История лота. Почему праведник Лот предлагал своих дочерей на поругание толпе развратников? Лот выводится Ангелами из Содома и спасается бегством в Сигор

Спрашивает володя
Отвечает Александра Ланц, 01.05.2011


Вопрос : "почему такой набожный человек как Лот, пил не один день, да так, что умудрился с собственными дочерьми переспать? ведь по сути всего писания, не мог такой уже окрепший в вере человек, такое себе позволить!"

Здравствовать вам в правде Божией, Володя!

История Лота несёт в себе очень много уроков, но в связи с вашим вопросом, мы остановимся только на двух.

Один их этих уроков в том, что праведный верою жив будет, а не делами своей праведности. Праведник – это не тот, кто делает всё абсолютно правильно, а тот, кто верит Богу и ходит с Богом по мере открытого ему света. Бог спасает человека не за дела праведности, которые тот совершает во славу Божию, а за ВЕРУ в Его слово.

Среди разращённых жителей Содома и Гоморры Лот был единственным человеком, который ещё как-то помнил об Истинном Боге, а потому его действия, ставшие продолжением его веры, оказались правильными.

Лот был единственным в городе человеком, кто позвал странников в свой дом, тем самым позвав в свой дом спасение.

Лот был единственным из всех его родственников, кто поверил Слову Бога и поэтому оказался спасённым.

Видите? Лот оказался спасённым не потому, что он был абсолютным праведником, а потому, что поверил Слову Бога, которое в его случае звучало так: «кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его» (). Не за дела праведности Лот был выведен из предназначенного для разрушения города, а по вере его Слову Бога.

Вот именно из-за его веры Писание называет Лота праведником. Кстати, обратите внимание на то, что после того, как Писание назвало праведником Авраама, он падал несколько раз, перечитайте историю Давида, и вы обязательно увидите, что этот праведник Божий тоже не раз падал, да и не только они... Конечно, это не означает, что Бог одобрял их падения, их неправедные мысли и неправильное поведение, Бог никогда не одобрит грех. Однако, Бог любит человека и, зная его слабую гадкую природу, спасает человека не по делам его(её) праведности, а просто потому, что человек верит Его слову и желает исполнения Его слова в своей жизни.

Другой урок, который мы видим в истории Лота, заключается в том, чтобы мы не обманывались: худые сообщества, действительно, развращают добрые нравы (). Когда Лот отделился от Аврама, чтобы жить в плодородной и прекрасной земле, он не обратил особого внимания на то, что люди, среди которых ему придётся жить, были очень и очень склонны ко злу.

«Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она... вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. ...Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом » ().

Будучи человеком, который знал Истинного Бога через своего дядю Аврама, Лот всё же решил, что сможет сохранить это знание, живя среди нечистоты и разврата. Однако он ошибся, и хотя в своей верящей Богу душе, он всё время мучился от того, что творилось в Содоме и Гоморре, он умудрился так прилепиться сердцем к внешнему комфорту той жизни, что успел прилепиться и ко многим грехам этого «комфорта». Лот как раз не был «окрепшим в вере человеком», как вы говорите о нём. Он был человеком, теряющим свою веру... и если бы ни странники, которые буквально взяли его за руку () и вывели их города, Лот погиб бы так же, как и остальные жители тех городов. Из Своей милости, Господь пришёл с наказанием для до основания развратившихся городов раньше, чем последние лучи веры (праведности) Лота были поглощены тьмой мирского комфорта. Задержись Господь на некоторое время, и Лот уже полностью ассимилировался бы в той среде, к которой прилепился... и уже некого было бы спасать. Вот почему предупреждение верующим последнего времени звучит так серьёзно:

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому ; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ().

«И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее ; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» ().

Да, сознание Лота и его дочерей было извращено. Вышедшие из-под физического разрушения, которое обрушилось на Содом и Гоморру, они вышли с отвратительным наследием, которое не преминуло проявить себя. Лот не смог отказать себе в радости алкогольного опьянения, а его дочери не смогли отказать себе в желании во что бы то ни стало оказаться матерями. Жизнь среди разврата и беззакония никогда не способствует возрастанию праведности.

Печальная история? Да. Печальна она ещё и тем, что родившиеся от этого противоестественного союза дети стали отцами народов, которые постоянно сопротивлялись Богу и Его спасительной воле. Библия потому и достойна доверия, что не скрывает от нас правду о том, каковы мы все на самом деле, о том, как страшно падка наша природа на зло, как легко прилепляется к нему и как трудно человеку, который верит в Единого Истинного Бога, отлепиться от зла и начать ходить путями добра. Поэтому давайте изучать уроки из жизни наших праотцов, чтобы не повторять их в своих жизнях.

С уважением,
Саша.

Когда Лот поселился в Содоме, он намеревался решительно оградить себя от беззакония и заповедать сие дому своему после себя. Но он жестоко ошибся. Развращенное окружение оказало пагубное воздействие на его собственную веру, а общение его детей с жителями Содома привело к появлению общих интересов. Последствия же всего этого нам известны.

Многие и поныне совершают подобную ошибку. При выборе места жительства они учитывают скорее временные преимущества, нежели ту нравственную и общественную атмосферу, в которой им придется жить. Они избирают прекрасное плодородное место или же уезжают в какой-либо процветающий город в надежде разбогатеть; но искушения окружают их детей, которые, как это часто бывает, заводят такие знакомства, которые самым неблагоприятным o6pазом отражаются на развитии религиозных чувств и формировании характера.

Атмосфера разнузданной безнравственности неверия, равнодушия к религиозным вопросам сводит на нет влияние родителей. Перед глазами юношества всегда стоит пример бунта против родительского и Божественного авторитета. Многие вступают в интимные отношения с нечестивыми и, следовательно, связывают свою судьбу с врагами Божьими.

Бог желает, чтобы, выбирая место жительства, мы прежде всего учитывали нравственное и религиозное влияние, какое будет испытывать наша семья. Мы можем попасть в критическое положение, ибо многие не могут иметь то окружение, которого хотелось бы, но, если призывает нас долг, то Бог поможет нам остаться незапятнанными, если только мы будем бодрствовать и молиться, полагаясь на благодать Христа. Но без необходимости мы не должны подвергать себя такому влиянию, которое неблагоприятным образом может сказаться на развитии нашего христианского характера.

Если мы добровольно находимся в обществе безбожников, тогда мы огорчаем Бога и изгоняем святых ангелов из наших домов. Те, кто обеспечивает своим детям земное богатство и мирской почет ценой вечных интересов, осознают впоследствии, что эти приобретения обернулись ужасной потерей. Подобно Лоту, многие увидят своих детей погибшими, а себя едва спасенными. Труды всей их жизни потеряны, их жизнь - печальная неудача. Если бы они поступили воистину благоразумно, то хотя их дети имели бы и меньше земных благ, зато была бы уверенность в бессмертном наследии.

Наследия, обещанного Богом Своему народу, на этой земле не существует. Авраам не имел богатства в мире сем: «И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги» (). Он обладал огромным состоянием, но употребил его во славу Божью и во благо своих соотечественников. Но он не считал эту землю своей родиной. ( , глава 14)


Читайте еще по теме "Толкование Писания":

По-сле сме-ше-ния Бо-гом язы-ков в Ва-ви-лоне лю-ди, раз-де-лив-шись на мно-гие на-ро-ды, за-бы-ли ис-тин-но-го Бо-га и ста-ли по-кло-нять-ся идо-лам. То-гда Гос-подь по-ве-лел Ав-ра-му: «Вый-ди из зем-ли тво-ей. Я про-из-ве-ду из те-бя ве-ли-кий на-род, бла-го-слов-лю те-бя и воз-ве-ли-чу имя твое». С ве-рою и по-кор-но-стью при-няв по-ве-ле-ние Бо-жие, Ав-рам вы-шел из Ура Хал-дей-ско-го и со сво-ей же-ной Са-рой и пле-мян-ни-ком Ло-том по-се-лил-ся в зем-ле Ха-на-ан-ской. Вско-ре Лот от-де-лил-ся от Ав-ра-ма, но го-род, где он по-се-лил-ся, был за-хва-чен вра-га-ми, и Лот по-пал в плен. Ав-рам во-ору-жил сво-их ра-бов, раз-бил непри-я-те-лей и осво-бо-дил Ло-та. Ко-гда Ав-рам воз-вра-щал-ся с по-бе-дой, на-встре-чу ему вы-шли ца-ри. Мел-хи-се-дек, царь Са-лим-ский, свя-щен-ник Бо-га Все-выш-ня-го, вы-нес хлеб и ви-но и бла-го-сло-вил Ав-ра-ма. Сам Гос-подь был с Ав-ра-мом и за-клю-чил с ним за-вет, ска-зав: «По-смот-ри на небо и со-чти звез-ды, ес-ли толь-ко мо-жешь, столь-ко у те-бя бу-дет по-том-ков». (Под по-том-ка-ми его под-ра-зу-ме-ва-ет-ся Цер-ковь Гос-под-ня). Ко-гда Ав-ра-му ис-пол-ни-лось 99 лет, Гос-подь явил-ся ему и ска-зал: «Я — Бог Все-мо-гу-щий; хо-ди пред Ли-цем Мо-им и будь непо-ро-чен: и Я по-став-лю за-вет Мой с то-бою и дам те-бе мно-го-чис-лен-ное потом-ство. Те-перь ты не бу-дешь на-зы-вать-ся Ав-ра-мом, но да бу-де те-бе имя Ав-ра-ам; ибо Я сде-лаю те-бя от-цом мно-же-ства на-ро-дов. (Имя Ав-ра-ам озна-ча-ет «отец мно-же-ства»). Жене же тво-ей да бу-дет имя Сар-ра. И ро-дит те-бе сы-на, и имя ему бу-де Иса-ак».

У дуб-ра-вы Ма-м-ре, где по-се-лил-ся Ав-ра-ам, ему явил-ся Гос-подь под ви-дом трех стран-ни-ков (про-об-раз Пре-свя-той Тро-и-цы). При-няв с по-че-стя-ми и щед-ро уго-стив го-стей, Ав-ра-ам об-рел бла-го-во-ле-ние Бо-жие. Один из го-стей ска-зал: «На сле-ду-ю-щий год, ко-гда я опять в это вре-мя бу-ду у те-бя, у же-ны тво-ей бу-дет сын». Бы-ло от-кры-то Ав-ра-аму и о на-ме-ре-нии Гос-по-да по-гу-бить жи-те-лей го-ро-дов Со-до-ма и Го-мор-ры, по-гряз-ших в гре-хе. Ав-ра-ам ис-про-сил из-бав-ле-ния от ка-ры сво-е-го пле-мян-ни-ка Ло-та, ко-то-рый жил пра-вед-ной жиз-нью в Со-до-ме. В дом Ло-та при-шли два Ан-ге-ла в ви-де стран-ни-ков. Со-дом-ляне ста-ли тре-бо-вать вы-да-чи их. То-гда Ан-ге-лы по-ра-зи-ли со-дом-лян сле-по-той, а Ло-ту и его род-ствен-ни-кам по-ве-ле-ли ухо-дить из го-ро-да в го-ры. «Спа-сай ду-шу свою и не огля-ды-вай-ся на-зад», — ска-за-ли они. По-сле их ухо-да Со-дом и Го-мор-ра бы-ли по-ра-же-ны нис-пав-шим с неба ог-нем с се-рой, и вся стра-на та об-ра-ти-лась в со-ле-ное озе-ро (ныне Мерт-вое мо-ре). Же-на Ло-та не ис-пол-ни-ла по-ве-ле-ния Ан-ге-ла. Обер-нув-шись на-зад, она пре-вра-ти-лась в со-ля-ной столб.

Ко-гда Ав-ра-аму ис-пол-ни-лось сто лет, Сар-ра ро-ди-ла ему сы-на Иса-а-ка. То-гда Ав-ра-ам по-ве-лел сво-ей слу-жан-ке Агарь, от ко-то-рой у него был сын Ис-ма-ил, по-ки-нуть дом. Лю-бя Ав-ра-ама, Гос-подь про-из-вел от Ис-ма-и-ла мно-го-чис-лен-ные ара-вий-ские на-ро-ды. И вот по-сле мно-гих лет жиз-ни Гос-подь по-сы-ла-ет Ав-ра-аму по-след-нее ис-пы-та-ние, пре-вос-хо-дя-щее си-лы обык-но-вен-но-го че-ло-ве-ка. Ис-пы-ты-вая ве-ру Ав-ра-ама, Бог воз-звал к нему: «Возь-ми сы-на тво-е-го един-ствен-но-го, ко-то-ро-го ты лю-бишь, Иса-а-ка, пой-ди в зем-лю Мо-риа и там при-не-си его во все-со-жже-ние на од-ной из гор, ко-то-рую Я те-бе ука-жу». Несмот-ря на ве-ли-кую скорбь, Ав-ра-ам по-ви-но-вал-ся во-ле Гос-под-ней. При-шед с сы-ном на го-ру Мо-риа (в цен-тре ны-неш-не-го Иеру-са-ли-ма), он раз-ло-жил ко-стер. И ска-зал Иса-ак Ав-ра-аму: «Отец мой! Вот огнь и дро-ва, где же аг-нец для все-со-жже-ния?» Ав-ра-ам от-ве-чал: «Бог усмот-рит Се-бе агн-ца, сын мой». Свя-зав Иса-а-ка, Ав-ра-ам по-ло-жил его на жерт-вен-ник и, взяв нож, про-стер свою ру-ку, чтобы за-ко-лоть его. Но в этот мо-мент он услы-шал глас Бо-жий: «Ав-ра-ам! Не под-ни-май ру-ки сво-ей на от-ро-ка, ибо те-перь Я знаю, что ты бо-ишь-ся Бо-га и не по-жа-лел сы-на тво-е-го един-ствен-но-го для Ме-ня». Ав-ра-ам раз-вя-зал Иса-а-ка и, уви-дев ов-на, за-пу-тав-ше-ю-ся в ку-стах, при-нес его во все-со-жже-ние. И ска-зал Гос-подь: «Мною кля-нусь, что так как ты сде-лал сие де-ло и не по-жа-лел сы-на тво-е-го един-ствен-но-го для Ме-ня, то Я бла-го-слов-лю те-бя, и бла-го-сло-вят-ся в се-ме-ни тво-ем все на-ро-ды зем-ли за то, что ты по-слу-шал-ся гла-са Мо-е-го».

Спу-стя несколь-ко лет скон-ча-лась Сар-ра, и Ав-ра-ам всту-пил в но-вое су-пру-же-ство с Хет-ту-рою, от ко-то-рой имел еще ше-сте-рых сы-но-вей. Про-жив сто семь-де-сят пять лет, Ав-ра-ам мир-но пре-дал дух свой Гос-по-ду Бо-гу. От него, как ро-до-на-чаль-ни-ка на-ро-да Иудей-ско-го, про-изо-шел по пло-ти Сам Хри-стос, и все ис-тин-но ве-ру-ю-щие во Хри-ста на-зы-ва-ют-ся сы-на-ми Ав-ра-ама.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Когда Лот сидел у ворот Содома, к нему пришли два ангела, желавшие проверить, действительно ли в Содоме творится то, что о нём говорят. Лот приглашал ангелов к себе в дом, но они сказали, что будут спать на улице. Лот их сильно упрашивал и наконец упросил. Он сделал им угощение и испёк пресные хлебы. Однако не успели они ещё лечь спать, как жители всего города пришли к его дому с требованием вывести к ним гостей, чтобы содомляне «познали их». Лот вышел к содомлянам с отказом, предложив взамен двух своих девственных дочерей, чтобы те делали с ними, что им вздумается.

Жителям города это не понравилось и они стали проявлять агрессию по отношению к самому Лоту. Тогда ангелы ослепили содомлян, а Лоту и его родне велели покинуть город, поскольку он будет разрушен. Зятьям, которые брали за себя дочерей Лота, показалось, что это шутка, и из Содома вышел только Лот, его жена и две дочери. Ангелы велели бежать на гору, нигде не останавливаясь и не оборачиваясь, чтобы спасти душу. Но Лот заявил, что на горе спастись не сможет и укроется в городе Сигор, на что Бог согласился и оставил Сигор целым. По дороге прочь жена Лота нарушила указания и обернулась, в результате чего превратилась в соляной столб .

Выйдя из Сигора, Лот поселился в пещере под горой вместе со своими дочерьми. Дочери, оставшиеся без мужей, решили напоить своего отца и переспать с ним , чтобы родить от него потомков и восстановить своё племя. Сначала так поступила старшая, на следующий день - младшая; обе забеременели от своего отца. Старшая родила Моава, предка моавитян , а младшая - Бен-Амми , предка аммонитян .

В изобразительном искусстве

Сюжет «Лот и его дочери» был популярен в живописи Возрождения и барокко .

В кино

  • «Содом и Гоморра» - австрийский фильм режиссёра Михаэля Кёртица, снятый в 1922 году .
  • «Лот в Содоме » - экспериментальный звуковой фильм Джеймса Сибли Уотсона , снятый в 1933 году . Кадры из фильма «Лот в Содоме» также использованы в экспериментальной картине Барбары Хаммер «Нитратный Поцелуи», снятой в 1992 году .
  • «Содом и Гоморра» - фильм режиссёра Роберта Олдрича, который изображает уничтожение двух городов в наказние их упадка и человеческой жестокости. Фильм вышел на экраны в 1963 году .
  • «Древний Апокалипсис: Содом И Гоморра» (англ. Ancient Apocalypse: Sodom and Gomorrah ) - документальный фильм , снятый BBC в 2001 году .
  • «Разгаданные тайны Библии. Содом и Гоморра» (англ. Biblical Mysteries Explained. Sodom and Gomorrah ) - документальный фильм, снятый Discovery в 2009 году .

См. также

Напишите отзыв о статье "Лот (Библия)"

Примечания

Литература

  • Лопухин А. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Calmet . «Dictionnaire historique et critique de la Bible» ().

Отрывок, характеризующий Лот (Библия)

В разных углах Москвы только бессмысленно еще шевелились люди, соблюдая старые привычки и не понимая того, что они делали.
Когда Наполеону с должной осторожностью было объявлено, что Москва пуста, он сердито взглянул на доносившего об этом и, отвернувшись, продолжал ходить молча.
– Подать экипаж, – сказал он. Он сел в карету рядом с дежурным адъютантом и поехал в предместье.
– «Moscou deserte. Quel evenemeDt invraisemblable!» [«Москва пуста. Какое невероятное событие!»] – говорил он сам с собой.
Он не поехал в город, а остановился на постоялом дворе Дорогомиловского предместья.
Le coup de theatre avait rate. [Не удалась развязка театрального представления.]

Русские войска проходили через Москву с двух часов ночи и до двух часов дня и увлекали за собой последних уезжавших жителей и раненых.
Самая большая давка во время движения войск происходила на мостах Каменном, Москворецком и Яузском.
В то время как, раздвоившись вокруг Кремля, войска сперлись на Москворецком и Каменном мостах, огромное число солдат, пользуясь остановкой и теснотой, возвращались назад от мостов и украдчиво и молчаливо прошныривали мимо Василия Блаженного и под Боровицкие ворота назад в гору, к Красной площади, на которой по какому то чутью они чувствовали, что можно брать без труда чужое. Такая же толпа людей, как на дешевых товарах, наполняла Гостиный двор во всех его ходах и переходах. Но не было ласково приторных, заманивающих голосов гостинодворцев, не было разносчиков и пестрой женской толпы покупателей – одни были мундиры и шинели солдат без ружей, молчаливо с ношами выходивших и без ноши входивших в ряды. Купцы и сидельцы (их было мало), как потерянные, ходили между солдатами, отпирали и запирали свои лавки и сами с молодцами куда то выносили свои товары. На площади у Гостиного двора стояли барабанщики и били сбор. Но звук барабана заставлял солдат грабителей не, как прежде, сбегаться на зов, а, напротив, заставлял их отбегать дальше от барабана. Между солдатами, по лавкам и проходам, виднелись люди в серых кафтанах и с бритыми головами. Два офицера, один в шарфе по мундиру, на худой темно серой лошади, другой в шинели, пешком, стояли у угла Ильинки и о чем то говорили. Третий офицер подскакал к ним.
– Генерал приказал во что бы то ни стало сейчас выгнать всех. Что та, это ни на что не похоже! Половина людей разбежалась.
– Ты куда?.. Вы куда?.. – крикнул он на трех пехотных солдат, которые, без ружей, подобрав полы шинелей, проскользнули мимо него в ряды. – Стой, канальи!
– Да, вот извольте их собрать! – отвечал другой офицер. – Их не соберешь; надо идти скорее, чтобы последние не ушли, вот и всё!
– Как же идти? там стали, сперлися на мосту и не двигаются. Или цепь поставить, чтобы последние не разбежались?
– Да подите же туда! Гони ж их вон! – крикнул старший офицер.
Офицер в шарфе слез с лошади, кликнул барабанщика и вошел с ним вместе под арки. Несколько солдат бросилось бежать толпой. Купец, с красными прыщами по щекам около носа, с спокойно непоколебимым выражением расчета на сытом лице, поспешно и щеголевато, размахивая руками, подошел к офицеру.
– Ваше благородие, – сказал он, – сделайте милость, защитите. Нам не расчет пустяк какой ни на есть, мы с нашим удовольствием! Пожалуйте, сукна сейчас вынесу, для благородного человека хоть два куска, с нашим удовольствием! Потому мы чувствуем, а это что ж, один разбой! Пожалуйте! Караул, что ли, бы приставили, хоть запереть дали бы…
Несколько купцов столпилось около офицера.
– Э! попусту брехать то! – сказал один из них, худощавый, с строгим лицом. – Снявши голову, по волосам не плачут. Бери, что кому любо! – И он энергическим жестом махнул рукой и боком повернулся к офицеру.
– Тебе, Иван Сидорыч, хорошо говорить, – сердито заговорил первый купец. – Вы пожалуйте, ваше благородие.
– Что говорить! – крикнул худощавый. – У меня тут в трех лавках на сто тысяч товару. Разве убережешь, когда войско ушло. Эх, народ, божью власть не руками скласть!
– Пожалуйте, ваше благородие, – говорил первый купец, кланяясь. Офицер стоял в недоумении, и на лице его видна была нерешительность.

Один выбор, две совершенно разные истории. Дядя проявляет смирение перед племянником – неслыханное поведение для сурового ветхозаветного времени. Авраам, чтобы избежать разногласий, уступает Лоту лучшие земли. Название одного из городов, где Лот раскинул шатры, – Содом. Оно стало нарицательным. Содом был цветущим и богатым городом. Его жители ни в чем не нуждались. Авраам пошел в противоположную от Содома сторону. И стал великим в веках. Как эта история снова и снова повторяется в наши дни? К чему приводит беззаботная жизнь, духовная глухота и желание получить от жизни всё? Об актуальности и злободневности ветхозаветного эпизода из Книги Бытия рассуждает протоиерей Олег Стеняев .

«И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.

Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.

Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом».

(Быт. 13: 5–13)

Сказано, что земля была непоместительна для людей Авраама и для людей Лота. Их было очень много. Хозяйство Авраама и хозяйство Лота. Рабы Авраама и рабы Лота. Свидетельство того, что благословил Бог не только дом Авраама, но и дом Лота, который был тогда в единстве с домом Авраама. А позже, уже после того как отделился Лот от Авраама, оскудело хозяйство Лотово, и покидает он Содом и Гоморру только с малым семейством – с ним его жена и двое дочерей, и более никого.

Когда Лот выбирал для себя землю, в которой будет жить, Авраам дал ему право решать, куда идти, сказав: «Выбери, какую тебе. Ты пойдешь направо – я налево. Ты пойдешь налево – я направо». Так вот: Лот выбирал плотскими очами. Он увидел землю Содома и Гоморры. И, как сказано в Библии, для него она была словно сад Господень. Как рай! Он именно так оценил эти земли. Но вскоре, через некоторое время, рай превратился в ад. Такое происходит и сейчас.

Из друзей моих многие уехали кто в Америку, кто в Западную Европу. В первых письмах они писали: мы живем в раю, у нас всё есть. Но через какое-то время рай превращался в ад. И в письмах был крик: «Что делать? Здесь всё в кредит. И если я вовремя не выплачу его, у меня всё отберут. Даже воду из бассейна выкачают и заберут. Газон скатают и увезут…» И даже: «У меня могут отобрать детей».

Рай оказывается адом – если оценивать, что такое рай и что такое ад, исходя из чисто плотских критериев

Очень часто рай оказывается адом – если оценивать, что такое и что такое ад, исходя из чисто плотских критериев, мирского понимания. И человек должен быть осторожен в своих оценках окружающей реальности и действительности. Особенно в наше время. Потому что то, что нам кажется хорошим и благоприятным, может быть и не таким на самом деле. Может за ярким фасадом скрывать черную суть.

Да, Лот и его домашние не усвоили «привычек» жителей Содома и Гоморры, не творили их «подвигов». И спаслись, покинув Содом. Но спаслись ли? И действительно ли покинули Содом?

Содом уже жил в их сердцах. обернулась, чтобы позлорадствовать тому, что город гибнет, а она жива. За это Бог и наказал ее: она тоже погибла. И Лоту не удалось избежать участи Содома, как он думал. Потому что это Содом толкнул его дочерей на то, чтобы они, напоив отца вином, развратничая с ним, совершали грех кровосмешения.

Пребывание в Содоме не останется без последствий

Пребывание в Содоме не останется без последствий. Нельзя спокойно покинуть его и потом жить, считая, что всё в порядке. Вот ты думаешь, что – в Европу, в Америку, заработаешь там денег, вернешься в Россию и заживешь счастливо. Нет! Без потерь этого не произойдет. Обязательно будут какие-то потери, сложности – и прежде всего эти сложности ударят по нашим детям. И иногда очень больно. В одной знакомой мне семье, долго жившей в Америке, потом просто мучились с ребенком. Он говорил по-русски с акцентом, все жизненные интересы его поменялись. Повезли ребенка к старцу. И старец сказал: чадо это надо посылать на отчитку!

Давайте помнить библейские уроки.

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Здравствуйте, уважаемый рав Овадья Климовский! Мир Вам и Б-жьего водительства!!! Недавно я читал из Торы повествование о дочерях Лота, и конечно, появляется много вопросов. К примеру, поступок, который совершили с отцом, достоин не поощрения, а осуждения.

Удивителен комментарий мудрецов: «Сказал р. Хия бар Авин, сказал р. Иеhошуа бен Карха: “Пусть всегда поторопится человек исполнить заповедь. Так, например, из-за одной ночи, на которую старшая опередила младшую, потомство старшей (т.е. Рут) — удостоилось положить начало царскому роду на четыре поколения раньше младшей (Наамы — жены Шломо”».

Почему мудрецы не только не осуждают тут поступок дочерей Лота, но и засчитывают им это, как заповедь? И насколько я понимаю, то и мудрецы иногда не сходятся во мнениях, имеются существенные разногласия. А как быть немудрецам, которые должны прислушиваться к словам старших? Это ведь неверно. Ведь ДОЛЖНО БЫТЬ единое мерило, от чего отталкиваться!!! Иначе народ будет поступать так, как считает правильным. Как знать, какое мнение мудрецов верное, а какое нет? Заранее благодарен Вам за ответ.

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Евгений! Большое спасибо за Ваши добрые пожелания и интересный вопрос, который мы для удобства поделим на две части.

1. О дочерях Лота. Прежде всего, давайте определимся, с какой точки зрения мы собираемся рассматривать их поступок. Если с точки зрения релятивистской «общечеловеческой» морали, то вопроса вообще нет — разве они кому-нибудь навредили?

Но если смотреть с точки зрения Торы, то следует проверить два аспекта: что именно было сделано (при этом — выполнена какая-либо заповедь или нарушен какой-либо запрет) и — что всегда очень существенно, а в особенности в свете Вашего вопроса — какова мотивация поступка.

Итак, первое. Рабену Бехайей пишет, что в те времена не существовало запрета на отношения между дочерью и отцом. Поэтому формально дочери Лота ничего не нарушили. А намерения свои они объяснили ясно — обе считали, что кроме них с отцом никого на свете не осталось и поэтому на них лежит обязанность сохранить человеческий род.

Однако есть и другие высказывания мудрецов об этой истории, менее позитивные. Например, несколько сборников мидрашей, говоря о событиях в пустыне в конце пребывания там народа Израиля, приводят слова мудрецов о старшей дочери: «Она начала этот разврат» . (Этим мудрецы объясняют более строгое отношение Творца к Моаву, чем к Аммону). Кроме того, по преданию, причиной того, что вскоре после этого случая Авраам покинул эти места, уехав на юг, послужило желание удалиться от позора, который Лот с дочерьми навлекли на семью. Отсюда можно сделать вывод, что уже в те времена потомки Ноаха добровольно отказались от кровосмесительных связей, и поэтому поступок дочерей Лота не делал им чести среди народов.

Но здесь нужно пояснить, почему мудрецы называют это развратом, если девушки руководствовались альтруистическими соображениями, как упомянуто в приведенной Вами гмаре. Возможно, в данном случае никакого спора между мудрецами нет. Дело в том, что намерения наши при совершении различных поступков далеко не всегда однозначны. О каких-то мотивах зачастую мы и сами не догадываемся. Возможно, о чем-то подобном идет речь и в нашей истории: безусловно, основным намерением дочерей Лота было спасение мира. Иначе никак нельзя было бы ставить их поступок кому-либо в пример. Но мудрецы раскрыли нам и более глубокие пласты сознания дочерей Лота — они заодно собирались получить удовольствие от содеянного, а это уже неправильно, ведь в обычной ситуации такие отношение недопустимы. Поэтому старшая дочь, которая и не пыталась «отстроиться» от запретного удовольствия, заслужила в других мидрашах столь нелестный отзыв.

2. Теперь о разногласиях мудрецов. Это очень тонкая тема, но вкратце можно сформулировать наш подход так: «Всевышний не тиранит свои создания» (Авода Зара 3а), то есть — не требует от них невыполнимого. Если у нас есть обязанность слушаться мудрецов, это означает, что в Торе обязательно находится правило, определяющее, кого именно слушать в случае разногласий.

И мы обнаруживаем это правило там, где Тора говорит о судопроизводстве. В частности, она пишет: «…склоняйся за большинством» (Шемот 23:2). Когда Сангедрин функционировал без помех, все вопросы Закона решались именно так — голосованием. Разумеется, после подробного всестороннего обсуждения, без политики и давления авторитетом . Пока же решение не принято, каждый волен поступать так, как говорят его учителя Закона, если они, конечно, имеют право именоваться таковыми.

Это помимо того, что существуют изначально различные способы служения Всевышнему, одинаково легитимные и признанные всеми . Ведь, заметим напоследок, и разногласия мудрецов, как правило, лишь демонстрируют глубину и многоликость Торы (как сказали мудрецы: у Торы — 70 «лиц», граней). Каждый мудрец в соответствии со складом своей души может увидеть в Торе особую грань, и слова обоих спорящих (даже если на практике их мнения — взаимоисключающие) могут в равной степени отражать свет многогранного кристалла Б-жественной мудрости.

Весь спор зачастую сводится лишь к тому, какое именно мнение должно послужить практическим руководством здесь, в материальном мире. Это и устанавливается с помощью приведенных выше правил.