Какой народ проживает в бассейне реки кама. Куда впадает река Кама

Трудно представить себе человека, который не имел бы представления о такой шишкинской картине, как "Утро в сосновом лесу", который не знал бы шишкинскую "Рожь" или "Корабельную рощу". На ряде своих полотен живописец запечатлел и окрестности родной Елабуги. На небольшей остановке зайдите в местный музей. В музее имеются экспозиции краеведческого характера и стенд, посвященный героине Отечественной

войны 1812 года Надежде Дуровой. Необыкновенная судьба "девицы-кавалериста" привлекала в разное время писателей и драматургов. Выйдя в отставку, Дурова поселилась в Елабуге и написала здесь свои

воспоминания, которые высоко оценил Пушкин. Могила Дуровой находится на старом городском кладбище.

Река Белая приходит к Каме между низменных берегов поймы, и возможно, с парохода устье притока было бы плохо различимым, если бы не цвет воды. Тут разница в окраске особенно резка и заметна. Воды реки Белой врезаются в камские и теснят их своим широким потоком, над которым кружатся чайки. Длина Белой, главного притока Камы, - 1420 километров. Начинаясь в горах Южного Урала, Белая устремляется затем на равнины Башкирии, связывая с Камой ряд городов этой автономной республики и ее центр Уфу. По существу в бассейне Белой находится почти вся равнинная часть Башкирии. По реке перевозится много леса, хлеба, нефти.

Пароход идет под мост казанской железной дороги, и почти тотчас же можно заметить еще далекий Сарапул. Невысокий остров сначала закрывает часть города, расположенную в низине. Но вот остров кончается, и Сарапул виден весь. Это один из наиболее привлекательно расположенных городов Прикамья. На фоне зеленого густого бора белеют кварталы, занявшие склоны долины речки Сарапулки, пересекающей город. Центральная часть Сарапула застроена каменными домами, среди которых особенно выделяются здания горсовета и ремесленного училища, обращенные к нам фасадами. Над всем этим господствует гора с крутыми склонами, оканчивающаяся резко очерченным мысом. Сарапул возник еще в конце XVI века. Приречная часть города в наибольшей степени сохранила черты далекого прошлого.

Здесь можно увидеть следы древнего городища, старинные монастырские стены. Кстати, само название города на языке стародавних обитателей Прикамья означало "желтая рыба", т. е. стерлядь, которая, очевидно, водилась тут в изобилии. При прогулке по городу следует обратить внимание на деревянные резные украшения оконных наличников, ворот и даже стен домов: резьбой по дереву сарапульские умельцы особенно славились.

Через два часа пароход завершит рейс у Молотовского речного вокзала, но близость большого города явственно чувствуется.

Вот слева пристань Закамск. Это уже заречный Кировский район Молотова. Вдоль берегового яра далеко уходит сосновый бор. Но присмотритесь: сосны остались только у самого берега, а дальше, вглубь, все занято кварталами жилых домов, цехами предприятий. Кое-где сосны гуще, под ними расположены либо дома дачного типа, либо легкие постройки пионерских лагерей. Вот над Камой отчетливо вырисовались пролеты

железнодорожного моста, построенного более полувека назад. И до него, и сразу после него справа от нас берег занят причалами промышленных предприятий. Дым фабричных труб стелется над рекой. Утесом вздыбился элеватор. Опять видны краны - это один из участков старого Молотовского порта.

В этом районе еще много неказистых домов и складов, построенных камскими пароходчиками. Но вот начались молотовские причалы пригородного сообщения. Видна башня картинной галереи и стоящее у

самого края откоса высокое здание с колоннами - управление Молотовлеса. Город Молотов, самый крупный промышленный и культурный центр Прикамья, значительно моложе многих уральских городов.

Шлюзовой мир реки Кама. Судно идет к шлюзу. Он не похож ни на одно из сооружений, которые

встречаются по пути из столицы. Дело в том, что Кама - первая в стране шлюзованная река с огромным сплавом леса. Шлюз обычной конструкции никогда не смог бы пропустить за навигацию те 10-12 миллионов

кубометров древесины, которые идут через "лестницу" Камского гидроузла. Правая по течению, или, как ее называют, "Западная нитка" шлюза предназначена исключительно для спуска плотов по Восточной, или левой; пропускают - в зависимости от надобности - и суда, и плоты. Все сооружения шлюза растянулись в длину на 2,5 километра. Наше судно направляется к левой "нитке".

НИЖНЕКАМСК - ПРИСТАНЬ - КРАСНЫЙ КЛЮЧ

ПРЕДАНИЯ О РЕКЕ КАМА

Это было в те далекие времена, когда на пространстве от Белого моря до Уральских гор и от Уральских гор до Черного моря жили древние Ведические Боги. Они рождались,обустраивали землю,просвещали людей, сменяли друг друга. И то, что совершалось на небе, обязательно оставляло следы на Земле. Настало время, когда у рожденной от лучей Золотистых звезд Златы Майи и Бога Вышня родился сын Крышень. Во лбу у него сияла, а в руках у него Звездная книга Вед. Много знаний он открыл Богам и много совершил добрых дел на небе. У богини Вод Водыни и Бога солнца Ра выросла красивая дочь Рада. Встретились Крышень и Рада и полюбили друг друга. Как родился у них сын Кама - вся природа ликовала, цветы расцветали, соловьи распевали, было на небесах пирование великое. Как - то ехал Кама по полюшку - видит в поле наездница Ока, конь играет, шлем сверкает, на руке соловушка. Стали они пускать друг в друга любовные стрелы. И в любовном поединке оба погибли. Там, где протекла кровь Камы - протекает река Кама, где кровь Оки - река Ока. На небе Бог Кама стал Богом любви. Звездную книгу Вед восприняли Волхвы и передали ее людям. Крышень появляется на небе легким, золотистым облачком, Рада обернулась и приносит людям радость. Река Кама стала источником и символом чистой, дарующей силу и наслаждение воды. В старину на Руси шаман именовался Кам. Камлание - обрядовое действо шамана. Сейчас среди учёных идёт спор, где действительно начинается Кама. Одни утверждают, что в соседней деревне Жерноково, другие выяснили, что первый правый приток Камы - Камка полноводнее и длиннее. Но в Кулиге самый бурный родник (колодец 6 м наполняется и вытекает ручейком).

УСТЬЕ РЕКИ ЗАЙ - ТАТАРСТАН

Мифы и предания славян - Ра, Ока, Кама и Алатырка

Когда бог Ра состарился, он сказал Небесной Корове: «Я живу, только сердце устало жить... Подыми меня ввысь на рогах своих! Стану я небесной рекою - той, что Явь и Навь разделяет».

И он протек Ра-рекою с гор, которые потом назвали Уральскими, ибо они расположены у Ра-реки. Ныне эту реку именуют Волгой, в верхнем течении - Белой Воложкой, в нижнем - Доном (в древности Волга и Дон сходились близ Волге-Донского канала).

На Солнечном Острове у Рады и Крышня родился сын - бог любви Кама. Черный Ворон украл Каму и понес его над морем, а потом сбросил с высоты.

Бога Каму проглотил кит, но Кама попросил помощи у Всевышнего и был услышан. Всевышний повелел, и кит изверг бога Каму на Землю. И Кама пошел в Ирий. Там его приветствовали все боги.

Лук и стремы дал ему Крышень,

привела коня ему Рада,

я Сварог дал Каме колечко.

Лада-матушка - розу алую.

Если Кама выстрелит в сердце -

вспыхнет сердце любовной страстью.

Коль наденет кольцо на палец -

значит, вскоре сыграют свадьбу.

Коль подарит он розу алую -

будет вечно цвести любовь!

«Книга Коляды», 11 е

Как то раз, проезжая чистым полюшком, Кама встретил прекрасную богиню любви Оку. Они полюбили друг друга. И вскоре сыграли свадьбу.

На свадьбе Кама и Ока заспорили - чьи любовные чары сильнее? Тогда Кама предложил поехать во полюшко и пускать Друг во дружку стрелы, дабы выяснить кто кого сразит любовной стрелою. Чары их оказались такими сильными, что как только стрелы, а ими были алые розы, поразили сердца Камы и Оки, они пали на землю и умерли от любви. Из их сердец потекли потоки крови и стали реками Камой и Окой.

А река Алатырка образовалась так. Как-то раз Крышень на Белогривом коне поехал к Алатырской горе. Вдруг он увидел, что на Алатыре сидит Черный Ворон. Крышень вынул золотую стрелу и натянул лук. Но Ворон ему сказал:

Ты не бей в меня, не стреляй в меня! А послушай-ка весть мою! Призывает тебя Всевышний! Истекла вода из крыницы - и окончилось время Крышня! Наступает иное время! Колесо небес повернулось.

Крышень не послушал и пустил стрелу, но стрела обернулась и попала в сердце Крышня. Кровь, текущая из сердца Крыш- ня, стала рекой Алатыркой.

А когда к Алатырской горе пришли Рада и Майя, они увидели, как Крышень поднимается по склону горы к трону Всевышнего.

Ра - древнее славянское имя Бога Солнца, а также название Ра-реки (Волги) в «Книге Велеса», Ведах Индии (Раса) и Авесте (Ранха), в трудах античных греков и римлян (Ра, Рос).

Наиболее полно миф о боге Ра, о его сыне Хорсе сохранила египетская мифология («Книга Коровы»), что говорит об едином для славян и египтян истоке этого мифа, лежащем в Атлантиде. Ра был женат на Амелфе, когда тек в Черное море, потом потек в Каспийское (Хвалынское) и стал женат на Волыни. О Свадьбе Ра и Волыни (Вялкани) рассказано в «Веде славянъ» (I т.)

Кама и Ока - реки, втекающие в Волгу. Текст о Каме и Оке восстановлен по различным изложениям былин о Дунае (вариант - Доне) и его жене. Заметим, что Дон в древности часто также назывался Ра- рекой, ибо было время, когда Ра-река впадала не в Каспий, а в Черное море. Значит, былина о Доне-Дунае имеет отношение и к Волге, и к Каме (старое имя - Белая Воложка), и к Оке. Истоком Ра-реки (Волги) в древности считали не источник близ озера Селигер, а Урал. То есть Кама тогда именовалась Волгой (в Авесте река Ранха стекает с горы Хукарья, то есть с Урала), а Камой тогда называли реку, вытекающую из источника близ Селигера.

В Индии Каму почитают богом любви. Ока - подобна индийской Лакшми (на Клязьме, впадающей в Оку, сегодня существует город Лакинск).

УСТЬЕ РЕКИ ИЖ Река Кама

ИСТОРИЯ СУДОХОДСТВА НА КАМЕ

Человек с древнейших времен обживал ее берега, использовал в качестве выгодного и удобного транспортного пути, ну и, наконец, слагал о Каме легенды и предания. Путеводители по Каме известных пароходных товариществ не только приглашали милостивых господ отправиться в путешествие по одной из красивейших рек Восточно-Европейской равнины, но рассказывали об истории прикамских городов, больших сел и небольших поселков. В этих путеводителях и называли Каму рекой былых легенд, грозной соперницей Волги…

«Кама долго с Волгой спорила - не хотела в нее течь. Сначала воду ее хотела отбить, отбила половину, а дальше не смогла. Поднялась Кама на хитрость. Сговорилась с коршуном: «Ты, коршун, крикни, когда я на той стороне буду, чтобы я слышала, а я под Волгу подроюсь и выйду в другом месте». - «Ладно», - отвечает коршун. Вот Кама и начала рыться под Волгу. Рылась, рылась, а тем временем коршуна беркут заметил и погнался за ним. Тот испугался и закричал как раз над серединой Волги. Кама услышала этот крик, думала, что она уже на том берегу, выскочила из-под земли и прямо в Волгу угодила». Вот так и несет Кама свои воды вдаль, к Волге, как и сотни лет назад.

ПЛОТ НА КАМЕ

Заселение края, освоение его богатств, - все это неразрывно связано с рекой. Старинные летописи упоминают о том, что еще четырнадцать веков назад торговые караваны с Ближнего Востока плыли по Каме в Пермь Великую и Пермь Вычегодскую. Хотя кто сейчас может с уверенностью сказать, что именно это и стало началом судоходства на Каме. Ибо сама река гораздо древнее.

В арабских источниках обычно называлась Кама - Аги-дель. Можно встретить утверждение и о том, что в старину Кама носила название - Идель, и при том едва ли на том протяжении, какое ей дается ныне, то есть до встречи с Волгой, а до самого конца, до впадения ее в Каспийское море, где был знаменитый город того же имени.

По Каме с севера пришли в лесной край новгородские и московские люди. В русских летописях впервые название «Кама» упоминается в 1220 году, когда «Василько Константинович из Ростова полк посла, а другим с Устюга на верх Камы». Но самыми древними поселенцами в верхнем и среднем течении реки были финно-угорские племена, а в нижнем течении Камы - булгары.

&nnbsp;bsp; РЕКА КАМА ОКОЛО ВЕЛИКИХ БУЛГАР

Благодаря Каме Урал, начиная с XIV века, поставлял Русскому государству пушнину, а позднее соль. С падением же Казанского ханства в 1552 году был открыт сквозной путь по Каме. Это способствовало расширению торговых связей между Уралом и другими русскими землями. И со второй половины XVI века берега Камы начинают активно заселяться русским населением, во многом благодаря Строгановым, основавшим здесь свои солеварни. В верхнем течении Камы появлялись «городки» и «острожки», а наряду с ними и монастыри (Пыскарский Спасо-Преображенский монастырь, основанный на месте старого строгановского монастыря в г. Кангорь). К этому же времени относится и основание нескольких монастырей в среднем и нижнем течении реки. Так, в XVII веке был основан Успенский, бывший Лихотин, монастырь в с. Яромаска.

Однако плавание в XVI веке по Каме было сопряжено с очень большими опасностями. Грабеж был тогда обычным явлением, как видно из «Жития Святого Трифона», написанного в XVII веке: «По реке Каме грабят суда и торговых людей всяких чинов убивают…» Плавание Святого Трифона совершалось на струге в 1572 году вверх по течению реки в Пыскор. Да и суда, использовавшиеся тогда, главным образом, для перевозки грузов, были не самоходными. Получили распространение уже упоминавшиеся струги, ладьи, дощаники, беляны. И строились они здесь же, на Чусовой и на Каме.

СТРЕЛКА НА СЛИЯНИИ РЕК КАМА И ЧУСОВАЯ

Сама река определяла характер сплавных судов: краткий период навигации - лишь шесть месяцев в году, и мелководье большинства притоков Камы. Наиболее совершенным для своего времени стал тип грузового судна, хорошо приспособленный к плаванию по Каме и Волге, причем, как по течению, так и против него, и получивший название расшивы. Расшива была вместительной, и доставляла от восьми до двадцати пяти тысяч пудов груза.

Вниз по течению суда шли под парусом, на веслах, вверх их уже тянули бечевой бурлаки. Бурлачеством занимались прибрежные жители Волги и ее притоков. В крупных городах, таких как Пермь, Чистополь и других, существовало даже что-то вроде бурлацких базаров. Обыкновенно хозяин судна брал бурлаков, исходя из общего веса груза. И на каждую тысячу пудов приходилось от двух до шести бурлаков в зависимости от условий сплава. А в том случае, если судно было большим, то численность артели бурлаков доходила до 60 - 100 человек. Наибольшего развития бурлачество получило в первой половине XIX века, в особенности перед введением пароходства.

УСТЬЕ РЕКИ ШЕШМА - ТАТАРСТАН

Возникновение и развитие в XVII - XVIII вв. крупных заводов и промыслов, отсутствие других видов перевозки грузов, - все это заставляло искать талантливых инженеров и механиков способ механизировать движение судов. Так, еще в 1804 году И.П. Кулибин предложил идею «водоходного судна», движущей силой для которого стала бы сила течения реки. Однако эта идея не нашла практического применения.

В это же время мастер Огурдинского лесопильного завода на Каме А.И. Дурбажев сконструировал и построил «коноводную машину». В народе эта «коноводная машина» получила название «коноводки».

«Коноводка» состояла из плоскодонного судна, на середине которого устанавливался в вертикальном положении ворот. На уровне нижней палубы от вала ворота отходили в радиальном направлении рычаги, в каждый из которых впрягалось по нескольку лошадей. Беспрерывно двигаясь по кругу, лошади вращали вал, на верхний конец которого наматывался канат. Коноводка подтягивалась за канат к якорю, а в это время завозили второй якорь. Именно таким образом судно шло вверх по течению практически беспрерывно. «Коноводки» зачастую вели за собой караван судов, а количество лошадей, в них находившихся, доходило до двух сотен.

Изобретение «коноводок» приписывали и французскому инженеру Поуодебару, служившему при заводах Всеволожского. Так, в «Летописи губернского города Перми» составленной Ф.А. Прядильниковым, говорилось, что в 1816 году «во время сплава соляных караванов показались впервые коноводные машины».

Однако вскоре коноводки были заменены кабестанами, в которых паровые (сорокасильные) ворота заменили конную тягу. Скорость движения кабестанов против течения составляла 2,5-3 версты в час, что было лишь немногим более скорости «коноводки» (в среднем около 2 верст в час). Применение кабестанов также не решило проблем судоходства и оказалось непродолжительным.

Первая половина XIX века ознаменовалась значительным развитием судоходного дела. В 1815 году на Неве появился первый в России пароход, построенный в Петербурге на заводе Берда. В 1817 г. был построен и первый пароход в Волго-Камском бассейне на Пожевском заводе В.А. Всеволожского. Весной 1819 г. жители г. Перми были удивлены появлением на Каме двух пароходов г. Всеволожского. Именно В.А. Всеволожский стал первым строителем и пароходовладельцем на Каме и Пожве. Это событие перевернуло весь существовавший до этого строй и ознаменовало начало нового этапа в истории судоходного дела.

Первый пожевский пароход имел узкий деревянный корпус. Мощность машины составляла всего 24 лошадиные силы. Применение паровых судов доказало преимущество перед «коноводками» и кабестанами. Вскоре были построены еще два парохода в 36 и 6 лошадиных сил.

Первый рейс этих пароходов («паровых ботов» или «стимботов», как их тогда называли), однако, оказался неудачным. В августе 1817 г. они отправились в рейс на Волгу. Подразумевалось, что они дойдут до Нижнего Новгорода и проследуют далее, в Москву. Но рано начавшаяся зима заставила суда вернуться на Каму, где они и зазимовали. А весной 1818 г. были срезаны ледоходом.

СОРОЧЬИ ГОРЫ - САМЫЙ ДЛИННЫЙ В ТАТАРСТАНЕ МОСТ

Часто зачинателем пароходного дела становилось купечество. Купцы, владельцы заводов стремились иметь суда для обеспечения собственных грузоперевозок. Так, в 1839 г. один из пароходов купца Киселева с грузом товаров поднялся с Волги на Каму до г. Перми, и ушел обратно на Волгу. Купец А.В. Татаринов в 1841 г. на своем пароходе «Опыт» возил хлеб. Вместе с Татариновым вошел в компанию его родственник, сарапульский купец И.С. Колчин. И уже совместно ими был построен пароход «Вера». Однако при строительстве третьего парохода, компаньоны потерпели неудачу, в результате которой Татаринов разорился, и взятый им подряд по доставке водой 150 тыс. кулей муки в Кронштадт не был выполнен.

В 1846 году в Перми было образовано «Пермское пароходное товарищество». Значимым этот факт стал, потому что этим пароходным товариществом был построен пароход «Пермь», и сделано объявление об открытии регулярного сообщения вниз по Каме. В дальнейшем образование пароходств лишь набирало темп. Не проходило ни одного года, чтобы не возникало на Каме нового пароходства или компании. В конце 40-х гг. XIX века открыли свои пароходства - И.С. Колчин и П.А. Саваж.

Вскоре, вслед за буксирным пароходством, в 1858 году состоялось открытие и пассажирского сообщения между Пермью и Нижним Новгородом, а в 1860 году вверх по течению Камы - от Перми до Усолья. Вот только пассажиров найти на эти пароходы было сложно. Существовало убеждение, что грешно плавать на таком «огненном самоходе». Даже бесплатно не соглашались. Одними из первых пассажиров, вернувшихся в Сарапул в 1858 г. из поездки на богомолье в Киев, были сарапульский купец Д.Г. Ижболдин и мещанин В.И. Смагин. Путешествовали они на пароходе компании «Кавказ и Меркурий».

К слову сказать, первые пассажирские пароходы не отличались особой комфортабельностью. Вплоть до 70-х гг. XIX века пароходы строились без второй палубы. Все каюты и первого, и второго классов располагались в корпусе: одна общая для мужчин и вторая для женщин. Отапливались каюты железными печками, а освещались свечами. Труднее приходилось пассажирам третьего класса - для них на пароходах не предусматривалось совсем никаких удобств. Пассажиры размещались на открытой палубе как в летний зной, так и под проливным дождем. Но самым, пожалуй, значительным неудобством были вылетавшие из трубы искры, сажа и мелкие кусочки угля, прожигавшие шляпы и платья пассажиров. И лишь начиная с навигации 1856 года на пассажирских судах стали применяться железные крыши, а с боков пароходы старались закрывать на первых порах парусиновыми шторами, позже загораживать рейкой.

Постоянная конкуренция между владельцами пароходств и судовладельцами приводила к совершенствованию флота, и, следовательно, созданию комфортабельных условий пассажирам. Деревянные корпуса пароходов с течением времени заменялись железными, дрова, используемые в качестве топлива и ранее грузившиеся почти на каждой пристани, заменил мазут. Общая вместимость таких судов уже составляла около 80-100 пассажиров.

КАМА - НИЖНЕКАМСКИЙ - ЧИСТОПОЛЬСКИЙ РАЙОНЫ

Все больше плавало по Каме больших трехэтажных пароходов, освещавшихся электричеством. Эти гиганты предлагали уже своим пассажирам максимально возможный в то время перечень услуг и необходимого комфорта. Помещения I, II и III классов отапливались в холодное время года паром. Наиболее комфортабельные каюты I и II классов, помимо общих помещений, имели и отдельные одноместные, двухместные и трехместные каюты. IV класс, появившийся на пассажирских пароходах, предполагал размещение рабочих, едущих по артельным билетам. Пассажирам I класса предлагалось в качестве услуг пианино, которым господа пассажиры могли пользоваться с 10 часов утра до 10 часов вечера. На новых пароходах имелись уже ванны и душ.

Буфеты пароходов того времени достойны особого внимания. Обыкновенно пассажирам предлагался обед из 2, 3 и 4 блюд по выбору из семи блюд дневной карты обеда (в том числе: 2 горячих, 1 соус, 2 жарких и 2 пирожных). А меню было способно удивить самого искушенного гурмана. Не менее интересен и тот факт, что с пассажиров, приносивших в буфет свои напитки, взималась плата…с каждой пробки. Причем достаточно весомая. Так, за пробку иностранного шампанского пассажиры платили - 2 руб, русского - 1 руб, за бутылку водки - 50 коп. И это при стоимости копмлексного обеда из 4 блюд с чашкой кофе в 1 руб. 10 коп. Также вносили плату в буфет и за игру в карты своей колодой. Данное удовольствие обходилось в 40 коп.

КАМА - ПЕРМСКИЙ КРАЙ

Река Кама

Но все это отнюдь не означало, что все усилия пароходств отныне были направлены на развитие лишь пассажирского сообщения. По-прежнему важным видом перевозок оставался и сплав грузов, особенно лесоматериалов. Лес-кругляк стремились сплавлять на плотах, а другие виды лесоматериалов (брус, доски и т.д.) перевозили на судах (белянах, насадах, барках).

Частью всей судоходной жизни Камы были и пристани. Как и на других реках, они одновременно предназначались для обслуживания речного транспорта, а подчас становились и центрами торгово-промысловых районов. Были как небольшие пристани, функционировавшие, как правило, весной, так и пристани большие, имевшие многомиллионные обороты. На таких пристанях за долгий зимний период скапливалось значительное количество товаров, предназначенных для отправки с началом навигации в Нижний Новгород, Рыбинск, Екатеринбург и Сибирь.

Такой и была Сарапульская пристань.

…О ней говорили много, чаще ругали. Ругали за грязь, необустроенность и невнимание городского общества к нуждам большой судоходной реки, что собственно не выделяло Сарапул из ряда других таких же портовых городов.

Ближе к берегу Камы стояли деревянные лабазы, каменные склады и лавки, брезентовые палатки, харчевни, ряды с рыбой и прочей снедью. Летом шумела ярмарка, сновали лоточники, крутилась карусель с деревянными лошадками, так радовавшая местную детвору. Здесь же, на пристани, матросы и пассажиры запасались черным хлебом сарапульского производства, по праву снискавшего себе славу лучшего в этом крае, и совсем недурно исполненными открытыми письмами с видами города и его окрестностей. Сюда, при приближении парохода, стекалась сарапульская публика.

План самой пристани был утвержден Казанским Окружным Управлением путей сообщения в 1847 году. Однако, еще в 1816 году, в документах смотрителя дистанции Мунгалова значилось, что пристань в Сарапуле не только существует, но имеет самый большой грузооборот из всех пристаней, входящих в дистанцию. Следовательно, пристань существовала и ранее.

ЗИМА НА РЕКЕ КАМА

По утвержденному плану пристань обозначалась выше речки Юрманки, против слободы «Оползино». Прежде на месте слободы стояли жилые избы рыбаков, бурлаков, портовых грузчиков, - всех тех, чья жизнь была тесно связано с рекой. Здесь же, почти у самой воды разместились и частные пристани (причалы) с конторками судовладельцев и агентами пароходных товариществ. Так, на каждую частную пристань отводилось по сорок сажень берега. Здесь разместили свои представительства пароходство «Братьев Каменских», акционерное общество «Любимов и Ко» и другие. Немного ниже речки Юрманки размещались четыре причала общего пользования и городской перевоз.

На протяжении всей истории существования пристани тема ее благоустройства была наиважнейшей. В 1872 году сарапульский уездный исправник г. Волкович, обращаясь в Городскую Думу, писал: «Проезд пристани загроможден, засорен, не выровнен и не вымощен, не проходимая грязь по загроможденной дороге и зловоние неприятно поражает всякого пассажира, ступающего на городскую землю Сарапула…»

И уважаемому читателю будет не сложно представить всю ту грязь и неустроенность, что отличало городскую пристань. Судовладельцы и купцы, получавшие от грузоперевозок значительные капиталы, тем не менее не спешили вкладывать средства в благоустройство той самой пристани, от которой они так зависели. Пока, наконец, в 1878 году Городская Дума не приняла решение «подъезды выровнять и засыпать гравием с песком, для пешеходов устроить тротуары в две доски». С этого момента началось хотя бы относительное ее благоустройство. Уже в 1890-х гг. частично вымостили камнем подъезды к пристани и укрепили сваями берега от речки Юрманки до перевоза.

___________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА И ФОТО:

Архивы Кочующих

Сайт Википедия

http://www.geocaching.su/

http://www.uraltravel.com/

http://nordural.ru/article/reka_kama/

http://clubs.ya.ru/

http://www.trip-guide.ru/

http://www.legendy.net/

фото Михаила Плотникова, Владимир Прокошин, Дмитрий Щукин.

http://club.foto.ru/

http://fotki.yandex.ru/

http://mozhga18.ru/

http://www.pronk.ru/photo/

http://images.esosedi.ru/panoramio/

Кама начинается на северо-востоке Удмуртии. Исток ее лежит среди невысоких холмов Верхнекамской воз­вышенности, у дер. Карпушата Кезского района. Она вытекает из колодца, вырытого под старой березой, несколькими клю­чами- Дальним, Верхним и другими. Струйки ключей слива­ются в небольшой ручеек, который устремляется по дну неглу­бокого лога, заросшего черемухой и рябиной.

Камский ручей, слившись с маленькой речкой Быструшкой и ручьем Якунина Кама, становится небольшой рекой, которая течет на северо-запад на протяжении около 35 км и уходит за пределы республики. В среднем течении она снова возвраща­ется в Удмуртию и пересекает ее восточную и юго-восточную части на протяжении 180 км. Здесь Кама - крупная река, име­ющая широкое, хорошо разработанное русло и обширную пойму.

Длина Камы - 2032 км. Площадь бассейна - 522 тыс. км2 (в 2 раза больше площади бассейна Оки). В европейской ча­сти России Каму по длине превосходят только три реки: Волга, Урал и Днепр. Если бы Кама текла прямо, ее путь оказался бы в 4,5 раза короче- от истока до устья по прямой всего 445 км. В верхнем течении Кама образует как бы гигантскую петлю. Такое своеобразное направление ее течения объясняет­ся влиянием древнего оледенения, в результате которого про­изошла перестройка речной сети бассейна Камы.

Кама - равнинная река. Высота ее истока-331 м над уровнем моря, у г. Сарапула - 64 м, в устье - 36 м. Средний
уклон ее невелик, около 0,11%, однако больше волжского почти в 2 раза. Скорости течения Камы (до строительства во­дохранилища) при низких летних (меженных) уровнях 0,32-0,93 м/сек, при повышенных уровнях-до 1 м/сек и бо­лее.
Но падение Камы неодинаково в различных частях тече­ния. Река еще далеко не достигла полного профиля равновесия и продолжает углублять свое русло.

Кама - многоводная река. Средний годовой расход у г. Сарапула, по наблюдениям с 1914 по 1954 год,- 1730 м3/сек,
наибольший - 2510 м3/сек, наименьший- 1070 м3/сек (до по­стройки Камской и Воткинском ГЭС). После создания Камско­го н Боткинского водохранилищ расход составляет 1820 м3/сек. Средний годовой расход в устье реки - 3,8 тыс. м3/сек.

По водности среди рек России Кама занимает девятое место.

Ширина русла Камы в среднем течении колеблется от 500 до 1500 м. Русло ее неустойчиво из-за легкой размываемости пород, слагающих пойму, поэтому Кама имеет много рукавов п проток, образующих острова, а также старорсчий и озер в пойме. Многие из таких озер зарастают и превращаются в болота.

Глубина на плесах колеблется от 2,5 до 3 м, па перека­тах- 1,6-1,8 м. На участке ниже дер. Мазунино до с. Каракулино глубины уменьшаются до 0,4 м (Мазунинский перекат). Дальше вниз по течению глубина увеличивается и достигает 8-9 м. После впадения р. Белой Кама становится более широ­кой и полноводной. Мелководных перекатов здесь нет.
Средняя продолжительность ледового покрова 5-5,5 меся­ца. Замерзание в верховьях начинается раньше, чем на нижних участках течения реки; вскрытие происходит в обратном на­правлении.

В среднем в Удмуртии Кама замерзает 17 ноября (с отклонениями в обе стороны на 11 -14 дней). Свободной от льда река становится 2 мая (с отклонением на 10-14 дней). Про­должительность навигационного периода - приблизительно 180 дней.

Весенний подъем уровня начинается за 2-3 дня до вскры­тия реки. Б весенние месяцы проходит более половины всего годового стока. Средняя продолжительность весеннего поло­водья у Сарапула - 65 дней. Подъем воды иногда более 5 м над нулем графика. Нередко река выходит из берегов, затоп­ляя всю ширь поймы и разливаясь на 10-12 км. Расходы воды увеличиваются в 80-100 и даже в 120 раз. В меженное время уровень воды в реке падает и она суживается местами до 600-700 м.

По данным гидролога Д. Л. Соколовского, обобщившего столетние наблюдения на Каме, за три весенних месяца река проносит 61% всей водной массы, а за остальное время года - всего 39%. Талые снеговые воды играют в питании реки глав­ную роль, а дождевые осадки и грунтовое питание - второсте­пенную.

Минерализация воды в реке меняется от 132 до 328 мг/литр. Минерализация воды ее притоков на 100-200 мг/литр выше: до 255-368 мг/литр.

По классификации О. А. Алекина, Кама относится к рекам средней минерализации. Наименьшая жесткость воды наблю­дается в период весеннего половодья, наибольшая - в конце зимы.

Ежегодно Кама выносит в Волгу 130 млрд. м3 воды и до 500 тыс. т наносов.

Температура камской воды постепенно повышается и дости­гает максимума в июле (но многолетним данным, средняя июльская температура 4-20,4°). В протоках и затонах темпера­тура выше, чем в основном русле.

На территории Удмуртии в Каму впадает много притоков: с правой стороны - Сива, Нечинка, Большая Сарапулка, Ма­лая Сарапулка, Иж, Тойма, Вятка и другие: с левой - Боль­шая Ужуиха, Шолья, Камбарка, Буй, Белая и другие.
Кама и ее притоки имеют очень большое значение в разви­тии хозяйства Удмуртии. В Прикамском районе Удмуртии про­живает до 12% всего населения республики.

На Каме и ее притоках расположены крупнейшие города Удмуртии: Сарапул, Ижевск, Воткинск, Камбарка. При впаде­нии в Каму р. Большой Сарапулки находится г. Сарапул, имею­щий важное промышленное и транспортное значение. Сара­пул - крупный порт. Возле города построен железнодорожный мост через Каму, по которому проходит железная дорога Мо­сква - Екатеринбург.

Сарапул-один из красивейших прикамских городов. Свет­лая линия строящейся набережной ограждает город со сторо­ны Камы; с запада плотной стеной подступает массив смешан­ного леса; с севера высится Старцева гора. Это - одно из жи­вописнейших мест на Каме. С высокого яра (более 80 м над рекой) открывается раздолье камской долины. Низкое левобе­режье ее покрыто лесами. Правый высокий берег поднимается над рекой лесистыми косогорами, нередко круто обрывающи­мися к воде. Этот своеобразный, хорошо сохранившийся уго­лок лесного Прикамья является замечательной естественно-природной достопримечательностью Удмуртии, подлежащей охране и изучению.

В 20 км ниже Сарапула на левом берегу находится порт Камбарка - один из самых больших перевальных пунктов всего Камского бассейна. По объему грузооборота Камбарка усту­пает только Перми. От Камбарки до устья р. Белой Кама течёт большей частью в низких пойменных берегах. Здесь много архео­логических и исторических памятников. Так, против устья р. Бе­лой, впадающей в Каму слева, у с. Чеганды находятся копанные в почти отвесном берегу многоэтажные глубокие пещеры. По видимому, здесь в древности добывались медные руды; позднее пещеры использовались разбойниками, так как из пещер на большом протяжении хорошо видно течение Камы и Белой. На случай облавы из пещер был вырыт длинный подземный ход в глубокий, заросший лесом овраг. Сейчас пещеры привлекают многочисленных туристов. Поблизости отсюда находится Чегандинское городище бронзового века. Вещи, найденные здесь при раскопках, хранятся в Сарапульском краеведческом му­зее. На правом берегу Камы есть еще ряд памятников истории Прикамья.

В наше время на границе Удмуртии с Пермской областью на Каме сооружена мощная Воткинская гидроэлектростанция (1 млн. квт). Среднемноголетняя выработка энергии 2,3 млрд. квт/час. Плотина поднимает уровень Камы на высоту 23 м. Воткинское водохранилище имеет площадь 1125 км2, объем - 9,7 км3. По объему и размерам оно лишь немного уступает Камскому морю. Наибольшая ширина водохранилища 10-12 км. Береговая линия имеет слабую изрезанность, поэто­му процессы разрушения берегов проходят менее интенсивно, чем на Камском водохранилище.

В Воткинское водохранилище впадает 57 небольших рек. Оно оказывает большое влияние па камские притоки вслед­ствие затопления их приустьевых участков. Подпор плотины Воткинского гидроузла распространяется вверх по Каме на 365 км. Верхняя граница моря вплотную подошла к Перми, до плотины Камской ГЭС.

Создание водохранилища обеспечило сезонное регулирова­ние стока Камы ниже плотины Боткинского гидроузла. Средне­суточный расход здесь в настоящее время около 4000 м3/сек, что в 2,5 раза превышает расход Камы в естественном состоя­нии в створе гидроузла до строительства плотины. Водохрани­лище создает благоприятные возможности для комплексного использования водных ресурсов реки. Транспортные условия на Каме в пределах Удмуртии улучшились на протяжении 100 км. После заполнения водохранилища водой образовались широкие плёсы с глубинами до 20-25 м. Судовой ход был спрямлен и расширен до 300-400 м, что позволило организовать двусто­роннее движение судов и плотов и сократило прямой водный путь между Пермью и портами нижней Камы на несколько
десятков километров. Объем перевозок от Перми до Сарапула и далее к устью реки возрос примерно в 2 раза. У плотины Воткинской ГЭС на левом берегу Камы вырос новый город - Чайковский.

Электроэнергия Воткинской ГЭС поступает по линиям вы­сокого напряжения в Пермскую область и в Удмуртию.
Кама -одлна из важнейших водных магистралей европей­ской части России. Навигация на ней длится более 6,5 месяца. Кама соединяет Удмуртию с Уралом, Поволжьем, Волго-Вят­ским и Центрально-Промышленным районами. Ежегодно по Каме перевозится свыше 40 млн. т разнообразных грузов, что составляет пятую часть грузооборота рек России. По Каме перевозятся миллионы тонн леса, нефти, хлеба, строительных материалов и других грузов. По объему перевозок лесных гру­зов Кама занимает одно из первых мест в мире. Водные ресур­сы используются для бытовых и технических целей. На кам­ских берегах расположены десятки городов и населенных пунк­тов. Кама-это река большого прошлого, замечательного на­стоящего и прекрасного будущего.

Кама входит в десятку крупнейших водотоков Европы. Само слово «кам» можно перевести с удмуртского языка как «большая река». Кама собирает свои воды с огромной площади (520 тысяч квадратных километров). Эта территория по размеру сопоставима с такими европейскими странами, как Франция или Испания.

Многих интересует вопрос о том, где исток реки? Кама, согласно географическим исследованиям, начинается в Удмуртии и впадает в Куйбышевское водохранилище Волги.

Общая характеристика

Одна из крупнейших рек Европы зарождается и течет в пределах России. Общая длина Камы составляет 1805 км, а площадь ее бассейна - около 520 000 кв. км. Река протекает по пяти современным регионам РФ: Удмуртии, Кировской области, Пермскому краю, Башкортостану и Татарстану. На берегах Камы выросло несколько крупных и известных городов страны: Соликамск, Пермь, Набережные Челны и другие.

Как и любая другая равнинная река Европы, Кама питается преимущественно дождевыми и талыми снежными водами. Ее русло замерзает примерно в середине ноября, а вскрывается в начале апреля. Средний расход воды в районе устья свыше 4000 кубических метров. У Камы гидрологи насчитали около 75 тысяч притоков разной длины.

Имя реки происходит, скорее всего, от удмуртского слова «кам» («большая река»). От него же, согласно одной из теорий, произошло название народа коми.

исток и устье

Кама в последнее время все чаще становится предметом спора российских и зарубежных географов. Далеко не все согласны считать ее Но об этом немного позже. Рассмотрим, где находится исток реки?

Кама берет свое начало из родников в окрестностях села Кулига Кезского района Удмуртской Республики. В своем верхнем течении река представляет собой небольшой ручеек, протекающий через многочисленные поля и луга. Вначале она течет строго на север, затем меняет свое направление на восток, а потом резко поворачивает на юг. Постепенно Кама набирает силу и становится весьма полноводной рекой.

Устье Камы в середине прошлого столетия было затоплено водами большого Куйбышевского водохранилища.

Исток реки Камы расположен на высоте 330 метров над уровнем моря, а ее устье - на высоте 35 метров. Таким образом, водоток на своем долгом пути снижается почти на 300 метров. При этом невелик и составляет 0,11 м/км.

Кама или Волга: кто главнее?

Какую реку в той или иной речной системе можно считать главной? Ответить на этот вопрос достаточно сложно. Для определения главной реки принимается во внимание не только общая длина водотоков, но и ряд других параметров:

  • площадь водосбора;
  • водность реки;
  • число притоков;
  • возраст речной долины;
  • высота расположения истока и т.д.

Учитывается даже цвет воды в двух реках, а также угол, под которым они сливаются.

Если принять во внимание все вышеперечисленные факторы гидрологии, то именно Каму правильно будет считать главной рекой в своей речной системе. Иными словами, в Каспийское море близ Астрахани впадает именно Кама, а не Волга.

Почему же географами допущена такая серьезная ошибка? Здесь главную роль сыграл историко-культурный фактор. Волга издавна является едва ли не главным природным символом России, ее святыней. Для русских эта река так же сакральна, как Днепр для украинцев или Ганг для индусов. К тому же хозяйственное значение Волги куда более существенно, нежели уровень освоения Камы.

Кстати, это далеко не единственный в мире случай, когда главным называют вовсе не тот водоток. Еще один аналогичный пример - американские и Миссисипи.

Исток реки Камы как туристический объект

В Кезском районе вдали от цивилизации находится небольшое село Кулига. Поселение известно тем, что в нем проживает крупная община русских старообрядцев. Еще одна достопримечательность села - природная. Именно в окрестностях Кулиги расположен исток реки Камы.

«Там из крошки-родника - Кама выросла река!» - вот как описал это место пермский поэт Борис Ширшов. Кама действительно начинается из родника. Мощная струя прохладной и вкусной воды вырывается из железной трубы, и маленький ручеек с веселым журчанием устремляется в свой длинный путь.

Исток реки Камы облагорожен и ухожен. Рядом разбит уютный сквер и установлена небольшая каменная стела с соответствующей надписью: «Здесь берет начало уральская река Кама». Неподалеку через русло перекинут крохотный мостик. Приезжие туристы любят фотографироваться в этом месте, встав ногами на двух разных берегах великой русской реки.

Заключение

Кама считается крупнейшим притоком Волги. Однако не все географы соглашаются с подобной формулировкой. Некоторые уверены, что не Кама впадает в Волгу, а совсем наоборот.

Где находится исток реки? Кама рождается в Удмуртии, близ села Кулига, протекает по территории пяти регионов России и впадает в Куйбышевское водохранилище Волги, расположенное недалеко от Казани.

Где берет исток Кама? А также собственно и Волга. Мы-то в Удмуртии знаем, что на самом деле это Волга впадает в Каму, а не наоборот) Потому что Кама успевает до слияния с Волгой пробежать большее расстояние, и называться бы реке по всем статьям Камой. По этой же причине пермяки считают, что это не Вишера впадает в Каму, а Кама в Вишеру:)

Но исторически сложилось, что более полноводную в месте слияния Волгу посчитали и более длинной. А начало великой русской реки находится в Кезском районе Удмуртии . Вот исток Камы на карте рядом с Кулигой.

Полчаса от Кеза на машине и вы на месте.

Попасть в Кез можно и по железной дороге. Из Перми, Ижевска и Кирова до Балезино следуют или электрички, или пассажирские поезда. А от Балезино уже на электричке до Кеза.

Кулига – центр старообрядческой культуры, оно очень древнее ему уже почти 180 лет. Каждый год в Петров день 12 июля здесь проходит фестиваль старообрядческой культуры. Село живописно растянулось на 5 километров. Вообще, русские деревни часто строились именно в 1-2 длинные улицы.

Раньше деревня Карпушата была отдельным населенным пунктом, но теперь она соединились с Кулигой и стала ее частью. Вот как раз за Карпушатами и начинается Кама.

В месте начала без преувеличения великой реки обустроен сквер со скамейками и беседками. А у самого истока установлена стела «Исток Камы». А на большом камне надпись гласит: «Здесь берет начало уральская река Кама».

Среди березок родник пробивается из-под земли и стекает в небольшое озерцо. Здесь его называют «лывой». Вода в роднике очень вкусная.

Берега ручья и полянки облюбовала желтая калужница.

Ручеек с веселым журчанием устремляется в путь. Ему предстоит пробежать почти 2000 км до слияния с Волгой, значительную часть пути по территории Удмуртии. Сначала бойким говорливым ручьем, а потом вернуться еще раз, но уже полноводной неспешной судоходной рекой.

Правда здесь пока может проплыть только бумажный кораблик, зато можно стоять сразу на двух берегах великой реки. И горбатый затейливый мостик, перекинутый с одного берега ручейка на другой, совсем небольшой – длиной в несколько шагов.

Вот она — лыва.

Существует множество легенд о том, как Кама появилась на свет. Например, есть легенда про Кама-богатыря, который протащил по земле большой камень, и в этом месте и образовалось русло реки.

KAMA (санскр. käma) термин индийской мысли, обозначающий чувственное желание или чувственное наслаждение. В индуизме кама представляет удовлетворение чувственных желаний как одну из целей, а значит и ценностей, человека (пурушартха). Из всех… … Философская энциклопедия

Река, лп Волги; Удмуртия, Кировская обл., Коми Пермяцкий ао, Пермская обл., Татарстан. В русск. летописях впервые упоминается под 1220 г. как Кама. Известен ряд этимологии. Согласно наиболее правдоподобной из них название Кама, как и названия… … Географическая энциклопедия

Кама комбинированное толокно. Его приготовляют из муки, смолотой из предварительно обжаренных семян ржи, овса, ячменя, гороха, черных бобов, взятых в равных долях. Кама как продукт характерна только для эстонской кухни. Это один из… … Большая энциклопедия кулинарного искусства

Бог брака и любви у индейцев. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КАМА Бог брака и любви у индейцев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

Эстонское национальное комбинированное толокно, смесь муки из предварительно обжаренного зерна ржи, овса, ячменя, гороха, бобов, взятых в равных долях. Это один из древнейших продуктов народов Прибалтики, оставшийся от времен неолита и… … Кулинарный словарь

КАМА, река в европейской части России, левый, самый крупный приток Волги. Длина 1805 км. Истоки на Верхнекамской возвышенности, впадает в Куйбышевское водохранилище. Главные притоки: Вятка, Белая, Чусовая, Вишера. Молевой сплав леса по Каме и… … Современная энциклопедия

Река в Европейской части Российской Федерации, левый, наибольший приток Волги (впадает в Куйбышевское вдхр.). 1805 км, площадь бассейна 507 тыс. км². Средний расход воды 3500 м³/с. На Каме Камская, Воткинская, Нижнекамская ГЭС. Главные… … Большой Энциклопедический словарь

КАМА, река в Предуралье, левый, наибольший приток Волги (впадает в Куйбышевское водохранилище). 1805 км, пл. бассейна 507 тыс. км2. Средний расход воды 3500 м3/с. На Каме Камская, Боткинская, Нижнекамская ГЭС. Гл. притоки: Вятка, Белая, Чусовая,… … Русская история

- (др. инд. kâma, «желание», «чувственное влечение», «любовь»), в древнеиндийской мифологии бог любви. К. определяется в ведийских текстах как «саморожденный», вышедший из сердца Брахмана, как сын Дхармы. В «Атхарваведе» его неоднократно призывают… … Энциклопедия мифологии

Сущ., кол во синонимов: 4 бог (375) боги любви и брака (17) река (2073) … Словарь синонимов

Камилла Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

Книги

  • Кама-сутра. Гармония в любви и чувственном наслаждении , Ватсьяяна Малланага. "Кама-сутра" - это не каталог позиций и не путеводитель по экзотическому сексу. Это глубокая книга о том, как любить друг друга, не утрачивая свежести чувств, о том, какполучить удовольствие…
  • Кама с утра для игрушечных обезьянок , Ватсьяяна Банана. "Кама с утра для игрушечных обезьянок" стала хитом продаж на Amazon." Всем обезьянкам пришло время отбросить свои комплексы и сомнения…"Кама с утра для игрушечных обезьянок", полная ярких…