Как писать конспект: полезные советы для студентов.

Многим студентам известно, как трудно бывает конспектировать лекции. Успеть записать всё, что говорит преподаватель, просто невозможно. Но простые советы помогут делать конспекты быстро и грамотно.

Как конспектировать быстро?

Итак, как научиться быстро писать конспекты?

  1. Прежде всего, следует научиться быстро писать. Такой совет может показаться странным, но некоторые пишут очень медленно, аккуратно выводя каждую букву. С таким подходом записать всё точно не получится. Стоит сделать упор не на качество, а на количество записанного, то есть скорость написания. Но, конечно, в любом случае буквы должны быть понятными.
  2. Тренируйтесь. Особенно непросто приходится студентам первого курса, ведь они не знакомы с конспектированием и просто не привыкли к такой скорости речи педагога (зачастую школьные учителя говорят медленно, да и записывать много на уроках не приходится.). Чтобы быстрее освоиться, можно писать дома: записывать монологи родственников или тексты передач и фильмов, переписывать главы из книг или журнальные статьи.
  3. Научитесь выделять и записывать всё самое главное. Не стоит записывать каждое слово преподавателя, это ни к чему. Обычно около 20% лекции – это, по сути, не столь важная и ненужная информация, фиксировать и запоминать которую просто ни к чему. А вот самые важные мысли и тезисы конспектировать необходимо.
  4. Чтобы быстро писать на лекциях, внимательно слушайте преподавателя и не отвлекайтесь, так как посторонние дела помешают вам уловить суть и выделить главное. Сконцентрируйтесь на речи лектора, абстрагируйтесь от остальных звуков.
  5. Предложения и фразы можно сокращать, убирая из них все лишние слова. Но всё же при этом предложение должно остаться осмысленным, убирать важные слова не стоит, вы просто упустите суть всего текста.
  6. Если вы услышали то, что уже записывали или хорошо знаете, не включайте это в свой конспект, вы просто потратите время впустую.
  7. Если вы чувствуете, что не успеваете записать что-то, то можно оставить свободное место и воспроизвести недописанное позже. Но сделать это нужно как можно быстрее (во время паузы преподавателя или сразу после лекции), пока информация свежа в памяти.
  8. Если вам приходится много писать на работе или на учёбе, сокращайте слова. Например, можно написать первую часть слова и окончание, поставив между ними дефис. Можно сократить слово, поставив в конце точку. Также можно использовать и общепринятые сокращения, такие как «тыс.», «чел.», «млн» и так далее. Но помните о том, что все сокращения должны быть понятными, иначе вы просто не сможете воспроизвести информацию.
  9. Часто используемые и основные слова можно сократить до букв или аббревиатур. Например, словосочетание «информационные технологии» может выглядеть как «ИТ». Но чтобы не запутаться при изучении конспекта, после лекции сразу же запишите все аббревиатуры и их расшифровки, это поможет быстро сориентироваться.
  10. Можно использовать символы. Например, слово «повышение» можно обозначить стрелкой, направленной вверх, а «понижение» может выглядеть как стрелка вниз. Слово «следовательно» можно обозначать стрелкой вправо. Слово «примерно» или «приблизительно» обозначьте волнистой линией.
  11. Можно создать собственную систему символов. Например, вы можете сократить часто используемые слова или самые простые. Символ может быть неким знаком или схематическим изображением или же сочетанием нескольких букв или их элементов. Но сразу же запишите все придуманные обозначения, чтобы ничего не забыть. Такой способ подойдёт для натур творческих и мыслящих креативно.
  12. Если ваша фантазия работает не очень хорошо, и придумать символы вы не можете, то используйте готовую и уже разработанную систему. Сначала изучите и запомните все обозначения, а потом начинайте использовать их.
  13. Есть ещё один способ. Если преподаватель диктует лекции очень быстро, то попробуйте пропускать некоторые буквы. Пусть это будут гласные, так как их в словах гораздо меньше. Как показывает практика, слова без гласных воспринимаются и воспроизводятся вполне нормально. Но всё же стоит писать гласные в конце слов и в начале, так вам будет проще разобраться и учесть окончания, а они порой важны.

А теперь полезные советы по поводу того, как не только писать быстро, но и делать конспекты понятными и максимально удобными для восприятия:

  • Не стоит писать в каждой строчке, лучше оставлять свободное место. Во-первых, сплошной текст сложен для восприятия, во-вторых, в оставленных участках после лекции вы сможете сделать важные пометки или же вписать то, что не успели, позаимствовав тетрадь у одногруппника или задав вопрос преподавателю.
  • Особенно важные слова следует выделять цветом или подчёркиванием. Да, это требует усилий, но, во-первых, они минимальны, во-вторых, лишняя чёрточка не отнимет много времени. Зато при изучении написанного вы сможете быстро найти всё самое важное.
  • Не занимайте поля, на них удобно делать пометки. Кроме того, они должны быть достаточно широкими.
  • Если после лекции вы вспомните какую-то важную мысль, которую не успели записать, непременно запишите её.
  • Если записи – не ваш конёк, но вы прекрасно набираете тексты на компьютерной клавиатуре, попробуйте попросить преподавателей брать с собой на лекции ноутбук.

Удачи вам в конспектировании! И пусть ваши записи будут понятными.

Что делать, если нужно подготовиться к сессии в максимально сжатые сроки? Лучшим помощником в подобной ситуации будут собственные записи. Проблема только в том, что не каждый знает, как сделать этот вид работы наиболее продуктивным. Данная статья как раз расскажет, что такое конспект и как его сделать наиболее полезным.

Вконтакте

Правила составления

Данный вид работы – всегда индивидуальное занятие, результат которого получится разным даже у людей, находящихся в одной аудитории и не отвлекающихся на второстепенное. В первую очередь это зависит от преобладающего способа восприятия информации человеком .

Двух одинаковых конспектов, как и людей, не бывает. Именно поэтому чаще всего сложно понимать чужие записи, так как другой основывается на свою базу, киноленту видений и выстраивает определенную цепочку ассоциаций, которая может быть неясной для постороннего. Поэтому не стоит стараться угодить всем и сразу, главное знать, как составить конспект так, чтобы вы потом сами смогли разобраться в своих записях.

Советы о том, как писать конспект по параграфу:

  1. Полностью сосредоточиться на предмете изучения.
  2. Составить четкий план своей работы.
  3. Выделять только важную информацию.
  4. Ввести свой собственный «словарь» сокращений и условных знаков.
  5. Прорабатывать свои записи цветом для наглядности.
  6. Оформлять материал в таблицы/схемы.
  7. Уделять внимание разборчивости своего почерка.

Внимание! Все эти советы подходят как для того, чтобы у вас состоялось успешное конспектирование, так и для написания лекций, так что могут считаться универсальными.

Как оформить конспект?

Здесь студенту предоставляется полная свобода, главное, что нужно четко осознавать, это то, что красивые конспекты и полезные – не одно и то же. Прорабатывая записи цветом, необходимо сконцентрироваться на степени важности определенной информации, которая сразу должна бросаться в глаза. Лучше создать единую систему, в которой у каждого цвета будет определенная функция:

  • даты;
  • имена;
  • географические принадлежности;
  • имена собственные.

Список может продолжаться и варьироваться в зависимости от учебной дисциплины. Как оформить конспект, каждый решает сам. Главное, чтобы информация легко воспринималась.

Конспект по литературе

Конспектирование литературной критической статьи укладывается в целом в уже описанные выше правила, но если идет речь о художественном произведении, специфика несколько видоизменяется. Когда имеют в виду конспект по литературе, речь идет о написании краткого содержания текста .

Если произведение небольшое по объему (например, рассказ), то тогда будет просто довольно композиционной передачи последовательности событий. Во всех остальных случаях следует отталкиваться от деления на части/главы/явления/действия (в зависимости от жанровой принадлежности текста).

Опираться на те краткие содержания, которые уже существуют на просторах Интернета, нежелательно. К сожалению, там чересчур велика вероятность того, что может быть пропущена какая-то действительно важная для раскрытия персонажа или события информация. В этом плане свой собственный конспект статьи или произведения спасет вас от каверзных вопросов преподавателей.

Ещё один важный момент – цитирование . Иногда краткий авторский афоризм может быть намного точнее и красноречивее, чем объяснение, взятое из литературоведческой статьи. К тому же, имея перед глазами цитату, человек, знакомый с текстом, всегда сможет дальше развить эту мысль.

Тезисы и конспекты

Работа с тезисами – навык, который начинает формироваться в школе, для обучения в высшем учебном заведении становится просто незаменимым. Чем отличаются тезисы от конспектирования?

В отличие от конспекта, являются более сжатым изложением исходного материала, а по манере передачи информации ближе к цитированию. Это четкий структурированный план , на который «наращиваются» примеры из авторского текста. Вторым названием данного вида работы считают план-конспект.

Вообще три этих термина следует научиться разграничивать.

Пошаговый ход работы:

  1. Составление пунктов плана (отталкиваясь от структуры изложения материала, опираясь на смену действий в событийном порядке).
  2. Работа с тезисами (подбор доказательной базы, основываясь на изложение материала в исходном тексте).
  3. Включение своих собственных комментариев и характеристик, чтобы показать осознанность темы и переработанность изначальной информации.

Важно! Конспект является более свободным и полным способом передачи информации.

Классификация конспектов

Для школьника эта информация может показаться несколько сложной для восприятия с точки зрения терминологии, но по сути, иногда даже не зная, как это правильно называется, мы сами интуитивно выполняли подобные виды работы, иногда даже без поддержки учителя.

Виды конспектов:

    • плановый – самый сжатый и краткосрочный, так как по прошествии даже незначительного срока времени может забыться, как именно тот или иной пункт плана раскрывался в исходном материале; подходит только для непосредственной подготовки к устному ответу ;
    • текстуальный – наиболее близок к тезисной передачи информации, так как в основном состоит из авторских цитат; подходит для изложения теоретических изысканий по определенной теме;
    • графический – сугубо индивидуальная, авторская вещь, которая будет непонятна непосвященному; предпочтителен для конспектирования лекций , когда времени мало, а объем информации большой;
    • хронологический – напрямую связан с предметом истории, когда информация подается в виде пересказывания событий, расположенных в хронологическом порядке;
    • свободный – не имеет каких-то определенных требований и границ, при желании может совмещать в себе все остальные виды работы.

Как правильно писать конспект — Учись, студент!

Инструкция

Прежде чем начинать писать конспект научной статьи, вы должны четко понимать, что конспектирование целостной, законченной работы довольно серьезно отличается от конспектирования под диктовку в реальном времени, к примеру, на лекции. В этом случае ставится задача не просто зафиксировать изложение материала автором, а составить на его основе целостное, логически связанное изложение.

Начинайте работу с внимательного прочтения всей статьи целиком. В процессе чтения отметьте основные части статьи. Как правило, они включают в себя введение с постановкой проблемы, основную часть работы и заключение, содержащее выводы. В каждой части выделите основные мысли автора. Для этого удобно делать пометки на полях статьи карандашом, которые потом не трудно стереть.

Уяснив для себя основную суть статьи и выводы, сделанные автором, переходите к непосредственному написанию конспекта. Обратите внимание, что конспект предполагает краткое изложение материала и ваша работа по объему должна быть значительно меньше оригинальной статьи. Это значит, что не нужно переписывать авторский текст подряд. Выбирайте только самое необходимое.

Начинайте конспект с вводной части, содержащей постановку научной проблемы и основные исходные положения. Прежде чем писать, еще раз перечитайте первую часть (как правило, несколько абзацев) и выделите в тексте главные мысли, отбрасывая все сторонние рассуждения. При составлении конспекта не очень желательно переписывать текст дословно, цитировать его подряд. Будет намного лучше, если вы сможете переформулировать выделенные мысли своими словами.

Записав основные положения первой части статьи, переходите к следующему разделу и повторите с ним весь описанный ранее алгоритм действий. Если в статье содержатся какие-либо научные выкладки, формулы, постулаты, обратите на них особое внимание. Это тот фундамент, на котором строится вся доказательная база научной работы. Постарайтесь зафиксировать эти данные максимально точно.

Законспектировав основную часть статьи, особое внимание обратите на ее заключение и содержащиеся в нем выводы. Обычно в научных работах итоговые выводы излагаются в виде последовательных списков или тезисов. Но если этого нет, желательно самостоятельно привести заключительную часть к максимально формализованному виду. В дальнейшем такое изложение материала очень поможет при его усвоении и обработке.

Полезный совет

Если в конспектируемой статье содержатся какие-либо отсылки к другим авторам или научным работам, зафиксируйте их также. Это может быть важно для теоретических построений автора статьи.

Связанная статья

Источники:

  • конспект пишу

Каждый студент, поступивший в любое учебное заведение после школы, сталкивается с необходимостью конспект. Большой объем информации, который излагает на паре преподаватель, становится ужасающим после небольших конспектов школьных уроков.

Новоиспеченным студентам приходится подстраиваться под новый способ изложения и фиксирования . Некоторый идут по пути наименьшего сопротивления и просто слушают лекцию, второй вариант – использовать диктофон. Однако все эти методы не помогут во время сдачи зачета или экзамена, всего для подготовки полный, понятный конспект лекций.

Очень трудно дословно записать все, что излагает лектор, он не диктует, а рассказывает и объясняет материал, задача студента в этом случае – сформулировать информацию так, чтобы после прочтения записей и он сам и другие люди поняли, о чем шла речь. В студенческой среде ходит поговорка – «Хороший конспект – уже «3» на экзамене». Изложение на бумаге лекций не только помогает готовиться к зачетам, но и способствует лучшему запоминанию изначально – срабатывает зрительная память при письме.

Как правильно писать конспект?

Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в конспект для раскрытия каждого из них. Наиболее важные на моменты можно процитировать. В конце сделайте обобщающие выводы, приведите примеры, факты.

Очень удобно в написании конспекта применять различные схемы. Они помогут наглядно взаимосвязи между текста. Для этого вам необходимо подобрать материал для составления схемы, выделить общие понятия. Далее раскройте суть понятия, подобрав ключевые или фразы. После чего логически сгруппируйте факты, установите связи между группами.

При создании конспекта важно, чтобы информация воспринималась легко и , поэтому применяйте оформительские средства. Для этого делайте различные подчеркивания, выделение текста маркером, фломастером или другой пастой. Основные понятия, определения, формулы заключайте в рамки. Пишите текст разными шрифтами, используйте условные обозначения и сокращения.

Видео по теме

План-конспект занятия отражает творческую мысль преподавателя и способен активизировать деятельность учащихся, направить их на качественное усвоение знаний. План отражает объем и содержание изучаемого материала, вид учебной деятельности обучаемых, оснащение и объем дополнительных заданий для самоподготовки.

Инструкция

Структура конспект а зависит от особенностей личности преподавателя, его работы и от особенностей аудитории. Предпочтительно составлять план-конспект в виде тезисов. В любом случае форма должна быть удобной для самого преподавателя.

Начинается план-конспект с указания темы занятия . Обычно она берется из тематического плана. Требование к теме – быть определенной, ясной и конкретной.

Далее указываются цели занятия .Образовательные цели – углубление знаний, повторение предмета и применение его в новых условиях, новым навыкам и умениям.Развивающие цели определяют, какое развитие обучаемого преследует преподаватель: мышление, наблюдение, творческое воображение и т.д.К воспитательным целям относятся эстетическое, трудовое, нравственное воспитание, привитие к изучению данного предмета. Задачи выполняются в системе всего урока, ярко воздействуя на сознание обучаемого.

В плане-конспект е должны найти отражение наглядные пособия, технические средства обучения, другое оборудование.

Обрисуйте ход занятия : деятельность преподавателя и учеников, методы, . Несколько минут в начале отводится на закрепление связи с ранее изученным материалом. Интерес к занятию можно создать вопросом или нетрудным заданием. Наметьте форму контроля знаний.

Самая значительная часть занятия отводится для изучения новых понятий и способов действия. Новый материал творчески осмысливается на примерах, которые необходимо подготовить заранее и включить в конспект . Обучаемые должны самостоятельно подойти к решению неизвестного путем сравнения и обобщения.

Видео по теме

Источники:

  • План-конспект урока в 2019

От того, насколько удачно составлен конспект занятия , насколько детально продуман каждый его пункт, чаще всего зависит результативность всего мероприятия. В конспект е педагог должен подробно описать последовательность своих действий, а также предположить ответы или реакцию детей.

Инструкция

Затем укажите цель. Достичь поставленной цели по окончании занятия вам необходимо совместно с детьми. Для ее достижения нужно сформулировать и записать в конспект е задачи. Они должны быть обучающими, воспитательными и развивающими. Таким образом, знакомя ребят с новой информацией, вы должны позволить им получать знания, научить их методам исследования и в то же время подобрать такой дидактический материал, который бы позволил вам реализовать воспитательный момент.

Очень хорошо "срабатывает" на занятия х постановка проблемного вопроса, это позволяет педагогу организовать диспут. Соответственно, дети высказывать свою точку зрения и аргументировать данную позицию. В этом случае удачным является, например, работа с текстом (если занятие проводится по литературному источнику).

Так, если вы проводите занятие по Погорельского "Черная курица, или подземные жители", запланируйте в конспект е постановку вопроса: "Волшебное зернышко освободило Алешу от необходимости каждый день самостоятельно уроки. Но принесло ли ему это и почему?".

Если вы проводите занятие, например, по теме "Традиции нашей семьи", то стоит продумать в конспект е занятия творческие выступления семей, выставку их поделок, составление генеалогического семейного древа и т.д.

В конце конспект а необходимо запланировать время на подведение итогов занятия , а также на проведение рефлексии. Дети обязательно должны высказаться о своих впечатлениях, успехах и неудачах, поставить цели на будущее.

Видео по теме

Правильно законспектированная лекция – это ключ к успеху на экзамене. Важно не просто успевать записывать всю нужную информацию, которую диктует преподаватель в аудитории, но и правильно её структурировать и оформлять – тогда и писать придётся меньше, и пользы конспект принесёт больше. К тому же такую лекцию читать гораздо проще и приятнее, чем неряшливо оформленные записи. А когда лекция – единственный источник информации по теме, грамотное её оформление – вопрос первейшей важности.

Вам понадобится

  • Тетрадь в клетку, набор разноцветных ручек и карандашей.

Инструкция

Оставляйте поля шириной не менее 2 сантиметров (или 4 клетки). Можно прочертить их с помощью линейки либо купить тетрадь с уже оформленными полями. На полях вы можете проставить дату, обозначать значками особо важные места лекции, приводить список условных сокращений, оформлять пункты плана.

Пишите через клетку! А ещё лучше – через две. В таком случае вы всегда сможете дополнить ваш конспект новыми сведениями, либо исправить допущенные ошибки. В конце концов, лекция, записанная через клетку, читается лучше, а глаза устают меньше.

Пишите крупным , не мельчите! Это, конечно, немного замедлит скорость написания лекции, но для увеличения скорости следует пользоваться другими методами. Вам же важна разборчивость почерка. Не пишите как курица лапой. Важно же не только записать лекцию, но потом и прочитать её.

Оставляйте в начале лекции немного строчек, чтобы записать туда план. Бывает, что преподаватель сам диктует в начале пары план. Обязательно его записывайте. Это гораздо важнее, чем кажется поначалу. Дело в том, что лекция может охватывать несколько вопросов, которые потом будут разбросаны по всему экзаменационному вопроснику. Например, тема «Существительное» может включать в себя подпункты «Род», «Падеж», «Число», которые в вопроснике превратятся в вопросы: «Что такое ?», «Что такое ?» и т.д. Подпункты плана помогут вам сориентироваться и выделить главное. Может быть, и всю лекцию целиком читать не придется.

Обязательно ставьте на полях конспекта дату лекцию и тип занятия. Можно указывать также преподавателя, если курс ведут двое или если «основной» преподаватель заболел, а его заменяет другой. Дело в том, что их точки зрения на один и тот же предмет могут не совпадать. Тогда на экзамене вы попадёте в неприятную ситуацию, когда преподаватель скажет: «Откуда вы услышали эту ерунду? Всё не так. Идите, учите, потом пересдадите». Тогда вы сможете смело показать ему конспект лекции «чужого» преподавателя и объяснить, что готовились по ней.

Используйте разные цвета пасты и подчёркивания. Это поможет навести порядок в записи лекции и акцентировать внимание на определённых важных местах.

Используйте сокращения! Это могут быть:

Ваши личные:
слово «например» я обычно сокращаю до «н-р», «языкознание» – «яз-е», «филология» – «Ф.» и т.д.;

Словарные:
вы обозначаете заглавной буквой или аббревиатурой слово, термин или понятие, вынесенные в заголовок темы. Например, если тема «Сказуемое», не стоит писать это , сократите его до «С.» – и так понятно, о чём идёт речь;

Ситуативные:
когда вы замечаете, что в речи лектора проскальзывают одни и те же слова или формулировки, вы можете их смело сокращать или обозначать значком, вынеся сокращённое слово на поля – чтобы потом не забыть, что вы зашифровали под этой закорючкой;

Правила написания статьи

Их несколько, и они не так сложны для запоминания, как может показаться на первый взгляд.

Правило №1. Прежде чем приступить к написанию статьи – правильно организуйте рабочее место. Очень важно, чтобы никто и ничто не отвлекало вас от творческого процесса. Вам обязательно понадобятся ручка, блокнот, простой карандаш или же открытый текстовый редактор на компьютере или ноутбуке. Приготовьте все эти принадлежности заранее.

Правило №2. Даже если хорошо знакомы с материалом – не поленитесь и проштудируйте два-три источника информации по теме статьи. Во-первых, это прекрасная возможность обогатить свои знания, а во-вторых, такой подход станет страховкой в случае, если вы в чем-то заблуждаетесь.

Правило №3. После того как вы внимательно ознакомились с материалами, приступайте к составлению плана будущей статьи. Ее структура обязательно должна включать в себя введение, основную часть (возможно, разбитую на один или несколько подзаголовков) и заключение. Запишите напротив разделов, должно быть выделено каждому из них. Соотношение знаков должно быть примерно следующим: введение – 1/5, заключение – 1/5, основная часть – 3/5 статьи. Т.е. если вы пишете статью объемом 5 тысяч символов без пробелов, на введение и заключительную часть необходимо выделить по тысяче знаков. Остальные три тысячи будут основной частью, которую также не помешает разбить на равные подразделы (по 1/5, или в данном примере, по 1000 символов на каждый из них). Однако, данное правило справедливо не всегда. Не забывайте также включать здравый смысл при его использовании.

Правило №4. Избегайте «разговорного» стиля. Статья должна быть максимально нейтральной, стилистически «выровненной». Особенно это касается новостного формата. Единственное исключение – статьи для блога. Здесь автор может себе позволить немного «расслабиться».

Секреты «вкусного» текста

Вы знаете, что статьи имеют вкус? Они могут быть «пресными», «безвкусными», «тягучими», «острыми», «ядреными», «смачными и т.п. Всех «кулинарных» эпитетов не перечесть. Почему же одна статья вызывает ассоциацию с безвкусицей и кажется пресной, а другая так и норовит обжечь? Почему одни тексты мы прочитываем и тут же забываем, а другие годами храним в закромах своей памяти? Все дело в профессиональных секретах.

Первый из них – эмоциональный фон. Статья может быть выдержана в совершенно нейтральном стиле, с идеально выровненной формой, но, при этом, на подсознательном уровне мы будем воспринимать ее совершенно по-другому. Почему? Потому что она содержит в себе мощный информационный пласт, скрытый за внешне нейтральными словами.

Кроме «особенных» слов, большое значение имеет внутренний ритм статьи. Попробуйте чередовать длинные и короткие предложения, задействуйте вопросительные и восклицательные знаки и вы сами почувствуете, как по-новому и неожиданно «заиграет» ваш текст. Только не переусердствуйте.

Есть еще один секрет, наверное, самый важный, без которого все перечисленные не будут работать. Пишите просто. Не вымучивайте из себя лишние знаки, не вытягивайте из себя заумные словосочетания, смысл которых даже вам не до конца может быть понятен – пожалейте читателя. Текст настоящей, «живой» статьи рождается не в голове, а чуть правее и ниже – в вашем сердце.

Видео по теме

Связанная статья

В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести. Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории. Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.

Что такое конспект?

Слово «конспект » пришло к нам из немецкого языка (der Konspekt); немецким языком оно было заимствовано из латинского (conspectus), в котором оно имело значения «обзор, очерк, вид, наружность». В свою очередь, это существительное в латыни образовалось путём соединения приставки con- и глагола specio (смотреть, глядеть). Таким образом, изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь (совершенно не обязательно это должен быть конспект лекции или урока – бывают конспекты книг и статей; в естественных науках вербальная информация, как правило, сопровождается визуализированными формулами и алгоритмами, которые также необходимо перевести в графическую или текстовую информацию). В этом значении к слову «конспект» близки такие понятия, как «компендиум» (сжатое изложение суммы основных положений какой-либо науки) и «реферат» (краткое изложение содержания статьи или книги).

Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Междисциплинарный словарь по педагогике. М., 2005. С. 136-137).

«Творческий» конспект – это не только копирование мыслей из книги авторитетного учёного или лекции преподавателя; это всегда рефлексия по поводу информации, сопровождающаяся выработкой у автора конспекта сложной, зачастую понятной только ему самому системы мнемонических знаков (подчёркивание; выделение текста различными цветами; построение таблиц и логических цепочек на основе доступной информации). Из методов конспектирования и представления материала в виде тезисов родилось множество новых жанров научных исследований – от комментариев на книги Священного писания и юридические кодексы времён римских императоров в Средние века до издания в наши дни курсов лекций выдающихся университетских профессоров (в т.ч. посмертно, силами их учеников).

Отличия конспектирования от стенографии

Многие студенты часто задаются вопросом: если и конспектирование, и стенография позволяют восстановить исходный смысл представленного материала, в чём заключается их кардинальное различие? Не является ли конспект частным случаем стенограммы, выполненной с использованием не универсальных обозначений, а уникальной для конкретного человека системы знаков?

Ответы на эти вопросы нам представляет работа санкт-петербургского профессора Э.В. Минько (Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: Учебно – методическое пособие. СПб., 2001. С. 20-25). Во-первых, как уже упоминалось, конспектирование проявляет сугубо индивидуальные особенности отдельного человека; нередко даже его сокурсники не в состоянии «расшифровать» заложенную в конспекте информацию. Такая ситуация неприемлема для стенографиста: при обучении этой специальности обязателен к запоминанию определённый набор универсальных символов и знаков. Во-вторых, конспект должен быть легко «считываем»: человек всегда должен обладать возможностью вернуться к уже написанному и скорректировать последующий текст. Именно этим ценен «Корнельский метод конспектирования», о котором мы расскажем далее. В-третьих, конспект урока, лекции, визуальной информации – это не копия увиденного и услышанного, не дословная передача текста, а переложение его смысла .

«Рациональное» (скоростное) конспектирование

«Корнельский метод конспектирования»

Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.

Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.

Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.

В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.

Схематический план

Отчасти корнельский конспект напоминает такой метод конспектирования, как составление схематического плана. Однако принципиальным отличием первого вида записи материала от второго является то, что в схематическом плане сначала записываются вопросы, на которые в ходе изучения материала необходимо дать короткий (состоящий из 2-3 логически связанных предложений) ответ. Таким образом, если совместить друг с другом принципы заполнения схематического плана и форму для корнельского конспекта, то можно заметить то, что схематический план требует заполнения в первую очередь левого поля, а за ним – правого (т.е. порядок заполнения противоположен «корнельскому методу конспектирования»).

В таких конспектах, которые пишутся под диктовку, особое значение приобретает владение техникой скоростного письма и «свёртывания» материала на письме. Например, многие используют для этого такой приём, как исключение гласных букв и замена некоторых слов на условные знаки. В исторической науке особенно часто заменяются союзы, слова, означающие причинно – следственные связи, например, «зависит от…», «взаимно зависит» (→, ↔), «следовательно» (=>), «А является причиной В» (А→В). Используются также лигатуры, например, NB (nota bene – лат. «запомни хорошо»). Очень часто используются цветные фломастеры, ручки, карандаши для выделения особенно важных мыслей. Некоторые студенты и даже школьники, хорошо знающие иностранные языки, могут использовать сокращённые варианты иностранных слов (например, def. от to defend вместо «защищать», «оборонять»; corr. от to correct вместо «исправлять», «корректировать»). Некоторые уроки и лекции, где объяснение причинно – следственных связей превалирует над событийной историей (в частности, это касается любых тем, объясняющих структуру и состав органов власти, их функции), порой при записи приобретают вид схемы с одним или несколькими ключевыми понятиями в центре, от которых идут ответвления к более частным терминам или явлениям. Пример представлен на рис. 1 .

Рисунок 1. Пример корнельского конспекта

Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект

Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).

Каждая тема (блок – тема) зашифровывается в опорном конспекте в систему знаков – опор, составляющих мини – блок. На основе этих знаков, зачастую унифицированных, индивидуальный конспект может быть «расшифрован» другими людьми. Оптимальным количеством мини – блоков для презентации целой блок – темы считается 8-10.

Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).

Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, ↔, знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2 . Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).

Рисунок 2. Опорный конспект по истории. Тема: «Восточные славяне в первой половине I тыс. н.э.» (составлен С.В.Селеменевым.)

Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару

План-конспект:

Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.

Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.

Последнее обстоятельство является причиной того, что при подготовке к докладам в школе и семинарам в университете оболочка плана – конспекта часто используется докладчиками в качестве основы для собственного сообщения. Во-первых, в такой структуре достаточно легко делать разного рода пометки. Во-вторых, в текст конспекта достаточно просто подставить необходимые цитаты и ссылки на источники, что особенно важно в исторической науке. При правильной организации материала они «встанут» прямо напротив соответствующих тезисов. Наш пример основы для плана – конспекта по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.» мы представили на рис. 3 .

Рисунок 3. Оболочка план – конспекта

ТУПОЙ КАРАНДАШ ЛУЧШЕ ОСТРОГО УМА.

ИЛИ КАК ПРАВИЛЬНО КОНСПЕКТИРОВАТЬ ЛЕКЦИИ

Лекции в высшем учебном заведении или профессиональном колледже – это большой объём сложной многогранной информации. В школе уроки, как правило, ведутся размеренно, каждый ключевой элемент темы записывается на доске, а через 45 минут наступает перемена.

В вузе совершенно иная ситуация – лекции длятся по полтора часа, и преподаватель за это время успевает дать предельно большое количество нового материала, который необходимо не просто прослушать, а верно законспектировать и, затем, выучить. Чтобы успевать за лектором и не упустить ничего важного, можно взять за основу некоторые правила:

1. Забудьте о приобретении отдельной тетради для каждой дисциплины. Используйте единый блок с кольцами и съемными страницами . Дело в том, что в вузе все дисциплины между собой перекликаются и, периодически, приходится обращаться на одном предмете к конспектам по смежной тематике другой дисциплины. К тому же, гораздо удобнее класть в сумку блок в твердом переплете (рис. 1), чем каждый день собирать разные тетради в соответствии с расписанием занятий – как говорится: «Всё своё ношу с собой». Тем более, зачастую, лекции по тем или иным предметам могут понадобиться в самый неожиданный момент.

Для блока удобнее использовать съёмные листы (рис. 2) и разделители страниц (рис. 3), либо самоклеящиеся закладки (рис. 4).

Рисунок 1 – Тетрадь со сменным блоком

Рисунок 2 – Сменные блоки

Рисунок 3 – Разделитель страниц

Рисунок 4 – Закладки самоклеящиеся

2. Записывайте текст темы по смысловым блокам : каждый блок должен соответствовать пункту плана лекции. Используйте при этом чёткую нумерацию и красную строку. Удобно выделять ключевые моменты цветным маркером.

3. Учитесь грамотно сокращать слова . Возьмите себе за правило определенные языковые единицы при написании сокращать или использовать аббревиатуру. Речь идет не только о таких лексемах, как: и т.д., и т.п., и др. В соответствии с вашей специальностью в лекционных текстах постоянно будет присутствовать характерный перечень слов. К примеру, у филологов: «существительное», «прилагательное», «наречие» и т.д. – сокращаем: «сущ.», «прил.», «нареч.». У юристов: «юриспруденция», «юридическая наука», «правоведение», «философия юриспруденции» и пр. – сокращаем: «юриспр.», «юр. н.», «правовед.», «философ. юр.».

4. Научитесь выделять и записывать ключевые моменты темы . Как правило, преподаватель акцентирует на них внимание при помощи интонации или просит аудиторию записать то или иное конкретное определение или высказывание.

5. Всё, что пишет лектор на доске по обсуждаемой теме, необходимо в обязательном порядке конспектировать . Наверняка на зачете или экзамене вас спросят именно эти формулировки ответа, и преподавателю польстит, если вы повторите обозначенный текст, что скажется положительно на вашей итоговой оценке.

6. Используйте значки , которые будут подчёркивать важность информации (можно выработать даже свой собственный индивидуальный стиль), к примеру:

! — важно;

!! — очень важно;

? — под вопросом;

R — проверить;

Rm — запомнить;

U — посмотреть в учебнике;

ZB — пример (например).

7. Можно также обращаться к приёмам стенографии , заменяя часто встречаемые сочетания букв значками, например:

– «ность» можно обозначать одним значком ö (общительö, ущербö, материальöи);

«-ение» или «-анис» — значком ç

Ͼ использовать для обозначения части слова «-ический» (например соц. – социальный; соцϾ – социалистический).

8. Используйте различные математические обозначения или специальные значки :

В физике: v – скорость, а – ускорение, в математике – бесконечность, ≈ – приблизительно. Хотя не обязательно использовать данные значки строго в рамках одной дисциплины, к примеру, юрист или филолог также могут заменять слова какими-то выбранными ими символами.

Приведем пример наиболее популярных значков:

+ (плюс), = (равно),

≠ (не равно),

<, >, ≤, ≥, ≪, ≫ (больше, меньше, намного больше и т.д.),

± (погрешность, неточность),

⇒ (следовательно),

→ (влечение, «если, то …»),

⇔ (что-то верно тогда и только тогда, когда …),

∀ (для всех),

∃ (существует),

∅ (пустое множество),

∈ (принадлежит),

∉ (не принадлежит),

⊂ (включает в себя),

∪ (объединение),

⋂ (пересечение),

|| (параллельно),

∑ (сумма),

Или ↓ (возрастание, убывание);

9. Верхом мастерства является умение студентом записывать текст в виде схем, диаграмм или рисунков .

10. Не стоит надеяться на свою память – «Тупой карандаш лучше острого ума». Дело в том, что человек способен держать много дел в голове, но наш мозг может эффективно работать с 5-7 процессами одновременно (за редким исключением) Таким образом, записывая всю информацию на бумаге, Вы хорошо разгрузите свой мозг, освободив, таким образом, свою «оперативную память». Это позволит вам легче усваивать новый материал и избежать «каши в голове».

11. Говорим «нет» отвлеканиям . Во время лекций старайтесь сосредоточиться на их теме, и не прерываться на переписку по телефону или разговоры с сокурсниками. Ввиду инертности нашей психики, мозгу сложно перестраиваться на разные типы деятельности. Если Вы занимаетесь каким-то делом, производительность мозга медленно растёт (первые 15-20 минут) и после этого периода начинается пик его эффективности. Но если что-то или кто-либо Вас отвлекает, то Вам вновь потребуется после этого прерывания ещё 15-20 минут, чтобы войти опять в высокоэффективное состояние – легко усваивать и запоминать новый материал.

Хотелось бы отметить, что вы добьётесь бόльших результатов, если начнете учиться записывать вышеописанными способами конспекты ещё в школе.

Возможно, некоторые читатели возразят, что с учетом наличия новых технологий можно без труда записывать лекции на диктофон. Как журналист, попытаюсь опровергнуть данное мнение на основании собственного опыта: расшифровка (конспектирование записи) в последующем займёт у вас не меньше времени, чем если вы будете изначально записывать лекцию непосредственно на паре под диктовку. В аудиозаписи вам могут создавать помехи посторонние шумы присутствующих сокурсников, шёпот, шорох и т.д.

Если вы — аудиал , то для вас эффективнее всё воспринимать на слух и прослушивание записи поможет вам легко запомнить информацию, однако, большинство из нас – визуалы , которым проще выучить текст после его прочтения.


Обсуждение закрыто.