Что такое ку клукс. Ку-Клукс-Клан – Белое Движение в США

Ку-Клукс-Клан в США продолжает оставаться частью «гражданского общества». Члены ККК уверяют, что они отошли от насилия, и заняты теперь только тем, что охраняют христианство, а также улицы своих городов от иммигрантов и преступников. Значительная их часть официально является гражданской милицией.

Миллионы американцев объединяются в сотни неправительственных организаций, чьей главной идеей становятся противостояние правительству, защита индивидуализма, приоритет прав личности перед интересами государства. А сотни тысяч граждан США идут дальше - и вступают в ряды т.н. «гражданской милиции», легальных военизированных отрядов, чьё существование гарантировано 2-й поправкой к Конституции «об оружии».

Согласно официальным подсчётам, по итогам 2009 года таких военизированных НКО в США было 932 (в 2008-м - 926). В 1999 году стало возможным и создание т.н. «групп бдительности граждан», чьи члены стали получать материальную помощь из местных бюджетов - в их задачи входит поимка нелегальных мигрантов (в основном на границе с Мексикой и на побережье Флориды), поимка беглых преступников, охрана общественного порядка. К примеру, штат Иллинойс за последние 10 лет выплатил таким «группам бдительности» около 60 млн. долларов, штат Алабама - 12 млн. Эти деньги члены милиции могут тратить только на оружие, средства связи и транспорт, но не на материальное вознаграждение «милиционеров».

В общей сложности, активных членов «гражданской милиции» насчитывается около 250 тысяч человек. Ещё около 100-150 тысяч человек - это члены нелегальных или полулегальных организаций, в основном крайне правых. Периодически их организации закрывают, а вождей «белого сопротивления» осуждают на длительные сроки.

Нацистские партии в США являются обыденной частью местной политической культуры. Среди 53 официально зарегистрированных федеральных партий в США две - это неонацистские: Американская нацистская партия (год основания 1959) и Национал-социалистическое движение (1974). Время от времени они пытаются баллотироваться на выборы в Конгресс и Сенат, но безуспешно. Зато неонаци исправно входят в органы законодательной и исполнительной власти на уровне графств и маленьких городов.




Кроме того, в США множество региональных партий (они принимают участие в выборах только на уровне штатов), типа Партии независимости Аляски или Партии налогоплательщиков Нью-Йорка. Нацистских среди них - около 20. Также в Америке ещё официально числится около 200 нацистских движений, типа «Арийские Нации», «Белая Революция» (White Revolution), «Общество Арийского Ренессанса» (Aryan Renaissance Society), и т.п.

Ку-Клукс-Клан, если так можно выразиться, объединяет две эти идеи - белый национализм и гражданскую милицию.

Своего пика ККК достиг в 1920-е годы, когда число его членов составляло около 4 млн. человек. В России в основном известно только о линчевании куклуксклановцами негров в то время (несколько преувеличенное, если говорить о масштабах - речь идёт о самосуде примерно 120 негров за десятилетие). Но ещё важной составляющей их деятельности была борьба за трезвость.

ККК тогда поддержал действия американского правительства по запрету алкоголя. Более того, ККК добровольно занимался тем, что выявлял бутлегеров, сжигал их подпольные распивочные, выливал алкоголь на землю, а самих нелегальных «спаивателей» вывалил в смоле и перьях. В общем, в чём-то их деятельность тогда была похожа на сегодняшнюю практику части русских националистов, сделавших своим лозунгом «Русский, не пей!» и «Русский, значит трезвый!», а также на деятельность борца с наркотиками Ройзмана. Одно только отличие: ККК в 1920-е призывал не пить вообще белых людей.

Сегодня формально в различных кланах американского ККК состоит всего 5 тыс. человек. Но реальное число, поддерживающих его и принимающих активное участие в жизни сообщества - около 1,2 млн. человек. Первая же, мизерная цифра объясняется тем, что различного рода антидиффамационные лиги, антифашистские и цветные организации вчиняют иски Ку-Клукс-Клану. Речь обычно идёт о миллионах долларов. И чтобы снизить эти выплаты, официальные общества ККК занижают свою численность, чтобы на законных основаниях минимизировать выплаты по суду (дескать организации бедные и малочисленные).

Один из таких последних исков - т.н. «дело Джордана Грувера». В 2006 году четверо детин из «Императорского клана ККК» бродили по маленькому городку Бранденбург в штате Кентукки. Они уверяли, что занимались миссионерской деятельностью - призывали народ обратиться к Богу. По пути им встретился 16-летний подросток, на одну половину панамский индеец, на другую - индиец. Не долго думая, они ногами избили мальчика, потом облили его спиртом и хотели сжечь заживо. Но тут их спугнули проезжавшие мимо машины, одна из которых была полицейская. Джордан Грувер в итоге выжил, а детины получили по 3 года тюрьмы. На суде ку-клукс-клановцы в свою защиту говорили, что подросток хулил Бога, а также грозился на них напасть. При этом двое из подсудимых были ростом по 195 см и весом по 130 кг, а в подростке было 159 см и 45 кг. Суд присяжных был специально составлен только из белых, чтобы избежать обвинения в «расовой предвзятости». Но и это не помогло «миссионерам».

Кроме того, суд наложил на «Императорский клан Ку-Клукс-Клана» штраф: 1,5 млн. долларов - подростку, 1 млн. долларов - в казну штата. Всем «белым миром» деньги были собраны за полгода.

А в 2010 году для «Имперского клана» пришла другая беда - за хранение и распространение наркотика метамфетамина был арестован их лидер, баптистский пастор Рон Эдвардс и его жена. Эдвардс и соратники уверяли, что наркотики им подбросила ФБР. Впрочем, пастор отделался только домашним арестом (но это помешало ему участвовать в церемониях ККК дальше полумили от дома).

(Пастор Рон Эдвардс под домашним арестом, на руках у него - сын)

Кроме того, члены ККК сейчас скрываются в масонских ложах. Об этом пишут сами масонские организации США. В ложах поднимается вопрос - почему среди «подмастерьев» нет чёрных. Ветераны масонского движения отвечают на это, что пускай негры сами создают свои ложи, а они «старую веру» ради толерантности менять не будут.

Среди ку-клукс-клановцев вообще в последние годы идут серьёзные теоретические дискуссии на многие темы. К примеру, в 2008 году они обсуждали, кого поддержать на выборах президента США. Голоса разделились примерно поровну. Одни убеждали поддержать МакКейна, другие - Обаму. Но, как приводил доводы последних американский Esquire, Обаму они поддерживали совсем по другой причине, чем можно было подумать: пусть во главе страны станет негр, чтобы колеблющиеся белые побыстрее увидели, «какой он кусок дерьма», и почему впредь надо голосовать только за белого (причём республиканца).

Центром деятельности вышеупомянутого «Имперского клана» является Доусон-Спрингс, маленький городок в штате Кентукки (с населением 2,6 тысячи человек). Как и большинство таких небольших городков на Юге, он считается бедным: средний доход на семью составляет всего 27,9 тыс. долларов в год (против 43,3 тыс. долларов в среднем по стране), 25% семей находятся ниже уровня бедности. При этом Доусон-Спрингс можно по праву признать «белым городом» - они тут составляют 97,7% населения.

Ежегодно «Имперский клан» - а он считается одним из старейших в США (основан по одним данным в 1865-м, по другим - в 1866 году) - проводит свой праздник. В ходе мероприятия соратники жгут традиционные кресты, принимают в своё сообщество новичков, устраивают стрельбы на меткость.

Как проходит этот праздник, можно увидеть на этих фотографиях:

(Пока пастор Эдвардс томится под домашним арестом, временно исполняющей его обязанности по руководству «Имперским кланом» исполняет Аманжа Баркер)

(Ещё один член «Имперского клана», посаженный за наркотики под домашний арест - Джереми Катро, переживающий, что не сможет присутствовать на празднике)

(Один из ветеранов движения, 82-летний ку-клукс-клановец готовит форму в преддверии праздника)

А это тоже члены «Имперского клана», но из штата Вирджиния.

С этим названием связаны наиболее известные движения белых ультранационалистических организаций в США. На самом деле в истории Соединенных Штатов существовало три организации с названием «Ку-клукс-клан». Появление каждой из них было обусловлено социальными и национальными потрясениями в стране.

Первый ку-клукс-клан

Первые ультранационалисты, отстаивавшие идею превосходства появились на юге Соединенных Штатов сразу же после окончания 1861-1865 гг. Напомним, победа Севера с его развитой промышленностью привела к отмене рабства в стране и уничтожению основы хозяйственной жизни Юга - плантационного рабства. Уже спустя полгода после окончания войны несколько несогласных с ее результатами ветеранов южной армии создали в первую подобную организацию. Первое время расисты не убивали своих жертв, а лишь пугали своим видом. Знаменитый костюм ку-клукс-клановцев, состоявший из белых одеяний, наводил ужас на суеверных вчерашних рабов. Многие искренне верили, что это души погибших солдат времен войны. Таким образом, террор в его изначальном понимании - нагнетание страха - являлся первичной целью организации. Та же цель преследовалась и дальнейшими убийствами, линчеванием чернокожего населения. К 1868 году численность организации превысила полмиллиона человек, которые действовали уже в одиннадцати южных штатах. В течение 1965-1970-х годов ку-клукс-клановцами было совершено множество терактов. Впрочем, до сих пор историки не сходятся во мнении о численности жертв. К началу 1870-х организация достигла колоссальной власти во многих южных штатах. Полиция не могла решить вопрос самостоятельно. Однако пик бесчинств расистов, который наступил в октябре 1871 года, заставил федеральное правительство страны объявить осадное положение в ряде регионов. Были арестованы и осуждены сотни активистов организации. В результате этой угрозы глава клана, бывший генерал южной армии Форрест, официально объявил о роспуске организации.

Второй ку-клукс-клан

Возрождение произошло во время Первой мировой войны по инициативе старых членов организации, помнящих еще первый этап ее деятельности. Ку-клукс-клан, фото которого вновь появились на первых полосах газет, объявил о своей борьбе не только с чернокожими, но и с представителями других национальных меньшинств, а также с коммунистами, крупными дельцами и прочими. Однако на этом этапе своего существования организация так и не достигла значительных успехов, практически распавшись на мелкие, незначительные группы. Возрождение этих групп произошло в период следующего всплеска социальной и национальной борьбы чернокожих.

Третий ку-клукс-клан

Середина XX столетия породила немало активности на национальной и расовой почве в Соединенных Штатах. В 1950-1960-е годы наблюдалось массовое движение чернокожих граждан, подарившее им гражданские права и устранение дискриминации. В 1960-х набирают обороты уже радикально настроенные организации чернокожих (вроде «Черных пантер»), действовавшие на протяжении нескольких лет. В этих условиях вновь возрождается ку-клукс-клан. Стараниями активиста Дэвида Дьюка организация во второй половине семидесятых возрастает в своей численности до нескольких тысяч человек. Однако националистический рассвет закончился достаточно быстро. Деятельность «Черных пантер» была пресечена в основном крупномасштабными полицейскими акциями в 1969 году. Идеологи ку-клукс-клана подверглись арестам десятилетием позже, после чего популярность движения пошла на спад.

Для членов организации Ку-клукс-клан возжигание креста – не кощунство, а сакральное действо.

Члены этой глубоко засекреченной организации довольно часто собираются в полевых условиях для проведения так называемого “возжигания креста”. Сия церемония проводится в знак того, что христианство – по мнению куклуксклановцев – это религия “только для белых”. Проведение совместных ритуалов служит укреплению сплочённости между ними. Облачённые в белые одеяния, члены организации устанавливают деревянный крест и встают кольцом вокруг него. После групповой молитвы мужчины и женщины швыряют свои горящие факелы в направлении креста и разводят в стороны руки, как бы имитируя его форму. “Из бесед с членами клана я сделал вывод, что для них это истинно духовное священнодействие, – говорит Тайлер Качек (Tyler Cacek), фотожурналист, который занимается исследованием и фотографированием клансменов с 2009 года. – Они действительно считают, что это максимально приближает их к Господу”.

(Всего 17 фото)

Спонсор поста: Партнерские программы : Участие в партнерских программах не требует сидения в офисе, заполнения кучи ненужных бумаг, выполнения неприятных обязанностей. Партнерским маркетингом можно заниматься дома, на природе, в кофейне, на пляже, везде. Просто зарегистрируйтесь и начните зарабатывать деньги!

Основанный ветеранами армии Конфедератов, KKK впервые заявил о себе в 1865 году. Впоследствии эта организация несколько раз прекращала своё существование и возрождалась вновь – сперва как повстанческое движение на юге во времена реконструкции, затем в качестве расистского, антисемитского и антииммигрантского “братства” и, наконец, согласно многим источникам, как подрывная террористическая организация, выступающая против равноправия граждан. Влияние ККК в 20 веке то росло, то значительно снижалось. Своего пика оно достигло в 1920-х годах, когда организация насчитывала до шести миллионов членов. По оценке Американской антидиффамационной лиги, количественный состав ККК сократился на сегодняшний день до 5000 членов, которые состоят примерно в 40-ка региональных отделениях.

Качек сразу же хотел бы подчеркнуть, что он не является сторонником KKK. Целью его фоторепортажа, озаглавленного “Любовь – это ненависть”, является желание разобраться в том, как и почему разумные вроде бы люди приходят к приятию бредовой идеологии. “Одно дело – попытаться их понять, совсем другое дело – согласиться с ними, – говорит он. – Как фотограф я хочу показать человеческий аспект этой ситуации и то, как эти люди приходят к своим убеждениям”.

В Ку-клукс-клан вступают по разным причинам, иногда под влиянием семьи, иногда вопреки ему. Эти люди порой ощущают себя жертвами притеснения. Их негативный опыт общения с конкретными выходцами из других слоёв социума зачастую формирует их отношение к группе в целом. Стычки с иммигрантами или представителями меньшинств являются одним из примеров. Бывают и более экстремальные ситуации. “Я знаю одного парня, брат которого был убит бандой в Чикаго, – говорит Качек. – Это укрепило его в убеждении, что расовая сегрегация – единственный способ решения многих проблем”.

Завоевать доверие членов Клана было нелегко: они проявляют вполне объяснимую подозрительность по отношению к СМИ. У них не раз возникали проблемы с журналистами, полицейскими осведомителями и правительством. Хотя Качеку удалось установить рабочие отношения с рядом клансменов и сфотографировать представителей нескольких групп в Кентукки и Вирджинии, он по-прежнему сталкивается с трудностями, которые ограничивают его возможности. Члены Клана желают сохранять ореол таинственности – отсюда и белые одежды – а также настаивают, чтобы на их портретах фигурировали остроконечные шапки и татуировки со свастикой. Весь этот символизм “сильно осложняет мою задачу – получить доступ к чему-то более глубокому и значительному”.

Тай Качек – фотограф-документалист; в настоящее время он учится в университете штата Миссури.

1. Клансмен Джим Шили (Jim Scheeley), готовится к возжиганию креста на территории клана в Доусон Спрингс (Dawson Springs), штат Кентукки, вечером 27 марта 2010 г.

2. Увенчанные крестами шесты с флагом Конфедерации обозначают территорию клана в Доусон Спрингс, штат Кентукки, 27 марта 2010 года.

3. Бритая голова Джейсона Геринга (Jason Ghering) по кличке “Гуль” (“Goul”). Новый член Имперских Кланов Америки на территории клана в Доусон Спрингс, штат Кентукки, 27 мая 2010 года.

4. Рон Эдвардс (Ron Edwards), бывший Имперский мастер Имперских кланов Америки, с дочерью у себя дома в Доусон Спрингс, штат Кентукки, 27 марта 2010 года. В настоящее время он отбывает тюремный срок за хранение наркотиков.

5. Подавленный неприятностями в связи с его последним арестом за хранение марихуаны и низкой посещаемостью “Нордического фестиваля” (“Nordicfest”) в этом году, клансмен Джереми Катро (Jeremy Katro), поник головой; 6 июня 2010 года. “Так сейчас всё перепуталось, – говорит он. – Кажется, что тебя все бросили”.

6. Татуировка с надписью “Белый парень” (“Whiteboy”) украшает пальцы новоиспечённого члена Имперских Кланов Америки на территории клана в Доусон Спрингс, штат Кентукки, 27 мая 2010 года. По словам старшего советника Клана Джима Шили, данные о количестве членов держатся в строгом секрете, хотя новые кандидаты часто приходят и уходят.

7. Облачённые в куклуксклановские мантии мужчины и женщины собираются после заката для полугодового возжигания креста на территории Имперских Кланов Америки в Доусон Спрингс, штат Кентукки, 27 марта 2010 года.

8. Облачённые в куклуксклановские мантии мужчины и женщины после церемонии полугодового возжигания креста на территории Имперских Кланов Америки в Доусон Спрингс, штат Кентукки, 27 марта 2010 года.

9. Возвышенный Циклоп, известный также как региональный офицер Клана Дуэйн Бридендольф (Dwayne Bridendolph), вскидывает руку в нацистском приветствии Гитлеру, выкрикивая при этом “Белая мощь!” (“White Power!”) во время выступления на одном из сборищ Клана в Мартинсвилле (Martinsville), штат Вирджиния, 2 июля 2011 года.

10. Приготовление креста для возжигания на территории Имперских Кланов Америки в Доусон Спрингс, штат Кентукки, 29 мая 2010 года.

11. Лидер Клана Аманда Баркер (Amanda Barker) приводит к присяге новобранцев около своего трейлера перед церемонией возжигания креста 2 июля 2011 года.

12. Пол Декосте (Paul Decoste), Имперский великан Клана, на фоне своей униформы во время митинга в Мартинсвилле, щтат Вирджиния, 2 июля 2011 года.15. Церемония возжигания креста 2 июля 2011 года. Клансмены называют этот ритуал “Озарением креста” и совершают его в знак своих религиозных верований в “Свет Христов” и в то, что христианство – это религия исключительно для белых.

16. Молодой член Клана присутствует на церемонии возжигания креста в Мартинсвилле, штат Вирджиния, 2 июля 2011 года.

17. Бригада Мятежных Рыцарей Ку-клукс-клана во время церемонии возжигания креста 2 июля 2011 года.

, белый национализм . В середине XX века ку-клукс-клан выступал также против коммунизма . С этой организацией связывают появление понятия Суд Линча .

Это тайное общество было учреждено бывшими солдатами-южанами после Гражданской войны (1861–1865). Преступлениям членов ку-клукс-клана обычно предшествовало предупреждение, посланное в причудливой, но широко известной форме. В некоторых частях страны это была ветка дубовых листьев, в других - семена дыни или зёрнышки апельсина. Получив такое предупреждение, жертва могла либо отречься от своих прежних взглядов, либо покинуть страну. Если человек игнорировал предупреждение, его ждала смерть. Первый ку-клукс-клан процветал в 1860-х годах на Юге США , но уже в начале 1870-х движение перестало существовать. Тогда же появились знаменитые белые костюмы, состоявшие из мантии, маски и конического головного убора, созданные специально для устрашения . Второй ку-клукс-клан был распространён на всей территории страны в начале и середине 1920-х. Он использовал те же костюмы и пароли, но ввёл новый символ - горящий крест. Третий ку-клукс-клан возник после Второй Мировой войны, как реакция на движение за гражданские права меньшинств. Второй и третий ку-клукс-кланы выступали за придание особых прав потомкам первых граждан США, победивших в Войне за независимость . Все три организации имеют богатый послужной список террористических актов , хотя историки сомневаются в том, насколько широко руководство второго ку-клукс-клана поддерживало эту практику.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ 5 самых КРОВОЖАДНЫХ организаций в мире!

    ✪ История Ку-клукс-клана (рассказывает историк Сергей Карамаев)

Субтитры

Происхождение названия

Вероятно, название образовано от др.-греч. κύκλος - круг, колесо, и англ. clan - родовая община, клан (у шотландцев и ирландцев) . Также есть версия, что название связано с характерным звуком (лязгом) затвора винтовки. Ещё одна версия предполагает, что название произошло от лат. cucullo - капюшон.

Предпосылки для появления организации

  • Капитан Джон С. Лестер (1834-1901), христианин, деноминация неизвестна;
  • Майор Джеймс Р. Кроу (1838-1911), пресвитерианин;
  • Адъютант Кэлвин Э. Джонс (1839-1872), сын судьи Томаса М. Джонса, член Епископальной церкви;
  • Капитан Джон Б. Кеннеди (1841-1913), религиозная принадлежность неизвестна;
  • Рядовой Фрэнк О. Маккорд (1839-1895), методист;
  • Ричард Р. Рид, ветеран армии Юга, воинское звание и годы жизни неизвестны, пресвитерианин.

Именно Рид предложил название «Рыцари Киклос» («кюклос, или киклос (κύκλος) » с греч. - круг, окружность), но до этого существовало общество «Рыцари золотого кольца » (англ. Knights of the Golden Circle ), тогда шотландец Кеннеди предложил слово «клан», что значило род, семью, связь близких людей.

Начальный этап

Первое время они только пугали людей, убийства начались не сразу. Например, они скакали по улицам города, закутавшись в белые простыни, что приводило в изумление и ужас жителей города, а их - развлекало.

Из-за своих суеверий первое время негроидное население принимало клановцев за души погибших конфедератов (то есть южан). Страх прошёл только в 1866 году , когда появились раненые и убитые среди членов Ку-клукс-клана.

Очень популярно общество было среди воевавших на стороне Юга людей, также среди расистов и бывших членов тайных обществ. Они организовывали отделения под названием «берлоги». С 1865 по 1867 последних насчитывали больше сотни. А к 1868 году вокруг них объединились все террористические организации южан.

1867 год знаменателен тем, что в апреле представители нескольких штатов собрались на своеобразный нелегальный конгресс, где ККК был реорганизован. Во-первых, название поменяли: Ku Klux Klan вместо Kuklux Klan, во-вторых, лидером движения стал Натаниэль Бэдфорд Форрест , бывший генерал армии Юга. Ему дали титул «Великого Магистра». Тогда же разработали конституцию, названную «Предписанием», где говорилось о целях организации: спасти страну от нашествия негров, белую расу от унижений и дать неграм права, удобные только белым. Туда включалась клятва не допустить равенства белых и чёрных.

Структура ККК

Была разработана довольно сложная структура организации. Само общество получило название «Невидимая империя Юга» (англ. Invisible Empire of the South ), глава - «Великий Мудрец» (англ. Grand Wizard ), при котором был совет из 10 «Гениев». Каждый штат - это «Королевство», которым управляет «Великий дракон» и штаб из 8 «Гидр». В каждом «королевстве» есть «домены», во главе «доменов» - «Великие тираны» с помощниками («Фуриями»). «Домены» состоят из «провинций», главенство в которых у «Великих гигантов» и 4 «Домовых». Были и другие должности: «Циклопы», «Великие волхвы», «Великие казначеи», «Великие стражи», «Великие турки» и т. д. У каждого были свои обязанности. Рядовые члены - «Вампиры». Ещё был «Великий знаменосец», хранящий и оберегающий «Великое знамя», то есть регалии.

Несмотря на эту сложную систему, клан всё равно был плохо организован, хотя между локальными «пещерами» и «доменами» имелась координация, всё равно глобальной политики общество не вело. Существенных разногласий между «пещерами» и «доменами» не наблюдалось.

Территория распространения

Численность организации

По данным «Великого Магистра» Форреста (1868 год), в Клане состояло свыше 550 тыс. чел, по другим данным - 2 млн. К концу 1868 года число его членов достигло 600 тыс. человек. В большинстве своём это были солдаты и офицеры армии южан.

Маскировка

Члены организации придумали давать ячейкам множество других названий, чтобы когда клановца приводили к присяге, он мог сказать, что состоит не в ККК, а в каком-нибудь «Белом братстве» или в обществе «Рыцари белой камелии» или «Стражи Конституции», «Рыцари чёрного креста» и др. Мистическое поведение, таинственные шествия - обязательный атрибут клана. Характерные черты - секретность и таинственность, необходимы для конспирации рядовых членов, чтобы пугать негров. Часто достаточно было дать понять «нежелательному лицу» о его ненужности, как он сразу переезжал в другое место.

Организация имела сложную систему конспирации. Члены никогда открыто не собирались в одном месте. За огласку секретов полагалась смерть. Существовала сложнейшая система явок и паролей. Каждый член организации обязательно имел свисток и знал определённые сигналы. Ни один из членов никогда не знал заранее ни места следующей встречи, ни настоящих имён других членов организации.

Терроризм

Хотя исследователи сходятся на том, что организация возникла не как террористическая, а как тайное общество с неопределёнными целями, схожими с масонскими , развиваться оно стало именно с расистским подтекстом. С каждым годом, с увеличением власти и численности членов организации, росло число жертв и степень жестокости.

Была создана сложная информационная сеть для убийств и поджогов. Группы численностью, в зависимости от операции, от 10 до 500 человек, действовали чрезвычайно оперативно и не оставляли свидетелей. Убийства стали жестокими, жертв вешали, топили, калечили.

Меры американских властей

Во многих штатах, в том числе в штате Теннесси , родном штате основателей общества, губернатор принимал различные меры, чтобы справиться с самоуправством и жестокостью, но всё безуспешно. Полиция была не в состоянии подавить ККК.

В результате клановцы добились огромной власти почти во всех штатах Юга. Жёсткие законы губернаторов не помогали, но общество существовало ещё недолго, пока федеральное правительство не начало вмешиваться в их деятельность.

В обеих Каролинах, где Ку-клукс-клан был особенно силён, его жестокость перешла все границы, и губернатор обратился к президенту с просьбой военного решения вопроса. В остальных штатах потребовалось вмешательство федерального правительства, где были ярые противники подобных организаций. Самым известным и активным из них был Бенджамин Батлер , приложивший все усилия, чтобы добиться проведения официального расследования. Оно состоялось в 1870 году, а уже на следующий год на столе Верховного судьи лежал подробный отчёт о проделанной работе, где говорилось следующее:

…Ку-клукс-клан, или Невидимая Империя Юга, включающая в себя большое число людей самых различных классов, обладающая собственной конституцией и законами, совершает насильственные действия, направленные против членов Республиканской партии . Члены Клана врываются в дома чернокожего населения с целью грабежа, насилия и убийства законопослушных граждан…

Примечания

  1. McVeigh, Rory. «Structural Incentives for Conservative Mobilization: Power Devaluation and the Rise of the Ku Klux Klan, 1915-1925». Social Forces , Vol. 77, No. 4 (Jun., 1999), p. 1463
  2. ку-клукс-клан , -а. Лопатин В. В. , Нечаева И. В. , Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. - М. : Эксмо , 2009. - С. 238. - 512 с. . В литературе встречается вариант написания «куклуксклан». А. Крюковских. Словарь исторических терминов , 1998 г.
  3. , McFarland, 1999.
  4. Elaine Frantz Parsons, «Midnight Rangers: Costume and Performance in the Reconstruction-Era Ku Klux Klan.» Journal of American History 92.3 (2005): 811-36, in History Cooperative.
  5. Michael Newton, The Invisible Empire: The Ku Klux Klan in Florida.
  6. ONLINE ETYMOLOGY DICTIONARY - © November 2001 Douglas Harper (недоступная ссылка с 26-05-2013 - история , копия )
  7. "Authentic history, Ku Klux Klan, 1865-1877".
  8. W. Wilson. A History of the American People, vol. 5. New York, 1931, p. 63.
  9. «Report of the Joint Committee on Reconstruction», Part 2, p. 218; Part 3, p.38.
  10. Ку Клукс Клан. Белое движение в США. - М.: ФЭРИ-В, 2001. - ISBN 5-94138-003-8
  11. , 1955. - 317 с.
  12. Axelrod, Alan. The International Encyclopedia of Secret Societies & Fraternal Orders. - New York: Facts On File, 1997.
  13. Barr, Andrew. Drink: A Social History of America. - New York: Carroll & Graf, 1999.
  14. Chalmers, David M. Hooded Americanism: The History of the Ku Klux Klan. - Durahm, N.C. : Duke University Press, 1987. - P. 512. - ISBN 9780822307303 .
  15. Chalmers, David M. (2003) Backfire: How the Ku Klux Klan Helped the Civil Rights Movement . ISBN 0-7425-2310-1
  16. Dray, Philip. At the Hands of Persons Unknown: The Lynching of Black America. - New York: Random House, 2002.
  17. Egerton, John. Speak Now Against the Day: The Generation Before the Civil Rights Movement in the South. - Alfred and Knopf Inc., 1994.
  18. Feldman, Glenn. Politics, Society, and the Klan in Alabama, 1915-1949. - Tuscaloosa, Alabama: University of Alabama Press, 1999.
  19. Foner, Eric. Reconstruction: America"s Unfinished Revolution, 1863-1877. - Perennial (HarperCollins), 1989.
  20. Franklin, John Hope. Race and History: Selected Essays 1938-1988. - Louisiana State University Press, 1992.
  21. Horn, Stanley F. Invisible Empire: The Story of the Ku Klux Klan, 1866-1871. - Montclair, New Jersey: Patterson Smith Publishing Corporation, 1939.
  22. Ingalls, Robert P. Hoods: The Story of the Ku Klux Klan. - New York: G.P. Putnam"s Sons, 1979.
  23. Jackson, Kenneth T. The Ku Klux Klan in the City, 1915-1930. - Oxford University Press , 1967; 1992 edition.
  24. Kennedy, Stetson. The Klan Unmasked. - University Press of Florida, 1990.
  25. McVeigh, Rory. The Rise of the Ku Klux Klan: Right-Wing Movements and National Politics, (2009), on 1920s
  26. Lender, Mark E. Drinking in America. - New York: Free Press, 1982.
  27. Levitt, Stephen D. Freakonomics: A Rogue Economist Explores the Hidden Side of Everything. - New York: William Morrow, 2005.
  28. McWhorter, Diane. Carry Me Home: Birmingham, Alabama, The Climactic Battle of the Civil Rights Revolution. - New York: Simon & Schuster , 2001.
  29. Moore, Leonard J. Citizen Klansmen: The Ku Klux Klan in Indiana, 1921-1928. - Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1991.
  30. Newton, Michael. The Ku Klux Klan: An Encyclopedia. - New York & London: Garland Publishing, 1991.
  31. Parsons, Elaine Frantz (2005). “Midnight Rangers: Costume and Performance in the Reconstruction-Era Ku Klux Klan”. The Journal of American History . 92 (3): 811-836. DOI :10.2307/3659969 .
  32. Prendergast, Michael L. A History of Alcohol Problem Prevention Efforts in the United States // Control Issues in Alcohol Abuse Prevention: Strategies for States and Communities. - JAI Press, 1987.
  33. Rhodes, James Ford. History of the United States from the Compromise of 1850 to the McKinley-Bryan Campaign of 1896. - 1920. - Vol. 7. Winner of the 1918 Pulitzer Prize for history .
  34. Rogers, William. Alabama: The History of a Deep South State. - Tuscaloosa, Alabama: University of Alabama Press, 1994.
  35. Steinberg, Alfred. The man from Missouri; the life and times of Harry S. Truman. - New York: Putnam, 1962.
  36. Taylor, Joe G. Louisiana Reconstructed, 1863-1877. - Baton Rouge, 1974.
  37. Thompson, Jerry. My Life in the Klan. - New York: Putnam, 1982. - ISBN 0399126953 .
  38. Trelease, Allen W. White Terror: The Ku Klux Klan Conspiracy and Southern Reconstruction. - Louisiana State University Press, 1995.
  39. Wade, Wyn Craig. The Fiery Cross: The Ku Klux Klan in America. - New York: Simon and Schuster , 1987.
  40. Материал из Википедии - свободной энциклопедии

    Это тайное общество было учреждено бывшими солдатами-южанами после Гражданской войны (1861–1865). Преступлениям членов ку-клукс-клана обычно предшествовало предупреждение, посланное в причудливой, но широко известной форме. В некоторых частях страны это была ветка дубовых листьев, в других - семена дыни или зёрнышки апельсина. Получив такое предупреждение, жертва могла либо отречься от своих прежних взглядов, либо покинуть страну. Если человек игнорировал предупреждение, его ждала смерть. Первый ку-клукс-клан процветал в 1860-х годах на Юге США , но уже в начале 1870-х движение перестало существовать. Тогда же появились знаменитые белые костюмы, состоявшие из мантии, маски и конического головного убора, созданные специально для устрашения . Второй ку-клукс-клан был распространён на всей территории страны в начале и середине 1920-х. Он использовал те же костюмы и пароли, но ввёл новый символ - горящий крест. Третий ку-клукс-клан возник после Второй Мировой войны, как реакция на движение за гражданские права меньшинств. Второй и третий ку-клукс-кланы выступали за придание особых прав потомкам первых граждан США, победивших в Войне за независимость . Все три организации имеют богатый послужной список террористических актов , хотя историки сомневаются в том, насколько широко руководство второго ку-клукс-клана поддерживало эту практику.

    Происхождение названия

    Вероятно, название образовано от др.-греч. κύκλος - круг, колесо, и англ. clan - родовая община, клан (у шотландцев и ирландцев) . Также есть версия, что название связано с характерным звуком (лязгом) затвора винтовки. Ещё одна версия предполагает, что название произошло от лат. cucullo - капюшон.

    Предпосылки для появления организации

    Численность организации

    По данным «Великого Магистра» Форреста (1868 год), в Клане состояло свыше 550 тыс. чел, по другим данным - 2 млн. К концу 1868 года число его членов достигло 600 тыс. человек. В большинстве своём это были солдаты и офицеры армии южан.

    Маскировка

    Члены организации придумали давать ячейкам множество других названий, чтобы когда клановца приводили к присяге, он мог сказать, что состоит не в ККК, а в каком-нибудь «Белом братстве» или в обществе «Рыцари белой камелии» или «Стражи Конституции», «Рыцари чёрного креста» и др. Мистическое поведение, таинственные шествия - обязательный атрибут клана. Характерные черты - секретность и таинственность, необходимы для конспирации рядовых членов, чтобы пугать негров. Часто достаточно было дать понять «нежелательному лицу» о его ненужности, как он сразу переезжал в другое место.

    Организация имела сложную систему конспирации. Никогда не собираться в одном месте. За огласку секретов - смерть. Сложнейшая система явок и паролей. Обязательно каждый имел свисток и знал определённые сигналы. Ни один из членов никогда не знал заранее ни места следующей встречи, ни настоящих имён других членов организации.

    Терроризм

    Хотя исследователи сходятся на том, что организация возникла не как террористическая, а как тайное общество с неопределёнными целями, схожими с масонскими , развиваться оно стало именно с расистским подтекстом. С каждым годом, с увеличением власти и численности организации, росло число жертв и степень жестокости.

    Была создана сложная информационная сеть для убийств и поджогов. Группы численностью, в зависимости от операции, от 10 до 500 человек, действовали чрезвычайно оперативно и не оставляли свидетелей. Убийства стали жестокими, жертв вешали, топили, калечили.

    Меры американских властей

    Во многих штатах, в том числе в штате Теннесси , родном штате основателей общества, губернатор принимал различные меры, чтобы справиться с самоуправством и жестокостью, но всё безуспешно. Полиция была не в состоянии подавить ККК.

    В результате клановцы добились огромной власти почти во всех штатах Юга. Жёсткие законы губернаторов не помогали, но общество существовало ещё недолго, пока федеральное правительство не начало вмешиваться в их деятельность.

    В обеих Каролинах, где Ку-клукс-клан был особенно силён, его жестокость перешла все границы, и губернатор обратился к президенту с просьбой военного решения вопроса. В остальных штатах потребовалось вмешательство федерального правительства, где были ярые противники подобных организаций. Самым известным и активным из них был Бенджамин Батлер , приложивший все усилия, чтобы добиться проведения официального расследования. Оно состоялось в 1870 году, а уже на следующий год на столе Верховного судьи лежал подробный отчёт о проделанной работе, где говорилось следующее:

    …Ку-клукс-клан, или Невидимая Империя Юга, включающая в себя большое число людей самых различных классов, обладающая собственной конституцией и законами, совершает насильственные действия, направленные против членов Республиканской партии . Члены Клана врываются в дома чернокожего населения с целью грабежа, насилия и убийства законопослушных граждан…

    Напишите отзыв о статье "Ку-клукс-клан"

    Примечания

    1. McVeigh, Rory. «Structural Incentives for Conservative Mobilization: Power Devaluation and the Rise of the Ku Klux Klan, 1915-1925». Social Forces , Vol. 77, No. 4 (Jun., 1999), p. 1463
    2. ку-клукс-клан , -а. Лопатин В. В. , Нечаева И. В. , Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. - М .: Эксмо , 2009. - С. 238. - 512 с. . В литературе встречается вариант написания «куклуксклан». А. Крюковских. , 1998 г.
    3. , McFarland, 1999.
    4. Elaine Frantz Parsons, «Midnight Rangers: Costume and Performance in the Reconstruction-Era Ku Klux Klan.» Journal of American History 92.3 (2005): 811-36, in History Cooperative.
    5. Michael Newton, The Invisible Empire: The Ku Klux Klan in Florida.
    6. (недоступная ссылка с 26-05-2013 (2120 дней) - история , копия )
    7. W. Wilson. A History of the American People, vol. 5. New York, 1931, p. 63.
    8. «Report of the Joint Committee on Reconstruction», Part 2, p. 218; Part 3, p.38.
    9. Ку Клукс Клан. Белое движение в США. - М.: ФЭРИ-В, 2001. - ISBN 5-94138-003-8
    10. - текст закона. (англ.)

    Литература

    • Кеннеди, Стетсон. Я был в Ку-Клукс-Клане. - Издательство иностранной литературы , 1955. - 317 с.
    • Axelrod Alan. The International Encyclopedia of Secret Societies & Fraternal Orders. - New York: Facts On File, 1997.
    • Barr Andrew. Drink: A Social History of America. - New York: Carroll & Graf, 1999.
    • Chalmers David M. Hooded Americanism: The History of the Ku Klux Klan. - Durahm, N.C.: Duke University Press , 1987. - P. 512. - ISBN 9780822307303 .
    • Chalmers, David M. (2003) Backfire: How the Ku Klux Klan Helped the Civil Rights Movement . ISBN 0-7425-2310-1
    • Dray Philip. At the Hands of Persons Unknown: The Lynching of Black America. - New York: Random House , 2002.
    • Egerton John. Speak Now Against the Day: The Generation Before the Civil Rights Movement in the South. - Alfred and Knopf Inc., 1994.
    • Feldman Glenn. Politics, Society, and the Klan in Alabama, 1915-1949. - Tuscaloosa, Alabama: University of Alabama Press , 1999.
    • Foner Eric. Reconstruction: America"s Unfinished Revolution, 1863-1877. - Perennial (HarperCollins), 1989.
    • Franklin John Hope. Race and History: Selected Essays 1938-1988. - Louisiana State University Press , 1992.
    • Horn Stanley F. Invisible Empire: The Story of the Ku Klux Klan, 1866-1871. - Montclair, New Jersey: Patterson Smith Publishing Corporation, 1939.
    • Ingalls Robert P. Hoods: The Story of the Ku Klux Klan. - New York: G.P. Putnam"s Sons, 1979.
    • Jackson Kenneth T. The Ku Klux Klan in the City, 1915-1930. - Oxford University Press , 1967; 1992 edition.
    • Kennedy Stetson. The Klan Unmasked. - University Press of Florida , 1990.
    • McVeigh, Rory. The Rise of the Ku Klux Klan: Right-Wing Movements and National Politics, (2009), on 1920s
    • Lender Mark E. Drinking in America. - New York: Free Press, 1982.
    • Levitt Stephen D. Freakonomics: A Rogue Economist Explores the Hidden Side of Everything. - New York: William Morrow, 2005.
    • McWhorter Diane. Carry Me Home: Birmingham, Alabama, The Climactic Battle of the Civil Rights Revolution. - New York: Simon & Schuster , 2001.
    • Moore Leonard J. Citizen Klansmen: The Ku Klux Klan in Indiana, 1921-1928. - Chapel Hill: University of North Carolina Press , 1991.
    • Newton Michael. The Ku Klux Klan: An Encyclopedia. - New York & London: Garland Publishing, 1991.
    • Parsons, Elaine Frantz (2005). «Midnight Rangers: Costume and Performance in the Reconstruction-Era Ku Klux Klan». The Journal of American History 92 (3): 811–836. DOI :10.2307/3659969 .
    • Prendergast Michael L. A History of Alcohol Problem Prevention Efforts in the United States // Control Issues in Alcohol Abuse Prevention: Strategies for States and Communities. - JAI Press, 1987.
    • Rhodes James Ford. History of the United States from the Compromise of 1850 to the McKinley-Bryan Campaign of 1896. - 1920. - Vol. 7. Winner of the 1918 Pulitzer Prize for .
    • Rogers William. Alabama: The History of a Deep South State. - Tuscaloosa, Alabama: University of Alabama Press , 1994.
    • Steinberg Alfred. The man from Missouri; the life and times of Harry S. Truman. - New York: Putnam, 1962.
    • Taylor Joe G. Louisiana Reconstructed, 1863-1877. - Baton Rouge, 1974.
    • Thompson Jerry. My Life in the Klan. - New York: Putnam, 1982. - ISBN 0399126953 .
    • Trelease Allen W. White Terror: The Ku Klux Klan Conspiracy and Southern Reconstruction. - Louisiana State University Press , 1995.
    • Wade Wyn Craig. The Fiery Cross: The Ku Klux Klan in America. - New York: Simon and Schuster , 1987.

    Дополнительная литература

    • Blee Kathleen M. Women of the Klan. - University of California Press , 1992. - ISBN 0-520-07876-4 .
    • .
    • Nelson Jack. Terror in the Night: The Klan"s Campaign Against the Jews. - New York: Simon & Schuster , 1993. - ISBN 0-671-69223-2 .
    • Chalmers David M. . - Rowman & Littlefield, 2003. - ISBN 0742523101 .

    Ссылки

    • - слайдшоу журнала Life .
    • со Станли Хорном, автором книги «Невидимая империя: История ККК, 1866-1871»
    • Павел Борисов . «Meduza », 25.11.2014

    Отрывок, характеризующий Ку-клукс-клан

    – А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
    Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
    – Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
    Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
    – Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
    Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
    – Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
    – На вторую сотню, – отвечал казак.
    – Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
    Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

    С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.
    От Москвы до Вязьмы из семидесятитрехтысячной французской армии, не считая гвардии (которая во всю войну ничего не делала, кроме грабежа), из семидесяти трех тысяч осталось тридцать шесть тысяч (из этого числа не более пяти тысяч выбыло в сражениях). Вот первый член прогрессии, которым математически верно определяются последующие.
    Французская армия в той же пропорции таяла и уничтожалась от Москвы до Вязьмы, от Вязьмы до Смоленска, от Смоленска до Березины, от Березины до Вильны, независимо от большей или меньшей степени холода, преследования, заграждения пути и всех других условий, взятых отдельно. После Вязьмы войска французские вместо трех колонн сбились в одну кучу и так шли до конца. Бертье писал своему государю (известно, как отдаленно от истины позволяют себе начальники описывать положение армии). Он писал:
    «Je crois devoir faire connaitre a Votre Majeste l"etat de ses troupes dans les differents corps d"annee que j"ai ete a meme d"observer depuis deux ou trois jours dans differents passages. Elles sont presque debandees. Le nombre des soldats qui suivent les drapeaux est en proportion du quart au plus dans presque tous les regiments, les autres marchent isolement dans differentes directions et pour leur compte, dans l"esperance de trouver des subsistances et pour se debarrasser de la discipline. En general ils regardent Smolensk comme le point ou ils doivent se refaire. Ces derniers jours on a remarque que beaucoup de soldats jettent leurs cartouches et leurs armes. Dans cet etat de choses, l"interet du service de Votre Majeste exige, quelles que soient ses vues ulterieures qu"on rallie l"armee a Smolensk en commencant a la debarrasser des non combattans, tels que hommes demontes et des bagages inutiles et du materiel de l"artillerie qui n"est plus en proportion avec les forces actuelles. En outre les jours de repos, des subsistances sont necessaires aux soldats qui sont extenues par la faim et la fatigue; beaucoup sont morts ces derniers jours sur la route et dans les bivacs. Cet etat de choses va toujours en augmentant et donne lieu de craindre que si l"on n"y prete un prompt remede, on ne soit plus maitre des troupes dans un combat. Le 9 November, a 30 verstes de Smolensk».
    [Долгом поставляю донести вашему величеству о состоянии корпусов, осмотренных мною на марше в последние три дня. Они почти в совершенном разброде. Только четвертая часть солдат остается при знаменах, прочие идут сами по себе разными направлениями, стараясь сыскать пропитание и избавиться от службы. Все думают только о Смоленске, где надеются отдохнуть. В последние дни много солдат побросали патроны и ружья. Какие бы ни были ваши дальнейшие намерения, но польза службы вашего величества требует собрать корпуса в Смоленске и отделить от них спешенных кавалеристов, безоружных, лишние обозы и часть артиллерии, ибо она теперь не в соразмерности с числом войск. Необходимо продовольствие и несколько дней покоя; солдаты изнурены голодом и усталостью; в последние дни многие умерли на дороге и на биваках. Такое бедственное положение беспрестанно усиливается и заставляет опасаться, что, если не будут приняты быстрые меры для предотвращения зла, мы скоро не будем иметь войска в своей власти в случае сражения. 9 ноября, в 30 верстах от Смоленка.]
    Ввалившись в Смоленск, представлявшийся им обетованной землей, французы убивали друг друга за провиант, ограбили свои же магазины и, когда все было разграблено, побежали дальше.
    Все шли, сами не зная, куда и зачем они идут. Еще менее других знал это гений Наполеона, так как никто ему не приказывал. Но все таки он и его окружающие соблюдали свои давнишние привычки: писались приказы, письма, рапорты, ordre du jour [распорядок дня]; называли друг друга:
    «Sire, Mon Cousin, Prince d"Ekmuhl, roi de Naples» [Ваше величество, брат мой, принц Экмюльский, король Неаполитанский.] и т.д. Но приказы и рапорты были только на бумаге, ничто по ним не исполнялось, потому что не могло исполняться, и, несмотря на именование друг друга величествами, высочествами и двоюродными братьями, все они чувствовали, что они жалкие и гадкие люди, наделавшие много зла, за которое теперь приходилось расплачиваться. И, несмотря на то, что они притворялись, будто заботятся об армии, они думали только каждый о себе и о том, как бы поскорее уйти и спастись.

    Действия русского и французского войск во время обратной кампании от Москвы и до Немана подобны игре в жмурки, когда двум играющим завязывают глаза и один изредка звонит колокольчиком, чтобы уведомить о себе ловящего. Сначала тот, кого ловят, звонит, не боясь неприятеля, но когда ему приходится плохо, он, стараясь неслышно идти, убегает от своего врага и часто, думая убежать, идет прямо к нему в руки.
    Сначала наполеоновские войска еще давали о себе знать – это было в первый период движения по Калужской дороге, но потом, выбравшись на Смоленскую дорогу, они побежали, прижимая рукой язычок колокольчика, и часто, думая, что они уходят, набегали прямо на русских.
    При быстроте бега французов и за ними русских и вследствие того изнурения лошадей, главное средство приблизительного узнавания положения, в котором находится неприятель, – разъезды кавалерии, – не существовало. Кроме того, вследствие частых и быстрых перемен положений обеих армий, сведения, какие и были, не могли поспевать вовремя. Если второго числа приходило известие о том, что армия неприятеля была там то первого числа, то третьего числа, когда можно было предпринять что нибудь, уже армия эта сделала два перехода и находилась совсем в другом положении.
    Одна армия бежала, другая догоняла. От Смоленска французам предстояло много различных дорог; и, казалось бы, тут, простояв четыре дня, французы могли бы узнать, где неприятель, сообразить что нибудь выгодное и предпринять что нибудь новое. Но после четырехдневной остановки толпы их опять побежали не вправо, не влево, но, без всяких маневров и соображений, по старой, худшей дороге, на Красное и Оршу – по пробитому следу.
    Ожидая врага сзади, а не спереди, французы бежали, растянувшись и разделившись друг от друга на двадцать четыре часа расстояния. Впереди всех бежал император, потом короли, потом герцоги. Русская армия, думая, что Наполеон возьмет вправо за Днепр, что было одно разумно, подалась тоже вправо и вышла на большую дорогу к Красному. И тут, как в игре в жмурки, французы наткнулись на наш авангард. Неожиданно увидав врага, французы смешались, приостановились от неожиданности испуга, но потом опять побежали, бросая своих сзади следовавших товарищей. Тут, как сквозь строй русских войск, проходили три дня, одна за одной, отдельные части французов, сначала вице короля, потом Даву, потом Нея. Все они побросали друг друга, побросали все свои тяжести, артиллерию, половину народа и убегали, только по ночам справа полукругами обходя русских.
    Ней, шедший последним (потому что, несмотря на несчастное их положение или именно вследствие его, им хотелось побить тот пол, который ушиб их, он занялся нзрыванием никому не мешавших стен Смоленска), – шедший последним, Ней, с своим десятитысячным корпусом, прибежал в Оршу к Наполеону только с тысячью человеками, побросав и всех людей, и все пушки и ночью, украдучись, пробравшись лесом через Днепр.
    От Орши побежали дальше по дороге к Вильно, точно так же играя в жмурки с преследующей армией. На Березине опять замешались, многие потонули, многие сдались, но те, которые перебрались через реку, побежали дальше. Главный начальник их надел шубу и, сев в сани, поскакал один, оставив своих товарищей. Кто мог – уехал тоже, кто не мог – сдался или умер.

    Казалось бы, в этой то кампании бегства французов, когда они делали все то, что только можно было, чтобы погубить себя; когда ни в одном движении этой толпы, начиная от поворота на Калужскую дорогу и до бегства начальника от армии, не было ни малейшего смысла, – казалось бы, в этот период кампании невозможно уже историкам, приписывающим действия масс воле одного человека, описывать это отступление в их смысле. Но нет. Горы книг написаны историками об этой кампании, и везде описаны распоряжения Наполеона и глубокомысленные его планы – маневры, руководившие войском, и гениальные распоряжения его маршалов.
    Отступление от Малоярославца тогда, когда ему дают дорогу в обильный край и когда ему открыта та параллельная дорога, по которой потом преследовал его Кутузов, ненужное отступление по разоренной дороге объясняется нам по разным глубокомысленным соображениям. По таким же глубокомысленным соображениям описывается его отступление от Смоленска на Оршу. Потом описывается его геройство при Красном, где он будто бы готовится принять сражение и сам командовать, и ходит с березовой палкой и говорит:
    – J"ai assez fait l"Empereur, il est temps de faire le general, [Довольно уже я представлял императора, теперь время быть генералом.] – и, несмотря на то, тотчас же после этого бежит дальше, оставляя на произвол судьбы разрозненные части армии, находящиеся сзади.
    Потом описывают нам величие души маршалов, в особенности Нея, величие души, состоящее в том, что он ночью пробрался лесом в обход через Днепр и без знамен и артиллерии и без девяти десятых войска прибежал в Оршу.
    И, наконец, последний отъезд великого императора от геройской армии представляется нам историками как что то великое и гениальное. Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок, и этот поступок на языке историков получает оправдание.
    Тогда, когда уже невозможно дальше растянуть столь эластичные нити исторических рассуждений, когда действие уже явно противно тому, что все человечество называет добром и даже справедливостью, является у историков спасительное понятие о величии. Величие как будто исключает возможность меры хорошего и дурного. Для великого – нет дурного. Нет ужаса, который бы мог быть поставлен в вину тому, кто велик.
    – «C"est grand!» [Это величественно!] – говорят историки, и тогда уже нет ни хорошего, ни дурного, а есть «grand» и «не grand». Grand – хорошо, не grand – дурно. Grand есть свойство, по их понятиям, каких то особенных животных, называемых ими героями. И Наполеон, убираясь в теплой шубе домой от гибнущих не только товарищей, но (по его мнению) людей, им приведенных сюда, чувствует que c"est grand, и душа его покойна.
    «Du sublime (он что то sublime видит в себе) au ridicule il n"y a qu"un pas», – говорит он. И весь мир пятьдесят лет повторяет: «Sublime! Grand! Napoleon le grand! Du sublime au ridicule il n"y a qu"un pas». [величественное… От величественного до смешного только один шаг… Величественное! Великое! Наполеон великий! От величественного до смешного только шаг.]
    И никому в голову не придет, что признание величия, неизмеримого мерой хорошего и дурного, есть только признание своей ничтожности и неизмеримой малости.
    Для нас, с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

    Кто из русских людей, читая описания последнего периода кампании 1812 года, не испытывал тяжелого чувства досады, неудовлетворенности и неясности. Кто не задавал себе вопросов: как не забрали, не уничтожили всех французов, когда все три армии окружали их в превосходящем числе, когда расстроенные французы, голодая и замерзая, сдавались толпами и когда (как нам рассказывает история) цель русских состояла именно в том, чтобы остановить, отрезать и забрать в плен всех французов.
    Каким образом то русское войско, которое, слабее числом французов, дало Бородинское сражение, каким образом это войско, с трех сторон окружавшее французов и имевшее целью их забрать, не достигло своей цели? Неужели такое громадное преимущество перед нами имеют французы, что мы, с превосходными силами окружив, не могли побить их? Каким образом это могло случиться?
    История (та, которая называется этим словом), отвечая на эти вопросы, говорит, что это случилось оттого, что Кутузов, и Тормасов, и Чичагов, и тот то, и тот то не сделали таких то и таких то маневров.
    Но отчего они не сделали всех этих маневров? Отчего, ежели они были виноваты в том, что не достигнута была предназначавшаяся цель, – отчего их не судили и не казнили? Но, даже ежели и допустить, что виною неудачи русских были Кутузов и Чичагов и т. п., нельзя понять все таки, почему и в тех условиях, в которых находились русские войска под Красным и под Березиной (в обоих случаях русские были в превосходных силах), почему не взято в плен французское войско с маршалами, королями и императорами, когда в этом состояла цель русских?
    Объяснение этого странного явления тем (как то делают русские военные историки), что Кутузов помешал нападению, неосновательно потому, что мы знаем, что воля Кутузова не могла удержать войска от нападения под Вязьмой и под Тарутиным.
    Почему то русское войско, которое с слабейшими силами одержало победу под Бородиным над неприятелем во всей его силе, под Красным и под Березиной в превосходных силах было побеждено расстроенными толпами французов?
    Если цель русских состояла в том, чтобы отрезать и взять в плен Наполеона и маршалов, и цель эта не только не была достигнута, и все попытки к достижению этой цели всякий раз были разрушены самым постыдным образом, то последний период кампании совершенно справедливо представляется французами рядом побед и совершенно несправедливо представляется русскими историками победоносным.
    Русские военные историки, настолько, насколько для них обязательна логика, невольно приходят к этому заключению и, несмотря на лирические воззвания о мужестве и преданности и т. д., должны невольно признаться, что отступление французов из Москвы есть ряд побед Наполеона и поражений Кутузова.
    Но, оставив совершенно в стороне народное самолюбие, чувствуется, что заключение это само в себе заключает противуречие, так как ряд побед французов привел их к совершенному уничтожению, а ряд поражений русских привел их к полному уничтожению врага и очищению своего отечества.
    Источник этого противуречия лежит в том, что историками, изучающими события по письмам государей и генералов, по реляциям, рапортам, планам и т. п., предположена ложная, никогда не существовавшая цель последнего периода войны 1812 года, – цель, будто бы состоявшая в том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с маршалами и армией.
    Цели этой никогда не было и не могло быть, потому что она не имела смысла, и достижение ее было совершенно невозможно.
    Цель эта не имела никакого смысла, во первых, потому, что расстроенная армия Наполеона со всей возможной быстротой бежала из России, то есть исполняла то самое, что мог желать всякий русский. Для чего же было делать различные операции над французами, которые бежали так быстро, как только они могли?
    Во вторых, бессмысленно было становиться на дороге людей, всю свою энергию направивших на бегство.
    В третьих, бессмысленно было терять свои войска для уничтожения французских армий, уничтожавшихся без внешних причин в такой прогрессии, что без всякого загораживания пути они не могли перевести через границу больше того, что они перевели в декабре месяце, то есть одну сотую всего войска.
    В четвертых, бессмысленно было желание взять в плен императора, королей, герцогов – людей, плен которых в высшей степени затруднил бы действия русских, как то признавали самые искусные дипломаты того времени (J. Maistre и другие). Еще бессмысленнее было желание взять корпуса французов, когда свои войска растаяли наполовину до Красного, а к корпусам пленных надо было отделять дивизии конвоя, и когда свои солдаты не всегда получали полный провиант и забранные уже пленные мерли с голода.
    Весь глубокомысленный план о том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с армией, был подобен тому плану огородника, который, выгоняя из огорода потоптавшую его гряды скотину, забежал бы к воротам и стал бы по голове бить эту скотину. Одно, что можно бы было сказать в оправдание огородника, было бы то, что он очень рассердился. Но это нельзя было даже сказать про составителей проекта, потому что не они пострадали от потоптанных гряд.
    Но, кроме того, что отрезывание Наполеона с армией было бессмысленно, оно было невозможно.
    Невозможно это было, во первых, потому что, так как из опыта видно, что движение колонн на пяти верстах в одном сражении никогда не совпадает с планами, то вероятность того, чтобы Чичагов, Кутузов и Витгенштейн сошлись вовремя в назначенное место, была столь ничтожна, что она равнялась невозможности, как то и думал Кутузов, еще при получении плана сказавший, что диверсии на большие расстояния не приносят желаемых результатов.
    Во вторых, невозможно было потому, что, для того чтобы парализировать ту силу инерции, с которой двигалось назад войско Наполеона, надо было без сравнения большие войска, чем те, которые имели русские.
    В третьих, невозможно это было потому, что военное слово отрезать не имеет никакого смысла. Отрезать можно кусок хлеба, но не армию. Отрезать армию – перегородить ей дорогу – никак нельзя, ибо места кругом всегда много, где можно обойти, и есть ночь, во время которой ничего не видно, в чем могли бы убедиться военные ученые хоть из примеров Красного и Березины. Взять же в плен никак нельзя без того, чтобы тот, кого берут в плен, на это не согласился, как нельзя поймать ласточку, хотя и можно взять ее, когда она сядет на руку. Взять в плен можно того, кто сдается, как немцы, по правилам стратегии и тактики. Но французские войска совершенно справедливо не находили этого удобным, так как одинаковая голодная и холодная смерть ожидала их на бегстве и в плену.
    В четвертых же, и главное, это было невозможно потому, что никогда, с тех пор как существует мир, не было войны при тех страшных условиях, при которых она происходила в 1812 году, и русские войска в преследовании французов напрягли все свои силы и не могли сделать большего, не уничтожившись сами.
    В движении русской армии от Тарутина до Красного выбыло пятьдесят тысяч больными и отсталыми, то есть число, равное населению большого губернского города. Половина людей выбыла из армии без сражений.
    И об этом то периоде кампании, когда войска без сапог и шуб, с неполным провиантом, без водки, по месяцам ночуют в снегу и при пятнадцати градусах мороза; когда дня только семь и восемь часов, а остальное ночь, во время которой не может быть влияния дисциплины; когда, не так как в сраженье, на несколько часов только люди вводятся в область смерти, где уже нет дисциплины, а когда люди по месяцам живут, всякую минуту борясь с смертью от голода и холода; когда в месяц погибает половина армии, – об этом то периоде кампании нам рассказывают историки, как Милорадович должен был сделать фланговый марш туда то, а Тормасов туда то и как Чичагов должен был передвинуться туда то (передвинуться выше колена в снегу), и как тот опрокинул и отрезал, и т. д., и т. д.
    Русские, умиравшие наполовину, сделали все, что можно сделать и должно было сделать для достижения достойной народа цели, и не виноваты в том, что другие русские люди, сидевшие в теплых комнатах, предполагали сделать то, что было невозможно.
    Все это странное, непонятное теперь противоречие факта с описанием истории происходит только оттого, что историки, писавшие об этом событии, писали историю прекрасных чувств и слов разных генералов, а не историю событий.
    Для них кажутся очень занимательны слова Милорадовича, награды, которые получил тот и этот генерал, и их предположения; а вопрос о тех пятидесяти тысячах, которые остались по госпиталям и могилам, даже не интересует их, потому что не подлежит их изучению.