Основные представители животных и растений хабаровского края. Введение в тему

Светлана Хазиева
Конспект НОД «По страницам Красной Книги Хабаровского края» в подготовительной группе

Тема : По страницам Красной книги Хабаровского края .

Цель : Сформировать правильное представление об окружающем нас мире. Формирование у детей ответственного и доброго отношения к природе родного края .

Программные задачи :

Образовательные : Формировать представление о Красной книге Хабаровского края , сведения о редких, исчезающих животных и растений Хабаровского края . Расширять представления детей о богатом и разнообразном, растительном и животном мире родного края .

Развивающие : Поддерживать и развивать у детей познавательный и творческий интерес к живой природе родного края .

Воспитывающие : Воспитывать любовь и гордость за свой край. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.

Оборудование : Иллюстрации животных и растений , можно использовать проектор и смотреть как слайды.

Ход деятельности:

Воспитатель : На прошлом занятии мы с вами познакомились с Красной книгой . А что это за книга такая , ребята? И почему она красного цвета . В каком крае мы с вами живём?

Хабаровский край-дом мой родной .

Хабаровский край , горжусь я тобой!

Хабаровский край-здесь много чудес :

Сопки высокие, сказочный лес.

В Хабаровском крае , Амур протекает…

Всех лучше Хабаровский край , я это знаю.

Сегодня я хочу вас познакомить с Красной книгой Хабаровского края . И рассказать о редких животных нашего края .

Красная Книга- Красная !

Значит, природа в опасности!

Охраняется Красной Книгой

Столько птиц и животных разных,

И растений ковёр многоликий

Всё природы разнообразие!

Посмотрите картинки. Какие животные вам знакомы. А знали ли вы, что эти животные занесены в Красную книгу ?

Сейчас я вам расскажу маленько о каждом из них.

Слайд №1. Дальневосточный аист очень похож на белого аиста. Он крупнее белого аиста, а клюв у него не оранжевый, а черноватый. Этот аист никогда не селится рядом с человеком и повсюду избегает соседства с ним. Дальневосточный аист - одна из самых редких птиц Дальнего Востока России, он находится под угрозой исчезновения и занесен в Красный список .

Питается эта крупная птица в основном рыбой (карасями, лягушками. В начале апреля аисты откладывают первые яйца. Родители кормят свое потомство рыбой, а также лягушками. Аисты - заботливые родители. В жаркие дни они поят птенцов, устраивают им прохладный душ , обливая из клюва водой, ухаживают за оперением, закрывают их своей тенью от палящих лучей солнца. В непогоду обогревают птенцов, защищают от дождя и ветра.

Слайд №2. Белоплечий орлан - одна из самых больших и красивых птиц мира . Размах его крыльев в среднем составляет около 3 метров. Эта великолепная птица одна из крупнейших хищников мира. Клюв у орлана очень мощный и большой, у взрослых ярко-желтого цвета. Питается он в основном крупной рыбой, а также морскими птицами, но бывает, что даже и зайцами. Чаще всего белоплечие орланы охотятся с высоких деревьев, либо высматривают добычу, паря в воздухе. Главным оружием белоплечего орлана служит не его красивый и большой ярко-жёлтый клюв, а когти.

После вылупления птенцов родители целыми днями охотятся, обеспечивая им пропитание. Чаще всего они кормят птенцов рыбой, причем в день приносят к гнезду пищу 2-3 раза.

Слайд №3. Голубая сорока – очень красивая и изящная птица .

Слайд №4. Одна из самых крупных сов. Взрослые птицы окрашены в снежно-белый цвет с бурыми полосками. Самцы обычно светлее самок, иногда совсем белые.

Питаются белые совы главным образом мышами. Белые совы обычно подстерегают добычу, сидя на возвышенности или облетая низко над землей неторопливым полетом. Некрупную добычу сова глотает целиком, крупную – сначала разрывает на куски.

Белая сова ведет дневной образ жизни, но все же предпочитает охотиться ранним утром или под вечер. Гнезда белые совы не строят, и откладывают яйца прямо на землю в ямку.

Слайд №5. Лось. Питаются они растительностью, мхами, ягодами и грибами. Лоси быстро бегают и прекрасно плавают . Когда у них появляется потомство то лосята встают на ноги через несколько минут после рождения, а через 3 дня могут бегать. Сначала они лежат, затаившись в лесу, а потом начинают следовать за матерью. Она кормит их молоком. Первые рога вырастают у самцов только через год.

Слайд №6. Амурский тигр - самый крупный тигр. Этот мощный и красивый хищник имеет гибкое вытянутое тело, большую округлую голову, сильные лапы и длинный хвост.

Тигр - великолепный охотник, огромная физическая сила и размеры позволяют ему охотиться на крупную дичь, однако, при случае он не брезгует рыбой, лягушками, птицами и мышами, иногда ест и плоды некоторых растений.

Маленькие тигрята начинают сопровождать мать во время охоты, но им требуется очень много времени, чтобы научиться у нее всем премудростям добывания пищи. Тигрята много играют. В годовалом возрасте они впервые отправляются на самостоятельную охоту, а к двум годам уже способны одолеть крупную добычу. Однако первые несколько лет своей жизни молодые тигры продолжают держаться с матерью и охотиться вместе с ней.

Слайд №7. Белогрудый, или гималайский медведь почти вдвое меньше бурого и отличается от него более стройным телосложением, тонкой остроносой мордой и большими округлыми ушами. В отличие от бурого медведя гималайский ведёт полудревесный образ жизни - на деревьях он добывает корм, там же спасается от врагов и гнуса. Загнутые острые когти и очень сильные лапы позволяют гималайскому медведю легко взбираться на вершину самого высокого дерева. По земле тоже передвигается достаточно быстро, к тому же он любит воду и неплохо плавает.

Как и все медведи, он поедает муравьев и прочих насекомых, ловит лягушек и мышей, очень любит мед. На копытных этот хищник охотятся очень редко.

Зимой гималайский медведь ложится в спячку.

Слайд №8. Калуга - гигантская рыба. Рот у калуги большой. Калуга обитает в реке Амур. Калуга тоже занесена в Красную Книгу Хабаровского края . Основная причина этого - вылов рыбаками.

Калуга - хищник. Даже ее мальки питаются мелкой рыбой. Взрослая калуга охотится на кету, горбушу, сельдь, сигов, сазанов и других рыб.

Слайд №9. Рододендрон. Известен в народе как багульник. Рододендрон – сильно пахнущий кустарник, до 2 м высотой. Цветы розовые, крупные.

Цвести растение начинает в начале мая. И тогда на фоне серого леса этот розовый куст привлекает к себе внимание людей, которые начинают обламывать цветы на букеты. Растение истребляется людьми. Это лекарственное растение. Оно используется в медицине для лечения различных заболевания.

Воспитатель : Эти животные, птицы и растения исчезают, потому что раньше не было такой Красной книги . Люди не знали, что их осталось очень мало и они нуждаются в охране. Как вы думаете, что случится с остальными животными, птицами и растениями, если мы не будем их защищать?

Ответы детей (Растения исчезнут, в лесах не будет животных, не будут петь птицы, не будут цвести красивые растения ).

Воспитатель : Кроме Красной Книги люди придумали заповедники.

Что же такое заповедник?

(Ответы детей)

Воспитатель : Заповедник – это место, оберегаются и размножаются редкие и ценные растения и животные. А человек изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все : травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.

В нашем Хабаровском крае есть 6 таких заповедников.

Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей) .

Воспитатель : Вам понравилось наше путешествие по страницам Красной книги ? А почему эта книга названа Красной ? Правильно. Эта книга называется Красной , потому что в нее занесены животные, птицы и растения, которых осталось очень мало, их нужно защищать, относиться к ним бережно.

Воспитатель : Какие животные, птицы и растения вам запомнились? Почему? А как вы думаете, почему природный мир нуждается в нашей защите? Конечно, вы правы. Животные, птицы и растения беззащитны перед человеком. Если мы не сможем бережно относиться к природе, будет страдать все живое на Земле .

Воспитатель : Как бы вы хотели помочь животным, птицам и растениям?

Вы расскажете о них своим родителям, друзьям.

Я предлагаю нарисовать животных, птиц и растения и создать свою Красную книгу Хабаровского края . И каждый сможет прийти к вам в группу и посмотреть редких животных. И вы сможете рассказать о каждом из них. Вы согласны? Все вместе мы постараемся бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Край отличается богатым природным миром, за счёт того, что обширные территории занимаются светлохвойной тайгой. Кроме того, свыше 60 % край занимаются горные склоны и хребты. Рельеф преобладает в основном горный. Ландшафт живописный, представленный многими видами редких растений.

Хабаровский край характеризуется богатым природным многообразием, умеренными климатическими условиями и привлекательными лесами. На это оказывает влияние тот факт, что край граничит с Амурской областью. В лесах множество различных видов грибов. Здесь достаточно холодная зима, зато продолжительное и жаркое лето. С запада иногда дуют сухопутные ветра, но и они длятся весьма короткое время.

Растительный мир Хабаровского края


Таёжные леса здесь занимают обширные площади и простираются на несколько километров. Огромные территории занимают хвойные леса, в которых имеются даурская лиственница, кедр, ель. Имеются богатые сосновые леса, которые поражают величественностью деревьев. Небольшая доля отводится и широколиственным лесам, в них произрастают такие виды как лотос, маньчжурский орех, аралия, женьшень, амурский бархат, даурская роза, китайский лимонник.


Примечательно, что в этих краях растут такие породы, как клён, пихта, дуб и ильм. Среди редких растений, обладающих необыкновенной красотой, можно выделить даурский рододендрон, элеутерококк и остроконечный тис.


В густых лесных районах растёт много грибов, например, жёлтый гриб, лиственничный моховик, ильмак, грузди, ольховик, майский гриб, моховик, маслёнок. Все эти разновидности, как правило, населяют лес с мая по сентябрь, некоторые из них могут встречаться и в октябре.
В Красную книгу занесено около 155 видов грибов и растений, находящихся на стадии вымирания. К таким относятся папоротники, плауны, мхи и лишайники. Также совсем мало в Хабаровском крае осталось и покрытосеменных растений, в охране нуждается свыше 15 видов грибов.

Животный мир Хабаровского края


Основные лесные представители в Хабаровске: лисица, волк, рысь. Особую гордость представляет в этих краях амурский тигр. Также в лесах встречаются лоси, косули, олени, кабарга и кабаны. Пушные звери тоже имеются, это ласка, ондатра, белка, выдра, росомаха. Вблизи моря обитает колонок. В этих краях имеется и разнообразие птиц, например, в лесных районах обитает рябчик, глухарь, кедровка, свиристель, белая куропатка, в отдельных районах обитает фазан. Из водоплавающих птиц край населяют гуси, крохали, утки. Немного реже встречаются индийская кукушка, уссурийский фазан, синяя мухоловка, тетерев и дрозды двух видов: сизый и каменный.

Среди более крупных лесных жителей есть маньчжурский заяц, изюбра и косули. Встречается в этих краях и бурый медведь, также есть и более редкий вид - гималайский медведь, численность которого постепенно возрастает.

Очень много речных рыб: налим, щука, хариус, карась, сом, сазан, желтощёк, скумбрия, камбала.


Существуют животные Хабаровского края, занесенные в Красную книгу. Это жужелица, амурский кот, белощёкая крачка, амурский полоз, белая сова, а также серый журавль. Этих представителей осталось очень мало, они нуждаются в охране. Уникальность представляет японский уж.


Климат в Хабаровском крае


Климат в Хабаровском крае умеренный. На природные условия влияет близость моря и характер рельефа. Осень здесь достаточно продолжительная, как и зима. Средняя температура в январе от -18 до -25, в отдельных районах может достигать -38 градусов. В южных районах температура зимой может понижаться до -47 градусов, зима здесь продолжительная и холодная. Летом температура колеблется от +17 до +25, отличается теплом. В летнее время влажность воздуха обычно повышается. Весна наступает в конце марта, основной пик приходится на конец апреля и май, температуры достигают +10-15 градусов. Осадков в год выпадает примерно 700 мм.

ЖИВОТНЫЕ ХАБАРОВСКОГО
КРАЯ.
СОСТАВИТЕЛЬ:
СТРЕЛЕНКО ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА
МБОУ СОШ №6 Г.ХАБАРОВСК

Большую часть хабаровского края занимают лесные массивы, в
основном, хвойные. В хвойной тайге живут копытные животные:
лось, пятнистый олень, кабан, косуля, кабарга.

Из хищников – красный волк, гималайский медведь,
рысь, амурский тигр, амурский леопард.

Более подробно я хочу рассказать о следующих
животных Хабаровского края:
1. ХАРЗА ­ хищное млекопитающее, самая крупная и пёстро
окрашенная из куниц России. Длина тела 55-80 см, весит до 6 кг. Тело
вытянутое, очень гибкое, ноги короткие. Хвост малопушистый. Мех
довольно грубый, короткий, блестящий.
Отличается многоцветной, пёстрой окраской. Верх головы и морда харзы
окрашены в чёрный цвет, нижняя челюсть - в белый. Шерсть на горле и
груди ярко­жёлтая, на туловище имеет золотисто­бурый оттенок, на ногах
- тёмно­бурая. Хвост тёмно­бурый.
Харза отлично лазает по деревьям.
Бегает очень быстро, а перепрыгивая с
дерева на дерево, делает скачки до 4
метров. Питается грызунами (белки,
мыши), кузнечиками, зайцами, птицей.
Ягоды и кедровые орехи употребляет в
небольшом количестве; иногда
пожирает пчелиные соты.

2. КРАСНЫЙ ВОЛК ­ хищное млекопитающее семейства псовых.
Редкий вид псовых, находящийся под угрозой исчезновения. Красный волк -
довольно крупный зверь с длиной тела 76-110 см, хвоста - 45-50 см и
массой 17-21 кг. В его облике сочетаются черты волка, лисицы и шакала. От
обыкновенного волка отличается окраской, пушистой шерстью и более
длинным хвостом, почти достигающим земли. Характерна укороченная,
заострённая морда. Уши большие, стоячие, с закруглёнными вершинами,
высоко посажены на голове.
Живёт и охотится красный волк стаями
5-12 особей. Охотится он
преимущественно днём, подолгу
преследуя жертву. Добыча варьирует от
грызунов до оленей. Крупная стая
может справиться с леопардом и
тигром. В отличие от многих псовых,
красные волки убивают дичь, не хватая
за горло, а нападая сзади. Двое­трое
красных волков способны убить 50­
килограммового оленя менее, чем за 2
минуты.

3. АМУРСКИЙ ГОРАЛ ­ Горные антилопы­горалы похожи на
безбородых домашних коз. Живут они на малодоступных скалистых утесах.
Бегают горалы плохо, зато по гористым кручам передвигаются виртуозно.
Сильные пружинистые ноги легко переносят этих крупных и проворных зверей
с камня на камень, с уступа на уступ. Цепляться за неровности камней
помогают им узкие, острые по краям копыта. Горал может прыгнуть на три
метра в высоту и сразу оказаться недосягаемым для волков.
Небольшими группами животные пасутся на
горных склонах, питаясь травой, молодыми
ветками кустарников. В лесу едят грибы,
желуди, дикий виноград.
От холода горалов защищает пышная,
длинная шерсть с мягким пухом. В
потомстве у горных антилоп бывает по два
ягненка, которые уже на пятый день после
рождения всюду ходят за матерью.



























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.



















Назад Вперёд

Одной из главных задач ставится способность к сохранению объектов живой природы, путём закрепления правил поведения в природе. Осведомлённость о существовании экологических проблем, знание о том, какие дикие животные живут в нашем крае, какие находятся на грани исчезновения и нуждаются в нашей защите и охране.

Немаловажным аспектом занятия является бережное отношение к живым существам, к окружающей природе. Пробуждая у детей интерес к своей Земле и родному краю, мы создаём чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме – планете Земля.

У детей появилось желание помочь животным, не только в целях спасения, но и для улучшения жизни животного. Дети стали понимать, что помогать животным это наш долг, который должен выполнять каждый.

Дети научились работать с научной литературой, справочниками, в интернете. Научились выделять главное в большом объёме информации, анализировать, делать выводы. Были оформлены исследовательские работы и рефераты, сделаны кормушки для птиц, вылеплены животные из глины, барельефы из холодного фарфора, сочинены сказки. Данное занятие было хорошим стимулом к дальнейшей работе.

Цель: познакомить детей с редкими и исчезающими видами диких животных Хабаровского края и Красной книгой, в которую они внесены, пробуждая чувство ответственности за жизнь на планете.

Задачи:

  • Образовательные : дать представления о том, что появляются новые виды животных, которые находятся на грани исчезновения и нуждаются в нашей защите и охране.
  • Развивающие : способствовать развитию умения характеризовать меры по сохранению природы; повторить правила поведения в природе.
  • Воспитывающие : воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе; пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме; помочь детям усвоить основные правила экологического поведения в природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения: метод объяснительно-иллюстративный, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Использованные ресурсы:

Образовательные ресурсы:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Красная книга Хабаровского края: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных: официальное издание/ Министерство природных ресурсов Хабаровского края, Институт водных и экологических проблем ДВО РАН. – Хабаровск: «Приамурские ведомости», 2008. – 632 с.: ил.
  3. Об экологической ситуации в Хабаровском крае и мерах по ее улучшению // ЭГБО. – 2009. – №2. – С.5-10.
  4. Брайнинг С. и др. Животные. М.: «Астрель», АСТ, 2001
  5. Учебная презентация PowerPoint 1.
  6. Учебная презентация PowerPoint 2, используемая в качестве иллюстраций
  7. Песня «Просьба» музыка А. Пахмутовой, стихи Р. Рождественского. Время звучания песни 3 минуты 39 секунд.
  8. Выставка детских рефератов: утка-мандаринка, белогрудый медведь, горал и другие реферативные выступления детей из различных групп. (Приложение);

План занятия

1. Организационная часть – 3 мин.
2. Сообщение учебного материала – 10 мин.
3. Основная часть занятия – 10 мин
4. Физминутка 1–2 мин.
5. Самостоятельная деятельность учащихся – 15 мин.
6. Завершение урока - 5 мин.

ХОДЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

2. Выставка рефератов и их обзор. Актуализация знаний

Педагог: Дети, посмотрите на нашу выставку. Вы хорошо потрудились и представили самые лучшие рефераты. Вот оказывается, сколько животных, которые нуждаются в защите и охране. Об этом и пойдёт сегодня речь. Тема нашего занятия: «Дикие животные Хабаровского края»

3. Введение в тему

– Отгадайте такую загадку:

Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней,

– Что это? (Книга)

– Вы правильно сказали, что это книга (слайд 2). Посмотрите и скажите, какого цвета её обложка? Эта книга не совсем обычная.

Педагог: Кто знает, для чего нужна Красная книга?

Дети: Она нужна для того, чтобы знать какие растения и животные нуждаются в защите и охране.

Педагог: А как вы думаете, почему её назвали именно Красной книгой?

Педагог: (обобщает ответы) « Красная книга – это просто списки всех животных и растений, которые находятся на грани вымирания из-за очень маленького количества». В ней так же находятся сведения об основных причинах вымирания конкретных видов животных, растений и о путях их спасения. Красный цвет книги, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Внимание! Может случиться не поправимое». На нашей планете Земля существовало множество разных видов животных и растений. Люди их использовали для своих нужд, равнодушно и безжалостно уничтожали, думая, что они будут жить всегда. Некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернёт их на Землю.

Педагог: А как вы думаете, почему постоянно переиздаётся Красная книга?

Дети: Появляются новые виды животных, которые находятся на грани исчезновения.

Педагог: Послушайте стихотворение, которое прочитает Вам Настя Морозова.

4. Чтение стихотворения. «Берегите природу».

БЕРЕГИ ПРИРОДУ!

Закрой глаза,
Представь себе,
Как будет страшно на Земле,
Когда не станет вдруг деревьев,
Исчезнут звери и леса,
И, выйдя в поле, не увидишь
Ни колоска, ни василька.
Пустая, голая Земля.
Как будет страшно,
Ты представил?
А чтоб такому не бывать,
Давай же будем мы природу
Любить, жалеть и уважать.
Костры в лесу не разжигать,
Зверей и птиц не обижать!
В тенистый лес входи,
Будь другом!
Грибов и ягод набери.
Вдыхая свежий, чистый воздух,
Деревья поблагодари!
Природа – щедрая хозяйка,
Бери, что надо,
Ей не жалко!
И не забудь, что ждет она
От нас такого же добра!

– О чём говорится в стихотворении? Почему природа так взывает к человеку? Что мы должны сделать, чтоб сохранить живую природу?

5. Показ слайд-шоу с музыкальным сопровождением. Песня «Просьба» музыка А. Пахмутовой, стихи Р. Рождественского. Время звучания песни 3 минуты 39 секунд. (Презентация 1 . Слайды с 3 по 12).

6. Беседа

Педагог: Рассмотрите эту земную красоту на экране и послушайте песню «Просьба» музыка А. Пахмутовой, стихи Р. Рождественского.

– О чём поётся в песне? Какие выводы можно сделать после прослушивания этой песни?
– Какие чувства вызывают у вас картины природы? Где бы вы хотели оказаться иль встретиться с этой красотой? Почему? Каких животных вы хотели бы встретить или увидеть?

Педагог: В основном животные вымирали по вине человека. Некоторых животных люди совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой вымирания и, если их не охранять, не помогать им, то они навсегда могут исчезнуть с лица Земли.
Например: красивого амурского тигра, который живет на Дальнем востоке, осталось примерно около 200!!! Почти полностью были истреблены такие животные, как амурский лесной кот, амурский степной хорь, красный волк, амурские леопарды и многие другие виды животных.

7. Реферативные выступления детей с опорой на наглядность

Элемент театрализованного представления: заранее подготовленные дети рассказывают информацию о диких животных (утка-мандаринка, белогрудый медведь). Иллюстрации крепятся на доске. (Ссылки на сайты см. Приложения )

Физминутка (слайд 13)

Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем.
Дышим ровно, глубоко.
Впереди, из-за куста,
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
И по кочкам и по кочкам,
Скачем смело на носочках.
Каждый день – всегда, везде,
Мы участвуем в игре.
На защиту встанем смело,
А затем опять за дело...

8. Педагог: Итак, продолжаем наше занятие (слайды с 14 по 17). Редкими стали такие животные как: орел, беркут, журавль, лебедь, и многие другие. Как вы думаете, какую роль они играют в природе?

Дети: Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.

Педагог: А как вы думаете, для чего людям нужны животные?

Дети: Мы их употребляем в пищу, у некоторых ценные меха, они помогают нам одеваться. Они нам помогают выжить. Человек не только одевается, но и питается за счёт животных.

Педагог: Как вы думаете, каким образом Государство охраняет животных нашего края?

Дети: В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Созданы заповедники, заказники, зоопарки.

Педагог: (данные факты вывешиваются на доске в виде плаката).

В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы . По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её «Красная книга фактов. 17 октября 2011 года Красная книга Хабаровского края является официальным документом … объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края. 21 октября 2012 года в Красную книгу Хабаровского края внесены 167 видов растений и грибов, 127 видов животных». (Данные факты вывешиваются на доске в виде плаката). Смотреть приложение.

Педагог: А как вы думаете, зависит ли жизнь животных от растений?

Дети: Животные и растения связаны между собой цепью питания. Например:
сберегая лягушек, вы сохраните жизнь цапле, которая ими питается и т.д.

Педагог: Нам нужны все животные ещё и потому, что все животные очень красивы и интересны. Мы можем ими любоваться. Человек, к сожалению, приносит очень много вреда природе. Ведя хозяйственную деятельность, вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки и озера – это дом. Поэтому надо беречь и дом животных.

Педагог: Давайте ещё послушаем сообщения ваших товарищей о животных, которые очень красивы, находятся на грани исчезновения и нуждаются в охране.

9. Реферативные выступления детей. (Горал, жизнь харзы уссурийской).

Элемент театрализованного представления: заранее подготовленные дети рассказывают информацию о диких животных (иллюстрация крепится на доске).

Педагог: Что должны знать люди, чтоб не причинить вреда животным?

Дети: Правила поведения в природе.

На каждого ребёнка выдаётся цветное изображение картин природы с правилами поведения в природе. Дети высказывают своё мнение. (Презентация 2 )

Педагог: Давайте познакомимся с данными правилами.

Чего в природе делать «нельзя»:

1. Вырывать грибы и кустарники с корнем.
2. Разорять птичьи гнезда;
3. Давить насекомых, разорять муравейники.
4. Забирать из леса домой животных.
5. Обижать или давить лесных насекомых.
6. Не рвать полевые цветы, собирать большие букеты.
7. Рвать и бросать редкие цветы.
8. Ловить бабочек и стрекоз.
9. Шуметь в лесу.
10. Разжигать костёр в лесу без взрослых.
11. Оставлять мусор в лесу.
12. Бить стекло.
13. Вырезать надписи на деревьях.
14. Вырывать кустарники с корнем.
15. Сбивать мухоморы и прочие поганки.
16. Убивать лягушек и обижать змей.
17. Ломать ветки деревьев и кустов.

10. Обобщение выступлений

– Что нужно сделать, чтобы быть настоящим другом природе?
– Что мы с вами можем сделать, чтобы предотвратить исчезновение редких животных?
– Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу деревья?
– Какой вред можно причинить животным, если ты не знаешь правила поведения в лесу?
– Объясни, почему нужно беречь не только самих животных, но и те места, в которых они живут?
– Объясни, почему в заповедниках у животных благоприятные условия для жизни?

Вывод: По тому, как ты будешь относиться к природе, можно понять, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.

11. Кроссворд (слайды с 18 по 56)

Педагог: А сейчас, для закрепления знаний о животных нашего края, я вам предлагаю отгадать загадки и заполнить кроссворд. Когда вы их отгадаете, откроются два основных слова. Это крик о помощи, наказ, воззвание к людям, к нам с вами. Мы прочитаем их в конце занятия. Это будет соревнование. Победителей ждёт приз.

(18-20 слайд).

Живёт в дупле, живёт – в гнезде,
Лесной орех, грибы таскает.
И на немалой высоте
Пушистый хвост, как луч, мелькает.(Белка)

(21-23 слайды)

Это животное имеет темно-бурую окраску, белый галстук на груди. Его изображение имеется на гербе Хабаровского края. (Медведь)

(24-26 слайды)

Из кошачьих, зверь зубатый,
Как в тельняшке, полосатый.
С этим юнгой не до игр!
Это крупный хищник(тигр)

(27-29 слайды)

Лежать он может целый день,
Ему лежать совсем не лень. (Тюлень)

(30-32 слайды)

Напоминает он козу,
Живёт в лесу и роще,
Боится волка, ест траву,
Найти его там проще. (Горал)

(33-35 слайды)

Враг полёвок, птиц и белок,
Не упустит всех, кто мелок.
Цвет каштановый, лоснится.
Это шустрая… (Куница)

(36-38 слайды)

Этот зверь серьёзный очень,
А охотится он ночью.
И на дереве обычно
Прячет он свою добычу.
У него на шкуре пятна.
Незаметней так. Понятно?
Увидал добычу, старт!
На охоте… (Леопард)

(39-41 слайды)

Из семейства полорогих,
Подсемейство же быков,
Он один из тех немногих,
Что пришёл к нам из веков. (Зубр)

(42-44 слайды)

Родственник домашней хрюшке,
Хоть стоячие есть ушки.
С пятачком. Большой. Всеядный!
А ещё он дикий, стадный. (Дикий кабан)

(45-47 слайды) Это животное питается только лишайниками. Ещё его характеризуют, как выделяющий мускус. По внешнему виду он напоминает оленя, но в отличие от него не имеет рогов. Иногда его зовут водяным оленем. (Кабарга)

(48-50 слайды)

Он других не обижает.
Ест траву, в лесу гуляет,
Но ветвистыми рогами
Может справиться с волками! (Олень)

(51-53 слайды)

Красно-бурый, серо-бурый,
Полосы вдоль спинки.
Любит хлебные культуры,
Тишь лесной глубинки. (Бурундук)

(54-56 слайд)

Мех густой и бархатистый,
Бурый, брюхом – серебристый.
Хвост чешуйчатый и с килем,
Ищет корм в глубинном иле. (Выхухоль)

Педагог: Посмотрите на выделенный текст. Что получилось?Я надеюсь, что наше занятие не пройдёт для вас бесследно. Каждый из вас возьмёт для себя только хорошее. Не будет среди вас злых и равнодушных.

12. Рефлексия

–Что нового узнали?
– Над чем вы задумались на уроке?
– Что вас удивило?
– Осталось ли что-нибудь непонятным?
– Для чего вам могут пригодиться эти знания?