Наименьшей фонетической единицей языка является. Фонетические единицы языка (фонемы)

Фонетические единицы делятся на сегментные (или линейные) и суперсегментные (или нелинейные).

Сегментные единицы

Наша речь представляет собой поток звучаний, цепь последовательно произносимых отрезков. Но поток звучаний не является сплошным, как, например, сигнал автомобиля. В речи есть паузы разной длительности, которые разделяют звуковой поток на отрезки линейно следующие один за другим. Разные отрезки речевого потока, располагающиеся в линейной последовательности, называются сегментными единицами (сегмент - отрезок речи, вычленяющийся из линейной последовательности (речевого потока)). К сегментным единицам относятся фраза, речевой такт (или фонетическая синтагма), фонетическое слово, слог, звук. Звук - наименьшая сегментная единица. Фраза - наибольшая сегментная единица. Каждая более крупная сегментная единица состоит из более мелких сегментных единиц: фраза из синтагм, синтагма из фонетических слов, фонетическое слово из слогов, слог из звуков. Сегментные единицы могут быть выделены из более крупных единиц и произнесены отдельно.

Фраза - это самый крупный отрезок речи, представляющий собой законченное по смыслу высказывание, объединённое интонацией завершенности (хотя и различного характера: интонацией вопроса, повествования и т. д.) и отделённое паузами от других таких же отрезков речи. Например, отрезок речи Завтра вечером пойдём в театр является фразой, потому что высказанная мысль понятна и интонационно оформлена (завершена): к середине фразы голос повышается, а к концу понижается. Там, где кон-

Пауза разделила фразу на речевые такты (фонетические синтагмы).

Фразы по объёму могут быть различны: от одного слова до крупных речевых отрезков. Индия. // Дели. // Мы были в городе одни сутки. // (В. Песков).

Фраза часто состоит из одного предложения. Но её нельзя отождествлять с предложением, так как их границы могут не совпадать. Например, сложное предложение Дверь в сад была открыта, // на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя (Л. Н. Толстой) состоит из двух фраз. Фраза и предложение - это единицы разного уровня: фраза - фонетическая, а предложение - синтаксическая.

Фразы могут делиться на речевые такты (фонетические синтагмы).

Речевой такт - это отрезок звучащей речи, произносимый как непрерывный поток звуков, имеющий смысловую незаконченность и интонационную незавершённость. Речевые такты произносятся на одном выдохе и ограничиваются паузами менее длительными, чем фразы.

Границы между речевыми тактами проходят только между фонетическими словами. Эти границы условны и зависят от желания говорящего выделить ту или иную часть высказывания, поэтому возможны варианты членения фразы на речевые такты. Паузе не всегда соответствует какой- либо знак препинания, а различное выделение речевых тактов в одной и той же фразе зависит от смысла, который вкладывается говорящим в высказывание. Например, фразу Как обрадовали её поступки брата можно произнести по-разному:

В первом случае она радуется поступкам брата, а во втором - брат радуется её поступкам.

От вариантов членения на речевые такты зависит разное значение фразы. Это прекрасно отражено в диалоге двоечника Вити Перестукина с говорящим котом Кузей (Л. Гераскина. В стране невыученных уроков), которым в приговоре знаков препинания Казнить нельзя помиловать нужно было поставить запятую.

Казнить нельзя помиловать... Если я поставлю запятую после «казнить», то будет так: «Казнить, нельзя помиловать». Значит, получится - нельзя помиловать?..

Казнить? - спросил Кузя. - Нам это не подходит.

А если поставить запятую после слов «казнить нельзя»? Тогда получится: «Казнить нельзя, помиловать». Вот это мне и надо! Решено. Ставлю.

Фраза Казнить нельзя помиловать по-разному делится на речевые такты.

Речевые такты делятся на фонетические слова. Фонетическое слово

Это отрезок звучащей речи, объединённый одним словесным ударением. В речевом такте столько фонетических слов, сколько в нём словесных ударений. В речи служебные слова (предлоги, союзы, частицы) обычно не имеют ударения, кроме тех случаев, когда ударение переходит с самостоятельных слов на служебные, например: и"з лесу, по"д гору, верить на" слово. Если служебные слова не имеют отдельного ударения, они объединяются со знаменательными словами одним словесным ударением и представляют собой одно фонетическое слово, например: напберегу". Безударное слово может примыкать к ударному спереди или сзади. Безударное слово, примыкающее к ударному спереди, называется проклитикой, а примыкающее сзади - энклитикой.

Проклитиками обычно бывают предлоги, союзы, препозитивные частицы, а энклитиками - чаще всего постпозитивные частицы. Например: подпсне"гом. Предлог под - проклитика. Апвы" непзна"ли? Союз а и

препозитивная частица не - проклитики. Сказа"лпбы. Постпозитивная частица бы - энклитика.

Если ударение переходит со знаменательного слова на служебное, то энклитикой становится знаменательное слово: по"дпгору. Слово гору - энклитика.

Во фразе А в ро"ще со"нной и пусто"й / Дрожа"т от хо"лода оси"ны. //

(З. Александрова) два речевых такта, десять слов, объединённых в шесть фонетических слов, так как во фразе только шесть словесных ударений. В первом речевом такте Апвпро"ще со"нной иппусто"й шесть слов, но фонетических слов только три: первое фонетическое слово - апвпро"ще, где союз а и предлог в не имеют самостоятельного ударения и примыкают спереди к знаменательному слову ро"ще, имеющему словесное ударение, следовательно, союз а и предлог в - проклитики; второе фонетическое слово - со"нной, оно имеет словесное ударение, является знаменательным словом; третье фонетическое слово - иппусто/й, союз и не имеет самостоятельного ударения и примыкает спереди к знаменательному слову пусто"й, имеющему словесное ударение, следовательно, союз и - проклитика.

Фонетические слова делятся на слоги. Существуют разные толкования слога, основанные на преимущественном внимании к его артикуляционным или акустическим характеристикам. С точки зрения артикуляции слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. С акустической точки зрения слог - волна нарастания и ослабления звучности. (О слоге см. далее соответствующий раздел). При том и другом подходе в слоге должен быть слоговой (гласный) звук, неслоговые звуки могут и отсутствовать. В слове столько слогов, сколько слогообразующих звуков. Например, в слове учить два слога - [у-ч’и"т’], так как два слогообразующих звука - [у] и [и"]. Первый слог состоит из одного слогообразующего звука [у], второй слог состоит из слогообразующего звука [и"] и двух неслоговых звуков - [ч’] и [т’]. Общее количество звуков в слове не влияет на количество слогов, например, в слове всплеск - семь звуков, но лишь один слогообразующий звук [э"], поэтому только один слог.

Слоги делятся на звуки. Звук - это минимальная, далее нечленимая единица звукового потока речи, представляющая собой часть слога (или слог, если он состоит из одного звука), произнесённая за одну артикуляцию. В пределах слога или слова могут сочетаться только лишь те звуки, которые не запрещены фонетическими законами современного русского языка. Так, сочетание звуков [с’т’] закономерно для современного русского языка (ср.: ра[с’т’]и, пу[с’т’]и, гре[с’т’]и и т. д.), но нет ни одного слова в современном русском языке, где встречались бы похожие на него сочетания звуков [з’т’], [с’д’], [зт’], [сд’].

Изучение звуков речи составляет основную часть фонетики.

Суперсегментные единицы

Сегментные единицы объединяются в более крупные единицы - суперсегментные (или просодические - касающиеся ударения), которые как бы накладываются на сегментные. К суперсегментным единицам относятся слоговость / неслоговость, ударение, интонация. Суперсегментные единицы произноситься отдельно не могут, так как не могут существовать сами по себе, вне сочетания с линейными (сегментными) единицами. Суперсегментные единицы распространяются на два сегмента и более. Например, если в слове па"рта первый слог ударный (один сегмент), то второй слог (второй сегмент) обязательно будет безударным, так как второй сегмент неизбежно сопутствует определённому первому. То же касается и первого. Лишь вместе два сегмента образуют целостную единицу: ударность + безударность или безударность + ударность. Если в слоге, состоящем из двух звуков, первый звук неслоговой, то второй - слоговой: да". Если слог состоит из трёх звуков, то один из них - слоговой, а остальные - неслоговые: да"м. Следовательно, внутри слога слоговой звук и неслоговой звук образуют целостную суперсегментную единицу. Гласные как наиболее звучные звуки бывают слоговыми. Слоговые звуки образуют вершину слога. Свойство звука выступать в качестве вершины слога называется слоговостью.

Слог является и сегментной единицей (так как он представляет собой линейную последовательность звуков), и суперсегментной единицей (так как он представляет собой единство слогового и неслогового звуков). Слоги объединяются в фонетические слова благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в синтагмы благодаря синтагматическому (тактовому) ударению и интонации. Интонация и фразовое ударение служат для объединения синтагм во фразе.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

ЕДИНИЦЫ ФОНЕТИКИ

релевантные научные источники:

  • Ответы к экзамену по фонетике русского языка

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.08 Мб

    1. Понятие звуковой системы язык 2. Артикуляционный аппарат человека. 3. Суперсегментные единицы. Слог. Теории слога. 4. Суперсегментные единицы. Ударение. 5. Суперсегментные единицы. Интонация 6.

  • Современный русский язык и его история

    Неизвестный8798 | | Ответы к госэкзамену | 2015 | Россия | docx | 0.21 Мб

  • Ответы к госэкзамену по Современному русскому языку

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.21 Мб

    I. Современный русский язык Раздел фонетика написан на основе учебника Пожарицкой-Князева 1.Артикуляционная характеристика звуков русского языка и особенности его артикуляционной базы.

  • Ответы к экзамену по современному русскому языку

    | Ответы к госэкзамену | 2017 | Россия | docx | 0.18 Мб

К основным единицам звукового строя языка относятся: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза, ударение, интонация .

Звук – это мельчайшая единица звучащей речи, предел акустического членения речи. Звуки производятся посредством работы артикуляционного аппарата человека и воспринимаются им на слух. Каждый язык характеризуется особой фонетической системой, несмотря на то, что речевой аппарат носителя любого языка способен произвести любой звук и что в основе звукового строя существующих языков лежат одни и те же звуки.

Слог образуется сочетанием нескольких звуков. Слоговым называется звук, который выступает как более звучный по сравнению с другими в составе слога. Слоговыми являются гласные как звуки наибольшей звучности, не слоговыми – согласные как звуки меньшей звучности, которые организуются в слоге вокруг гласных. Слог бывает открытым, если оканчивается на гласный, и закрытым, если оканчивается на согласный. Слог – это часть фонетического слова, произносимая одним выдыхательным толчком воздуха и характеризуемая усилением звучности.

Фонетическое слово – это совокупность слогов, объединённых одним ударением.

Не все слоги в слове произносятся одинаково. Выделение слога в слове называется ударением . Ударение в слове называется словесным. Ударение в слове в разных языках характеризуется по следующим основаниям: силовое (сила или интенсивность артикуляции), количественное (время или долгота произношения), музыкальное (движение тона, его повышение или понижение). Выделение слога определяется комбинацией этих характеристик. Ударение в разных языках может быть фиксированным (падать только на определённый слог в слове: франц. и латин. языки – на последний слог) или нефиксированным (английский, русский), а также подвижным (русский язык – зуб – зуба, лес – леса) или неподвижным (франц., лат., англ. и др. языки). В русском языке не несут ударения: предлоги (на, под и др.), служебные слова (междом., частицы, союзы и др.) и некот. др. Поэтому понятие ударного слова связано с понятиями «проклитики» и «энклитики» . Проклитика – безударное слово, примыкающее к началу последующего полнознаменательного слова, несущего ударение: в столе [ф-стал’э ], на земле [нъ-з’имл‘э ]. Энклитика – это безударное слово, примыкающее к концу предыдущего полнозначного слова: лечь на спину [л’эч‘ нá-сп’ину].

Речевой такт – это совокупность фонетических слов, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между речевыми тактами более короткие, чем между фразами.

Фраза – самая крупная фонетическая единица звучащей речи. Фраза – это совокупность речевых тактов, это законченное по смыслу высказывание, объединённое особой интонацией и отделённое от других, таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением. Фраза анализируется с т.з. её интонации, количества и места пауз в середине этой фразы, количества речевых тактов и т.д. Произвольность членения фразы на речевые такты приводит к искажению передаваемой мысли или её полному разрушению. Паузы между фразами длиннее, чем между речевыми тактами.

Каждая фраза оформлена интонационно. Интонация представляет собой совокупность средств организации звучащей речи, отражающих её смысловую и эмоционально-волевую стороны. Интонация проявляется в мелодике – последовательных изменениях высоту тона (повышение/понижение), ритме речи (сильные/слабые, долгие/краткие слоги), темпе речи (ускорение/замедление в протекании речи) внутрифразовых паузах и общем тембре высказывания («мрачный», «весёлый» и т.д.). С помощью интонации происходит не только оформление фразы, но и выражение чувств и мыслей людей. Интонация также помогает членить текст на интонационно-смысловые отрезки – синтагмы. Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок. Голос может быть нейтральным, расслабленным, напряжённым и т.д. Количественно-динамические характеристики интонации включают увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных участков фразы.

Практическое занятие № 10

Фонетика. Графика. Система звуков русского языка

1. Фонетика. Графика. Орфография.

2. Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка.

3. Классификация гласных звуков.

4. Классификация согласных звуков.

Методические материалы

Язык существует в двух материальных формах – устной и письменной. В устной форме существования языковые значения передаются при помощи звуковых единиц (звуков), а в письменной форме – при помощи графических единиц (букв).

Мельчайшей единицей речевого потока является звук . Звуки составляют определённые комбинации друг с другом, образуют звуковую речь, с помощью которой мы и передаём информацию друг другу.

Звуки речи существуют не изолированно. Они образуют между собой определённые связи и образуют систему. Кроме звуков в эту систему входят и другие элементы, но основной единицей звуковой системы является звук.

Под термином фонетика (phone – звук, голос, тон) понимается звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, а их фонетические чередования, различные виды ударения и др. вопросы, касающиеся звукового оформления речи.

Фонетика также – наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их изменения в речевом потоке, их роль и функционирование языка как средства общения людей.

Знание звуковых законов необходимо при изучении письменной формы языка, которая описывается графикой и орфографией .

Для русского правописания основным является фонемный принцип написания, а не фонетический, т.е. орфографические правила иногда действуют вопреки произношению, с учётом фонематического, традиционного и дифференцирующего принципа. Это делает взаимоотношения фонетики и орфографии очень сложными.

Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка

Минимальной фонетической единицей, далее не делимой при чувственном восприятии, является звук . П звук представляет собой набор физиологических и акустических признаков, которые делятся на дифференциальные и недифференциальные, постоянные и непостоянные.

Звуку как кратчайшей материальной единице соответствует абстрактное языковое понятие фонемы , которая является центральным понятием фонологии.

Фонология оперирует понятиями позиция фонемы (сильная и слабая), фонетический закон и фонетический процесс (аккомодация, ассимиляция, оглушение в конце слова, редукция).

В результате действия фонетических процессов происходит внешнее преобразование одной и той же фонемы. Это и есть фонетические изменения или фонетическая мена звуков. При фонетических изменениях происходят фонетические чередования , которые следует отграничивать от исторических чередований.


Фонетические чередования одной и той же фонемы создают особую фонологическую единицу – фонемный ряд .

Звуки в процессе речи употребляются не изолированно, а в тесной связи с другими звуками, образуя вместе с ними различные по объёму, по признакам и назначению звуковые комплексы или сегменты .

Следующим по уровню после звука таким комплексом является слог – особая звуковая единица, образуемая или одним звуком, или сочетанием нескольких звуков. Слог является минимальной произносительной единицей. Даже при самом медленном темпе речи мы может говорить только слогами, а не по звукам. На этом и построено обучение чтению.

Слоги выступают составными элементами более сложной фонетической единицы – фонетического слова . Фонетическое слово – это несколько слогов, объединённых одним словесным ударением.

Фонетические слова, комбинируясь, образуют речевые такты , из которых складываются наиболее крупные звуковые элементы – фонетические фразы . Фраза представляет собой законченное по смыслу высказывание. Это единица синтаксическая и равна простому предложению. Речевой такт – это часть фразы, которая произносится одним дыхательным толчком. Это интонационно законченная единица. Она отделена от следующего такта паузой. Состоит, как правило, из 3 слов и менее. Речевой такт представляет собой определённую «группировку» членов предложения.

Например: Он не понимал, / почему Женя смеётся//.

Все звуковые элементы – звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фонетические фразы – являются предметом исследования фонетики, которая изучает их устройство, образование, признаки, назначение и функцию в речевом потоке.

Предметом фонетики выступает также словесное, фразовое, тактовое, логическое ударение и интонация как особые свойства звуковой речи, понимаемые в качестве своеобразных звуковых элементов.

Все фонетические элементы принято делить на: 1) линейные или сегментные единицы языка; 2) нелинейные или суперсегментные единицы языка.

К линейным относятся материальные звуковые единицы: звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фонетические фразы. Сущность их состоит в их материальности, и в том, что в речевом потоке они последовательно располагаются друг за другом. Два сегмента невозможно произнести в одно и то же время.

Нелинейными (суперсегментными) фонетическими элементами являются все виды ударения и интонация. Их признаки: - нематериальность; -несамостоятельность. Являясь свойством линейных элементов, суперсегментные элементы накладываются на линейные отрезки и существуют вместе с ними.


ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ 1.Что изучает фонетика? Назовите фонетические единицы русского языка (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук). 2.Что такое фраза? Чем фраза отличается от предложения? 3.Что представляет собой речевой такт? С какой целью фразы членят на речевые такты? 4.Что такое фонетическое слово? Приведите пример случая, когда фонетическое слово и лексема не совпадают. 5.Что представляет собой слог? 6.Что представляет собой звук? Как определить, сколько слогов в фонетическом слове? 7.Какие фонетические единицы называются сверхсегментными? (ударение, интонация) 8.Что такое артикуляция? 9.В каких трёх аспектах рассматриваются звуки в русском языке? Охарактеризуйте каждый из аспектов.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Русский язык, как и многие другие языки, существует и проявляется в двух формах: письменной и устной. Устная речь располагает своими особыми звуковыми средствами, которые изучает фонетика (от греч. phōnē звук, ср.: фонограмма, телефон, фонотека, фонендоскоп). Устная речь представляет собой звуковой поток, но не непрерывный, а распадающийся на отдельные отрезки, части.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Прежде всего в звучащей речи вычленяются отрезки, ограниченные достаточно продолжительными паузами, объединенные интонацией и заключающие в себе относительно законченную мысль. Это – самая крупная единица звучащей речи (фонетическая единица), фраза. В предложении Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла нежная и страстная песня-думка (М. Г.) посредством пауз выделяются три отрезка: Ветер выл жалобно и тихо, // во тьме ржали кони, // из табора плыла нежная и страстная песня-думка. Каждый из отрезков выражает относительно законченную мысль и объединяется общей интонацией. В этом предложении три фразы. Данный пример уже свидетельствует о том, что фраза и предложение не одно и то же.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Но даже если налицо совпадение фразы и предложения (например, Северное лето всегда вызывает тревогу (К. Паустовский), то они представляют собой разные языковые единицы: фраза – фонетическая единица, и характеризуется она тем или иным типом интонации, отсутствием или наличием внутрифразовых пауз, выделяющих более мелкие части фразы; предложение – синтаксическая единица, т. е. это единицы разных уровней языка: фраза – на уровне фонетики, предложение – на уровне синтаксиса. Фраза делится на более мелкие звучащие отрезки. Так, часть предложения Ветер выл жалобно и тихо, являющаяся с фонетической точки зрения фразой, может произноситься с паузой в середине, правда менее значительной, чем межфразовые паузы: Ветер выл / жалобно и тихо. Фраза, таким образом, делится на отрезки, которые в фонетике называются речевыми тактами.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Речевой такт – это часть фразы, ограниченная более короткими (чем межфразовые) паузами, но не выражающая обычно законченной мысли и характеризующаяся, за исключением конечного речевого такта, интонацией незаконченности. Если фраза короткая, она может и не делиться паузами на речевые такты: Он был взволнован. Речевые такты могут состоять и из одного слова. Например, в отрывке Зима. Крестьянин, торжествуя... (П.) фраза Зима состоит из одного речевого такта, совпадающего с одной лексической единицей – словом. Речевой такт может включать в себя от одного до семи слов, но обычно состоит из двух-четырех.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА В речевом такте вычленяются еще более мелкие фонетические единицы – фонетические слова. Фонетическое слово – это часть речевого такта, объединенная одним ударением. В фразе Ветер выл жалобно и тихо два речевых такта, в которых выделяются четыре фонетических слова: вéтер, выл, жáлобно, и тúхо. Из примера видно, что фонетическое слово и лексема могут не совпадать: фонетическое слово и тúхо (объединенное одним ударением) состоит из двух лексем. Это объясняется тем, что самостоятельное ударение имеют в основном знаменательные слова, а служебные слова (предлоги, союзы, частицы) его, как правило, не имеют; поэтому служебные слова объединяются со знаменательным в одно фонетическое слово: подо льдóм, над пóлем, принеслá бы, όн же, отéц / и мáть. Но иногда знаменательное слово теряет свое ударение (оно переносится на служебное): Вó поле берёзонька стояла; зá город уéхать.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Фонетическое слово состоит из слогов. Слог – это часть фонетического слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Это минимальная произносительная единица, элементы её тесно связаны друг с другом как по образованию, так и по звучанию. Элементы слога – звуки – обладают различной степенью звучности. Наибольшую звучность имеют гласные звуки. Из согласных большей звучностью характеризуются сонорные, затем звонкие шумные, и на последнем месте по степени звучности стоят глухие шумные. Только звуки с большой степенью звучности могут образовывать слог. Это – слогообразующие звуки. В русском языке слогообразующими являются гласные звуки, поэтому в фонетическом слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: сто-ли-ца, лев, не-го-во-ри, дай-ка, при-не-сти-бы, на-до-мной.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Звуки – это минимальные (нечленимые) членораздельные единицы звучащей речи, образуемые с помощью органов речи за одну артикуляцию. Таким образом, фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук – это фонетические единицы. Эти единицы называются линейными (сегментными – от лат. segmentum отрезок"). Но в звучащей речи, помимо сегментных единиц, имеются еще другие средства, помогающие и в определении сегментных единиц, и в выражении (а также в понимании) того или иного высказывания. Это ударение и интонация, которые тоже являются фонетическими единицами, но единицами суперсегментными (сверхсегментными). Они отличаются от линейных единиц тем, что не могут существовать сами по себе, отдельно от звуков, слогов, фонетических слов, речевых тактов и фраз (сегментов). Они как бы накладываются на сегментные отрезки.


ЗВУК КАК МИНИМАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ. ТРОЯКИЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ В потоке устной речи звуки не выделяются, и в качестве минимальной произносительной единицы вычленяются слоги. Но с артикуляционной стороны в слогах выделяются отдельные звуки. Эти звуки образуются нашим речевым аппаратом, причем образование каждого звука имеет свои особенности, так что один звук мы легко отличаем от другого. Звук произносится, образуется за одну артикуляцию. Артикуляция (от лат. artiсulatio


ЗВУК КАК МИНИМАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ. ТРОЯКИЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ Звуки речи могут рассматриваться и в другом, акустическом (физическом) плане, аспекте. В этом плане звуки друг от друга отличаются высотой, силой, длительностью и тембром. Есть еще один аспект изучения звуков – функциональный (коммуникативный, социальный), который имеет в виду, что звуки речи выполняют в языке определенную функцию – смыслоразличительную: они помогают различать слова и формы слов. Например, слова дом и дым, различные по значению, мы разграничиваем благодаря звукам [о] и [ы], а слова вал и вял – благодаря звукам [в] и [в"]. Следовательно, звуки [о] и [ы], [в] и [в"] наделены смыслоразличительной функцией (этой функцией обладают звуки не сами по себе, а только в составе слова). Звук речи в функциональном аспекте называется фонемой. Фонема – основная единица системы языка.


ФОНЕТИКО-ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ.

ЛЕКЦИЯ 6

ФОНЕТИКА – греч. Phone звук, phoneticos звуковой – раздел науки о языке, в котором изучается звуковой строй языка. Содержание понятия «звуковой строй языка» составляют звуки и такие средства языка фраза, интонация, речевой такт, фонетическое слово и ударение.

Самой крупной фонетической единицей языка является фраза. Фраза – это законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением. В случае совпадении фразы с предложением, фраза рассматривается с точки зрения фонетики: какова интонация этой фразы, сколько пауз в середине этой фразы, в каком они месте.

Каждая фраза оформлена интонацией. Интонация – совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны. Интонация проявляется в мелодике – последовательных изменениях высоты тона (повышение-понижение), ритме речи (сильные, слабые, долгие, краткие слоги), темпе речи (ускорение, замедление в протекании речи), внутрифразовых паузах и общем тембре высказывания (мрачный, веселый). С помощью интонации происходит не только оформление фразы, но и выражение чувств и мыслей людей.

Интонация также помогает членить речь на синтагмы – интонационно-смысловые отрезки.

Интонация определяет ритмико-мелодический строй речи, служащий в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоциональной окраски. Основными интонационными средствами являются тональные средства. У каждого говорящего свой средний тон речи. но в некоторых местах фразы происходит повышение или понижение тона. Одновременно интонация включает в себя изменение интенсивности звучания, его темпа, изменение тембра, а также паузы. Звуковая сторона включает и звуки речи, их объединение в слоги, организацию слогов в речевые такты, словесные и фразовые ударения и, наконец, интонацию.

Интонация передает отдельные оттенки работы сознания и участвует в их формировании. Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок. Кроме нейтрального голоса, выделяют голос расслабленный: «Она такая добрая, милая», голос напряженный «она такая ловкая, энергичная», придыхательный «она такая прекрасная, божественная».

Интонация включает увеличение или уменьшение громкости произнесения отдельных участков фразы: «Какой у нее голос?», или «Какой у нее голос!» произносится по-разному, так как 1 – общий вопрос, а 2 - восклицательное предложение. Интонация различает предложения разных типов, отражает субъективное отношение говорящего к высказыванию, передает разные оттенки его эмоций.



Другое понятие звуковой системы – речевой такт – часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между речевыми тактами более короткие, чем между фразами. С точки зрения фонетики, фраза делится на речевые такты, а не на слова. Произвольность членения фразы на речевые такты приводит к искажению передаваемой мысли или ее полному разрушению. Речевой такт в свою очередь распадается на более мелкие единицы – фонетические слова. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в ней есть ударений. Итак, фонетическое слово – это часть речевого такта или фразы, если она не делится на такты, объединенная одним ударением.

В свою очередь фонетическое слово делится на -слоги – часть фонетического слова, произносимая одним выдыхаемым толчком воздуха и характеризуемая усилением звучности. Образующим слог или слоговым называется звук, который выступает как более звучный по сравнению с другими. Слоговыми являются гласные как звуки наибольшей звучности, неслоговыми – согласные как звуки меньшей звучности, которые организуются в слоге вокруг гласных.

Членение речи на слоги является одной из сложных проблем фонетики, так как слог не является носителем смысла, не имеет своей семантики, а есть лишь результат артикуляций, дающих определенный акустический эффект. Древние греки и индийцы определяли слог наличием гласной – сколько гласных в слове, столько и слогов. Затем с конца 19в. появилась экспираторная (слог – выдыхательный толчок воздуха) и сонорная теории слога (слог – сочетание более звучного, сонорного элемента + менее звучный + толчок воздуха). Затем появилась мускульная теория – отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения). И, наконец, артикуляционно-акустическая теория, где слог – минимальная произносимая единица речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно.

Слог бывает открытым , если заканчивается на гласный, и закрытый если оканчивается на согласный.

Не слоги в слове произносятся одинаково. Выделение слога в слове называется ударением или словесным ударением. Выделение слога в разных языках характеризуется как:

Силовое – сила или интенсивность артикуляции

Количественное – достигается долготой произношения

В большинстве языков выделение слога определяется комбинацией этих явлений. Например, в русском языке.

Ударение в разных языках может быть фиксированным, падает на определенный слог – франц.язык на последний слог – или не фиксированным – англ., русский. Здесь оно подвижное – стол-стола, ‘import, imp’ort/

Слог делится на более мелкие фонетические единицы – звуки. – это предел акустического членения речи, ее мельчайшая единица. Звук, с одной сторон, является результатом артикуляционной деятельности человека, а, с другой, он является акустической сущностью, воспринимаемой на слух.

Каждому языку присуща специфическая фонетическая система, несмотря на то, что:

1. речевой аппарат носителя любого языка способен произнести любой звук

2. в основе существующих языков – одни и те же звуки.

В тоже время фонетическая система каждого языка самобытна.