Личная жизнь Сати Казановой. Биография певицы

Он появился на свет в Венеции в 1725 году. Его родители были актерами, которые якобы принадлежали к известному дворянскому роду Палафоксов. Джакомо был очень одаренным юношей, который сначала окончил школу в Падуе, а затем начал изучать право.

Тюремные муки

Согласно мемуарам Казановы, в возрасте тридцати лет он был арестован и отправлен в Пьомби в "Свинцовую тюрьму" отбывать срок наказания за преступления против святой веры - у него обнаружили книги по магии, в том числе книгу Зогар.

В тюрьме Джакомо поместили в ужаснейшие условия, где он был измучен "полчищами блох", постоянной темнотой и летней жарой. Но мучения смягчились, когда через пять месяцев такого пребывания по личной просьбе графа Брагадина его переместили к другим заключённым, где выдавали хорошее питание, тёплую постель и деньги на книги.

Казанова сумел сбежать из тюрьмы и спустя тридцать лет он напишет об этом книгу, переведённую на множество языков и получившую высокую популярность - "История моего побега".

Секретная деятельность Казановы

Так как его мать была актрисой, то он с ранних лет вращался в светских кругах. В Венеции хорошо хранили секреты от иностранцев, поэтому знать что-либо было опасно для жизни. Но Джакомо игнорировал все запреты и дружил с такими влиятельными людьми как граф Лионский, аббат Берни и посол Франции в Венецианской республике.

Казанова объявлял себя розенкрейцером и алхимиком, но конкуренцию в этом ему составил сам граф Сен Жермен :

Жизнь юного обольстителя круто меняется после того, как его друг Берни становится министром иностранных дел Франции в 1757 году. В своих мемуарах он писал о том, что Берни всегда принимал его не как министр, а как друг и поэтому не стеснялся просить его выполнять секретные поручения. Таким образом, Джакомо был вовлечен в секретную дипломатическую деятельность.

Казанова не терял времени зря...

Берни старался всеми силами завоевать расположение своего короля, а для осуществления своих планов использовал Казанову. Джакомо в своих мемуарах, таким образом, вспоминает первое секретное поручение. Берни известил его письмом, что необходимо срочно ехать в Версаль, чтобы встретиться там с Аббатом де Лавилем.

А затем поинтересовался, не сможет ли Казанова посетить около десяти военных кораблей французского флота, стоящих на якоре в Дюнкерке, и войти в доверие к тамошним старшим офицерам, чтобы узнать всю важную информацию о вооруженности кораблей, боеприпасах, порядке управления и числе матросов? Казанова ответил Аббату, что готов попытаться выполнить его поручение.

Спустя пару дней он снял номер в гостинице в Дюнкерке. Местный банкир, получивший распоряжение из Франции, отдал Джакомо сто луидоров на расходы, а вечером представил его командиру эскадры, мсье де Барею. Командир, как и положено, для начала расспросил Джакомо, задав несколько вопросов, а затем пригласил поужинать вместе со своей супругой, которая только что вернулась из театра.

Командир и его жена были очень любезны и дружелюбны. Казанова не терял времени за игорными столами и очень быстро перезнакомился со всеми морскими и армейскими офицерами. Он много говорил о военно-морских флотах европейских стран, стараясь выдать себя за большого знатока в этой области. Джакомо действительно разбирался в этой теме, так как служил на флоте. Через несколько дней он не только познакомился с капитанами боевых кораблей, но и подружился с ними.

Тайному агенту раскрывали все тайны

Казанова быстро вошел в доверие, как он сам вспоминает в своих мемуарах, иногда он нес всякую чепуху, а капитаны слушали его с большим интересом. Вскоре один из капитанов пригласил Казанову отобедать на борту его судна. После чего он получил приглашения от остальных капитанов. Это было только на руку тайному агенту.

Капитаны были настолько любезны с ним, что сами рассказывали подобно гидам о своих боевых кораблях. Казанова не терял времени и тщательно изучал каждый корабль вдоль и поперек, не стеснялся задавать вопросы, по его словам всегда находились молодые офицеры, который желая поважничать, делились ценной для него информацией.

Офицеры откровенно рассказывали о своих кораблях, поэтому тайному агенту было не сложно собрать всю нужную информацию, чтобы составить подробный отчет для своего друга. Он перед сном делал заметки и записывал все достоинства и недостатки корабля, на котором побывал. Джакомо очень ответственно подошел к выполнению порученного задания, не отвлекался на флирт и спал всего лишь четыре или пять часов в сутки. Главной его целью было выполнение секретного поручения.

Обедал тайный агент чаще всего у делового партнера Корнмана или у мсье П. Жена последнего часто сопровождала юного обольстителя и была очень довольна его обхождением. Как-то раз они остались с ней наедине, и Казанова показал ей всю свою признательность…



Окончание шпионской деятельности

После успешного выполнения секретного задания он любезно простился со всеми и отбыл обратно в Париж, но выбрал другой маршрут. Пребыв в пункт назначения Джакомо тут же отправился к министру с донесением, он вычеркнул все лишнее из доклада, не пожалев двух часов своего бесценного времени.

Ночью тайный агент заново переписал свой доклад и поехал в Версаль, для того чтобы вручить его аббату Лавилю. Он молча прочел отчет, но его лицо ничего не выражало. Аббат лишь попросил немного подождать, через некоторое время он сам даст знать о том, насколько хорошо было выполнено секретное поручение.

Через месяц Казанова получил долгожданный ответ и пятьсот луидоров. Оказывается, военно-морскому министру очень понравился отчет, он нашел его не только хорошо составленным, но и очень содержательным. Но радость тайного агента была не полной, некоторые весьма обоснованные соображения мешали полностью насладиться своим успехом.

Дело все в том, что это секретное поручение влетело военно-морскому министерству в кругленькую сумму – двенадцать тысяч ливров. Но министр мог сам легко узнать всю интересующую его информацию и при этом не затратить, ни единого су.



Также любой молодой офицер, даже не будучи очень сообразительным и талантливым, мог при необходимости произвести впечатление весьма способного человека.

Казанова прекрасно понимал монархическую бюрократию, она была такова, что все министры, не скупясь, бросали казенные деньги на ветер, щедро осыпая своих любимцев и протеже.

В 1758 году вместо друга Казановы аббата Берни министром иностранных дел стал герцог де Шуазель. К сожалению, после этого события вся шпионская деятельность тайного агента сошла на нет.

Мемуары "История моей жизни"

В 1789 году Джакомо начал активно создавать труд, без которого его популярность не была бы столь масштабной - он пишет мемуары под названием "История моей жизни". Он говорит о произведении как о "единственном лекарстве, чтобы не сойти с ума и не умересть с тоски".

Затем он долго странствовал по Европе, меняя одну страну на другую, и только в 1779 году получил место библиотекаря в поместье графа Вальдштайна Гуд-Дукс. 4 июня в 1798 года тайный агент и блистательный любовник отошел в мир иной.

Легенда Казановы

По легенде священник, который крестил двухнедельного малыша с известной фамилией Казанова, сделал в своем дневнике очень странную запись.

«Мне кажется, я сегодня крестил самого антихриста» - именно такое впечатление произвел младенец на священника.

Несколько днями ранее этот же священник отпевал красивую артистку, мать Казановы, которая умерла во время мучительных родов.

Не понятно, почему младенец произвел такое странное впечатление на священника? Может быть, это было связанно со смертью матери или потому, что мальчик во время церемонии ни разу не заплакал. В любом случае причины не понятны. Но странно то, что этот священнослужитель ровно через год скончался при довольно загадочных обстоятельствах…

Мальчик воспитывался тетей - старшей сестрой матери. Она была очень образованной женщиной, которая дала Джакомо блестящее воспитание и образование. Она сумела воспитать в будущем герое-любовнике гипнотизирующую галантность, которая покорила множество женских сердец.



Искусник любовных утех

  • Согласно легенде первый любовный опыт Казанова получил в одиннадцать лет, от девушки двенадцати лет, которая прислуживала его тетушке. Уже к пятнадцати годам юноша был весьма искушенным в делах любви. У него было много поклонниц включая знатных и взрослых представительниц прекрасного пола.
  • Но есть и другая легенда, по которой Джакомо познал все радости секса намного позже – в двадцать один год. Он снял проститутку на ночь, но из-за отсутствия любовного опыта не смог ничего сделать в постели и тогда жрица любви взялась за его обучение.

Уже после одного месяца усиленной практики проститутка распространила слух об искусном и виртуозном любовнике, который сможет украсить жизнь даже самой придирчивой представительнице прекрасного пола. Спустя какое-то время все аристократки мечтали о Казанове, а все женатые представители сильного пола потеряли аппетит и сон.



Сначала молодой любовник обольщал вдов и старых дев, которые уже давно потеряли надежду найти достоянного спутника жизни и создать семью. Но со временем он умудрился соблазнить около тысячи женщин, которые были замужем за знатными аристократами.

Трагедия Казановы

Оказывается, герой-любовник тоже умел любить по-настоящему. Он пережил жестокую трагедию, которая, возможно, и стала причиной его легкомысленного образа жизни.

Когда ему не было еще двадцати лет, у него была невеста, которую он очень любил, но, к сожалению, судьба трагически разлучила их – она умерла от воспаления легких. Этот удар был настолько сильным для Казановы, что он даже хотел покончить с собой, но вовремя одумался. После перенесенной трагедии он пообещал себе, что никогда ни на ком не женится.

Интересен тот факт, что всех своих женщин, с которыми у него была интимная связь, он предупреждал о том, что не собирается жениться и поэтому не стоит увлекаться им всерьез. Все его многочисленные романы длились не больше месяца. Но в сорок лет, он встретил девушку, которая была очень похожа на его умершую невесту и влюбился. Он нарушил свою клятву, женился на ней и никогда не изменял своей супруге.



Обольститель знал все тайны любви

Почему Казанова был так популярен у женщин, в чем загадка его многочисленных любовных побед? На самом деле он не был красавцем и не обладал сверхъестественной мужской силой. Его любовные победы можно объяснить тем, что он был альтруистом, то есть доставлял удовольствие не только себе, но и женщине в отличие от других мужчин того времени.

Галантный обольститель очень любил заниматься любовью в неожиданных местах, например, на накрытом обеденном столе или в фонтане на глазах у удивленных слуг. Люди, которые близко знали героя-любовника, утверждали, что ему были известны все тайны эротической кухни.

Он знал такие рецепты, которые могли превратить любую монашку в распущенную куртизанку. Например, Маркиза де Руа, вспоминая о Джакомо, говорила, что приготовленные им жульены творили настоящие чудеса, она, отведав их, испытывала такую страсть, которую не могла утолить, даже за целую ночь любви.



«Я всегда любил остро приправленную пищу… Что касается женщин, я всегда находил, что та, в которую я был влюблён, хорошо пахла, и чем больше она потела, тем более сладким мне это казалось».

сайт

4.8

Мы изучили творчество Джакомо Казановы и составили правила итальянского шевалье. Выбирай симпатичную крошку и следуй списку Джакомо Казановы.

«Прошлого не вернешь, а заботиться о будущем не имеет смысла, потому что оно все равно отойдет в прошлое. Поэтому carpe diem! - лови мгновение!» Джакомо Казанова

Каждый мужчина хочет красиво подойти девушке. Но многие стесняются подойти к девушке. Кто-то даже к знакомой девушке не может приблизиться. Но этот мир вымрет, если ты не сделаешь шаг к симпатичной крошке напротив.

Кто такой Джакомо Джироламо Казанова? Это 122 женщины за тридцать девять лет. Это много или мало? Это всего 3 любовных авантюры в год! Это гораздо меньше чем у Оноре де Бальзака или Ги де Мопассана. Но для многих мужчин 122 женщины в постели – это хороший результат для безрассудства юности.

Джакомо Казанова - известный итальянский авантюрист, путешественник и писатель. Они известен своими авантюрными выходками и победами на любовном фронте. Ты читал его легендарные мемуары эпохи Просвещения «История моей жизни» или другие сочинения Казановы? Можно многое вычитать не только в его творчестве, но и между строк его произведений.

Иногда, беседуя с девушкой или еще планируя подойти, понимаешь тщетность своих усилий. Девушка почти не проявляет интереса к тебе. Она покрыта коркой льда, и растопить его сложно. Чем ты отличаешься от парней в ее прошлом? Она не может найти отличий. Девушка твердо знает, чем все это закончится. Она не хочет начинать безнадежные отношения. Тебе необходимо проявить оригинальность и начать импровизировать. Как подойти познакомиться к девушке?

Если бы Дон Жуана был бы дальновидным товарищем, он бы написал этот список для остальных мужчин.

Как подойти к девушке

1. Позаботься о внешности

Это первый и очень важный пункт. Всем плевать на ум, моральные качества и тебя в целом. Ты будешь спать с «кухарками», если тщательно не позаботишься внешности.

В январе 1744 Джакомо Казанова случайно попал в чужой скандал и закончил церковную карьеру. В поисках новой сферы деятельности Казанова в первую очередь позаботился о внешности: «Я купил длинную саблю, и со своей изящной тростью в руке, в нарядной шляпе с чёрной кокардой, с бакенбардами и накладным хвостом вознамерился впечатлить весь город».

Выглядеть подобающе – это обязательное правило для успеха. Без этого к стоящей девушке не подойти.

2. Выбери любую девушку

«В наше счастливое время проститутки совсем не нужны, так как порядочные женщины охотно идут навстречу всем вашим желаниям» Джакомо Казанова

3. Смотри девушке в глаза

«Чувствуя, что я был рождён для противоположного пола, я всегда любил его и делал всё, что мог, чтобы быть любимым им». Джакомо Казанова

Многие мужчины, до начала знакомства, стреляют глазами и оценивают свои шансы. Но встретив взгляд девушки, они смущаются и отводят глаза. После такого трусливого «поступка» женщина больше не посмотрит в сторону мужчины. Если вы столкнулись взглядами - не упускай его. Смотри прямо в глаза. Не переводи взгляд на зону декольте или в сторону. Девушка почувствует себя неловко, возможно ей станет смешно. Она не будет понимать, что происходит, но ей станет любопытно. После этого улыбнись еще шире и подойди к ней. Первый кусок льда растоплен.

4. Будь идеальным спутником

«Казанова стремился быть идеальным спутником: остроумным, очаровательным, надёжным, любезным». Masters, John Casanova

Не позволяй разговору затихнуть. Чем больше вы общаетесь – тем лучше. Слушай, что она говорит, а затем говори сам. Так ты узнаешь больше о ней и поймешь, как действовать дальше. Девушке будет приятно, что мужчина интересуется не только ее телом, но и мыслями.

Даже если у нее есть парень, она будет думать о лучшем варианте. Дай девушке понять, что ты можешь дать ей больше.

«Люди вообще никогда не довольны хорошим; они хотят лучшего или, вернее сказать, большего» Джакомо Казанова.

Не рассказывай ей анекдоты, большой шанс, что у вас окажется разное чувство юмора. Используй иронию и остроту ума. Друг Казановы Князь Шарль-Жозеф де Линь писал: «Его речи занимательны и забавны, в них есть что-то от паяца Арлекина и от Фигаро».

5. Угости девушку алкоголем

«Алкоголь и насилие не были для него пристойными средствами соблазнения» Masters, John Casanova

Казанова считал это непристойными способами, но сам порою так действовал. Это не самый честный способ, но он действует. Выпивка позволит вам быть на короткой ноге с девушкой. Алкоголь снимет барьер незнакомого человека и позволит быть ближе. Она может почувствовать, что знает тебя 1000 лет. Если девушка не пьет алкоголь, то можно накормить ее или напоить безалкогольными напитками. Она станет более благосклонна.

6. Используй вербальную и невербальную коммуникацию с девушкой

«Мужчина, говорящей о своей любви словами, есть дурак». Вербальная коммуникация необходима - «без слов удовольствие от любви сокращается не менее чем на две трети» - но слова любви должны подразумеваться, а не напыщенно объявляться.

При общении можно использовать все методы: жесты, мимику, положение тела, тактильную коммуникацию. Прикасайся к девушке под любыми предлогами. Пусть привыкает новым мужским рукам. Но пытаться строить из себя другого человека не стоит. Девушка это почувствует.

7. Будь галантен и сделай подарок

«Внимательность, небольшие любезности и услуги должны быть употреблены для смягчения женского сердца». Casanova: A New Perspective

Оказывай ей внимание, подари мелкий презент, пообещай помочь ей с чем-нибудь. Пусть она почувствует заботу и благодарность. Окружи ее галантностью, пусть почувствует себя особенной и неповторимой.

«Нет такой честной женщины с неиспорченным сердцем, какую бы мужчина не завоевал бы наверняка, пользуясь её благодарностью. Это один из самых верных и быстрых способов» Джакомо Казанова.

Сделай что-нибудь запоминающееся, чтобы поразить ее воображение.

8. Нащупай слабое место

«Завоёванные им женщины по большей части имели непрочное положение или были эмоционально уязвимыми» Masters, John Casanova

Все люди имеют слабости: самолюбие, любопытство, гордость, алчность, скуку, неверность, гордыню, властолюбие, корыстность, эмоциональную неуравновешенность.

Используй комплексы девушки!

● Комплекс Золушки. Если она ждет принца на белом коне? Она его получит!
● Комплекс физических недостатков. У нее маленькая грудь, лишний вес, длинный нос? Делай ей комплименты и хвали.
● Комплекс несправедливого отношения. Осуди ее врагов и стань на ее сторону. Скажи: «Да плевать, я бы тоже так сделал»
● Комплекс Наполеона. Она хочет завоевать весь мир? Расскажи и обещай помочь ей в этом.
● Комплекс обманутой. Ее бросил мужчина или обманул ее? «Око за око, зуб за зуб» - гласит древний завет. Дай ей понять, что она может отомстить, отыграться и выйти победителем.
● Комплекс красавицы. Она лучше всех? Удовлетвори ее самолюбие, поставь ее на трон обожания.

9. Будь хорошей добычей

«Уговаривая девицу, я уговорил себя» Джакомо Казанова.

Не только ты соблазняешь девушку, но и она тебя. Покажи, чего ты стоишь. Не влачись за ней и не пытайся выпросить секс. Секс будет наградой для вас двоих. Она должна понять, что не только ты соблазняешь ее, но и она соблазняет тебя.

10. Секс и Джакомо Казанова

Почему она должна заняться с тобой сексом? Выучи и скажи ей следующие слова Джакомо Казановы: «Если вообще существует наслаждение, и им можно пользоваться, живя, то жизнь уже счастье. Есть и несчастья, но само их существование доказывает, что счастье в целом преобладает; так, ежели в купе роз найдешь несколько шипов, стоит ли из-за этого отрицать существование сих прекрасных цветов?» Но не говори ей кто автор! Она может ничего не понять, но лед будет сломлен.

Обязательно бери с собой презервативы. Многие девушки не будут заниматься сексом без них. Джакомо Казанова всегда использовал «предохранительные колпачки» и даже проверял их целостность надуванием!

Познакомься с девушкой, используя 10 правил Джакомо Казановы. Иногда, в первый вечер, не получиться затащить девушку в постель. Но завтра не конец света! У тебя будут еще свидания с ней и попытки заняться сексом. Секс будет! (см.

Сати Казанова стала популярна с начала нового тысячелетия, когда вошла в состав новой группы, получившей название «Фабрика». Её настоящее имя Сатаней. Оно было получено в честь одной из мусульманских богинь, которая считается божеством мудрости и олицетворяет материнство. Имя Сати придумал девушке продюсер Матвиенко, который посчитал, что имя Сатаней поклонники не запомнят.

Пела девушка буквально с пелёнок. Прекрасные вокальные данные ей передались от отца, который радует всю семью песнями на различных праздниках.

Сейчас девушка неимоверно востребована. Она ведёт постоянную гастрольную деятельность. Помимо этого Сати участвует в разнообразных телевизионных шоу, в которых показала себя неимоверно талантливой.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Сати Казановой

В последние годы Сати Казанова развивает свою сольную творческую деятельность. Она с юмором относится ко всему, что её связывает с творчеством. На людях она скромна, как и позволено себе вести настоящей восточной красавице. Её параметрические данные интересуют многих, в том числе и рост, вес, возраст. Сколько лет Сати Казановой, стало известно совсем недавно, когда она объявила, что юбилейный концертный тур начнёт в день своего 35-летия в Нальчике.

Свою прекрасную физическую форму Сати Казанова поддерживает в тренажёрном зале. Помимо этого она разработала собственную диету, которую соблюдает каждый день.

Биография и личная жизнь Сати Казановой

Появление на свет будущей звезды состоялось в 1982 году в небольшом сельском поселении с красивым названием Верхний Куркужин, что находится в центре Кабардино-Балкарии. Здесь прошли детские годы Сати. Когда ей исполнилось 12 лет, семья переехала в Нальчик, где начинает заниматься вокальным пением в Детской школе искусств. Окончив 9 классов, девушка своё образование решила продолжать в вокальном направлении. В 17-летнем возрасте побеждает на конкурсе «Нальчикские зори».

Вскоре девушка переехала в столицу Российской Федерации и поступила в Гнесинское училище, где стала обучаться эстрадно-джазовому вокальному пению. В 2002 году Сати попала на кастинг шоу «Фабрика звёзд», после которой вместе с другими вокалистками организовала группу, названную ими «Фабрика». С этой поры творческая биография и личная жизнь Сати Казановой становятся интересны для всех молодых людей. Девушка в течение 10 лет объездила в составе «Фабрики» всю Россию и страны ближнего зарубежья. Группа получила несколько престижных премий РФ, в том числе «Золотой граммофон», «Песня года». В 2006 году Сати начинает обучаться в ГИТИСе, получая артистическое образование.

С 2010 года Сати ушла из группы и стала разрабатывать свою сольную карьеру. Помимо гастролей девушка принимает участие в разнообразных телешоу, среди которых «Лёд и пламень», «Призрак оперы», «Один в один», где актриса ярко показывает все свои таланты.

Сати Казанова – очень яркая личность, поэтому ей приписывают постоянно множество различных отношений. Но на самом деле о личной жизни певицы известно очень немного.

Семья и дети Сати Казановой

Семья Сати очень дружная. Здесь помимо популярной исполнительницы воспитывались ещё три девочки. Они имели имена – Сатаней, Светлана, Марьяна, Мадина. Все дочери любили своих родителей и им не перечили. В особенности они почитали отца, который по восточной традиции является для дочек авторитетом.

Когда старшая решила поехать в Москву, чтобы покорять там музыкальный Олимп, отец после долгих раздумий согласился не просто. Ведь семья была небогатой и не имела достаточно денег, чтобы обеспечить проживание в столице. Даже сейчас Сати интересуется, что думает отец об её творческой деятельности. Девушка, если у неё выпадает несколько свободных дней, устремляется к себе домой. А её приезду рада вся семья, и дети Сати Казановой, по её словам, будут проводить здесь большое количество времени, а им будут рады.

Сейчас родители Сати ждут, чтобы их дочери вышли хорошо замуж и родили им внуков.

Бывший муж Сати Казановой – Дмитрий

Вскоре после того, как девушка стала солисткой популярной группы «Фабрика» она стала встречаться с молодым и успешным предпринимателем Дмитрием. В прессе появилась информация, что Сати в скором времени выйдет замуж за него. Но свадьбы так и не произошло. Оказалось, что условиями контракта было прописано, что Сати не могла выходить замуж в течение 6-летнего срока.

Между молодыми людьми на этой почве часто возникали скандалы. Дмитрий настаивал, чтобы Сати бросила группу, последовав примеру одной из солисток – Амелькиной, и как типичная восточная женщина заботилась о нём и их будущих детях. Но девушка не решилась на такой поступок и ушла от Дмитрия.

Бывший муж Сати Казановой – Александр Шекман

Александр Шекман был старше Сати более чем на 20 лет, но это не является преградой, по выражению артистки, для настоящих чувств. Они познакомились на светской вечеринке. Александр даже ушёл из своей семьи, оставив жену и двух детей, так как Сати отказывалась встречаться с женатым мужчиной. Он окружил возлюбленную вниманием и заботой, помогая ей во всех творческих делах. Сделал предложение, но свадьбу было решено сыграть в будущем, 2016 году. Но вскоре в СМИ была распространена информация, что молодые люди решили расстаться. Что стало причиной этого, тогда было неизвестно.

Бывший муж Сати Казановой – Александр Шекман даже после расставания с бывшей возлюбленной помогает ей в творческой деятельности, участвуя в различных проектах.

Муж Сати Казановой – Артур Шачнев

Отношения Сати и Артура были тайной для всех, хотя предложение было сделано ещё в начале 2016 года. В апреле было заявлено о предстоящих свадебных торжествах, которые должны были пройти в тесном семейном кругу.

В день своего дня рождения Сати Казанова устроила шикарный девичник для всех своих подружек, пригласив на него даже бывших коллег по группе «Фабрика».

Известно, что свадьба состоялась на одном из островов в Средиземном море. Другое торжество прошло в одном из московских ресторанов, на котором присутствовали друзья певицы и её мужа.

Известно, что муж Сати Казановой – Артур Шачнев является успешным бизнесменом, который продюсирует творческую деятельность жены.

Инстаграм и Википедия Сати Казановой

На страницах в социальных сетях Сати Казанова зарегистрирована. Она является активным пользователем, общаясь со многими ценителями её певческого и артистического таланта. На страницах в Инстаграм и Википедии Сати Казановой можно узнать самую полную информацию о певице. На страницах можно послушать песни в её исполнении не только на русском языке, но и на родном, балкарском.

Сати выставляет фото на своей странице. Здесь можно увидеть снимки, на которых девушка в различные периоды своей творческой деятельности. Она иногда представлена вместе с молодыми людьми, которых считают её мужьями. Но Сати Казанова предпочитает не отвечать на вопросы пользователей о своём замужестве.

Имя: Джакомо Казанова (Giacomo Casanova)

Возраст: 73 года

Рост: 187

Деятельность: писатель, поэт, дипломат, авантюрист

Семейное положение: не был женат

Джакомо Казанова: биография

Будущий авантюрист родился во времена, когда Венецианскую республику по праву считали «столицей наслаждения»: высшие чины хоть и были консервативных взглядов, но спокойно относились к общественным порокам и развивали туризм. Родной город Казановы в рамках гран-тура посещали молодые аристократы, которых притягивали игорные дома, куртизанки и знаменитый Карнавал. В этой легкой атмосфере и вырос один из самых знаменитых венецианцев 18 века.

Детство и юность

Джакомо Джироламо Казанова появился на свет в Венеции 2 апреля 1725 года. Он был старшим из пяти детей актрисы Дзанетты Фарусси и танцовщика Гаэтано Джузеппе Казановы. Известно, что два брата – Франческо Джузеппе и Джованни Баттиста – стали живописцами, еще один, Гаэтано Алвизо, был священником. Единственная сестра Джакомо Мария Магдалина вышла замуж за придворного музыканта и работала танцовщицей в Дрезденском театре.


Доподлинно известные факты происхождения Джакомо Казановы поставило под сомнение издание Аrmenia.im. В одной из своих статей 2017 года сотрудники провели расследование, в конце которой сделали вывод, что авантюрист – армянин по национальности. Издание сообщает, что армянский род Casanova появился в Венеции в 18 веке, к тому же именно Джакомо разбирался с делом об уклонении армянских купцов от налогов в городе Триест.

Основные доводы издания построены на том, что для общения с торговцами Казанова должен был знать армянский. Историки же уверены, что разговаривать с купцами Джакомо мог и на родном итальянском, а «армянский род» был вовсе не Casanova, а Норатунгян. Каким образом связаны две эти фамилии? Дело в том, что «casa nova» в переводе с итальянского означает то же самое, что и «нор тун» с армянского – новый дом. Более весомых доказательств гипотезы с национальностью нет.


Дом и район, где вырос Джакомо Казанова

Отец Джакомо умер, когда тому было 8 лет. Мать зарабатывала, гастролируя по Европе, поэтому детство мальчик провел с бабушкой Марцией Балдиссера. Ребенка мучили носовые кровотечения, поэтому на 9 день рождения он оказался в пансионе Падуе для лечения. В одном из своих сочинений позже напишет, что это событие стало неприятным сюрпризом: Джакомо казалось, что от него избавились.

Условия для жизни пансион предоставлял ужасные. Мальчик попросился на попечение к своему первому учителю – аббату Гоцци, который обучал его наукам и музыке. С 1734 по 1737 годы Казанова жил в семье священника. Там он первый раз влюбляется в младшую сестру Гоцци, Беттину.


Казанова был от природы умен, быстро и легко обучался новому. В 12 лет поступил в Падуанский университет, который окончил через 5 лет, получив ученую степень юриста. Как он позже напишет в сочинениях, профессия его не устраивала, а вот попечитель Гоцци надеялся, что Джакомо станет церковным юристом.

Наука, которая интересовала Казанову, - медицина. Юноша желал стать врачом, но судьба решила по-другому. В студенческие годы Джакомо проявил интерес к азартным играм на деньги: быстро оказался в долгах и даже был вызван на беседу к бабушке. Но она не повлияла на пристрастие – любовь к игре у него лишь укоренилась.

Карьера

После окончания учебы он вернулся в родной город и устроился церковным юристом. Внешность его уже на тот момент выделяла юношу из толпы. Черноглазый, с тщательно уложенными волосами, рост 1,87 м – данные позволили ему быстро обзавестись покровителем, венецианским сенатором Алвизо Гаспаро Малипьеро. Тот научил юношу этикету и деловым манерам.


Церковная карьера не складывалась, за долги даже успел побывать в тюрьме. Джакомо решил приобрести патент офицера: заказал у портного невероятный белый мундир с золотыми эполетами, купил длинную саблю. Таким видом красавец хотел сразить жителей города. Но и военная карьера была слишком скучна для авантюриста, а жалование он проигрывал.

Казанова оставляет службу и устраивается скрипачом в театр Сан-Самуэле, где с удовольствием участвовал в скандальных гуляниях и сомнительных развлечениях. Джакомо осознавал пагубность подобной жизни, но не видел иного пути. Пока однажды знание медицины не позволило ему изменить жизнь: он оказался в одной гондоле с сенатором Джованни ди Маттео Брагадину. Чиновнику стало плохо, и Казанова оказал первую помощь.


Сенатор назначил Джакомо своим референтом, пытаясь сделать из него добропорядочного и образованного человека. Но Казанова настолько любил праздный образ жизни и азартные игры, что не мог покончить с ними. Джованни же предупреждал, что такое поведение закончится плохо, и был прав. За злой розыгрыш своего врага, которому Джакомо с компанией подкинули труп, его обвинили в богохульстве и распутстве. Опасаясь тюрьмы, Казанова бежит в Парму.

В 1749 году путешествует по Италии, ведет распутный образ жизни, после чего отправляется в Париж. По дороге он неоднократно придается любовным утехам.


Во Франции прожил два года, выучил язык, но образ его жизни привлек внимание полиции, поэтому Казанова решил уехать в Германию, затем – в Австрию. В итоге он вновь оказывается в Венеции: пьянки и кутежи становятся еще более необузданными.

Джакомо попадает в тюрьму для политических заключенных, его обвинили в преступлении против веры. Однако Казанове удалось сбежать, не без помощи своих покровителей. Авантюрист снова отправляется в Европу. Джакомо решил вести себя более сдержано, представлялся алхимиком, был знаком с и .

Личная жизнь

Первый контакт с противоположным полом у Казановы произошел в 11 лет, в доме учителя Гоцци. Возлюбленной стала младшая сестра священника Беттина. Казанова в мемуарах опишет ее как красивую, веселую и увлеченную чтением. Именно эта девушка разожгла в сердце знаменитого авантюриста чувства, которые станут главной страстью Джакомо. Несмотря на то, что Беттина вышла замуж, Казанова сохранил к ней теплые чувства на всю жизнь.


После первого чувства любовные и интимные отношения Казановы были не обременены серьезностью. В воспоминаниях он писал, что главные делом жизни являлись чувства и наслаждения. Однако Казанова был всегда предусмотрителен, используя «предохранительные колпачки», которые мужчина предварительно проверял, надувая. Обременять себя детьми в его планы не входило.


Джакомо Казанова (слева) надувает «предохранительный колпачок»

Идеальная связь, по мнению Джакомо, состояла из четырех этапов: сначала он находил женщину, недовольную любовником, затем избавлял ее от затруднения. Следом он соблазнял даму, заводя мимолетный роман. В финале отношений любовник, теряя интерес к женщине, сводил ее с богатым мужчиной или устраивал замуж. Сам же Джакомо ни разу не был женат официально.

Многие из его похождений описаны в мемуарах. Историки признают, что рассказы полны неточностей, возможно, преувеличены, но канва сюжета реалистична. Именно воспоминания позволяют предположить, сколько было женщин у Казановы – не менее 120, к тому же в нескольких местах мемуаров автор между строк намекает на отношения с мужчинами.

Смерть

В результате финансовой махинации Казанова приобрел шелковую мануфактуру во Франции. Но бизнес его не интересовал: большую часть прибыли он тратил на любовные интриги с подчиненными, превратив их в гарем. И снова долги, и снова он в бегах. Годы странствий не прошли бесследно для Джакомо: после того как у него обнаружили венерическое заболевание, авантюрист вернулся в Венецию.


Связей там уже не осталось, на женщин и игры денег не было. Казанова жил за счет инквизиции – они выплачивали средства за шпионаж. Попросту говоря, собирал сплетни о гражданах, фиксировал их высказывания о власти.

В те годы Казанова начал писать сатирические произведения, которые местные жители растащили на цитаты. За них Джакомо планировали арестовать, поэтому он вновь решается покинуть Венецию.


Место погребения Джакомо Казановы

Последние годы жизни Казанова работал смотрителем библиотеки в замке Дукс, в Чехии. Творчество стало единственной отрадой. Мужчина умер в 73 года, вдали от родины, оставив после себя около 20 произведений, главными из которых являются мемуары «История моей жизни». Более 6 лет он писал воспоминания, так и не успев окончить их: 3500 листов редакторы после ухода Джакомо из жизни разделили на 10 томов.

Образ в культуре

Образ Казановы в культуре является до сих пор актуальным: о нем снимают фильмы, пишут песни – такой известности поспособствовали и оставленные мемуары. Фамилия Джакомо превратилось в нарицательное имя – прозвище «Казанова» обычно дают юношам, которые часто меняют возлюбленных.


Дональд Сазерленд в роли Казановы

О его записках рассуждают персонажи «Дядюшкиного сна» «Казанова Федерико Феллини» удостоился премии «Оскар» за лучшую работу художника по костюмам, а британская газета Guardian назвала фильм «шедевром». Образ дамского угодника примерил .

В 1987 году роль Казановы исполнил , а в 2005-ом вышел сериал, в котором Джакомо играли сразу 2 актера: изобразил молодого героя, Питер О’Тул - авантюриста в старости. Современный зритель сразу вспомнит и фильм Лассе Халльстрёма «Казанова», который вышел в 2005 году. Главную роль в ленте исполнил .


Образ Джакомо появлялся и в музыкальных композициях, к примеру, «Casanova» для виолончели и духового оркестра голландского автора Йохана де Мея получила первое место на международном конкурсе композиторов в 1999 году. Ну а каждому россиянину знакомы строки зажигательного хита , посвященного Казанове:

«Я - одинокий бродяга любви Казанова!»

Фильмы

  • 1927 – «Казанова»
  • 1943 – «Мюнхгаузен»
  • 1948 – «Таинственный кавалер»
  • 1969 – «Детство, призвание и первые опыты Джакомо Казанова, венецианца»
  • 1976 – «Казанова Федерико Феллини
  • 1981 – «Казанова»
  • 1982 – «Новый мир»
  • 2006 – «Знаки любви»
  • 1987 – «Казанова»
  • 1992 – «Возвращение Казановы»
  • 2002 – «Юные годы Казановы»
  • 2005 – «Казанова»

Цитаты

«Быть женщиной – значит уметь убегать так, чтобы наверняка поймали…»
«Говорят, старость делает человека мудрым: не понимаю, как можно любить следствие, если причина его отвратительна».
«В наше счастливое время проститутки совсем не нужны, так как порядочные женщины охотно идут навстречу всем вашим желаниям».
«Женщине столько лет, на сколько она выглядит».
«Смеяться - законное право тех, кто знает, как всё было на самом деле».
«У неопытных девушек можно многому научиться».
«Что такое любовь? Это род безумия, над которым разум не имеет власти. Это болезнь, которой человек подвержен во всяком возрасте и которая неизлечима».
«Я не покоряю женщину, а подчиняюсь ей».
«… человек, изучающий себя внимательно, найдет лишь слабость в себе самом».

Почему-то так сложилось, что мы думаем о Казанове и Дон Жуане как о двух сапогах одной пары, двух легендарных соблазнителях. И только чуть более осведомленный читатель вспомнит, что испанец — персонаж литературный, породивший о себе мифы. А Казанова — реальная историческая личность, венецианский авантюрист XVIII века, автор многотомных мемуаров. Но можно ли верить воспоминаниям? И почему по сей день они имеют такой успех у читателей, не оставляя никого равнодушным? Объяснить это не так-то просто. Хотя кажется, что совсем легко…

«История моей жизни»: события и даты
2 апреля 1725 г. В семье венецианских актеров рождается сын Джакомо Джироламо Казанова. Поскольку мать пребывает в постоянных разъездах, его воспитанием занимается бабушка
1734—1739 гг. После смерти отца мальчика отправляют в Падую: учеба в пансионе, затем — в Падуанском университете
1739—1744 гг. Вернувшись в Венецию, аббат Казанова читает свои первые проповеди и получает степень доктора права, что не мешает ему, сдружившись с сенатором Малипьеро, развлекаться и одерживать первые победы на любовном фронте
1744—1745 гг. Казанова отправляется на остров Корфу в чине лейтенанта венецианского флота
1745 г. Вернувшись в Венецию, он испытывает материальные затруднения и готов за нищенское жалованье подрабатывать скрипачом в Театре Сан-Самуэле
1746 г. Случайно столкнувшись с сенатором Брагадином и оказав ему во время приступа медицинскую помощь, Казанова становится его «приемным сыном». Он богат и может вести веселую и беспечную жизнь
1747—1749 гг. Будучи обвинен в богохульстве и насилии, Казанова уезжает из Венеции и странствует по Италии. Тогда же он встречает Генриетту — одну из самых загадочных своих возлюбленных
1750 г. После поступления в масонскую ложу в Лионе попадает в Париж
1752 г. Путешествие по Германии
1753—1754 гг. Возвращение в Венецию. Любовные приключения с К.К. и М.М. из монастыря Мурано
1755—1756 гг. Арест и заключение в тюрьму Пьомби
1756—1759 гг. Побег из Пьомби. Казанова вновь в Париже, затем в Голландии
1760—1762 гг. Путешествие по Германии и Швейцарии (встреча с Вольтером), странствия по Италии и Европе
1763—1764 гг. Англия. Неудачный эпизод с Шарпийон, вдохновивший Пьера Луиса на новеллу «Женщина и паяц», экранизированную Луисом Бунюэлем (фильм «Этот смутный объект желания»)
1764—1765 гг. Путешествие в Россию
1766—1768 гг. Путешествие по Польше (дуэль с графом Браницким) и бегство, скитания по Германии, путешествие по Испании
1769—1774 гг. Скитания по Италии в ожидании помилования и возможности вернуться в Венецию

На этом месте обрывается «История моей жизни»; дальнейшее известно нам «от биографов»

1774—1775 гг. Возвращение в Венецию: Казанова становится платным осведомителем инквизиции, однако уже в 1783 году из-за написанного им памфлета вновь попадает в опалу
1784 г. По приглашению графа Вальдштейна становится библиотекарем в замке Дукс, Богемия (нынешняя территория Чехии). Следует череда однообразных дней, проводимых в ссорах с прислугой. Единственной отрадой служит написание мемуаров, к которым он приступает в конце 1780-х
1798 г. В замке Дукс со словами «Я жил как философ и умираю как христианин» заканчивает свою земную жизнь Дж. Казанова. Мемуары достаются его племяннику Карло Анджолини (сыну его брата Франческо, знаменитого художника-баталиста)
1820-е гг. Наследники продают мемуары издательству Брокгауз. Так начинается новая жизнь Казановы

В 1820 году на стол лейпцигскому издателю Фридриху-Арнольду Брокгаузу легла французская рукопись. Она принадлежала перу некоего итальянца по имени Джакомо Казанова, скончавшегося в 1798 году, библиотекаря в замке Дукс (Богемия), и представляла собой подробное описание его жизни.

Оказавшись по делам в Дрездене, Брокгауз показал рукопись своим друзьям — писателям-романтикам. Людвигу Тику и Фридриху Шеллингу жизнеописание понравилось очень. Авантюрист, путешествующий по Европе, влюбляющийся на каждом шагу, меняющий профессии… В XIX веке этот прекрасно-ужасный образ казался уже недостижимым и оттого еще более привлекательным идеалом. Услыхав восторженные отзывы, издатель немедленно заказал перевод на немецкий язык.

Успех превзошел все ожидания. О мемуарах заговорили по всей Европе. И вскоре Брокгауз выпустил книгу на языке оригинала. Когда сочинение Казановы стало общедоступным, то начались долгоиграющие споры. Одни читатели и, разумеется, критики негодовали потому, что «несомненно, в истории литературы встречались произведения столь же безнравственные, но ни одно из них не является более постыдным для автора, чем это: ибо здесь рассказчик и герой — одно лицо, которое не может заявить, как Марциал: «Пусть непристойны стихи, жизнь безупречна моя» (профессор Алессандро д’Анкона). Другие, более чуткие литературные знатоки — а их было много, — восхищались безудержно. Альфреду де Мюссе «лучший из авантюристов» казался бунтарем, не желающим подчиниться каким бы то ни было условностям и выбирающим стиль поведения лишь сообразно собственным представлениям, не говоря о желаниях.

После смерти реального Казановы прошло чуть более двадцати лет, и о нем уже мало кто помнил, даже в родном его городе. Так, поэт Уго Фосколо посчитал вышедшие в свет записки апокрифом, а Казанову — лицом вымышленным, при том, что знал Венецию, жил в ней и был знаком с ее историей. В середине же XIX века во Франции совершенно серьезно распространилась версия, что автор книги — Стендаль, чей стиль будто бы ощущался в каждой ее фразе.

Впрочем, тогда же «казусом» заинтересовались профессиональные историки и филологи. Вопрос об авторстве, к счастью, был закрыт довольно скоро и без бесконечных дискуссий, о каковых съязвил позже Марк Твен («произведения Шекспира на самом деле написаны не им, а неизвестным однофамильцем»). В существовании исторического Казановы сомневаться перестали. Однако повис в воздухе вопрос о достоверности его мемуаров. Его и пришлось разрешать так называемым казановистам — поклонникам авантюриста, сгруппировавшимся к началу ХХ века вокруг специального журнала. Прочитав мемуары своего кумира, как шифрованный текст, они повели себя настоящими детективами: месяцами сидели в архивах, пытаясь установить личность очередной Неизвестной (Казанова зачастую галантно изменял или сокращал до инициалов имена своих возлюбленных) или выяснить подлинный адрес каждого из бесчисленных свиданий. При этом не отдавали себе отчета в том, что стремятся доказать искренность человека, который в собственных мемуарах выставил себя профессиональным шарлатаном, а порой и шулером. И началась цепная реакция: вслед за поклонниками Казановы в архивы погрузились и их оппоненты, но с противоположной целью — доказать, что великий распутник был к тому же ничтожным обманщиком.

Очень быстро стало ясно: многие, причем самые невероятные истории, описанные в мемуарах, несомненно, реальны (мелкие неточности или расхождения лишь усиливали общее впечатление достоверности).

Соблазн пройтись по следам знаменитого авантюриста, заглянуть в дома его свиданий не изжит до наших дней.

В северной Венеции
Кого только не заносило в Россию ветром приключений в XVIII веке. Казанова попал сюда уже на закате своей авантюрной карьеры. Итальянец прибыл в Петербург морозным утром 21 декабря 1764 года, в самый короткий день русской зимы. Впоследствии он уверял своего читателя, что ночь в этом климате может длиться «18 часов 45 минут».

Первое, что поразило его в Петербурге — необычайная дешевизна (спустя 30 лет автор мемуаров вздыхал, что те времена давно прошли, и северная столица стала дороже Лондона). Второе — что из иностранных языков в ходу в основном немецкий. Не успел Казанова въехать в свои комнаты на Миллионной, как получил приглашение на трехдневный бал-маскарад при дворе, откуда вернулся в прекрасном расположении духа. Если и не все владели французским, то кадриль на французский манер дамы танцевали «безукоризненно». К тому же он встретил там старых парижских знакомых. А вскоре выяснилось, что первое впечатление было ошибочным: иные придворные прекрасно говорили на языке Ронсара, и заезжий ловелас быстро с ними сошелся. Среди своих знакомых он упоминает Нарышкина, Елагина, Панина и Екатерину Дашкову.

В петербургской элите он отмечает повальное вольтерьянство. «Все его читают, все носят томик Вольтера в кармане и никого, кроме него, не цитируют. И не дай Бог, чтобы кто-то позволил себе посмеяться над ним...» Такое отношение раздражало Казанову. «Они считают, что, прочтя Вольтера, станут такими же мудрыми, как и их кумир. Но если бы они читали те книги, из которых Вольтер сам когда-то почерпнул знания, это принесло бы им намного больше пользы», — ворчливо замечает он. Как азартный человек и авантюрист, Казанова любил ставить все на карту. При этом он умел проигрывать и ценил это качество в других людях. Увидев, как некий князь, проиграв на слово 1 000 рублей, сохранил невозмутимость, венецианец выразил свое восхищение. Ему, смеясь, ответили: «Да ваш благородный князь вовсе и не думает платить». «Но разве он не обесчестит себя этим?» — изумился гость. «Здесь это не считается постыдным. Есть негласное правило, что тот, кто проигрывает на слово, платит лишь по желанию. Но он волен и не платить. Напротив, требовать уплаты выигрыша считается дурным тоном». Более того, продолжал собеседник, есть немало дворян, которые кичатся тем, что прекрасно выучились шулерству, и даже отправляются в Европу на заработки. Подобная откровенность смутила даже Казанову. В России он практически не играл. Впрочем, в тот момент он как раз был при деньгах. Как и все европейцы, заброшенные волей судеб в нашу страну, Казанова задумывался над происходящим в государстве. Однако, в отличие от старого брюзги Кюстина, он предпочитал не критиковать, а красочно описывать. Например, как однажды, переезжая через полуразвалившийся деревянный мост и выразив недовольство, услышал от русского спутника, что по случаю торжества, когда по мосту будет проезжать императрица, его выстроят из камня. Поскольку до празднования оставалось менее трех недель, Казанова усомнился. Собеседник же сурово сказал, что никаких сомнений быть не может, так как уже издан соответствующий указ. Самое интересное, пишет Казанова, что хотя мост, конечно, и не был выстроен, а все же императрица и в самом деле оказалась «всегда права»: за несколько дней до праздника она издала второй указ, перенося им строительство на следующий год. Наконец, его поразили бани. И даже не то, что мужчины и женщины мылись в них вместе. А то, что никто при этом не обращал друг на друга ни малейшего внимания.

Конечно, Казанова не был бы Казановой, если бы его пребывание в России сводилось лишь к списку «ума холодных наблюдений». Не обошлось и без любовных приключений: в России он приобрел хорошенькую крестьянку. Сам факт приобретения крепостной (уже изжитое в Европе варварское право!) был для него экзотикой: и не случайно он дал ей экзотическое имя Заира (так звали в трагедии Вольтера прекрасную рабу султана). Поначалу очень довольный своей красавицей, итальянец жалел об одном: они не могли разговаривать, а в женщинах, как и в мужчинах, автор «Истории моей жизни» ценил прежде всего собеседника. («Позволив своему возлюбленному насладиться своими прелестями, недалекой красавице больше нечего ему предложить. Напротив, наделенная тонким умом дурнушка может так влюбить в себя мужчину, что он достигнет с ней предела всех своих мечтаний».) Но Заира скоро выучилась венецианскому наречию. «Если бы не ее проклятая ревность и не ее мания гадать на картах (для Заиры это был способ узнать о неверности и устроить сцену), я бы ее никогда не бросил», — уверял впоследствии наш герой. Влюбившись перед отъездом в актрису-француженку, он перепоручил Заиру престарелому архитектору Ринальди (строителю Мраморного дворца в Петербурге).

Вероятно, общение с любившей гадать на картах Заирой способствовало его выводу о том, что «из всех христиан русский народ — самый суеверный». Особое мнение он составил и о Николае-угоднике, через которого русские «общаются с Богом»: «в углу каждой комнаты — непременно иконка, и входя, вы сначала кланяетесь ему, а уж потом хозяину. Если же вдруг иконки нет, то русский, обежав глазами всю комнату, останавливается в недоумении и совершенно теряется». В середине лета 1764 года по совету друзей Казанова, на которого белые ночи «навевали тоску», отправляется в Москву. «Нельзя сказать, что вы были в России, если вы не были в Москве, или что вы знаете русских, если общались только с петербуржцами: при дворе они ведут себя совсем не так, как в обычной жизни. Вообще петербуржцы мало отличаются от иностранцев. И московские жители, особенно из богатых, сочувствуют всем тем, кто по своему положению, ради выгоды или из честолюбия отправляются «на чужбину», ибо родина их — Москва, и Петербург не может их не испортить».

От Москвы у Казановы лубочно-традиционные впечатления. Оглушающий звон колоколов, обилие церквей, традиционное московское гостеприимство. Кроме того, он находит, что женщины красивее и менее холодны, и для всех них единственно непростительным грехом является скупость. Вернувшись вновь в Петербург, он начинает подумывать об отъезде. Однако знакомые уверяют его, что нельзя ехать, не встретившись с императрицей. По совету Панина ранним утром Казанова отправляется на прогулку в Летний сад. Прохаживаясь между «плохими статуями из неважного камня», среди которых были и Сапфо в обличье бородатого старика, и Авиценна в виде нелепой старушки, венецианец действительно повстречал Екатерину. «Я надеюсь, что не все увиденное здесь показалось вам столь же нелепым, как эти статуи». Казанова дипломатично ответил, что все русские нелепости — ничто по сравнению с тем, что достойно восхищения в этой стране, и «без труда» проговорил об этом целый час, а затем предложил императрице проект реформы календаря.

Несмотря на все старания, Казанове так и не удалось обрести свое место в северной Венеции. Впрочем, он признавался, что и сам толком не знал, чего хотел, приезжая сюда, и на какую роль мог претендовать. Он пробовал устроиться на службу к императрице, подавал ряд проектов, но все безуспешно. «В России в почете лишь те, кто был приглашен. Тех же, кто прибыл сюда по своей воле, не уважают».

«Явки» венецианца

Мемуары начинаются с рождения Казановы — начнем с этого и мы. В венецианском районе Сан-Самуэле, на доме № 3082 по узкой улице Ка Малипьеро (ранее — улица Комедии), можно прочесть: здесь «4 апреля 1725 года родился Джакомо Казанова». Триста лет назад, как и сейчас, Сан-Самуэле был скромным, непримечательным местом, где, однако, располагался один из трех главных городских театров (теперь на его месте — школа). Для его труппы писал живший по соседству Карло Гольдони, а на сцене выступали родители Джакомо — Гаэтано и Дзанетта Казанова («прекрасной и весьма талантливой» назовет ее в своих воспоминаниях знаменитый автор «Трактирщицы» и «Слуги двух господ»). Поскольку «весьма талантливая» актриса часто пребывала в разъездах, воспитанием мальчика занималась бабушка, Марция Фарусси.

Крупный план 1
Памятная табличка установлена на 3082-м доме сравнительно недавно. Правда, с тех пор выяснилось, что родился Казанова вовсе не там, а в расположенном неподалеку доме бабушки, где и прожил до 1728 года. Адрес достопримечательности решено не менять, чтобы не путать туристов.

На первых порах жизнь Казановы так или иначе соприкасалась с церковью Святого Самуила. Там он был крещен и там же, отучившись в Падуе и получив сан аббата, прочитал свою первую проповедь (после нее, по его словам, среди пожертвований прихожанок обнаружилось множество любовных записок). На площадь перед хмурым фасадом давно закрытого храма выходит и палаццо, где проживал почтенный сенатор Малипьеро. С последним будущий мемуарист быстро сошелся и вскоре поссорился из-за ухаживания за его воспитанницей.

Мать Казановы хотела, чтобы он продолжал изучать церковное право. Сын испытывал к нему непреодолимое отвращение. В то время его больше привлекали медицина, естественные науки и философия. Позже он серьезно увлекся математикой и даже надеялся сделать важные открытия в этой дисциплине. Но времени, наверное, не нашел. Непостоянство — главное свойство его натуры. Наш герой все время в движении — постоянно меняет места пребывания, роды занятий, возлюбленных. Он стремится оставаться совершенно открытым для еще не реализованных желаний. Неутомимое любопытство — его сила и уязвимость.

Крупный план 2
До того, как о Казанове принялись спорить комментаторы, о нем еще при жизни сплетничали друзья и враги. Так, Пьетро Кьяри вывел его в одной из своих многочисленных комедий: «у него на устах одни только Париж да Лондон», «всегда начищен, как Нарцисс, напыщен и надут, как павлин, и постоянно в движении, как ветряная мельница, он постоянно повсюду вторгался, любезничая со всеми… Со скупцом он ведет себя как алхимик, с красавицами — как поэт, с сильным мира сего — как политик — но с точки зрения человека здравомыслящего, он просто смешон».

Вернувшись из первых поездок (Италия, Корфу, Стамбул), сменив сутану на военный мундир, но вскоре расставшись и с ним, Казанова возвращается в свой старый район. Отец его давно умер, мать выступает при саксонском дворе в Дрездене, и судьба юноши, казалось, тоже будет связана со сценой: теперь он сам подрабатывает скрипачом в театре Сан-Самуэле.

Однако в апреле 1746 года возле палаццо Соранцо (на площади Сан-Поло) он случайно встречает сенатора Брагадина, помогает ему добраться до дома после внезапного сердечного приступа, а попав таким образом в этот самый дом, производит на знатного синьора неизгладимое впечатление познаниями в каббалистике. Благодарный Брагадин селит спасителя в своем роскошном палаццо (возле Риальто), назначает ренту, окружает заботой почти отцовской. И вновь начинается полоса беспечных гуляний и кратких романов…

Крупный план 3
В ХХ веке были найдены и опубликованы письма женщин к венецианцу («Казанову считали лжецом — а он едва ли сказал всю правду!» — воскликнул, прочтя их, казановист Арман Баше). При том, что среди пишущих лишь несколько имен, упоминаемых в мемуарах, их общий настрой подтверждает
картину дружески-любовных отношений, представленную адресатом.

Например, с юной монахиней М.М… С ней прямо от памятника кондотьеру Бартоломео Коллеони (который и сегодня вы наверняка увидите во время прогулок по Венеции) Казанова часто отправлялся в маленькую квартирку у площади Сан-Марко (укромные «уголки» в центре — так называемые «казино» — были тогда в моде у аристократов, считавших просторные дворцовые залы слишком неуютными для интимных тет-а-тет). А если заедете на остров Мурано, найдите ту монастырскую калитку, из которой тайком выскальзывала, отправляясь на эти свидания, М.М. В начале ХХ века здесь всегда можно было встретить застывшего от умиления исследователя — монастырь служил классическим местом «паломничества» казановистов.

Крупный план 4
Прилично одетые господа, сентиментально предающиеся воспоминаниям, вызывали недоумение у местного населения: «Когда в 1919-м я вернулся с войны, один человек приезжал и долго смотрел на эту калитку. Не знаю, что он нашел в ней: красивой ее не назовешь. Этот синьор утверждал, что она связана с неким Казановой. Может, он жил при монастыре?» — рассказывал в 1950-х годах местный садовник историку Пьеру Грюэ.

Как и сейчас, центром венецианской жизни в XVIII веке служила просторная площадь Святого Марка. По ней с утра до вечера без особой цели фланировали взад-вперед, от одноименной базилики до церквушки на противоположной стороне (на ее месте при Наполеоне была возведена сплошная аркада). А нагулявшись, оседали в бесчисленных кафе (одно из них — «Триумф Венеции» — дожило до наших дней под именем «Флориан»). С главной площадью города связан и центральный эпизод мемуаров — знаменитый побег Казановы из Пьомби, тюрьмы, расположенной непосредственно под свинцовой крышей Дворца дожей, отчего зимой в ней стоял невыносимый холод, а летом — нестерпимая духота. Сюда, по приговору коллегии инквизиторов, был доставлен неутомимый любовник летом 1746 года.

Крупный план 5
До сих пор неясно, почему он там оказался. Сам Казанова связывает свой арест с доносами осведомителя, некоего Мануцци, — стоит ли говорить, что казановисты обнаружили и эти доносы. Там упоминалось об общении нашего героя с иностранцами (хотя по законам Венецианской республики общаться с ними запрещалось только патрициям, доверия к обвиняемому это, безусловно, не добавляло), богохульстве, занятиях магией, о распутстве, чтении запрещенных изданий, а также о жалобах некой аристократки на то, что молодой человек развращает ее сыновей, давая им читать безбожные книги (а именно — сочинения Вольтера и Руссо). Не забыл доносчик упомянуть и о принадлежности Казановы к масонской ложе.

Самого судебного дела найти так и не удалось, возможно, никакого формального следствия и не было. В те времена, если в деле «маячили» громкие имена, его, естественно, старались скорее замять. Зато «всплыл» приговор, согласно которому авантюрист осуждался на 5 лет. Кстати, самому Джакомо этот вердикт оставался неизвестен до конца его дней. Знай он о нем в тюрьме, то, наверное, и не стал бы рисковать жизнью, совершая побег после полутора лет заточения.

Описание побега, пожалуй, самый яркий эпизод мемуаров, в котором автору удается держать читателя в напряжении от начала и до конца: не скупясь на красочные детали, Казанова повествует о том, как накануне готового побега неожиданно был переведен в другую камеру, как он стал планировать новый побег вместе с заключенным по соседству монахом, как передавал ему самодельные инструменты в толстом томе Библии, как выбрал правильную ночь для побега, гадая на томике любимого Ариосто, затем чуть не упал, ползком пробираясь по крутому склону крыши Дворца, а спустившись в одно из помещений, от эмоционального перевозбуждения упал, заснул, но вовремя проснулся, переоделся и, наконец, был выпущен на волю привратником, принявшим его за случайно запертого посетителя.

Сейчас, кстати, любой турист может заказать во Дворце дожей специальную экскурсию от камеры Казановы по маршруту, которым 1 ноября 1756 года он выбрался сначала на крышу (на нее саму, правда, не пускают), а затем на свободу.

Крупный план 6
Ходит легенда, что по этой крыше в конце XIX столетия ползал, рискуя жизнью, все тот же профессор Анкона, — он очень хотел проверить достоверность рассказа старика Джакомо. До сей поры детали побега (столь красочные в описании автора) по-прежнему вызывают сомнения и разногласия. Одно из самых интересных свидетельств в пользу его достоверности — счета от плотника и слесаря, датированные 2 ноября 1756 года. Указанный объем ремонтных работ и материалов поразительно точно соответствует ущербу, который причинил (по его собственному описанию) беглец.

И пусть скептики полагают, что дело не обошлось без подкупа тюремщиков — даже десятой доли того, что рассказано в мемуарах, достаточно, чтобы признать венецианца героем. «Признаюсь, я горд, что бежал. Но гордость моя происходит не оттого, что мне удалось это сделать — здесь большая доля везения, но оттого, что почел это осуществимым и имел мужество привести свой замысел в исполнение».

Чудесное освобождение из Пьомби — последний венецианский эпизод в мемуарах. За ним следует длиннейшая череда путешествий и встреч: Париж — Женева — Берлин — Петербург; Вольтер — Фридрих II — Екатерина II… И чем старше становится наш авантюрист (сам он определяет рубеж старости 38 годами — временем своего первого серьезного поражения на любовном фронте), тем больше путешествия его напоминают скитания, тем чаще приходится ему платить за любовь. «Если б я женился на женщине, способной направить и подчинить меня так, чтобы я сам не заметил своего подчинения, то я бы позаботился о своем состоянии, имел бы детей и не был бы сейчас таким одиноким и неимущим»…

Если начинал Джакомо свою биографию в соответствии с максимой, вобравшей склонности и заветы XVIII века («время, проведенное в наслаждении, никак нельзя считать потерянным»), то теперь, когда этот век подходит к концу, он «вынужден осознать, что зря растратил все свое время — иначе говоря, зря прожил жизнь».

Вторая жизнь в России
C момента выхода в свет мемуаров Казанове везло с читателями — в том числе и в России. И пусть здесь не было открытого восхищения авантюристом, как среди европейских романтиков (Делакруа или Жорж Санд), зато эти «оригинальные», по его выражению, «записки» почитывал во французском издании сам Александр Сергеевич. В 1830-е годы в его кругу было принято обсуждать произведения знаменитых мемуаристов, и можно предположить, что воспоминания Казановы пользовались успехом у петербуржцев.

В 1861 году в журнале «Время» был впервые опубликован на русском языке фрагмент его жизнеописания со вступительным словом издателя — Ф.М. Достоевского. Времена стояли суровые, и потому предисловие носит оправдательный характер: всячески подчеркивается, что мемуары — не просто легкое чтиво, а энциклопедия XVIII века. Затем следует история побега Казановы из Пьомби — единственный эпизод во всей книге, лишенный тех «эксцентричностей», которые могли «оскорбить нравственность» тогдашнего читателя.

Еще более разочаровать этого читателя могло издание 1884 года, где после многообещающего предисловия, клеймившего Казанову как немыслимого развратника, следовала подборка его страноведческих зарисовок, в которых женщины не упоминались вовсе. Похоже, издатель просто издевался в предисловии, когда, кратко излагая биографию авантюриста, то и дело упоминал о каком-нибудь «самом невозможном приключении, рассказанном очень подробно в «Мемуарах», но о котором, увы, он вынужден был «из скромности умолчать». Как известно, жесткая цензура повышает спрос на самиздат, и если в официальных изданиях эротические описания выхолащивались, то в неофициальных, напротив, упор делался именно на них. К началу ХХ века на русском языке циркулировал странный апокриф, представлявший собой вольно переписанные мемуары. Дабы не обрывать их на полуслове, неизвестный редактор этой версии придумал эффектную концовку: Казанова погибает в кораблекрушении, однако железный (!) ящик с его мемуарами пристает к берегу — на радость будущим поклонникам и поклонницам.

И лишь к 1910-м годам на волне увлечения Венецией и XVIII веком пробил наконец час Казановы (тогда же выходит книга Павла Муратова «Образы Италии», где венецианцу отводится целая глава). Его книга становится настолько востребованной, что ее даже выпускают тоненькими ежемесячными брошюрами. Кульминация тогдашней славы мемуариста совпала с появлением драматических произведений Марины Цветаевой («Феникс», «Приключения Казановы», 1918—1919), посвященных последним годам жизни героя. Чуть позже, в дневнике 1923 года, Цветаева признается: «Замысел моей жизни был: быть любимой 17-ти лет Казановой (чужим!) — брошенной и растить от него прекрасного сына...» Тому, что тогда соблазнителем увлекалось много молоденьких девушек, есть еще одно свидетельство. В своих мемуарах Лиля Брик упоминает юную особу, в те годы «влюбленную в Казанову и мечтающую попасть в ад для того, чтоб с ним там встретиться».

В Европе пик популярности Казановы приходится на 1920-е годы, в постреволюционной же России, напротив, интерес к праздному вольнодумцу резко спадает. Пожалуй, единственное упоминание о нем в сталинское время — статья в БСЭ (1931 год), в которой автор, цитируя «Капитал», объявляет авантюриста «побочным продуктом буржуазного общества», а многочисленные любовные связи объясняет «социальной выгодой» и «жаждой наживы». Впрочем, «сексуальная психология продолжает интересоваться Казановой как своеобразным биологическим типом», — заключает автор статью.

В 1991 году, на волне книжного «беспредела» постперестроечной поры, появилось сразу несколько изданий мемуаров (среди них лучшее — под редакцией А.Ф. Строева). А в 2005 году том, посвященный Казанове, вышел в серии ЖЗЛ. Признание авантюриста как выдающейся личности состоялось.

Между литературой и жизнью

История жизни Казановы резко обрывается на пребывании в Триесте (1774 год), откуда он собирается вернуться в родной город после восемнадцатилетних скитаний. Есть версия, что продолжение существовало (на рукописи значилось: «История моей жизни до 1797 года»), однако найти его нигде не удалось. Вероятно, автор просто не успел завершить задуманное: он сел за мемуары в 1791 году — за семь лет до смерти, и при том, что писал порой по двенадцать часов в сутки, ему не хватало времени. Возможно также, что он и вовсе не захотел сочинять дальше: приятно вспоминать безумства юности, а поздние годы (о них известно из активной почтовой переписки Казановы) были таковы, что хотелось скорее забыть.

Возвращение в Венецию, которого он так ждал, не принесло ему счастья. Он вновь менял занятия: пробовал переводить Гомера, издавал литературный ежемесячник, выступал в качестве театрального импресарио — все без особого успеха. Зато неплохо «пошло» еще одно «новое» дело — работа осведомителем инквизиции.

Крупный план 7
Сохранились и ныне опубликованы доносы Казановы. Как обычно, комментаторы делятся в их связи на его защитников и противников. Первые указывают на бессодержательность и безобидность этих сообщений (закрытие одного театра — самое серьезное их последствие). Вторые не без злорадства указывают, что именно по вине своего «коллеги», Мануцци, Казанова некогда попал в Пьомби, — и охотно язвил в мемуарах на его счет, умалчивая о своих подобных же грехах. И уж совсем по-фарисейски смотрятся жалобы новоиспеченного осведомителя на граждан, читающих «нечестивые книги» Вольтера, или его возмущение тем, что студенты Академии художеств рисуют обнаженных натурщиц!..

Однако вскоре из-за написанного в минуту раздражения памфлета, оскорблявшего честь одного престарелого патриция из древнего рода Гримани намеком на то, что патриций является отцом Казановы (такие слухи и в самом деле ходили), «незаконный сын» вновь покидает отечество, теперь уже — навсегда. «То ли я не создан для Венеции, то ли она для меня, то ли мы оба друг для друга», — прокомментирует он это событие. Последние годы, как уже говорилось, ему придется провести на скромной должности библиотекаря у графа Вальдштейна, в замке Дукс (нынешний Духцов в Чехии).

В те годы «авантюристу в отставке» кажется, что жизнь совершенно кончена, но именно здесь, в непривычной для него глуши, он начинает трудиться над своими, как оказалось, бессмертными мемуарами. «Если бы граф Вальдштейн взял с собой доброго Джакомо в Париж или Вену, хорошо бы его кормил и дал бы ему почуять женскую плоть, — уверял впоследствии Стефан Цвейг, — эти веселые рассказы были бы преподнесены за шоколадом и шербетом и никогда не были бы запечатлены на бумаге».

Этого, к счастью, не случилось. Записки кочуют по библиотечным полкам (их можно найти то в разделе итальянской литературы, то французской), ученые посвящают Казанове все более изощренные труды «по специализациям»: магия, медицина, финансы и даже кулинария. Поклонники по-прежнему продолжают отслеживать маршрут своего кумира (недавно немец Пабло Гюнтер проехал 36 000 км по его стопам) и охотиться за архивными материалами. А в журнале «Вестник казановистов» (Interme’ diaire des Casanovistes) можно прочесть, например, о том, что где-то отлита медаль с изображением автора «Истории» или что мэр Монпелье присвоил имя Казановы одной из городских улиц.

В последнее время все чаще вспоминают о том, что Казанова был в первую очередь литератором. Его писательская деятельность осталась за рамками мемуаров: закон авантюрного жанра, позволявший хвастаться любовными приключениями, не позволял ссылаться на собственные художественные опусы (так же, как, допуская рассказы о шулерстве, этот закон заставлял умалчивать о серьезных связях с масонством). А между тем еще до появления мемуаров из-под пера плодовитого автора вышел целый ряд сатир и комедий, переводов и исторических трудов, сценических рецензий и ученых трактатов, а также длинный и феноменально скучный роман-утопия «Икозамерон».

В связи с этим вопрос о достоверности знаменитых мемуаров теряет, в сущности, актуальность. Если Казанова — писатель, а не хроникер, то так ли важна правда? И стоит ли удивляться, что между его записками и сочинениями современников (от Прево до Ричардсона) находится немало общего? Особенно это касается трех самых «романных» глав мемуаров — о таинственной француженке Генриетте, которую Казанова встретил путешествующей инкогнито под видом мужчины, о той же монахине М.М., венецианской аристократке, любовнице кардинала де Берни и самого рассказчика, а также о некоей Шарпийон, лондонской кокетке, чуть не доведшей его до самоубийства.

Кроме того, даже если некое описанное событие достоверно, то это еще не значит, что автор и в самом деле был его участником или хотя бы свидетелем. О многих из описываемых событий он мог знать и понаслышке. А если архивные исследования подтверждают, что Казанова, а также упоминаемые им третьи лица в указанное время находились в указанном месте, то сами разговоры и сцены легко было и приукрасить в свою пользу (в общении с великими людьми эпохи венецианец всегда выглядит интереснее этих людей!).

Можно ли с уверенностью говорить об участии французского посланника де Берни в постельной карусели с муранскими монахинями лишь потому, что сохранились свидетельства о его распущенности? Вряд ли. Еще труднее исследовать «донжуанский» список самого венецианца. «Он до того правдив, что не стесняется на себя наговаривать», — писал Мюссе. С другой стороны, не стоит забывать о тщеславии и гордости (эти черты нашему герою приписывают все современники). Разумнее всего поверить мемуаристу-писателю на слово. «В том, что Казанова-авантюрист был искусным лжецом, сомнений нет, а лгал ли за письменным столом престарелый библиотекарь — вот что, напротив, не имеет никакого значения» (французский литератор Фелисьен Марсо).

Издательская авантюра
«История моей жизни» была написана итальянцем по-французски. Однако ее первыми читателями стали немцы. Лишь несколько лет спустя (в 1826-м) владелец рукописи Ф.-А. Брокгауз принял решение о французском издании, отдав рукопись на переработку дрезденскому профессору Жану Лафоргу. Тот же не просто поправил язык, вольно приспособив его к вкусам и потребностям эпохи, но и совершенно изменил ряд важнейших пассажей. Например, в сцене диалога с Вольтером он вложил в уста венецианца похвалу красноречию французов. Кроме того, будучи сторонником революции и антиклерикалом, профессор с удивительной непосредственностью переписал все, что выдавало в Казанове человека прежнего уклада. До сих пор остается загадкой, почему, несмотря на старания поклонников и исследователей, на протяжении целых 140 лет французский оригинал рукописи оставался запертым в сейфе лейпцигского издательства, чудом уцелев в двух мировых войнах. Известный итальянский литературовед Бенедетто Кроче вспоминал, что когда в канун нового, 1945, года прогуливался по вечернему Неаполю с философом Сальваторе ди Джакомо, тот мечтательно заметил: «Хорошо, если бы одним из пунктов мирного договора с Германией стала экстрадиция рукописи»…

Однако решение о ее издании было принято лишь двадцать лет спустя: в начале 1960-х вышел толстенный трехтомник, снабженный подробными комментариями и в точности — вплоть до случайных итальянизмов — воспроизводящий оригинальный текст.

Герой на все времена

Как получилось, что из всех знаменитых итальянцев никто, включая Данте, Макиавелли, Леонардо или Галилея, не удостаивался равного Казанове восторга и внимания со стороны читателей, ученых и обывателей?

Его мемуары — это книга-протей. Каждая эпоха находила в ней что-то свое, мечтательное или сокровенно-интимное. В 1820-е Казанову любили за то, что он выдающийся авантюрист, готовый будни превратить в праздник. Ближе к концу века, с ужесточением цензуры, он стал восприниматься прежде всего как завсегдатай «запретных» будуаров. Далее, на рубеже столетий «своим» сочли его приверженцы ницшеанства: в отличие от анемичных персонажей, населявших декадентские сочинения, этот искатель приключений учил полнокровной, насыщенной жизни и максимальной реализации заложенного в человеке потенциала.

Различия в интерпретациях, рост или снижение популярности Казановы часто объясняются ценностями отдельного исторического момента. При этом самые ярые противники автора «Истории» встречались обычно среди его земляков. Особенно активно открещивались от него, как от представителя старой, раздробленной Италии, в эпоху национального подъема (Рисорджименто): авантюрист — плод насквозь прогнившей, упадочной Венецианской республики, но никак не сын новообразованной героической нации. С приходом фашизма эти настроения возобладали вновь: при том, что именно тогда возник невероятный спрос на разного рода биографии, от Цезаря до дуче, успех мемуаров венецианца оказался обратно пропорционален успеху жанра. В 1935-м актом Министерства культуры «История моей жизни» была запрещена на территории страны…

Такое вот непостоянство даже после смерти, непостоянство книги и читательского отношения к ней. Оно и неудивительно — иногда вообще сложно поверить, что речь в рассказах о Казанове идет об одном человеке. Даже самые строгие моралисты не могут отказать ему в даровании рассказчика — а режиссеру Федерико Феллини мемуары показались скучными, «как телефонный справочник». Бельгийский психоаналитик Л. Флем пишет книгу «Казанова, или Воплощенное счастье», а итальянский профессор Г. Фикара издает труд под названием «Казанова и меланхолия». Этот список можно продолжать.

Конечно, здесь можно напомнить, что сам авантюрист охотно себе противоречил. И к тому же, в отличие от сложившегося характера Дон Жуана его образ на страницах мемуаров находится в постоянном становлении: юный герой представлен в первых главах нежным, пылким, способным на искренние чувства и полным радужных надежд человеком. Постепенно он теряет эти свойства и к концу уже готов купить любовь там, где ее больше не удается завоевать. Однако и это не объясняет того накала эмоций, с которым одни набрасываются на соблазнителя, а другие готовы его защищать.

И вот еще в чем парадокс: именно эта уникальная и зыбкая личность (будь то историческое лицо или персонаж) стала олицетворять «тип» и выветрилась в пустое прозвище заурядного соблазнителя…

Миф о «добром» обольстителе

«В наши дни Казанова стал чем-то вроде спагетти, мандолины и «Санты Лючии» — тем, что ассоциируется с итальянцами за пределами Италии, не вызывая при этом особого уважения или симпатии, — сказал, как отрезал, Марчелло Мастроянни. — Для иностранцев Казанова — это в меру смазливый итальянец, пользующийся некоторым успехом у женщин».

Да, он давно стал мифом: мало кто читал его мемуары, но все слышали об их авторе-герое. Но если в народе это имя слилось с Дон Жуановым, то любой, кто призадумается об этих двоих, обязательно их противопоставит.

Андалусиец — «холодный соблазнитель», для которого женщина — «жертва», очередной номер в списке побед (таков первый стереотип). А венецианец — щедрый любовник, для него каждая женщина — неповторима (тоже стереотип, но — более привлекательный). Романтик из Севильи не любит никого, гедонист Казанова — готов любить каждую. «Испанский Дон Жуан, немецкий доктор Фауст, англичанин Байрон и француз Бодлер — все они прежде всего вечно неудовлетворенные… Казанова же при первом же поцелуе фаустовской Маргариты ощутил бы себя на седьмом небе и пожелал остановить мгновенье» — так резюмировала эту мысль бывшая подруга Муссолини Маргарита Зарфатти, автор книги «Казанова против Дон Жуана».

Крупный план 8
Казанова-автор несомненно вспоминал о своем испанском «предтече», когда сочинял историю собственной жизни. В 1787 году в Праге состоялась премьера оперы «Дон Жуан» Моцарта. Живший неподалеку стареющий мемуарист не раз наезжал в город и даже, возможно, помогал своему приятелю, венецианцу Да Понте, в работе над либретто (среди бумаг в Дуксе найдены две сцены, предназначавшиеся для оперы, но не вошедшие в нее). А вскоре после этого Казанова садится за мемуары. Работая над собственным образом, он сознательно противопоставляет его традиционному образу соблазнителя: в мемуарах не раз появляется «негативный» тип обольстителя (он действует по принципу Дон Жуана — обмануть и исчезнуть), который удачно оттеняет достоинства главного героя, повторно соблазняющего «жертву», но уже на свой манер — мягко, дружески, вызывая в ней не гнев, а слезы радости.

И вот вам результат: в современном открытом обществе, с его пугающей свободой нравов, Дон Жуан стремительно теряет власть над воображением. А не желавший останавливаться на достигнутом Казанова продолжает возбуждать интерес.