Космические пейзажи на земле.

25 ноября 2015 По общему мнению, приближается эра космического туризма. Однако в ожидании пока ещё неблизкого времени, когда на другие планеты смогут летать люди без специальной подготовки, есть смысл обратить внимание на некоторые удивительные уголки нашей Земли.

Природа некоторых из них настолько своеобразна, что невольно приходит мысль о её внеземном происхождении. Такие «космические пейзажи» давно используются для съёмок фантастических фильмов, недавний пример - нашумевший «Марсианин», но большинству туристов они остаются неведомыми. Мы попробуем восполнить этот пробел, опубликовав здесь несколько фотографий с «неземными ландшафтами».


Эта самая засушливая и совершенно непригодная для жизни людей территория Земли, говорят, вселяет оптимизм в учёных, ищущих жизнь на других планетах. Ведь в Атакаме, при её 50 миллиметрах осадков в год, жизнь всё-таки есть! Скудная растительность - редкие кактусы, мхи, лишайники, тем не менее, даёт возможность существовать довольно разнообразной местной фауне. В Атакаме живут викуни (разновидность ламы), вискачи (шиншиллы с длинными хвостами), и 120(!) видов диких птиц. Уж если здесь можно жить….



Снимать «Марсианина» в долине Бикон почему-то не стали. А зря - в здешнем пейзаже преобладают мрачные красноватые тона, а природные условия в долине, по мнению астробиологов, наиболее близкие к марсианским. Природная влага отсутствует полностью, как, кстати, и на Марсе - только льды. Однако и здесь в 2007 году учёным удалось найти в долине Бикон штаммы бактерий и даже, несмотря на более чем солидный возраст (восемь миллионов лет!), вернуть их к жизни! У Марса, как говорится, не всё потеряно!



В национальном парке Вале де Луа можно увидеть самые древние скалы на Земле - им около двух миллиардов лет! На нашей планете не только нет ничего старше их, но и ничего, чтобы так мало было похоже на обычный, земной горный пейзаж. Причудливая, фантастическая форма скал и валунов - результат воздействия осадков, ветров и различных природных катаклизмов. Палеонтологи часто находят здесь останки вымерших доисторических животных. Они обитали в этих скалах, когда скалы уже были очень старыми!



Сухие долины Мак-Мердо - не только одно из самых сухих мест на нашей планете, но и одно из самых парадоксальных. Здесь, на территории антарктического материка, совсем нет льда, и не было его, по подсчётам учёных, восемь миллионов лет! С горных вершин постоянно дуют самые сильные на Земле ветры, скоростью до 320 километров в час. Они выдувают всю влагу, а осадков, в любом виде, здесь просто не бывает. Это настолько близко к марсианским условиям, что НАСА даже проводило в Мак-Мердо испытания своих «Викингов» - спускаемых космических аппаратов.



Поверхность Марса, как мы её себе представляем по фильмам и иллюстрациям к фантастическим романам, выглядит примерно так, как иорданская пустыня Вади Рам. Безжизненные пески, неестественно живописные скалы с каньонами и арками. Не случайно Вади Рам так любят киношники - кроме уже упомянутого «Марсианина», здесь снимали и «Прометея», и «Лоуренса Аравийского», и «Трансформеров»….


Архипелаг Сокотра в Индийском океане, принадлежащий Республике Йемен, известен не только своей самобытной культурой, восходящей к древним культурам Южной Аравии. Здесь взору путешественника открываются воистину неземные пейзажи. Их «неузнаваемость» вполне объяснима - растительность на Сокотре в основном эндемичная, т. е. не встречающаяся больше нигде. Один из самых знаменитых эндемиков Сокотры и символ всего архипелага - красная драцена, грибовидное дерево с зелёной шапкой из листьев, достигающее в высоту 10 метров.



Китайский геологический парк Чжанъе Данься известен во всём мире своими разноцветными скалами. Эти скалы, отроги Гималаев - результат сдвигов земной коры, процессов выветривания и эрозии, в течение 24 миллионов лет воздействовавших на горные породы. Отложения песчаника ярко-желтого, огненно-красного, зелёного и кремово-оранжевого цветов залегают таким образом, что образуется некое подобие слоёного пирога. Внеземные красоты парка Чжанъе Данься в 2010 году пополнили список Всемирного наследия ЮНЕСКО как природный памятник.


Знаменитый «Аватар» Джеймса Кэмерона снимался в Чжанцзяцзе, китайском национальном парке, являющемся частью горной системы Улинъюань. После выхода фильма на экраны в Улинъюань хлынули туристы, большей частью из Китая - в стране мало знали о неземных красотах этих гор. Своими причудливыми очертаниями три тысячи пиков и горных утёсов Улинъюаня обязаны процессу ветрам, в течение миллионов лет «обрабатывавшим» мягкие горные породы, преимущественно песчаники и известняки.



Для этого феномена, находящегося на границе двух американских штатов, Аризоны и Юты, даже не нашлось подходящего названия. Это не долина, не каньон и не плато, а именно некая скальная формация, которую назвали «Волной». Учёные считают, что сформировалось это странное «нечто» из песчаных дюн с большим содержанием различных минералов - марганца, оксидов железа, магния. Минералы сделали песок «полосатым», а ветры, дувшие здесь на протяжении сотен тысяч лет, довершили дело. Конструкция получилась довольно хрупкой, доступ туристов к уникальному природному памятнику ограничен.



Увидеть где-нибудь на Земле что-то, хотя бы внешне подобное пейзажу вблизи вулкана Даллол, что на границе Эфиопии с Эритреей, вряд ли удастся. Астрономы считают, что похожим образом может выглядеть поверхность спутника Юпитера Ио. Живописные террасы причудливого вида и фантастической формы образовались вокруг Даллола в результате вымывания из стенок его кратера, опоясывающих впадину, огромного количества калийных солей, а также железа и марганца. Вода, скапливающаяся во впадине после тропических ливней, представляет собой перенасыщенный раствор различных солей и других минералов. Испаряясь, влага оставляет после себя минеральные отложения и водоёмы с разноцветной водой. Вулкан Даллол извергался последний раз в 1926 году.

Действительно ли было время, когда Землёй правили гиганты и драконы, применяющие своё колдовство на земле, борющиеся за превосходство и оставившие такой беспорядок? Могли ли инопланетяне посетить эти королевства использовать их в своих хитрых целях? Конечно, учёным удалось найти правдоподобные объяснения для неземных пейзажей нашего мира. Но они всё ещё не нашли причины их идеальной симметрии, сложных цветовых палитр, поразительного сходства с вещами, сделанными руками человека, или, возможно, инопланетных конструкций. Они окружены легендами и тайнами, и кто может с уверенностью сказать, что здесь - выдумка, а что - реальные факты?

Здесь представлены уникальные места на нашей планете, которые ей как будто «не подходят». Кажется, что эти впечатляющие неземные психоделические пейзажи появились откуда-то из космоса, сюрреалистической живописи или научно-фантастического фильма. Они - главное доказательство того, что воображение матери-природы превосходит наше собственное.

1. Вулкан Пу’у-О’о на Гавайях

Он стал знаменитым, когда он был признан самым активным вулканом за последние пять столетий. С 1983-го года он непрерывно извергается, разливая 350 км³ лавы и покрывая почти 130 км² суши. Иногда лава выбрасывается вверх на высоту 460-ти метров, создавая потрясающее зрелище.

Три года спустя после его первого извержения поток лавы достиг океанских вод за 16 км от кратера, сформировав многочисленные лавовые трубы и впечатляющие облака пара, высоко поднимающиеся над землёй. Наиболее разрушительное извержение произошло в 1990-м году, когда лава покрыла два поселения, уничтожив более 100 домов. Гавайские легенды говорят о богине гавайских вулканов Пеле, которая использует свой магический жезл, чтобы открыть вулкану рот. Название О’о как раз относится к этому инструменту со сверхъестественными силами.

Несмотря на постоянную угрозу, которую он представляет, вулкан продолжает очаровывать исследователей и привлекать множество туристов и искателей острых ощущений, желающих взглянуть на то, что похоже на кипящий первичный бульон, готовый к созданию новых миров.

2. Шоколадные холмы на Филиппинах

Они такого же цвета, как и всеми любимый десерт. К сожалению, Шоколадные холмы съесть нельзя. Это и не огромные кротовые кочки. Имеющие форму идеальных конусов Шоколадные холмы находятся в списке самых странных и редких геологических явлений на Земле.

Почти 80 км² поверхности Бохоля, десятого по величине острова в Филиппинах, покрывают 1268 таких холмов высотой от 30-ти до 122-х метров. Они сформировались около 2,5 млрд лет назад, и существует несколько теорий относительно их происхождения. Одна гласит, что эти холмы - результат тектонической активности, перемещавшей и поднявшей известняковые отложения со дна моря, которое когда-то покрывало наш мир. Но никто до сих пор не смог объяснить их идеальную симметрию.

Обычно покрытые растительностью, во время сухого сезона и длительных периодов засухи холмы приобретают шоколадно-коричневый оттенок. Согласно легенде, конусы были созданы давным-давно, когда два гиганта боролись на этих землях, бросая камни и груды песка друг в друга в течение нескольких дней подряд, оставив после себя большой беспорядок.

3. Горы Тианци в Китае

Кажется, что эти невероятно высокие и тонкие горы поддерживают свой баланс, как балерины на пуантах, даже любопытно, как они до сих пор не рухнули. Если они выглядят знакомо, это потому что именно они вдохновили на создание парящих гор на планете Пандора в фильме Джеймса Кэмерона (James Cameron) «Аватар». И они действительно заставляют нас задуматься о местах, где природа всё ещё живёт в мире с людьми и всеми живыми существами.

Горы Тианци в китайской провинции Хунань сформировались под водой около 380-ти млн лет назад. Вода терпеливо высекала мягкий песчаник, оставляя только твёрдые скалы в середине, всё ещё стоящие, как заострённые башни, таким образом создав около 3000 этих гигантских и внушительных колонн, которые иногда достигают высоты 1220-ти метров над уровнем моря, выглядывая из тумана, как таинственные стражи.

Тианци значит «Сын неба» - неземное имя для неземного места. Тианци растягиваются на более чем 16 550 акров земли. Тысячи художественно сформированных пиков, каждый стоящий выше, чем другие, старые выветрившиеся шпили из кварцевого песчаника со своими вершинами, покрытые соснами, восхищают взгляд драматическим пейзажем массивных блоков, обелисков и башен, ждущих наших аватаров, чтобы разведать их.

4. Каменный лес Найгу в Китае

Занимая площадь более 26 000 гектаров, китайский каменный лес охватывает большую часть провинций Гуанси, Юньнань и Гуйчжоу. Каменный лес Найгу в Шилине, самой впечатляющей части провинции Юньнань, может похвастаться разнообразием форм и цветов. Также известные как Чёрный каменный лес или просто Шилинь благодаря близости к одноимённому городу, эти поразительные известняковые образования вырастают прямо из земли, как кальцинированные деревья, создавая уникальную иллюзию каменного леса или окаменевшего шторма на море.

Согласно легенде, это негостеприимное место - родина Ашимы, прекрасной девушки, влюбившейся в человека, за которого ей было запрещено выходить замуж. Ужасно страдая, она превратилась в камень вместе с целым лесом, окружавшим её.

Сформировавшийся в результате известкового распада около 270-ти млн лет назад, карстовый ландшафт окутан таинственной атмосферой, будто тёмные тени упали на эти неземные шипы, башни, блоки и колонны, напоминающие животных, порталы и грибы, самые высокие из которых достигают 40 метров в высоту, с озёрами, пещерами и подземными потоками. Найгу в переводе значит «древний и чёрный», подходящее название для одного из самых загадочных мест планеты.

5. Вади Рум в Иордании

Достаточно очевидно, почему её называют Долиной Луны. Ставшая известной благодаря Лоуренсу Аравийскому, Вади Рум - это розовая пустыня в южной Иордании, осыпанная высокими и заострёнными скалами среди больших долин, с уникальными образованиями из песчаника: там есть высокие скалы, природные арки, пандусы, пещеры и впечатляющие оползни.

Признанные природным и культурным объектом ЮНЕСКО узкие ущелья Вади Рум стали свидетелями более чем 12-ти тысяч лет жизни человечества с более чем 25 000 наскальных изображений и 154 культурными памятниками, предлагающими взглянуть на эволюцию пастушеской и сельскохозяйственной деятельности этой области. Это родина бедуинов с их большими шатрами из козьей шерсти, ставших визитной карточкой этого места, а также Вади Рум - это желанный пункт назначения для скалолазов, и искатели острых ощущений приезжают сюда, чтобы бросить вызов одиноким пикам на самых сложных маршрутах.

Впечатляющая яркая смесь красного песка и чёрного базальта, Вади Рум - это родина знаменитых «Семи столпов мудрости». В то время как большинство верят, что роман Т. Э. Лоуренса назван в честь этих ярких образований из песчаника, в действительности дело обстоит как раз наоборот. Только в последние десять лет было принято это название, но при тщательном подсчёте мы обнаруживаем, что здесь есть только шесть столпов.

6. Иглхок-Нек в Тасмании

К югу от Тасмании узкий песочный перешеек соединяет полуостров Тасман и материк. Иглхок-Нек известен по двум причинам. Во-первых, это красноречивый пример крайне редкого геологического явления под названием мозаичный тротуар. Из-за эрозии и фрагментации породы, вызванных движением тектонических плит, земля выглядит, как будто её выложили сотнями геометрически идеальных плиток, очень похожих на искусственное покрытие.

Во-вторых, Иглхок-Нек рассказывает жуткую историю о первой в мире охраняемой собаками тюрьме. Собак намеренно морили голодом, чтобы они становились агрессивными. Узкий участок земли был единственными воротами на свободу для британских заключённых Порт-Артура. Заключённым пришлось бы преодолеть 400 метров по перешейку шириной 30 метров. Кроме охранников, они должны были бы пройти мимо девяти свирепых собак, посаженных на цепь на равном расстоянии друг от друга, так что они не могли дотянуться друг до друга, но зато схватить любого, кто попытается пройти мимо них. Заключённые были беззащитны.

Плюс ко всему существует множество легенд, что воды кишат акулами, которые предотвратили бы попытку бегства по океану. На протяжении всей истории тюрьмы, только троим удалось сбежать в 1842-м году. Одним из сбежавших был печально известный Мартин Кэш.

7. Озеро Хиллер в Австралии

Это не огромная жевательная резинка и не клубничный молочный коктейль. Это всего лишь озеро на острове Средний в Австралии. Правда, выглядит оно так, будто там пролили какую-то странную розовую субстанцию. Достигающее в длину 600 метров озеро Хиллер отделено от океана узкой полоской земли и окружено оправой из белого песка и густого леса, удивительно контрастирующего со странно окрашенной водой, в которой точно захотели бы искупаться инопланетяне.

В мире существуют и другие розовые озёра, чьё происхождение было объяснено. Но именно в этом случае остаётся неясным, от чего происходит цвет озера. Было доказано, что цвет - это не игра света, поскольку он остаётся достаточно ярким даже при заборе воды. Большинство правдоподобных теорий сводятся к наличию красителей, созданных микроорганизмами (бактериями и водорослями), живущими в озере. Несомненно то, что вода не представляет опасности для человека. Но как вода стала розовой, остаётся загадкой.

8. Белая пустыня в Сахаре

Миллионы лет назад, когда дюны Сахары еще были покрыты океаном, большие отложения мела оказались на морском дне, растерев странные известняковые образования. Когда вода отступила, ветер сформировал из этого мела необычные формы, из-за чего сегодня кажется, что пустыню охраняют гигантские белые грибы.

Сахара эль Бейда, как называют её местные жители, или просто Белая пустыня, находящаяся в непосредственной близости от оазиса Фараффа в Ливийской пустыне, это дом для уникального геологического явления. Странные фигуры из мягкого мела белого и кремового цвета продолжают изменяться под зубилами ветра.

Оазис Фараффа, один из самых маленьких и отдалённых поселений в Египте, насчитывает не более 4000 жителей и находится в 180-ти км от ближайшего поселения. Несмотря на это, огромное количество туристов каждый год посещает его. Одна из многих легенд об этом месте связана с мистическим исчезновением армии Камбиса, персидского царя, покорившего Египет VI-м веке до н. э. Могут ли эти окаменевшие стражи быть солдатами его армии?

9. Дедвлей в Намибии

Не дайте себя одурачить. Это не сюрреалистическая картина, и вы можете быть уверены, что на Марсе нет никаких деревьев. Это не более чем замечательная работа природы. Угольно-чёрные выжженные солнцем деревья возвышенно стоят на фоне самых больших в мире песчаных дюн.

Когда-то через Дедвлей проходила река. Со временем река высохла, оставив это место засушливым и безжизненным. Скелеты деревьев напоминают о когда-то бывшем здесь густом лесе, как бы говоря, что мир вокруг нас может измениться в доли секунды. Дед Влей значит «болото» или «озеро». Лучшего названия для этого места просто не найти. Сейчас это огромное кладбище более чем 900-летних деревьев, всё ещё высоко стоящих, как часовые в бесплодной пустыне, хотя и лишённые жизни, но невероятно красивые.

Парк «Намиб-Науклуфт» в Намибии - это дом для самых высоких в мире песчаных дюн, некоторые из которых достигают 400 метров в высоту. Деревья в пустыне очень необычные. Сотни мёртвых акаций со скрученными и искривлёнными ветвями были полностью мумифицированы: они окаменели, потому что окружающие условия не позволяли им разлагаться.

10. Глаз Сахары

Лунные кратеры, кажется, стали немного ближе. Они в сердце пустыни Сахара, если точнее. Структура Ришат в Мавритании, общеизвестная как Глаз Сахары или Глаз Африки, продолжает очаровывать исследователей и учёных со всех уголков земного шара. Признанная одной из самых больших загадок планеты, гигантская, очень симметричная подверженная эрозии чаша была случайно замечена астронавтами, когда они делали фотографии пустыни.

Сначала все поверили, что необычное геологическое образование - это след от столкновения метеорита, главным образом благодаря огромному размеру - около 45-ти км в диаметре. Другие считают, что это результат вулканической активности. В конце концов, учёные пришли к недвусмысленному выводу, что Структура Ришат - это результат естественного феномена, а именно куполообразного возвышения, подвергшегося ветровой эрозии, вырезанного со временем самой матерью-природой. Однако они не могут объяснить, что сделало кольца равноудалёнными от центра. Бычий глаз Земли остаётся загадкой, окружённой бесчисленным количеством мифов и гипотез.

Тема космоса - его покорения и освоения, космических полетов и возможной встречи с другим, инопланетным разумом, иными цивилизациями не новая. Тема космических перелетов, казалось бы, абсолютно научная, тема узкопрофессиональная, с различной периодичностью и степени популярности поднимается в литературе и кинематографии.

Космос, идея освоения человеком Вселенной, тема покорения человеком иных, отличных от мира Земли, знакомства с иными цивилизациями не могла обойти стороной изобразительное искусство. Говоря о космической теме в живописи, хотелось бы выделить несколько направлений в теме «Космос и художник». Такими темами являются космический реализм, описывающий будни покорителей космоса, реалии сегодняшнего дня и, более популярная тема – научно-фантастическая.

Сама идея космической темы в живописи, имеет свои этапы развития, проходя свой путь – в зависимости, от понимания в обществе самой идеи космических полетов – от иллюстраций к произведениям Герберта Уэллса, Эдгара Берроуза и Константина Циолковского до полотен и выставок, посвященным будням космонавтов и астронавтов, видению технологий завтрашнего дня.

И с развитием науки, ростом технических знаний в начале ХХ века, меняется творческий подход писателей, которые от абсолютно фантастических идей покорения космоса и путешествий сквозь время силой разума (подобно героям романов Берроуза) к идее покорения космоса подходят более прагматично. И с переходом от «фэнтези» к научной фантастике в литературе, соответственно, меняются работы художников-иллюстраторов. Создание первых, нельзя сказать научных, но фантастических фильмов о полетах в космос и покорении Марса, также давало тему для размышлений и реализации в иллюстративных работах.

После публикаций Константина Циолковского книг различного направления, от научных трудов до научно-фантастических произведений, покорение космоса перестает быть фантастикой. Пусть в качестве иллюстраций к различным фантастическим рассказам, но идея была жива. Глядя на картины художников посвящающих теме космоса, путешествий по дорогам Вселенной, не видно и тени примитивизма, отсутствие понимания темы. Даже в иллюстрациях к работам К. Циолковского, где космонавт облачен в жесткий скафандр, явно прослеживается понимание опасности нахождения в безвоздушном пространстве. И ведь действительно, космонавт Алексей Леонов чуть не погиб во время своего первого выхода в открытый космос. Причина – мягкий скафандр, по вине которого он едва смог вернуться на корабль.

И все же стоить отметить, что приоритетным направлением оставался реализм. Задачей художника считалось показать героев своей эпохи. Летчиков, рабочих и колхозников – в довоенный период, героев фронта и тыла – военный период и народ- победитель в послевоенный.

Не занимая лидирующих позиций в изобразительном искусстве, тема «космических дорог» оставалась достаточно популярной в качестве иллюстраций к научно-фантастическим романам – как советских, так и зарубежных писателей. Одним из «гуру» такого направления, можно назвать Юрия Павловича Швеца, известного как по эскизам к фантастическим фильмам, так и своими отдельными работами на подобные темы.

Несомненно, интерес к космосу, его покорению человеком, возрос после полета Юрия Гагарина в космическое пространство 12 апреля 1961 года. Но собственно, кроме самой идеи говорить было не о чем. Работы художников представлялись в темах подобной: «Покорение космоса советским человеком» или на темы: «Есть ли жизнь на Марсе?», «Климат Венеры – планеты туманов». Это были в основном иллюстрации к научно-популярным изданиям и фантастическим рассказам.

Картины Алексея Леонова, увидевшие свет в 1967 году начинают менять ситуацию. Алексей Архипович Леонов, летчик-космонавт, совершивший свой первый полет в марте 1965 года – как второй пилот корабля «Восток-2». Во время этого полета, был совершен выход в открытый космос. В июле 1979 года, совместно с В. Кубасовым, на корабле «Союз-19» - совершил второй полет. Во время этого полета, была произведена стыковка кораблей «Союз» и «Аполлон».

Космонавт, знающий космос не из сюжетов романов и имеющий собственное представление о дорогах, ведущих во Вселенную, создает как собственные полотна, так и работы в соавторстве с Андреем Соколовым, творчество которого, с 1957 года – выхода первого советского спутника на орбиту Земли, посвящалось теме космоса. Творчество Андрея Константиновича, сыграло заметную роль не только в отечественной живописи, «Фонтаны рая» - книга писателя-фантаста Артура Кларка, написана под впечатлением от его картины «Лифт в космос».

Большую роль в развитие направления космической живописи, сыграл популярный журнал «Техника - молодежи», который не только рассказывал своим читателям о новейших достижениях, таких как ракетоплан или реактивный ранец, но и проводивший с конца 60-х годов конкурсы живописи, связанной с фантастикой, такие как «Мир завтрашнего дня» или «Сибирь завтра».

На территории бывшего СССР, космическая тема особо стала популярна в 70-х годах ХХ столетия. В 1973 году, на больших экранах станы под названием Советский Союз, выходит первая часть научно-фантастического фильма-дилогии «Москва – Кассиопея», в 1984 году – вторая, «Отроки во Вселенной». Эти фильмы, несомненно, лучшие в линейке фантастических фильмов для детей.

На подобных фильмах, в которых изображались космические корабли, показывалось предполагаемое оборудование, популярно доносились идей дальнейшего развития техники (фотонные двигатели, позволяющие развить и превысить скорость света). Фильмы, предназначенные для детей и подростков, доносили будущим художникам картину технологий завтрашнего дня, новых идей и устремлений человечества в понятном для них формате.

В 1977 году, журнал «Техника – молодежи» открывает конкурс «Время – Пространство – Человек». За три года первого этапа конкурса, на него было прислано свыше 1000 картин. 200 присланных работ, были опубликованы на страницах журнала, 500 авторских работ выставлены в галереи живописи связанной с фантастикой и космосом. Конкурс просуществовал до момента распада Советского Союза, впрочем, в тот период, сами исследования космоса и покорения Вселенной были «не на злобе дня».

Тема космоса конца 80-х – начала 90-х годов, это не просто мечты о звездных дорогах, это период, когда ломались стереотипы в политике и живописи, период, когда возможность сотрудничества двух великих держав, СССР и США, взаимопонимания между народами государств, находящихся в состоянии «холодной войны», начинали видеть друг в друге союзников. Это хорошо видно в совместных работах Андрея Соколова и Роберта МакКолла. Города будущего американского художника, космические станции и корабли в его картинах – это фактически, невоплощенная реальность.

Космическая реальность и фантастика, вымысел художника и научные знания. Насколько выдумка близка к действительности? В работах Уолтера Маейрса, американского художника, который увлекается астрономией, мы видим картины далеких планет нашей солнечной системы.

Время, пространство, человек. Тема космоса, покорения Вселенной – это то, что позволят увидеть будущее глазами художника, увидеть далекие миры, космические корабли и города. Фантазия, взгляд сквозь время и пространство – идея, которая была актуальной, и долгое время будет оставаться таковой.