Элен и аскольд запашные измены. Тебе лучше поехать к маме…

СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ Когда в вашей жизни появился цирк?

АСКОЛЬД ЗАПАШНЫЙ Я не знаю ответа на этот вопрос, потому что «рожден в опилках». Мы с братом Эдгардом ‒ потомственные цирковые артисты в четвертом поколении, и для нас цирк и жизнь начались одновременно. И цирк был настолько естественен, что какие-то обычные явления нами в детстве воспринимались более непривычными, чем, живущие рядом дикие звери или возможность кататься на верблюде или слоне. В песочнице мы точно играли реже, чем наши нецирковые сверстники.

С.Р. Интересно, а что сегодня для вас, циркового артиста, непривычное, необычное?

АСКОЛЬД Ну, вот недавно, например, я впервые в жизни в компании олимпийских чемпионов прокатился по олимпийской трассе по бобслею в Сочи. Это были совершенно сумасшедшие ощущения! Даже несмотря на то, что на следующий день у меня дико болела спина, потому что во время проката на таком бобе человек испытывает нагрузки в 5G. Это штука удивительная, очень опасная. Но для меня даже не это стало главным, а возможность оказаться среди этих людей, среди суперпрофессионалов. Это эмоции неподдельные! А после этого я пошел и прыгнул с моста в пропасть в банджи. Вы не представляете, какой я счастливый был! Да, конечно, я не боюсь высоты, в цирке я хожу по канату на 12 метрах с партнерами на плечах, несу ответственность и за их жизни. Но когда ты поднимаешься на мост над ущельем в 200 метров и прыгаешь оттуда – это другое. Это круто! Вот это и есть ощущения вне цирка.

С.Р. Рождение детей не заставило стать менее рисковым ?

АСКОЛЬД Помню, моя мама, когда только появилась дочь, сказала: «Ну, теперь-то ты будешь более аккуратен, должен беречь себя!» И даже подняла палец вверх. Но я не верю в то, что надо быть осторожнее, чтобы что-то не случилось. Я – рациональный человек, но, если что-то судьбой или чем-то, кем-то еще уготовано, так тому и быть. Я об этом не задумываюсь, потому что такие мысли способны привести к паранойе… Так же, кстати, как и гиперопека детей может превратиться в манию, и я знаю примеры, когда родители, забыв обо всем, на этой опеке и зацикливаются. А поскольку вещь это инстинктивная и связана с психологией, у них на это даже и повод всегда находится. Так и вырастает несамостоятельный балбес. Но рано или поздно он что-то сам ведь захочет сделать? Вот тогда, будучи неподготовленным, он и способен совершить серьезные ошибки. Так что моя точка зрения такова: опекать детей нужно настолько, насколько это действительно необходимо, рисковать же самому стоит, когда имеется в виду какой-то благородный риск, и при этом брать от жизни максимум. Поэтому, когда говорят: вот, ты должен быть осторожным, у тебя семья, ответственность и т. п. (а я при этом люблю с парашютом прыгнуть или в открытый океан к акулам опуститься), я вспоминаю, как опасно летать в самолете или ехать с лихими водителями по серпантину. И где опаснее, где рискованнее, скажите мне? А об этих ежедневных рисках почему-то никто не вспоминает. Да, я несколько утрирую, но просто заявлять, что нужно больше себя беречь, если у тебя появились дети, это только стереотип. А я не люблю стереотипов.

С.Р. Похожи ли Ева и Эльза на своего папу в этой тяге к необычному?

АСКОЛЬД Трудно сказать, они еще маленькие… Хотя в этом году я специально возил девочек в Диснейленд, хотел посмотреть, как они реагируют на те или иные аттракционы. Там же не только детские качельки-карусельки есть… Когда в первый раз с Евой решили проехать на американской горке с двумя мертвыми петлями, мне даже за нее страшно стало. Шли мы к горке, музыка такая забойная играла, атмосфера было немножко напряженная, и я Еву отвлекал, потому что видел: она волнуется. Мы сели на сиденье, нас закрыли специальными держалками, я взял руку дочери и почувствовал, как быстро бьется ее сердечко. «Ой, что же я делаю», ‒ подумалось тогда. Хотя на этой горке даже более младшим детям кататься разрешено. В общем, мы прокатились, и, когда все закончилось, с карусели выскочил безумно счастливый ребенок с криками: «Я хочу еще!!! Это было круто!!!» И это ‒ здорово! Но были и парадоксы. Например, когда обе дочери пошли в комнату ужасов, Ева устроила такую истерику прямо на входе, что мне пришлось вывести ее. А с младшей я прокатился там аж 9 раз. И такие вещи непредсказуемы. Я просто предлагал дочерям все аттракционы, на что-то они соглашались, от чего-то отказывались. Например, падающий лифт их испугал. Подобной же философии руководствуюсь и в их воспитании: если есть возможность, подойдите, посмотрите. А я всегда готов сначала на себе все проверить. После этого сами принимайте решение.

С.Р. Элен, скажите, ваши девичьи ожидания хоть немного оказались похожи на нынешнюю семью?

ЭЛЕН А я совершенно никак не представляла себе будущую семью, не думала об этом. На первом месте была карьера. Я же выросла в Израиле, и здесь девушки сначала думают именно о работе. Кроме того, я никогда не испытывала дефицита в молодых людях, поэтому и переживать, и мечтать было не о чем. В общем, цели искать мужа не стояло. Была цель закончить медицинский в Минске, где я училась, и поскорее уехать домой, продолжать династию врачей. Врачом я стала, и работаю сейчас дерматологом-косметологом, но только в Москве. Все в моей жизни изменила случайная встреча с Аскольдом в Минске. Еще во время учебы там я побывала на выступлении братьев, где Аскольд увидел меня и добился встречи... В общем, меньше чем через три месяца мы с ним уже мечтали о том, какой будет наша семья и дети.

С.Р. А стать цирковой артисткой после встречи с Аскольдом могли?

ЭЛЕН Могла бы. И Аскольд предлагал мне это. Но… Я пришла в цирк, когда мне уже исполнилось тридцать. К тому же, к сожалению, физических данных для акробатики у меня не было. Принципиально важно было и то, что, начав уже взрослой, я никогда бы не смогла дотянуться до профессионального уровня. Цирковые, чтобы выйти в манеж со своим номером, трудятся всю жизнь. А я? Стать цирковой артисткой, выступая в поставленном другими готовом номере, например, с собачками? И все только потому, что удачно вышла замуж? Нет, это было не для меня, я не хотела краснеть ни перед самой собой, ни перед цирковыми. Хотя выходы на манеж у меня все же были. В Казани, вместе с балетными девочками. Танец, который длился секунд 15‒20, мне казался очень простым… Так вот, мне понадобился месяц на его отработку. Затем был просмотр, смотрели братья, весь коллектив. Первый раз не одобрили, разрешили выйти на манеж только со второго раза. Всего лишь 20-секундный танец!

С.Р. Ева и Эльза будут пятым цирковым поколением вашей семьи?

АСКОЛЬД Конечно! Они уже работают в цирке. В зимние праздники сестер можно будет увидеть на представлении «Ангел Ы» в Лужниках, где обе играют главные роли. А карьеру им я начал строить практически с рождения: выносил на общий поклон в крупных проектах. Даже специальные костюмчики у них для каждого выступления были. Впервые в маленьких ролях выбегать на сцену дочки стали три года назад. Это был эксперимент, я хотел посмотреть, как они, во-первых, справятся со сценой, второе, что немаловажно, смогут ли работать на постоянной основе: приходить, гримироваться, одеваться ‒ выполнять долг…

С.Р. Смогли?

АСКОЛЬД Да. А позже у них были главные роли в спектакле «Посланник». Сначала роль получила Ева, потому что Эльза была излишне капризна, а здесь нужно было полный спектакль вести. Когда старшая начала репетировать, младшая сперва присматривалась. И вдруг у нее появилась ревность, она спросила, когда будет репетировать. Я очень порадовался, провел с ней взрослую беседу, сказав, что это не игра и если она готова работать, то можно начинать. Но уж не отступать. «Папа, я обещаю все делать», ‒ сказала Эльза. Я рискнул и не пожалел ‒ девочки полноценно отработали полный сезон.

С.Р. То есть никаких проблем с воспитанием, с послушанием, у вас нет?

АСКОЛЬД Нет. Поймите, я – профессиональный дрессировщик, который на протяжении сорока лет находился в клетке с убийцами и выжил. Но вопрос не в страхе. Я умею дисциплинировать, воспитывать. Дрессура – это просто воспитание более опасных, чем дети, существ с достаточно ограниченным интеллектом.

Совет от Элен Запашной

У меня две девочки-погодки, воспитывающиеся в абсолютно одинаковых условиях. И они настолько разные! Не верю, что характер формируется с годами, уверена: какая родилась, такой и останешься. Можно только что-то подкорректировать, обезопасить. Вывод: все советы могут быть только и строго индивидуальны. Помнить об этом ‒ мой единственный совет всем мамам и папам.

С.Р. Как думаете, что девочек больше всего привлекает в цирке?

ЭЛЕН Цирк – это костюмы, грим. Девочкам там уделяют внимание. А еще – адреналин. Помню, в ту ночь, когда Еве предстояло первый раз совсем одной выйти в «Посланнике» на манеж, мы с Аскольдом не спали всю ночь. Дело в том, что на всех репетициях, на всех сценах с ней за руку выбегал папа, одной прямо перед зрителями ей предстояло остаться впервые. Причем и дублеров, случись что, у девочек не было. А у Аскольда самый страшный сон ‒ это остановка спектакля. Как же нас трясло за час до премьеры! Помню, мы стоим перед кулисой, звонит третий звонок, гаснет свет… Я держу Еву и чувствую ее бешеное сердцебиение. «Мамочка, я так боюсь», ‒ шепчет мне дочь. Не помню точно, что я ей говорила, но суть была такая: «Солнышко, ты это делаешь только для себя!» То же я ей говорю, когда она играет на экзаменах в музыкальной школе: «Не обращай внимания на экзаменаторов, закрой глаза, забудь счет, забудь все, играй душой. Люди пришли тебя не экзаменовать, а просто послушать». И все получилось.

С.Р. Расскажите про девочек. Какие они?

ЭЛЕН Они обе учатся в музыкальной и обычной государственной школе, в первом и во втором классах. Эльза – младшая, копия Аскольда. Замкнутая, но очень творческая девочка. Стеснительная, говорит мало, не любит, когда ее трогают, тревожат, может проводить целые дни в своей комнате, смотреть мультики. Все куклы в нашем доме с подрезанными волосами – «с прическами», раздетые и раскрашенные в черных, готических тонах. Это дело рук и фантазии Эльзы. Ева, это ‒ я. Болтунья, расскажет все и всем, что можно и, что нельзя. Она – лидер, активная девочка, хороший организатор, в своем классе уже руководит. Ева очень хорошо считает, понимает, как зарабатываются деньги. Обожает оставаться ночевать в гостях. Например, мы из цирка уезжаем, она говорит: «Мам, можно я сейчас к бабушке ночевать поеду?» Или к подруге просится. Полностью социально адаптированная. Неважно, кто к нам домой приходит, ‒ Ева со всеми находит общий язык, а в цирке экскурсию гостям устраивает.

С.Р. Понятно, что имена девочкам выбирались с прицелом на цирковую карьеру. А кто выбирал?

ЭЛЕН Аскольд. И это моя принципиальная позиция. Я считаю, что выбор имени ‒ как второе рождение ребенка. Мама становится мамой или еще во время беременности или родив малыша, а у отцов по-другому. Тем более у таких брутальных отцов, как наши братья. Выбор имени ребенку папой, думаю, ‒ это некое участие отца в его рождении. Так, он понимает, что ребенок тоже его. Поэтому имя было прерогативой Аскольда. Я бы приняла любое.

С.Р. Девочки уже работают в цирке. А вот, скажут, детство…

АСКОЛЬД У них удивительное детство! В этом году, например, дочери побывали в четырех странах. И с цирком, и отдыхали. Не каждому ребенку такое удается в их возрасте. Я хочу дать им все, что возможно, но при этом не избаловать. Они знают четкую границу между отдыхом и работой ‒ это то, чему меня учил отец ‒ и уже очень ответственно относятся к работе. Но потом я им компенсирую труд, чем они захотят. Например, мы можем зайти в магазин, где я куплю девочкам все, на что они укажут. Здесь им можно все, в другом месте, на работе, все будет наоборот. Будет работа, будет ответственность, а это – подарок за работу. И вот так я пытаюсь их воспитывать. Плюс уважение к старшим, вообще к людям, любовь к животным, любовь к своей работе. По моим расчетам, на фоне других возможностей это должно сделать их счастливыми. Эта моя формула воспитания. А они… Приезжаю домой ‒ кидаются мне на шею, кричат: «Папа, наш самый любимый папа!»

С.Р. Элен, а вы не против, что девочки уже выступают в цирке? В перспективе, наверное, ведь будет риск?..

ЭЛЕН О будущем риске я не думаю. Не хочу об этом думать. К тому же есть отработанная техника безопасности, к нашему реквизиту никто никогда не подходит. Да и сейчас девочки еще не делают ничего травмоопасного в силу возраста. В цирке очень четкие законы: во сколько человек первый раз может в клетку войти, на какую высоту подняться и т. п. Все строго регламентировано. На самом деле, в смысле ежедневных опасностей я согласна с Аскольдом – мы просто ко многим уже привыкли. Например, когда наша няня выходит с девочками на улицу, я больше волнуюсь, как они перейдут дорогу, чем когда муж работает в манеже. А недавно Ева впервые без меня вместе с классом поехала на экскурсию. Я жутко переволновалась, звонила каждую секунду, как они едут, как доехали. Так что случиться может что угодно и где угодно. И да, я очень рада, что дочери в цирке, и очень хочу, чтобы они стали настоящими цирковыми артистами. К тому же я очень уважаю своего мужа, чтобы, войдя в его семью, устанавливать свои законы. Единственное, мы с Аскольдом даем девочкам полноценное образование, для того чтобы к моменту, когда они смогут сами выбирать, у них был багаж знаний и, собственно, возможность этого выбора, кем становиться. Но, думаю, к этому возрасту мы сделаем максимально все, чтобы они полюбили цирк как свой образ жизни.

Краткие сведения об Аскольде Запашном выглядят следующим образом. Он родился 27.09.1977 г. в Украине, в Харькове. Является одним из представителей знаменитой цирковой династии в четвертом поколении, народный артист России. Выступает в цирке как дрессировщик хищников, канатоходец, жонглер, акробат, вольтижер. Далее об Аскольде Вальтеровиче Запашном будет рассказано более подробно.

Знаменитая семья

Начиная рассказ о биографии Аскольда Запашного, нельзя не упомянуть о его знаменитой семье, насчитывающей четыре поколения. В цирке работали не только его родители, но также и бабушка, дед и прадед. Последнего звали Карл Томпсон. Он происходил из немецкой семьи, был клоуном-эксцентриком и выступал в России под псевдонимом Мильтон.

Затем семья Запашных стала специализироваться на дрессуре хищных зверей. Вальтер и Татьяна Запашные, родители Аскольда и его старшего брата Эдгарда, постоянно находились на гастролях. Эдгард родился в Ялте в 1976 году, а Аскольд в Харькове в 1977-м.

Школьные годы

Братья, несмотря на годичную разницу в возрасте, учились в одном классе. Отец мечтал об их цирковом будущем. Поскольку семья все время колесила по городам, мальчикам пришлось сменить множество школ.

Однако это не давало им права на плохую успеваемость, за этим строго следил отец. Он, несмотря на сильную занятость, всегда находил возможности для воспитания сыновей.

Начало карьеры

Цирковую биографию Аскольд начал еще в раннем возрасте. В первом цирковом номере он принял участие в 10 лет, а его официальный дебют состоялся в 11-летнем возрасте. Тогда семья гастролировала в Риге, где их номер «Машина времени» был тепло принят зрителями.

Когда в 1991 году Аскольд окончил школу, его семья заключила выгодный контракт, по которому она могла выступать в Китае. Это позволило сохранить животных в голодные 90-е. Для Запашных китайской стороной был выстроен летний цирк возле города Шэньчжэнь, в Сафари-парке.

Творчество

Аскольд Запашный во время пребывания в Китае и позже приобрел множество цирковых профессий. Он научился ходить по канату, жонглировать на спине у лошади, стал прекрасным акробатом-вольтижером, стал дрессировать не только крупных хищников, но и обезьян.

В данном виде дрессуры братья Запашные достигли больших высот. На 1-м всероссийском фестивале циркового искусства, прошедшем в 1997 году в г. Ярославле, они получили первый приз - «Золотую тройку».

После того как китайский контракт был закончен, семья вернулась в Москву. В 1998 году, на праздновании собственного юбилея, их отец, Вальтер Запашный, передал аттракцион под названием «Среди хищников» сыновьям.

Братья побывали на гастролях во множестве стран. Таких как Китай, Монако, Италия, Финляндия, Латвия, Эстония, Япония, Венгрия, Болгария, Монголия, Казахстан, Белоруссия.

Путь к вершинам мастерства

Аскольд Запашный и его брат Эдгард переняли премудрости дрессуры хищников от отца и развили их. Так, например, Аскольд за исполнение авторского трюка, представляющего собой самый длинный прыжок, совершаемый на спине у льва, оказался в Книге рекордов Гиннесса.

В 1999 году А. Запашный становится заслуженным артистом РФ, а в 2012 году - народным. А еще в 2012-м он получает должность художественного руководителя Большого Московского цирка, на которой работает по сей день, не прекращая артистические выступления.

Запашный с отличием окончил ГИТИС. Со своим братом он организовал «Цирк братьев Запашных». Он является режиссером-постановщиком и автором сценария многих цирковых шоу, среди которых такие, как: «Колизей», «Камелот», «Садко», «Легенда», «Страшная сила», «Хозяйка мертвого озера».

Эти шоу неизменно привлекают множество зрителей, которые остаются от них в большом восторге.

Личная жизнь Аскольда Запашного

На протяжении длительного времени знаменитый дрессировщик ходил в завидных женихах. Что немудрено при его видной внешности, росте 177 см, известности и богатстве. По свидетельству его окружения, за артистом охотились многие красавицы.

Однако в один момент они были разочарованы, так как стало известно, что Аскольд нашел наконец свою избранницу. Они поженились и родили двух очаровательных дочерей. Нужно отметить, что имена им были даны очень звучные - Ева и Эльза - в соответствии с традициями знаменитой цирковой семьи.

Встреча с Элен

С ней Аскольд Запашный познакомился во время гастролей в Минске. По национальности она еврейка и имеет израильское гражданство. Когда они встретились, Аскольду было 27 лет. К тому времен он расстался с артисткой цирка Еленой Бараненко, с которой восемь лет прожил в гражданском браке, так и не решившись на его узаконение.

Место рождения Элен - Белоруссия, однако еще будучи ребенком она с родителями уехала в Израиль. Девушка пришла в цирк вместе с другом Аскольда и сразу понравилась артисту. Ее отличали красота, обаяние, умение вести беседу. Кроме того, что Элен Райхлин являлась интересной личностью, она заинтриговала Аскольда еще и тем, что до встречи ничего не знала о нем и его творчестве. Это было для Запашного внове, так как он был избалован вниманием женщин, а здесь не находил его.

Преодоление препятствий

Три года длились их встречи, которые были почти эпизодическими, так как девушка не могла бросить получение высшего образования, а знаменитый дрессировщик не мог отменить гастроли.

Кроме этого, препятствием для развития отношений стало и мнение представителей обеих семей. Родные не были в восторге от возможного союза молодых людей. Родители девушки мечтали о еврейском зяте-враче, а семья дрессировщика хотела видеть в качестве его будущей супруги представительницу циркового круга. Ведь, по их мнению, только такой человек мог понять и разделить необычный стиль жизни артиста.

Но настоящая любовь помогла преодолеть препятствия, и брак состоялся. Родившиеся дочери укрепили его. Родные также коренным образом изменили свое мнение. Так, в одном из интервью мать Запашного вспоминала, что сначала отнеслась к невестке довольно холодно, но со временем приняла ее и полюбила. Она сказала сыну, что даже если они с Элен расстанутся, она будет оставаться членом семьи.

В 2016 году Эльза и Ева в первый раз выступили в цирке вместе с народными артистами РФ Аскольдом Запашным и Эдгардом Запашным - с отцом и дядей.

Авария и операции

В 2010 году братья Запашные при возвращении в Брянск для начала репетиций новой цирковой программы попали в аварию. Их автомобиль, наехав на бордюр и потеряв два моста, затормозил всего в 10 см от дерева. К счастью, никто из братьев не пострадал. Аскольд и Эдгард чудом были спасены благодаря ремням и сработавшим подушкам безопасности.

В 2014 году Аскольд Запашный перенес три сложнейших операции на позвоночнике, которые проводились в Германии. Нарушения в позвоночнике у артиста произошли вследствие исполнения им акробатических номеров и сложных трюков. Позже в интервью он вспоминал об этом с улыбкой, однако отметил, что, если бы вовремя не пошел к врачам, мог остаться на всю жизнь инвалидом.

Участие в общественно-политической жизни

Кроме цирковой деятельности и участия во многочисленных шоу, Аскольд Запашный принимает активное участие в общественно-политической жизни страны. Вот некоторые примеры:

  • 2011-й - подписание обращения против давления на судебную систему в связи с делом НК «ЮКОС».
  • 2012-й - доверенное лицо В. В. Путина.
  • 2014-й - подписание обращения, поддерживающего позицию Президента РФ по Крыму и Украине.
  • 2016-й - доверенное лицо «Единой России» на выборах в Думу и доверенное лицо С. С. Собянина, мэра Москвы.

Аскольд Запашный - успешный продюсер, народный артист России, художественный руководитель Большого Московского Цирка на проспекте Вернадского. На его счету – громкие награды и признания, а также – грандиозные шоу, которыми прославился цирк братьев Запашных: «Садко», «Камелот», «Легенда» и др.

Аскольд и его старший брат Эдгард родились в артистической семье. А это означало, что дети с большой долей вероятности, станут продолжателями цирковой династии. Так и произошло.

Отец Аскольда - известный на весь Союз дрессировщик Вальтер Михайлович Запашный и мать -Татьяна Васильевна Запашная во второй половине XX века активно колесили по стране с гастролями. Дети ездили вместе с ними и росли практически на манеже. Именно благодаря родителям братья были не разлей вода. Несмотря на то, что Эдгард старше на год, мальчики учились в одном классе, потому что отец полагал, что это важно для их будущей цирковой карьеры.

Впервые в клетку к тиграм будущий дрессировщик Аскольд вошел, когда ему исполнилось всего 10 лет. А вот официальный дебют 11-летнего мальчика состоялся зимой 1988-89 года. Тогда они с Эдгардом выступали в Риге с номером «Машина времени», который пользовался успехом у публики. Младшие Запашные изображали похитителей, укравших у клоунов телепортатор и попадавших в разные эпохи.

Позднее, в 1991-м, как раз когда мальчики окончили школу, семья уехала работать по контракту в Китай. Переезд стал спасением, поскольку жители Поднебесной предложили выгодную сделку, благодаря которой Запашные могли спасти своих животных от голодной смерти (в то время на родине были непростые времена, и с провиантом для цирковых зверей было туго).

Кстати, специально для выступлений Запашных был построен летний цирк в Сафари-парке недалеко от Шэньчжэня. Там отец Аскольда - Вальтер Запашный занимался обучением китайских специалистов дрессуре.

И пока Вальтер выступал наставником, Аскольд активно осваивал китайский язык и - цирковые азы. Свою карьеру Аскольд начинал как жонглер на лошадях и дрессировщик обезьян. За этим номера его и Эдгарда наградили главным призом Первого всероссийского фестиваля-конкурса циркового искусства в Ярославле - «Золотая тройка» (в 1997 году). Также Аскольд известен акробат-вольтижер, канатоходец, жонглер на сегвеях, акробат на роликах и т.п.

Кстати, именно в Китае Аскольд и Эдгард покрасили волосы, превратившись в блондинов. Это было сделано специально, чтобы выделяться на манеже среди китайских темноволосых коллег.

После Китая Аскольд и Эдгард выступали в разных странах - Японии, Венгрии, Монголии, Казахстане, Беларуси и др.

По возвращении в Россию Аскольд и Эдгард начали работать с тиграми и львами. Свой номер «Среди хищников» отец Вальтер Запашный передал им в 1998 году. Аскольд с трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве» даже вошел в Книгу рекордов Гиннесса!

На родине вместе с Эдгардом они создали свой цирк – «Цирк братьев Запашных», который отличает особый стиль, не похожий ни на один другой цирковой жанр.


Семья

Аскольд Запашный женат, супруга - Элен Запашная – Райхлин. У них двое детей - Ева и Эльза.


Звания и награды :

  • 1999 - заслуженный артист России - за заслуги в области искусства;
  • 2012 - народный артист России - за большие заслуги в области циркового искусства.

  • Любопытно

    Цирковой мир – не только яркое зрелище, но эффектное звучание. Потому, когда родители Аскольда и Эдгарда выбирали для детей имена, то делали это с расчетом на будущую сценическую карьеру.

    Запашные - фамилия в цирке известная, насчитывающая несколько поколений, а имя на манеже должно звучать эффектно. Петя или Вася имена в своем роде очаровательные, но не броские, то ли дело Эдгард и Аскольд. Тем не менее, выбор имени оказался делом не простым. И если Эдгарда назвали практически сразу после рождения, то с Аскольдом родителям пришлось повозиться. Было несколько вариантов: Зигфрид, Ричард, Октавиан. Последнее имя до сих пор является поводом для шуток. Эдгард уверяет, что в пылу ссоры обязательно звал бы брата Октавиаша, причем намеренно нежновато-издевательским тоном. Хотя и признает, что за подобные шутки можно было бы и получить.

    Аскольд Запашный родился 27 сентября 1977 года в городе Харьков, Украина. Его отец - Вальтер Михайлович Запашный уже тогда являлся одним из самых авторитетных дрессировщиков страны, Заслуженный артист РСФСР. Цирковыми артистами были и бабушка с дедушкой. Причем отцом бабушки Лидии был знаменитый эксцентрик и клоун Карл Томпсон, выступавший в России под сценическим именем Мильтон.

    Запашные специализировались на дрессуре хищных зверей. Эта опаснейшая профессия не раз ставила жизнь их родителей, Вальтера и Татьяны Запашных, на тонкую грань, за которой эта жизнь могла закончиться. Страшные рваные раны остались на ногах матери после нападения тигра. А уж о травмах, полученных отцом, можно рассказывать часами.

    Но такая жизнь - на лезвии бритвы - была единственно-возможной и привычной для родителей. Такой она стала и для Аскольда Запашного. Цирковая биография Аскольда началась в очень раннем возрасте. На манеж выходил еще в детстве, но участие в первом цирковом номере мальчик принял, когда ему было 10 лет. Официальным дебютом считается выход на сцену в 11-летнем возрасте. Тогда, зимой 1988 года, Запашные гастролировали в Риге. Аскольд и Эдгард участвовали в номере «Машина времени», который очень тепло принимали зрители.

    В 1991 году Аскольд Запашный вместе с семьей отправился в Поднебесную. Наступившие «лихие 90-е» поставили их подопечных на грань голодной смерти, ведь требовавшаяся провизия для львов и тигров - это каждодневные немалые расходы. А в 90-е покупать провиант животным с каждым днем становилось все трудней. К счастью, выход был найден. Китайцы предложили родителям выгодный контракт. На тот момент сыновья окончили школу. Препятствий для выезда за границу не было и семья переезжает в Китай.

    В известном месте отдыха, Сафари-парке в пригороде Шэньчжэня, для Запашных возвели летний цирк. В обязанности Вальтера Запашного входило обучение китайских дрессировщиков. Сыновья тоже участвовали в процессе. А чтобы отличаться от китайцев, они стали блондинами.

    Аскольд Запашный довольно быстро выучил сложный китайский язык, которым хорошо владеет и сегодня. В эти годы он научился жонглировать, стоя на лошадях, и дрессировать обезьян. Позже в этом виде дрессуры они с братом достигли таких высот, что получили главный приз «Золотая тройка» от Первого всероссийского фестиваля-конкурса циркового искусства.

    После окончания китайского контракта цирковое семейство вернулось в Москву. В эти годы они много гастролировали, объездив не только все крупные города постсоветского пространства, но и далекие зарубежные страны. Побывали даже в Японии.

    А еще Аскольд и Эдгард Запашные начали работать со львами и тиграми. В 1998 году отец передал сыновьям свой прославившийся аттракцион «Среди хищников». Аскольд с братом не только переняли от него все премудрости дрессуры хищных животных, но и во многом развили это опасное и красивое искусство. Аскольд Запашный со своим авторским трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве» внесен в Книгу рекордов Гиннесса.

    Вскоре братья создали свой цирк, назвав его «Цирком братьев Запашных». Его отличает особый стиль, которого нет ни у кого из коллег ни в стране, ни за рубежом.

    Аскольд Запашный является директором Большого Московского Цирка, который расположился на проспекте Вернадского. Чтобы увидеть грандиозное шоу легендарных дрессировщиков под названием «Садко», «Камелот» и «Легенда», «К.У.К.Л.А.» и «Sиsтема», регулярно приходит множество зрителей, покидающих цирковое представление в состоянии полного восхищения.

    Аскольд Запашный - медийная личность - известный, популярный человек, часто участвует в различных телевизионные шоу. Он вместе с Марией Петровой являлся участником 4 сезона телешоу «Ледниковый период» в 2013 году, так же появился в рейтинговых телепроектах «Братья Сафроновы», «Улица Веселая», «Сто к одному» и многих других.

    В сентябре 2016 года Аскольд, как и его брат, на выборах в Госдуму VII созыва был доверенным лицом партии «Единая Россия». Через два года Запашный стал профессором кафедры «Режиссура цирка» Российской Академии театрального Искусства.

    Награды и Премии Аскольда Запашного

    1997 - Победитель фестиваля циркового искусства «Золотая тройка» в Ярославле;

    1999 - Заслуженный артист России - за заслуги в области искусства;

    1999 - Звание «Артист года» от Союза цирковых деятелей;

    2001 - Лауреат премии Правительства Москвы;

    2002 - Лауреат национальной премии «Циркъ»;

    2005 - Лауреат Международного конкурса артистов цирка в г. Саратове, главный приз «Золотая тройка». Специальный приз за высокие достижения в цирковом искусстве награжден Международными призами от Китайской ассоциации циркового искусства - награда «Золотой лев».

    2006 - Вместе с братом был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» за самый длинный прыжок льва с человеком на спине.

    2007 - Лауреат Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в г. Ижевске. - Главная награда «Золотой медведь».

    2008 - Почетное звание «Народный артист Удмуртии».

    2011 - Победитель Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в Москве. Специальный приз от Монгольского государственного цирка и от Большого цирка «Мундиаль» (Испания). Также имеет Общественные награды от губернатора Кемеровской области, губернатора Брянской области и губернатора Новосибирской области.

    2011 - Второй раз занесен вместе с братом в Книгу рекордов Гиннесса за рекорд-трюк «Самая высокая колонна из 3-х человек на бегущей паре лошадей».

    2012 - Лауреат Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в г. Ижевске и второй раз награда «Золотой медведь» за исполнение конного номера «Эллада».

    2012 - Почетное звание народный артист России - за большие заслуги в области циркового искусства.

    2012 - губернатор Кемеровской области Аман Тулеев наградил Аскольда и Эдгарда Запашных высшей наградой Кемеровской области - Орденом «Ключ Дружбы», за высокий профессионализм, преданность и верность своему делу. А их маму Татьяну Васильевну Запашную - медалью «Материнская доблесть».

    2014 - Факелоносец на эстафете Олимпийского огня.

    2014 - Награжден памятной медалью и благодарственным письмом от Дмитрия Медведева «За большой вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи».

    2015 - Награжден благодарственным письмом от В.Колокольцева - Министра Внутренних дел РФ «За активную работу по подготовке и проведению комплекса мероприятий в 2014 году, направленных на социальную поддержку членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязаностей, и инвалидов вследствие военной травмы.»

    2016 - Награжден почетной грамотой от В.Колокольцева - Министра Внутренних дел «За активную работу по подготовке и проведению комплекса мероприятий в 2015 году, направленных на социальную поддержку членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязаностей, и инвалидов вследствие военной травмы.»

    2017 - Принцесса Монако, Стефания, вручила приз «За заслуги в развитии Российского цирка».

    2017 - Премия «Серебряный клоун» на 41-м Международном цирковом фестивале в Монте-Карло, Монако. Братья выразили несогласие с результатами голосования жюри.

    2018 - Согласно Указу президента России Владимира Путина, 2018 год был объявлен Годом добровольца. Аскольд Запашный вместе с братом Эдгардом Запашным стали его послами.

    Знаменитый дрессировщик хищников, младший брат из цирковой династии Запашных . Аскольд - артист цирка в четвертом поколении, заслуженный и народный артист России. Вместе со своим старшим братом Эдгаром специализируется на дрессировке диких зверей.

    Аскольд Запашный. Биография

    Аскольд Запашный родился в Харькове в 1977 году. Он на один год и два месяца младше Эдгара . Впервые в клетку с тиграми Аскольд вошел в 10 лет. Все детство братьев Запашных прошло за кулисами цирка.

    В школе братья Запашные учились вместе, и в силу того, что Аскольд был младше на год, ему пришлось изрядно попотеть над учебниками, чтобы не стать отстающим в классе. Так как цирк Запашных гастролировал по всему Советскому Союзу, то мальчикам пришлось поменять множество школ за десять лет. Но уже после получения аттестатов, их цирковым образованием занялся отец. Он учил их акробатике, эквилибру, жонглированию и дрессуре.

    Дебют Аскольда Запашного на сцене состоялся в Риге в 1988 году. Тогда он уже активно работал с животными. Но истинного первого раза ни он, ни Эдгар не помнят.

    Вот мы с Эдгардом не помним, когда в первый раз вышли на манеж. По опросам родственников и мамы выяснилось, что брату было семь, а мне шесть лет. Но опять же, это не факт. И фотографий, подтверждающих наш «дебют», нет.

    В 1991 году семья Запашных переехала в Китай, где им предложили выгодный контракт. Специально для цирковой династии и их зверей китайские власти построили летний цирк. Там же Аскольд и Эдгар сменили свой имидж, став блондинами. Так они резко стали отличаться от тамошней публики.

    Свою карьеру Аскольда и Эдгар начали, создав свой «Цирк братьев Запашных». В 2012 году артисты начали гастролировать со своей программой «К.У.К.Л.А.», в которой Аскольд Запашный был автором сценария и режиссером-постановщиком.

    Аскольд Запашный: «Цирк за то и люблю, что он с одной стороны имеет стереотипы, а с другой - безграничен. Цирк не ограничивает себя, его ограничивают люди».

    По признанию самого дрессировщика, он горд, что родился в семье акробата, который нашел себя в цирке и доказал всем, что может приручить любого зверя.

    В 2012 году Аскольду Запашному было присовено Почетное звание народный артист России.

    В 2013 году Аскольд Запашный принял участие в съемках фильма «12 месяцев» , а также в программе «Ледниковый период» , где катался в паре с Марией Петровой . Помимо этого в одном из выпусков программы «Империя иллюзий: Братья Сафроновы » (февраль 2015 года) Аскольд предстал в качестве иллюзиониста, участвовал в телеигре «Сто к одному », сыграл роли-камео в скетч-шоу «ХБ » на канале ТНТ и фильме-сказке «12 месяцев », снялся в небольшой роли в байопике «Маргарита Назарова ».

    Мой папа - фанат, - делится воспоминаниями Аскольд. - Его можно назвать «ненормальным» человеком. Он всего себя посвятил своему делу. Он бесконечно лез на рожон, травмированный бесконечное количество раз, весь в переломах от нападений хищников, со сломанной от укуса тигра шеей. Папа совершил подвиг, добившись возможности работать с хищниками, это было сверхсложно. В его премьеру на него напала тигрица, и он оказался в реанимации, профессионалы были готовы сказать: «Вот видите, мы же говорили - он не справится...» А папа, выйдя из больницы, вернулся на манеж, чтобы продолжить. После того, как папа стал ослабевать, уже ближе к старости, мама все взяла в свои руки и поддержала семью. Мама стала директором нашего цирка, она очень умная женщина, очень образованная, она здорово подняла коллектив.

    Аскольд Запашный. Личная жизнь

    Младший брат Запашный женат на Элен Запашная (Райхлин) , с которой они познакомились в Минске. Общий друг Андрей пригласил ее на выступление в цирк. Аскольд обратил внимание на девушку и попросил ее номер телефона. Но Элен отказала, сославшись, что у нее есть парень, а гастролеры уедут через несколько дней. Но как истинный укротитель тигров Аскольд не сдался, и сейчас они воспитывают двух дочерей Еву и Эльзу .