Отношение стран мира к конфликтам. Понятие и сущность международных конфликтов

Международные конфликты: понятие и типология


Введение

1 Понятие международного конфликта

2 Основные подходы к изучению международного конфликта

1 Общая классификация конфликтов

3 Национально-освободительные войны

4 Внутренние интернационализированные войны

Заключение

Введение


В международно-политической науке трудно найти более значимую проблему, которая привлекала огромное количество ученых и исследователей, чем международные конфликты. Нет ничего удивительного в такой заинтересованности данного вопроса, так как такие понятия как власть и сила, конфликты и безопасность являются основой политической науки. Проблема конфликтности привлекала внимание таких известных ученых и исследователей как Макиавелли, Гоббса, Моргентау, Хангтингтона, Фукуямы и др.

XX век - время, насыщенное международными конфликтами. Две Мировые войны, самые масштабные по своему содержанию, и самые кровавые за всю историю Нового времени. После распада колониальной системы между вновь возникшими государствами стали возникать противоречия, приводящие к военному противоборству, основанные на этнической, конфессиональной и социально-экономической основе.

После окончания холодной войны многим казалось, что новая мировая система обеспечит длительное бесконфликтное существование. Но в реальности количество региональных и локальных конфликтов резко увеличилось. Новым явлением стала тенденция размывания границ между внутренними и международными конфликтами.

Сегодня межгосударственные войны в их прямом значении редкий случай. Многие сферы международных отношений являются мирными. Другими словами сегодня сохраняется опасность возникновения конфликтов, однако сотрудничество как ведущий международный процесс, который не только становится возможным, но и необходимым, значительно снижает риск возникновения конфликтных ситуаций между странами.

При поддержке и давлении общественного мнения мировое сообщество способно улаживать возникающие конфликты мирным путем, методами правового регулирования, а так же возрастающей ролью международных организаций, которые берут на себя полномочия по разрешению возникающих споров и регулированию конфликтов.

Несмотря на это, конфликты в ходе глобализации создают серьезную угрозу мировому сообществу. В связи с возможностью их расширения, опасностью экологических и военных катастроф, высокой вероятностью массовых миграций населения, способных дестабилизировать ситуацию в сопредельных государствах международные конфликты требуют к себе пристального внимания со стороны исследователей международных отношений.

Вопросам изучения данной темы посвящено немало работ. В большинстве материал, предоставленный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по международным конфликтам рассматриваются более узкие вопросы.

Поэтому в качестве исследовательского материала будут рассмотрены как учебная литература, так и различные монографии ученых. Например, монография Фельдмана Д.М. «Конфликты в мировой политике», Глуховой А.В. « Типология политических конфликтов». Так же необходимо обратить внимание на работы таких известных исследователей как К.Райт и его работу «Некоторые размышления о войне и мире»; на труд К.Н.Уолца «Человек, государство и война. Теоретический анализ», Й. Галтунг, К. Боулдинг, Т. Шеллинг и его «Стратегия конфликта» и др. Так же одним из важных источников необходимо отметить Устав ООН, в котором закреплены принципы международного права, резолюции и конвенции, которые могли бы дать ответ на поставленные вопросы.

Целью данной работы является анализ сущности и классификации международных конфликтов. Поэтому перед нами стоит два важнейших вопроса: «Что такое международный конфликт?» и « Какие виды конфликта выделяют исследователи в рамках изучаемой темы?».

Прежде чем ответить на главный вопрос работы о типологии международных конфликтов, необходимо изучить феномен международных конфликтов и их особенностей. Следовательно, объектом исследования являются международные конфликты, а предметом - современные тенденции развития международных конфликтов и их современные виды.

Основным методом исследования является изучение теоретической базы, а именно теорий и концепций, которые анализируют политические конфликты в целом и международные конфликты в частности.

Работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена понятию и основным подходам к изучению международных конфликтов. Особое внимание уделяется традиционным и современным определениям международного конфликта. Во второй главе рассматривается главный вопрос о типологии международных конфликтов. Более подробно рассматриваются межгосударственные конфликты, национально-освободительные и внутренние интернационализированные войны.

Глава I. Сущность международных конфликтов


1.1 Понятие международного конфликта


Международные отношения как самостоятельная дисциплина появилась сравнительно недавно. Как и все науки, международные отношения претерпевают период становления собственной научной базы, включающей свою научную терминологию, свои методы исследования, свой «научный багаж», с которым она будет развиваться наравне с другими дисциплинами.

Терминология - одно из самых главных составляющих любой дисциплины. Именно поэтому при том или ином определении понятия к вопросу подходят со всей серьезностью. Нередко одно и то же понятие имеет несколько определений, имеющих как схожие черты, так и различия.

При определении понятия международного конфликта возникает та же проблема. Разные исследователи данной проблематики по-разному определяли международный конфликт.

Многие исследователи при определении международного конфликта исходят от понятия «социальный конфликт». Американский ученый Л. Козер определял социальный конфликт как «столкновение между коллективными акторами по поводу ценностей, статусов, власти или редких ресурсов, в котором цели каждой из сторон состоят в том, чтобы нейтрализовать, ослабить или устранить своих соперников». Исходя из такой трактовки другой ученый Боулдинг определяет конфликт как «ситуация соперничества, в которой стороны осознают несовместимость возможных позиций и каждая сторона стремится занять положение, несовместимое с тем, которое хочет занять другая.

Ту же самую позицию занимает современный публицист и политический деятель Егор Холмогоров, задаваясь вопросом: Почему происходят конфликты? Главную причину, как и многие другие, он видит в столкновении интересов: «граждане одной страны хотели бы иметь ядерное оружие, чтобы другая страна случайно не вздумала их «освободить», а граждане другой страны в ужасе думают, что будет, если первые своего добьются и решат нанести «превентивный удар по захватчикам и неверным». И при больших и при малых социальных взаимодействиях цели разных людей и групп людей существенно расходятся». Такая точка зрения определяет объективный характер международных конфликтов.

С этого момента начинается некоторый спор по поводу природы конфликта. Многие исследователи считают, что конфликт показывает столкновение объективных интересов сторон, в котором кто-то выигрывает, а кто-то все теряет, без компромиссов. Йохан Галтунг говорит: « Военный конфликт и международный конфликт - это нечто большее, чем просто прямое насилие. Конфликты обусловлены серьезными структурными изменениями, которые наличествуют у воюющих сторон». Ликвидация конфликта может быть только в том случае, если каждая сторона сменит свою внутреннюю структуру, а не трансформирует отношения к враждующей стороне.

Таким образом, когда говорят об объективном характере конфликтов, подразумевают, что в связи с противоположностью интересов, одновременная их реализация невозможна.

В то же время существует иная точка зрения. Дж. Бертон, принадлежащий к английской школе международных отношений, считает, что возможно существование субъективного характера международного конфликта.

Любой конфликт может быть преобразован во взаимодействие, которое повлечет за собой положительный результат для конфликтующих сторон. Если стороны смогут переосмыслить свои интересы, они придут к функциональному мирному сотрудничеству.

Можно сказать, что международный конфликт как политическое отношение носит как объективный характер противоречий, так и субъективные, которые характеризуются особенностью восприятия их политическими руководителями и принятием решений по поводу сложившейся ситуации.

Таким образом, субъективные противоречия оказывают большее влияние как на появление, так и на развитие конфликта, Более того противоречия оказывают влияние и на интересы и цели сторон, которые представляются далекими от действительности.

Одним из распространенных и признанных в политической науке определений международного конфликта дано К. Райтом в его «Некоторых размышлениях о войне и мире», 1960: «Конфликт есть определенное отношение между государствами, которое может существовать на всех уровнях, в самых различных степенях».

Это определение хорошо тем, что характеризует международный конфликт как процесс, проходящий различные стадии развития. В данном случае понятие конфликта шире, чем понятие война, которая считается составной частью первого.

Один из известных исследователей отечественной конфликтологии Б.И.Хасан утверждает: «Конфликт - это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы.

Чаще всего термин «международный конфликт» используется в международном праве. Он употребляется в самых разных значениях: как синоним спорной ситуации, международного спора, вооруженного конфликта, ситуации, в основе которой лежит противоречие в отношениях субъектов международного права.

Однако и в этой отрасли нет четкого определения конфликта. Для того, что бы определить рамки этого понятия, необходимо выявить, в каком смысле чаще всего употребляется понятие «конфликт» в международном праве.

В уставе ООН понятие конфликта заменено понятием спора или ситуации, что привело к путанице в употреблении этих терминов. Например, в главе VI Мирное разрешение споров в статье № 32 «Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности».

Международный Комитет Красного Креста дал определение «международного вооруженного конфликта» в комментарии к Женевским конвенциям 1949г. как «любое противоречие, возникающее между двумя государствами и ведущее к вторжению вооруженных сил, даже если одна из сторон отрицает состояние войны».

«С точки зрения международных отношений международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или групп государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономических, социально-классовых, политических, территориальных, национальных, религиозных или иных по своей природе и характеру интересов.»

Отечественные исследователи международного конфликта, его роли и места в системе международных отношений, в течение нескольких десятилетий главным образом подчеркивают его политический характер. Кроме того, любой международный конфликт определялся как «политическое отношение двух или нескольких сторон, воспроизводящие в острой форме, лежащие в основе этого отношения противоречия его участников».

Например, Н.И. Доронина определяет конфликт «как одну из форм проявления тех или иных противоречий во взаимоотношениях участников системы международных отношений на стадии значительного обострения этих противоречий, когда назрела необходимость их разрешения и когда, осознавая эту необходимость, стороны предпринимают взаимные открытые действия друг против друга, обращаясь к использованию всех доступных и могущих быть примененными в данной международной обстановке средств».

Итак, как можно заметить из вышесказанного, существует множество различных определений понятия «международный конфликт». Это, несомненно, указывает не только на многогранность данного явления, но и глубокую заинтересованность научных исследователей этой проблемой.

Каждое рассмотренное определение имеет право на существование, так как их совокупность дает нам возможность достичь максимального понимания того, что же такое международный конфликт.


1.2 Основные подходы к изучению международного конфликта

международный конфликт война освободительный

Известный ученый Цыганков П.А. в своих работах выделяет три основных подхода к исследованиям международных конфликтов. Такое разнообразие объясняется отсутствием четкой формулировки самого понятия «международный конфликт».

Итак, существует три основных направления в изучении международных конфликтов: «стратегические исследования», «исследования конфликта», «исследования мира». Эти подходы объединяет стремление исследователей выявить роль этого явления в системе международных отношений. В то же время все три направления имеют различия, которые лежат в основе методов исследования, рассматриваемой проблемы и характера связи с практикой международных отношений.

Наиболее традиционным является подход стратегических исследований. Исследования подобного рода совершаются через призму политического реализма. Главное для этого подхода - решение практических задач, направленных на обеспечение национальных интересов, безопасности государства и создание всех условий для победы в войне. Приоритетом в данном подходе является государственно-центрическая модель отношений и силовые методы достижения поставленных задач. Международный конфликт начинается тогда, «когда одна или другая сторона начинает рассматривать противоречие в военных терминах».

Главной мыслью сторонников данного подхода являлась идея «большой стратегии»; которая отличалась от военной тем, что имела главной целью не развязать военный конфликт, а добиться выгодной стратегической ситуации.

Главная задача стратегических исследований состоит в том, что бы определить, как необходимо вести себя государству в конфликтной ситуации, что бы повлиять на противника и одержать победу. Приоритетная проблема - причины и последствия войны для того или иного государства или для всей системы международных отношений в целом.

Известный немецкий философ Шеллинг отмечал, что преимущество стратегического исследования состоит в «плодотворности самого предположения о рациональном поведении участников конфликта».

После появления ядерного оружия, вопрос ставится уже не в военной, а политической мощи государства - обладателя оружия массового поражения.

В то же время развивается другой подход к исследованию международных конфликтов - «исследование конфликтов». Отличие этого подхода от предыдущего в том, что он рассматривает вопрос о происхождении и разновидности конфликтов.

В рамках этого подхода существуют две точки зрения о причинности международных конфликтов. Одни считают, что возникновение конфликтов связанно со структурой международной системы. Другие видят причину во внутренней среде международной системы. С этой позиции международным конфликтам или кризисам дает начало международный контекст, который характеризуется размыванием или сменой соотношения сил на международной арене.

Результатом является то, что в том или ином случае государства теряют четкое понимание, каким же является их взаимное положение в международной иерархии и, следовательно, пытаются покончить с возникшей двойственностью, как это случилось с США и СССР.

В рамках направления «исследование мира» вопрос ставится о мирном урегулировании международных конфликтов. В данном подходе существует три школы. Первая из них - англосаксонская школа «Регулирование конфликта», которая занимается анализом вопросов, связанных с механизмом решения и контроля над конфликтом и поиском путей от противостояния к сотрудничеству.

Следующая школа относится к европейскому мышлению. Основной вывод, сделанный в рамках данного направления: мир - это не только отсутствие войны, а в первую очередь справедливость и законность действий между государствами.

Третья школа видит главный выход их конфликта в переговорах. Международные переговоры становятся одной из главных форм взаимодействия государств. Они эффективно влияют на уменьшение возможности военных действий.

В заключении необходимо сказать, что все рассмотренные подходы сводят многообразие международных конфликтов к межгосударственным противоречиям и вооруженным конфликтом, рассматривая такие вопросы как: выгодная стратегическая ситуация при конфликтной ситуации с использованием силовых методов, размывание и соотношение сил на международной арене и механизм решения и контроля над конфликтом.

Глава II. Типология международных конфликтов


2.1 Общая классификация конфликта


Так как без рассмотрения типов конфликтов в системе международных отношений невозможно провести качественный анализ сущности конфликта, классификация является необходимым элементом в теоретической основе изучаемого предмета.

Важно отметить, что в современной конфликтологии отсутствует устоявшаяся и общепринятая классификация международных конфликтов. В общем плане классификацию международного конфликта проводят по ряду оснований, в которые входят: причины возникновения конфликта; противоречия, лежащие в его основе; характер участников; цивилизационно-культурологические особенности; социально-психологические факторы конфликта; масштабы; применяемые средства; характер развития; его длительность.

По характеру противоречий, лежащих в основе международного конфликта, выделяются политические, социально-политические, военно-стратегические, экономические, идеологические, этнические, религиозные и геополитические противоречия. Все названные противоречия можно разделить на две категории: политические и неполитические противоречия.

Так же международные конфликты различаются по пространственно-временному масштабу. В этом случае ученые выделяют глобальные конфликты, которые затрагивают интересы всех участников международных отношений; региональные или локальные, включающие ограниченное число участников конфликта и двусторонние. В зависимости от длительности международные конфликты могут быть соответственно затяжными, средней длительности, краткосрочными.

Если рассматривать конфликты с точки зрения применяемых средств, то, как правило, выделяют вооруженные международные конфликты и конфликты с применением только мирных средств. Вооруженные конфликты, в свою очередь, разделяют на конфликты с массированным использованием военного потенциала и с ограниченным использованием военной силы. Уровень военной силы определяется степенью противоречий между интересами сторон конфликта. А. Раппопорт сказал: «Война является сегодня наиболее опасным из всех возможных типов конфликта». В международных конфликтах, в которых используют только мирные средства, последние могут быть задействованы как комплексно, так и выборочно

Следующая классификация проводится по характеру развития, где можно выделить эволюционные международные конфликты. Конфликт последовательно проходит несколько фаз развития: скачкообразные, при которых возможно перескакивание через фазы развития в сторону как эскалации, так и деэскалации конфликта, вялотекущие и взрывные; латентные и явные. Чтобы стало понятно, под эскалацией конфликта понимают «развитие конфликта, который прогрессирует во времени, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга интенсивнее, чем предыдущие».

Одной из классификаций международных конфликтов является классификация, в основании которой лежат субъекты противоречий. Отсюда выделяют межгосударственные конфликты, где обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями; национально-освободительные войны, в которой одна из сторон представлена государством; внутренние интернационализированные конфликты, в них государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства.

Рассмотренные классификации международных конфликтов не исчерпывают всех возможностей типологии, но дают возможность осмысленно подходить к анализу конкретного конфликта.

Среди всего разнообразия типологии международных конфликтов, хотелось бы подробнее остановиться на последней рассмотренной классификации.


2 Межгосударственные конфликты: традиционные и современные


Для того чтобы вникнуть в сущность межгосударственного конфликта, необходимо обратиться к истории самого слова «межгосударственный». Как известно, в английском языке слова state и nation взаимозаменяемы. Поэтому основные понятия для международных дисциплин такие как international relations, international low и international war воспринимаются как межгосударственные отношения, право или война соответственно. Благодаря такой особенности лингвистики, важнейшей чертой войны выступает легитимность. Другими словами, только обладающие легитимной властью, а именно государства и их представители, имеют законное право обращаться к войне.

В 4 пункте ст. 2 Устава ООН говориться: «All Members shall refrain in their international relations from the threat or use of force against the territorial integrity or political independence of any state, or in any other manner inconsistent with the Purposes of the United Nations». (Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций).

Из формулировки видно, что в первоисточнике используется выражение «international relations», Поэтому считается, что сферой соблюдения принципа неприменения силы являются именно «межгосударственные отношения».

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что межгосударственные конфликты это ничто иное как проявление агрессии одного государства по отношению к другому.

Точная формулировка агрессии прозвучала на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 году: «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства».

К актам агрессии относят множество различного рода действий одного государства по отношению к другому. Это вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства, нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы либо морские и воздушные флоты другого государства, бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства и т.д. Все эти пункты заключены в ст. 3 Резолюции «Об агрессии» от 14 декабря 1974 года.

Кроме той особенности, что межгосударственный конфликт связывают с понятием агрессии, есть еще ряд специфических особенностей, характеризующих межгосударственные конфликты.

Как известно, субъектами такого рода конфликтов являются государства или коалиции. В основе каждого межгосударственного конфликта лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон. Здесь, как правило, выделяют конфликт идеологий; конфликт, затрагивающий геополитические интересы государства, а именно политического господства в каком-либо регионе; конфликты, основанные на отстаивании экономических или территориальных интересах. В современном мире межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения, более того они являются следствием массовой гибели людей стран-участниц данного конфликта.

«Каждый конфликт имеет свои особенности. Чаще всего конфликты возникают на основе территориальных претензий. Например, претензии по поводу территорий, которые уже принадлежат одному из государств. Такие претензии привели к войнам между Ираном и Ираком. Немного не достигая Персидского залива, воды Тигра и Евфрата сливаются в реку Шатт-эль-Араб, восточный берег которой принадлежит Ирану, а западный - Ираку. Последний в течение всего двадцатого века претендовал на восточный берег, где расположены два крупных порта - Абадан и Хорремшехр».

Официально причиной к началу войны служило стремление восстановить границы между странами, которые существовали до 1975 года. Однако корни уходят далеко в территориальные и политические споры между враждующими государствами. Результатом войны явилось установление границ по реке Шатт аль-Ароаб, однако обе стороны понесли колоссальные потери среди населения. К таким же спорам можно отнести войну между Ираком и Кувейтом, причиной которой стало желание Саддама Хусейна расширить прибрежные границы Ирака. Поводом к войне, по словам лидера, стала незаконная добыча нефти Кувейтом с пограничных месторождений. Результатом этого конфликта стала полная изоляция Ирака.

Другой претензией может стать граница между вновь появившимися государствами. На почве таких притязаний имеют место конфликты на территории бывшей Югославии. Распад Югославии вызвал множество территориальных конфликтов, которые вылились в военные действия, этнические чистки, притеснения по конфессиональному признаку.

Конфессиональные группы являлись участниками конфликтов в Сербии, Хорватии и Косово (мусульмане и христиане). Происходило наложение национальных, политических и конфессиональных факторов. Процесс развала Югославии начался с отмены автономного статуса Косово в рамках Сербии.

Любой межгосударственный конфликт возникает из-за различных как объективных, так и субъективных причин. Поэтому, рассматривая конкретный пример нельзя отнести его только к одному типу конфликта. Главной причине всегда сопутствует ряд вспомогательных мотиваций.

Одной из особенностей межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутригосударственным конфликтом. Во-первых, всегда существует опасность перехода от внутригосударственного конфликта к межгосударственному. Это происходит при вмешательстве внешних сил во внутренние дела государства, что является следствием возникновения напряженности в отношениях между государствами. Первое, что приходит на ум в данном случае, это война в Афганистане 70-х - 80-х годов. Начало война берет с гражданской войны 1978-79 гг. «Американские и европейские историки-аналитики причины возникновение кризиса в Афганистане относили к Апрельской революции 1978 года, и большинство из них отрицало существование реальных социально-экономических предпосылок и революционной ситуации, а произошедшие события связывало с советским влиянием и с деятельностью Народной Демократической партией Афганистана».

Тогда после Апрельской революции в стране установилось марксистское просоветское правительство. После свержения режима Мухаммеда Дауда <#"justify">2.3 Национально-освободительные войны


Главной особенностью национально-освободительных войн является то, что они представляют собой войны народов зависимых и колониальных стран против колонизаторов, за установление государственной независимости или за её сохранение, против попыток восстановить колониальный режим. Главной целью такой войны является создание собственного независимого государства.

Национально-освободительные войны в качестве особой категории международных конфликтов приобрели этот статус после второй мировой войны. Если ранее такие конфликты оценивались как внутренние, то, теперь по Дополнительному протоколу № 1 к Женевским конвенциям 1949 г., «вооруженные конфликты, в которых народы борются против колониального и расистского господства и оккупации, за осуществление их права на самоопределение», являются международными вооруженными конфликтами.

ООН в эту категорию международных конфликтов включает: 1) войны народов, борющихся против расистского господства; 2)войны колониальных стран и народов, под которыми понимаются войны народов несамоуправляющихся, а также подмандатных и подопечных территорий, находящихся под колониальным господством; 3) войны, которые ведутся народами против правительств, хотя и не являющихся колониальными или расистскими, однако действующих в противоречии с принципом равноправия и самоопределения.

Говоря о колониях и войне за независимость, первое, что приходит на ум, это война за независимость США.

Революционная пора, породившая слом колониального режима в Америке и создавшая новое независимое государство, на протяжении многих лет продолжает привлекать к себе внимание ученых-политологов, историков и исследователей. Эта пора дала сильных политических деятелей, сумевших заложить фундамент буржуазного государства со старейшей в западном мире конституцией.

В колониальной Америке усиливается влияние Лондона, которое задевает интересы больших масс населения. Великобритания вела жесткую политику в отношении своих колоний. Король, земельная аристократия, купцы и предприниматели Англии стремились увеличить прибыль, которую давало владение колониями. Они вывозили оттуда ценное сырье - пушнину, хлопок, а в колонии ввозили готовые товары, собирали налоги и пошлины. Английский парламент ввел в колониях множество запретов: на открытие мануфактур, на производство изделий из железа, выделку тканей, на торговлю с другими странами.

Развитие капитализма в колониях и складывание североамериканской нации вступали в противоречие с политикой метрополии, рассматривавшей колонии как источник сырья и рынок сбыта.

Были обмануты надежды ветеранов Семилетней войны, которым после ее окончания были обещаны золотые земли Огайо. Был нанесен удар по прибыльной торговле купцов за счет навигационных законов. Из за удвоенной пошлины на ввоз британской продукции были резко повышены цены на товар.

Такой политики Британии американцы оказали сильное сопротивление. Так как Штаты тайно поддерживали торговые отношения с Вест- Индией, они могли позволить себе объявить протест Английским товарам.

В войне столкнулись две армии, которые отличались друг от друга по своему составу, материальной оснащённости и боевому опыту. Американская повстанческая армия первоначально представляла собой слабо обученную и плохо организованную народную армию.

Но, главное- это то, что морально-политический уровень её солдат, сражавшихся на своей земле, за свои кровные интересы, был значительно выше, чем в наёмной английской армии. Совершенствуя тактику ведения войны, повстанцы сумели добиться значительных преимуществ.

Победа в войне за независимость была достигнута в 1781 г., когда основные силы английской армии сдались американцам и французам под Йорктауном. В 1783 г. состоялось подписание мирного договора, в соответствии с которым Англия признала образование Соединенных Штатов Америки и расширение их территорий на запад до реки Миссисипи.

Война за независимость была буржуазной революцией, которая привела к свержению колониального ига и образованию независимого американского национального государства. Отпали прежние запреты английского парламента и королевской власти, стеснявшие развитие промышленности и торговли. Победа североамериканцев в войне за независимость способствовала развитию освободительного движения народов Латинской Америки против испанского господства. Войну за независимость приветствовали передовые люди многих стран, включая Россию.

Еще одним примером национально-освободительной войны может служить война китайского народа против японских захватчиков 1937-45 гг. Она началась в ответ на введение войск японской империи на территорию Китая с целью завоевания и колонизации этой страны. Япония уже к тому времени оккупировала Маньчжурию, часть внутренней Монголии и ряда районов Северного Китая. Агрессии Японии в Китае фактически способствовала позиция США и Великобритании.

Рассчитывая повернуть в дальнейшем экспансию Японии против СССР и добиться с ней сделки за счёт Китая, правительства США и Великобритании не шли дальше умеренного осуждения действий Японии.

Более того, они продолжали крупные поставки в Японию стратегических материалов, помогавших ей наращивать военный потенциал. Единственной державой, оказавшей эффективную поддержку Китаю, был Советский Союз. 21 августа 1937 он заключил с Китаем договор о ненападении. СССР стал поставлять в Китай самолёты, оружие, боеприпасы и др. военные материалы. После нападения Германии на Союз, русский народ проявил героизм в защите своей земли. Это стало вдохновляющим примером для китайского народа в борьбе против японских оккупантов. «Не смотря на тяжелые испытания войны, советский народ продолжал морально и материально поддерживать национально-освободительную борьбу китайского народа».

Итак, две войны произошли на разных этапах человеческой истории. Их разделяет полтора века. Эти два события имеют разную историю, но есть самое главное, что их объединяет - это стремление быть независимыми. На мой взгляд, национально-освободительные войны есть самые справедливые войны, так как каждое государство имеет право на суверенитет, каждая нация имеет право на самоопределение. И американцы, и китайцы боролись не только за землю, на которой они родились, они боролись за свою свободу.


4 Внутренние интернационализированные конфликты


Следующий тип международных конфликтов - это внутренние интернационализированные конфликты.

Внутренние интернационализированные конфликты, или «смешанные войны», - «это особый вид международного конфликта, появившийся в послевоенный период как своего рода свидетель процесса трансформации межгосударственных отношений в действительно международные».

Конфликтология, существовавшая в довоенное время и основавшаяся на традиционных теориях, не расценивала революции и проходившие в отдельном государстве войны как межгосударственные, так как они выходят за рамки международных отношений. Принцип невмешательства во внутренние дела отделял внутреннюю сферу от международной, а гражданские войны от международных конфликтов. Только после второй мировой войны ученые стали больше уделять внимание этому вопросу с точки зрения международной политики.

Практически все крупные международные кризисы, которые имели место после 1945 года, брали начало с гражданских войн, которые перерастали в смешанные войны.

Вопрос о вмешательстве стран во внутренние конфликты другой страны очень сложен и многогранен. С одной стороны, согласно мнению профессора Р. Фолка, «было понятно, что международное право традиционно держится как бы в стороне от феномена гражданской войны». Более того, в международном праве отсутствует норма, которая регулировала бы вмешательство третьих лиц во внутренние конфликты государства.

А согласно п.4 ст. 2 Устава ООН «Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций». Из этого следует, что Устав запрещает угрозу силой только в международных отношениях.

Единственное упоминание об отношениях государств касательно внутренних дел другого государства закреплено в Декларации ООН о принципах международного права 1970 г., «ни одно государство не должно... вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве».

Современное международное право сегодня создает почву для разногласий по поводу вопроса, что считать правомерной помощью при внутренних конфликтах государства. С одной стороны считают неправомерной помощь, оказываемую восставшей стороне. В международном праве такая помощь характеризуется как «подрывное вмешательство». Тем не менее, согласно международному праву, действующему по принципу взаимности, допускается оказание помощи правительству, как другой стороне конфликта.

На основе такого допущения возникает вопрос. Если существующее правительство утратило доверие и народную поддержку и удерживается у власти только за счет помощи, оказываемой другими государствами, позволяет ли подобная ситуация оказывать помощь восставшей стороне, и можно ли считать такое контрвмешательство правомерным?

Сторонники первой позиции в качестве аргумента приводили свойство легитимности власти. Другими словами, только правительство, которое представляет государство, имеет законное право просить о помощи и давать свое согласие на оказание помощи при внутренних конфликтах данного государства. Именно просьба или согласие является главным основанием для оказания материальной или иного вида помощи, а так же введение войск на территорию государства.

Оппоненты данной позиции утверждают, что возникновение революции или гражданской войны уже ставит под сомнение компетентность существующего правительства. В таком случае оправдывается помощь, оказываемая восставшей стороне, тем самым создается условие на интернационализацию конфликта.

Вся сложность оценки вмешательства третьих лиц в конфликт заключается в разной степени запретов на помощь восставшим и правительству. Под «подрывным вмешательством» в праве подразумевается запрет на любую помощь, кроме гуманитарной, повстанцем. Что касается помощи правительству, то государствам разрешается снабжение деньгами и оружием в ходе гражданской войны. Запрет распространяется только на введение войск на территорию государства для содействия властям.

Выход из сложившейся ассиметричной ситуации заключается лишь в применении режима нейтралитета. Иными словами необходимо ввести запрет на любое оказание помощи как повстанцам, так и правительству, тем самым ставя обе стороны конфликта в равные условия борьбы.

Заключение


С началом XXI в. главным образом изменились причины и источники конфликтов. Они все чаще стали возникать на этнической и религиозной основах. Все чаще возникают экономические и финансовые противоречия,

обостряется борьба за рынки и ресурсы. На сегодняшний день именно дефицит ресурсов превратится в одну из главных проблем.

Борьба за доступ к ресурсам на всех уровнях: местном, региональном и глобальном - может в перспективе стать одной из самых распространенных причин возникновения конфликтов, вооруженных столкновений и войн. Более того, новые конфликты напрямую связаны со снижением влияния и эффективности государственной власти. Так же к источниками кризисов и конфликтов можно отнести нестабильность, слаборазвитость и нищету отдельных стран, которые создают благоприятную почву для подъема религиозной интеграции, в частности исламского фундаментализма.

Происходит изменение в участниках международных отношений. Наряду с государствами акторами международных отношений становятся международные сообщества, которые берут на себя обязательства по регулированию и разрешению конфликтных ситуаций. Конфликтов и военных столкновений не становится меньше, однако перспектива крупномасштабных войн, таких как Мировая война, значительно уменьшается.

Меняется характер конфликтов. На сегодняшний день они становятся не межгосударственными, а внутригосударственными. Другими словами проходят в границах одного государства. И так как крупные державы при возникновении конфликтов руководствуются исключительно своими национальными интересами, страны "третьего мира" при каждом вновь возникающем конфликте все больше "сползают" вниз к анархии.

Конфликты и войны, которые возникают в странах "третьего мира" отличаются особой жестокостью и дикостью. Стираются границы между военными и гражданскими позициями, вследствие которых мирные жители оказываются менее защищенными.

Международные отношения с давних времен занимали одно из важных мест в жизни и деятельности любого государства и общества. В современном обществе, где все страны плотно взаимодействуют друг с другом и влияют на существование и развитие всей международной системы, международные конфликты приобрели важное значение при изучении международных отношений в целом. Теперь становится понятно, что резко возрастает необходимость в теоретическом осмыслении международных отношений, а так же в анализе происходящих событий и их последствий.

Именно поэтому изучение отношений между государствами невозможно без рассмотрения тех противоречий, которые возникали между ними на протяжении всей человеческой истории.

Более того, конфликты в ходе глобализации создают серьезную угрозу мировому сообществу. В связи с возможностью их расширения, опасностью экологических и военных катастроф, высокой вероятностью массовых миграций населения, способных дестабилизировать ситуацию в сопредельных государствах международные конфликты требуют к себе пристального внимания со стороны исследователей международных отношений.

В данной работе были рассмотрены самые общие вопросы, которые лишь слегка затронули вопрос конфликта между странами.

Самое главное - необходимо понять, что такое международный конфликт. Чтобы рассматривать проблему международного конфликта, нужно понять его сущность и отличие от другого рода противоречий.

С точки зрения теории международных отношений международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или группы государств, которое воспроизводит столкновение экономических, социально-классовых, политических, территориальных и другого рода интересы.

Существование огромного разнообразия типов международных конфликтов можно объяснить многогранностью отношений, связанных с взаимодействием стран друг с другом. В этой работе были рассмотрена лишь малая часть всей классификации международных конфликтов.

Список литературы


1.Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - 286 с.

.Ишмуратов А.Т. Конфликт и согласие. - К: Научная мысль, 1996. - 190 с.

.Козер Л. Функции социального конфликта/Пер. с англ. О. Назаровой; под общ. ред. Л.Г. Ионина. - М: Идея Пресс, 2005.- 205 с.

.Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. - М.:Аспект Пресс, 1999

.Манойло А.В. Проблемы и перспективы исследования информационно-психологических технологий разрешения международных конфликтов / Право и политика. -2008. - №3. - С.595

.Мунтян М.А. Основы теории международных отношений: учеб. пособие.- М: МАБиУ

.В. Н. Рябцев, М. А. Шитив. Конфликтология: Хрестоматия для политических отделений и факультетов университетов. - Ростов - на - Дону, 2001. - 488 с.

.Сапожников Б.Г Японо-Китайская война и колониальная политика Японии в Китае (1937-1941). - М.: Наука, 1970. - с. 209.

.Фельдман Д.М. Конфликты в мировой политике/ Под ред. П.А. Цыганкова. - М.: МУБУ, 1997. - 128 с.

.Цыганков П.А. Теория международных отношений: учеб. пособие. - М: Гардерики, 2003. - 400 с.

.Шеллинг Т. Стратегия конфликта//Теория международных отношений: Хрестоматия/ сост. науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова - М: Гардерики, 2002. С. 254 - 266

.Юридическая Конфликтология/ РАН Центр конфликтолог. исслед.; Отв. ред. Кудрявцев В.Н.- М. 1995.182 с.

13.Понятие конфликта в международном праве. Черноудова М.С. // Московский журнал международного права. № 2 .- М.: Международные отношения, 2005, с - 83

А. Торкунов. Общественные науки и академическая фундаментальность [Электронный ресурс]: Журнал теории международных отношений и мировой политики. Режим доступа: <#"justify">17.Законы России [Электронный ресурс]: Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов (протокол №1)Режим доступа: #"justify">18.И.В.Жуков. Война в дискурсе современной прессы [Электронный ресурс]: Режим доступа: #"justify">21.Организация Объединённых Наций. Генеральная ассамблея ООН. [Электр. ресурс]: РЕЗОЛЮЦИЯ «Об агрессии», от 14 декабря 1974 г. Режим доступа: #"justify">.Организация Объединённых Наций. Генеральная ассамблея ООН. [Электр. ресурс]: Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. Режим доступа: #"justify">23.Устав ООН [Электр. ресурс]=Charter of the United Nation: Учредительные документы. Режим доступа: #"justify">24.Егор Холмогоров. Введение в теорию конфликта. [Электр. ресурс]: М.: Новые хроники, 2008. Режим доступа: #"justify">25.Kenneth Neal Waltz .Man, the state, and war: a theoretical analyses. [Электр. ресурс]: Google books. Режим доступа: http://books.google.com/books?id=qUsb210ml48C&lpg=PA16&hl=ru&pg=PA15#v=onepage&q&f=false

26.J. W. Burton Systems, States, Diplomacy and Rules [Электр. ресурс]: Google books. Режим доступа: http://books.google.com/books?id=aG0G_5iu9H0C&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил; это крайняя форма обострения противоречий.

Международный конфликт – это крайняя форма проявления противоречий между участниками международных отношений, это столкновение между ними по поводу ценностей, статусов (положения), власти, обладания редкими ресурсами, а также по поводу перспектив их развития. Цели, которые преследует каждый из участников конфликтов заключается втом, чтобы устранить или ослабить соперника.

Важно усвоить, что конфликты возникают, существуют и развиваются с возникновением, существованием и развитием человеческого общества. Поэтому необходимо и важно выяснить причины международных конфликтов.

К числу основных причин вызывающих и обостряющих международные конфликты в настоящее время необходимо отнести следующие:

1. неравенство участников международных отношений (прежде всего государств) с точки зрения обладания территориальными, материально-природными, людскими, научно-техническими, производственными и другими потенциалами (ресурсами);

2. изменение баланса сил на мировой арене;

3. формирование особой «полярности» в мировом сообществе: одно-, двух-, многополярный мир;

4. наличие и формирование новых этнических, религиозных, идеологических течений, организаций.

Эти и другие причины предопределяют классификацию международных конфликтов. С учетом различных критериев выделяются следующие типы конфликтов:

В зависимости от применяемых средств конфликты подразделяются на:

– силовые конфликты;

– несиловые конфликты:

В зависимости от степени используемого насилия:

– военные конфликты;

– конфликты, основанные на терроризме, захвате заложников.

В зависимости от масштабов конфликтов:

локальные конфликты (внутри государства);

– региональные конфликты (в отдельных регионах);

– глобальные конфликты (мировые).

В зависимости от мотивов конфликта:

– территориальные конфликты;

– нетерриториальные конфликты (идеологические, экономические, политические).

Из всех перечисленных категорий конфликтов наиболее опасны для человечества войны и другие насильственные конфликты. Поэтому чрезвычайно важно найти средства недопущения или разрешения международных конфликтов.

Важнейшим средством разрешения международных конфликтов являются переговоры между враждующими (конфликтующими) субъектами международных отношений, которым могут предшествовать консультации и работа посреднических миссий.

Роль и значение переговоров в системе международных отношений, в разрешении международных конфликтов в настоящее время возрастает в сравнении с другими. Это обуславливается тем, что:


2) переговоры стали постоянным и универсальным инструментом международных отношений;

3) переговоры являются основной формой взаимодействия государств, поскольку сопровождаются обязательным совместным принятием решений и поскольку активно воздействуют на дальнейшее уменьшение роли силовых, особенно военных способов решения вопросов;

4) увеличивается объем и количество международных переговоров. Их объектами становятся все новые области международных отношений (в т.ч. экология, социально-политические процессы, научно-техническое сотрудничество и т.д.);

5) возрастает роль международных организаций, в т.ч. неправительственных, общественных, а также специалистов, не имеющих дипломатического опыта, но располагающих значительной компетенцией в различных областях) сложных научно-технических, экономических, экологических и т.д.);

6) вырабатывается новая «переговорная стратегия», которая предусматривает классификацию субъектов международных отношений в соответствии с их обязанностями; повышение координирующей роли дипломатических служб; более четкое выявление категорий ценности для каждой из сторон международных отношений; анализ соотношения между целями, которых хотят достичь субъекты международных отношений, и средствами, которыми они располагают и могут использовать при разрешении конфликтов.

В результате использование различных средств, способов разрешения международных конфликтов, заключаются определенные международные соглашения. Эти соглашения классифицируются по следующим группам:

– соглашения, достигаемые в результате совпадения мнений всех участников переговоров (или конфликтов);

– соглашения, заключаемые в соответствии с законодательными или моральными принципами международных отношений;

– соглашения, которые одна сторона навязывает другой стороне;

– соглашения, которые констатируют, что конфликт потерял свою актуальность и разрешился сам собой.

В заключение изучения данной темы следует, прежде всего, усвоить, что:

1. Наиболее существенными характерными чертами системы международных отношений являются сотрудничество и конфликты. Между ними существует неразрывная связь и взаимосвязь. Это проявляется в том, что процессы международного сотрудничества включают конфликтные элементы. А конфликты предполагают и требуют определенного сотрудничества.

2. С развитием мирового сообщества, мировой цивилизации изменяются соотношения и характер связей между этими категориями международных отношений. Возрастает роль и значение отношений сотрудничества и системы переговоров, как средства разрешения конфликтов.


66. Понятие, типы и функции конфликта в международных отношениях. Особенности международных конфликтов в эпоху «холодной войны».

Конфликт – это столкновение между участниками международных отношений по поводу ценностей, статусов, власти или ресурсов, в котором цели каждой и сторон состоят в том, чтобы нейтрализовать, ослабить или устранить соперника.

Внешние конфликты:


  • - дипломатические споры

  • - территориальные притязания

  • - экономические противоречия

  • - вооруженный конфликт (в т.ч. война)
Выделяют 3 группы международных конфликтов:

  1. классический межгосударственный к. – война (нац.-освободит., территориальн.)

  2. территориальный к. – отделение / присоединение территории

  3. нетерриториальный к. – этнич., националистич., религиозню, идеологич.
В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства. Исходя их этого выделяют:

  • межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);

  • национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;

  • внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства).
Специфика межгосударственных конфликтов определяется следующим:

  • их субъектами выступают государства или коалиции;

  • в основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон;

  • межгосударственный конфликт является продолжением политики государств-участников;

  • современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения;

  • межгосударственный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах-участницах и во всем мире.
В основе классификаций межгосударственных конфликтов могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.

Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют:


  • конфликт идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами); к концу XX в. их острота резко снизилась;

  • конфликты между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе;

  • конфликты, где стороны отстаивают экономические интересы;

  • территориальные конфликты, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий);

  • религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.
Функции конфликта:

Позитивные:


  • разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

  • получение новой информации об оппоненте

  • сплочение народа при противоборстве с внешним врагом

  • стимулирование к изменениям и развитию

  • снятие синдрома покорности у народа

  • диагностика возможностей оппонентов
Негативные:

  • большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте

  • ухудшение социально-психологического климата в стране, регионе

  • представление о побежденных группах, как о врагах

  • после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между группами народов

  • сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).
Холодная война – это политическое, экономическое, идеологическое противостояние государств и систем, включая гонку вооружений.

Один из главных теоретиков и практиков ХВ – Дж. Фостер Далльс.

Особенности:

Противостояние двух сверхдержав - СССР и США - и возглавляемых ими блоков было ведущим фактором политического развития мира в период «Холодной войны» и до некоторой степени «снимало» конфликты более низкого уровня. Эти конфликты нередко использовались сверхдержавами в их военно-политическом противостоянии. В то же время сверхдержавы старались держать региональные конфликты под контролем, понимая, что в противном случае они могут стать неуправляемыми и перерасти в глобальную войну. Поэтому в наиболее опасных случаях лидеры биполярного мира, несмотря на жесткое противостояние, координировали свои действия по снижению напряженности, чтобы избежать прямого столкновения. Несколько раз такая опасность, например, возникала при развитии арабо-израильского конфликта в период холодной войны. Тогда каждая из сверхдержав оказывала влияние на своего союзника с тем, чтобы снизить накал конфликтных отношений. В период холодной войны были ситуации и прямой жесткой конфронтации СССР и США. Одним из таких наиболее острых моментов стал в 1962 г. Карибский (Кубинский) кризис, когда и США, и СССР всерьез рассматривали возможность нанесения ядерных ударов. В связи с этим в 1970-е годы обеими сторонами были предприняты усилия по «разрядке » международной напряжённости и ограничению вооружений.

Одной из главных составляющих конфронтации была идеология . Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы - победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага». Новое противостояние требовало сплоченности всех членов противоположных блоков.

Ведение массированной «психологической войны », целью которой была пропаганда собственной идеологии и образа жизни, а также дискредитация в глазах населения «вражеских» стран и «третьего мира» официальной идеологии и образа жизни противоположного блока. С этой целью создавались радиостанции, вещавшие на территорию стран «идеологического противника».

Основоположник – У.Черчилль (выступление в Фултоне 1946г.): призвал к созданию военно-политического союза, чтобы противостоять социалистической системе.


  1. 1946-1953: начало противостояния

  2. 1953-1962: на грани ядерной войны

  3. 1962-1979: «Разрядка»

  4. 1979-1986: новый виток противостояния

  5. 1987-1991: «новое мышление» Горбачёва и завершение противостояния
Берлинский кризис 1948-49 гг.: Советский Союз блокировал железнодорожный и автомобильный доступ западных союзников в районы Берлина, находящиеся под их контролем (причины – соглашение США и Великобритании о слиянии их зон в единую, потом добавилась Франция; становление собственной валюты в ФРГ).

Итогом этого берлинского кризиса стало резкое ухудшение общественного мнения западных стран о СССР, а также ускорение подготовки к объединению в мае 1949 г. земель, находившихся в западной зоне оккупации, в Федеративную Республику Германия (ФРГ), при этом Западный Берлин стал автономным самоуправляемым городом, связанным наземным транспортным коридором с ФРГ. В ответ на это в октябре 1949 г. в советской зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).

Мармеладный бунт : берлинский кризис 1953 года. Причина – повышение цен на товары первой необходимости. Начало кризиса в ГДР. Противостояние жителей ГДР и советских властей и войск.

Венгерский кризис 1956г . Массовые убийства коммунистов, работников МВД, Госбезопасности. Выступления против советского режима на территории страны. Хотели выйти из Варшавского договора. Многие повстанцы были репрессированы, убиты.

Берлинский кризис 1961г . – один из самых напряженных моментов ХВ. СССР требовал вывода амер., брит. войск с территории Зап. Берлина. Массовые миграции населения из ГДР в ФРГ. Социалистическая партия приняла решение о закрытии всех пропускных пунктов между ГДР и ФРГ. 15 августа 1961г. – возведение Берлинской стены. Эта стена породила противостояние военных сил Запада и Востока. Только 3 сент. 1971 подписано соглашение по Берлину, признававшее его самостоятельным государством, независимым от ФРГ (Великобрит., СССР, США, Франция).

Карибский кризис 1962г. Связан с вступлением Ф. .Кастро в должность президента Кубы, желанием строить социализм. США планировали операции по свержению режима, включ. экономическую, политическую изоляцию, организацию внутренней подрывной деятельности, военное вторжение. СССР разместил военные базы на Кубе, в т.ч. ядерные ракеты. Советское оружие поставлялось на Кубу бесплатно. 1962г. – морская блокада Кубы Америкой и усилия для нормализации отношений с СССР. В результате кризиса достигнута договоренность: СССР убирает ракеты с Кубы, США – из Турции.

Корейская война (1950-1953) часто рассматривается как опосредованное противостояние СССР и США.

Ввод советских войск в Афганистан (1979) – новый виток противостояния. На Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. Обострение достигло пика осенью 1983 г., когда советскими силами ПВО был сбит южнокорейский гражданский авиалайнер, на борту которого, по сообщениям СМИ, находилось около 300 человек. Именно тогда президент США Рональд Рейган назвал СССР «империей зла». В 1983-1986 гг. советские ядерные силы и система предупреждения о ракетном нападении находились в состоянии повышенной боевой готовности.

Разрядка. В 1988 году начинается вывод советских войск из Афганистана. В декабре того же года Горбачёв, выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с «программой ослабления противостояния», заявил о сокращении советских вооруженных сил.


страница 1

Методологической основой отечественных исследований международного конфликта, нашедших отражение в литературе 70-80-х гг., чаще всего является положение диалектической философии о том, что конфликт - это крайняя форма обострения противоречия

Существующее в научной литературе многообразие подходов к исследованию международных конфликтов во многом объясняется различием трактовок содержания понятия «международный конфликт». Кроме того, понятие «международный конфликт» имеет самостоятельное значение для выработки теоретических представлений , адекватных международной политической практике.

Международные конфликты , таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов.

Международный конфликт как политическое отношение воспроизводит не только объективные противоречия, но и вторичные, по своему характеру субъективные, противоречия, обусловленные спецификой их восприятия политическим руководством и процедурой принятия политических решений в данной стране.

Известный американский ученый Л. Козер определял социальный конфликт как «столкновение между коллективными акторами по поводу ценностей, статусов, власти или редких ресурсов, в котором цели каждой из сторон состоят в том, чтобы нейтрализовать, ослабить или устранить своих соперников » (Совег. Р. 8). Принимая такую точку зрения, некоторые исследователи международных отношений исходят из того, что конфликт имеет объективное содержание. Так, по К. Боул-дингу конфликт - это «ситуация соперничества, в которой стороны осознают несовместимость возможных позиций и каждая сторона стремится занять положение, несовместимое с тем, которое хочет занять другая»



Иная точка зрения у Дж. Бертона, согласно которому «конфликт носит в основном субъективный характер... Конфликт, который как будто затрагивает «объективные» расхождения интересов, может быть преобразован в конфликт, имеющий позитивный результат для той и Другой из сторон , при условии такого «переосмысления» ими восприятия друг друга, которое позволит им сотрудничать на функциональной основе совместного использования оспариваемого ресурса»

Широко распространено мнение о разрушительной и дестабилизирующей функции конфликта в общественных отношениях и о необходимости его избегания, недопущения или подавления. Однако, как было показано еще Зигмундом Фрейдом, конфликты - неотъемлемая часть социальных взаимодействий. Дж. Зиммель, JT. Козер и другие исследователи показали, что конфликт имеет множество, позитивных:, созидательных функций. С этой точки зрения конфликт не допускает стагнации, стимулирует интерес и любопытство.

Конфликт – это столкновение между участниками международных отношений по поводу ценностей, статусов, власти или ресурсов, в котором цели каждой и сторон состоят в том, чтобы нейтрализовать, ослабить или устранить соперника.

Типология конфликтов столь же многообразна, сколь многообразны их определения и так же зависит от «угла зрения», целей анализа и т.п

Внешние конфликты:

· - дипломатические споры

· - территориальные притязания

· - экономические противоречия

· - вооруженный конфликт (в т.ч. война)

Выделяют 3 группы международных конфликтов:

1. классический межгосударственный к. – война (нац.-освободит., территориальн.)

2. территориальный к. – отделение / присоединение территории

3. нетерриториальный к. – этнич., националистич., религиозню, идеологич.

В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства. Исходя их этого выделяют:

· межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);

· национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;

· внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства).

Специфика межгосударственных конфликтов определяется следующим:

· их субъектами выступают государства или коалиции;

· в основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон;

· межгосударственный конфликт является продолжением политики государств-участников;

· современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения;

· межгосударственный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах-участницах и во всем мире.

В основе классификаций межгосударственных конфликтов могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.

Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют:

· конфликт идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами); к концу XX в. их острота резко снизилась;

· конфликты между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе;

· конфликты, где стороны отстаивают экономические интересы;

· территориальные конфликты, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий);

· религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.

Функции конфликта:

Позитивные:

· разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

· получение новой информации об оппоненте

· сплочение народа при противоборстве с внешним врагом

· стимулирование к изменениям и развитию

· снятие синдрома покорности у народа

· диагностика возможностей оппонентов

Негативные:

· большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте

· ухудшение социально-психологического климата в стране, регионе

· представление о побежденных группах, как о врагах

· после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между группами народов

· сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).

Конфликты и кризисы

При изучении международного конфликта необходимо различать понятия конфликта и конфликтности в международных отношениях . Конфликтность может рассматриваться как общая черта, присущая той или иной международно-политической ситуации или даже целой исторической эпохе. Она в конечном счете основана на объективных противоречиях, на доминировании конфронтационных интересов в политике целого ряда государств. Такого рода конфликтность в основе своей - функция международной напряженности, зависящая от ее степени. Она может служить фоном и предпосылкой международного конфликта, но это еще не конфликт.

Кризисы в общественных отношениях не сводятся только к обострению проблем в сфере внутри- и внешнеполитической безопасности . Они включают также природные бедствия и катастрофы, вызванные деятельностью человека, проблемы гуманитарного характера, экономические трудности и конфликты и т.п. Многие из подобных кризисов так или иначе «выходят» в сферу международных отношений, но не обязательно сопровождаются конфликтом.

Очень часто международный конфликт отождествляют с международным кризисом. Однако соотношение международного конфликта и кризиса - это соотношение целого и части .

Международный кризис лишь одна из возможных фаз конфликта. Он может возникнуть как закономерное следствие развития конфликта, как его фаза, означающая, что конфликт дошел в своем развитии до той грани, которая отделяет его от вооруженного столкновения, от войны. Кризис придает всему развитию международного конфликта весьма серьезный и трудноуправляемый характер , формируя кризисную логику развития, убыстряя эскалацию всего конфликта. На этапе кризиса неимоверно возрастает роль субъективного фактора, поскольку, как правило, весьма ответственные политические решения принимаются узкой группой лиц в условиях острого дефицита времени.

Дж. Уинкенфельд и Ш. Мозер называют "международным кризисом" такое изменение в отношениях между сторонами, которое определяется наличием двух необходимых и достаточных условий:

1) нарушение типичного характера и усиление интенсивности разрушительных взаимодействий между двумя или большим числом противников, сопровождающиеся высокой степенью вероятности военных действий, а во время войны - высокой степенью вероятности неблагоприятных изменений в соотношении военных сил;

2) возникновение угрозы для сохранения существующей структуры глобальной, доминантной или региональной силы международных отношений, которую несут в себе «больше чем обычные» конфликтующие взаимодействия".

Иначе говоря, понятия «конфликт» и «кризис» могут не только сближаться, но и расходиться: уменьшение озонового слоя планеты или же потепление климата на Земле представляют собой кризисы, однако не влекут за собой конфликтов, а напротив, стимулируют международное сотрудничество в разработке мер по преодолению отрицательных последствий подобных явлений.

Под кризисом понимают стадию обострения конфликта, резкое, внезапное ухудшение конфликтных отношений . Однако ситуация может развиваться и в обратном направлении: не от конфликта через его обострение - к кризису, а от обострения кризиса - к развязыванию конфликтов.

В международно-политической науке под кризисом понимается национальная или международная ситуация, при которой существует угроза для первоочередных ценностей, интересов или целей актора . В основе такого понимания лежит определение кризиса К. Холсти как ситуации «непредвиденной угрозы важным интересам с ограниченным временем на принятие решения». Ключевая проблема кризиса - восприятие. Поэтому кризис - это не только ситуация, которая коренным образом отличается от рядовых событий, но это и восприятие событий как серьезной угрозы национальным интересам и ценностям (угрозы, которая возникает неожиданно и при дефиците времени для принятия ответных действий) лицами, принимающими решения в сфере безопасности. Так же как и конфликты, кризисы в международных отношениях неизбежны, и они требуют управления и урегулирования, а учитывая возможность их обострения и перерастания в вооруженное столкновение - активных мер для своего предупреждения или избежания путем использования национальных и международных институтов.

Таким образом, относительная самостоятельность кризиса в связке «конфликт - кризис», а также взаимосвязь этих двух элементов могут быть охарактеризованы следующими отличительными чертами .

· Во- первых, кризис связан с фактором времени: события во время кризиса развиваются очень быстро (по сравнению с их привычным течением), а институты и политики не готовы к этому.

· Во-вторых, характерными чертами кризиса являются интенсивность, уплотнение, напряженность происходящих событий, в результате чего затруднено быстрое понимание их сути.

· В-третьих, как уже говорилось, важной чертой кризиса является формирование восприятия сопровождающих его событий политическим классом, лицами, принимающими решения, населением. Иначе говоря, кризис всегда имеет свою субъективную сторону (переживается как угроза), которая может даже стать основной стороной его развития.

· В-четвертых, кризис нередко (хотя не всегда) сопровождается жестокостью, насилием, жертвами. Особенности и функции конфликта в биполярном мире

50. Выявите особенности международных конфликтов в эпоху
«холодной войны». Назовите отличительные черты и функции
конфликта в биполярном и многополярном мире

Конфликт – это столкновение между участниками международных отношений по поводу ценностей, статусов, власти или ресурсов, в котором цели каждой и сторон состоят в том, чтобы нейтрализовать, ослабить или устранить соперника.

Холодная война – это политическое, экономическое, идеологическое противостояние государств и систем, включая гонку вооружений.

Один из главных теоретиков и практиков ХВ – Дж. Фостер Далльс.

Особенности:

Противостояние двух сверхдержав - СССР и США - и возглавляемых ими блоков было ведущим фактором политического развития мира в период «Холодной войны» и до некоторой степени «снимало» конфликты более низкого уровня. Эти конфликты нередко использовались сверхдержавами в их военно-политическом противостоянии. В то же время сверхдержавы старались держать региональные конфликты под контролем, понимая, что в противном случае они могут стать неуправляемыми и перерасти в глобальную войну. Поэтому в наиболее опасных случаях лидеры биполярного мира, несмотря на жесткое противостояние, координировали свои действия по снижению напряженности, чтобы избежать прямого столкновения. Несколько раз такая опасность, например, возникала при развитии арабо-израильского конфликта в период холодной войны. Тогда каждая из сверхдержав оказывала влияние на своего союзника с тем, чтобы снизить накал конфликтных отношений. В период холодной войны были ситуации и прямой жесткой конфронтации СССР и США. Одним из таких наиболее острых моментов стал в 1962 г. Карибский (Кубинский) кризис, когда и США, и СССР всерьез рассматривали возможность нанесения ядерных ударов. В связи с этим в 1970-е годы обеими сторонами были предприняты усилия по «разрядке» международной напряжённости и ограничению вооружений.

Одной из главных составляющих конфронтации была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы - победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага». Новое противостояние требовало сплоченности всех членов противоположных блоков.

Ведение массированной «психологической войны», целью которой была пропаганда собственной идеологии и образа жизни, а также дискредитация в глазах населения «вражеских» стран и «третьего мира» официальной идеологии и образа жизни противоположного блока. С этой целью создавались радиостанции, вещавшие на территорию стран «идеологического противника».

Основоположник – У.Черчилль (выступление в Фултоне 1946г.): призвал к созданию военно-политического союза, чтобы противостоять социалистической системе.

1. 1946-1953: начало противостояния

2. 1953-1962: на грани ядерной войны

3. 1962-1979: «Разрядка»

4. 1979-1986: новый виток противостояния

5. 1987-1991: «новое мышление» Горбачёва и завершение противостояния

Берлинский кризис 1948-49 гг.: Советский Союз блокировал железнодорожный и автомобильный доступ западных союзников в районы Берлина, находящиеся под их контролем (причины – соглашение США и Великобритании о слиянии их зон в единую, потом добавилась Франция; становление собственной валюты в ФРГ).

Итогом этого берлинского кризиса стало резкое ухудшение общественного мнения западных стран о СССР, а также ускорение подготовки к объединению в мае 1949 г. земель, находившихся в западной зоне оккупации, в Федеративную Республику Германия (ФРГ), при этом Западный Берлин стал автономным самоуправляемым городом, связанным наземным транспортным коридором с ФРГ. В ответ на это в октябре 1949 г. в советской зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).

Мармеладный бунт: берлинский кризис 1953 года. Причина – повышение цен на товары первой необходимости. Начало кризиса в ГДР. Противостояние жителей ГДР и советских властей и войск.

Венгерский кризис 1956г. Массовые убийства коммунистов, работников МВД, Госбезопасности. Выступления против советского режима на территории страны. Хотели выйти из Варшавского договора. Многие повстанцы были репрессированы, убиты.

Берлинский кризис 1961г. – один из самых напряженных моментов ХВ. СССР требовал вывода амер., брит. войск с территории Зап. Берлина. Массовые миграции населения из ГДР в ФРГ. Социалистическая партия приняла решение о закрытии всех пропускных пунктов между ГДР и ФРГ. 15 августа 1961г. – возведение Берлинской стены. Эта стена породила противостояние военных сил Запада и Востока. Только 3 сент. 1971 подписано соглашение по Берлину, признававшее его самостоятельным государством, независимым от ФРГ (Великобрит., СССР, США, Франция).

Карибский кризис 1962г. Связан с вступлением Ф. .Кастро в должность президента Кубы, желанием строить социализм. США планировали операции по свержению режима, включ. экономическую, политическую изоляцию, организацию внутренней подрывной деятельности, военное вторжение. СССР разместил военные базы на Кубе, в т.ч. ядерные ракеты. Советское оружие поставлялось на Кубу бесплатно. 1962г. – морская блокада Кубы Америкой и усилия для нормализации отношений с СССР. В результате кризиса достигнута договоренность: СССР убирает ракеты с Кубы, США – из Турции.

Корейская война (1950-1953) часто рассматривается как опосредованное противостояние СССР и США.

Ввод советских войск в Афганистан (1979) – новый виток противостояния. На Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. Обострение достигло пика осенью 1983 г., когда советскими силами ПВО был сбит южнокорейский гражданский авиалайнер, на борту которого, по сообщениям СМИ, находилось около 300 человек. Именно тогда президент США Рональд Рейган назвал СССР «империей зла». В 1983-1986 гг. советские ядерные силы и система предупреждения о ракетном нападении находились в состоянии повышенной боевой готовности.

Разрядка. В 1988 году начинается вывод советских войск из Афганистана. В декабре того же года Горбачёв, выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с «программой ослабления противостояния», заявил о сокращении советских вооруженных сил.

Международные отношения приобретают биполярный характер – противостояние двух «сверхдержав» – СССР и США – одна олицетворяла социалистический мир, другая – капиталистический. В целом на протяжении всего периода биполярного мира отношения между двумя его главными акторами были разными. Они носили волнообразный характер – периоды «холодной войны», накалы отношений менялись «разрядкой», «политическим потеплением». Большой вклад в изменение международного политического климата внесла перестройка 1985-1991 гг., осуществляемая под руководством М.Горбачева. Результатом политики «нового мышления», проводимой М.Горбачевым, явились такие события, как падение Берлинской стены и объединение двух Германий, вывод войск из Афганистана, подписание ряда договоров с США о сокращении различных видов оружия. Они положили начало нового периода «разрядки» в системе международных отношений биполярного мира и окончания «холодной войны».

Одни считают, что многополярный мир будет более справедливым и стабильным, т.к. сформируются несколько центров силы, которые будут соблюдать международный баланс и мир. Но известно, что мировые войны начинались в условиях многополярного мира. Другие полагают, что многополярность может принести миру усложнения и нестабильность (увеличатся разного рода конфликты).

Вместе с тем, есть суждение, что мир движется не в сторону формирования многополярности, а в сторону мира бесполярного, в котором не будет глобальных доминирующих центров силы, возможности региональных держав будут ограничены, роль международных организаций будет сведена на нет. В бесполярном мире глобальная война маловероятна, он будет расколот на много частей. Региональные конфликты и войны, нестабильность будет составлять основу мировой политики и нового миропорядка в ближайшем будущем.

Вопрос о причинах международных конфликтов, как и любых конфликтов, только отчасти можно считать сугубо теоретическим. Конфликты рождаются в определенной среде человеческой деятельности и отражают ситуацию предельного обострения противоречий и борьбы.

Особенностью формирующейся системы международной отношений является формирование полицентричной (многополярной) международной системы. Активную роль на международной арене начинают играть страны Латинской Америки, Азиатско- Тихоокеанского региона, Африки. Несмотря на сохраняющуюся иерархичность международных отношений, неучет их роли, их интересов может заложить основы международных конфликтов.

Системными причинами современных международных конфликтов являются:

  • девальвация Вестфальской системы, основанной на принципах национального суверенитета и международного права, в конце XX в. выразившаяся в крушении колониальной системы и крушении биполярного мира;
  • появление “поствестфальских” образований - ЕС, СНГ;
  • стремление ряда государств (в том числе США, России, Китая) сохранить и укрепить Вестфальскую систему, усилив и укрепив свой суверенитет;
  • опасность ядерного терроризма;
  • появление новых акторов международных отношений (ТНК и т. д.);
  • расслоение государств, протекающее в условиях глобализации;
  • научно-техническая революция в конце XX - начале XXI вв.;
  • игнорирование и нарушение норм и принципов международного права со стороны западных стран, прежде всего США;
  • “размывание” международных режимов (Договор о нераспространении ядерного оружия);
  • рост активности транснациональных акторов.

К более конкретным причинам современных международных конфликтов можно отнести: опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки; международный терроризм; неконтролируемый трафик оружия и боевиков; радикализацию общественных настроений, провоцирующую религиозный экстремизм и этноконфессиональные антагонизмы; нелегальную миграцию; морское пиратство; незаконный оборот наркотиков; коррупцию; региональные и внутренние противоречия в государствах; дефицит жизненно важных ресурсов; демографические проблемы; глобальную бедность; экологические и санитарно-эпидемиологические вызовы; изменение климата; угрозы информационной и продовольственной безопасности.

Существенный конфликтный фон заложен в процессах глобализации: демократизации, экономизации (создание и функционирование мирового рынка, единого экономического пространства), информатизации (единое информационное пространство, Интернет), культурной стандартизации, ценностной универсализации. Страны со слабой экономической или политической системой не всегда могут выстоять под натиском экономически и политически более развитых государств.

В целом международная среда породила два основных типа международных конфликтов :

  • - конфликты вследствие соперничества отдельных государств или их группировок;
  • - конфликты, связанные с борьбой за распределение и перераспределение ресурсов.

Стержень конфликтности в наши дни находится в области формирующейся структуры международной системы и среды. Она, как известно, состоит из трех блоков:

  • 1) высокоразвитые демократические государства, сумевшие создать процветающие общества, обладающие способностью самостоятельно решать свои проблемы;
  • 2) страны переходного типа, в принципе разделяющие идеалы и направленность движения группы высокоразвитых стран, а потому переживающие этап реформ, которые могут привести их в лагерь высокоразвитых, но пока еще остающиеся бедными и отсталыми;
  • 3) те, кто не вошел ни в одну из указанных групп и числится среди “несостоявшихся” или же “стран-изгоев”.

Скорее всего, конфликты возможны во второй и третьей группах стран в связи с нестабильностью их положения.

Российский исследователь Э. Я. Баталов выделяет следующие три сферы интересов государств, которые на нынешнем этапе способны породить конфликты: “Проблемы обеспечения сырьевыми ресурсами и в первую очередь энергоносителями; проблемы обеспечения геополитических плацдармов, гарантирующих устойчивый и относительно безопасный и дешевый доступ к этим ресурсам; проблемы обеспечения жизненного пространства для стран с быстро растущим населением” . Такая типология в принципе помогает лучше понять первоначальный мотив возникновения конфликтов, которые уже в зависимости от непосредственной исходной точки, остроты и масштабности могут затрагивать либо линии международного соперничества, либо линии борьбы за перераспределение ресурсов. При этом феномен международных конфликтов всегда имеет в качестве своеобразного “фона” разделение государств и народов на две неравновеликие группы, условно говоря - “цивилизация” и “варварство”.

Первый подход основан на теории С. Хантингтона о конфликте цивилизаций, выдвинутой им еще в 1994 г. В ней подчеркивается, что в настоящее время речь идет о конфликте христианской и мусульманской цивилизаций, при этом делается ряд оговорок и, в частности, указывается, что имеется в виду только экстремистское направление ислама.

Второй подход к объяснению конфликтов обращает внимание на разрыв между “глобальным Югом” и “глобальным Севером”, который, как отмечают сторонники прежде всего неомарксизма, сохраняется, а по ряду параметров и усиливается. “В этих условиях так называемая полупериферия, наряду с периферией, оказывается той областью, где зарождается протест. Особенно болезненно отставание от Запада воспринимается в арабском мире. Это прежде всего глубокое разочарование и фрустрация, вызванные тем, что мусульманское “сообщество избранных”, приверженцев единственно верного учения, оказалось в современном мире на обочине, переживает упадок, вынуждено бессильно смотреть, как неверные определяют судьбы человечества и правят миром. В первую очередь это относится к арабским странам. Нельзя уйти от сравнения былой славы и могущества арабов с их теперешним положением” .

Если С. Хантингтон, указывая на цивилизационный конфликт, видит противоречия в ценностях, то неомарксисты исходят прежде всего из экономического детерминизма. Важным в этих двух подходах является то, что социально-экономическое неравенство в принципе может быть уменьшено путем компромиссов, за счет перераспределения, а вот ценностный конфликт вообще исключает компромиссные решения, о чем писал, например, Ж.-М. Гу- энно. По своей природе ценностный конфликт - это конфликт с нулевой суммой. Конечно, и в социально-экономической сфере можно увидеть непримиримое противостояние, например классовых ценностей или ценностей иных социальных групп. В этом случае конфликт также становится конфликтом с нулевой суммой.

Наконец, третье объяснение сводится к гегемонистской, односторонней политике США, вызывающей недовольство и ответную реакцию в других частях мира в форме роста протестных выступлений и в целом международного терроризма.

  • Баталов Э. Я. Мировое развитие и мировой порядок (анализ современных американских концепций). М.: РОССПЭН, 2005. С. 50.
  • Широкий Г. Цивилизация бедных // Отечественные записки. 2003.№ 5 (14).