Климат растительность животный мир хабаровского края. Презентация на тему "красная книга хабаровского края"

Наталья Асоцкая
Проект «Эти удивительные животные» по ознакомлению детей с дикими животными Хабаровского края

Участники проекта : воспитатели, дети младшей группы, родители.

Тип проекта : информационно-творческий, групповой, краткосрочный.

Сроки реализации проекта : 1 месяц.

Актуальность проекта :

Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края , воспитания любви к Родине. Умение видеть и понимать состояние живого существа - зависит от интереса к растению или животному , от степени развития наблюдательности, нравственных чувств, с этого начинается ответственность за все живое .

Разнообразный мир растений и животных пробуждают у ребят живой интерес к природе , побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют картины природы, передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления.

Знакомя детей с природой , необходимо уделять внимание ознакомлению с природой родного края . Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему. Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу.

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной.

С. Дрожжина.

Гипотеза :

В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе , воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за свою страну.

Цель проекта :

- познакомить детей с дикими животными Хабаровского края ;

Формировать бережное и заботливое отношение к диким животным .

Задачи :

1. Формировать у детей представление о внешнем виде, особенности жизни и поведении диких животных родного края .

2. Развивать познавательный интерес к родной природе.

3. Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к животным .

Ожидаемые результаты проекта :

Расширение знаний о животном мире нашего края .

Повышение интереса у дошкольников к животным родного края .

Развитие у детей любознательности , творческих способностей, познавательной активности , коммуникативных навыков.

Воспитание бережного отношения к природе, овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.

Этапы реализации проекта :

Первый этап – подготовительный

Изучение методической литературы;

Составление перспективного плана;

Создание развивающей среды;

Подбор наглядного и дидактического материала (иллюстрации, картинки, фотографии, изготовить игры) ;

Подбор художественной литературы для чтения детям и заучивания наизусть;

Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности;

Привлечение родителей для оказания помощи в подборе материала для изготовления альбома и книг о диких животных нашего края .

Второй этап – основной (реализация проекта ) .

Беседы на темы :

«Что такое лес?»

«Дикие животные нашего края » .

«О правилах поведения в природе» .

«Как помочь животным зимой » .

Рассматривание картин и иллюстраций :

П. С. Меньшикова «Дикие животные » .

С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных » .

Геннадий Павлишин, иллюстрации в книге "Амурские сказки" Дмитрия Нагишкина.

Чтение произведений :

«Амурские сказки» Дмитрий Нагишкин.

В. Степанов «Животные наших лесов » .

Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу» .

Чтение стихотворений о животных нашего края .

«Сохатый и кабарга» (Тофаларская сказка.

«Изюбр и сохатый» (Тофаларская сказка) .

«Как ласка осталась без хвоста» (Якутская сказка) .

«Почему обиделись косуля и изюбр» (Тофаларская сказка) .

«Лукошко» детей дошкольного возраста.

Загадывание загадок о .

Дидактические игры :

«Найди по описанию»

«Найди, кого назову»

«Кто что ест?»

«Кто где живёт?»

Пальчиковые игры :

«Есть у каждого свой дом»

«Кто спит зимой?»

«Дикие животные »

«Зайка»

Творческая деятельность :

Рисование : «Травка для зайчика» , «Ягодки для медведя» , «Угощение для речной выдры» , «Угостим оленя веточками с листочками» , «Полосатый тигр» , «Рябина для лося» .

Лепка : «Орешки для белочки» , «Угощения для соболя» , «Зайчик» .

Аппликация : «Грибочки для белочки» , «Желуди для кабана» , «Рыжая лиса» , «Лес» .

Подвижные игры :

«Лиса и зайцы»

«У медведя во бору»

«Волки во рву»

«Рыжая лисица»

«Медведи и пчелы»

«Речная выдра и рыбки»

«Ондатра и лягушки»

«Волк и олени»

«Тигр на охоте»

Взаимодействие с семьей :

Совместное изготовление творческих работ родителей и детей на тему «» .

Оформление альбома «Эти удивительные животные » .

Оформление книг : «Загадки о диких животных Хабаровского края » , «Стихи о диких животных Хабаровского края » , «Сказки о диких животных Хабаровского края » .

Оформление фото выставки «Природа нашего края » .

Выпуск буклетов «Правила поведения в лесу» .

Изготовление масок-шапочек для подвижных игр.

Третий этап – заключительный.

Подведение итогов.

Презентация проекта «Эти удивительные животные » (для педагогов) .

Оформление фотоальбома «Эти удивительные животные » .

Оформление выставки творческих работ родителей и детей на тему «Дикие животные Хабаровского края » .

Книжная ярмарка «Эти удивительные животные »

Литература :

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга» , составленная авторским коллективом : С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, Е. А. Екжанова.

2. Рыжова Н. В. «Наш дом – природа» .

3. Гончарова Е. В. «Экология для малышей» .

4. Николаева С. Н. «Юный эколог» : Программа экологического воспитания дошкольников.

5. «Лукошко» , Хрестоматия по дальневосточной литературе для детей дошкольного возраста.

6. Журналы «Дошкольное воспитание» , «Дошкольная педагогика» .

7. «Амурские сказки» Дмитрий Нагишкин.

8. Бондаренко А. К. «Дидактические игры» .

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению детей с домашними животными «Кошечка у нас в гостях» Занятие №1 Тема: «Кошечка у нас в гостях» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: - знакомить детей с кошкой; - закрепить.

Конспект НОД по ознакомлению детей с дикими животными «Угостим белочек грибами» в средней группе МДОУ Белогорский детский сад «Снежинка» Конспект НОД в средней группе «Угостим белочек грибами» Автор-составитель: М. С. Бирюлина,.

Конспект занятия Ознакомление с дикими животными (вторая младшая группа) Цель. Расширение первоначальных представлений детей о лесе и его обитателях: зайце, лисе, волке, медведе. Что они живут в лесу- место, где.

Заварухина Ирина 3 класс

Рассказывает о редких животных

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательская работа по теме: Редкие птицы и животные Хабаровского края выполнила ученица 3-Б класса Ирина Заварухина под руководством Платоновой Н.В. 2014г. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов

План Введение. Актуальность темы. Понятие «редкие животные». Редкие птицы Хабаровского края. 1.1. Дальневосточный аист 1.2. Мандаринка 1.3. Орлан – белохвост 2 . Редкие животные Хабаровского края 2.1. Гималайский медведь 2.2. Амурский лесной кот 2.3. Амурский тигр Заключение. Что мы можем сделать для охраны природы. Список используемой литературы.

Редкие животные - это виды, которым в настоящее время еще не грозит исчезновение, но встречаются они в таком небольшом количестве или на таких ограниченных территориях, что могут исчезнуть под воздействием неблагоприятных условий, стихийных бедствий (землетрясений, потопов, бурь, смерчей и т. п.), из-за резкого перепада температур, обилия атмосферных осадков и других причин, а также, под воздействием активной деятельности людей в том или ином месте обитания животных и растений, не сохраняя их убежища и кормовые базы, в результате вытеснения животных с занимаемых ими территорий, уничтожения гнездовий, неправильного применения ядохимикатов и минеральных удобрений. Большое значение имеют также факторы беспокойства животных, нерегулируемая их добыча и, конечно, браконьерство.

В Красной Книге Хабаровского края, изданной в 2008 году, упоминается о 77 видах животных и 81 виде птиц Хабаровского края, которые являются редкими, а также, которые находятся под угрозой исчезновения.

Дальневосточный аист Отряд Аистобразные - Ciconiiformes Семейство Аистовые- Ciconiidae Его отличительным признаком является черная окраска клюва, в то время как у белого аиста он красный. Дальневосточный аист несколько крупнее своего европейского собрата, а также не селится в населенных пунктах и повсюду избегает соседства с человеком. Находится под угрозой исчезновения. Включён в Красную книгу России, охраняется законом в Японии, Китае, Монголии и Республике Корея. Дальневосточный аист - одна из самых редких птиц Дальнего Востока России.

Мандаринка Отряд Гусеобразные - Anseriformes Семейство Утиные- Anatidae Утка Мандаринка - небольшая красивая уточка. Окрас оперения мандаринки поражает своей красотой и яркостью. Но очень яркий окрас только у самцов мандаринок. Она гнездится в древесных дуплах и криком выманивает своих утят из дупла наружу, и те прыгают - вернее, падают - с большой высоты на землю и бегут к воде. Утки-мандаринки- это редкий вид уток. Охота на них запрещена. Мандаринки занесены в Красную книгу России и Южной Кореи.

Орлан - белохвост Отряд Соколообразные - Falconiformes Семейство Ястребиные- Accipitridae Эта хищная птица из семейства ястребиных обитает на большей части территории России. В 1998 году было выявлено 70 особей орлана, однако в настоящее время популяция сокращается из-за браконьерства и уменьшения количества рыбы, которой они питаются. Внесёна в Красные книги России, Японии, Южной Кореи. Орлана-белохвоста в Зоосаду «Приамурском» зовут Лори. Красивая хищная птица. В зоосаде оказалась вместе с другими питомцами, которых привезли из Благовещенского зоопарка.

А знаете ли вы, что орлан-белохвост … Как и все хищные птицы, - превосходные родители. Чтобы другие хищники не отыскали птенцов, они постоянно очищают гнездо от поганок, скорлупы и остатков пищи. Хотя в рационе орлана-белохвоста существенную роль играет рыба, он никогда не ныряет за ней, а схватывает ее у поверхности воды. На Каспии отмечали, что облетающий скопления водных птиц орлан иногда пугал, имитируя атаку, чтобы определить ослабевших или замерзающих, которые могут стать более легкой добычей. Орлан-белохвост был выбран птицей 2013 года в России. В течение года в рамках кампании Птица года в поддержку орлана-белохвоста провелось много мероприятий, в которых все желающие приняли участие. За этот период сделали массу полезного для изучения и охраны этой птицы.

Медведь гималайский Другой подвид гималайского медведя - уссурийский белогрудый медведь - до 1998 года был занесён в Красную Книгу России, ныне - охотничий вид. По величине тела уступает бурому медведю и отличается от него более стройным телосложением, тонкой мордой, очень большими ушами. Окрас всегда блестящий черный. Но главная их отличительная особенность – наличие на груди большого белого или желтого пятна. В Зоосаде живут гималайский медведь Кузя, которого совсем малышом отобрали у браконьеров, а также медведицы Фрося и Соня, бывшие артистки цирка. Одна из них, Соня, где-то скорее всего в процессе выяснения отношений с сородичем "потеряла" ухо. Так их и отличают, с двумя ушами - Фрося, с одним - Соня.

Амурский лесной кот Об этом звере известно не много. Внесен в Красную книгу Хабаровского края. Внешне похож на домашних кошек, отличается значительно большими размерами, строением черепа и характерным окрасом, а характер суровее. В Зоосаде двое особей амурского лесного кота: Маркиз и Вольтера. Не так давно была еще и Миледи, но годы берут свое. Миледи была не молода и была поймана за воровством кур (причем регулярном), вот и отдали ее в Зоосад. Она трижды приносила очаровательное потомство. Лесные коты вообще скрытные и необщительные животные, но мама из Миледи получилась замечательная.

Тигр амурский Это единственный тигр, имеющий на брюхе слой жира толщиной 5 сантиметров, защищающий от леденящего ветра при самых низких температурах. Тело вытянутое, гибкое, голова округлая, лапы недлинные, длинный хвост. Уши очень короткие, так как обитает в холодной местности. Амурский тигр различает цвета. Ночью он видит в пять раз лучше, чем человек. С 1998 г. осуществляется утвержденная Правительством Российcкой Федерации федеральная целевая программа “Сохранение амурского тигра”. Занесен в Красную книгу России. В зоосаду живет три особи амурского тигра: Ригма, Воля и Бархат. Отряд Хищные- Cornivora Семейство Кошачьи- Felidae

Тема, которую мы в этом году выбрали для презентации, не нова, но она всегда остается очень актуальной. Её актуальность прежде всего связана с тем, что природа Дальнего Востока, Хабаровского края уникальна, ее любят и ею восхищаются. Мы изучили литературу по теме исследования, узнали какие животные и птицы являются редкими. Поняли, что если никто ничего не будет делать по охране и защите таких животных и птиц, и по охране природы в целом, то такие птицы и животные могут исчезнуть совсем. Что мы можем сделать для таких животных? Во – первых, рассказать о них своим друзьям, товарищам, взрослым – убеждать не убивать их и делать всё, что в наших силах, для сохранения среды их обитания. Во – вторых, многие животные погибают от того что им негде жить – лесные пожары уничтожают места обитания зверей, поэтому нужно охранять лес. В-третьих, можно писать в газеты и журналы о природе, чтоб окружающие не оставались равнодушными. Мы все должны помнить, что на ликвидацию последствий от нанесенного вреда природе и животному миру требуется много времени. Заключение

Список используемой литературы Заповедники Дальнего Востока. В.Е. Соколова. http://www.floranimal.ru http://www.zoosad27.ru Охрана и использование животного мира в Хабаровском крае. Роман Щукин. http://www.wwf.ru/about/what_we_do/species/tiger http://ru.wikipedia.org

Животные Красной книги Хабаровского края

Выполнила: Ракитова О.А.


Тигр амурский

Тигр амурский относится к редким и исчезающим животным. Он находился на грани вымирания, но после введения в 1947 году запрета на его добычу, численность его постепенно возросла.

В Хабаровском крае Амурский тигр постоянно обитает только на правобережье Амура. Основной ареал обитания - западный склон Сихотэ-Алиня в бассейнах рек Хор и Анюй. Другой ареал, изолированный от основного, располагается в бассейне р. Тагэму.


Горал Амурский

Древнее копытное животное, по облику напоминающее домашнюю козу. Встречается это животное в горных районах Приморского и юга Хабаровского краев.


Дальневосточная черепаха (или трионикс)

Населяет бассейны рек Амур (на севере почти от устья, вверх по течению на юг до западной части Приморья несколько выше устья Сунгари), Уссури и их крупные притоки, а также озеро Ханка.

Триониксы – хищники, охотящиеся только в воде. На береговые отмели они выходят для отдыха, солнечных ванн и для откладки яиц.


Дальневосточный лесной кот

Он значительно крупнее домашней кошки - длина его тела 75-90 см, хвоста - 35-37 см. Населяет преимущественно глухие горные леса, отчасти заросли кустарников, иногда поблизости от деревень. Питается мышами, полевками, белками, птицами, порой нападает на зайцев, молодых косуль и других животных, с которыми может справиться.


Изюбр

Копытное животное семейства оленьих, подвид благородного оленя, вес 120 - 180 кг. Окрас серый зимой, рыжеватый летом.

Места обитания оленя чрезвычайно разнообразны, олени выбирают такие участки, где много молодого подроста, кустарников и травянистых полян. Наибольшую роль в кормовом рационе играют злаки.


Соболь

Типичный обитатель тайги от Уральского хребта до Тихого океана.

В результате беспощадного истребления в связи с драгоценным мехом численность зверьков постоянно уменьшалась, и, чтобы уберечь его от полного истребления ввели ограничение на добычу животного.

Соболь - ярко выраженный хищник, ловкий охотник. Основная пища - мелкие грызуны, рябчики, глухари, иногда ловит рыбу, может питаться кедровыми орешками, ягодой.


Гималайский медведь

Гималайский медведь (черный, белогрудый, уссурийский, тибетский) На груди находится белое, иногда с желтоватым оттенком пятно, по форме напоминающее латинскую букву "V". Поэтому черного медведя иногда называют белогрудым.

Обитает в Приморском и Хабаровском крае.


Бурый медведь

Крупный хищник, мощный, быстрый зверь. При ходьбе опирается не на пальцы, а на всю ступню задних ног и на всю ладонную поверхность передних лап. Вес зверя варьируется от 140 до 415 кг. Окрас варьирует от черного до соломенного цвета, на груди бывает белый "галстук". Обитает в лесах Хабаровского края. Всеяден, главные корма - сочные корневища растений, ягоды, орехи, желуди. Убивает кабанов, лосей, телят других копытных, много кочует в поисках корма.


Рысь

Один из самых грациозных и опасных хищников семейства кошачьих. Это изящное животное обладает роскошным мехом, кисточками на ушах, коротким хвостом, напоминающим обрубок, и смертоносными когтями. Распространена на Дальнем Востоке очень широко, встречаясь преимущественно в северных, наиболее глухих таежных районах этого края.


Дальневосточный леопард

Считается самой редкой кошкой в мире. Леопард – красочная, грациозная, невероятно величественная и хитрая кошка. Это быстрое и осторожное животное. Раньше леопард был распространен почти по всему Амуро-Уссурийскому краю, хотя основной очаг его обитания находился в южных пограничных районах (Хасанский, Ханкайский, и др.). Изредка барс водится в «Кедровой Пади» и в долине реки Раздольная в районе с. Гродеково.


Горностай

Горностай – маленький пушкой зверек с ценным мехом, относится к семейству куньих. Летом горностай имеет двухцветную расцветку – буровато-рыжий верх и желтовато-белый низ, а зимой цвет меха зверька чисто белый, а сам мех – шелковистый и густой. Неизменным остается только окрас кончика хвоста, который круглый год черного цвета. Именно это является характерной особенностью горностая.

Встречается в пределах Уссурийского края, но почти везде малочислен. Он обитает по всей долине реки Уссури, предгорья Сихотэ-Алиня.



























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.



















Назад Вперёд

Одной из главных задач ставится способность к сохранению объектов живой природы, путём закрепления правил поведения в природе. Осведомлённость о существовании экологических проблем, знание о том, какие дикие животные живут в нашем крае, какие находятся на грани исчезновения и нуждаются в нашей защите и охране.

Немаловажным аспектом занятия является бережное отношение к живым существам, к окружающей природе. Пробуждая у детей интерес к своей Земле и родному краю, мы создаём чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме – планете Земля.

У детей появилось желание помочь животным, не только в целях спасения, но и для улучшения жизни животного. Дети стали понимать, что помогать животным это наш долг, который должен выполнять каждый.

Дети научились работать с научной литературой, справочниками, в интернете. Научились выделять главное в большом объёме информации, анализировать, делать выводы. Были оформлены исследовательские работы и рефераты, сделаны кормушки для птиц, вылеплены животные из глины, барельефы из холодного фарфора, сочинены сказки. Данное занятие было хорошим стимулом к дальнейшей работе.

Цель: познакомить детей с редкими и исчезающими видами диких животных Хабаровского края и Красной книгой, в которую они внесены, пробуждая чувство ответственности за жизнь на планете.

Задачи:

  • Образовательные : дать представления о том, что появляются новые виды животных, которые находятся на грани исчезновения и нуждаются в нашей защите и охране.
  • Развивающие : способствовать развитию умения характеризовать меры по сохранению природы; повторить правила поведения в природе.
  • Воспитывающие : воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе; пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме; помочь детям усвоить основные правила экологического поведения в природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения: метод объяснительно-иллюстративный, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Использованные ресурсы:

Образовательные ресурсы:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Красная книга Хабаровского края: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных: официальное издание/ Министерство природных ресурсов Хабаровского края, Институт водных и экологических проблем ДВО РАН. – Хабаровск: «Приамурские ведомости», 2008. – 632 с.: ил.
  3. Об экологической ситуации в Хабаровском крае и мерах по ее улучшению // ЭГБО. – 2009. – №2. – С.5-10.
  4. Брайнинг С. и др. Животные. М.: «Астрель», АСТ, 2001
  5. Учебная презентация PowerPoint 1.
  6. Учебная презентация PowerPoint 2, используемая в качестве иллюстраций
  7. Песня «Просьба» музыка А. Пахмутовой, стихи Р. Рождественского. Время звучания песни 3 минуты 39 секунд.
  8. Выставка детских рефератов: утка-мандаринка, белогрудый медведь, горал и другие реферативные выступления детей из различных групп. (Приложение);

План занятия

1. Организационная часть – 3 мин.
2. Сообщение учебного материала – 10 мин.
3. Основная часть занятия – 10 мин
4. Физминутка 1–2 мин.
5. Самостоятельная деятельность учащихся – 15 мин.
6. Завершение урока - 5 мин.

ХОДЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

2. Выставка рефератов и их обзор. Актуализация знаний

Педагог: Дети, посмотрите на нашу выставку. Вы хорошо потрудились и представили самые лучшие рефераты. Вот оказывается, сколько животных, которые нуждаются в защите и охране. Об этом и пойдёт сегодня речь. Тема нашего занятия: «Дикие животные Хабаровского края»

3. Введение в тему

– Отгадайте такую загадку:

Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней,

– Что это? (Книга)

– Вы правильно сказали, что это книга (слайд 2). Посмотрите и скажите, какого цвета её обложка? Эта книга не совсем обычная.

Педагог: Кто знает, для чего нужна Красная книга?

Дети: Она нужна для того, чтобы знать какие растения и животные нуждаются в защите и охране.

Педагог: А как вы думаете, почему её назвали именно Красной книгой?

Педагог: (обобщает ответы) « Красная книга – это просто списки всех животных и растений, которые находятся на грани вымирания из-за очень маленького количества». В ней так же находятся сведения об основных причинах вымирания конкретных видов животных, растений и о путях их спасения. Красный цвет книги, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Внимание! Может случиться не поправимое». На нашей планете Земля существовало множество разных видов животных и растений. Люди их использовали для своих нужд, равнодушно и безжалостно уничтожали, думая, что они будут жить всегда. Некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернёт их на Землю.

Педагог: А как вы думаете, почему постоянно переиздаётся Красная книга?

Дети: Появляются новые виды животных, которые находятся на грани исчезновения.

Педагог: Послушайте стихотворение, которое прочитает Вам Настя Морозова.

4. Чтение стихотворения. «Берегите природу».

БЕРЕГИ ПРИРОДУ!

Закрой глаза,
Представь себе,
Как будет страшно на Земле,
Когда не станет вдруг деревьев,
Исчезнут звери и леса,
И, выйдя в поле, не увидишь
Ни колоска, ни василька.
Пустая, голая Земля.
Как будет страшно,
Ты представил?
А чтоб такому не бывать,
Давай же будем мы природу
Любить, жалеть и уважать.
Костры в лесу не разжигать,
Зверей и птиц не обижать!
В тенистый лес входи,
Будь другом!
Грибов и ягод набери.
Вдыхая свежий, чистый воздух,
Деревья поблагодари!
Природа – щедрая хозяйка,
Бери, что надо,
Ей не жалко!
И не забудь, что ждет она
От нас такого же добра!

– О чём говорится в стихотворении? Почему природа так взывает к человеку? Что мы должны сделать, чтоб сохранить живую природу?

5. Показ слайд-шоу с музыкальным сопровождением. Песня «Просьба» музыка А. Пахмутовой, стихи Р. Рождественского. Время звучания песни 3 минуты 39 секунд. (Презентация 1 . Слайды с 3 по 12).

6. Беседа

Педагог: Рассмотрите эту земную красоту на экране и послушайте песню «Просьба» музыка А. Пахмутовой, стихи Р. Рождественского.

– О чём поётся в песне? Какие выводы можно сделать после прослушивания этой песни?
– Какие чувства вызывают у вас картины природы? Где бы вы хотели оказаться иль встретиться с этой красотой? Почему? Каких животных вы хотели бы встретить или увидеть?

Педагог: В основном животные вымирали по вине человека. Некоторых животных люди совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой вымирания и, если их не охранять, не помогать им, то они навсегда могут исчезнуть с лица Земли.
Например: красивого амурского тигра, который живет на Дальнем востоке, осталось примерно около 200!!! Почти полностью были истреблены такие животные, как амурский лесной кот, амурский степной хорь, красный волк, амурские леопарды и многие другие виды животных.

7. Реферативные выступления детей с опорой на наглядность

Элемент театрализованного представления: заранее подготовленные дети рассказывают информацию о диких животных (утка-мандаринка, белогрудый медведь). Иллюстрации крепятся на доске. (Ссылки на сайты см. Приложения )

Физминутка (слайд 13)

Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем.
Дышим ровно, глубоко.
Впереди, из-за куста,
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
И по кочкам и по кочкам,
Скачем смело на носочках.
Каждый день – всегда, везде,
Мы участвуем в игре.
На защиту встанем смело,
А затем опять за дело...

8. Педагог: Итак, продолжаем наше занятие (слайды с 14 по 17). Редкими стали такие животные как: орел, беркут, журавль, лебедь, и многие другие. Как вы думаете, какую роль они играют в природе?

Дети: Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.

Педагог: А как вы думаете, для чего людям нужны животные?

Дети: Мы их употребляем в пищу, у некоторых ценные меха, они помогают нам одеваться. Они нам помогают выжить. Человек не только одевается, но и питается за счёт животных.

Педагог: Как вы думаете, каким образом Государство охраняет животных нашего края?

Дети: В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Созданы заповедники, заказники, зоопарки.

Педагог: (данные факты вывешиваются на доске в виде плаката).

В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы . По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её «Красная книга фактов. 17 октября 2011 года Красная книга Хабаровского края является официальным документом … объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края. 21 октября 2012 года в Красную книгу Хабаровского края внесены 167 видов растений и грибов, 127 видов животных». (Данные факты вывешиваются на доске в виде плаката). Смотреть приложение.

Педагог: А как вы думаете, зависит ли жизнь животных от растений?

Дети: Животные и растения связаны между собой цепью питания. Например:
сберегая лягушек, вы сохраните жизнь цапле, которая ими питается и т.д.

Педагог: Нам нужны все животные ещё и потому, что все животные очень красивы и интересны. Мы можем ими любоваться. Человек, к сожалению, приносит очень много вреда природе. Ведя хозяйственную деятельность, вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки и озера – это дом. Поэтому надо беречь и дом животных.

Педагог: Давайте ещё послушаем сообщения ваших товарищей о животных, которые очень красивы, находятся на грани исчезновения и нуждаются в охране.

9. Реферативные выступления детей. (Горал, жизнь харзы уссурийской).

Элемент театрализованного представления: заранее подготовленные дети рассказывают информацию о диких животных (иллюстрация крепится на доске).

Педагог: Что должны знать люди, чтоб не причинить вреда животным?

Дети: Правила поведения в природе.

На каждого ребёнка выдаётся цветное изображение картин природы с правилами поведения в природе. Дети высказывают своё мнение. (Презентация 2 )

Педагог: Давайте познакомимся с данными правилами.

Чего в природе делать «нельзя»:

1. Вырывать грибы и кустарники с корнем.
2. Разорять птичьи гнезда;
3. Давить насекомых, разорять муравейники.
4. Забирать из леса домой животных.
5. Обижать или давить лесных насекомых.
6. Не рвать полевые цветы, собирать большие букеты.
7. Рвать и бросать редкие цветы.
8. Ловить бабочек и стрекоз.
9. Шуметь в лесу.
10. Разжигать костёр в лесу без взрослых.
11. Оставлять мусор в лесу.
12. Бить стекло.
13. Вырезать надписи на деревьях.
14. Вырывать кустарники с корнем.
15. Сбивать мухоморы и прочие поганки.
16. Убивать лягушек и обижать змей.
17. Ломать ветки деревьев и кустов.

10. Обобщение выступлений

– Что нужно сделать, чтобы быть настоящим другом природе?
– Что мы с вами можем сделать, чтобы предотвратить исчезновение редких животных?
– Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу деревья?
– Какой вред можно причинить животным, если ты не знаешь правила поведения в лесу?
– Объясни, почему нужно беречь не только самих животных, но и те места, в которых они живут?
– Объясни, почему в заповедниках у животных благоприятные условия для жизни?

Вывод: По тому, как ты будешь относиться к природе, можно понять, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.

11. Кроссворд (слайды с 18 по 56)

Педагог: А сейчас, для закрепления знаний о животных нашего края, я вам предлагаю отгадать загадки и заполнить кроссворд. Когда вы их отгадаете, откроются два основных слова. Это крик о помощи, наказ, воззвание к людям, к нам с вами. Мы прочитаем их в конце занятия. Это будет соревнование. Победителей ждёт приз.

(18-20 слайд).

Живёт в дупле, живёт – в гнезде,
Лесной орех, грибы таскает.
И на немалой высоте
Пушистый хвост, как луч, мелькает.(Белка)

(21-23 слайды)

Это животное имеет темно-бурую окраску, белый галстук на груди. Его изображение имеется на гербе Хабаровского края. (Медведь)

(24-26 слайды)

Из кошачьих, зверь зубатый,
Как в тельняшке, полосатый.
С этим юнгой не до игр!
Это крупный хищник(тигр)

(27-29 слайды)

Лежать он может целый день,
Ему лежать совсем не лень. (Тюлень)

(30-32 слайды)

Напоминает он козу,
Живёт в лесу и роще,
Боится волка, ест траву,
Найти его там проще. (Горал)

(33-35 слайды)

Враг полёвок, птиц и белок,
Не упустит всех, кто мелок.
Цвет каштановый, лоснится.
Это шустрая… (Куница)

(36-38 слайды)

Этот зверь серьёзный очень,
А охотится он ночью.
И на дереве обычно
Прячет он свою добычу.
У него на шкуре пятна.
Незаметней так. Понятно?
Увидал добычу, старт!
На охоте… (Леопард)

(39-41 слайды)

Из семейства полорогих,
Подсемейство же быков,
Он один из тех немногих,
Что пришёл к нам из веков. (Зубр)

(42-44 слайды)

Родственник домашней хрюшке,
Хоть стоячие есть ушки.
С пятачком. Большой. Всеядный!
А ещё он дикий, стадный. (Дикий кабан)

(45-47 слайды) Это животное питается только лишайниками. Ещё его характеризуют, как выделяющий мускус. По внешнему виду он напоминает оленя, но в отличие от него не имеет рогов. Иногда его зовут водяным оленем. (Кабарга)

(48-50 слайды)

Он других не обижает.
Ест траву, в лесу гуляет,
Но ветвистыми рогами
Может справиться с волками! (Олень)

(51-53 слайды)

Красно-бурый, серо-бурый,
Полосы вдоль спинки.
Любит хлебные культуры,
Тишь лесной глубинки. (Бурундук)

(54-56 слайд)

Мех густой и бархатистый,
Бурый, брюхом – серебристый.
Хвост чешуйчатый и с килем,
Ищет корм в глубинном иле. (Выхухоль)

Педагог: Посмотрите на выделенный текст. Что получилось?Я надеюсь, что наше занятие не пройдёт для вас бесследно. Каждый из вас возьмёт для себя только хорошее. Не будет среди вас злых и равнодушных.

12. Рефлексия

–Что нового узнали?
– Над чем вы задумались на уроке?
– Что вас удивило?
– Осталось ли что-нибудь непонятным?
– Для чего вам могут пригодиться эти знания?

Животный мир Хабаровского края неповторим и чрезмерно разнообразен. Это страна горных хребтов, быстрых и чистых водоёмов, а также, в основном, хвойных лесов которые являются домом для многих копытных и других животных: лосей, оленей, кабанов, косулей, изюбрей, соболей, лисиц, ласок, белок, ондатр, выдр. Здесь также можно встретить и некоторых хищников: волков, медведей, рысей, амурских тигров.

Амурский, или сибирский тигр

Амурский, или сибирский тигр (Panthera tigris altaica) обитает к востоку от реки Амур. Он является самым крупным из видов тигров и может вырастать до 4 метров в длину и весить до 320 кг. Из-за утраты мест обитания и браконьерства этот вид находится в критическом положении. В Хабаровском крае сибирский тигр считается доминирующим хищником, который, в основном, охотится на больших млекопитающих, включая оленей, кабанов, коз и крупный рогатый скот.

После периода беременности от 3 до 4 месяцев, самка амурского тигра рождает до 5 детёнышей. Они появляются на свет слепыми и беспомощными, весят около 1 кг. Мать кормит их молоком в течение 2-х месяцев, после чего тигрят знакомят с мясом. Они зависят от матери в течение первых 18 месяцев. Сегодня в дикой природе, амурский тигр считается исчезающим видом и насчитывает менее 500 особей.

Изюбрь или изюбр

Изюбрь или изюбр (Cervus elaphus xanthopygus) ‒ восточно-азиатский настоящий олень. Летом его окрас ярко-красный, а в зимний период ‒ темно-бурый. Изюбрь имеет более длинную и узкую морду, чем другие азиатские или американские родственники. Рога относительно слабые, особенно верхняя часть. Брачный период припадает на сентябрь, а потомство появляется в мае и июне.

Соболь

Соболь(Martes zibellina) ‒ один из самых ценных пушных зверьков. Это жители сибирской горной и равнинной тайги. Они предпочитают кедровые леса, где много грызунов и орешков, которые составляют основную пищу соболей. Летом эти выносливые и ловкие хищники лакомятся насекомыми, ягодами черники и брусники. Иногда разрушают гнезда птиц, а также не отказываются от падали. Самка рождает от 2 до 7 детёнышей. В шестимесячном возрасте они начинают самостоятельную жизнь.

Животный мир Хабаровского края богат многими видами водоплавающих и перелётных птиц. Регион населяют глухари, рябчики, уссурийские фазаны, индийские кукушки, каменные и сизые дрозды, синие мухоловки и др. Озера и реки насчитывают более 100 видов рыб.

Рыбный филин

Рыбный филин (Bubo blakistoni) ‒ вид, находящийся на грани исчезновения. В основном он встречается в хвойных или смешанных лесах обязательно недалеко от водоёма, так как круглый год он кормится в нём. Рыбный филин один из самых крупных видов сов в мире. Его длина от 60 до 71 см с размахом крыльев до 2 м. Вес колеблется от 2,7 до 4 кг, а самцы меньше самок. Крылья и хвост темно-коричневого цвета с желтоватыми полосами, нижняя часть светло-коричневая с тонкими вертикальными черными полосами. Клюв длинный и изогнутый, а цвет варьируется от серовато-голубого до коричневого. Превосходный охотник на рыбу предпочитает ловить свою добычу в сумерках и ночью.

Синяя мухоловка

Синяя мухоловка (Cyanoptila cyanomelana) уничтожает многих насекомых-вредителей леса. Её размер около 16 см, а вес ‒ 25 г. Эта маленькая, но очень симпатичная птичка питается мелкими беспозвоночными, личинками и некоторыми ягодами. Синяя мухоловка обитает в лесистой местности, а во время миграции или зимовки, её можно встретить в парках и садах. Зимует в Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Суматра и Борнео).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .