Где есть пионеры. Снова всегда готовы

Детские и юношеские коммунистические организации

· Октябрёнок - ученики начальных классов

· Пионер - ученики средних классов школы

· Комсомолец - старшеклассники, студенты, молодёжь до 35 лет.

Структура пионерской организации

· Звено - 5-10 пионеров, руководитель - звеньевой пионер.

· Отряд - 30-40 пионеров, обычно класс общеобразовательной школы, председатель совета отряда и его флаговой - пионер, избранный отрядом.

· Дружина - пионерская организация школы, 300-400 пионеров, председатель совета дружины - пионервожатый или молодой педагог-комсомолец, а его флаговой - пионер, избранный дружиной.

· Районная пионерская организация - все отряды и дружины учебных заведений района, возглавляет председатель совета районной пионерской организации - заведующий отделом райкома или третий секретарь районного комитета комсомола ВЛКСМ.

· Областная пионерская организация - все отряды и дружины, районные организации области, возглавляет председатель совета областной пионерской организации - заведующий отделом обкома или третий секретарь обкома комсомола ВЛКСМ.

· Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина - объединяла все республиканские пионерские организации союзных республик СССР, возглавлял организацию Центральный Совет во главе с секретарём ЦК ВЛКСМ (последний председатель Центрального Совета - секретарь ЦК ВЛКСМ Швецова Л. И.).

Пионеры в современной России

В 1990 г. на последнем Всесоюзном пионерском слёте в Артеке было учреждено общественная организация "СПО-ФДО- Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций выступая его приемником, на деле получился Союз детских организаций (без символики и позже без упоминания Пионерии), Союз обьединяющий детские организации.После распада СССР, Подавляющее большинство Пионерских лагерей были перепрофилированны в частные турбазы и пансионаты, часть в детские оздоровительные лагеря, большая их часть находящихся далеко от населенных пунктов заброшенны в лесах бывших союзных республик.В России силами общественных инициативных групп и энтузиастов на общественных началах поддерживается идеологическая деятельность Пионерского движения, нося чисто символический характер. Одной из такой организацией является КПРФ и его молодёжное крыло ЛКСМ РФ. Подавляющее большинство как сторонников так и противников советского строя, с ностальгией вспоминают свое участие в Пионерском движении и высказываются за возвращения Пионерской организации в школы на государственном уровне. В октябре 2010 г. Дмитрий Медведев высказался, что не против возрождения Пионерского и Комсомольского движения в России, но на уровне общественной организации, без идеологической её составляющей и без участия государства. Одной из такой организацией без участия государства с 2008 - 2010 гг пытался стать проект движения Мишки, просуществовав 3 года.



Пионерская организация была создана по решению Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая 1922 г. и официально распущена в 1991 г. До 1924 года она носила имя Спартака, а после смерти Ленина была переименована в его честь. Изначально при создании пионерии взяли за образец скаутскую организацию, впоследствии эта связь замалчивалась, «скаутизм» был объявлен буржуазным фашистским детским движением.

Наименование юных коммунистов в методической литературе объяснялось так: «Пионер – это человек, который идёт впереди других и прокладывает дорогу идущим за ним. Коммунистическая партия – авангард рабочего класса – тоже является «пионером». Она идёт впереди всего угнетенного трудящегося человечества и выводит его на новый путь, путь к коммунистическому обществу».

Первые отряды пионеров создавали в пролетарской среде – при заводах, фабриках, сельсоветах, детских домах, при производственных ячейках РКСМ, сельских партийных ячейках, комсомольских или профсоюзных клубах. В советской историографии первым считается московский отряд, который был создан при профтехшколе полиграфистов на Красной Пресне. 13 февраля в здании 16-й типографии (бывшей типографии Машистова) комсомольцы провели сбор пионерского отряда. Организатором его стал М. Стремяков.

К детям советской страны её правительство относилось как к строительному материалу для создания будущих убеждённых борцов за дело коммунистической партии, это и стало главной целью создания детской коммунистической организации. Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Н.К. Крупская писала: «Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры – ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионердвижение имеет такое совершенно исключительное значение».

На III съезде РКСМ В.И. Ленин возвел эту идеологическую селекцию, отрицание самого базиса «устаревшего» мировоззрения в ранг программы. «Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем, – заявлял он с трибуны. – Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата... Мы говорим: нравственность – это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов»… Эта речь вождя стала фундаментом для всех последующих трудов о новой советской морали. Конечной целью воспитания пионера являлось достижение такого уровня сознательности, при котором он воспринимал бы требования советского общества, как свои собственные.

Пионерская организация позиционировалась как добровольная, однако таковой она была лишь в первые годы советской власти, когда в пионеры принимали только детей рабочих и сельской бедноты. Они в пионерию действительно стремились. В целом в стране шла глухая борьба с советскими организациями, в том числе и с пионерской, многие родители старались уберечь своих детей от идеологической обработки в интересах новой власти. Именно поэтому важно было оторвать детей от семьи, вырастить из них полноценных «новых людей». В деревнях отряды почти не создавались, многие отряды, созданные заезжими партийцами и комсомольцами, разваливались. Однако постепенно добровольность становилась лишь декларируемым принципом: организация превращалась в стройную систему, полностью подчинённую партийным интересам.

Пионерка с горном. 1933 г.После реформирования школы и введения всеобуча (обязательного всеобщего начального обучения) отряды стали создавать в школах, пионерская организация строилась по принципу: школа – дружина, класс – отряд. Пионерская дружина стала организационной основой детского коммунистического движения, отряд считался основной его ячейкой, он состоял их 4-5 звеньев, объединяющих в себе 40-50 детей. Работой каждого отряда руководил вожатый – комсомолец. В пионеры начали принимать всех желающих детей подходящего возраста, даже если их происхождение было «небезупречным» – пионерия должна была их перевоспитывать. Число пионеров стало расти. Этому способствовала атмосфера 1930-х годов. Очень возросло число сирот и беспризорников, оставшихся без родителей благодаря голоду, коллективизации, арестам родителей... В детских домах, колониях, приёмниках, школах и пр. агитировать за вступление в пионеры и обрабатывать детей было легче. И многие родители понимали – лучше отдать ребенка в пионеры, чем быть обвиненным в нелояльности по отношению к советской власти, не пройти чистку, оказаться без работы... В итоге к началу войны пионерами была примерно половина детей подходящего возраста (от 9 до 14 лет).

Пионерская организация работала на основе уставных документов, где были определены её задачи, структура, условия приёма, обязанности и права пионеров, даны законы и торжественное обещание юного пионера. Многое из этого довольно часто менялось в зависимости от политической конъюнктуры, от изменения требований партии к пионерам, соответствующих ситуации в стране. Но основа организации, сформировавшаяся к 1940-м гг., её декларируемые цели и задачи не менялись.

Пионерское обещание, принятое после развенчания культа личности Сталина в 1957 г., гласило: «Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Советскую Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия.
На призыв «Будь готов!» пионер отвечал: «Всегда готов!»
Пионеры приветствовали друг друга салютом и, независимо от формы одежды, носили на шее красный галстук.Приведём последнюю редакцию законов юных пионеров.
Пионер предан Родине, партии, коммунизму. Пионер готовится стать комсомольцем. Пионер держит равнение на героев борьбы и труда. Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины. Пионер настойчив в учении, труде и спорте. Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду. Пионер – товарищ и вожак октябрят. Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.Декларируемая самодеятельность пионеров в реальности практически отсутствовала. Под руководством комсомольцев пионеры выполняли задачи, которые перед ними ставило партийное руководство, спуская распоряжения в ВЛКСМ.Вожатые должны были заниматься идеологическим воспитанием пионеров и руководить их общественно-полезным трудом. Основной формой работы с пионерами были сборы, которые рекомендовалось проводить не чаще двух раз в неделю. На сборах вожатые проводили беседы с пионерами, туда приглашали героев войны и труда, военных, представителей разных профессий... Сборы были как общеполитические, так и тематические. Из тематических сборов можно назвать, например, такие: «Почему мы называемся ленинцами и к чему это обязывает», «Каким должен быть пионер», «Слово пионера», «Цена времени», «Режим дня» и пр. Очень важны были для увлекательности и разнообразия пионерской жизни игровые формы: совместная полезная деятельность, занятия с младшими детьми, октябрятами, разучивание песен, военно-спортивные игры, походы, поездки в пионерские лагеря, пионерские костры и пр.

Вся деятельность пионерской организации была крайне политизированной, особенно в первые десятилетия. Включаясь в общегосударственные кампании, пионеры выполняли следующие задания. Собирали деньги на строительство тракторов, на помощь детям капиталистических стран, на восстановление народного хозяйства – на всё, что требовалось стране в разное время. Собирали для переработки вторсырье. Участвовали в коммунистических субботниках, в различных агиткампаниях – например, за грамотность, за создание колхозов, за экономию, за мир… В последних от пионеров требовались, как правило, массовый сбор подписей, написание писем протеста, участие в демонстрациях и митингах, пионерские рейды, выступления на собраниях и пр.

В первые годы советской власти пионеры помогали бороться с беспризорностью, пытались создавать новые отряды в деревнях. В ходе государственной кампании по ликвидации неграмотности учились читать и писать, агитировали учиться других детей и взрослых, и сами учили их, собирали книги и устраивали библиотеки. Участвуя в кампании за техническую грамотность, занимались в технических кружках, собирали радиоприёмники и другие бытовые приборы и отправляли их в подшефные сёла, строили детские порты и железные дороги и работали на них. Юные натуралисты ухаживали за животными, выращивали почтовых голубей, коней и служебных собак для армии. Ребята ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения и плоды. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг. Занятия детям старались подбирать по силам и интересам. В плане идеологического воспитания очень высоко оценивалось значение внешкольной, кружковой деятельности. Поэтому предложенные вожатыми задания пионеры выполняли если не с энтузиазмом, то с осознанием того, что делают что-то важное, полезное для всей страны. Пионеров, которые старались уклоняться от общественных работ, из организации не исключали, но всеми возможными способами старались наставить на путь истинный - «прорабатывали» на сборах, беседовали с их семьями и пр. Исключить из пионеров могли, в первую очередь, за провинности их родителей – например, детей «врагов народа».

Иллюстрация: А. Житомирский, Б. Цейклин. Обложка журнала «Огонёк», 1943 г.В конце тридцатых годов юные ленинцы активно готовились к военно-оборонной работе, занимались в кружках юных стрелков, связистов, пулеметчиков, санитаров и пр. Во время войны к задачам пионеров прибавились помощь фронту и семьям фронтовиков. Пионеры писали письма бойцам, шили белье, вязали тёплые вещи, собирали посылки в действующую армию, деньги на танки и самолеты... Дети дежурили в госпиталях, организовывали концерты для раненых, рыли траншеи, помогали строить укрепления и ремонтировать здания после бомбежек. Некоторые пионеры участвовали в боевых действиях, ходили в разведку… Словом, дети делали всё, что могли, «для фронта, для победы».

После войны пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях, собирать утиль и пр. Поскольку победа СССР в войне сделала очевидной для всех «окончательную победу советского строя», а членство в коммунистических организациях было надёжным лифтом для карьерного роста, препятствий к развитию пионерии уже не осталось.

Пионерская организация стала действительно массовой, однако постепенно её работа становилась всё более формализованной, ограничивалась рамками школы, несшей увеличившуюся нагрузку по воспитанию будущих коммунистов. В каждой школе работал старший пионерский вожатый на ставке, который и должен был организовывать работу дружин. Отрядные вожатые из старшеклассников-комсомольцев всё более формально относились к своей общественной работе. На практике пионерские сборы зачастую проходили под руководством учителей. При школах создавали клубы интернациональной дружбы, организовывали походы, работы по уборке пришкольных территорий, помощь ветеранам, сбор вторсырья, военно-спортивные игры, торжественные пионерские линейки и прочие мероприятия, которые всё меньше были интересны подросткам и часто проводилось «для галочки», для отчета.

К моменту распада СССР в школьных дружинах в пионеры принимали всех детей от 10 до 15 лет. Нет в нашей стране ни одного человека, рожденного до 1980 года, который не был бы пионером. Не только бывшие пионерские активисты, но многие сегодня вспоминают свои пионерские годы с ностальгией, однако при детальных беседах выясняется, что скучают последние просто по времени своего детства, вспоминают с теплом интересные события вроде походов, посадок деревьев и пр. В то же время идеологическая составляющая, пропитавшая всю жизнь советской страны, казалась им в детстве скучной, набившие оскомину лозунги и призывы они просто пропускали мимо ушей.

Весной есть интересный праздник, оставшийся, как наследие советского времени – день пионерии. Празднование его в наши дни не имеет прежнего размаха, и носит символический характер. Когда-то пионеры играли большую роль в жизни страны, были строителями будущего. Очень интересно узнать историю происхождения.

Кто такие пионеры

В Союзе так называли ребят, вступивших в ряды пионерской организации. Это было всесоюзное образование, созданное решением комсомола. Предшественниками пионеров были скауты. Идея образования организации по воспитанию детей принадлежала супруге В. И. Ленина, Н. К. Крупской.

Помог воплотить идею в жизнь И. Жуков, бывший лидер движения скаутизма, (оно было запрещено в 1919 году). Пионеры позаимствовали у скаутов некоторую символику: клич и ответ к нему, галстук, блузу. Сходен был и метод воспитания, в основе которого лежала игра.

Пионеры должны были стать достойной сменой коммунистам, так считал В. И. Ленин. Вскоре появились первые пионерские газеты, журналы, дворцы творчества.

В конце 20-х годов было время первых пятилеток. Пионеры принимали живое участие в жизни страны. Они работали на субботниках, воскресниках, помогали на стройках. Пионеры дружили с деревенскими ребятами, работали с ними в поле. А по вечерам беседовали и пели песни у костра. Ребята вместе трудились, проводили пионерские сборы, игры и соревнования.

Пионеры помогали обучать неграмотных людей письму и счету. Благодаря им научились читать безграмотные крестьяне, которые никогда не посещали школу. Пионеры участвовали в создании первых колхозов. В 22 году первых пионеров было 3 тыс., через 10 лет в 32 году – шесть миллионов. Первая в мире пионерская республика – это лагерь «Артек» на берегу Черного моря. Сюда приезжали дети со всех концов земли.

Когда началась Вторая мировая, пионеры помогали стране одержать победу над врагом, работали в тылу и на передовой. В школах оккупированных врагом населенных пунктов продолжалась учеба, пополнялись ряды пионеров. Дети совершали подвиги, и получали за это награды от правительства. Четверо стали героями Советского Союза посмертно.

В эту школу я поехала с десятилетним сыном Ваней . Уж больно он интересуется в последнее время эпохой СССР. Откопал в гараже у дедушки старые вещи: аптечку советского образца, противогаз, значки и монеты. Поэтому посмотреть на настоящих пионеров ему очень сильно хотелось.

Современные пионеры — самая большая организация в Волгоградской области — живут в посёлке Приморск. Население здесь всего 3 200 человек. Асфальта тут практически нет, в основном дороги грунтовые. По степи расползлись коровы да лошади. Многоквартирных домов нет. Только частные подворья, рядом с которыми гуляют куры. В самом центре посёлка — школа.

Надпись на фасаде школы. Фото: / Надежда Кузьмина

Школа — ровесница самого посёлка, который был образован во время строительства Волжской ГЭС. На её фасаде до сих пор сохранились советские лозунги («Граждане СССР имеют право на бесплатное образование» и «Ленин завещал нам: учиться, учиться и учиться»).

А сами ученики — и вовсе настоящий интернационал, словно привет из бывшего СССР. Русские, узбеки, турки, калмыки, корейцы, азербайджанцы — все как один с гордостью носят красные галстуки.

Сначала волгарята

Первый пионерский отряд в приморской школе появился в 2004 году. Старшая вожатая Ольга Наследникова и не скрывает, что отчасти это была и её мечта. Ведь она когда-то тоже была сначала пионеркой, потом — председателем отряда, секретарём комсомольской организации.

«В 1995 году пионерию возродили в Волгоградской области. Потом стали присоединяться школы, появляться отряды. Мы тоже, узнав об этом, в 2004 году возродили свою пионерскую организацию. Сначала у нас был всего один отряд, потом — два. Сейчас уже такая большая организация: 7 отрядов по числу классов с 4 по 8», — говорит педагог.

Независимо от национальности все школьники в красных галстуках. Фото: / Надежда Кузьмина

До того как стать пионерами, младшеклассники ходят в волгарятах. Это вроде октябрят, которые были раньше. Обязанности у волгарят схожие с октябрятами: любить Родину, помогать друг другу, быть честными и хорошо учиться. И только в 4 классе волгарёнок имеет право надеть красный галстук. Чтобы вступить в пионеры, четвероклашки пишут заявления на имя старшей вожатой, а внизу листа родители ставят свои подписи, подтверждая, что с выбором сына или дочки согласны.

Заявление будущего пионера. Фото: / Надежда Кузьмина

О том, как им нравится быть пионерами, школьники спешат рассказать наперебой.

«Пионер во всем первый. Помогает беззащитным, — говорят сёстры Дадашовы, Гюнай и Вусала . — Мы помогаем всем, кто нуждается в помощи: ветеранам, детям, посёлку. Устраиваем какие-то мероприятия». Однако рассказать о своих акциях подробнее не могут: смотрят, как птенцы, на вожатую. Даже про самое масштабное мероприятие — День Победы — вспоминают с подсказкой.

«Нет у нас поклонения Ленину»

На 9 мая в Приморске, как и во всей стране, был и парад, и Бессмертный полк, и знамя Победы, на котором ученики написали имена всех своих родственников, прошедших войну. И, конечно, самые почётные гости: ветераны. Всего на кураторстве у школьников четверо участников войны. Им — особое внимание. Но школьники не забывают и о простых стариках посёлка, о тех, кто одинок или просто нуждается в помощи. Кому картошку из погреба поднимут, кому из магазина продукты принесут или деревья в огороде окопают. Ольга Наследникова говорит, что для детей это большая радость: быть кому-то нужным.

Ольга Наследникова сама была пионеркой и комсомолкой. Фото: / Надежда Кузьмина

«Нет у нас поклонения Ленину. Мы живём по таким законам: нужно быть лучшим. Пионер — это первый. Мы хотим, чтобы наши дети были первыми, лидерами, — уточняет Ольга Наследникова. — Пионеры ухаживают за одинокими людьми, необязательно ветеранами. Они сами ищут „адреса заботы“. Как Тимур и его команда. Но мы не идеализируем никакую партию. У нас общественная организация, имя Ленина мы не носим».

«А я знаю, кто такой Ленин, — неожиданно подаёт голос Ваня. — Это типа президент или государь во время СССР. Он очень помогал своему народу, подписывал всякие соглашения на заводах».

«Им хочется быть вместе»

«Смотрите, как правильно повязывать галстук. Сначала делаешь узел вертикальный, потом — горизонтальный», — девчонки из пионерского актива демонстрируют на себе тонкости завязывания пионерского галстука. Еще они умеют играть на барабанах пионерские марши. Правда, на 6 юных барабанщиц приходится всего один барабанщик: Серёжа Егоров . Его здесь особенно ценят, ведь он умеет ещё и играть на горне.

«Детям интересно это, наверное, потому, что им хочется быть вместе, — отвечает Ольга Наследникова на вопрос о том, почему молодежь сегодня так тянется к уже, казалось бы, отжившей идеологии. — Не хватает общения, очень много времени занимает интернет. А все такие дела пионерские — это совместные дела. Куда-то вместе пошли к ветеранам, вместе пошли собирать макулатуру, соревнуются за что-то. В каждом отряде есть звенья. Они между собой состязаются, как и отряды. У нас проходит конкурс „Пионер года“. Там оценивают и учёбу, и кабинет, и дежурство по школе, состояние пришкольных участков. Они стараются во всем быть лидерами. Это очень доброе соревнование, а не просто пошёл и надавал кому-то кулаками».

Ильич строго наблюдает за всем происходящим с высоты шкафа. Фото: / Надежда Кузьмина

Возродить комсомол

Ольга показывает карточки с вопросами, на которые примерные пионеры должны знать ответы: «Когда отдаётся салют?», «Сыграть барабанный марш», «Что вы знаете о Саше Филиппове ?», «Вставить пропущенные слова в текст пионерской песни». Победители школьного конкурса поедут в район, а уже оттуда лучшие отправятся в область и, если повезёт, в Москву. Приморские пионеры уже представляли Волгоградскую землю на слёте лучших пионеров в столице. Надеются победить и сейчас.

Школьники готовятся к конкурсу «Пионер года». Фото: / Надежда Кузьмина

«Наша организация в области самая большая. Вот так, чтобы целая школа участвовала, я не встречала, — говорит старшая вожатая, педагог-организатор Ольга Наследникова. — Но мероприятий с каждым годом для нас становится всё меньше. Мы варимся в собственном соку. Лет 10 назад движение было более обширное. Пионеры встречались с Маресьевым , ездили в Звёздный, где встречались с космонавтом Малышевым ».

И мечтают возродить комсомол. Фото: / Надежда Кузьмина

Но в Приморской школе не привыкли отчаиваться. К началу нового учебного года здесь планируют возродить и комсомол. А пока ученики начиная с 9 класса здесь зовутся просто старшеклассниками.

Всё время, пока я общалась со школьниками и старшей вожатой, которая проводила мне экскурсию по школе, сын внимательно слушал и делал фото. А после изрёк: «Мама, пожалуйста, давай переедем сюда. Я хочу тоже быть пионером».

"Свершилось!"- разнеслось над страной, когда стало известно, что 29 октября Президент страны подписал указ о создании "Российского движения школьников". Многие посчитали, что наступила пора возрождения пионерии и видно из интервью, что данное решение воспринималось именно как создание новой общероссийской оранизации детей и подростков, схожей по целям и приниципам работы с пионерской организацией.

Первоначально обрадовался этому решения и я - ведь уже на протяжении нескольких десятков лет не раз слышал о том, что нужна объединяющая организация подростков (по аналогии с пионерией), которая могла бы помогать образованию решать воспитательные задачи и обеспечивала бы целостность работы с молодежью в стране, регионе или на уровне муниципалитета и конкретного города/села/деревни.

Однако, когда ушла первая эмоциальная "вспышка" радости, то на ее место пришли выводы, которые отнюдь не радуют...
Итак, Российское движение школьников (далее - РДШ) ставит перед собой цель "совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы культурных ценностей". Вроде звучит неплохо, но где-то есть "фальш". Мне кажется, что сегодня "система культурных ценностей, присущая российскому обществу" не соответствует тому, что есть в публичном и непубличном плане.

Проведу простое сравнение:

Страна в период пионерской организации: патриотизм, ответственность, дружба, взаимовыручка, первооткрывательство, лидерство, трудолюбие

Современная ситуация: потребительство, индивидуализм, успешность, современность, толерантность
Думаю, что сравнивая эти "ценности" мы вряд ли сможем получить для подрастающих современных "пионеров" те примеры, которые будут их воспитывать и формировать мотивацию на позитивное движение к саморазвитию и реализация себя во благо страны или своего края.

Не внушает особого доверия и то, что курировать РДШ будет Россмолодежь. За последние годы эта структура ни чем себя не проявила в части формирования единой и целостной государственной молодежной политики, сведя всю свою деятельность к проведению так называемой "форумной кампании", тем самым фактически сняв с себя ответственность за системный сетевой подход в реализации ГМП. К сожалению, по аналогии с агентством, похожую позицию начинают использовать и региональные органы по делам молодежи, сводя всю молодежку к проведению региональных "форумов" и events (событиям, мерпориятиям). И если на региональных уровнях еще есть какие-то деньги на подобные действия, то на муниципальном уровне молодежная политика фактически перестала существовать из-за отсутствия средств и кадров.

В-третьих, идеология РДШ должна стать частью государственной идеологии, тем самым формируя стратегическую направленность созданного молодежного движения. Но на сегодняшний день, как и 15 и 20 лет назад, в стране до сих пор отсутствует и закон о ГМП, да и нет никакой внятной стратегии развития страны и молодежной политики в целом. И дело не в кризисе и санкциях, а в том, что к молодежи нет никакого интереса со стороны власти и олигархов, которые "рулят". Молодежь для них - "мясо" для политических "игрищ" и технологий. Достаточно вспомнить "Наши", "Молодая Гвардия", молодежные парламенты и т.п. И с таким подходом можно предположить, что РДШ вновь станет элементом избирательной кампании будущего года с акцентом на поддержку "одних" и противодействуя "другим" в борьбе за депутатские мандаты.
И, наконец, когда объявляют о создании нечто масштабного, крупного и идеологически востребованного нельзя игнорировать необходимость финансирования. Пока что в Москве рассматривают вопрос о том, чтобы профинансировать созданную под РДШ специальную организацию, но нет никаких разговоров о том, чтобы осуществлять финансирование строительства региональных и муниципальных подразделений РДШ. А без них не будет никакой общероссийской организации. Будет очередная "показушная" сеть из нескольких насильно формализованных в РДШ организаций и структур. Это мы тоже проходили.

Скорее всего, Москва сбросит финансирование на регионы и муниципалитеты. С муниципалитетами все понятно - будет переписано все молодое население и зачислено в организацию с "повязыванием галстуков" (как это было с развитием волонтеров). Опять же ясно, что под "активную работу" этих муниципальных отделений РДШ будут списываться все мероприятия из планов образования, культуры и т.д., как это делается и сегодня. Впрочем, понять муниципалитеты можно - как я говорил выше, нет ни денег, ни кадров, которые омгли бы отвечать за эту работу в полной мере и на высоком профессиональном уровне.

С регионами ситуация тоже не лучше. В 2016 году в нашей области уходит в "небытие" областная программа по молодежке (она становится подпрограммой в рамках образования), бюджетных средств предусмотрено на уровне "кот наплакал", нет ни инфраструктуры, ни сететвой работы между УДМ и муниципалами, соответственно, нет никакой стратегии ГМП, нет приоритетов в работе с молодежью, нет методической базы, в 2015 году произошел фактический отказ от системности и т.д.. Что можно ждать от региона в таких условиях - не понятно…

Но повторю первоначальную мысль о том, что работу по созданию общероссийской объединяющей молодежной организации необходимо проводить и чем скорее она будет проведена, тем больше шансов на то, что страну перестанет "колбасить" и в социальном и в экономическом плане.

История Всесоюзной пионерской организации

В конце 1921 года ЦК РКСМ создал специальную комиссию по выработке программы и принципов деятельности новой детской организации. Непосредственное участие в работе комиссии принимала Надежда Константиновна Крупская. Один из идеологов скаутизма И.Н. Жуков, стремившийся воплотить в детской организации позитивные стороны скаутского движения, предложил девиз "Будь готов!".

19 мая 1922 года - 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.

Октябрь 1922 года
- 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах России, в детскую коммунистическую организацию "Юные пионеры имени Спартака".

21 января 1924 года - Решением ЦК комсомола пионерской организации было присвоено имя В.И.Ленина.

Март 1926 года - Пионерская организация стала именоваться - Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина.

Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности.

1923 год - В школах стали создаваться форпосты и базы - объединения пионеров данной школы независимо от их места жительства. В пионерской организации насчитывалось до 75 тыс. пионеров.

Конец 1930-х годов - Завершилась перестройка Всесоюзной пионерской организации по так называемому школьному принципу: класс - отряд, школа - пионерская дружина. В пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа; создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры.

1941-1945 годов - По всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью "Тимур и его команда".

Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, пионеры Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи пионеров награждены орденами и медалями.

1962 год - Всесоюзная пионерская организация за большую работу по коммунистическому воспитанию детей и в связи с 40-летием была награждена орденом Ленина.

1970 год - Во Всемирной пионерской организации насчитывалось свыше 118 тыс. дружин, объединявших 23 млн пионеров. За все время существования Всесоюзной пионерской организации в ее рядах побывало более 210 млн. человек.

После"перестройки" Всесоюзная пионерская организация отказалась от политической окраски, взяв новый девиз: "За Родину, добро и справедливость".

Середина 1980-х годов - Предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана.

Октябрь 1990 года - Преемник пионерской организации - «Союз пионерских организаций - Федерация детских союзов» - международный добровольный независимый союз, объединяющий детские общественные организации, ассоциации и другие общественные объединения, образованные с участием детей и в их интересах.

Союз пионерских организаций зарегистрирован Министерством юстиции РФ в 1992 году как негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений.

Символы и ритуалы в пионерской организации

Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Председатель дружины имел красный галстук с желтой каймой. В довоенные годы одним из атрибутов пионерской формы был специальный зажим, которым скреплялись концы пионерского галстука. Атрибут этот был желательным, но не обязательным. Интересна символика зажима. Пять поленьев костра означают пять континентов. Три язычка пламени - Коминтерн (3-й Интернационал). Исчезновение в послевоенные годы зажимов из обихода имеет несколько причин. В первую очередь это роспуск самого Коминтерна, в пламени которого сгорают поленья-континенты (соответственно символика теряла смысл). Поспособствовал этому и массовый психоз, охвативший широкие пионерские массы в конце тридцатых. Кому-то вдруг показалось, что в пламени костра при внимательном рассмотрении можно обнаружить все - от нацистской свастики до профиля Троцкого.

Значок пионеров
был описан в Положении о детских коммунистических группах имени Спартака (старое название пионеров) от 28 августа 1923 года: на красном развевающемся флаге изображены серп и молот, горящий костер, девиз "Будь готов!".
14 декабря 1925 года появился второй вариант значка (на нём добавился мавзолей Ленина). В 1927 году на значке появилось изображение Ленина. В 1934 году значок вновь был изменён - девиз изменился на "Всегда готов!". В сентябре 1942 года значок принял форму пятиконечной звезды, в центре костёр и девиз "Всегда готов!". В 1944 году вместо костра в центре звезды появились серп и молот, а над звездой стали изображаться три языка пламени. В 1962 году был принят последний образец значка: в центре пятиконечной звезды - профиль Ленина, под ним девиз "Всегда готов!", над звездой три языка пламени. Существовали отрядные значки пионерии - красные с изображением пионерского значка.

Салют - приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных.

Пионер отдавал салют, находясь в строю и вне строя: при исполнении «Интернационала», Гимна Советского Союза и гимнов союзных республик, при ответе на пионерский девиз, по команде «Равнение на знамя!», «Равнение на флаг!», у Мавзолея, у памятников В. И. Ленину и памятников и обелисков павшим героям. При сдаче рапорта, при смене караула у знамени, при объявлении благодарности перед строем, награждении, при получении Красного знамени, отрядного флага или пионерских атрибутов, приветствуя воинский и пионерский строй. На параде, линейке, проходя мимо трибун, пионеры выполняли команду «Смирно!» с равнением направо или налево. Во время приветствия руководителей пионерской организации, почетных пионеров салют отдавали только ведущие колонну старший вожатый, председатель совета дружины, отрядные вожатые, председатели советов отрядов, ассистенты у знамени.

Пионерское знамя - красное полотнище, на котором были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». К главному знамени Всесоюзной пионерской организации были приколоты два Ордена Ленина. Знамёна были даже у пионерских отрядов (на бытовом уровне это школьный класс) - красные с пионерским значком, номером отряда и почётным именем отряда.

Отрядный флаг был символом чести и сплоченности пионеров, знак их принадлежности к конкретному пионерскому коллективу. С отрядным флагом пионеры выходили на сборы, линейки, парады, праздники, походы, экскурсий, трудовые дела. На марше флаговый шел непосредственно за вожатым и председателем совета отряда, впереди горниста и барабанщика. На воскреснике, туристском привале флаг устанавливался или закреплялся на видном месте.

Флаговый должен был уметь выполнять следующие команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!» Место хранения флага находилось в пионерской комнате рядом со знаменем дружины. Здесь же, как правило, хранились горны и барабаны.
Названия пионерские горн и барабан появились почти одновременно со словом «пионер». История этих музыкальных инструментов так же велика, как и история человечества. Но это нечто большее, чем просто музыкальные инструменты. Звуки горна и барабана - это призыв к пионерам, к их единению, к их деятельности, направленной на защиту Родины, служению добру, к поиску и утверждению справедливости.

Горн созывал пионеров сигналами: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. Горнист отряда - это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. На пионерской линейке место горниста было на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда - за флаговым.

Барабан сопровождал строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирал сбор или совет отряда) должен был уметь выполнять строевые приемы, исполнять «Марш», «Дробь».

Все эти символы и ритуалы были заимствованы организаторами из скаутизма, также как и деление по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, в пионерском значке три языка пламени костра заменили три лепестка скаутского значка, 3 конца галстука стали означать 3 поколения - пионеров, комсомольцев и коммунистов и пр.).

Клятва произносилась каждым вступающим в ряды организации.

Звучала она так: «Я, И.Ф., вступая в ряды Всесоюзной Пионерской организации, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.»
«Будь готов!»
«Всегда готов!»

Закон пионеров Советского Союза должны были знать наизусть все пионеры.
Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер равняется на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.
Пионер лучший в учебе, труде и спорте.
Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.
Пионер - товарищ и вожатый октябрят.
Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.