Как и почему эволюционировали организации декабристов. Первые декабристские организации

Название, годы, место организации Основные представители (количество членов организации) Программа
1. Союз спасения 1816–1817 гг.
Петербург
А.Н. Муравьев, Н.М. Муравьев, С.И. Муравьев-Апостол, М.И. Муравьев-Апостол, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин (30 человек) Ликвидация крепостничества и самодержавия, введение конституции и представительного правления. Считали, что введение Конституции нужно было требовать во время смены монархов на троне. Не хотели привлекать народ
2. Союз благоденствия 1818-1821 гг.
Москва-Петербург
Все члены Союза спасения + новые представители русского дворянства (200 человек) Ликвидация крепостничества и самодержавия. Необходимость формирования общественного мнения. Создание тайных и легальных организаций. Принятие устава "Зеленая книга". Разногласия по вопросам будущего устройства России. Получив известие, что правительство знает об организации, в январе 1821 г.
на съезде депутаты объявили о роспуске Союза
3. Южное общество, 1821 – 1825 гг.
Тульчин (Украина)
П.И. Пестель, А.П. Юшневский, И.Г. Бурцов и др. "Русская правда" П.И. Пестеля. Установление республики. Законодательная власть – однопалатный парламент, исполнительная – Державная дума из пяти членов, избирающихся на пять лет. Ежегодно один из них становится президентом республики. Полное уничтожение крепостного права. Неограниченное избирательное право. Равенство всех граждан перед законом. Деление земли на две части: общественную и частную. Получение крестьянами наделов из общественной земли.
4. Северное общество, 1822–1825 гг.
Петербург
Н.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, Н.И. Тургенев, Е.П. Оболенский, М.С. Лунин, И.И. Пущин, К.Ф. Рылеев и др. "Конституция" Н.М. Муравьева. Ликвидация самодержавия и сословий, равенство граждан перед законом, гражданские свободы. Отмена крепостного права. Установление конституционной монархии. Законодательная власть – двухпалатный парламент, исполнительная – император. Избирательное право ограничено имущественным цензом. Сохранение помещичьей собственности на землю.
5. Общество
соединенных
славян,
1823–1825 гг.
Новгород-Волынский
В 1825 г. его члены вошли в состав Южного общества: А. Борисов, П. Борисов, Ю. Люблинский, И. Горбачевский и др. Борьба против крепостничества и деспотизма. Создание демократической федерации славянских народов. Установлени е всеобщего гражданского равенства.


С 1814 года началось создание первых тайных организаций, получивших название преддекабристских. Всего насчитывалось 4 организации:

«Орден русских рыцарей» (граф М. А. Дмитриев-Мамонов, генерал М. Ф. Орлов), «Священная артель» (Н. Н. Муравьёв и А. Н. Муравьёв), Семёновская артель (С. П. Трубецкой, С. И. Муравьёв-Апостол, И. Д. Якушкин, всего около 15-20 человек), а также кружок В. Ф. Раевского.
По приказу Александра I в 1815 году Семёновская артель, самая многочисленная (напоминаю: 15-20 человек - М.К.) из всех преддекабристских организаций, была запрещена. Все эти организации существовали на легальном или полулегальном положении.

9 февраля 1816 года члены Священной и Семёновской артелей объединились в первую декабристскую организацию, получившую название «Союз спасения».


1. Союз спасения. 1816 – 1817 гг.

Создан в Петербурге. Инициатор создания – Александр Муравьев (23 года, полковник Гвардейского штаба). Входили молодые офицеры: Никита Муравьев, братья М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель. Был принят статут – устав общества. С этого времени оно получило название «Общество истинных и верных сынов отечества». В общество входили 30 офицеров.

Цели : введение конституции и отмена крепостного права. Не было четких представлений о программе преобразований, не было ясности, какими средствами можно достичь цели. Члены общества еще надеялись, что Александр I даст конституцию, тем более, что он обещал в 1818 г. в Варшаве во время открытия польского сейма дать России конституцию. Члены общества хотели поддержать императора, если он введет конституцию. Но офицеры были разочарованы реальной политикой императора. Реформ не последовало. В 1817 г. стало известно о восстании крестьян в Новгородской губернии, не желавших их перевода в военные поселяне. Якушкин предложил убить царя: он проберется в царские покои, из одного револьвера убьет императора, а из другого себя, это убийство будет иметь характер дворянской дуэли. Разгорелись споры декабристов по вопросу об убийстве императора. Члены общества приняли решение отказаться от убийства царя, так как их организация малочисленна и они все равно не смогут прийти к власти и провести реформы, даже если удастся совершить цареубийство. Члены общества решили ликвидировать «Союз спасения» и создать новую организацию.

Передовые члены решили в конце концов распустить организацию, создав на её основе новую, более организованную, широкую и сплочённую. В качестве переходной организации было создано «Военное общество» в октябре 1817 года , в котором состояли большая часть членов Союза спасения. «Военное общество» было распущено в январе 1818 года, на его базе был сформирован Союз благоденствия .
О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет).

2. Союз благоденствия. 1818 – 1821 гг.

Создан в Москве, а затем и Петербурге.
«Союз благоденствия» разработал устав – «Зеленая книга». По уставу, ближайшей задачей общества было распространение просвещения, т.е. сначала союз ставил просветительские задачи.

Цели : введение конституции, равенство граждан перед законом, гласность в государственных делах, отмена крепостного права, рекрутчины, военных поселений.

«Союз благоденствия» уделял значительное внимание формированию общественного мнения в пользу реформ– необходимого условия преобразований. Еще французские просветители писали, что общественное мнение правит миром. Власть обязана прислушаться к общественному мнению и провести реформы. Для создания общественного мнения нужно примерно 20 лет. Следует вести широкую пропаганду просветительских идей в литературных, благотворительных обществах, салонах, во всех общественных организациях, в журналах нужно размещать статьи, которые будут знакомить обществу с конституционными, либеральными идеями. Члены «Союза благоденствия» входи в различные общественные организации, например «Зеленую лампу».

В Союзе благоденствия возникло два течения :

- умеренное , не выходившее за рамки просветительских задач;

- радикальное , ориентированное на тактику военной революции и республику.

Причины обращения к тактике военной революции – военного восстания без участия в нем народа:

Узость социальной базы

Малочисленность членов организации

Лидеры организации были офицерами и под их командованием находились полки и батальоны

Эту тактику успешно использовали революционеры в разных европейских странах (Греции),

Внутренняя политика Александра стала откровенно реакционной, к власти фактически пришел Аракчеев, и декабристы желали ускорить свой приход к власти. Они не надеялись на проведение реформ правительством.

Успешность дворцовых переворотов в России

Декабристы не хотели, чтобы народ участвовал восстании, считая, что народный бунт – «бессмысленный и беспощадный» (слова Пушкина из «Капитанской дочки»). Декабристы учитывали опыт европейских революций. Французская революция 1789-1893 гг., народная по своим движущим силам, сопровождалась «беспорядками и безначалием», анархией. А испанская революция 1820 г., осуществленная без участия народа при содействии армии была бескровной. Декабристы считали, что народные революции неизбежно ведут к деспотизму диктатора. «Необузданность масс» - условие появления диктатора, стремившего навести порядок и обуздать массы.

Декабристы считали, что военная революция будет «наиболее быстрой, бескровной, безболезненной», а главное – организованной, удастся не допустить анархии. Декабристы считали, что народный бунт в России – это «пугачевщина» - ужасы расправы с дворянами. Военная революция – это возможность предотвратить «пугачевщину».

Причины роспуска Союза благоденствия:

Идейные разногласия

Желание радикалов освободиться от ненадежных и колеблющихся попутчиков

Декабристы знали о доносах на их организацию

Нужно было законспирировать деятельность политической организации

Устранить Пестеля, крайний радикализм которого и возросшее влияние на дела тайного общества вызвали у его руководителей.

3. Южное общество 1821 – 1825 гг.

Лидеры: Пестель, Юшневский, С. Муравьев-Апостол, П. Бестужев-Рюмин, Волконский.

Члены Южного общества служили в войсках, несших службе на Украине. Центром Южного общества стал город Тульчин. В Южном обществе главенствовал Пестель, чей авторитет был непререкаемый.

Пестель разработал программу «Русская правда» .


4. Северное общество 1821 – 1825 гг.

Лидеры : Н. Муравьев, Трубецкой, Пущин (друг Пушкина), Рылеев (поэт), Лунин, Оболенский.

Н. Муравьев разработал проект «Конституции» . Он не был программой Северного общества. Проект «Конституции» обсуждался членами общества, Муравьев не успел завершить работу над программой организации.

Идеи декабристов

Идеи декабристов



Проект Муравьева был более умеренным , он больше соответствовал российской действительности. Сознание русского народа было монархическим.

Проект Пестеля был радикальным .

Программы преобразований были основаны на идеях Просвещения. Декабристы предприняли попытку адаптировать идеи Просвещения к российским условиям .

5. Общество соединенных славян 1823 – 1825

Новгород-Волынский (Украина)

В 1825 г. это общество вошло в состав Южного общества.

В первые десятилетия XIX в. часть представителей дворянского сословия начинают осознавать губительность самодержавия и крепостного права для дальнейшего развития страны. В их среде складывается система взглядов, реализация которых должна изменить устои российской жизни (схема 142). Формированию идеологии будущих дворянских революционеров способствовало следующее:

  • российская действительность с ее бесчеловечным крепостничеством, бесправием основной массы населения, отсутствием представительной власти из числа выборных от сословий и конституции с не ограниченной ничем властью императора;
  • патриотический подъем, вызванный победой в Отечественной войне 1812 г., и успешное участие русской армии в заграничных походах 1813–1814 гг. Русский солдат-рекрут победил сильнейшую армию Европы, но от этого его жизнь и благосостояние всей страны не улучшились. А контраст между российской и европейской действительностью был настолько разителен и тягостен, что не мог не заставить задуматься часть русского офицерства о судьбах России;
  • влияние гуманистических идей и взглядов французских просветителей (Вольтера, Ж. Руссо, М. Монтескье), воспринятых значительной частью будущих декабристов;
  • нежелание правительства Александра 1 последовательно приступить к реформированию основ российского общества.

Вместе с тем необходимо отметить, что мировоззрение тех, кого принято называть декабристами, не было единым и между ними существовали острые разногласия. Среди декабристов были как сторонники революционно-насильственного переустройства общества, так и приверженцы эволюционно-умеренных преобразований в стране. Но все они были настроены против самодержавно-крепостнического режима в России и стремились участвовать в его изменении.

Схема 142

Организации будущих декабристов возникли в среде множества различных тайных обществ, которыми была богата общественно-светская жизнь России первых десятилетий XIX в. К таким обществам относились, прежде всего, некоторые масонские ложи, в которые входили Н. Муравьев, М. Лунин, С. Муравьев-Апостол, П. Пестель и другие будущие оппозиционеры. Были также офицерские артели в гвардейских полках, действовавшие в 1814–1816 гг. (в лейб-гвардии Семеновском полку, Генеральном штабе).

В 1816 г. образовалась первая тайная организация декабристов – Союз спасения, или Общество истинных и верных сынов Отечества, – в Петербурге, по инициативе полковника Генерального штаба А.Н. Муравьева. В нее вошли молодые гвардейские офицеры Н.М. Муравьев, братья М.М. и С.М. Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой, А.Д. Якушкин, П.И. Пестель. Всего в данной организации насчитывалось около 30 членов. Своей главной целью они считали введение конституционного правления и уничтожение крепостничества, но средства ее достижения были еще не ясны, отсутствовала также программа политических преобразований. Разногласия между членами Союза спасения усилились осенью 1817 г., после чего было решено распустить эту организацию и создать новую (табл. 22).

В январе 1818 г. под названием Союз благоденствия такая организация была создана. Она была более многочисленна (около 200 членов) и сыграла важную роль в разработке организационных и программных принципов декабризма, изложенных в уставе Союза, который именовался "Зеленой книгой". В его первой части излагалась основная задача деятельности, которая заключалась в формировании в стране передового общественного мнения, благоприятного в будущем для реализации преобразовательных планов декабристов. Вторая часть устава содержала главные политические цели организации: введение конституции и законно-свободного представительства, уничтожение рабства, равенство граждан перед законом, ликвидация военных поселений. Союз благоденствия имел несколько тайных управ, которые находились в Москве, Петербурге, Полтаве, Тульчине (при штабе 2-й армии на Украине). Члены этой организации, среди которых выделялись П.И. Пестель, А.П. Юшневский, В.Ф. Раевский, М.Ф. Орлов, Ф.Н. Глинка, Н.И. Тургенев, Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, выступали в защиту передовой науки и литературы, выкупали из крепостной неволи талантливых самоучек, создавали ланкастерские школы взаимного обучения в воинских частях, подавали правительству проекты освобождения крестьян, клеймили палочную дисциплину и военные поселения. В 1820 г. П.И. Пестелю и Н.М. Муравьеву было поручено подготовить программные документы тайного общества. Но в очередной раз обострились противоречия между радикальными и умеренными членами общества, что привело Союз благоденствия к кризису. С целью его преодоления на съезде представителей управ в январе 1821 г. в Москве было принято решение о самороспуске. Члены Тульчинской управы на Украине во главе с П.И. Пестелем не согласились с решением московского съезда о роспуске Союза благоденствия и в марте 1821 г. создали Южное общество.

Таблица 22

Тайные организации будущих декабристов

Название, годы, место организации

Основные представители (количество членов организации)

Программа

Союз спасения 1816–1817 гг. Петербург

А.Н. Муравьев, Н.М. Муравьев, С.И. Муравьев-Апостол, М.И. Муравьев-Апостол, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин (30 человек)

Ликвидация крепостничества и самодержавия, введение конституции и представительного правления. Считали, что введение Конституции нужно было требовать во время смены монархов на троне. Не хотели привлекать народ

Союз благоденствия, 1818–1821 гг., Москва – Петербург

Все члены Союза спасения + новые представители русского дворянства (200 человек)

Ликвидация крепостничества и самодержавия. Необходимость формирования общественного мнения. Создание тайных и легальных организаций. Принятие устава "Зеленая книга". Разногласия по вопросам будущего устройства России. Получив известие, что правительство знает об организации, в январе 1821 г. на съезде депутаты объявили о роспуске Союза

Южное общество, 1821 – 1825 гг., Тульчин (Украина)

П.И. Пестель, А.П. Юшневский, И.Г. Бурцов и др.

"Русская правда" П.И. Пестеля. Установление республики. Законодательная власть – однопалатный парламент, исполнительная – Державная дума из пяти членов, избирающихся на пять лет. Ежегодно один из них становится президентом республики. Полное уничтожение крепостного права. Неограниченное избирательное право. Равенство всех граждан перед законом. Деление земли на две части: общественную и частную. Получение крестьянами наделов из общественной земли

Северное общество, 1822–1825 гг., Петербург

Н.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, Н.И. Тургенев, Е.П. Оболенский, М.С. Лунин, И.И. Пущин,

К.Ф. Рылеев и др.

"Конституция" Н.М. Муравьева. Ликвидация самодержавия и сословий, равенство граждан перед законом, гражданские свободы. Отмена крепостного права. Установление конституционной монархии. Законодательная власть – двухпалатный парламент, исполнительная – император. Избирательное право ограничено имущественным цензом. Сохранение помещичьей собственности на землю

Общество

соединенных

1823–1825 гг.,

Новгород-

Волынский.

В 1825 г. его члены вошли в состав Южного общества

А. Борисов, П. Борисов, Ю. Люблинский, И. Горбачевский и др.

Борьба против крепостничества и деспотизма. Создание демократической федерации славянских народов. Установление всеобщего гражданского равенства

Северное общество было организовано в 1822 г. в Петербурге по инициативе Н.М. Муравьева и Н.И. Тургенева.

Общество соединенных славян возникло еще в 1818 г. автономно от Союза благоденствия на Украине и первоначально называлось Обществом первого согласия. В 1823 г. оно преобразовалось в Общество соединенных славян. Его лидерами были братья А. и П. Борисовы, Ю. Люблинский И. Горбачевский. В отличие от других декабристов они представляли собой людей незнатного и небогатого происхождения и выступали за создание федеративного государства всех славянских народов. Осенью 1825 г. Общество соединенных славян влилось в Южное общество, благодаря, прежде всего, усилиям М.Л. Бестужева-Рюмина.

Основу деятельности Южного и Северного обществ составляла разработка программных конституционных проектов будущего переустройства России (табл. 23). В 1821-1825 гг. такие проекты были созданы: в Южном обществе – "Русская правда" П.И. Пестеля, в Северном обществе – "Конституция" Н.М. Муравьева (каждый документ имел несколько вариантов) (схема 143).

Несмотря на ряд программных и личностно-субъективных разногласий, члены Южного и Северного обществ были тесно связаны между собой. В марте 1824 г. П.И. Пестель приезжал в Петербург, где обсуждал написанную им "Русскую правду" с будущими декабристами и настаивал на ее принятии как идейной платформы возможных преобразований после переворота. Его проект вызвал много возражений у северян, к тому же настораживала сама личность П.И. Пестеля, которого считали по натуре диктатором. Тем не менее было принято решение в 1826 г. созвать съезд обоих обществ для выработки единой платформы.

Первоначально предлагали приурочить выступление членов тайного общества к назначенным на лето 1826 г. общеармейским учениям, во время которых можно было совершить государственный переворот. Но обстоятельства распорядились иначе. 19 ноября 1825 г. неожиданно в Таганроге скончался император Александр I. Детей у него не было, и в соответствия с законом о престолонаследии царем должен был стать его брат Константин. Но мало кто знал, что он еще раньше отказался от престола. Наступило некое междуцарствие. Присяга вступающему на престол Николаю – младшему брату Александра I – была назначена на 14 декабря 1825 г. Этим и решили воспользоваться декабристы для совершения государственного переворота (схема 144).

Таблица 23

Программы декабристов

Основные

программные

положения

Общество

Северное ("Конституция" Н.М. Муравьева)

Южное ("Русская правда" П.И. Пестеля)

Крепостное право

Отменяется

Отменяется

Неприкосновенность помещичьих земель

Общее достояние. Делится на помещичью и частную

Сословия

Отменяются

Отменяются

Государственное

устройство

Федеративное

Унитарное

Административное

13 держав и две области

10 областей и три удела

Демократические

Широкий круг гражданских прав

Широкий круг гражданских прав

Форма правления

Конституционная

монархия

Республика. Диктатура Временного верховного правления на 10–15 лет

Избирательное право

Ценз пола, возраста, имущества и образования

Ценз пола и возраста

13 декабря 1825 г. на квартире К. Рылеева состоялось последнее совещание членов Северного общества. Они решили вывести находящиеся под их влиянием войска на Сенатскую площадь в Петербурге и принудить Сенат и Государственный совет не присягать Николаю I, а принять "Манифест к русскому народу", в котором декларировалось следующее:

"1. Уничтожение бывшего правления.

2. Учреждение временного, до установления постоянного...

  • 5. Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей.
  • 6. Равенство всех сословий перед законом...

10. Уничтожение рекрутства и военных поселений..."

Схема 143

Утром 14 декабря на Сенатскую площадь было выведено несколько воинских частей. Первым прибыл лейб-гвардии Московский полк во главе со штабс-капитанами братьями Александром и Михаилом Бестужевыми и Дмитрием Щепиным-Ростовским. Полк построился в каре (боевой четырехугольник) у памятника Петру I. К восставшим подъехал на коне герой Отечественной войны 1812 г. петербургский гене рал-губернатор М.А. Милорадович и стал уговаривать солдат разойтись. Он был популярен в армии и умел разговаривать с солдатами. Тогда декабрист П.Г. Каховский выстрелом смертельно ранил генерала. К 13 часам к восставшим присоединился отряд лейб-гренадер под командованием Н.А. Панова и А.Н. Сутгофа и гвардейский морской экипаж под руководством капитан-лейтенанта Николая Бестужева (старшего брата Александра и Михаила). Всего на площади собралось около 3 тыс. солдат и матросов и 30 офицеров.

Схема 144

Но план восстания, выработанный накануне, рушился, избранный диктатором (руководителем) восстания С.П. Трубецкой на площадь не явился. Сенат присягнул новому императору рано утром, его члены уже разъехались, поэтому принимать "Манифест к русскому народу" было попросту некому, не реализовались также планы по захвату Зимнего дворца и Николая I. К 15 часам декабристы новым руководителем восстания избрали Е.П. Оболенского, но время было упущено, царь стянул к площади крупные силы и к 16 часам восставшие были расстреляны из пушек. Затем начались аресты. Через две недели произошло восстание на юге страны (выступление Черниговского полка).

13 декабря 1825 г. был арестован руководитель Южного общества П.И. Пестель. Только 24 декабря оставшиеся на свободе одни из руководителей Васильковской управы Южного общества С. Муравьев-Апостол и М. Бестужев-Рюмин узнали о разгроме восстания в столице. Через день они были арестованы и заключены под стражу, но члены Общества соединенных славян освободили их. В этих условиях

С. Муравьев-Апостол поднял 29 декабря 1825 г. восстание Черниговского пехотного полка. Он намеревался соединиться с другими воинскими частями, которые находились под сильным влиянием декабристов, и двинуться на Петербург. Но смелым планам не суждено было сбыться. 3 января 1826 г. мятежный отряд был встречен правительственными войсками и разгромлен. Раненый в голову С. Муравьев-Апостол вместе с другими восставшими был захвачен на поле боя.

Царь жестоко расправился с декабристами, была создана специальная следственная комиссия для выявления причин и обстоятельств антиправительственного выступления. Верховному уголовному суду были преданы 121 человек, из них пятерых приговорили к смертной казни (П.И. Пестеля, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина, К.Ф. Рылеева, П.Г. Каховского). Многие были осуждены на различные сроки каторжных работ, ссылку и поселение в Сибири. Солдаты, участвовавшие в восстании, подверглись телесным наказаниям и были сосланы на Кавказ, в действующую армию (схема 145).


Схема 145

Выступление декабристов было первой открытой попыткой изменить систему правления в России, ликвидировать главный тормоз в развитии страны – крепостное право – и получить свободу. И в этом – их неоценимое значение. Именно декабристы открыто заявили о главных негативных явлениях российской действительности, что позволило последующим поколениям на основе их идей добиться реформ в России.

Велик вклад декабристов в развитие русской культуры. Их облик и идеи оказали огромное воздействие на творчество писателей, художников, ученых. А сами они оказали значительное влияние на распространение просвещения и культуры в Сибири.

Декабристы занимают достойное место в истории Отечества и служат примером бескорыстного служения Родине и готовности нести любые лишения ради благополучия страны и ее народа (схема 146).


В декабре 1825 г. «Россия впервые видела революционное движение против царизма», появившееся в двух вооруженных выступлениях, вошедших в историю под общим наименованием- восстание декабристов.

Декабристы, впервые в истории нашей родины выступая с четкой революционной программой, создали на ее основе революционную организацию и подготовили вооруженное восстание, направленное против самодержавия и крепостничества. Это было открытое выступление, имевшее своей целью борьбу за интересы своего народа. Но декабристы были дворянскими революционерами, и их классовая ограниченность проявлялась в том, что были «страшно далеки они от народа». Дворянские революционеры не понимали значения народных масс в революции, боялись народа, для блага которого они жертвовали своей свободой и даже жизнью. «Но их дело, - как указывал В.И. Ленин, - не пропало».

Патриотический подвиг декабристов явился важным фактором в дальнейшем развитии русского революционного движения. «Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры – разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли».

Вспоминая через много лет после событий 1825г. о причинах движения декабристов, член тайного общества П. Н. Свистунов писал в 1870г. : «Не подлежит сомнению тот факт, что люди, замышляющие переворот в России, подвергались неминуемой потере всех преимуществ, какими пользовались вследствие положения своего в обществе. Лишь пламенная любовь к отечеству и желание возвеличить его, доставив ему все блага свободы, могут объяснить готовность пожертвовать собой и своей будущностью».

Мировоззрение декабристов сформировалось под непосредственным воздействием российской действительности первой четверти ХIХв. И в первую очередь здесь следует отметить все усиливавшееся несоответствие производственных отношений характеру производительных сил, которое в это время уже по-своему понимали представители передовой русской общественной мысли.

В высказываниях декабристов по экономическим вопросам это несоответствие производственных отношений характеру производительных сил обычно формулируется как несоответствие интересов народа с интересами правительства, где под народными интересами, по существу, мыслиться все то, что способствует свободному развитию капитализма, а под интересами правительства – господствующая и задерживающая прогресс феодально-крепостническая система.

П.И. Пестель в «Русской правде» особо подчеркивал, что «лучший способ для доставления народному богатству возможности процветать состоит в даровании свободы, обращая внимание правительства на промышленность народную, с тою только целью, чтобы распространять познания и сведения, необходимые для промышленности, и вообще просвещение, и чтобы устранять препятствия, частные способы превышающие. Из сего явствует, что свобода есть главная необходимость для народной промышленности».

Многие декабристы неоднократно указывали, что именно крепостное право и пренебрежение к личности человека заставило их пересмотреть свое отношение к российской действительности, толкнуло их на путь активной борьбы. «Рабство крестьян всегда сильно на меня действовало», - заявлял в своих показаниях П.И. Пестель. «Несправедливости, население и угнетение помещиков, их крестьянами причиняемое... укрепляли в моем уме либеральные мысли», - говорил на следствии член Общества соединенных славян Борисов 2-й.

Но крепостное право расценивалось декабристами как исходный момент в том несоответствии между производительными силами и производственными отношениями, которое тормозило хозяйственное развитие России и обрекало ее на экономическую отсталость.

Немаловажное значение в формировании идеологии декабристов имел и подъем массовых движений в послевоенные годы. Боясь народных движений и ставя своей целью совершить революцию без народа, часть декабристов в тоже время весьма отчетливо понимала основные причины народных выступлений. «Действия народов в сем случае, - писал П.И. Пестель, - есть действие оборонительное, ибо они не налагают ига на аристократов и богатых, но только себя от их ига избавить хотят».

Особенное возмущение передовой части русского общества вызывала политика Александра в греческом вопросе. В письме к Николаю I из крепости декабрист В.И.Штейнгель указывал, что «греки оставлены своей судьбе». На этом же вопросе останавливался в своих записях декабрист Фонвизин. Касаясь решений, принятых на Веронском конгрессе, М.А.Фонвизин писал: « Это последние действие повергло общее негодование русских против Александра за бесчеловечное равнодушие его к страждущим единоверцам эллинам, которые были вправе ожидать от него не только симпатического участия, но деятельной помощи, тем более, что с давних времен Россия возбуждала греков против их угнетателей и обещала им независимость».П.И. Пестельво время своей службы в южной армии представлял даже специальные записки по греческому вопросу.

В конце 1816г. была начата разработка устава организации, которая была поручена П.И. Пестелю, С.П.Трубецкому и И.А. Долгорукову. Трубецкой приступил к разработке прав и обязанностей членов общества, Пестель занялся формою приема и внутренним устройством общества. Долгоруков должен был сформулировать цели общества и определить методы их достижения.

Основная часть устава, очевидно, была написана Пестелем. До нас этот документ не дошел. По словам Пестеля, вместе с учреждением Союза благоденствия и составления «Зеленой книги» «был первый статус уничтожен». Однако большая работа по реконструкции устава, проделанная М.В. Нечкиной, дает возможность с достаточной достоверностью выяснить его содержание.

Отныне тайная организация, до сего времени именовавшаяся Союзом спасения, получала, возможно, не без воздействия «Беседы о том, что есть сын отечества» А.Н. Радищева, наименование Общества истинны и верных сынов отечества. Основной целью общества являлась борьба за введение конституционной монархии и ликвидацию рабства в России.

Члены общества должны были всячески стремиться вовлекать в организацию новых единомышленников и в то же время стараться «воздействовать на мнения»,т.е. ввести пропагандистскую деятельность в плане разоблачения отрицательных явлений современной российской действительности. Устав предусматривал полную ответственность членов за все доверяемые им тайны. В тех случаях, когда какой-либо член общества изменял своей клятве, против него должны были применять «яд и кинжал».

Но в недрах этой первой декабристской организации очень скоро наметились и некоторые разногласия. В первую очередь это было недовольство уставом, которое проявилось со стороны части вновь принятых членов общества. Михаил Муравьев, И. Г. Буров, П. П. Колошин и другие выступали против решительных мер - насилие, цареубийства, стремясь «воздействие на мнение» т.е. мирную пропаганду, которое в уставе фигурировало лишь как один из методов подготовки, необходимых изменений, превратить в единственный способ действий общества.

В то же время недовольство уставом проявлялось и среди ряда членов общества, которые не только не боялись активных действий, но, наоборот, даже стремились к приближению их срока. И. Д. Якушкин, М. А. Фонвизин и др., полностью разделяя и задачи и средства, предлагаемые уставом, выступали против беспрекословного подчинения воле бояр, скрытия от вновь принимаемых «цели» общества, что затрудняло вовлечение новых членов, против тех остатков масонской обрядности, которая в уставе окончательно изжита,. не была.

Вопрос о пересмотре устава с особой остротой вставал в начале 1818 г. уже в Москве, куда еще в октябре 1817 г., в связи с празднествами по случаю закладки храма Христа Спасителя, была переведена значительная часть гвардии.

В итоге решено было выработать новое положение. Была создана комиссия в составе С. П. Трубецкого, Михаила и Никиты Муравьевых. По некоторым данным, Трубецкой на работу комиссии никакого влияния не оказал.

Вступая на путь активных действий, Южное общество, по словам П.И. Пестеля, предстало перед необходимостью разрешения трех основных вопросов: «Во-первых, надлежало решить в подробности, какой новый образ правления общество желает... во-вторых, надлежало обществу усилить число своих членов до такого количества, чтобы можно было посредством членов ввести образ мыслей Союза в общее, мнение... в-третьих... приступая, к самой революции, надлежало произвести оную в Петербурге, яко средоточии всех властей и правлений».

Первый вопрос в общих чертах был разрешен одновременно с принятием решения о неподчинении постановлению московского съезда. После того как члены Тульчинского филиала Союза благоденствия признали необходимым продолжать свою деятельность, Пестель подчеркнул, что «прежнее общество рушилось вследствие не согласий среди его членов относительно цели общества и средств осуществления, почему необходимо теперь же определить то и другое».

Но увеличение организации за счет офицеров армейских полков, разбросанных по захолустным городкам Украины, еще не приближало общество к разрешению двух последних вопросов, которые выдвинуты, были Пестелем как необходимые предпосылки успешного восстания. Пестель прекрасно понимал необходимость разветвленной сети организаций, как в важных стратегических пунктах периферии, так и в столице, которая должна была стать центром подготавливаемого восстания. И совершенно естественным в этом случае было постоянное внимание Пестеля к возрожденному Северному обществу в Петербурге, которое после некоторого упадка в 1822 г. вновь вступает в 1823 г. в период подъема политической активности.

В этот период Н. Муравьев являлся единоличным главой этой организации. И именно к нему как идейному и фактическому руководителю Северного общества уже в начале 1823 г. адресуется Пестель, стремясь к координации действий Севера и Юга.

К этому времени Южное общество имело уже официальную программу, обсужденную в январе1823 г. на съезде в Киеве.

К этому времени уже четко определилась и общность тактических принципов, которые одинаково были присущи всем декабристским организациям. Это была тактика военной революции, вооруженного восстания, совершаемого армией. Будучи «страшно далеки от народа», дворянские революционеры не видели иной силы, способной произвести переворот, ибо они боялись народной революции, видя в ней проявление той стихийной силы, которая способна лишь на разрушение, которой совершенно несвойственно созидание.

В руках тайного общества армия была призвана обеспечить ликвидацию и честолюбцев, и самодержца и тем самым обеспечить проведение коренных социально-политических изменений.

И, направляя в феврале 1823 г. члена Южного общества В.Л. Давыдова в Петербург, Пестель переслал с ним к Н. Муравьеву письмо, где, как сам Пестель указывал, он «оспаривал разные пункты его конституции и предлагал главные черты своей».

В 1824 г. для переговоров с северянами решил отправиться П.И. Пестель.

Перед выездом в Петербург Пестель в беседе с Сергеем Муравьевым-Апостолом заявил, что «он намерен все средства употребить,. чтобы совершенно связать в одно оба общества, что для сего намерен он предложить Северному обществу признание над собою директората Южного, обещая им таковое признание и со стороны Южного».

Пестель признавался Сергею Муравьеву, что «он более всего ожидает сопротивления насчет принятия «Русской правды», тем паче, что в Северном обществе существует конституция соч. Н. Муравьева, и что сопротивления сие тем более ему приятно будет, что он не может отступиться от «Русской правды», признанной всем Южным обществом, но что во всяком случае употребит он всевозможное старание для совершенного соединения и введения единодушия между обоими обществами».

План воздействия на дирекцию Северного общества был, очевидно, разработан весьма детально. Незадолго до приезда Пестеля в Петербург приехал член Южного общества И.С. Повило-Швейковский, за ним приехал П.И. Пестель, а затем и С.Г. Волконский.

Пытаясь добиться слияния Северного общества с Южным на основе принятия программы последнего, Пестель ведет частные переговоры с наиболее влиятельными членами Северного общества, воззрения которых, как ему было известно, расходились с взглядами Н. Муравьева. В первую очередь Пестель стремился убедить Е.П. Оболенского и К.Ф. Рылеева в необходимости слияния Северного общества с Южным. Оболенский являлся одним из директоров Северного общества и Пестель приложил все усилия к тому, чтобы склонить его на свою сторону. Этого удалось достигнуть полностью. Оболенский горячо поддерживал предложение Пестеля о слиянии и «даже полагал возможным принятие предлагаемой им конституции».

Прежде всего, Рылеев резко отрицательно относился к конституционно-монархическому строю, образцом которого он считал политический строй Англии.

Помимо этого, требования Н. Муравьева о введении цензовой конституции и наделении крестьян лишь усадебными участками также встречали резкую критику со стороны Рылеева. Цензовую конституцию он считал противоречащей «законам нравственности», а крестьян считал необходимым наделить также и полевыми участками.

Предварительные беседы Пестеля и его спутников с членами Северного общества привели к положительному разрешению вопроса о слиянии двух обществ на первом же заседании Северной думы, посвященной этому вопросу. На этом заседании не было Н. Муравьева, и, таким образом наиболее серьезный противник Пестеля отсутствовал. Пестель произнес горячую речь, доказывая необходимость слияния, и, как свидетельствует князь Оболенский, «трудно было устоять против такой обаятельной личности».

Но на следующем заседании думы, где продолжалось рассмотрение этого вопроса, принятие решения о слиянии было отсрочено.

Несмотря на некоторую отсрочку, решение вопроса об объединении Севера и Юга, Пестель имел все основания считать, что его поездка все же увенчалась значительным успехом. Все происшедшее в Петербурге свидетельствовало о росте республиканских идей и о стремлении большинства членов Северного общества к объединению с Южным.

Единственно, чего удалось достигнуть Н. Муравьеву и его единомышленникам, при очень сильном нажиме, это отложить на некоторое время решение об объединении двух обществ. Однако, учитывая явно сказывающееся падение авторитета Муравьева и всевозрастающее влияние Рылеева, убежденного сторонника объединения, можно было не сомневаться, что при повторном рассмотрении этот вопрос будет решен положительно.

Готовясь к активному выступлению и считая его необходимой предпосылкой объединения с Севером, южане в то же время стремятся расширить свои революционные связи не только в столице. В этом плане важное значение имели переговоры с революционной организацией, возникшей в это время в Польше.

Отдельные столкновения, имевшие место в период переговоров о слиянии Южного общества и Общества славян, преувеличенные в записках Горбачевского, также послужили основанием для малообоснованных заключений о наличии резких противоречий и взаимного антагонизма между членами этих организаций.

На начальном этапе переговоров у славян действительно проявлялась некоторая настороженность по отношению к Южному обществу, поскольку Бестужев-Рюмин, его представляющий, не сразу сообщил им, кто в эту организацию входит и какова, ее структура.

Но когда были названы наиболее видные деятели общества и тем самым продемонстрировано полное доверие славянам, положение резко изменилось. Даже Горбачевский свидетельствует, что «откровенность Бестужева обворожила славян; немногие могли противиться всеобщему влечению; согласие соединиться с обществом благонамеренных, поклявшихся умереть за благо своего отечества, выражалось в их взорах, в их телодвижениях; каждый требовал скорейшего окончания дела».

Бестужев-Рюмин знакомил славян с программой Южного общества по «Гос. Завету», являвшемуся кратким изложением первого варианта «Русской правды». Возможно, что это было связанно с тем обстоятельством, что первый вариант «Русской правды» являлся официально принятой программой. Но не исключено, а нам оно представляется наиболее вероятным, и другое предположение.

Поскольку вторая редакция «Русской правды» еще не была завершена, она ни в полной, ни в конспективной форме не могла быть представлена на рассмотрение славян. Но в то же время следует учитывать то обстоятельство, что Бестужев-Рюмин, судя по его показаниям на следствии, был прекрасно знаком с последующими изменениями, вносимыми в «Русскую правду», т. е. готовящейся второй редакцией. Все это дает основание предполагать, что в своих выступлениях он вносил необходимые коррективы в «Гос. завет». Очевидно поэтому, возражения славян по программным вопросам не касались сословных вопросов, темпов ликвидации крепостных отношений, которые как мы уже отмечали, в первой редакции, а, следовательно, и в «Гос. завете» решались менее радикально, чем во второй редакции «Русской правды».

Таким образом, помощь всем народам, борющимся за свою свободу и независимость, являлась, по мысли южан, одной из обязанностей будущего правительства.

Переговоры между южанами и славянами завершились весьма быстро, и в Южном обществе появилась новая, Славянская управа, часть членов которой приняла активное участие в событиях, развернувшихся в декабре 1825 г.


ПЛАН
стр .

Введение………………………………………………………… ……………… 2
1. Причины возникновения движения декабристов………………………… .. 4
2. Первые декабристские организации: их деятельность, цели
и программы……………………………………………………… …………. 8
3. Южное и Северное общество: цели, программы, деятельность………… 13
3.1. Основные программные положения « Русской правды»……………... 14
3.2. Основные положения конституции Муравьева………………………. 18
4. План государственного переворота. Причины поражения и значение
выступления декабристов………………………………………………… .. 22
Заключение…………………………………………………… ………………... 27
Список использованной литературы………………………………………….. 29

ВВЕДЕНИЕ

В день 14 декабря 1825 года был сделан смелый вызов самодержавию в столице Российской империи – Петербурге, на Сенатской площади. Восстание декабристов – отправная дата начала революционно – освободительной борьбы в России. С протестом против крепостничества, феодальных институтов и произвола самодержавия, в необычайно трудных и сложных исторических условиях, когда Россия была ещё забита и неподвижна, выступила лишь небольшая часть образованного передового дворянства, тогда, как в целом русское дворянство оставалось крепостнически настроенным и верным престолу.
Декабристы составляют целую эпоху не только в революционном движении в России, но и в истории общественной мысли и русской культуры вообще. Восстание декабристов против царизма – приобрело большое международное значение и получило значительный отклик в станах Западной Европы. Влияние декабристов на все стороны общественно- политической и культурной жизни не только их времени, но и последующей эпохи было исключительно велико. Декабристская тема нашла широкое отражение в художественной литературе, в музыке, в изобразительном искусстве. Этим объясняется актуальность выбранной мною темы. Потому, что благородные идеалы и высокие нравственные ценности декабристов, значение их революционного подвига непреходящи.
Целью курсовой работы является изучение: - причин возникновения движения декабристов; - деятельности дворянских революционеров, которая предшествовала вооруженному восстанию; - программных требований и тактических принципов декабристов; - восстания декабристов – как кульминационного события и вместе с тем итога движения декабристов; - значение их деятельности и причины поражения восстания.
Основная задача данной курсовой работы – показать, что именно декабристы первыми поняли, что самодержавие и крепостничество – главные причины отсталости России, поэтому ликвидация самодержавия рассматривалась ими как глубоко патриотическая задача «спасения» России. В своих программных документах декабристы ставили своей первоочередной задачей избавление России от ига крепостничества и произвола самодержавия, превращение русских в передовую нацию с высокоразвитой национальной культурой.
Первый раздел курсовой работы посвящен изучению причин возникновения первого в России революционного движения и формированию мировоззрения декабристов.
Во втором и третьем разделе рассматривается период создания первых организаций декабристов, деятельность Южного и Северного декабристских обществ. Изучены конституционные проекты декабристов - «Русская правда» Пестеля и «Конституция» Никиты Муравьева.
В четвертом разделе данной курсовой работы рассказывается о подготовке и ходе восстания 14 декабря 1825 г. в Петербурге и выступлении Черниговского полка на Украине. Анализируются причины поражения и значение выступления декабристов.

1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ
ДЕКАБРИСТОВ

Зарождение движения дворянских революционеров обусловливалось как внутренними процессами, происходящими в России, так и международными событиями первой четверти XIX века. Рассмотрим основные причины, которые повлияли на возникновение движения декабристов.
Главная причина – понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны. Декабристы постепенно осознали борьбу с крепостным правом и самодержавием как главную цель своей деятельности. Объективно движение декабристов порождено кризисом феодально-крепостной общественной формации и уходит своим корнями в ведущий процесс эпохи – разложение стареющего, исчерпавшего себя феодально-крепостного строя и возникновение новых, в то время прогрессивных, - капиталистических отношений. Крепостное право и самодержавие было тормозом развития страны. Самодержавно-крепостной строй сковывал производительные силы страны, тормозил их дальнейшее развитие. Основного производителя жизненных благ – крепостного крестьянина - помещик мог купить, продать, проиграть в карты и др. Все было подчинено интересам дворянского сословия, на страже интересов которого стояло самодержавие. Разложение крепостного хозяйства под влиянием развития капиталистических отношений явилось той почвой, на которой росло и развивалось стихийное крестьянское движение против крепостного права. Стремясь получить больше хлеба-товара, помещик шел в наступление на крестьянскую землю, сокращая их наделы.
Одержав победу в войне благодаря народу, царское правительство не замедлило показать свое истинное лицо – угнетение народа стало ещё тяжелее. Помещики свирепствовали над крестьянами, и новые царские законы поддержали их власть. Крепостной гнет усилился и в армии. В 1815-1825 гг. Александр I проводил внутри- и внешнеполитический курс с помощью А.А. Аракчеева и создал в России военно-политический режим. По всей стране были созданы военные поселения – худшая форма военно-крепостного гнета. Солдаты-крестьяне должны были заниматься военным учением и одновременно обрабатывать землю, сами содержать себя, добывая трудом продукты питания.
Торговые и промышленные слои населения испытывали препятствия проявлению предпринимательской инициативы, а также подъему и расширению доходности фабрик и заводов (из-за отсутствия свободных рабочих рук, аракчеевщины во внутренней политике). Часть дворянства, стремившаяся к торговле и предпринимательству, также испытывало недовольство. Закоренелые крепостники-дворяне не чувствовали уверенности в незыблемости основ существующего порядка.
Мощным побудительным фактором стала Отечественная война 1812 г. и пребывание русской армии в Европе в 1813-1815 гг. Подавляющее большинство декабристов – это боевые офицеры русской армии, участники войны 1812 г., в течение двух лет могли наблюдать европейское общество, образ жизни и принципы, на которых оно зиждется. По возвращении домой они другими глазами увидели окружающую их действительность. Знакомство с европейской действительностью убедило передовую часть дворян в том, что крепостное состояние русского крестьянства необходимо изменить. Они видели, что победа в войне обеспечена прежде всего участием простого народа, страдающего от произвола крепостников –помещиков и не имеющего перспектив улучшения своего положения в условиях самодержавно-крепостнического государства. Влияние военных событий на убеждения декабристов М. Муравьев – Апостол выразил так: «Мы были детьми 1812 года. Жертвовать все, даже жизнью, для блага отечества было влечением сердца».
______________________________ _
1.Йосифова Б. Декабристы.- М: 1983.- С. 5
Таким образом, в атмосфере общего недовольства, критических высказываний в адрес правительства, а главное - в ожидании нарастающей катастрофы и возникло революционное движение в России, обозначившее
начало сознательной политической и организованной борьбы против крепостного права и самодержавия. Выразителями буржуазно-революционной идеологии стала передовая дворянская интеллигенция. За первыми дворянскими революционерами, начавшими свое выступление против царизма в декабре 1825 г. установилось наименование «декабристы».
Ведущая роль дворянства объясняется тем, что русская буржуазия в этот период не выступала еще активно в общественном движении. Буржуазию вполне устраивала экономическая политика царизма, направленная на развитие капитализма сверху. Кроме того, в среде буржуазии в тот период еще не сложилась собственная интеллигенция. Политическая дееспособность российской буржуазии намного отставала от её экономической мощи.
Основные свои идеи будущие декабристы черпали из произведений французских просветителей, показавших бесперспективность сохранения феодализма и абсолютизма. Произведения Вольтера, Руссо расширяли революционный кругозор будущих декабристов. Идеология дворянских революционеров складывалась и на отечественной почве. Свободолюбивые стихи Пушкина, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Горе от ума» Грибоедова и др., питали и углубляли передовые идеи в обществе.
Большое значение в переходе будущих декабристов к активной борьбе с самодержавием имели и международные события тех лет. Национально- освободительное и революционное движение, которое проявилось в ряде стран Южной и Западной Европы, возбуждало их сочувствие и укрепляло убеждение в том, что и Россия должна будет идти по этому пути.
Историческая действительность подсказывала декабристам способы борьбы, заставляла задуматься над революцией. Общую возбужденную атмосферу их воспитавшего прекрасно и точно охарактеризовал один из самых выдающихся декабристов – П.И. Пестель. Он писал: «Происшествия 1812, 1813, 1814, 1815 годов, равно как и предшествующих и последующих времен, показали столько престолов низверженных, столько других постановленных, столько царств уничтоженных, столько новых учрежденных, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных и столько опять изгнанных, столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобствами оные производить. К тому имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая не единого государства, даже Англии и Турции… Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать… Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах».
Вывод. Главная причина возникновения движения декабристов – понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны. Условия, в которых созрело первое русское революционное движение, были тесно связаны с тем общественным возбуждением, которое все более и более нарастало как в Западной Европе, так и в России после наполеоновских воин. Пребывание в странах, где не было крепостного права и где существовали конституционные учреждения и Россия с её отсталыми формами жизни –крепостным правом, самодержавным аракчеевским произволом, заставили задуматься будущих декабристов о судьбе своей родины. Высшей целью декабристов было превращение русских в передовую нацию с высокоразвитой национальной культурой.

____________________________
1.Нечкина М.В. Декабристы.- М: 1982.-С. 20
2. ПЕРВЫЕ ДЕКАБРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЦЕЛИ И ПРОГРАММЫ

Первому тайному обществу декабристов предшествовало несколько более ранних организаций. Все они послужили школой будущего движения, его непосредственной предпосылкой. После окончания Отечественной войны 1812 г. тайные организации существовали в форме офицерских товариществ, кружков молодых людей, связанных родственными и дружескими узами. В 1811-1812 гг. действовал кружок «Чока» из 7 человек, созданный Н.Н. Муравьевым. В 1814 г. в Петербурге А.Н. Муравьевым была образована «Священная артель». Известен также «Орден русских рыцарей», основанный М.Ф. Орловым и М.Д. Дмитриевым-Мамоновым. Эти организации фактически не предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались идеи и взгляды будущих руководителей движения.
Тайное общество декабристов родилось в 1816г. в Петербурге. Его первым названием было «Союз Спасения». Россию надо было спасать, она стояла на краю пропасти – так думали члены возникшего общества. Это была первая собственно декабристская организация. Его основателем стал полковник Гвардейского Генерального штаба А. Муравьев. В шестерку основателей союза вошли князь С. Трубецкой, братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Н. Муравьев и И. Якушкин. Позднее в общество вошли поручик кавалергардского полка П. Пестель, князь Е. Оболенский, И. Пущин. Всего в составе союза числилось 30 офицеров. Когда общество оформилось и разработало свой устав, оно получило название «Общества истинных и верных сынов Отечества». Само название говорило о желании отмежеваться от «патриотов» другого сорта – не истинных и не верных.
Первое время целью тайного общества было только освобождение крестьян от крепостной зависимости. Но очень скоро к этой цели присоединилась и вторая: борьба с самодержавием и абсолютизмом. На первом этапе она вылилась в требование конституционной монархии.
«Союз Спасения» это первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав – «Статут». Устав первого общества декабристов не дошел до нас: сами декабристы сожгли его, когда в 1818 г. преобразовали свое общество. Торжественное введение объясняло общую цель тайного общества – «подвизаться» на пользу общую всеми силами во имя блага Родины. Для этого надо было бороться за ликвидацию крепостного права и самодержавия: вместо самодержавия необходимо было ввести представительную форму правления в виде конституционной монархии. Члены нового тайного общества, считали, что необходимо «принудить» царское правительство согласиться на представительное правление. Удобнее это сделать в момент смены императоров на престоле. Члены общества обязались «не прежде принести присягу новому императору», как удостоверившись, что в России самодержавная власть будет ограничена народным представительством. Устав обязывал, насколько возможно, умножать число членов общества, добиваться того, чтобы члены тайного общества заняли важные посты в государстве – как по военной, так и по гражданской линии; вместе с тем устав обязывал членов общества бороться за отстранение иностранцев от влияния в государстве. К «статуту» были приложены тексты торжественных клятв по масонскому образцу.
Члены Союза требовали ликвидации военных поселений. Однако никто из них не ставил вопрос о ликвидации монархии как формы правления в России. Напротив, члены «Союза Спасения» были убежденными монархистами, верили, что царь, в конце концов, сумеет ввести конституцию в России. Ему в этом надо лишь помочь.
Ужасы народной революции пугали дворян-революционеров, поэтому, надо действовать для народа, но без народа, не через народ, думали они. Основные цели борьбы были, в общем, ясны: ликвидировать крепостное право и самодержавие, ввести конституцию, представительное правление. Но средства и способы добиться этого были туманны. Было решено требовать конституцию в момент смены императоров на престоле. Однако как обеспечить выполнение своих требований? Это оставалось неясным.
Вынашивались и мысли о цареубийстве (эта мысль возникла в 1817 г. после того как стало известно о жестоком подавлении правительственными войсками восстания новгородских военных поселян). Споры относительно идеи цареубийства, осознание крайней ограниченности сил привели в 1818 г. к самороспуску «Союза Спасения».
Отказ правительства от реформистских замыслов и переход к реакции во внешней и внутренней политике заставил декабристов изменить тактику. В 1818 г. преемственно с «Союзом Спасения» образовалось тайное общество под названием «Союз благоденствия», которое было более широким по составу. Это была строго централизованная организация с четкой структурой, которая предполагала безусловную дисциплину, полную конспиративность всех её членов. Её состав по –прежнему оставался преимущественно дворянским. Организаторами и руководителями стали А. Н.и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы – Апостолы, П.И. Пестель, И.Д. Якунин, М.С. Лунин и др. Для овладения общественным мнением «Союз благоденствия» должен был, по планам декабристов, создать целую сеть тайных и явных (легальных) организаций и руководить ими. Местные организации «Союза благоденствия» появились в Петербурге, Москве, Тамбове, Нижнем Новгороде. Было запроектировано создание повсюду литературных, научных, педагогических, хозяйственных обществ, женских организаций и кружков молодежи. Предполагалось издание журнала «Россиянин XIX века». Согласно новому уставу в тайное общество должны были приниматься не только дворяне, но и купцы, мещане, духовные лица и свободные крестьяне. Предполагалось в течение двадцати лет будет готовиться общественное мнение и примерно около 1840 г. произойдет революция.
Программа и устав союза назывались «Зеленая книга». Заговорщическая тактика и конспиративность руководителей вызвали разработку двух частей программы. Первая, связанная с легальными формами деятельности, была предназначена для всех членов общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введения конституционного правления и, главное, об осуществлении этих требований насильственными средствами, была известна особо посвященным. «Зеленая книга» предлагала членам заступаться за крепостного крестьянина пред помещиком, призывать последнего не торговать людьми, бороться за справедливость в судах и учреждениях, чтобы не было зла народу, содействовать развитию торговли, промышленности и сельского хозяйства.
Члены «Союза благоденствия» открыто протестовали против крепостного права, возмущались Аракчеевым, военными поселениями, защищали передовую науку своего времени, предавали позору жестоких помещиков, освобождали от неволи талантливых самоучек и т.д. В голодный 1820 г. «Союз благоденствия» оказал посильную помощь голодающим в Смоленской губернии и накормил тысячи людей. Это вызвало большое беспокойство у Александра I. Однако, члены союза по – прежнему не принимали революционных методов действий и полагались в основном на средства пропаганды, сочетание тайной организации с легальными действиями и пр.
«Союз благоденствия» числено быстро рос и имел к 1921 г. до 200 членов, и, кроме того, вокруг него имелись «побочные управы» , организации в той или иной степени идейно связанные с «Союзом». Таковы «Зеленая лампа», литературное общество, активным членом которого был и Пушкин А.С., «Вольное общество любителей русской словесности», «Общество для распространения ланкастерских училищ» и другие, существовавшие легально. Особенно стремились члены «Союза благоденствия» привлечь к себе молодежь, оторвать её от старого лагеря; они понимали, что надо противодействовать «староверству закоснелого дворянства» и иметь возможность воздействовать на «мнение молодежи».
Несмотря на определенный успех «Союза благоденствия» в нем начали нарастать противоречия между сторонниками умеренных и радикальных взглядов. Сторонники радикальных взглядов, выступая за решительные меры, ссылались на пример революций начала 1820-х гг. в странах Южной Европы, доказывали невозможность продолжения мирной пропаганды в условиях нарастания правительственной реакции. Кроме того, стало известно, что правительство готовится начать преследование движения. Все это побудило сторонников решительных мер объявить в 1821 г. о роспуске «Союза благоденствия» и создать на его основе две революционные организации – Северное и Южное общества. Принимая такой шаг, руководство общества намеревалось избавиться от предателей и шпионов, которое как оно не без оснований полагало, могли проникнуть в организацию.
Вывод. «Союз спасения» и «Союз благоденствия» были деятельными организациями и немало сделали за годы своей работы. Но все, что они сделали, в сущности, не приблизило их к цели. Основной задачей бала отмена крепостного права, ликвидация самодержавно-крепостного строя, введение законно-свободного представительного правления. Члены союзов не принимали революционных методов действий и полагались в основном на средства пропаганды. Важно отметить, что никто из членов обществ не ставил вопрос о ликвидации монархии как формы правления в России, все они были убежденными монархистами.

3. ЮЖНОЕ И СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО: ЦЕЛИ,
ПРОГРАММЫ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Новый период декабристского движения связан с созданием двух тайных обществ: Южного и Северного. Возникшая на базе Тульчинской управы «Союза благоденствия» тайная организация стала именоваться с 1821 г. Южным обществом, во главе которого стоял полковник П. Пестель. В 1822 г. возникло Северное общество с центром в Петербурге, во главе которого стояли Н.И. Муравьев, Е.Н. Оболенский, С.П. Трубецкой и другие члены «Союза спасения» и «Союза благоденствия», жившие в Петербурге.
На первых порах, программы действий у «южан» и «северян» были различными. Северное общество, так же как и южное, осознавали себя единой организацией и поддерживали друг с другом тесные контакты. К моменту образования Северного и Южного общества ведущим тактическим лозунгом декабристов стала идея «военной революции» - переворот силами армии без участия народных масс. Ряд факторов повлиял на выбор подобной тактики. Многих декабристов вдохновил пример испанской революции 1820 г., совершенной сравнительно быстро и организованно под руководством офицеров – членов тайных обществ, а также пример российских дворцовых переворотов XYIII в., в которых активное участие принимали гвардейские полки. Декабристы опасались перспективы повторения «пугачевщины», неизбежной при втягивании в политическую борьбу огромных масс озлобленного крепостным правом крестьянства.
Как уже было отмечено, на первых порах программы действий у «южан» и «северян» были различными. Южное общество, представленное радикально настроенным Пестелем, а также высланными на Юг бывшими офицерами Семеновского полка, стояло на более революционных, решительных позициях. Руководители Северного общества, напротив, исповедовали конституционные, умеренные взгляды.
Это нашло яркое отражение в программных документах обоих обществ.

3.1. Основные программные положения «Русской правды»

Большое значение в Южном обществе имела деятельность Пестеля. П.И. Пестель – яркая, талантливая во всех отношениях фигура среди декабристов. Широко образованный, с большим умом, он отличался непреклонной волей и выделялся как опытный организатор и сильный теоретик. Пестель по поручению организации изложил революционные идеи общества в своей «Русской правде», которая и стала её программой. Он годами трудился над проектом своей конституции. Конституционный проект Пестеля не только многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом проекта привлекались отдельные члены общества.
Пестель был сторонником диктатуры Временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. По мысли Пестеля после Временного революционного переворота власть должна перейти в руки временного революционного правительства и представлять собой беспощадную революционную диктатуру. С позиции диктатуры, централизма, репрессий по отношению к противникам мыслил Пестель будущее переустройство России. Диктатура, по его представлениям, должна была длиться 10-15 лет. В число мер, направленных на достижение будущего общего блага, справедливости, всеобщего равенства, он предусматривал цареубийство, истребление всей царской семьи, включая детей. Таким образом, Пестель решительно отвергал возможность сохранения в России монархии.
Основные программные положения «Русской правды» были: - ликвидация в стране монархии;- учреждение республики; - упразднение крепостничества и сословного строя; - превращение России а единое унитарное государство – без учета национальных особенностей её регионов; -равенство всех граждан России перед законом; - решение «еврейского вопроса». В России устанавливалась республика в следующей схеме государственных органов:
Верховный совет Народное вече
(из 120 членов – бояр, избираемых пожиз- (однопалатное)- высший законода-
ненно) - орган наблюдательный в отноше- тельный орган, избираемый на 5
нии Вече и Думы с точки зрения формаль- лет.
ной законности их действий Державная дума - высшая исполни-
тельная власть (из 5 членов)
Таким образом, законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной – «Державная дума». Ежегодно один из членов «Державной думы» становился президентом республики (занимающий этот пост в течении одного года). Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права. Избирательное право, согласно «Русской правде» предоставлялось всем гражданам России, достигшим 20-летнего возраста. В соответствии с идеями Пестеля в России должна была быть учреждена парламентская республика с президентской формой правления. Это был один из наиболее прогрессивных политических проектов государственного устройства того времени.
Пестель был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной центральной властью. Республика делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды – на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться собрание, которое выбирало своих депутатов в различные местные органы власти. Окружные наместные собрания выбирали представителей в высший законодательный орган власти – Народное вече.
Столицей Российской республики по «Русской правде» должен был стать Нижний Новгород.
Проект Пестеля провозглашал коренное уничтожение крепостного права. Он объявлял, что «крепостное право дело постыдное, противное человечеству», рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми». Пестель чрезвычайно высоко ценил личную свободу человека. «Личная свобода,- говорится в «Русской правде»,- есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священная обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания, и без неё нет ни спокойствия, ни благоденствия».
Освобождение крестьян без земли, т.е. предоставление им только личной свободы, Пестель считал неприемлемым. Пестель стоял за освобождение крестьян с землей. Его аграрный проект подробно разработан в «Русской правде». Вся обрабатываемая земля в каждой волости по проекту Пестеля должна делиться на две части: первая часть является общественной собственностью, вторая часть земли является частной собственностью. Земля из общественного фонда не подлежала продаже и залогу. Половина земельного фонда страны, по проекту Пестеля, оставалась в частной собственности. Она могла покупаться, продаваться и закладываться. Владение этой землей должно было обеспечить рентабельность и товарность хозяйства. Каждый гражданин будущей республики обязательно должен быть приписан к одной из волостей и имеет право в любое время безвозмездно получить причитающийся ему земельный надел и обрабатывать его.
Для осуществления своего аграрного проекта Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной её конфискации. Имело место отчуждение земли за вознаграждение, имело место и безвозмездное отчуждение, конфискация (если дворянское имение имело 10 тысяч десятин и более- то половина земли отбиралась у него без всякого возмездия; если же дворянское имение имело меньше 10 тысяч десятин – то тогда половина земли у него тоже отбиралась, но за неё давалось возмездие). Таким образом, помещичье землевладение все же частично сохранялось. Беспощадно сметая устои феодально-крепостнического общества, стремясь глубоко преобразовать государство на
______________________________ ___
1. Нечкина М.В. Декабристы.- М: 1982 .- с. 78

буржуазный лад, Пестель, тем не менее, не решался отстаивать лозунг передачи всей земли крестьянам. Такой путь аграрной реформы должен был
и т.д.................

Ранние декабристские организации возникают сразу после возвращения солдат из европейского похода. Возникают среди военных.

1814-1815 – Орден русских рыцарей. Основатель М. Орлов. Затем в него вошли Дм. Момонов, Тургеневы, Новиков, Денис Давыдов. Основная программа «Пункты преподаваемого в ордене учения» (политические и экономические преобразования):

Замена абсолютной монархии представительным конституционным управлением. Парламент – Сенат: палата пэров (люди назначались за заслуги перед отечеством, 200 чел), нижняя палата – 400 чел дворянство, 400 чел представители разных сословий. Функции сената: внешняя политика, налоги, бюджет, обсуждение и принятие законов, назначение на высшие государственные должности. Функция монарха чисто представительская. Ликвидация крепостного права. Нет вопроса, как освободить крестьян (с землей или без), с гражданскими правами или нет. Этого нет в уставе. Далее отмена сословий, улучшение военной службы (но не говорится об отмене рекрутской повинности). Развитие внутренней и внешней торговли – протекционизм. Продавать товары с помощью армии и флота. Активная экспансия в Европу: Россия присоединит Венгрию, Сербию, Турцию, Норвегию, Гренландию, доходим до Индийского океана. Это и есть имперское сознание дворянина Орлова. Это не утопия.

Механизмы осуществления программы. «Чтобы добиться целей, крови своей не жалеть». Вооруженный переворот. Строится на подобии масонских лож.

1815 – Священная артель. Среди офицеров генерального штаба. Основатели Н. и С. Муравьевы. В нее входили лицеисты (Пушкин, Пущин, Вольховский) + М. Муравьев. Конкретной программы не было. Это были просто собрания близких по духу людей. Антикрепостничество, антисамодержавие, свобода. Собрания проводили под удары колокола – символа новгородской вольности. Идеал – республика. Есть политические идеалы, но нет механизмов их достижения.

1815 – Семеновская артель. Создана офицерами Семеновского полка. Глава И. С. Пушкин, Муравьев-Апостол. Обсуждались вопросы политики, государственного устройства России. Опять не было программы.

Первые декабристские организации не имели четкой политической цели, средств для ее осуществления. Были легальными.

1816 – Союз спасения. Все члены Священной и Семеновской артели. Почему союз спасения, потому что спасать человечество. Создатель Муравьев. Пестель, Лунин – ядро.

Пестелю было поручено написать устав (цели, задачи, организация). Цель: подвизаться на пользу Отечеству всеми силами, замена монархии конституционным управлением, отмена крепостного права. Организация копировала устройство масонских лож. Структура:

«Боляре» (могли принимать новых членов, посвящены в цели и задачи)

«Мужи» (тоже)

«Братья» (рядовые члены, не знали целей, должны были только беспрекословно выполнять задания).

Сначала структура была неопределенной, т.к. была надежда на реформы – умеренное крыло.

Радикальное крыло – надо совершить государственный переворот, реформ ждать нельзя, надо провести их снизу.

1818 – съезд членов союза спасения в Москве, где находится император А1. Обсуждался вопрос о государственном перевороте. Идея цареубийства – Якушкин => надо сформировать армию смертников.

Причина кризиса СС: разногласия между умеренным и радикальным крылом + недовольство братьев неосведомленностью => 1818 – роспуск СС.

1818 – Союз благоденствия. Все члены СС. Отличается по устройству: полулегальная организация. Ядро – тайная организация (Коренная управа в Петербурге, ее члены определяют всю деятельность СБ). ей подчинялись все управы (в Москве, Полтаве, Тульчине). Т.о., территория охвата шире +масса легальных обществ, литературных обществ (Зеленая лампа, Арзамас, Общество Ланкастерского обучения, военное общество и т.д.). (Пушкин, Державин, И. Н. Тургенев).

Главная задача на этом этапе: подготовка общества к грядущим переменам. Для этого нужны были легальные общества, которые через свои сочинения влияли бы н умы.

4 отрасли (направления) общественно-просветительской деятельности декабристов:

1) хозяйственная (экономическая) – пропаганда новых видов организации хозяйства. Крепостное хозяйство неэффективно. Лучше труд наемных рабочих (И. С. Тургенев «Опыт ведения налогов»).

2) просветительская – надо повысить грамотность народа. Метод Ланкастерского обучения (англ. Ланкастер: каждый грамотный человек должен просветить, обучить грамоте неграмотного, который, обучившись, передает свои знания другому). В. Ф. Раевский.

3) филантропическая – сформировать новые отношения между дворянством и крепостными крестьянами. Крестьяне такие же люди, должны иметь такие же права, это личности, а не говорящие орудия. Глинка копил деньги, чтобы выкупить поэта Сибирякова у помещика.

4) правосудие – декабристы считали наш суд несправедливым, покупным, несовершенным. Басманный суд. Надо разоблачать весь произвол судей, показывать своим личным примером, что могут быть другие суды. Пущин захотел пойти в квартальные надзиратели (участковый – низшая ступень чиновничества, где больше всего творилось произвола).

Памятка Глинки членам СБ:

Член СБ должен порицать Аракчеева, леность помещиков.

Член СБ должен хвалить мягкую цензуру, помощь бедным, открытость судов и т.д.

Программа была открыта для общества. => дореволюционные историки: СБ – не декабристская организация, а один из многочисленных кружков мечтателей.

На этом этапе остается надежда на мирное проведение реформ.

Однако вместо смягчения крепостного права происходит его ужесточение – увеличивается в 2 раза оброк, аракчеевщина (С 1822), барщина-месячина + революции в Европе (Испании) => реформы сверху вызовут сопротивление помещиков, нужна опора на армию, чтобы его сломить. Пример: испанская революция.

Янв 1820 – собрание декабристов на квартире Глинки. Вопрос о будущем устройстве: конституционная монархия или республика. До этого большинство декабристов склонялись к первому варианту. Но потом мнение изменилось. Помещики отпускают крестьян, вместо крестьян они получают конституцию, т.е. государственную власть => помещики могут участвовать в политической жизни государства. Но на личных примерах декабристы убедились, что крестьянам нужна не только свобода, но и земля, экономические гарантии + чартизм в Англии (там все свободны, но люди все равно выступают, одной свободы недостаточно, нужны социальные гарантии).

=>>>>> республика, военная революция, наделение крестьян землей.

=>>>>> создание революционных организаций => надо было отделиться от либералов.

С 1820 декабризм выбирается из либерального потока, становится революционно-демократическим движением.

1821 – Московский съезд. Открывает его Фонвизин. Роспуск СБ. Отсечение либерального крыла => создание Северного и Южного обществ.

12. Северное общество декабристов: история создания, видные деятели, программа.

Конституция Никиты Муравьева. Имела несколько редакций (1823, 1824, 1825). 13 глав.

Введение. Необходимость преобразований.

Глава 1. «О народе русском». Русский народ не может являться собственностью одного лица. Наоборот, он является источником власти.

Глава 2. «О политических правах». Политические права получали те, кто достиг 21 года и имел постоянное место жительства. Их нет у иностранцев, у русских, которые получили награды от иностранцев.

Глава 3. Все равны перед законом, отмена крепостного права, Табеля о рангах, сословий. Свобода предпринимательства, совести, слова и т.д. Земли остаются за помещиками. Крестьяне наделялись приусадебными участками. Программа безземельного освобождения крестьян. В 24 году Муравьев уже говорит о наделении крестьян 2 десятинами.

Глава 4. «О России». За федеративное устройство. 14 держав, которые имеют свои органы власти, конституцию. Границы по территориальному признаку – залог от сепаратизма. Столица – Нижний Новгород, переименовать во Славянск.

Глава 5. «О внутреннем устройстве». Конституционная монархия. Разделение властей. Законодательная власть – выборное Народное вече. Верхняя палата – Верховная дума, из представителей держав по 3 депутата (42 чел). Функции: законы, на высшие государственные должности, руководство военными силами. Нижняя палата – палата Народных представителей. 1 чел от 50 тыс. населения (450 чел). Функции: законы, бюджет.

Обе палаты избирались на 6 лет, каждые 2 года обновляются на 2 чел.

Первая палата могла вносить изменения в конституцию.

Монарх мог представлять свои законопроекты в Народное вече, имел право вето, мог распустить парламент. В первой редакции его функции: внешняя политика, глава вооруженных сил. Во второй редакции: монарх – орган представительной власти, власть наследственная, мог содержать императорский двор из государственного бюджета. Придворные лишены политических прав.

Более умеренная конституция.

13. Южное общество декабристов: история создания, видные деятели, программа.

Юшневский, Крюковы, Басармин. Тульчинскаая управа => Коренная управа (директория). Пестель, Н. Муравьев.

1822 – «Русская правда» Пестеля, представил ее на первом съезде ЮО. Затем присоединяется С. Муравьев-Апостол – Апоскаменье (столица ЮО).

1823 – Русская правда с поправками утверждена – программа ЮО. Создаются 2 новые управы: Каменская и Васильевская.

Затем объединенное совещание ЮО и СО. Задача: выработка общей программы. Связи с польским тайным обществом, на Кавказе, общество объединенных славян (просветительское, цель: объединить всех славян, в т.ч. и за пределами России, создание славянской республики – вошли затем 1825 в ЮО).

Русская правда – главный источник для изучения идеологии ЮО.

Влияние лекций Германа. Имела 3 редакции: 2 ред – 1822, 3 ред – 1825 («Государственный забег»).

Структура: введение, 10 глав. 5 глав дошли полностью, 5 глав дошли во фрагментах.

Введение. Теоретическое обоснование необходимости преобразований. Размышления о том, что такое государство (влияние Руссо). Теория общественного договора. Народный суверенитет – источник всякой власти. Принцип благоудобства большинства: государство должно вести свою политику для народа, отражать их интересы. Поскольку в современном государстве власть принадлежит одному человеку, то современное государство является «зловластием». Самодержавная власть нелегитимна => народ имеет право на ее свержение.

Глава 1. «О земельном пространстве и административных границах». Будущее административное деление должно строится на существующем + присоединение Северо-Восточного Казахстана, Монголии, части Молдавии, Китая. Вся территория России разделена на 10 уделов и 3 области. Уделы => губернии => уезды => волости. Отношения между территориями и центром. Идеи федерализма – территории должны подчиняться сильному центру – унитарное государство. Опять принцип благоудобства большинства.

Глава 2. «О народах, Россию населяющих». Вопрос об устройстве нации. Группы:

Русские (украинцы, белорусы, русские)

Племена, к России присоединённые (тюрко-язычные, финно-угорские и т.д.)

Первые 2 группы обладали всеми гражданскими и политическими правами.

Иностранцы – живут компактными этническими группами, сохраняют свою культуру. Лишены политических прав, но имеют права гражданские. Но те иностранцы, которые приняли христианство, свободно говорят на русском, переняли русскую культуру – уже русские. Здесь Пестель объединил 2 права: право государства (сохранение целостности государства) и право народности (право народа на самоопределение). Приоритет отдается первому праву. «Пусть перестанут мечтать о независимости и сольются с русским народом в единый народ» - в политическом отношении. Но Пестель не сторонник русификации.

Противник колониальной политики Англии и Франции, результат которой ущемление гражданских прав покоренных народов.

Опять принцип благоудобства большинства.

Пестель не выделяет особо русский народ, сила ему дана не для подавления других народов. Миссия русского народа – взять ответственность на себя за заботу о малых народах. Эта ответственность должна быть обоюдна. Малые народы должны подчиниться законам и правилам, существующим в государстве. Немирные нарды надо депортировать во внутренние губернии насильственно.

Еврейский вопрос. появляется на рубеже 18-19 веков, когда в состав России вошли Польские земли, которые отличались антисемитизмом. Евреи, переселившись в новые русские земли, взяли в свои руки весь капитал в ущерб русскому населению. Против евреев надо применить санкции – выселить их в Южную Азию.

Пестель провозглашает принцип равенства всех наций перед законом.

Глава 3. «О сословиях в России». О крепостном праве. «Рабство в России должно быть уничтожено, а дворянство должно отказаться от права владеть другими людьми». Об отмене вообще сословий, Табеля о рангах. Единственное сословие – сословие граждан российских. Все равны.

Глава 4. «О народе в политическом отношении». Разделение властей. Высший орган законодательной власти – народное вече. Это выборный орган. Его функции: обсуждение и принятие законов, бюджета, налогов, назначение на высшие государственные должности. Это однопалатный орган. Избирается на 5 лет. Каждый год обновляется на 1/5 часть состава. Избирательное право получают все граждане 20 лет, независимо от имущественного, национального, образовательного ценза, кроме иностранцев и женщин. Из состава Народного вече избирается Державная дума – исполнительная власть. Состоит из 5 чел. Каждый год обновляется на 1 человека. Президент ДД – человек, который последний год заседает в ДД. Ей подчиняется правительство (бюрократия). Верховный Собор – орган блюстительной власти + конституционный надзор (законы должны соответствовать конституции). Избирается из Народного вече в составе 120 чел пожизненно – обеспечивает независимость от других ветвей власти. Одна из главных функций: назначение главнокомандующего.

Плебисцит – единственная возможность внесения изменений в конституцию.

Глава 5. «О народе в гражданском отношении». О гражданских правах. Гарантии гражданских прав крестьян – земля. Пытался примирить право частной собственности (признает его) и общественной собственности. Собственность – то, что создается трудом человека. А земля дана человеку Богом, человек ее не создавал => все люди имеют право на землю. Так считали крестьяне. 2 принципа: земля должна быть стимулом экономической жизни, государство должно обеспечивать граждан землей.

Вся земля должна быть поделена на 2 части: частную собственность и общественную собственность (земли, которые раньше принадлежали государству; удельные земли – земли царской семьи; кабинетские земли, помещичьи). Помещичьи земли делились:

Земли тех помещиков, у которых их свыше 10 тыс. десятин. Эти дворяне должны отдать в государственный фонд половину земли безвозмездно.

10-5 тыс. десятин. С денежной или земельной компенсацией. Это земли среднего дворянства.

5 и меньше тыс. десятин. Полная компенсация. Это мелкопоместные дворяне.

Дворянство не могло смириться этим => пункт о введении на время преобразований (10 лет) диктатуры Временного правительства + опыт испанской контрреволюции. Тот же принцип благоудобства большинства.

Пестель – сторонник протекционной политики. Это противоречит принципу свободной торговли.