Декабристы. Организации декабристов: динамика развития, состав, цели, восстание на Сенатской площади

В 1816 г. возникла тайная офицерская организация, названная “Союзом спасения”. Его возглавил полковник Генерального штаба Александр Муравьев. В число основателей входили также князь Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин. Все шестеро были частниками Отечественной войны и заграничных походов. Якушкин отличился в Бородинском сражении. Позднее в “Союз” вступили гвардейские офицеры Павел Пестель, князь Евгений 0боленскнй и Иван Пущин, лицейский друг Пушкина.

Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод. В уставе “Союза” говорилось, что если царствующий император “не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать его наследнику, не ограничив его самодержавия”. Обсуждался и вопрос об отмене крепостного права. Глубокое негодование среди членов общества вызвало устройство военных поселений. Под впечатлением от известий о насилиях над мирными крестьянами Якушкин вызвался убить царя. Друзьям с большим трудом удалось его отговорить.

“Союз спасения” строился на основании глубокой конспирации и строгой дисциплины. За два года в общество вступило около 30 человек. Перед его руководителями остро встал вопрос, что же делать дальше. Общество не могло пассивно ожидать конца царствования. Цареубийство большинство членов отвергало по нравственным соображениям. К тому же стало известно, что Александр готовится освободить крестьян и ввести конституцию. Осуществление этих реформ сделало бы бессмысленным существование замкнутой офицерской организации. В то же время надо было учитывать опасность того, что реакционеры объединят свои усилия и, как во времена Сперанского, сорвут преобразования. Поэтому было решено сосредоточить силы на подготовке общественного мнения к предстоящим реформам, на пропаганде конституционных идей.

В 1818 г. в Москве “Союза спасения” был упразднен и вместо него основан “Союз благоденствия” - новая, более широкая по составу, организация. Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Они образовали Коренную управу. Ей подчинялись местные “управы” - в Петербурге, Москве и некоторых других городах. Новый “Союз” носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. В уставе (“3еленой книге”) говорилось, что “Союз” считает своей обязанностью “распространением между соотечественниками истинных правил нравственности и просвещения споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия”. Одной из главных своих целей “Союз” считал развитие благотворительной деятельности, смягчение и гуманизацию нравов.

Его члены должны были делать достоянием гласности факты жестокого обращения с крепостными, “истреблять” продажу их поодиночке и без земли. Следовало добиваться устранения из армейской жизни произвола, жестоких наказаний, рукоприкладства. Большое значение “Союз благоденствия” придавал гуманистическому воспитанию юношества. Члены “Союза”, имевшие поместья, должны были открывать школы для крестьян. “Союз” ставил себе целью бороться против взяточничества, стремился к мирному разрешению возникающих в стране конфликтов, стараясь приводить к соглашению “различные племена, состояния, сословия”. Развитие производительных сип Отечества тоже входило в цели “Союза”. Его члены должны были способствовать внедрению передовых приемов земледелия, росту промышленности и ремесел, расширению торговли.

Для достижения своих целей члены “Союза” должны были активно участвовать в общественной жизни, в деятельности легальных научных, просветительных и литературных обществ. Предполагалось наладить издание собственного журнала. Существовала и вторая часть “Зеленой книги”, известная лишь основному ядру общества. В ней были записаны его заветные цели - введение конституции и уничтожение крепостного права.

За короткое время своего существования “Союз благоденствия” успел сделать очень немногое из того, что было намечено. Его члены выступали за отмену крепостного права, некоторые из них старались облегчить положение крепостных. Иван Якушкин открыл школу в своем имении. Сергей Муравьев-Апостол, служивший в Семеновском полку, много сделал для того, чтобы облегчить жизнь солдата. Однако все его усилия пошли прахом, когда в Семеновский полк был назначен новый командир (Шварц).

Выступление Семеновского полка способствовало росту радикальных настроений в среде декабристов, т.к. свидетельствовали, по мнению многих из них, о готовности армии к выступлению. Будущие декабристы не участвовали в выступлении Семеновского полка, но кары коснулись и их. Большинство офицеров-семеновцев были срочно переведены в обычные армейские корпуса и высланы из столицы, 17-летнему Михаилу Бестужеву-Рюмину не разрешили даже заехать в имение, чтобы попрощаться с умирающей матерью. Вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом он был переведен на юг, в Черниговский полк. Среди солдат этого полка оказалось много бывших семеновцев. Павел Пестель в 1821 г. был произведен в полковники и назначен командиром Вятского полка, который располагался недалеко от Черниговского. Так оказались на юге многие участники тайного общества.

Между тем правительство оставило политику реформ и вступило на путь реакции. Стало очевидно, что организационное строение и программа “Союза благоденствия” не отвечают новым условиям. Вместо того, чтобы “споспешествовать правительству”, надо было развернуть самостоятельную борьбу за обновление России. На настроениях декабристов сказались и события 1820 - 1821 гг. в Испании, где армия стала главной силой переворота. Среди членов Союза распространялась мысль о необходимости насильственных мер для уничтожения крепостничества и самодержавия, убеждение, что без тайной организации этот переворот неосуществим. В 1821 г. тайный съезд “Союза благоденствия” в Москве объявил организацию распущенной. Руководители движения хотели организовать новое общество, способное к более решительным действиям.

Введение


К началу XIX века Российское государство было уже самым большим в мире. На этом огромном пространстве от Балтийского моря до Тихого океана проживало в ту пору около 40 миллионов человек, их которых каждый второй именовался - «крепостной».

Не меньше десяти рублей - такая крупная сумма по тем временам ежегодно отбиралась у каждой крепостной души, а затем складывалась с различными государственными податями, налогами, умножаясь на сотни, тысячи, миллионы этих душ, превращалась в столичные особняки, уютные усадьбы; в сотни тысяч свечей, отражавшихся в зеркалах лучшей бальной залы, в великолепные коллекции книг, изысканные творения художников, скульпторов.

В таких вот домах, усадьбах и появились на свет в последние годы XVIII и первые годы XIX века несколько сот мальчиков, которые росли и учились, ещё не ведая, что быть им декабристами.

Почти все декабристы принадлежали к привилегированному дворянскому сословию. Одни - из самого высшего столичного общества, не знавшие недостатка в средствах, лучших учителях; другие - представляющие провинциальное дворянство. Среди них много петербуржцев - Рылеев, Бестужевы… немало москвичей - Фонвизины, Муравьёвы, Оболенский, Бестужев-Рюмин. Со Смоленской губернией связаны Пестель, Каховский, Кюхельбекер; из Прибалтики - Розен; из Белоруссии - Горбачевский; из Сибири - Батеньков; из Поволжья - Ивашев, Н. Тургенев. Богато представлена Украина - Муравьёвы-Апостолы, Давыдов, братья Борисовы, Сухинов и др. В целом в декабристском движении «географически» представлена вся Россия.

Кто эти люди, какая же сила соединит всех этих людей в будущем, сделает их участниками одного движения?

1. Первые организации будущих декабристов. Северное и южное общества


Реакция последних лет правления Александра-I показала, что правительство не имеет ни сил, ни желания решать вопросы, поставленные всем ходом исторического развития страны. С этого времени начинается противостояние реакционной власти и общества, стремящегося к переменам. Непосредственным толчком к нему явилась война с наполеоновской Францией. Отечественная война 1812 года взрыв патриотизма в русском обществе; во время заграничных походов 1813-1815 годов их участники познакомились со строем жизни европейских государств и увидели, до какой степени отсталой страной была сомодержавно-крепостническая Россия.

Некоторые офицеры, участники войны, и просто образованные люди готовы были начать борьбу против существующего государственного строя. В 1814 году возникли первые тайные общества. В феврале 1816 года офицеры, охваченные жаждой решительных перемен - Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, Сергей Трубецкой и Иван Якушкин - явились инициаторами создания «Союза спасения».

Это первая организация будущих декабристов. Главной её целью было введение конституции и гражданских свобод. Но по мере того как организация расширялась, в ней появлялось всё больше сторонников перемен. «Союз спасения» в 1818 году был преобразован в «Союз благоденствия», который включал около 200 человек и ставил перед собой те же цели, что и союз-предшественник. Но добиться их члены этой организации пытались путём пропаганды своих взглядов в печати, в салонных беседах. В 1821 году стало известно, что Александр-I информирован о деятельности общества. Было решено распустить «Совет благоденствия», с тем, чтобы избавиться от случайных, колеблющихся людей и вернуться на путь революционной борьбы.

В феврале 1821 года возникает Южное общество на Украине. Руководителем этого общества становится полковник П.И. Пестель. А в 1822 году в Петербурге оформилось Северное общество (руководитель - Н.М. Муравьёв). Они поддерживали связь между собой, стремились к объединению, однако во многом пошли разными путями.

Программными документами Северного общества стала «Конституция», разработанная Н.М. Муравьёвым, но не все члены данного общества поддерживали этот документ. Рылеев, братья Бестужевы, Оболенский и Пущин поддерживали взгляды Пестеля, изложенные в его «Русской правде». Предполагалось объединить два общества и совершить в 1826 году военный переворот.

Но жизнь внесла свои изменения. Внезапно умирает император Александр-I и на 25 дней возникает ситуация междуцарствия. Первоначально на престол должен был взойти брат Александра - Константин. Однако, поскольку он, не стремился царствовать и, более того, отрёкся от престола, то по завещанию наследником становился другой его брат - Николай. Новая присяга была назначена на 14 декабря 1825 года. Декабристы были ещё не готовы к выступлению, и тем не менее ситуация возбуждала народ, и особенно армию. Начался разлад в Северном обществе декабристов: не знали, на кого можно положиться, на кого - нет. А некоторые прямо заявляли, что не верят в успех. Но не выступать было нельзя, так как дело зашло слишком далеко и общество перестало быть тайным.

За день до восстания на совещании у Рылеева договорились о действиях. Один из самых старых членов Общества, гвардейский полковник Сергей Трубецкой, назначается диктатором, то есть командующим восстания. В то же время заговорщики узнают, что они «заявлены»: молодой офицер и литератор Яков Ростовцев предупредил Николая о предстоящем выступлении, и царь успевает принять серьёзные меры, в частности, привести к присяге некоторые полки задолго до утра и тем почти обезвредить революционных офицеров, находившихся в этих частях.

Между тем один из вождей восстания, Евгений Оболенский, спрашивает своих единомышленников из разных полков - «сколько каждый из них уверен вывести на Сенатскую площадь?», те отвечают, что «не могут поручиться ни за одного человека». Однако отступать было уже невозможно: «Каша заварена», - скажет один из революционеров.


Утром 14 декабря 1825 года офицеры - члены Северного общества разошлись по казармам Петербурга, чтобы вести солдат и матросов на Сенатскую площадь и силой оружия заставить Сенат и Государственный совет принять и опубликовать сочинённый накануне на квартире Рылеева манифест к русскому народу с объявлением низложения прежнего правительства, введения гражданских свобод, освобождения крестьян от крепостной зависимости, значительного облегчения солдатской службы.

Рота Михаила Бестужева построилась первой у арки и под командованием Александра и Михаила Бестужевых двинулась к выходу на Фонтанку. За ней выступила рота штабс-капитана Д.А. Щепина-Ростовского.

Барабанщики восставших рот били тревогу. Повстанцы захватили полковое и батальонное знамена, и лавина восставших солдат, по образному выражению Щепина-Ростовского, «рухнулась со двора».

В воротах восставшим ротам преградили путь командир полка генерал-майор П.А. Фредерикс и бригадный командир генерал-адъютант В.Н. Шеншин. Александр Бестужев навёл пистолет на Фредерикса и приказал: «Отойдите прочь, генерал!» Солдаты подхватили предупреждение: «Поди прочь, убьем!». Генерал не подчинился, и тогда Щепин-Ростовский ударил его саблей и «поверг с разрубом головы на землю»; нанёс сабельные удары и Шеншину.

И около восьмисот солдат Московского полка под командованием трёх офицеров вырвались на набережную Фонтанки и по узкому гранитному Семеновскому мосту почти бегом устремились на Сенатскую площадь, куда прибыли первыми из восставших воинских частей. Затем к ним присоединились Гвардейский морской экипаж и лейб-гвардии Гренадерский полк - всего около 3-х тысяч человек.

Так началось восстание декабристов…

Это восстание не было для декабристов самоцелью. Они вышли на Сенатскую площадь для свержения самодержавия, захвата власти и утверждения нового строя. Все действия, предпринятые по их инициативе: вывод на площадь полков, боевое каре около памятника Петру-I и другие действия были лишь средством для достижения основной цели - совершения революционного государственного переворота. Построение это было вызвано наличием площади, давало возможность наступательных действий полка и отражение нападения с четырёх сторон и в военном отношении это было целесообразно. Вместе с тем построение это облегчало возможность единого командования. Пестель переводил иностранное слово «каре» (четырёхгранник) придуманным им русским словом «всебронь», отражая этим высокие боевые качества построения. Декабристы подчёркивали наличие именно этого построения на Сенатской площади. Удачным решением был именно выход на площадь - здесь декабристов видела вся Россия. И сила их была в том бесстрашном вызове, который они бросили самодержавию.

Император Николай не хотел идти ни на какие уступки. Петербуржский генерал-губернатор Милорадович попытался уговорить восставших присягнуть Николаю и вернуться в казармы. В этот момент один из участников восстания смертельно ранил генерала. Царь приказал конной гвардии атаковать войска на Сенатской площади. Но атака была отбита. И тогда около шести часов вечера по приказу Николая по солдатам стали стрелять картечью из пушек. Одни скрылись в ближайших улицах, другие были арестованы.

Вскоре произошло восстание декабристов на юге. К его началу П.И. Пестель и вся Тульчинская управа была арестована, поэтому С.И. Муравьеву-Апостолу 29 декабря 1825 года удалось поднять только Черниговский пехотный полк. 3 января он был разгромлен, а тяжело раненный С.И. Муравьев-Апостол и другие путеводители восстания были арестованы.


3. Следствие. Суд. Изгнание


Судьбу каждого арестованного определял сам царь. Он лично допрашивал многих декабристов. Одних пытался склонить к откровенным показаниям мягким обращением, на других кричал. Арестованные содержались в Петропавловской крепости в суровых условиях. На допросы их водили в кандалах. Следователи нередко угрожали пытками. В этой жуткой ситуации по-разному вели себя арестованные. Некоторые - твердо, невозмутимо; Лунин, Пущин, Якушкин - насмешливо; другие - с чрезмерной откровенностью.

Власть торжествует. Ей кажется. Что все в её руках: и декабристы, и их планы, и их идеи, что весь итог десятилетней жизни тайных обществ подбивается здесь, в следственных бумагах. Много лет спустя декабрист Лунин напишет: «От людей можно отделаться, от их идей нельзя».

После полугода допросов, очных ставок, увещеваний, угроз, в июне 1826 года царь назначил Верховный уголовный суд, который должен был вынести приговор в отсутствие подсудимых. В составе суда 72 человека: 18 членов Государственного совета, 36 сенаторов, 3 духовных лица и 15 особо уполномоченных военных и гражданских чиновников. Средний возраст их - около 55 лет, вдвое больший, чем у декабристов: одно поколение судит другое.

С 11 по 27 июня разрядная комиссия во главе с видным государственным деятелем, сторонником реформ, на которого декабристы возлагали большие надежды, М.М. Сперанским, разделила подсудимых на 11 разрядов. Когда она представит свой проект суду, большинство, понятно, проголосует не рассуждая, за то, что предложено.

Декабристы сидят в своих камерах, ожидая, чем кончится дело, а во дворце уже голосуют.

Утреннее заседание Верховного уголовного суда 30 июня. Подсудимых нет, только судьи. Обсуждают пятерых «вне разрядов». Декабристы П.И. Пестель. К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.П. Каховский были приговорены к смертной казни четвертованием. Все - за, против казни один адмирал Н.С. Мордвинов, много лет и трудов положивший за то, чтобы не казнили и не пытали. Николай-I заменил четвертование повешением. Казнь состоялась 13 июля 1826 года в Петропавловской крепости.

Го декабриста сослали на каторгу или на поселение в Сибирь, заключили в крепость или послали умирать на Кавказ разжалованными в рядовые.

Царь нервничает. Враги повержены. Но что скажет об этом история? Николай-I был доволен своей победой над декабристами. Между тем в военном плане она ничего не значила. А в моральном отношении царь проиграл, так как русское дворянство со времен XVIII века не знало подобных наказаний и восприняло казнь пяти заговорщиков и заключение остальных очень болезненно. Некоторые родственники, друзья декабристов внутренне так и не примирились с Николаем.

Декабристы в своей деятельности были связаны с видными писателями и поэтами, которые разделяли их взгляды. Это были А.С. Пушкин, П. Вяземский, А.С. Грибоедов, Д. Давыдов. Пушкин посвятил своим друзьям-декабристам много стихотворений, в том числе свое знаменитое послание:

«Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье.

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремление».


Поэт - декабрист Александр Одоевский, которому было 19 лет, когда он пришёл на площадь 14 декабря 1825 года, ответил великому поэту:


«Наш скорбный труд не пропадёт.

Из искры возгорится пламя…»


Немногим довелось пережить долгое николаевское царствование. Николай-I пережил 65 декабристов, но 56 декабристов пережили его. Правда, часть «переживших» не успела вернуться домой и угасла незадолго или после амнистии.

После 30 лет каторги и ссылки приходит амнистия. С осени 1856 года декабристы возвращаются из дальних мест в те края, откуда были вывезены в цепях. Большинству амнистированных в столицах жить не разрешалось, и вскоре Оболенский, Батеньков, Свистунов попадают в Калугу, Матвей Муравьёв-Апостол - в Тверь, Пущин поселился в имении своей жены.

Но прежде чем их изгнали в провинцию, большая их группа собралась в Москве. С удивлением рассматривали город и людей, которые показались им сильно переменившимся за 30 лет. Им было трудно и непривычно.

В январе 1857 года известный собиратель сказок А.Н. Афанасьев делает запись в своём дневнике: «Видел возвратившихся декабристов и удивлён, что, так много и долго пострадавши, могли так сохранить свои силы и свежесть чувства и мысли. Матвей Муравьёв-Апостол и Пущин возбудили общую симпатию. По приезду в Москву Пущин был весел и остроумен; он мне показался гораздо моложе, чем на самом деле, а его оживлённая беседа останется надолго в памяти: либеральничающим чиновникам он сказал: «Ну так составьте маленькое тайное общество!»

Вернувшихся из ссылки было мало, но они не угомонились, эти замечательные люди. Некоторые декабристы дождались освобождения крестьян, вошли в историю 1860-х, 70-х и 80-х годов. Последними ушли из жизни Матвей Муравьёв-Апостол, Владимир Толстой, Пётр Свистунов, Дмитрий Завалишин.

Горбачевский, Басаргин, Александр Поджио, братья Бестужевы, Волконский и другие успели составить свои замечательные мемуары. Это один из лучших памятников первым революционерам, созданный ими самими.

«Декабристы, прожившие на каторге и в изгнании духовной жизнью, вернулись после 30 лет бодрые, умные, радостные, а оставшиеся в России и поведшие жизнь в службе, обедах, картах были жалкие развалины, ни на что никому не нужны, которым ничем хорошим было и помянуть свою жизнь; казалось, как несчастны были приговорённые и сосланные, и как счастливы спасшиеся, а прошло 30 лет, и ясно стало, что счастье было не в Сибири и не в Петербурге, а в духе людей, и что каторга и ссылка, неволя, было счастье, а генеральство и богатство и свобода были великие бедствия…» - писал Лев Толстой.


4. Историческое значение движения декабристов


День 14 декабря 1825 года - одна из ярких страниц в истории нашей страны. Не смотря на то, что восстание было подавлено, декабристы показали нравственный пример высоких стремлений. Они хотели освободить миллионы крепостных крестьян и навсегда покончить с самодержавным деспотизмом. Они не могли жить сытно и спокойно, пользуясь своими чинами и именами.

Прошло уже 186 лет с того декабрьского дня, но мы помним героев того памятного времени.

Пестель Павел Иванович (1793-1826 гг.) - руководитель Южного общества декабристов. Родился в Петербурге в дворянской семье. С отличием закончил Пажеский корпус. Принимая участие в Отечественной войне 1812 года, в Бородинском сражении был тяжело ранен в ногу. После возвращения в Россию служил в резервной армии. В 1816 году Пестель вступил в «Союз спасения», среди декабристов выделялся своим радикализмом. Служил на Украине, где создал и возглавил впоследствии Южное общество. В это время его в чине полковника перевели в совершенно расстроенный Вятский пехотный полк, и он в течение года привёл его в образцовое состояние.

Пестеля арестовали за день до выступления на Сенатской площади. Его выдал сослуживец. В ходе следствия вскрылась его исключительная роль в деятельности тайных обществ. Пестель был отнесён к высшему разряду обвинения.

Рылеев Кондратий Федорович (1795-1826 гг.) - русский поэт, декабрист. Родился в дворянской семье. Воспитывался в Петербуржском кадетском корпусе, откуда в 1814 году в чине прапорщика отправлен в действующую армию. Он участвовал в заграничных походах русской армии 1813-1814 годов. В 1818 г. вышел в отставку. В 1823 г. Рылеев вступил в Северное общество и стал одним из наиболее последовательных его деятелей. Ему принадлежит идее выступления на Сенатской площади, также он был организатором восстания.

Ко времени вступления в общество, Рылеев был уже известным поэтом. Всю свою литературную деятельность он посвятил задачам политической борьбы. Им написаны поэмы: «Дума», «Наливай ко», «Войнаровский» и другие. Воссоздавая в них образы видных деятелей русской истории, Рылеев прославлял борцов с тиранией.

Активное участие в жизни Северного общества принимал Каховский Петр Григорьевич (1797-1826 гг.). Родился в Смоленской губернии, закончил Благородный пансион в Москве и юкером был направлен в армию. По состоянию здоровья ему пришлось уйти в отставку. Приехав в Петербург, встретил своего старого друга Рылеева, и по его рекомендации вступил в Северное общество.

После событий на Сенатской площади, его арестовали на следующий день и привели к Николаю-I. На допросе он довёл царя до слёз своими страстными обвинениями. Его отправили в Петропавловскую крепость, и Николай-I велел дать Каховскому бумагу - «пусть пишет, что хочет». В этих бумагах каховский предоставил анализ экономики, политики и права России. Его приговорили к смертной казни за то, что он «уличал на цареубийство».

Во время казни трое из пятерых повешенных сорвались с виселицы. Очевидцы утверждали, что среди этих троих был Каховский, и ему принадлежат слова: «В России и повесить-то не умеют».

Бестужев-Рюмин Михаил Павлович (1802-1826 гг.). Подпоручик Полтавского пехотного полка, один из руководителей Южного общества. Он обладал неиссякаемой энергией и организаторскими способностями. Был правой рукой Муравьева-Апостола. Вместе с ним организовал восстание Черниговского полка.

Лев Толстой, никогда не соглашавшийся с тем, что мир можно исправить восстанием, но не мог избавиться от симпатии к тем людям, к декабристам. Среди них, «одним из лучших того времени» он считал декабриста подполковника Сергея Ивановича Муравьева-Апостола (1796-1826 гг.). Он родился в семье видного дипломата и писателя. Окончил Петербуржский институт инженеров путей сообщения. Участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813-1814 годов. Один из основателей первой тайной организации будущих декабристов, затем руководитель Южного общества.

Он был душой этой организации. К нему тянулись офицеры, любили солдаты. Узнав о поражении на Сенатской площади, Муравьев-Апостол организовал и возглавил выступление Черниговского полка. Казнен в 1826 году.

Движение декабристов - это первый этап революционного движения в России против царизма. Однако были в этом движении и свои слабые стороны: малочисленность и неготовность России к резким переменам. Декабристы действовали в отрыве от народа.

Трагедию на Сенатской площади предчувствовал ещё А.С. Грибоедов. Александр Сергеевич был знаком со многими декабристами. За время пребывания в Петербурге он жил у Одоевского, тесно сошёлся с Рылеевым, Бестужевым и другими. По пути к месту своей службы на Кавказ, он встретился с видными деятелями Южного общества. Будущие участники декабрьского восстания использовали его пьесу «Горе от ума» в целях политической пропаганды. Сам Грибоедов был посвящён во все планы декабристов, идейно и теоретически был с ними согласен.

Однако дальше «смелых суждений насчёт правительства», сочувствия идеям декабризма, видимо не пошло. Для него было ясно, что заговор был делом небольшой кучки офицеров-дворян. «Сто человек прапорщиков хотят изменить весь государственный строй, - горько пишет он. - Народ не имеет участия в их деле - он как будто не существует». К возможности государственного переворота он относился скептически. Это чувствуется в пьесе «Горе от ума»: Чацкий одинок и несчастен.

Говоря о роли декабристов, всегда на память приходят слова В.И. Ленина: «Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа». Далее Ленин пишет: «Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Её подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли».

год - год отмены крепостного права. Лев Толстой уже в начале XX века отметил: «освободили крестьян не Александр-II, а Радищев, Новиков, декабристы. Декабристы принесли себя в жертву». Герцен, Чернышевский и другие лучший бойцы 1850-1860 годов не пришли бы без «разбудивших» их отцов-декабристов. Первое периодическое издание большой русской типографии, созданное Герценом за границей в 1855 году, называлось также как декабристский альманах К. Рылеева и А. Бестужева, - «Полярная звезда», на обложке были изображены силуэты пяти казнённых.

Декабристов называли «сынами 1812 года», потому что гордость за Отечество сочеталась у них с тревогой за будущее России. Для большей части правящих кругов, они были опасными бунтовщиками, «горстью безумцев». Но многие современники воспринимали их как настоящих героев, пожертвовавших собой ради общего дела.

Для самих декабристов день 14 декабря был горьким, и уже позднее, когда их пытались поздравить с годовщиной выступления, они отвечали, что 14 декабря нельзя ни чествовать, ни праздновать; в этот день надо плакать и молиться.


Заключение


Пройдет 75 лет после событий на Сенатской площади и газета «Искра», представляющая новое поколение революционеров, выйдет с эпиграфом, напоминающим о неразрывной связи поколений борцов: «Из искры возгорится пламя».

Дело декабристов было трудным и потребовало в дальнейшем огромного напряжения народных сил. Многие последующие поколения революционеров хотя и горели идеей открытого выступления, но не смогли воплотить её в жизнь. Открытое революционное вооруженное выступление осуществилось после восстания декабристов лишь через 80 лет в 1905 году, но осуществилось уже как движение народных масс.

Идеи, во имя которых восстали декабристы, - свержение самодержавия и ликвидация крепостничества - оказались жизненными и долгие годы, целое столетие, собирали под знамена борьбы последующие поколения.


Список литературы


1.Герцен А.И. Былое и думы. - Мн.: Юнацтава, 1987. - 559 с.

2.Декабристы: биографический справочник. Под ред. М.В. Нечкиной. - М.: Наука, 1988. - 446 с.

.Декабристы рассказывают… - М.: Молодая гвардия, 1975. - 336 с.

.Зырянов П.Н. История России XIX в. - М.: Просвещение, 1997. - 256 с.

.История России VIII-XIX веков. Под ред. Л.В. Милова. - М.: ЭКСМО, 2010 - с. 451 - 469.

.Ленин. Полное собрание сочинений. 59-е издание. Т. 21, 30.

8.Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений.

декабрист восстание революционный трагедия


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В первой половине XIX века государство и общество в России в том же состоянии, что и ранее, государственные основания не менялись. На этот период дворянство все так же является не доминирующей, очень небольшой частью населения. При этом оно занимает господствующую, привилегированную позицию. Помещики на данный момент не несут никакой службы, не имеют обязанностей по отношению к государству. В результате они становятся потребительским классом, их функции практически полностью заключаются в рабовладении. Дворяне идут работать в канцелярии, пополняя собой бюрократический аппарат Российской империи. Реформ в этот период практически не предпринималось, даже то, что делалось правительством, было заслонено фактом существования в России крепостного права.

“Целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн душ обоего пола, – писал В.О. Ключевский в своем “Курсе русской истории”, – целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного произвола владельца... Крепостное русское село превращалось в негритянскую североамериканскую плантацию времен дяди Тома” .

Такое положение вызывало столкновение двух идеологий: либеральной и консервативной. В результате возникают различные тайные общества, апофеозом же данного движения становится выступление декабристов.

Сегодня становится важным изучение этого первого в России факта социального и политического протеста, возникшего со стороны верхушки общества, актуальность исследований в этом направлении не вызывает сомнения.

Цель нашей работы – рассмотреть планы государственных преобразований декабристов.

Эта цель реализуется в решении следующих задач:

Рассмотреть причины возникновения движения декабристов;

Описать общие для различных групп декабристов взгляды на будущие необходимые государственные преобразования;

Проанализировать отдельно пути государственных преобразований в «Конституции» Н.М. Муравьева и в «Русской правде» П.П. Пестеля.

Объективные причины возникновения движения декабристов были вызваны началом формирования в недрах феодального общества капиталистического уклада. С начала XIX в. слабо, но начинают проявляться сковывающие развитие страны рамки крепостничества и самодержавия.

Однако главным фактором возникновения движения стал субъективный. Большую роль в формировании идеологии декабристов сыграли Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии. Война сблизила передовое дворянское офицерство с простым солдатом, с крестьянином-ополченцем, вызывала сочувствие к бедам и нуждам простого народа. Заграничные походы познакомили их участников с передовыми европейскими течениями общественной мысли, с жизнью людей на Западе. Сравнение уровня и образа жизни населения в Европе и России, европейских и российских порядков было далеко не в пользу последних. Размышления над причинами такого положения привели будущих участников тайных организаций к выводам о том, что для улучшения жизни в России стране требуется привнесение в нее западноевропейского общественного устройства. Влияние на настроение передовой молодежи оказали и революции в Неаполе (1820-1821), Пьемонте (1821), Испании (1820-1823). Главные цели декабристов, свелись к уничтожению крепостного права и самодержавия.

Первые тайные общества в стране возникли в среде офицерства. К ним относились основанные в 1814 году «Священная артель», во главе с А.Н. Муравьевым, «Орден русских рыцарей» во главе с М.Ф. Орловым и др. В них рассматривались планы преобразований в России.

Первой организацией декабристов считается созданный в 1816 году «Союз спасения» или «Общество истинных и верных сынов Отечества». Численный состав организации составлял 30 человек. В ней рассматривались различные способы ликвидации крепостного права и самодержавия, вплоть до цареубийства.

Цель данной организации – освобождение крестьян от крепостного права и достижение в России конституционного правления. Через два года общество самораспустилось и на его основе был создан «Союз благоденствия» (1818-1820). Он насчитывал в своем составе более 200 человек. Члены союза ставили своей задачей привлечение на свою сторону общественного мнения, которое, по их мнению, и правило миром. Многочисленный и пестрый состав участников общества, не позволял его радикально настроенным членам надеяться на эффективность деятельности «Союза благоденствия». В результате он был распущен и на его основе возникли Северное (Петербург) и Южное (Украина) тайные общества. И Южное, и Северное общества собирались изменить строй в России, с целью чего и подготавливали планы-проекты по переустройству государства.


2.Общие цели Северного и Южного обществ

Северное (Петербург) и Южное (Украина) тайные общества имели следующие общие цели :

1) уничтожение крепостного права;

2) уничтожение самодержавия; построение в России республики или конституционной монархии, при этом предполагалось создание и развитие представительных учреждений, необходимых для достижения этой цели;

3) законодательное закрепление равенства перед законом всех сословий общества, упразднение дворянства;

4) для достижения вышеобозначенных целей предполагалось проведение «военной революции». Решающей силой здесь были офицеры, которые должны были, используя военную силу, вынудить правительство уйти в отставку.

Подобный план действий возник у членов тайных обществ прежде всего в результате влияния успешных военных революций в других странах (например, в Испании).

Хотя во многом деятели Южного и Северного обществ были солидарны, но на фоне общих целей имелись и некоторые разногласия, которые касались прежде всего некоторых задач и способов решения этих задач. Имеющиеся разногласия касались вопросов:

1) о земле;

2) о политических правах;

3) о форме правления;

4) о форме государственного единства будущей России;

5) о способах преобразования государственного и общественного строя.

В Южном обществе его руководитель Павел Пестель разработал «Русскую Правду», в Северном Никита Муравьев - «Конституцию». Оба документа предполагали ликвидацию самодержавия и отмену крепостного права.

Рассмотрим эти документы с точки зрения содержащихся в них планов государственных преобразований.

Проекты Конституции составил Никита Михайлович Муравьев (1795-1843 гг.). Первые два проекта сохранились в бумагах членов общества, третий был написан Н.М. Муравьевым в каземате крепости по указанию следственного комитета .

В общем «Конституция» рассматривала будущую Россию как конституционную монархию с федеративным устройством, предусматривала сохранение помещичьего землевладения, наделение крестьян небольшим участком земли. Принятие «Конституции» предполагалось Учредительным собранием.

Существовало несколько проектов Конституции. Планы государственных преобразований менялись в этих проектах.

Так, в первом варианте проекта отмечалось: «Земли помещиков остаются за ними» . Предусматривалось здесь даже возмещение убытков, которые могли быть причинены переселением людей из одного места в другое.

В третьем по счету проекте утверждалось уже совсем другое: «Помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых они живут, скот и земледельческие орудия, в оных находящиеся, и по две десятины земли на каждый двор, для оседлости их» .

В проектах Н.М. Муравьева оговаривалось, что наделение политическими правами связано с величиной имущественного ценза. Здесь для Н.М. Муравьева существовала прямая зависимость .

На совещании 1820 года Н.М. Муравьев согласился с Пестелем в том, что необходима республика. Однако уже в 1821 году он изменил свое мнение и признал преимущества монархии, которую, по его мысли, необходимо строить на разделении властей.

По конституции Н.М. Муравьева, законодательная власть должна была осуществляться Народным Вечем. Народное Вече подразделялось на Верховную Думу и Палату представителей.

Верховная исполнительная власть в государстве должна принадлежать государю императору: «Император есть верховный чиновник российского правительства» . Император приносит присягу перед Народным Вечем, причем частью присяги является клятва сохранять и защищать конституционный устав России. Несмотря на достаточный объем прав императора, его деятельность, а также и деятельность чиновников исполнительной власти подлежит контролю и оценке Народного Веча.

Высшим органом судебной власти является «Верховное судилище». В проекте предусматривались также системы судов, которые состояли их областных, уездных заседаний с участием присяжных.

Республика допускалась Н.М. Муравьевым лишь в том случае, если не найдется достаточно значительной и авторитетной династии, согласной занять престол на изложенных условиях. Необходимость для России именно монархического правления Н.М. Муравьев аргументировал прежде всего большими территориями государства, которые невозможно охранять без сильной единоличной власти.

Н.М. Муравьев отмечал также, что эта сила власти может столкнуться с началами свободы, здесь могут возникнуть противоречия. Для согласования начал власти и начал свободы необходим повышенный контроль представительных учреждений за действиями аппарата исполнительной власти.

В связи с этим «Конституции» говорится: “Всякий чиновник исполнительной власти отвечает за каждое свое действие, никто не может оправдываться полученным приказанием... и всякий исполнитель противозаконного веления будет наказан так, как и подписавший веление. Император не подлежит суждений (если же сам император лично учинит какое-либо преступление, за которое никто другой не подлежит ответственности, то сие приписывается нравственному недугу Народным Вечем, которое, в таком случае, учреждает регентство посредством особого закона)” .

Будущая Россия представлялась Н.М. Муравьеву и его сторонникам федерацией, которая будет состоять из нескольких держав и областей или только из областей (по первому проекту – 14 держав и 2 области, по второму – 13 держав и 2 области, по третьему проекту – 15 областей). Державы и области группируются по территориальному принципу (Балтийская, Заволжская, Западная, Черноморская, Ленская и др.). В каждой из держав избиралось двухпалатное «законодательное» (правительствующее – по второму проекту) собрание; исполнительную власть осуществлял «Державный правитель», избранный Народным Вечем и утвержденный императором. Верховная Дума (в составе Народного Веча) избиралась собраниями держав.

Н.М. Муравьев полагал, что военная революция произойдет в столицах и других частях страны, где имеются вооруженные силы, руководимые офицерами – членами тайных обществ. Сенат будет принужден к опубликованию Манифеста об отмене крепостного права, о равенстве всех перед законом, о свободе печати и других свободах и правах; предполагалось избрание выборных представителей народных, которые учредят на будущее порядок правления и государственное законоположение.

Еще более радикально те же проблемы решал Павел Иванович Пестель (1793–1826 гг.). Им написана «Русская Правда» – программный документ Южного общества. По своим философским взглядам П.И. Пестель был материалистом и атеистом.

По «Русской правде» Россия должна была стать республикой с унитарным государственным устройством, предполагалось наделение крестьян землей. Введение в действие «Русской правды» предполагалось революционным правительством, обладающим диктаторской властью.

Земля по естественному праву является достоянием всех людей, а следовательно, каждый человек должен иметь в ней свою долю, так как земля – главный источник «пропитания человечества». Но согласно современным положительным законам установлена частная собственность, и право собственности так глубоко укоренилось в сознании людей, что полностью сломать его невозможно, тем не менее необходимо найти пути объединения этих двух тенденций и разрешения противоречия между ними. План П.И. Пестеля состоит не в ликвидации собственности на землю, а в превращении всех россиян в собственников.

Всю землю он предполагает разделить на две части: волостную (общественную) и частную. «Первая представляет собственность общественную, вторая – собственность частную». Волостная земля неприкосновенна, и она, в свою очередь, разделяется на участки, которые раздаются членам волости. Таким образом, все россияне становятся помещиками. В случае переселения какого-либо крестьянина в другие места земля поступает в распоряжение волости и в обороте не участвует. При возвращении бывшего члена волости в деревню ему из волостного фонда выдается необходимое для пропитания количество земли. Право частной собственности названо П.И. Пестелем «священным и неприкосновенным». Он считал, что в силу природного неравенства людей в способностях и физической силе в обществе сохранится и деление на бедных и богатых, но тем не менее каждый «россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и не попадет ни в чью зависимость».

Переход «из нынешнего состояния» к будущим порядкам предполагается постепенный. Земля у помещиков выкупается оброком или работой, с оставлением в частных руках не более чем по десяти тысяч десятин на хозяйство, причем с оплатой только половины изъятой земли, остальное экспроприируется безвозмездно. Вначале новые порядки вводятся только на казенных землях, а затем разрабатывается постепенный и последовательный план перехода всех земель в этот правовой режим.

Аграрный проект П.И. Пестеля основан на том, чтобы, освободив крестьян, улучшить их положение, «а не мнимую свободу им даровать» . Для достижения этой цели земли каждой волости предполагалось поделить на две части, одна из этих частей будет являться общественной собственностью, другая – частной собственностью. Общественные, или волостные, земли предоставляются в пользование всем гражданам, их не изымают у них; эти земли не могут продаваться или закладываться.

Каждый россиянин имеет право получить в своей волости участок земли, достаточный для пропитания одного тягла (муж с женою и тремя детьми). Земли частные свободно продаются и покупаются; они «будут служить и доставлению изобилия» . Цель аграрного проекта – обеспечить каждому россиянину прожиточный минимум, защищающий его от нищеты и от произвола «аристокрации богатств».

Одним из первых отечественных мыслителей П.П. Пестель отразил в теории новые общественные противоречия, складывающиеся в развитых странах Запада: «Отличительная черта нынешнего столетия, – писал он, – ознаменовывается явною борьбою между народами и феодальною аристокрацией, во время коей начинает возникать аристокрация богатств, гораздо вреднейшая аристокрации феодальной» . Возникновение в России «аристокрации богатств» неизбежно, поскольку в гражданском обществе будут обеспечены собственность, свобода промыслов, частная инициатива и конкуренция. Именно поэтому, считал Пестель, следует принять особые меры против всевластия богатых и обнищания масс.

Пестель выступал против имущественного ценза: «Богатые всегда будут существовать, и это очень хорошо, но не надобно присоединять к богатству еще другие политические права и преимущества». По «Русской Правде» все русские, достигшие 20 лет, имеют всю полноту гражданских и политических прав.

Пестель был сторонником республики. По его проекту верховную законодательную власть в России будет осуществлять Народное Вече, избираемое на пять лет (каждый год обновляется 1/5 часть его). Заветные (конституционные) законы «обнародуются и на суждение всей России предлагаются».

Верховная исполнительная власть поручается Державной Думе, состоящей из пяти человек, выбранных народом (затем – один ежегодно избирается Народным Вечем из кандидатов, предложенных губерниями). Под ведомством и начальством Державной Думы состоят все министерства (приказы). Верховный Собор должен проверять законность всех мер, принимаемых государственными учреждениями.

В отличие от Н.М. Муравьева, П.П. Пестель являлся сторонником единого русского централизованного государства. В России же он считал федерацию особенно пагубной и вредной, так как Россия – страна, где множество племен и народов, языков и вер. В будущей России, полагал П.П. Пестель, все эти племена и народности обрусеют: «Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая различные свои названия, составляют один народ русский» .

Для осуществления “Русской Правды” предполагалось установление Временного Верховного правления на срок не менее 10 лет. Временное правительство из пяти директоров при опоре на тайные общества и воинские части должно провести размежевание общественных (волостных) и частных земель, предупредить и подавить возможные волнения и беспорядки.

В «Русской правде» говорится: «Рабство должно быть решительно уничтожено и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми» .

В итоге разногласия Северного и Южного обществ помешали их объединению. «Южная и Северная думы приняли два различных направления: первая положила себе целью демократический переворот, вторая – монархически-конституционный, – писал впоследствии один из декабристов. – Несмотря на это разногласие целей и средств, обе думы, не действующие совокупно, не прекращали сношений между собою. Двигателем по Южной думе был Пестель, по Северной – Никита Муравьев» .

Результатом деятельности тайных обществ становится восстание на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 года. Революционный переворот планировался на лето 1826 г. Однако, неожиданная смерть Александра I внесла коррективы в их планы. Пользуясь возникшим междуцарствием, 14 декабря 1825 г. члены Северного общества обманом вывели войска (около 3-х тыс. человек) на Сенатскую площадь Петербурга. Плохая подготовка восстания, разногласия среди руководителей, в частности, отсутствие назначенного «диктатора» С.П. Трубецкого, обрекли восстание на поражение. К вечеру оно было подавлено. Выступление в Петербурге пытались поддержать лидеры Южного общества. Они подняли восстание Черниговского полка, которое также закончилось неудачей.

Декабристы были арестованы и судимы. Пятеро из них были казнены. Остальные были сосланы на каторгу и на поселение в Сибирь.

Главной причиной поражения движения декабристов неготовность российского общества к серьезным либеральным преобразованиям.

В советское время движение декабристов оценивалось однозначно положительно: они воспринимались как передовые люди, впервые начавшие борьбу за свободу трудового народа. Однако поражение их движения объяснялось незрелостью общества, недостаточной организованностью и т.п.

На сегодняшний день в исторической литературе существует множество оценок движения: от выступления предателей, посягнувших на священные устои русского государственного строя до «первенцев свободы», героев, положивших начало революционному освободительному движению в стране. Такой разброс мнений связан, прежде всего, с изменившейся политической ориентацией России и обращению к монархии как истокам русского общества.

1. История политических и правовых учений: Учебник [Текст] / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. – 420 с.

2. Муравьев, Н.М. Конституция [Электронный ресурс] // Материалы к истории движения декабристов.

3. Пестель, П.П. Русская правда [Электронный ресурс] // Материалы к истории движения декабристов.

4. Семенова, А.В. Временное революционное правительство в планах декабристов [Текст]. - М.: Мысль, 1982. – 206 с.

Первому тайному обществу декабристов предшествовало несколько более ранних организаций. Все они послужили школой будущего движения, его непосредственной предпосылкой. После окончания Отечественной войны 1812 г. тайные организации существовали в форме офицерских товариществ, кружков молодых людей, связанных родственными и дружескими узами. В 1811-1812 гг. действовал кружок «Чока» из 7 человек, созданный Н.Н. Муравьевым. В 1814 г. в Петербурге А.Н. Муравьевым была образована «Священная артель». Известен также «Орден русских рыцарей», основанный М.Ф. Орловым и М.Д. Дмитриевым-Мамоновым. Эти организации фактически не предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались идеи и взгляды будущих руководителей движения.

Тайное общество декабристов родилось в 1816г. в Петербурге. Его первым названием было «Союз Спасения». Россию надо было спасать, она стояла на краю пропасти - так думали члены возникшего общества. Это была первая собственно декабристская организация. Его основателем стал полковник Гвардейского Генерального штаба А. Муравьев. В шестерку основателей союза вошли князь С. Трубецкой, братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Н. Муравьев и И. Якушкин. Позднее в общество вошли поручик кавалергардского полка П. Пестель, князь Е. Оболенский, И. Пущин. Всего в составе союза числилось 30 офицеров. Когда общество оформилось и разработало свой устав, оно получило название «Общества истинных и верных сынов Отечества». Само название говорило о желании отмежеваться от «патриотов» другого сорта - не истинных и не верных.

Первое время целью тайного общества было только освобождение крестьян от крепостной зависимости. Но очень скоро к этой цели присоединилась и вторая: борьба с самодержавием и абсолютизмом. На первом этапе она вылилась в требование конституционной монархии.

«Союз Спасения» это первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав - «Статут». Устав первого общества декабристов не дошел до нас: сами декабристы сожгли его, когда в 1818 г. преобразовали свое общество. Торжественное введение объясняло общую цель тайного общества - «подвизаться» на пользу общую всеми силами во имя блага Родины. Для этого надо было бороться за ликвидацию крепостного права и самодержавия: вместо самодержавия необходимо было ввести представительную форму правления в виде конституционной монархии. Члены нового тайного общества, считали, что необходимо «принудить» царское правительство согласиться на представительное правление. Удобнее это сделать в момент смены императоров на престоле. Члены общества обязались «не прежде принести присягу новому императору», как удостоверившись, что в России самодержавная власть будет ограничена народным представительством. Устав обязывал, насколько возможно, умножать число членов общества, добиваться того, чтобы члены тайного общества заняли важные посты в государстве - как по военной, так и по гражданской линии; вместе с тем устав обязывал членов общества бороться за отстранение иностранцев от влияния в государстве. К «статуту» были приложены тексты торжественных клятв по масонскому образцу.

Члены Союза требовали ликвидации военных поселений. Однако никто из них не ставил вопрос о ликвидации монархии как формы правления в России. Напротив, члены «Союза Спасения» были убежденными монархистами, верили, что царь, в конце концов, сумеет ввести конституцию в России. Ему в этом надо лишь помочь.

Ужасы народной революции пугали дворян-революционеров, поэтому, надо действовать для народа, но без народа, не через народ, думали они. Основные цели борьбы были, в общем, ясны: ликвидировать крепостное право и самодержавие, ввести конституцию, представительное правление. Но средства и способы добиться этого были туманны. Было решено требовать конституцию в момент смены императоров на престоле. Однако как обеспечить выполнение своих требований? Это оставалось неясным.

Вынашивались и мысли о цареубийстве (эта мысль возникла в 1817 г. после того как стало известно о жестоком подавлении правительственными войсками восстания новгородских военных поселян). Споры относительно идеи цареубийства, осознание крайней ограниченности сил привели в 1818 г. к самороспуску «Союза Спасения».

Отказ правительства от реформистских замыслов и переход к реакции во внешней и внутренней политике заставил декабристов изменить тактику. В 1818 г. преемственно с «Союзом Спасения» образовалось тайное общество под названием «Союз благоденствия», которое было более широким по составу. Это была строго централизованная организация с четкой структурой, которая предполагала безусловную дисциплину, полную конспиративность всех её членов. Её состав по-прежнему оставался преимущественно дворянским. Организаторами и руководителями стали А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы - Апостолы, П.И. Пестель, И.Д. Якунин, М.С. Лунин и др. Для овладения общественным мнением «Союз благоденствия» должен был, по планам декабристов, создать целую сеть тайных и явных (легальных) организаций и руководить ими. Местные организации «Союза благоденствия» появились в Петербурге, Москве, Тамбове, Нижнем Новгороде. Было запроектировано создание повсюду литературных, научных, педагогических, хозяйственных обществ, женских организаций и кружков молодежи. Предполагалось издание журнала «Россиянин XIX века». Согласно новому уставу в тайное общество должны были приниматься не только дворяне, но и купцы, мещане, духовные лица и свободные крестьяне. Предполагалось в течение двадцати лет будет готовиться общественное мнение и примерно около 1840 г. произойдет революция.

Программа и устав союза назывались «Зеленая книга». Заговорщическая тактика и конспиративность руководителей вызвали разработку двух частей программы. Первая, связанная с легальными формами деятельности, была предназначена для всех членов общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введения конституционного правления и, главное, об осуществлении этих требований насильственными средствами, была известна особо посвященным. «Зеленая книга» предлагала членам заступаться за крепостного крестьянина пред помещиком, призывать последнего не торговать людьми, бороться за справедливость в судах и учреждениях, чтобы не было зла народу, содействовать развитию торговли, промышленности и сельского хозяйства.

Члены «Союза благоденствия» открыто протестовали против крепостного права, возмущались Аракчеевым, военными поселениями, защищали передовую науку своего времени, предавали позору жестоких помещиков, освобождали от неволи талантливых самоучек и т.д. В голодный 1820 г. «Союз благоденствия» оказал посильную помощь голодающим в Смоленской губернии и накормил тысячи людей. Это вызвало большое беспокойство у Александра I. Однако, члены союза по - прежнему не принимали революционных методов действий и полагались в основном на средства пропаганды, сочетание тайной организации с легальными действиями и пр.

«Союз благоденствия» числено быстро рос и имел к 1921 г. до 200 членов, и, кроме того, вокруг него имелись «побочные управы», организации в той или иной степени идейно связанные с «Союзом». Таковы «Зеленая лампа», литературное общество, активным членом которого был и Пушкин А.С., «Вольное общество любителей русской словесности», «Общество для распространения ланкастерских училищ» и другие, существовавшие легально. Особенно стремились члены «Союза благоденствия» привлечь к себе молодежь, оторвать её от старого лагеря; они понимали, что надо противодействовать «староверству закоснелого дворянства» и иметь возможность воздействовать на «мнение молодежи».

Несмотря на определенный успех «Союза благоденствия» в нем начали нарастать противоречия между сторонниками умеренных и радикальных взглядов. Сторонники радикальных взглядов, выступая за решительные меры, ссылались на пример революций начала 1820-х гг. в странах Южной Европы, доказывали невозможность продолжения мирной пропаганды в условиях нарастания правительственной реакции. Кроме того, стало известно, что правительство готовится начать преследование движения. Все это побудило сторонников решительных мер объявить в 1821 г. о роспуске «Союза благоденствия» и создать на его основе две революционные организации - Северное и Южное общества. Принимая такой шаг, руководство общества намеревалось избавиться от предателей и шпионов, которое как оно не без оснований полагало, могли проникнуть в организацию.

Вывод. «Союз спасения» и «Союз благоденствия» были деятельными организациями и немало сделали за годы своей работы. Но все, что они сделали, в сущности, не приблизило их к цели. Основной задачей бала отмена крепостного права, ликвидация самодержавно-крепостного строя, введение законно-свободного представительного правления. Члены союзов не принимали революционных методов действий и полагались в основном на средства пропаганды. Важно отметить, что никто из членов обществ не ставил вопрос о ликвидации монархии как формы правления в России, все они были убежденными монархистами.

История тайных декабристских организаций открывается 9 февраля 1816 года, когда в Петербурге в казармах лейб-гвардии Семеновского полка на учредительном заседании инициативной шестерки в составе А.Н. Муравьева, Н.М. Муравьева, братьев С.И. и М.И. Муравьевых-Апостолов, И.Д. Якушкина и С.П. Трубецкого было положено начало «Союза Спасения». С момента возникновения первое тайное общество декабристов, получившее в начале 1817 года, после принятия устава, название «Общества истинных и верных сынов Отечества», поставило своей целью борьбу против самодержавия и крепостничества. Собрания членов Тайного общества не были спокойными заседаниями. В раскаленной атмосфере, в борьбе мнений решались вопросы, которые в Росси впервые ставились ими же. Горячие споры велись о структуре самой тайной организации, ее уставе.

«Союз Спасения», малочисленная, тщательно законспирированная организация, просуществовала всего два года. Она была явно не способна на успешные решительные действия. Сама жизнь поставила перед руководителями общества вопрос о необходимости создания более многочисленной и сильной организации. Члены Союза Спасения приняли решение распустить свое общество и на его основе создать новое, которое, сохраняя конституцию, строилась бы на иных организационных принципах.

На время, пока вырабатывался устав и программа будущей тайной организации под руководством А. Муравьева, в Москве было создано «переходное» общество под скромным и не вызывающим особого внимания названием «Военное общество». Оно было намерено сохранить основной костяк Союза Спасения и пополнить ряды организации новыми членами. «Цель его, - писал Якушкин, - было только распространение общества и соединение одно-мыслящих людей» .

Члены «Военного общества» на клинках своих шпаг вырезали опознавательные слова «За правду». На собраниях много и вольно говорили о правительстве, о военных поселениях, о деспотизме Александра I. Успешно выполнив свои функции, «Военное общество» было распущено. Оно уступило место новой организации - «Союзу Благоденствия».

«Союз Благоденствия», образованный в Москве в 1818 году, значительно расширил свой круг и решил, опираясь на самые разнообразные слои общества, подготовить общественное мнение к борьбе за политический переворот и свержение монархии, за утверждение республики. Это была довольно крупная организация, насчитывающая около 200 человек. Его состав по прежнему оставался дворянский, было много молодежи, военных. Организационному оформлению Союза Благоденствия предшествовал примерно четырехмесячный подготовительный период, во время которого создавался устав общества. Первая часть устава Союза, получившая по цвету переплета название «Зеленой Книги», была написана комиссией в составе Сергея Трубецкого, Михаила Муравьева, Никиты Муравьева и Петра Колошина. В ходе работы комиссии Михаил Муравьев внес предложение представить устав общества на утверждение Александру I, однако остальные отрицательно отнеслись к этому замыслу.

Несмотря на то, что "Зеленая книга" - в области программных вопросов содержала лишь общие положения, написанные в духе задач распространения просвещения и благотворительности, с которыми знакомили каждого вступающего в общество, подавляющее большинство членов учредителей Союза рассматривала вновь создаваемую организацию как тайную и конспиративную, о которой правительство не должно знать. В первой части «Зеленой книги» не нашли прямого выражения политические цели «Союза Благоденствия» - борьба за ограничение самодержавия и ликвидацию крепостного права, но довольно четко формулировались те практические мероприятия, которые должны были способствовать численному росту организации и завоеванию ею общественного мнения. Авторы «Зеленой книги» установили четыре главных отрасли деятельности членов организации:

  • 1. человеколюбие;
  • 2. образование;
  • 3. правосудие;
  • 4. общественное хозяйство.

Каждый из членов общества должен был выбрать себе одну из этих отраслей для работы. Первая часть устава «Союза Благоденствия» не была тайной для большинства членов общества. Существовала также вторая часть «Зеленой книги», где излагалась тайная цель Союза Благоденствия. Она являлась важным политическим документом раннего этапа декабристского движения. Здесь говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введение конституционного правления. Эта часть была известна только особо посвященным.

После официального принятия устава Союза Благоденствия, начался период организационного оформления общества. Был создан руководящий орган - Коренная управа, - наделенный законодательными функциями, составляемый из членов-учредителей общества, присутствовавших при образовании организации. Также был избран Совет (Дума), обладавшая исполнительной властью. Общество имело организации (управы) в Москве и на периферии.

Легальная деятельность членов общества заключалась в попытках воздействовать на общественное мнение через просветительские организации, книги, литературные альманахи.

Между членами общества велись яростные споры о будущем устройстве России и тактике революционного переворота. Со временем в обществе все отчетливей вырисовывались принципиальные разногласия между его ведущими членами по программным и тактическим вопросам. Руководители Союза признали необходимым разработать новую революционную тактику и, опираясь на армию, наметить планы близкого выступления.

В 1820 году в Тайном обществе активно обсуждались темы республики, цареубийства и временного правительства. Обострилась внутренняя борьба. Новые планы вызывали недовольство умеренно настроенных членов. Некоторые из них вышли из состава Общества. Совместная деятельность разномыслящих людей становилась невозможной. Созванный в 1821 году в Москве съезд постановил ликвидировать «Союз Благоденствия». Радикально настроенные члены Союза хотели, прикрываясь этим решением, освободиться от его слабых и колеблющихся членов и организовать новое тайное общество. Повлияло на это решение и восстание в Семеновском полку. Поводом для него послужила чудовищная жестокость нового полкового начальника Шварца. Но Александр I увидел в этом выступлении следствие революционной пропаганды. Восстание было подавлено, а репрессии против свободомыслия усилились.

В марте 1821 года на Украине возникло «Южное» тайное общество, осенью 1822 года - «Северное» в Петербурге. Их идеологами соответственно стали: П.И. Пестель и Никита Муравьев (Краткие сведения о некоторых членах «Северного» и «Южного» обществ представлены в Приложении 1).

Обе организации рассматривали себя как единое целое. Несмотря на некоторые разногласия по программным вопросам, их объединяла общая цель - борьба с крепостным правом и самодержавием. Они согласовывали план совместных действий, избрав тактику военного переворота.

Центральным вопросом была выработка программных документов: Н.М.Муравьев написал «Конституцию», П.И. Пестель - «Русскую правду». Это были две выдающиеся политические программы, обогатившие революционную мысль в России. Конституция Муравьева, отражавшая взгляды умеренной части членов Северного общества, была менее радикальной, чем республиканская «Русская правда» Пестеля, хотя многие положения этих документов похожи.

Разногласия имелись по вопросу о государственном устройстве России. Н.М. Муравьев предложил конституционную монархию с предоставлением законодательной власти парламенту - Народному вече, а исполнительной власти - императору (эта власть переходила по наследству). П.И. Пестель высказывался за республиканский строй. Законодательная власть - парламенту (тоже Народному вече), а исполнительная - Державной думе, избираемой на 5 лет в составе пяти человек. Ежегодно один из пяти членов думы становился президентом республики, а после выбывал из ее состава.

В аграрно-крестьянском вопросе оба автора настаивали на немедленном и полном уничтожении крепостного права. Но в вопросах наделения крестьян землей имели место разногласия. Н.М. Муравьев предусматривал предоставление крестьянам приусадебного участка и двух десятин пахотной земли на двор. П.И. Пестель предлагал другой проект. Вся земля делилась на общественную и частную. Общественные земли нельзя было продавать, покупать, закладывать. Ими безвозмездно наделялись крестьяне. Для образования фонда общественных земель Пестель считал возможным частичную конфискацию помещичьей земли.

Также проекты предусматривали введение в России широких демократических свобод, отмену сословных привилегий, облегчение военной службы солдат.

Имелись расхождения в избирательном праве. «Русская правда» предлагала неограниченное избирательное право для всех мужчин с 20 лет. «Конституция» ограничивала это право высоким имущественным цензом, исключая из политической жизни малоимущее население.

В целом «Русская правда» была более прогрессивной, чем Конституция, однако для своего времени они носили передовой характер и были программами революционных преобразований.

За три месяца до восстания произошло слияние Южного тайного общества с тайным «Обществом соединенных славян», существовавшим с 1823 года и ставившим совей целью объединений всех славянских народов в одну демократическую республиканскую федерацию. Была развернута активная агитация в войсках среди офицеров и солдат с целью подготовки восстания летом 1926 года.

Меняя свои названия и постепенно реорганизуясь, тайные общества просуществовали со дня своего основания до дня восстания около десяти лет. Царское правительство, конечно, представляло себе, что протест против самодержавия и крепостничества зреет и ширится, но более обстоятельные сведения о существовании тайных обществ Александр I получил лишь накануне своей смерти, а Николай I- в дни междуцарствия.