Формальный и неформальный лидер в одном лице. Кто такой неформальный лидер

В каждой организации независимо от вида деятельности есть руководитель и лидер. Причём чаще всего это разные люди. Руководство, или формальное лидерство, представляет собой властное положение, которое не зависит от качеств личности. Другими словами, это власть, дарованная служебным положением. Неформальное лидерство характеризуется набором качеств, с помощью которых осуществляется эффективное влияние на людей. Неформальный лидер не всегда занимает руководящие должности, но в любой момент персонал пойдёт за ним против администрации предприятия.

Далеко не каждый человек способен стать лидером. Многие эксперты предполагают, что лидерские качества даются от природы. Конечно, в процессе социализации человек приобретает недостающие способности и качества. По мере того, как индивид взрослеет и набирается опыта, повышается талант к лидерству.

Сущность лидерства

Лидерство - ключевой компонент эффективного руководства. Оно представляет собой процесс управленческих взаимоотношений, основанный на сочетании источников власти и направленный на мотивацию людей к достижению целей. Выделяется два основных вида лидерства: формальное и неформальное. В первом случае сотрудники находятся под влиянием человека, который занимает высокое должностное положение. Во втором случае воздействие на людей оказывается через личностные способности, умения и качества.

Формальный и неформальный лидер в одном лице - довольно редкая ситуация, но в большинстве случаев она является оптимальной. Здесь нельзя не учитывать характерную черту россиян. Если начальник хорошо относится к своим подчинённым, идёт им навстречу, то отдача будет аналогичной. За такими руководителями работники готовы следовать в любое время.

Неформальный лидер: кто он?

Организационная структура предприятия обычно чётко выстроена. Глядя на неё, понимаешь, какие должности существуют в компании и какие люди их занимают. Неформальными лидерами являются люди, которые не занимают высокого положения в организации, но имеют влияние на сотрудников.

Мнение таких людей (или одного человека, это зависит от компании) всегда расценивается как важнейшее. Коллеги по работе независимо от властных полномочий и занимаемых должностей просят дать совет в той или иной ситуации. Лидер в большинстве случаев отличается харизмой и привлекательностью, что позволяет ему выделяться из толпы.

Предпосылки для того, чтобы стать человеком, готовым повести за собой других:

  • опыт в работе, наличие профессиональных умений и навыков;
  • широкий кругозор, знания в различных областях;
  • умение завязать разговор, расположить к себе людей;
  • уверенность, самоконтроль, умение преодолевать сложности.

Роль неформального лидера в организации трудно переоценить. От него зависит общее настроение сотрудников, и фактическому руководителю не следует закрывать на это глаза. Хорошим вариантом станет налаживание отношений с авторитетными людьми в компании, особенно если руководитель пришёл после них.

Признаки выявления лидера

Так называемый серый кардинал не всегда настолько очевиден, как это можно представить. Зачастую руководитель организации не знает, кто именно оказывает влияние на работников. Чтобы это выяснить, необходимо действовать осторожно и не привлекать много внимания. Неформальный лидер в группе отличается следующими признаками:

  1. Самый коммуникабельный человек. Немного времени понадобится, чтобы определить наиболее общительного работника. Чаще всего он обладает способностью легко находить общий язык с людьми любого возраста и темперамента.
  2. Авторитет. Необходимо выяснить, к кому люди постоянно обращаются за советом, просят чем-то помочь или решить какую-либо проблему. Стаж и опыт работы играют здесь важную роль.
  3. Уверенность и организаторские способности. В большинстве случаев идейный лидер выражает несогласие со спорными решениями руководства, выступает от коллектива как представитель.
  4. Хорошее отношение, как ко всему коллективу, так и каждому человеку. В процессе работы это можно определить, если он с разными людьми ходит на обед или в курилку.

Неформальные лидеры в организации появляются обычно тогда, когда возникает неожиданная ситуация, например, заканчивается срок сдачи проекта или заболел важный сотрудник. Тогда один или несколько человек берут инициативу на себя и организовывают работу, поднимая свой авторитет. Впоследствии к ним будут обращаться за советом.

Амплуа неформального лидера

Эксперты утверждают, что появление таких людей неизбежно. Руководитель из-за своей занятости не может регулировать внутренние взаимоотношения в коллективе, и на помощь ему приходит один из сотрудников. Помимо профессиональных качеств, он может сплотить людей и решить межличностные проблемы.

Неформальный лидер в коллективе может играть разную роль. Это зависит от многих факторов, начиная от стиля руководства и заканчивая личностными качествами. Выделяют пять основных амплуа лидеров:

  • Инноватор. Такого человека по-другому можно назвать генератором идей. Это тот тип людей, которые постоянно придумывают что-то новое и готовы сразу применить на практике. Они незаменимы при организации какого-либо мероприятия или внедрения нового оборудования.

  • Коммуникатор. Общительный человек, который всегда окружён людьми. Обычно он имеет хорошее чувство юмора и готов поддержать советом.
  • Кризис-менеджер. Сильные стороны такого лидера проявляются в сложных стрессовых ситуациях. Он способен сплотить людей и направить свои мысли в нужное русло. Он часто находит решение этой проблемы, а в обычной жизни ничем не выделяется.
  • Вдохновитель. Влияние неформального лидера такого амплуа нельзя назвать определяющим, но его эмоциональное воздействие даёт положительный результат.
  • Серый кардинал. Это самый опасный тип лидера. Эти люди обладают хорошими знаниями в психологии. Оставаясь в тени, они способны контролировать работу не только обычных сотрудников, но и руководства.

Каким образом можно способности лидера направить на развитие предприятия?

Руководитель и неформальный лидер не всегда состоят в хороших отношениях. Выявить вдохновителя - непростая задача, а сделать так, чтобы его качества были направлены на развитие организации - ещё тяжелее. Для того чтобы эффективно взаимодействовать с лидером, руководителю следует использовать следующие методы:

  • Поощрение инициативы. Причём необязательно это делать в виде денежного вознаграждения. Разговор, устная похвала, консультация станут достаточными причинами, чтобы наладить отношения.

  • Признание авторитета. Формальный и неформальный лидер взаимными усилиями могут достичь небывалых высот.
  • Открытость по отношению к коллективу. Необходимо работников привлекать к обсуждению той или иной проблемы. Если будет существовать полное доверие команды и руководителя, то потребность в неформальном лидере сама по себе пропадёт.

Тип лидера: "дирижёр"

Существует четыре основных вида лидера, которые сформировались по мотивационно-поведенческому признаку.

"Дирижёр" отлично подходит для взаимодействия с руководством компании. Начальник выбирает для него определённый путь, по которому неформальный лидер должен вести людей. В качестве мотивации для него служит ощущение значимости и важности в организации. "Дирижёр" по своему характеру довольно дружелюбный и трудолюбивый.

Такие люди могут побуждать к действию других, передавать им собственное желание прийти к определённому результату. Менеджер среднего звена - наиболее приемлемая должность для "дирижёра", так как он готов медленно, но верно идти вверх по карьерной лестнице. Лидер такого типа охотно организует работу людей в рамках чёткой задачи. Те области, где нужно всю ответственность брать на себя, неподвластны "дирижёрам".

Рубаха-парень

Дружелюбный, эмоциональный человек, который способен заряжать позитивом других людей. Такой неформальный лидер отлично подходит для того, чтобы оказывать влияние на конкретных людей, которые в силу различных причин не хотят выполнять поставленную задачу.

При помощи обаятельности и привлекательности он может сеять положительные эмоции внутри коллектива. Отказать ему практически невозможно, даже самая нудная и неинтересная работа заиграет новыми красками в его присутствии. Мотивацией для такого лидера является ощущение равенства с начальством. Ему важно понимать, что он способен оказывать влияние на людей.

Серый кардинал

Неформальный лидер такого типа является загадочной личностью. С одной стороны, он может быть полезен руководству, так как с лёгкостью справляется с задачей. Причём для решения проблемы он использует неожиданные и эффективные шаги. Но с другой стороны, эти люди настолько хитры, что могут использовать руководителя в своих целях.

Серый кардинал чаще всего довольно замкнут и необщителен, но запоминает даже самые незначительные детали, с помощью которых можно манипулировать людьми. Он желает оставаться в тени и для себя знать, что он имеет огромное влияние на организацию.

Бунтарь

Самый сложный тип лидера. Для него характерно состояние постоянной борьбы, причём борьбы за справедливость. Он любит устраивать забастовки, выдвигать свои условия и т. д. Он готов везде и в любое время найти несправедливость и выступить против этого.

Бунтарь всегда отстаивает каждого работника, и в спорах с руководителем ему нет равных. Но если администрация чётко, аргументированно объяснит, что были задеты её права, лидер с таким же рвением будет защищать эту позицию. Этот тип лидера самый непостоянный, и подчинить его руководству необычайно сложно. В любой момент он может перейти на другую сторону из-за того, что нашёл долю несправедливости.

Использование лидера в целях руководства

Чаще всего руководитель не считает нужным сотрудничать с ярко выраженным лидером и использовать его в своих целях. Однако это неверно. Неформальный лидер, который не контролируется, может создать множество проблем для предприятия. Например, по его настоянию люди перестанут работать, будут требовать повышения зарплаты и т. д. Взаимосвязь руководства и лидера принесёт свои плоды для организации.

Наиболее лояльными типами считаются "дирижёр" и рубаха-парень. Однако в некоторых ситуациях и они могут создать проблемы. Например, "дирижёр" в рамках выполнения задачи может сделать шаг, который считает правильным для себя. А ввиду незнания планов предприятия этот шаг может оказаться неверным или даже критичным. Но особое внимание нужно уделить бунтарям. Для этого нужно всегда его загружать работой, чтобы у него не было времени на организацию забастовок.

Заключение

Появление неформального лидера в коллективе может оказать на компанию как положительное, так и отрицательное влияние. Здесь всё зависит от типа лидера и поведения руководителя. В любом случае начальнику необходимо доверять своим сотрудникам, привлекать их к решению проблем и обсуждению проектов. Таким образом образуется связь и дружелюбная атмосфера, и чтобы её нарушить, неформальному лидеру нужно будет сильно постараться.

Когда речь идет о любом коллективе - группе учащихся в университете или сотрудниках на рабочем месте, всегда есть человек, назначенный на роль руководителя. Это может быть староста, старший менеджер, тот, кто ответственен за всех и задает направление процессу. Этот человек является лидером формальным, то есть наделенным властью официально. Но всегда ли такой лидер является настоящим - не тем, кто должен вести, а тем, за кем с удовольствием пойдут? Как определяется неформальный лидер, какими качествами он обладает? Поговорим об этом в данной статье.

Лидерство и организация

Вспомните себя ребенком. Играя со сверстниками на улице, вы интуитивно знали, кто инициатор ваших развлечений и шалостей. Эта личность могла быть не самой яркой среди прочих детей, но тем не менее все в компании осознавали, что именно он - идейный вдохновитель и организатор, и в чем-то старались ему подражать. Это и есть пример того, кем является неформальный лидер - человек, которому не нужны номинальные звания, но способный успешно организовать, направить и довести до конца процесс, и который знает и умело использует качества других членов команды.

Номинальное и реальное управление

Начиная с подросткового возраста люди сталкиваются с другим типом лидерства - номинальным. Неформальный лидер в группе не требует избрания, коллектив интуитивно знает и чувствует, что этот человек поведет всех. Формального лидера избирают. В школе и высших учебных заведениях это староста - учащийся, являющийся связующим звеном между преподавательским составом и учениками. В рабочем коллективе - группе трудящихся, равных по должности, руководитель также чаще всего выбирает «старшего», задающего вектор работы и предоставляющего возможность обратной связи по трудовому процессу. Какими качествами должен обладать официальный лидер и почему чаще всего формальный и неформальный лидер не может быть представлен одним и тем же человеком?

Разница между номильным и реальным лидерством

Для того чтобы понять, почему реальные лидеры нечасто оказываются на руководящих постах, нужно разобраться, какие качества ценятся теми, кто назначает формального лидера коллектива. Итак, прежде всего это ответственность и пунктуальность - формальный организатор должен четко, «по форме и в срок» нести ответ перед начальством о работе, результатах труда. Этот человек нередко является карьеристом и не скрывает этого, а начальство, видя такую амбициозность, продвигает его по карьерной лестнице и пользуется таким желанием в своих интересах. Формальный лидер может быть человеком не самых высоких моральных принципов - преследуя собственные цели, ему иногда приходится информировать официальное начальство о действиях коллег, докладывать о происходящем внутри коллектива. Кроме того, формальный лидер, пользуясь своим положением, может демонстрировать свое преимущество в статусе перед коллегами. Какими же качествами обладает неформальный лидер?

В чем особенности реального лидера?

Лучше всего представить себе неформального лидера, ориентируясь на характеристики заводилы в детском коллективе. Дети ведут себя куда более естественно, нежели взрослые, так как они еще не связаны никакими обязательствами. Например, человек может владеть выдающимися но подавлять их из-за обстоятельств (финансовых или иных). Дети же ни за чем не гонятся, они просто играют в свое удовольствие.

Вспомните, кто возглавлял вашу «шайку», когда вы были ребенком, играя со сверстниками? Этот человек мог не обладать явным физическим преимуществом, но у него был свой внутренний стержень. Лидер не подстраивается ни под кого, он сам по себе, и идет лишь за собственными убеждениями. Такой тип людей никогда не имитирует поведение других, и как бы они ему ни нравились, не будет подражать. Его ценность - в естественности. Лидер имеет свою четкую систему ценностей, которая не будет изменяться ситуативно. Он завоевывает доверие по причине своего постоянства и последовательности в принимаемых решениях.

Неформальный лидер также не нуждается в последователях, он не будет формировать вокруг себя круг подражателей. Он предлагает идеи, но если коллектив не считает нужным их реализовывать, то он не будет унижаться до просьб. Вспомните детство: вряд ли лидер вашей компании уговаривал всех сыграть в ту или иную игру. Если он предлагал что-то, а другие ребята отказывались, он просто изменял идею.

Лидерство во взрослом мире

Целостный лидер в детстве может перестать быть таковым, повзрослев. Так как мы живем в социуме, приходится подстраиваться под обстоятельства, а иногда становиться «на горло» собственным желаниям. Впрочем, человек с ярко выраженными лидерскими качествами не перестанет ими обладать, даже если ситуация будет складываться против него. Между тем роли формального и реального лидера настолько разные, что пересекаются достаточно редко. Начальнику совершенно невыгоден настоящий лидер на руководящем посту. Такой человек не всегда будет подчиняться указаниям, вряд ли станет доносить на товарищей, да и играть в «своего» как для начальника, так и для коллег ему не удастся.

Или представьте, что в учебном заведении назначили неформального лидера. Если возникнет возможность пропустить лекции, безусловно, неформальный лидер захочет ею воспользоваться, поскольку он идейный организатор и ищет самые эффективные пути времяпровождения для себя и коллектива. Но для старосты такое решение не является правильным, так как оно вредит учебному процессу.

Так существует ли ответ на вопрос: «Каким будет руководитель - неформальный лидер?». Для товарищей и коллег, возможно, он бы стал лучшим и желательным менеджером, но этого не скажешь в отношении вышестоящего начальства и производственного процесса. Именно по этой причине мудрый начальник не изберет своей «правой рукой» подлинного лидера, а выберет кандидата по иным важным качествам.

Когда неформальный лидер в коллективе - помеха

Нужно понимать, что подлинный лидер чаще всего является революционером в душе. Он любит свободу, ему чужды авторитеты, у него нет кумиров. Неважно, чем он занимается и на какой должности работает - в первую очередь он будет прислушиваться к внутреннему голосу, а не к нуждам рабочего процесса. Эти качества могут сыграть ему недобрую службу. Представьте, что в коллективе есть человек, который постоянно подбивает товарищей (и причем достаточно успешно) прогуливать пары, уходить с работы раньше, устраивать «сабантуи». Если этот человек ценен как сотрудник, то начальству стоит отвести ему отдельную роль в организации. Например, наделить такими полномочиями, чтобы ему было невыгодно нарушать процесс работы или учебы. Тогда бунтарь будет «обуздан» и сможет проявлять себя в других сферах.

Роль неформального лидера

Зачем нужен неформальный лидер организации? Этот вопрос достаточно наивен, ведь именно этот человек является главным вдохновителем и примером для других. Это не плохо и не хорошо - просто так распределены роли. Без неформального лидера в коллективе не будет чего-то незаменимого, хоть это и невозможно ощутить материально. Без такого «клея» члены организации будут чувствовать себя разрозненными, никак не связанными единицами коллектива. Когда в группе нет неформального лидера, члены группы не имеют общего вектора движения. Если речь идет о работе, то без реального лидера часто наблюдается текучесть кадров, люди легко оставляют рабочее место в случае даже небольших проблем. И напротив, неформальный лидер укрепляет коллектив, люди ощущают себя почти семьей. А иногда спешат на работу с не меньшим удовольствием, чем после нее домой.

Формальный лидер коллектива состоит в соответствующей управляющей должности. Его обязанности – направлять других, он несет ответственность за результаты работы. Взаимодействие с подчиненными осуществляется только по делу. Но лидерство формируется не только на формальной основе, формального лидера как раз таки могут за него и не признавать. Часто формальный лидер озабочен своим карьерным продвижением, и эмоциональная привязанность к группе ему только мешает.

Формальный лидер обладает поддержкой в виде официально отведенных ему полномочий. Неформальный же становится лидером за счет своих способностей и личных качеств. Неформальный лидер является символом общности группы и образцом ее поведения. Выделение его происходит спонтанно и обычно после этого сохраняется по умолчанию. Неформального лидера еще можно назвать лидером психологическим. Часто выбирают того человека, который обладает качествами, отсутствующими у руководителя.

Зачастую формальным лидерам не достает харизмы, уверенности в себе, гибкости и нестандартности, энергии, чувства юмора. Они бывают слишком властными и агрессивными, слишком зацикленными на собственных амбициях. Неформальный лидер чаще всего занимается регуляцией межличностных отношений в коллективе, когда формальный соблюдает интересы организации в целом. Он проявляет более высокий уровень активности и участия. Другие члены коллектива видят это и добровольно занимают ведомую позицию.

Каким бывает неформальный лидер

Есть несколько типов неформальных лидеров. «Дирижер» оказывает влияние на коллектив, не отходя от заданного руководством направления. Он чувствует себя значимым оттого, что на него рассчитывает начальство. Отличаются дружелюбием и активностью, подстегивая к тому же и остальных. С руководителем они обычно сосуществуют мирно. «Рубаха-парень» - душа компании, у него отлично получается организовать людей для выполнения задач своим обаянием. Общаться на равных с начальством – удовольствие для него.

«Серый кардинал» придумывает пути решения задач, учитывая личностные способности всех подчиненных. Обращает внимание на каждую мелочь, ведь на них можно удачно сыграть. В открытую на первые места такой неформальный лидер не метит, но знает, что он первый. «Бунтарь» - любитель сражаться с несправедливостью. Он любит бороться за права членов коллектива, но может вступиться и за руководство. Бунтаря необходимо вовремя вычислить и возложить на него важную задачу, чтобы он не разлагал коллектив.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

По предмету: «Менеджмент»

На тему: «Сущность лидерства. Формальные и неформальные лидеры. Качества лидера»

Введение

Сущность лидерства

Качества лидера

Формальные и неформальные лидеры

Заключение

Список литературы

Введение

Тема лидерства очень актуальна в наше время. Очень много людей, особенно молодых и энергичных, не хотят работать в качестве подчиненных, не хотят выполнять поручения и указания других людей. Наоборот, они сами хотят руководить другими людьми, давать им указания - быть боссами. Все больше людей стремятся достичь постов руководителей, но далеко не каждый достигает своих целей. А если кому-то и удается стать начальником, руководителем фирмы или организации, это еще не значит, что он займет лидерские позиции среди своих подчиненных. Руководитель и лидер - это разные понятия, хотя иногда они сливаются. Каждый лидер может стать руководителем, но не каждый руководитель может быть лидером.

Объект этой работы - лидер.

Цель этой работы - определить сущность лидерства, понять какие качества присущи лидеру, кто может стать лидером, почему любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером.

То, что лидером быть не просто, и то, что лидеру приходится двигаться быстрее других - известно. Но тогда почему столько людей хотят быть лидерами, бьются за лидерство, учатся быть лидерами? Ответ один: лидер - это очень выгодная социальная роль. Один раз вложившись и став лидером, вы долгое время будете иметь большие дивиденды.

Лидер - это тот, кто имеет преимущество.

Сущность лидерства

Несмотря на то, что руководство - существенный компонент эффективного управления, эффективные лидеры всегда являются одновременно и эффективными управляющими. Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он влияет на других. Файди, Хаус, и Карр устанавливают различие между управлением и лидерством: «Управление можно определить как умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные им официальные поручения и решают определенные задачи. Лидерство же, наоборот, является процессом, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы».

У активного менеджера есть все необходимые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим в себе официальное признание руководства и неофициальное подчиненных. Но здесь следует обратить внимание на такой момент. Как бы человек не стремился стать лидером (а это мечта многих людей), он никогда им не станет, если окружающие не воспримут его так. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.

Управляющий становится во главе организации в результате намеренного действия формальной организации - делегирования полномочий. Лидерами могут становиться не по воле организации, хотя возможности вести за собой людей тоже можно увеличить путем делегирования полномочий. Члены организации знают, кто их руководитель, а ведомые не всегда знают, что их ведут. Действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Очень часто руководитель является лидером совершенно без всякой привязки к его формальной должности в иерархии. Цель лидера - влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.

Менеджмент есть социальный по своей сути феномен, а лидерство - психологический. И в этом основное различие между ними. Но в тоже время есть и немало общего:

1) И руководство, и лидерство являются средством координации отношений членов социальной группы, средством управления ими. Только один из этих феноменов «работает» в системе формальных, официальных отношений, а другой - в системе отношений неформальных, неофициальных.

2) Оба феномена реализуют процессы социального влияния в группе (коллективе). Но в одном случае (руководство) это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как в другом (лидерство) - по неофициальным.

3) Обоим феноменам присущ момент известной субординации отношений. Причем в руководстве он выступает достаточно отчетливо и закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие гораздо менее заметно и заранее никак не очерчено.

4) И лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанным со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Лидерство есть важный ресурс менеджмента. В наше время хороший руководитель организации - это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.

В своих определениях лидерства в организации многие авторы старались четко сформулировать тот особый компонент, который вносит сам лидер. Например, Катц и Кан рассматривают лидерство, как «оказывающий влияние элемент, который появляется помимо механического исполнения рутинных поручений организации». В своем определении лидерства Питер Друкер развивает эту мысль дальше: «Лидерство - это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки».

Окружающие, как считают психологи, воспринимают лидера по четырем основным моделям:

1) «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки, как и все другие члены коллектива.

2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим параметрам (деловым, нравственным, коммуникационным) и воспринимается как образец для подражания.

3) «воплощение добродетели». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь.

4) «оправдание всех ожиданий». Такой лидер всегда стремиться выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же видят в нем одновременно и «лучшего из нас» и «оправдание всех ожиданий». И в соответствии с этим и строят свое отношение к нему, позволяют лидеру распространять свое влияние на коллектив и на каждого в отдельности. Мы можем сделать вывод, что лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновение их на то, чтобы они по доброй воли стремились достичь неких целей.

Эффективность лидера непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер. Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидер воздействует на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его умении управлять социальными конфликтами. Лидер может выбрать роль посредника или судьи, в зависимости от характера конфликта и особенностей его участников. Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства, умело их использует в официальных и неофициальных контактах.

Качества лидера

Какие особенности или черты делают человека лидером? Ранние теории лидерских черт, восходящие еще к Древней Греции и Риму, утверждали, что индивид либо рождается с качествами, необходимыми для лидера, либо нет. Считается, что знаменитые исторические личности имели естественные способности подняться над любой ситуацией и стать лидером (Александр Македонский, Бонапарт, Линкольн и др.). Со временем исследователи согласились с тем фактом, что лидерские способности могут быть не только врожденными, но и приобретенными в результате обучения или жизненного опыта. Внимание переключилось на поиск универсальных качеств, присущим лидерам. В результате исследований оказалось, что единственной постоянной характеристикой оказался интеллект.

Но более глубокому исследованию лидерство, как и руководство подверглось в начале 20-х годов ХХ столетия, когда начал проявляться интерес к управлению, как к науке. Целью исследования было выявить общие качества или личностные характеристики эффективных руководителей. Одной из ранних теорий является «теория черт» (личностная теория лидерства). Согласно этой теории лидером может стать только такой человек, который имеет определенный набор личностных качеств или совокупность определенных психологических черт. Теория черт объясняет феномен лидерства выдающимися качествами человека, такими как воля, ум, компетентность, целеустремленность, организаторские способности.

Разные авторы стремились выделить необходимые для лидера черты или характеристики, но так и не пришли к единому мнению. Так, американский исследователь К.Берд составил список, в котором фигурировали инициативность, коммуникабельность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, доброта. Позднее Р.Стогдилл добавил еще популярность, красноречие. Хотя ни одна из черт не занимает значительного места в характеристике лидера, однако они в характеристике лидера присутствуют.

Но рассматривать эффективность лидера, учитывая только черты личности, недостаточно. Существует несколько теорий лидерства, которые фиксируют внимание одновременно на личностных качествах лидера и ситуации, в которой он действует. Это ситуационные теории лидерства. По этой теории, лидерство-это продукт определенной ситуации. В разных конкретных ситуациях появляются отдельные члены группы, которые имеют преимущества перед другими, хотя бы одной чертой, а так как эта черта является необходимой в данный момент, человек становится лидером. Представители поведенческого подхода считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. Согласно теории харизматического лидерства последователи испытывают вдохновение от лидера и стремятся во всем ему подражать. Психологические теории описывают как внутреннее побуждение человека к занятию руководящих позиций влияет на становление, характер и направленность лидера.

Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И.Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера: лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер-эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

Исходя из различных теорий, можно выделить основные признаки лидера:

1) У лидера самая большая активность и инициативность при решении задач.

2) Лидер больше информирован о членах группы, о решаемой задаче, о ситуации в целом.

3) Лидер оказывает сильное влияние на других членов группы.

Существует несколько способов выявления лидерских способностей. Это тестирование и другие психологические методы, особенно широко применяемые к молодым претендентам на руководящие должности, а также изучение биографии и трудового стажа, подбор уже как-то проявивших себя людей.

Известный американский исследователь лидерства Стивен Кови утверждает, что лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на самом верхнем. Лучшие лидеры обычно придерживаются общего комплекса ценностей, в который входят справедливость, равенство, беспристрастность, целостность, честность, доверие. Каждый человек может определить, пригоден ли он к лидерству, с помощью восьми критериев:

1.ориентация на служение другим

2.непрерывное самосовершенствование

3.вера в других

4.излучение положительной энергии, доброжелательность

5.рациональное распределение времени и усилий

6.внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события

7.терпимость, самокритичность, признание заслуг других и их равного права на самовыражение

8.забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии.

Неудачи постигают лидеров по разным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта многих лидеров свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Еще успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями для решения задач, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские.

Что нужно, чтобы стать лидером? Прежде всего это личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность и риск. Лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели. Жить лидерам не просто, на своем пути они встречают немало трудностей, главная из которых по всеобщему признанию - руководство подчиненными. На втором месте стоит - планирование деятельности фирм, на третьем - увольнение сотрудников.

Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые». «Игроки» внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому и быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней удержаться. «Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны, берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь получить от него как можно больше, а устремлены в будущее. Власть в их руки попадает всерьез и надолго. Именно они являются истинными лидерами, обладающие авторитетом у своих подчиненных.

Обычно авторитетный лидер - руководитель от природы. Но что делать, если его нет? Можно, пусть на время, поставить во главе дела просто умного, хорошо обученного специалиста. А для того, чтобы такого безошибочно подобрать, нужно знать качества, которые в обязательном порядке должны быть ему присущи. Существует несколько групп таких качеств: личные, профессиональные, организаторские (деловые).

1.Личные качества. К ним в первую очередь относятся честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Еще сюда входит человечность и забота о людях, стремление к сотрудничеству, борьба с собственными недостатками, формирование у себя положительного отношения к жизни и работе.

2.Профессиональные качества. Это компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Это умение анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы.

3.Организаторские качества. Это уровень организаторской культуры, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров. К этой группе качеств нужно отнести целеустремленность. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Другим качеством является деловитость. Она заключается в умении четко ставить задачи и принимать обоснованные решения. Еще одним организаторским качеством является энергичность - способность заражать людей уверенностью путем личного примера, собственного оптимизма.

Формальные и неформальные лидеры

лидерство координация социальный формальный

Лидер - это член группы, который добровольно взял на себя значительную меру ответственности в достижении групповых целей. Формальный лидер назначается или выбирается, приобретая таким образом официальный статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который в своем поведении отвечает групповым ценностям и нормам. Он ведет группу, стимулируя достижения групповых целей и проявляя при этом более высокий уровень активности в сравнении с другими членами группы.

Формальное лидерство - когда влияние исходит из официального положения в организации, неформальное лидерство - когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерству в большей мере свойственна неформальная основа. Р.Л.Кричевский пишет: «Руководство - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения ее нет. Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический».

Неформальный лидер может проявиться и получить признание в коллективе, организации в силу своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, политических, психологических и иных качеств. Своим авторитетом и влиянием неформальный лидер воздействует на поведение людей и может составить оппозицию формальному руководителю.

Подчиненные всегда желают видеть в руководителе не только начальника, лишенного эмоций и переживаний, но и человека, обладающими лучшими нравственными качествами, заботящегося не только об эффективности организации и о себе лично, но и о сотрудниках. Идеальным для менеджмента является гармоничное сочетание обеих основ лидерства.

Поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором - он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Неформальный лидер - это член группы, который официально не имеет руководящей должности, но из-за своих личностных качеств, жизненного опыта и поведения занял особое положение - лидерское. Существенные факторы, определяющие возможность неформального лидерства включают: возраст, должность, профессиональные знания и умения, психологию личности, личностные качества, из которых главные - компетентность и отзывчивость, признание группой. Неформальные лидеры получают от группы властные полномочия в принятии решений и распоряжении ресурсами. В своей деятельности он делает главную ставку на людей и взаимоотношения между ними.

Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. Неформальный лидер имеет две первостепенные функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование. Иногда эти функции выполняются разными людьми. Если это так, то в неформальной группе возникают два лидера: один для выполнения целей группы, другой - для социального взаимодействия.

Большое разделение на формальных и неформальных лидеров имеется в политической среде, когда есть формальный руководитель (президент, премьер-министр, император) и неформальные лидеры, которые и держат власть. Хотя, в большинстве случаев, формальный руководитель является лидером, ведь чтобы получить свою должность ему пришлось проявить лидерские качества. Очень важно социальное предназначение лидера, т.е. характерные для него роль и ситуация, в которой он проявляет себя и привлекает людей в наибольшей степени. Интересна классификация политических лидеров, предложенная М.Дж.Херманн. Есть несколько условно-собирательных образов лидеров, которые можно рассмотреть на примере политических лидеров:

1) Лидер-знаменосец: эффективно действует как идейный вдохновитель и вождь широких масс. Он самостоятелен и критичен в оценках действительности, и знает «как исправить ситуацию». На своем знамени он точно обозначил цель, способную увлечь массы и пути ее достижения. Примерами лидера-знаменосца могут быть В.Ленин, А.Гитлер.

2) Лидер-служитель - напротив, ориентирован прежде всего, на обеспечение интересов выдвинувшей его группы сторонников. Он стремится исправно служить своим приверженцам, не забывая в то же время идти «навстречу народу». Лидерами этого типа были Л.Брежнев, К.Черненко.

3) Лидер-торговец - фигура современная, рациональная, «рыночная». Он окружает себя командой компетентных профессионалов-помощников, определяющих наиболее эффективные пути социально-экономического развития общества. Лидер-торговец умеет ярко преподнести и выгодно продать свои идеи и планы, привлекая все больше сторонников тем, что знает их потребности и хочет вмести с ними добиться их удовлетворения. Именно такой линии поведения следовал Р. Рейган.

4) Лидер-пожарный лучше всего проявляет себя в чрезвычайных ситуациях (политические кризисы, социальные и международные конфликты, экономические потрясения), а так же в оперативном решении самых неотложных проблем. Он эффективно действует «по обстановке». Именно так действовал В.В.Путин.

Заключение

Лидерство появилось вместе с человечеством. Оно неизбежно и универсально. Там, где есть социальные группы, закономерно существует лидерство. Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их потребностей. Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, способность вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.

Каждая эпоха рождает своих лидеров и предъявляет к ним свои требования. Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет и сотрудники признают его лидером.

1.Лидеры являются обычными людьми, отражающими весь спектр человеческого многообразия: они могут быть как экстравертами, так и интровертами, хорошими и не очень коммуникаторами, и нет какого-то универсального критерия, характеризующего лидера.

2.При выборе лидера необходимо уделить наибольшее внимание энергии кандидата, на его устремлениях и движущих силах, и, возможно, несколько меньшее значение должно отводиться таким факторам как его способности в учебе и уровню интеллекта.

3.При изучении лидеров сразу замечаешь высокую степень интеграции личности и его предназначения, бесстрашие, настойчивость и способность вдохновлять других. Только те лидеры, которые способны зажечь огонь в других, могут привести компанию к успеху.

5.Главная задача лидера заключается в том, чтобы не оставлять сомнений касательно ключевых целей и ценностей компании.

Лидеры такие же разные, как все люди, но все они пропитаны силой и энтузиазмом, которые ведут компании вперед. Лидера невозможно сыграть, для этого, прежде всего, необходимо интегрировать в себе такие понятия как личность и предназначение. Энергия и сила воли являются незаменимыми характеристиками эффективного лидера.

Наиболее важные навыки, которые требуются для того, чтобы изменить мир - это навыки лидерства. Если мы хотим управлять собственной судьбой и оказывать влияние на судьбы нашей семьи, сообщества, организации и всей планеты, необходимость лидерских способностей становится очевидной. Эффективное лидерство - один из ключей к нашему будущему успеху.

Список литературы

1. Вергилес Э.В. «Лидерство и власть» 2003г.

2. Р.Дилтс «НЛП. Навыки эффективного лидерства» 2003г.

3. Г.Симон «Скрытые чемпионы» гл.10 Лидеры

4. Н.И.Кабушкин «Основы менеджмента»

5. М.К.де Врис «Мистика лидерства» 2004г.

6. Р.Л.Кричевский «Если вы - руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе» 1998г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема лидерства и руководства. Соединение в одном лице лидера и руководителя. Теория лидерских качеств. Интеллектуальные способности, личностные черты характера. Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры. Концепции лидерского поведения.

    реферат , добавлен 23.01.2011

    Понятие лидерства, его основные группы. Типы подходов к его изучению в организации. Теории и концепции лидерских качеств и поведения. Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры. Сущность и стили руководства, уровни и типология руководителей.

    реферат , добавлен 07.03.2010

    Основные определения понятия и подходы к определению эффективного лидерства. Стили лидерства, теория лидерских качеств, ситуационное лидерство, различия между ролью лидера и менеджера, интуиция как навык руководителя. Гендерное исследование лидерства.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2010

    Понятие и сущность лидерства. Положения основных теорий лидерства и ситуации их применения. Проблема соотношения лидера и менеджера и пути ее решения. Методы диагностики лидерских качеств в организации. Анализ лидерства и групповой динамики предприятия.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2014

    Работа руководителя. Формальное и неформальное лидерство. Ситуационная теория. Позитивная направленность лидера. Устранение негативного лидера. Управленческие роли. Решетка менеджмента. Стили управления и их характеристика. Деловые качества персонала.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2008

    Лидерство как важнейший компонент эффективного руководства. Анализ природы лидерства. Современная теория менеджмента. Незаменимая роль лидера. Эффективность и типология лидерства. Отличие менеджера от лидера. Управление лидерством в организации.

    реферат , добавлен 25.11.2008

    Управление и его основные элементы и методы. Выработка методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Ключевые различия между лидерством и руководством в организации. Выраженность лидерских компетенций у руководителей среднего звена.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2012

    Изучение понятия и сущность лидерства и анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. Основные качества лидера по Уоррену Беннису. Семь основных навыков лидера по Барту Нанусу. Характеристики лидеров, ориентированных на ценности, по Тулу.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2010

    Сущность понятия лидера, его главные функции, цели и задачи деятельности. Темперамент и способности лидера, требования к его личностным и профессиональным качествам. Экспериментальное исследование лидерства, факторы, влияющие на его формирования.

    курсовая работа , добавлен 30.06.2014

    Взаимоотношения лидерства и руководства. Анализ признаков формального лидера - человека, направляющего работу других и несущего персональную ответственность за ее результаты. Управление неформальным лидерством и способы его сосуществования с руководством.

МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»

Семестровая работа по дисциплине «Политология»

Тема: «Формальное и неформальное политическое лидерство».

Работу выполнила:

студентка группы ЭМР-353

Усова В.В.

Проверил:

Скобелина Н.А.

Волгоград, 2010

1. Введение……………………………………………………………………3

2. Психология лидерства……………………………………………………4

3. Политическое лидерство………………………………………………….6

4. Формальное и неформальное политическое лидерство……………….11

5.Примеры формального и неформального лидерства в политике…….13

6. Заключение………………………………………………………………..16

7. Список использованной литературы……………………………………..17

Введение.

Лидерство есть везде. Человек рождается и у него уже существуют лидерские качества, а потом это проявляется в разных областях. Одна из таких областей – политика.

Политическая власть независимо от ее носителей строится в виде пирамиды. В основании пирамиды находятся господствующие социальные группы, далее – их политически активная часть, занимающая верхние места пирамиды.

Ее представители объединены, как правило, в одну или несколько партий и формируют аппарат государственной власти. На вершине пирамиды – руководители высших органов государственного управления, где высший пост принадлежит главе государства. На каждой ступени власти, в учреждениях и организациях, которые ее представляют, есть свои пирамиды власти, возглавляемые группой ответственных руководителей, составляющих аппарат власти. Руководители управляют деятельностью подчиненных, ведут их за собой. Отсюда и понятие - «лидер» (от англ. leader –ведущий, руководящий). Лидер – это наиболее авторитетный член группы, за которым группа признает право на осуществление функций управления и принятия ответственных решений в значимых для нее ситуациях.

Лидерство представляет собой исторически сложившуюся потребность людей в организации своей деятельности и упорядочения возможностей.

Тема актуальна, потому что сейчас время, когда власть постоянно перестраивается, и сосредотачивается в руках одного человека.

Цель работы – рассмотреть понятие лидерства, формальное и неформальное политическое лидерство и его особенности.

Психология лидерства.

В психологии говорят о разных типах лидера. Это может быть вдохновитель, исполнитель, универсальный и ситуативный лидер, эмоциональный, деловой. Существуют разные классификации. Но вот что интересно: лидер может быть официальным руководителем, а может и не быть, и даже наоборот, выглядеть как организационный аутсайдер или даже маргинал.

В дружеских, сочувственных, основанных на идее помощи ближнему или, наоборот, антиобщественных, асоциальных группах, как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. Лидером оказывается человек, отвечающий за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы, а руководитель ориентирован и отвечает за успешность и результативность деятельности. Руководитель часто не учитывает, как такая ориентированность отразится на морально - психологической атмосфере возглавляемой им группы. Можно сделать вывод о том, что в обществе лидеров может быть больше, чем один человек, но именно один стоит выше всех и затмевает других. Лидер сам по себе самый уверенный в себе, в своих возможностях, и в невозможностях окружающих. Даже в наше время используют типологию лидерства, придуманную Вебером, еще в начала 20-го века.

1. Традиционное лидерство - право на лидерство определяется принадлежностью к правящей элите, вере в святость и неизменность традиций. (Лидером становятся в силу традиций, например, когда сын вождя племени, монарха наследует пост отца после его смерти).

2. Рационально-легальное лидерство - власть лидера ограничивается законом: закону подчиняются и лидеры, и массы. Установленные законы изменяются только установленными законом процедурами.

3. Харизматическое лидерство - основанное на вере в исключительные способности вождя, который обладает харизмой (от греч. - божественный дар, благодать). Харизматический лидер полагает, что он выполняет “историческую миссию” и поэтому требует безусловного послушания и поддержки. Он должен постоянно доказывать массам свою исключительность, совершая необыкновенные подвиги.

Вебер считал, что самое «правильное» лидерство – это харизматическое лидерство, потому что такой лидер обаятелен и люди в силу своей «любви» ему верят, он может быть не до конца честен и верен закону, но люди будут его любить просто так. Просто потому, что такому лидеру хочется верить.

Лидерство – прежде всего свойство человека, которое помогает ему осуществлять какие-либо планы, в чьих либо интересах. Можно сказать, что лидерство является процессом оказания влияния на одного человека или на группу людей. Часто лидером становится человек не по своему желанию, а по желанию группу. «Выборы» объясняются этим, так же как и назначения какого либо политика, или когда группа студентов выбирает старосту и т.д.

Рассмотрим лидерство как свойство человека:

1. Физическая и эмоциональная выносливость – лидер это тяжелая работа, как физическая, так и эмоциональная.

2. Лидер должен иметь какие-либо духовные ценности, что бы группа видела это, и «подчинялась» лидеру, думала, что он компетентен не только в вопросах лидерства, но и в духовных вопросов.

3. Энтузиазм. Лидеры часто одержимы какой-либо идеей, и не важно, относится ли она к управлению или нет. Их энтузиазм так или иначе трансформируется в господство.

4. Дружелюбие и привязанность. Лидерам необходимо знать хотя бы о какой либо симпатии группы к нему, иначе вся его деятельность сведется на нет. Никто не хочет делать ничего, пока за это ему не будет благодарности.

5. Профессионализм – лидер должен быть умен и эрудирован, знать много фактов о том, что представляет собой группа, которой он управляет.

6. Порядочность – он должен располагать доверию. А люди никогда не будут верить человеку, который уже один раз их обманул.

Политическое лидерство.

Политическое лидерство является одним из уникальных явлений политической и общественной жизни, связанных с осуществлением властных функций. Данное явление определяется как способ построения власти, основанной на объединении различных социальных слоев (групп) вокруг выдвигаемой лидером программы решения социальных задач.

Политическое лидерство - процесс постоянного приоритетного и легитимного влияния на объект политики (общество, организацию или группу) авторитета одного или нескольких лиц. П.л. основано на способности политического лидера понимать мотивы деятельности различных социальных групп, учитывать их интересы при осуществлении политического курса, воздействовать на основных политических акторов, убеждать людей. П.л. связано с отношениями классов, наций, государств. Основные черты П.л. - постоянство влияния, его распространение на всю группу (организацию, общество), однозначная направленность воздействия от лидера к членам группы, опора не на прямое применение силы, а на авторитет или признание правомерности руководства. В то же время характер и тип осуществления П.л. зависит от состояния и уровня развития социальной группы, организации или общества в целом.

Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации. Пояснить его субъективные механизмы помогают психологические концепции, и в частности, психоаналитическое объяснение лидерства. Как считает основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к творчеству, и в том числе к лидерству. У многих людей обладание руководящими позициями выполняет своего рода компенсаторные функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности и т.п.

Определенные психологические потребности отражает и подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства. И в такой семье каждый человек – определенная социальная группа.

Любая социальная группа делится на какие-либо уровни. Например, политическое лидерство существует на трех социальных уровнях, где оно выполняет различные функции. Например:

1. Лидерство на уровне малой группы, объединенной политическими интересами (например, группы лиц, составляющих верхний эшелон власти в стране). Оно представляет собой механизм интеграции труп-повой деятельности, в котором лидер направляет и организует действия группы, предъявляющей к личности лидера определенные требования, Лидерство этого уровня присуще всем обществам.

2. Лидерство на уровне политических движений. На этом уровне лидер должен быть лицом (или лицами), с которыми определенные слои населения связывают возможности удовлетворения своих интересов. В этом случае принципиальное значение имеют не столько личные качества лидера, сколько способность адекватно выражать интересы части населения, его поддерживающей, то есть его умения сформировать такие интересы в виде конкретных политических требований и сформулировать их, определить тактику борьбы и эффективные способы их удовлетворения. В этом случае лидерство выполняет не только интегративную, но и прагматическую функцию. Первые два уровня характеризуют лидерство в любом обществе, независимо от формы государственного устройства. Лидером второго уровня может быть как потенциальный диктатор, так и реформатор демократической ориентации.

3. Лидерство, представленное в виде социального института, действующего во властных отношениях. Данный уровень характеризуется определенным типом политического поведения: политическое лидерство предполагает взаимное удовлетворение интересов как лидера, так и “ведомых”. Личностные характеристики, имеющие важное значение на первом и втором уровнях, здесь не оказывают решающего влияния. Его деятельность определяется в значительной мере той политической культурой, которая характерна для данного общества.

Политическое лидерство есть феномен власти. В лидерстве четко проявляется способность одного лица, находящегося на вершине властной пирамиды, изменять желаемым для себя образом социальное поведение других людей, социальных слоев, общества (если речь идет об общенациональном лидере).

Наиболее полно функциональные особенности политического лидерства проявляются на общегосударственном уровне. Здесь самая главная задача этого политического института состоит в осуществлении широкого круга организационно-управленческих функций, предполагающих многочисленные действия по выработке, подготовке, принятию и реализации решений; координации действий участвующих в этом процессе структур; согласовании интересов тех или иных звеньев и т.д.

Высшее положение лидера в структуре власти и управления предполагает его целенаправленные усилия по интеграции как общества в целом (объединения масс), так и усилению его солидарности с политическими, прежде всего государственными, структурами и формами организации жизни.

Заинтересованность лидера как представителя власти в усилении своего положения и сохранении стабильности правящего режима побуждает его стремиться к минимизации конфликтов, умиротворению политических дискуссий, снижению напряженности конкуренции за власть. Таким образом, политическое лидерство – это в основном фактор стабильности действующего режима правления.

Как субъект особых нравственно-этических отношений с населением политический лидер выполняет коммуникативную функцию, в рамках осуществления которой он олицетворяет в глазах общества персональную и политическую ответственность за гарантии прав и свобод населения и, как следствие, за совокупную деятельность режима. Следуя этим целям, лидер обязан бережно относиться к традициям и обычаям народа, достигнутому им уровню осознания и понимания политических реалий, быть терпимым к его заблуждениям и недостаткам.

Близким по значению к этой задаче является и такая задача лидера, как мобилизация активности населения на решение тех или иных конкретных проблем в государстве и обществе. В данном отношении первостепенную роль играет его личный авторитет, умение вдохновить население на те или иные солидарные с режимом действия.

Политический лидер, направляя деятельность государственных (политических) структур, сам по сути дела представляет собой тот институт, который обязан творчески отвечать на вызовы сложившейся ситуации, адекватно оценивать существующее положение, инициировать соответствующие проекты, способствовать необходимым изменениям, совершенствованию средств и методов деятельности власти.

В любом случае политическое лидерство служит институтом, который включает большую часть населения в решение социальных проблем в масштабах общества в целом. Приведем параллель с психологией (см. выше) – в политике получается, что лидеров может быть много – одни формальные лидеры, а другие неформальные.

Рассмотрим их поподробнее.

Формальное и неформальное политическое лидерство.

В лидерстве принято выделять два аспекта: формальное и неформальное лидерство. Формальное лидерство – это приоритетное влияние лидера на группу в силу занимаемого им руководящего поста. Официальная должность предоставляет ее владельцу ряд административных прав, с помощью которых он может активно воздействовать на поведение своих подчиненных. Неформальное (реальное) лидерство основывается на заслуженном авторитете лидера, на его действительном умении выполнять роль лидера, на добровольном признании за ним права на руководство со стороны членов группы (общества).

Политическое лидерство характеризуют оба эти аспекта. При этом формальный аспект является определяющим, т.к., во-первых, лидерами становятся, уже достигнув определенного положения в государственных или общественных структурах, во-вторых, влияние лидера на политические процессы во многом зависит от силы и влияния организации, которую он представляет. В современном обществе выдающаяся личность, если она не опирается на организацию, на СМИ, на поддержку соратников, не сможет стать политическим лидером.

Под формальным лидерством принято понимать приоритетное влияние определенного лица на группу, которое основывается на руководящем положении этого лица, связанного с обладанием определенными ресурсами и властью. Неформальное лидерство понимается как субъективные способности, готовность и умения человека выполнять функции лидера, при этом со стороны членов группы должно быть признание за этим человеком руководства.

При этом, руководство - это всегда формальное лидерство, а лидерство подразумевает неформальное влияние. По своему замыслу понятие «руководить» предполагает наличие соответствующей классификации, преимущества по сравнению с подчиненными в управленческих качествах, и, соответственно, наличие делового авторитета, который вкупе с личным авторитетом создает отличные предпосылки для неформального лидерства.

Вывод из этого следующий - эффективный руководитель не всегда является эффективным лидером, и наоборот. Желание быть лидером присуще отнюдь не малому количеству людей, но на практике идеального сочетания двух типов отношений управления (лидерства формального и неформального), увы, не наблюдается. А, между тем, эффективный руководитель - это гармоничное сочетание лидера и руководителя в одном человеке. А эффективное руководство невозможно без лидерства. И, поскольку это так, лидерство можно считать венцом управленческой деятельности.

«Когда вождь, заслуживающий названия самого лучшего, завершает работу, люди говорят, что мы все сделали сами» Лао Цзы.

Неформальные лидеры находятся вдали от применения силы, принуждения или давления. Они как бы «вне» процесса раздачи указаний.

Формальные лидеры же закрепили свое лидерство документами.

Институциализация руководящих функций отражается в понятии формального лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающее на положении в общественной иерархии, месте ролевых структурах, обладании ресурсами влияния. В противоположность формальному лидерству, неформальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы (общества). Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами. Правда часто бывает так, что лидерство рождается из определенных человеческих комплексов.

Примеры формального и неформального лидерства в политике.

Большинство наших соотечественников убеждены, что Владимир Путин, даже уйдя с поста президента страны, до сих пор продолжает оказывать значительное влияние на политическую жизнь России. К таким выводам пришли специалисты Левада-Центра, опросившие 1,6 тыс. россиян в 127 населенных пунктах страны.

В том, что Владимир Путин продолжает серьезно влиять на политическую жизнь России, убеждены 84% россиян, говорят специалисты Левада-Центра. Правда, менее года назад, а именно в феврале 2009 года, такой точки зрения придерживались 87% россиян. Также большинство опрошенных россиян (71%) считают, что в ближайшее время не стоит ждать каких-либо разногласий в тандеме Путин - Медведев: премьер и президент будут действовать согласованно.

Достаточно яркий пример, когда в стране 2 лидера. Причем Один неформальный (бывший президент), а другой формальный (нынешний президент).

Рейтинг одобрения деятельности президента Дмитрия Медведева почти сравнялся с рейтингом премьер-министра Владимира Путина. Как пишут 29 октября "Ведомости", это произошло впервые с начала наблюдений за тандемом.

Глава государства сократил отставание от председателя правительства и в условных предвыборных рейтингах. 24 процента опрошенных заявили, что на выборах президента проголосовали бы за Путина; условную кандидатуру Медведева готов поддержать 21 процент. 51 процент респондентов считает, что Россией должен править жесткий президент с "твердой рукой"; 39 процентов желают стране лидера, открытого для сотрудничества со всеми политическими силами.

Как отмечают "Ведомости", до сих пор рейтинги Путина были значительно выше рейтингов Медведева. В 2009 году разрыв между президентом и премьером в рейтинге одобрения работы составлял 5-6 процентов в пользу последнего. Что касается условных предвыборных рейтингов, то здесь Путин опережал Медведева на 9-11 процентов.

Как сообщалось, к 1 августа фонд "Общественное мнение", "Левада-центр" и ВЦИОМ зафиксировали рекордное снижение рейтингов доверия к Медведеву и Путину. Тогда было установлено, что президенту доверяют 52 процента респондентов вместо прежних 62 процентов, а премьеру - 61 процент.

Нынешний рост рейтингов Медведева в "Левада-центре" объясняют возросшей политической активностью президента. Получается, что Медведев относительно лидерства может занять позиции и стать не только формальным, но и неформальным лидером, потому что сегодняшняя позиция президента все больше и больше находит духовную поддержку населения. Безусловно, для общего политического положения это хорошо, так как конкуренция всегда способствовала «реализацию» необходимых дел. То есть сейчас и Путин и Медведев стремятся к решению насущных проблем в стране. Есть мнение о том, что Медведев для Путина является прикрытием для своих политических действий. А для народа – тандем Путин-Медведев не рушим, это значит, что формальный и неформальный лидер как бы действуют вместе, что добавляет еще больше веры народа.

Заключение.

В своей работе я рассмотрела лидерство как понятие, формальное и неформальное политическое лидерство, особенности и параллели с психологией, так же рассмотрела лидерство на примере России.

В целом можно сказать, что лидерство, прежде всего дар, и лидер должен носить определенные качества, а уж политический лидер подавно. Нельзя сказать, что формальный лидер лучше неформального, и наоборот тоже нельзя сказать. По моему мнению, эти понятия всегда будут стоять рядом, потому, что полного господства одной системы в любом случае не может быть.

В России неформальный лидер – В.В.Путин (премьер министр), он изменил самосознание людей в лучшую сторону. А потом подкрепил это самосознание, назначив вместо себя Д.А.Медведева. И теперь в головах народа это не 2 человека, а один большой и властный лидер, который поведет страну в нужную сторону.

Список использованной литературы.

1. Аналитический новостной портал http://lenta.ru

2.Ежедневная деловая интернет-газета, 2010-11-25 http://www.rbcdaily.ru

3. Лидер XXI века, энциклопедия практической психологии. Под редакцией Р. Корсини и А. Аэурбаха. 2е издание, перевод А.Алексеева, Эскмо, 2005г. 1069 с.

4. Интернет издание «Политология и политика» http://gospolit.ru

5. А.А. Федосеев. Введение в политологию: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского государственного ун-та, 1994.

6. Авцинова Г.В. Политическое лидерство // Государство и право, 1993 г., с. 5.

7. «Политология. Энциклопедический словарь» М., 1993. - С. 157

8. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. - С. 646-648

9. Шевченко А. «Формальное и не формальное политическое лидерство», статья, интернет журнал «Webcommunity», 2010г.


Шевченко А. «Формальное и не формальное политическое лидерство», статья, интернет журнал «Webcommunity», 2010г.

Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. - С. 646-648

«Политология. Энциклопедический словарь» М., 1993. - С. 157

Авцинова Г.В. Политическое лидерство // Государство и право, 1993 г., с. 5.

Интернет издание «Политология и политика» http://gospolit.ru

А.А. Федосеев. Введение в политологию: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского государственного ун-та, 1994, с. 78

Лидер XXI века, энциклопедия практической психологии. Под редакцией Р. Корсини и А. Аэурбаха. 2е издание, перевод А.Алексеева, Эскмо, 2005г. С. 546