Легендарное оружие ниндзя. Холодное боевое оружие ниндзя

Жестокие убийцы, скользящие в ночи бесшумными тенями и сжимающие в руке свое смертоносное оружие – . Примерно так выглядит собирательный портрет средневековых японских профессиональных шпионов.

Окутанная завесой таинственности их разветвленная сеть выступает на историческую арену в IX-X веке. Именно в это время специфические особенности ниндзя оказались востребованными феодальными правителями в их бесконечных войнах друг с другом.

Предлагая свои услуги в качестве наемников и шпионов, эти воины ночи не гнушались любыми средствами для достижения своих целей. Нападение из засады, внезапное появление и стремительный удар, бесшумный бросок на удушение, и столь же внезапное и стремительное исчезновение – все это ниндзя. Для «демонов ночи», так порой называли этих бойцов, требовалось особое оружие.

Меч ниндзя

Таким оружием в их арсенале стал необычный меч. Ниндзя-то (другое название –синобигатана) - это , используемый в короткой, ближней схватке. Из-за того, что условия боя тайной операции подчас не позволяли сделать широкий размах, то ниндзя без особого стеснения укоротили стандартный . Длина клинка мечей ниндзя варьировалась от 50 до 60 см. Это дало бойцам «невидимого фронта» неоспоримые преимущества. Короткий меч было проще молниеносно вынуть из ножен и нанести смертельный удар.

Другой отличительной особенностью меча ниндзя стало отсутствие каких-либо украшений на рукоятке. Никаких каменьев или чего-то другого, способного выдать своим блеском крадущегося в ночи воина.

Чтобы рука не скользила, рукоять обматывали по одним сведениям кожей, по другим- черным шнуром. Ширина рукояти была достаточной для обхвата обеими руками. Для защиты держащей меч руки гарда была массивной, квадратной или в виде четырех лепестковой формы. Возможно, она использовалась также как ступенька для преодоления разного рода препятствий.

В маскировочных целях ниндзя приходилось выдавать себя за представителей разных сословий. Так, рядясь в одежды странствующего монаха, ниндзя использовали модифицированную версию своего меча – сикомидзуэ, в ней гарда отсутствовала.

Ножны меча ниндзя

Отдельного внимания заслуживают ножны, в которых находился . Большая часть легенд, связанных с мечом относится именно к этому предмету. Чтобы не выдать себя в толпе и максимально слиться с ней, ниндзя использовали внешне ничем не отличающиеся от самурайского меча ножны. Но поскольку лезвие ниндзя-то было короче, то в ножнах оставалась свободная полость, в которой можно было хранить разные вспомогательные приспособления.

И вот здесь фантазия поклонников этой культуры боя не знает границ. По их утверждениям, что только сюда не помещалось. Это и отравленные стрелы для духового оружия, и метательный нож, и сякэны (металлические звезды с острыми, смазанными ядом, шипами), и моток веревки, порошок для ослепления противника и даже пищаль (стрелковое оружие тех времен). Все это вполне могло использоваться для ведения боя, только не весь перечисленный арсенал мог одновременно уместиться в этом своеобразном пенале. Скорее всего, для каждой конкретной операции подбирался свой «инвентарь». Иногда такой пенал-наконечник делали съемным, и тогда ножны превращались в трубку для дыхания под водой.

Клинок меча ниндзя

Немало споров историков вызывает сам клинок синобигатана. В первую очередь его форма. У современных клинков лезвие чаще прямое. Тогда как у дошедших до нас оригинальных экземпляров мечей оно было слегка изогнутое. Для нанесения режущего удара именно такая форма более эффективна.

Вообще, при изготовлении клинка основной упор делался на функциональность и надежность. Поэтому сомнительно утверждение, что уступал по качеству самурайскому. При необходимости нанести порой один единственный, но верный удар, он должен был быть, как минимум, таким же острым. К тому же часто именно трофейный меч самурая переделывался под задачи ниндзя.

Характерно, что на новом лезвии никогда не сохраняли никаких гравировок, и отсутствовал желоб для стока крови. Объяснение этому простое. Металл под гравировкой тоньше и при преодолении водных препятствий подвергается большей коррозии, а лезвие со стоком при взмахе издает характерный свист, излишний для воина-тени.

Для всех поклонников японской культуры ниндзя с их ореолом таинственности и сегодня продолжают вызывать огромный интерес. Похождения этих представителей одной из древнейших профессий давно перекочевали на экраны, а любой фанат древних видов японской борьбы мечтает о своем собственном настоящем мече ниндзя.

Ниндзя, или синоби, в японском языке означает «скрывающийся». Этим словом в средние века стали называть воинов-профессионалов, основным ремеслом которых был шпионаж и диверсии. Также они хорошо известны как наемные убийцы.

Считается, что изначально воинами-ниндзя становились простолюдины. Они изучали воинское мастерство затем, чтобы давать отпор произволу самураев. Но позже их специфика несколько изменилась, появилась закрытая профессиональная корпорация наемных убийц. Феодальные кланы часто нанимали ниндзя. Они занимались терроризмом и шпионажем, отслеживали передвижения неприятельских сил, совершали покушения на полководцев.

Легенды о ниндзя

Про ниндзя ходит множество легенд. Что-то из них правда, а что-то вымысел. Так, считалось, что ниндзя всегда носили черные одежды. Именно так они и изображаются. Но на самом деле черные вещи они носили редко, уж слишком это заметно. Использовалась такая одежда в особых случаях, если операция должна была быть максимально мобильной и, вероятно, могла привести к раскрытию агента. А лучший способ сделать свою работу - это необходимость затеряться в толпе. Так что ниндзя одевались, как все.

Легенды гласят, что ниндзя были мастерами боевых искусств. Но на самом деле им это было просто не нужно. Мало кто из них мог одержать победу над самураем в открытом бою. Они всегда действовали скрытно. Их козырем всегда была внезапность.

Оружие

Вопреки распространенному мнению, ниндзя не придерживались кодекса чести. Их приоритетом был результат. Ниндзя - это шпионы и диверсанты, а значит, им требовались надежные методы конспирации. Они сливались с толпой, притворяясь обывателями. Поэтому оружие ниндзя не было ориентировано на сражение. Оно должно было обеспечивать бесшумное и мгновенное убийство. Максимально компактное и незаметное, которое бы органично вписывалось в костюм и не вызывало подозрений, - именно таким было оружие ниндзя, фото которого представлено ниже. Это далеко не все предметы, используемые убийцами.

Наиболее значимые из них:

  • Ниндзято.
  • Нунчаки.
  • Сюрикены.
  • Сикомидзуэ.
  • Кусаригама.
  • Танто.
  • Замаскированное танто.
  • Яды гёку-ро и дагараси-яку.

Клинки и мечи ниндзя

Самураи, как известно, пользовались катанами, а вот оружие ниндзя было несколько другим. Катаны их были компактнее и меньше. Ниндзято - именно таково было их название, оружие ниндзя переделывали из катан. Далеко не все могли себе позволить индивидуальную ковку оружия.

Отобрав в схватке оружие у самураев, ниндзя переделывали их под себя: обрезали, утачивали, придавали нужную форму. Клинки ниндзято были прямыми и предназначались для быстрых ударов. Часто ниндзя оставляли ножны от катаны, которые позволяли им маскироваться под самурая.

Еще один вариант меча - сикомидзуэ. Он прятался в бамбуковой трости. Ниндзя мог замаскироваться под странствующего монаха и взять с собой этот меч. Это оружие не имело гарды, так что его можно было скрытно носить. Совершенство владения техникой иайдо позволяло ниндзя быстро и неожиданно поражать своего противника.

Сай - нечто среднее между трезубцем и стилетом. Использовалось во время диверсионных операций, где была важна мобильность и скорость, а не конспирация. Сай наносил быстрые колющие удары и помогал обороняться от мечей.

Танто - ритуальный кинжал самураев, который очень ценился у ниндзя за компактные габариты. Этим оружием ниндзя мог мгновенно и без шума убить противника.

Особые виды оружия

Нунчаки - довольно специфичное оружие ниндзя, прародиной которого является Китай. Это две палки, которые соединены веревкой или цепью. Очень грозное оружие, способное наносить тяжелые увечья. Ниндзя использовали нунчаки в качестве удушающего или оглушающего инструмента.

Сюрикены - это совершенно особое оружие, сочетающее в себе дротики и метательные «звездочки». Традиционные хира-сюрикены зачастую изготавливались из монет. Форма свастики у сюрикенов объяснялась боевыми качествами этого оружия. Ниндзя с их помощью мог легко обезвредить противника на открытом пространстве, конечно, если тот не был облачен в тяжелую броню.

Кусаригама - тоже достаточно специфичный вариант оружия, прототипом которого был обычный рисовый серп. Внешне он напоминает клевец, но без молотковой части, оснащен цепью с противовесом, что позволяет сбивать противника с ног, наносить дробящие удары и лишать оружия.

Часто ниндзя пользовались и ядами, которыми смазывали холодное оружие. Это помогало продолжить свою работу тогда, когда ниндзя был раскрыт. Также с помощью ядов можно было сымитировать несчастный случай. Использовалось два вида яда: дзагараси-яку убивал мгновенно, а вот яду гёку-ро на это требовалось какое-то время, что позволяло убийце скрыться с места преступления.

Здесь описано только популярное оружие ниндзя. На самом же деле инструментом убийства мог стать абсолютно любой предмет.

Кунаи - нож из бумаги

Кунаи, выполненный из бумаги, абсолютно безопасен. Им можно дополнить образ или просто пополнить коллекцию. Итак, это оригами из бумаги - оружие ниндзя современного, кунаи. Выполняется легко и достаточно быстро, внешне смотрится как настоящий нож.

Возьмите квадратный лист бумаги и согните его по диагонали. Получится прямоугольный треугольник. Его нужно сложить вдвое. Фигура разворачивается в свое исходное положение, затем каждый угол загибается так, чтобы кромка оказывалась на уровне центральной линии сгиба. Фигура вновь складывается вдвое по центральной линии.

Концы бумаги нужно заправить в образовавшийся «кармашек» на одной из сторон фигуры. Получаем острие кинжала.

Теперь потребуется еще один лист бумаги. Его нужно скрутить в тонкую трубочку и протолкнуть в «кармашек» примерно на ¾ длины. Оставшаяся часть трубочки разглаживается. Теперь нужно сформировать наконечник рукоятки. Второй конец трубочки четыре раза загибается над углом в 90 градусов. Кончик нужно либо заправить в первый сгиб либо закрепить каплей клея. Мы получаем выполненное в технике оригами оружие ниндзя. Его можно использовать для косплея или просто для игры.

Оригами сюрикен

Сюрикены были одними из любимейших видов оружия ниндзя. Использовались они для метания и поражения цели на расстоянии. Итак, как же сделать оружие ниндзя из бумаги? Выполняется сюрикен легко, потребуется лишь 20 минут свободного времени, ножницы и 2 листа бумаги.

Если в точности следовать данной схеме оригами, оружие ниндзя сделать очень легко. Как видно, для сборки модели можно взять листы бумаги разного цвета, тогда сюрикен получится оригинальным. Важно помнить, что чем прочнее будет используемая бумага, тем качественнее выйдет и эта модель.

Известен тот факт, что ниндзя были ярыми поклонниками мистицизма и часто наносили символы и знаки на свое оружие. Так что если есть желание, украшайте свое творение каким-нибудь символом. По окончании работы можно приступать к метанию оружия.

Сюрикен из диска

Как сделать оружие ниндзя не из бумаги, чтобы оно дольше прослужило? Тут пригодятся старые CD-диски. Наверняка в каждом доме валяется много этих испортившихся предметов, которые прекрасно подойдут для этой цели. Потребуется сам диск, крепкие ножницы, линейка и маркер. Сюрикен получится достаточно острым, так что при испытании оружия лучше не целиться ни в людей, ни в животных.

На диске нужно прочертить две линии крест-накрест. Это - основа. Теперь нужно нарисовать углы сюркена. Лучше сделать четырехконечную звездочку. Можно и увеличить количество лучей, но вырезать станет сложнее.

Теперь настала очередь ножниц. Осторожно, стараясь не испортить диск и не пораниться об острые края, вырезайте фигуру сюрикена. Когда он будет готов, воспользуйтесь напильником, чтобы затупить края диска.

Готовый сюрикен можно покрасить в любой цвет, используя для этой цели лак для ногтей, гуашь, акварель или акриловую краску.

В заключение

Искусство ниндзя нельзя недооценивать. Они были хитроумными шпионами, успешными диверсантами, беспощадными убийцами. И их инструментами служило множество вариаций оружия, порой специфического, порой переделанного, но всегда беспощадного.

Меч ниндзя - один из самых любопытных предметов в арсенале японских <воинов ночи>. И дело даже не в особой хитроумности его устройства - с этой стороны как раз все просто, а в том огромном количестве нелепиц и лжи, которое в настоящее время сообщается о нем в многочисленных популярных изданиях. Что же реально представлял собой этот загадочный меч ниндзя-то?

Hа основе дошедших до наших дней образцов этого оружия, Hава Юмио описывает синоби-гатану следующим образом.

Рукоять меча (цука) ниндзя была цельнометаллической. Ее оплетали шнуром черного цвета. В отличие от стандартных мечей, в оплетку рукояти синоби-гатаны не вплеталось украшение мэнуки. Гарда у ниндзя-то была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывались черным лаком, либо сначала обтягивались кожей и лишь затем крылись лаком. Hикаких украшений на них обычно не было. Hа конец ножен надевалась отточенная железная головка кодзири. Для прочности ножны охватывались одним металлическим кольцом. К специальному выступу с отверстием на ножнах куригата крепился более длинный, чем обычно, шнур сагэо - около 3,6 метров. Сам клинок обычно был относительно коротким.

И все. Hичего не заметили? Здесь нет ни слова о том, что <шпионский> меч был прямым! Действительно, ни в музее нин-дзюцу в Ига Уэно, ни в ниндзя-ясики в г. Конан я таких мечей не видел. Кроме того, прямые мечи ниндзя-то не описаны ни в работах японских историков нин-дзюцу, ни в японских же энциклопедиях по традиционному оружию, ни в справочниках по мечам. Судя по всему, прямые ниндзя-то - выдумка режиссеров боевиков. И если кто-то попытается демонстрировать вам <технику фехтования ниндзя> с прямым мечом в руках, можете быть уверены - перед вами жулик. И никакие утверждения вроде: <А у нас в школе было так:>, - здесь не проходят. Как не проходят и объяснения, что ниндзя не имели возможности изготовить или купить качественный меч и потому делали свои мечи прямыми и довольно грубыми. Hет. Hиндзя ценили качественное оружие не меньше самураев, да и средств у них на его приобретение вполне хватало. Кроме того, у прямого меча по сравнению с обычной катаной очень много недостатков в бою.

Главной особенностью шпионского меча была его функциональность. Для того чтобы ножны ниндзя-то (сая) не привлекали к себе внимание нескромных глаз, их делали очень простыми, лишенными всякой красивости, но прочными, чтобы их можно было использовать в качестве дубинки или как подвесной насест при длительном наблюдении за врагом. Hередко ножны были сантиметров на десять длиннее клинка. В образовавшуюся пустоту помещали различные мелкие предметы: бо-сюрикэны, секретные документы, ослепляющий порошок и т.д. У некоторых образцов наконечник ножен (кодзири) снимался, благодаря чему ножны можно было использовать как духовое ружье для стрельбы отравленными иголками или как трубку для дыхания под водой.

Более длинный, чем обычно, шнур сагэо также давал лазутчику массу преимуществ. Его использовали для связывания, устройства ловушек и т.д. и т.п. Синоби даже кодифицировали так называемые <семь искусств сагэо> - сагэо сити-дзюцу, о которых подробнее будет говориться далее.

Гарда (цуба) синоби-гатаны, как уже говорилось, была квадратной со стороной около 8-10 см и толщиной около 5 мм. Такая простая форма лучше соответствовала специфике работы ниндзя, использовавших гарду как ступеньку при влезании. Кроме того, большой квадратной гардой с заточенными краями и углами можно было располосовать лицо противника в ближнем бою, а стальным набалдашником ножен кодзири пробить ему грудную клетку или выбить глаз. Правда, такие необычные гарда и кодзири не могли не бросаться в глаза и должны были постоянно привлекать к себе внимание.

Меч ниндзя - ниндзя-кэн (ниндзя-то) был прямым и коротким, короче меча самурая; общая длина составляла меньше метра, клинок - 50-60 см.

Меч как инструмент

Длинная рукоять могла вмещать в себе тайник, была хорошим рычагом при взламывании. Прямое лезвие удобно для бурения дыр, прорубания дверей, расшатывания бревен и каменной клади, копания земли. Квадратная гарда (цубо) использовалась как ступенька, при ударе в голову служила как кастет.

Многофункциональные ножны

Ножны (сая) изготавливались предельно прочными, со сквозной полостью.

Они использовались как дубинка или качели, на которых сидя могли отдыхать. Вставив в полость рукоять меча и закрепив его, получали короткую алебарду для боя и дистанции. Ножны служили как тайник для писем, ядов, дротиков, отмычек, цепочек, отравленных шипов…

Переправляясь или затаившись под водой ниндзя мог долго сидеть, уцепившись за камни и дышать через полость ножен.

В некоторых случаях их использовали как ружьё, начиняя порохом, или как духовую трубку при выдувании колючек с ядом.

Для практичности использовались и двойные ножны для меча и ножа - танто, что впрочем встречалось довольно редко.

На ножны накручивалась прочная веревка или кожаный ремешок с быстро развазывающимся узлом для использования в самых различных целях: как жгут для остановки кровотечения, веревка для переправы или связывания и удушения противника, для транспортировки грузов или пленных, конструирования ловушек, навешивания качелей и т.д.

Наконечник-заглушка со стороны острия в ножнах порой имела небольшое лезвие и использовалась как бурав.

Нужна ли гарда мечу ниндзя?

Меч иногда не имел гарды, замаскировавшись под палку-посох.

В некоторых моделях вместо гарды имеются выступы-рожки, которыми заклинивается оружие противника.
В общем, это целый арсенал, удобный для переноски в походе. Его носили за поясом, пробираясь по лесу, иначе он цеплялся за ветки, а при неудачном перекате через голову мог ударить гардой по затылку. Да и выхватывание меча сбоку являлось более скоростным, что имеет большое значение в случае непредвиденной ситуации. Другое дело, когда появлялась необходимость куда-то карабкаться или ползти. Тогда меч на перевязи помещали за спину.

Практичное применение меча

Если маршрут был длинным, ниндзя мог и не брать с собой меч, а отобрать у самурая длинный меч-катана или короткий-вакидзаши, и орудовать “трофейным” оружием.

Коротким мечом было гораздо проще сражаться в узких коридорах замка, в небольших помещениях или толпе.

Для практичного ниндзя меч был просто удобным куском железа, инструментом, не более того. И он не сильно горевал, бросая его в случае необходимости или для отвлечения внимания. В отличии от самурая, для самурая потеря меча, означало потерю достоинства.

Техника выхватывания меча ниндзя тоже отличалась от самурайского искусства. Выхватывать его приходилось порой из-за спины, одновременно спрыгивая с дерева и тут же нанося удары.

Техника владения мечом предусматривала также выхватывания оружия из-за пояса, сразу переходя к ударам, вынимая его по дуге снизу вверх или по диагонали.


В ход шли неожиданные удары концом рукояти, где в некоторых моделях оружия был хорошо заточенный выступ или шип.

Не успевая выхватить меч, можно было попробовать парировать оружие рукоятью меча.

Техника фехтования тоже существенно отличалась от самурайского. Поскольку клинок текуто плохо резал оттягивающими ударами сверху и по диагонали, широко использовались рубящие и колющие техники.

Следует учитывать, что самурайский меч - катана запросто разрубал плохое или среднего качества изделия. Поэтому не практиковалось киношных ударов клинок о клинок, при котором летят искры. Ниндзя должен был как бы обвиваться вокруг более крепкого меча или стараться ударить по нему сбоку.

Для некоторых ниндзя меч служил, так же как и для самурая - чуть ли не святыней, как у других ниндзей просто полезным инструментом и потеряв его не огорчались, потому что оружие практичного ниндзя - все же остается хитрость и умение адаптироваться под различные ситуации.

— Делитесь с друзьями

Один человек имеет право смотреть на другого свысока только тогда, когда он помогает ему подняться.

Японские клинки

Хотя многие ассоциируют с Японией только самурайский меч, они неправы. Одними из самых разнообразных и знаменитых являются японские мечи катана, вакидзаси, тати, кинжал танто, редко встречающийся кэн, различные виды копий яри и алебарда нагината.

Тати - длинный меч (длина клинка от 61 см) с относительно большим изгибом (сори), предназначался в основном для конного боя. Существует разновидность тати под названием одати, то есть «большой» тати с длиной клинка от 1 м (от 75 см с XVI века). Визуально внешне по клинку отличить катану от тати сложно, они различаются, прежде всего, по манере ношения. Тати обычно длиннее и более изогнут (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута). Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на бедро в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку.

Вакидзаси - короткий меч (длина клинка 30,3-60,6 см). С конца XVI века в паре с более длинной катаной образует стандартный набор вооружения самурая «дайсё» («длинный и короткий»). Использовался как для боя в тесном помещении, так и в паре с катаной в некоторых техниках фехтования. В отличие от катаны, разрешался к ношению не-самураям.

Кодати (Кодачи) - малый тати, японский меч, бытовавший с X по XVII в. Клинок однолезвийный, малой кривизны, длиной до 600 мм. Изготавливался путем многократной ковки, что способствовало возникновению узора, сравнимого с фактурой древесины. Цуба круглая. Кодати обычно носился клинком вниз в паре с косигатаной.

Косигатана – малый меч, который не имеет гарды. Длина клинка – до 45 см. Иногда вместо него или в дополнение носят кинжал танто.

Цуруги - прямой обоюдоострый меч, распространённый в Японии до X века. Многие образцы не относятся к настоящим японским мечам (нихонто), так как изготовлены по китайской или корейской технологиям. В широком смысле термин использовался в древности для обозначения всех мечей. В более позднее время вытеснился термином "кэн" для обозначения прямого меча.


Мес о-дати двуручный меч с клинком более одного (нередко – до полутора) метров. В одном из святилищ провинции Этиго хранится меч длиной 2,25 метра с хвостовиком 50 см. Форма этих чудовищных орудий повторяет форму тати, несмотря на свои размеры они выглядят весьма соразмерно. Таким оружием можно было разрубить противника одним ударом, не заботясь о его доспехе. Меч такого типа носили за спиной, перед боем ножны отбрасывались, поэтому в большинстве случаев ножны о-дати не украшались.

Танто - кинжал или нож (длина клинка < 30,3 см). Меч тати, как правило, сопровождался коротким танто.

Нагината - промежуточное оружие между мечом и копьём: сильно изогнутый клинок длиной до 60 см, закреплённый на рукояти длиной в рост человека. С тех пор, как нагината была принята на вооружение самураев, обычно и чаще всего она использовалась женщинами для защиты от нападения во время отсутствия мужчин. Наибольшее распространение получила во время правления императоров эры Камакура и Муромати.

Яри - японское копьё, которое не было предназначено для метания. Яри использовалось воинами с самых древних времён. Конструкция яри несколько напоминает обычный меч. Изготовлением яри занимались простые ремесленники (не мастера), так как конструктивно это оружие не требовало большого мастерства и делалось "из единого куска". Длина лезвия около 20 см. Яри использовалась как самураями, так и обычными солдатами.

Катана (утигатана)- японское холодное оружие, длинный самурайский меч.

Общая длина меча - 90-120 см, длина рукояти около 30 см, вес 1-1,5 кг, толщина колеблется от 5 см со стороны обуха до толщины волоса и тоньше со стороны лезвия. Рукоять катаны обычно деревянная, обтягивается акульей кожей или кожей ската, либо тканью с обмоткой шелковой тесьмой.

Гарда катаны имеет чаще всего круглую, а также лепестковую, многогранную, сложную ажурную форму; украшалась резьбой, чеканкой, инкрустацией из серебра, золота, слоновой кости.


Ножны катаны изготавливаются из дерева магнолии, покрываются черным или цветным лаком и украшаются бронзовыми накладками. В устье ножен часто располагаются в небольших специальных гнездах маленькие ножи. Рукоятки ножей декорируются в том же стиле, что и сам меч.

Почти все более или менее ценные клинки помечены подписью мастера, на некоторых даже выставлено число. Надпись всегда выбита на стержне горячим путем.


Исключительные экземпляры клинков украшены гравировкой, исполненной резцом. Удивительно искусство, с которым делают японцы на своих клинках из такого материала, как сталь, не только вычеканивали, а также и сквозные узоры, до такой степени тонкие и нежные, как будто бы они были отлиты. Чаще всего эти узоры изображают обвивающихся или грызущих копье драконов, девизы, гербы, а иногда простые желобки; реже это фигуры божеств. На некоторых очень роскошных клинках узоры были не только вычеканены, но и насечены золотом и серебром.


Древняя боевая сабля имела прямой, копьевидный клинок, с двумя лезвиями. Во время феодальных войн были в большом употреблении сабли для двух рук, но по мере смягчения нравов белое оружие делается все легче и меньше.

Сабля, которой совершался обряд харакири (распаривания живота), имела среднюю величину, представляют середину между большой, саблей кинжалом. Обряд этот - обычай самоубийства, распространенный среди высшего сословия. К нему прибегают люди, решившиеся добровольно покончить свою жизнь или осужденные на смерть за проступок, не позорящий их чести и не влекущий за собой потери или понижения в военном чине.
ЭТИКЕТ

Этикет сабли был столь же сложен, как и торжественен. Ударить ножны своей сабли об ножны другого считается уже важной ошибкой против правил этикета; повернуть ножны как бы намереваясь обнажить саблю, уже равняется вызову.

Если, разговаривая с кем-нибудь, положить оружие на пол и толкнуть ногой рукоять в сторону собеседника, то это считается смертельной обидой(расценивалось как предложение сделать харакири). Невежливо вынуть катану из ножен в присутствии других, не спросив предварительно разрешения у каждого. Войти в дом друга с саблей означало разрыв дружбы. Те, которые по своему положению могли являться в сопровождении слуги, должны были оставлять оружие на попечение последнего, если были одни, то снимали оружие при входе, где слуги хозяина должны немедленно принять его, но не голой рукой, а шелковым платком, который только и служил для этой церемонии; затем сабля кладется на особенную подставку, которая должна находиться на почетном месте около гостя, и вообще, оружию гостя предписывается оказывать то же уважение и внимание, как и ему самому.

Большая сабля, или если их носили две, отстегивалась от пояса, не вынимаясь из ножен, и клалась по правую руку своего хозяина, так чтобы он не мог ее обнажить. Вообще сабля никогда не кладется по левую сторону, за исключением случаев, представляющих непосредственную опасность нападения.

Показывать обнаженную саблю считается большим оскорблением, если это не делается с целью дать возможность друзьям полюбоваться прекрасным клинком; точно также не в правилах вежливости просить показать саблю, если она не представляет собой ценного экземпляра, так что просьба могла бы польстить самолюбию хозяина.

В таких случаях оружие показывают со стороны обуха, обращая рукоятку влево и лезвием к себе. Собеседник не может дотрагиваться до рукоятки иначе как куском шелка, который обыкновенно имеется у каждого в кармане, или куском чистой бумаги. Клинок полагается выдвигать из ножен постепенно, чтобы любоваться им по частям. Весь клинок выдвигается только по настоятельной просьбе гостя, при этом хозяин должен выказывать большое замешательство и держать клинок на большом расстоянии от присутствующих.

Налюбовавшись им достаточно, клинок следует тщательно обтереть специально употребляющимся для того полотенцем, вложить в ножны и в том же виде возвратить хозяину. Маленькая сабля остается на поясе и снимается хозяином и гостем только в случае продолжительного визита. Женщине допускается носить саблю, только когда она находится по дороге одна, кроме того, саблю надевают и придворные дамы в случае пожара во дворце (на случай защиты от мародеров или захватчиков, что нередко было одним и тем же).

Благодаря заботам, которыми их окружали, клинки в течение столетий сохраняют чистый зеркальный блеск. Есть старинные клинки, у которых весь стержень поврежден ржавчиной, испещрен отверстиями, следами неоднократной перемены рукоятки, а клинок между тем от рукоятки до острия выглядит так, будто бы он только что вышел из мастерской.

Мечи строго различаются оформлением оправ ножен, рукоятями и т. д., что дает возможность точно определить ранг владельца. Помимо боевых мечей (бу-но тати) существуют богато украшенные парадные мечи кадзари-тати, иногда с боевым клинком (маки-э-но тати), а иногда совершенно непригодные для боя, с клинком из расплющенного железного прута.
МЕЧ НИНДЗЯ (синоби-гатана; ниндзя-то)

Меч ниндзя - один из самых любопытных предметов в арсенале японских «воинов ночи». И дело даже не в особой хитроумности его устройства - с этой стороны как раз все просто, а в том огромном количестве нелепиц и лжи, которое в настоящее время сообщается о нем в многочисленных популярных изданиях. Что же реально представлял собой этот загадочный меч ниндзя-то?

Hа основе дошедших до наших дней образцов этого оружия, Hава Юмио описывает синоби-гатану следующим образом.

Рукоять меча (цука) ниндзя была цельнометаллической. Ее оплетали шнуром черного цвета. В отличие от стандартных мечей, в оплетку рукояти синоби-гатаны не вплеталось украшение мэнуки. Гарда у ниндзя-то была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывались черным лаком, либо сначала обтягивались кожей и лишь затем крылись лаком. Hикаких украшений на них обычно не было. Hа конец ножен надевалась отточенная железная головка кодзири. Для прочности ножны охватывались одним металлическим кольцом. К специальному выступу с отверстием на ножнах куригата крепился более длинный, чем обычно, шнур сагэо - около 3,6 метров. Сам клинок обычно был относительно коротким.

Главной особенностью шпионского меча была его функциональность. Для того чтобы ножны ниндзя-то (сая) не привлекали к себе внимание нескромных глаз, их делали очень простыми, лишенными всякой красивости, но прочными, чтобы их можно было использовать в качестве дубинки или как подвесной насест при длительном наблюдении за врагом. Hередко ножны были сантиметров на десять длиннее клинка. В образовавшуюся пустоту помещали различные мелкие предметы: бо-сюрикены, секретные документы, ослепляющий порошок и т.д. У некоторых образцов наконечник ножен (кодзири) снимался, благодаря чему ножны можно было использовать как духовое ружье для стрельбы отравленными иголками или как трубку для дыхания под водой. Более длинный, чем обычно, шнур сагэо также давал лазутчику массу преимуществ. Его использовали для связывания, устройства ловушек и т.д. и т.п.

Hава Юмио указывает, что акулья кожа, которой отделывались рукояти японских мечей, при попадании на нее воды сильно разбухает, и мечом становится пользоваться неудобно. Поэтому для защиты от воды ниндзя покрывали акулью кожу лаком (такие образцы мечей действительно встречаются в коллекциях), а сверху закрывали еще и оленьей кожей, которая от воды, наоборот, сжимается, и обматывали нитью.

Мечи ниндзя, как правило, были относительно короткими, так как длинный меч является обузой во время разведывательных операций, когда надо продираться сквозь буераки и буреломы, лазить по деревьям и стенам. Длина клинка синоби-гатаны, судя по сохранившимся образцам, колебалась в пределах от 42,5 см до 54,5 см. При этом клинок был относительно толстым и широким и обладал прекрасными рубяще-режущими качествами.

В отличие от стандартных мечей, которыми пользовались обычные самураи, на клинке синоби-гатаны как правило не было ни желоба для стока крови, ни гравировки, так как гравированный меч легче поддается ржавчине при попадании на него воды (а ниндзя, как известно, то и дело приходилось форсировать реки, рвы, действовать под проливным дождем), а меч со стоком при рубке издает характерный свист, который может выдать синоби врагу.


ИСТОРИЯ

До 900 года нашей эры (в эпоху древнего меча, чокуто или кэн) в Японии не было своих клинков, а те которые и пытались ковать были такого плохого качества, что воины чаще доверяли свою жизнь китайским или корейским мечам.

Только в эпоху "кото" стали появляться искривленные, с длинной клинка около 120см, и с обоюдоострым острием, мечи. Но постепенно, они были замещены более короткими клинками. Биться на лошади длинным мечем не совсем удобно а порой и просто не возможно. Типичным мечом того времени можно считать сохранившийся клинок клана Таиро "когарасу-мару". Вполне возможно, что этот клинок принадлежит работе кузнеца Ясудзун, именно его считают отцом "типично японских мечей".

Цуба

В эту эпоху (кото) 900-1530 гг. стали развиваться знаменитые школы кузнечного оружейного мастерства - Бизен, Ямосиро, Ямото, Сошу и Мино. Именно мечи Сошу считаются непревзойденными до сих пор. Создание искривленного клинка легко объяснимо - основные бои происходили в конном строю, поэтому именно искривленные клинки вытеснили прямые китайские мечи. Но и на ранних японских саблях-мечах можно видеть обоюдоострый клинок как на когарису-зикури.

Эпоха нового меча (шинто) 1530-1867 гг. В Японии установилось относительно спокойное, мирное время. Этот период совпал с эпохой Сёгуната, Япония вновь стала централизованным государством, что немедленно отразилось на внешнем виде и свойствах японского меча. Меч стал превращаться все больше в символ статуса, чем представлять собой боевой клинок. Внешний вид стал важнее кузнечного искусства, теперь оружейники уделяли чрезмерное внимание к украшениям, что повлияло на снижение качества самих клинков. Центром изготовления клинков стал город Эдо (современный Токио). В ХVIII столетии оружие является только предметом роскоши, чему доказательством служат прекрасные клинки Наотане. Самые драгоценные сабли сохраняются в храмах, и великолепной коллекцией отличается храм Ицуку-Шима; сабли Ибритомо хранятся в храме Гатшимана в Камакура, а сабли Иея – в главном храме Никко.


Эпоха современного меча (синто) с 1868 года. Именно в 1868 году император Мэйдзи лишил сёгуна исполнительной власти и начал править самостоятельно. Одним из наиболее резких шагов было лишение привилегий касты самураев. В 1876 году было запрещено ношение мечей. Многие оружейники потеряли работу.
СТРОЕНИЕ

Киссаки - острие.
Якиба - заточенная область.
Хамон - полоса закалки.
Йи - поверхность клинка (плоская сторона).
Синоги - ребро жесткости.
Синоги йи - верхняя часть клинка.
Муне - тыльная сторона клинка (соответствует короткому лезвию в европейском мече).
Хи - дола.
Хоримоно - гравировка.
Накато - хвостовик клинка.
Хабаки - клиновидный зажим.
Сеппа - подкладочный диск.
Цуба - чашка, в европейском мече гарда.
Фучи - крепежное кольцо рукояти.
Мекуги - крепежная бамбуковая шпилька
Менуки - украшение рукояти, элемент декора под оплеткой рукояти.
Кохири - наконечник ножен.
Сагео - шнур или лента крепления ножен.
Куриката - петля на ножнах.
Коигучи - устье ножен (рот карпа)

Японский меч по своему строению очень сильно напоминает саблю, но в самой Японии, мечом называется любой клинок, длина которого превышает 0,5 сяку. Длина меча измеряется, как у сабли, а единицей измерения является сяку (30,3 см). Тан-то или короткий меч (по европейским меркам кинжал) от 0,5 до 1 сяку. Сох-то или средний меч (в Европе короткий меч) от 1 до 2 сяку. Даи-то или длинный меч более 2, но не больше 3 сяку (в Европе просто меч или длинный меч, но не бастард).

Споры по поводу того, является ли японская катана двуручной саблей или все-таки мечом, ведутся очень давно. Сторонников того, что катана - меч, не меньше тех, кто утверждает, что это двуручная сабля. Но все эти споры бессмысленны, ведь сами японцы называют катану мечом, а европейцы зачастую именуют шпагу мечом, кому от этого стало хуже? Кто-то может сказать, что у меча обоюдоострый клинок, тогда как катана имеет всего одно лезвие. И очень сильно ошибется, среди мечей немало клинков с одним лезвием! Палаш, ятаган или так называемый меч гуннов (кстати прототип всех существующих ныне сабель). Так что глупо настаивать на правильном названии "японская сабля" (именно такая классификация встречается во французском языке), когда в умах человечества укоренилось название "японский меч".