Фрида кало - самая известная мексиканская художница.

6 июля исполнится 108 лет со дня рождения самой прославленной мексиканской женщины 20 столетия - Фриды Кало / Frida Kahlo.

  • Известная мексиканская художница Фрида Кало, прославившаяся своей эксцентричностью и уникальным талантом, родилась в 1907 году в столице Мексики. Родителями девочки были еврейский художник, переехавший из Германии, и испанка, рожденная в Америке. Такое необычное сочетание генов не могло не сказаться на характере Магдалены Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон.
  • К сожалению, очень рано, еще в шесть лет, она тяжело переболела полиомиелитом. Болезнь сказалась на развитии ребенка, правая нога у девочки перестала расти и впоследствии стала короче и тоньше левой.
  • Через двенадцать лет с будущей художницей случилась еще одна беда – она попадает в автокатастрофу, во время которой железная арматура трамвая пробивает насквозь ее тело, проходит через живот и тазобедренную кость. Каким будет результат оперативного лечения пострадавшей, врачи сразу не могли предположить, ведь они определили травму позвоночника в трех местах. Травма привела к неподвижности, которая надолго приковала юную девушку к постели.

    Фрида Кало прикована к постели


  • Трагическое событие все же имело и положительный результат, ведь бездействие быстро стало невыносимым для Кало – она взялась за кисть. Сначала девушка писала автопортреты. Над ее кроватью было повешено зеркало, так, чтобы Фрида могла видеть в нем себя.


  • Спустя время Кало решает учиться, она поступает в 1929 году в Национальный институт Мексики. Энергичная, полная любви к жизни мексиканка все силы приложила, чтобы снова начать ходить. Но, даже избавившись от клетки-кровати, снова почувствовав свободу движения, Фрида не бросает любимое занятие – живопись. Она посещает уроки в художественной школе, совершенствуя свой неповторимый стиль.
  • В 1928 году Кало поступает в коммунистическую партию, и вскоре ее работы были высоко оценены Диего Ривера, известным в латинской Америке художником с коммунистическими взглядами. Знакомство имело продолжение, и талантливая пара становится мужем и женой.

  • Между Диего и Фридой были страстные, экспрессивные отношения, овеянные ореолом романтики. Супруги любили жизнь, всегда имели активную жизненную позицию, были в центре общественной жизни. Даже многочисленные измены Диего не смогли изменить к нему отношение влюбленной жены.
  • Пережитые травмы позвоночника не прошли бесследно, часто Фрида испытывала сильные и мучительные боли. Но это не мешало ей активно общаться с людьми, развлекаться, притягивать к себе внимание многих мужчин. Периодически ей нужно были ложиться в госпиталь, чтобы немного улучшить свое состояние. Также сильно затрудняло жизнь ношение специального корсета, с ним Фрида расставалась очень редко. А в 1952 году, к несчастью, ей из-за осложнений пришлось ампутировать ногу, до колена.

    Фрида Кало на обложке журнала Vogue (1937 год)


  • Но проблемы со здоровьем не стали причиной для того, чтобы бросить живопись. Наоборот, в 1953 году Фрида Кало предложила к вниманию ценителей живописи свою первую персональную выставку. Ее картины, в основном – автопортреты, позволили многим увидеть уникальную красоту художницы. Пускай на ее лице не было улыбки, но оно притягивает, заставляет остановиться и не спеша рассмотреть каждую черту.
  • Еще одна страсть известной художницы – история ее любимой Мексики. Она, как и ее муж Диего Ривера, собирала различные памятники культуры, искусства. Собранные экспонаты на данное время хранятся в «Голубом доме».


  • Яркая жизнь эксцентричной художницы, к сожалению, оборвалась раньше времени. Когда Фриде было всего лишь 47 лет, она заболела воспалением легких. Ослабленный организм не смог перенести еще и эту болезнь, и Фрида в таком еще молодом возрасте умерла. Это стало большой потерей для Мексики, для поклонников таланта Кало во всем мире. Стоит отметить, что на похоронах художницы были не только ее друзья, но и многие известные писатели, художники, президент Мексики, Ласаро Карденас.


Жизнь Фриды Кало в дневнике художницы

В последние год жизни Фрида Кало вела дневник, который будет очень интересно увидеть тем, кто изучает ее биографию и творчество. На страницах дневника она записывала мысли, делала зарисовки, коллажи. Имя, которое чаще всего встречается в записях, - это Диего. Своего мужа художница очень любила, она считала его и любовником, и братом, и ребенком, и коллегой по творчеству, и наставником. К Диего обращены многочисленные записи дневника, который состоит из 170 исписанных страниц. Можно в нем прочесть и воспоминания детства, и ее мучительные жалобы на болезнь и все трудности, которые с ней связаны. Откровенные записи Кало вела 10 лет, но они могут проиллюстрировать всю ее жизнь.

Фрида Кало во время работы с мексикнским мальчиком


Особенности творчества Фриды Кало и его связь с культурой Мексики

Основное стилевое направление картин Кало – сюрреализм, который наполнен еще и колоритными мексиканскими мотивами. Именно так определил стиль мексиканки Андре Бретон, основоположник сюрреалистической школы. Но сама Фрида очень негативно относилась к такой оценке своих работ, а также к тем, кто причислял себя к сюрреалистам. Она считала все изображенное на ее полотнах иллюстрацией реальной, настоящей жизни.

Творчество Кало было высоко оценено известными художниками не только Латинской Америки, но и США, Европы. Работы Фриды выставлялись не только на родине, но и в Париже. Правда, организована выставка была плохо. Когда по приглашению Андре Бретона Фрида приехала на свою выставку во французскую столицу, оказалось, что картины находятся до сих пор на таможне. И перед зрителями они предстали только шесть недель спустя. Но это не помешало художнице получить большое количество восхитительных отзывов. Более того, одну из картин пополнил свою коллекцию великолепный Лувр, а это говорит о многом.


Если от сюрреализма Фрида Кало тщательно отгораживалась, то влияние народного мексиканского творчества на свои работы никогда не скрывала. В ее картинах это влияние проявляется очень тонко и изысканно. Видно, что Фрида любит свою родину, ее историю и культуру. Она с удовольствием носила национальные костюмы, это можно проследить даже по многочисленным портретам. Часто на картинах можно увидеть различные символы, характерные для мексиканского прикладного искусства. Сказалась на творчестве древняя индейская мифология, национальные традиции. Но, на фоне таких характерных мексиканских мотивов, картины иллюстрируют и влияние живописи европейских художников. Сочетание разных школ и традиций, помноженное на сложные жизненные вехи, экспрессивный характер и стало основой неповторимого стиля.


Картины Фриды Кало

Перечень картин мексиканской художницы очень большой. Многие работы – уникальные автопортреты, которые Фрида начала писать еще будучи недвижимой после страшной автокатастрофы. На своих портретах Кало часто изображена в национальных мексиканских костюмах. Многие работы известны во всем мире, они неоднократно выставлялись и при жизни Кало, и после ее смерти. К таким картинам можно отнести неповторимое полотно «Две Фриды», «Маленькая лань», «Сломанная колонна», «Автопортрет. Свободные волосы». Также в перечне достижений творчества:

  1. «Моисей» (1945)
  2. «Мое платье там или Нью-Йорк» (1933)
  3. «Плоды Земли» (1938)
  4. «Самоубийство Дороти Хэйл» (1939)
  5. «Что дала мне вода» (1947)
  6. «Автопортрет» (1930)
  7. «Автобус» (1927)
  8. «Девочка в маске смерти» (1938)
  9. «Мечта» (1940)
  10. «Натюрморт» (1942)
  11. «Маска» (1945)
  12. «Автопортрет» (1948)
  13. «1945 магнолии» и многие другие.

Фрида Кало рисует портрет


Последняя работа, натюрморт «Viva la vida» (в переводе «Да здравствует жизнь!») прекрасно показывает отношение к окружающему миру этой удивительной женщины, чей путь был очень сложным и болезненным.
Некоторые картины Кало нужно не просто рассматривать, а даже разгадывать. Это сложная живопись, притягательная и завораживающая. Увидеть картины Кало можно в музеях Мексики и других стран, также в частных коллекциях.

Дом-музей Фриды Кало

В доме, где родилась известная художница, организован интересный, увлекательный музей. Само помещение было возведено за несколько лет до рождения Фриды в Койокане (пригород Мехико). Архитектура здания выдержана в национальных мексиканских традициях. Это, после организации музея, стало большим преимуществом и внесло определенный колорит в экспозицию. При жизни Фрида и ее муж значительно улучшили и экстерьер, и внутренний интерьер. Они украсили помещение в индейском традиционном стиле, окрасили в голубой цвет. Обстановка дома сохранена такой, какой была еще при художнице.


Память о художнице

Жизнь уникальной мексиканки вдохновила многих работников кино, музыкантов на создание произведения искусств, посвященных Фриде.

  • Фильм «Фрида» (2002). Роль художницы сыграла другая известная представительница Мексики, Сальма Хайек.
  • Фильм «Фрида на фоне Фриды»(2005). Неигровая арт-лента.
  • Документальный фильм «Жизнь и времена Фриды Кало»(2005).
  • Короткометражный фильм «Фрида Кало» (1971).
  • «Жизнь и смерть Фриды Кало» (1976).

В 1994 году известный джаз-флейтист из США выпустил целый альбом, посвященный художнице, Suite for Frida Kahlo. А в 2007 году в честь художницы был назван астероид.


Образ и стиль Фриды Кало:




Сальма Хаек в фильме "Фрида" фото


Другие фото Фриды Кало













Фрида Кало с любимой обезьянкой



Фрида Кало родилась в Мехико в 1907. Она третья дочь Гулермо и Матильды Кало. Отец - фотограф, по происхождению - еврей, родом из Германии. Мать - испанка, рождённая в Америке. Фрида Кало в 6 лет заболела полиомелитом, после чего осталась хромота. "Фрида - деревянная нога" - жестоко дразнили ее сверстники. А она наперекор всем плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом. На ногу натягивала по 3–4 чулка, чтобы выглядела, как здоровая.

Физический дефект помогали скрывать брюки, а после замужества - длинные национальные платья, какие до сих пор носят в штате Оахака и которые так нравились Диего. Впервые Фрида появилась в таком платье на их свадьбе, одолжив его у служанки.

Автокатастрофа произошла дождливым вечером 17 сентября 1925 года. Автомобиль, в котором Фрида ехала со своим школьным другом, столкнулся с трамваем. Удар был таким сильным, что парня вышвырнуло из машины. Но он легко отделался - лишь контузией. А Фрида... Сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра, нога. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Фриде Кало было 18 лет. И она победила.

Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Она начала с автопортретов:- "Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего".

В 22 года Фрида Кало поступает в самый престижный институт Мексики (национальную подготовительную школу). На 1000 студентов взяли только 35 девушек. Там Фрида Кало встречает будущего мужа Диего Риверу, только вернувшегося домой из Франции.

В день свадьбы Диего показал свой взрывной нрав. 42-летний новобрачный немного перебрал текилы и стал палить из пистолета в воздух. Увещевания только распаляли разгулявшегося художника. Случился первый семейный скандал. 22-летняя супруга ушла к родителям. Проспавшись, Диего просил прощения и был прощен.

Молодожены переехали в свою первую квартиру, а потом - в ставший знаменитым "голубой дом" на улице Лондрес в Койаокане, самом "богемном" районе Мехико, где они прожили много лет.

Их семейная жизнь бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда - врозь. Их связывали отношения, по словам одного из друзей, "страстные, одержимые и порой мучительные".

В 1934 году Диего Ривера изменил Фриде с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему. Сделал это открыто, понимая, что оскорбляет жену, но отношений с ней порывать не хотел. Удар для Фриды был жестоким. Гордячка, она своей болью не желала делиться ни с кем - только выплеснула ее на холст.

Получилась картина, быть может, самая трагичная в ее творчестве: обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами. Рядом с ножом в руке, с равнодушным лицом тот, кто нанес эти раны. "Всего-то несколько царапин!" - назвала полотно ироничная Фрида.

После измены Диего она решила, что тоже имеет право на любовные увлечения. Это взбесило Риверу. Позволяя себе вольности, он был нетерпим к изменам Фриды - знаменитый художник был болезненно ревнив. Однажды, застав жену с американским скульптором Исамой Ногучи, Диего выхватил пистолет, но, к счастью, не выстрелил.

Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Мексиканская художница восхищалась "трибуном русской революции", тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что, благодаря Диего Ривере, он нашел в Мехико приют.

В январе 1937 года Лев Троцкий и его жена Наталья Седова сошли на берег в мексиканском порту Тампико. Их встречала Фрида - Диего лежал тогда в госпитале. Художница привезла изгнанников в свой "голубой дом", где они нашли, наконец, тишину и покой.

Яркая, интересная, обаятельная Фрида (после нескольких минут общения ее болезненных увечий уже никто не замечал) мгновенно пленила гостей. Почти 60-летний революционер увлекся, как мальчишка. Он всячески пытался выразить свою нежность. То будто невзначай притрагивался к руке, то тайком касался под столом ее колена. Строчил пылкие записки и, вложив их в книгу, передавал прямо на глазах своей жены и Риверы.

Наталья Седова о любовной авантюре догадывалась, а Диего, говорят, так никогда и не узнал о ней. "Я очень устала от старика", - якобы обронила однажды Фрида в кругу близких друзей и оборвала недолгий роман.

Есть и другая версия этой истории. Молоденькая троцкистка будто бы не устояла перед напором трибуна революции. Их тайное свидание состоялось в загородном поместье Сан-Мигель Регла, в 130 километрах от Мехико. Однако Седова зорко следила за мужем, и интрижка была задушена на корню. Вымаливая у жены прощение, Троцкий назвал себя "ее старой верной собакой". После этого изгнанники покинули "голубой дом". Но это слухи. Никаких свидетельств этой романтической связи нет.

Больше всего в жизни Фрида любила саму жизнь - и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, она искрилась юмором, могла хохотать до изнеможения, подшучивать над собой, развлекаться и от души кутить. И только, взяв кисть, позволяла себе думать о неизбежном.

Она мечтала о ребенке, но страшная травма не позволила ей иметь детей. Три беременности - а это был настоящий подвиг в ее положении, закончились трагично. И тогда она стала рисовать детей. Чаще всего – мертвых, хотя большинство ее картин, натюрмортов, пейзажей пронизаны солнцем и светом.

Фрида была коммунисткой. Она вступила в мексиканскую компартию в 1928 году, но через год вышла из нее вслед за исключенным Диего Риверой. А через десять лет, верная своим идейным убеждениям, снова вступила в компартию. В ее доме на книжных полках стоят потрепанные, зачитанные до дыр тома Маркса, Ленина, работы Сталина, рядом - Зиновьев, изданный в 1943 году в Мехико, тут же - публицистика Гроссмана, посвященная Великой Отечественной войне, и совершенно неожиданная "Генетика в СССР".

В спальне, в изголовье кровати, висят большие портреты основоположников марксизма-ленинизма и самых даровитых их последователей. В частности, Мао Цзэдуна в красивой деревянной раме. увеличенная фотография, тоже в раме: Ленин выступает с трибуны на Красной площади перед уходящими на фронт красноармейцами. Инвалидная коляска стоит рядом с подрамником, на холсте незаконченный портрет Сталина. Вождь изображен суровым, с нахмуренными бровями, в белом парадном кителе, с одним золотистым маршальским погоном. Второй погон Фрида нарисовать не успела...

Поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты. В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке. Теперь она может передвигаться только в инвалидной коляске.

Через два года - новая трагедия: ей ампутируют до колена правую ногу. И, как утешение, в том же, 1953, году проходит первая персональная выставка Фриды Кало. Она счастлива. Она, как всегда, смеется и чуточку подтрунивает над собой. Вот, мол, какая я знаменитость. Не хуже Риверы...

А дома в крохотной спальне (ее трепетно берегут хранители "голубого дома") на потолке порхают большие яркие нарисованные бабочки. Глядя на них, Фрида успокаивается, боли утихают, и она засыпает, чтобы, проснувшись, снова взяться за кисть.

Ни на одном автопортрете Фрида не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные черные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идея ее картин зашифрована в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика художницы, утверждают искусствоведы, опирается на национальные традиции, тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода.

Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего и Фрида собирали всю жизнь, находится сейчас в саду "голубого дома". Каменные идолы, такие же каменные животные схоронились под пальмами и кактусами. Тут и там выглядывают индейские маски. Здесь есть даже редкость для иного этнографического музея - каменная плита с кольцом для игры в мяч, древняя и совсем небезобидная забава мексиканских индейцев: ведь капитан проигравшей команды приносился в жертву богам.

Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, во вторник 13 июля 1954 года. На следующий день близкие собрали ее любимые украшения, в том числе старинное, еще доколумбовых времен, ожерелье, дешевенькие простые вещицы из морских ракушек, которые она особенно любила, и положили все это в серый гроб, установленный в "Бельяс Артес" - Дворце изящных искусств.

Гроб накрыли черным покрывалом, который спускался до самого пола, усыпанного красными розами. Одноклассник Фриды Кало Артуро Гарсиа Бустос, как и она, увлеченный революционными идеями, принес красное знамя с серпом и молотом в центре белой звезды и положил его на гроб. Возник скандал, который быстро замяли, убрав знамя. Рядом с Диего Риверой стояли бывший президент Мексики Ласаро Карденас, известные художники, писатели Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор.

Мексика

Жанр:

художница

Работы на Викискладе

Магдалена Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон (исп. Magdalena Carmen Frieda/Frida Kahlo y Calderón ; 6 июля , Койоакан , Мехико , Мексика - 13 июля , там же) - мексиканская художница, наиболее известная своими автопортретами , жена Диего Риверы .

Биография

Фрида Кало родилась в семье немецкого еврея и мексиканки с индейскими корнями. В 6 лет перенесла полиомиелит , после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды.

В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу) с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 девушек. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими учащимися закрытую группу «Качучас». Её поведение часто называли эпатажным.

В Препаратории произошла её первая встреча с будущим мужем, известным мексиканским художником Диего Риверой, с по работавшим в Подготовительной школе над росписью «Созидание».

В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию, повреждения от которой включали тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы , сломанные рёбра , тройной перелом таза , одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом, что серьёзно повредило её репродуктивную функцию. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц. Она, несмотря на горячее желание, так и не смогла стать матерью.

Именно после трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа . Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Первой картиной был автопортрет , что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего» .

Специалисты полагают, что 1940-е - это эпоха расцвета художницы, время её самых интересных и зрелых работ.

Выставки

Картина «Корни» выставлялась в 2005 году в лондонской галерее «Tate», а персональная выставка Кало в этом музее стала одной из самых удачных в истории галереи - её посетили около 370 тысяч человек.

Стоимость картин

Рекордом стоимости картин Кало остаётся ещё один автопортрет 1929 года , проданный в 2000 году за 4,9 млн долларов (при первоначальной оценке - 3 - 3,8 млн.).

Дом-музей

Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Толстые стены наружного фасада, плоская крыша, один жилой этаж, планировка, при которой комнаты всегда оставались прохладными и все открывались во внутренний двор, - почти образец дома в колониальном стиле. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Снаружи дом на углу улицы Лондрэс и улицы Альендэ выглядел точно так же, как и другие в Койоакане, старом жилом районе на юго-западе пригорода Мехико. В течение 30 лет облик дома не менялся. Но Диего и Фрида сделали его таким, каким знаем его мы: дом в преобладающем синем цвете с нарядными высокими окнами, украшенный в традиционном индейском стиле, дом полный страсти.

Вход в дом охраняют два гигантских Иуды, их фигуры двадцати футов высотой, из папье-маше, делают жесты, будто приглашая друг друга к разговору.

Внутри палитры и кисти Фриды лежат на рабочем столе так, будто она только что их там оставила. У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. К сожалению, надпись неточна. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Но выбрав нечто более значительное, чем ничтожные факты, она решила, что родилась не в 1907 году, а 1910, в год начала Мексиканской революции. Поскольку в годы революционного десятилетия она была ребёнком и жила среди хаоса и залитых кровью улиц Мехико, то решила, что родилась вместе с этой революцией.

Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год». Она отражает сентиментальное, идеальное отношение к браку, что снова расходится с реальностью. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. В 1934-1939 они жили в двух домах, построенных специально для них в жилом районе Сан-Анхэле. Затем последовали долгие периоды, когда, предпочитая жить независимо в студии в Сан-Анхэле, Диего вовсе не жил вместе с Фридой, не говоря уже о том годе, когда оба Ривэра разъезжались, разводились и снова сочетались браком. Обе надписи приукрасили действительность. Как и сам музей, они - часть легенды о Фриде.

Коммерциализация имени

В начале XXI века венесуэльским предпринимателем Карлосом Дорадо был создан фонд Frida Kalho Corporation, которому потомки великого художника предоставили право на коммерческое использование имени Фриды. В течение нескольких лет появилась линия косметики, марка текилы, спортивная обувь, ювелирные изделия, керамика, корсеты и нижнее белье, а также пиво с именем Фриды Кало .

В искусстве

  • У группы Alai Oli есть песня «Фрида» посвящённая Фриде и Диего.

Наследие

21 марта 2001 года Фрида стала первой испанской женщиной, изображённой на марке США .

В 1994 году американский джаз-флейтист и композитор Джеймс Ньютон выпустил альбом, вдохновлённый Кало, под названием Suite for Frida Kahlo , на AudioQuest Music .

Примечания

  1. Фрида - немецкое имя от слова «мир», (Friede/Frieden); «е» перестало упоминаться в имени примерно с 1935 года
  2. Herrera Hayden A Biography of Frida Kahlo. - New York: HarperCollins, 1983. - ISBN 978-0-06-008589-6
  3. Frida Kahlo . Smithsonian.com. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 18 февраля 2008.
  4. Frida Kahlo by Adam G. Klein
  5. Andrea Kettenmann Frida Kahlo: Pain and Passion. - Köln: Benedikt Taschen Verlag GmbH, 1993. - P. 3. - ISBN 3-8228-9636-5
  6. Budrys, Valmantas (February 2006). «Neurological Deficits in the Life and Work of Frida Kahlo ». European Neurology 55 (1): 4–10. DOI :10.1159/000091136 . ISSN (print), ISSN 1421-9913 (Online) 0014-3022 (print), ISSN 1421-9913 (Online) . PMID 16432301 . Проверено 2008-01-22.
  7. Cruz Barbara Frida Kahlo: Portrait of a Mexican Painter. - Berkeley Heights: Enslow, 1996. - P. 9. - ISBN 0-89490-765-4
  8. Karl Ruhrberg Frida Kahlo: Art of the 20th Century: Painting, Sculpture, New Media, Photography. - Köln: Benedikt Taschen Verlag GmbH, 2000. - P. 745. - ISBN 3-8228-5907-9
  9. "Frida Kahlo " Roots « Sets $5.6 Million Record at Sotheby’s.» Art Knowledge News. 2006 (retrieved 23 August 2011)
  10. BuenoLatina. Мексика: поступило в продажу пиво с изображением Фриды Кало
  11. Кало, Фрида (англ.) на сайте Internet Movie Database
  12. Мария Кретинина В неигровом положении . Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 24 сентября 2012.
  13. Кало, Фрида (англ.) на сайте Internet Movie Database
  14. Кало, Фрида (англ.) на сайте Internet Movie Database
  15. Кало, Фрида (англ.) на сайте

Биография и личная жизнь Фриды Кало . Когда родилась, день и причина смерти Фриды Памятные места. Фрида Кало — «мать селфи»? Цитаты, картины художницы, фото и видео .

Годы жизни Фриды Кало:

родилась 6 июля 1907, умерла 13 июля 1954

Эпитафия

«Ты всегда будешь живой на земле,
Ты всегда будешь мятежной зарей,
Героическим цветком
Всех следующих рассветов».

Из сонета мексиканского поэта Карлоса Пеллисера, посвященного Фриде Кало

Биография Фриды Кало

Когда в детстве мальчишки дразнили ее «Фрида - деревянная нога» , она просто надевала на больную ногу несколько чулков, чтобы та выглядела здоровой, и бежала играть в футбол во дворе. В этом была вся Фрида - сильная, дерзкая, не позволяющая себя сломить никому и ничему , даже болезни. Потом, когда она вышла замуж, она стала носить длинные национальные платья - в них она выглядела неотразимо и нравилась своему мужу.

Фрида Кало — «Мать селфи»

Биография Фриды Кало была полна трагических событий - в детстве она болела полиомиелитом, а в 18 лет попала в тяжелую аварию , после которой у нее были сломаны два бедра, нога и поврежден позвоночник. Но и это не сломало Фриду, вопреки прогнозам врачей - она выздоровела. На восстановление ушли месяцы. Лежа в кровати, Фрида впервые попросила у отца краски и начала рисовать. Над кроватью девушки висело зеркало , в котором она могла видеть себя, и будущая известная художница начала с автопортретов : «Я пишу себя, потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». В 22 года она поступила в самый престижный университет Мексики, в котором встретила будущего мужа, Диего Риверу . Так началась новая, полная любви, страсти и боли страница в биографии Фриды .

Диего любил Фриду, но отношения, которые связывали супругов, всегда были не только страстные, но, скорее, одержимые и мучительные. Муж нередко изменял Фриде, в том числе и с ее младшей сестрой. Боль, которую переживала в своей семейной жизни Фрида, она выплескивала в творчество - ее картины получались яркими, болезненными, трагичными и, возможно, оттого еще более прекрасными. Неверный Диего, впрочем, не терпел в свою очередь ответных измен жены - однажды, застав ее с любовником-скульптором, он даже выхватил пистолет, но, к счастью, все обошлось.

Несмотря на все свои страдания всегда сохраняла живой, жизнерадостный характер - у нее было прекрасное чувство юмора, она постоянно смеялась, подшучивала над собой и друзьями и устраивала вечеринки. И все время продолжала бороться с физической болью - нередко лежала в госпитале, носила специальные корсеты, перенесла несколько операций на позвоночнике, после одной из которых навсегда осталась в инвалидном кресле . Спустя время Фрида лишилась правой ноги - она была ампутирована до колена. Но вскоре, на своей первой персональной выставке , художница Фрида Кало смеялась и шутила , как и обычно. Словно в противовес тому, что на картинах Фриды Кало художница никогда не улыбалась .

Смерть Фриды Кало наступила через неделю после того, как она отметила свой 47-й день рождения. Причиной смерти Фриды Кало стало воспаление легких . На похоронах Фриды Кало , которые прошли со всей помпезностью во Дворце изящных искусств, присутствовал не только ее муж, но и известные художники, писатели и даже бывший президент Мексики Ласаро Карденас. Могилы Фриды Кало не существует - ее тело было кремировано, а урна с прахом находится в доме Фриды Кало, ныне музее Фриды Кало . Последними словами в дневнике Фриды были: «Надеюсь, что уход будет удачным и я больше не вернусь».


Фрида с мужем Диего Риверой

Линия жизни Фриды Кало

6 июля 1907 г. Дата рождения Фриды Кало де Ривера.
17 сентября 1925 г. Авария.
1928 г. Вступление в Мексиканскую коммунистическую партию.
1929 г. Брак с художником Диего Риверой.
1937 г. Роман с Львом Троцким.
1939 г. Поездка в Париж для участия в тематической выставке мексиканского искусства, развод с Диегой Риверой.
1940 г. Повторный брак с Диего.
1953 г. Первая персональная выставка Фриды Кало в Мексике.
13 июля 1954 г. Дата смерти Фриды Кало.

Памятные места

1. Национальная подготовительная школа, где училась Фрида Кало.
2. Национальный институт Мексики, где училась Фрида Кало.
3. Студия «Чурубуско» в Мексике, где проходили съемки фильма о Фриде Кало с Сальмой Хайек в главной роли.
4. Дом Фриды Кало, который позже стал музеем Фриды Кало.
5. Дворец изящных искусств, где прошло прощание с Фридой Кало.
6. Гражданский пантеон «Долорес», где было кремировано тело Фриды Кало.

Случаи, эпизоды жизни

Мечтала иметь детей , но страшные травмы ей этого не позволяли. Она пробовала вновь и вновь, но все три беременности закончились трагично. После очередной потери ребенка она взялась за кисть и начала рисовать детей . В основном умершими - так художница пыталась примириться со своей трагедией.

Фрида Кало была знакома с Троцким . В 1937 году, когда Троцкий с семьей был выслан из СССР, Фрида с Диего приняли их в своем «голубом доме». По слухам, шестидесятилетний революционер увлекся экстравагантной и жизнерадостной Фридой не на шутку - писал ей пылкие письма, все время пытался остаться с ней наедине. По одной из версий, Фрида как-то призналась, что «устала от старика», и оборвала отношения с Троцким, по другой - она все же вступила с ним в любовную связь, но Наталья Седова, жена Троцкого, смогла вернуть мужа в лоно семьи и потребовала, чтобы они вместе покинули «голубой дом» гостеприимных мексиканских хозяев.


Картина Фриды Кало «Автопортрет с терновым ожерельем»

Заветы

«Я смеюсь над смертью, чтобы она не отняла то лучшее, что есть во мне…»
«Тревога, горе, наслаждение, смерть - это, по сути, один и всегда один способ существовать».


Документальный фильм о Фриде Кало

Соболезнования

«В четыре часа утра она жаловалась, что ей очень плохо. Когда утром приехал доктор, он констатировал, что незадолго до его приезда она умерла от эмболии легких. Когда я вошел в комнату посмотреть на нее, лицо ее было спокойным и еще более прекрасным, чем всегда. Предыдущей ночью она отдала мне кольцо, которое купила в подарок на двадцатипятилетнюю годовщину, за семнадцать дней до этой даты. Я спросил ее, почему она отдает подарок так рано, и она ответила: «Потому что я чувствую, что очень скоро покину тебя». Но, хотя Фрида понимала, что умирает, она все равно должна была бороться за жизнь. Иначе зачем бы смерть отняла у нее дыхание, пока она спала?»
Диего Ривера, муж Фриды Кало

«13 июля 1954 года было самым трагическим днем моей жизни. Я потерял мою любимую Фриду навсегда… Теперь слишком поздно, я понимаю, что самой замечательной частью моей жизни была моя любовь к Фриде».
Диего Ривера, муж Фриды Кало

«Фрида умерла. Фрида умерла. Блистательное и своевольное создание, она скончалась. Поразительный художник ушел от нас; тревожный дух, великодушное сердце, чувствительность в живой плоти, любовь до последнего к искусству, она - одно целое с Мексикой… Друг, сестра людей, великая дочь Мексики, все равно жива… Ты осталась жить…»
Андрес Идуарте, мексиканский эссеист

Ее роль в байопике очень хотела сыграть Мадонна. Но Фридой в одноименной картине стала Сальма Хайек, причем образ жизнелюбивой эпатажной мексиканской художницы ей удался потрясающе!

Биография Фриды Кало

Первый удар

Жаль, актрисе не дали «Оскар» за эту работу (высокие награды Киноакадемии были вручены за грим и саундтрек, а Хайек осталась номинанткой). Кстати, родственники тех, о ком снимается биографический художественный фильм, часто остаются недовольными трактовками событий и дорогого им образа. А тут вышло наоборот - племянница художницы была в восторге от перевоплощения Сальмы.

Кто же она, эта женщина, на чью долю выпало столько мук и боли, легенда Мексики, гордость этой латиноамериканской страны, выплескивающая свои переживания на холсты?

Для начала попробуем выговорить это длинное мексиканское имя: Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон, в замужестве де Ривера.

Почему-то судьба чуть с самого рождения преподносила ей неприятные сюрпризы. Рожденная в июле 1907-го матерью-мексиканкой (Фрида была полукровкой - у отца немецкие корни), девочка в 6 лет тяжело заболела. Детский полиомиелит - хвороба, с которой сейчас научились легко справляться с помощью прививок, - тогда был нешуточным диагнозом. Малышка выдержала это первое испытание стойко. Она не оказалась парализованной, лишь слегка прихрамывала, да одна нога стала немного тоньше.

Авария, искорежившая тело, но не душу

Первые «звоночки» от насмешницы-судьбы только заставили девочку крепче сжать зубы - впоследствии это умение очень пригодилось нашей героине. Фрида росла задиристой и весьма спортивной. Ей удалось стать одной из «избранных»: в престижную школу «Препаратория» девушек почти не брали. Кало хотела стать медиком и была весьма прилежной ученицей. Именно в этой школе она впервые увидела своего будущего мужа, тогда уже именитого живописца Диего Риверу: он занимался оформлением интерьера.

Мечты о медицине в прямом смысле этого слова переехал трамвай. Именно с ним столкнулся автобус с пассажирами. К несчастью, среди них оказалась и Фрида. Судьбе словно было мало того малюсенького полиомиелитного «укола», и она решила по-иному приковать девушку к кровати. Ей было всего 18, а она оказалась, словно в панцирь закована. Множественные переломы позвоночника, таза, правой ноги, ребер, кроме того, ее словно пригвоздило металлическим стрежнем - прямо в живот. Как она пережила эту аварию?

Год в постели - есть от чего впасть в отчаяние. А вот Фрида не сдалась. Именно тогда она взялась за кисти. Нехитрое приспособление позволило девушке рисовать лежа, над ней укрепили зеркало. И дебютом художницы стал автопортрет - позже она напишет их великое множество, это будет главной темой творчества Фриды.

Специалисты причисляют ее к сюрреалистам, но все же манера письма Кало была ближе к искусству примитивистов, а еще ее вдохновляли народные мексиканские мотивы.

Пламенная страсть

Фрида верила в идеалы коммунизма, почти что кичилась своей бисексуальностью, дымила, словно паровоз, не чуралась текилы, могла покрыть собеседника «трехэтажным» матом. Некая мужеподобность скрадывалась длинными юбками, яркими цветами одежды (она любила национальные наряды).

Та встреча с Риверой в школе оставила след в сердце, и именно его она выбрала в качестве «мужчины жизни», заключив с ним брак в 1929-м. Он был старше на 21 год, не мог пропустить ни одной более-менее симпатичной натурщицы: толстый и рано обрюзгший немолодой ловелас. Странная парочка (сами себя они называли «слон и пташка»)!

Но сила его таланта, жизнелюбивая страстная натура так манила к себе бунтарку Фриду, что она не могла противиться этой любви всю свою не очень долгую жизнь.

Да, у нее тоже были другие мужчины (даже Троцкий попал под жернова ее дикого обаяния - изгнанный из Советской России, он какое-то время жил у четы Ривера), и женщины были. Но любила она лишь своего Диего. Она стал ее гуру в живописи, к его советам она прислушивалась, у него училась.

У Риверы в 1930-е годы была долгосрочная работа в Штатах, туда последовала и жена. Эта «командировка» тяготила ее, там она еще больше почувствовала свою связь с родной культурой.

Признание и смерть

Участие в парижской выставке открыло Фриду для Европы (ее картинами интересуется Лувр), затем следуют другие престижные экспозиции.

Все больше сил и нервов тратится на выяснение отношение с неверным супругом, материнство оказывается невозможным: дают о себе знать страшные юношеские травмы. Жуткие боли лишь ненадолго утоляются сильными лекарствами, что превращается почти в зависимость.

Фрида ведет дневник (это летопись ее страданий) и лихорадочно пишет, создавая одну картину за другой: она словно знает, что времени остается мало.

Лишь за год до смерти власти организовали персональную выставку Кало. Виновница торжества не смогла самостоятельно прийти на свой «бенефис», ее, словно королеву, принесли прямо на кровати. Даже в конце пути судьба не удержалась от очередных ударов: гангрена, ампутация почти половины правой ноги (именно она тогда, во время аварии, больше всего пострадала: 11 переломов).

В июле 1954-го Фриды не стало. «Лежачий» образ жизни спровоцировал застой жидкости в легких, что вызвало воспаление и смерть. Существует версия, что она просто не вынесла дальнейших мук и приняла слишком много препаратов. Вскрытия не было, но запись в дневнике о скором уходе вряд ли может считаться предсмертной запиской. Да и вряд ли эта сильная духом, не сломленная никакими ударами судьбы женщина так легко бы сдалась.

Проститься с Фридой пришел сам президент Мексики. Уже через год «Голубой дом», в котором она родилась, стал музеем.

Лучшие работы Фриды Кало

Самые известные работы художницы - это автопортреты или сюжеты из собственной жизни. В том числе, очень известная картина «Две Фриды», «Автопортрет с попугаями», «Маленькая лань».

Писала она и мужа («Портрет Диего Ривера»).

А вот сюрреализм проявился в работах «Мое платье там», «Моисей» («Ядро создания») - со множеством узнаваемых лиц тиранов и божеств.

Галерея «Tate» несколько лет назад экспонировала произведение Фриды «Корни» (поздней оно уйдет с аукциона за 5,6 млн. долларов). В этой же британской галерее проходила (с большим успехом) и персональная выставка художницы.