Экологическая сказка по ролям для детей начальной школы. Сценарий экологической сказки "колобок" для учащихся начальных классов

Экологическая сказка:

«Зелёный патруль».

Сцена первая .

Лесная поляна в чаще леса, поют птицы, за деревьями промелькнул заяц, за ним пробежала лиса.

Появляется ёжик, ворчит, оглядываясь вокруг: «Нигде покоя не стало. Птиц в лесу не услышишь. Кругом ходят, бродят, гремят, (прислушивается) вот опять кто-то идёт. Надо ноги поскорей уносить». Уходит.

На поляну выходят несколько ребят с большими рюкзаками и в спортивной одежде (под музыку из кинофильма «Джентльмены удачи» танцуют).Оглядывают поляну и радостно восклицают:

О! Какая полянка!

Хоть сто вёрст обойди, лучше места не найти!

Подходящее место для тренировки.

Да, пожалуй, здесь и потренируемся.

Ребята снимают рюкзаки, бросают их на траву и начинают тренировку (каратэ, вольная борьба или тренируются с мячом). После тренировки они достают из рюкзаков еду, воду в пластиковых бутылках. Поев, оставляют весь мусор на поляне и уходят.

Сцена вторая.

На ту же поляну выбегает заяц, наступает на что-то острое, подпрыгивает и поджимает лапу. Следом выбегает лиса и, поскользнувшись на остатках еды, падает. Появляется сорока и кричит: » Перемирие! Перемирие! Объявляется Большой Совет зверей!»

На поляне появляются разные звери. Некоторые из них ободранные, с перебитыми лапами.

На середину поляны выходит медведь и объявляет о начале Совета: »Внимание! Начинаем заседание Большого Совета! Говорите звери». Звери, перебивая друг друга, жалуются:

В лесу невозможно стало шагу ступить.

Кругом мусор.

Волк, держась за живот, показывает бутылку из-под лимонада:

Вчера нашёл, глотнул, второй день животом маюсь.

И из реки воду нельзя стало пить.

Рыба дохнет.

Сорока:

Я летала в город, там дышать нечем, кругом машины тарахтят, а дыму, а дыму!

Что делать будем?

Уходить надо!

Куда? Везде так. Вон, даже до заветной поляны добрались (сорока показывает на разбросанный по поляне мусор).

Лиса:

Надо людям войну объявить!

Войну! Войну!- закричали звери.

Сорока куда-то улетает, возвращается с криком:

Идут! Идут! Прячьтесь!

Звери в суматохе убегают, прячутся за деревьями.

Сцена третья.

На поляну выходят несколько ребят в зелёных футболках с надписью « Зелёный патруль». В руках у них большие, наполненные чем-то, мешки.

Они оглядываются вокруг и возмущаются:

Даже в такой глуши бутылки валяются!

Такая красота кругом! Как только руки поднимаются мусорить!

Трудно за собой убрать!

Старший из ребят командует:

Хватит возмущаться, берёмся за дело, стемнеет скоро.

Ребята дружно собирают разбросанные по поляне бутылки, другой мусор в мешки. Пытаются поднять их и не могут, такие они стали тяжёлые.

Не донесём.

Может, половину здесь оставим? А завтра вернёмся?

Нельзя. Завтра речку пойдём чистить.

Да и возвращаться сюда далеко.

На поляну вылетает сорока:

Кто такие? Кто такие?

Ребята удивлённо оглядываются.

Сорока:

Удивлены? Я и сама удивилась, когда по - человечески заговорила. А случилось это после того, как я на соседнем поле кукурузы поклевала. В городе слыхала, что она генетически изменённая. Вот я и того, генетически изменилась. Зато теперь и с вами и со зверями говорю. Переводчиком могу быть. Вот и все новости. Теперь ваша очередь. Отвечайте: кто такие? Зачем в нашу глушь забрались?

Ребята по очереди объясняют:

Мы, зелёный патруль.

Мусор в лесу собираем.

Речки очищаем.

Зимой кормушки для птиц развешиваем. Подкармливаем их.

Изучаем, какие растения в нашем лесу.

Сорока:

Вас так мало! Что вы можете сделать?

Ребята:

Нас не так уж и мало.

Всё больше и больше людей, которые беспокоятся о том, что происходит с природой.

Учёные разрабатывают способы безопасной переработки бытового мусора.

На предприятиях строят очистные сооружения.

Но ещё не все понимают, как важно сохранять природу.

Поэтому мы здесь.

Мы собираем мусор, который оставляют горе - туристы.

Да силы свои не рассчитали, много мусора оказалось в лесу.

Сорока улетает, на лету крича:

Не уходите, сейчас я вернусь.

Возвращается не одна, а со зверями.

Я им всё про вас рассказала. Звери хотели идти на людей войной. Но, узнав о «Зелёном патруле», решили вам помочь.

Сцена четвёртая.

Все, взявшись за руки, выходят на край сцены и по очереди декламируют:

Моя планета - человеческий дом.

Ну, как ей жить под дымным колпаком?

Где сточная канава - океан.

Где вся природа поймана в капкан.

Где места нет ни аисту, ни льву.

Где стонут травы: больше не могу!

Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая.

Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет.

Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!

Вот она плывёт сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовёт, просит прийти на помощь!

(все вместе)

Просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

Финальная песня: Гимн экологического движения «Земляне».

Муниципальное Общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Сценарий экологической сказки

«Зеленый патруль»

(в рамках школьного экологического

движения «Земляне»)

Выполнила учитель начальных классов

Шарапова С.Н.

и учащиеся 4 «Б» класса

2010-2011 учебный год

Задачи: 1. Создание условий для развития творческого потенциала младших школьников.

2. Социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств, формирование элементарной экологической культуры,

Оборудование: оформление сцены, костюмы зверей, музыкальное сопровождение.

Экологическая сказка - сказ про то, как Вовка живую воду искал.
(можно ставить как кукольную сценку)
Здравствуйте! Отправляем вам сценарии двух экологических сказок, которые мы сочинили семьёй. Они были исполнены учащимися МОУ "Лицей №2" г. Чебоксары в районном и республиканском конкурсах сказок, где заняли призовые места.
Андрей и Елена Ивановы. г. Чебоксары.

РОЛИ:

· Зло

· Вовка, школьник

· Компьютер

· Водяной, житель болота

· Черепаха Тортила, жительница пруда

· Щука, жительница реки

· Золотая рыбка, жительница моря

· Старуха

· Хоттабыч , менеджер Интернет магазина

Продолжительность сказочного представления – 11 минут.

ХОД СКАЗОЧНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

(Вовка ходит по сцене, держится за голову, сокрушённо):

Вовка: Сколько дел, проблем, забот, столько всего навалилось: по математике задали 10 номеров, по истории 3 параграфа учить, а по литературе вообще сочинение надо писать, да ещё мама целый список дел оставила… Как всё сделать, где бы мне найти «исполнитель желаний»? Надо залезть в Интернет, может быть, там что-то найду.

(«Включает компьютер». Компьютер начинает издавать звуки…)

Компьютер: Вас приветствует поисковая система «Рамблер». Что будем искать?

Вовка: (набирает на клавишах) . И с п а л н и т е л ь ж и л а н и й.

Компьютер: (возмущённо): Тьфу, двоечник, немедленно исправь ошибки.

Вовка: Чего ругаешься, сейчас исправлю, а ты, не тормози, ищи давай!

Компьютер: По вашему запросу найден один сайт. Открыть?

Вовка: Открыть!

Вовка: Конечно, буду!

(Нажимает кнопку, компьютер издаёт звук кассового аппарата и выдаёт конверт ).

Вовка: (восхищённо). Вот это сервис! (Открывает конверт, озадаченно ): Где же цветок? А вот здесь что-то есть (Достаёт конверт, начинает читать ):

ИНСТРУКЦИЯ по выращиванию цветка желаний. (Разочарованно) . Так его ещё и вырастить надо! Ну, да ладно, делать нечего, попробую. Взять горшок, насыпать землю, положить прилагающиеся к инструкции семена, полить живой водой. Через 2 минуты цветок вырастет и исполнит ваши самые заветные желания.

(Выполняет инструкцию. Пока Вовка сажает цветок звучит тревожная музыка, на сцене появляется ЗЛО в чёрной одежде. Оно танцует за спиной Вовки свой танец ).

Вовка: Где взять живую воду? А-а-а, из крана подойдёт (Поливает, ждёт 2 минуты)

Зло: Посмотрите на меня, я ведь Зло в природе

Я и в речке, и в пруду, и на море тоже.

Засоряет водоёмы человек беспечно

Погибает всё живое, ведь ничто не вечно.

Расплывайтесь пятна нефти

По морским просторам

Задыхайтесь все вокруг,

Гибни всё живое!

(Цветок не вырастает, Вовка возмущён )

Вовка: А-а-а, обманули, в суд подам!

Компьютер: Не надо в суд! Сейчас пришлём эксперта!

(Звучит современная восточная музыка, появляется Хоттабыч)

Вовка: Ты кто?

Хоттабыч : Я – Гасан Абдурахман ибн Хоттаб – старший менеджер Интернет-магазина. Какие у Вас проблемы?

Вовка: Да вот, цветок не растёт!

Хоттабыч : (оглядывает со всех сторон горшок, принюхивается, пробует что-то на зуб): Всё понятно! Ты полил волшебный цветок водой из-под крана.

Вовка: А где взять живую воду?

Хоттабыч : Живая вода сейчас только в сказках осталась, да и то, её найти надо!

Вот тебе сотовый. Нажмёшь на кнопку, окажешься в сказке. А я пошёл!

(Хоттабыч уходит. Вовка начинает читать названия сказок):

Вовка: Да их здесь столько, что даже не знаю какую выбрать, попробую наугад, может что и получится!

(Нажимает кнопку, звучит таинственная музыка. Вовка попадает на болото

в сказку «Летучий корабль»)

Вовка: (восхищённо): Ух, ты! А я и в правду в сказке оказался!

(Увидел водяного. Водяной сидит, поджав ноги, понурившись.)

Вовка: Ты кто?

Водяной: (Поёт под музыку из сказки):

Я – Водяной, я – водяной!

Никто не водится со мной

Кругом всё банки, склянки,

Бумажки, в общем, мусор,

Фу, какая гадость, Ээ-эх,

Жизнь моя жестянка, а ну её в болото,

Живу я как поганка,

А мне летать, а мне летать,

А мне летать охота!

Вовка: Ба-а, да ты настоящий Водяной! Ты то мне и нужен, есть ли у тебя живая вода?

Водяной: Нет у меня живой воды. Поздно ты пришёл, посмотри, вся вода мёртвой стала! (Звучит тревожная музыка. Появляется ЗЛО, танцует танец)

Водяной: Ходят люди сюда отдыхать на берег, жгут костры, бросают в воду всякий мусор. Стал мой водоём грязным и непригодным для жизни. Ищи живую воду в другом месте.

Вовка: Я найду живую воду, вернусь и твоё болото оживёт, а сейчас мне надо спешить. (Нажимает сотовый, звучит музыка. Уход на авансцену. На сцене сме­на декораций. Сказка «Золотой ключик»)

Черепаха Тортила: (Сидит в кресле, поёт под музыку из фильма)

Затянулось бурой тиной,

Гладь старинного пруда,

Ах, была как Буратино,

Я когда-то молода

Был наш пруд на диво чистым

И кувшинки в нём росли,

Рыбки плавали, играли

И вокруг цветы цвели!

Пролетели годы быстро,

Наступил уж новый век

И открытий много сделал,

Современный человек.

Поливают люди ядом,

Все что на полях растёт,

И с дождями эта гадость

Под землёй в мой пруд течёт!

(Звучит тема ЗЛА)

Вовка: Здравствуй, черепаха! Пришёл я к тебе за живой водой, но вижу и здесь мне не найти её. Не знаешь ли ты, где её искать.

Черепаха: Поищи чистую воду в реках, может они ещё не загрязнены.

Вовка: Я обязательно найду живую воду, и тогда твой пруд оживёт! (Подходит к краю сцены): Куда же мне отправиться? Отправлюсь я к щуке в сказку «По щучьему велению»

(Нажимает сотовый, звучит музыка. Уход на авансцену. На сцене Смена декораций. Сказка «По щучьему велению». Щука лежит на берегу, еле дышит).

Щука: Не купайся, не пей воды, погибнешь.

Вовка: Что с тобой случилось? (Звучит тема ЗЛА)

Щука: Сама не знаю. Раньше я могла выполнять разные желания людей. Только скажи «По щучьему велению», а теперь не знаю, доживу ли до завтра. Появился монстр на берегу моей реки. Коптит небо своими трубами, сливает свои отходы в воду. Всё живое погубил.

Вовка: Мне вода живая нужна.

Щука: Не найдёшь ты её здесь, иди к моей сестре, рыбке золотой, она ­царица морей и океанов. Может она тебе поможет!

(Уход на авансцену. Нажимает сотовый, звучит музыка. На сцене смена декораций. Сказка «О рыбаке и рыбке»)

(На берегу сидит старуха у разбитого корыта. Увидела Вовку).

Вовка: Здравствуй, бабушка!

Старуха: Здравствуй, милок!

Вовка: А не подскажете ли мне, как найти золотую рыбку?

Старуха: Возьми, невод, касатик, забрось его в море. Может, и поймаешь рыбку золотую, давно я её не видала! Попроси у неё для меня но­вое корыто, а то старое совсем прохудилось!

Вовка: Хорошо, бабушка! (Вовка берёт невод и закидывает его в море. Вытягивает Золотую рыбку)

Вовка: Здравствуй, золотая рыбка! Ты последняя моя надежда! Мне нужна живая вода, а за это я отпущу тебя обратно в море!

Золотая рыбка: Не пускай ты меня назад, в это море. ЗЛО поселилось здесь большое! (Звучит тема ЗЛА) Тонким маслянистым слоем разлилось оно по поверхности воды, покрыло большие простран­ства. Гибнет здесь всё живое. Лучше буду я жить в аквариуме с чистой водою. Не хочу быть рыбкой нефтяною, а хочу остаться золотою. Что-то плохо мне становится, чувствую, зло приближа­ется!

Вовка: Не бойся, рыбка, не дам я тебя в обиду, не дам погубить всё жи­вое! Выходи ЗЛО, давай встретимся с тобой в открытом бою!

(МАТРИЦА. Сражение Вовки и ЗЛА. Замедленное действие.

Зло отходит в сторону, пятится назад и убегает)

Вовка: Мы ещё встретимся с тобой. Делать нечего, придётся возвращать­ся домой ни с чем.

(Уход на авансцену. Нажимает сотовый, звучит музыка. На сцене смена декораций. Появляется Хоттабыч, Компьютер и т. д.)

Хоттабыч : Ну, как, нашёл ты живую воду.

Вовка: Нет, не нашёл, всю воду в сказках отравило Зло, и я не смог его победить!

Хоттабыч : Зло нельзя победить сразу, и ты один с ним не справишься! Мы объединимся.

Вовка: (обращаясь в зал): Давайте все вместе бороться со Злом, и тогда вода в водоёмах станет чистой и живой...

Хоттабыч : И тогда распустится волшебный цветок, и все наши желания исполнятся. (Все участники представления выходят на финальную песню)

Песня на мотив песни А. Пугачёвой «А знаешь, всё ещё будет»

1. Земля - это общий дом,

Где дружно мы вместе живём,

И чтобы сберечь красоту его,

Нам нужно объединиться.

Мы в доме своём хозяева

И помнить об этом надо нам

В ответе за всё живое мы

На нашей планете маленькой.

ПРИПЕВ: Вот она летит такая

Маленькая и голубая,

Зыбкой прохладой веет,

Всё ещё живёт, всё ещё людям верит!

2. Вот она плывёт сквозь полночь,

Всех людей зовёт на помощь,

Чтоб моря, океаны и реки,

Стали чистыми и голубыми:

Чтобы в них было больше рыбы,

Чтоб на полюсе жили пингвины,

Чтоб киты по волнам ходили

И дельфины играли с нами

ПРИПЕВ: Вот она летит такая

Маленькая и голубая,

Зыбкой прохладой веет,

Всё ещё живёт, всё ещё людям верит!

Галина Пяткина
Сценарий развлечения «Экологическая сказка»

Дети садятся на стульчики

Реб. Сказку посмотреть , не хотите ли?

Сказок много в мире ,

Сразу не прочтёшь,

Но такой как наша

В мире не найдёшь!

Сказка эта непростая

О природе – вот какая!

Реб. Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают.

В летний, волшебный, сказочный лес

Нас в гости к себе приглашает.

Под музыку заходит «Красная Шапочка» поёт песенку

Реб. Красная Шапочка :

Как здорово весной в лесу,

Какая красота!

То птицы весело поют,

То солнце ярко светит!

Спешу я к бабушке своей

Ей пирожки несу,

И радуюсь цветам вокруг,

И бабочкам в лесу.

Иду я смело по тропе,

Никто не страшен мне,

И песенку любимую

Пою всегда везде.

Звучит тревожная музыка входит «Волк» красная шапочка прячется

Волк : Ну, наконец-то я пришёл,

Здесь отдохнуть так хорошо.

Садится на пенёк, ест, разбрасывает мусор, ложится спать

Под весёлую музыку выскакивают «Зайчики» (3 мальчика)

1 Заяц : Ах как приятно нам поймать,

Летний лучик солнца!

Мы любим бегать и скакать,

Друг с другом в прятки поиграть.

2 Заяц : Шалить, смеяться, хохотать

И никогда не унывать.

Танцуют под весёлую музыку

3 Заяц : Ой, беда, скорей, спасите,

Доктора сюда зовите.

Наступил на что-то я,

Лапка бедная моя.

Заходит «Мишка»

Мишка : Добрый день зверята,

Милые зайчата.

Почему не скачите

И о чём вы плачете?

2. Заяц : Мы поранили лапки

О консервные банки.

Кто-то здесь разбил стекло,

В лапку врезалось оно.

Мишка : Ах, как гадко!

Ах, как скверно!

Кто-то очень злой наверно,

Здесь в лесочке побывал,

Всюду мусор разбросал.

Зайчат мы к доктору сведём,

А после вместе уберём.

Мишка уводит зайчат к доктору, бинтует лапку

Лиса собралась в лес и наказывает детям

Лиса : Встала я сегодня рано,

За едой чтоб в лес пойти.

Вас прошу : послушны будьте,

Уберите всё кругом.

Спички в руки не берите,

Не шутите вы с огнем!

1-й лисенок.

Обещаем : вчетвером

Всё мы в доме уберем!

Лиса : Ну, смотрите, не шалите

И меня к обеду ждите.

Лиса уходит.

2-й лисенок.

Мама из дому ушла -

Надо браться за дела!

Я сейчас полью цветок.

Под музыку лисята начинают трудиться : убирать игрушки, поливать цветы, подметать пол.

4-й лисенок

Ну вот, все сделано,

Давайте пить чаек!

1-й лисенок

Но как же чайник

Будем мы разогревать?

Ведь мама строго

Не велела спички брать!

2-й лисенок

Подумаешь! Какая ерунда!

Нам спичка-то нужна всего одна

Тем более я видел много раз,

Как мама в кухне зажигала газ.

3-й лисенок

А может быть, не надо?

4-й лисенок

Да ты, я вижу, просто трус!

4-й лисенок заходит в домик, берет коробок со спичками.

3-й лисенок

Наш братец все же спички взял!

лисята (все вместе) .

Ох, не случился бы пожар!

Из домика слышится крик лисенка

Ой-ой-ой-ой! Обжёгся я!

Упала спичка у меня!

Горит наш дом! Скорей сюда!

лисята бегут в домик, на крыше которого появляются языки пламени. (Их можно сделать из красной бумаги или ткани.)

лисята (громко) . Пожар! Пожар!

3-й лисенок

Нет! Нам с таким огнём не справиться!

Придётся покидать дома и убегать!

Вдруг тучка появляется с громом и пошел дождь

Ой, что-то хмуриться погода,

Туча надвигается,

Надо под берёзку встать

Летний дождик переждать. (прячется)

Под музыку забегают «Капельки» (2 девочки) и тушат пожар

Дети читают

1. Огонёк всегда такой-

И хороший, и плохой :

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

2. Чтоб могли леса цвести,

И сады, и реки,

Все живое береги

Ты на этом свете.

3. Мусор, друг, не оставляй,

В лесу на полянке.

Реки ты не засоряй.

Бой объявим склянке.

Природу будем мы любить,

С природой будем дружно жить

Все (вместе) : И тогда в любое время года,

Нас будет радовать природа!

Все дети : Это помните всегда!

Публикации по теме:

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию «Экологическая сказка «О маленькой капельке» «Экологическая сказка «О маленькой капельке» Программное содержание: Познакомить детей с природными явлениями: дождь, вода.

Экологическая сказка Жил на свете старичок,старичок Эковичок. Очень Землю он любил,по лесам-полям бродил. Все букашки и жучки,пчелки,бабочки,цветы обажали старичка,пели.

Экологическая сказка «Берегите лес!» для участников проекта «Флора и фауна Томской области» По лесной тропинке шла лиса – рыжая краса.

Экологическая сказка "Жалобная книга природы". Этот спектакль был поставлен в нашем детском саду к городскому театральному фестивалю, который.

Экологическая сказка «Лесная аптека» Программные задачи: воспитание бережного отношения к природе, животным, любви и заботы ко всему живому на планете. Вед: Лес - не только.

Один раз в месяц, в наш детский сад приезжает Кинешемский театр со своими представлениями. В этот раз они приехали к нам с экологической.

Сценарий № 1 «Лесное приключение»

Сцена 1

Ранее утро в лесу. Избушка Бабы-Яги. Внутри избушки темно. Б-Я лежит на печке и спит. Мяукнул кот.

Б-Я: (Встает, потягивается) разбудил, Васька. Пожалуй, пора вставать. (Начинает ходить по избе, наводит порядок). Завтрак что ли приготовить? А где же тут у меня сушёные мыши были?! Да вот же они (бросает мышей в чугунок), добавим пару паучков (снимает пауков с паутины и бросает туда же), а вот и сколопендра маринованная (бросает туда же).

Водит руками над чугунком, приговаривая:

Чуфыр, чуфыр, курлы, мурлы,

Огонь трещи, варитесь щи, а я пока займусь утренним туалетом.

(Смотрится в зеркало)

Х-х-х-ара-а-аша я (целуется с зеркалом).

Я себя любимую холю и лелею,

ничего для радости своей я не жалею.

Захотела туфельки, захотела платье,

Все безоговорочно готова себе дать я.

Захочу пирожное, захочу варенье,

Ягоды, мороженное, сладкое печенье,

Жареную утку, копченые колбасы,

Ем с утра до вечера хурму и ананасы.

Слышен стук в дверь. Входят Леший и Водяной.

Леший: Тук-тук, бабка, ты дома?»

Б-Я: А-а-а, это ты, Леший. А где же мне быть?

Водяной: А вдруг по лесу гуляешь.

Б-Я: И ты тут, Водяной?! Да я теперь редко из дома выхожу. А зачем? У меня тут все есть: вон змейки консервированные, жабы сушеные, пауки копченые. А ежели чего другого захочется – наколдую.

Леший: Ну, ты даешь, так ведь и одичать недолго.

Б-Я: Что ты, что ты, миленькай. Вон видишь в углу ящик – телек называется. Я по ему посмотрю Верку Сердючку да Глюкозу, новых русских бабок да Лолиту – дык, будто среди родственников побывала. И выходить никуды не надо.

Водяной: Так, стало быть, ты ничего не знаешь, что в лесу творится?

Б-Я: Не знаю и знать не хочу! (поворачивается) А что творится?

Водяной: Школьники из города в лес отдыхать приехали.

Б-Я: Ну и что, пусть отдыхают. И не уговаривайте меня их съесть, не буду!

Леший: Пошто так?

Водяной: Раньше, помню, ты детишек ловила, на лопату сажала, да в печь отправляла.

Б-Я: Так это раньше было. Тогда детишки вку-у-у-усные были, натуральными продуктами питались. А теперь что? Вот, к примеру, прошлым летом я одного туриста в лесу встретила. И, что характерно, шел он как-то странно. Не прямо, как все люди ходят, а из стороны в сторону шатался. Об березку головой ударился. Она, бедная, аж сломалась. Я его в мешок посадила, а он там так тихонько сидит, только носом посапывает. Я уж было порадовалась, что такой спокойный попался.

Б-Я: Ну, вот, домой его принесла, на лопату положила, сидеть-то он не мог сам. Только к печке его поднесла, а он на угли ка-а-а-ак дыхнет, все вокруг разом и вспыхнуло. Я еле выскочить за дверь успела, а избушка моя вся дотла сгорела. Да и лес в округе на семь верст выгорел.

Водяной: А-а-а, то-то я смотрю, ты себе новую избу построила диковинную, не из бревен.

Б-Я: Ну, ты село неасфальтированное. Это же современные строительные материалы: кирпич силиконовый, блоки пивобетонные, металлокусайдинг. Знать надо!

Водяной: Ага-ага, буду знать. А что с тем туристом?

Б-Я: Поджарился он. Ха-а-а-р-р-ра-аашо поджарился. Но запах от него, я вам скажу, какой-то странный был. Не стала, я его есть, в болото выбросила. С тех пор зареклась я людей трогать.

Водяной: То-то, я смотрю, у нас на болоте прошлым летом много живности передохло.

Леший: Да-а-а, Бабка, жаль. А мы так на тебя надеялись. Думали, поможешь нам лес от школьников очистить.

Б-Я: Да что они вам сделали? По-што вы против них ополчились?

Леший: А пойдем с нами, сама увидишь.

Б-Я: Ну, пошли.

Сцена 2-я.

Баба-Яга, Леший и Водяной засели в кустах и смотрят на поляну. На поляне пикник. Играет музыка. Все танцуют.

1. Танец девочек 7-го класса.

2. Песня танцующих «Бяки-буки» (переделать).

Говорят, мы бяки – буки, как выносит нас земля?

Дайте, что ли палки в руки - погоняем воробья,

Ой, ля-ля, ой, ля-ля, нам не жалко воробья.

Поколотим мы медведя, пусть малину тут не рвёт,

Отопрем его в болото, пусть с тоски он там помрёт.

Ой, ля-ля, ой, ля-ля мы затопчем медведя,

Ой, ля-ля, ой, ля-ля, эх-х-х-а.

А «косому» хвост подпалим, перекрасим мы лису,

Мы плевать на всех хотели, мы хозяева в лесу.

Уй-лю-лю, уй-лю-лю, мы хозяева в лесу!!!

Б-Я: (Кричит) Нет! Я не могу больше смотреть на это безобразие! Да как вы посмели нарушить лесную тишину и порядок!

Леший: (Подбегает) А я что говорил! Они всех зверей и птиц лесных распугали.

Водяной: А в болоте даже Кикиморы утопились от такого шума.

Б-Я: А ну, фулюганы разъэдакие, говорите, из какой школы и зачем к нам пожаловали?!

Дети: (Хором) Отдыхаем мы тут.

Леший: Да где же это видано, чтоб так отдыхали?! Раньше, бывало, люди в лес за ягодами да грибами ходили. Тихо шли, чтобы живность лесную не потревожить.

Б-Я: А вы что творите? У птиц и зверей сейчас детишки малые появились.

Водяной: Вы же их распугаете.

Дети: (Поют песню «А нам все равно»).

А нам всё равно, а нам всё равно,

Не боимся мы бабушку Ягу,

Дело есть у нас в этот тихий час,

Мы зелёную топчем трын-траву.

Б-Я: (Стучит ногами, руками машет)

Негодные! Негодные! Всех заколдую!

Дети смеются, корчат рожи.

Б-Я: (Говорит заклинание): Кручу-верчу, превратить хочу

непослушных ребят в беспомощных котят.

Пусть замрут на 100 лет, и не будет от них бед.

Я на них сейчас подую: превращайтеся в статуи!

Все замирают, кроме одной девочки. Она была младше всех и сидела поодаль, играла с куклой.

Водяной: Ой, Бабка, смотри, а на эту девочку твои чары не подействовали.

Б-Я: Значит, эта девочка хорошая, неиспорченная, любит природу. Правильно я говорю, девочка? Как тебя зовут?

Девочка: Я Катя. Да, я люблю природу. И птиц, и зверей, и букашек разных. Я просила ребят не шуметь на природе и не мусорить. Только они меня не послушали. Они ведь большие, а я маленькая. Бабушка, а они теперь так и останутся в лесу? Их ведь дома родители ждут.

Б-Я: Я еще не решила, что с ними сделать.

Леший: Выпороть их и дело с концом. Нарвать хворостин, да и пороть-пороть.

Водяной: А потом связать их и цыганам отдать. Они их быстро перевоспитуют.

Б-Я: Не-е-е… Это слишком хорошо для их родителей будет. Цыгане за них их работу не обязаны выполнять. А вот выпороть - мысль неплохая. Ладно, лет через сто я ими займусь, а то сейчас мне неохота, пусть так постоят.

Девочка: Бабушка, бабушка, ну расколдуй их! Что пожелаешь для тебя сделаю за это!

Б-Я: Правда? Ну, ладно, так и быть. Я сейчас к себе в избушку пойду, позавтракаю. А то у меня из-за вас, сорванцов, с утра маковой росинки во рту не было. Тебе же вот какое задание будет: ежели ты, пока меня не будет, успеешь 5, нет – 10, правил поведения в лесу придумать, то я их расколдую. А не успеешь – пусть 100 лет ждут. Согласна?

Катя: Согласна, бабушка, согласна! Иди, ешь преспокойно.

Б-Я: Пошли, соседушки, чайку попьём. (Уходят)

Катя: Ребята, помогите мне с заданием справиться. Давайте вместе подумаем, чего нельзя в лесу делать?

(Из зала слышны подсказки, девочка их записывает.)

Ну, вот и всё успела записать.

Показалась Б-Я с друзьями.

Втроём: Ну, как? Успела?

Катя: Конечно, я же обещала.

Б-Я: Тогда читай.

Катя: 1. Не шуми в лесу.

Леший: Во-во, и я о том же говорю!

2. Не оставляй после себя мусор.

Водяной: Конечно, кто его после вас в лесу убирать будет!

3. Не разводи костёр, где попало.

Б-Я: Огонь в лесу быстро распространяется, его ничем не потушишь. Будет гореть, пока весь лес не выгорит.

4. Не трогай птенцов и птичьи гнёзда.

Леший: Иначе родители их бросят, и птенцы погибнут. Птицы не любят чужого запаха.

5. Не ломай деревья.

Водяной: И не вырезай на них «Здесь был Вася». Ведь в ранку могут попасть споры гриба или микробы, и дерево заболеет.

6. Не рви цветы лесные.

Леший: Всё равно до дому не донесёшь, они завянут.

7. Не разоряй муравейники.

Б-Я: Муравьям ведь тоже надо где-то жить. А если они из лесу решат уйти, кто насекомых-вредителей уничтожать будет?

8. Не губи родники.

Водяной: Родник – от слова «Родина», а Родину надо любить и беречь.

9. Не руби в лесу ёлки под Новый год.

Леший: Вон их, искусственных, сколько продаётся в магазинах! А ещё лучше во дворе у себя ёлку вырастите и наряжайте, как хотите.

10. Не разрушай грибницу.

Водяной: Грибница больше 10 лет восстанавливается, поэтому гриб надо не выдёргивать из земли, а выкручивать или срезать ножом.

Б-Я: Молодец! Такая маленькая, а с заданием справилась, выручила друзей. Так и быть, расколдую их.

Заря-заряница, красная девица,

Новый день начинаешь, людям помогаешь.

Дай свою силу детишкам хилым,

Да уму-разуму их научай! А я их прощаю!

Хлопает 3 раза в ладоши. Дети «оживают». Медленно передвигаются. По очереди говорят:

Что с нами было?

Почему здесь так грязно? Надо убрать! (Собирают мусор в пакет)

Ой, как некрасиво мы себя вели. Простите нас, жители лесные! Простите все, кому мы помешали своим присутствием.

Мы исправимся.

И будем выполнять правила не только в лесу, но и везде, где бываем на природе.

Б-Я: Вот молодцы!

Леший и Водяной: Верим, верим!

Водяной: Друзья!

Как красива русская природа!

Сколько трав, деревьев и цветов!

Сколько окружает нас народа:

Мошек, бабочек, жуков и муравьёв!

Леший:

Не обижай ни дерево, ни ветку,

Ни муравья, ни бабочку в траве.

Не обижай с цыплятами наседку,

Не оставляй их в страхе и беде.

Б-Я:

Взрослым и детям давно пора знать,

Что для природы важнее всего –

Это везде чистоту соблюдать

И больше не надо почти ничего.

Мусору – свалки, а птице – гнездо,

Белкам и зайцам – леса и поля,

Не загрязняй никогда ничего,

Вместе: И будет тебе благодарна Земля!


Маленькие путешественницы

Жила на берегу реки незабудка и были у неё дети – маленькие семена-орешки. Когда семена созрели, незабудка сказала им:


Милые детки! Вот вы и стали взрослыми. Пора вам собираться в путь-дорогу. Отправляйтесь на поиски счастья. Будьте смелыми и находчивыми, ищите новые места и расселяйтесь там.


Коробочка с семенами раскрылась, и семена высыпались на землю. В это время подул сильный ветер, он поднял одно семечко, понёс его с собой, а потом уронил в речную воду. Вода подхватила семечко незабудки, и оно, как маленькая лёгкая лодочка, поплыла по реке. Весёлые речные струйки несли его дальше и дальше, наконец, течение прибило семечко к берегу. Речная волна вынесла семя незабудки на влажную мягкую землю.



Семечко оглянулось по сторонам и, честно говоря, немного расстроилось: «Земля, конечно, хорошая – влажная, чернозёмная. Вот только кругом слишком много мусора».



Весной в том месте, куда попало семечко, расцвела изящная незабудка. Шмели издалека замечали её ярко-жёлтое сердечко, окружённое голубыми лепестками, и летели к ней за сладким нектаром.


Однажды на берег реки пришли подружки – Таня и Вера. Они увидели хорошенький голубой цветочек. Таня хотела сорвать его, но Вера удержала подругу:


Не надо, пусть растёт! Давай лучше поможем ему, уберём мусор и сделаем вокруг цветка маленькую клумбу. Будем приходить сюда и любоваться незабудкой! – Давай! – обрадовалась Таня.


Девочки собрали банки, бутылки, куски картона и другой мусор, сложили его в ямку подальше от незабудки и прикрыли травой и листьями. А клумбу вокруг цветка украсили речными камешками.


Как красиво! – полюбовались они своей работой.


Девочки стали приходить к незабудке каждый день. Чтобы никто не сломал их любимый цветок, они сделали вокруг клумбы небольшую изгородь из сухих веточек.


Прошло несколько лет, незабудки пышно разрослись и своими цепкими корнями скрепили почву на речном берегу. Почва перестала осыпаться, и даже шумные летние ливни больше не могли размыть крутой берег.


Ну, а что же случилось с другими семенами незабудки?


Они долго лежали у воды и ждали своего часа. Как-то раз у реки появился охотник с собакой. Собака бежала, тяжело дыша и высунув язык, ей очень хотелось пить! Она спустилась к реке и стала шумно лакать воду. Одно семечко вспомнило слова мамы о том, как важно быть находчивым, высоко подпрыгнуло и вцепилось в густую рыжеватую собачью шерсть.


Собака напилась и поспешила за хозяином, а семечко поехало на ней верхом. Долго бежала собака по кустам и болотам, а когда вместе с хозяином вернулась домой, то прежде чем войти в дом, хорошенько отряхнулась, и семечко упало на цветочную грядку возле крыльца. Оно пустило здесь корешки, и весной на грядке расцвела незабудка.



Хозяйка стала ухаживать за цветком – поливать его и удобрять землю, и через год возле крыльца выросла целая семейка голубых нежных незабудок. Они щедро угощали пчёл и шмелей сладким соком, а насекомые опыляли незабудки и заодно фруктовые деревья – яблони, вишни и сливы.


В этом году у нас будет богатый урожай! – радовалась хозяйка. – Пчёлы, бабочки и шмели любят мой сад!


А теперь пришла пора рассказать о третьем семечке незабудки.


Его заметил дядюшка муравей и решил отнести в лесной муравейник. Вы думаете, что муравьи съедят семя незабудки целиком? Не волнуйтесь! У зёрнышка незабудки припасено для муравьёв лакомство – сладкая мякоть. Муравьи отведают только её, а семечко останется нетронутым.


Вот так оказалось семечко незабудки в лесу возле муравейника. Весной оно проросло и вскоре, рядом с муравейным теремом, расцвела красивая голубая незабудка.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2

Катя и божья коровка

Эта история произошла с девочкой Катей.

В летний полдень Катя, сняв туфли, бегала по цветущему лугу.

Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками.

Катя стала рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный голосок, который произнёс:

Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать, порезвиться, то бегай лучше по тропинкам.

Ой, кто это? – удивлённо спросила Катя. – Кто со мной разговаривает?

Это я, божья коровка! – ответил ей тот же голосок.

Разве божьи коровки разговаривают? – ещё больше удивилась девочка.

Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышат! – ответила божья коровка.

Понятно! – протянула Катя. – Но скажи, почему нельзя бегать по траве, ведь её так много! – спросила девочка, окинув взглядом широкий луг.

Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля становится слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» - объяснила божья коровка.

Извини, пожалуйста, - сказала девочка, - я всё поняла, и буду бегать только по дорожкам.

И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла.

Куда делась бабочка? – удивилась девочка.

Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: - Я хочу быть другом.

Ну и правильно, - заметила божья коровка, - у бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и шмели – ведь это насекомые-опылители.

Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера большого полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить!

Конечно! – согласилась божья коровка. – У шмеля и пчёл есть острое ядовитое жало.

А вот ещё шмель, только поменьше, - воскликнула девочка.

Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают мимо.

Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя.

Да, все насекомые очень хитрые, - с гордостью произнесла божья коровка.

В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики.

Кто же это стрекочет? – спросила Катя.

Это кузнечики, - объяснила божья коровка.

Мне бы хотелось увидеть кузнечика!

Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула. Катя протянула руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зелёных зарослях было невозможно.

А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в зелёной траве, как чёрную кошку в тёмной комнате, - засмеялась девочка.

Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь сказать о ней?

Очень красивая стрекоза! – отозвалась девочка.

Не только красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух.

Долго беседовала Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговором и не заметила, как наступил вечер.

Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы.

Она осторожно посадила божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с ней:

Спасибо, милая божья коровка! Я узнала много нового и интересного.

Почаще приходи на луг, и я расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях, - пообещала ей божья коровка.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2
Приключения Тополиной Пушинки

Наступило лето и полетел с тополей белый пух. И кругом будто снежная метель, кружатся пушинки, как снежинки. Одни пушинки падают возле тополя другие посмелее садятся на ветки других деревьев, залетают в открытые форточки.

Высоко на веточке сидела маленькая белая Тополиная Пушинка. И очень ей было страшно покидать свой домик. Но вдруг подул сильный ветер и оторвал Пушинку от веточки, и занес ее далеко от тополя. Летит Пушинка, летит и увидела внизу много деревьев, и зеленую лужайку. Опустилась на лужайку, а рядом растет Береза. Увидела она Пушинку и говорит:

Кто это такой маленький?

Это я, Тополиная Пушинка. Меня ветер сюда занес.

Какая ты маленькая, меньше одного моего листочка, - сказала Березка и начала смеяться над Пушинкой. Пушинка посмотрела на Березку и гордо сказала:

Хотя я и маленькая, но вырасту большим, стройным тополем.

Рассмеялась Березка от этих слов, а тополиная Пушинка пустила в землю зеленый росток и начала быстро расти, а однажды она услышала рядом голос:

Ой ребята, смотрите, что это?

Это маленький Тополек, – ответил другой голос. Пушинка открыла глаза и увидела вокруг себя столпившихся ребят.

А давайте будем за ним ухаживать,- предложил кто-то из ребят.

Росла Тополиная Пушинка быстро, прибавляя, что ни год на метр, а то и больше. Вот она уже обогнала Березку и выше всех деревьев поднялась. И превратилась в Серебристый Тополь. Тополь грел на солнышке свою серебристую макушку и свысока поглядывал на Березку и на ребят играющих на лужайке.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2

Сказка о Радуге


Жила на свете Радуга, яркая и красивая. Если тучи покрывали небо и на землю обрушивался дождь, Радуга пряталась и ждала, когда тучи раздвинутся и выглянет кусочек солнышка. Тогда Радуга выскакивала на чистый небесный простор и повисала дугой, сверкая своими цветами-лучиками. А было у Радуги этих лучиков семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Люди увидели Радугу на небе и радовались ей. А дети пели песенки:



Радуга-Радуга, Радуга-дуга!



Принеси нам, Радуга, хлеба-молока!



Поскорей нам, Радуга, солнышко открой;



Дождь и непогоду ус-по-кой.



Очень любила Радуга эти детские песенки. Заслышав их, тотчас откликалась. Цветные лучики не только украшали небо, но и отражались в воде, множились в больших лужах и капельках дождя, на мокрых оконных стеклах... Все были рады Радуге...



Кроме одного злого волшебника Черных Гор. Он терпеть не мог Радугу за ее веселый нрав. Он злился и даже закрывал глаза, когда она появлялась после дождя на небе. Решил злой волшебник Черных Гор погубить Радугу и отправился за помощью к древней Фее Подземелья.



— Скажи мне, древняя, как избавиться от ненавистной Радуги? Уж очень мне надоели ее сияющие лучики.



— Укради у нее, — проскрипела древняя Фея Подземелья, — только один какой-нибудь лучик, и Радуга умрет, потому что жива она, только когда семь ее цветов-лучиков вместе, в одной семье.



Обрадовался злой волшебник Черных Гор.



— Да неужели так просто? Я хоть сейчас вырву из ее дуги любой лучик.



— Не торопись, — глухо проворчала Фея, — вырвать цвет не так-то просто.



Надо на ранней утренней заре, когда Радуга еще спит безмятежным сном, тихо подкрасться к ней и, как перо у Жар-птицы, вырвать ее лучик. А потом намотать его на руку и умчаться подальше от этих мест. Лучше на Север, где короткое лето и мало гроз. С этими словами древняя Фея Подземелья и подошла к скале и, стукнув по ней своей клюкой, вдруг исчезла. А злой волшебник Черных Гор подкрался тихо и незаметно к кустам, где на утренней заре среди цветов спала красавица Радуга. Ей снились цветные сны. Она не могла и предположить, какая беда повисла над ней. Злой волшебник Черных гор подполз к Радуге и протянул свою когтистую лапу. Радуга даже не успела вскрикнуть, как он вырвал из ее шлейфа Синий лучик и, крепко намотав его на кулак, бросился бежать.



— Ой, я, кажется, умираю... — только успела сказать Радуга и тут же рассыпалась по траве сверкающими слезинками.



— А Злой волшебник Черных Гор мчался на Север. Большая черная ворона несла его вдаль, а он крепко держал в руке Синий лучик. Злой волшебник свирепо улыбался, подгоняя ворону, и так спешил, что даже не заметил, как впереди засверкали переливчатые разводы Северного сияния.





А Синий лучик, увидев среди множества цветов Северного сияния и синий цвет, крикнул изо всех сил:



— Брат мой, Синий цвет, спаси меня, верни меня к моей Радуге!



Синий цвет услышал эти слова и тотчас пришел на помощь брату. Он подошел к злому волшебнику, вырвал лучик из его рук и передал быстрым серебристым облакам. И очень вовремя, потому что Радуга, рассыпавшаяся на мелкие сверкающие капли-слезинки, стала высыхать.



— Прощайте, — шептала она своим друзьям, — прощайте и передайте детям, что я больше не явлюсь на их призывы и песенки.





Случилось чудо: Радуга ожила.



— Смотрите-ка! — воскликнули радостно дети, увидев на небе пляшущую Радугу. — Это же наша Радуга! А мы ее уж заждались.



— Смотрите-ка! — говорили взрослые. — Радуга засияла! Но вроде не было дождя? К чему бы это? К урожаю? К радости? К добру...
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2

Дождевой червяк

Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке.


Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь.


Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.


Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках.


Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.


В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно.


Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала:


Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые.


Девочка расплакалась и убежала домой.


Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.


Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно.


«Какие глупенькие дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».


Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.


Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья.


Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности!


Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.


Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.


И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?


Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!


Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.


Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды.


Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут.


В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка.


Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть дождевые черви уползли к соседям?


Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа.


Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!


Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2

Елочкина беда

Было это давным давно, никто уже и не помнит, каким ветром занесло это еловое семечко на лесную полянку. Лежало оно, лежало, набухло, пустило корешок, а кверху росток. С той поры минуло много лет. Там где упало семечко выросла стройная, красивая Елочка. И как она была хороша, так же была мила и вежлива со всеми. Все любили Елочку и ухаживали за ней. Ласковый Ветер сдувал пылинки и причесывал ее. Светлый Дождик умывал. Птицы пели ей песни, а лесной доктор Дятел лечил.

Но однажды все изменилось. Проходил мимо Елочки лесник, остановился и залюбовался ею:

Ах как хороша! Это самая красивая Елочка во всем моем лесу!

И возгордилась тогда Елочка, заважничала. Она уже не благодарила ни Ветер, ни Дождь, ни Птиц, ни Дятла, никого. На всех смотрела она свысока, насмешливо.

Какие вы все возле меня маленькие, уродливые и грубые. А я красавица!

Ветер нежно качнул ветки, хотел Елочку причесать, а она как разозлится:

Не смей дуть, растреплешь мне прическу! Я не люблю, когда на меня дуют!

Я просто хотел сдуть пыль, чтобы ты была еще прекраснее, - ответил Ласковый Ветер.

Отлети от меня! – пробурчала горделивая Елочка.

Обиделся Ветер и улетел на другие деревья. Дождь хотел побрызгать на Елочку, а она как зашумит:

Не смей капать! Я не люблю когда на меня капают! Ты мне все платье промочишь.

Я умою твои иголочки, и они будут еще зеленее и красивее, - ответил Дождь.

Не тронь меня, заворчала Елочка.

Обиделся Дождь и утих. Дятел увидел кароедов на Елочке, сел на ствол и давай кору долбить, червяков доставать.

Не смей долбить! Я не люблю когда меня долбят, – закричала Елочка. - Ты испортишь мой стройный ствол.

Я хочу, чтобы на тебе не было зловредных козявок! – ответил услужливый Дятел.

Обиделся Дятел и перепорхнул на другие деревья. И вот осталась Елочка одна, гордая и довольная собой. Целыми днями она любовалась собой. Но без ухода стала терять она свою привлекательность. А тут еще и кароеды приползли. Прожорливые они залезали под кору, точили ствол. Всюду появилась червоточина. Поблекла Елочка, загнила, затрухлявила. Переполошилась она бедная, зашумела

Эй Дятел, санитар лесной, спаси меня от червей! Но Дятел не услышал ее слабый голос, не прилетел

Дождик, Дождик, умой меня! И дождик не услышал.

Эй Ветер! Подуй на меня!

Пролетающий мимо Ветер чуть- чуть дунул. И случилась беда: Елочка закачалась и надломилась. Надломилась, затрещала и рухнула на землю. Так и закончилась эта история о зазнавшейся Елочке.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2

Родник

С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр.


Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда.


Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы.


В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.


Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.


Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.


Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.


Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.


Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят?


Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика.


У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте.


Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.


Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.


Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.


Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:


Артёмка! Где ты?



Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:


Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора.


Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2

Почему у земли платье зеленое

Что на земле самое зеленое? — спросила однажды маленькая девочка у своей мамы.



— Трава и деревья, дочка, — ответила мама.



— А почему они выбрали зеленый цвет, а не какой-нибудь другой?



На этот раз мама задумалась, а затем сказала:



— Творец попросил волшебницу Природу сшить для своей любимицы-Земли платье цвета веры и надежды, и Природа подарила Земле платье зеленого цвета. С тех пор зеленый ковер благоухающих трав, растений и деревьев рождает в сердце человека надежду и веру, делает его чище.



— Но трава к осени сохнет, а листья опадают.



Мама снова долго думала, а потом спросила:



— Сладко ли тебе сегодня спалось в твоей мягкой кроватке, доченька?



Девочка удивленно посмотрела на маму:





— Вот так же сладко, как ты в своей кроватке, спят цветы и травы на полях и в лесах под мягким пушистым одеялом. Отдыхают деревья, чтобы набраться новых сил и порадовать сердца людей новыми надеждами. А чтобы не забыли мы за долгую зиму, что у Земли платье зеленого цвета, не растеряли надежды свои, елочка с сосенкой нам на радость и зимой зеленеют.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2

Как скворец себе дом выбирал

Дети смастерили скворечники и повесили их в старом парке. Весной прилетели скворцы и обрадовались – отличные квартиры подарили им люди. Вскоре в одном из скворечников жила большая и дружная семья скворцов. Папа, мама и четверо малышей. Заботливые родители целыми днями летали по парку, ловили гусениц, мошек и приносили их прожорливым деткам. А любопытные скворчата по очереди выглядывали из круглого оконца и с удивлением осматривались кругом. Необыкновенный, манящий мир открывался им. Весенний ветерок шелестел зелёными листьями берёз и клёнов, раскачивал белые шапки пышных соцветий калины и рябины.


Когда птенцы подросли и оперились, родители стали учить их летать. Три скворчонка оказались смелыми и способными. Они быстро освоили науку воздухоплавания. Четвёртый же никак не решался выбраться из домика.


Мама-скворчиха задумала выманить малыша хитростью. Она принесла большую аппетитную гусеницу и показала лакомство скворчонку. Птенец потянулся за угощением, а мама отодвинулась от него подальше. Тогда голодный сынок, цепляясь лапками за оконце, высунулся, не удержался и стал падать. Он испуганно запищал, но вдруг его крылышки раскрылись, и малыш, сделав круг, приземлился на лапки. Мама тотчас подлетела к сыночку и наградила его за смелость вкусной гусеницей.


И всё было бы хорошо, но как раз в это время на тропинке появился мальчик Илюша со своим четвероногим любимцем – спаниелем Гариком.


Пёс заметил на земле птенца, залаял, подбежал к скворчонку и потрогал его лапой. Илюша громко закричал, бросился к Гарику и взял его за ошейник. Птенец замер и от страха прикрыл глаза.


Что же делать? – думал мальчик. – Надо как-то помочь птенцу!


Илюша взял скворчонка на руки и отнёс домой. Дома папа внимательно осмотрел птенца и сказал:


У малыша повреждено крыло. Теперь нам надо лечить скворушку. Я предупреждал тебя, сынок, чтобы ты весной не брал Гарика с собою в парк.


Прошло несколько недель и скворчонок, которого назвали Гошей, поправился и привык к людям.


Весь год он жил в доме, а следующей весной люди выпустили Гошу на волю. Скворец сел на ветку и огляделся.


Где же я буду теперь жить? – подумал он. – Полечу-ка я в лес и подыщу себе подходящий домик.


В лесу скворец заметил двух весёлых зябликов, которые носили в клювиках прутики, сухие травинки и вили себе гнездо.


Уважаемые зяблики! – обратился он к птицам. – Не подскажите ли вы, как мне найти себе жильё?


Если хочешь, живи в нашем домике, а мы себе построим новый, - любезно ответили птички.


Гоша поблагодарил зябликов и занял их гнёздышко. Но оно оказалось слишком тесным и неудобным для такой крупной птицы, как скворец.


Нет! Ваш домик мне, к сожалению, не подходит! – сказал Гоша, попрощался с зябликами и полетел дальше.


В сосняке он увидел нарядного дятла в пёстром жилете и красной шапочке, который крепким клювом долбил дупло.



Как не быть! Есть! – ответил дятел. – Вон на той сосне осталось моё прошлое дупло. Если оно тебе приглянется, то можешь в нём поселиться.


Скворец сказал: «Спасибо!» и полетел к сосне, на которую указал дятел. Гоша заглянул в дупло и увидел, что оно уже занято дружной парочкой синиц.


Делать нечего! И скворушка полетел дальше.


На болоте возле реки серая уточка предложила Гоше своё гнездо, но и оно не подошло скворцу – ведь скворцы не вьют гнёзда на земле.


День уже клонился к вечеру, когда Гоша вернулся к дому, где жил Илюша, и сел на ветку под окном. Мальчик заметил скворца, открыл окно, и Гоша влетел в комнату.


- Папа, - позвал Илюша отца. – Наш Гоша вернулся!


- Если скворец вернулся, значит он не нашёл себе в лесу подходящего домика. Придётся нам смастерить для Гоши скворечник! – сказал папа.


На другой день Илюша с папой сделали для скворца красивый теремок с круглым окошком и привязали его к старой высокой берёзе.


Кто землю украшает

Давным-давно Земля наша была пустынным и раскаленным небесным телом, не было на ней ни растительности, ни воды, ни тех прекрасных красок, которые так украшают ее. И вот однажды задумал Бог оживить землю, рассыпал он по всей земле несметное множество семян жизни и попросил Солнышко согреть их своим теплом и светом, а Воду напоить их живительной влагой.

Солнышко принялось согревать Землю, Вода поить, но семена не всходили. Оказалось, что они не хотели расти серыми, потому что вокруг них расстилалась только серая однотонная земля, а других красок не было. Тогда Бог повелел разноцветной Радуге-дуге подняться над землей и украсить ее.

С тех пор Радуга-дуга появляется всякий раз, когда солнышко светит сквозь дождик. Встает она над землей и смотрит, красиво ли Земля украшена.

И вдруг видит Радуга-дуга черные раны-пожарища, серые вытоптанные пятна, развороченные ямы. Кто-то порвал, пожег, вытоптал разноцветное платье Земли.
– Ой, — сказал Одуванчик, — зачем Вы на меня садитесь? Я ведь такой маленький и хрупкий, а моя ножка очень тонкая и может сломаться.
– Нет, — сказала пчелка, — твоя тонкая ножка не сломается, она как раз рассчитана на то, чтобы удержать тебя и меня. Ведь на каждый цветок обязательно должна сесть пчелка.
– Зачем тебе на меня садиться, я ведь маленький, а кругом, посмотри, сколько много места, — удивился Одуванчик. — Я просто расту и радуюсь солнышку и не хочу, чтобы мне кто-нибудь мешал.
– Глупенький, — ласково сказала пчелка, — послушай, что я тебе расскажу. Каждую весну, после долгой зимы, распускаются цветы; и мы, пчелки, перелетаем с цветка на цветок, чтобы собрать сочный, вкусный нектар. Потом мы относим этот нектар к себе в улей, там из нектара получается мед.
– Теперь я все понял, — сказал Одуванчик, — спасибо, что объяснила мне это, теперь я буду рассказывать об этом всем Одуванчикам, которые еще появятся на этой полянке.
Тучи — помощники
Веселая Тучка, проплывая однажды над огородом, где росли огурцы, помидоры, кабачки, лук, укроп и картошка, заметила, что овощи очень грустные. У них поникла ботва, а корешки стали совсем сухие.
– Что с вами случилось? — с тревогой спросила она.
Печальные овощи ответили, что они завяли и перестали расти, потому что уже давным-давно не было дождика, который так им необходим.
– Может я смогу вам помочь? — смело спросила Тучка.
– Ты еще такая маленькая, — ответила большая тыква, которая считалась главной на грядке. Вот бы налетела огромная туча, грянул гром и пролил сильный дождик, — задумчиво сказала она.
– Я соберу своих подружек и помогу овощам, — решила тучка, улетая.
Она прилетела к Ветерку и попросила его сильно подуть, чтобы собрать все маленькие тучки в одну большую и помочь пролиться дождю. Шальной Ветерок с радостью помог, и уже к вечеру большая туча раздувалась все сильнее и сильнее, и, наконец, лопнула. Веселые капельки дождя полились на землю, и напоили все вокруг. А удивленные овощи высоко поднимали свои вершки, как будто не хотели пропустить ни одной капельки дождя.
– Спасибо тебе, Тучка! И тебе, Ветерок! — дружно сказали овощи. — Теперь мы обязательно вырастем и подарим радость всем людям!

Приключения листика
Здравствуйте! Меня зовут Листик! Я родился весной, когда почки начинают набухать и распускаться. Чешуйки моего домика — почки — раскрылись, и я увидел, как мир прекрасен. Солнышко своими ласковыми лучами прикасалось к каждому листочку, каждой травинке. И они улыбались в ответ. Вот пошел дождик, и мой ярко-зеленый наряд покрылся каплями, словно разноцветным бисером.
Как весело и беззаботно пролетело лето! Птицы чирикали целыми днями на ветках моей мамы Березки, а по ночам теплый ветерок рассказывал мне о своих путешествиях.
Время летело быстро, и я стал замечать, что солнышко светит не так ярко и уже не греет. Ветер подул сильный и холодный. Птицы стали собираться в дальнюю дорогу.
Однажды утром я проснулся и увидел, что мое платье стало желтым. Сначала я хотел заплакать, но мама Березка меня успокоила. Она сказала, что пришла осень, и поэтому все вокруг меняется.
А ночью сильный ветер сорвал меня с ветки и закружил в воздухе. К утру ветер стих, и я упал на землю. Здесь лежало уже много других листьев. Нам было холодно. Но вскоре с неба посыпались белые хлопья, похожие на вату. Они укрыли нас пушистым одеялом. Мне стало тепло и спокойно. Я почувствовал, что засыпаю, и спешу с вами попрощаться. До свидания!

«Жил-был у бабушки серенький козлик…»

(современная экологическая сказка)

У леса на опушке, в лубяной избушке, жила, как говорится, была одна бабушка. В детстве она занималась йогой, и её так и прозвали – Йога. А когда она постарела, то стали её звать Баба Йога, а те, кто не знал её раньше, называли попросту – Баба Яга.
И так сложилась её жизнь, что не было у неё ни детей, ни внуков, а был лишь маленький серенький козлёнок. На него и тратила Бабушка Яга всю свою природную доброту – баловала, одним словом. То капусточки самой вкусной с огорода принесёт, то морковки отборной, а то и вообще в огород козлёнка запустит – ешь, мол, родименький, что душе твоей угодно.
Шли год за годом. И, конечно же, как и всегда бывает с теми, кого балуют, превратился наш серенький козлёночек в большого серого козла. А поскольку работать он так и не научился, то толку с него было как с козла молока. Целыми днями лежал на диване, ел капусту, да реп слушал. Да так он тащился от этого репа, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А потом и сам сочинять стал: лежит и орёт во всю свою козлиную глотку:
– Я серый козёл, я гроза огородов,
Меня уважает куча народу.
И если кто камнем в меня бросает,
То после сполна за козла отвечает.
Сказать по правде, камнем в него никто и не бросал – кому охота с таким козлом связываться. Это он придумал так, для рифмы и для собственной храбрости. А потом и сам в это поверил. И настолько расхрабрился наш козёл, что захотелось ему пойти в лес погулять – зверей повидать, да себя, такого крутого, показать.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Долго собирался наш козёл: то наряд его не устраивал, не модный, мол, то настроения не было. Бабушка Яга совсем уж с ног сбилась, разыскивая для своего любимого козла супермодные обновки:
– Устала я, бедная, а ничего здесь не поделаешь – как говорится: «любовь зла, полюбишь и козла».
Но вот, наконец-то, собрался. Уже весна настала. Идёт он по лесу, орёт свой хвалебный реп, а тут навстречу ему выходит, кто бы вы думали? Ну, конечно же, волк. Кстати, прошу заметить, тоже серый. Идёт, и свою песню поёт:
– Нет в житье моём невзгод,
Нету в нём кручинушки,
Изучаю целый год
Пестики, тычиночки.
Ля-ля-ля-ля. Ля-ля-ля.
Пестики, тычи-но-чки!
Вдруг увидал волк козла, да так на месте и замер. От возмущения громадного. А козёл наш стоит, ни жив, ни мёртв от страха – шутка ли сказать, первый раз нос к носу с настоящим волком повстречался. Даже свою бейсболку с металлическими рогами уронил. Весь свой реп вмиг позабыл, весь трясётся, только и может сказать:
– Бе-е-е-да!
– Это ты что ж такое делаешь, - рычит на него волк, – зачем ты сюда пришёл, я тебя спрашиваю?! Чтоб ноги твоей больше здесь не было!
– Я, э-э-это, я не-е-е-е знал…
– Ногу убери, сколько раз тебе говорить!
– Я бо-о-ольше так не-е-е буду.
– Убери ногу! А не то я тебе сейчас как дам больно!
– А чё-ё я такого сделал? Как чё, так сразу козёл виноват! Я вам, между прочим, не козёл отпущения.
– Что сделал? А сам не видишь, козёл ты безрогий! Чуть на цветочек не наступил. Это же подснежник – первоцвет. Они сейчас только на этой полянке и остались – все остальные такие как ты вытоптали.
Посмотрел козёл под ноги – и правда: растут на полянке цветочки дивные, нежные. А у его копыт – так сразу несколько. И красоты они дивной, неописуемой. Стоит он, и шелохнуться боится – обувка у него тоже металлическая, тяжёлая да неуклюжая.
А волк тем временем подошёл к нашему козлу, да так, что ни один цветочек не задел, схватил козла и … переставил его в другое место, безопасное. Только волк его на землю опустил, как козёл от радости, что спасся, такого стрекача задал, что только ветер за ушами свистел.
И остались от него бейсболка с рогами и ботинки новомодные. Поместил их волк в ботанический музей, чтобы все смотрели, да сами бы такими козлами не становились.
А козёл с тех пор в лес ни ногой, реп забросил, и стал книжки умные про природу читать, чтобы уметь редкие цветы от обычных отличать. Как знать, может ещё и человеком станет!
Тут и сказочке конец, кто всё понял – молодец,
Ну а ты не будь козлёнком, береги весенний лес.

Осень

Жила-была красавица Осень . Любила она наряжать деревья в красные, желтые, оранжевые наряды. Любила она слушать, как опавшие листья шуршат под ногами, любила, когда к ней в гости приходили за грибами в лес, за овощами в огород, за фруктами в сад.
Но все печальнее становилась Осень . Знала она, что скоро придет сестра ее — Зима, покроет все снегом, скует реки льдом, ударит крепким морозом: Вот собрала Осень всех зверей — птиц, рыб, насекомых — и приказала медведям, ежам, барсукам спрятаться в теплые берлоги и норы; зайцам да белкам сменить шубки на теплые, незаметные; птицам — тем, кто боится холода да голода, — лететь в теплые края, а рыбам, лягушкам и другим водным жителям зарыться поглубже в песок, в ил и там спать до весны.
Все послушались Осени . И когда сгустились тучи, пошел снег, поднялся ветер и стал крепчать мороз, он уже был не страшен, потому что все были готовы к зиме.