Экологическая викторина по экологии " Экологический эрудит.". Сценарий экологической викторины "экологическое ассорти"

Эта наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.). Что это за наука?

Этнология

Геология

- экология*

  1. Знаете ли вы:

Это определение ввёл австрийский геолог Эдуард Зюсс (XIX век). Учение о ней создал В.И. Вернадский - выдающийся русский ученый. Вернадский определял её как, особую активную оболочку Земли. Она населена живыми организмами. В ней деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету. О чём идёт речь?

- биосфера*

Ноосфера

Стратосфера

  1. Знаете ли вы:

Как и все подснежники, она спешит привлечь внимание насекомых-опылителей. Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Она занесена в Красную книгу. Какое растение называют живым светофором?

- медуница*

Радиола розовая

Пролеска лесная

  1. Знаете ли вы:

Она - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Она входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без неё. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 % неё. Она - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Она - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров её; 5 тысяч кубических километров её используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку её. На Земле ее много, но люди так и не научились использовать рационально. Что является самым важным веществом на Земле?

- вода*

  1. Знаете ли вы:

Когда этот металл впервые стал использоваться для производства банок для напитков в 1965 году, на изготовление 1 тысячи банок уходило около 25 килограммов металла. Сегодня эта же тысяча банок весит меньше 15 килограммов, так как мы научились лучше их изготавливать. Этот металл заменил стальные и жестяные банки и был высоко оценен за гибкость. Кроме того, он имеет еще одно преимущество: его можно легко перерабатывать любое количество раз.

- алюминий*

  1. Знаете ли вы:

Впервые День заповедников и национальных парков отмечался в 1997 г. по инициативе Центра охраны дивой природы, всемирного фонда дикой природы и экоцентра «Заповедник». Этот день выбран не случайно, именно в этот день в 1916 г. впервые в истории российского государства решением правительства был учрежден Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 федеральных заказников. Их общая площадь составляет около трёх процентов от площади Российской федерации. В какой день празднуется День заповедников и национальных парков?

  1. Знаете ли вы:

так называется поступление вредных веществ в среду обитания. Оно оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Оно бывает: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое, антропогенное. Что это такое?

Наводнение

- загрязнение*

Землетрясение

  1. Знаете ли вы:

Процесс начался в 50-е годы XX века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса. Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в этом море уменьшился. Поверхность этого моря стала втрое меньше. Вода стала более соленой, рыба погибла. Изменился даже климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль. Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей. О каком море идёт речь?

- Азовское

- Аральское*

Каспийское

  1. Знаете ли вы:

Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и окружающая среда. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. При авариях выливается такое её количество, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии, которые поедают её. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на пятно этого вещества. О каком веществе идёт речь

- нефть *

Кислота

  1. Знаете ли вы:

Рост употребления энергии человеком опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению этих дождей. Какое название получили эти дожди7

Соляные

Грибные

- кислотные*

  1. Знаете ли вы:

К ним относят стиральный порошок, мыло, шампунь, сода. Они являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Они губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым они так богаты, способствует росту водорослей (вода цветет). Они изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде. Что это за вещества?

- синтетические моющие средства*

Антибиотики

Поверхностно активные вещества

12 Знаете ли вы:

Это вещество состоит - из трех атомов кислорода. Оно образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др. Оно само образует вблизи поверхности Земли защитный слой, но для живых организмов это вещество вредно. Солнечные лучи, действуя на его оксиды, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению в его слое дыр. Доля его в некоторых местах уменьшается до 50 процентов. Впервые существование этих дыр установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи. Как называется это вещество?

- озон*

13 Знаете ли вы:

В Мире она впервые была издана в 1966 году, в СССР - в 1978г. году. Её цель - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. У неё разноцветные страницы. На её Чёрных страницах виды, которые навсегда исчезли с лица Земли. Как называется эта книга?

Книга редких видов

Экзотическая книга

- Красная книга*

14. Знаете ли вы:

Этот материк считается самым большим заповедником. На его территории и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, там обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов) Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году.). Какой заповедник считается самым большим?

- Антарктида*

Арктика

Австралия

15. Знаете ли вы:

Эти ядохимикаты используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка).

Нитраты

Удобрения

Слайд 2

Берегите эту Землю

  • Слайд 3

    Слайд 4

    Планета Земля

  • Слайд 5

    Бабочка

  • Слайд 6

    Берегите Землю

  • Слайд 7

    Вопрос

    Болгарские ученые доказали, что всего три такие многочисленные семьи могут дать исчерпывающую информацию о степени загрязнения окружающей среды. И сделают это объективнее и оперативнее, чем любая самая оснащенная экологическая организация. А кто является хозяином этих семей?

    Слайд 8

    Пасечник

  • Слайд 9

    Какое лекарственное растение люди называют «зелёным попутчиком»?

  • Слайд 10

    Подорожник

  • Слайд 11

    Вопрос

    Британские экологи потребовали, чтобы ныне действующая королева Елизавета лишила рыцарского звания сэра Уолтера Рэйли за то, что он завез в страну то, от чего еженедельно гибнет свыше 300 англичан. В какой заразе его обвиняют, если главный виновник в этом вопросе - X. Колумб?

    Слайд 12

    Табак

  • Слайд 13

    Вопрос

    В 14 в. правительство Англии запретило использовать уголь в качестве топлива из-за его зловония. Жечь уголь разрешили только представителям одной профессии. Какой?

    Слайд 14

    Кузнецам

  • Слайд 15

    Вопрос

    В 1918 г. обыкновенный дождь стал причиной экологической катастрофы у берегов Австралии: тогда погибло все живое в океане на глубине до 6 м. Каким образом недельный дождь смог сделать это?

    Слайд 16

    Опреснил морскую воду

  • Слайд 17

    Вопрос

    В 1980- 1990-е гг., несмотря на асфальт и загазованность, в крупных городах США в десятки раз увеличилось количество комаров. Виноватыми в этом оказались, по мнению экологов, автомобили. Каким же образом?

    Слайд 18

    Ответ

    Застойная вода скапливалась в старых автопокрышках - идеальном месте для размножения комаров.

    Слайд 19

    Вопрос

    Как называют густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.

    Слайд 20

    Смог

  • Слайд 21

    Вопрос

    В последнее время пустыню в штате Аризона (США) начали охранять от воров. И дело не в нефти или золоте. Крадут то, без чего пустыне угрожает запустение и опустошение. Что же вывозят воры из пустыни?

    Слайд 22

    Кактусы (оказывается, даже пустыни нуждаются в охране!)

  • Слайд 23

    Вопрос

    Какое распространённое насекомое служит переносчиком микробов, загрязняя незакрытые пищевые продукты.

    Слайд 24

    Муха

  • Слайд 25

    Вопрос

    Откуда берутся кислотные дожди?

    Слайд 26

    Ответ

    Любая дождевая вода обладает очень слабой степенью кислотности. Однако при сгорании продуктов переработки природного топлива - в автомобильных двигателях, на заводах и электростанциях - выделяются химические вещества, намного увеличивающие кислотность влаги, которая содержится в атмосфере. В конечном итоге эта влага выпадает на землю в виде кислотного дождя.

    Слайд 27

    Вопрос

    Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой.

    Слайд 28

    Экология

  • Слайд 29

    Вопрос

    • Во всем мире заповедники создаются, чтобы сохранить уголок уникальной природы. А вот в городе Кыштым Красноярского края запретили использовать всю землю вокруг него совсем с другими целями. Чьи жизни сберегало заботливое государство?

    Ответ: людей (там в 6О-е гг. произошла крупнейшая авария с утечкой радиоактивных материалов).

    Слайд 30

    Волков называют санитарами леса, потому что они уничтожают больных, старых и слабых животных. Аза что называют санитарами моря мидий?

    Слайд 31

    Ответ

    Они очищают воду

    Слайд 32

    Вопрос

    Группа экологов, изучавшая в течение месяца экологию Антарктиды, пришла к шокирующему выводу: на втором месте по загрязнению окружающей среды стоят океанические течения. А что на первом?

    Слайд 33

    Ответ

    Деятельность самой группы!

    Слайд 34

    Вопрос

    Закончите лозунг медицинско-экологической организации Белоруссии «Зеленый крест»: «Чтобы лекарства не стали едой, надо, чтобы...»

    Слайд 35

    Ответ

    «...еда стала лекарством".

    Слайд 36

    Вопрос

    Как известно, атмосфера Земли состоит из нескольких слоев. В марте 1985 г. в Вене была принята международная конвенция об охране только одного из них. Какого?

  • Ответ: Пакистан (все перечисленные страны - обладатели ядерного оружия).
  • Слайд 41

    Вопрос:

    • Министерство экологии Южной Кореи запретило пользоваться этими предметами в ресторанах. Многочисленные жалобы фермеров, свиньи которых гибли, питаясь отходами из этих ресторанов, сделали свое дело. Что же это за опасные предметы?
    • Ответ: зубочистки
  • Слайд 42

    Вопрос

    Что происходит с разным мусором, который мы выбрасываем?

    Слайд 43

    Ответ

    Часть его сжигается, что приводит к дальнейшему загрязнению воздуха и способствует процессу глобального потепления. Большая часть либо зарывается в землю, либо сбрасывается в море - опять-таки загрязняется окружающая среда И лишь незначительная часть подвергается переработке и используется повторно, хотя стекло, металлы, бумага и пластмасса легко поддаются переработке.

    Посмотреть все слайды

    Викторины для школьников с ответами — это хорошая возможность проверить знания учеников. Викторины можно провести на уроке с одним классом, а можно объединить несколько, чтобы мероприятие стало более интересным и познавательным.

    Экология — это наука, изучающая взаимодействия живых организмов, между собой и средой обитания. Экологическая викторина для школьников поможет проверить, насколько дети хорошо поняли и закрепили материал за весь учебный год, и насколько они эрудированны, ведь некоторые важные и довольно интересные вопросы не были изучены на уроках.

    Викторину можно проводить в старших и младших классах, главное, чтобы задаваемые вопросы не были слишком легкими или слишком простыми для учеников. Желательно, чтобы вопросы были интересными.

    Примеры вопросов для экологической викторины для старших классов

    Вопрос: Какое море вскоре умрет и исчезнет с лица земли?

    Ответ: Аральское. Площадь этого моря уменьшилась втрое. Произошло это из-за того, что людям срочно понадобилась территория для посадки хлопчатника и риса. На реках, которые вливались в Аральское море, были построены сеть каналов для отвода воды. Почти за пятьдесят лет объем воды в море снизился в несколько раз, увеличилась концентрация соли, погибли вся рыба и растения, которые находились в море. Исправить эту экологическую катастрофу, созданную руками человека уже невозможно.

    Вопрос: Где на сегодняшний день находится самый большой заповедник на земле?

    Ответ: Самая большая территория, на которой запрещена любая деятельность и вмешательство человека — Антарктида. На огромной территории, покрытой толщей льда, растет более 810 видов растений и проживают множество видов птиц и животных.

    Вопрос: Загрязнение каким веществом опасно для морской и океанической воды.

    Ответ: Нефтью. Нефть не разбавляется в воде, а скапливается на поверхности, образуя огромную многокилометровую пленку. В местах разлива нефти гибнут рыбы, птицы и морские животные. Но человек научился уничтожать масляные пятна на воде с помощью искусственно выведенной бактерии-нефтееда.

    Вопрос: Почему некоторые лесные животные и птицы едят ядовитые мухоморы?

    Вопрос: Инфракрасное или ультрафиолетовое излучение наиболее опасно для всех живых организмов на земле?

    Ответ: Ультрафиолетовое. Это излучение невидимое для человеческого глаза и отличается высокой химической активностью. Особенно ультрафиолет опасен для кожи и сетчатки глаз. Это излучение может спровоцировать развитие и рост онкологических опухолей.

    Вопрос: Какая ягода созревает осенью и хорошо сохраняется зимой под снегом, являясь источником питания для многих лесных животных и птиц.

    Ответ: Брусника. Это вечнозеленое растение не сбрасывает листья, а ягоды, которым не страшен мороз, к весне становятся сладкими и сочными.

    Вопрос: Почему лесные птицы садятся на муравейник, проводят на нем некоторое время и при этом не едят муравьев.

    Вопрос: Зачем крокодилы вылезают на берег, разыскивают на нем камни и проглатывают их?

    Ответ: Камни нужны им для того, чтобы увеличить массу тела и глубже нырять под водой.

    Вопрос: Чем опасна синтетическая бытовая химия?

    Ответ: Стиральные порошки, шампуни, гели для душа и другие химические вещества способны изменять поверхностное натяжение воды, уничтожая микроорганизмы и полезные бактерии, которые живут в воде. Также химия является ядовитой для человека, птиц, рыб и животных. Изготовленные из синтетических соединений моющие средства не разлагаются в воде, а накапливаются.

    Вопрос: Причина возникновения кислотных осадков

    Ответ: В кислотных осадках, со шкалой значения рН от 0,2 до 5, выявляется присутствие серной и азотной кислоты. В природе эти кислоты попадают в атмосферу из-за вулканической деятельности и лесных пожаров. Вредные и опасные химические производства, сжигание топлива в автомобилях нарушили нормальную природную концентрацию этих кислот в атмосфере и увеличили их концентрацию. Чаще всего кислотные дожди идут над крупными городами, к которых находится много машин и заводов.

    Вопрос: Какое животное не может прыгать?

    Ответ: Слон.

    Вопрос: Что способствует изменению климата?

    Ответ: Парниковый эффект, возникающий из-за повсеместной вырубки деревьев и осушения болот.

    Экологические викторины помогают детям получше узнать растительный и животный мир земли. Также эти мероприятия нужны для того, чтобы дети бережно относились к окружающей их природе.

    Место проживания : г. Темрюк, Краснодарский край

    Образовательное учреждение : государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида г.Темрюка Краснодарского края

    Дисциплина: воспитатель

    Тема: Экологическая викторина «Звездный час» для старших классов.

    Класс : 8-9 классы.

    Продолжительность урока: 40 мин.

    План проведения:

    1.Организационный момент.

    2.Вступительное слово ведущего.

          Представление команд и жюри.

          Первый тур «Секрет русских лесов».

          Вопросы для болельщиков.

          Второй тур «Растения».

          Игра «Золушка» для болельщиков.

          Третий тур « Овощи».

          Вопросы для обсуждения.

    3.Подведения итогов игры. Награждение победителей.

    Использованные информационные технологии : игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, цифровые.

    «Звёздный час»

    Экологическая игра - викторина для старших классов.

    Цель: повышать экологическую грамотность учащихся.

    Задачи:

    образовательная : расширять знания учащихся об экологии, продолжать формировать личностное отношение к экологическим проблемам;

    коррекционная : развивать логического мышления, познавательную активность, творческие коммуникативные способности учащихся;

    воспитательная : воспитывать любовь и уважения к окружающей среде, понимание единства человека и природы, их взаимосвязь.

    Ресурсы: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, музыкальное сопровождение.

    Ход мероприятия

    Слайд 1- на экран проецируется картинка природы.

    Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

    Ведущий.

    Первый тур «Секрет русских лесов».

    Слайд 2 – на экран проецируется картинки деревьев:1 - сосна,2 - вишня, 3 - рябина, 4 - клён,5 - осина,6 - берёза,7 - дуб,8 - ель.

    Вопросы:

    1. Какое дерево лишнее? (вишня плодоносящее)

    2. Какие деревья самые жаркие? (берёза, дуб)

    3. Листья, каких деревьев осенью краснеют? (рябина, клён, осина)

    4. Определите по описанию названия деревьев.

    Это дерево символ России, ещё в стародавние времена её называли деревом четырёх дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять.

    (берёза)

    5. Это мощное лесное дерево, живёт 300-400 лет, высотой до 40 метров, при обхвате 6-7 метров. Листья легко узнать. Листовая пластинка крупная, продолговатая, с глубокими выемками. Древесина твёрдая, прочная, ценная. Из неё делают мебель, паркет и многое другое.

    (дуб)

    6. Это дерево символ счастья и мира семье, потому его всегда старались посадить возле дома. О нём слагались песни, стихи, загадки. Чаще всего в народном представлении – это тонкая и нежная девушка. Плоды употребляют для укрепления желудка, благодаря высокому содержанию витаминов, из плодов варят варенье, корой лечат заболевание печени.

    (рябина)

    7. Интересны биологические особенности этого дерева. Оно имеет белый млечный сок, в котором содержится каучук. Если весной стоят тёплые, солнечные дни, семена его начинают прорастать уже на поверхности тающего снега, при температуре около 0 градусов. Прямо на снегу у них появляются и затем начинают расти корешки. Как называется это дерево?

    (клён)

    8. Ствол этого дерева верхней части имеет красивую серовато – зелённую окраску. Летом хорошо заметна характерная особенность – чрезвычайная подвижность листьев. Небольшое дуновение ветра – и вся листва на дереве приходит в движение, начинает дрожать. У дерева есть ещё одна изюминка – осенний «ветвепад». Из древесины производят спички.

    (осина)

    А теперь, пока жюри подводит итоги первого конкурса, мы поиграем с болельщиками.

    Вопросы для болельщиков:

    Вам необходимо как можно быстрее собрать пословицы и поговорки.

    Слайды 2 –14 на экран проецируются пословицы экологического содержания, которые разделены на две части и перемешаны.

      Враг природы тот …(кто лес не бережёт).

      Лес и вода …(родные брат и сестра).

      Много леса – не губи, мало леса …(береги, нет леса – посади).

      Без корня и … (трава не растёт).

      Без хозяина земля … (круглая сирота).

      Одно дерево погубил …(посади сорок).

      Подкорми птиц зимой … (они отплатят тебе зимой).

      Роща да леса … (родного края краса).

      Где один грибок … (там целый венок).

      Посадившего дерево поблагодарят и внуки, … (погубившего – проклянут и дети).

      Увидел скворца - …(весна у крыльца).

      Зимний денёк - … (с комариный носок).

      Мороз не велик, - …(да стоять не велит).

      Весна красна цветами, а - … (осень плодами).

    Жюри объявляет итоги первого тура «Секрет русских лесов».

    Второй тур «Растения».

    Слайд 15 – на экран проецируется картинки растений: 1- мать и мачеха, 2- цикорий, 3- василёк полевой, 4- зверобой, 5- льнянка, 6- тысячелистник, 7- пижма, 8- кипрей.

    Ведущий.

    Перед вами растения: 1- мать и мачеха, 2- цикорий, 3- василёк полевой, 4- зверобой, 5- льнянка, 6- тысячелистник, 7- пижма, 8- кипрей. Вам необходимо по описанию отгадать растение.

    Вопросы:

    1. У этого растения каждый лист как пёрышко птицы, собран из множества небольших листиков – пушинок. Чай из листьев повышает аппетит, листья прикладывают к ранкам, чтобы остановить кровь. Кроме этого это любимая еда кроликов, они ими лечатся. Люди долго относились к нему как сорняку, но как- то заметили, что он отпугивает насекомых от овощей. Поэтому листья заваривают и опрыскивают овощи.

    (тысячелистник)

    2. Это растение цветёт всё лето до самой осени. Сладкого сока – нектара у него нет, но зато он щедро делится своей пыльцой с насекомыми. Отцветут цветы и на их месте появляются коробочки с семенами. Когда-то считали, что он опасен для домашних животных, но оказалось, что наоборот, он помогает от многих недугов. Целебные свойства знали давным - давно жители степей казахи и называли его «джирабай» - целитель ран, лечит ожоги, снимает боль.

    (зверобой)

    3. Как только сойдёт снег в лесу, появляются первые цветы – подснежники. Но есть свои подснежники и у поля. Верхняя сторона листа этого растения на ощупь гладкая и холодная, а нижняя покрытая белым пухом, мягкая и тёплая, как бархат. Цветы собраны в круглое соцветие потому, что каждый цветок в отдельности слишком мал и хрупок, после цветения превращаются в белую пушистую шапочку. Каждое семечко снабжено природой маленькой воздушной пушинкой – парашютом, который помогает ему улететь.

    (мать и мачеха)

    4. Очень неприхотливый и упорный цветок, может жить, где редко выживают другие растения. Имеет целебные силы, им лечат разные болезни, из корней делают напиток, по вкусу похожий на кофе. Растение многолетнее, его цветы напоминает звёздочки.

    (цикорий)

    5. Это растение возвращает жизнь лесу после пожара. Он первым заселяет пепелище лилово - розовым цветом, а за ним постепенно возвращаются другие растения. Иногда его называют Иван – чаем за то, что листья и цветы можно заваривать и пить чай. После цветения появляются пушистые султанчики – семена с парашютиками.

    (кипрей)

    6. Семена этого растения прячутся среди семян хлебных зёрен и если не очистить рожь, то на следующий год поле закроется голубым цветом. В Европе издавна цветок считали одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из голубых цветов входит в изображение государственного герба. После цветения появляются семена, по форме они напоминают зёрна ржи, но есть одно отличие: семена украшены маленьким хохолком из тонких белых волосков.

    (василёк полевой)

    7. Это растение растёт у края дороги, имеет жёлтые кисти цветов. Возле них всегда вьются насекомые в поисках нектара, но добраться могут только шмели. Сильные шмели раздвигают створки цветка, напоминающие пасть собачек и пьют нектар. Но есть среди насекомых хитрецы – когда им не удаётся добраться обычным путём, они прогрызают сбоку дырочку. Пока растение не цветёт, оно похоже на лён.

    (льнянка)

    8. Это растение красуется на краю поля, возле дороги. Высоко поднятые жёлтые головки этого растения видны издалека. Зацветёт, загорится огнём, знайте – лето в разгаре. Приносят её домой, повесят на стене, чтобы не водились мухи, паучки и разные жучки, которые не любят её запаха. Посмотришь, на стене висят желтые головки и покажется тебе, что это ягоды рябины, только ещё не зрелые. Вот за это сходство с рябиной и дали люди ещё одно название – дикая рябина.

    (пижма)

    Пока подводятся итоги второго тура, болельщики могут принять участие в игре «Золушка» - с завязанными глазами нужно разобрать овощи (яблоки, помидоры, картофель) и разложить их на кучки.

    Третий тур « Овощи».

    Слайд 16. На экран проецируются картинки овощей: 1 – яблоко, 2 – капуста, 3 – тыква. 4 – огурец, 5 – перец, 6 – баклажан,7 - картофель.

    Ведущий.

    Овощные растения выращивают в огороде, в поле. Многие растения требуют не только полива, но и особого внимание к ним. Овощи незаменимый продукт питания, в них содержится много витаминов.

    Внимание! Вопрос:

      Посмотрите внимательно и скажите, все ли картинки относятся к овощам?

    (Нет. Яблоки – фрукты)

      Все овощи к осени засыхают и поэтому относятся к однолетним овощным растениям?

    (Капуста – двухлетняя)

      Узнай овощ по описанию. Это одно из древнейших культур. Семена – настоящее лакомство для людей. Плоды могут храниться до самой весны. Это однолетнее травянистое растение, цветки жёлтые, крупные, стебель стелющийся. Засухоустойчивое растение, менее требовательное к теплу и свету.

    (тыква)

      Это растение – витаминный чемпион. Когда - то это растение выращивалось как лекарственное растение и только в южных районах. Кроме сладких плодов есть и горькие. Цветёт белыми, жёлтыми или фиолетовыми цветками до глубокой осени. Плод кожистый, малосочный, внутри полый. Плоды разнообразные по форме и окраске.

    (перец)

      Это обычное растение наших огородов, принадлежит к семейству тыквенных. Родина его – Индия. Но в Европу завезли давно. Цветки жёлтые, крупные. Стебель стелется по земле, шершевато – волосистый, с усиками.

    (огурец)

      Это травянистое овощное, однолетнее растение. Цветки крупные, разнообразные по форме. Перезревшие плоды горькие, мякоть грубая, кожица серовато – зелёная. В тропиках, например, на острове Тайвань, это растение многолетнее дерево выше человеческого роста.

    (баклажан)

      Родина его – Южная Америка. Индейцы называли его «папой». У нас этот овощ в старину называли «чёртово яблоко». Подсказка: В России его первое время разводили как цветы, а за нежелание его сажать мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. О каком овоще идёт речь.

    (картофель)

    Жюри подводит итоги третьего тура.

    Ведущий.

    А сейчас мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны наши участники с точки зрения экологии. Экология – это наука о доме, жилище. Под жилищем понимается окружающая человека среда. Поэтому давайте рассмотрим с вами знаки и составим правила поведения человека в природе.

    Слайд 17. На экран проецируются знаки « Правила поведения в природе».

    Вопросы:

      О чём говорят знаки слева?

      Что мы видим справа?

      Что нужно делать с мусором?

      Почему не нужно срезать и ломать ветки?

      Как помочь раненому деревцу?

      Можно ли срывать цветы?

      Что чувствуют муравьи, когда человек нарушает их жилище?

      А что можно сделать полезного для охраны природы?

    Слово жюри для подведения итогов игры. Награждение победителей.

    Ведущий.

    Спасибо всем за участие! Ещё раз напоминаю, что природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.

    Использованная литература.

    Алоева М. А. Классные часы в 5-7-х класса. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

    Последний звонок: Газета. 2002 №12, 2006 №12,2008 №4, 2008 №7.

    Педсовет: Газета. 2002 №5, 2003 №7, 2006 №5.

    Шин С. А. Оригинальные праздники, игры, конкурсы для детей. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

    Воспитатель: Родная природа – это могущественный источник из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Дети замечают всё. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Природа великий учитель.

    Мы безумно богаты:

    В наших чащах и рощах

    Просто диву даёшься

    Но спросите иного:

    Что он знает о птицах?

    Пусть ответит толково-

    И гляди, удивится

    Как же фауна, дескать,

    Как же наше богатство –

    На полях в перелесках,

    Так сказать, птичье царство…

    Ну дрозды, ну синички…

    Где запомнишь их клички-

    Просто птички и только,

    А цветы разве знаем

    На лугах разве ценим?

    Все травой называем,

    А подкошены –сеном,

    И с деревьями тоже:

    Роща в общем и целом,

    Ель от пихты не можем

    Отличить грешным делом.

    И, конечно, тревожно,

    Что порой мы безбожно

    Не храним, что имеем,

    Не щадим, не жалеем.

    Ни за что не в ответе,

    Словно самую малость

    Нам на этой планете

    Жить и править осталось

    Не хозяева вроде,

    Так добро своё губим,

    И гордимся природой

    И отечество любим.

    Воспитатель: Дорогие родители! Сегодня мы хотим провести викторину по экологии.

    1 конкурс «Загадки-шутки»

    1.Когда человек бывает деревом? (когда он со сна)

    2.На что похожа половина яблока? (на вторую половину)

    3.Чем кончаются как день, так и ночь? (мягким знаком)

    4.Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)

    5.Каким гребешком никто не чешется (петушиным)

    6.Что находится между рекой и берегом? (И)

    7. Какой месяц короче всех? (май, всего три буквы)

    8. Может ли кулик прикусить себе язык? (у птицы нет зубов)

    2 конкурс «Найди животное»

    На карточках написаны слова. Найти в них названия животных.

    Банка — кабан; багаж – жаба; колосья – лось;

    Кино – пони; дудочка – удод; пион – пони;

    Осада – оса; зонтик – кит, кот; волна – вол; каркас- рак;

    Кожух – жук; салон – слон.

    3 конкурс «Продолжи пословицу».

    — Птицу узнают в полёте, а …..(человека в работе).

    — В степи простор, в лесу ….(- угодье).

    — Лес и вода – родные ….(брат и сестра).

    — Рыбак рыбака -…..(видит издалека).

    — Что в воду упало, то…(пропало).

    — Руби дерево крепкое, гнилое … (само упадёт).

    — Красна птица пером, а …(человек умом).

    Глупой птице свой дом … (не мил)

    4 конкурс «Экологические ребусы»

    Родители отгадывают ребусы, за правильный ответ получают фишки.

    5 конкурс «Шарады»

    1. Я по России протекаю,

    Я всем известна, но когда

    Ко мне прибавить букву с краю,

    Своё значение я меняю

    И птицей становлюсь тогда. (и-Волга).

    2. Моё начало – буква алфавита,

    Оно всегда шипит сердито,

    Второго корабли боятся

    И обойти его стремятся.

    А целое весной летает и жужжит

    То сядет на цветок,

    То снова полетит (ш – мель).

    3. Первое –нота, второе –тоже,

    А в целом на горох похоже. (фа – соль).

    4. Начало и конец – предлоги,

    А средний слог – одна из нот.

    Ответ в лесу; кто там побродит,

    Грибов лукошко наберёт (по-ля-на).

    5. Шараду запишите так:

    Две ноты буква мягкий знак.

    Все-куст, его вы без труда

    Найдёте в парках и садах. (си-ре-н-ь).

    Воспитатель: Уважаемые родители, пока вы подсчитываете свои фишки, хотим прочитать вам стихотворение Э. Асадова «Царица – гусеница». А вы подумайте, правильно ли мы поступаем в отношении «братьев наших меньших».

    Воспитатель читает стихотворение.

    Эдуард Асадов «Царица-гусеница»

    — Смотри, смотри, какая раскрасавица.

    Мальчишка смотрит радостно на мать –

    Царица – гусеница! Правда нравится?

    Давай её кормить и охранять.

    И вправду, будто древняя царица,

    Таинственным сказаниям сродни,

    На краснобоком яблоке в тени

    Сияла золотая гусеница.

    Но женщина воскликнула:- Пустое!-

    И засмеялась: — Ах ты мой сверчок!

    Готов везде оберегать живое,

    Да это же вредитель, дурачок!

    В четыре года надо быть мужчиной!

    Соображай. Ты видишь: вот сюда

    Она вползёт, испортит сердцевину,

    И яблоко хоть выброси тогда.

    Нет нам с тобой такое не годится.

    Сейчас мы глянем что ты за герой –

    Она стряхнула с ветки гусеницу:-

    А ну-ка размозжи её ногой!

    И мальчик мину напуская злую

    И подавляя в тайне тошноту,

    Шагнул ногой на тёплую, живую

    Жемчужно-золотую красоту…

    — Вот это славно! Умница, хвалю –

    И тот стремясь покончить с добротою,

    Вскричал со зверски поднятой ногою.

    Кидай ещё! Другую раздавлю!

    Мать с древних пор на свете против зла.

    Но как же этой непонятно было,

    Что сердцевину яблока спасла,

    А вот в мальчишке что-то загубила.

    Воспитатель: Горе нам, если мы не научим детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого надо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями.

    Берегите эти земли, эти воды

    Даже малую былиночку любя

    Берегите всех зверей внутри природы,

    Убивайте лишь зверей внутри себя. (Е.Евтушенко).

    Награждение победителей.