он, — но его идеология была справедливой. Единственный выход для сегодняшней России — это установление народной диктатуры национал-социалистического типа». Говоря, он поглаживает свое кольцо, на котором выгравирован символ SS. Славянский Союз был основан в 1999 году Дмитрием Демушкиным. «В Санкт-Петербурге — 80 активных участников организации, но при надобности мы можем собрать до 200 человек. В Москве в нашей организации — около тысячи бойцов. Большинство участников движения бывшие скинхеды, которые устали избивать негров на улицах без какой-либо идеологии. Официально организация не требует от своих членов каких-либо нападений, однако участники движения занимаются подобным самостоятельно. Мы предпочитаем выслеживать объект нападения, следовать за ним, узнавая его привычки, таким образом, чтобы напасть внезапно, не рискуя быть арестованными или даже узнанными. Наша цель — активисты антифашисткого движения».

В подборке представлены фотографии Гийома Эрбо сделанные несколько лет назад в Санкт-Петербурге.

(Всего 10 фото)

1. 20-летний Владимир с портретом Адольфа Гитлера в офисе организации «Славянский Союз» в . (Guillaume Herbaut)

2. Собрание членов «Славянского Союза». Новички должны принести клятву организации, припав на одно колено перед портретом Гитлера и нацистским флагом. (Guillaume Herbaut)

3. 18-летняя Алена, член «Славянского Союза». Она только что вступила в это движение и уже готова вступить в бой. (Guillaume Herbaut)

4. 22-летний член движения по прозвищу Ил с повязкой «Славянского союза». Шрамы на левой руке он оставил этим ножом собственноручно. (Guillaume Herbaut)

5. 19-летняя Алина с 12 лет принимает участие в различных экстремистских движениях. Она является членом «Славянского Союза» с 2007 года. (Guillaume Herbaut)

6. 22-летний Константин (сзади) – студент медицинского – и его ровесник Роман – студент военного училища – тоже члены «Славянского Союза». Роман потерял левый глаз в драке. (Guillaume Herbaut)

7. 22-летний Ил с повязкой на руке. (Guillaume Herbaut)

8. 23-летний Анатолий по кличке Гиммлер – член «Славянского Союза». (Guillaume Herbaut)

9. На 24-летнего Маиру Мкаму четверо напали 11 ноября 2007 года. Его семь раз ударили ножом, в итоге он потерял почку. Причиной этого жестокого нападения можно считать лишь одно – то, что он метис. В 2007 году в России было зарегистрировано около 200 нападений на расистской почве, в результате чего погибли 60 человек. (Guillaume Herbaut)

10. 20-летний Дмитрий Михайлов. лидер группировки «Славянский Союз», позирует с двумя своими подопечными – 23-летним Анатолием по прозвищу Гиммлер (слева) и Владимиром (справа). В Санкт-Петербурге активно задействованы 80 членов организации «Славянский Союз», а в Москве – 1000 членов. (Guillaume Herbaut)

27 апреля 2010 года Московский городской суд признал межрегиональное общественное движение «Славянский союз» экстремистским. Этим постановлением его деятельность запрещена на всей территории России.

29 июня 2010 года Верховный суд РФ оставил в силе решение Московского городского суда о запрете движения. В тот же день Дмитрий Демушкин заявил о самороспуске организации.

Общества на этапе разложения первобытнообщинных отношений. Формирование союзов является этапом на пути образования государственности. Они являлись сложными структурами, носившими территориально-политический характер. Рассмотрим далее, как происходило объединение восточных славян в древности. Названия племенных союзов и их краткая характеристика также будут представлены в статье.

Принципы объединения

Образование племенных союзов восточных славян началось с VI века. Объединение происходило посредством консолидации нескольких небольших племен, одно из которых становилось главенствующим. Его наименование становилось названием племенного союза.

Восточные славяне объединялись по родовому и территориально-политическому принципу. У каждого образования была своя географическая зона, свое наименование, обычаи, традиции. В некоторых племенных союзах восточные славяне утверждали определенные внутренние законы, правила проведения обрядов. Язык у всех был один, однако у каждого союза были свои диалекты.

Политический строй

Племенные союзы восточных славян были хорошо организованы.

На каждой территории существовали свои города. Один из них являлся своеобразной столицей. Здесь проводились религиозные мероприятия, общеплеменные собрания. Немаловажно отметить, что в каждом племенном союзе восточных славян существовала княжеская власть. Передавалась она от отца к сыну.

Кроме князя, управление и контроль находились в руках вече. В каждом племени, входившем в союз, был старейшина.

Отличительные черты

Особый интерес представляет особенности освоения территорий племенными союзами восточных славян и их расселение по местности. Как показывают археологические находки, люди занимали территории, близкие к водоемам.

Кто был соседями племенных союзов восточных славян? По соседству с ними жили южные и западные славяне. В VI-VIII вв. в этих племенах также проходил процесс формирования государственности.

Если посмотреть на карту племенных союзов восточных славян , можно увидеть, что они занимали довольно обширные территории.

Стоит сказать, что цель всех восточнославянских племенных союзов состояла в защите от внешних врагов. Отдельное племя было неспособно противостоять нападавшим. Для повышения эффективности защиты князь формировал дружину.

Племенные союзы восточных славян: таблица

Племенные образования описаны Нестором в его "Повести". Всего автор рассказывает о 15 племенных союзах восточных славян. Для удобства названия основных из них и краткая характеристика приведены в таблице.

Объединение племен, занимавшее территорию в верховье Зап. Буга. В конце X века они вошли в состав Древнерусского гос-ва

Волыняне

Одно из объединений, появившихся на территории дулебов. Волыняне создали около 70 городов. Центром была Волынь

Племена, расселившиеся по верхнему и среднему течению Оки. С середины X века вятичи вошли в состав Киевской Руси. С XII века их территория относилась к Черниговскому, Ростово-Суздальскому и Рязанскому княжествам

Древляне

В VI-X вв. эти племена занимали территорию правобережной Украины, Полесья. Их соседями были дреговичи, бужане, волыняне. Столицей являлся г. Искоростень. В 883 г. Олег обложил их данью

Дреговичи

Эти племена занимали северные районы днепровского правобережья. В древности главным городом был Туров. С X века входят в состав Киевской Руси

Это племенное объединение занимало территорию Зап. Волыни. В VII веке на них совершали опустошительные набеги авары. В 907 г. дружина дулебов принимала участие в походе на Царьград

Ильменские словене

Это объединение считается одним из наиболее многочисленных. Соседями словен были чудь и меря. В начале XIX века совместно с чудью и кривичами сформировали Славию, которая стала центром Новгородской земли

Они занимали территорию на водоразделе Зап. Двины, Волги и Днепра. Основными городами являлись: Смоленск, Изборск, Полоцк

Они расселились по ср. течению Днепра. Считается, что они сформировали центр Древнерусского гос-ва

Радимичи

Это объединение занимало восточную часть верхнего Поднепровья.С середины IX века были обложены данью хазарами. В 885 г. Олег присоединил их к государству. Окончательно радимичи утратили самостоятельность в 984 г., когда их дружина потерпела поражение от воеводы кн. Владимира

Северяне

Это племенное объединение занимало территории по Десне, Суле, Сейму. Они также платили хазарам дань. В составе Руси находились приблизительно с 865 г.

Эти племена расселились по Днестру и устью Дуная. В 907 и 944 годах участвовали в походах на Царьград. С середины X века включены в сосав Руси, в XII в. под натиском половцев и печенегов отошли на северные территории, где смешались с другими племенами

Они проживали в Нижнем Поднепровье, вдоль черноморского побережья, в Побужье. Уличи вели борьбу с Киевом, отстаивая свою самостоятельность. Под натиском кочевников отошли к северным территориям. В середине X в. вошли в состав Руси

Иерархия

Характерной чертой племенного устройства общества в период "военной демократии" является стремление одного объединения возвыситься над другим.

Истинными славянами называли себя в легендах волыняне, заряне, поляне. Другим племенам давались различные обидные наименования. К примеру, тиверцев называли толковинами, жителей Новгорода - плотниками, радимичей - пищанцами и пр.

Место в иерархии обозначалось при помощи ассоциаций с обувью. Например, господствующее племя - "в сапогах", данники - "лапотники". При подчинении города завоевателю старейшина выходил босым. Для обозначения места в племенной иерархии использовались указания на занятия, цвет, материал и размеры одежд, шатров и пр.

Конфедерации

По мнению историков, восточнославянские племена состояли из нескольких родоплеменных групп, наименование которых Нестору не было известно. Количество городов соотносят с числом общин (по 100-150 чел. в каждом) либо групп, которые объединялись вокруг города.

Вероятнее всего, в племени кривичей действительно было несколько групп. В летописи Нестора говорится о смоленских кривичах и кривичах-полочанах. Они вели самостоятельную внешнеполитическую деятельность. Также на основании находок археологи выделяют псковских кривичей и смоленско-полоцких.

Кривичи считаются объединенной группировкой, сложившейся при взаимодействии славянских переселенцев и балтоязычного местного населения.

Историки полагают, что северяне объединяли три племенные группы. Уличи и тиверцы выступали в составе одного союза. Вятичи и радимичи, предположительно, изначально были одним племенем, а впоследствии разделились. Об этом свидетельствует легенда о братьях Вятко и Радиме.

Ильменские словене

Они также находились в конфедеративных отношениях с соседями. Считается, что на месте Новгорода раньше находились поселки разных племен. Они окружали пустое пространство, которое выступало в качестве места проведения союзного вече.

Из таких поселков сформировались "концы" города - районы с самоуправлением.

К середине IX века образовалась конфедерация из племен, расселившихся на обширной территории. В нее вошли словене, чудь, весь, кривичи, мурома, меря.

Формирование государственности

В настоящее время не существует единого подхода к вопросу об образовании Древнерусского государства.

В XI-XVI вв. господствовали династическая и теологическая концепции. Последняя исходил из кирилло-мефодиевской традиции. Согласно ей, государство сформировалось в процессе противоборства старой (язычества) и новой (христианства) веры.

Христиан противопоставляли племенам, не знавшим божьих законов. Основателем государства признавался Владимир. При этом все предыдущие исторические события считались "тенью" крещения.

Согласно династической концепции, основание государства связано с возникновением династии Рюриковичей. В 862 г. Рюрик встал во главе восточнославянских племен. В этой концепции особое значение придается происхождению первых князей и их династическим связям.

Теория общественного договора

В соответствии с ней государство сформировалось в результате призвания варягов на княжение, установления договорных отношений между племенами.

Соответствующие договоренности имели место не только в Новгородской земле, но и в Киевской, а также в Смоленске, на северских территориях, на Кавказе.

Патриархальная концепция

Согласно ей государство сформировалось в результате объединения племен в союзы, а союзов - в "суперсоюзы". Вместе с этим усложнялась иерархия власти. Перед возникновением Руси на восточноевропейских территориях существовало три части русов: Куявия (центр - Киев), Артания (располагалась восточнее словенских районов), Славия (земля словен). В 882 году Олег объединил их, возникло государство.

Теория завоевания

Она связывает формирование государства с подчинением славян скандинавам. Процесс образования государства при этом растянулся на долгое время, пока к середине X в. не было создано единое образование во главе с князем Игорем.

Социально-экономическая концепция

Она преобладала среди советских ученых. Исследователи обращали внимание на наличие социальных предпосылок к формированию государства. Среди них: совершенствование орудий труда, возникновение неравенства, классов, частной собственности.

Роль каждого племени определялась в зависимости от его развитости, готовности к вступлению в состав государства. Центром возникновения предрасполагающих факторов называется Среднее Поднепровье. Здесь проживали поляне, росы, северяне. В рамках теории утверждается тождество племен руси и полян.

Влияние внешнеполитического фактора

Некоторые исследователи считают его решающим в процессе формирования государства. Племена, расселившиеся по Среднему Поднепровью, объединились в союз для совместной борьбы с хазарами. Так в 830-840 гг. было создано самостоятельное государство. Власть в нем находилась в руках кагана. При этом была сформирована дружина. Состояла она преимущественно из наемных варягов, являвшихся превосходными воинами.

Используемый социологический подход к проблеме возникновения государства основывается на признании создания надплеменной дружинной прослойки. Она стала называться русь и впоследствии распространила свою власть на племена земледельцев, приняв функции государства.