Зачем немецкие солдаты носили рогатые шлемы. Пехотные шлемы первой мировой войны

Друзья, в эти дни мы вспоминаем начало Первой мировой войны. Одним из исторических символов той эпохи несомненно стали танк и….. каска. О вы много знаете, я уверен! А вот о пехотных шлемах — давайте поговорим.
Каска (от фр. casque - шлем) - средство индивидуальной защиты, защитный шлем военнослужащих , а также средство защиты головы у категорий лиц, действующих в опасных условиях (шахтёры, строители, спелеологи, спасатели, спортсмены, парашютисты, мотоциклисты и так далее). Пехотные каски стали широко применяться в период Первой мировой войны.

Собственно, основных вариантов новых пехотных касок Первой мировой войны было два. С одной стороны – немецкий «Штальхельм», пришедший в 1916 г. на смену кожаному «Пикельхельм’у». И с другой — французская армейская каска «Адриана M1915».

Шлем «Пикельхельм» был разработан по приказу прусского короля Фридриха Вильгельма IV и изготавливался из укрепленной кожи. Во время его поездки в Россию, русский царь Николай I подарил прусскому императору каску, которая стала прообразом будущего шлема. Указом от 23 октября 1842 г. шлем «Пикельхельм» был введен в прусской армии. В 1849 году, в герцогстве Ольденбургском, в 1870 году в великом герцогстве Баден, а в 1887 году и в Баварском королевстве. «Пикельхельм» повлиял на дизайн британского армейского тропического шлема, а также шлема британских «бобби». Металлические «пикельхельмы» использовались кирасирами. Их иногда называли «рачьи хвосты» (из-за изогнутой защиты шеи). А исходный — русский вариант, напомню, был создан императором Николаем I при участии живописца Л.И. Киля в начале 1840 г.

Первая мировая война сразу показала, что пехотный шлем надо менять. Одной из разработок стали каски армейской группы генерала Гаеда, воевавшей в горах. «Шлем Гаеда» оказался непрактичным – толстая металлическая пластина защищала голову солдата лишь спереди, другая часть этого шлема была кожаной.
Каска, это не игрушка! Каска — серьезно! А если вы устали, то для игр для планшетов на андроиде есть отличный портал allgamesandroid.ru. Например вы можете бесплатно скачать apk с игрой для планшета или телефона. Рекомендуем.

Настоящий защитный шлем против шрапнели для пехоты первыми создали французы, поскольку армия была экипирована кепи. Это была каска полковника Луи Адриана, которую создали в 1915 году. Детали изготовлялись из полумилиметрового стального листа. Каски окрашивали в голубой или синий цвет.
В 1915 году русский военный атташе во Франции полковник граф А. А. Игнатьев доносит в Петроград о ценном нововведении во французской армии и настаивает на немедленном введении шлемов в русской армии. С большим трудом ему удается добиться от российского командования согласия заказать 1 миллион шлемов для русской армии. К концу 1915 года «каски Адриана» попадают на русский фронт. Их отличие от французских только в том, что на передней части помещен рельефный русский двуглавый орел.
Российская армия стала получать шлемы отечественного производства только к концу 1916 года. За основу была взята французская «каска Адриана». Но русские конструкторы сделали свой шлем цельным, а не сборным из трех частей. Металл на шлеме стал значительно прочнее. Вместо обычной стали была использована броневая. Под наименованием «шлем стальной образца 1916 года» шлем стал к ноябрю поступать в войска.

Лучшая каска Первой мировой – «Штальхельм», была разработана в Германии профессором Швердом из Технического института в Ганновере и доктором Байером, хирургом-консультантом XVIII корпуса. Наблюдения за ранеными в течение 2,5 месяцев показали, что из 102 ранений головы 19% дают пули, 71% — осколки. Часть осколков были невелики — размером с бобовое зерно или вишневую косточку. Уже осенью 1915 г. состоялись испытания опытного образца шлема в Куммерсдорфе. В результате толщина шлема осталась 1,0-1,1 мм, и масса — меньше килограмма. Опытная партия в 30 тыс. штук была выпущена к концу января 1916 г. и попала к войскам при Вердене. Всего в период Первой мировой войны в Германии было произведено 7,5 млн. стальных шлемов и 50 тыс. лицевых бронедеталей к ним. Каски М1916 имели защитную окраску. На смену им пришли М1917 и М1918.

Идея каски как защитного приспособления, известная со Средневековья, получила новое рождение во время Первой мировой войны. Было подсчитано, что применения касок в Первую мировую войну снизили потери убитыми на 12%, а ранеными на 28%. Доля ранений головы в общем числе ранений снизилась с 25% до 3%.
Стальной шлем стал важнейшей частью военной экипировки. Большинство разработок касок разных стран просуществовало до Второй мировой войны. А некоторые мы видим и поныне.

Источник http://dr-guillotin.livejournal.com


Большую часть ХХ века Германию считали агрессивной военной державой, а образ немецкого солдата сложно было представить без шлема с рогами. Эти стальные каски стали настоящим символом зла, а носящие их и поныне ассоциируются с нацизмом. Зачем нужны рога на сугубо военном предмете – далее в обзоре.



Первая мировая война началась в 1914 году достаточно динамично. Генералы маневрировали войсками, совершали переходы с места на место. Но уже к концу года позиции воюющих сторон установились, солдаты «зарылись в землю».



С началом траншейной войны стало очевидно, что многое из существующего снаряжения должно быть пересмотрено и изменено. Самые большие нарекания у военных всех стран вызывали головные уборы. В сражениях теперь была видна лишь ничем не прикрытая голова солдата. В немецкой армии в тот момент носили каски «пикельхельм», сделанные из кожи, а у французов и британцев и вовсе были только фуражки.

Вскоре во всех противоборствующих державах разработали металлические защитные каски. Они не спасали от выстрелов в упор, но могли остановить осколки снарядов, шрапнель, отрикошетить пулю. Так, у Антанты появились шлемы Адриана и Броди.





В 1915 году в Германии появилась своя версия стального шлема. Его разработал доктор Фридрих Шверд из Ганноверского университета. Первые образцы получали солдаты штурмовых подразделений, снайперы, саперы, наблюдатели. В следующем году каску запустили в массовое производство и она получила название Stahlhelm M16 («Стальной шлем, модель 1916 года»).





Доктор Шверд предусмотрел по бокам каски «рожки», в которых были сквозные отверстия для вентиляции. Но это не основное их назначение. Они нужны для крепления дополнительной брони - защитной стальной пластины. Она была очень тяжелой, поэтому носилась только в траншеях. Считалось, что толщины в 6 мм достаточно, чтобы остановить пулю, выпущенную в упор.





Когда каска попала на фронт, оказалась, что вся затея не стоит выеденного яйца. Шлем хорошо спасал от шрапнели, разлетающихся обломков, от пуль мелкого калибра на излете. Прямое попадание из винтовки также не пробивало пластину, но тут уже не выдерживал человек: у солдата буквально ломалась шея. По этой причине бронепластины никто не хотел носить, но рога с каски убрать уже было нельзя. Каски с характерным внешним видом выпускали еще много лет.

Солдаты противника даже высмеивали немцев. Они выкрикивали, что те слишком много времени провели на фронте. За это время жены наставили им рога, и те уже проросли сквозь каску.

СТАЛЬНЫЕ ШЛЕМЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Стальной шлем модели 1916

Итак, наряду с пикелхаубом прототипом первого немецкого стального шлема образца 1916 года можно считать французский шлем Адриана, правда, в отличие от них обоих он окрашивался в серый цвет (или фельдграу), в то время как его предшественники (если они были металлическими, а не кожаными) имели бронзовый цвет.
Модель 1916 года создали два человека: Фридрих Шверд (Schwerd) и доктор Август Бир (Bier). В августе
1915 года немецкое командование одобрило идею нового шлема, документация для производства которого была подготовлена уже к сентябрю. В декабре того же года шлем (модель М 16) опробовали в одном из штурмовых батальонов, после чего в его конструкцию были внесены некоторые изменения. Массовое производство началось в январе 1916 года, вслед за чем последовало его внедрение в армии на обоих фронтах. Успех нового шлема был полным, если не считать некоторых замечаний относительно его акустики: уши солдат были прикрыты, и это якобы снижало слышимость команд. Основная деталь шлема — его корпус — формировалась из цельного стального диска в результате по меньшей мере 9 операций штамповки. Изнутри к нему на трех заклепках крепилось стальное кольцо для подшлемника и подбородочного ремешка. Кожаный подшлемник был разработан
с таким расчетом, чтобы между головой солдата и корпусом шлема оставалось расстояние в один палец по бокам и в два сверху. Эта мера призвана была предотвратить травму головы при некотором вдавливании металла корпуса от удара. По бокам корпуса приклепывалось по одной втулке с отверстием. Помимо функции вентиляции, втулки должны были держать тяжелую бронированную пластину-налобник (штирнпанцер) толщиной 4 мм.
Пластина имела для этой цели дуговые пазы, а чуть ниже — пазы для ремня, который удерживал ее на шлеме. Наряду с пластиной-налобником был разработан и нагрудный панцирь («броня омара») весом 35 фунтов (около 16 кг). Предполагалось, что этот прообраз бронежилета вкупе с налобником надежно защитит часовых, орудийные расчеты легкой полевой артиллерии, наблюдателей и пулеметчиков. Но вскоре выяснилось, что практическая польза от такого комплекта не настолько велика, чтобы заставить солдата носить на себе более пуда железа вдобавок к штатному вооружению, да при этом еще и выполнять свою боевую работу. В итоге при первой возможности солдаты избавлялись как от налобника, так и (в первую очередь) от «брони омара».

Немецкая каска м16 с налобным щитком

Диапазон размеров стального шлема составлял от 60 до 68 включительно (возможно некоторое количество и 70). Размер отпечатывался на внутренней стороне юбки. В конце 1916 года была опробована белая окраска шлема, от которой уже в феврале 1917 года отказались, заменив ее на серую. Белые каски сильно бликовали в солнечном свете днем и в лунном ночью.

Подшлемник каски м16

В 1917 году разработали модель М17 , являвшуюся в основном точной копией М16. Было упрошено крепление
подбородочного ремешка, который стали крепить непосредственно к корпусу. Позже, в начале 1918 года, появилась модель M18, тоже без видимых изменений внешней формы, разве что с более четким переходом купола к задней юбке. Наиболее просто эти три модификации можно отличить по положению или отсутствию боковых заклепок. Последняя модель выпускалась небольшими тиражами и до конца войны поступила в войска в малых количествах. 7 июля 1918 года немецкое командование распорядилось наносить на шлемы камуфляжную окраску, которая производилась прямо на местах дислокации войск в соответствии с местными природными условиями и временем года.

подшлемник модели 1931 года

ОТ РЕЙХСВЕРА К ВЕРМАХТУ
В соответствии с Версальским договором июня 1919 года в побежденной Германии произошло массовое уничтожение военной техники и амуниции. Наряду с тысячами самолетов, орудий и практически всем крупнотоннажным военно-морским флотом эта участь постигла и сотни тысяч стальных шлемов. Однако для стотысячной регулярной германской армии (Рейхсвера), разрешенной по договору Антантой, осталось достаточное количество стальных шлемов М 16 и М 17. В Рейхсвере и вспомогательных формированиях встречались также и М 18 и даже пикелхаубы. Большое количество касок М 16 было переработано для нужд полиции.
С приходом в январе 1933 года к власти Гитлера на левой и правой сторонах купола стальных шлемов под втулками вентиляторов появились яркие рисунки (декали) в форме щитов: немецкий триколор с одной стороны и орел белого цвета со свастикой в когтях (Wehrmachtadler) — с другой.

Декали на стальном шлеме вермахта - wehrmachtadler и триколор

Модели шлема М16 и М18 оставались в употреблении в армии и зарождавшихся вооруженных формированиях СС до 1935 года, когда началась их замена новым образцом М35. Принципиальных отличий стального шлема 1935 года от своих предшественников по-прежнему не было, хотя форма все же претерпела некоторые пропорциональные изменения.
Шлем стал более приплюснут (вершина купола стала менее сферической), уменьшились размеры козырька, втулки вентиляторов сделались намного короче. Несколько уменьшилась толщина металла. Можно говорить о более современной форме нового образца, более удовлетворяющей требованиям нового Вермахта и его составных частей: Люфтваффе и Кригсмарине. Несмотря на внешние перемены, вес каски уменьшился не очень значительно.

Количество произведенных немцами шлемов в конце Первой мировой войны оценивается числом 8,5 млн штук. Понятно, что после создания стотысячного Рейхсвера огромное количество касок оказалось излишним (даже несмотря на то, что много их было переплавлено). К 1934 году вся немецкая армия по-прежнему носила шлемы старого образца (однако уже послевоенного производства), на которые стали наносить с двух сторон декали по принципу переводной картинки. По инструкции декаль помещалась в 3 мм ниже вентиляторной втулки строго по ее центру.
Шлем штамповался из высококачественной стали толщиной около 1,25 мм. Края по всему контуру завальцовывались внутрь. Для крепления на голове шлем оснащался подшлемником образца 1931 года. Он состоял из подпружиненного обруча, который крепился к каске тремя большими кнопками-клам-
мерами (по бокам и сзади). К обручу крепились 8 (реже 9) кожаных секторов с отверстиями
для вентиляции, к скобам на обручетакже крепился кожаный подбородочный ремешок, который регулировался рамочной пряжкой.
Каску окрашивали в цвет фельдграу, но так как четкого определения этого цвета не было, то встречались образцы, выкрашенные в цвета от чисто серого до оливково-зеленого.
Для Африканского корпуса применяли тропическую окраску характерного песочного цвета. Цветные щитки по бокам шлема продолжали рисовать и в начале войны.
Их наносили по трафарету на заводах-изготовителях либо наклеивали в виде переводных
картинок. Правда, уже в начале французской кампании (в июне 1940 года) в передовых частях декали стали закрашивать, так как яркая маркировка служила хорошей целью для вражеских
снайперов. А начиная с 1942 года на касках уже практически не встречались цветные щитки, которые к тому времени перестали рисовать и на заводах. Тем не менее каски с декалями появлялись и в 1945 году наряду с некоторой другой амуницией из довоенных запасов.
Интересно отметить, что в довоенный период стальные шлемы образца 1935 года в небольших количествах экспортировались в некоторые страны, особенно в Аргентину и Китай.

Каска модели 1940 (М40)

В 1940 году появляется очередная модель, почти идентичная предыдущей. Несколько увеличились вентиляционные отверстия, исчезли шиты (триколор и Wehrmachtadler). Однако маркировки Люфтваффе, СС, полицейских формирований еще продолжали существовать. Возможно, их наносили уже непосредственно в частях, а может, по спецзаказам на заводах. В 1942 году в войска поступает новый образец (иногда называемый сейчас как модель 1943 года). Нехватка рабочих рук, качественного сырья и других ресурсов (в том числе времени) заставили немецкую промышленность переходить на упрошенные и просто менее качественные модели униформы и амуниции. Новый шлем уступал в качестве стали, но главным, бросающимся в глаза отличием стало отсутствие завальцовки краев.

отбортовка на немецких касках м42


Завальцовка на немецких касках ранних моделей

Поскольку применялись, скорее всего, старые вырубные и вытяжные штампы, а края стального листа не загибали, как прежде, при окончательной формовке изделия, шлем в нижней его части стал несколько больше. Появились острые кромки и уменьшилась жесткость по краям. Подшлемник остался прежним — образца 1931 года.

Каска модели м42

Стальные шлемы последней версии выпускались уже без изменения до конца войны. Ими снабжались как подразделения Вермахта и ваффен СС, так и вспомогательные военизированные организации, такие как полиция, «Гитлерюгенд», службы само-защиты (зельбстшутц), батальоны фольксштурма и другие. Причем, судя по фотографиям конца войны, на которых можно увидеть немцев вспомогательных служб в итальянских, чешских и советских касках, ясно, что в Германии ощущалась нехватка стальных шлемов. По этой причине до самого конца войны в войсках применялись все предыдущие модели касок, включая первую — образца 1916 года.Ну а в хорошие времена в элитных частях и у многих офицеров были отдельные парадные шлемы, отличавшиеся качеством окраски, яркостью декалей и отсутствием царапин и вмятин. Для парадов офицеры применяли даже бутафорские каски из фибры.
Боевые действия в Голландии и Бельгии показали необходимость изменения окраса касок. Мокрая каска давааа легко заметные блики, поэтому в соответствии с приказом от 12 июня 1940 года стальные шлемы стали красить в серо-голубой цвет, при этом краску смешивали с песком, отчего поверхность каски становилась шероховатой. Тем же приказом была официально отменена декаль триколора и введен матерчатый камуфлированный чехол с крючками для крепления, но об этом чуть позже.

Парашютный шлем М35

Нельзя обойти вниманием специальный шлем для парашютных частей Люфтваффе и Сухопутных войск образца 1936 года. Он представлял собой стальной шлем М35, у которого почти полностью отсутствовал козырек и на 3/ 4 задняя юбка. При разработке парашютного стального шлема использовались данные, полученные
при разработке стального шлема образца 1935 года и испытаний под кодовым названием «Вулканфибер» (Vulcanßber), которые проходили в 1933—34 годах. Первая модель парашютного шлема получилась путем обрезания полей каски М35. Она имела дополнительные прорези для быстросъемного подбородочного ремня, который использовался при ношении каски в полевых условиях. Эта модель шлема начала выпускаться в 1936 году. Она красилась в серый цвет и имела две декали по бокам. С левой стороны это был летящий орел, держащий свастику (эмблема Люфтваффе), а справа — германский триколор. На каски появившихся в 1937 году армейских парашютно-десантных подразделений наносилась эмблема в виде армейского орла.

Однако парашютистов не удовлетворила надежность крепления подшлемника (использовался подшлемник 1931 года), который фиксировался в каске при помоши трех кнопок. Бывали случаи, когда во время прыжка потоком воздуха шлем просто срывало с головы парашютиста и он, теряя каску, приземлялся в одном подшлемнике. Это заставило немцев в 1937 году модернизировать и шлем, и подшлемник. Из шлема была
удалена прорезь для ношения в полевых условиях, вместо трех кнопочных креплений подшлемника были введены четыре отверстия под болты, в самих болтах имелись вентиляционные отверстия. Со временем крепежные болты видоизменялись. На самых первых образцах шлемов болты были медными, позже они стали производиться из стали, а для удобства на головке болта появился шлиц. Спустя некоторое время болт стал
алюминиевым. В конце войны в нем исчезло вентиляционное отверстие.Ремни каски регулировались по длине, а в подшлемнике появилась прослойка из пористой резины. После появления второй модели каски парашютиста первая модель либо изымалась из войск, либо в нее ставился модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Интересно, что, согласно инструкции Люфтваффе от 15 марта 1938 года, срок службы шлема ограничивался 15 годами. В 1940 году изменения коснулись конструкции кожаного подшлемника, который выполнялся из цельного куска овечьей кожи. Теперь его стали кроить из двух частей, а в качестве материала стало возможным использовать свиную кожу.

Ушедший в прошлое XX-й век был поистине эпохальным. Он оказался богат на события в плане научно-технического прогресса и кардинально изменил политическую карту мира. Эти перемены принесли две мировые войны, которые остались в памяти не только из-за огромных человеческих жертв, но и как давшие ощутимый импульс развитию средств вооружения и индивидуальной защиты. Одним из таких средств были шлемы, или каски, ставшие своего рода приветом тогдашним современникам из далёкого средневекового прошлого.

В фондах МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс» есть несколько касок начала XX века.

К началу Первой мировой войны головы солдат и офицеров практически всех армий мира не были должным образом защищены от пуль или осколков снарядов. Конечно, в конце XIX – начале XX века в странах Европы и в России был распространён пикельхельм – остроконечный шлем германского образца, прототипом для которого послужила каска пожарных частей. Пикельхельм носили военнослужащие, полицейские, жандармы. Однако в условиях войны этот вид шлема оказался недостаточно надёжен. Следовало либо усовершенствовать его, либо заменить на более подходящее средство защиты.

В России до 1914 г. каски типа пикельхельма сохранились в Роте Дворцовых гренадёр (у офицеров роты вне строя), как парадный головной убор в Пажеском Его Императорского Величества корпусе и в кирасирских полках Императорской гвардии и жандармерии .

Германский пикельхельм образца 1895 г. резервиста с крестом на орле.
Размер 25 × 24 см.
Из фондов МУ КМК.

В разгар Первой мировой войны, в 1916 г., царь Николай II, верный своему союзническому долгу в борьбе против имперской Германии Вильгельма II, по соглашению с президентом Франции Пуанкаре, направил на Западный фронт русский экспедиционный корпус, состоявший из двух бригад по два полка в каждой. Униформа у них была русской, а вооружение и амуницию предоставила французская сторона.

Летом 1916 г. Петербург заказал во Франции 2 млн. касок Адриана, но лишь немногим более 300 тыс. единиц были доставлены в Россию к концу 1916 г. В России эти шлемы были известны под маркировкой М1916.

Французская каска Адриана (первый вариант М1915) была разработана генералом армии Огюстом Луи Адрианом в 1915 г. Она защищала бойцов как от осколков снарядов, так и от шрапнели. Шлем состоял из четырёх частей: полусферический свод шлема, передний и задний козырьки (оба с острыми окантованными краями) и гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие и усиливающий защитные свойства шлема. Делался шлем из стального листа толщиной 0,7 мм, общим весом 700-800 грамм, варьирующимся в зависимости от размера, которых было три. Кожаный подшлемник состоял из 6-7 скреплённых вверху частей. Подбородочный ремень шириной 0,5 см был изготовлен из лошадиной кожи. Каски, поставляемые в Россию, имели только два отличия от своего французского аналога: фронтальная эмблема (в данном случае российский двуглавый орёл) и цвет – светлая охра. Вес шлема, подшлемник и подбородочный ремень были такими же, как и у касок, поставляемых французской армии . В период войны ими снаряжались в основном ударные части, т.к. тыловые производства не справлялись с нуждами фронта.

Впервые такие шлемы были использованы в ходе масштабного наступления русской армии под командованием генерала Алексея Брусилова на юго-западном направлении, приведшего к разгрому австро-венгерских войск.

После революции Каски Адриана (с заменой орла на большую жестяную красную звезду) применялись в Красной Армии до 1939 г.

Русская ""Каска Адриана"" образца 1916 г.

В свою очередь, разработка первого русского стального шлема, по решению Генерального Штаба, началась ещё в 1915 г. Прототипом для него послужила каска Адриана образца 1915 г. В 1917 г. заказ на производство шлемов был размещён в Финляндии на заводах Solhberg-Oy и Holmberg. В России шлем был известен под индексом М1917 (Sohlberg), соответственно с годом начала выпуска шлемов, однако официально этот шлем так и не был введён .

Этому помешали революционные события 1917 г. На заводе Sohlberg-Oy успели изготовить только 500 тыс. шлемов, а на заводе V.M.Holmberg – 100 тысяч. В русскую армию была отправлена лишь незначительная часть. На большей части шлемов не был установлен подшлемник, т.к. сделать это планировалось на заводах в России .

Согласно докладу по Главному Интендантскому Управлению от 14 декабря 1917 года, за №91471 «О прекращении дальнейшего изготовления касок Центральным Военно-Промышленным Комитетом», производство шлемов было прекращено. 28 декабря 1917 г. это решение было одобрено на Особом Совещании по обороне государства. Однако решение о прекращении производства стального шлема не коснулось предприятий уже независимой Финляндии, получившей эту независимость согласно декрету Совета Народных Комисаров от 18.12.1917 года . К тому же полмиллиона шлемов, выпущенных для русской армии, остались в ведении финского правительства.

Во время Гражданской войны небольшая часть шлемов использовалась белогвардейскими соединениями. В 20-е и 30-е гг. шлем М17 Sohlberg получил распространение в Красной Армии.

Шлем имел три размера купола и шесть размеров подтулейного устройства (53 см., 55 см., 57 см., 59 см., 60 см., 62 см). Окрашивался шлем в цвет хаки. Вес составлял 800-850 гр., толщина стали - 1,2 мм . Внешне он имел некоторую внешнюю схожесть с французской каской Адриана, но в то же время оставался уникальным. Шлем изготавливался из сплава стали и никеля путём штамповки. В верхней части купола шлема располагалось вентиляционное отверстие, прикрытое выпуклой треугольной накладкой, прикреплённой к поверхности шлема тремя клёпками. Подшлемник изготавливался из ткани и крепился с помощью гофрированных алюминиевых полос, так же как на каске Адриана, предназначенных для вентиляции и прикреплённых к поверхности шлема с помощью восьми клёпок. В верхней части подшлемник имел круглое отверстие, размер которого регулировался с помощью шнура. Подбородочный ремень изготавливался из кожи, его размер регулировался прямоугольной пряжкой. Крепление подбородочного ремня осуществлялось с помощью прямоугольных металлических колец, прикреплённых к полям шлема двумя парами клёпок .

Каска М 17 (Sohlberg) образца 1917 г.
Размер 30 × 18 см. Из фондов МУ КМК.

В 1935 году на Ленинградском металлургическом заводе было налажено производство стальных шлемов, получивших маркировку "Стальной шлем 1936" или "СШ36" по году поставки шлемов в армию. Это был новый шлем советского производства, соответствовавший духу времени, заменивший предыдущие модели «каску Адриана» и М1917, и унаследовавший от них только самое лучшее.

Сотрудник отдела хранения МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс»
Емелин Е. В.