Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: «Грибы. Грибы

Екатерина Лилитко
Конспект занятия «Грибы»

Коррекционно-образовательные цели :

Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы » (лес, гриб , ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, прятаться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи, учить составлять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Коррекционно-развивающие цели :

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели :

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование : Наборное полотно, картинки с изображением осенних примет, корзинка с плоскостными изображениями грибов , плоскостные изображения корзинок, картинки с изображением грибов , тетради, цветные карандаши.

I. Организационный момент

1. Логопед раздает детям по одной картинке с изображением осени.

– Сядет тот, кто назовет осеннюю примету.

II. Основная часть. 2. Чтение стихотворения :

«Чух-чух-чух» ,

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит, -

«Тороплюсь» , - гудит :

«у-у-у…»

3. Дидактическая игра «Сбор грибов »

Дети «приезжают» в лес.

Какое сейчас время года?

– Какой месяц?

– Какой сегодня день?

– Какая погода?

– Сколько много грибов в лесу , давайте их соберем.

Дети собирают грибы (по очереди снимают грибы с ковролина )

4. Рассказ логопеда о грибах .

Грибы растут в лесу : на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка . Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые) . Что значит «съедобные» ?

БЕЛЫЙ ГРИБ - шляпка коричневая , круглая, ножка толстая.

В глухом бору стоять привык

На толстой крепкой ножке я.

Найти попробуйте меня.

ПОДБЕРЕЗОВИК - растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

Подберезовик хорош.

На опавший лист похож.

ПОДОСИНОВИК - с красной шляпой, ножка высокая.

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

ЛИСИЧКИ - желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

Лисички рассыпались

Желтою стайкой,

Как будто погнались

За солнечным зайкой.

ОПЯТА - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком» , растут «семьями» .

Опята букетом

Стоят на пеньке.

Найдется им место

В твоем кузовке.

СЫРОЕЖКИ - шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие .

В шляпках модных, симпатичных,

Яркий праздничный наряд…

Сыроежками нас кличут,

Но сырыми не едят.

МУХОМОР - самый распространенный ядовитый гриб . Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид ,

Но опасен, ядовит.

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА - смертельно ядовитый гриб . Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет , воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня - отравится.

5. Физкультминутка «За грибами »

Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. Срывают «грибы » .

Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы » .

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы »

Искали опятки.

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. топают правой ногой.

6. Упражнение «Что за гриб

– Как называется этот гриб ?

– Где он растет?

– Под каким деревом?

– Срежем откуда?

– Положим куда?

7. Игра с мячом «Большой – маленький»

В лесу растут большие грибы и маленькие .

Большой мухомор – маленький мухоморчик

белый гриб – беленький грибок сыроежка – сыроежечка

подберёзовик – подберезовичек поганка – поганочка

подосиновик – подосиновичек

8. Игра «Сколько грибов собрали

– В лесу много…

– Мы собрали много …? (Подосиновиков, опят, сыроежек и т. д.)

– В корзинку не положили?

9. Пальчиковая гимнастика «Грибы »

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать .

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел , начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

10. Упражнение «Четвертый лишний»

Логопед выставляет на наборное полотно три картинки с изображением грибов и одну картинку с изображением ягоды. Предлагает назвать детям что лишнее и почему.

11. Работа в тетрадях (раскрашивание грибов )

12. «Доскажи словечко»

Возле леса на опушке, Вдоль лесных дорожек

Украшая темный бор, Много белых ножек.

Вырос пестрый, как петрушка, В шляпках разноцветных,

Ядовитый… Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Посмотрите-ка, ребятки : Это…

Тут лисички, там – опятки.

Ну, а это на полянке,

Ядовитые…

III. Окончание занятия

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, что им было интересно делать. Затем он оценивает работу детей

Автор: Кондратьева Наталия Александровна, воспитатель МДОУ - детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратова.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим миром. Природный мир) для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме «В гости к Ёжику (Грибы)». Учитывая специфику моей коррекционной офтальмологической группы, я использовала приёмы и методы, направленные на развитие сохранных анализаторов (слух, мелкую моторику, тактильные ощущения), а также применила необходимые здоровьесберегающие технологии (гимнастику для глаз, работу с офтальмотренажёром, физкультминутку, пальчиковую игру). НОД направлена на развитие познавательного интереса старших дошкольников, закрепление представлений о грибах, корректировку зрения, воспитание экологической культуры.

Конспект НОД в старшей группе по теме «В гости к Ёжику (Грибы)»

Вывод. Смена занимательных заданий, игрушки-персонажи, яркий наглядный материал, муляжи, оформление группы, шумовое сопровождение и сюрприз-угощение помогли сделать НОД интересным и запоминающимся для детей. Эта разработка может использоваться воспитателями как коррекционных групп, так и групп общеразвивающей направленности.

Анна Вавилина
Грибы. Конспект открытого занятия в старшей группе

Открытое занятие в старшей группе компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи

Грибы

конспект интегрированный непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста

(коммуникация, познание, художественное творчество, музыка)

Задачи : - воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники аппликации.

Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой природе, расширять представления детей о лесе и его обитателях;

Учить выделять части гриба (ножка, шляпка, корень, распознавать грибы , называть их названия, классифицировать грибы по признаку съедобности (съедобные - несъедобные) ;

Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов ;

Развивать у детей речь и познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, умение анализировать, делать выводы;

Активизировать и расширять словарь детей по теме «Грибы » , развивать фонематический слух; речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений.

Методические приемы : художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, фонетическая зарядка, музыкальное сопровождение, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, продуктивная деятельность.

Оборудование : мольберт, игрушка «Старичок – Лесовичок » , раздаточные карточки с изображениями съедобных и несъедобных грибов , магнитофон, запись «Голоса леса» , телефон, «пеньки» (модули, корзина, предметные картинки «Грибы » (подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор, бледная поганка, рыжик, белый гриб , масленок, опенок). Основа для аппликативных композиций «Белочка» , «Ежик» , заготовка гриба . Цветная бумага гофрированная (оранжевая, красная, коричневая, желтая, черная, клей-карандаш, салфетка на каждого ребенка.

Предварительная работа : рассматривание грибов (муляжи, экскурсия в лес, беседа о характерных признаках грибов .

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, мне кто-то звонит, давайте ответим. Оказывается это Старичок – Лесовичок . Сейчас я включу телефон, и вы его услышите :

Я веселый старичок

Старичок-Лесовичок !

Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно :

Каждый куст и каждый пень.

Знаю лес и лес люблю

В гости вас к себе зову.

Воспитатель : Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка ?

Отправляемся в путь. Чтобы попасть в лес, надо сесть на электричку и уехать далеко от садика.

Воспитатель : Предлагаю вам встать друг за другом - как вагончики и под веселую музыку двинуться в путь (во время музыкальных пауз объявляю остановки, «открываю » и «закрываю» двери воображаемых вагонов, при движении нужно идти топчущим шагом и вращать перед собой руками, изображая колеса, а также произносить звукоподражание : «Чух-чух-чух.» ).

Станция «Лесная» ! Вот мы и приехали в лес, я предлагаю вам сесть на «пенечки» (расставленные полукругом) .

Ребята, в лесу много не только интересного, но даже сказочного. В этом лесу живет Старичок – Лесовичок , но он пока боится выйти из леса и прячется от вас.

Чтобы старичок Лесовичок не боялся вас, надо показать ему, что вы в лесу не посторонние. Давайте поговорим с вами на лесном языке - я скажу слово, а вы добавьте к нему «лесной» .

Воспитатель : задаю вопросы ребятам

- Гриб какой ?. (лесной) (дорога, озеро, ягоды, листочек, поляна, воздух, тропинка, запахи, дерево).

Ребята, давайте позовем Лесовичка : «Старичок - Лесовичок , выйди к нам!» с разной интонацией (шепотом, погромче и совсем громко) .

Показываю детям поделку из природного материала. Лесовичок здоровается с детьми и говорит, что он хочет им что-то показать. Но сначала просит ответить на его вопросы :

Какое сейчас время года? (Осень) .

Что осенью в лесу созревает? (Ягоды, грибы .)

Кто из вас уже бывал в лесу и собирал грибы или ягоды (уточнить какие?»

Предлагаю детям от имени Лесовичка пойти прогуляться и поискать на лесной полянке грибы .

Старичок - Лесовичок : Теперь, вы, грибники . Тихо пойдем по лесу, вдыхаем свежий запах опавшей листвы (дыхательная гимнастика, собираем грибы . Внимательно смотрим под ноги, поднимаем нижние ветки, срезаем ножом грибы (имитация движений) .

Старичок - Лесовичок : зачитывается стихотворение

По дорожкам, по тропинкам,

В лес осенний мы пойдем.

Бод березкой, под рябинкой

Мы грибочков наберем .

Дети встают и ходят по комнате, находя расставленные грибы (плоские их изображения) .

Как называется гриб , который ты нашел?

Какой он - большой или маленький?

Какого цвета у него шляпка, ножка (цвет, толстая или тонкая, высокая или низкая? Почему гриб так назван ?

Когда грибы будут названы и описаны, предлагаю положить их в общую корзину.

Какие в корзине собраны грибы - съедобные или несъедобные?

Дети : Съедобные. - Какие несъедобные грибы вы знаете ? Почему их так назвали - „несъедобные"?»

Старичок - Лесовичок : Есть грибы ядовитые . В «несъедобных» грибах есть яд , который может вызвать отравление, может человек даже погибнуть. Собирать грибы нужно только хорошо известные нам.

Рассматриваем грибы , которые собрали в лесу.

Старичок – Лесовичок : достает из корзинки «грибы » . Загадывает загадки.

1. Я родился в день дождливый, под березкой молодой

Круглый, гладенький, красивый, с ножкой длинной и прямой. (Подберезовик)

2. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички, золотистые --- (Лисички)

3. Под деревцем, под осинкой, стоит мальчик с пальчик :

На нем сер кафтанчик, красна шапочка. (Подосиновик)

4. На толстой белой ножке коричневая шапка.

Наверняка любой грибник найти мечтает (Боровик)

Сравнение грибов по схеме

Сравним эти грибы : лисичка и подберезовик, рыжик и белый гриб

Чем они похожи и чем отличаются?

Старичок – Лесовичок : - Так какие же грибы можно найти в наших лесах?

Ребята, кто знает этот гриб ? (рассказы детей по картинке) .

Маслята, опята, белый гриб , мухомор, рыжик, подберезовик.

Старичок – Лесовичок : Следующая остановка «Грибная » ! Ребята, какие дары преподносит нам лес?

Дети : Лес нам дает ягоды, грибы , орехи.

Старичок – Лесовичок : А что можно приготовить из грибов ?

Дети : Суп грибной , грибы жареные , соленые, сушеные.

Старичок – Лесовичок : Вот какие подарки преподносит нам лес! Давайте высушим грибы на зиму (дидактическая игра «Засуши на зиму» ). Соберите грибы на ниточку только те, которые можно есть.

Какие грибы остались на столе ?

Дети : Мухоморы, бледная поганка. Почему?

Дети : Ядовитые.

Старичок – Лесовичок : Правила поведения в природе при сборе грибов . Сбор грибов называют «тихой охотой» . Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса : растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами .

А вы знаете зачем?

Дети : Грибы нужно не срывать , а срезать. А для чего?

Дети : Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов . Без грибницы новые грибы не вырастут .

Двигаемся на электричке к следующей станции

Старичок – Лесовичок : Наша станция «Мастерилка» !

Ребята, мои друзья - белочка и ежик болели, и поэтому не успели собрать грибы на зиму . Нужна ваша помощь.

Старичок – Лесовичок : Как мы можем помочь?

Дети : Надо помочь насобирать им грибов .

Старичок - Лесовичок : Правильно! В беде нельзя оставлять зверей.

Воспитатель : Я предлагаю изготовить грибы из бумаги и оставить их в лесу

Предлагаю детям сесть и размять свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика. «Пальчик, пальчик-непоседа"

Топ-топ – пять шагов, (шагаем пальчиками по столу)

в туеске пять грибов (переплетая пальцы обеих рук – туесок, в кулачок)

Мухомор красный – гриб опасный ,

а второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка , розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок , бородатый старичок .

Пятый гриб – белый , ешь его смело!»

(на каждое двустишие разгибаем по одному пальчику, начиная с мизинца)

Продуктивная деятельность «Грибы » (аппликация из бумаги) .

Воспитатель показывает небольшую корзиночку.

Чтобы узнать, что находится в корзинке, надо отгадать загадку : «Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке» (гриб )

Посредством беседы, уточняю с детьми строение грибка (его части, форму) . При этом основное внимание уделяет форме шляпки («Шляпка сверху закругленная, а внизу прямая» ). Обвожу шляпку пальцем и предлагаю детям в воздухе «нарисовать» ее. А ножка гриба прямая и отходит от середины шляпки.

Как нужно работать с гофробумагой. В замедленном темпе показываю и объясняю приемы работы :

1. Лист цветной бумаги взять двумя руками, смять в комок;

2. Сильно сжать в кулаке одной, затем другой рукой, а после скатать ладошками, придавая ему округлую форму (аналогично сжать другие кусочки бумаги) ;

3. Намазываем клеем часть гриба и приклеиваем бумажные комочки на основу, в контурное изображение, заполняя все пространство.

Объяснение задание :

Показываю детям основу для аппликативных композиций «Белочка» , «Ежик» .

Каждый сделает по одному грибку для зверей , а для кого, вы выберите сами.

В процессе работы помогаю детям в закреплении приема - скатывания комочков из бумаги (индивидуальный показ) . Слежу, как дети составляют композицию, в какой последовательности наклеивают части аппликации : ножка, шляпка.

Звучит спокойная музыка.

Самостоятельная работа детей.

Предупреждаю об окончании работы.

Ребята, нам нужно поторапливаться, последняя электричка из леса отправляется через … минут.

Готовые работы прикрепляются к основе, ребята угадывают название грибов .

Старичок – Лесовичок : Молодцы! Я уверен, что зверята обрадуются, увидев ваш подарок. Они всегда будут рады видеть вас в своих владениях.

Воспитатель : Ребята, давайте попрощаемся со Старичком - Лесовичком .

А нам пора возвращаться в детский сад. Заходим в электричку и отправляемся в обратном направлении через все станции.

Воспитатель : Вот и закончилось наше путешествие в лес. Остановка «Детский сад» !На каких остановках мы побывали? На какой остановке вам понравилось больше всего? Как используют грибы в пищу ? Почему нельзя рвать грибы с корнем ? Что нужно знать тем, кто собрался в лес собирать грибы ?

Воспитатель : Всем спасибо за работу.

Конспект НОД в старшей группе по теме «В гости к Ёжику (Грибы)»Автор: Кондратьева Наталия Александровна, воспитатель МДОУ – детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратова.

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим миром. Природный мир) для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме «В гости к Ёжику (Грибы)». Учитывая специфику моей коррекционной офтальмологической группы, я использовала приёмы и методы, направленные на развитие сохранных анализаторов (слух, мелкую моторику, тактильные ощущения), а также применила необходимые здоровьесберегающие технологии (гимнастику для глаз, работу с офтальмотренажёром, физкультминутку, пальчиковую игру). НОД направлена на развитие познавательного интереса старших дошкольников, закрепление представлений о грибах, корректировку зрения, воспитание экологической культуры. Конспект НОД в старшей группе по теме «В гости к Ёжику (Грибы)»

Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.


Задачи:

Образовательные:

– дать представление о грибнице; научить различать съедобные и ядовитые грибы; расширить и активизировать словарный запас по теме.
Коррекционно-развивающие:

– развивать познавательный интерес;

– развивать внимание при решении игровых заданий; – развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; – развивать координацию слов и движений; – развивать мелкую и общую моторику; – обогащать зрительные впечатления; – закреплять умение работать с зашумованными картинками.

Воспитательные:

– воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Виды деятельности: Игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная.

Формы реализации детских видов деятельности: Игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, слушание звуков природы, ответы на вопросы в ходе беседы, обводка зашумованных картинок.

Оборудование и средства: Игрушки – ворона, ёжик; печенье – «грибочки», лукошко, картинки с грибами, картинка – схема гриба, муляжи грибов, осенние листочки из цветного картона с загадками, аудиозапись «Шум дождя», магнитофон, листы с зашумованными картинками, чёрные фломастеры (по количеству детей), Чудо-дерево (макет дерева), офтальмотренажёры с изображением грибов на стенах группы.

Словарная работа: Грибница, споры, грибники.

Методические приёмы: создание игровой ситуации, беседа, гимнастика для глаз, отгадывание загадок, пальчиковая игра, дидактичкская игра, сюрпризный момент.

Предварительная работа: Чтение стихов, отгадывание загадок о грибах, беседа о дарах леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций, игры с зашумованными картинками.

Ход НОД:

I. Орг. момент:

(Дети сидят на стульчиках перед магнитной доской. )

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу гостья прилетела. Вы узнали её?

Дети: Да, это Умная Ворона.

Умная Ворона: Кар-кар! Здравствуйте, ребята. Да, я снова к вам прилетела. Меня прислал из леса Ёжик. Он передал вам вот это письмо на листочке. С какого дерева упал этот листок, узнали?

Дети: Да, с клёна. Это кленовый лист.

Воспитатель: Ворона, а что-же на листочке-то написано, давай я ребятам прочитаю. Ёжик загадал нам загадку. Когда мы её отгадаем, то узнаем, что ёж любит больше всего собирать в лесу? (Загадка на кленовом листе):

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки

Встала шляпка из травы –

Нет под шляпкой головы? (гриб)

Дети: Это – гриб.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Ворона, а ты всё про грибы знаешь? Нет? Ну, тогда послушай, и вы, ребята, внимательно слушайте и смотрите.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы:

Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.

2. Беседа: «Гриб и его дом».

(Воспитатель, рассказывая о грибе, выставляет картинку с его изображением.)

Воспитатель: У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат, а потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб мы нашли под осиной?

Дети: Под осиной нашли подосиновик.

Воспитатель: Правильно, а под берёзой?

Дети: Под берёзой нашли подберёзовик.

Воспитатель: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся). А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы говорили про съедобные грибы. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб: тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб?

Дети: Это мухомор!

Воспитатель: Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.

Теперь вы знаете, какие грибы – съедобные, а какие – ядовитые. Пойдёмте в гости к Ёжику. Возьмём с вами лукошко (как это делают грибники – люди, которые собирают грибы) и по дороге соберём ему гостинец – съедобные грибы, которые нам встретятся. Покажи Умная Ворона нам дорогу к норке Ёжика. (Воспитатель берёт в руки Ворону и лукошко.)

3. Динамическая пауза: физкультминутка и гимнастика для глаз «Дождик».

Воспитатель: Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес за Умной Вороной. Напомните, как нужно вести себя в лесу?

Дети: (Предположительные ответы: нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб, не повредить муравейник.)

(Дети за воспитателем идут змейкой от доски на ковёр. Включается аудиозапись «Шум дождя).

Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите? Что это за звук?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы, слышится шум воды, это дождь начинается! Посмотрим, как идет дождь. (Дети встают в круг в центре ковра.)

Гимнастика «Дождик»

Капля первая упала – кап!

И вторая пробежала!

(Сверху пальцем показывают траекторию

движения капли и прослеживают взглядом.)

Мы на небо посмотрели:

(Смотрят вверх.)

Капельки «кап-кап» запели.

Намочились лица, мы их вытирали.

(Вытирают лицо руками.)

Туфли – посмотрите – мокрыми стали.

(Показывают руками вниз и смотрят на ноги.)

Мы плечами дружно поведём,

Капельки с себя стряхнём.

(Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе.)

От дождя мы убежим,

(Бегают друг за другом по кругу.)

Под кусточком посидим.

(Приседают.)

(Шум дождя прекращается.)

Воспитатель: Вот и дождик кончился. Сколько вокруг листьев на земле лежит в лесу! И не только листьев. После дождя в лесу быстрее растут грибы.

4. Дидактическая игра «Найди гриб – отгадай загадку».

Умная Ворона: Кто гриб найдёт, берите листочек, на нём загадка.

(Дети находят и подносят воспитателю и Умной Вороне муляж гриба и листочек из цветного картона с загадкой.)

Воспитатель: Ну-ка, отгадайте, что это за гриб.

Загадка 1.

На белой ножке

Коричневая шляпка

Наверняка любой грибник

Найти мечтает … (боровик).

Воспитатель: Ребята, возьмём этот гриб? Съедобный гриб-боровик? Рассмотрите его внимательно, потрогайте. (Дети отвечают, рассматривают муляж гриба, исследуют его на ощупь, кладут в лукошко. Так же с остальными грибами.)

Загадка 2.

Притаился незаметно

Под берёзой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке. (Подберёзовик)

(Дети находят мухомор и сразу его узнают. Если не узнают, воспитатель читает загадку.)

Загадка 3.

Ножка белая, прямая,

Шляпка красная такая,

А на шляпке, на верхушке

Беленькие конопушки. (Мухомор)

Воспитатель: Ребята, почему вы мухомор в лукошко не положили? Ответы детей.

Умная Ворона.: Правильно, мухомор не надо в лукошко класть, но и топтать его не стоит. Оставьте, пусть растёт. Многие грибы, которые для людей ядовиты, полезны для обитателей леса. Например, мой знакомый лось лечится мухоморами. Давайте ему оставим этого красавца в красной шляпке.

(Дети находят ещё один гриб. Около него нет листочка с загадкой.)

Воспитатель: А что же это за гриб, кто знает? (Дети дают противоречивые ответы или молчат.) Ворона, ты тоже сомневаешься? Запомните важное правило, которое нужно соблюдать при сборе грибов: «Не знаешь, что это за гриб, не уверен, съедобный он, или нет, тогда не рви, пусть растет». Животным оставим.

Воспитатель: Ох, Ворона, долгая дорога к норке Ёжика, устали мы немного. Присядем на пенёчки, отдохнём. (Дети садятся на стульчики возле столов, соединённых по двое. На столах перед каждым ребёнком лист А4 с зашумованной картинкой и фломастеры.) А здесь у нас на картинках тоже грибы спрятались. Прежде чем грибы искать, покажем Умной Вороне, как мы умеем играть нашими пальчиками.

5. Пальчиковая игра «За грибами».

Топ-топ. Пять шагов,

(Дети указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по столу.)

В туесочке пять грибов.

(Показывают растопыренные пальчики.)

Мухомор красный –

(На каждое название гриба загибают по очереди пальцы на обеих руках, начиная с больших.)

Гриб опасный.

А второй – лисичка,

Рыжая сестричка.

Третий гриб – волнушка

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок.

Пятый гриб белый, ешь его смело.

6. Дидактическая игра «Найди и обведи гриб».

Дети находят на зашумованных картинках контур гриба и обводят его чёрным фломастером. Воспитатель индивидуально помогает, по окончании работы оценивает.

7. Офтальмотренажёр (для снятия зрительного напряжения).

Воспитатель: Ребята, найдите глазами белочку с лукошком грибов. (Дети находят картинку на стене группы.) Видите, сколько грибов она набрала! И у нас в лукошке тоже не мало, посмотрите. (Дети переводят взгляд на лукошко с муляжами грибов, которое стоит перед ними на столе.) А теперь вставайте, пойдем дальше Ёжика искать.

Умная Ворона: Да мы уже почти пришли. Вон видите раскидистое дерево стоит, под ним норка Ежа. (Дети с воспитателем подходят к Чудо-дереву с кленовыми листьями в Уголке природы.)

(Появляется из-за дерева игрушка – Ёжик.)

Ёжик: Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы пришли! Я наблюдал за вами, пока вы по лесу шли. Вы такие молодцы! Бережно к лесу относитесь и к его обитателям: ни одной веточки не сломали, ни одного гриба и ягодки не затоптали, не шумели.

8. Дидактическая игра « Что в лукошко мы берём?».

Ёжик называет грибы, которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный, дети хлопают (кладут в лукошко), если ядовитый – не хлопают. Ёжик хвалит.

Воспитатель: Ёжик, мы по дороге к тебе набрали полное лукошко съедобных грибов. Угощайся сам и угости Умную Ворону.

9. Сюрпризный момент.

Ёжик: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились. Спасибо за грибы. И я с вами поделюсь своими припасами. (Из-за дерева появляется лукошко с грибами – печеньем.) Угощайтесь, но помните, эти грибочки не простые, а волшебные. Как только съедите их, окажитесь снова в своей группе. До свидания. Приходите ещё!

(Дети благодарят за угощение, прощаются с Ёжиком и Умной Вороной, съедают по 1 грибу.)

III. Итог.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы снова в своей группе. Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие? Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? Ответы детей.

Вывод. Смена занимательных заданий, игрушки-персонажи, яркий наглядный материал, муляжи, оформление группы, шумовое сопровождение и сюрприз-угощение помогли сделать НОД интересным и запоминающимся для детей. Эта разработка может использоваться воспитателями как коррекционных групп, так и групп общеразвивающей направленности.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Собираем грибы и ягоды»

Тема: Собираем грибы и ягоды

Цель: развитие познавательных интересов.

1. Дать понятие о речи, предложении, слове, букве и звуке.

2. Обобщить знания детей о форме и размере предметов

3. Учить детей составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

4. Учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

6. Развивать память, мышление через игры и упражнения.

7. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде.

Методические приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,

Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал:

Картинки с ягодами и грибами, большие нарисованные корзины (2)

Сюжетные картинки для составления рассказов

Картинки грибов и ягод для раскрашивания.

Ход занятия

Ребята! Посмотрите, сколько нас сегодня много на занятии. Давайте мы с вами подарим улыбки друг другу. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь, как кот на солнце. А теперь посмотрите на меня и улыбнитесь, как хитрая лиса. А сейчас улыбнитесь, как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души!

А сейчас, я загадаю вам загадку, а вы должны догадаться о каком времени года говорится в ней:

«Несу я урожай, поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю». (Осень)

На прошлом занятии мы с вами говорили о признаках осени, давайте вспомним их и перечислим.

Осень приходит не только в города, но и в леса.

Поднимите руки, кто из вас когда-нибудь был в осеннем лесу. Попробуйте рассказать, что вы там видели.

Давайте сегодня представим, что мы едем в лес. Встаньте из-за столов. Повторяйте движения за мной.

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать. (Дети маршируют)

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом. (Ходят «змейкой» между «кочками»)

На носочки встали и к лесу побежали (Бегут на носках)

Ноги выше поднимаем, (Ходят высоким шагом, перешагивая через «кочки») .

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем (Маршируют)

ребята, а где это мы с вами оказались? А какое сейчас время года? »

Ребята, давайте расскажем какая бывает погода осенью?

Дети: Осенью дует ветер – значит погода осенью какая – ветреная.

Осенью часто идет дождь – значит погода осенью дождливая.

Солнце прячется за облаками – значит погода облачная (пасмурная) .

Давайте посмотрим на картинку. Осенью холодает, что мы надеваем и обуваем?

Распределим это предметы по группам (одежда, обувь, головные уборы)

Ребята, осенью мы собираем урожай, что изображено на этой картинке?

Назовите одним словом: чернику, малину, вишню.

Назовите одним словом: баклажаны, лук, помидоры, чеснок, перец, .

Назовите одним словом: бананы, яблоки, груша.

Раз, два, три, четыре, пять! (Ритмично сжимают и разжимают пальцы)

Будем мы грибы искать.

Первый гриб – боровик

Полезай в лукошко! (Массируют фалангу большого пальца от ногтя к основанию пальца)

Подосиновик стоит

На высокой ножке (Указательный палец)

Подберезовик нашли

Под березой прямо (Средний палец)

А масленок прячется,

Вот какой упрямый! (Безымянный палец)

На пеньке нашли опят

Целый маленький отряд (Мизинец)

Полную корзинку

Набрали мы грибов. (Переплетают пальцы, сделав «корзинку»)

Принесем почистим (Потирают ладони друг о друга)

Сварим (Делают круговые движения указательным пальцем по ладони другой руки)

Суп готов! (Вытягивают руки вперед)

7. Дидактическая игра

«Соберем в корзинки грибы и ягоды».

А это что за гриб?

Он в лесу стоял,

Никто ею не брал.

В красной шапке модной,

Никуда не годный». (Мухомор.)

Красивый этот гриб?

Это съедобный или несъедобный гриб? Можно его трогать?

Дыхательная гимнастика.

Какие вы – молодцы! Давайте еще поиграем?

«Осенний ветерок»

Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек

Листопад, листопад, листья желтые летят…

А теперь давайте подумаем, что такое речь. (ответы детей, если дети затрудняются педагог рассказывает о том, что всё, что говорят люди друг другу или пишут – это речь. Она бывает устная и письменная.

Как вы думаете, что такое устная речь (Когда говорят)

А что такое письменная речь (когда пишут) .

Речь состоит из предложений. Предложения выражают законченные мысли. Бывают коротенькие предложения, например, Наступила осень. Бывают предложения подлиннее, например, И вот наступила долгожданная золотая осень. Чем отличаются друг от друга эти предложения? (Короткое и длинное). Ну в этих предложениях мысль закончена, мы понимаем, что говорится об осени, которая наступила.

Давайте попробуем составить предложения. Например, о школе. Я начну, а вы продолжайте.

Осенью мы … (пойдём в школу) .

Там нас встретит … (учительница) .

Мы с вами составляли предложения, для этого использовали слова. Слова могут обозначать предмет, например, стол, стул, доска, тетрадь, книга. Оглянитесь вокруг и назовите слова, которые обозначают предмет (ответы детей) .

Слова могут обозначать действие, например, я что сейчас делаю? (хлопки в ладоши) – Я хлопаю. Что я сейчас сделала? (пошла). А сейчас я что сделала? (села). Придумайте свои слова, которые обозначают действие. (ответы детей).

Все слова можно сказать и написать, для этого используются буквы и звуки. Когда мы пишем, мы используем буквы, когда говорим, используются звуки.

Давайте посмотрим на доску. Что вы видите?

В корзинках разложены ягоды и грибы. Давайте попробуем составить предложения про грибы и ягоды. Начинать предложения будем все одинаково. Вот так: Я положу в корзину гриб, а вы будете добавлять название гриба. Я положу в корзину ягоду (Составление предложений)

У вас на столах есть рисунки ягод и грибов, выберите рисунок, который больше всего вам понравился и раскрасьте его.

(дети раскрашивают) .

Второй рисунок заберите домой и раскрасьте его дома.

Итог. Что мы видели? Кого мы встретили? Что нового узнали?

В какие игры играли? А какие грибы вы еще знаете?

А какие ягоды? Это лесные или садовые ягоды?

Ребята, а посмотрите что там в корзиночке по ёлочкой лежит?

Шоколадные грибочки! Давайте скорее возьмём их и скажем осеннему лесу «Спасибо! ».