Экологическая беседа на тему "поможем природе". Экологическая беседа

Этические беседы по экологии с младшими школьниками

Экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью», становится новым приоритетным направлением в педагогической теории и практики.

Тематика этических бесед по экологии может быть самой различной: «Природа просит защиты», «На страже зеленого друга», «Учитесь жалеть», «Земля – наш общий дом», «Мы учимся у природы», «О чем поют птицы», «Заповеди юных защитников природы» и т.п. Очевидно, что подготовка к яркой, насыщенной фактами и примерами беседе на экологическую тематику отнимет у учителя немало времени. Поэтому предлагаем содержание нескольких небольших бесед с учащимися под общим названием «В гостях у природы».

Ты пришел в гости к природе

Есть такие хорошие слова: «Ты пришел в гости к природе, - не делай ничего такого, что счел бы неприличным сделать в гостях». Как понять эти слова? Какой смысл вы, ребята, вкладываете в это высказывание?

Итак, ты пришел в гости к природе. А зачем?

Чтобы услышать пение лесных птиц?

Чтобы увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика?

Чтобы раскрыть для себя новую загадку природы, которая так щедра на загадки.

Чтобы полюбоваться ее красотой.

Чтобы насладиться свежим, душистым воздухом.

Набрать в лукошко лесных ягод, орехов, грибов.

Да мало ли зачем ты пришел в гости к природе! Но не забывай: ты – в гостях! Ты в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняй их! Что же это за правила?

Начнем с самого начала: ты идешь в гости в лес. Ты стоишь у кромки леса, сейчас ты оглядываешься и выбираешь направление, куда идти? Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядывают стволы белых берез. Там, наверное, очень светло и уютно! Решение принято и ты (один или со своими друзьями) начинаешь свое движение к выбранному уголку прямо напрямик – по лесным травам и невысоким лесным кустарничкам… Но – стоп! Что ты сделал неправильно, не так. Так в гостях не ведут!

Заметили ли вы, ребята, допущенную ошибку? Нет? Все правильно? Так и надо шагать по лесу, где хочу и куда хочу?

Тогда послушайте еще одно изречение, которое, может быть, поможет вам исправить допущенную ошибку: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню». Теперь вам понятно, что за ошибку совершил гость природы? Да, слой почвы в лесу очень тонкий и его легко повредить, утрамбовать. А заодно повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от подобных гостей. В своей книге «Мы и они» писатель-натуралист М.Ивин пишет:

«Пришлось ученым призадуматься, как уберечь леса от беспорядочного людского нашествия. Ведь некоторым лесам грозит гибель даже не от руки, а от ноги человека.

Какое важное правило поведения человека в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера? Давайте его запишем в своей памятке друзей природы: «Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам!»

Ситуация: привал в лесу

Ты долго ходил по лесу и проголодался. У тебя есть бутерброды, котелок. Рядом журчит ручеек – ключик. Хорошо бы пообедать!

Лес расстелил полянку, словно зеленую скатерть. Лес принял тебя, как гостя…

Посмотрите, что осталось после отдыха гостей на лесной поляне! (Можно во время прогулки в лес ознакомиться с такой загрязненной поляной; можно использовать иллюстрацию на тему такого отдыха в природе.)

На траве валяются бумажки, пустые консервные банки, куски хлеба.

Черной прогалиной зияет выгоревшая от костра площадка.

Рядом – гора засохших еловых веток, которые были сорваны с ближайшей ели, чтобы было мягко и удобно сидеть.

Огонь костра сжег корни и ветви соседнего дерева.

Вот так отдохнул гость природы! Сам-то отдохнул, а сколько вреда принес лесу и его обитателям! Сколько ошибок допустил!

Запачкал поляну, как неряха!

Выжег огромную полянку под костром, погубил травы, насекомых на них и в почве, обезобразил лесную поляну!

Навредил елям.

А еще? Посмотрите, какую «память» о своем походе оставил отдыхающий гость леса. Что же он сделал? А сделал надпись ножом на белоствольной коре: «Здесь был Вова». А по коре раненой березы потекли, как слезы, капли сока.

После такой забавы гость леса поскорее покинул искалеченную поляну. Почему?

Может быть, стыдно стало?

Или, может быть, испугался, что его увидят другие люди и накажут?

Или потому, что на лесной поляне стало неуютно и некрасиво?

А если бы тебе пришлось отдохнуть на лесной поляне или на берегу реки или озера, на лугу, как бы ты организовал свой бивак? Свой отдых?

И еще: осознав неправильность поведения отдыхающего гостя в лесу и его поступка по отношению к раненой березе, смог бы ты исправить ситуацию на лесной поляне? Как?

Ситуация: шум в лесу

Ты любишь слушать музыку и взял с собой походный приемник или магнитофон. Ты идешь по лесу или по лугу, и музыка гремит рядом с тобой. Как хорошо! А хорошо ли? Почему?

Шум, громкая музыка, крики в лесу – пугают птиц и зверей. И – рыб. И – насекомых. Не веришь? Выключи приемник и проверь – перед твоим появлением луг звенел от мелодий зеленого скрипача-кузнечика. А сейчас? Все стихло, спряталось, затаилось.

Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы и помни об этом!

Запиши в своей памятке еще одно правило поведения: не шуми в природе, старайся передвигаться и отдыхать без шума.

Ситуация: гнездо

Заметил ли ты, что за тобой неотступно с дерева на дерева перелетает серая ворона? Не заметил? А – зря! Тебе кажется, что ты идешь по лесу бесшумно. Но для лесных животных твое появление – целое событие. Десятки настороженных глаз наблюдают за тобой.

Вот ты заметил в кустах гнездо. Что же ты сделаешь?

Наклонишься посмотреть, нет ли в нем яиц или птенцов? Или просто ради интереса, как сделано, сплетено гнездо-шалашик? Да, конечно, ты никого на тронул, не обидел. Но невольно сделал хозяевам гнезда плохую услугу! Какую?

Разве ты не заметил, что ворона не спускает с тебя глаз? Так она, может быть, и не разглядела гнезда, а теперь? Гнездо размаскировано, путь к нему открыт вороне, кунице, хорьку и другим хищникам, которые, обнаружив следы человека, идут по ним в надежде чем-нибудь поживиться.

    Случалось ли вам, ребята, находить гнездо?

    Как вы вели себя, когда его увидели?

    Нужно ли разыскивать гнездо, если вы увидели, что птица вспорхнула и явно старается отвести вас в сторону?

    Как вы теперь будете вести себя в ситуации «Встреча с гнездом»?

Запомните! В лесу, на лугу, на озере нужно быть очень осмотрительным, стараться не повредить тем, кто ползает, бегает, плавает и летает!

Ситуация: птенец на тропе

Ты идешь по лесу и вдруг видишь: сидит здоровый, симпатичный птенец. Тихо сидит, ждет, когда его накормят. А родители уже близко, возвращаются с едой. Но тут малыша крепко хватают твои руки! Может, захотелось принести тебе домой живую игрушку? И, может, по невежеству своему пожалел ты беззащитного детеныша, который вовсе не нуждался в твоей помощи?

И вот в твоем доме появился новый жилец. Его окружили заботой, лаской. А птенец начинает хохлиться, отказывается от еды и вместо ожидаемой радости дома появляется тревога за больное животное, отчаяние от неумения помочь.

Зря, ох как зря ты вмешался в хрупкую жизнь птенца! А почему зря?

Сделайте для себя нужные выводы и помните, ребята: птенцов из своего дома и от своих родителей брать ни в коем случае нельзя! Разве вот попадется больной, раненый птенец – тогда в крайнем случае его можно взять, чтобы выходить, вылечить и отпустить!

Ситуация: лесные зверята

Весной и ранним летом в лесу много молодняка: маленькие пушистые зайчата, крошки ежата, серенькие, как игрушки, зайчата…

Ты не выдержал испытание и принес зверька домой. Может быть, бельчонка или зайчонка, а может, крохотного ежика. Что ждет его у тебя дома? То же, что и птенца – ведь ты ничего не знаешь о его образе жизни, о его пище. Кормят дома зверька обычно не той пищей, которой он питается в природе, а потом недоумевают – почему это зверек, несмотря на заботу о нем, вдруг гибнет?

Кто же дал тебе право распоряжаться судьбой лесного зверька?

Вот пишет девочка:

В августе мы нашли ежа и принесли его домой. Мы кормили его травой и цветами. А он взял да умер…

Не нашли, а похитили! Ведь как можно найти животное в его собственном доме, в природе, где его никто не терял и само оно тоже не потерянное. Поле, лес, луг – это родной дом животного, к жизни в котором оно и приспособилось.

Запомните: красть из природы животных нельзя! Тащить домой все, что попадется под руку, может только тот, кто не любит и не понимает природу. Изъятие же животных, пусть и малышей, - это самое настоящее расхищение природных богатств. Достаточно полюбоваться зверьком на природе и принести с собой массу впечатлений от встречи, которая долго не забудется!

Ситуация: муравейник

На летние каникулы ты приехал в деревню. Рядом с ней – лес. Отправились с дедом в лес по ягоды, грибы. Ты бежал впереди деда.

    Ой, какая высокая куча! – удивился ты и воткнул в нее палку. По палке забегало множество муравьев.

Подошел дедушка, осторожно вынул палку.

    великая беда пришла в лес, - сказал он.

    Где беда? У кого?

    Да вон, у муравьев. Жил и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусениц с деревьев снимал. Да вот пришел враг и разрушил сделанное великим трудом.

    Где враг? – не понял ты.

    Враг – то? Да тут он, рядом…

Ты начал озираться, но врага так и не увидел. Кто же он?

Как и от кого нужно защитить муравьев в муравейнике?

Знаете ли вы, что муравейников в наших лесах становится все меньше и меньше? Муравейники гибнут при лесоразработках, разоряют их и бездельники, готовые поротозейничать на муравьиную суматоху, уничтожают муравьев и различные лекари, вылавливая их для приготовления муравьиного спирта, и люди, заготавливающие «муравьиные яйца» для кормления певчих птиц и рыб в аквариумах. Разоряют муравейники и лесные звери: кабаны, медведи…

Муравьи играют важную роль в жизни природы. Их нужно охранять и беречь. А как? Как вы, ребята, понимаете это правило?

Выполнять правило индивидуального поведения: самим не разорять и не беспокоить муравьев!

Не позволять разорять муравейники другим людям.

Повесить в лесу плакаты и лозунги, где рассказать, какую пользу лесу приносят муравьи, и разъяснять, какой вред приносит лесам разрушение муравейников.

Задание: нарисуйте плакат «Муравьи – друзья леса», закройте его прозрачной пленкой и повесьте в лесу, рядом с муравейником.

Ситуация: букет цветов

Коли речь зашла о букетах, признаемся сразу: мы вовсе не против лесных и луговых цветов, стоящих в банке на подоконнике, или в вазе на столе. Но нужна мера и вкус в их сборе. Как вы это понимаете? Мера и вкус?

Конечно, не перечислить тех цветов, которыми одаривает нас лето. И все они просятся в букет. И если собрать все что попадается на пути, получится огромный разнопестрый веник, который вскоре повянет, и вы его выбросите. Так что сорвать в букет можно совсем немного – две-три штуки ромашки (поповник), василька, пушицы…

Когда же собирать букет лесных и луговых цветов? В начале прогулки? Или по пути домой, когда вы возвращаетесь с прогулки? Почему?

Какие цветы можно собирать – самые крупные и яркие или те, что начинают распускаться? Как вы думаете, почему?

Да, крупные распустившиеся цветы скоро завянут, а начавшие распускаться, поставленные в воду, воспрянут и распустятся. Но помните: все меньше и меньше остается красивых цветов на наших полях и лугах, в лесах из-за бездумного их сбора: сорванные в букеты лесные и луговые цветы быстро вянут и погибают. Поэтому старайтесь лучше любоваться ими на природе, нежели рвать, а потом выбрасывать охапками на пути домой. В особой защите нуждаются растения, занесенные в Красную книгу. Сбор их запрещен.

Это: венерин башмачок, ветреница дубравная, горечавка легочная, дремлик болотный, колокольчик широколистный, колокольчик персиколистный, кувшинка белоснежная, кубышка желтая, ландыш майский, любка двулистная, молодило обыкновенный, живокость высокая, хохлатка луковичная, шпажник черепчатый, ятрышник фукса и много других видов.

Задание: соберите «портреты» охраняемых растений, открытки, фотографии, рисунки и сделайте стенд «Защитим цветущие растения!». Повесьте его там, где посоветуют учителя, родители.

Следите за тем, чтобы ваши друзья, знакомые, младшие братья и сестры не собирали в лесу и на лугу редкие красивоцветущие растения. Берегите и охраняйте их!

Ситуация: лукошко ягод

Лес угощает людей щедро. Горожане и сельские жители спешат в лес, как только начинают поспевать лесные плоды и ягоды. Многие спешат собрать недозрелые бледно-розовые ягоды брусники и клюквы, для сбора которых некоторые сборщики используют совки и скребки, собирающие не только ягоды, но подчас и все растение; нередко же ягодники собирают ягоды вместе с кустиками и ветками земляники, черники, ежевики.

Не потому ли так низко никнут они к земле, что страшатся быть сорванными под самый корень? Больно видеть, как юный сборщик несет домой горестный сувенир – увядший букетик земляничных веточек или веток из черники. А ведь черника, например, начинает плодоносить лишь на втором десятке лет! Не слишком ли рано по недоразумению своему вы оборвали жизнь полезной лесной ягоде – ведь плодоносить она может до двухсот лет?!

Как же собирать ягоды, чтобы не повредить растению? Давайте подумаем над этим вместе.

Собирать ягоды надо аккуратно, не топтать их и не переходить без необходимости с места на место.

Собирать ягоды надо руками, а не совком.

Ягоды брать только зрелые; недозрелые и зеленые ягоды невкусные и их придется выбросить. Зато, если их не брать, растение через несколько дней даст второй урожай и порадует новых сборщиков ягод.

Не в коем случае нельзя вырывать растение с корнем!

Ягоды никогда не надо собирать все до одной – надо часть оставить зверям и птицам, которые тоже ищут корма в природе.

Ситуация: грибное лукошко

Август в лесу – месяц грибов. И разве встретишь в августовском лесу человека без лукошка? А вдруг попадется что? Не оставлять же!

Зачем же оставлять? Можно и нужно брать! Только как брать?

Вспомните, как вы собираете грибы? Какие правила выполняете? Можно ли при сборе грибов разрывать и раскидывать в сторону мох, лесную подстилку? Почему?

Верно, грибница (нити в земле), оказавшись под лучами солнца может засохнуть и погибнуть.

А как же правильно срывать грибы?

Не срывать, а ножку грибы нужно срезать ножом или вывернуть ее из земли аккуратно, чтобы не повредить грибницу.

А как быть с незнакомыми грибами?

Конечно, их лучше не брать! Почему? Да потому, что среди них могут оказаться ядовитые грибы. Но запомните: если грибы ядовиты для человека, то совсем необязательно, что они ядовиты для животных – для них-то они как раз и могут пригодиться: белкам, лосям, кабанам, оленям. Так что не стоит поддавать ногой красавец-мухомор. Пусть он лес украшает и животных от болезней лечит.

Вот мы с вами и разобрали несколько заповедей поведения в природе. Конечно, это только небольшая часть правил своего поведения в природном окружении. Но и эти правила помогут сохранить и многообразие цветущих трав, и чистоту лесов и лугов, и «братьев наших меньших», и зеленый наряд планеты, и голоса птиц, и звонкий стрекот зеленого кузнечика на лугу…

Причина многих неблаговидных поступков в природе – незнание. Поэтому первая ваша задача – изучить жизнь обитателей природы; узнавать, почему нужно поступать в природе так, а не иначе; стараться выполнять необходимые предписания и запреты во время отдыха, сбора ягод, грибов, орехов, лекарственных растений.

Природа – общий дом растений, грибов, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.

Вопрос сохранения природных ресурсов стоит очень остро. На данный момент усиленно идет облысение планеты. Для многих животных лес родной дом, но лесов на Земле становиться меньше и меньше, животные теряют свой дом, они обречены на гибель. становиться меньше не только лесов, но и рек. и эта общая проблена всего человечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Коломенского муниципального района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №2 «Вишенка»

Беседа - презентация: «Пять способов сохранить природу»

Воспитатель: Шелыганова Н. Ю.

с.Непецино,2017г.

Беседа- презентация: «Пять способов сохранить природу»

(Рассказ воспитателя, показ слайдов, беседа по данному вопросу, ответы детей на вопросы.)

Вопрос сохранения природных ресурсов стоит очень остро. На данный момент усиленно идет «облысение» планеты. Для многих животных лес – родной дом, но лесов на Земле становится меньше и меньше, животные теряют свой дом, они обречены на гибель. Становится меньше не только лесов, но и рек. И это общая проблема всего человечества.

Воспитатель проведет беседу, в которой затронет проблему загрязнения, вместе с ребятами попробует найти выходы из сложившейся ситуации.

Цели беседы:

- формирование у детей представления о взаимосвязи человека и природы, воспитание бережного отношения к живой природе и сохранения ее ресурсов.


I. Орг. момент.

Дети занимают свои места в группе под звуки природы.

II. Вводная часть.

Воспитатель:

Наша планета – Земля

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает.

Весело птица поет,

Песнею день начинает.

Как хороши, приглядись,

Клены, березы и елки!

Пенью у птицы учись,

А трудолюбию у пчелки.

III. Вступительное слово воспитателя.

На сегодняшний день очень сложно найти клочок земли, куда бы не ступала нога человека. Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.

Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в России.

Что же тревожит сегодня людей? Каждый день на земле исчезает один вид животного навсегда! Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растения! В одну минуту на земле вырубается несколько гектаров тропических лесов. Это очень много, ребята! А сколько пыли, копоти, различных химических веществ попадает в воду, в воздух, в почву?! Кто это может подсчитать? Род людской может погубить себя, отравляя землю, воздух, воду, погубить нашу планету. Неужели мы все погибнем?

Нет, но опасность всё-таки велика. Поэтому учёные всего мира делают всё возможное для оздоровления нашей природы. На фабриках и заводах создаются специальные очистительные сооружения, которые очищают воду и воздух. В специальных заповедниках, аквариумах разводят рыб, птиц, зверей и выпускают их на волю. На многих животных вообще запрещена охота. Очень много растений и животных занесены в Красную книгу и охраняются законом.

Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.

IV. Основная часть

1. Отказаться от пластиковых пакетов и бутылок.

Пластик – проблема мирового масштаба. Пластик производится из полезных ископаемых, для его изготовления и транспортировки требуются миллионы баррелей углеводородов в год. В мире почти один миллион пластиковых бутылок употребляются каждую минуту! Пластик переполняет свалки, душит реки и озера, загрязняет океаны и причиняет вред диким животным.

Пластик разлагается более 450 лет. Но некоторые ученые считают, что пластик вообще не разлагается – он просто распадается на кусочки, которые со временем становятся всё меньше. Каждый кусок пластика, выброшенный на свалку с момента изобретения этого вещества, до сих пор там и лежит! Если продолжать такими темпами, то наша планета покроется пластиком даже до того, как он начнет разлагаться.

2. Ни в коем случае не сжигать пластик.

Ядовитые вещества, которые выделяются при сжигании пластиковых отходов и резины, не уходит в космос, а застревает в атмосфере навсегда, нанося непоправимый урон всей планете.

Что можете сделать Вы?

Сдавать пластиковую тару в специализированные автоматы и получать за это вознаграждение;

Отказаться от использования пластиковых пакетов;

Если вы ездите в магазин на машине, удобно класть фрукты и овощи в большие многоразовые ящики, тогда фрукты не давятся.

3. Выбрасывать мусор раздельно

Раздельный сбор мусора позволяет выделять из общей массы твердых бытовых отходов те материалы, которые могут быть переработаны и использованы вторично.

Большинство предметов потребления производится из не возобновляемых ресурсов (или сложно возобновляемых):

Нефть и газ (без продуктов нефтехимии жизнь человеческого общества в привычном нам виде на сегодняшний день невозможна);

Металлы;

Древесина.

Что можете сделать Вы?

Сдавать вторсырье – замечательный способ помочь природе. Что можно сдавать: цветной металл, стекло, бумагу, ядовитые отходы(батарейки); жестяные банки.

Кроме того производство вещей неразрывно связано с высоким уровнем потребления энергии, воды, загрязнения окружающей среды.

4. Проявлять бережное отношение к лесу

Деревья сохраняют баланс кислорода и углекислого газа в атмосфере. Люди должны заботиться о сохранении ценных природных ландшафтов, биологического(животные, растения) и экосистемного (вода, воздух, земля) разнообразия Земли.

Что можете сделать Вы?

Если заметил мусор на улице или в лесу, подними его и выброси в урну, так вероятнее, что он попадет на свалку и не останется в лесу на сотни лет;

Если ты остановился на обочине для пикника, забирай мусор собой и выбрасывай его в положенное место. Ты не только поможешь беречь природу, но и оставишь место чистым для следующих посетителей;

Осторожно обращаться с огнем.

5. Не лить воду напрасно

Вода – это важнейшее условие существования жизни растений, животных и человека.

Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – водопои. Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот.

Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания. Без воды погибнут животные.

Беречь воду - это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Что можете сделать Вы?

Привести в порядок сантехнику и другое оборудование водоснабжения;

Установить счетчики воды в квартиру;

Растения поливайте талой снеговой водой;

Наливайте воду в стаканчик, когда зубы;

Когда моете руки, не включайте сильную струю. Это не помешает умыться, а воды утечёт меньше;

На даче мойте руки под умывальником, так меньше потратите воды;

Плотно закрывайте кран;

Мойте посуду в тазике, не под открытой струей;

Мойте фрукты и овощи в специальной посуде, а не под проточной водой;

Мойтесь под душем, а не в ванне (при мытье в ванной расходуется 150- 180 литров воды, а под душем в три раза меньше).

Соблюдая эти нехитрые советы, можно сберечь очень много пресной воды.

V. Работа над пословицами и поговорками.

Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней. Давайте поговорим о том, как вы понимаете эти пословицы.

Лес – богатство и краса, ☼ береги свои леса.

Враг природы тот, ☼ кто леса не бережет.

Земля хоть и кормит, ☼ но и сама есть просит.

Покорми птиц зимой, ☼ они отплатят тебе добром летом.

Не нужна соловью ☼ золотая клетка, а нужна ему ☼ земная ветка.

Срубили кусты - ☼ прощай птицы.

Много леса ☼ не губи, мало леса ☼ береги, нет леса ☼ посади.

Искру туши ☼ до пожара, отведи беду ☼ до удара.

VII. Итог беседы.

За нежные рассветы, багряные закаты,

Сверкающие молнии-небесные раскаты,

За тайны все природные,

За недра плодородные,

Что матушка-Земля веками там хранит.

За капельки росы хрустальные,

За облака печальные.

За шум весеннего дождя, ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ я!

А как мы можем защитить природу? (собрать семена, покормить зимой птиц, пользоваться экономно природными ресурсами, не загрязнять воды и почву)

Помните! Спасение природы – дело человека во имя спасения самого же человека.

Давайте подумаем:

Человек примерно в день употребляет 2 литра воды. Сколько литров употребит человек за неделю?

А представьте, сколько литров 1 человек употребит в год? А за 10 лет? А все жители Земли?

Так давайте же экономить воду!!!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет.

Человек должен разумно относиться к природе.

Вы должны всегда помнить слова М.М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».

Придя домой, обязательно расскажите своим родителям о 5 способах сохранения природы.

Всем спасибо!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Природу нужно беречь для того, чтобы жизнь на Земле продолжалась. Уничтожая природу мы потихоньку губим себя.

Увозите с собой весь мусор, который остался после вашего отдыха на природе

Не выбрасывайте на свалку бытовые батарейки, автомобильные аккумуляторы и ртутные лампы.

Экономьте воду! Закрывайте кран, пока чистите зубы, и пользуйтесь стаканом для полоскания рта. В этом случае экономится от 5 до 10 литров воды в день.

Не мойте автомобиль в реке! Нефтепродукты, стекающие с машины вместе с водой, отравляют среду обитания рыб - такая рыба однажды может попасть и на ваш стол.

Не сжигайте пластик, это наносит атмосфере непоправимый вред.


Учитель : Сейтимова Ю.М.
Класс : 2 «А»
Беседа : «Как я лично могу помочь природе»
Цель беседы : Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Оборудование : Выставка детских рисунков на тему: «Земля у нас одна»; фотостенд «Удивительные места нашего края», поделки из природного материала; памятки «Что должен уметь юный друг природы».

Ход беседы

- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, что такое экология, об экологических проблемах, о том, как эти проблемы можно решать, и о том, как каждый из вас, лично, может помочь решить одну из таких проблем.

- Вы, наверное, слышали слово “экология”. Как вы думаете, что такое экология? (Дети отвечают).

- Все, что окружает нас, это - природа: небо, лес, речка, солнце, деревья, цветы, травы, птицы, животные, насекомые, человек, все это - природа.

- Все, что есть в природе, должно существовать вместе, рядом и дружно. Так, деревья не могут жить без солнца, воды, без птиц, которые в коре деревьев находят и поедают жучков-червячков. Животные тоже не могут жить без воды, солнечного тепла и света, без травки, которую они едят, без деревьев, которые защищают их от жары и дождя. Все живые существа в природе зависят друг от друга.

- Так вот, ЭКОЛОГИЯ - это наука, которая изучает взаимоотношения растений, животных, человека и их связь с неживой природой: солнцем, водой, воздухом. А еще экология изучает, как человек влияет на природу.

- А как человек может влиять на природу? (Он может влиять хорошо, т.е. помогать природе. Он может влиять плохо, т.е. вредить природе, портить, уничтожать ее).

- Приведите примеры, как человек помогает природе. (Человек сажает деревья, ухаживает за растениями и животными, кормит птиц).

А как человек может вредить природе? (Человек может вырубать деревья, уничтожать животных, выбрасывать мусор, загрязнять воздух дымами, выхлопными газами автомобилей).

- Вот именно поэтому возникают экологические проблемы. Когда человек рубит деревья, погибают не только сами деревья; погибают птицы и насекомые, белки, которые жили на деревьях, высыхают ручейки, которые текли у подножия деревьев. Таким образом, возникает экологическая проблема: как сохранить леса и их обитателей?

- Человек обогревает дома: сжигает уголь, дрова, идет дым, дымят фабричные и заводские трубы, выбрасывают газы выхлопные трубы автомобилей. Некоторые из этих газов очень ядовиты. От них погибают деревья, болеют животные и люди. Возникает другая экологическая проблема: как сохранить воздух чистым?

- Мы, люди, загрязняем и уничтожаем природу, и почти каждый школьник, зная или не зная того, тоже загрязняет природу.

- Как же мы загрязняем природу? (Люди выкидывают полиэтиленовые пакеты и пластиковые бутылки на улицу, в канаву, в кусты).

- Можно ли это делать? Конечно, нельзя. А почему?

    Во-первых, это просто некрасиво,

    А во-вторых, это губит природу.

- Ранней весной мы видим, как молодые ростки выбирается из почвы. Он живой, он танцует, пляшет, дышит воздухом. А если этот живой росток закидаем пластиковыми пакетами или бутылками.

- Что случится с ростком? (Он умрет. Ему не хватит воздуха для дыхания).

- Точно так же от нехватки воздуха могут погибнуть саженцы, цветочки, насекомые. Вы знаете, что летом на дачах люди делают теплицы и парники, накрывая каркасы полиэтиленовыми пленками. В парниках тепло, и растения растут быстро.

- Каждое утро хозяйки открывают двери теплиц. Если же хозяйка забудет это сделать, то растения в парниках и теплицах может задохнутся от нехватки воздуха и чрезмерной жары. Также гибнет все живое под разбросанными пакетами и бутылками.

- Вы, наверное, замечали на лужах масляные пятна.

- Откуда они? (Из автомобилей проливается в лужи, канавы бензин, керосин, техническое масло).

- А бывает, что бензин, керосин, техническое масло, нефть попадают в воды рек, морей и океанов. Чем же вредны эти радужные масляные пятна? (Ответы детей).

Дело в том, что бензин, керосин или нефть не пропускают воздух, и живым существам живущим в воде нечем будет дышать, они задохнутся. Кроме того, вода со слоем бензина может даже гореть. Обычная, чистая вода горит? Нет. А такая вода горит. Вот именно поэтому нельзя разливать бензин, керосин, масло и нефть, ведь живущие в лужах червячки, живущие в канавах лягушки могут погибнуть.

- Скажите, вы любите конфеты, а шоколад, а жвачку?

- А куда вы выбрасываете фантики? А лимонад из баночек вы пили? А куда вы дели баночку?

- Многие школьники выбрасывают фантики, бутылки, баночки прямо на улицу, в кусты, в канавы, под деревья. Некоторые думают, что нечего страшного не случится если я кину пустую бутылочку в канавку пока никто не видит.

- Правы ли эти ребята? Нет, эти ребята ошибаются. Так делать нельзя. Осенью в листве фантики и бутылки незаметны, зато весной…

- Вспомните, какая грязь бывает весной на улице.

- Листья от деревьев сгнивают, бумага слегка желтеет, а вот с баночками и бутылочками ничего не происходит.

- Возьмем сухой листик, попробуем его раскрошить, получается легкая, незаметная пыль, которую тут же разнесет ветер.

- А теперь попробуем раскрошить листок бумаги. Он только помялся, но не превратился в пыль.

- А с бутылочкой вообще ничего не стало.

Если попробуем намочить листок дерева, бумагу и бутылочку. Что получается?

- Листок намок и легко рвется, листок обычной бумаги не рвется так легко. Пленка, стекло же и баночка только намокли, и порвать их или сломать мы не сможем.

- Вот так же и в природе - только тонкая бумага быстро сгниёт и исчезнет, а для того, чтобы сгнила и исчезла, полиэтиленовая пленка или бутылка понадобятся годы.

- Так, бумага разлагается за 3 - 4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6 - 10 лет, полиэтиленовая пленка разложится через 60 - 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600.

- Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 2 года только сгниет бумага. Когда вы окончите школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедушками и бабушками, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие и долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.

- Если мы возьмем полиэтиленовый пакет и попробуем сжечь его кусочек. А над дымом от этого костра подержим белую тряпочку, то увидим, что она закоптилась. А какой неприятный запах! Это значит, что при горении выделяются вредные вещества. Эта копоть и сажа оседают на деревьях, затрудняя дыхание зеленым листочкам, попадая в легкие животных и людей, приводя к тяжелым отравлениям и заболеваниям.

- Что же все-таки делать с мусором?
- Оказывается, каждый вид мусора нуждается в особой переработке.

- Пищевые отходы можно отдавать кошкам и собакам, они часто бегают голодными и будут вам очень благодарны.

- Бумагу необходимо собирать и сдавать в макулатуру.

- Зачем? Опять-таки двойная польза. Самое важное, что из макулатуры на фабриках и заводах вновь сделают тетради, книги, газеты. Из одного дерева делают 15 учебников. Сдав в макулатуру 60 кг бумаги, вы спасете дерево!

- Бутылки нужно сдавать в пункты приема стеклотары. Вы получите за это деньги, а рабочие отвезут бутылки на завод, вымоют и снова будут продавать в них напитки.

- Металлические банки сдают в металлолом и из них выплавляют новый металл.

- Но если все-таки у вас остался какой-либо мусор после отдыха, не выкидывайте его в канаву, соберите его и заберите с собой и выбросьте в городе в мусорный контейнер.

- Мусор из контейнеров вывозят на помойки, в специально оборудованные места, где его обработают, закопают и он уже не нанесет огромного вреда природе. Ученые работают над созданием систем переработки и вторичного использования мусора. Простые люди им помогают.

- В больших современных городах проводятся эксперименты. Во дворах, в специально отведенных местах стоят не мусорные контейнеры, а разноцветные бачки. Для каждого вида мусора стоит бачок определенного цвета. Желтый - для пищевых отходов, зеленый - для битого стекла и т.д. Такие бачки везут не на помойки, а на перерабатывающие заводы.

Рефлексия

- Ребята, что нового вы узнали сегодня из нашей беседы?
- Что поняли?
- Что будете делать?
- И, как знать, может быть, тетрадка, что у вас в руках, сделана из пачки старых газет.

Таким образом, выбрасывая мусор, мы совершаем две огромные ошибки. Мы наносим вред здоровью, природе и ее красоте. Мы теряем все больше и больше ресурсов, а они на земле не безграничны.

Так давайте же беречь природу! И пусть каждый начнет именно с себя!

Рекомендации . Эту беседу можно начать с разговора о том, какую конкретную помощь могут оказать школьники природе. К этому времени у детей должен быть накоплен опыт общения с природой, сформированы определенные природоведческие и природоохранные знания. Теперь важно вовлекать младших школьников в разнообразную деятельность по охране природы. В беседе может принять участие представитель Комитета по экологии и родители.

Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Оборудование. Выставка детских рисунков на тему: «Мы помогаем природе»; сочинения и стихи школьников по теме; фотостенд, посвященный деятельности детей в природе; выставка кормушек, скворечников; плакаты на тему охраны природы; поделки из природного материала; памятки «Что должен уметь юный друг природы».

Ход беседы

Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы делаете. Некоторые рисунки можно даже описать стихами. (Учитель предлагает детям подобрать к рисункам стихи, написанные на отдельных листочках, и прочитать их.)

Многие из вас на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».

А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости учитель знакомит учащихся с правилами посадки растений.)

Один из школьников читает стихотворение:

Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
(Н.Кутов )

Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.

Этот мальчик любит в зной
Отдыхать в тени лесной.
А скажи-ка ты ему:
Если лес тебе так мил,
Сам нигде ты почему
Деревца не посадил?
(М.Миршакар )

Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.

У красы-березки платье серебрится,
У красы-березки зеленые косицы.
Со двора к березке выскочили козы,
Стали грызть березку, а березка- в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою.
(П.Воронько )

Ранней весной можно увидеть такую картину.

Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
(Ф.Сологуб )

Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, - ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.

Очень большую помощь оказывают школьники березовым лесам во время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.

Какой-то мальчишка поранил березку,
Изрезал ножом на березке бересту.
Березка, не плачь: за аптечкой схожу,
Глубокую ранку бинтом завяжу.
(В.Суслов )

Запомните!

Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.

Как вы понимаете пословицу: «Много леса - береги, мало леса - не губи, нет леса - посади?»

Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?

Не мешайте мне трудится,
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте-
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
(Е.Благинина )

Много у ребят забот о природе во все времена года. Беспокоятся школьники о своих друзьях - растениях и животных. Вот как описывают свои заботы наши ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений детей, особо обращая внимание на проявление нравственных чувств жалости, сострадания, долга, ответственности.)

Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц, как это описано в стихотворении О.Высоцкой.

1-й ученик.

Для гостей на окно
Сыплет Костя пшено,
Воду льет на блюдце:
Пусть они напьются.

2-й ученик.

Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес:
Посмотрите-ка сюда,
Это вкусная еда!..
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки. Не боятся.

Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают самую лучшую.)

Найдутся дела у школьников и летом.

А как вы помогали природе летом, в лагере, в деревне у бабушки или в нашем городе?
Главная забота летом для взрослых и детей - борьба с сорняками. Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят:

Сорную траву - из поля вон!
Сорная трава на корню крепка.

Какие вы знаете сорные растения?

Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник )

Колюч, да не еж,
Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник )

Только тронь и отдернешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь! (Крапива )

Крапива - коварная трава.

Прячется в траве крапива,
Жжет детишек терпеливо.
Злых и добрых - всех кусает,
Никого не пропускает!

Существует много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают более низкий урожай, плоды становятся мелкими, и сами растения приобретают маленькие размеры. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.

Ожидаешь урожая -
Не ленись пораньше встать!
Если ж ты запустишь грядки,
Не прополешь, не польешь -
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь!
(Т.Белозеров)

Ребята, всегда ли школьники правильно оказывают помощь природе? В чем чаще всего они ошибаются? (Учитель работает с плакатами, отражающими ошибки детей в природоохранной деятельности.)

Одно из направлений природоохранной деятельности – сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома и макулатуры.

Знаете ли вы, что…

Сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.

Сегодня мы наградили тех, кто бережно относится к книгам и тетрадям. (Представитель Комитета по экологии награждает школьников.)

Дети, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам.)

Оказывая помощь природе, школьники могут принять активное участие и в предупреждении дурных поступков по отношению к ней: рейдах в природу, патрулировании улиц, скверов.

О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е.Арефьевой «Природа и ее друзья». (Учитель читает сказку.)

«В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со всеми сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним свои ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и становились совсем родными.

Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и о своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.

В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила машина, из нее вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку! Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.

Неожиданно человек начал рубить ветки у молодых березок. Увидев это, капельки заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора.

Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля» - настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса?! Такой большой и не знаете, что природу надо охранять!» И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал.

Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили ветки в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода действительно было очень вкусной и пахла лесом.

В ветвях старого дуба- хранителя родничка - появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый- ежик и заяц. Они прибежали выпить воды из родничка и поболтать с искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе они сидели под дубом, слушали разговоры Весельчака и ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.

Ребята пообещали, что они будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать ее в обиду».

Дети, а вам приходилось участвовать в такой работе? Расскажите об этом.

Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы.

А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала? Давайте полюбуемся вашими поделками из природного материала и выберем самую интересную, самую оригинальную. Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома. (Лучшая поделка отмечается призом.)

Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Конечно, вам очень радостно, приятно. Вот как описывает чувство девочки, которая помогает природе, Л.Никитина в своем рассказе «радостные минуты».

«Весной в холодные, ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего посещают кормушку синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички- большая радость!

В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!

На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных осторожно удалила сломанные ветви, кое-где замазала ранки, поставила подпорки. Думаю, что спасла их от гибели, а это тоже радостно.

Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла, чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку, отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость- и для меня, и для мальчика!»

Дети, любая помощь человеку, растению или животному приносит радость, удовлетворение, счастье.

Сегодня мы услышим рассказ о том, какую помощь оказали школьники природе в нашем городе. (С краткой информацией, основанной на конкретных примерах, выступает представитель Комитета по экологии. Беседу можно сопровождать показом диафильма «Что должен знать и уметь юный защитник природы».)

В заключение беседы учитель дает детям задание: разъяснить младшим товарищам и родителям, какую помощь они могут оказать природе. Беседа заканчивается словами М.Андронова:

Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем завлечь.
Охранять зорко нашу природу -
Это Родину, значит, беречь.

Список использованной литературы

  1. Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. – Урал: ГАРК, 1998.
  2. Хафизова Л.Н. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная школа. – 1988. – №8.
  3. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа. – 1989. – №3.
  4. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. –Ярославль: Академия развития, 1997.

Тема: «Наш дом»

Беседа об экологии.

Цель: Формировать у детей представление о том, что представляет собой окружающий нас мир, расширить знания детей о природе.

Ход занятия.

«Ох, какая сегодня плохая экология», - говорит мама, стиснув виски руками, от нее у меня разболелась голова». «Да» ,- соглашается папа, - экология у нас совсем никудышняя, об этом и в газетах пишут все время и по телевизору говорят и показывают. Надо её исправлять».

Кто же такая это экология, от которой у мамы разболелась голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? Громко кричала или капризничала? И если она такая плохая, зачем о ней пишут в газетах? Может она похожа на Фрекен – Бок из мультфильма, которую показывали по телевизору и которую «низводил» Карлсон? И как ее собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?

Спроси у папы или у мамы, что такое экология. Может быть они скажут? «Это когда все вокруг плохо, нечем дышать, воду нельзя пить, а продукты есть». «Но тогда за что же наказывать эту таинственную экологию, в чём она виновата?» - спросишь ты и будешь абсолютно прав. Экология ни в чём не виновата. Во всем, что случилось с природой, виноват человек.

Но для того чтобы понять, почему так произошло, давайте сначала выясним, что же такое «экология». Слово это не русское, а греческое. И переводится слово «экология», как наука о доме. Но дома-то бывают разные. Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком, крышей, дверью, окнами, полом. Но как только мы выходим за порог такого дома, то оказываемся в другом – необъятном, общем для всех людей доме. Имя ему – природа.

Можем ли мы жить без птиц, деревьев, бабочек, рек, лесов, солнца? Если сможем, то перестанем быть людьми, а превратимся в каких-нибудь других существ. Когда-то ученые предлагали строить дома-города, в которых все, что человеку нужно, находится под одной крышей. Здесь он работает, здесь отдыхает. Но чем больше становятся наши города. Чем выше дома, чем больше асфальтированных улиц, тем чаще нам хочется подышать запахом леса, луга, послушать пение птиц, уехать подальше от удушливого воздуха городов. Потому что там, за городом, наш настоящий дом – природа. Дом без которого нам не прожить.

Но вернемся к экологии. Мы с вами знаем, что в доме нужно как можно чаще убираться (даже если совсем не хочется это делать), разводить цветы, не сорить, не ломать мебель, не сливать жирную воду в раковину, выносить мусор каждый день. Но если природа – тоже наш дом, то и здесь уместны такие же правила. Нужно убирать за собой после отдыха в лесу, беречь цветы, не сорить, не ломать деревья, не сливать грязную воду в реки, не топтать траву. Читая книги по экологии вы узнаете, почему заяц в лесу белый, а летом серый, для чего у него такие зубы, уши, почему он косой, чем питается, где живет и кто может его скушать.

В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Да и пол под тяжестью самых толстых жителей не должен провалиться. Если развалим стены – упадет крыша, от дома ничего не останется.

Природа, как мы уже выяснили, - дом особый. Внутри него все очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные с другими животными, а все вместе с ласковым солнцем, землей, водой. Нарушим эти связи – словно стены упадут в нашем доме. Какое-то время он ещё простоит, но потом начнет разрушаться. А чтоб этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. Помогает все это узнать теперь знакомая наука экология.

Ученые говорят, что экология – это наука, которая изучает. Как связаны растения, животные (живые организмы) между собой и с окружающей средой.

С растениями и животными все понятно: они могут питаться друг другом, жить вместе, помогать друг другу. А вот что такое « окружающая среда»? Когда говорят среда, подразумевают и все, что есть вокруг нас, в том числе и природу. А она вокруг нас. А в плену у природы в какой-то степени люди были всегда, потому что они - её часть. И никогда не верь, если тебе скажут, что человек – это царь природы, её хозяин. Миллиарды лет существовала природа без человека, и если он не изменит к ней своего отношения, то в будущем может поплатиться. А вот человек без природы не жил никогда, ни одной минутки. Поэтому нельзя плохо относиться к природе, разрушать свой дом. Природу нужно беречь, бережно относиться к ней.

  • Что такое окружающая среда?
  • Какая среда их окружает?
  • Почему её надо беречь?

  • Рожкова Марина Владимировна