О какая странная была эта ночь егэ. Рассказы

(1)О, какая странная была эта ночь! (2)Туман тесно стоял вокруг, и было жутко глядеть на него. (3)Среди тумана, озаряя круглую прогалину для парохода, вставало нечто подобное светлому мистическому видению: жёлтый месяц поздней ночи, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы и, как живой, глядел из огромного, широко раскинутого кольца. (4)И что-то апокалипсическое было в этом круге … что-то неземное, полное молчаливой тайны стояло в гробовой тишине, - во всей этой ночи, в пароходе, и в месяце, который удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.

(5)Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и прислонился к его перилам. (6)Подо мной был весь пароход. (7)По выпуклым деревянным мосткам и палубам тускло блестели кое-где продольные полоски воды - следы тумана. (8)От перил, канатов и скамеек, как паутина, падали лёгкие дымчатые тени. (9)В средине парохода, в трубе и машине, чувствовалась колоссальная и надёжная тяжесть, но весь пароход всё-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблём-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещённой прогалине среди тумана. (10)Вода низко и плоско лежала перед правым бортом. (11)Таинственно и совершенно беззвучно колеблясь, она уходила в лёгкую дымку под месяц и поблескивала в ней, словно там появлялись и исчезали золотые змейки. (12)А когда я смотрел кверху, мне опять чудилось, что этот месяц - бледный образ какого-то мистического видения, что эта тишина - тайна, часть того, что за пределами познаваемого...

(13)Околдованный тишиной ночи, тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле, я отдавался в её полную власть. (14)Если бы в этот час выплыла на месяц наяда, - я не удивился бы...

(15)И невыразимое спокойствие великой и безнадёжной печали овладело мною. (16)Думал я о том, что всегда влекло меня к себе, - о всех живших на этой земле, о людях древности, которых всех видел этот месяц и которые, верно, казались ему всегда настолько маленькими и похожими друг на друга, что он даже не замечал их исчезновения с земли. (17)Но теперь и они были чужды мне: я не испытывал моего постоянного и страстного стремления пережить все их жизни, - слиться со всеми, которые когда-то жили, любили, страдали, ликовали и прошли, умерли и бесследно скрылись во тьме времён и веков. (18)Одно я знал без всяких колебаний и сомнений, - это то, что есть что-то высшее даже по сравнению с глубочайшею земною древностью... может быть, та тайна, которая молчаливо хранилась в этой ночи…

(19)Утром, когда я открыл глаза и почувствовал, что пароход идёт полным ходом и что в открытый люк тянет тёплый, лёгкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки, снова полный бессознательной радости жизни. (20)Я быстро умылся и оделся и, так как по коридорам парохода громко звонили, сзывая к завтраку, распахнул дверь каюты и, весело стуча ярко вычищенными сапогами по трапу, побежал наверх. (21)Улыбаясь, я сидел потом на верхней палубе и чувствовал к кому-то детскую благодарность за всё, что должны переживать мы. (22)И ночь, и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я ещё более любил и ценил утро. (23)А утро было ласковое, утро было солнечное, ясное бирюзовое небо весны и этого волшебного утра сияло над пароходом, и вода легко бежала и плескалась вдоль его бортов.

(По И. А. Бунину*)

* Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933).

Показать текст целиком

Правда ли, что природа может оказывать воздействие на душевный мир человека, влиять на его чувства, ощущения? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Иван Бунин – глубокий знаток поэзии, писатель, горячо любивший Россию, посвятивший ей немало проникновеннейших строк. Изумленно - созерцательное, восторженно-пытливое отношение к миру сопутствовало Бунину всю жизнь.

Всякий художественно одаренный человек постигает окружающий его мир, мир природы во многом при помощи художественного чувства. К Бунину это относится в особой степени. Наблюдательность и воображение – составляющие бунинского дара. Размышляя над вопросом влияния природы на человека, автор текста повествует о мужчине, который путешествовал на пароходе. Сначала он рассказывает о наступлении «странной ночи». И. Бунин использует следующие слова и выражения: «желтый месяц», «гробовая тишина», «неземное», «мистическое видение»…Главным героем овладело «спокойствие великой и безнадежной печали».

Далее автор описывает картину ласкового и солнечного утра. Меняются чувства и ощущения главного героя, он «снова полон бессознательной радости жизни». Таким образом, прозаик говорит о том, что такая проблема действительно существует в нашей жизни.

Авторская позиция прямо не выражена, но её можно проследить, если проанализировать чувства и ощущения главного героя текста. Автор считает, что природа оказывает огромное влияние на человека. «И ночь, и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я еще более любил и ценил утро», - пишет И.А.Бунин. Автор текста констатирует, что он чувствовал к кому-то д

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2
Электронная библиотека Яблучанского . Вторые сутки мы были в море. На рассвете первой ночи мы встретили густой туман, который закрыл горизонты, задымил мачты и медленно возрастал вокруг нас, сливаясь с серым морем и серым небом. Была зима, но все последние дни стояла оттепель. На Кавказских горах таяли снега, а море дышало обильными предвесенними испарениями. И вот ранним сумрачным утром машина внезапно затихла, а пассажиры, разбуженные этой неожиданной остановкой, гремучими свистками и топотом ног по палубе, полусонные, озябшие и встревоженные, один за другим стали появляться у рубки. Шел беспорядочный говор, а серые космы тумана, как живые, медленно ползя по пароходу. Помню, что вначале это сильно беспокоило. Колокол почти непрерывно звонил на баке, из трубы с тяжким хрипом вырывался угрожающий рев; и все тупо смотрели на растущий туман. Он вытягивался, изгибался, плыл дымом и порою так густо окутывал пароход, что мы казались друг другу призраками, двигающимися во мгле. Похоже было на хмурые осенние сумерки, когда неприятно дрогнешь от сырости и чувствуешь, как зеленеет лицо. Потом туман сделался немного светлее, ровней и, значит, безнадежнее. Пароход снова шел, по так робко, что дрожь от работающей машины была почти беззвучна. Не переставая звонить, он направлялся теперь все дальше от берегов, к югу, где непроницаемая густота тумана наливалась уже настоящими сумерками, - тоскливой аспидной мутью, за которой в двух шагах чудился конец света, жуткая пустыня пространства. С рей, с навесов и снастей капала вода. Мокрая угольная пыль, летевшая из трубы, черным дождем сыпалась возле нее. Хотелось хоть что-нибудь рассмотреть в ненастной дали, но туман окутывал, как сон. притуплял слух и зрение; пароход был похож но воздушный корабль, перед глазами была серая муть, на ресницах - холодная паутина, и матрос, который курил невдалеке от меня, обсасывая мокрые соленые усы, казался мне порою таким, точно я видел его во сне... В шесть часов мы снова стали. Вспыхнуло сквозь туман живым глазком электричество в фонаре на мачте, черными клубами величаво повалил дым из жерла тяжелой и приземистой трубы и повис в воздухе. Колокол без смысла и однообразно звонил на носу где-то мрачным и тоскливым голосом простонала "сирена"... может быть, и не существующая, а созданная напряженным слухом, которому всегда чудится что-нибудь в таинственной безбрежности тумана... Туман темнел все угрюмее. Вверху он сливался с сумраком неба, внизу бродил вокруг парохода, едва касаясь воды, которая слабо плескалась в пароходные бока. Наступала долгая зимняя ночь. Тогда, чтобы вознаградить себя за тоскливый день, истомивший всех ожиданиями беды, пассажиры сбились вместе с моряками в кают-компании. Вокруг парохода была уже непроглядная тьма, а внутри его, в нашем маленьком мирке, было светло, шумно и людно. Играли в карты, пили чай, вина, лакеи бегали из буфета в буфет, хлопая пробками. Я лежал внизу, в своем помещении, слушал топот ног, раздававшийся над головою. Кто-то заиграл манерно-печальный модный вальс на пианино, и мне захотелось на люди. Я оделся и вышел. Должно быть, всем было весело в тот вечер. По крайней мере, казалось так, и было приятно, что вечер прошел незаметно. Все забыли про туман и опасности, танцевали, пели, ходили с сияющими глазами. Потом устали и захотели спать... И большая, душная и жаркая кают-компания, в которой уже болезненно-ярко блестели огни, наконец опустела. А когда я заглянул туда через полчаса, то там был Уже полный мрак, как почти и всюду на пароходе. Сверху доносился иногда звон колокола и был очень странен в наступившей тишине. Потом и он стал слышен все реже и реже... И все точно вымерло. Я прошелся внизу, по коридорам, посидел в рубке, прислоняясь к холодной мраморной стене... Bдруг и в ней погасло электричество, а я сразу точно ослеп Внутренне напевая то, что пели и играли в этот вечер, я ощупью добрался до трапа, поднялся на несколько ступеней к верхней палубе - и остановился, пораженный красотою и печалью лунной ночи. О, какая странная была эта ночь! Был уж очень поздний, - может быть, предрассветный час. Пока мы пели, пили, говорили друг другу вздор и смеялись, здесь, в этом чуждом нам мире неба, тумана и моря взошла кроткая одинокая и всегда печальная луна, и воцарилась глубокая полночь... совершенно такая же, как пять - десять тысяч лет тому назад. - Туман тесно стоял вокруг, и было жутко глядеть на него. Среди тумана, озаряя круглую прогалину для парохода, вставало нечто подобное светлому мистическому видению: желтый месяц поздней ночи, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы и, как живой, глядел из огромного, широко раскинутого кольца. И что-то апокалиптическое было в этом круге... что-то неземное, полное молчаливой тайны, стояло в гробовой тишине, - во всей этой ночи, в пароходе и в месяце, который удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением. Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и прислонился к его перилам. Подо мной был весь пароход. По выпуклым деревянным мосткам и палубам тускло блестели кое-где продольные полоски воды, - следы тумана. От перил, канатов и скамеек, как паутина, падали легкие дымчатые тени. В середине парохода, в трубе и машине, чувствовалась колоссальная и надежная тяжесть, в мачтах - высота и зыбкость. Но весь пароход все-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблем-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана. Вода низко и плоско лежала перед правым бортом. Таинственно и совершенно беззвучно колеблясь, она уходила в легкую дымку под месяц и поблескивала в ней, словно там появлялись и исчезали золотые змейки. Блеск этот терялся в двадцати шагах от меня, - дальше он мерцал уже чуть видно, как мертвый глаз. А когда я смотрел кверху, мне опять чудилось, что этот месяц - бледный образ какого-то мистического видения, что эта тишина тайна, часть того, что за пределами познаваемого... Внезапно зазвонили на баке в колокол. Звуки уныло побежали один за другим, нарушая молчание ночи, и тотчас же послышался где-то впереди смутный шум и ропот. Мгновенно предчувствие опасности заставило меня впиться глазами в сумрачный туман, и вдруг кровавый сигнальный огонь, похожий на крупный рубин, вырос из тумана и стал быстро приближаться к нам. Под ним мутно-золотыми пятнами расплывались и шли длинной цепью освещенные окна, а в шуме колес, который был похож сперва на приближающийся шум каскада, уже выделялись звуки быстро вертящихся лопастей, и можно было различить, как шипит и сыплется вода. Вахтенный на нашем пароходе с поспешностью очнувшегося от сна человека машинально и нескладно забил в колокол, а затем тяжко захрипела труба, и из нее с трудом пробился пробился широкий и мрачный гул потрясающий весь остов парохода. Из тумана раздался тогда ответный голос, похожий на гулкий крик паровоза, но он быстро затерялся в тумане, а за ним медленно стал таять и шум колес, и красный сигнальный огонь. В этом крике и шуме чувствовалось что-то задорное и суетное, - верно, и капитан встречного парохода был молод и дерзок, - но что значила эта суетная смелость перед лицом такой ночи! "Где мы?" - пришло мне в голову. Вахтенные, вероятно, уже снова дремлют, пассажиры спят непробудным сном, - туман сбил меня с толку... Я не представляю себе, где мы, потому что в этих местах на Черном море я никогда не бывал... Я не понимаю молчаливых тайн этой ночи, как и вообще ничего не понимаю в жизни. Я совершенно одинок, я не знаю, зачем я существую. И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море? А главное - зачем все это не просто, а полно какого-то глубокого и таинственного значения? Околдованный тишиной ночи, тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле, я отдавался в ее полную власть. На мгновение мне почудилось, что в невыразимой дали где-то прокричал петух... Я усмехнулся. "Этого не может быть", - подумал я с какой-то странной радостью; и все, чем я жил когда-то, показалось мне таким маленьким и жалким! Если бы в этот час выплыла на месяц наяда, - я не удивился бы... Не удивился бы, если бы утопленница вышла из воды и, бледная от месяца, села в лодку, спущенную около окон пассажирских кают... Теперь месяц смотрит прямо в эти круглые окошечки и озаряет угасающим светом спящих, а они лежат, как мертвые... Не разбудить ли кого-нибудь? Но нет, - зачем? Мне никто не нужен теперь, и я никому не нужен, и все мы чужды друг другу... И невыразимое спокойствие великой и безнадежной печали овладело мною. Думал я о том, что всегда влекло меня к себе, - о всех живших на этой земле, о людях древности, которых всех видел этот месяц и которые, верно, казались ему всегда настолько маленькими и похожими друг на друга, что он даже не замечал их исчезновения с земли. Но теперь и они были чужды мне: я не испытывал моего постоянного и страстного стремления пережить все их жизни, - слиться со всеми, которые когда-то жили, любили, страдали, радовались и прошли и бесследно скрылись во тьме времен и веков. Одно я знал без всяких колебаний и сомнений, - это то, что есть что-то высшее даже по сравнению с глубочайшею земною древностью... может быть, та тайна, которая молчаливо хранилась в этой ночи,.. И впервые мне пришло в голову, что, может быть, именно то великое, что обыкновенно называют смертью, заглянуло мне в эту ночь в лицо, и что я впервые встретил ее спокойно и понял так, как должно человеку... Утром, когда я открыл глаза и почувствовал, что пароход идет полным ходом и что в открытый люк тянет теплый, легкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки, снова полный бессознательной радости жизни. Я быстро умылся и оделся и, так как по коридорам парохода громко звонили, сзывая к завтраку, распахнул дверь каюты и, весело стуча ярко вычищенными сапогами по трапу, побежал наверх. Улыбаясь, я сидел потом на верхней палубе и чувствовал к кому-то детскую благодарность за все, что должны переживать мы. И ночь и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я еще более любил и ценил утро. А утро было ласковое и солнечное, - ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом, и вода легко бежала и плескалась вдоль его бортов. 1901
Вариант 31

Существование пресной воды – и не просто воды, а обширного озера, сравнимого по площади с Онежским – под огромным пластом чрезвычайно холодного льда только на первый взгляд кажется фантастичным. Географ и геолог князь Петр Кропоткин еще в конце XIX века высказал предположение, что в толще больших и холодных сверху ледников температура, так же как и в других горных породах, с глубиной повышается.
В середине 1950-х годов с помощью сейсмических методов было установлено, что толщина ледников, расположенных в центральной части Антарктиды, достигает необычайно больших значений – до 4 км. В известный советский океанолог Н.Н. Зубов считал, что именно в удаленных от берега местах Антарктический ледниковый покров способен таять под собственным огромным весом, несмотря на очень низкую температуру воздуха и поверхности ледника.

В 1961 году исследователь льда И.А. Зотиков установил, что часть тепла, поступающего к основанию ледникового покрова из недр Земли, постоянно затрачивается на таяние придонного льда, невзирая на царящий на поверхности холод. В углублениях подледного ложа возникают резервуары воды - озера. Значение таких реликтовых озер невозможно переоценить – их воды несут в себе информацию о древней атмосфере планеты, масштабах вулканической деятельности в отдаленном прошлом Земли, в них сохранились бактериальные формы жизни, возраст которых, возможно, исчисляется сотнями тысяч лет.

Еще через некоторое время на картине, полученной со спутника, обозначилась крупная необычная форма рельефа в районе станции «Восток» – это на ледниковом щите проступали очертания огромного водоема.

Благодаря исследованию ученых, в самом сердце студеного шестого континента, где зимой царит буквально космический холод, под многокилометровой ледяной толщей будет обнаружен уникальный реликтовый водоем – крупнейшее в Антарктиде озеро, названное впоследствии Восток.

Часть 2

(1) О, какая странная была эта ночь! (2)Был уж очень поздний, может быть, предрассветный час. (3)Пока мы пели, пили, говорили друг другу вздор и смеялись, здесь, в этом чуждом нам мире неба, тумана и моря, взошла кроткая, одинокая и всегда печальная луна, и воцарилась глубокая полночь, совершенно такая же, как пять-десять тысяч лет тому назад. (4)Туман тесно стоял вокруг, и было жутко глядеть на него. (5)Среди тумана, озаряя круглую прогалину для парохода, вставало нечто подобное светлому мистическому видению: желтый месяц поздней ночи, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы и, как живой, глядел из огромного, широко раскинутого кольца. (6)И что-то апокалипсическое было в этом круге, что-то неземное, полное молчаливой тайны стояло в гробовой тишине. (7)Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.

(8)Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и прислонился к его перилам. (9)Подо мной был весь пароход. (10)По выпуклым деревянным мосткам и палубам тускло блестели кое-где продольные полоски воды – следы тумана. (11)От перил, канатов и скамеек, как паутина, падали легкие дымчатые тени. (12)В середине парохода, в трубе и машине, чувствовалась колоссальная и надежная тяжесть, в мачтах – высота и зыбкость. (13)Но весь пароход все-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблем-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана. (14)Таинственно и совершенно беззвучно колеблясь, вода уходила в легкую дымку под месяц и поблескивала в ней, словно там появлялись и исчезали золотые змейки. (15)А когда я смотрел кверху, мне опять чудилось, что этот месяц – бледный образ какого-то мистического видения, что эта тишина – тайна, часть того, что за пределами познаваемого...

(16)Околдованный тишиной ночи, тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле, я отдавался в ее полную власть. (17)На мгновение мне почудилось, что в невыразимой дали где-то прокричал петух... (18)Если бы в этот час выплыла на месяц наяда, я не удивился бы... (19)Не удивился бы, если бы утопленница вышла из воды и, бледная от месяца, села в лодку, спущенную около окон пассажирских кают...

(20)И невыразимое спокойствие великой и безнадежной печали овладело мною. (21)Думал я о всех живших на этой земле, о людях древности, которых всех видел этот месяц и которые, верно, казались ему всегда настолько маленькими и похожими друг на друга, что он даже не замечал их исчезновения с земли. (22)Но теперь и они были чужды мне: я не испытывал моего постоянного и страстного стремления пережить все их жизни, слиться со всеми, которые когда-то жили, любили, страдали, радовались и прошли и бесследно скрылись во тьме времен и веков. (23)Одно я знал без всяких колебаний и сомнений, – это то, что есть что-то высшее даже по сравнению с глубочайшею земною древностью...

(24)Утром, когда я открыл глаза и почувствовал, что пароход идет полным ходом и что в открытый люк тянет теплый, легкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки, снова полный бессознательной радости жизни. (25)И ночь, и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я еще более любил и ценил утро. (26)А утро было ласковое и солнечное, ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом, и вода легко, проворно бежала и плескалась вдоль его бортов.

(По И. Бунину)

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «^ О чем думал рассказчик ночью на палубе парохода, когда полностью «отдался» во власть тишины»?

3) Он думал о потустороннем мире.

4) О мощи и тяжести корабля.

Почему рассказчик, говоря о пережитой ночи, воскликнул: «О, какая странная была эта ночь!»?

^ 1) Это ирония, ведь ночь была «совершенно такая же, как пять – десять тысяч лет тому назад».

2) В эту туманную ночь свет низкого месяца наводил на размышления.

^ 3) Море было неспокойно, и туман таил в себе опасность.

4) Это была абсолютно темная, непроглядная ночь.

^ 1) Он предался спокойствию и печали.

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «прогалина» (предложение 13)

1) проталина

2) Млечный Путь

3) светлое место среди мрака

4) остров в океане

Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. Какие из этих предложений связаны отношением противопоставления?

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 2, описывая лунный свет, использует слово «апокалипсическое»?»

1) картина была такая, какая описывается в книге «Апокалипсис» в Библии.

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «…тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле»?

1) метафора

2) гипербола

4) сравнение

Замените слово ОЦЕПЕНЕВШИМ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:

Из предложений 1 – 15 выпишите слово с непроверяемой двойной согласной в корне.

Из предложений 16 – 23 выпишите слово, в приставке которого слышится звонкий согласный звук, но пишется буква глухого согласного звука, и это объясняется тем, что эта приставка всегда пишется единообразно.

Из предложений 8 – 19 найдите имя существительное, в котором правописание НН определяется тем, что оно образовано от причастия с НН.

Пока мы пели,(1) пили,(2) говорили друг другу вздор и смеялись,(3) здесь,(4) в этом чуждом нам мире неба,(5) тумана и моря, (6) взошла кроткая,(7) одинокая и всегда печальная луна,(8) и воцарилась глубокая полночь,(9) совершенно такая же,(10) как пять-десять тысяч лет тому назад.

А утро было ласковое и солнечное,(1) ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом,(2) и вода легко,(3) проворно бежала и плескалась вдоль его бортов.

А когда я смотрел кверху,(1) мне опять чудилось,(2) что этот месяц – бледный образ какого-то мистического видения,(3) что эта тишина – тайна,(4) часть того, (5) что за пределами познаваемого.

Замените словосочетание ^ БЕЗЗВУЧНО КОЛЕБЛЯСЬ (предложение 14), построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 7.

Среди предложений 20 – 23 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 8 – 15 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Укажите количество грамматических основ в предложении 24.

Среди предложений 8 – 19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 20 – 26 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Н
С2.1

апишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете, что такое текст-описание.

Объясните, как вы понимаете смысл выражения: «И ночь, и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я еще более любил и ценил утро»?

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Ответы В31:

застывшим

колоссальная

отдавался

утопленница

колеблясь без звука

месяц был близок, смотрел

Вариант 32

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

С кристаллами простейшей прямоугольной формы мы сталкиваемся ежедневно: необходимая на кухне соль имеет кубическую кристаллическую решетку. Но столь прозаичны по внутренней и внешней форме далеко не все твердые тела. Разнообразие форм большинства кристаллических материалов поражает своей причудливостью и зависит от силы притяжения между атомами, образующими твердое тело.
Кристаллы известны людям издавна. Само же слово «кристалл» в переводе с греческого первоначально обозначало обычный лед, а в дальнейшем – горный хрусталь. Это объясняется так: человека всегда удивляла поразительная прозрачность некоторых природных минералов. В их оценке мастера ювелирного дела используют такой необычный термин, как «камень чистой воды». Так говорят об алмазе – самом дорогом и наиболее твердом камне, который сильно преломляет свет, сверкает множеством огней. Уникальная твердость делает его незаменимым бурильным материалом.

Известно, что газ занимает все отведенное ему пространство, жидкость принимает форму сосуда и лишь твердые тела сохраняют свой внешний вид, независимо от того, в какое место мы их поместим. Сила притяжения между атомами в твердом теле велика. Каждый атом, оказавшись изначально на «своем» месте, никуда не смещается. «Сдвинуть» его можно лишь тогда, когда тело расплавится от высокой температуры или его разорвут на части.

Большинство твердых тел бесформенно, и только рука человека придает им форму, необходимую для применения. Однако за внешней неорганизованностью твердых тел скрывается, четкое расположение ближайших атомов. Большинство твердых тел имеет поликристаллическую структуру, и их атомы строго стоят на своих местах, образуя регулярную решетку. Микрокристаллы, из которых состоят металлы и их сплавы, видны только под микроскопом, а вот кристаллики соли и сахара можно наблюдать невооруженным глазом. Еще более заметны кристаллы драгоценных камней.

Итак, основное отличие кристаллической формы вещества от аморфной стеклоподобной состоит в наличии жесткой структуры во взаимном расположении атомов. (268 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. К каждому заданию A1 – A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

(1) Грохот трамваев. (2)Вся расцвеченная, площадь то движется вперед, то вдруг останавливается, и тысячи людских голов поднимают кверху глаза: над Москвой мчатся стаи самолетов – то гусиным треугольником, то меняя построение, как стеклышки в калейдоскопе.

(3)Рядом со мной, у входа в Малый театр, сидит единственный в Москве бронзовый домовладелец, в том же самом заячьем халатике, в котором он писал «Волки и овцы». (4)На стене у входа я читаю афишу этой пьесы и переношусь в далекое прошлое.

(5)К подъезду Малого театра, утопая железными шинами в несгребенном снегу и ныряя по ухабам, подползла облезлая допотопная театральная карета. (6)На козлах качался кучер в линючем армяке и вихрастой, с вылезшей клочьями шапке, с подвязанной щекой. (7)Он чмокал, цыкал, дергал веревочными вожжами пару разномастных, никогда не чищенных «кабысдохов», из тех, о которых популярный в то время певец Паша Богатырев пел в концертах слезный романс:

^ Были когда-то и вы рысаками

И кучеров вы имели лихих...

(8)В восьмидесятых годах девственную неприкосновенность Театральной площади пришлось ненадолго нарушить, и вот почему. (9)Светловодная речка Неглинка, заключенная в трубу, из-за плохой канализации стала клоакой нечистот, которые стекали в Москву-реку и заражали воду. (10)С годами труба засорилась, ее никогда не чистили, и после каждого большого ливня вода заливала улицы, площади, нижние этажи домов по Неглинному проезду. (11)Потом вода уходила, оставляя на улице зловонный ил и наполняя подвальные этажи нечистотами.

(12)Так шли годы, пока не догадались выяснить причину. (13)Оказалось, что повороты, которых было два: один – под углом Малого театра, а другой – на площади, под фонтаном с фигурами скульптора Витали, были забиты отбросами города. (14)Подземные болота, окружавшие площадь, как и в древние времена, тоже не имели выхода.

(15)Начали перестраивать Неглинку, открыли ее своды. (16)Пришлось на площади забить несколько свай. (17)Поставили три высоких столба, привезли тридцатипудовую чугунную бабу, спустили вниз на блоке – и запели:

^ Эй, дубинушка, ухнем, эй, зеленая, подернем!..

(18) Поднимается артелью рабочих чугунная бабища и бьет по свае, народ валил толпами песни послушать. (19)Чем больше собирается народу, тем оживленнее рабочие: они, как и актеры, любят петь и играть при хорошем сборе. (20)Запевала оживляется: что видит, о том и поет; вот он усмотрел толстую барыню-щеголиху и высоким фальцетом, отчеканивая слова, выводит:

^ У барыни платье длинно,

^ Франт, рубаха – белый цвет,

А порткам, знать, смены нет.

(23)И ржет публика, и все прибывает толпа. (24)Артель утомилась, а хозяин требует:

– Старайся, робя, наддай еще!

(25)Встряхивается запевала и понаддает:

^ На дворе собака брешет,

А хозяин пузо чешет.

(26)Толпа хохочет...

– Айда, робя, обедать.

(27) «Дубинушку» пели, заколачивая сваи как раз на том месте, где теперь в недрах незримо проходит метро. (28)В городской думе не раз поговаривали о метро, но как-то неуверенно. (29)Сами «отцы города» чувствовали, что при воровстве, взяточничестве такую панаму разведут, что никаких богатств не хватит, только разворуют, толку не будет, а какой-то поп говорил в проповеди, что это за грехи нас ведут в преисподнюю земли.

(30) «Грешники» поверили и испугались. (31)Да кроме того, с одной «Дубинушкой» вместо современной техники далеко уехать было тоже мудрено.

(По В. Гиляровскому)

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Какой предстает перед читателем московская Театральная площадь в воспоминаниях В. Гиляровского?»?

^ 1) Площадь была местом, где собирались уличные музыканты.

2) Над Театральной площадью летали самолеты.

3) На площади шла реконструкция подземной реки.

4) На площади начинали строить метро.

Почему, по мнению рассказчика, «в городской думе не раз поговаривали о метро, но как-то неуверенно» и строительство долго не начинали?

^ 1) Боялись, что попадут в преисподнюю земли.

2) В то время не было инженеров.

3) Не были уверены в том, что метро необходимо.

4) Боялись, что выделенные средства разворуют.

Как характеризует работу по реконструкции Неглинки информация, заключённая в предложениях 15 – 26?

^ 1) Рабочие не работали, а только пели.

2) На площади строили метро.

3) Среди рабочих была женщина.

4) Песни и шутки стимулировали активность рабочих.

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «хватит» (предложение 21)

^ 1) испытать что-то неприятное

2) сделать что-нибудь неожиданное

3) причинить вред

4) сказать лишнее

Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар во втором предложении называется причина того, о чём говорится в первом?

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 18, описывая процесс забоя свая, использует слово «бабища»?»

^ Такой способ выражения говорит о том, что …

2) так называли крупных женщин-крестьянок в дореволюционной России.

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «…над Москвой мчатся стаи самолетов – то гусиным треугольником, то меняя построение, как стеклышки в калейдоскопе»?

1) метафора

2) антитеза

3) гипербола

4) сравнение

Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

Ответ:

Из предложений 27 – 31 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

Из предложений 1 – 7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

Из предложений 1 – 8 найдите слово, в котором правописание буквы Е определяется тем, что оно мужского рода.

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.

^ С годами труба засорилась,(1) ее никогда не чистили,(2) и после каждого большого ливня вода заливала улицы,(3) площади,(4) нижние этажи домов по Неглинному проезду.

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Сами «отцы города» чувствовали,(1) что при воровстве,(2) взяточничестве такую панаму разведут,(3) что никаких богатств не хватит,(4) только разворуют,(5) толку не будет,(6) а какой-то поп говорил в проповеди,(7) что это за грехи нас ведут в преисподнюю земли.

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Рядом со мной,(1) у входа в Малый театр,(2) сидит единственный в Москве бронзовый домовладелец,(3) в том же самом заячьем халатике,(4) в котором он писал «Волки и овцы».

Выпишите из предложений 8 – 9 словосочетание, в котором слова соединяются способом примыкание.

Выпишите грамматическую основу предложения 14.

Среди предложений 3 – 7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 8 – 15 найдите предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.

Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

Среди предложений 18 – 21 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 15 – 19 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

Н
С2.1

апишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете, что такое разговорная лексика.

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные признаки текста-повествования.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как вы понимаете смысл выражения: «В восьмидесятых годах девственную неприкосновенность Театральной площади пришлось ненадолго нарушить, и вот почему»?

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

^ Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

^ Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы В32:

чувствовали

расцвеченная

домовладелец

ненадолго нарушить

болота не имели выхода

Вариант 33

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Можно предположить, что в постоянном круговороте мнений между людьми и «общественным эфиром» как темы суждений, так и сами суждения бесконечно разнообразны, поскольку разных людей интересует разное и каждый человек думает по-своему. Но это не так.

На самом деле все мы в первую очередь «считываем из общественного эфира» актуальную «повестку дня», определяющую темы, о которых мы думаем и высказываемся. Нам интересны те темы, которые интересны другим людям. Прислушиваясь к «общественному эфиру», мы стараемся понять, каковы же эти темы в данный момент. Так как это свойственно практически всем, то в том, как понимают «повестку дня» разные люди, возникает определенная синхронизация, похожая на чудо: миллионам людей представляется, что для них в данный момент актуальны и интересны темы из вполне ограниченного их круга. Таким образом, общественное мнение формируется и проявляется через улавливаемую многими людьми общую «повестку дня».

Впрочем, и сами суждения по актуальным темам тоже не отличаются разнообразием и в значительной степени оказываются типизированными. Объясняется это тем, что по каждой теме источниками суждений выступают в первую очередь «эксперты», то есть люди, относительно долго и внимательно занимавшиеся каждой темой. Затем суждения «экспертов» подхватываются всеми остальными, то есть «дилетантами», которых, конечно, подавляющее большинство. «Дилетанты» же в свою очередь по-своему упрощают, типизируют «экспертные» мнения и воспроизводят в своих суждениях. Так работает механизм передачи «экспертных» мнений, в котором ключевую роль играют журналисты. В конечном счете по каждой теме формируется относительно немногочисленный набор типизированных мнений, которых придерживаются и считают «своими» очень многие люди.

Закономерно, что рано или поздно те или иные темы исчезают из поля общественного внимания, а соответственно, и из «повестки дня», унося с собой и соответствующие типизированные мнения. (261 слово)

(По материалам журнала «Вокруг света»)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. К каждому заданию A1 – A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

(1) Хитров рынок почему-то в моем воображении рисовался Лондоном, которого я никогда не видел. (2)Лондон мне всегда представлялся самым туманным местом в Европе, а Хитров рынок был, несомненно, самым туманным местом в Москве.

(3)Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окруженная облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи, несколько переулков. (4)Она всегда курится, особенно к вечеру. (5)А в чуть-чуть туманное утро или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка – жуть берет свежего человека: облако село!

(6)В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков. (7)Это торговки съестными припасами сидят рядами на огромных чугунах с жареной протухлой колбасой, кипящей в железных ящиках над жаровнями, с бульонкой, которую больше называют «собачья радость»... (8)Хитровские «гурманы» любят лакомиться объедками.

(9)А кругом пар вырывается клубами из отворяемых поминутно дверей лавок и трактиров и сливается в общий туман, конечно, более свежий и ясный, чем внутри трактиров и ночлежных домов, дезинфицируемых только махорочным дымом, слегка уничтожающим запах прелых портянок, человеческих испарений и перегорелой водки.

(10)Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. (11)Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. (12)Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а «номера» ходили по двугривенному. (13)Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. (14)Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть «нумер», где люди спали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев...

(15)На площадь приходили прямо с вокзалов артели рабочих, приехавших на заработки, и становились под огромным навесом, для них нарочно выстроенным, а по утрам сюда являлись подрядчики и уводили нанятые артели на работу. (16)После полудня навес поступал в распоряжение хитрованцев и барышников; последние скупали все, что попало. (17)Бедняки, продававшие с себя платье и обувь, тут же снимали их и переодевались вместо сапог в лапти или опорки, а из костюмов – в «сменку до седьмого колена», сквозь которую тело видно...

(18)Дома, где помещались ночлежки, назывались по фамилии владельцев: Бунина, Румянцева, Степанова и Ромейко. (19)В доме Румянцева были два трактира – «Пересыльный» и «Сибирь», а в доме Ярошенко – «Каторга». (20)Названия, конечно, негласные, но у хитрованцев они были приняты. (21)В «Пересыльном» собирались бездомники, нищие и барышники, в «Сибири» – степенью выше – воры, карманники и крупные скупщики краденого; выше всех была «Каторга» – притон буйного и пьяного люда, биржа воров и беглых.

(22)Полицейские протоколы подтверждали, что большинство беглых из Сибири уголовных арестовывалось в Москве именно на Хитровке.

(23)Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. (24)В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. (25)Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться! (26)И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны.

(27)Всем Хитровым рынком заправляли двое городовых – Рудников и Лохматкин. (28)Только их пудовых кулаков действительно боялась «шпана», а «деловые ребята» были с обоими представителями власти в дружбе и, вернувшись с каторги или бежав из тюрьмы, первым делом шли к ним на поклон. (29)Тот и другой знали в лицо всех преступников, приглядевшись к ним за четверть века своей несменяемой службы. (30)Да и никак не скроешься от них: все равно свои донесут, что в такую-то квартиру вернулся такой-то.

(По В. Гиляровскому)

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «^ Почему В. Гиляровский назвал район Хитрова рынка в Москве XIX века «мрачными безднами»»?

^ 1) Там было всегда темно.

2) В районе Хитровки жили самые «темные» люди – воры, барышники, беглые каторжники.

3) Там пропадали люди.

4) Это место располагалось в низине возле реки Яузы.

Почему рассказчик говорит, что «никакая власть не смела сунуться» в мир хитровцев?

^ 1) Органы власти не хотели заниматься проблемами бедняков.

2) Всем на Хитровке управляли только два городовых, которые пользовались авторитетом у населения Хитровки и имели большой опыт.

^ 3) Власть боялась хитровских «деловых ребят».

4) Там не было освещения, и чужой все равно ничего не мог найти.

Как характеризует атмосферу Хитровки информация, заключённая в предложениях 6 – 14?

^ 1) Это был беднейший криминальный район.

2) На Хитровку приезжали гурманы.

3) Там выгодно было строить дома и получать доход.

4) В ночлежных домах были удобные и дешевые номера на двоих.

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «ходили» (предложение 12)

^ 1) переходили от одного владельца к другому

2) двигались

4) сдавались

Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар во втором предложении дается разъяснение того, о чём говорится в первом?

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 8 использует слово «гурманы», заключая его в кавычки?

^ Использование кавычек говорит о том, что …

1) это просторечное слово.

2) это слово написано с ошибкой.

3) слово использовано в переносном значении.

4) это слово цитируется.

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться!»?

^ 1) синтаксический параллелизм

2) эллипсис

3) антитеза

4) градация

Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

Замените слово БАРЫШ из предложения 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синони

Вторые сутки мы были в море. На рассвете первой ночи мы встретили густой туман, который закрыл горизонты, задымил мачты и медленно возрастал вокруг нас, сливаясь с серым морем и серым небом. Была зима, но все последние дни стояла оттепель. На Кавказских горах таяли снега, а море дышало обильными предвесенними испарениями. И вот ранним сумрачным утром машина внезапно затихла, а пассажиры, разбуженные этой неожиданной остановкой, гремучими свистками и топотом ног по палубе, полусонные, озябшие и встревоженные, один за другим стали появляться у рубки. Шел беспорядочный говор, а серые космы тумана, как живые, медленно ползя по пароходу.
Помню, что вначале это сильно беспокоило. Колокол почти непрерывно звонил на баке, из трубы с тяжким хрипом вырывался угрожающий рев; и все тупо смотрели на растущий туман. Он вытягивался, изгибался, плыл дымом и порою так густо окутывал пароход, что мы казались друг другу призраками, двигающимися во мгле. Похоже было на хмурые осенние сумерки, когда неприятно дрогнешь от сырости и чувствуешь, как зеленеет лицо. Потом туман сделался немного светлее, ровней и, значит, безнадежнее. Пароход снова шел, по так робко, что дрожь от работающей машины была почти беззвучна. Не переставая звонить, он направлялся теперь все дальше от берегов, к югу, где непроницаемая густота тумана наливалась уже настоящими сумерками, - тоскливой аспидной мутью, за которой в двух шагах чудился конец света, жуткая пустыня пространства. С рей, с навесов и снастей капала вода. Мокрая угольная пыль, летевшая из трубы, черным дождем сыпалась возле нее. Хотелось хоть что-нибудь рассмотреть в ненастной дали, но туман окутывал, как сон. притуплял слух и зрение; пароход был похож но воздушный корабль, перед глазами была серая муть, на ресницах - холодная паутина, и матрос, который курил невдалеке от меня, обсасывая мокрые соленые усы, казался мне порою таким, точно я видел его во сне... В шесть часов мы снова стали.
Вспыхнуло сквозь туман живым глазком электричество в фонаре на мачте, черными клубами величаво повалил дым из жерла тяжелой и приземистой трубы и повис в воздухе. Колокол без смысла и однообразно звонил на носу где-то мрачным и тоскливым голосом простонала "сирена"... может быть, и не существующая, а созданная напряженным слухом, которому всегда чудится что-нибудь в таинственной безбрежности тумана... Туман темнел все угрюмее. Вверху он сливался с сумраком неба, внизу бродил вокруг парохода, едва касаясь воды, которая слабо плескалась в пароходные бока. Наступала долгая зимняя ночь. Тогда, чтобы вознаградить себя за тоскливый день, истомивший всех ожиданиями беды, пассажиры сбились вместе с моряками в кают-компании. Вокруг парохода была уже непроглядная тьма, а внутри его, в нашем маленьком мирке, было светло, шумно и людно. Играли в карты, пили чай, вина, лакеи бегали из буфета в буфет, хлопая пробками. Я лежал внизу, в своем помещении, слушал топот ног, раздававшийся над головою. Кто-то заиграл манерно-печальный модный вальс на пианино, и мне захотелось на люди. Я оделся и вышел.
Должно быть, всем было весело в тот вечер. По крайней мере, казалось так, и было приятно, что вечер прошел незаметно. Все забыли про туман и опасности, танцевали, пели, ходили с сияющими глазами. Потом устали и захотели спать... И большая, душная и жаркая кают-компания, в которой уже болезненно-ярко блестели огни, наконец опустела. А когда я заглянул туда через полчаса, то там был Уже полный мрак, как почти и всюду на пароходе. Сверху доносился иногда звон колокола и был очень странен в наступившей тишине. Потом и он стал слышен все реже и реже... И все точно вымерло.
Я прошелся внизу, по коридорам, посидел в рубке, прислоняясь к холодной мраморной стене... Bдруг и в ней погасло электричество, а я сразу точно ослеп Внутренне напевая то, что пели и играли в этот вечер, я ощупью добрался до трапа, поднялся на несколько ступеней к верхней палубе - и остановился, пораженный красотою и печалью лунной ночи.
О, какая странная была эта ночь! Был уж очень поздний, - может быть, предрассветный час. Пока мы пели, пили, говорили друг другу вздор и смеялись, здесь, в этом чуждом нам мире неба, тумана и моря взошла кроткая одинокая и всегда печальная луна, и воцарилась глубокая полночь... совершенно такая же, как пять - десять тысяч лет тому назад. - Туман тесно стоял вокруг, и было жутко глядеть на него. Среди тумана, озаряя круглую прогалину для парохода, вставало нечто подобное светлому мистическому видению: желтый месяц поздней ночи, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы и, как живой, глядел из огромного, широко раскинутого кольца. И что-то апокалиптическое было в этом круге... что-то неземное, полное молчаливой тайны, стояло в гробовой тишине, - во всей этой ночи, в пароходе и в месяце, который удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.
Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и прислонился к его перилам. Подо мной был весь пароход. По выпуклым деревянным мосткам и палубам тускло блестели кое-где продольные полоски воды, - следы тумана. От перил, канатов и скамеек, как паутина, падали легкие дымчатые тени. В середине парохода, в трубе и машине, чувствовалась колоссальная и надежная тяжесть, в мачтах - высота и зыбкость. Но весь пароход все-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблем-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана. Вода низко и плоско лежала перед правым бортом. Таинственно и совершенно беззвучно колеблясь, она уходила в легкую дымку под месяц и поблескивала в ней, словно там появлялись и исчезали золотые змейки. Блеск этот терялся в двадцати шагах от меня, - дальше он мерцал уже чуть видно, как мертвый глаз. А когда я смотрел кверху, мне опять чудилось, что этот месяц - бледный образ какого-то мистического видения, что эта тишина тайна, часть того, что за пределами познаваемого...
Внезапно зазвонили на баке в колокол. Звуки уныло побежали один за другим, нарушая молчание ночи, и тотчас же послышался где-то впереди смутный шум и ропот. Мгновенно предчувствие опасности заставило меня впиться глазами в сумрачный туман, и вдруг кровавый сигнальный огонь, похожий на крупный рубин, вырос из тумана и стал быстро приближаться к нам. Под ним мутно-золотыми пятнами расплывались и шли длинной цепью освещенные окна, а в шуме колес, который был похож сперва на приближающийся шум каскада, уже выделялись звуки быстро вертящихся лопастей, и можно было различить, как шипит и сыплется вода. Вахтенный на нашем пароходе с поспешностью очнувшегося от сна человека машинально и нескладно забил в колокол, а затем тяжко захрипела труба, и из нее с трудом пробился пробился широкий и мрачный гул потрясающий весь остов парохода. Из тумана раздался тогда ответный голос, похожий на гулкий крик паровоза, но он быстро затерялся в тумане, а за ним медленно стал таять и шум колес, и красный сигнальный огонь. В этом крике и шуме чувствовалось что-то задорное и суетное, - верно, и капитан встречного парохода был молод и дерзок, - но что значила эта суетная смелость перед лицом такой ночи!
"Где мы?" - пришло мне в голову. Вахтенные, вероятно, уже снова дремлют, пассажиры спят непробудным сном, - туман сбил меня с толку... Я не представляю себе, где мы, потому что в этих местах на Черном море я никогда не бывал... Я не понимаю молчаливых тайн этой ночи, как и вообще ничего не понимаю в жизни. Я совершенно одинок, я не знаю, зачем я существую. И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море? А главное - зачем все это не просто, а полно какого-то глубокого и таинственного значения?
Околдованный тишиной ночи, тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле, я отдавался в ее полную власть. На мгновение мне почудилось, что в невыразимой дали где-то прокричал петух... Я усмехнулся. "Этого не может быть", - подумал я с какой-то странной радостью; и все, чем я жил когда-то, показалось мне таким маленьким и жалким! Если бы в этот час выплыла на месяц наяда, - я не удивился бы... Не удивился бы, если бы утопленница вышла из воды и, бледная от месяца, села в лодку, спущенную около окон пассажирских кают... Теперь месяц смотрит прямо в эти круглые окошечки и озаряет угасающим светом спящих, а они лежат, как мертвые... Не разбудить ли кого-нибудь? Но нет, - зачем? Мне никто не нужен теперь, и я никому не нужен, и все мы чужды друг другу...
И невыразимое спокойствие великой и безнадежной печали овладело мною. Думал я о том, что всегда влекло меня к себе, - о всех живших на этой земле, о людях древности, которых всех видел этот месяц и которые, верно, казались ему всегда настолько маленькими и похожими друг на друга, что он даже не замечал их исчезновения с земли. Но теперь и они были чужды мне: я не испытывал моего постоянного и страстного стремления пережить все их жизни, - слиться со всеми, которые когда-то жили, любили, страдали, радовались и прошли и бесследно скрылись во тьме времен и веков. Одно я знал без всяких колебаний и сомнений, - это то, что есть что-то высшее даже по сравнению с глубочайшею земною древностью... может быть, та тайна, которая молчаливо хранилась в этой ночи,.. И впервые мне пришло в голову, что, может быть, именно то великое, что обыкновенно называют смертью, заглянуло мне в эту ночь в лицо, и что я впервые встретил ее спокойно и понял так, как должно человеку...
Утром, когда я открыл глаза и почувствовал, что пароход идет полным ходом и что в открытый люк тянет теплый, легкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки, снова полный бессознательной радости жизни. Я быстро умылся и оделся и, так как по коридорам парохода громко звонили, сзывая к завтраку, распахнул дверь каюты и, весело стуча ярко вычищенными сапогами по трапу, побежал наверх. Улыбаясь, я сидел потом на верхней палубе и чувствовал к кому-то детскую благодарность за все, что должны переживать мы. И ночь и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я еще более любил и ценил утро. А утро было ласковое и солнечное, - ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом, и вода легко бежала и плескалась вдоль его бортов.

Как природа влияет на человека? Возможно ли гармоничное отношение между природой и человеком? Какова душа человека, когда он в единении с окружающим миром? Над этими вопрсами задумываешься, когда читаешь текст Ивана Буниан.

Аттор повествует о мужчине, который путешестввал на пароходе. Описывая соятоние героя, Бунин рассказывает, что было что-то неземное, апокалиптическое в окружющем мире. И тогда, ночь, "спокойствие великой и безнадежной печали овладело" рассказчиком. И утром герой снова был полон бесознательной радости жизни, чуствовал благодарность за все, что дарил окр мир.

И. Бунин убеждает нас в том, что природа оказывает огромное влияние на человека. "И ночь, и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я ещеболее любил и ценил утро", -пишет И.А.Бунин. Человек- это частьприроды, и его состояние всегда связано с тем, что происходит в окр мире.

Особенно в наше время, время научно-технического прогресса, человек должен уделять больше внимания природе, ведь без нее не будет и нас.

В русской литературе немало примеров, когда человек находится в единении с природой. Первое произвдение, которое мне ы хотелось вспомнить, - это повесть А.И. Куприна" Олеся". Главная героиня для писателя- идеал гармоничного человека. Выросшая на природе, не знающая людей, она не способна на низкие и подлые поступки. Ее характер сформировался благодаря законам природы, а в ней, в природе, по мнению Куприна, все справедливо и ествесственно. Такие люди, как Олеся, умеют видеть красоту окр мира, жить в гармонии с ней, руководствоваться не своими эгоистиными желаниями, а законами природы.

Второе произведение, о котором мне бы хотелось сказать, - повесть Эрнеста Хэмингуэя "Старик и море".

В центре повествования представлна история взаимоотношений старого рыбака и его кормильца- моря. Писатель подчеркивает единение главного героя и природа. Глаза его голубые, как море, а руки мозолисты и в трещинах, как земля. Хотя герой и зарабатвает себе на жизни ловелей рыбы, делает он это с благодарностью и увадением. ПОймав рыбу, он просит у нее прощение. Именно такое благородное отношение к окр миру и есть самое правильное, потому что мы - его неотъемлемая часть. Мы должны благодарить природа за щедрость, доброту и заботу.

В заключение мне бы хотелось сказать, ято каждый человек должен относиться к окр миру с уважением и заботой. Природа открывает в человеке все самое лучшее и благородное.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-06-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме